Сообщение о базарове. Евгений Базаров: отношение к окружающим и краткая характеристика героя

Базаров - друг Аркадия Кирсанова: "...Приятель Аркаши, очень, по его словам, умный человек..."

Возраст Базарова - около 30 лет. Он старше Аркадия Кирсанова, которому 23 года, и примерно одного возраста с Одинцовой, которой 28 лет: "...мы оба уже не первой молодости, особенно я..." "...на что мне моя молодость? Живу я один, бобылем..."

Внешность: "...человеку высокого роста, в длинном балахоне с кистями..." "...Он медленно проводил своими длинными пальцами по бакенбардам..." "...Не правда ли, какое у него славное лицо?.." "...Длинное и худое, с широким лбом, кверху плоским, книзу заостренным носом, большими зеленоватыми глазами и висячими бакенбардами песочного цвету, оно оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и ум..."

Базаров - сын простого лекаря: "...Этот лекарский сын не только не робел, он даже отвечал отрывисто и неохотно, и в звуке его голоса было что то грубое, почти дерзкое..."

Происхождение: "...Мой дед землю пахал, – с надменною гордостию отвечал Базаров..." Базаров не дворянин. Его мать - потомственная дворянка, но отец (штабс-лекарь) - непотомственный дворянин: "...Имение не его, а матери; душ, помнится, пятнадцать..." "...я ведь плебей, homo novus – не из столбовых, не то, что моя благоверная..." (отец Базарова о себе) Базаров - бедный, но гордый человек: "...Человек я бедный, но милостыни еще до сих пор не принимал..."

Базаров учится на доктора: "...Он в будущем году хочет держать на доктора..." "...А! он по медицинскому факультету..."

Базаров занимается естественными науками: "...Главный предмет его – естественные науки. Да он все знает..." "...он принялся за своих лягушек, за инфузории, за химические составы и все возился с ними..."

Базаров - самоуверенный человек: "...лицо <...> выражало самоуверенность и ум..." "...И ведь тоже думал <...> задача есть, ведь я гигант!.."

Базаров - умный мужчина: "...Приятель Аркаши, очень, по его словам, умный человек..." "...лицо <...> выражало <...> ум..."

Базаров - нигилист по убеждениям: "...Он нигилист <...> Который ко всему относится с критической точки зрения <...>Нигилист – это человек, который не склоняется ни перед какими авторитетами, который не принимает ни одного принципа на веру, каким бы уважением ни был окружен этот принцип..." "...вы не признаете никаких авторитетов? Не верите им? – Да зачем же я стану их признавать? И чему я буду верить? Мне скажут дело, я соглашаюсь, вот и все..."


Базаров - бунтарь в душе: "...Какое бы страстное, грешное, бунтующее сердце не скрылось в могиле..."

Базаров - простой человек: "...Он чудесный малый, такой простой – ты увидишь..." "...чувствовала в Базарове отсутствие всего дворянского, всего того высшего, что и привлекает и пугает..."

Базаров не любит "церемоний": "...Главное, не надо обращать на него внимания: он церемоний не любит..." "...Разве вы не знаете сами, что изящная сторона жизни мне недоступна..." Базаров не танцует на балах в отличие от остальных людей: "...Аркадий танцевал плохо, как мы уже знаем, а Базаров вовсе не танцевал..."

Базаров - неразговорчивый и некрасноречивый человек. Он не любит "красиво" говорить: "...Базаров вообще говорил мало в присутствии «старичков Кирсановых»..." "...Я нахожу, что говорить красиво – неприлично..."

Базаров - развязный человек: "...Его аристократическую натуру возмущала совершенная развязность Базарова..."

У Базаров небрежные манеры: "...Все в доме привыкли к нему, к его небрежным манерам, к его немногосложным и отрывочным речам..." "...встретив его быстрый и небрежный взгляд..."

Базаров - неробкий человек: "...Этот лекарский сын не только не робел, он даже отвечал отрывисто и неохотно..."

Базаров - насмешливый, ироничный человек: "...Базаров, который лишь изредка вставлял в разговор насмешливое слово..." "...он тотчас же встряхнул головой, иронически поздравил себя «с формальным поступлением в селадоны*»..." (*селадон - волокита)

Базаров любит шутить и подтрунивать: "...он пришел и, по обыкновению полушутя, полузевая, просидел у ней..." "...Вам все желательно шутить, – ответил Павел Петрович..." "...Слуги также привязались к нему, хотя он над ними подтрунивал..."

