Фернандо Ботеро: «Знаменитый Создатель Пузанов. Фернандо Ботеро — искусство пышных форм Ботеро картины

— один и самых известных латиноамериканских художников. Его стиль и техника называется фигуративизм . Он изображает исключительно полных людей и толстяков. На всех его картинах только полные персонажи, причем все — люди, лошади, собаки, даже предметы и фрукты. О своих произведениях Фернандо горит: «Формами, объемами я пытаюсь воздействовать на чувства людей и чувственность, подразумевая под чувственностью не только сладострастие и эротику». Действительно, его картины и скульптуры довольно необычны и на всех производят разное впечатление, но все, кто когда либо видел его произведения, точно не забудут их никогда.

Биография Ботеро

Фернандо родился 19 апреля 1932 года в городе Медельин (Medellín), Южная Америка, провинция Антигуа. Он сам называет этот город «Промышленной столицей Колумбии». Он был вторым из трех сыновей Дэвида Ботеро (1895-1936) и Флоры Ангуло (1898-1972). Его отец был бродячим торговцем и ездил по горному, труднодоступному району провинции, добираясь в самые дальние места. Его мать работала швеей. Семья Фернандо потеряла свое состояние, а отец умер от сердечного приступа, когда Фернандо было всего 4 года, оставив маленького Фернандо и 2-х его братьев на попечении матери. Эта внезапная и трагическая потеря оставила Фернандо в состоянии потери, грусти и пустоты, которую он никогда не смог восполнить. Дядя Ботеро сыграл важную роль в его жизни. Сегодня Медельин это современный и большой мегаполис. В начале же 1930х годов это был маленький провинциальны городок, где католическая церковь играла существенную роль в жизни людей города. Фернандо получил начальное образование в Антиокии (Антьо́кия — один из департаментов Колумбии), в школе Ateneo и, благодаря стипендии, он продолжил среднее образование в иезуитской школе Боливара (Боли́вар — один из департаментов Колумбии). В этой школе была достаточно строгая дисциплина и учителя являлись священниками ордена Иезуитов. Возможно, такой аскетизм в воспитании и подтолкнул Фернандо к тому, что он стал рисовать и раскрывать свой талант художника.

Подростком Фернандо полюбил на всю жизнь корриду, которая так популярна в Южной Америке. С 13 лет он стал рисовать корриду, изображая поединки и их участников - быков, тореадоров, матадоров и пикадоров. Как и многие в Южной Америке, Фернандо в юности мечтал стать тореро. В 1944 году, дядя Ботеро отправил его в школу для матадоров, где он учился в течение двух лет. Но в 15 лет Фернандо вдруг заявил матери, что желает стать художником и больше никем. Это совершенно не вписывалось в планы его консервативной родни, которая считала, что искусство может быть увлечением, но не профессией.

В 1948 года, Ботеро в возрасте 16 опубликовал свои первые иллюстрации в воскресном приложении "El Colombiano" одной из самых влиятельных газет в Медельине. Вырученные деньги он использовал, чтобы посещать среднюю школу в лицее Marinilla в Антиокии. В 17 лет, Фернандо написал статью "Пикассо и нонконформизм в искусстве" где он рассуждал о сюрреализме и абстрактной живописи. Впервые свои работы Фернандо выставил в 1948 году, на групповой выставке вместе с другими художниками из области.

С 1949 года по 1950 год Ботеро работал сценографом, прежде чем смог организовать свою первую выставку в Боготе.

В 1951 году уже в возрасте 19 лет у него была первая персональная выставка-продажа картин в галерее "Лео Матиз" (Leo Matiz gallery, Bogotá). Каждая из его работ была продана.

Как и многие художники, Ботеро отправился в Европу изучать европейские школы живописи и произведения мастеров. В 1952 году, Ботеро поехал с группой художников в Барселону, где он ненадолго остановился перед переездом в Мадрид. В Мадриде, Ботеро учился в Академии Искусства Сан-Фернандо где он стал создавать работы в стиле Веласкеса и Фрaнциско Гойя. Затем он вернулся на родину в город Богота, где у него была персональная выставка. В этом же году он принял участие в конкурсе Национального художественного салона, где его картина «У моря» получила второе место.

В 1953 году, Ботеро переехал в Париж, где он провел большую часть своего времени в Лувре, изучая произведения искусства.
С 1953 по 1954 годы он жил во Флоренции, Италия и изучал в Академии Св.Марка произведения мастеров эпохи Возрождения и технику рисования фресок итальянскими мастерами той эпохи.

В 1956 году Фернандо обучался на факультете изящных искусств в Университете Боготы. Фернандо путешествовал по Южной Америке и посетил Мексику, где изучал работы Диего Ривера и Ороско. В Мексике на его творчество сильно повлияли большие расписные фрески на стенах зданий.

До 1955 года Ботеро рисовал, в обычной классической манере и его объекты не были преувеличенно раздутыми. Впервые увеличение форм произошло в натюрморте "Мандолина" где музыкальный инструмент был изображен непривычно раздутым. Так Фернандо удалось найти свою уникальную нишу в искусстве. Свой, своеобразный стиль у Ботеро окончательно сформировался примерно к 1964 году. Это были изображения людей, животных, деревьев, натюрморты, характеризующееся раздутыми формами и почти невидимыми, как покрытой лаком, поверхностью картин.

