Сублимация - что это такое? Что такое сублимация в психологии? Как сублимировать

позднелат. sublimatio – возвышение, от лат. sublimo – высоко поднимаю, возвышаю) – в теориях ценностей означает возведение ценности от низшего к высшему уровню (напр., у Макса Шелера); в учении Фрейда – особый вид замещения или отклонения инстинктов от присущей им направленности, при к-ром первоначальной (обычно сексуальный) объект влечения замещается другим, более социально приемлемым. В психологию термин "С." ввел Фрейд в 1900. В психоанализе понятие С. используется для объяснения психологич. механизмов творчества и обозначает преобразование в этом процессе низших (большей частью подсознательных) влечений. Толкуя творчество как один из способов разрядки внутр. напряжений и конфликтов, Фрейд попытался объяснить его с позиций биологич. детерминизма; с этой т. зр. невроз у него выступал как результат провала С., а С. – как "удавшийся невроз". Очевидная узость такого объяснения породила дилемму: покончить с биологич. детерминизмом и признать свободу выбора и решения в творчестве или объявить его результаты лишь более утонченной и замаскированной формой выражения тех же осн. влечений (иск-во как "возвышающий обман"). Избрав второй из этих путей, авторы многочисленных фрейдистских сочинений по проблемам творчества утверждают наличие прямой связи между результатами творчества и небольшим числом вариантов осн. влечений и их патологич. отклонений. Напр., согласно работам Т. Рейка, творчество Гете, его "олимпизм" есть результат компенсации параноидного психоза, к к-рому Гете, как утверждают, был близок в юности; в основе творчества Достоевского – чувство вины, порожденное в детстве его враждебными импульсами по отношению к отцу (И. Нейфельд, Достоевский. Психоаналитич. очерк, пер. с нем., Л.–М., 1925). Большая роль в формировании художества придается компенсации им травм детского возраста (З. Фрейд, Леонардо да Винчи. Воспоминание детства, М., 1912). С этих позиций творчество выступает как вид самодеят. психотерапии. Психоаналитики провели много исследований для выявления условий С. и сопутствующих ей процессов. Общую схему сублиматорной деятельности предложил Э. Берглер, выделивший пять уровней С. с вводом и переключением ряда психич. механизмов. В рамках т.н. эгопсихологии, помимо процесса перенесения или замены объекта влечения, подчеркивается роль в С. преобразования самой энергии – превращение ее в форму, пригодную для выполнения специфич. функций Эго. Фрейд и особенно его последователи нередко связывают учение о С. с учением Платона об эросе. Но если в платонизме низшие формы бытия выводятся из высших, то у Фрейда, наоборот, высшие формы сводятся к низшим, к единственным для него реальным биологич. процессам. По словам М. Шелера, в учении о С. фрейдизм выявляет себя как инвертированный платонизм или как "игра на понижение"; учитывая тот реальный факт, что в творчестве принимают участие психич. и психосоматич. процессы разных уровней, фрейдистское учение о С. пытается свести это множество уровней к одному – влечениям и их материалу; при этом сам творч. акт как создание нового качества ускользает от прямого исследования. Лит.: Фрейд З., Бред и сны в Градиве, в кн.: Иенсен В., Градива, Одесса, 1912; его же, Я и Оно, пер. с нем., Л., 1924; Kris ?., Psychoanalytic explorations in art, N. Y., 1952; Bergler E. O., On a five-layer structure in sublimation, "Psychoanalytic Quarterly", 1945, v. 44, No 1. Д. Ляликов. Москва.

Отличное определение

Неполное определение ↓

О сублимации много и вроде бы подробно написано в различных книгах по психоанализу, но все это кажется тем более запутанным, чем более подробно излагается.

Вот что говорит Словарь по психоанализу:

"Сублимацией называется такое влечение, которое в той или иной степени переключено на несексуальную цель и направлено на социально значимые объекты.
…На протяжении всего своего творчества Фрейд называл сублимацией - в экономическом и динамическом смысле - некоторые виды деятельности, побуждаемые желанием, явно не направленным к сексуальной цели: это, например, художественное творчество, интеллектуальное исследование и вообще ценные с точки зрения общества виды деятельности. Побудительную причину такого рода поведения Фрейд видел в преобразовании сексуальных влечений:
…Сублимация - часто используемое в психоаналитической литературе понятие; оно настолько отвечает глубинным задачам фрейдовского учения, что трудно даже понять, как можно без него обойтись. Однако мы не располагаем связной теорией сублимации, что остается существенным пробелом в психоаналитической мысли".

…Вообще Фрейда обвиняют в пансексуализме не только оттого, что он ВСЕ выводил из сексуального влечения (в конце концов, это один из наиболее ярких примеров работы человеческого бессознательного), но во многом еще и потому, что он как раз продвигал эту теорию сублимации: мол, любое творчество - есть реализация невостребованной сексуальной энергии (либидо). И возможно, подобный "энергетически-сексуальный" подход оттолкнул очень многих от РАЗУМНЫХ основ фрейдовского психоанализа…
Поэтому рискну поговорить относительно сублимации несколько "в ином ключе": не с точки зрения сексуальности (по крайней мере сразу), а для начала - с точки зрения биологии.
И как ни странно, разговор о сублимации мы начнем с разговора об амебе.

  • Присмотримся внимательнее к движенью амебы (которое иначе называется таксис). В частности, к такой разновидности, как хемотаксис - направленное движение амебы, вызванное наличием в некоей точке окружающей среды того или иного химического раздражителя.
    Если создать подобную неравномерность концентрации - скажем, капнуть "на краешек" наблюдаемой емкости немного кислоты - амеба от этого места будет "убегать" (так называемый отрицательный хемотаксис). Если вместо кислоты капнуть некоей белковой субстанции (являющейся для амебы пищей) - мы получим приближение к этому месту (или положительный хемотаксис).Так вот, позволю себе предположить, что даже на уровне амебы между раздражителем внешней среды и действием (реакцией) есть некое "промежуточное звено", заставляющее живой организм на самом "примитивном уровне" избегать "неприятного" воздействия и "прибегать" к приятному. И по крайней мере есть некий "центр", который определяет это "приятное и неприятное" и заставляет добиваться первого и отдаляться от второго.
    Таким образом весьма вероятно, что все живое (и человек в том числе) наделено некими "центрами удовольствия и неудовольствия", которые как раз и определяют поведение особи - избегать неудовольствий и двигаться к удовольствиям (а точнее говоря - избегать ОЩУЩЕНИЙ неудовольствия и двигаться к ОЩУЩЕНИЯМ удовольствия).

Понятно, что когда биологическая организация становится сложнее, чем у амебы:), тогда эти "центры" превращаются в более сложную систему, появляются более разветвленные связи, но основа все равно остается примерно такая же.
Причем ПРИЯТНЫМ оказывается не только жизненно необходимое действие (например, тот же прием пищи), но еще и процессы, его обеспечивающие (например, добывание пищи).

  • Вот один пример: как известно, волку, для того, чтобы раздобыть еду, надо побегать (говорят не зря, что волка ноги кормят). Так что если волку охота кушать, прежде ему надо активно подвИгаться. Но самое интересное - многие биологи отмечали, что в подобных случаях животное бегает не потому, что у него живот подвело и "голод не тетка": ему приятен сам процесс активного движения при добыче еды! По крайней мере - особь, для того, чтобы выжить, просто должна получать удовольствие от самого по себе процесса спонтанного бега по лесу, в том числе на голодный желудок…
    А неприятные действия - это любые действия, ведущие к ухудшению "личной безопасности", увеличивающие риск гибели особи (или вида) и страдания в той или иной форме. Подобные действия сами по себе вызывают "внутреннее неудовольствие" и "стимулируют" отдаляться от таких действий, избегать их. Причем это все на бессознательном, инстинктивном, "животно-биологическом" уровне, когда еще не задействованы печально известные "общественное бессознательное и социальная среда". В том числе и поэтому животные, как известно, не употребляют алкоголь и не курят:)

И можно сказать, что именно "на животном уровне" должны быть приятны все процессы (причем сами процессы как таковые, а не только их результаты), итоги которых ведут к выживанию и сохранению вида.
Так, само по себе приятно спаривание, именно как "средство воспроизводства". И эта "приятность" просто необходима для выживания вида, - по той причине, что при размножении результат отделен от "процесса" на какое-то временнОе расстояние (у человека это девять месяцев), и биологически сложно было бы обустраивать схему реагирования "делай вот это только потому, что ПОТОМ от этого появится то, что тебе приятно". Но возникает иная схема: "Делай это, потому что тебе это приятно само по себе". Точно так же как волку приятно в принципе побегать за едой, хотя отдельно приятно когда-то в конце беготни получить саму еду…
Да и кормить детенышей, как правило, приятно (не только грудью) - тоже пример, как приятен САМ ПРОЦЕСС, а не ожидание того, что из этого детеныша лет через 20 вырастет нечто - вот оно будет, мол, потом приятно!