Базаров - самолюбивый человек: "...И самолюбие какое противное, – перебил опять Павел Петрович..." "...тут только открылась ему на миг вся бездонная пропасть базаровского самолюбия..."

Базаров - спокойный, флегматичный мужчина: "...Все, – с невыразимым спокойствием повторил Базаров. "...флегматически заметил Базаров..."

Базаров - надменный человек: "...Базаров надменно выпрямился..." "...с надменною гордостию отвечал Базаров..."

Базаров - циник (по мнению Павла Петровича): "...Павел Петрович <...> считал его гордецом, нахалом, циником, плебеем..."

Базаров - самонадеянный человек: "...не имеем той дерзкой самонадеянности..."

Базаров ко всему относится критически: "...Я ничьих мнений не разделяю; я имею свои..." "...Вы опасный господин; вы такой критик..." "...Мне приятно отрицать, мой мозг так устроен – и баста!.."

Базаров - презрительный человек: "...Увы! презрительно пожимавший плечом..." "....воскликнул Базаров с презрительною усмешкой..."

Базаров - холодный человек: "...Базаров и тут остался холоден как лед..." "...Холодная усмешка скривила губы Базарова..."

Базаров - хладнокровный человек: "...Что, он всегда у вас такой? – хладнокровно спросил Базаров у Аркадия..." "...Город как город, – хладнокровно заметил Базаров..."

Базаров - "хищный", агрессивный человек: "...Он хищный, а мы с вами ручные <...> Вот ваш приятель этого и не хочет, а в нем это есть..." "...мы драться хотим..." "...нам это скучно – нам других подавай! нам других ломать надо!.."

Базаров - энергичный, деятельный человек: "...в энергической по прежнему <...> фигуре..." Базаров - резкий человек: "...Базаров ей понравился – отсутствием кокетства и самою резкостью суждений..." "...Послушай, Евгений, ты уже слишком резко с ним обошелся, – заметил Аркадий. – Ты его оскорбил..." Базаров бывает строг с людьми: "...Строг же ты сегодня, Евгений Васильич..."

Базаров - твердый, жесткий человек: "...согласитесь, хоть я и не мягкое существо..." "...многие его даже осуждают за такую твердость его нрава и видят в ней признак гордости или бесчувствия..."

Базаров не признает искусство: "...Вы, стало быть, искусства не признаете?.." "...не предполагаете во мне художественного смысла, – да, во мне действительно его нет..."

Базаров равнодушен к природе: "...Катя обожала природу <...> Одинцова была к ней довольно равнодушна, так же как и Базаров..."

Базаров ни перед чем не преклоняется: "...мы теперь вообще <...> ни перед кем не преклоняемся..."

Базаров смеется над современной медициной: "...мы теперь вообще над медициной смеемся..." "...Ты хоть и смеешься над медициной, а я уверен, можешь подать мне дельный совет..."

Базаров не верит в романтическую любовь: "...любовь… ведь это чувство напускное..." "... но любовь в смысле идеальном, или, как он выражался, романтическом, называл белибердой, непростительною дурью, считал рыцарские чувства чем-то вроде уродства или болезни..."

Базаров не любит романтику: "...И охота же быть романтиком в нынешнее время!.." "...Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта, – перебил Базаров...

Базаров не верит в брак: "...Ты придаешь еще значение браку; я этого от тебя не ожидал..." (Базаров Аркадию)

Базаров - волевой человек: "...Всякий человек сам себя воспитать должен – ну хоть как я, например..." "...человеку иногда полезно взять себя за хохол да выдернуть себя вон, как редьку из гряды; это я совершил на днях..."

Базаров рано встает: "...он обыкновенно встает рано и отправляется куда нибудь..."

Базаров - трудолюбивый человек: "...Аркадий сибаритствовал, Базаров работал..." "...Базаров работал упорно и угрюмо..."

Базаров - хороший лекарь: "...В ее глазах он и доктор был отличный..." "...Павел Петрович уже лежал в постели с искусно забинтованною ногой..."

Базаров легко общается с людьми, которые ниже его по статусу: "...Базаров, который владел особенным уменьем возбуждать к себе доверие в людях низших, хотя он никогда не потакал им и обходился с ними небрежно..."