В 1964 году Фернандо женился на Глории Сеа, которая впоследствии родила ему троих детей. Позже они перебрались в Мексику, где испытывали большие материальные трудности. За этим последовал развод, и художник переехал в Нью-Йорк, где 1969 году Фернандо Ботеро провел большую выставку своих работ под названием "Раздутые Изображения" в Музее Современного Искусства, который приобретает первое полотно колумбийца - картину «Мона Лиза в 12 лет». Эта выставка укрепила его репутацию как художника. В 1970 году Ботеро выставлял свои произведения в Галерее Мальборо (Marlborough Gallery, New York) и можно сказать что с этого монета началась его мировая известность.

В творениях Ботеро мы видим необычную смесь элементов итальянского и испанского ренессанса-барокко, и в то же время барокко латиноамериканского вместе с изо-фольклором и китчем в стиле «наивного искусства» и черт примитивизма. Его работы часто напоминают людям творчество известного колумбийца - Габриеля Гарсия Маркеса. В своих картинах Фернандо также пародирует и копирует в утрированных формах картины разных периодов искусства включая картины Боннарда и Жака-Луи Давида. В разные периоды в его картинах заметно влияние Гогена, Пабло Пикассо, искусства индейских племен Центральной и Южной Америки, особенно скульптуры ольмеков. Его картины также сравнивают с работами Питера Поля Рубенса, которыми Ботеро всегда восхищался. Ботеро писал, что произведениях Рубенса - "мы видим мир плотского преувеличения, избытка, пышности жизни, форм и довольства, мир, где существуют бок о бок святое и светское, богохульное..". Работы Фернандо это всегда раздутые преувеличенные формы и часто это выглядят как сатира. Персоны власти и силы, изображения президентов, солдат и священников нередко присутствуют в его картинах и являются мишенью для Фернандо Ботеро. Особенно ярко и агрессивно показывает Ботеро объемные формы в обнаженных женских образах. Именно эти грузные фигуры с преувеличенно полными бедрами и ногами вызывают самые сильные чувства у зрителя - от неприятия до восхищения. Сам Ботеро как то сказал: "В искусстве, пока мы можем творить и думать, мы вынуждены искажать природу. Искусство-это всегда искажение".

В настоящий момент количество произведений Ботеро достаточно велико - это почти 3 тысячи живописных полотен и более 200 скульптурных произведений, а также бесчисленное количество рисунков и акварелей. С 1973 Ботеро все больше занимался скульптурой, отражая в ней все те же гипертрофированно-пышные фигуры людей и животных. Персонажи Ботеро не кажутся "надутыми", они выглядят по настоявшему тяжелыми и окаменелыми. Именно поэтому колумбийский мастер не менее чем живописью, прославлен своей скульптурой: бронза и мрамор — самые удачные материалы для его монументальных фигур. Его произведения украшают известные города мира (Медельин, Боготу, Париж, Лиссабон и др.) в виде нестандартных героико-комических монументов.

В 1992 году Жак Ширак, будучи в то время мэром Парижа, предложил Ботеро провести персональную выставку на Елисейских Полях. Такой чести не удостаивался до этого ни один иностранный художник во Франции. После этого разные города мира стали приглашать Фернандо участвовать в различных выставках по случаю празднеств, чтобы художник своими произведениями придал больший размах и колорит этим празднованиям.

Щедрость Ботеро не знает границ и о ней в Колумбии ходят легенды. Так, музею изобразительных искусств Боготы, он передал в дар коллекцию живописи, стоимостью в 60 миллионов долларов. Родному городу Медельину художник подарил 18 скульптур, с показанных на выставках в Мадриде, Париже, Нью-Йорке, Чикаго, и почти сотню картин, составивших основу экспозиции Площади Искусств. В общей сложности дары художника колумбийским собраниям превысил 100 миллионов долларов. Влиятельный в Колумбии журнал "Семана" отметил Фернандо Ботеро в десятке самых популярных личностей. Свою скульптуру в бронзе «Натюрморт с арбузом» (1976-1977) Ботеро подарил Санкт-Петербургскому Эрмитажу и она демонстрируется в Зале искусства Европы и Америки XX века.

Фернандо Ботеро проживает сейчас в Париже, и творит в разных уголках земного шара. Его произведения превратили Ботеро в одного из самых значимых из ныне живущих художников мира. Кстати, его работы считаются одними из самых дорогих в мире. Например, «Завтрак на траве» — парафраз знаменитого одноименного полотна родоначальника импрессионизма Эдуарда Мане, написанный Фернандо в 1969 году, — был продан на Sotheby"s за $1 млн.

Свой 80-летний юбилей (2012г) Фернандо Ботеро отмечал в тихом итальянском городоке Пьетрасанта (Pietrasanta ) на северо-западе Тосканы (итал. Toscana ), в предгорьях Апуанских Альп (итал. Alpi Apuane ), где он организовал выставку своих творений. Этот город для художника является излюбленным местом для летнего отдыха с семьей. Здесь его знают и любят и посмотреть скульптуры Фернандо в импровизированной галерее под открытым небом пришло много народа. Мастер представил шесть монументальных работ на площади Duomo, которые выглядели настоящими гигантами и с десяток работ поменьше, которые украсили пространство вокруг церкви Сан-Агостино, рядом с которой в специальном помещении выставлялся цикл акварелей, созданный художником к своему юбилею.

Фернандо Ботеро Ангуло (исп. Fernando Botero Angulo; г.р. 19.04.1932) - колумбийский мастер живописи гротескного направления, скульптор, который сам себя называет «Самым колумбийским из колумбийских художников». На его живописных полотнах гармонично уживаются китч, гротеск, наивный примитивизм, фольклорный колорит, итальянский ренессанс и колониальный барокко.

«Фишка» мастера — изображать толстяков, у него тучные все - люди, мебель, животные и даже яблоки. Мастер стал известным после завоевания первого приза на Выставке колумбийских художников в 1959 г.