И надо сказать, что подобная связка "процесс спаривания - удовольствие" формировалась в течение… не ошибиться бы… последних двух-трех МИЛЛИАРДОВ лет. То есть до человека разумного, скажем так, сексуальность "дошла" как стимул удовольствия. Но в то же время, причем на основе того же механизма, пошло движение в обратном направлении, своего рода эксплуатация "безусловно приятного ощущения", связанного с процессом человеческого спаривания, в нерепродуктивных целях. Особенно этому способствовало то, что человек, в отличие от животных, оказался готов к осуществлению процесса спаривания с пубертата и до глубокой старости, и причем все время. В итоге оплодотворение как результат, ради чего, собственно, три миллиарда лет назад был сделан приятным сам процесс совокупления, несколько потеряло актуальность (у людей овуляция в итоге не имеет внешних проявлений, как у животных), и половой акт стал как бы самостоятельным процессом "удовольствия ради удовольствия" и даже в какой-то степени неосознанным символом удовольствия!.. И в частности, уже вполне могла расцениваться как отдельное удовольствие совокупность ритмичных движений - фрикций. То есть в итоге - ритмичных движений как таковых.

  • Вот еще пример. Первобытный человек, для того, чтобы выточить каменный топор, должен произвести достаточно много ритмичных движений - ударов по камню. То, что в результате этих движений получится удобное орудие - это само по себе может оказаться приятно (буквально так - приятная неожиданность:)). Но опять же: не очень-то надежно "заставлять совершать неприятный процесс ради приятного результата": гораздо "надежнее биологически" сделать на уровне ассоциативных связей приятным САМ ПРОЦЕСС. А именно - ритмичные движения, воспринимаемые на глубинном уровне как часть априори приятного процесса совокупления. И если в результате этих приятных движений у первобытного человека не получится ничего - то и ладно, он эти движения, приятные ему сами по себе, повторит как-нибудь еще раз. А когда однажды у него в итоге получится полезный каменный топор - действие со временем закрепится как обучающее и развивающее не только интеллект, но и техническую оснащенность гомо сапиенса.

Точно так же монотонные ритмичные взмахи каменной мотыги были приятными не "ради будущего урожая" (о котором наши предки могли и вообще не знать, ибо так далеко пока не заглядывали), а опять же сами по себе. А "неожиданное появление урожая" постепенно закрепляло, что махать надо именно вот тут и именно тогда-то…
И так далее, и тому подобное. Тут и удовольствие от ритмично раскачивающихся качелей (в том числе и кроватки, и колыбели), и народные танцы (которые в большинстве своем достаточно ритмичны), и даже некоторые трудовые процессы: взмахи, наклоны… А известный греческий "сиртаки" - тот откровенно символизирует процесс отжимания винограда на вино ногами.
И вообще можно отметить, что человеку на "глубинном уровне" приятно все ритмическое: орнаменты, музыка, даже "красивые формулы". Можно вообще сказать, что "любовь к ритмическому" привела человечество к созданию ЭВМ! :)

Таким образом, ради сохранения и развития вида вовсю шла определенная эксплуатация центра удовольствий, в частности, давно закрепленной связки "удовольствие - спаривание". Понятно, что по мере развития интеллекта эксплуатация центра удовольствий становилась все более разнообразной. Но в любом случае этим центром "поощрялись", скажем так, "сексуально-подобные действия". От ритмичных движений и некоторой степени мышечной нагрузки ("радость движения") до труда и творчества - именно как СОЦИАЛЬНО ПОЛЕЗНЫХ видов деятельности. То есть центр удовольствий начинает поощрять человека за действия, напрямую не связанные с размножением, не приводящие к непосредственной репродукции - но приводящие к развитию вида, к укреплению его устойчивости во всех отношениях! А в итоге подобной "эволюции центра удовольствий" человек начал получать удовольствие и от "несексуальной" деятельности - трудовой и\или творческой. Причем не столько от результата, сколько от процесса!

Да, известно, что "творческие люди" часто не застревают на результатах творчества - что называется, "пишут в стол". Ясно, что тут многое зависит еще и от личностных акцентуаций и мотиваций (оно и понятно - тут работает не один центр удовольствий, ведь опять же, человек не амеба); но все равно зачастую именно ПРОЦЕСС творчества становится приятным, причем в данном процессе у той или иной личности "центр удовольствий" бывает порой задействован настолько сильно, что собственная сексуальная активность такой личности как раз и уменьшается (тут и говорят, что, мол - сублимируется).
Однако хочу отметить - активность УМЕНЬШАЕТСЯ, но не исчезает! Грубо говоря, если у такой личности была внутренняя потребность в получении удовольствия от процесса интимной близости раз в день, то в период всплесков творчества она может упасть… ну, к примеру, до раза в два дня, или раза в неделю (тут все индивидуально, конечно).

Отдельный разговор - если у данной личности по тем или иным внутренним причинам вообще не ощущается НИКАКОГО удовольствия в сексе, и тогда этот человек просто вынужден "добирать" с помощью того же творчества или иных "социально одобряемых" (то есть поощряемых его современным, высокоорганизованным центром удовольствий) процессов: домашнего хозяйства, зарабатывания денег, и т.п. И наоборот: если центр удовольствий человека подает сигнал "все хорошо и ничего больше не надо" (тот случай, о котором Пушкин ехидно говорил "всегда доволен сам собой, своим обедом и женой"), тогда и стимула к творчеству или тому же бизнесу может не быть. Да и либидо, кстати, тоже может быть не сильно выражено…

Однако мы забыли про "центр неудовольствий"; а он тоже есть, никуда от него не денешься. И опять же - "много хорошо тоже нехорошо", или говоря научными словами, и в этой области должен быть гомеостаз, или равновесие. Потому что если у человека "все ощущается как хорошо", он может либо деградировать интеллектуально (когда у него самого нет стимула поддерживать это свое "хорошо" , по крайней мере, думать о том, как это обеспечить), либо начать "искать на свою голову всяких приключений". В частности, по принципу "часто мы счастья не замечали, было как небо обычно оно".

Но тогда получается - для того, чтобы "не отупеть и не вляпаться в историю", нужно где-то брать неудовольствия?
Как правило, специально их брать нигде не надо. Агрессивных факторов ВНЕШНЕЙ среды вполне достаточно для современной личности. Причем чем разностороннее контакт с этой окружающей средой - тем таких факторов больше. Соответственно, получается, что деградировать интеллектуально имеет все шансы тот человек, который по тем или иным причинам живет "под стеклянным колпаком", которого ограждают от ЛЮБЫХ контактов с внешней средой и знай рассказывают и показывают, "как у него в его ограниченной жизни все на самом деле хорошо". Точно так же человек, которого закармливают одними только пирожными, рискует получить диабет.
Но тем людям, которые вынуждены лицом к лицу встречать "агрессивные факторы внешней среды" - от стихийных бедствий до всей проблематики мегаполисов с их стрессами, скученностью и тому подобными вещами - нужно таким образом что-то непременно "класть на чашу удовольствий" для достижения гомеостаза. И если брать для этой цели сексуальность как "безусловно приятный процесс" - можно было бы "уравновесить впечатления", кабы не возникшие трудности из-за "усложнения схем работы центра удовольствий современной личности"…

Прежде всего, для приятного процесса спаривания человеку нужен партнер, а в современном мире с его многослойными социальными взаимодействиями поиски партнера и процесс общения с ним могут вызвать вовсе не приятные ощущения, а наоборот, сложности. И станут дополнительными гирьками на чаше неудовольствий - плюс к тому, что там уже лежит. Даже купить партнера за деньги - многим само по себе неприятно и неприемлемо.
Не забудем еще и то, что сама по себе человеческая сексуальность стала процессом очень сложным психологически, и начала выполнять много других "несексуальных" функций (в общем призванных принести все то же удовольствие). Но отдельная проблема может возникнуть, когда у двух партнеров не совпадут "назначения процесса"… И получится тоже скорее неудовольствие.
При подобных ситуациях человек, у которого в данных сферах оказывается много "потенциальных неудовольствий", как раз и заменяет "парную сексуальную функцию" на одиночную - ту же трудовую или творческую, которая принесет ему в общем "такое же удовольствие, продуцируемое тем же самым центром", но потенциальных дополнительных хлопот доставит куда меньше.

