Какие вопросы можно задать художнику на интервью. Насколько нам известно, в этом году Вы начали новый проект портретов людей. Не могли бы Вы рассказать о нём подробнее? Какую из своих картин Вы считаете самой интересной

Сегодня мы встретились и душевно поговорили с художником Алексеем Зиминым. Заинтригованы? Тогда читайте дальше.

Расскажите, с чего вы начинали? Сколько лет занимаетесь рисованием?

Мое увлечение началось в школе после того, как в книжном шкафу наткнулся на учебник по рисованию. Полистал, посмотрел картинки и положил на свой письменный стол, куда попадали те книги, которые мне хотелось прочитать или вызвали у меня интерес. Среди них были такие как: “Над пропастью во ржи”, сборник рассказов Толстого, “Дети капитана Гранта” и другие. Конечно, я не читал их тогда, просто складывал в большую стопку и периодически вынимал из нее любую понравившуюся мне книгу и пролистывал несколько страниц. Выбор книги определялся по переплету или обложке. Именно так этот учебник по рисованию оказывался в моих руках чаще других книг. Так я сам того не ожидая прививал себе любовь к искусству.

В восьмом классе на подаренные мне деньги закупил необходимые товары для рисования. Тогда мне хватило только на самый простой набор масляных красок, кистей, палитру и растворитель. Холст пришлось натягивать дома самому и грунтовать, может, поэтому я до сих пор сам делаю основу для будущих картин. Несколько раз пробовал заказывать в частной мастерской, но ткань стала провисать через год, пришлось перетягивать, а художник должен быть уверен в своих работах, через год, два и много лет.

Какие материалы используете для картин? Какие техники?

Все зависит от того, что я хочу получить в итоге своей работы. Для рисования необходима бумага и холсты, для скульптуры – глина, недавно открыл для себя линогравюру, там главный материал – это линолеум.

Сейчас активно развиваю новое направление живописи art natura (анг+итальянский), ее суть в использовании природных материалах для изображения задуманного на холсте. Можно использовать листья, ветки, траву, елочные иголки и все, что можно найти в лесу. Направление artnatura выражается в обращении ко всему натуральному и означает «Природное искусство». Использовать природные материалы вместо кистей для рисования, не всегда удобно. Сами материалы недолговечны, могут вызывать непонимание со стороны окружающих. Но в них есть масса достоинств, например, единение с природой. Когда держишь в руках такой инструмент, границы искусства расширяются, а сама работа приобретает уникальность. Пространство для фантазии и неограниченное число возможностей – любое окружение леса и полян, наполненных дыханием самой жизни в первозданном виде, станет полем для деятельности художников, уже пробующих себя в новом направлении.

Откуда черпаете вдохновение?

Как говорится: «Аппетит приходит во время еды», так и с вдохновением. Отсутствие вдохновения я называю ленью, такое часто бывает, но если разложить кисти, краски, приготовить холст, представить то, что задумал рисовать и еще налить себе горячего чая с молоком, становится проще начать работу. А когда работа в процессе, приходит и Вдохновение.

Вдохновение меня редко покидает, за работу могу приступить в любое свободное время. Секрет очень прост – нужно получать удовольствие от жизни. Совершать поступки, лазить по крышам, купаться в ледяном ручье, гулять по лесу…

Чтобы вдохновляться, меняй комнату на природу!

Расскажите о ваших картинах. Какая ваша любимая картина, расскажите ее историю.

Когда я учился и жил в Ульяновске, я рисовал почти каждый день, и перед поступлением в университет у меня накопилось много работ. После сдачи экзаменов, еще не знал, что поеду учиться в другой город и тем более не знал, что стану известным художником. Картины я складывал в своей комнате и на балконе, их было столько, что войти ко мне и не перешагивать через сохнущие полотна было невозможно.

Тогда Москва казалась мне городом мечты, и, конечно, я подал документы в столичный ВУЗ. Прошло несколько недель и пришли списки поступивших, мне очень льстило, что я буду учиться в престижном университете. Я еще не понимал, не мыслил взвешено. Возможно, потому что сам не знал чего хочу, но одно могу сказать точно, свой жизненный урок я получил.

Так как я поступил на специальность программиста, я подумал, что больше никогда не буду заниматься живописью и искусством, поэтому все свои картины выкинул, просто отнес на свалку. Это было так же глупо, как утопить свою яхту стоимостью несколько миллионов из-за того, что ты больше не захочешь на ней плавать. Как знать, может, какой-то счастливчик их забрал себе и они украшают его квартиру. Среди них была и моя любимая работа. Это был трехметровой длинны и чуть меньше мера в высоту холст с цветами и радужным фоном. Возможно, я повторю эту картину, но ее самый первый экземпляр утрачен. Теперь я, конечно, хочу вернуть их обратно, хотя шансы очень малы.

Сейчас я понял, не важно в каком городе живешь, главное делать то, что нравится и для осуществления мечты придется много и упорно трудиться.

Как пришли к тому, чтобы рисовать атмосферные космические сюжеты? Что на вас оказало мощное влияние?

Эту серию картин я рисовал ко дню космонавтики. С самого начала идея космоса, на мой взгляд, вдохновляет не только меня. Кто из нас не хотел бы слетать в космос?! Посмотреть на нашу планету из иллюминатора космического корабля?! Побывать в невесомости?! Думаю, многие. Поэтому в своих картинах я решил передать атмосферу комического пространства. Чтобы зритель, глядя на них, смог погрузиться в космическое пространство.