Фотогалерея не открылась? Перейдите на версию сайта.

Биография

Фернандо Ботеро родился 19 апреля 1932 г. в семье коммерсанта, в городе (исп. Medellín; ). Когда мальчику было 4 года, его отец умер, и семья лишилась своего состояния. В детстве будущему живописцу были недоступны произведения традиционного искусства, выставлявшиеся в музеях и галереях, он знакомился с произведениями мировой живописи по репродукциям из книг. Мальчик обучался в школе ордена иезуитов и мечтал стать тореадором, в 1944 г. даже несколько месяцев посещал школу матадоров. В возрасте 15 лет неожиданно для родных он решил стать художником, что совсем не вписывалось в жизненный уклад его консервативной семьи, где художество не считалось профессией, а только хобби. В 1948 г., будучи 16-летним подростком, он впервые опубликовал свои иллюстрации в местной газете «El Colombiano», и полученные деньги потратил на оплату обучения в лицее «Маринийя-де-Антьокия» (исп. Еl liceo Mariniua de Antioquia).

Затем, мечтая расширить свой кругозор, он впервые выехал за пределы родины — совершил путешествие по Испании (1952 г). В Мадриде начинающий художник поступил в художественную школу Сан-Фернандо.

В период с 1953 по 1954 гг. Фернандо обучался в Академии Сан-Марко (итал. Аccademia San Marco; Флоренция), где изучал технику фрески и знакомился с итальянским искусством эпохи Возрождения. В то время у него не имелось достаточно средств, зато огня в душе было с избытком. «Я тратил последние деньги на музеи и художественные альбомы, забывая про еду, Восхищение великими итальянскими мастерами в одночасье изменило мою жизнь» .

На его первые полотна значительное влияние оказали работы таких мастеров, как Поль Гоген, Диего Ривера, Хосе Клементе Ороско и др. По возвращении на родину в галерее «Лео Матиса» (исп. Leo Matiz gallery; Богота) состоялась персональная выставка, картины Фернандо Ботеро были настолько разнородны, что посетители сочли, что это работы нескольких живописцев.

Художник выработал свой характерный стиль во второй половине 1950-х гг. До 1955 г. он еще не открыл для себя «толстушек», впоследствии принесших автору всемирную славу. «Пузаны», ставшие «изюминкой» живописца, появились благодаря случаю, когда однажды в работе «Натюрморт с мандолиной » инструмент был изображен преувеличенно большим. С того момента Ф. Ботеро нашел свою тему. Он не скрывает своего пристрастия к грузным формам, тучность стала для него мерилом красоты, его творческим кредо.

«Объемными формами я пытаюсь воздействовать на … чувственность людей». Невероятно, но громоздкие образы не лишены своеобразной утонченности, они словно парят в пространстве. «Подчеркнуто увеличенные животы – это мой стиль! – признается автор. – Животы лучше всего передают тот заряд сексуальности, который я хочу вложить в свои творения».

Особенно гипертрофированно объемные формы проявляются у мастера в обнаженных женских образах, именно эти массивные фигуры с преувеличенно мощными ногами и бедрами вызывают у зрителя самые сильные эмоции: от неприязни до восхищения.

Карьера живописца стремительно пошла в гору с 1958 г., когда он получил главный приз с произведением «У моря» на «Salоn nacional de artistas» в .

В 1964 г. Ботеро женился на Глории Сеа (исп. Gloria Zea), бывшем министре культуры , которая одного за другим родила ему 3-х детей. Семья переехала в Мексику, где испытывала большие материальные трудности.

После произошедшего развода он перебрался в Нью-Йорк, часто посещал Париж. Он много работал, поставив перед собой цель быть принятым в «Галерею Мальборо» (англ. Marlborough Gallery), позволяющей молодым художникам продемонстрировать свой талант и прославиться, что и случилось в 1970 г. Вскоре Ф.Б. с триумфом вернулся в Европу, а в 1983 г. переехал в тихий итальянский городок Пьетрасанта (итал. Pietrasanta; северо-запад региона Тоскана).

На рубеже XX – XXI веков став самым знаменитым из латиноамериканских живописцев своего поколения. С 1973 г. он активно занимался скульптурой, воплощая в ней те же преувеличенно пышные, комически разбухшие образы людей и животных. Идеальные материалы для тяжелых фигур Ботеро — бронза и мрамор. Эти своеобразные изваяния украшают многие города мира (Богота, Медельин, Лиссабон, Париж, Ереван и др.). В Вашингтоне и Нью-Йорке с небывалым успехом прошло несколько персональных выставок. Первым полотном колумбийца, которое приобрел Музей современного искусства Нью-Йорка, стала картина «Мона Лиза в 12 лет» .

Произведения колумбийского художника – живописные полотна, скульптура и графика — легко узнаваемы, увидев работы хоть раз, их невозможно забыть.

Художественные произведения и скульптуры Фернандо Ботеро котируются в мире очень высоко, они признаны одними из самых дорогих в мире и продаются за громадные деньги.

Например, работа «Завтрак на траве » (1969 г.) является переложением знаменитого одноименного полотна Эдуарда Мане — родоначальника импрессионизма. Только там мужчины одеты и пребывают в компании обнаженных дам, а у Ботеро голый мужчина лежит на траве возле полной одетой женщины. На аукционе «Sotheby’s» полотно было куплено за $1 млн. Пользуясь спросом, автор производит огромное количество картин, обращаясь к похожим темам, из-за чего в его работах не прослеживается «роста мастерства»: картины, написанные с разницей в 10-12 лет, смотрятся, как созданные в один год.