И поскольку у современного человека все больше "горя от ума", то получается, что для гомеостаза требуется все больше "факторов удовольствия". И наряду с сексом (как процессом в общем-то продуктивным) человек начинает привлекать и другие, уже непродуктивные "факторы потенциального удовольствия или точнее ОЩУЩЕНИЯ удовольствия" - тот же алкоголь , никотин , наркотики . Да, как уже говорилось выше, "на животном уровне" употребление подобных веществ - опасно для здоровья и потому неприятно, но человек устроен сложнее, и ему становится ПРИЯТНО то "анестезирующее интеллект" воздействие (пусть временное), которое оказывает тот же алкоголь, или те социальные выгоды или ощущение "срабатывания сосательного рефлекса", которые (пусть тоже временно) дает курение. Здесь на биологическом уровне может возникнуть деструктивный процесс снижения чувствительности к опасным последствиям, и потому будет проявляться не столь выраженное биологическое неудовольствие..

Но если опять возвращаться к сублимации как к "альтернативному источнику получения удовольствия помимо секса как такового", то по сути в ней нет ничего страшного, ибо на самом деле, как говорится, "не сексом единым". И глупо было бы говорить об успешном творце или бизнесмене, что, мол, "это он потому так продуктивно работает, что у него в постели ничего не получается". Это достаточно "простое" и потому соблазнительное объяснение. Другое дело, когда "иные виды деятельности, приносящие удовольствие" ПОЛНОСТЬЮ замещают секс и при этом человек от этого СТРАДАЕТ. Вот тогда можно говорить о ПРОБЛЕМЕ. Но не ранее. Потому что многих людей, как говорится, "хватает" и на секс, и на творчество (бизнес, домашнее хозяйство и т.п.). Просто это разные источники "одного и того же удовольствия", которого человеку может требоваться много, и ему живется тем интереснее, чем из более разнообразных источников он эти удовольствия черпает. Потому что удовольствие "одного происхождения", даже самое приятное, может очень скоро надоесть и перестать выполнять свою функцию в деле обеспечения гомеостаза!

…В принципе, тема сублимации очень большая. Некоторые психоаналитики говорят о разновидностях сублимации (то бишь получении альтернативного удовольствия) "по мужскому и по женскому типу" - то есть от результата и от процесса. Вроде как мужчине в сексе нравится "сам процесс", а женщина "непременно настроена на результат, то есть на ребенка". Вот уж, извините, глупости: "сам процесс" вполне может любить и женщина (и при этом предохраняться , - то бишь не расценивать секс лишь как способ получить ребенка), а удовольствие от рождения малыша может получить и мужчина (более того - некоторые мужчины и на секс как таковой идут нередко только ради зачатия).
А иные психоаналитики склонны, наоборот, полагать, что для мужчин чаще стимулом к творчеству становится как раз результат - якобы потому, что "женщина рожает ребенка, а у мужчины на этом месте комплекс, и он ради устранения ощущения такого дефекта "рожает" разные идеи, проекты, бизнес-планы и т.п." Но опять же - сколько угодно мужчин, которые "складывают идеи в стол", и достаточно женщин (особенно там, где нет давления двойной морали), которые хотят не просто работать, а именно делать карьеру!

И еще к слову о процессе и результате: когда человек вынужден делать какую-то нелюбимую, противную работу исключительно ради необходимых ему больших денег - это не сублимация:) Или, если не брать крайности, а сказать мягче - можно вспомнить слова одного известного сатирика, у которого спросили, откуда он, столь "плодовитый" в своем творчестве, берет это "постоянное вдохновение"? На что он ответил: "Откуда, откуда… Денег нет - вот и вдохновение" :)
Так что вот такая плодовитая работа - это уже не "сублимация в чистом виде", хотя такие "перегрузки ради денег" тоже могут негативно сказываться на либидо - но это уже больше от рабочего переутомления.

…Но вообще должен вам сказать, что отрыв сексуального удовольствия от процесса размножения действительно еще не закончен (почему у психоаналитиков и возникают подобные ассоциации с родами и детьми). Ведь процесс связывания удовольствия с самим процессом совокупления, а не только с оплодотворением и репродукцией как результатом, длился опять-таки 3 миллиарда лет, а обратный процесс - отрыв собственно сексуального удовольствия от факта размножения - длится всего-то примерно 300 тысяч лет (если уж быть совсем точными - он начался где-то от 500 до 300 тысяч лет назад, и похоже, максимум его развития - как раз сейчас, в эпоху НТР). Так что нам сейчас доводится наблюдать развитие этого процесса собственными глазами. Кстати, пути этого разобщения могут быть достаточно вариабельные (один из деструктивных примеров - получение "сублимированного удовольствия" от убийства, например).
Таким образом, "эволюция сублимации" идет полным ходом и вовсе не закончена. Возможно, и потому психоаналитикам пока сложно сформулировать в отношении нее "связные теории"; собственно, и данная статья не претендует на теорию, скорее уж на гипотезу!

© Нарицын Николай Николаевич,
врач-психотерапевт, психоаналитик

Сублимация, рассуждает в своих работах о психоанализе Зигмунд Фрейд. Понятие «sublim» дословно переводится как «возношу». Определение было введено З. Фрейдом в 1900-м году.

Говоря о том, что такое сублимация, мыслитель характеризует это понятие как один из Состоит этот механизм в переключении и трансформации энергии психического влечения на возвышенную цель с заменой формы ее удовлетворения. З. Фрейдом сублимация рассматривалась в качестве преобразования энергии влечения, противоположного вытеснению. В связи с этим философ считал данный механизм наиболее желательным методом овладения возникающим сексуальным влечением.

Пластичность компонентов либидо, которая выражается в их способности к сублимации, в социальном смысле обусловливает формирование возможностей достижения определенного уровня культуры в самом обществе. Эта культура будет основываться на трансформации энергии влечения.

Объясняя, что такое сублимация, разъясняют и феномены научной деятельности, философского познания, художественного творчества. При этом все данные сферы основываются на не отрываясь от основ психоаналитического пансексуализма.

Говоря о том, что такое сублимация, следует привести основные ее компоненты:

  1. Переход энергии от объектов инстинктивного влечения к объектам культурного значения.
  2. Трансформация эмоций, которые сопровождают всю деятельность человека.
  3. Освобождение психической деятельности от преобладания инстинктов.
  4. Преобразование инстинктивного действия в форму, приемлемую в обществе.

Фрейд стремился сублимировать значение культуры и социума в целом. Таким образом, при помощи рассматриваемого механизма аффективное влечение превращается в культурный феномен. Так, например, при созерцании произведений искусства энергия психического импульса уводится с сексуального объекта. В результате удовлетворение происходит в виде эстетического переживания.

В целом психоаналитическая теория рассматривает сублимацию в качестве одного из наилучших методов психического характера, которые являются потенциальной причиной неврозов. Однако указанный механизм может отмечаться и в процессе осуществления аналитической работы. По мнению К. Юнга, та атмосфера, в которой происходит исцеление и куда пациента втягивают против его воли, является причиной возникновения «стесненных» отношений. Это, в свою очередь, обусловливает необходимость сублимировать. Таким образом, в процессе применения рассматриваемого механизма, исходя из собственных фантазий, субъект находит иной выход в реальный мир вместо предположительного ухода из него. Личность, противящаяся действительности, но обладающая художественным дарованием (возможностью выражать собственные фантазии художественными творениями, а не симптомами болезни), при благоприятном стечении обстоятельств избегает невроза и возвращается в реальный мир. Если же в человеке, противящемся действительности, указанное дарование отсутствует либо выражено недостаточно, то либидо (в соответствии с происхождением фантазий) неизбежно приводит по принципу регресса к воскрешению комплексов (инфантильных желаний), следовательно, к неврозу.

Компенсаторная функция сублимации была отмечена еще А. Адлером. Он применил этот термин в психоанализе для обозначения функционального уравновешивания чувства неполноценности.

В современном мире понятие сублимации применяется не только в психоанализе. Так, это определение используется в промышленности. Например, сегодня часто применяется на ткани. Этот процесс представляет собой прокрашивание волокон изделия. В отличии от других, этот способ позволяет получить высококачественное изображение ярких цветов, устойчивое к влиянию окружающих факторов.

sublimation) Теория Фрейда утверждает, что за действиями и поступками всех людей стоят мощные врожденные сексуальные и разрушительные инстинкты (влечения), включ. инцест и убийство. Поскольку общество не может допустить таких угроз своему существованию, оно неизбежно входит в конфликт с индивидуумом. В начальной стадии этот конфликт принимает форму конфликта между ребенком и первыми представителями об-ва, с к-рыми он встречается, - его родителями. В дальнейшем социализирующие требования и запреты, налагаемые родителями, интернализуются ребенком, приводя к интрапсихическим конфликтам. Согласно Фрейду, психич. здоровье состоит в разрешении этих конфликтов путем отведения побуждений чел. от врожденных запретных желаний и направления их в русло более социально приемлемых форм поведения (т. е. их сублимации). Однако эта заместительная активность никогда не дает такого удовлетворения, какое могла бы дать прямая активность. Чел. остается с остатком неудовлетворенного желания, составляющим ту цену, к-рую ему приходится платить за жизнь (и привилегии, к-рыми он пользуется) в цивилизованном об-ве. Альтернативное определение С. состояло в том, что это бессознательное замещение одного поведения другим, поскольку это поведение представлялось не только более удовлетворяющим, но и более опасным. Эта концепция подразумевает, что С. не всегда несет чел. здоровье и выгоды, поскольку может лишать его максимально возможного удовлетворения, когда сильная (но иррациональная) тревога ассоциировалась с желанной целью, к-рая в действительности безопасна и социально приемлема. См. также Совладание (копинг), Защитные механизмы Р. Б. Юэн

СУБЛИМАЦИЯ

форма психологической защиты. Характеризуется тем, что при ее реализации энергия сексуального влечения преобразовывается в социально приемлемые формы активности, в частности в творческую активность.

