Племя догонов. Племя догонов, история пришельцев с Сириуса

(католики и протестанты).

Этно-лингвистическое деление

По языковому критерию догоны разделяются на несколько крупных и множество мелких групп. Свои языковые особенности (иногда очень значительные) имеются практически в каждом догонском селении. В приведённой таблице они отсортированы по языковой принадлежности и численности. Небольшая группа бангана , находящаяся в ареале северных догонов, отделена от последних в связи с тем, что по некоторым современным представлениям их язык не входит в догонскую семью и рассматривается как изолят .

Народ Язык Численность Расселение (на территории Мали, если не указано дополнительно) Примечание
южные догоны
доон томо-кан 178 000 168 тыс. человек на юго-западе от г. Банкас, около 10 тыс. человек в Кот-д’Ивуар и Буркина Фасо
того тене-кан (того) 92 232
тенгу тене-кан (тенгу) 67 788
восточные догоны
дьямсай дьямсай 164 000 между городами Коро и Бумбум
торо-тегу торо-тегу 3654
центральные догоны
томмом томмо-со 75 852 говорят на наречиях центральнодогонского языка
торо (бомму) торо-со 63 000
доном донно-со 57 000 в районе г. Бандиагара
западные догоны
момбо (колум) момбо-со (колум-со) 24 000
ампари ампари 6552
северные догоны
бондум (довой) бондум(-дом) 31 000 к северу от плато Бандиагара, основное поселение - Борко
догул догулу(-дом) 20 000 к северо-востоку от г. Бандиагара
тираниге (дулери) тираниге-дига 5292
тебул-уре 3500
нанга нанга(-дама) 3150
янда янда(-дом) 2500
буду буноге 882
ана 500
бангана бангери (бангиме) 1512 на северо-западе от г. Бандиагара говорят на изолированном языке
Всего 790 102

История

Догоны возводят себя к правящим группам Древнего Мали . Согласно этногенетическим преданиям, их предки, теснимые фульбе , пришли в -XII веках с верховий Нигера - из страны Манден , вытеснив местное население (телем или курумба) и частично усвоив их культуру и, очевидно, переняв их языки. От телем остались пещерные святилища и погребальные комплексы в скалистых отрогах восточной и южной Бандиагары (среди инвентаря - керамика, наконечники стрел и копий, бронзовые и железные браслеты, деревянная скульптура, фрагменты ткани, плетения и т. п.). О прямых контактах догонов с телем традиция не сообщает. Связь с народами манден подтверждается социальными связями родовых групп, близостью искусства, танцев, обрядов и т. п. В XVI веке догоны входили в раннегосударственное образование Сонгай , в XVI-XIX веках (в разной степени вовлечённости для различных групп) - в Масина . Контакты догонов с исламизированными фульбе , начавшиеся на рубеже XVIII -XIX веков , привели к захвату последними Бандиагары к середине XIX века.

Традиционная культура

Традиционная культура типична для народов Суданской подобласти Западной Африки . Её изучение было в середине XX века монополизировано представителями школы М. Гриоля , что привело к игнорированию сложившихся ранее альтернативных взглядов (Л. Деплань и др.). В культурном отношении различают догонов плато и предгорий, подступающих к долине Нигера (центральные, западные и северные догоны), и догонов цепи горных уступов и равнины Сено к юго-востоку от них (южные и восточные догоны). Изолированное положение страны догонов способствовало консервации архаичных элементов культуры либо вторичной архаизации. Основные занятия - ручное подсечно-огневое земледелие, в горах - террасное, местами - ирригационное (сорго, просо-элевсина, бобы; основным предметом обмена и торговли служит лук). Крупный рогатый скот на обменной основе отношений выпасается фульбе. С бозо догонов связывают отношения шуточного родства .

Напишите отзыв о статье "Догоны"

Литература

  • Beaudoin G. Les Dogon du Mali. P.,1997.
  • Calame-Griaule G. Ethnologie et langage: la parôle chez les Dogon. P., 1965
  • Desplagnes L. Le Plateau central nigerien. P., 1907
  • Griaule M. Dieu d’eau. Entretiens avec Ogotemmêli. P., 1948
  • Griaule M. Masques dogons. P., 1938
  • Griaule M., Dieterlen G. The Dogon of the French Sudan. 1948
  • Guerrier E. La cosmogonie des Dogon. L’arche du Nommo. P., 1975
  • Laude J. African Art of the Dogon: The Myths of the Cliff Dwellers. N.Y., 1973
  • Palau Marti M. Les Dogons. P., 1957
  • Paulme D. Organisation sociale des Dogons. P., 1940
  • Wanono N. & Renaudea, M. Les Dogon. P., 1996

Ссылки

  • Статья из сборника «На суше и на море», 1978
  • Мириманов В. Б. Искусство тропической Африки
  • «» from The Skeptic’s Dictionary .
  • «» by James Oberg.

Примечания

Отрывок, характеризующий Догоны

Англичанин, достав кошелек, отсчитывал деньги. Долохов хмурился и молчал. Пьер вскочил на окно.
Господа! Кто хочет со мною пари? Я то же сделаю, – вдруг крикнул он. – И пари не нужно, вот что. Вели дать бутылку. Я сделаю… вели дать.
– Пускай, пускай! – сказал Долохов, улыбаясь.
– Что ты? с ума сошел? Кто тебя пустит? У тебя и на лестнице голова кружится, – заговорили с разных сторон.
– Я выпью, давай бутылку рому! – закричал Пьер, решительным и пьяным жестом ударяя по столу, и полез в окно.
Его схватили за руки; но он был так силен, что далеко оттолкнул того, кто приблизился к нему.
– Нет, его так не уломаешь ни за что, – говорил Анатоль, – постойте, я его обману. Послушай, я с тобой держу пари, но завтра, а теперь мы все едем к***.
– Едем, – закричал Пьер, – едем!… И Мишку с собой берем…
И он ухватил медведя, и, обняв и подняв его, стал кружиться с ним по комнате.