Уже сегодня творческое наследие мастера невероятно велико — почти 3 тыс. живописных полотен, более 200 скульптур, а также бессчетное количество акварелей и рисунков тушью. В России есть произведение художника «Натюрморт с арбузом » (1976-1977 гг.), подаренное автором Санкт-Петербургскому музею «Эрмитаж».

Вообще, щедрость колумбийца стала легендарной. Например, Музею изобразительных искусств Боготы автор пожертвовал коллекцию произведений живописи XIX-XX столетий, которая оценивается в $60 млн, а родному городу Медельин художник передал в дар свои работы: 18 скульптур и почти 100 картин. В общей сложности, его дар колумбийским музеям превысил $100 млн.

Возможно, именно душевная щедрость и определила творческую манеру мастера, его особое видение искусства, где мир предстает в цветущей пышности, в избытке сил и восторженности. В Колумбии его картины, выполненные в неповторимом стиле и говорящие о своеобразии мышления автора, называют «Ботерос».

Хотя живописец чаще всего обращается к жанровому портрету, в своем творчестве он также затрагивает тему военных конфликтов, криминала и насилия в мире, а свойственный ему мягкий юмор временами сменяется острой сатирой: например, работа «Мертвые епископы » (1965 г., Мюнхен) или «Официальный портрет военной хунты » (1971 г). Автор в своем творчестве всегда отражает происходящее в мире. После событий в Ираке, к примеру, он создал серию картин «Абу-Грейб» , рассказывающую о жестокости американских солдат, об издевательствах над заключенными в застенках иракской тюрьмы.

В этом посту я хочу рассказать об очень своебразном и талантливом художнике,о котором я узнал сравнительно недавно.Этот художник-довольно необычный и его картины и скульптурные работы могут производят необычный эффект-одни люди находят его вульгарным и гротескным,другие-человеком с брызжущщим через край смехом и шуткой и часто-едкой сатирой.Словом,художник это неординарный и часто люди не знают как даже определить его искусство,настолько он не вписывается б привычные рамки.И я и моя жена очень любим его работы и часто наше настроение поднимается просто,когда мы смотрим на ту или иную его картину или скульптуру.
Фернандо Ботеро родился в Южной Америке, в городе Медейин, Колумбия, в провинции Антигуа 19 апреля 1932 года.Его отец был бродячим торговцем,который часто ездил по горному,труднопроходимому району провинции на осле,забираясь в самые далёкие её уголки.Когда Фернандо было всего 2 года,его отец внезапно умер от сердечного приступа,оставив маленького Фернандо и 2-х его братьев на попечении матери.Эта внезапная и трагическая потеря оставила Фернандо в состоянии потери,грусти и пустоты,которую он никогда не смог заполнить.
Сегодняшний Медейин-современный большой метрополис,существенно отличается от того маленького провинциального городка,в котором жил Фернандо Ботеро.В начале 1930-х годов в маленьком городке Меделлин церковь и католичество играло сильную роль в каждодневной жизни и морали людей города.Ботеро учился в школе,в которой учителя были священники ордена Иезуитов.Строгая,жёсткая дисциплина школы не давала слишком много времени на развлечения и маленький Фернандо стал рисовать,чтобы скрасить себе жизнь и дать отдушину творческому порыву и фантазии,которая всегда кипела в нём.Ещё будучи подростком,он полюбил на всё жизнь корриду,которая была так популярна в Южной Америке,и,конечно, в Колумбии.С 13 лет Ботеро начал рисовать корриду,быков и всех принимающих в ней участе-тореадоров,матадоров и пикадоров.Его талант и знание искусства очень рано проявилось в его творчестве.Когда емуы было только 17 лет,он написал статью в местной газете El Colombiano,которуь назвал "Пикассо и нонконформизм в искусстве",в которой он писал о сюрреализме и абстрактной живописи.
В 1951 году Ботеро перебрался в столицу, в город Богота и уже в возрасте 19 лет у него была первая персональная выставка-продажа картин в галерее "Лео Матиз".Каждая из его работ была продана.
Как ни стрaнно,Ботеро было трудно расстатся со своими работами и он стал самым крупным "коллекционером" своих картин и cкульптур,ктоторые он не продавал несмотря на огромные суммы денег,которые предлагали ему коллекционеры и музеи.Как и многие художники,Ботеро решил поехать в Европу изучать европейские школы живописи и их мастеров.Он долгое время учился в Академии Искусства в Мадриде,Испания,где он стал создавать работы в стиле Веласкеса и Фрaнциско Гойя.Он также учился во Флоренции,в Италии,где он обучился технике рисования фресок итальянских мастеров живописи эпохи Возрождения. Б 1956 году он обучался на факультете изящных искусств в Университете Боготы.Он также путешествовал по Южной Америке,а также съездил в Мексику,где изучал работы Диего Ривера и Ороско.Именно в Мексике его творчество подпало под сильное влияние больших расписных фресок на стенах зданий.Тот стиль Бoтеро,который сегодня ассоциируется с его творчеством,оформился примерно в 1964 году.Это были изображения людей,животных,деревьев,натюрморты,харак терезующиеся
раздутыми формами и почти невидимыми,как покрытой лаком поверхностью картин.
В 1969 году Фернандо Ботеро провёл большую выставку своих работ под названием " Раздутые Изображения",которая прошла в Музее Современного Искусства в Нью-Йорке.Эта выставка укрепила его репутацию как художникя и он вышел на международную сцену. Его работы характеризуются преувеличенными,раздутыми формами и часто выглядят как сатирические и юмористические работы.Символы власти и силы часто присутствуют в его картинах и картины,изображающие президентов и солдат а также священников часто являются мишенью для Фернандо Ботеро.Его работы часто напоминают людям творчество известного колумбийца -Габриеля Гарсия Маркеса.Но,несмотря на его любовь к своей стране,многие темы его картин и скульптур проходят через европейскую историю.Он создаёт работы,которые напоминают нам Средние Века,итальянское барокко и колониальные картины Латинской Америки.Он также создаёт работы,пародирующие и копирующие в утрированных формах разные периоды искусства,включая картины Боннарда и Жака-Луи Давида.В разные периоды его искусства в его картинах видно влияние Гогена и Пабло Пикассо,а также искусство индейских племён Центральной и Южной Америки,особенно скульптура ольмеков.Но чаще всего его картины сравнивают с работами Питера Поля Рубенса,картинами которого Ботеро всегда восхищался.В работах Рубенса,писал Ботерo -",мы видим мир мир плотского преувеличения,избытка,пышности жизни,форм и довольства,мир,где существуют бок о бок святое и светское,богохульное.."
Ботеро однажды сказал:"- В искусстве,пока мы можем творить и думать,
мы вынуждены искажать природу.Искусство-это всегда искажение".