СУБЛИМАЦИЯ

Нем.: Sublimierung. - Франц.: sublimation. -Англ.: sublimation. - Исп.: subli-maci?n. - Итал.: sublimazione. - Португ.: sublima?ao.

o Процесс, которым Фрейд объясняет формы человеческой деятельности, не имеющие видимой связи с сексуальностью, но порожденные силой сексуального влечения. В качестве основных форм сублимации Фрейд описывал художественное творчество и интеллектуальную деятельность.

Сублимацией называется такое влечение, которое в той или иной степени переключено на несексуальную цель и направлено на социально значимые объекты.

o Термин "сублимация", введенный Фрейдом в психоанализ, вызывает в мысли одновременно "возвышенное" (sublime) (ср. использование этого понятия в изящных искусствах для обозначения величественных, возвышающих нас произведений) и "возгонку" (sublimation) (ср. использование этого понятия в химии для обозначения процедур, непосредственно переводящих тело из твердого состояния в газообразное).

На протяжении всего своего творчества Фрейд называл сублимацией - в экономическом и динамическом смысле - некоторые виды деятельности, побуждаемые желанием, явно не направленным к сексуальной цели: это, например, художественное творчество, интеллектуальное исследование и вообще ценные с точки зрения общества видь! деятельности. Побудительную причину такого рода поведения Фрейд видел в преобразовании сексуальных влечений: "Сексуальное влечение обеспечивает культурный труд огромной массой энергии; это происходит в силу присущей ему способности изменять свою цель, не ослабляя напора. Эта способ-ность менять первоначальную сексуальную цель на иную, несексу-альную, но психологически ей близкую, называется сублимацией" (la).

Даже на уровне простых описаний фрейдовское понятие сублимации нельзя признать достаточно развернутым. Неясно определена область сублимационной деятельности: должны ли мы, скажем, включать в нее всю совокупность мыслительной работы или лишь некоторые формы интеллектуального творчества? Следует ли считать главной чертой сублимации высокую общественную оценку связанных с нею форм деятельности в данной культуре? Включаются ли в сублимацию формы "приспособительной" деятельности (труд, досуг и пр.)? Касаются ли изменения в динамике влечений лишь цели влечений (как долгое время считал Фрейд) или же одновременно и их объекта, как утверждается в "Новых лекциях по введению в психоанализ" (Neue Folge der Vorlesungen zur Einf?hrung in die Psychoanalyse, 1932): "Мы называем сублимацией такое изменение цели и объекта, при которых принимается во внимание социальная оценка" (2).

При рассмотрении проблемы с метапсихологтеской точки зрения эта неопределенность, по признанию самого Фрейда, сохраняется (3). Это относится также к работам, специально посвященным мыслительной и художественной деятельности (ср. "Об одном детском воспоминании Леонардо да Винчи" ).

Мы не собираемся излагать здесь общую теорию сублимации: ее невозможно построить на основе тех немногочисленных элементов, которые мы находим во фрейдовских текстах. Ограничимся здесь указанием на ряд тенденций фрейдовской мысли, не стремясь к их обобщению.

1) Сублимация затрагивает прежде всего частичные влечения*, особенно те, которые не входят в окончательную форму гениталь-ности: "Силы, необходимые для культурного труда, берутся большей частью за счет подавления так называемых извращенных элементов сексуального возбуждения" (1b).

2) Фрейд сделал два предположения относительно механизма сублимации. Первое основано на теории примыкания* сексуальных влечений к влечениям самосохранения. Подобно тому, как несексуальные влечения могут заражаться сексуальностью (ср. психогенные расстройства питания, зрения и т.д.), так и "пути, передающие воздействие сексуальных расстройств другим телесным функциям, предназначены у нормального субъекта для осуществления другого важного процесса. Они должны способствовать обращению силы сексуального влечения на другие, несексуальные цели, т. е. служить сублимации сексуальности" (4). Это предположение лежит в основе фрейдовского изучения Леонардо да Винчи.

Новый подход к проблеме открывается понятием нарциссизма* и созданием последней теории психического аппарата. Преобразование сексуальной активности в сублимированную деятельность (обе они устремлены к внешним, независимым объектам) требует, как теперь утверждается, промежуточной стадии - изъятия либидо и обращения его на Я, что и создает возможность десексуализации. Именно в этом смысле Фрейд говорил в "Я и Оно" (Das Ich und das Es, 1923) об энергии Я как о "десексуализированной и сублимированной" энергии, способной распространяться на несексуальные виды деятельности. "Если эта энергия перемещения есть не что иное, как десексуализированное либидо, мы вправе называть ее сублимированной, ибо она сохраняет неприкосновенной главную цель Эроса - объединение и связывание, помогая созданию целостности или тенденции к целостности, столь характерной для Я (5).

Тем самым подтверждается мысль о том, что сублимация тесно связана с нарциссическим измерением Я, а следовательно, объект сублимированной деятельности обладает тем же качеством целостности, которое Фрейд приписывал Я. Очень сходно с этим рассуждение М.Кляйн, которая видит в сублимации тенденцию к возмещению или восстановлению "хорошего" объекта*, раздроблен-"ного разрушительными влечениями (6).

3) Поскольку теория сублимации осталась у Фрейда слабо разработанной, мы располагаем лишь отдельными намеками на то, как следует разграничивать сублимацию и сходные с ней явления - реактивные образования*, торможение при достижении цели*, идеализацию*, вытеснение* и т.д. К тому же, считая способность к сублимации существенным условием успешного лечения, Фрейд нигде не показал ее конкретно.

4) Гипотеза о сублимации высказывалась в связи с сексуальными влечениями, однако Фрейд считал возможной также сублимацию агрессивных влечений (7); этот вопрос изучался и другими авторами.

Сублимация -часто используемое в психоаналитической литературе понятие; оно настолько отвечает глубинным задачам фрейдовского учения, что трудно даже понять, как можно без него обойтись. Однако мы не располагаем связной теорией сублимации, что остается существенным пробелом в психоаналитической мысли.

СУБЛИМАЦИЯ

SUBLIMATION)

Психический процесс, определяемый Фрейдом двояким оброзом. Впервые обоснованной теоретически в 1905 году, сублимация рассматривалась как отвлечение инстинктивных влечений от своих первоначальных целей и объектов в сторону социально более значимых. Тем самым предполагалось наличие в структуре психики постоянно действующего вытеснения. Изначально Фрейд полагал, что все поведение проистекает из либидинозных влечений и усиливается ими, при этом цель либидинозного влечения нередко противоречит требованиям, предъявляемым индивиду культурой и социумом. Подобные гипотетические построения представляют собой попытку обосновать существование социально значимых, внешне несексуальных и неконфликтных видов деятельности - художественного творчества, труда, познания и т.п.

В основу первого определения сублимации положены следующие два момента:

1) аналогия с химическим процессом и

2) поэтическая метафора гордости, величия, возвышенности, противоположных низменному или ничтожному. Таким образом, социально ценное поведение отражает "очищенный" и более "сублимированный" вариант изначально "низменного" влечения. Фрейд изначально рассматривал сублимацию как превращение инстинктивного влечения, позднее - как функцию Я, как особую форму защиты.

В своей первой формулировке это понятие вызвало огромную критику (Bernfeld, 1931; Glover, 1931; Jones, 1941; Kubie, 1962). Определение основывалось на ценностном суждении о социальной желательности данного поведения, сомнительном подходе к дефиниции психического процесса. Даже если синтонность Я заменить социально ценными целями (как предлагал Бернфельд), исправленное определение по-прежнему не позволяет провести различие между сублимацией и функцией Я, которая стала "сексуализированной" и используется как защита характера. Такое определение не учитывает также степень вторичной автономии (термин Гартманна), которую приобретает поведение из своего первоначального, предположительно инстинктивного источника. Наконец, это определение оставляет в стороне сублимацию агрессивных влечений.

