Презентация на тему гелиоцентрическая система мира. Презентация по астрономии на тему "гелиоцентрическая система мира" Идеи Джордано Бруно

Слайд 2

Системы мира

  • Геоцентрическая
  • Гелиоцентрическая
  • Слайд 3

    Геоцентрическая

    Геоцентрическая система мира (от др.-греч.(геос) - Земля) - представление об устройстве мироздания, согласно которому центральное положение во Вселенной занимает неподвижная Земля, вокруг которой вращаются Солнце, Луна, планеты и звёзды.

    Теоретики: Фалес Милетский, Пифагор, Клавдий Птолемей, Анаксимен, Анаксимандр Милетский, Аристотель, Плиний Старший.

    Слайд 4

    сферическая симметрия Космоса (Анаксимандр);

    • «Земля является тяжёлым телом, а естественным местом для тяжёлых тел является центр Вселенной; как показывает опыт, все тяжелые тела падают отвесно, а поскольку они движутся к центру мира, Земля находится в центре.» (Аристотель);
    • равенство дня и ночи во время равноденствий и то, что во время равноденствия восход и закат наблюдается на одной и той же линии (Плиний Старший).

    Обоснование геоцентризма

    Слайд 5

    Достижения античной астрономии обобщил древнегреческий астроном Клавдий Птолемей. Он

    разработал геоцентрическую систему мира, создал теорию видимого движения Луны и пяти известных планет

    • Клавдий Птолемей
    • Представление о строении Вселенной.Иллюстрация Камиля Фламмариона
  • Слайд 6

    Геоцентрическая система Птолемея. Планеты обращаются вокруг неподвижной Земли. Их

    неравномерное видимое перемещение относительно звезд объясняется при помощи дополнительных круговых движений по эпициклам

    Слайд 7

    Система Птолемея изложена в его главном труде «Альмагест»(«Великое математическое построение

    астрономии в XIII книгах»)- энциклопедии астрономических знаний древних

    Титульный лист Альмагеста

    Слайд 8

    Отказ от геоцентризма XVII век

    События, приведшие к отказу от геоцентрической системы:

    • создание гелиоцентрической теории планетных движений Коперником;
    • телескопические открытия Галилея;
    • открытие законов Кеплера;
    • создание классической механики и открытие закона всемирного тяготения Ньютоном.
  • Слайд 9

    Гелиоцентрическая

    • Гелиоцентрическая система мира (от др.-греч.(гелиос) - Солнце) - представление о об устройстве мироздания, согласно которому Солнце является центральным небесным телом, вокруг которого вращается Земля и другие планеты.
    • Теоретики: Аристарх Самосский, Николай Коперник, Иоганн Кеплер, Галилео Галилей, Джордано Бруно.
  • Слайд 10

    Развитие гелиоцентризма

    • III век до н.э - Аристархом Самосским была предложена подлинно гелиоцентрическая система.
    • XVI век - Николай Коперник разработал теорию движения планет вокруг Солнца

    XVI- XVII века:

    Иоганн Кеплер (используя наблюдения Тихо Браге) вывел свои законы;

    Галилео Галилей совершил ряд открытий с помощью своего телескопа.

    Слайд 11

    Николай Коперник (1473-1543), великий польский астроном, создатель гелиоцентрической системы

    мира. Он совершил переворот в естествознании, отказавшись от принятого в течение многих веков учения о центральном положении Земли. Коперник объяснил видимые движения небесных светил вращением Земли вокруг оси и обращением планет, в том числе Земли, вокруг Солнца

    Слайд 12

    Гелиоцентрическая система мира Коперника

    В центре мира находится Солнце. Вокруг Земли движется лишь Луна. Земля является третьей по удаленности от Солнца планетой. Она обращается вокруг Солнца и вращается вокруг своей оси. На очень большом расстоянии от Солнца Коперник поместил «сферу неподвижных звезд».

    Слайд 13

    Коперник просто и естественно объяснил петлеобразное движение планет тем, что мы наблюдаем обращающиеся вокруг Солнца планеты не с неподвижной Земли, а с Земли, движущейся тоже вокруг Солнца

    Слайд 14

    Гелиоцентрическая система мира

    Свою систему мира великий польский астроном Николай Коперник (1473-1543) изложил в книге “О вращениях небесных сфер", вышедшей в год его смерти. В этой книге он доказал, что Вселенная устроена совсем не так, как много веков утверждала религия.