Фернандо Ботеро в Боготе, Колумбия.

Фернандо Ботеро.Плачущая женщина(1949).

Фернандо Ботеро.Матадор.

Фернандо Ботеро.Подражание Веласкесу(портрет инфанты).

Фернандо Ботеро.Мария-Антуанетта.

Фернандо Ботеро.Мария-Антуанетта в Медейине,Колумбия.

Фернандо Ботеро.Подражание Леонардо да Винчи. Мона Лиза.

Фернандо Ботеро.Подражание Пьеро делла Франческа.(Портрет графа Д"Урбино.)

Фернандо Ботеро.Подражание Пьеро делла Франческа.(Портрет Изабеллы Д"Эсте.)

Фернандо Ботеро родился в 1932 году в городе Медельин, известном в мире своим картелем наркодельцов. Его семья потеряла своe состояние, а отец умер, когда будущий художник был еще очень юным. В детстве Фернандо мечтал - стать тореро, но в 15 лет вдруг заявил матери, что желает стать художником и больше никем. Это совершенно не вписывалось в ппланы его консервативной родни, которая считала, что искусство может быть увлечением, но не профессией. Несмотря на это Ботеро постепенно добился того, чтобы его иллюстрации стали появляться в газете «Эль-Коломбиано». В качестве иллюстратора он проработал до 1951 года, когда решился уехать в Европу в поисках новых знаний.

Эта была его первая поездка за пределы родины. До Испании он добрался на корабле. Уже в Мадриде записался в художественную школу Сан-Фернандо. Через некоторое время приехал во Флоренцию, где обучался в Академии Св. Марка у профессора Бернарда Беренсона. Там он познакомился с итальянским Возрождением. Позже, в 1952 Ботеро вернулся на родину, и устроил свой первый вернисаж в галерее Лео Матиса.

В том же 1952 году он принял участие в конкурсе Национального художественного салона, где его картина «У моря» получила второе место. Но, в общем, молодой художник мало чем выделялся среди сотен своих талантливых соотечественников. Его картины были настолько разнородны, что посетители поначалу сочли, что это выставка нескольких художников. Диапазон художников, оказавших влияние на его первые картины, колебался от Поля Гогена до мексиканских живописцев Диего Риверы и Хосе Клементе Ороско. Правда, юный самоучка из городка в Андах никогда не видел оригинальных работ этих художников, как, впрочем, и других. Его знакомство с живописью ограничивалось репродукциями из книг.

До 1955 года Ботеро рисовал, в основном, обычных мужчин, женщин и животных, тогда он еще не открыл для себя ни «толстушек», ни монументальные скульптуры, которым он обязан своей всемирной славой. Они «пришли» как бы случайно, когда однажды в «Натюрморте с мандолинной» инструмент вдруг «растолстел» до смешного. Это был момент истины для Ботеро - он нашел свою нишу в искусстве.

В 1964 году Фернандо женился на Глории Сеа, которая впоследствии родила ему троих детей. Позже они перебрались в Мексику, где испытывали большие материальные трудности. За этим последовал развод, и тогда художник перебрался в Нью-Йорк. Деньги быстро закончились, а его знание английского оставляло желать лучшего. Тогда художник вспомнил свой «европейский» опыт и стал, копировать старых мастеров.

Одновременно он работал над собственными произведениями, и вскоре, в 1970 году выставился в Галерее Мальборо. Так началась его мировая известность. Ботеро вернулся в Европу, и на этот раз его приезд был триумфальным.

Сейчас Ботеро творит в разных странах мира: в его доме в Париже он пишет большие полотна, в Италии проводит лето со своими сыновьями и внуками, создает скульптуры, на Лазурном берегу и в Нью-Йорке рисует акварелью и тушью. Уже сейчас творческое наследие Ботеро огромно - это почти 3 тысячи живописных полотен и более 200 скульптурных произведений, а также бесчисленное количество рисунков и акварелей. Ни в какой другой теме не проявляются у Ботеро объемные формы столь агрессивно, как в обнаженных женских образах; ни один другой мотив его художественного мира не остается так долго в памяти, как эти грузные фигуры с преувеличенно полными бедрами и ногами. Именно они вызывают самые сильные чувства у зрителя: от неприятия до восхищения.

Его покорение Парижа завершило пятнадцатилетнюю борьбу за успех и превратило в одного из самых значимых из ныне живущих художников мира. В 1992 году Жак Ширак, будучи в то время мэром Парижа, предложил Ботеро провести персональную выставку на Елисейских Полях. Такой чести не удостаивался до этого ни один иностранный художник.

