Что такое погост? Значение слова "погост"

Введение уроков и погостов в Киевской Руси было неслучайным. Это результат реформаторской политики, которую повела Великая княгиня Ольга, после смерти своего мужа.

Неизвестно как могло сложиться будущее молодого государства, если бы после гибели мужа княгиня повторно вышла замуж, стала мужнею женой и возложила на супруга решение судьбы своего народа.

Но похоже, её действительно волновало будущее Киевской Руси. Женщина взяла узды правления в свои руки и сделала очень много не только для своего государства, но и для истории в целом.

Предпосылки к реформам

В 945 году был жестоко убит Киевский князь Игорь. Игорь грубо нарушил обычай, установленный ещё его отцом Рюриком. Он пытался дважды за один год взять дань с племени древлян.

Нужно отдать должное древлянам. Они пытались вразумить князя, выходили навстречу для мирных переговоров. Но переговоры не удались и подданные казнили своего правителя.

У Игоря остался наследник, малолетний сын Святослав. В год гибели отца мальчик был слишком мал, и власть перешла к вдове князя.

Но по законам язычников жена побеждённого князя должна была стать женой или наложницей победителя. Этим законом и решили воспользоваться древляне, преследуя одну цель - посадить на киевский трон своего правителя.

Переговоры шли долго. В летописи описаны неоднократные приходы послов с целью сватовства. Но не зря летописцы обрекли Ольгу мудрой , а народная молва хитрой .

Известно, что со сватами, как минимум дважды, женщина расправилась очень жестоко. Первая дипломатическая миссия мятежников была буквально похоронена заживо, вторая заживо сожжена.

Вероятно, такой ход новая правительница предприняла по двум причинам:

Из мести за смерть мужа.

Для утверждения личной власти в глазах собственного народа.

После такой расправы княжеская дружина безоговорочно приняла её власть.

Спустя год, княгиня сама вышла в поход вместе с воеводой и дружиной. Подошла к столице древлян Искоростени и спалила город.

Этими действиями Ольга продемонстрировала всем другим племенам, что бунт против верховной власти не прощается.

Дальнейшее правление славной княгини не имело масштабных жестоких действий. Правила она мудро и справедливо.

Реформы

Вот как представляют себе историки первую женщину - правительницу Руси. До наших дней не сохранилось ни одного изображение княгини. Все иллюстрации - это вымысел художников. Доподлинно известно, что отличалась женщина красотой небывалой. Об этом неоднократно повествуют различные исторические источники.

Раздумья о трагической гибели мужа, привели её к умозаключению о том, что все вопросы с полюдьем нужно решать как-то по-другому. Упразднить обычай, когда князь лично ездит в самые отдалённые уголки своих владений собирать дань и вершить суд.

Взяв власть в свои руки, Ольга осуществила первую в отечественной истории административную реформу .

Поделила землю на волости.

В волостях организовала погосты.

В погостах посадила чиновников - тиунов.

Ввела уроки - фиксированную дань.

Разделив землю на волости, правительнице стало проще осуществлять контроль, так как появились ответственные за конкретные земли. Центрами волостей стали погосты - крупные торговые сёла, стоявшие по речным берегам. Погосты были не только местом сбора дани. Поскольку они находились в местах пересечения торговых путей, они служили центрами торговли и обмена.

Посадила чиновников - тиунов. Они решали имущественные и другие противоречивые споры. Проводили настоящие расследования и дознания. Опрашивали свидетелей. И если не хватало улик обращались к языческим ясновидцам. Виноватых наказывали, как правило, штрафом. Смерть полагалась только за убийство.

Тиуны собирали дань, которая отныне была фиксированной. Произошла полная структуризация. Правда, были случаи неповиновения. Тогда призывали помощь ополчения.

Система была разработана чёткая. Урок - это чёткий размер дани. Люди за ранее знали, когда подойдёт срок оброка и сколько нужно отдать. Это делало жизнь простых людей более организованной.

Те, кто промышлял лесом да охотой давал меха, речные жители - рыбу, кто-то сдавал мёд, кто-то результаты труда прядения и ткачества.

Ольга жёстко контролировала порядок, появляясь в самых отдалённых своих владениях.

При Ольге расширение территорий, начатое князьями Рюриком и Олегом, продолжилось. Княгиня лично участвовала в покорении племён, живших по берегам рек Мста и Луга.

