Чем интересна повесть Н. М. Карамзина «Бедная Лиза»? Сочинение на тему чем интересна повесть современному читателю бедная лиза, карамзин читать бесплатно

Повести Карамзина. Их идейно-художественные особенности.

Наименование параметра Значение
Тема статьи: Повести Карамзина. Их идейно-художественные особенности.
Рубрика (тематическая категория) Литература

Наиболее полно черты сентиментальной прозы Карамзина: пафос гуманности, психологизм, субъективно-чувствительное, лиризм повествования и простой ʼʼизящныйʼʼ язык – проявились в его повестях. В них отразилось повышенное внимание автора к анализу любовных чувств, душевных переживаний героев. С именем Карамзина связано рождение русской психологической прозы.

Важным и прогрессивным моментом в творческой деятельности писателя было признание права личности независимо от сословной принадлежности на осуществление внутренней свободы. Отсюда идейной основой повести ʼʼБедная Лизаʼʼ было утверждение писателя ʼʼи крестьянки любить умеютʼʼ. Эта психологическая повесть пользовалась особенным успехом у читателœей. Была напечатана в 1792 ᴦ. в ʼʼМосковском журналеʼʼ.

Сюжет повести непритязателœен и весьма распространен в литературе: любовь бедной девушки и молодого дворянина. В корне повести – жизненная ситуация. Социальное неравенство крестьянской девушки и дворянина предопределило трагический исход их любви. При этом для Карамзина важно прежде всœего передать психологическое состояние героев, создать соответствующее лирическое настроение, способное вызвать ответное эмоциональное чувство читателя. И хотя всœе симпатии Карамзина на стороне прелœестной кроткой бедной Лизы, тем не менее поступок Эраста он пытается объяснить обстоятельствами, характером героя. Эраст был наделœен ʼʼдобрым сердцем, добрым от природы, но слабым и ветренымʼʼ. Привычка к праздной и обеспеченной жизни заставила его в силу слабости характера поправить свои дела женитьбой на богатой вдове.

Драматические, а подчас и трагедийные события призваны вызвать не возмущение, гнев, а грустное, меланхолическое чувство. Несмотря на жизненность ситуации, авторское субъективно-эмоциональное восприятие мешало подлинной типизации. Жизнь Лизы и ее матери мало чем напоминала реальную жизнь крестьян.

Лирическая манера повествования создает определœенное настроение. Этому в повести служит и пейзаж, и особый мелодичный строй речи.

Карамзин часто прибегает к словесным повторам, эпитетам, выражающим эмоциональность.

В начале повести дается как бы экспозиция – описание окрестностей Москвы неподалеку от Симонова монастыря, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ своим элегическим тоном предопределяет трагическую развязку.

Впервые в прозе Карамзина пейзаж стал средством сознательного эстетического воздействия. Читатели повести поверили в достоверность рассказа, и окрестности Симонова монастыря, пруд, в котором погибла Лиза, стали местом паломничества.

Карамзин показал, что и простым людям свойственны высокие и благородные чувства.

В 1803 ᴦ. в журнале ʼʼВестник Европыʼʼ была напечатана повесть ʼʼМарфа Посадница, или Покорение Новгородаʼʼ.

В этой повести он уделяет большое внимание историческим событиям, ставя вопрос о формах государственного управления: республика или монархия. Ко времени написания повести усиливается интерес Карамзина к истории, хотя в ʼʼМарфе Посадницеʼʼ изменены исторические факты. Времена Ивана III, покорение Новгорода, сопровождающиеся жестокой расправой с новгородцами, события 15 века послужили Карамзину для ответа на поставленный вопрос.

В повести побеждает монархия, которая для Карамзина была незыблемой, однако ему удалось создать героический образ Марфы,сильной и волевой натуры, вызывающей сочувствие своей борьбой за республику. Олицетворяет ʼʼвольностьʼʼ республиканского правления и образ Вадима. Как и Марфа, Вадим должен умереть, но дух этих 2 сильных людей не сломлен и сочувствие читателя на их стороне.

