Театр и дети: волшебная сила искусства. План-конспект занятия (старшая группа) на тему: «Что такое театр
Цель:
Программное содержание:
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект ООД
Воспитатель: Петрова О.В.
Тема: «Что такое театр?»
Цель: Дать детям представление о театре. Продолжать знакомить с видами театра (драматический, кукольный, художественный)
Программное содержание:
Рассказать об истории создание театра
Познакомить детей с устройством театра, с профессиями людей, работающих в театре
Развивать умение различать эмоции людей по внешним проявлениям, совершенствовать умение управлять своими эмоциями
Ход занятия:
Воспитатель: - Здравствуйте, ребята! Сегодня, в гости к нам придет Незнайка. Он прислал мне письмо, в котором просит у нас помощи.
Слышится плач, появляетсяНезнайка (она расстроен, плачет)
Воспитатель : Здравствуй, Незнайка! Что случилось? Почему ты плачешь?
Незнайка: -Здравствуйте, я так спешил к вам на сегодняшнюю встречу, я так хочу многое узнать про театр, если я этого не сделаю Знайка и мои друзья из Солнечного города не возьмут меня с собой в театр.
Воспитатель:- Мы с ребятами, постараемся тебе помочь. Ребята все знают о театре.
Воспитатель:- Ребята, а давайте вместе с Незнайка отправимся в путешествие в волшебный мир театра. Кто знает, что такое театр? Для чего в него ходят люди? (ответы детей). Правильно, театр - это красивое здание, где показывают спектакли, устраиваются различные постановки.
Вот стоит дом, большой красивый, нарядный, старинный. Это и есть здание театра. Смотрите, перед ним – красочный яркий плакат. Что же это такое? (театральная афиша). На ней с помощью рисунков, фотографий и разных слов содержится информация о предстоящих спектаклях.
Давайте войдем в него и посмотрим, как устроен театр внутри. Смотрите, перед нами небольшое окошечко. Это - «Театральная касса», для чего она предназначена? (там продают билеты) А кто же это делает? (кассир)
Ребята, кем же мы стали, теперь, когда купили билет? (зрителями). А какие правила должны соблюдать в театре зрители? (не шуметь, не мусорить, не разговаривать и т.д.). Может кто-то вспомнит самое первое правило зрителя? Куда должны пойти зрители сначала? (раздевалка, гардероб). В театре раздевалка называется гардероб.
Сняв верхнюю одежду, мы направляемся… (ответы детей). Правильно, в зрительный зал. Заняв свое кресло, мы смотрим на самое главное место в зале …(сцену), где скоро будут играть свои роли... (актёры). А пока сцена еще закрыта театральным занавесом.
Показываются ряд картин: зрительный зал, ложи, балконы, сцена, занавес, кулисы, рампа, задник, яма для оркестра и др.
Воспитатель: -Молодцы, ребята. Прежде чем продолжить наше путешествие я предлагаю вам немного отдохнуть, и ты,Незнайка, повторяй за нами.
Проводится физкультминутка «В театр мы идем»
С тобой гуляем весело,
В театр мы идем!
Шагаем мы на месте.
И песенку поем.
Ля-ля-ля-ля,
(4 хлопка)
В театр мы идем.
(Шаги на месте)
Ля-ля-ля-ля,
(4 хлопка)
Мы песенку поем.
(Шаги на месте)
Воспитатель: -Мы познакомили Незнайку с внутренним устройством театра. Но в зависимости от того, какой вид спектакля показывают в театре, он так и называется. Есть кукольные театры, есть театры оперы и балета, есть драматические театры, есть театры мимики и жеста, есть детские театры, теневые и множество других. Сейчас посмотрите на картины и определите, какой, где театр?
Демонстрируются сцены различных театральных постановок. Дети просматривают картины, называют где - какой театр.
Незнайка: Ой, как интересно, а как играют роли актеры в таких театрах?