Базаров - честный, прямой человек: "...Базаров объявил ей о своем отъезде не с мыслию испытать ее, посмотреть, что из этого выйдет: он никогда не «сочинял».

Базаров - скромный человек: "...Вы очень скромны..." (Одинцова о Базарове) "...Не знаю, хвастаться не хочу..."

Базаров - необычный, незаурядный человек: "...вы человек не из числа обыкновенных..." "...в пошлости никто бы не упрекнул Базарова..." (непошлый - то есть незаурядный)

Базаров не хочет быть ничтожеством: "...мои родители <...> не беспокоятся о собственном ничтожестве, оно им не смердит… а я… я чувствую только скуку да злость..."

Базаров не любит говорить о чувствах: "...вы меня извините… я вообще не привык высказываться..." "...я не смею при нем выказывать свои чувства, потому что он этого не любит. Он враг всех излияний..." (отец Базаров о сыне)

Базаров - бескорыстный человек: "...Он бескорыстный, честный человек, – заметил Аркадий..."

Базаров - совестливый человек: "...Да и совестно как-то от него запираться..."

Базаров - добрый человек в глубине души: "...как мне вас благодарить; такой вы добрый, право..." (мнение Фенечки)

Базаров ценит женскую красоту: "...Базаров был великий охотник до женщин и до женской красоты..." При этом Базаров не уважает женщин и называет их "бабами": "...Это что за фигура? – проговорил он. – На остальных баб не похожа..." (об Одинцовой) "...«Вот тебе раз! бабы испугался!»..." Базаров считает, что красивым женщинам не нужно быть умными: "...по моим замечаниям, свободно мыслят между женщинами только уроды..."

Базаров умирает в молодом возрасте от заражения смертельной инфекцией - тифом: "...Я сегодня ездил в деревню, знаешь – откуда тифозного мужика привозили. Они почему-то вскрывать его собирались <...> Ну, вот я и попросил уездного врача; ну, и порезался..." "...Если я заразился, так уж теперь поздно..."

Базаров черты Личности.
Роман И.С. Тургенева отразил борьбу двух социально-политических
лагерей, сложившихся в России к 60-м годам XIX века. И.С.Тургенев
отразил в романе типичный конфликт эпохи и поставил ряд актуальных
проблем, в частности, вопрос о характере и роли "нового человека",
деятеля в период революционной ситуации в Европе 60-х годов.
Выразителем идей революционной демократии стал Евгений Базаров,
герой, который противопоставлен в романе либеральному дворянству.
Образ Базарова занимает центральное место в композиции романа. Из
28 глав лишь в двух не появляется Базаров, в остальных - он главное
действующее лицо. Все основные лица романа группируются вокруг
него, раскрываются во взаимоотношениях с ним, резче и ярче оттеняют
те или иные черты его личности, подчеркивают его превосходство, ум,
душевную силу, свидетельствуют о его одиночестве в среде уездных
аристократов. Напомним, что герой эпохи 60-х годов был разночинец-
демократ, убежденный противник дворянско-крепостнического строя,
материалист по мировоззрению, прошедший школу труда и лишений,
самостоятельно мыслящий и независимый. Именно таков Базаров в
изображении автора.
Сюжет романа строится на столкновении Базарова с миром
аристократов. Тургенев сразу же показывает, что Базаров - демократ,
разночинец, человек труда - чужд аристократическому этикету и
условностям. В столкновении с "барчуками проклятыми" его облик
раскрывается полностью. В романе широко используется прием
контраста: Базаров противопоставлен Павлу Петровичу, аристократизм
одного - демократизму другого. Последовательность, убежденность,
воля и целеустремленность Базарова контрастируют с раздвоенностью
Аркадия, с его случайными убеждениями, мягкотелостью и отсутствием
осознанной цели.
Именно в столкновении с различными персонажами,
противопоставленными ему, раскрываются замечательные черты
Базарова: в спорах с Павлом Петровичем - зрелость ума, глубина
суждений и непримиримая ненависть к барству и рабству; во
взаимоотношениях с Аркадием - способность привлекать на свою
сторону молодежь, быть учителем, воспитателем, честность и
непримиримость в дружбе; в отношении с Одинцовой - умение глубоко
и по-настоящему любить, цельность натуры, сила воли и чувство
собственного достоинства. Главное место в композиции романа
занимают сцены споров. Герои Тургенева раскрывают свое
мировоззрение в прямых высказываниях, в столкновениях со своими
идейными противниками. Базаров - натура независимая, не
склоняющаяся ни перед какими авторитетами, а подвергающая все суду
мысли. Типичен для шестидесятников и интерес Базарова к
естественным наукам, хотя ни карьера ученого, ни карьера врача не
стали бы его уделом.
Тургенев проводит своего героя через ряд испытаний (а это вообще
типично для романов Тургенева). Он испытывает Базарова сначала
любовью, затем и смертью. Тургенев как бы со стороны наблюдает за
тем, как ведет себя его герой в этих ситуациях. И если любовь к
Одинцовой, женщине умной, гордой, сильной, под стать самому
Базарову, побеждает принципы нигилизма (ведь Базаров называл
любовь "белибердой", презрительно относился к идеальным,
романтическим чувствам, признавал любовь только физиологическую:
"Нравится тебе женщина, так возьми ее!" Сам же, влюбившись, вдруг
почувствовал романтика в самом себе), то в предсмертной сцене
Базаров верен своим идеалам до конца, он не сломлен, гордо смотрит
смерти в глаза. Многие критики считают эту сцену самой сильной,
живой и трогательной. Потому что именно здесь раскрывается это
"грешное, бунтующее сердце" до конца.
Смерть Базарова по-своему оправданна. Как в любви нельзя было
доводить Базарова до "тишины блаженства", так и в его предполагаемом
деле он должен был остаться на уровне еще не реализуемых,
вынашиваемых и потому безграничных стремлений. Базаров должен
был умереть, чтобы остаться Базаровым.
Сколько бы ни было критических статей по поводу героя "Отцов и
детей", и как бы ни трактовался образ Базарова, лучше всего сказал о
своем "самом любимом детище" сам автор: "Я хотел сделать из него
лицо трагическое... Мне мечталась фигура сумрачная, дикая, большая,
наполовину выросшая из почвы, сильная, злобная, честная - и все-таки
обреченная на погибель, потому что она все-таки стоит еще в
преддверии будущего".

