Выставка в пушкинском музее кранах. Выставка «кранахи. между ренессансом и маньеризмом» в гмии им а.с. пушкина. Расписание сборных экскурсий по выставке


Выставок Кранахов в России до сих пор никогда не было. Отдельные работы Лукаса Кранаха Старшего можно видеть в постоянных экспозициях Пушкинского музея и Эрмитажа. И даже есть одна работа в музее в Нижнем Новгороде. И провенанс этих работ неоспоримо доказывает их появление в России в досоветский период. Но вот оказывается, что уже 70 лет в запасниках Пушкинского музея хранятся работы Кранаха-отца и Кранаха-сына и другие работы мастерской Кранаха, которые никогда с тех пор широкой публике не показывались. Эти работы были вывезены трофейной командой СССР в 1946 году из тюрингского города Гота, где в замке Фриденштайн была тогда самая большая коллекция Кранахов в Германии. В 1955 году буквально несколько работ СССР вернул в Готу. Но основная часть коллекции осталась запертой в запаснике музея на 70 лет. И вот впервые в Пушкинском музее встретились две части той прежней коллекции Кранахов из Готы дополненные работами из собраний музеев Берлина, Мадрида, Праги, Будапешта, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода и частных коллекций. Выставка "Кранахи. Между Ренессансом и маньеризмом" проходит сейчас в Пушкинском музее на Волхонке.

Я не искусствовед и не историк искусства. Посему отсылаю всех интересующихся Кранахами к статьям в сети, которых там изрядное количество. А тут покажу буквально несколько работ.

Ну, во-первых, это необычная работа "Христос и Дева Мария" из Готы. Вот в этой работе зримо ощущается влияние идей Мартина Лютера, который был близким другом Лукаса Кранаха Старшего.


Лукас Кранах Старший, "Христос и Дева Мария", 1507 ?

Эрмитажная "Венера м Амур", которую организаторы выставки повесили в полукруглой нише зала как доминантную работу мастера. Впервые художник Северной Европы отважился изобразить богиню любви обнаженной - до этого времени «ню» позволялось лишь Еве.


Лукас Кранах Старший, "Венера и Амур", 1509

При всей любви Кранаха Старшего к идеальным формам обнаженного женского тела художник не забывает о религиозной морали, присущей немецкому искусству. Латинская надпись на картине гласит:
«Всеми силами гони Купидоново сладострастие,
Иначе твоей ослепленной душой овладеет Венера».

Картина «Мистическое обручение святой Екатерины Александрийской со святыми Доротеей, Маргаритой и Варварой» из будапештского музея изящных искусств- еще один шедевр экспозиции.


Лукас Кранах Старший, «Мистическое обручение святой Екатерины Александрийской, со святыми Доротеей, Маргаритой и Варварой», вторая половина 1510-х

У ног Маргариты находится дракон - это напоминание чуде: когда девушку бросили в пасть дракона, тот изверг ее невредимой, так как у святой был крест. За Варварой возвышается башня - в нее, по преданию, дочь заточил отец, узнав о принятии ею христианства. Доротея держит корзиночку с цветами: перед казнью девушка утверждала, что ее уже ожидают «райские кущи и любовь Господа». Тогда один неверующий, насмехаясь, попросил ему явить розы и райские плоды из сада. Когда в руках Доротеи появилась корзиночка с цветами и фруктами, многие уверовали в ее святость, увидев такое чудо зимой.

А этой знаменитой картине из Эрмитажа посвятил в 1964 году стихотворение Иосиф Бродский.


Лукас Кранах Старший, "Мадонна с Младенцем под яблоней", 1520-1530

(Л. Кранах "Венера с яблоками")

В накидке лисьей -- сама
хитрей, чем лиса с холма
лесного, что вдалеке
склон полощет в реке,

сбежав из рощи, где бог
охотясь вонзает в бок
вепрю жало стрелы,
где бушуют стволы,

покинув знакомый мыс,
пришла под яблоню из
пятнадцати яблок -- к ним
с мальчуганом своим.

Головку набок склоня,
как бы мимо меня,
ребенок, сжимая плод,
тоже смотрит вперед.