Где ранее выставлялись картины и куда идти, чтобы их смотреть в будущем?

Стараюсь проводить выставку своих работ не реже, чем один раз в три месяца. Это помогает оставаться в форме и не запускать любимое дело. Одна из моих последних выставок проходила в Гостином дворе на форуме «Здоровье нации». Следующую выставку планирую провести в своем родном городе Ульяновске. Примерно за месяц на моем сайте я ее объявлю и приглашу всех желающих. И вас приглашаю (заранее)!

Были ли у вас порывы творческого кризиса, как из него спешно выбраться?

Чтобы выбраться из кризиса нужна революция! А размер революции зависит от глубины кризиса, в который сидит человек. После поступления мне не хотелось больше рисовать и заниматься искусством. Я углубился в изучение технических наук, стал часами сидеть за компьютером. Так проходило время и мне стало скучно, новые успехи в программировании не доставляли мне прежнего удовольствия. Назревал переворот, революция в моем сознании. Были порывы к писательской деятельности, скульптуре и я чувствовал, что творчество возвращается ко мне. Я не сомневаюсь, что это женское влияние, ведь как говорят: «Мужчины правят миром, а мужчинами женщины». Все началось со знакомства с одной милой девушкой. Ничего серьезного ни с ней, ни с другими мне иметь не хотелось. Очередной флирт,- думал я тогда… Сейчас я понял что ошибался. Она оказала большое влияние на меня, пробудила желание к творчеству. Сейчас у меня идей на несколько лет вперед, и их список пополняется каждый день!

Какие у вас планы на будущее? Планируете ли рисовать картины в другом жанре?

Я – не сторонник какого-то определенного жанра, ведь живопись должна рождаться из чувств. В планах делать искусство, творить во всех направлениях, браться за все сразу. Пока молод и есть желание, нужно бороться и работать, совершенствоваться изо дня в день. Планы на ближайшие годы – это провести переездную выставку по городам Европы, а там, посмотрим, как пойдет.

Какие дадите советы начинающим художникам?

Для каждого художника, особенно начинающего, важно понимать, что он хочет получить от своего творчества. Если это картины для себя, чтобы расслабится во время рисования, тогда нужно просто наслаждаться процессом и погрузиться в него с головой. В любом случае есть несколько советов, которые подойдут для всех типов художников. Никогда не бояться, что не получится. Стремиться к совершенству можно всю жизнь, но так и не достичь его, поэтому не надо впадать в панику. Не ошибается только тот, кто ничего не делает!

Рады приветствовать всех вас, дорогие наши друзья! Сегодня мы подготовили для вас интервью с художником Мартином Новиковым (Martin Novikov) . С этих пор время от времени мы будем брать интервью у деятелей искусства, среди которых будут и художники, и фотографы, и скульпторы… Надеемся, список творческих личностей получится разносторонним. Так или иначе, все они будут иметь общий интерес, цель и смысл, связанный с искусством, творческой и созидательной деятельностью. Думаем, это будет познавательно и интересно. Ну а теперь перейдем к интервью с нашим сегодняшним гостем.

Расскажи о себе то, что считаешь нужным. Назовем это краткой автобиографией.


Большую часть своей жизни я спал. Это удивительно как нынешняя среда обитания человека усыпляет сознание. В школе учился не очень хорошо, много прогуливал. Прогуливая уроки, сидел в парке и рисовал. Тогда это были в основном скелеты и персонажи, навеянные компьютерными играми. В тот период мне и в голову не могло прийти, чтобы сделать рисование своей профессией. Окружающий мир убедил меня в том, что художники - это бедные люди, и только единицы добиваются успеха. После школы, опираясь на свою любовь к животным, я поступил в университет на факультет ветеринарной медицины. Вскоре я понял, что любовь к животным не очень-то состыковывается с данной профессией. Да и что было в моих конспектах? Опять же, в основном рисунки. Протянул я там три года из шести, да и третий год посещал занятия совсем мало, так как устроился на работу, дабы быть способным выплачивать ипотеку, которой обременил себя в ту пору. Тут ещё разразился экономический кризис, и единственным выходом для меня на тот момент была поездка на работу в Норвегию на рыбное производство. Получается, что бы проснуться мне пришлось окунуться в рыбные кишки и монотонный многочасовой изнурительный труд. Чтобы не превратиться в робота от отупляющей работы, я стал слушать аудиокниги. В них я искал ответ, что же мне делать, дабы улучшить свою жизнь. В Норвегии я получал намного больше, чем в Латвии, но счастья мне это нисколечко не прибавило. Основную мысль, которую я прочитал и прослушал во всех умных книжках, можно сформулировать так: занимайтесь тем, что вам нравится.

Усвоив это, я стал рисовать. И это сразу сделало меня счастливее, жить стало интереснее. Мало-помалу дела стали улучшаться, я смог вернуться домой к семье и посвящать творчеству много времени. Таким вот путём я пришёл к более осознанному существованию, хотя, может быть, моя осознанность мне только снится.

Ты занимаешься творчеством по внутреннему зову или подходишь к искусству с коммерческой точки зрения? Как относишься к работам на заказ?


Можно, наверное, сказать, что по внутреннему зову. Просто это - единственное, что мне интересно, и единственное, что мне хочется делать. Заказы меня раздражают. Заказ, за который я бы взялся, звучал бы так: «Хочу картину такого-то размера с преобладанием таких-то цветов, остальное на ваше усмотрение».