Князь Василий исполнил обещание, данное на вечере у Анны Павловны княгине Друбецкой, просившей его о своем единственном сыне Борисе. О нем было доложено государю, и, не в пример другим, он был переведен в гвардию Семеновского полка прапорщиком. Но адъютантом или состоящим при Кутузове Борис так и не был назначен, несмотря на все хлопоты и происки Анны Михайловны. Вскоре после вечера Анны Павловны Анна Михайловна вернулась в Москву, прямо к своим богатым родственникам Ростовым, у которых она стояла в Москве и у которых с детства воспитывался и годами живал ее обожаемый Боренька, только что произведенный в армейские и тотчас же переведенный в гвардейские прапорщики. Гвардия уже вышла из Петербурга 10 го августа, и сын, оставшийся для обмундирования в Москве, должен был догнать ее по дороге в Радзивилов.
У Ростовых были именинницы Натальи, мать и меньшая дочь. С утра, не переставая, подъезжали и отъезжали цуги, подвозившие поздравителей к большому, всей Москве известному дому графини Ростовой на Поварской. Графиня с красивой старшею дочерью и гостями, не перестававшими сменять один другого, сидели в гостиной.
Графиня была женщина с восточным типом худого лица, лет сорока пяти, видимо изнуренная детьми, которых у ней было двенадцать человек. Медлительность ее движений и говора, происходившая от слабости сил, придавала ей значительный вид, внушавший уважение. Княгиня Анна Михайловна Друбецкая, как домашний человек, сидела тут же, помогая в деле принимания и занимания разговором гостей. Молодежь была в задних комнатах, не находя нужным участвовать в приеме визитов. Граф встречал и провожал гостей, приглашая всех к обеду.
«Очень, очень вам благодарен, ma chere или mon cher [моя дорогая или мой дорогой] (ma сherе или mon cher он говорил всем без исключения, без малейших оттенков как выше, так и ниже его стоявшим людям) за себя и за дорогих именинниц. Смотрите же, приезжайте обедать. Вы меня обидите, mon cher. Душевно прошу вас от всего семейства, ma chere». Эти слова с одинаковым выражением на полном веселом и чисто выбритом лице и с одинаково крепким пожатием руки и повторяемыми короткими поклонами говорил он всем без исключения и изменения. Проводив одного гостя, граф возвращался к тому или той, которые еще были в гостиной; придвинув кресла и с видом человека, любящего и умеющего пожить, молодецки расставив ноги и положив на колена руки, он значительно покачивался, предлагал догадки о погоде, советовался о здоровье, иногда на русском, иногда на очень дурном, но самоуверенном французском языке, и снова с видом усталого, но твердого в исполнении обязанности человека шел провожать, оправляя редкие седые волосы на лысине, и опять звал обедать. Иногда, возвращаясь из передней, он заходил через цветочную и официантскую в большую мраморную залу, где накрывали стол на восемьдесят кувертов, и, глядя на официантов, носивших серебро и фарфор, расставлявших столы и развертывавших камчатные скатерти, подзывал к себе Дмитрия Васильевича, дворянина, занимавшегося всеми его делами, и говорил: «Ну, ну, Митенька, смотри, чтоб всё было хорошо. Так, так, – говорил он, с удовольствием оглядывая огромный раздвинутый стол. – Главное – сервировка. То то…» И он уходил, самодовольно вздыхая, опять в гостиную.
– Марья Львовна Карагина с дочерью! – басом доложил огромный графинин выездной лакей, входя в двери гостиной.
Графиня подумала и понюхала из золотой табакерки с портретом мужа.
– Замучили меня эти визиты, – сказала она. – Ну, уж ее последнюю приму. Чопорна очень. Проси, – сказала она лакею грустным голосом, как будто говорила: «ну, уж добивайте!»
Высокая, полная, с гордым видом дама с круглолицей улыбающейся дочкой, шумя платьями, вошли в гостиную.
«Chere comtesse, il y a si longtemps… elle a ete alitee la pauvre enfant… au bal des Razoumowsky… et la comtesse Apraksine… j"ai ete si heureuse…» [Дорогая графиня, как давно… она должна была пролежать в постеле, бедное дитя… на балу у Разумовских… и графиня Апраксина… была так счастлива…] послышались оживленные женские голоса, перебивая один другой и сливаясь с шумом платьев и передвиганием стульев. Начался тот разговор, который затевают ровно настолько, чтобы при первой паузе встать, зашуметь платьями, проговорить: «Je suis bien charmee; la sante de maman… et la comtesse Apraksine» [Я в восхищении; здоровье мамы… и графиня Апраксина] и, опять зашумев платьями, пройти в переднюю, надеть шубу или плащ и уехать. Разговор зашел о главной городской новости того времени – о болезни известного богача и красавца Екатерининского времени старого графа Безухого и о его незаконном сыне Пьере, который так неприлично вел себя на вечере у Анны Павловны Шерер.
– Я очень жалею бедного графа, – проговорила гостья, – здоровье его и так плохо, а теперь это огорченье от сына, это его убьет!
– Что такое? – спросила графиня, как будто не зная, о чем говорит гостья, хотя она раз пятнадцать уже слышала причину огорчения графа Безухого.
– Вот нынешнее воспитание! Еще за границей, – проговорила гостья, – этот молодой человек предоставлен был самому себе, и теперь в Петербурге, говорят, он такие ужасы наделал, что его с полицией выслали оттуда.
– Скажите! – сказала графиня.
– Он дурно выбирал свои знакомства, – вмешалась княгиня Анна Михайловна. – Сын князя Василия, он и один Долохов, они, говорят, Бог знает что делали. И оба пострадали. Долохов разжалован в солдаты, а сын Безухого выслан в Москву. Анатоля Курагина – того отец как то замял. Но выслали таки из Петербурга.
– Да что, бишь, они сделали? – спросила графиня.
– Это совершенные разбойники, особенно Долохов, – говорила гостья. – Он сын Марьи Ивановны Долоховой, такой почтенной дамы, и что же? Можете себе представить: они втроем достали где то медведя, посадили с собой в карету и повезли к актрисам. Прибежала полиция их унимать. Они поймали квартального и привязали его спина со спиной к медведю и пустили медведя в Мойку; медведь плавает, а квартальный на нем.
– Хороша, ma chere, фигура квартального, – закричал граф, помирая со смеху.
– Ах, ужас какой! Чему тут смеяться, граф?
Но дамы невольно смеялись и сами.
– Насилу спасли этого несчастного, – продолжала гостья. – И это сын графа Кирилла Владимировича Безухова так умно забавляется! – прибавила она. – А говорили, что так хорошо воспитан и умен. Вот всё воспитание заграничное куда довело. Надеюсь, что здесь его никто не примет, несмотря на его богатство. Мне хотели его представить. Я решительно отказалась: у меня дочери.
– Отчего вы говорите, что этот молодой человек так богат? – спросила графиня, нагибаясь от девиц, которые тотчас же сделали вид, что не слушают. – Ведь у него только незаконные дети. Кажется… и Пьер незаконный.
Гостья махнула рукой.
– У него их двадцать незаконных, я думаю.
Княгиня Анна Михайловна вмешалась в разговор, видимо, желая выказать свои связи и свое знание всех светских обстоятельств.
– Вот в чем дело, – сказала она значительно и тоже полушопотом. – Репутация графа Кирилла Владимировича известна… Детям своим он и счет потерял, но этот Пьер любимый был.
– Как старик был хорош, – сказала графиня, – еще прошлого года! Красивее мужчины я не видывала.
– Теперь очень переменился, – сказала Анна Михайловна. – Так я хотела сказать, – продолжала она, – по жене прямой наследник всего именья князь Василий, но Пьера отец очень любил, занимался его воспитанием и писал государю… так что никто не знает, ежели он умрет (он так плох, что этого ждут каждую минуту, и Lorrain приехал из Петербурга), кому достанется это огромное состояние, Пьеру или князю Василию. Сорок тысяч душ и миллионы. Я это очень хорошо знаю, потому что мне сам князь Василий это говорил. Да и Кирилл Владимирович мне приходится троюродным дядей по матери. Он и крестил Борю, – прибавила она, как будто не приписывая этому обстоятельству никакого значения.
– Князь Василий приехал в Москву вчера. Он едет на ревизию, мне говорили, – сказала гостья.
– Да, но, entre nous, [между нами,] – сказала княгиня, – это предлог, он приехал собственно к графу Кирилле Владимировичу, узнав, что он так плох.
– Однако, ma chere, это славная штука, – сказал граф и, заметив, что старшая гостья его не слушала, обратился уже к барышням. – Хороша фигура была у квартального, я воображаю.
И он, представив, как махал руками квартальный, опять захохотал звучным и басистым смехом, колебавшим всё его полное тело, как смеются люди, всегда хорошо евшие и особенно пившие. – Так, пожалуйста же, обедать к нам, – сказал он.