    Во все странах почти полтора тысячелетия владело умами людей ложное учение Птолемея, который утверждал, что Земля неподвижно покоится в центре Вселенной. Последователи Птолемея в угоду церкви придумывали все новые “разъяснения" и “доказательства" движения планет вокруг Земли, чтобы сохранить “истинность" и “святость" его ложного учения. Но от этого система Птолемея становилась все более надуманной и искусственной.

    Слайд 15

    Гениально просто Коперник объяснял, что мы воспринимаем движение далеких небесных тел так же, как и перемещение различных предметов на Земле, когда сами находимся в движении.

    Мы скользим в лодке по спокойно текущей реке, и нам кажется, что лодка и мы в ней неподвижны, а берега “плывут" в обратном направлении. Точно так же нам только кажется, что Солнце движется вокруг Земли. А на самом деле Земля со всем, что на ней находится, движется вокруг Солнца и в течение года совершает полный оборот по своей орбите.

    Тема . Эволюция представлений о системе мира: от геоцентрических систем мира древнегреческих философов до гелиоцентрической системы Коперника.

    Цели урока . На примере создания системы мира показать учащимся:

    1) путь научного познания: факты - гипотеза - факты - новая гипотеза -… -теория;

    2) относительность истины;

    3) возможность интерпретации одних и тех же явлений в различных системах отсчета;

    Основные понятия . Геоцентрическая система мира, гелиоцентрическая система мира.

    Демонстрационный материал . Иллюстрации. Модели.

    Самостоятельная деятельность учащихся. Выполнение поисковых заданий, создание презентаций, систематизация материала в форме таблицы.

    Мировоззренческий аспект урока. Развивать навыки логического мышления учащихся и научного подхода к изучению мира. Анализ накопления знаний по астрономии происходило со времен древних цивилизаций. Модели Вселенной.

    Время, мин

    Приемы и методы

    1. Подготовка доклада, презентации

    Иллюстрации, модели

    Выполнение поисковых заданий

    2. Вступительное слово учителя

    Беседа с учащимися

    3. Выступление учащихся

    Иллюстрации, модели

    Выступления учащихся

    4. Сравнение геоцентрической и гелиоцентрической теорий. Рефлексия

    5. Задание на дом

    Подготовка к уроку.


    Выбор учащимися темы доклада. Подготовка устного сообщения, презентации для иллюстрации доклада и газеты формата А5.

    Литература

    Эрик Роджерс «Физика для любознательных», т. 2, М.: «Мир», 1970. , «Планета Земля. Развитие идей и представлений» учебное пособие . М.: Интерпакс, 1994.

    Темы сообщений

    Вселенная по представлениям Фалеса. Система мира Пифагора. Система мира Филолая. Система мира Евдоксия. Система мира Аристотеля. Система мира Аристарха. Система мира Гиппарха. Система мира Птолемея. Система мира Коперника.

    Конспект урока.

    Накопление знаний по астрономии происходило со времен древних цивилизаций от простой регистрации тех или иных фактов до систематических наблюдений. Из этих фактов возникали легенды, поучавшие детей или успокаивавшие простой народ. В этих легендах Солнце считалось божеством, планете Венера поклонялись, рассказывалось об «обители блаженства», находящейся над хрустальным сводом звезд. Но сами легенды не были лишь суеверными мифами. Это были предвестники научной теории, их связь с фактами была слабой, скорее фантастической, однако они создавали основу для «объяснения» этих фактов. Когда зародилась греческая цивилизация, ее мыслители основали в науке новые методы: они стали искать общие схемы объяснения, которые взывали бы к человеческой любознательности. Они уже не довольствовались простыми мифами, удовлетворявшими любопытство толпы. Они ставили себе задачу «предвосхитить явление», т. е. создать такую схему, которая могла бы объяснить факты. Это было гораздо важнее простого собрания фактов или создания описания каждого нового факта отдельной теории. Это был интеллектуальный прогресс, начало создания научной теории.

    Первые греческие ученые нарисовали простую картину устройства Вселенной, но по мере накопления данных они усложняли схемы, чтобы объяснить детали тех или иных явлений: сначала простые факты о Земле, затем более детальные схемы, объясняющие движение небосвода в целом, а также Солнца, Луны и планет в отдельности.