Она первая из русских правителей разграничила государственные и княжеские земли, государственные и собственные доходы. 2/3 дани шло Киеву, 1/3 княгиня оставляла себе на дворцовые и дипломатические расходы.

В этот период только Византия и государство саксов могли соперничать с ней по уровню развития.

Все земли, которые попадали под руководство правительницы подвергались немедленной реструктуризации. Погосты и уроки стали обязательным условием власти.

Расширением своих владений занимался подросший сын Ольги. Святослав постоянно находился в походах, его не занимали вопросы управления страной. Юноша вырос славным воином, верил только в силу меча. Он был убеждён, что княжеское дело расширять границы своего государства. Политику и дипломатию считал пустой тратой времени и с лёгкостью оставлял правления на мать. И хотя в 964 году началось его самостоятельное правление, все дела внутренней политики продолжала решать Ольга.

Закрепление реформаторской политики

Как известно, Ольга была отличным аналитиком. Она понимала, что обезопасить южные границы своего государства от постоянных набегов печенегов возможно, если сделать Византию своей союзницей. Тем более что это приумножило политический престиж Руси. Имелся и формальный повод для дипломатической акции - подписание нового договора.

Но она хотела найти более веский аргумент, который могли бы византийцы оценить как особую миссию. И тогда язычница Ольга сообщила византийскому императору, о своём намерении принять христианство. Это не был лицемерный поступок. Христианское учение давно привлекало умную, образованную женщину.

Весной 957 года русский флот, состоявший из трёх десятков кораблей, прибыл в бухту Царьграда. Впервые Царьград принимал владычицу огромной и мощной северной страны. Ей был оказан приём и всевозможные почести.

Второй приём был назначен через сорок дней. И всё это время княгиня готовилась к таинству крещения. Крестил её патриарх Палееф, а восприемником из купели был сам император, став, таким образом, её крёстным отцом.

Вернувшись в Киев, по приказу Ольги началось строительство храма во имя Софии. На родине княгини, в Псковской земле срубили и освятили церковь во имя Ильи пророка.

Мудрая княгиня не загоняла людей в купель силой полагая, что люди должны созреть для новой веры.

Политика Святослава

Тем временем князь Святослав подчинял Киеву огромные территории. Начатое ещё Олегом объединение восточнославянских племён было завершено. Русь взяла под свой контроль торговые пути по Волге и Дону, обезопасила южные границы, и заявила о себе, как об одном из сильнейших государств Европы.

Конечно, если бы Святослав прислушивался к словам своей матери, вероятно, ход истории был бы определён другим путём. Не имея чёткой структуры наследования, разделив земли русские между тремя своими сыновьями, Святослав положил начало междоусобным войнам, длившимся несколько столетий, ибо никогда князья русские не жили в мире.

Но нужно отдать ему должное. Он был славным воином, лучшим из лучших.

Летописи свидетельствуют, что это ему принадлежат знаменитые слова, обращённые к своей дружине: «Не посрамим земли русской, но ляжем костьми, ибо мёртвые сраму не имеют».

Князь на тысячу лет вперёд обозначил русские стратегические интересы на Балканах, предвосхитил будущие походы Петра I и Екатерины II. К сожалению, Святослав был лишён таланта устроителя государства, не дано было ему и религиозного прозрения.

Но путь, указанный Великой правительницей Ольгой, должен был привести к государственному величию. В конце концов так и случилось.

Данный исторический термин впервые был упоминается еще во времена, когда на русских землях еще вовсю поклонялись языческим идолам и богам, не ведая о христианстве. Сам термин произошел от славянского слова «погостина», которое означало место для разнообразных сборов, съездов или волостные земли, где велись торги, устраивались базары и заключались договора. Именно через такие волостные угодья был проложен знаменитый , ведущий из скандинавских земель в столицу Византийской империи, стольный град Константинополь. Погосты служили идеальным местом для сбора дани, которой варяги – торговцы солью, обложили местные славянские земли. После принятия в 988 году христианства на Руси Владимиром Великим погосты были немного изменены, так как на них появились церковные сооружения и кладбища, откуда и сформировалось нынешнее значение слова «погост» — кладбище. В эпоху наивысшего расцвета средневековой Руси слово «погост» все больше начинало употребляться в связи с сельской местностью и земельными уделами. В период упадка и феодальной раздробленности на русских землях волости часто переходили из рук в руки и поэтому многие «погосты» были либо разрушены или сожжены в результате нашествия татаро-монгольских войск. Позже на польских и литовских землях и вовсе многие погосты вошли в состав местных воеводств и были упразднены еще в 15-16 веках. На Северных землях же некогда великой Древней Руси никто из завоевателей так и не смог закрепиться и поэтому именно там погосты сохраняли свое значение еще несколько веков.