Наступило молчание. Графиня глядела на гостью, приятно улыбаясь, впрочем, не скрывая того, что не огорчится теперь нисколько, если гостья поднимется и уедет. Дочь гостьи уже оправляла платье, вопросительно глядя на мать, как вдруг из соседней комнаты послышался бег к двери нескольких мужских и женских ног, грохот зацепленного и поваленного стула, и в комнату вбежала тринадцатилетняя девочка, запахнув что то короткою кисейною юбкою, и остановилась по средине комнаты. Очевидно было, она нечаянно, с нерассчитанного бега, заскочила так далеко. В дверях в ту же минуту показались студент с малиновым воротником, гвардейский офицер, пятнадцатилетняя девочка и толстый румяный мальчик в детской курточке.
Граф вскочил и, раскачиваясь, широко расставил руки вокруг бежавшей девочки.
– А, вот она! – смеясь закричал он. – Именинница! Ma chere, именинница!
– Ma chere, il y a un temps pour tout, [Милая, на все есть время,] – сказала графиня, притворяясь строгою. – Ты ее все балуешь, Elie, – прибавила она мужу.
– Bonjour, ma chere, je vous felicite, [Здравствуйте, моя милая, поздравляю вас,] – сказала гостья. – Quelle delicuse enfant! [Какое прелестное дитя!] – прибавила она, обращаясь к матери.
Черноглазая, с большим ртом, некрасивая, но живая девочка, с своими детскими открытыми плечиками, которые, сжимаясь, двигались в своем корсаже от быстрого бега, с своими сбившимися назад черными кудрями, тоненькими оголенными руками и маленькими ножками в кружевных панталончиках и открытых башмачках, была в том милом возрасте, когда девочка уже не ребенок, а ребенок еще не девушка. Вывернувшись от отца, она подбежала к матери и, не обращая никакого внимания на ее строгое замечание, спрятала свое раскрасневшееся лицо в кружевах материной мантильи и засмеялась. Она смеялась чему то, толкуя отрывисто про куклу, которую вынула из под юбочки.

На западе Африки, в Мали, живет небольшое племя земле дельцев и скотоводов, догоны. Известны всему миру они стали благодаря французским этнографам Марселю Гриолю и Жермене Дьетерлен. В 1930-х гг. ученые провели несколько лет, живя среди догонов и изучая их обычаи и традиции. Туземцы открыли Гриолю и Дьетерлен многие свои секреты и даже разрешили поприсутствовать на особой церемонии, посвященной звезде - спутнику Сириуса, которая, - по представлениям племени догонов, появляется раз в 50 лет. Эта звезда на языке туземцев называется Потоло, что означает «маленькое, но тяжелое зернышко».

Самое удивительное, что спутник у Сириуса существует на самом деле, но увидеть его невооруженным глазом совершенно невозможно - ученые-астрономы с их мощными телескопами смогли обнаружить эту звезду лишь в 1862 г.! Астрономы назвали ее Сириусом В («В» - это латинская «Б»), Звезда эта невелика по размеру, но обладает большой массой и плотностью. Сириус В и Сириус А (то, что мы обычно называем Сириусом) образуют двойную систему и вращаются вокруг еди ного центра масс с периодом примерно 50 лет. Данные, полученные астрономами, удивительным образом совпадают с тем, что рассказали туземцы Гриолю и Дьетерлен.

Как племя догонов, не имеющие даже письменности, смогли узнать о спутнике Сириуса за много веков до открытия астрономов? Американский ученый и писатель Роберт Темпл предложил один из возможных ответов на этот вопрос в своей книге «Мистерия Сириуса», опубликованной в 1976 г. Изучая мифы догонов, он обратил внимание на рассказы о неких земноводных существах, называемых номмо, — древних божествах, спустившихся на землю с неба. Темпл предположил, что на самом деле номмо - это пришельцы с Сириуса, некогда посетившие Землю.

Именно инопланетные гости рассказали догонам об устройстве Вселенной, и прежде всего о двойной системе Сириуса. Память о встрече с пришельцами, по мнению Темпла, и составляет основу богатой мифологии догонов. После публикации «Мистерии Сириуса» к изучению преданий этого африканского племени обратились не только этнографы, но и астрономы, физики и все, увлеченные поисками неопознанных летающих объектов (НЛО) и мечтающие о контактах с внеземными цивилизациями.

Многие ученые, однако, относятся с недоверием к рассказам о пришельцах из космоса. С другой стороны, нельзя не признавать и того, что догонам известно о существовании Сириуса В. Самое простое объяснение этого факта - африканцы узнали о спутнике Сириуса от миссионеров или европейских путешественников, посещавших Мали в начале XX в. Племя Догонов живет в самом сердце Африки, но их земли соседствуют с важными караванными и торговыми путями, поэтому они прекрасно знают, что происходит в остальном мире. Вполне может быть, что какой- нибудь путешественник или проповедник Евангелия рассказал любознательным африканцам о новейших астрономических открытиях, а уж все остальное они придумали сами.

Народ Язык Численность Расселение (на территории Мали, если не указано дополнительно) Примечание
южные догоны
доон томо-кан 178 000 168 тыс. человек на юго-западе от г. Банкас, около 10 тыс. человек в Кот-д’Ивуар и Буркина Фасо
того тене-кан (того) 92 232
тенгу тене-кан (тенгу) 67 788
восточные догоны
дьямсай дьямсай 164 000 между городами Коро и Бумбум
торо-тегу торо-тегу 3654
центральные догоны
томмом томмо-со 75 852 говорят на наречиях
торо (бомму) торо-со 63 000
доном донно-со 57 000 в районе г. Бандиагара
западные догоны
момбо (колум) момбо-со (колум-со) 24 000
ампари ампари 6552
северные догоны
бондум (довой) бондум(-дом) 31 000 к северу от плато Бандиагара, основное поселение - Борко
догул догулу(-дом) 20 000 к северо-востоку от г. Бандиагара
тираниге (дулери) тираниге-дига 5292
тебул-уре 3500
нанга нанга(-дама) 3150
янда янда(-дом) 2500
буду буноге 882
ана 500
бангана бангери (бангиме) 1512 на северо-западе от г. Бандиагара говорят на изолированном языке
Всего 790 102

История [ | ]

Уступ Бандиагара

Догоны возводят себя к правящим группам Древнего Мали . Согласно этногенетическим преданиям, их предки, теснимые фульбе , пришли в -XII веках с верховий Нигера - из страны Манден , вытеснив местное население (или) и частично усвоив их культуру и, очевидно, переняв их языки. От телем остались пещерные святилища и погребальные комплексы в скалистых отрогах восточной и южной Бандиагары (среди инвентаря - керамика, наконечники стрел и копий, бронзовые и железные браслеты, деревянная скульптура, фрагменты ткани, плетения и т. п.). О прямых контактах догонов с телем традиция не сообщает. Связь с народами манден подтверждается социальными связями родовых групп, близостью искусства, танцев, обрядов и т. п. В XVI веке догоны входили в раннегосударственное образование Сонгай , в XVI-XIX веках (в разной степени вовлечённости для различных групп) - в Масина . Контакты догонов с исламизированными фульбе , начавшиеся на рубеже XVIII -XIX веков , привели к захвату последними Бандиагары к середине XIX века.