апрель -- май 1964

Кранах изобразил рыжеволосую Мадонну в образе прекрасной молодой женщины, напоминающей принцессу из немецких сказок. Она находится в яблоневом саду на фоне пейзажа с видом Саксонии, замком и горами. Мадонна и Младенец Иисус, с деликатно подчеркнутыми пропорциями детского тельца, внимательно смотрят на зрителя, словно давая понять, что они знают все, что приготовила им судьба и они готовы это принять. Взгляд удлиненных глаз Богоматери печален и задумчив - она знает, что должна потерять сына. Прямым намеком на это служат яблоко и хлеб в руках Младенца, символы искупления греха.

Выставка замечательная. Скажу, что для немцев Кранах это все равно, что для нас Рублев. И это надо смотреть.

С 4 марта по 15 мая в Государственном музее изобразительных искусств имени Пушкина впервые в России пройдет масштабная выставка, посвященная творчеству выдающегося мастера Северного Возрождения Лукаса Кранаха Старшего (1472-1553) и представителей нескольких поколений этой прославленной династии.

Сорок восемь живописных и более пятидесяти графических произведений из собраний музеев Готы, Берлина, Мадрида, Праги, Будапешта, Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода и нескольких российских частных коллекций отражают разные этапы развития творческой традиции семьи Кранахов, где сочетаются интерес к истинно ренессансному прочтению религиозных и мифологических тем с элементами позднеготической сказочности. Экспозиция прослеживает важные почвенные перемены, произошедшие в художественном сознании немецких мастеров в период между Ренессансом и маньеризмом.

Украшением экспозиции станут знаменитые творения Лукаса Кранаха Старшего:

  • «Мистическое обручение святой Екатерины Александрийской, со святыми Доротеей, Маргаритой и Варварой» (вторая половина 1510-х, Музей изящных искусств, Будапешт);
  • «Венера и Амур» (1509; Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург);
  • «Плоды ревности. Серебряный век» (1530; ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва);
  • «Юдифь, обезглавливающая Олоферна» (1531; Фонд замка Фриденштайн, Гота).

Дополнят экспозицию гравюры и рисунки отца и сына Кранахов из собраний ГМИИ им. А.С. Пушкина, Государственного Эрмитажа, а также Фонда замка Фриденштайн в Готе.

Центральная фигура выставки — Лукас Кранах Старший, реформатор немецкой живописи, чьи новаторские идеи в отношении композиции, цвета и трактовки образов оказали большое влияние на искусство Северного Возрождения. В первой трети XVI века творческие поиски Лукаса Кранаха Старшего ознаменовали окончательный переход от идеалов Ренессанса к маньеризму. Художник организовал процветавшую на протяжении более ста лет мастерскую, руководство которой со временем перешло к его сыну Лукасу Младшему, а затем — внуку и правнуку. Он также явился создателем легко узнаваемого и запоминающегося мира ярких художественных образов. О Кранахах следует говорить как о фактических родоначальниках Саксонской школы живописи, процветавшей на протяжении всего XVI столетия.


Расписание сборных экскурсий по выставке:

  • по воскресеньям 13, 20, 27 марта, 10, 17, 24 апреля в 15:00 и 17:00;
  • по вторникам 15, 22, 29 марта, 5, 12, 19, 26 апреля в 15:00 и 18:00;
  • по средам 16, 23, 30 марта, 6, 13, 20, 27 апреля, 4, 11 мая в 18:00.

Стоимость билетов:

В рабочие дни:

  • с 11:00 до 13:00 — 300 руб., льготный 150 руб.;
  • с 13:00 до 17:00 — 400 руб., льготный 200 руб.;
  • с 17:00 до закрытия музея — 500 руб., льготный 250 руб.

По пятницам, во время проведения мероприятий «Пятницы в Пушкинском»:

  • с 17:00 до закрытия музея — 700 руб., льготный 350 руб.

В выходные дни:

  • с 11:00 до 13:00 — 400 руб., льготный 200 руб.
  • с 13:00 до закрытия музея — 500 руб., льготный 250 руб.


Лукас Кранах Старший и мастерская. Христос и грешница. 1532 год. Дерево, темпера, масло. Музей изящных искусств (Будапешт)

В России впервые открылась масштабная выставка, посвященная творчеству знаменитого немецкого художника Лукаса Кранаха Старшего (1472-1553) и представителей его прославленной династии. Более сотни старинных произведений из ведущих музеев Готы, Берлина, Мадрида, Праги, Будапешта и Петербурга привезли в ГМИИ имени А.С. Пушкина, который вместе с немецкими коллегами готовил этот проект в течение нескольких лет.