Искусство является твоим основным источником заработка или скорее любимым занятием, которое ко всему прочему приносит доход?


Скорее второе.

Каким образом рождаются идеи для картин. Есть ли определенные методы, к примеру, ты подсматриваешь идеи в природе, человеческих взаимоотношениях и т.д. либо же они рождаются как вспышки в сознании с готовым конечным результатом, который нужно разложить по полочкам и приступить к его воплощению?


Есть один конкретный метод, которым я почти всегда пользуюсь. Как бы банально это не звучало, основа метода взята у Леонардо Да Винчи.
Леонардо настойчиво призывал своих учеников пробуждать в себе силу воображения. Для этого он придумал оригинальный и по тем временам весьма необычный способ, который он именовал «новой и вполне умозрительной идеей, которая – хотя и могла бы показаться тривиальной и почти смехотворной – имеет немалую ценность, ибо споспешествует духу изобретательства». В рамках этого метода он настоятельно советует ученикам подолгу и пристально всматриваться в камни, дым, тлеющие угольки, облака и придорожную грязь, воспитывая в себе способность видеть в этих низких и приземлённых предметах «подобие божественных пейзажей… и бесконечность Вселенной».

Майкл Дж. Гелб о Леонардо Да Винчи


Я не всматриваюсь в камни, дым и т.д. Я их заменяю хаотичными разводами и пятнами краски. Мой мозг организовывает их в образы, которые я рисую поверх этого хаоса абстрактных разводов и пятен.


Есть ли у тебя самая любимая работа, несколько работ, возможно, серия картин? Расскажи, что ты в неё/в них вкладывал, историю создания, что хотел донести до зрителя?


Любимая работа - «Заманчивость звёзд». Она передаёт одно из любимейших ощущений, которое я испытываю в этом мире. Я очень люблю смотреть на звёзды, они манят своей таинственностью и это очень приятно. Я всегда хотел нарисовать картину, передающую это ощущение, но никогда не задавался такой целью, так как понятия не имел, как можно это чувство передать посредством визуальных образов, то есть, что конкретно нужно нарисовать.


Её рождение для меня было сюрпризом. Как обычно я вырисовывал образы из абстрактного хаоса, не имея понятия, как они в итоге свяжутся воедино. Когда почти вся картина была готова, меня осенило - это оно! Мне оставалось только назвать её. В итоге картина плюс название передают то приятное ощущение, которое я испытываю, смотря в звёздное небо. Ну, по крайней мере, для меня.

Случайно ли всё это вышло или же тут поработало моё подсознание, я не знаю.

Вдохновлённый своим творением я написал что-то вроде белого стиха к нему.

Заманчивость звёзд

Почему звёзды так манят?
Многие испытывают эту эмоцию,
Когда устремляют взор в звёздное небо.
Может быть, это смутные отголоски воспоминаний
О прошлых жизнях в других мирах.
Где-то там, среди сияния далёких звёзд, мы были кем-то ещё,
Видели другие миры, жили другие жизни, другое звёздное небо манило нас.
Где-то там была другая любовь и смерть.


Что для тебя более ценно - конечный результат или сам процесс? И почему?


Я бы хотел нарисовать идеальную картину. Если отталкиваться от этого моего желания, то все мои работы являются промежуточными вариантами, так сказать ступеньками. Получается, что процесс более ценен, так как восхождение ценнее. Тем не менее, мне дороги мои картины, тяжело с ними расставаться, хотя бывало я уничтожал свои работы. По этому вопросу много противоречий у меня возникает. Я не люблю делить аспекты своей жизни по важности или ценности.

Мартин, а теперь вопрос о предназначении искусства. Как ты определяешь назначение высокого искусства, и расскажи, пожалуйста, какой смысл и назначение ты вкладываешь в свою деятельность, в частности.


Первая ассоциация со словосочетанием «высокое искусство» - это фрески мастеров эпохи Возрождения, таких как Рафаэль, Микеланджело, Леонардо. Как известно, заказывались их великие работы церковью. Какое же назначение у них было? Как мне кажется, церковь хотела подчеркнуть своё величие и, конечно же, увеличить число прихожан. Что означает больше власти и больше денег. Получается у высокого искусства назначение отнюдь не высокое. Думаю, в этом плане мало что изменилось. Зачем людям власть и/или деньги? Ведь им не нужны бумажки, монетки и циферки на банковском счету сами по себе. Весь смысл в предметах, которые можно за них получить? Мне кажется, что в конечном счёте, всё это ради ощущений, которыми человек может наслаждаться, не обязательно позитивными, люди наслаждаются грустью и т. п. Искусство дарит ощущения, в этом может заключатся его назначение.

Со смыслом дела хуже. Как сказал Стивен Хокинг, смысл может существовать только в пределах человеческого разума. Значит, смысл - понятие абстрактное и не объективное. Само существование, по-моему, бессмысленно, и мне это нравится. Мне не нужен смысл, чтобы творить. Процесс творения, а так же его плоды дарят ощущения, которыми я наслаждаюсь. В этом есть смысл. Других людей может зацепить какая-нибудь моя картина и вызвать у них ощущение, которым они смогут насладиться. В этом тоже вроде бы есть смысл. Если разбирать каждую картину по отдельности, то в каждой можно найти свой частный смысл. Например, смысл картины «Позитивная волна»: на переднем плане серые образования, которые олицетворяют проблемы, над ними поднялась оранжевая волна, которая скоро их поглотит и заполнит вашу жизнь своим позитивом.