Традиционная культура [ | ]

Деревянная догонская статуя, возможно, фигура предка, XVII-XVIII век

Традиционная культура типична для народов Суданской подобласти Западной Африки . Её изучение было в середине XX века монополизировано представителями школы М. Гриоля , что привело к игнорированию сложившихся ранее альтернативных взглядов (Л. Деплань и др.). В культурном отношении различают догонов плато и предгорий, подступающих к долине Нигера (центральные, западные и северные догоны), и догонов цепи горных уступов и равнины Сено к юго-востоку от них (южные и восточные догоны). Изолированное положение страны догонов способствовало консервации архаичных элементов культуры либо вторичной архаизации. Основные занятия - ручное подсечно-огневое земледелие, в горах - террасное, местами - ирригационное (сорго, просо-элевсина, бобы; основным предметом обмена и торговли служит лук). Крупный рогатый скот на обменной основе отношений выпасается фульбе. С бозо догонов связывают отношения.

В современной культуре [ | ]

Догоны упоминаются в приключенческом романе Алексея Санаева «Уругуру» . Есть упоминание в «Энциклопедии относительного и абсолютного знания », том 5 .

Догоны и миф о фигурируют в романе Тома Роббинса «Сонные глазки и пижама в лягушечку».

Также догоны и их космология упоминаются в романе Филипа Дика «ВАЛИС».

Примечания [ | ]

  1. Подразумевается африканская лисица (лат. Vulpes pallida )
  2. Marcel Griaule et Germaine Dieterlen. Le Renard pâle: Le mythe cosmogonique
  3. М. Palau-Marti, La création du monde (compte-rendu). - «Revue de l’histoire des religions» за 1966 год, т. 170, N 1 с. 78-82.
  4. Marcel Griaule, Dieu d’eau: entretiens avec Ogotemmêli. Paris, Fayard, 1975
  5. Bernard R. Ortiz de Montellano. The Dogon Revisited (неопр.) . Проверено 13 октября 2007. Архивировано 15 февраля 2013 года.
  6. Philip Coppens (author).

В республике Мали на плато Бандиагара живёт небольшое племя земледельцев. Сами себя они называют - Дого. Миру же они известны как племя Догонов. Небольшой по численности народ делится на несколько обособленных племён: дионы, оно, ару и домно. В состав расположенных на западе Судана государств догоны вошли более 500 лет назад, однако присущую им самобытность и обособленность своей культуры они сохранили и по сей день. Несмотря на засилье различных культур, и религиозных направлений догоны смогли противостоять и колониальному обращению в христианство и всеобщей исламизации.

Причиной такой обособленности народа в большей мере является территориальная изолированность племён. Первые официальные сведения о догонах появились в научных кругах в 30-х годах прошлого века. С тех пор коренные жители Бандиагара сделали несколько нерешительных шагов навстречу цивилизованному обществу Бали. Однако свои устои и традиции догоны тщательнейшим образом хранят от посторонних вмешательств.



Быт догонов

Уровень жизни и бытовые условия догонов на сегодняшний день практически не изменились. Живут догоны в примитивных глинобитных постройках крытых плоскими крышами. Основная часть домов в селении расположена очень близко друг другу, а порой и примыкают к соседним строениям, образуя цепочку однообразных секций.

Одним из отдельно стоящих строений в деревне является дом для собраний называемый Тогуна. Дом устроен с некоторым умыслом, позволяющим не допустить жарких споров и препятствовать возникновению бурной полемики. В подобном строении и кулаками не помашешь, поскольку в доме, где собирается всё мужское население деревни, очень низкий потолок.

Отдельно стоящим вынесенным за границы поселения остаётся особая постройка из камня. Своеобразный «дом для женщин» предназначен для уединения женщин на время критических дней.

По правилам общины избранный глава поселения также обязан жить в отдельно стоящем доме. Духовный лидер до конца своей жизни должен жить в одиночестве отказавшись от своей семьи. Мало того никому не разрешается даже прикасаться к нему.

Племя догонов занимается земледелием, активно выращивая кукурузу, лук, арахис и бобовые культуры. Для хранения собранного урожая догоны строят особые строения круглой формы крытые соломенной крышей.

Не имея даже зачатков собственной письменности, догоны удивительным образом научились выражать свои мысли с помощью рисунков и скульптур. Местные обряды и ритуалы проводятся с использованием особых масок, которые были признаны учёными как уникальные этнические атрибуты. Маски догонов символизируют врата в потусторонний мир, через которые души умерших соплеменников способны проникать в мир живых.

Не менее уникальным и удивительным является применяемый догонами практически по любому поводу способ гадания. На определённом участке земли размечаются специальные площадки, на которых в определённом порядке раскладываются палочки, орехи и различные вкусности.

Лисицы во время ночной охоты пробегают по приготовленным площадкам и нарушают порядок разложенных предметов. Поскольку догоны считают лисиц могущественным духом племени, то утром старейшины предугадывают будущие события, интерпретируя следы, оставленные лисами и положение сдвинутых ими предметов.

Верования племени догонов

Догоны твёрдо уверены в том, что Земля отнюдь не единственное место во вселенной, где обитают живые существа. « Звёздные миры в виде спирали - обитаемы» - именно так считают догоны. Дав людям вещи, главенствующее мифическое божество Амма дал и способность двигаться и создал все ныне существующие живые существа. Удивительно, однако, что знания и верования догонов имеют в основе сведения о мельчайших частицах, из которых и состоят все материи. По мнению догонов Амма создал все вещи из самых мельчайших зерен, а окончательный облик предметов создал, добавляя к начальному зерну такие же частицы.

Догоны очень бережно и ревностно хранят свои традиции. Главным и всё определяющим для них является культ предков. По их мнению, главным родоначальником всех племён считается Великий Лебе.

Лидер племени догонов считается совершенным человеком имеющим связь с самыми великими предками. Уважение к старейшинам можно приравнять к фанатичному поклонению. Многие предания и мифологические истории имеют право рассказывать только избранные члены племени.

Культура и искусство догонов

Исследования культуры и искусства догонов позволили собрать массу материалов для антропологов и историков. Обособленное, но дружелюбное племя хорошо шло на контакт с учёными. Орудия труда и изделия из глины, статуэтки и ритуальные маски, подаренные исследователям, оказывались в большей степени уникальными и имели возраст около 4тысяч лет. Подобные изделия учёным больше нигде не встречались.

Всё увиденное учёными вызывало неподдельное удивление! Необычные и уникальные способы орошения насаждений и приёмы обработки земли оказались очень продуманными и уникальными.

Ритуалы племени походили на фееричное представление. Необычные ритуальные маски, имеющие особенное значение в каждом исполнении, атрибуты для плясок, сообщество жрецов и «святых людей» - всё казалось нереальным и иллюзорным.

