Как называется сказка лиса и журавль. Русская народная сказка «Лиса и журавль. Петушок золотой гребешок — русская народная сказка
Лиса с журавлем подружились. Вот вздумала лиса угостить журавля, пошла звать его к себе в гости: – Приходи, куманек, приходи, дорогой! Уж я тебя угощу!
Пошел журавль на званый пир. А лиса наварила манной каши и размазала по тарелке. Подала и потчевает: – Покушай, голубчик куманек, – сама стряпала.
Журавль стук-стук носом по тарелке, стучал, стучал – ничего не попадает! А лисица лижет себе да лижет кашу, так все сама и съела. Кашу съела и говорит: – Не обессудь, куманек! Больше потчевать нечем. Журавль ей отвечает: – Спасибо, кума, и на этом! Приходи ко мне в гости. На другой день приходит лиса к журавлю, а он приготовил окрошку, наклал в кувшин с узким горлышком, поставил на стол и говорит: – Кушай, кумушка! Право, больше нечем потчевать.
Лиса начала вертеться вокруг кувшина. И так зайдет, и этак, и лизнет его, и понюхает-то, – никак достать не может: не лезет голова в кувшин. А журавль клюет себе да клюет, пока все не съел. – Ну, не обессудь, кума! Больше угощать нечем.
Взяла лису досада. Думала, что наестся на целую неделю, а домой пошла – несолоно хлебала. Как аукнулось, так и откликнулось! С тех пор и дружба у лисы с журавлем врозь.
В «Полном собрании басен Крылова» такая басня отсутствует, то есть Иван Андреевич такую басню не писал.
Последнюю из своих басен — «Вельможа», он закончил в 1835 году. Эту басню Иван Андреевич читал их Императорским Величествам в Аничковом дворце. Крылов был наряжен в костюм кравчего (кравчий – боярин, услуживавший царю за столом): в русском кафтане, шитом золотом, в красных сапогах, с подвязанной седой бородой.
А что касается произведения с названием «Лиса и журавль», то есть русская народная сказка в обработке Льва Николаевича Толстого, которая приведена в конце этого текста.
В связи с тем, что нередко поступает запрос именно на басню «Лиса и журавль», многие авторы пишут басню сами, давая ей такое же название. Один из таких вариантов басни автор сайта «Детский час» предлагает вам прочитать .
Сказка «Лиса и журавль»
Лиса с журавлем подружились. Вот вздумала лиса угостить журавля, пошла звать его к себе в гости:
— Приходи, куманек, приходи, дорогой! Уж я тебя угощу!
Пошел журавль на званный пир. А лиса наварила манной каши и размазала по тарелке. Подала и потчевает:
— Покушай, голубчик куманек, — сама стряпала.
Журавль стук-стук носом по тарелке, стучал, стучал — ничего не попадает! А лисица лижет себе да лижет кашу, так все сама и съела. Кашу съела и говорит:
— Не обессудь, куманек! Больше потчевать нечем.
Журавль ей отвечает:
— Спасибо, кума, и на этом! Приходи ко мне в гости.
На другой день приходит лиса к журавлю, а он приготовил окрошку, наклал в кувшин с узким горлышком, поставил на стол и говорит:
— Кушай, кумушка! Право, больше нечем потчевать.
Лиса начала вертеться вокруг кувшина. И так зайдет, и эдак, и лизнет его, и понюхает-то, — никак достать не может: не лезет голова в кувшин. А журавль клюет себе да клюет, пока все не съел.
— Ну, не обессудь, кума! Больше угощать нечем!
Взяла лису досада. Думала, что наестся на целую неделю, а домой пошла — не солоно хлебала. Как аукнулось, так и откликнулось!
С тех пор и дружба у лисы с журавлем врозь.
Послушать сказку можно
Русская народная сказка «Лиса и журавль»
Цели:
углубить понимание детьми содержание сказки;
учить оценивать персонажей по их поступкам и мотивам поступков;
знакомить со старинными русскими обычаями;
развивать у детей осознанность чтения вслух;
формировать гибкость и скорость чтения в зависимости от поставленной задачи;
развивать память, внимание, мышление, умение объяснять смысл пословиц;
расширять словарный запас, речь учащихся;
воспитывать умение дружить, милосердие.
Оборудование:
на доске пословицы о дружбе, взаимовыручке;
Учебный материал:
"Лиса и журавль". Русская народная сказка;
Ход урока
II. Речевая разминка.
Закончите фразу:
Кто хочет …(разговаривать),
Тот должен … (выговаривать)
Всё … (правильно) и …(внятно),
Чтоб было всем … (понятно).
III .Работа над чистоговоркой.
Послушайте чистоговорку. Повторите её хором, чётко проговаривая звуки.