Как у художника, какие ощущения у тебя вызывает зритель, который смотрит твои работы в данный момент? Присутствует момент волнения и вообще насколько для тебя важна его оценка?


Вызывает любопытство и надежду. Надежду на понимание. Момент волнения не присутствует, так как оценка мне не важна. Потребовалось пару лет, чтобы дойти до такого уровня сознания.

Как ты стал художником: учился искусству или самоучка, давно ли занимаешься рисованием? Какой путь прошел, чтобы обрести себя в том амплуа, в котором на сегодняшний день предстаешь перед зрителем?


Я самоучка. Занимаюсь рисованием 4 года. Всякое было. Какое-то время я придумывал себе никнэймы, и думал, что буду рисовать определённым образом под стать им. И даже закупал нужные материалы для работ определённого типа. Но потом ими не пользовался, потому что приходили новые идеи и озарения, хотелось экспериментировать в других направлениях. В итоге я решил быть собой. Так проще.

Сколько времени в день ты рисуешь? Находишь ли время на изучение чего-то нового?


По-разному, от 2 до 10 часов. Да, нахожу.


Перерисовываешь ли работы известных мастеров живописи, дабы разобрать их технику, провести анализ? Есть ли художники, к мастерству которых ты стремишься либо ты стараешься обособиться и слушаешь только собственный внутренний голос?


Нет, не перерисовываю, меня это не вдохновляет. Да, стараюсь обособиться, даже стараюсь не смотреть на других.
Я использую акриловые и масляные краски, кисточки, фанеру в качестве холста, акриловый грунт, ускоритель высыхания масляных красок, карандаш, фломастер, резинку, спирт, лак, иногда маскировочную жидкость.

Мыслите шире. Не ограничивайтесь тем, что предлагают магазины для художников. В строительных магазинах тоже есть полезные вещи, как, например, фанера. Я использую её вместо холста, потому что она даёт возможность создать гладкую поверхность. Плюс, если вы хотите исправить место, где и так уже много слоёв краски, можно ошкурить их, получив в своё распоряжение первоначальную гладкую поверхность.


Над чем работаешь сейчас и какие планы на ближайшее будущее?


Сейчас работаю над картиной значительно большего формата, чем мне свойственно. В ближайшем будущем планирую ещё более масштабные (с точки зрения размера холста) работы. Так же хочу попробовать себя в скульптуре. Полагаю, это будет делаться дигитально с последующей 3д распечаткой и доработкой.

Мартин, напоследок предлагаем разнообразить наше интервью и внести в него толику экзотики. Мы просим тебя задать вопрос (любой вопрос) самому себе и дать на него ответ. Быть может, мы что-то упустили, а тебе очень хочется поведать об этом.


Какой самый хороший поступок ты сделал в своей жизни?
- Стал вегетарианцем.

Что хотелось бы пожелать читателям нашего блога?


Чтобы у них была возможность заниматься тем, что им нравится.


Напоследок, хотелось бы поблагодарить Мартина Новикова за столь откровенное интервью. Спасибо тебе, Человек! Мы желаем тебе вдохновения, прекрасного настроения и настроя, новых умопомрачительных картин и не одну дюжину благодарных и понимающих зрителей. Оставайся всегда таким же честным и настоящим!

Напомним, это было первое интервью на блоге о современном искусстве Арт-веранда , и, надеемся, оно успешно состоялось. Не забываем комментировать, делиться увиденным и прочитанным в социальных сетях. Желаем всем вдохновенного настроения, гармонии и успехов!

Искусство и дизайн

3245

29.09.16 09:33

Как часто бывает, самых интересных людей мы встречаем чисто случайно, зайдя утром в новое кафе или случайно «списавшись» с новым человеком в одной из социальных сетей. Именно так мы познакомились с художником Степаном Кашириным и его удивительными работами, в которые мы сразу же и навсегда влюбились. Конечно же, нам сразу захотелось поговорить с художником и побольше узнать о его творчестве, вдохновении и новых проектах.

Наверняка вы уже знакомы с творчеством Степана: его проект «Люди-Кошки» буквально завоевал интернет, а его работы все время появляются в популярных пабликах и группах соц.сетей. Однако, Степан Каширин – личность невероятно разносторонняя и говорить лишь об одном его проекте просто невозможно. Судите сами: в детстве Степан мечтал стать писателем, успешно занимался вокалом, а потом открыл в себе и способность к живописи, которая и стала его главной страстью. Как много настолько талантливых и многогранных людей знаете вы?

У Вас было интересное детство? По крайней мере, именно такое впечатление складывается, когда читаешь Вашу биографию. Скажите, как детские воспоминания повлияли на Ваше творчество?

Да, в детстве меня окружали только научные работники, интересные соседи, хорошие друзья и знакомые. До сих пор скучаю по тем временам. Люди представляли собой настоящую интеллигенцию, когда общались, всегда думали, о чём и как они говорят, думали, как бы случайно собеседника не обидеть. Очень добрые и умные люди. К бабушке приходили друзья, садились пить чай и вслух читали стихи, рассказы. Бабушка любила поэзию Пушкина, Заболоцкого… у неё было много книг. На полке стояла открытка с портретом Александра Сергеевича Пушкина на фоне осеннего пейзажа. У нас дома вообще был какой-то свой мир, которого я больше не видел нигде. Этот дух до сих пор во мне, он меня и вдохновляет все годы. Когда нужно настроиться на работу, я всегда вспоминаю самые лучшие моменты детства.