События, которые описанные в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети » в канун крестьянской реформы. Прогрессивная общественность разделилась на либералов и революционер – демократов. Одни приветствовали реформу, а другие были против такой реформы.

В центре романа появляется Евгений Базаров. И роман Тургенева начинается с приезда Базарова в имение Кирсановых. Базаров был сыном лекаря, так же он прошел суровую школу, потом учился в университете на гроши, увлекался разными науками, хорошо знал ботанику, агротехнику, геологию, никогда не отказывает в медицинской помощи людям, вообщем он гордится собой. А вот неприятия и интерес у людей он вызвал своим внешним видом: высокий рост, старый плащ, длинные волосы. Так же автор подчеркивал его ум, указывая на череп и лицо, выражающие самоуверенность. А вот Кирсановы были лучшие из дворян. Взгляды Базарова вызывают у них разные чувства.

Характеристика Базарова в романе «Отцы и дети» звучит одним словом: он – нигилист, он ярко отстаивает свою позицию отрицания всего. Он плохо высказывается об искусстве. Природа не предмет восхищения для героя, она для него не храм, а мастерская, и человек в ней работник. А любовь Базаров называет ненужным чувством. Взгляды Базарова не типичны для представителей радикального дворянства.

Автор проводит своего героя через много испытаний, а так же через испытания любовью. Когда у него произошла встреча с Одинцовой, Базаров был уверен, что любви нет, и не будет вообще. На женщин он смотрит равнодушно. Анна Сергеевна для него – только представитель одного из разрядов млекопитающих. Он говорил, что её богатое тело, достойно театра, но он о ней не задумывался как о человеке. Потом неожиданно для него вспыхивает чувство, которые его вводят в состояние рассеянности. Чем дольше он находился в гостях у Одинцовой, чем ближе сходится с ней, тем сильнее к ней привязывается.

Человек, сильно веривший в свою теорию нигилизма, принимающий ее на 100 %, ломается при первой же настоящей жизненной ситуацией. Подлинная любовь настигает героя романа Базарова и он не знает, что делать и как правильно поступить. Он не лишается гордости из-за неразделенного чувства, он просто отходит в сторону.
Отношение Базарова к окружающим – разное. Аркадия он пытается увлечь своей теорией. Павла Петровича Кирсанова ненавидит, а Николая Петровича считает добрым, но уже отжившим свой век человеком. Внутри него растет чувство внутреннего противостояния с самим собой. Пытаясь выстроить свою жизнь на основе нигилизма, он не может подчинить ее всем этим сухим канонам.