Второе определение Фрейда оказалось более абстрактным, включающим в себя теоретически подразумеваемую (но клинически не наблюдаемую) десексуолизацию психической энергии. В этой формулировке сублимация становится путем формирования черт характера, а еще позже - необходимым концептуальным инструментом для осмысления того, что Фрейд считал крайне важными преобразованиями либидо в процессе развития. В этом смысле сублимация рассматривалась Фрейдом как центральный механизм десексуализоции либидо или как энергетический базис идентификации. Таким оброзом, вторая попытка определения сублимации, столь явно отличающаяся от первой, отражает приверженность Фрейда идее о принципиальной важности понятия "психическая энергия" в теоретических представлениях, выраженных в его метапсихологии.

Гартманн также попытался переформулировать понятие сублимации в чисто энергетических терминах. С его точки зрения, сублимация "относится к психическим процессам, изменяющим способы проявления энергии - от инстинктивного по направлению к неинстинктивным" (Hartmann, 1955, с. 223). Таким образом, сублимация приравнивается либо к нейтрализации либидинозной или агрессивной энергии, либо к неинстинктивной, врожденной нейтральной энергии, которой располагает Я. Следует отметить, однако, что концепция трансформации психической энергии, подвергаемая особо активной критике, в значительной степени утрачивает свою доказательную силу в свете эмпирически подтвержденных данных о взаимодействии таких компонентов, как дериваты влечений, идеационное содержание, защиты, аспекты совести (Сверх-Я) и оценка реальности.

Постулируя врожденную первичную самостоятельность психического аппарата, Гартманн имплицитно признает, что нет надобности предполагать, что все поведение первоначально имело сексуальные или агрессивные цели. Следовательно, не обязательно привлекать идею о некой трансформации, такой, кок сублимация, для объяснения всех проявлений несексуального и неагрессивного поведения. Так, например, нет надобности предполагать, что использование зрительного восприятия для получения полезной информации должно привести к сублимации вуайеризма или скопофилического инстинктивного влечения.

С клинической точки зрения, соответствующие феномены представляют собой формы поведения, которые имели когда-то сексуальные или агрессивные цели, но затем изменились, в результате чего их цели не являются ни эксплицитно сексуальными, ни эксплицитно агрессивными, но являются социально приемлемыми (если не полезными), удовлетворительными на сознательном уровне, а также скорее адаптивными и гибкими, нежели компульсивными. Термин сублимация вне связи с понятиями энергии и влечений может использоваться для описания подобных изменений в поведении, оставляя открытой возможность иного объяснения их механизмов, таких, как научение, созревание и взаимопроникновение мотивационных систем.

См. инстинктивные влечения, интернализация, метапсихология, психическая энергия, Сверх-Я, функциональное изменение, характер, Я.

СУБЛИМАЦИЯ

сублимирование) - в психоанализе З. Фрейда - процесс и механизм преобразования энергии сексуального влечения, характерный заменой сексуальной цели на цель более отдаленную и более ценную социально: энергия сексуального влечения преобразуется в социально приемлемые формы активности, в частности - творческую активность. Один из механизмов защиты психологической (=> механизм защитный), снимающий напряжение в ситуации конфликта путем десексуализации первоначальных импульсов и преобразования их в социально приемлемые формы, путем трансформации инстинктивных форм психики в более приемлемые для индивида и общества. Обеспечивает перенесение нереализованной энергии в другие области - труд, творчество и пр. Агрессивность может сублимироваться в спортивных играх, эротизм - в дружбе, эксхибиционизм - в ношении броской одежды.

Представляет собой процесс, происходящий с объектом либидо и состоящий в том, что влечение переходит на иную цель, далекую от сексуального удовлетворения. Суть здесь - в отвлечении от сексуального. Способностью к сублимации обладают все люди, но многие - лишь в незначительной степени.

Сублимация - единственный адекватный механизм защиты: остальные не способствуют разрешению ситуации, но лишь загоняют ее вглубь, где она "незаметна".

Частный случай сублимации - переключение энергии либидо на процесс творчества, а также шутки, проявления остроумия и прочие действия, быстро вызывающие разрядку напряжения в форме, санкционированной обществом.

Вне психоаналитической трактовки термин "сублимация" используется для обозначения переключения активности субъекта на более высокий уровень.

СУБЛИМАЦИЯ

один из механизмов психологической защиты, снимающий напряжение в ситуации конфликта путем трансформации инстинктивных форм психики в более приемлемые для индивида и общества.

СУБЛИМАЦИЯ

лат. sublime - наверх, вверх). Один из Фрейда механизмов психологической защиты, при котором происходит превращение социально неприемлемого импульса в приемлемый, переадресовка энергии из одного канала в другой. Чаще всего это относится к переключению энергии с примитивных и низменных потребностей на высоко ценимые в обществе проявления деятельности. С. рассматривается как один из наиболее положительных механизмов адаптации личности, индивидуума.

Сублимация

Sublimation). Защитный механизм в модели Фрейда. Он отличается от других фрейдистских механизмов защиты тем, что при нем напряжение действительно может быть снято и устранено путем направления его по другим каналам. Интеллектуальные, художественные, или культурные наклонности могут получить энергию, которая направлялась ранее на сексуальные или агрессивные цели.

Сублимация

sublimation) - в психоаналитической теории это изменение направления импульсов Ид в социально приемлемую деятельность, приносящую человеку удовольствие. Сублимация также является защитным механизмом Эго.

Сублимация

от лат. sublimo - возношу) термин З. Фрейда - защитный механизм личности, влечение, которое в той или иной степени переключено на несексуальную цель и направлено на социально значимые объекты.

Сублимация

Один из защитных механизмов по теории Фрейда, когда человек выражает половую или агрессивную энергию косвенными способами, наиболее приемлемыми для общества. Так, различные виды деятельности, включая танцы, юмор, живопись, музыку или даже любовь, могут рассматриваться как сублимированное удовлетворение половых или агрессивных побуждений.

СУБЛИМАЦИЯ

sublimation) - бессознательный защитный механизм, при котором осуждаемые обществом инстинктивные влечения, побуждения и желания модифицируются в социально и личностно приемлемые формы. См. также Механизм защитный. Подавление.

Сублимация

Словообразование. Происходит от лат. sublimare - возносить.

Специфика. Характеризуется тем, что при ее реализации энергия сексуального влечения преобразовывается в социально приемлемые формы активности, в частности в творческую активность.

Сублимация

Защитный механизм психики, с помощью которого вытесненная в бессознательное энергия нереализованной потребности превращается в другую активность путем изменения ее направленности.

Например, энергия вытесненных комплексов может быть сублимирована в творческую активность, общественную и политическую деятельность, хобби, спорт и др.

Этот термин был введен З. Фрейдом. Он соединяет в себе два понятия: "sublime" – "возвышенное", которое используется в искусстве для обозначения величественных, возвышенных произведений и "sublimation" – химическая процедура, состоящая в переводе вещества из твердого состояния в газообразное. Такая семантика слова не случайна, она точно отражает механизм психологической защиты, названный Фрейдом сублимацией. Он назвал так перевод энергии сексуальных влечений на более возвышенные цели с социально приемлемыми формами их удовлетворения. В качестве таковых он выделял художественное творчество и интеллектуальную деятельность, а также шутки, проявления остроумия и др. явления, мгновенно вызывающие разрядку. З. Фрейд выделял следующие особенности этого защитного механизма:

1. сублимация затрагивает частичные влечения, которые не входят в основную форму генитальности за счет подавления извращенных элементов сексуального возбуждения;

2. в основе этого механизма лежит примыкание сексуальных влечений к влечениям самосохранения;

3. сублимация рассматривается как защита особого рода, которая обеспечивает прогрессивное решение конфликтов.

Сквозь призму сублимации Фрейд рассматривал формирование религиозных культов и обрядов, появление искусства и общественных институтов, возникновение науки и саморазвитие человечества…

З. Фрейд выделял два основных психических влечения: сексуальное и агрессивное и потому, говоря о разрядке фрустрированных влечений, он не упускал из виду сублимацию агрессивных импульсов. Однако, этот вопрос в психологии изучен слабо. Тем не менее, в жизни мы часто сталкиваемся с такими явлениями.

Например, явление смещенной агрессии, когда она выливается не на объект, вызвавший ее, а на какой-либо предмет: мужчина может пойти колоть дрова после очередной ссоры с женой (вспомним итальянский фильм "Укрощение строптивого").

Позднее Р. Ассаджиоли рассматривал сублимацию в том же русле (как разрядку сексуальных влечений), но несколько расширяя понимание З. Фрейда. Он упрекал З. Фрейда в том, что тот слишком узко смотрел на проблему сублимации, уделяя внимание только физическим и инстинктивным аспектам сексуальности, рассматривая ее в отрыве от эмоциональных и иных психологических особенностей. Сам он пытался рассмотреть сублимацию во всех аспектах сексуальности и выделил следующие аспекты:

1. чувственный – физическое удовлетворение;

2. эмоциональный – единение с другой личностью. Сублимация проявляется как переход от любви человеческой к любви к Высшему существу – единение с Христом.