Насколько нам известно, Вы мечтали стать писателем. Что подтолкнуло Вас к живописи?

После рассказа Горького “В людях”, я решил стать писателем, это было в 9 лет. Очень хотел, а родители видели меня только певцом, так как я пел. Я себя видел только писателем и мечтал об этой прекрасной профессии, но “пропаганда” бабушки перевесила. Она меня не просила и не заставляла, ничего мне не советовала – кем быть и к чему стремиться. Откровенно говоря и бабушка думала, что я стану вокалистом, но она считала, что человек должен иметь всестороннее развитие и как научный работник просто демонстрировала мне разные области, а поскольку больше всего у неё было книг по искусству, то они видимо перевесили всё остальное. Бабушка вообще очень любила живопись, поэзию и литературу. Мы с бабушкой много ходили по выставкам и музеям; в Третьяковку, Музей изобразительных искусств, в Музей Рерихов и т.д. Всегда, глядя на картины старых мастеров, я думал – как художник изобразил предмет так, что он смотрится как живой?! Вот бы научиться так рисовать. Но связать свою жизнь с живописью я решил окончательно и бесповоротно только после того как прочитал от корки до корки все тома Рокуэлла Кента. Я настолько вдохновился его графикой, маслом и дневниками, что стал этим ‘’жить’’, мне казалось, что я вместе с ним живу среди эскимосов и рисую северные пейзажи. Первым “выстрелом” стала моя коллекция графики, я рисовал всё: дома, природу, архитектуру, сухие стволы деревьев… с этой графикой и пошёл в художественное училище. Только вот быстро понял, что финифть не для меня, мне надо развиваться дальше и поскольку главной мечтой было масло, ушёл в живопись маслом. А как дорвался до неё, так c тех пор и работаю 22 года только маслом.

Вы помните свои чувства после первой выставки?

Да, моя первая выставка была когда мне исполнилось 18 лет, в том же зале где проходила до меня выставка Константина Васильева. Среди художников я был самый молодой, им всем было за 50, а мне 18. Я тогда очень много поработал и в прямом смысле этого слова, меня заметили, директор галереи фантастического реализма Константин Николаевич Кошколда и главный редактор журнала “Чудеса и приключения” Василий Дмитриевич Захарченко. Первое признание и первое доказательство того, то я выбрал правильный путь в своей жизни.

Кто из художников близок Вам по духу?

Из современников только Александр Шилов, а из старых мастеров Карл Штилер, Виже-Лебрён.

Какую из своих картин Вы считаете самой интересной?

Если брать проект <<Люди-кошки>>, то “Предложение” и “Водитель”, если из портретов, то “Девушка с кошкой” и “Портрет фотографа”. На мой взгляд, это самые лучшие мои картины, характеры, темы и исполнение.

Расскажите о своём самом необычном творческом опыте? Наверняка, Вам не раз приходилось заниматься чем-то совершенно непривычным и неожиданным?

Один раз мне предложили создать рисунок для майки. Поэтому уже 20 лет у меня есть майка с моим авторским рисунком на ней.

Что вдохновляет Вас на создание новых проектов?

Могут вдохновить картины старых мастеров, но в основном, наступает такой момент в жизни, когда понимаешь, что надо начать, что-то новое и начинаешь много об этом думать, разрабатывать темы в новом направлении.

Одним из наиболее известных Ваших проектов является <<Люди-кошки>>. Как пришла идея создать этот проект? Почему увлеклись именно семейством кошачьих?

До кошек у меня были пивные человечки, потом серия ювелирных девочек, но я всё-таки родился в год кота, а тут сразу метафорическая ассоциация возникла – человек и в то же время кот, антропоморфное существо, можно это использовать в живописи. Попробовал, людям это понравилось, я работал над маленькими юмористическими картинами, потом сотрудничал одно время с Музеем кошки и с ‘’ТВ Столица’’, там была программа “Удивительный мир кошек”, по их заказу я создал серию работ, основанную на известных картинах Лувра и Русского музея. Когда этот проект закончился, я создал уже третью часть проекта: <<Люди-кошки>>, просто жанровые сцены, где кошки живут жизнью людей.

Насколько нам известно, в этом году Вы начали новый проект портретов людей. Не могли бы Вы рассказать о нём подробнее?

Актёры часто становятся заложниками своего амплуа, к примеру – сыграл пьющего человека в нескольких фильмах, после этого зрители начинают считать, что актёр действительно пьющий и в реальной жизни. Так и у меня, лет 17 существует проект <<Люди-кошки>>, а люди почему-то до сих пор считают, что у меня дома кошка. Годами, каждый день на почту ко мне приходят письма с фотографиями кошек, пишут те, у кого живут эти животные и задают одни и те же вопросы. С одной стороны забавно, но когда это повторяется каждый день и длится годами, то становится противно и обидно, что все отождествляют меня только с кошками, искренне удивляясь, что, оказывается, я пишу не только кошек. Честно говоря, объяснять каждому невозможно по 500 раз в день, что я художник и кошки - это просто был один из моих проектов. Если журналист написал про мышей, это не означает, что после этого все журналисту должны присылать фотографии мышей, словно он владелец питомника. Надо понимать, что его профессия – журналист и пишет он не только о ком-то одном, ведь сегодня он может написать о слонах, а завтра сделать интервью с каким-нибудь актёром. Он журналист, а не владелец питомника. Так и я, я просто художник и это - лишь один из моих проектов. Ассоциацию с кошками я могу объяснить ещё и тем, что в интернете циркулирует более сотни фотографий моих картин из проекта <<Люди-кошки>>, остальных картин мало, а люди размещают в блогах и делятся только моими кошками. Года два назад я понял, что надо с этим, что-то делать, поэтому в январе 2016-го года начал проект портретов людей. В портретах людей я хочу показать характеры и индивидуальность отдельно взятого человека.