С тех пор разные города мира приглашают Фернандо Ботеро, чтобы он своим творчеством украшал праздники. Так было в Мадриде, Нью-Йорке, Лос-Анджелесе, Буенос Айресе, Монте-Карло, Флоренции... Другие города приобрели его произведения за очень большие суммы, и многие стоят в очереди.

Его произведения считаются одними из самых дорогих в мире, так, например, его картина «Завтрак на траве», была продана за миллион долларов. В России есть его скульптурная композиция «Натюрморт с арбузом» (1976-1977). Он подарил ее «Эрмитажу», где она и выставлена в Зале искусства Европы и Америки ХХ века.

Ботеро не стал отшельником, он всегда отзывается на то, что происходит в мире. Недавно он создал серию картин, которые рассказывают об издевательствах американских военных над заключенными в иракской тюрьме «Абу-Грейб»

Серия «Абу-Грейб», по словам Ботеро, продолжает тему жестокости и насилия в мире. Она состоит из 48 живописных полотен и рисунков, изображающих обнаженных заключенных, которых травят собаками и избивают тюремщики. Впервые серия была показана в Колумбии в апреле 2005 года. Ботеро заявил, что тема «Абу-Граиб» будет продолжена. «Я еще не сказал всего, что хочу сказать по этому поводу. Есть еще сюжеты афганских тюрем, американской базы Гуантанамо на Кубе», - говорит художник.

Колумбиец Фернандо Ботеро и не скрывает своего пристрастия к полным людям, Ботеро изображает исключительно толстяков, у него толстые все — люди, лошади, собаки, даже яблоки. Влиятельная арт-критикесса Роберта Смит пренебрежительно назвала их «резиновыми надутыми куклами».

"Формами, объемами я пытаюсь воздействовать на чувства людей и чувственность," - оправдывается художник, - подразумевая под чувственностью не только сладострастие и эротику

Тучность стала для него мерой красоты, идеалом, его творческим кредо. Произведения Ботеро, будь то живопись, скульптура или графика, легко узнаваемы, и, если уж один раз их увидел, то никогда не забудешь.

Живопись и скульптуру Ботеро в мире признают слишком уж серьезно, как говорится, «за большие деньги». Автор этим пользуется, выпуская в тираж огромное количество работ, все время возвращаясь к одним и тем же сюжетам и темам. От этого в его картинах не виден «рост мастера», если не знать годы создания многих работ, то картины, написанные с разницей в 10-15 лет, смотрятся, как работы, сделанные в один год.

Колумбийский художник, мастер живописи гротескно-традиционалистского направления, близкого «наивному искусству». На его красочных полотнах китч и фольклорный колорит соседствуют с итальянским ренессансом и колониальным барокко.


Фернандо Ботеро Автопортрет с флагом

Родился Фернандо Ботеро в городе Медельин (Колумбия), известном в мире своим картелем наркодельцов, в семье коммерсанта. Его семья потеряла своё состояние, а отец умер, когда будущий художник был ещё очень юным. Посещал училище ордена иезуитов.
Его детская мечта была - стать тореадором. В 1944 был отправлен на несколько месяцев в школу матадоров (зафиксировав эти впечатления в первых своих рисунках, посвященных корриде).


Ф.Ботеро Схватка 1988 г.


Ф.Ботеро Четыре тореро-карлика 1988 г.


Ф.Ботеро Торреро 1991 г.
Ф.Ботеро Пикадор 2002 г.



Ф.Ботеро Коррида 1991 г.



Ф.Ботеро Пика 1997 г.

Тем не менее, в возрасте 15 лет он удивил всю своих родных известием о том, что намеревается стать художником, что совершенно не вписывалось в правилах его консервативной семьи, где художество могло быть увлечением, но не профессией. Приехав в Боготу (1951), познакомился с местными авангардистами, вдохновлявшимися мексиканским революционным искусством.

Ботеро в качестве иллюстратора постепенно добился того, что его рисунки на разную тематику оформляли статьи в газете "Эль-Коломбиано". Но затем решился уехать в Европу в поисках новых знаний.
Совершил путешествие в Испанию (1952). Эта была его первая поездка за пределы родины. До Испании он добрался на корабле. Уже в Мадриде записался в художественную школу Сан-Фернандо, был потрясен живописью Д.Веласкеса и Ф.Гойи.
В его творчестве встречаются многочисленные реминисценции Веласкеса и Гойи.


Ф.Ботеро Автопортрет в костюме Веласкеса 1986 г. галерея Байелер, Цюрих

Через некоторое время приехал во Флоренцию, где обучался в Академии Сан-Марко (1953-1954) у профессора Бернарда Беренсона. Там он познакомился с итальянским искусством эпохи Возрождения.
Позже, в 1952 вернулся на родину и организовал свой первый вернисаж в галерее Лео Матиса. Но, в общем, молодой художник мало чем выделялся среди сотен своих талантливых соотечественников. Его картины были настолько разнородны, что посетители поначалу сочли, что это выставка нескольких художников. Диапазон художников, оказавших влияние на его первые картины, колебался от Поля Гогена до мексиканских живописцев Диего Риверы и Хосе Клементе Ороско. Правда, юный самоучка из городка в Андах никогда не видел оригинальных работ этих художников, как, впрочем, и других. Его знакомство с живописью ограничивалось репродукциями из книг.
В том же 1952 году принял участие в конкурсе Национальный художественный салон, где занял второе место своим произведением "У моря". В 1956 побывал в Мексике.