    На каждой стадии ученые пытались на основе немногих простых допущений или общих принципов создать возможно более логичное и полное «объяснение» или описание наблюдаемого явления. Такое объяснение должно было способствовать систематизации накопленных фактов и получению дальнейших предсказаний. Но, прежде всего оно должно было укреплять веру в существование системы, объединяющей различные явления, в разумное устройство природы. Хотя поиски схемы иногда диктовались практической необходимостью, например необходимостью создания календаря, удовлетворение, получаемое учеными от четкого объяснения разнообразных явлений, далеко выходило за эти рамки. Вынуждаемые необходимостью задавать вопрос почему, греческие философы искали и создавали научные теории. Хотя наши современные стремления проверять все с помощью эксперимента и богатство научного оборудования привели к огромным изменениям в наших представлениях, мы по-прежнему разделяем восторг греков перед теорией, которая «предвосхищает явления». Посмотрим, как создавались их теории.

    Задание учащимся. Слушая выступления одноклассников, заполните следующие графы таблицы:

    2) факты, которые не укладывались в предшествующую модель строения вселенной и объясняла (или пыталась объяснить) данная система мира;


    3) схема и краткое описание модели мира.


    600 г. до н. э.

    Суточное движение звезд, годовое и суточное движение Солнца и Луны

    Земля - плоский диск, звезды прикреплены к вращающейся сфере, плоскость эклиптики наклонена относительно траектории звезд (рис. 1 и рис.2)

    530 г. до н. э.

    Перемещение планет, Солнца и Луны на фоне звезд с различными скоростями.

    Земля - шар окружена концентрическими прозрачными сферами, на каждой из которых находится небесные тела: ближайшее к Земле - Луна, затем Меркурий, Венера, Солнце, Марс, Юпитер, Сатурн. Внешняя сфера содержала звезды и совершала полный оборот за сутки, остальные вращались медленнее.

    Общий принцип - «сферы» - это «совершенные» формы, а равномерные вращения - «совершенные» движения. (рис. 3, 4)

    Солнце, Луна, Венера, Меркурий, Венера, Марс, Юпитер, Сатурн медленно движутся среди звезд с запада на восток. Звезды же движутся с востока на запад.

    Центр Вселенной - не Земля, а центральный огонь - «сторожевая башня богов»; Земля вращается вокруг этого огня, совершая за сутки полный оборот по малой орбите, причем ее обитаемая часть всегда обращена в противоположную сторону от этого центрального огня. Это движение Земли объясняло ежедневное движение звезд на небе: внешняя хрустальная сфера при этом могла покоиться. (Рис. 5)

    Евдоксий

    370 г. до н. э.

    Планета не движется неравномерно по петлеобразной траектории. Солнце и Луна, движутся по своим годовым и месячным траекториям с переменными скоростями.

    Система состоит из 27 концентрических сфер, подобно шелухе луковицы. Каждой планете соответствовало несколько сфер, расположенных одна внутри другой и вращающихся вокруг различных осей: по три сферы для Солнца и Луны, по четыре для каждой планеты и одна внешняя сфера для всех звезд. Каждая сфера закреплена на оси, которая проходит через отверстие в следующей сфере, и расположена вне, причем оси вращения имеют различные направления. Комбинированные движения с надлежащим образом выбранными направлениями вращения соответствуют наблюдениям. (Рис. 6, 7)

    Аристотель

    340 г. до н. э.

    Система мира Евдоксия не согласовывалась с более точными наблюдениями движения планет

    Увеличение числа сфер до 55.

    Систематизировал знания и привел доказательства шарообразности Земли.

    Аристарх

    240 г. до н. э.

    Сложность системы Аристотеля привела к попытке упрощения схемы

    1) Земля вращается, и этим вращением объясняется суточное движение звезд;

    2) Земля движется вокруг Солнца, совершая полный оборот по орбите в течение года; другие планеты движутся подобным же образом - это объясняет видимые движения Солнца и планет относительно звезд.

    140 г. до н. э.

    Неравномерное движение Солнца и Луны, петлеобразное движение планет

    Планета движется равномерно по окружности (эпициклу), центр которой равномерно движется по другой окружности (деференту), центром которой уже является Земля (Рис. 8, 9)

    Птолемей

    120 г. до н. э.

    Определил точные положения планет, Солнца и Луны по отношению к неподвижным звездам

    Звездное небо - это сфера, вращающаяся вокруг неподвижной оси и совершающая полный оборот за 24 часа.

    Солнце движется вокруг Земли согласно эпициклической схеме Гиппарха; Луна движется по более сложной эпициклоиде.