Французскими учёными была исследована древняя пещера с множеством настенных рисунков, расшифровать которые не представляется возможным, даже не смотря на то, что нарисованные более 700 лет назад образы отлично сохранились.

Мифология догонов

Мифология африканских народов очень удивительна и даёт множество возможностей для исследований этнологами. Мировоззрение африканских племён во многом сходно, однако и здесь догоны отличаются наличием уникально точных практически научных знаний.

В племени догонов и сегодня существует строгая иерархическая лестница, и в отличие от других африканских племён нарушить установленные порядки не отважится ни один член племени. Все существующие предания и мифы догонов приведены в необычайно строгую систему благодаря существующей активной жреческой прослойке. Особо развиты у народностей Африки различные тайные сообщества, благодаря которым многие аспекты жизни догонов остаются скрытыми от цивилизации.

Основными хранителями древних учений, преданий и своеобразных жизненных норм у догонов являются члены общества масок, именуемые Ава. Только они имеют право участвовать в древних религиозных ритуалах и обучаться таинственным языкам, на которых передаются древние предания.

Своеобразно представляется в мифических рассказах догонов и версия появления на Земле первых людей. По их убеждённому мнению первым появился один из главных помощников божества Амма - Ого. Обосновавшись на Земле, Ого воспротивился воле господина и стал отрицать его главенствующее положение. По мнению догонов Ого является олицетворением зла. Амма несколько раз предпринимал попытки не допустить появления бунтаря на Земле, однако строптивый Ого построил корабль и прибыл на нашу планету с Сириуса. Следом за ним на Землю прибыл Номмо. Именно он с позволения Амма привёз на Землю первых людей, которые размещались на корабле, имеющем около 60 отсеков. По преданию люди имели представление лишь о 22 отсеках и о том, что там находится. Когда же людям станет известно о содержимом остальных отсеков, то представления о создании миров кардинально изменятся.

Из поколения в поколение догоны передают рассказ, о появлении на Земле восьми первых людей. Прибыли они вместе Номмо на корабле, пролетевшем через небесную дыру. Перед приземлением корабль, который удерживался медной цепью, долго висел в небе, раскачиваясь с Востока на Запад и обратно. Догоны утверждают, что на месте приземления корабля с предками образовалось озеро. Высадив людей, Номмо погрузился в воды Дебби и оттуда внимательно следит за происходящими событиями, а также заботится о людях племени Дого.

Космические знания догонов

На территории догонов располагается гора Схолл знаменитая имеющимся на ней огромным дольменом. Выложенный из камней гигантских размеров он изображает корабль, на котором прибыли первые предки догонов. Неподалёку от дольмена стоят три сооружения из камней, которые символизируют три планеты: Солнце, Землю и Сириус. Граничащие на грани с фантастическими мифами предания догонов удивляют учёных всего мира некоторыми фактами, заслуживающими внимания в силу возможности их научного объяснения. Многие учёные мужи расценивают предания племени как свидетельства их контакта с инопланетными визитёрами.

Особенно интересными и удивительными считаются познания догонов о наличии спутника у Сириуса. Знаниям догонов уже 5 сотен лет, однако, их подтверждение учёными в 1812 году стало настоящей сенсацией. Замкнутое и отстранённое от цивилизации племя прекрасно осведомлено о существовании колец Сатурна, орбитальных лун Юпитера и даже о том, что Солнце вращается вокруг своей оси. Многие предания неоднозначно говорят о спиральной структуре Млечного пути.

Мировое учёное сообщество считает необъяснимым наличие у догонов сведений о состоянии поверхности ближайших к Земле планет. Особенно удивительно то, что именно от догонов стало известно о взрыве спутника Сириуса, который они называют По. Сведения эти получили официальное подтверждение, однако ясности в вопросах осведомлённости казавшегося примитивным племени не принесли.

Догоны удивительным образом заметили не только взрыв звезды, но и определили то, что взорвался не сам Сириус, а его спутник. Утверждения догонов о том, что Сириус тройная звезда получили научное подтверждение, хотя точность их знаний признаётся поразительной и необъяснимой.

Представления догонов о том что кроме Солнца все другие звёзды находятся от Земли на значительном удалении сейчас ни у кого не вызывают сомнений. Возможно, ли поверить им и в том случае, когда вожди догонов называют Сириус центром мироздания, играющим главенствующую роль для всех звёзд в созвездии Ориона? Все известные догонам звёзды и системы считаются ими опорой всего мира, которая оказывает непосредственное влияние на жизнь людей и их духовное и физическое развитие.

Гораздо меньшее влияние на людей, по мнению догонов, имеют далёкие системы небесных светил, которые образуют звёздные спирали. Сравнивая понятия догонов о свойствах и строении космического пространства, учёные испытали настоящий шок при рассказах старейшин о том, что количество звёздных спиралей огромно, а сама вселенная вне сомнений бесконечна, но может быть измерима. «У человечества пока нет способа измерить бесконечность» - говорят догоны. Но это только пока!

Пытаясь изучить поистине уникальную систему знаний догонов, большинство учёных предположили, что вполне вероятно первые предки этих удивительных людей прибыли на Землю из системы Сириуса. По всей видимости, догоны жили на планете, которая двигалась по эллиптической орбите с периодом обращения в 50 лет. Это подтверждает проведение празднеств связанных с длительным периодом, наступающим после изнуряющей жары от двух активных светил. Получается, что 20 лет из 50-тилетнего периода люди жили в условиях невыносимой жары. Следующие за нескончаемой жарой 30 лет прохлады были более благоприятными для жизни. В периоды зноя предки догонов вынуждены были жить в недрах планеты и, по всей видимости, именно поэтому сейчас догоны хоронят своих умерших не на поверхности земли, а в глубоких пещерах.

Удивительное и уникальное африканское племя догонов дало пищу для размышлений большому количеству учёных на многие и многие годы. Каждое даже не очень значимое открытие лишь подтверждает факты осведомлённости догонов в вопросах бытия и космических загадках. Многочисленные научные экспедиции регулярно привозят всё новые записи преданий и мифов рассказанные догонами. Исследования продолжаются, и кто знает, может именно это племя, не имеющее современных технических приспособлений и научных исследовательских трудов, приоткроет нам тайну мироздания.

Как африканское племя догонов получило знания, которые до сих пор поражают астрономов?

На нашей планете живет очень много народов и племен, некоторые из которых стоят на весьма невысокой ступени развития, что не мешает им быть при этом очень загадочными. Например, племя догонов.

Племя весьма малочисленно — около двухсот-трехсот тысяч человек. Живут догоны — кстати, очень изолировано — в Западной Африке на территории государства Мали на плато Бандиагара. Они пришли сюда между Х и XIII веками и принесли с собой свой главный алтарь Лебе, и странные, архаические обычаи и верования. Живут они замкнутым сообществом, в глинобитных хижинах, поля засеяны простым просом, покойников хоронят в пещерах, обрядовые танцы исполняют на ходулях… В общем, самая примитивная культура. То, что к ним проявляют интерес этнографы, вполне оправданно. Но интерес проявляют не только этнографы. Догоны очень интересуют… астрономов. Чем же такое маленькое и практически первобытное племя привлекло внимание этих ученых?