Устами князя Холмского Карамзин вновь повторяет то, что неоднократно звучало в его произведениях: ʼʼНароды дикие любят независимость, народы мудрые любят порядок; а нет порядка без власти самодержавной”.

Изображая народ, Карамзин, в сущности, показывает его пассивным. В сильно написанной сцене казни Марфы народ еще безмолвствовал, но после нее ʼʼграждане наконец воскликнули: слава государю российскому!ʼʼ Характерно, что сюжет повести, ее политическая тематика нарушили привычный для карамзинских повестей чувствительный сглаженный стиль. Здесь мы встречаемся и с высоким слогом, с употреблением славянизмов.

ʼʼМарфа Посадницаʼʼ была последним беллетрическим произведением Карамзина, после которого он переходит к работе в качестве историографа над ʼʼИсторией государства Российскогоʼʼ.

Карамзин явился родоначальником романтической повести. (ʼʼОстров Борнгольмʼʼ).

ʼʼОстров Борнгольмʼʼ - повесть, необычная и по сюжету и по поэтике для современной Карамзину литературы. Она несет на себе отражение пессимизма автора, вызванного Французской революцией, якобинской диктатуры (1793) и последующими событиями в Европе. Эмоциональная напряженность этого произведения достигается и неясным, тайным, необъяснимым сюжетом. Правда, в повести сюжет имеет минимальное значение, главное – настроение, настроение тревожное, вызывающее непонятный страх, который усугубляется мрачным, угрюмым пейзажем. Уже встреча с гревзендским незнакомцем и его песня таинственны и заставляют работать воображение читателя, затем сумрачный средневековый замок и новая встреча, еще более загадочная, всœеляющая ужас.

Мы почти не знаем о героях повести: кто они, за что они страдают, почему их любовь запретна. Загадочность, недоговоренность подчеркиваются отрывочностью повествования, авторскими эмоциональными отступлениями, глубоко элегическим тоном рассказчика. Рассказ ведется от 3 лица, и образ рассказчика повести,его раздумья, переживания, отношение к любовникам, которых он готов оправдать в силу глубины их чувства, хотя страсть двух людей, незаконна, приобретает особое значение. ʼʼМрачная природаʼʼ, суровый, дикий остров – всœе это создает определœенное настроение, всœе ведет к мысли о бренности земного существования.

Худ. особ-ти сент. Прозы Карамзина и реформа русского лит. Языка. (см. билет про повести Карамзина)

Успех прозаических произведений Карамзина в значительной мере зависел от стилистической реформы писателя.

Стремясь создать новый русский литературный язык взамен принятых классицизмом 3 штилей, Карамзин ставил своей задачей приблизить литературный язык к языку разговорному. Он считал, что любые идеи и ʼʼдаже обыкновенные мыслиʼʼ можно выражать ясно и ʼʼприятноʼʼ.

Карамзин выдвинул требование – писать ʼʼкак говорятʼʼ, но он ориентировался на разговорную речь образованного дворянского сословия, очищая язык не только от архаизмов, но и от простонародных слов. Он считал правомерным обогащать русский язык за счёт усвоения отдельных иностранных слов, новых форм выражения. Он внес много новых слов: влюбленность, человечный, общественность, промышленность, которые обогатили словарный состав русского языка. При этом недостатком реформы лит. языка Карамзина был отход от сближения русского литературного языка с языком простого народа.

Ограниченность реформы Карамзина была связана с тем, что его язык был далек от народной основы. Это сумел понять и исправить Пушкин. Вместе с тем заслугой Карамзина явилось стремление, осуществленное им в своей литературной практике, к расширению границ литературного языка, освобождению его от архаизмов, сближению литературного языка с живой разговорной речью образованного общества.

Повести Карамзина. Их идейно-художественные особенности. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Повести Карамзина. Их идейно-художественные особенности." 2017, 2018.

Сочинение по произведению на тему: Чем интересна повесть Карамзина «Бедная Лиза»?