    Чтобы объяснить движение планет, Птолемей создал схему эпициклов, в которой Земля находится не в центре главного круга, а была бы несколько сдвинута относительно него, т. е. расположена эксцентрично. Но и этого оказалось недостаточно, и Птолемей построил схему, в которой не только расположил Землю эксцентрично, но и сдвинул центр равномерного вращения в противоположную сторону. (Рис. 10)

    Это была сложная система главных и вспомогательных кругов с различными радиусами, скоростями, наклонами и эксцентриситетами различной величины и направлений. Эта система, работающая подобно сложному передаточному механизму, позволяла из года в год точно предсказывать положения планет и определять эти положения в прошлом. Подобно хорошей системе механизмов, она была основана на простых принципах: круги с постоянными радиусами, вращение с постоянной скоростью.

    Коперник

    Движения всех планет тем или иным образом согласовывались с движением Солнца, например, периоды обращения Венеры и Меркурия по деферентам и периоды обращения Марса, Юпитера и Сатурна по эпициклам в точности равнялись одному году - периоду обращения Солнца вокруг Земли.

    Все планеты движутся по орбитам вокруг неподвижного Солнца, Земля обходит Солнце за год, вращаясь при этом вокруг оси и совершая полный оборот за 24 часа. «Неподвижные звезды» и Солнце покоятся в небе. Сложное движение планеты по эпициклоиде складывается из собственного движения планеты по кругу и движения Земли вокруг Солнца. Для устранения расхождений между рассчитанными и наблюдаемыми движениями планет на небе Коперник вынужден был вводить эпициклы.


    Наблюдаемые на земном небе движения планет одинаково хорошо могли быть описаны в рамках каждой из моделей Вселенной: и Птолемея и Коперника. Рассмотрим это подробнее на примере движения внутренних планет.

    1 В гелиоцентрической модели (рис 11), соответствующей реальной картине, Венера совершает оборот вокруг Солнца за 225 дней, а Земля за год. Так как Венера движется вокруг Солнца быстрее Земли, взаимное положение этих трех тел все время меняется. Существует несколько характерных конфигураций: соединения (нижнее и верхнее), когда все три тела находятся на одной линии, и элонгации (западная и восточная), когда угол с Земли на Солнце и на Венеру максимален, и достигает 48°. Идентичные конфигурации (например, нижнее соединение), повторяются для Венеры каждые 584 суток.

    https://pandia.ru/text/80/111/images/image012_4.jpg" width="539" height="172">

    Рис. 11. Гелиоцентрическая модель: период обращения Венеры вокруг Солнца - 225 дней; Земли вокруг Солнца - 1 год.

    Рис. 12 Геоцентрическая система мира Птолемея: период обращения Венеры по деференту - 1 год; по эпициклу - 584 дня; период обращения Солнца вокруг Земли - 1 год

    б) Движение Венеры в модели Птолемея (рис. 12) представим как результат движения по эпициклу, совпадающему с орбитой Венеры вокруг Солнца, и движения по деференту, совпадающему с орбитой Солнца вокруг Земли. Если оставить без изменения орбиту Солнца, но пропорционально уменьшить и деферент, и эпицикл Венеры, то тем самым мы перейдем к Птолемеевой модели. Земной наблюдатель этой подмены не заметит, так как направление на Венеру и на Солнце будет таким же, как и в гелиоцентрической.

    Таким образом, и модель Птолемея и модель Коперника, были полностью взаимозаменяемы в геометрическом отношении, поэтому попытки доказать преимущества одной из них заведомо обречены на провал. Истину нужно было искать в неувязках моделей с реальной картиной движения планет, причина которых на самом деле заключалась в том, что планеты имеют не круговые, а эллиптические орбиты. Это удалось понять Иоганну Кеплеру.

    Первоначально Кеплер сосредоточил почти все свои усилия на изучении движения Марса. Он начинал свои исследования как убежденный коперниканец, но для согласования имевшихся высокоточных астрономических данных с этой моделью, в нее приходилось вводить все новые и новые эпициклы. Модель Коперника, в конечном счете, стала почти такой же громоздкой, как и модель Птолемея, а расчетное движение Марса по небу все равно не совсем точно соответствовало наблюдаемому.

    После долгих лет упорной работы Иоганн Кеплер нашел решение этой проблемы - он отверг идею о движении небесных тел по окружностям и постулировал, что Марс и другие планеты (в том числе и Земля) обращаются вокруг Солнца по эллиптическим орбитам. Это была настоящая научная революция: одним ударом отвергалась не только идея совершенных круговых орбит, но и модель Вселенной с неподвижной Землей в центре! Кеплеру удалось удивительно точно описать движения планет на небе и сформулировать три закона движения небесных тел, снискавших ему спустя десятилетия имя «законодателя неба». Современную гелиоцентрическую систему обычно называют системой Коперника, хотя правильнее было бы назвать ее системой Кеплера.