С 1931 года группа французских этнографов во главе с Марселем Гриолем и Жерменой Дитерлен изучали быт, обычаи и верования этого народа, записывали легенды… Мифы догонов — не для посторонних ушей, их могут рассказывать только члены Ава олубару (общества масок), знающих некий таинственный язык — сиги со. Чем-то, видимо, Гриоль аборигенам понравился, и решением совета старейшин был допущен к посвящению в звание жреца. А жрецу, понятное дело, открыты тайные знания.

В 1950 году, после почти двадцати лет работы, Гриоль опубликовал серию сенсационных статей в журналах по африканистике. Статьи напрямую касались астрономии. Но сенсацией они не стали: кто из астрономов увлекается этнографией? Какой астроном — дабы узнать для себя что-то новое — будет читать этнографа? Этнография и астрономия — сочетание немыслимое. Но однажды совершенно случайно статьи Гриоля попали в руки английского астронома Макгри…

Тут надо кое-что перечислить. Вторая звезда системы Сириус — Сириус В — была открыта в 1862 году, а ее необычайно высокая плотность была определена и того позже — незадолго до начала Первой мировой войны. Эта плотность позволила отнести звезду к категории «белых карликов». Спиральные туманности — есть такой термин в астрономии — были зарисованы Россом в середине XIX века. В 1924 году астроном Хаббл доказал, что они состоят из звезд. Вращение нашей Галактики доказано в 1927 году, а ее спиральная форма — в 1950-м. Все это — открытия первостепенной важности, которые стало возможно сделать, лишь доведя астрономическую аппаратуру до определенного совершенства. Раньше эти открытия — при допотопных телескопах и подзорных трубах — сделать было невозможно.

К чему мы привели перечисление этих открытий и какое это имеет отношение к предмету нашего рассказа? Оказывается, обо все этом примитивные догоны знали, обо всем этом давно говорилось в их архаичной мифологии! Мифологии народа, вся наука которого ограничивается изготовлением ритуальных масок.

А теперь о редких и торжественных ритуалах, в которых участвуют эти самые маски (хотя речь вообще не о них). Ритуалы догонов привязаны к пятидесятилетнему периоду обращения Сириуса В вокруг Сириуса. Обнаружить этот крошечный спутник Сириуса (или Сириуса А), определить его цвет, вычислить период обращения и плотность, не имея астрономических приборов, невозможно. С Земли Сириус В виден под углом 7,6 секунды, плюс к этому расположен визуально очень близко к главному компоненту системы — Сириусу А, а так как Сириус А — самая яркая звезда на небосклоне, то на его фоне свечение Сириуса В в десять тысяч раз слабее; его относительная звездная величина — 8,5.

Считается, что разрешающая способность человеческого глаза в среднем равна одной угловой минуте. Теоретический предел, выше которого глаз по природе своей не может ничего различить, равен двенадцати угловым секундам, однако людей, обладающих подобной остротой зрения, на Земле очень немного. Но даже и двенадцати угловых секунд недостаточно, чтобы различить Сириус В. Недаром спутник Сириуса был открыт вначале математически — на основании отклонений в движении Сириуса А, и лишь потом обнаружен визуально. Кроме того, даже увидев в телескоп возле Сириуса эту крошечную звездочку, нужно было еще догадаться, что она собой представляет. А для того чтобы рассчитать все свойства звезды, необходим развитый математический аппарат, которого, насколько сейчас известно, не имела в те далекие времена, откуда исходят знания догонов, ни одна цивилизация.

Что же сами догоны говорят о системе Сириуса? Согласно знанию догонов, система эта весьма сложна. Ее главный компонент называется Сиги толо («толо» на языке догонов означает «звезда»), а ее спутники — По толо и Эмме йа толо. Звезда По — говорят догоны — белая, как зерно по (разновидность проса). В святилищах догонов эта звезда символизируется чисто белым камнем. Согласно воззрениям догонов, все вещи в мире состоят из четырех основных элементов — земли, воды, воздуха и огня. В спутнике По толо элемент «земля» заменен «металлом» во всех его видах, и особенно в виде «сагала». Это металл, говорят догоны, «более блестящий, чем железо, и такой тяжелый, что даже если собрать вместе всех людей, то и они не смогли бы поднять даже маленького его кусочка». Поэтому звезда По — «самая маленькая и самая тяжелая из всех звезд».

Можно сделать вывод, что Сириус А (у европейцев) и Сиги толо (у догонов) — одно и то же. Сириус В и По толо — также одно и то же. А что такое Эмме йа толо? Как обстоит дело со вторым спутником Сириуса? А никак не обстоит! Современной астрономии таковой неизвестен. Но его существование предполагается! Астрономы давно говорят о том, что второй спутник должен быть — опять же из-за отклонений в движении Сириуса А. Но найти его пока не могут — ни математически, ни практически. А догоны, значит, знают о его существовании?

Интересно представление догонов и о том, что По толо и Эмме йа толо делают один оборот вокруг Сиги толо за примерно одинаковое время — пятьдесят лет, хотя траектория Эмме йа толо более длинная. С позиций современной небесной механики, такая орбита небесного тела крайне маловероятна, если вообще возможна. Эмме йа толо, уверяют догоны, больше, чем По толо, но в четыре раза легче. Его еще называют «маленьким солнцем женщин» — Йау наидаги. И это «солнце», в свою очередь, тоже не одиноко! Вокруг него обращаются две планеты — Ара толо и Йу толо. Надо сказать, что догоны прекрасно различают звезды (толо), планеты (толо таназе, что буквально означает «движущиеся звезды») и спутники (толо гонозе — «кружащиеся звезды»). Вот тебе и примитивная культура с просом и масками!

При этом — что удивительно! — Солнечную систему догоны представляют вовсе не так хорошо, как систему Сириуса. В ней всего пять планет: Венера, Земля, Марс, Юпитер и, по-видимому, Сатурн. Догоны знают, что Земля вращается вокруг своей оси и сверх того обращается вокруг Солнца. Они знают, что Луна — Ие Пилу — «сухая и мертвая» — вращается вокруг Земли. У Юпитера — Дана толо — четыре спутника, а у Сатурна — Йалу уло толо — «постоянное гало» — есть кольца. (Как нам, современным людям, известно, спутники Юпитера и кольца Сатурна, да и их самих, невооруженным глазом тоже не увидишь.) Эти планеты наряду с Венерой (Толо Йазу) и Марсом (Йапуну толо) тоже обращаются вокруг Солнца.

А вот о том, что есть внешние планеты и Меркурий — догонам неизвестно. Если, конечно, не отождествлять Меркурий с Йазу Данала толо — «звездой, которая сопровождает Венеру».

Но догоны знают, что звезды, видимые на небосводе, удалены от Земли, близко к которой находится только звезда Солнце. Но главная звезда — не она, главная — Сириус, который еще именуется «пупом мира», хотя Сириус занимает главное место в группе звезд, включающей лишь созвездие Ориона и несколько близлежащих (визуально на небосводе) звезд. К последним относятся: Плеяды, Энегерин Толо — «Звезда Пастуха Коз» (гамма Малого Пса), Тара толо — Процион и др. Их совокупность составляет «внутреннюю» систему звезд или «опору основы мира». При этом догоны считают, что эта система непосредственно участвует в жизни на Земле. Внешняя же система, утверждают догоны, состоит из других, более далеких светил, в меньшей степени вмешивающихся в человеческую жизнь.