Карамзин является одним из наиболее ярких представителей русского сентиментализма. Все его произведения проникнуты глубокой человечностью и гуманизмом. Предметом изображения в них являются душевные переживания героев, их внутренний мир, борьба страстей и развитие отношений.

Самым лучшим произведением Карамзина справедливо считается повесть «Бедная Лиза». В ней затронуты две основные проблемы, раскрытие которых требует глубокого анализа и понимания русской действительности XVIII в. и сущности человеческой природы в целом. Большинство современников были в восторге от «Бедной Лизы», они совершенно правильно поняли идею автора, который одновременно анализировал сущность человеческих страстей, взаимоотношений и суровую русскую действительность.

Наиболее интересной является любовная линия этого произведения. Никогда раньше в русской литературе любовь не описывалась так ярко и так красиво, анализ чувств и переживаний героев поглощает автора.

Лиза и Эраст являются представителями разных социальных классов: она из бедной семьи, он – богатый дворянин. Образ Лизы прекрасен и романтичен, она покоряет своей душевной чистотой и благородством.

Девушка родилась в семье честных и трудолюбивых людей, она сама работает не покладая рук. Лиза с глубоким почтением и любовью отзывается о своей матери, испытывает благодарность за то, что она дала ей жизнь. Кроме того, девушка предельно честна и считает, что деньги можно брать только за работу, и отказывается брать у Эраста рубль за цветы, потому что они не стоят так дорого. Лиза – образец душевной чистоты и непорочности.

Совершенно в ином свете представлен ее избранник Эраст, автор дает ему следующую характеристику: «...сей Эраст был довольно богатый дворянин, с изрядным разумом и добрым сердцем, но слабым и ветреным, он вел рассеянную жизнь, думал только о своем удовольствии, искал его в светских забавах, но часто не находил». Эраст – полная противоположность Лизе, у него нет ее цельности, нет ее чистоты, он развращен светской жизнью, уже многое познал, но и разочаровался.

Лиза покоряет Эраста своей красотой и невинностью, он восторгается ею, даже пытается бороться с желанием быть с ней в более близких отношениях. «Я буду жить с Лизою как брат с сестрою, – думал он, – не употреблю во зло любви ее и буду всегда счастлив!»

Но благим намерениям Эраста не суждено воплотиться в жизнь, молодые люди поддаются страсти, и с этого момента их отношения меняются. Лиза страшится наказания за свой поступок, она пугается раскатов грома: «Я боюсь, чтобы гром не убил меня, как преступницу!» Она счастлива и глубоко несчастна одновременно. Автор высказывает свое отношение к любви и говорит, что «исполнение всех желаний есть самое опасное искушение любви». Но тем не менее он все равно не осуждает свою героиню и по-прежнему восторгается ею, потому что прекрасную, чистую душу ничто не может опорочить.

В конце концов Эраст решает покинуть Лизу, сначала он уходит на войну, там в карты проигрывает все свое состояние, возвращается и ради денег женится на богатой вдове. Эраст пытается откупиться от Лизы деньгами. Девушка переживает сильное душевное потрясение и, не выдержав, бросается в пруд. Смерть ее трагична и ужасна, автор говорит о ней с глубокой скорбью.

Эраст на первый взгляд предстает коварным соблазнителем, но на самом деле это не совсем так. Недаром, чтобы хоть как-то оправдать героя, Карамзин говорит о том, что Эраст был несчастен всю свою жизнь и считал себя убийцею.

В повести «Бедная Лиза» Карамзин затронул очень серьезные и важные проблемы, но не указал пути их разрешения, да он и не ставил перед собой такой цели. Несовершенство общественного устройства и несовершенство человеческой природы – действительный факт, и кого-либо упрекать за это бессмысленно. П. Берков по этому поводу пишет следующее: «Вероятнее всего идея повести состоит в том, что устройство мира (не современного, а вообще!) таково, что прекрасное и справедливое не всегда может осуществляться: одни могут быть счастливы... другие... не могут».