    Выводы Кеплера столь кардинально расходились с традиционным мировоззрением, что некоторое время просто игнорировались. Но примерно в те же годы происходит еще одно событие в итальянском городе Пиза известный физик и механик Галилео Галилей (1564-1642) воспользовался недавно изобретенной «зрительной трубой» для изучения звездного неба. Конечно, не он первый смотрел в телескопическую трубу на звезды, но он был первым, кто сумел увидеть фазы Венеры, характер смены которых никак нельзя было объяснить в рамках античной геоцентрической модели.

    В геоцентрической модели Клавдия Птолемея Венера всегда находится между Землей и Солнцем, и поэтому обращена к Земле своей затененной стороной. В этой модели с Земли должен был бы наблюдаться только узкий серп Венеры. В модели Птолемея Венера ни в каком из своих положений не могла бы наблюдаться в виде полумесяца и более полных фаз.

    https://pandia.ru/text/80/111/images/image015_3.jpg" width="400" height="300">

    Модель «Вращение Венеры»

    Вопросы учащимся

    1. Все утверждения за исключением одного характеризуют геоцентрическую систему мира. Укажите исключение.

    А) Земля находится в центре мира или около него.

    Б) Планеты движутся вокруг Земли.

    В) Суточное движение Солнца происходит вокруг Земли.

    Г) Луна движется вокруг Солнца.

    Е) Суточное движение звезд происходит вокруг Земли.

    2. По мнению древних астрономов, планеты отличаются от звезд тем, что

    А) движутся по круговым орбитам;

    Б) непохожи на Землю по своему составу;

    В) движутся иногда в направлении противоположном движению звезд;

    Г) движутся вокруг Солнца;

    Д) находятся ближе к Земле, чем Солнце.

    3. Какие из наблюдаемых явлений могут быть объяснены в рамках геоцентрической теории? 1) Ежедневный восход Солнца на востоке и заход на западе.

    2) Вращение звездного неба вокруг полюса мира.

    3) Происходящие иногда солнечные затмения.

    А) 1 и 2.

    Б) 2 и 3.

    В) 1 и 3.

    Г) все.

    Д) ни одно.

    4. Гелиоцентрическая система мира объясняет петлеобразное движение планет:

    А) различием скоростей движения Земли и планеты по орбитам;

    Б) суточным вращением Земли;

    В) сочетанием движения Солнца по эклиптике и движения планет вокруг Солнца;

    Г) изменением скорости движения планеты по орбите;

    Д) взаимным притяжением планет.

    5. Без какого из следующих утверждений не мыслима гелиоцентрическая теория?

    А) Планеты обращаются вокруг Солнца.

    Б) Солнце имеет шарообразную форму.

    В) Земля имеет шарообразную форму.

    Г) Планеты обращаются вокруг Земли.

    Д) Земля вращается вокруг своей оси.

    6. Укажите, какой из следующих фактов опровергает гипотезу о неподвижности Земли и движении Солнца вокруг нее:

    А) ежедневная кульминация Солнца.

    Б) движение звезд, наблюдаемое в течение ночи.

    В) движение Солнца на фоне звезд, происходящее в течение года.

    Г) ежедневный восход и заход Солнца.

    Д) ни один из этих фактов.

    Ответы на вопросы


    Задания 1-6 взяты из книги, «Дидактический материал по астрономии». М., Просвещение, 1979
















    1 из 15

    Презентация на тему: Гелиоцентрическая система мира

    № слайда 1

    Описание слайда:

    № слайда 2

    Описание слайда:

    Великий польский астроном Николай Коперник (1473–1543) разработал гелиоцентрическую систему мира. Он совершил переворот в естествознании, отказавшись от принятого в течение многих веков учения о центральном положении Земли. Коперник объяснил видимые движения небесных светил вращением Земли вокруг оси и обращением планет, в том числе Земли, вокруг Солнца. Николай Коперник

    № слайда 3

    Описание слайда:

    Историческая справка о Н.Копернике Знаменитый астроном, преобразователь этой науки и положивший начало современному представлению о системе мира. Много спорили о том, был ли К. поляком или немцем; ныне национальность его не подлежит сомнению, так как отыскан список студентов Падуанского университета, в котором К. записан в числе учившихся там поляков. Родился в Торне, в купеческой семье. В 1491 г. поступил в Краковский университет, где с одинаковым усердием изучал математику, медицину и богословие. По окончании курса К. путешествовал по Германии и Италии, слушал лекции о разных университетах, а одно время даже и сам профессорствовал в Риме; в 1503 г. он вернулся в Краков и прожил тут целых семь лет, состоя профессором университета и занимаясь астрономическими наблюдениями. Однако, шумная жизнь университетских корпораций была не по душе К. и в 1510 г. он переселился к Фрауенбург, маленький городок на берегу Вислы, где провел всю остальную жизнь, состоя каноником католического костела и посвящая свои досуги астрономии и безвозмездному лечению больных

    № слайда 4

    Описание слайда:

    Коперник полагал, что Вселенная ограничена сферой неподвижных звезд, которые расположены на невообразимо огромных, но все-таки конечных расстояниях от нас и от Солнца. В учении Коперника утверждалась огромность Вселенной и бесконечность ее. Коперник также впервые в астрономии не только дал правильную схему строения Солнечной системы, но и определил относительные расстояния планет от солнца и вычислил период их обращения вокруг него.

    № слайда 5

    Описание слайда:

    Гелиоцентрическая система мира Коперника В центре мира находится Солнце. Вокруг Земли движется лишь Луна. Земля является третьей по удаленности от Солнца планетой. Она обращается вокруг Солнца и вращается вокруг своей оси. На очень большом расстоянии от Солнца Коперник поместил «сферу неподвижных звезд».

    № слайда 6

    Описание слайда:

    № слайда 7

    Описание слайда:

    Гелиоцентрическая система мира Свою систему мира великий польский астроном Николай Коперник (1473-1543) изложил в книге “О вращениях небесных сфер”, вышедшей в год его смерти. В этой книге он доказал, что Вселенная устроена совсем не так, как много веков утверждала религия. Во все странах почти полтора тысячелетия владело умами людей ложное учение Птолемея, который утверждал, что Земля неподвижно покоится в центре Вселенной. Последователи Птолемея в угоду церкви придумывали все новые “разъяснения” и “доказательства” движения планет вокруг Земли, чтобы сохранить “истинность” и “святость” его ложного учения. Но от этого система Птолемея становилась все более надуманной и искусственной.

    № слайда 8

    Описание слайда:

    Задолго до Птолемея греческий ученый Аристарх утверждал, что Земля движется вокруг Солнца. Позже, в средние века, передовые ученые разделяли точку зрения Аристарха о строении мира и отвергали ложное учение Птолемея. Незадолго до Коперника великие итальянские ученые Николай Кузанский и Леонардо да Винчи утверждали, что Земля движется, что она совсем не находится в центре Вселенной и не занимает в ней исключительного положения. Почему же, несмотря на это, система Птолемея продолжала господствовать? Потому, что она опиралась на всесильную церковную власть, которая подавляла свободную мысль, мешала развитию науки. Кроме того, ученые, отвергавшие учение Птолемея и высказывавшие правильный взгляды на устройство Вселенной, не могли еще их убедительно обосновать.

    № слайда 9

    Описание слайда:

    Это удалось сделать только Николаю Копернику. После тридцати лет упорнейшего труда, долгих размышлений и сложных математических вычислений он показал, что Земля - только одна из планет, а все планеты обращаются вокруг Солнца. Своей книгой он бросил вызов церковным авторитетам, разоблачая их полное невежество в вопросах устройства Вселенной. Коперник не дожил до того времени, когда его книга распространилась по всему свету, открывая людям правду о Вселенной. Он был при смерти, когда друзья принесли и вложили в его холодеющие руки первый экземпляр книги.

    № слайда 10

    Описание слайда:

    Коперник родился в 1473 г. в польском городе Торуни. Он жил в трудное время, когда Польша и ее сосед - Русское государство - продолжало вековую борьбу с захватчиками - тевтонскими рыцарями и татаро-монголами, стремившимися поработить славянские народы. Коперник рано лишился родителей. Его воспитал дядя по матери Лукаш Ватцельроде - выдающийся общественно-политический деятель того времени. Жажда знаний владела Коперником с детства, Сначала он учился у себя на родине. Потом продолжал образование в итальянских университетах, Конечно, астрономия там изучалась по Птолемею, но Коперник тщательно изучал и все сохранившиеся труды великих математиков и астрономию древности.