В блистательной триаде имен выдающихся немецких художников - Альбрехт Дюрер, Ганс Гольбейн Младший и Лукас Кранах Старший - последнему принадлежит особое место. Лукас среди них был самым предприимчивым и плодовитым. Он основал процветавшую на протяжении более ста лет мастерскую, руководство которой со временем перешло к его потомкам, создал индивидуальный, легко узнаваемый и запоминающийся мир художественных образов. Главная же заслуга Кранаха в том, что он прошел сложнейший творческий путь от идеалов ренессансного искусства до изящества и замысловатости маньеризма. Созданный им эталон женской красоты вдохновлял Пабло Пикассо, Альберто Джакометти и Эрнста Кирхнера. Настолько близок оказался старинный немецкий мастер авангардным художникам XX века. Более того, западные журналисты по сей день сопоставляют женские образы Кранаха с современными топ-моделями, находя в них общие черты.

Венера и Амур

Огромное полотно "Венера и Амур" (1509 год) занимает на экспозиции центральное место. Это самая значимая работа в раннем творчестве Кранаха. Картина хранится в коллекции Эрмитажа и крайне редко покидает его стены, несмотря на многочисленные просьбы ведущих музеев мира.

Художник изобразил античную богиню красоты и любви в полный рост, полностью обнаженной, и уже в этом проявил свою тягу к новаторству. Венера Кранаха стала первым женским изображением в стиле ню в искусстве немецкого Ренессанса. До этого так рисовали только Еву.

Прекрасная молодая женщина изображена на черном фоне, и внимание зрителей сразу концентрируется на ее пластичном теле и объемных формах. Наверху картины, как бы невзначай, - золотая надпись на латинском: "Всеми силами гони сладострастие Купидона, иначе твоей ослепленной душой овладеет Венера" . Вот так легко и гениально соединил художник искусство итальянского Ренессанса со строгой моралью немецкого гуманизма.

Внимательный зритель заметит на картине маленькую крылатую змейку - фирменный автограф Кранаха, который присутствует на всех его полотнах. Оригинальная подпись не исчезла со смертью художника, став гербом его фамильной мастерской.

Четыре девы-заступницы

К числу лучших произведений Кранаха Старшего искусствоведы относят картину "Мистическое обручение святой Екатерины Александрийской, со святыми Доротеей, Маргаритой и Варварой" (вторая половина 1510-х годов, Музей изящных искусств Будапешта). На рубеже XIV и XV столетий культ четырех главных дев-заступниц имел большую популярность, и они неоднократно становились героями многих немецких произведений.

Сцена мистического обручения святой Екатерины у Кранаха происходит на фоне скалистого пейзажа, характерного для южной Германии. В центре композиции - маленький Христос, поддерживаемый Богоматерью. Одной рукой Младенец надевает обручальное кольцо на палец святой Екатерины, другой - касается виноградной грозди, символизирующей пролитую на кресте кровь. Сочная палитра красок, идеально красивые женские лица, сложная композиция, необычайная экспрессивность, наполненный символами сюжет - все эти типично "кранаховские" черты как нельзя лучше отразились в данной картине.

Фридрих Мудрый, Мартин Лютер и Сибилла Клевская


Лукас Кранах Старший. Мадонна с младенцем под яблоней. Конец 1520-х годов. Холст, темпера, масло. Государственный Эрмитаж
Фото: Ревизор/Маргарита Глухова

Открытие выставки "Кранахи. Между Ренессансом и маньеризмом" в ГМИИ им. А.С. Пушкина
Фото: Ревизор/Маргарита Глухова


Лукас Кранах Старший. Женский портрет. Около 1526 года. Дерево,темпера, масло. ГМИИ им. А.С. Пушкина
Фото: Ревизор/Маргарита Глухова

Лукас Кранах Старший жил в важную историческую эпоху для Германии, и это не могло не сказаться на его творчестве. Он был придворным художником у Фридриха Мудрого - одного из наиболее образованных и могущественных курфюрстов (князей) Германии, и от бедности, конечно, не страдал. Более того, со временем Кранах был пожалован в дворяне, начал издавать книги, получил привилегию на торговлю лекарствами. Постепенно он стал самым богатым бюргером города Виттенберг и неоднократно избирался его бургомистром.