Са-са-са – в лесу бегает лиса.
Со-со-со – у Вовы колесо.
Ос – ос –ос – на поляне много ос.
Усь – усь-усь – на лугу пасётся гусь.
Су-су-су – было холодно в лесу.
Ши-ши-ши – веселятся малыши.
Ша-ша-ша – очень груша хороша.
IV .Работа над скороговоркой.
Сидел воробей на сосне,
Заснул и свалился во сне.
Если бы он не свалился во сне,
До сих пор бы сидел на сосне.
V . Сообщение темы урока.
Представьте, что сказки вас просят:
А сейчас
Вы, друзья,
Узнайте нас!
Колотил да колотил по тарелке носом.
Ничего не проглотил
И остался с носом…
(Лиса и журавль)
Дети отгадывают.
Правильно. Эту сказку мы прочитаем сегодня.
Прежде чем вы познакомитесь с содержанием сказки, проверьте, правильно ли вы понимаете значение слов.
На доске:
Покумиться – стать кумовьями. Кум и кума – люди, крестившие ребёнка.
Потчевать – угощать.
VI .Работа по содержанию текста.
Учитель читает сказку.
Дети слушают (без текста).
VII . Подготовка к чтению текста.
Отработка произношения гласных: а-у, а-о, ы-и, э-а, и-о, ауоэ, аиуоэ.
Сочетание гласных и согласных.
Чтение «пирамидки» из ключевых слов.
Дети читают сначала медленно, потом бодро.
Кум
Каша
Гости
Лисица
Журавль
Голубчик
Аукнулось
Откликнулось
4.Чтение трудных слов.
По – дру - подружи-подружились
С-съе-съедена
Ок-окро-окрошка
Ау-аук-аукнулось
От-отклик-откликнулось
В-вр-врозь
Физкультминутка.
Как у нашего у Яшки
С петухами есть рубашка.
Как гулянье на селе,
Так выходит Яшка в ней.
Лишь увидит он подруг,
Всем поклонится вокруг.
Любит Яшка поплясать
И себя показать.
Руки в боки подопрёт
И в присядочку пойдёт.
Ножками потопает,
Сам себе похлопает.
VIII . Чтение текста детьми.
1.Упражнение «Губы».
К плотно сжатым губам по команде учителя читать «про себя» дети прикладывают палец левой руки и читают текст.
Найдите слова, которые можно считать выражением главной мысли.
2. Упражнение «буксир».
Учитель читает текст, варьируя скорость чтения, дети следят. Учитель внезапно останавливается, дети продолжают читать.
3.Упражнение «Чтение с ошибкой».
Учитель читает, делая «ошибки» в словах, дети исправляют ошибки.
4.Чтение вслух парами «наперегонки».
5.Проверка техники чтения.
IX . Обобщение изученного.
Какая лиса? Соедините слова стрелками .
На доске:
пронырливая лиса обманщица
вредная добрая
лукавая хитрая
глупая злая
искренняя коварная
умная насмешливая
Какой журавль? Соедините слова стрелками.
На доске:
Умный журавль выдержанный
Вредный догадливый
Спокойный злопамятный
Глупый угрюмый
Прочитайте пословицу. Как вы понимаете её смысл?
Был бы друг будет и досуг.
Разучите стихотворение:
Эта рыжая плутовка
И коварна, и хитра.
Быстрых зайцев ловит ловко,
Кур ворует со двора.
- Какие загадки про лису вы знаете?
Рыжая хозяюшка из лесу пришла.
Всех кур пересчитала, с собой унесла. (Лиса).
X . Итог урока.
XI . Домашнее задание. Чтение и пересказ сказки.
Лиса с журавлем подружилась.
Вот и вздумала однажды лиса угостить журавля, пошла звать его к себе в гости:
- Приходи, куманёк, приходи, дорогой! Уж как я тебя угощу!
Идёт журавль на званый пир, а лиса наварила манной каши и размазала ее по тарелке. Подала и потчует:
- Покушай, мой голубчик куманек! Сама стряпала.
Журавль хлоп-хлоп носом, стучал-стучал, ничего не попадает. А лисица в это время лижет себе да лижет кашу - так всю сама и скушала. Каша съедена; лисица и говорит:
- Не обессудь, любезный кум! Больше потчевать нечем!
- Спасибо, кума, и на этом! Приходи ко мне в гости.
На другой день приходит лиса, а журавль приготовил окрошку, наложил в кувшин с узким горлышком, поставил на стол и говорит:
- Кушай, кумушка! Не стыдись, голубушка.