    № слайда 11

    Описание слайда:

    № слайда 12

    Описание слайда:

    Что же заключает в себе книга Коперника “О вращении небесных сфер” и почему она нанесла такой сокрушительный удар по системе птолемея, которая со всеми изъянами держалась четырнадцать веков под покровительством всесильной в ту эпоху церковной власти? В этой книге Николай Коперник утверждал, что Земля и другие планеты - спутники солнца. Он показал, что именно движение Земли вокруг солнца и ее суточным вращением вокруг своей оси объясняется видимое движение Солнца, странная запутанность в движении планет и видимое вращение небесного свода.

    № слайда 13

    Описание слайда:

    Гениально просто Коперник объяснял, что мы воспринимаем движение далеких небесных тел так же, как и перемещение различных предметов на Земле, когда сами находимся в движении. Мы скользим в лодке по спокойно текущей реке, и нам кажется, что лодка и мы в ней неподвижны, а берега “плывут” в обратном направлении. Точно так же нам только кажется, что Солнце движется вокруг Земли. А на самом деле Земля со всем, что на ней находится, движется вокруг Солнца и в течение года совершает полный оборот по своей орбите.

    № слайда 14

    Описание слайда:

    И точно так же, когда Земля в своем движении вокруг Солнца обгоняет другую планету, нам кажется, что планета движется назад, описывая петлю на небе. В действительности планеты движутся вокруг Солнца по орбитам правильной, хотя и не идеально круговой формы, не делая никаких петель. Коперник, как и древнегреческие ученые, что орбиты, по которым движутся планеты, могут быть только круговыми.

    № слайда 15

    Описание слайда:

    Презентация на тему "Гелиоцентрическая система мира" по астрономии в формате powerpoint. В данной презентации для школьников рассказывается о гелиоцентрической системе мира и ее создателе.

    Фрагменты из презентации

    Великий польский астроном Николай Коперник (1473–1543) разработал гелиоцентрическую систему мира. Он совершил переворот в естествознании, отказавшись от принятого в течение многих веков учения о центральном положении Земли. Коперник объяснил видимыедвижения небесных светил вращением Земли вокруг оси и обращением планет, в том числе Земли, вокруг Солнца.

    Историческая справка о Н. Копернике

    • Знаменитый астроном, преобразователь этой науки и положивший начало современному представлению о системе мира. Много спорили о том, был ли К. поляком или немцем; ныне национальность его не подлежит сомнению, так как отыскан список студентов Падуанского университета, в котором К. записан в числе учившихся там поляков. Родился в Торне, в купеческой семье.
    • В 1491 г. поступил в Краковский университет, где с одинаковым усердием изучал математику, медицину и богословие. По окончании курса К. путешествовал по Германии и Италии, слушал лекции о разных университетах, а одно время даже и сам профессорствовал в Риме; в 1503 г. он вернулся в Краков и прожил тут целых семь лет, состоя профессором университета и занимаясь астрономическими наблюдениями. Однако, шумная жизнь университетских корпораций была не по душе К. и в 1510 г. он переселился к Фрауенбург, маленький городок на берегу Вислы, где провел всю остальную жизнь, состоя каноником католического костела и посвящая свои досуги астрономии и безвозмездному лечению больных