Высокое социальное положение Кранаха отразилось и на его искусстве. Он достиг большого мастерства в жанре портрета, запечатлев огромное число известных современников. Например, художник дружил с Мартином Лютером, и большинство сохранившихся портретов великого реформатора принадлежат именно кисти Кранаха. Часть из них можно увидеть на выставке в ГМИИ.

Работая над индивидуальным и легко узнаваемым стилем, Лукас уделял особое внимание женским портретам. Он создал свой эталон женской красоты - худенькой, вытянутой женской фигуры, со своеобразным овалом лица и несколько раскосыми глазами. Этот стереотип появился благодаря знакомству художника с принцессой Сибиллой Клевской. С тех пор мастер написал огромное число ее портретов, а всех других женщин изображал внешне похожими на нее. Это без труда можно заметить, посетив новую экспозицию.

Кранах-гравёр

Наряду с живописным работами на выставке представлено более 50 гравюр Кранаха Старшего. Среди них - большая композиция "Первый турнир", на которой можно увидеть настоящий калейдоскоп жанровых сцен. Вокруг огороженного центра, где происходило сражение рыцарей, художник разместил пеструю толпу из всадников и пеших, женщин, стариков и детей, музыкантов и представителей знати. На заднем плане - ложа курфюрста. Зеваки наблюдают из окон и дверей зданий, расположенных вокруг площади.

До наших дней дошли как черно-белые, так и раскрашенные акварелью отпечатки. Раскраска гравюр на дереве была традиционна в Германии со Средних веков, и этим способом часто пользовался Кранах Старший.

Лукас Кранах Младший

Лукас Кранах Младший (1515-1586 год) продолжал многогранную деятельность в семейной мастерской, занимаясь, в первую очередь, повторением отцовских оригиналов, созданных в самых разных жанрах. После кончины отца он стал главой процветающие семейной мастерской и только тогда окончательно сложился его индивидуальный живописный стиль. На выставке представлено несколько произведений Кранаха Младшего, в том числе "Мадонна и Младенец с гроздью винограда" (около 1537 года, частное собрание) и "Суд Париса" (1540-е годы, Фонд замка Фриденшайн, Гота).

Не просто выставка


Директор Фонда замка Фриденштайн Мартин Эберле на открытии выставки в ГМИИ им. А.С. Пушкина
Фото: Ревизор/Маргарита Глухова


Директор ГМИИ им. А.С. Пушкина Марина Лошак
Фото: Ревизор/Маргарита Глухова

Остается добавить, что выставка получилась крупнейшим проектом не только культурного, но общественно-исторического значения. На ней впервые в России можно увидеть вместе произведения двух Лукасов Кранахов - Старшего и Младшего. Но это только часть замысла организаторов. Другая и самая важная идея - показать вместе работы Кранахов из Фонда замка Фриденштайн Готы и российских собраний.

Все дело в том, после Второй мировой войны множество произведений из немецких собраний оказались на территории СССР. Так, в 1946 году в Пушкинский музей из Готы поступило около 40 художественных работ, большую часть из них составили картины династии Кранахов. В 1955 году СССР вернул в ГДР значительное количество произведений, однако часть работ старых мастеров, в том числе и Кранахов, все-таки осталась в России. И теперь, впервые за 70 лет, все шедевры Кранахов из прежней (довоенной) коллекции Готы воссоединились на одной экспозиции.

"Мы не забываем те преступления, который были совершены Германией в ходе Второй мировой войны, и особо помним, что благодаря России произведения искусства были спасены от разрушения в 40-е годы, а затем более миллиона работ были возвращены в Германию. Мы очень рады продолжать сотрудничество с Россией", - директор Фонда замка Фриденштайн Мартин Эберле.

Выставка "Кранахи. Между Ренессансоми маньеризмом" - совместный проект ГМИИ им. А.С. Пушкина, Государственного Эрмитажа и Фонда замка Фриденштайн в Готе. Экспозиция организована при поддержке посольства Германии в РФ.

Что: Выставка "Кранахи. Между Ренессансом и маньеризмом"

Где: Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина (Главное здание, Волхонка, 12)

Мы ответили на самые популярные вопросы - проверьте, может быть, ответили и на ваш?

  • Мы - учреждение культуры и хотим провести трансляцию на портале «Культура.РФ». Куда нам обратиться?
  • Как предложить событие в «Афишу» портала?
  • Нашел ошибку в публикации на портале. Как рассказать редакции?