Внешняя система — «спиральный звездный мир» — не что иное, как Млечный путь, Йалу Уло. Он вращается вокруг оси, проходящей через Полярную звезду и созвездие Южного Креста. Любопытно, что ось Полярная — Южный Крест лежит почти в одной плоскости с осью Галактики и почти (расхождение — 5-7 градусов) перпендикулярна ей.

Таких «спиральных звездных миров» (галактик — выражаясь европейским языком), во Вселенной бесконечно много, а сама Вселенная «бесконечна, но измерима». Она населена живыми существами. На «других землях», по мнению догонов, живут «крылатые, рогатые, хвостатые, ползающие люди».

Откуда же догоны узнали все это и как они по крайней мере сами это объясняют? И как они объясняют появление на Земле человека?

По преданиям догонов, бог-создатель Амма породил двух близнецов — Номмо и Йуругу — полулюдей-полузмей, а те дали начало человеческому роду. Один из них был кузнецом. Предки догонов, согласно поверьям, могли превращаться в змей и обладали бессмертием, но после грехопадения их души долго не могли найти успокоения. Оракул, вырезавший из дерева большую змею, дал им место пристанища и отдохновения.

О процессе создания Вселенной догоны рассказывают ученым так: «В начале всех вещей был Амма — Бог, который не покоился ни на чем. Амма был шариком, яйцом, и яйцо это было замкнуто. Кроме него не существовало ничего… Мир внутри Аммы был еще без времени и без пространства. Время и пространство слились в одно целое. Но наступил момент, когда Амма открыл глаза. При этом его мысль вышла из спирали, которая, кружась в его чреве, обозначила будущее разрастание мира…»

Очень похоже на теорию Большого взрыва, в результате которого, по теории космологии, и образовалась Вселенная. Перед взрывом все вещество было сжато до немыслимой плотности и занимало ничтожно малый объем. Ни пространства, ни времени как таковых не существовало. После Большого взрыва начался процесс непрерывного расширения Вселенной, который происходит и по сей день. Самые последние данные, полученные с помощью мощнейших радиотелескопов, лишь подтверждают эту гипотезу.

Что касается появления людей, то догоны рассказывают об этом так. Один из близнецов — Йуругу, «Бледный Лис», символизирует собой засуху, беспорядок и является противоположностью влаге, свету, порядку в лице своего брата Номмо. Среди рисунков догонов есть изображение, которое называется «Лис спускается в ковчеге со звезды По». На другом рисунке — Солнце и Сириус (причем диаметр Сириуса превышает диаметр Солнца), соединенные кривой, закручивающейся вокруг каждого из светил, подобно трассе космического перелета.

На Землю в ковчеге спустился не только Йуругу, немного позже другой ковчег перенес на нашу планету и Номмо. Вместе с ним прибыли на Землю и предки людей.

Этот ковчег приземлился после восьмилетних «качаний» в небе. Спуск ковчега символически изображен на фасаде догонского святилища. Там же изображены и звезды: По толо и Эмме Йа толо, а также «теоретическое небесное место, где находится Номмо ди». Это место отождествляется с Энегерин толо (Гаммой Малого Пса). Когда ковчег приземлялся, земля вокруг бушевала, били молнии, начался немыслимый ураган. После того как аппарат прикоснулся к земной поверхности, все затихло и из него появился трап с десятью ступенями, открылась дверь, откуда и появились боги…

Во всем остальном мифология догонов весьма архаична. Они считают, например, что Вселенная возникла из капель крови жертвы (параллельно с версией, что было яйцо Аммы); считают, что вращение По толо вокруг Сиги толо символизирует обряд обрезания, а круговые движения небесных тел аналогичны циркуляции крови.

Ортодоксальные ученые, конечно, мифы догонов отрицают и утверждают, что догоны услышали о Сириусе В в местных французских миссионерских школах еще до того, как Гриоль начал записывать их верования в 1931 году, просто включили эту информацию в свои «древние» ритуалы. Хорошая версия. Особенно хорошо в нее вписываются древние изображения догонов. Но допустим, изображений не существует, поверим, что это просто хорошо поработали миссионеры. Очень образованные попались догонам миссионеры! С просто фантастическим набором астрономических знаний. И, видимо, никаких других тем у них не нашлось, кроме как обсуждать с дикими туземцами новинки современной астрономии. И вообще попы те были крайне продвинутые — верили, что Земля не плоская, а круглая, да еще и в пространстве летает. Так и представляется среди отцов-иезуитов этакий Галилей, который взялся просвещать первобытную африканскую общину по части астрономии. Особенно учитывая основные космологические постулаты Библии, до сих пор отрицающие строение Вселенной и Солнечной системы. А шаманы догонов тут же побежали переписывать свои мифы и перерисовывать наскальные изображения. Да они скорее поверили бы в существование Урана, Нептуна и Плутона!

Но это, как говорится, посмеялись, и хватит. Если серьезно — то откуда же на самом деле догоны набрались своих фантастических знаний?

Большинство ученых, не исповедующих теорию инопланетных пришельцев, склоняется к версии, что догоны просто позаимствовали их от другой культуры. Какой? Может быть, у древних египтян? Тем более что племя переселилось в Западную Африку всего-то веков восемь назад. (Кстати — а где они жили до этого?) Версия, в принципе, неплохая, правда, откуда египтяне, в свою очередь, позаимствовали свои знания? У них-то телескопов тоже не было. Но египтяне были все-таки несравнимо цивилизованнее, так что допустим. Объяснение могло бы пройти, если бы не одно «но»: у догонов в их мифах упоминается взрыв на Сириусе В, состоявшийся во II веке нашей эры, более того, этот взрыв — один из центральных пунктов мифологии. Древние египтяне ничего не могли знать о взрыве Сириуса В — их цивилизация погибла много раньше II века. Представления же о существовании во Вселенной сверхплотного вещества, «белых карликов», вообще относятся к самым современным знаниям, и древние египтяне об этом уж совершенно точно были не в курсе таких сложных космических явлений.

Может быть, знания догонов берут свое начало из средневековой арабской культуры? Канадец Овенден выдвинул гипотезу о контакте с мусульманским университетом в Тимбукту, где хранились знания древних шумеров, египтян и греков. Но и это ложный след — ученые древности не имели столь глубоких познаний в астрономии. Да и изображения догонов гораздо старше.

Очень забавна версия, что все знания догонов — не что иное, как розыгрыш со стороны Марселя Гриоля. Но, во-первых, у этого ученого безупречная репутация. Во-вторых, он руководствовался принципом «описывать и только описывать». В-третьих, а догонов тоже он подговорил утверждать потом всем, что они обладают именно этими знаниями? В-четвертых, а сам-то Гриоль откуда обладал такими познаниями в астрономии? Версия забавна, но несостоятельна: для любого шутника имеет смысл шутить, если только результат будет сразу. А астрономы обратили внимание на работы Гриоля только через много лет. Это для любого шутника было бы невыносимо.