3. созидательный – рождение нового существа, образование новой личности. Рост "внутреннего человека" требует созидательных энергий. В той мере, в которой индивид способен использовать энергию сексуальности, перед ним открываются новые, все более обширные сферы деятельности.

Сублимация возможна во всех формах. Кроме того, она может происходить в двух направлениях: "вертикальном" (внутреннем) и "горизонтальном".

Горизонтальная сублимация. На чувственном уровне она проявляется как замещение сексуального удовлетворения другими: от простого наслаждения пищей до радости общения с природой и эстетического наслаждения восприятия красоты.

На эмоциональном уровне – это распространение любви на больший круг людей; на созидательном уровне сублимация проявляется как активизация художественной и интеллектуальной деятельности.

В последнее время в психологии происходит все большее расширение понимания этого психического механизма. Его действие распространяется на большой круг явлений, происходит отход от объяснения сублимации только через призму переключения с удовлетворения сексуальной энергии на другие формы. Сублимация понимается как переключение энергии любых психических влечений на другие цели с заменой формы их удовлетворения на более конструктивную, что позволяет снять напряжение, получить разрядку.

Необходимо отличать сублимацию от других подобных ей форм психологических защит. Сам З. Фрейд выделял один из таких защитных механизмов: торможение перед целью.

З. Фрейд писал, что социальные влечения относятся к таким импульсивным влечениям, которые не считаются сублимированными, хотя они и близки к этому. Они сохранили свои непосредственные сексуальные цели, хотя достичь мешает внутреннее сопротивление; они удовлетворяются приближением к удовлетворению и поэтому содействуют установлению особенно прочных и постоянных связей между людьми. Так формируются отношения между родителями и детьми, дружеские чувства, эмоциональные связи в браке и др.

Сублимация

формы деятельности, не имеющие видимой связи с сексуальностью, но порожденные силой сексуального влечения, или влечение, которое в той или иной степени переключено на несексуальную цель и направлено на социально значимые объекты.

Что такое Сублимация? Значение и толкование слова sublimatsija, определение термина

1) Сублимация - (от лат. sublimus - возвышенный) - возвышение естественной жизни, ее одухотворение, преображение низшего в высшем. К примеру, в аскетике энергия страстей переключается на духовные цели, а в искусстве - на творчество. " Этика сублимации есть этика "благодати", а этика благодати есть этика религиозная. Вершина сублимации есть Theosis, обожение. Предел совершенства есть Абсолютное совершенство, или Бог" (Б.Вышеславцев). В томизме: преобразование естественных добродетелей, приобретенных по мере достижения нравственной зрелости, в истинные добродетели, связанные с верой, надеждой и любовью: "Совершенство добродетелей обеспечивается только добродетелями божественными, прежде всего любовью" (С.Свежавски).

2) Сублимация - (от лат. sublim возношу) - в психоанализе Зигмунда Фрейда (понятие введено им в 1900 г.) один из защитных механизмов, состоящий в переключении и преобразовании энергии психических влечений на возвышенные цели с заменой формы их удовлетворения. 3. Фрейд рассматривал С. как один из видов трансформации энергии влечений (либидо), противоположный вытеснению и поэтому считающийся наиболее желательным способом овладения сексуальным влечением. Пластичность сексуальных компонентов, выражаемая в их способности к С. в социальном отношении обуславливает возможность культурных достижений в самом человеческом обществе, основанную на трансформации энергии либидо. В психоанализе понятие С. позволяет объяснить феномены научной деятельности, художественного творчества, философского познания истины, основывая их на психических функциях человека и не покидая почвы психоаналитического пансексуализма. Механизм С. представляет собой процесс, ведущий к разрядке аффективной энергии инстинктов в неинстинктивных формах поведения, и включает в себя: 1) перемещение энергии от объекта инстинктивных влечений к объекту культурного предназначения; 2) трансформацию эмоций, сопровождающих всю человеческую деятельность (десексуализация и дезагрессификация); 3) освобождение от инстинктов и их диктата в психической деятельности; 4) облачение инстинктивного действия в социально приемлемую форму. 3. Фрейд в своем "Введении в психоанализ" подчеркивал особое значение С. в создании культуры и общества вообще. Путем С. феномен аффективного влечения с необходимостью превращает ся в эффект феномена культурного. Например, созерцание произведений искусства уводит энергию психических импульсов с сексуального объекта, и удовлетворение происходит в форме эстетического переживания. Вся психоаналитическая интерпретация литературы и искусства связана прежде всего с этим механизмом преобразования в художественное творчество внутрипсихических конфликтов, инфантильных комплексов и невротических симптомов. Психоаналитическая теория в целом рассматривает С. как одно из наилучших средств разрешения психических конфликтов, которые в противном случае привели бы к неврозу. Однако механизм С. может наблюдаться и во время проведения аналитической работы. Как утверждает К. Г. Юнг в " Проблемах души нашего времени", атмосфера, в которой разыгрывается драма исцеления и куда пациент насильственно втягивается, порождает стесненные отношения, которые приводят также и к необходимости "сублимировать". В процессе С., исходя из своих фантазий, поскольку действительность не удовлетворяет его желаниям, субъекту удается найти другой путь в реальный мир, вместо того, чтобы уйти от него. При благоприятных обстоятельствах личность, враждебная действительности, - если она, к тому же, психологически обладает художественным дарованием, т. е. может выражать свои фантазии не симптомами болезни, а художественными творениями, - избегает таким путем невроза и возвращается к действительному миру Там же, где, при существующем несогласии с реальным миром, нет этого драгоценного дарования, или же оно недостаточно, либидо, - следуя происхождению фантазий, - неизбежно приходит, по принципу регресса (лат. regressio - обратное развитие), к воскрешению инфантильных желаний (комплексов), а следовательно, к неврозу. Компенсаторная функция С. отмечалась еще А. Адлером, который ввел этот термин в теорию психоанализа с тем, чтобы обозначить функциональное уравновешивание чувства неполноценности. Компенсация (от лат. compensatio - возмещение) в С. происходит путем психологической приспособляемости к внешним условиям. Например, у невротика психическое чувство неполноценности этиологически соответствует физической неполноценности какого-нибудь телесного органа, давая тем самым повод к вспомогательной конструкции, т. е. С., состоящей в создании фикции (психологической уверенности), которая компенсирует психологическую неполноценность. При этом фикция, или "фиктивная линия поведения", составляет систему, суть которой заключается в стремлении к превращению любой возможной неполноценности в сверхценность. К. Г. Юнг видел в этом процессе аналогию саморегулирования психического аппарата, производимого посредством амбивалентного ориентирования сознания. Противоположная установка человеческого сознания (т. н. "компенсирующая противоположность ") может быть выражена по-разному: у Фрейда это - Эрос, у Адлера - Власть. Согласно Ф. Ницше, С. инстинкта происходит именно в воле к власти. С., т. о., есть механизм психической активности человека, появившийся вследствие противления, возникающего в отношении первобытной сексуальности, и подвигающий энергию либидо к трансформации в образы, десексуализированные и дифференцированные. Трансформация энергии либидо в символах культуры представляет собой суть процесса С., поэтому функция С. построена на принципе "экономии" (перераспределения) энергии влечения, согласованном с "экономическим бюджетом" либидо и его соответствующим размещением в пространстве человеческой культуры. А. В. Севастеенко

3) Сублимация - (от лат. sublimo - возвышаю) - переключение энергии с социально и культурно неприемлемых (низших, низменных) целей и объектов на социально и культурно приемлемые (высшие, возвышенные). Идея С. нашла отражение в произведениях писателей XVIII в. Г. Штиллинга и Новалиса, а также в работах А. Шопенгауэра и Ницше. В начале XX в. понятие С. стало широко использоваться в психоанализе. Согласно Фрейду, С. - это процесс переориентации влечения { либидо) на иную цель, далекую от сексуального удовлетворения, и преобразования энергии инстинктов в социально приемлемую, нравственно одобряемую деятельность. Сквозь призму С. Фрейдом рассматривается формирование религиозных культов и обрядов, появление искусства и общественных институтов, возникновение науки и, наконец, саморазвитие человечества. В западной психиатрической генетике и философской антропологии неоднократно предпринимались попытки модификации и модернизации психоаналитического толкования С. П. Сцонди различает три ступени С., относя к ним "социализацию", т.е. перевод желаний в сферу профессиональной деятельности, "собственно С", связанную с индивидуальной жизнедеятельностью человека, и "гуманизацию" - высшую форму С, способствующую развитию человечества. У Шелера способностью к С. наделены все формы организации природного мира. Он вводит термин "сверхсублимация", понимая под ним "чрезмерную интеллектуализацию", свойственную современной культуре и вызывающую у человека деструктивные, разрушительные наклонности. В настоящее время идеи С. находят отклик в работах ряда философов, психологов и искусствоведов, стремящихся объяснить отношения между биологическим и социальным, взаимосвязи между индивидом и обществом, этапы социализации личности, особенности протекания культурно-исторических процессов, природу и специфику художественного творчества.