    Гелиоцентрическая система мира Коперника

    • В центре мира находится Солнце. Вокруг Земли движется лишь Луна. Земля является третьей по удаленности от Солнца планетой. Она обращается вокруг Солнца и вращается вокруг своей оси. На очень большом расстоянии от Солнца Коперник поместил «сферу неподвижных звезд».
    • Коперник просто и естественно объяснил петлеобразное движение планет тем, что мы наблюдаем обращающиеся вокруг Солнца планеты не с неподвижной Земли, а с Земли, движущейся тоже вокруг Солнца
    • Свою систему мира великий польский астроном Николай Коперник (1473-1543) изложил в книге "О вращениях небесных сфер”, вышедшей в год его смерти. В этой книге он доказал, что Вселенная устроена совсем не так, как много веков утверждала религия.
    • Во все странах почти полтора тысячелетия владело умами людей ложное учение Птолемея, который утверждал, что Земля неподвижно покоится в центре Вселенной. Последователи Птолемея в угоду церкви придумывали все новые "разъяснения” и "доказательства” движения планет вокруг Земли, чтобы сохранить "истинность” и "святость” его ложного учения. Но от этого система Птолемея становилась все более надуманной и искусственной.
    • Задолго до Птолемея греческий ученый Аристарх утверждал, что Земля движется вокруг Солнца. Позже, в средние века, передовые ученые разделяли точку зрения Аристарха о строении мира и отвергали ложное учение Птолемея. Незадолго до Коперника великие итальянские ученые Николай Кузанский и Леонардо да Винчи утверждали, что Земля движется, что она совсем не находится в центре Вселенной и не занимает в ней исключительного положения.
    • Почему же, несмотря на это, система Птолемея продолжала господствовать? Это удалось сделать только Николаю Копернику. После тридцати лет упорнейшего труда, долгих размышлений и сложных математических вычислений он показал, что Земля - только одна из планет, а все планеты обращаются вокруг Солнца. Своей книгой он бросил вызов церковным авторитетам, разоблачая их полное невежество в вопросах устройства Вселенной.
    • Коперник не дожил до того времени, когда его книга распространилась по всему свету, открывая людям правду о Вселенной. Он был при смерти, когда друзья принесли и вложили в его холодеющие руки первый экземпляр книги.
    • Коперник родился в 1473 г. в польском городе Торуни. Он жил в трудное время, когда Польша и ее сосед - Русское государство - продолжало вековую борьбу с захватчиками - тевтонскими рыцарями и татаро-монголами, стремившимися поработить славянские народы.
    • Коперник рано лишился родителей. Его воспитал дядя по матери Лукаш Ватцельроде - выдающийся общественно-политический деятель того времени. Жажда знаний владела Коперником с детства, Сначала он учился у себя на родине. Потом продолжал образование в итальянских университетах, Конечно, астрономия там изучалась по Птолемею, но Коперник тщательно изучал и все сохранившиеся труды великих математиков и астрономию древности.
    • У него уже тогда возникли мысли о правоте догадок Аристарха, о ложности системы Птолемея. Но ни одной астрономией занимался Коперник. Он изучал философию, право, медицину и вернулся на родину всесторонне образованным, для своего времени, человеком.
    • Что же заключает в себе книга Коперника "О вращении небесных сфер” и почему она нанесла такой сокрушительный удар по системе птолемея, которая со всеми изъянами держалась четырнадцать веков под покровительством всесильной в ту эпоху церковной власти? В этой книге Николай Коперник утверждал, что Земля и другие планеты - спутники солнца. Он показал, что именно движение Земли вокруг солнца и ее суточным вращением вокруг своей оси объясняется видимое движение Солнца, странная запутанность в движении планет и видимое вращение небесного свода.
    • Гениально просто Коперник объяснял, что мы воспринимаем движение далеких небесных тел так же, как и перемещение различных предметов на Земле, когда сами находимся в движении.
    • Мы скользим в лодке по спокойно текущей реке, и нам кажется, что лодка и мы в ней неподвижны, а берега "плывут” в обратном направлении. Точно так же нам только кажется, что Солнце движется вокруг Земли. А на самом деле Земля со всем, что на ней находится, движется вокруг Солнца и в течение года совершает полный оборот по своей орбите.
    • И точно так же, когда Земля в своем движении вокруг Солнца обгоняет другую планету, нам кажется, что планета движется назад, описывая петлю на небе. В действительности планеты движутся вокруг Солнца по орбитам правильной, хотя и не идеально круговой формы, не делая никаких петель. Коперник, как и древнегреческие ученые, что орбиты, по которым движутся планеты, могут быть только круговыми.

    Cлайд 1

    Cлайд 2

    Первой глобальной естественнонаучной революцией, было создание последовательного учения о геоцентрической системе мира. Начало этому учению положил еще древнегреческий ученый Анаксимандр, создавший в 6-м в. до н.э. довольно стройную систему кольцевых мироустроений. Однако последовательная геоцентрическая система была разработана в 4-м в. до н.э. величайшим ученым и философом древности Аристотелем, а затем, в 1-м в. математически обоснована Птолемеем.

    Cлайд 3

    Великий астроном и математик Клавдий Птолемей сделал выбор в пользу геоцентрической модели Мира. Он пытался объяснить устройство Вселенной с учетом видимой сложности движения планет. Птолемей считал Землю шарообразной, а размеры ее ничтожными по сравнению с расстоянием до планет и тем более звезд. Птолемей, однако, вслед за Аристотелем утверждал, что Земля - неподвижный центр Вселенной.

    Cлайд 4

    Земля находится в центре Вселенной. Земля неподвижна. Все небесные тела движутся вокруг Земли. Движение небесных тел происходит по окружностям с постоянной скоростью, т. е. равномерно. В основе геоцентрической системы мира Птолемея лежат четыре утверждения:

    Cлайд 5

    Круг, описываемый планетой вокруг движущейся точки – эпицикл. Круг, по которому движется точка около Земли – деферент.