Остается еще один вариант. Даже не вариант, а прямое объяснение, вытекающее из мифологии догонов. Все свои познания, говорится в их легендах, люди получили от бога, который спустился с третьей (!) звезды системы Сириуса. Он явился в ковчеге, этот ковчег вращался. И вращение поддерживалось «дыханием» через сопло. При приземлении ковчег поднял тучу пыли. (Вспомните рисунок, связывающий одной прямой систему Сириус и наше Солнце.) Но, напомним, существование третьей звезды в системе Сириус — пока лишь предположение, хотя многие ученые упорно ищут ей доказательств. Например, знаменитый американский физик Карл Саган. Кстати, он говорил, что доказательством посещения нашей планеты пришельцами из космоса могут служить либо бесспорные «артефакты», либо существование в мифах «ясных сообщений об астрономических реальностях, о которых примитивные люди не могли узнать сами».

Гипотеза, что архаичная, но астрономически продвинутая мифология догонов является доказательством палеовизита пришельцев, была сформулирована американским ученым Робертом Темплом в 1975 году. В 1978 году Роберт Темпл издал труд «Тайна Сириуса». С тех пор вокруг этой гипотезы не прекращаются споры. Тут же нашлась куча людей, которые ухватились за эту «вкусную» версию и напридумывали кучу своих, причем о совершенно других народах. Но из всех сюжетов, связанных с пришельцами, непрофессионализм которых виден за версту, от мифологии догонов отмахнуться никак нельзя. Это, что называется, объективный факт объективных знаний.

Эта версия — о пришельцах-богах — объясняет тайные глубочайшие знания не только догонов, но и многих других народов. Перечислять все — газетной полосы не хватит. Напомним только об аннунаках, богах древних шумеров, спустившихся на Землю. Возможно, пришельцы с Сириуса или одного из его сателлитов действительно посещали нашу планету в доисторические времена и, увидев здесь признаки разумной жизни, решили передать часть своих знаний зарождающейся цивилизации.

По другой, не менее распространенной версии, все дело в исчезнувшей могучей цивилизации Земли, погибшей в результате чудовищного природного катаклизма (другой вариант — техногенной катастрофы). Легенда об Атлантиде — яркое тому подтверждение.

Так что на близкое окончание спора рассчитывать не приходится. «Белый карлик», спиральные звездные системы и Млечный путь, вращение Сириуса В вокруг своей оси — это все и сейчас нельзя увидеть и в самый мощный телескоп, они являются результатом осмысления того, что наблюдают астрономы, и предполагают высокий уровень культуры.

Вот и получается, что от гипотезы о палеовизите никуда не деться. Но как же не хочется ортодоксальной науке верить в пришельцев! Ну не вписываются они в их жизнь! Тем более что пришельцы какими-то недоучками получаются! Обо всем догонам рассказали, все тайны Сириуса открыли, а планеты родной догоновской солнечной системы посчитали с ошибками. Наверное, умели считать только до пяти — по пальцам. Да и не могли пробравшиеся сквозь всю Вселенную пришельцы считать Сириус В самой маленькой и самой тяжелой звездой, ибо наверняка бы знали (как знаем сегодня мы) о существовании куда более миниатюрных и тяжелых звезд.

И родилась еще одна версия: были другие миссионеры, еще какие-то доброхоты. Например, католические «Белые братья», которые якобы посетили догонов в 20-х годах прошлого века. Увидев, что мифология аборигенов придает большое значение Сириусу (с чего бы это, кстати?), то для налаживания контактов с племенем миссионер решил обогатить представления догонов об их божественном светиле. На Западе как раз в 20-е годы Сириус стал темой многочисленных публикаций. Да и о плотности спутника было уже известно… «Самая маленькая и самая тяжелая звезда» — эта характеристика Сириуса В соответствует уровню астрономических знаний 20-х годов. Но даже католики уже знали если не шестнадцати спутниках Юпитера (как знаем сегодня мы), то хотя бы о девяти — именно о таком количестве спутников было известно в 20-х годах. Почему же рассказали лишь о четырех?

Так что и с этой версией миссионеров-просветителей не складывается. Зато появилась еще одна: знания догонов собраны с миру по нитке. Всех, кто так или иначе приходил в племя, старейшины и жрецы жадно пытали обо всех новинках астрономии. Такая вот болезненная тяга к звездному небу вообще и к Сириусу в частности. Целый народ, одержимый единой манией.

Да, нетрудно заметить, что догонской астрономии присуща отчетливая хронологическая многослойность. Первый слой: представления, характерные для архаической культуры, когда человек знает лишь о планетах, видимых невооруженным глазом: здесь ни миссионеры, ни пришельцы не нужны. Отсюда всего пять планет в Солнечной системе. (Правда, как можно вычислить орбиты ярких «звезд» — Венеры, Марса, если считаешь их звездами? Мало что там на небе светит? Почему это должно вращаться вокруг Земли? И почему она сама вращается, да еще и перемещается в пространстве? Это тоже видно невооруженным глазом первобытного человека?) Второй слой — знания, например, о спутниках Юпитера — соответствует астрономическим представлениям эпохи Галилея. (Интересно, кто ж это из окружения Галилея до Африки добрался, чтобы просветить алчущих знаний догонов?) Наконец, знания о системе Сириус или спиральной структуре Галактики отвечают уровню науки первой половины XX века. Версия, в принципе, имеет право на существование. Если бы не то, что в скобках и опять же не одно «но»: мифология догонов выглядит весьма цельно, этнографы не видят в легендах догонов «белых ниток» и спешной подгонки новых заимствований под старые мифы. Каждый астрономический факт у догонов привязан к определенным ритуалам, которые прослеживаются по реликвиям и артефактам минимум до XII столетия!

Немецкий ученый Дитер Герман называет ситуацию с догонскими знаниями о космосе «безнадежным случаем»: однозначно опровергнуть или подтвердить какую-либо версию невозможно, но для респектабельного ученого все же приличнее придерживаться версии о миссионерах. Хоть версия, как мы убедились, смешная, глупая и донельзя натянутая. Разрешить спор могли бы новые астрономические открытия. Вот если бы у Сириуса была обнаружена третья звезда!..

P.S. Из сообщений с одного из новостных сайтов: «В Центральной Африке ученые- антропологи обнаружили кладбище существ, инопланетных пришельцев, внешне похожих на людей и захороненных около пятисот лет назад. В могилах было обнаружено около двухсот хорошо сохранившихся тел. Обследование тел показало, что это, скорее всего, представители внеземной цивилизации, т.к. никаких признаков древних людей они не имели. В каждой «братской могиле» находилось по пять тел. Рост каждого из них составлял около 2 м 13 см. Головы имеют непропорциональное строение, отсутствует рот, нос и глаза. Возможно, они общались телепатически и передвигались в пространстве с помощью биологического радара, наподобие радара летучих мышей. «Ученые пытаются выяснить, откуда они появились на Земле и почему погибли здесь», — сообщил швейцарский антрополог доктор Уго Дети. Это не первый случай обнаружения непонятных существ и их останков, принадлежность к человеческому роду которых очень сомнительна. Гипотезы в основном сходятся к тому, что это либо древние генетические уродцы, либо инопланетяне.