Вначале получить основные знания, освоить академический рисунок и живопись. Потом их постоянно совершенствовать. Постоянно учиться, совершенствоваться всю жизнь. Стремиться овладеть техникой старых мастеров, смотреть подлинники старых мастеров и всегда задавать себе вопрос – чем отличается манера одного художника от другого? Пытаться придумать, что-то своё, не копируя кого-то. Когда на выставке или в музеях смотришь на картину, пытаться на глаз определить и мысленно прочувствовать процесс работы художника, как он клал мазок, какие цвета использовал в картине, что чередовал, что пытался выделить в своём произведении и на чём сделал акцент в конкретной работе (что главное, а что второстепенное). Что хотел сказать, выразить своей картиной. Ну и как говорит Александр Шилов: <<Когда нет красок и кистей, надо рисовать глазами>>, то есть мысленно воспроизводить процесс работы, как бы ты писал, если бы в данный момент у тебя был бы холст, краски и кисти.

Часто слышу от людей, которые в качестве хобби избрали себе рисование, одну наивную фразу: «Я очень хорошо рисую портреты, они у меня лучше всего получаются». Это звучит так же смешно, как девушка на полном серьёзе говорила бы: «Я самая красивая в мире, со мной мало кто может сравниться».

Художник, мастер с многолетним стажем, если он действительно настоящий профессионал в живописи, Вам скажет, что хороших портретистов в стране единицы. Речь идёт о реалистическом портрете. Портрет - это самое сложное направление в живописи и написать его может только настоящий профессионал. В портрете нужно не просто продемонстрировать все свои профессиональные навыки и опыт, но и поймать характер того, кого он пишет и показать человека таким, каким его видят другие люди, как правило, показать человека таким, каким его видит сам художник. Поэтому угода клиенту не всегда совпадает с целью искусства. Угода клиенту – показать человека лучше, чем он есть, скрыть недостатки и сделать таким, каким хочет видеть себя заказчик. Но не спорю, бывает иногда и так, что желание клиента совпадает с тем, что видит и хочет показать художник, но это случается очень редко.

Всем привет, сегодня у нас в гостях молодой талантливый художник из Владимира Тебякина Светлана (BilberryCat). Светлана еще студент, учится на дизайнера, рисует на компьютере около трех лет. В нашем интервью со Светланой, она сама обо всем расскажет.

сайт: Привет, Светлана! Спасибо, что уделила нам время. Расскажи немного о себе, откуда ты, где учишься?

Привет! Меня зовут Тебякина Светлана, живу и учусь в маленьком городе Владимире. Учусь на дизайнера (этот год последний). Собственно, к рисованию меня тянуло всегда, потому никто из родных и знакомых не удивился, узнав, что я решила одним прекрасным днем связать с этим свою жизнь.

сайт: Расскажи о своем творчестве, как давно рисуешь и как познакомилась с цифровым рисованием?

Как я сказала выше, рисую сколько себя помню. Еще учась в школе, начала собирать себе в папочку на компьютере арты крутых художников, которые меня вдохновляли. Примерно тогда узнала, что существуют графические планшеты, с помощью которых все эти шедевры сделаны. Отчаянно пыталась рисовать мышкой в фотошопе… и, скажу честно, мне казалось, что я делаю что-то очень крутое (к счастью, все эти картинки утеряны).
Именно цифровым рисованием занимаюсь года три с учетом привыкания к работе на нем (а это был долгий процесс)).

сайт: Светлана, как формировался твой нынешний стиль? Помнишь ли ты тот момент в творчестве, когда добилась нужного результата или же до сих пор в поисках?

Не думаю, что у меня есть какой-то определенный стиль, я все еще его ищу. Могу сказать, что пытаюсь подбирать для своих работ мягкие цвета и тона, делать работы «воздушными», утрируя законы воздушной перспективы.

А насчет момента в моем творчестве, когда я была бы полностью довольна своей работой - его не было. Надеюсь, никогда не будет. Не хотелось бы останавливаться в развитии. Ведь если тебе нравится твоя работа на все 100, значит, ты в тупике.

сайт: Расскажи, как ты повышаешь свой скилл? Есть ли придел совершенства?

Повышаю скилл тренировками - делаю стадики с фотографий или кадров из фильма, ставя перед собой определенную задачу (передать атмосферность, форму, изучить анатомию и т.д.). Ну и стараюсь рисовать чаще. Чем дольше перерывы между рисованием, тем тяжелее прогрессировать в дальнейшем. А то и вообще приходится заново учиться что-то делать своими «атрофированными» руками, после особо ленивого или, наоборот, загруженного чем-то не тем промежутка времени. Ну а если и это не помогает, то достаю из ящичка своего стола бубен и пускаюсь в пляс.