Выработал свой характерный стиль во второй половине 1950-х годов. До 1955 года его основные сюжеты были обычные мужчины и лошади, тогда ещё не открыл для себя ни "толстушек", ни монументальные скульптуры, которым он обязан своей всемирной славой. Они "пришли" как бы случайно, когда однажды в Боготе в своём "Натюрморте с мандолиной" инструмент вдруг приобрёл невиданные размеры. И с этого момента Ботеро нашёл свою тему. Мандолину я не нашел, поэтому представляю такую же, но гитару и еще один натюрморт.



Ф.Ботеро Гитара На стуле
Ф.Ботеро Натюрморт с арбузом

Элементы итальянского и испанского Ренессанса-барокко, равно как и барокко латиноамериканского вкупе с изо-фольклором и китчем в духе «наивного искусства» и даже черт примитивизма, составили в творчестве Ботеро причудливый сплав.
Предметы и фигуры предстают в его живописи и графике подчеркнуто пышными, самодовольно разбухшими, пребывающими в сонном покое, - этот волшебный транс напоминает провинциально-застойную и в то же время «магическую» атмосферу рассказов Х.Л.Борхеса и романов Г.Г.Маркеса.


Ф.Ботеро Влюбленные 1968 г.


Ф.Ботеро Мужская модель в студии 1972 г.
Ф.Ботеро Девица 1974 г.

ЦИКЛ "УЛИЦА"


Ф.Ботеро Улица 1965 г.
Ф.Ботеро Улица 1979 г.


Ф.Ботеро Улица 2000 г.

Ни в какой другой теме не проявляются у Ботеро объемные формы столь агрессивно, как в обнаженных женских образах; ни один другой мотив его художественного мира не остается так долго в памяти, как эти грузные фигуры с преувеличенно полными бедрами и ногами. Именно они вызывают самые сильные чувства у зрителя: от неприятия до восхищения.


Ф.Ботеро Письмо 1976 г.



Ф.Ботеро Пляж


Ф.Ботеро Сидящая женщина 1976 г.
Ф.Ботеро В спальне 1984 г.


Ф.Ботеро Купальщица
Ф.Ботеро В ванной 1989 г.


Ф.Ботеро У окна 1990 г.
Ф.Ботеро Сидящая женщина 1997 г.

Несмотря на то, что Ботеро чаще всего обращается к жанровому портрету, в его творчестве фигурирует также тема криминала, военных конфликтов и издевательств.
Свойственный его искусству мягкий юмор порой сменяется сатирой - антиклерикальной, например, Мертвые епископы (1965, Галерея современного искусства, Мюнхен) либо нацеленной на латиноамериканские военные диктатуры, типа Официальный портрет военной хунты (1971, частное собрание, Нью-Йорк). Указанные картины не нашел, но представляемые ниже репродукции отражают заданную тему.


Ф.Ботеро Я гуляю по холмам 1977 г.
Ф.Ботеро Кардинал 1998 г.

ИЗ ЦИКЛОВ "ВОЕННАЯ ДИКТАТУРА" И "МАФИЯ"


Ф.Ботеро Без названия 1978 г.


Ф.Ботеро Смерть Пабло Эскобара

В конце 90-х Ботеро написал серию картин, адресующих беспощадность и жестокость враждующих между собой группировок, продающих наркотики (вспомним, что Колумбия - это страна, где даже вход в галантерейный магазин охраняет мощный пятнистый красавец с ружьем).

ИЗ СЕРИИ "МАФИЯ"


Ф.Ботеро Бойня невинных 1999 г.



Ф.Ботеро Резня в Колумбии 2000 г.


Ф.Ботеро Охотник 1999 г.
Ф.Ботеро Вдова 1997 г.


Ф.Ботеро Демонстрация 2000 г.
Ф.Ботеро Утешение 2000 г.

Не обошел стороной Ботеро и высшую власть Колумбии, обращаясь к этой теме трижды. Мне лично интересна судьба этих полотен и мнение портретируемых о работе художника.


Ф.Ботеро Президент 1987 г.
Ф.Ботеро Первая леди 2000 г.


Ф.Ботеро Президент 1989 г.
Ф.Ботеро Первая леди 1989 г.

Ботеро всегда отзывается на то, что происходит в мире. Недавно он создал серию картин, которые рассказывают об издевательствах американских военных над заключенными в иракской тюрьме «Абу-Грейб». Серия «Абу-Грейб», по словам Ботеро, продолжает тему жестокости и насилия в мире. Ниже представлены несколько работ из этой серии.

Но вернемся к биографии художника!
В 1964 г. Ботеро женился на Глорие Сеа, которая впоследствии родила ему троих детей. Позже они перебрались в Мексику, где испытывали большие материальные трудности. Здесь уместно поместить произведения художника, посвященные любви и семье.


Ф.Ботеро Любовь 1982 г.



Ф.Ботеро Дремота 1982 г.


Ф.Ботеро Семья 1989 г.
Ф.Ботеро Пара 1995 г.


Ф.Ботеро Семья 1996 г.
Ф.Ботеро Колумбийская семья 1999 г.



Ф.Ботеро Пикник 1999 г.


Ф.Ботеро Любовная пара

За этим последовал развод, и тогда художник перебрался в Нью-Йорк, иногда наезжая в Париж. Деньги быстро закончились, а его знание английского оставляли желать лучшего. Тогда художник вспомнил свой "европейский" опыт и стал, как и тогда, переписывать великие произведения, которые потом продавал посетителям музеев и галерей.
Отдельные его работы более свободны по манере письма, но в любом случае сюжеты восходят к классическим, хорошо знакомым образам, хотя и обретающим неизменно пародийный характер. Я специально помещаю с картинами Ботеро оригиналы, чтобы вы почувствовали разницу.