Подписался на пуш-уведомления, но предложение появляется каждый день

Мы используем на портале файлы cookie, чтобы помнить о ваших посещениях. Если файлы cookie удалены, предложение о подписке всплывает повторно. Откройте настройки браузера и убедитесь, что в пункте «Удаление файлов cookie» нет отметки «Удалять при каждом выходе из браузера».

Хочу первым узнавать о новых материалах и проектах портала «Культура.РФ»

Если у вас есть идея для трансляции, но нет технической возможности ее провести, предлагаем заполнить электронную форму заявки в рамках национального проекта «Культура»: . Если событие запланировано в период с 1 сентября по 30 ноября 2019 года, заявку можно подать с 28 июня по 28 июля 2019 года (включительно). Выбор мероприятий, которые получат поддержку, осуществляет экспертная комиссия Министерства культуры РФ.

Нашего музея (учреждения) нет на портале. Как его добавить?

Вы можете добавить учреждение на портал с помощью системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: . Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши места и мероприятия в соответствии с . После проверки модератором информация об учреждении появится на портале «Культура.РФ».

В ГМИИ имени Пушкина до 15 мая идёт большая выставка работ немецкого художника Лукаса Кранаха Старшего, его сына, ассистентов и последователей - 48 живописных полотен и больше 50 графических работ. По просьбе The Village журналист Даша Борисенко раскладывает творчество династии Кранахов на составляющие, которые помогут лучше понять выставку в Пушкинском музее.

Эксперимент

В 1505 году Лукаса Кранаха Старшего назначают придворным живописцем курфюрста Саксонского в Виттенберге, городе, где спустя 12 лет начнётся Реформация. Пока в Виттенбергском университете царит вольнодумство, Мартин Лютер твёрдо намерен покончить с мракобесием, охватившим Церковь, и перевести Библию на немецкий язык, чтобы священный текст снова могли понимать простые смертные. Будучи просвещённым и богатым бюргером, Кранах поддерживает Лютера не только морально - он финансирует издание переводной Библии и рисует иллюстрации к протестантским памфлетам.

Бурная эпоха сподвигает художника на эксперименты. По долгу службы и в коммерческих целях Кранах пишет многочисленные заказные портреты и при этом не пытается приукрасить своих моделей, перенося на холст их нелепые бороды, кривые носы и асимметричные глаза. Вдохновлённый опытом итальянского Ренессанса, он изучает законы перспективы. Виттенбергский дух свободы позволяет ему откровенно изображать человеческое тело и касаться запретных тем. И весь его визуальный язык, который сегодня может показаться неискушённому взгляду сухим и средневековым, был для Германии XVI века настоящей пощёчиной общественному вкусу. Недаром спустя 400 лет работами Кранаха вдохновлялись Альберто Джакометти и Пабло Пикассо.

сверху слева: «Фридрих Мудрый, курфюрст Саксонский», 1536

сверху справа: «Мартин Лютер», 1529

Girl power

В искусстве Средних веков женщинам уделялось немного внимания - в основном художники изображали Деву Марию и святых. Кранах отводит женщинам центральную роль. В его творчестве можно найти отражение популярной в то время концепции Weibermacht, или «власти женщин». Конечно, «власть» здесь понимается не в современном феминистском ключе - имеется в виду сила женской сексуальности. Героини его полотен притягивают взгляды окружающих мужчин и открыто пользуются своей внешностью.


Взять, например, историю Лукреции: знатную римлянку обесчестил царский сын, и, не выдержав позора, она заколола себя кинжалом на глазах у мужа. «Лукреция» Кранаха, которую можно увидеть в Пушкинском, далека от образа скромной и верной жены: полностью обнажённая грудь, к которой она несколько игриво подносит кинжал, наводит на мысль о sexploitation-фильмах, где привлекательное женское тело и насилие неизменно идут рука об руку.