Предела совершенству нет, всегда есть к чему стремиться и чему учиться.

сайт: Что тебя вдохновляет? Где ищешь вдохновение?

Наверное, банальный ответ, но вдохновляет меня практически все: музыка, книги, природа, люди, просто прогулки или поездки. Хмм… наверное, вдохновляют не предметы или какие-то определенные явления, а впечатления и эмоции, полученные от всего вышеперечисленного. В общем, меня вдохновляют впечатления. Странный ответ.

сайт: Какими программами и инструментами пользуешься? Какой у тебя планшет?

Работаю в Adobe Photoshop CS6. Планшет Wacom Intuos5 M.

сайт: Светлана, часто бывают моменты, когда совсем не рисуется? Как борешься с этим?

Бывает. Тут два варианта борьбы - либо просто сажусь и начинаю рисовать и «аппетит приходит во время еды», либо просто отдыхаю в ожидании подходящего настроя и не мучаю себя. Не стоит себя заставлять рисовать через силу, это не должно превращаться в каторжный труд, здесь все должно быть «по любви» с обеих сторон). Иначе можно «перегореть».

сайт: Участвуешь в конкурсах по CG?

Очень редко. Почти никогда. А зря.

сайт: Чем занимаешься в свободное от рисования время? Как отдыхаешь?

На велосипеде катаюсь, фильмы, книги, еда…

сайт: Какая у тебя мечта как у художника, к чему стремишься?

Нарисовать те картинки, что появляются в голове, быть свободной в плане техники и передачи эмоций в своих работах. Да и вообще быть свободной - рисовать то, что хочется.

Однако Вы все же решили поступать в художественное училище. Скажите, почему в дальнейшем ваш выбор пал на Академию Глазунова, не жалеете, что закончили именно эту школу живописи?

Об Академии я узнал случайно, в магазине на глаза попался буклет интересных студенческих работ, из него я и узнал о Глазунове. Когда приехал в Академию и посмотрел работы художников, понял, что именно это близко. Несмотря на то, что в Академии довлеет академизм, реализм, никто не заставляет работать как Глазунов. Художник сам волен выбирать близкую ему технику.
В какой манере нужно писать не говорили, вернее говорили, но я не слушал (смеется ).

Что закончил именно эту Академию не жалею. Меня долго отговаривали, уверяли, что не поступлю. Но я принял такое решение и поступил с первого раза. Если бы была возможность вернуться в прошлое, пошел бы туда снова.

Скажите, чье мнение о Вашем творчестве для Вас важно?

Мнение отца, свое собственное мнение. Я всегда ценил советы своего учителя Аликберова Виталлия Мурсаловича, он преподавал у меня еще в ОГХУ. Это удивительный педагог, студенты на его занятиях очень быстро развивались в творческом плане, он умел увидеть и за короткое время развить сильные стороны каждого.
Я всегда ценю объективность, когда хвалят за дело, это оказывает поддержку, но критика тоже нужна, она стимулирует стремление развиваться.

Раньше Вы преподавали в Академии, собираетесь ли вернуться к преподаванию в будущем?

Очень трудно совместить образ жизни, который я веду, с регулярной преподавательской деятельностью. Преподавание всегда привязывает к месту и ограничивает свободу передвижения. Я всегда пишу с натуры и для меня очень важна возможность в любое время выехать на пленэр. Хотя было очень интересно общаться с молодыми художниками, у них очень свежий взгляд и они наполнены энтузиазмом и воодушевлением. С ними интересно и этот заряд положительной энергии, который получаешь от них, здорово дополняет жизнь. Если в дальнейшем я буду преподавать, то скорее в форме мастер-классов, совместных пленэров.

Ярослав, расскажите немного о своих творческих планах. Интересно знать, чем живет художник.

Я планирую продолжать работу, потом будет видно. Мне нравится много путешествовать. Часто хочется поскорее выехать за город, туда, где еще осталась нетронутая природа. Очень хочется съездить на Байкал. Это удивительное место, я там никогда раньше не был. Есть желание съездить в тайгу, на Урал, по Енисею. Я не ставлю перед собой цель посетить максимум мест, чтобы просто отметиться. Мне всегда хочется углубиться, проникнуть в место, куда я приехал. Мне нравится ездить в Суздаль, это спокойный город, компактный. С эти местом у меня связано много приятных воспоминаний и впечатлений.

Как вам удается заниматься только творчеством, в наше время у художников это нечасто получается?

Удается как-то, я этому очень рад. Самое главное, удается путешествовать, посещать новые места. У меня получилось принять участие в научно-исторической экспедиции «Маршрутами древних мореплавателей в Атлантическом океане». Наш парусник был реконструирован по типу древнего финикийского судна, без использования современных технологий, на нем не было даже мотора, только весла.

Как Вы относитесь к тому, что художник продает свои картины?

Работы продают себя сами. Я всегда пишу то, что мне нравится, а не то, что можно продать. Для меня очень важно писать, что мне хочется, а не работать на заказ. Покупатели обычно сами меня находят, звонят с предложениями купить работы. Когда пишу картину, ко мне часто подходят люди и спрашивают, я пишу для себя или на продажу. Я всегда честно говорю, что пишу для себя.

Каким Вам видится Ваш творческий путь в развитии?