Погост как административно-территориальная единица в Древней Руси

Впервые погост как административно-территориальная единица на Руси был введен Княгиней Ольгой, вдовой князя киевского Игоря. Ольга разделила Новгородскую волость на погосты и установила точные размеры дани с данных земель. В дальнейшем такое деление распространилось на все земли русские, особенно в северных районах. Причем сохранилось деление на погосты аж до 1775 года, когда после уничтожения и завоевания запорожских земель было отменено указом другой великой женщиной отечественной истории,

Погост тем самым ассоциировался с местом остановки князя и его дружины во время сбора урока - погостьем (своего рода постоялый двор , от слов погостить, гостить, гостиница).

В дальнейшем погостами стали называть административно-территориальные единицы, состоящие из нескольких населённых пунктов (аналог современных сельских поселений , муниципальных образований районного уровня в областях), а также и населённые пункты , являющиеся центрами таких административно-территориальных единиц. Поскольку, после распространения христианства , на погостах были построены церкви, со временем слово стало обозначать село - деревню с приходской церковью и кладбищем при ней, - что сохранилось в названиях многих населённых пунктов и мест. Также погостом именуют центр поселения, с церковью и торговым местом, на котором также проходили совместные празднества. Разделение на погосты сохранялось на Севере (где отсутствовало помещичье землевладение) вплоть до г., когда было отменено.

В центральной России в XVIII-XIX веках погост - небольшое поселение, центр прихода , с церковью и кладбищем, с домами попа и причта . Если в таком селении появлялись крестьянские избы, то оно обычно именовалось селом .

Литература

  • Дьяченко, Григорий, протоиерей. Полный церковно-славянский словарь. - М., 1993. (репринт) - С.438.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Погост" в других словарях:

    Муж., новг. приход сельский; несколько деревень, под общим управлением и одного прихода; волость; отдельно стоящая на церковной земле церковь, с домами попа и причта, с кладбищем, в нижнем заволжье и новг. село, хотя тут нет ни одной крестьянской … Толковый словарь Даля

    Кладбище, некрополь, место вечного упокоения, буй Словарь русских синонимов. погост см. кладбище Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова. 2011 … Словарь синонимов

    ПОГОСТ, погоста, муж. 1. Сельское кладбище. Снести на погост (похоронить). 2. Сельская церковь с кладбищем и принадлежащим ей земельным участком и омом причта, расположенная отдельно, в стороне от поселения (устар.). 3. На севере название деревни … Толковый словарь Ушакова

    ПОГОСТ - сельский податной округ в Древней Руси слово, встречающееся в русских летописях ещё в языческие времена. В 947 г. великая княгиня Ольга Мудрая устанавливала Погост по р. Мсте. Самоё слово «П.» происходит от слова «погостина», т. е. съезжее место … Юридическая энциклопедия

    Первоначально центр сельской общины на северо западе Др. Руси. Позднее центр административно податного округа, крупное селение с церковью и кладбищем. С 18 в. погостом называют отдельно стоящую церковь с кладбищем, позднее сельское кладбище … Большой Энциклопедический словарь

    ПОГОСТ, а, муж. Кладбище, обычно сельское (в старину церковь в стороне от села с прилегающим участком и с кладбищем). Снесли на п. кого н. (похоронили). Мёртвых с погоста не носят (посл. о том, что невозможно возвратить или поправить). | прил.… … Толковый словарь Ожегова

    На плече стоит у кого. Яросл. Об очень старом человеке. ЯОС 8, 19. Выводить/ вывести к погосту кого. Кар. Выдавать замуж девушку в деревню с церковью. СРГК 4, 613. Выходить/ выйти к погосту. Кар. Выходить замуж в деревню с церковью. СРГК 4, 613 … Большой словарь русских поговорок

    Распространенный в русских источниках термин, имевший на протяжении X XVIII вв. различное значение. Первоначально погостами, видимо, называли сельские общины периферии Древнерусского государства, а также центры этих общин, где велась «гостьба»… … Русская история

    А; м. Сельское кладбище (в старину рядом с церковью). Снести на п. кого л. (похоронить). ◁ Погостный, ая, ое. П ые кресты. * * * погост первоначальный центр сельской общины на северо западе Древней Руси. Позднее административно территориальная… … Энциклопедический словарь