Отрицая существование чести, он, в то же время, принимает вызов на дуэль, так как считает это правильным. Презирая принцип благородства, на дули он ведет себя, именно благородно, что признает сам Павел Кирсанов. Поступки, требующие определенного анализа Базарова пугают и не всегда он понимает как поступить.
Как Базаров не пытается, ему не удается спрятать свои нежные чувства к родителям. Особенно это проявляется в момент приближения смерти Базарова. Прощаясь с Одинцовой, он просит не забывать стариков. Осознание того, что базаров нигилист, но он верит в существование любви для него тягостно и болезненно.

Данная публикация поможет ученикам 10 класса при написании доклада или сочинения на тему «Евгений Базаров».

Тест по произведению

Роман «Отцы и дети» написан И.С. Тургеневым в 1862 году, через год после отмены крепостного права. Действие же романа происходит в 1859 году в преддверии реформы. Вполне естественно, что главным действующим героем выступает новый герой русской литературы – революционер-нигилист, разночинец-демократ.

Происхождение Базарова

Евгений Васильевич Базаров – выходец из простой крестьянской семьи. Его дед «землю пахал», отец и мать живут скромно и просто, при этом позаботились о будущем сына – дали ему прекрасное медицинское образование. Зная о крестьянской жизни не понаслышке, Базаров прекрасно понимает, что грядут значительные перемены. В его сознании созрел план по переустройству общественного порядка, заключающийся в абсолютном разрушении прошлого и построении нового мира.

Нигилизм Базарова

Базаров – новый человек. Он – нигилист, материалист, не подчиняющийся иллюзиям, проверяющий все опытным путем. Базаров увлекается естественными науками, всеми днями он трудится, ищет что-то новое.

Личность, по мнению Базарова, — это человек, обладающий знаниями. Он уверен, что именно труд делает из человека человека. Евгений Васильевич всегда оказывается там, где его знания будут полезны. Это выгодно отл

ичает его от других героев и «лишних» людей, а также от людей новой формации.

Базаров зачастую груб и резок в высказываниях: о женщинах, о прошлом, о чувствах. Ему кажется, что все это мешает построению здорового общества будущего. Все, кто не умеет трудиться, не нужны человечеству. Во многом его можно считать неправым. Чего стоит только отрицание основных ценностей человеческого существования: любви, почтения, принципов, природы как храма, души человеческой.

Значимость героя для общества

Наверное, такие люди были необходимы российскому социуму, чтобы всколыхнуть его, заставить посмотреть на все происходящее со стороны. Новые люди появляются в обществе только в периоды исторических потрясений, они обладают особенной духовной мощью, стойкостью и непоколебимостью, умением не прятаться от правды и быть честными перед самим собой даже на пороге смерти.

Базаров-нигилист отлично понимает, что жизнь никогда не будет легкой, от любого человека нужны будут жертвы. И он готов к ним, не изменяя ни на грамм своим убеждениям. Это делает его наиболее привлекательным как для современников, так и для нынешнего читателя.

Любовь в жизни Базарова

Сила его духовности распространяется и на любовное чувство Базарова к Анне Одинцовой – женщине сильной и независимой. Его пленил ее ум, незаурядность взглядов на происходящие события. Понимая, что она не может ради него пожертвовать всем, он признается ей в своих чувствах. Безответная любовь к Анне Сергеевне словно выбивает его из привычнго уклада жизни. Но мне кажется, что если бы смерть не помешала, Базаров смог бы перебороть себя и свои несчастные чувства, которые он мнил за слабость собственной личности.

Развенчание теории Базарова

Порой странный и необычный, герой И.С. Тургенева восхищает читателей набором качеств «совершенного человека»: силой духа, целеустремленностью, стойкостью, умением убеждать и др., хотя и согласиться во всем с Базаровым невозможно. Его теория терпит крах, и герой это осознает – красота, любовь и доброта становятся неотъемлемой частью его души. И с ними он умирает, не найдя применения своим убеждениям.