4) Сублимация - - по непосредственный переход при нагревании твердого вещества (тела) в газообразное минуя стадию жидкости. Возгонка. В психологии, обществоведении и фантастике - замещение одних потребностей - другими, как правило, половых - работой.

5) Сублимация - термин псикоаиализа. Означает трансформацию склонностей и низших инстинктов е возвышенные чувства: так, например, сексуальние устремления могут «сублимироваться» в зсюлетические или религиозние уппремлении.

6) Сублимация - - переключение психической энергии из одного состояния в др.; процесс, в ходе которого инстинктивные энергии переключаются в неинстинктивные формы поведения. Через это понятие 3. Фрейд объяснял те типы человеческой активности, которые не имеют видимой связи с сексуальностью, но порождены силой сексуального влечения: «Сексуальное влечение обеспечивает труд огромной массой энергии; это происходит в силу присущей ему способности изменять свою цель, не ослабляя напора. Эта способность менять первоначальную сексуальную цель на другую, несексуальную, но психологически ей близ- кую, называется сублимацией». В психоанализе чаще всего речь идет о смене ду- шевных состояний, терапевтическом переходе от тоски к радости, от горя к наслаждению. Так работает защитный механизм психики, который преображает энергию сексуального влечения в социально одобряемую цель. В кон. 1950-х гг. амер. телевидение показало цикл передач для молодых родителей. В них демонстрировалось, как пеленать младенца, как его кормить. Самые известные в стране специалисты давали советы молодоженам. Затем был проведен опрос аудитории, чтобы выявить популярность цикла. Оказалось, что многие родители вообще не имели представления о программе. Зато бездетные телезрители смотрели телеуроки с нарастающим увлечением. Именно те, у кого не было детей, с наслаждением «пеленали ребенка», «играли» с ним, приобщались к азбуке родительского чувства. Пример с телевизионным циклом способен обескуражить. Подразумевалось, что тот, кто творит себе кумира, отдает себе отчет в своих поступках. Здесь же обнаружилась иная картина. Оказалось, что зритель живет в мире интенсивной, неосознанной мотивации; он радуется и страдает, одержим подавленными влечениями, желаниями, стремлениями. Именно эти побуждения, а вовсе не критическое мышление, обусловливают его поступки. С. является одним из основных источников художественного творчества и интеллектуальной активности и обеспечивает их энергетическую основу. Т. Адорно, обнаруживший эффект сложного сплетения любви и ненависти к телевизионным персонажам, пришел к выводу, что сублимационный эффект способен усилить манипулирование сознанием. Духовная жизнь человека во многом определяется тиранией бессознательного. Индивид ищет в телевизионном зрелище не вечных истин, не повода для развертывания аналитических способностей, не глубоких художественных впечатлений. Он тянется к телезрелищу под воздействием психологических влечений. В этом факте и скрывается, по Адорно, тайна раздвоенности сознания. Отвергая насилие в качестве мыслящего объекта, рядовой зритель находит в экранных преступлениях привлекательное зрелище, искупительное освобождение от повседневных переживаний. Монотонная, изматывающая повседневность постоянно порождает в человеке чувство неудовлетворенности. Многие его стремления, ожидания не сбываются, и потому вытесняются в сферу бессознательного. Все это рождает потребность в фиктивном осуществлении рухнувших замыслов, в отвлечении от неприятной действительности. Грубо говоря, человеку нужна психологическая компенсация, и он находит ее в сюжетах массовой культуры. Психологи утверждают, что, когда на «голубых экранах» идут детективные, криминальные спектакли, число реальных преступлений снижается. Дурные наклонности, говоря языком психоаналитиков, сублимируются. О Гуревич П.С. Приключения имиджа. М, 1991; Психоанализ и культура. М., 1995; Энциклопедия глубинной психологии. Зигмунд Фрейд. Жизнь. Работа. Наследие. М., 1998. П.С. Гуревич

7) Сублимация - (от лат. sublimare возносить) - утончение, одухотворение. В психоанализе Фрейда - преобразование вытесненного полового влечения в духовную деятельность, большей частью в сфере религии, метафизики или искусства. Именно в этом смысле объясняет психоанализ деятельность в области культуры; см. Ресублимация.

8) Сублимация - (лат. sublimo-возвышаю) - переключение энергии с социально неприемлемых (низших, низменных) целей и объектов на социально приемлемые (высшие, возвышенные). Согласно 3. Фрейду, С.- это процесс. заключающийся в том, что влечение (либидо) переходит на иную цель, далекую от сексуального удовлетворения, а энергия инстинктов преобразуется в социально приемлемую, нравственно одобряемую. Через призму С. Фрейдом рассматривается формирование религиозных культов и обрядов, появление искусства и общественных институтов, возникновение науки, развитие человечества. В западной философской антропологии (Шелер) способностью к С. наделены все формы организации природного мира, а человек является последним актом С. в природе. М. Шелер вводит термин “сверхсублимация”, понимая под ним “чрезмерную интеллектуализацию”, свойственную совр. культуре и вызывающую у человека деструктивные, разрушительные наклонности. Теория С., считающая духовное преобразованной энергией первичных влечений, сводит в конечном счете социальное к биологическому и не может объяснить сложности и специфичности культурно-исторического процесса.

Сублимация

(от лат. sublimus - возвышенный) - возвышение естественной жизни, ее одухотворение, преображение низшего в высшем. К примеру, в аскетике энергия страстей переключается на духовные цели, а в искусстве - на творчество. " Этика сублимации есть этика "благодати", а этика благодати есть этика религиозная. Вершина сублимации есть Theosis, обожение. Предел совершенства есть Абсолютное совершенство, или Бог" (Б.Вышеславцев). В томизме: преобразование естественных добродетелей, приобретенных по мере достижения нравственной зрелости, в истинные добродетели, связанные с верой, надеждой и любовью: "Совершенство добродетелей обеспечивается только добродетелями божественными, прежде всего любовью" (С.Свежавски).

(от лат. sublim возношу) - в психоанализе Зигмунда Фрейда (понятие введено им в 1900 г.) один из защитных механизмов, состоящий в переключении и преобразовании энергии психических влечений на возвышенные цели с заменой формы их удовлетворения. 3. Фрейд рассматривал С. как один из видов трансформации энергии влечений (либидо), противоположный вытеснению и поэтому считающийся наиболее желательным способом овладения сексуальным влечением. Пластичность сексуальных компонентов, выражаемая в их способности к С. в социальном отношении обуславливает возможность культурных достижений в самом человеческом обществе, основанную на трансформации энергии либидо. В психоанализе понятие С. позволяет объяснить феномены научной деятельности, художественного творчества, философского познания истины, основывая их на психических функциях человека и не покидая почвы психоаналитического пансексуализма. Механизм С. представляет собой процесс, ведущий к разрядке аффективной энергии инстинктов в неинстинктивных формах поведения, и включает в себя: 1) перемещение энергии от объекта инстинктивных влечений к объекту культурного предназначения; 2) трансформацию эмоций, сопровождающих всю человеческую деятельность (десексуализация и дезагрессификация); 3) освобождение от инстинктов и их диктата в психической деятельности; 4) облачение инстинктивного действия в социально приемлемую форму. 3. Фрейд в своем "Введении в психоанализ" подчеркивал особое значение С. в создании культуры и общества вообще. Путем С. феномен аффективного влечения с необходимостью превращает ся в эффект феномена культурного. Например, созерцание произведений искусства уводит энергию психических импульсов с сексуального объекта, и удовлетворение происходит в форме эстетического переживания. Вся психоаналитическая интерпретация литературы и искусства связана прежде всего с этим механизмом преобразования в художественное творчество внутрипсихических конфликтов, инфантильных комплексов и невротических симптомов. Психоаналитическая теория в целом рассматривает С. как одно из наилучших средств разрешения психических конфликтов, которые в противном случае привели бы к неврозу. Однако механизм С. может наблюдаться и во время проведения аналитической работы. Как утверждает К. Г. Юнг в " Проблемах души нашего времени", атмосфера, в которой разыгрывается драма исцеления и куда пациент насильственно втягивается, порождает стесненные отношения, которые приводят также и к необходимости "сублимировать". В процессе С., исходя из своих фантазий, поскольку действительность не удовлетворяет его желаниям, субъекту удается найти другой путь в реальный мир, вместо того, чтобы уйти от него. При благоприятных обстоятельствах личность, враждебная действительности, - если она, к тому же, психологически обладает художественным дарованием, т. е. может выражать свои фантазии не симптомами болезни, а художественными творениями, - избегает таким путем невроза и возвращается к действительному миру Там же, где, при существующем несогласии с реальным миром, нет этого драгоценного дарования, или же оно недостаточно, либидо, - следуя происхождению фантазий, - неизбежно приходит, по принципу регресса (лат. regressio - обратное развитие), к воскрешению инфантильных желаний (комплексов), а следовательно, к неврозу. Компенсаторная функция С. отмечалась еще А. Адлером, который ввел этот термин в теорию психоанализа с тем, чтобы обозначить функциональное уравновешивание чувства неполноценности. Компенсация (от лат. compensatio - возмещение) в С. происходит путем психологической приспособляемости к внешним условиям. Например, у невротика психическое чувство неполноценности этиологически соответствует физической неполноценности какого-нибудь телесного органа, давая тем самым повод к вспомогательной конструкции, т. е. С., состоящей в создании фикции (психологической уверенности), которая компенсирует психологическую неполноценность. При этом фикция, или "фиктивная линия поведения", составляет систему, суть которой заключается в стремлении к превращению любой возможной неполноценности в сверхценность. К. Г. Юнг видел в этом процессе аналогию саморегулирования психического аппарата, производимого посредством амбивалентного ориентирования сознания. Противоположная установка человеческого сознания (т. н. "компенсирующая противоположность ") может быть выражена по-разному: у Фрейда это - Эрос, у Адлера - Власть. Согласно Ф. Ницше, С. инстинкта происходит именно в воле к власти. С., т. о., есть механизм психической активности человека, появившийся вследствие противления, возникающего в отношении первобытной сексуальности, и подвигающий энергию либидо к трансформации в образы, десексуализированные и дифференцированные. Трансформация энергии либидо в символах культуры представляет собой суть процесса С., поэтому функция С. построена на принципе "экономии" (перераспределения) энергии влечения, согласованном с "экономическим бюджетом" либидо и его соответствующим размещением в пространстве человеческой культуры. А. В. Севастеенко