    Погост - Sp Pahòstas Ap Пагост/Pahost baltarusiškai (gudiškai) Ap Погост/Pogost rusiškai L C ir R Baltarusija … Pasaulio vietovardžiai. Internetinė duomenų bazė

Книги

  • Сент-Женевьев-де-Буа. Русский погост в предместье Парижа , Носик, Борис Михайлович. На знаменитом русском кладбище Сент Женевьев-де-Буа близ Парижа упокоились священники и царедворцы, бывшие министры и красавицы-балерины, великие князья и террористы, художники и белые…

Что такое Погост? Значение и толкование слова pogost, определение термина

1) Погост - - первоначально центр сельской общины на Северо-Западе Древней Руси. Позднее центр административно-податного округа, крупное селение с церковью и кладбищем. С XVIII в. П. называли отдельно стоящую церковь с кладбищем, позднее сельское кладбище.

2) Погост - - первоначально центр сельской общины на северо-западе Руси. Позднее центр административно-податного округа, крупное селение с церковью и кладбищем. С XVIII в. погостом называли отдельно стоящую церковь с кладбищем, позднее - сельское кладбище.

3) Погост - - центр административно - податного округа, крупное селение с церковью и кладбищем. С XVII в. название отдельно стоящей церкви с кладбищем; сельское кладбище.

4) Погост - - в Киевской Руси специальный пункт сбора дани.

5) Погост - распространенный в русских источниках термин, имевший на протяжении X-XVIII вв. различное значение. Первоначально погостами, видимо, называли сельские общины периферии Древнерусского государства, а также центры этих общин, где велась "гостьба" (торговля). Погостами постепенно стали называться и административно-территориальные единицы, состоявшие из многих селений, и центральное селение этого округа. Во главе погостов поставлены были особые должностные лица, отвечавшие за регулярное поступление дани. С распространением на Руси христианства в погостах строили церкви, близ которых находились кладбища, и название погосты получали обычно двойное - по селению и по церкви. Величина их была различна. В XI-XIV вв. погосты состояли из нескольких десятков и даже сотен деревень. Особенно характерны такие погосты доя новгородских владений. В центральных уездах в документах XV-XVI вв. погостами в большинстве случаев называли небольшие поселения с церковью и кладбищем, основными центрами общинной жизни здесь стали частновладельческие села. Как административно-территориальные подразделения, по которым раскладывались некоторые повинности, погосты дольше всего сохранялись в уездах, где было много черных и дворцовых земель. На Севере разделение на погосты официально прекратилось лишь в 1775. В XIX - н. XX вв. слово "погост" употреблялось в значении сельского прихода, участка пути и особенно часто кладбища. В последнем значении слово это распространено в устном народном творчестве и художественной литературе. С. Ш.

6) Погост - - первоначально центр сельской общины на северо-западе Древней Руси. Со второй половины X в. место сбора дани, позднее - центр административно-податного округа. С XVIII в. название отдельно стоящей церкви с кладбищем, позднее сельское кладбище.

7) Погост - - 1) место сбора дани в Древней Руси; были введены княгиней Ольгой в сер. X в. 2) административно-хозяйственная единица в средневековой Руси; 3) сельское кладбище; расположенная вдали от села церковь с кладбищем.

Погост

Первоначально центр сельской общины на Северо-Западе Древней Руси. Позднее центр административно-податного округа, крупное селение с церковью и кладбищем. С XVIII в. П. называли отдельно стоящую церковь с кладбищем, позднее сельское кладбище.

Первоначально центр сельской общины на северо-западе Руси. Позднее центр административно-податного округа, крупное селение с церковью и кладбищем. С XVIII в. погостом называли отдельно стоящую церковь с кладбищем, позднее - сельское кладбище.

Центр административно - податного округа, крупное селение с церковью и кладбищем. С XVII в. название отдельно стоящей церкви с кладбищем; сельское кладбище.

В Киевской Руси специальный пункт сбора дани.