Лисица начала вертеться вокруг кувшина, и так зайдет и этак, и лизнет его и понюхает; толку всё нет как нет! Не лезет голова в кувшин. А журавль меж тем клюет себе да клюет, пока все не поел.
- Ну, не обессудь, кума! Больше угощать нечем.
Взяла лису досада: думала, что наестся на целую неделю, а домой пошла, как несолоно хлебала. С тех пор и дружба у лисы с журавлем врозь.
О сказке
Русская народная сказка «Лиса и журавль»
Сказка об удивительной дружбе лисы и журавля – один из примеров сказочного фольклора, где воспитательное начало выявлено наиболее ярко и имеет первостепенное значение. Знакомое многим крылатое выражение «Как аукнется, так и откликнется» взято именно из этого произведения. В этой сентенции заключен весь смысл текста: поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой.
Краткое содержание сказки
Русская народная сказка «Лиса и журавль» состоит из двух частей, в центре каждой присутствует одно событие. В первой части лиса приглашает в гости своего друга журавля и кормит его манной кашей из плоской тарелки. Очевидно, что журавлю с его длинным клювом не удается полакомиться угощением. Во второй части сказки использовано зеркальное отражение событий — лиса идет в гости к журавлю с ответным визитом. Журавль, не желая уступать плутовке-лисе, приготовил обед ей под стать: окрошку в кувшине с узким горлышком. У лисы, как она ни старалась, так же не было возможности отведать блюдо и ушла она «не солоно хлебавши». На этом дружба героев и закончилась.
Характеристика персонажей
Любопытно, что в этой сказке отсутствует такое привычное и удобное деление героев на положительных и отрицательных. Действующие лица – лиса и журавль в одинаковой степени проявляют не самые лучшие стороны. У читателя нет повода обвинить лису в хитрости и коварстве, ведь она первая пригласила в гости журавля. Единственное, что создает перевес не в пользу лисицы – это тот факт, что она не поблагодарила журавля за «гостеприимство». Тогда как журавль, даже оставшись голодным, произносит слова благодарности. Тем не менее, оба героя демонстрируют однотипное поведение и заслуживают одинакового отношения со стороны читателя.
В сказке про лису и журавля много юмора, начиная уже с выбора персонажей, который вызывает удивление: совершенно не похожие друг на друга хищный зверь и птица. Однако такой выбор не случаен, на этом различии построен основной конфликт и мораль сказки. Именно отсутствие понимания индивидуальности и особенностей другого становится причиной разногласий героев. В сказке нет прямого указания, что лиса выбрала посуду и угощение из злого умысла. Возможно, она искренне хотела накормить гостя, но сделала все, исходя только из своих предпочтений, без учета возможностей журавля. В то время как настоящая дружба основана на умении встать в позицию другого, взаимопонимании и компромиссах. Реакция журавля вполне понятна, он, так же как и лиса, не стремиться угодить гостье, а делает все только для собственного удобства. В сказке нет прямого указания на причины такого поведения журавля: пытается ли он отомстить лисе и проучить ее или просто совершает эгоистичный поступок без всякого злого умысла. Сказка оставляет читателю возможность самостоятельно трактовать поступки персонажей и делать собственные выводы из прочитанного. Но как бы не истолковали слушатели поведение героев, мораль сказки останется неизменной: судить другого по себе не стоит.
Читайте русскую народную сказку «Лиса и журавль» на нашем сайте онлайн бесплатно и без регистрации.
Лиса с журавлем подружилась.
Решила однажды лиса угостить журавля, пошла звать его себе в гости.
Приходи, кум, приходи, дорогой! Уж я как тебя угощу!
Идет журавль на званый пир, а лиса наварила манной каши и размазала по тарелке. Подала и потчевает:
Покушай, мой голубчик-кум! Сама стряпала.
Журавль хлоп-хлоп носом, стучал, стучал, ничего у него не выходит!
А лисица в это время лижет себе да лижет кашу, так всю сама и скушала.
Каша съедена, лисица говорит:
Не обессудь, любезный кум! Больше потчевать нечем.
Спасибо, кума, и на этом! Приходи ко мне в гости.
На другой день приходит лиса, а журавль приготовил окрошку, положил в кувшин с малым горлышком, поставил на стол и говорит:
Кушай, кумушка! Право, больше нечем потчевать.
Лиса начала вертеться вокруг кувшина, и так зайдет и этак, и лизнет его, и понюхает, все ничего не достанет! Не лезет голова в кувшин. А журавль меж тем клюет себе да клюет, пока все поел.
Ну, не обессудь, кума! Больше угощать нечем.
Взяла лису досада, думала, что наестся на целую неделю, а домой пошла как не солоно хлебала.
Как аукнулось, так и откликнулось!
С тех пор и дружба у лисы с журавлем врозь…