Н. М. Карамзин является одним из наиболее ярких представителей русского сентиментализма. Все его произведения проникнуты глубокой человечностью и гуманизмом. Предметами изображения в них являются душевные переживания героев, их внутренний мир, борьба страстей и развитие отношений. Самым лучшим произведением Н. М. Карамзина справедливо считается повесть «Бедная Лиза». В ней затронуты две основные проблемы, раскрытие которых требует глубокого анализа и понимания русской действительности XVIII в. и сущности человеческой природы в целом. Большинство современников были в восторге от «Бедной Лизы». Они абсолютно правильно поняли идею автора, который одновременно анализировал сущность человеческих страстей, взаимоотношений и суровую русскую действительность. Наиболее интересной является любовная линия этого произведения. Никогда раньше в русской литературе любовь не описывалась так ярко и так красиво. Анализ чувств и переживаний героев поглощает автора. Лиза и Эраст являются представителями разных социальных классов: она из бедной семьи, он - богатый дворянин. Образ Лизы прекрасен и романтичен, она покоряет своей душевной чистотой и благородством. Девушка родилась в семье честных и трудолюбивых людей, да и сама работает не покладая рук. Лиза с глубоким почтением и любовью отзывается о своей матери, испытывает благодарность за то, что она дала ей жизнь. Кроме того, девушка предельно честна и считает, что деньги можно брать только за работу. Она отказывается брать у Эраста рубль за цветы, потому что они не стоят так дорого. Лиза - образец душевной чистоты и непорочности. Совершенно в ином свете представлен ее избранник Эраст. Автор дает ему следующую характеристику: «...сей Эраст был довольно богатый дворянин, с изрядным разумом и добрым сердцем, но слабым и ветреным, он вел рассеянную жизнь, думал только о своем удовольствии, искал его в светских забавах, но часто не находил». Эраст - полная противоположность Лизе, у него нет ее цельности, ее чистоты. Он развращен светской жизнью, уже многое познал, но и разочаровался. Лиза покоряет Эраста своей красотой и невинностью. Он восторгается ею, даже пытается бороться с желанием быть с ней в более близких отношениях. «Я буду жить с Лизою как брат с сестрою, - думал он, - не употреблю во зло любви ее и буду всегда счастлив!» Но благим намерениям Эраста не суждено воплотиться в жизнь. Молодые люди поддаются страсти, и с этого момента их отношения меняются. Лиза страшится наказания за свой поступок, она пугается раскатов грома: «Я боюсь, чтобы гром не убил меня, как преступницу!» Она счастлива и глубоко несчастна одновременно. Автор показывает свое отношение к любви и говорит, что «исполнение всех желаний есть самое опасное искушение любви». Тем не менее он все равно не осуждает свою героиню и по-прежнему восторгается ею, потому что прекрасную, чистую душу ничто не может опорочить. В конце концов Эраст решает покинуть Лизу. Сначала он уходит на войну, там в карты проигрывает все свое состояние, возвращается и ради денег женится на богатой вдове. Эраст пытается откупиться от Лизы деньгами. Девушка переживает сильное душевное потрясение и, не выдержав, бросается в пруд. Смерть ее трагична и ужасна, автор говорит о ней с глубокой скорбью. Эраст на первый взгляд предстает коварным соблазнителем, но на самом деле это не совсем так. Недаром, чтобы хоть как-то оправдать героя, Карамзин говорит о том, что Эраст был несчастен всю свою жизнь и считал себя убийцею. В повести «Бедная Лиза» Карамзин затронул очень серьезные и важные проблемы, но не указал пути их разрешения, да он и не ставил перед собой такой цели. Несовершенство общественного устройства и человеческой природы - действительный факт, и упрекать кого-либо за это бессмысленно. П. Берков по этому поводу пишет следующее: «Вероятнее всего идея повести состоит в том, что устройство мира (не современного, а вообще!) таково, что прекрасное и справедливое не всегда может осуществляться: одни могут быть счастливы... другие... не могут».