распространенный в русских источниках термин, имевший на протяжении X-XVIII вв. различное значение. Первоначально погостами, видимо, называли сельские общины периферии Древнерусского государства, а также центры этих общин, где велась "гостьба" (торговля). Погостами постепенно стали называться и административно-территориальные единицы, состоявшие из многих селений, и центральное селение этого округа. Во главе погостов поставлены были особые должностные лица, отвечавшие за регулярное поступление дани. С распространением на Руси христианства в погостах строили церкви, близ которых находились кладбища, и название погосты получали обычно двойное - по селению и по церкви. Величина их была различна. В XI-XIV вв. погосты состояли из нескольких десятков и даже сотен деревень. Особенно характерны такие погосты доя новгородских владений. В центральных уездах в документах XV-XVI вв. погостами в большинстве случаев называли небольшие поселения с церковью и кладбищем, основными центрами общинной жизни здесь стали частновладельческие села. Как административно-территориальные подразделения, по которым раскладывались некоторые повинности, погосты дольше всего сохранялись в уездах, где было много черных и дворцовых земель. На Севере разделение на погосты официально прекратилось лишь в 1775. В XIX - н. XX вв. слово "погост" употреблялось в значении сельского прихода, участка пути и особенно часто кладбища. В последнем значении слово это распространено в устном народном творчестве и художественной литературе. С. Ш.

Первоначально центр сельской общины на северо-западе Древней Руси. Со второй половины X в. место сбора дани, позднее - центр административно-податного округа. С XVIII в. название отдельно стоящей церкви с кладбищем, позднее сельское кладбище.

1) место сбора дани в Древней Руси; были введены княгиней Ольгой в сер. X в. 2) административно-хозяйственная единица в средневековой Руси; 3) сельское кладбище; расположенная вдали от села церковь с кладбищем.

ПОГО́СТ, -а, м. Кладбище, обычно сельское (в старину церковь в стороне от села с прилегающим участком и с кладбищем). Снесли на п. кого-н. (похоронили). Мёртвых с ~а не носят (посл. о том, что невозможно возвратить или поправить).

| прил. ~ный , -ая, -ое.

С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова Толковый словарь русского языка


Интерактивный список. Начните вводить искомое слово.

ПОГОСТ это, что такое ПОГОСТ , значение слова ПОГОСТ , синонимы к ПОГОСТ , происхождение (этимология) ПОГОСТ , ПОГОСТ ударение, формы слова в других словарях

+ ПОГОСТ происхождение, этимология - Этимологический словарь русского языка. Фасмер Макс

ПОГОСТ происхождение, этимология

погост

род. п. -а "церковная община, приход, церковь с жилыми домами, службы", диал. "кладбище", пово́ст – то же, вятск. 1 , "подворье, одинокий постоялый двор", оренб. (Преобр.), др.-русск. погостъ "жилое подворье князя и его свиты при налогообложении" (Ипатьевск. летоп. под 947 г.), повостъ – то же (Лаврентьевск. летоп. под 947 г., дважды; см. Срезн. II, 1017 и сл.). Первонач. знач.: "постоялый двор, на котором временно останавливались князь и духовные лица". От гость, погости́ть; см. Потебня у Преобр. II, 85; Соболевский, ЖМНП, 1886, сент., стр. 146; Лекции 126. Знач. "кладбище" возникло из описанного более древнего по мотивам табу, согласно Зеленину (Табу 2, 150). С.-в.-р. пово́ст, по мнению Шахматова (Очерк 295), заимств. из ю.-в.-р. поɣо́ст. Лтш. раgаsts "крестьянское собрание для уплаты налогов" заимств. из русск. (М.–Э. 3, 28, с литер.). По мнению Корхонена (у Иохансена, Festschr. Наff 107), русск. слово, возм., возникло в связи с сев.-герм. обычаем гощения, привилегией которого пользовались также сканд. епископы; ср. фон Шверин у Хоопса, Reall. 2, 123 и сл.

1 У Преобр. (см. там же) указано севск. – Прим. ред.

+ ПОГОСТ - Т.Ф. Ефремова Новый словарь русского языка. Толково- словообразовательный

ПОГОСТ это

погост

пого ́ст

м.

1) Сельское кладбище.

2) устар. Сельская церковь с кладбищем, принадлежащим ей земельным участком и домом причта, расположенная в стороне от поселения.

3) местн. Название деревни, поселка, населенного саами.

4) местн. Постоялый двор вдали от селений, на дороге.

+ ПОГОСТ - Современный толковый словарь изд. «Большая Советская Энциклопедия»

ПОГОСТ это

ПОГОСТ

первоначально центр сельской общины на северо-западе Др. Руси. Позднее центр административно-податного округа, крупное селение с церковью и кладбищем. С 18 в. погостом называют отдельно стоящую церковь с кладбищем, позднее сельское кладбище.

+ ПОГОСТ - Малый академический словарь русского языка