Настоящей революцией в немецком искусстве стало полотно «Венера и Амур» 1509 года - именно оно занимает центральное место на выставке в ГМИИ. В то время как Италия уже давно открыла для себя прелести древнегреческой мифологии, на родине Кранаха написать языческую богиню было смелым жестом, возможным, пожалуй, только в передовом городе Виттенберге. Здесь необычно всё: обнажённые тела, хулигански прикрытые прозрачной тканью (один из любимых приёмов мастерской Кранаха), экзотическая внешность и даже фирменная монограмма художника с дракончиком, изображённая на как бы парящем в воздухе листке бумаги с заломами - похожие спецэффекты любил Альбрехт Дюрер. Венчает картину двусмысленная надпись: «Всеми силами гони сладострастие Купидона, чтобы твоей ослеплённой душой не овладела Венера». Пытался ли Кранах оправдать откровенный эротизм своей картины назидательной надписью? И что вообще значит «гнать сладострастие» - умерщвлять плоть или удовлетворять желания вовремя, дабы сохранить трезвость рассудка? Искусствоведы продолжают спорить.

Именно по женским образам легко отличить Кранахов. Рыжеволосые кудрявые девушки с высоким лбом, покатыми плечами и уникальным разрезом глаз - совершенно инопланетные создания. И этот так называемый «кранаховский тип» приводил в трепетный восторг художников авангарда.

сверху слева: «Геракл у Омфалы», 1537 (работы нет на выставке)

сверху: «Лукреция», 1532

слева: «Женский портрет», 1526

снизу: «Венера и Амур», 1509

Эффект коллажа

Лукас Кранах живо интересовался итальянским искусством и тщательно пытался перенять опыт работы с перспективой и светотенью. Но в отсутствие родной традиции это давалось непросто. В результате портреты, выходящие из его мастерской, нередко напоминают коллажи: тщательно прописанные бархатные манжеты и блестящие металлические детали реалистичны даже чересчур, в то время как в других элементах одежды и на всех лицах можно обнаружить только лёгкий намёк на объём. Тем не менее то, что можно посчитать недостатком техники, свидетельствует о колоссальной работе, которую Кранах и его подмастерья проделывали за целую национальную школу живописи. Именно это ставит Кранаха Старшего в один ряд с такими величинами, как Альбрехт Дюрер и Ганс Гольбейн.

Не только техника, но и стиль Кранахов - своего рода коллаж. К примеру, на многофигурных полотнах можно заметить, что не меньше итальянской живописи отца династии увлекала нидерландская. Так, на картине «Христос и грешница» «флорентийские» лица сочетаются с типажами Иеронима Босха, и Северное Возрождение наконец встречает южное. Картину, кстати, приписывают то младшему, то старшему Лукасу Кранаху. Есть даже версия, что написал её Ганс Кранах, рано умерший сын Кранаха Старшего, после смерти которого тот почти отошёл от дел, предоставив мастерскую второму сыну и подмастерьям.

снизу: «Христос и грешница», 1532


Портреты-шаржи

Со временем слава мастерской Кранаха росла, а с ней и число заказов на портреты. В итоге художнику и его ассистентам приходилось по описанию рисовать лица тех, кого они ни разу не видели в глаза. Забавный результат можно увидеть на выставке - эти карманного формата портреты напоминают карикатуры в духе художников с Арбата: все черты лица до смешного утрированы. Впрочем, делалось это из самых благих побуждений - чтобы придать портрету хоть какое-то ощутимое сходство с объектом. По всей видимости, успокаивали заказчиков прилагавшимися к работам текстами с торжественным перечислением их добродетелей и заслуг.

Вообще, главная претензия к фигуре Кранаха Старшего - то, что он превратил искусство в конвейер, эксплуатируя ассистентов, штампуя заказные портреты и переписывая одни и те же сюжеты с заготовок, которые впоследствии обеспечили безбедную жизнь его сыну, внуку и правнуку - той самой «династии». Но, к счастью, экспозиция в ГМИИ составлена так, что вы этого не заметите.

Ужасы

Несмотря на дух Реформации, Средневековье в Германии не заканчивалось одним днём - идеи гуманизма и интерес к мирскому скорее переплелись со старой доброй традицией изображать всякую дьявольщину и пугать ею грешников, чем вытеснили её. В полной мере насладиться макабром позволяет картина «Грехопадение, изгнание из рая и искупительная жертва Христа». По старому обычаю здесь одновременно изображено множество библейских сцен. Но в первую очередь на себя обращают внимание бесы преисподней: так, у одного в животе морда с разверзшейся пастью, в которой расположен загадочный механизм, - такой образ мог бы послужить отличным материалом для постмодернистского детектива в стиле Дэна Брауна.

по часовой стрелке: портрет Сибиллы Клевской, 1525