Пока планирую двигаться в этом направлении, потом не знаю, время покажет. Иногда бывает так, что хороший художник – реалист вдруг становится абстракционистом и думает, что вырос в творческом, интеллектуальном плане, а остальным кажется, что он наоборот творчески деградировал. Лично я в таком творческом искании не вижу смысла для себя. Свой путь в живописи я уже выбрал.

А что привлекает, что именно нравится в живописи?

Привлекает живопись, в которой художнику удается передать ощущения – запах весны, журчание воды. Часто работа настоящего мастера сильно отличается от репродукции, например «Березовая роща» Левитана меня долгое время вообще не привлекала, пока не увидел в Третьяковке, где долго возле нее стоял, она несет энергетику, информацию.

Умение точно передать ощущение состояния души через состояние природы – это то, что я ценю больше всего. На мой взгляд, природу всегда нужно писать с натуры на пленере, иначе это будет мертвая живопись. Я, как художник, сразу могу отличить работу написанную на пленере от сделанной в мастерской.

Работа написанная на пленере несет в себе энергетику природы, саму природную силу. Работая в мастерской художнику нужно вспоминать образы, а на пленере собираешь из живой массы природы самые яркие моменты. Для меня важно, чтобы работа приносила удовольствие, это дает мне ощущение свободы.

Вы пишите этюды с натуры, скажите, как они превращаются в картину?

Сначала я пишу небольшой этюд – это поиск, он показывает, что я хочу изобразить, основу, стержень. Этюды – это найденные состояния, если я чувствую, что из этого может получиться что-то большее, то прихожу с большим холстом и переношу все на него, что-то уточняю, делаю детали или не делаю. Этюд необходим чтобы запечатлеть на нем тот момент, то состояние природы, которое хочется изобразить, он помогает не потерять первое впечатление, которое хочется написать, очень важно, чтобы найденное ощущение не потерялось.

Ярослав, как к Вам приходит замысел картины?

Я всегда пишу то, что мне близко, исходя из своего ощущения красоты, я всегда прислушиваюсь к самому себе и пишу как чувствую, и все равно как это будут называть. Иногда приходится долго искать выражение образа, а бывает, что сразу находишь – это как строчки стиха. Все зависит от состояния, настроения, которое хочешь передать.

Так в родных местах ходишь годами мимо и не замечаешь, а потом открывается нечто ценное и дорогое, как сказал один великий человек, открыть в обыкновенном необыкновенное. Картина – это всегда этап жизни, а не день, каждая несет в себе запас информации. Есть работы, которые нравятся почти всем, случается, что это хмурые, пасмурные пейзажи. Я всегда стараюсь, чтобы палитра не повторялась, все работы написаны по-разному.

Ярослав, почему вы не изображаете в своих пейзажах человека?

Просто я считаю, что наедине с природой не нужен никто. Необходимо уединение для проникновения в природу, а фигура человека отвлекает и привлекает к себе слишком много внимания. В работы хочется погрузиться, а когда там уже кто- то есть возникает желание их рассмотреть, когда человек появляется в природе, он становится центром внимания. Мои картины и есть человек в природе, но этот человек - зритель. Мой пейзаж самостоятелен, это не «задники» для жанровых сцен.

Глядя на Ваши работы невольно приходит на ум сравнение с Левитаном, как вы относитесь к подобного рода сравнениям?

Да, случается. Левитан один из моих любимых художников. Мне нравится его лирическое отношение к природе, умение передать чувства, тонкое понимание природы. Это нормально, людям свойственно сравнивать. Я к этому спокойно отношусь. Ведь мои работы - не перепев чужих мотивов, все найдено мной.


Поражает написанное Вами количество работ, как удается столько написать?

На самом деле я пишу не быстро, на работу уходит обычно месяц, в год около 10 работ.

Потом работа долгое время зреет в мастерской, я что-то убираю, добавляю, обобщаю. Бывает и так, что маленькую картину пишу две недели, а большую два дня – размер не показатель времени работы над созданием картины, а время не показатель художественной ценности.

Скажите, Ваше творчество находит почитателей за рубежом?

Да, у меня проходили выставки в США и во Франции. Есть работы, написанные за границей, но там их и покупают, я не привожу эти картины в Россию. Я не стараюсь писать узнаваемые места. Мне всегда хочется в чем-то простом создать какой-то образ, а когда окружают новые красивые виды,ты просто их запечатлеваешь. Работы за границу я продаю неохотно, хочется, чтобы был к ним доступ, и у меня была возможность в любой момент их выставить, безвозвратно работы почти не уходят.

Что бы Вы хотели сказать или пожелать своему зрителю?

Смотрите работы, все в них.

Расскажите про Ваше творческое кредо, что вы хотите сказать своими работами?

Живописью говорю то, что невозможно выразить словами. Это всегда родное, привычные вещи, которые любишь с детства. Культура, которую люди берегут. Как сказала моя маленькая дочь: «хорошо нам художникам, нарисуешь что-то красивое и радуешься».

Вот к этому я и стремлюсь – сделать и возрадоваться. Найти себя и продвигаться к этому, для меня очень важна свобода делать то, что хочу. Поэтому всегда говорю себе: делай так, как нравится самому.

Ярослав, спасибо Вам большое за интересную беседу. В свою очередь, мне хочется присоединиться к Ярославу Зяблову, и пригласить всех на выставки художника. В его работах действительно каждый сможет найти нечто близкое и родное, то, что дороже всего на свете.

Беседовала с художником историк искусства Юлия Чмеленко