Базаров, характеристика которого представлена в статье, — разночинец. Он — сын лекаря и сам с гордостью заявляет, что его дед землю пахал. Впервые Тургенев сделал разночинца центральной фигурой романа. Базаров, прежде всего, позитивист и материалист. Для него не существует веры, общих принципов и априорных идеалов. «Я не верю ни во что», — говорит он Павлу Петровичу. Порядочный химик в его глазах «в двадцать раз полезнее всякого поэта». Даже «науки вообще» он не признает. Естествознание представляется ему единственно важным занятием. «Лягушек резать», исследовать природу — вот чему посвящает свои силы Евгений Базаров.

Сообразно с этим он считает чепухой, «романтизмом» искусство, красоту, пафос и любовь—все, к чему так восторженно относились идеалисты 40 -х годов. Когда ему говорят о принципах, о логике истории, Евгений Базаров противопоставляет им только факты, только очевидные материальные побуждения. Спор Базарова с Кирсановым — это конфликт, спор позитивиста с идеалистом, спор о том, существуют пи прирожденные априорные нравственные представления в душе человека или только одни чувственные восприятия определяют наши поступки и воззрения. «Принципов нет, а есть ощущения; от них все зависит», — говорит Базаров. Евгений торжествует над Кирсановым. Базаров словно мстит эпохе идеализма за то, что она обманула ожидания общества, — эпохе, когда обличалось взяточничество, говорилось «об отсутствии дорог, торговли, правильного суда».

Таким образом, Евгений Базаров провозглашает единственный стимул деятельности - потребность. Никаких идеалов, только факты и голые потребности. Он действует в силу того, что признает полезным. Для своего времени он считает самым полезным отрицание, а потому отрицает все без остатка. На замечание Кирсанова, что нельзя только разрушать, необходимо и строить, Базаров отвечает: «Сперва нужно место расчистить». Эту разрушительную работу, это отрицание он называет нигилизмом.

Отречение, ограничение личности во имя общества и его интересов отрицаются, и на их место возводится культ силы и эгоизма. «Мы ломаем, потому что мы сила». Жизнь есть борьба. Превосходство того или другого начала определяется его силой. Когда Кирсанов говорит, что «миллионы раздавят» этих проповедников-разрушителей, Базаров спокойно замечает. «Коли раздавят, туда и дорога». Всякая личность должна считать свою сущность единственным началом, свое «само» ставить выше всего. Пусть эти самодовлеющие личности борются каждая за свое существование, и в этой борьбе погибнет все слабое и ненужное и удержится все то, что ведет человечество в сверхчеловеческие высоты.

Для Базарова нет ничего священного. Он не признает авторитетов, идолов и кумиров. Даже для народа он не делает исключения. Он смеется над общиной, глумится над верой в мужика и уверяет, что в «современном нашем быту» нет ни одного установления, которое бы не вызывало «полного и беспощадного отрицания».

Тургенев не совсем верно изобразил нигилиста-разночинца и материалиста. Он не мог уловить его положительных стремлений. И его Базаров из грубого материалиста и разрушителя не раз превращается в тоскующего лишнего человека, и в словах его звучат речи, которые сводятся к одному мотиву, «хочу послужить людям, но не умею и не знаю как». Временами Евгений Базаров завидует своим родителям, которые хлопочут, толкуют, у которых весь день «напичкан занятиями».

Базаров признавал, что человеку не уйти от чувства сострадания, от сознания связи и солидарности с другими людьми, что голый инстинкт и эгоизм возможны только в животном царстве. Не раз выдает он, что ему трудно осуществить свои теории. «Хочется с людьми возиться, хоть ругать их, да возиться с ними».
Словом, позавидовав силе новых людей, создав в лице Базарова своего любимейшего героя, воплотив в нем ту мощь, к которой бесплодно стремился он сам, — Тургенев кончил тем, что наделил Базарова своей собственной тоской, не разглядел самого главного в новых людях, именно того обстоятельства, что у них были положительные идеалы и не было тоски и душевного разлада.

Базаров изменяет не только своей материалистической философии. Он не остается до конца верным своей вражде к романтизму и сентиментальным чувствам. Этот человек с его холодным умом и злой иронией изменил себе, когда бросил Одинцовой: «Так знайте же, что я люблю вас глупо, безумно». Он дерется на дуэли с Павлом Петровичем, хотя сознает, что это глупо.