Ф.Ботеро Мона Лиза 1977 г.
Леонардо да Винчи Мона Лиза 1503-05 г.г.


Ф.Ботеро Мадмуазель Ривьер Энгра 1979 г.
Жан Доминик Энгр Мадмуазель Каролина Ривьер 1805 г.


Ф.Ботеро Подражание Пьеро делла Франческа 1988 г.
Пьеро дела Франческа Портрет Федериго да Монтефельтро вторая половина 15 века


Ф.Ботеро Подсолнухи 1977 г.
Винсент ван Гог Подсолнухи 1888 г.

Одновременно Ботеро работал над собственными произведениями, добиваясь того, чтобы быть принятым в Галерею Мальбро, что и произошло в 1970 г., где художник и предстал для всего мира. Вскоре Ботеро вернулся в Европу, и на этот раз его приезд был триумфальным. С 1983 года жил в тосканском городке Пьетрасанта.
Вот какими были его темы и сюжеты в 80-е годы.


Ф.Ботеро Бал в Колумбии 1980 г.



Ф.Ботеро Мужчина, пьющий апельсиновый сок 1987 г.


Ф.Ботеро Английский посол 1987 г.
Ф.Ботеро В парке


Ф.Ботеро Адам 1989 г.
Ф.Ботеро Ева 1989 г.


Ф.Ботеро Меланхолия 1989 г.
Ф.Ботеро Балерина у станка

Ботеро творит в разных странах мира: в его доме в Париже пишет большие полотна, в Тоскане (Италия) проводит лето со своими сыновьями и внуками, создает свои громадные скульптуры,
на Лазурном берегу Монте-Карло, создает свои самые маленькие произведения акварелью и тушью, в Нью-Йорке пишет более большие картины пастель и акварели.
Его покорение Парижа завершило пятнадцатилетнюю борьбу за успех и превратило Мастера Фернандо Ботеро в одного из самых значимых из ныне живущих художников мира.
В 1992 г. Жак Ширак, будучи в то время мэром Парижа, во время кампаний по облагораживанию Парижа выбрал именно Ботеро, даже не француза, для составления эксклюзивной выставки на Елисейских Полях. Такой чести не удостаивался до этого ни один художник.
С тех пор разные города мира приглашают Фернандо Ботеро, чтобы при показе его произведений придать большего размаха своим празднованиям. Так было в Мадриде, Нью-Йорке, Лос-Анджелесе, Буенос Айресе, Монте-Карло, Флоренции и многих других. Другие города приобрели его произведения за очень большие суммы, а другие стоят в очереди.
С другой стороны, как, если не карикатурами, в лучшем случае - дружескими шаржами, можно назвать его портреты известных художников?


Ф.Ботеро Пикассо. Париж. 1930й год. 1998 г.
Ф.Ботеро Портрет П.Пикассо 1999 г.


Ф.Ботеро Портрет Ж.Энгра 1999 г.
Ф.Ботеро Портрет Э.Делакруа 1998 г.


Ф.Ботеро Портрет Г.Курбе 1998 г.
Ф.Ботеро Портрет Дж.Джакометти 1998 г.

Его произведения котируются, как одни из самых дорогих в мире, как например картина "Завтрак на траве". Это парафраз знаменитейшего одноименного полотна родоначальника импрессионизма Эдуарда Мане, написанный Фернандо Ботеро в 1969 году. Только если у Мане одетые мужчины оказались в компании обнаженных женщин, у Ботеро монументальная дама одета, а мужчина разлегся голышом на траве и покуривает папироску. На Sotheby`s картина была продана за один млн. долл. США.


Ф.Ботеро Завтрак на траве 1969 г.

На рубеже 20-21 вв. стал самым знаменитым из латиноамериканских художников его поколения. Уже сейчас творческое наследие Ботеро огромно - это почти 3 тысячи живописных полотен и более 200 скульптурных произведений, а также бесчисленное количество рисунков и акварелей.
В России есть его произведение "Натюрморт с арбузом" (1976-1977), подаренное автором государственному музею "Эрмитаж" и выставленное в Зале Искусства Европы и Америки ХХ века.
О щедрости художника в Колумбии ходят легенды. Например, музею изобразительных искусств Боготы, он подарил коллекцию живописи, оцениваемую в 60 миллионов долларов. В дар родному городу Меделлину художник передал 18 скульптур, с показанных на выставках в Мадриде, Париже, Нью-Йорке, Чикаго, и почти сотню картин, составивших основу экспозиции Площади Искусств. В общей сложности дар художника колумбийским собраниям превысил 100 миллионов долларов. Недаром влиятельный в Колумбии журнал "Семана" в десятке самых популярных личностей назвал и Фернандо Ботеро.

Четыре вечера, "проведенные" с живописью Ботеро, как-то примирили меня с творчеством художника. То ли оттого, что в некоторых героях Ботеро я узнал себя, то ли оттого, что картин было так много, что они уже не вызывали удивления и непонимания. Точно так в свое время я не полюбил, но умом принял квадратных женщин Пикассо. И закончить пост мне хотелось бы собранной у Ботеро же "серией" двойных картин, о которых я упомянул в начале.


Ф.Ботеро Кот на крыше 1976 г.
Ф.Ботеро Вор 1980 г.


Ф.Ботеро Мужчина на лошади
Ф.Ботеро Мужчина на лошади 1998 г.


Ф.Ботеро Похищение Европы 1995 г.
Ф.Ботеро Похищение Европы 1998 г.