(от лат. sublimo - возвышаю) - переключение энергии с социально и культурно неприемлемых (низших, низменных) целей и объектов на социально и культурно приемлемые (высшие, возвышенные). Идея С. нашла отражение в произведениях писателей XVIII в. Г. Штиллинга и Новалиса, а также в работах А. Шопенгауэра и Ницше. В начале XX в. понятие С. стало широко использоваться в психоанализе. Согласно Фрейду, С. - это процесс переориентации влечения { либидо) на иную цель, далекую от сексуального удовлетворения, и преобразования энергии инстинктов в социально приемлемую, нравственно одобряемую деятельность. Сквозь призму С. Фрейдом рассматривается формирование религиозных культов и обрядов, появление искусства и общественных институтов, возникновение науки и, наконец, саморазвитие человечества. В западной психиатрической генетике и философской антропологии неоднократно предпринимались попытки модификации и модернизации психоаналитического толкования С. П. Сцонди различает три ступени С., относя к ним "социализацию", т.е. перевод желаний в сферу профессиональной деятельности, "собственно С", связанную с индивидуальной жизнедеятельностью человека, и "гуманизацию" - высшую форму С, способствующую развитию человечества. У Шелера способностью к С. наделены все формы организации природного мира. Он вводит термин "сверхсублимация", понимая под ним "чрезмерную интеллектуализацию", свойственную современной культуре и вызывающую у человека деструктивные, разрушительные наклонности. В настоящее время идеи С. находят отклик в работах ряда философов, психологов и искусствоведов, стремящихся объяснить отношения между биологическим и социальным, взаимосвязи между индивидом и обществом, этапы социализации личности, особенности протекания культурно-исторических процессов, природу и специфику художественного творчества.

По непосредственный переход при нагревании твердого вещества (тела) в газообразное минуя стадию жидкости. Возгонка. В психологии, обществоведении и фантастике - замещение одних потребностей - другими, как правило, половых - работой.

термин псикоаиализа. Означает трансформацию склонностей и низших инстинктов е возвышенные чувства: так, например, сексуальние устремления могут «сублимироваться» в зсюлетические или религиозние уппремлении.

Переключение психической энергии из одного состояния в др.; процесс, в ходе которого инстинктивные энергии переключаются в неинстинктивные формы поведения. Через это понятие 3. Фрейд объяснял те типы человеческой активности, которые не имеют видимой связи с сексуальностью, но порождены силой сексуального влечения: «Сексуальное влечение обеспечивает труд огромной массой энергии; это происходит в силу присущей ему способности изменять свою цель, не ослабляя напора. Эта способность менять первоначальную сексуальную цель на другую, несексуальную, но психологически ей близ- кую, называется сублимацией». В психоанализе чаще всего речь идет о смене ду- шевных состояний, терапевтическом переходе от тоски к радости, от горя к наслаждению. Так работает защитный механизм психики, который преображает энергию сексуального влечения в социально одобряемую цель. В кон. 1950-х гг. амер. телевидение показало цикл передач для молодых родителей. В них демонстрировалось, как пеленать младенца, как его кормить. Самые известные в стране специалисты давали советы молодоженам. Затем был проведен опрос аудитории, чтобы выявить популярность цикла. Оказалось, что многие родители вообще не имели представления о программе. Зато бездетные телезрители смотрели телеуроки с нарастающим увлечением. Именно те, у кого не было детей, с наслаждением «пеленали ребенка», «играли» с ним, приобщались к азбуке родительского чувства. Пример с телевизионным циклом способен обескуражить. Подразумевалось, что тот, кто творит себе кумира, отдает себе отчет в своих поступках. Здесь же обнаружилась иная картина. Оказалось, что зритель живет в мире интенсивной, неосознанной мотивации; он радуется и страдает, одержим подавленными влечениями, желаниями, стремлениями. Именно эти побуждения, а вовсе не критическое мышление, обусловливают его поступки. С. является одним из основных источников художественного творчества и интеллектуальной активности и обеспечивает их энергетическую основу. Т. Адорно, обнаруживший эффект сложного сплетения любви и ненависти к телевизионным персонажам, пришел к выводу, что сублимационный эффект способен усилить манипулирование сознанием. Духовная жизнь человека во многом определяется тиранией бессознательного. Индивид ищет в телевизионном зрелище не вечных истин, не повода для развертывания аналитических способностей, не глубоких художественных впечатлений. Он тянется к телезрелищу под воздействием психологических влечений. В этом факте и скрывается, по Адорно, тайна раздвоенности сознания. Отвергая насилие в качестве мыслящего объекта, рядовой зритель находит в экранных преступлениях привлекательное зрелище, искупительное освобождение от повседневных переживаний. Монотонная, изматывающая повседневность постоянно порождает в человеке чувство неудовлетворенности. Многие его стремления, ожидания не сбываются, и потому вытесняются в сферу бессознательного. Все это рождает потребность в фиктивном осуществлении рухнувших замыслов, в отвлечении от неприятной действительности. Грубо говоря, человеку нужна психологическая компенсация, и он находит ее в сюжетах массовой культуры. Психологи утверждают, что, когда на «голубых экранах» идут детективные, криминальные спектакли, число реальных преступлений снижается. Дурные наклонности, говоря языком психоаналитиков, сублимируются. О Гуревич П.С. Приключения имиджа. М, 1991; Психоанализ и культура. М., 1995; Энциклопедия глубинной психологии. Зигмунд Фрейд. Жизнь. Работа. Наследие. М., 1998. П.С. Гуревич

(от лат. sublimare возносить) - утончение, одухотворение. В психоанализе Фрейда - преобразование вытесненного полового влечения в духовную деятельность, большей частью в сфере религии, метафизики или искусства. Именно в этом смысле объясняет психоанализ деятельность в области культуры; см. Ресублимация.

(лат. sublimo-возвышаю) - переключение энергии с социально неприемлемых (низших, низменных) целей и объектов на социально приемлемые (высшие, возвышенные). Согласно 3. Фрейду, С.- это процесс. заключающийся в том, что влечение (либидо) переходит на иную цель, далекую от сексуального удовлетворения, а энергия инстинктов преобразуется в социально приемлемую, нравственно одобряемую. Через призму С. Фрейдом рассматривается формирование религиозных культов и обрядов, появление искусства и общественных институтов, возникновение науки, развитие человечества. В западной философской антропологии (Шелер) способностью к С. наделены все формы организации природного мира, а человек является последним актом С. в природе. М. Шелер вводит термин “сверхсублимация”, понимая под ним “чрезмерную интеллектуализацию”, свойственную совр. культуре и вызывающую у человека деструктивные, разрушительные наклонности. Теория С., считающая духовное преобразованной энергией первичных влечений, сводит в конечном счете социальное к биологическому и не может объяснить сложности и специфичности культурно-исторического процесса.