Воспитатель: -А это мы тебе сейчас покажем, правда, ребята? Представьте себя артистами разных театров и поздороваемся с другом, если мы артисты:
Театра оперы (дети пропевают слово «Здравствуйте»)
Театра мимики и жеста (здороваются жестами)
Драматические артисты, исполняющие роль Мухи-Цокотухи и Комара
Кукольного театра (берут кукол би-ба-бо, взаимодействуют с ними)
Пальчикового театра (показывают, как играют с персонажами пальчикового театра)
Незнайка: Ну, теперь я все знаю и про театр, и про артистов…
Воспитатель: -Погоди, Незнайка, не торопись. Театр – это праздник. Большинство людей ходит в театр, чтобы отдохнуть, развлечься, посмотреть спектакль. Но для некоторых людей театр – работа. Ведь в театре работают не только артисты, но и многие другие люди, без которых, не состоялось бы, ни одно представление! И профессии этих людей очень интересны и разнообразны. Скажите, ребята, если я сейчас хочу сыграть роль бабы Яги, могу я выйти на сцену? Почему? (Ответы детей)
Воспитатель: -Правильно, ребята, ведь прежде, чем выйти на сцену мне надо надеть костюм и сделать соответствующий грим, прическу. Для этого в театре есть костюмеры, швеи. Прической актеров занимается парикмахер, а гример накладывает грим. А еще мы должны попасть в сказку, создать атмосферу сказки помогут декорации, которые изготовят художники. Они же поработают над изготовлением афиши, приглашающей нас в театр. И, конечно же, театру нужны музыканты. Осветители работают над тем, чтобы все происходящее на сцене было хорошо видно. А еще в театре есть звукооператор, бутафорщики, кассиры, билетеры, гардеробщики.
Показ картин театральных профессий, с пояснением.
Воспитатель : -А теперь, ребята, я предлагаю вам поиграть в игру, которая называется "Гардероб"
Игра «Гардероб» Воспитатель объясняет детям высказывание "Театр начинается с вешалки", рассказывает о таком месте театра, как гардероб и предлагает детям найти вещь каждого из посетителей театра, например, подобрать шляпу каждому персонажу: Красной шапочке, Деду Морозу, Коту в сапогах, почтальону Печкину.
Воспитатель: -И еще одна игра, которая поможет узнать нам, что вы запомнили о театре и профессиях людей, которые здесь работают.
Словесная игра «Добавь слово»
В театр скорее приходите,
Здесь ждут всегда вас, юный…(зритель)
Мастерство плюс труд, плюс ум-
Сшит сценический …(костюм)
Почетна и завидна наша…(роль)
Не может без артистов режиссер.
И ветра вой, и детский крик
Озвучивает…(звукорежиссер)
И шут, и царь, и гренадер
А всех сыграл один…(актер).
Из гипса - арбуз, из картона – топор,
На сцене сложил реквизит… (бутафор)
Воспитатель: -Но главная профессия в театре – режиссер. Его задача выбрать пьесу для постановки, распределить роли, научить актеров выразительно читать свою роль, вести диалоги, выражать свои эмоции.
Игра "Эмоции". Цель: уточнить знание детей об эмоциях, объяснить связь эмоции с выражением лица человека (мимикой), повторить названия частей лица человека, совершенствовать навыки изображающей деятельности, развивать воображение.
Ход игры:
Воспитатель объясняет, что актерам в театре необходимо уметь изображать различные эмоции. Они делают это с помощью выражения лица (мимики). Воспитатель раздает детям шаблоны лиц и предлагает изобразить любую эмоцию (страх, радость, гнев и тому подобное). Во время игры дети могут пользоваться зеркалами.
Незнайка : -Как мне понравилось, я столько узнал о театре, теперь Знайка и мои друзья из Солнечного города обязательно возьмут меня с собой в театр.
»Театр — это волшебный мир,
Он дает уроки красоты, морали и нравственности.
А чем они богаче, тем успешнее идет развитие духовного мира детей’ ‘. (Б. М. Теплов)
Театр играет особое место в воспитании ребенка. Это место, где создается атмосфера сказки. Попав туда, маленькие дети верят в происходящее, сопереживают героям. Театр любят и взрослые, и дети.
Ходите вместе с детьми в театр, рассказывайте им о театре, ведь здесь дети учатся видеть прекрасное. Посещение театра имеет много достоинств. И родители, и дети получают позитивный настрой. Просмотр спектаклей способствует интеллектуальному развитию детей — ребенок учится осмысливать происходящее, учится сравнивать происходящее на сцене с действительностью. Дети учатся вести себя в общественных местах. Посещение театра — это просто отличное времяпровождение для всей семьи.
1. Зачем детям театр?
2. С какого возраста лучше ходить в театр.
3. Какой выбрать театр?
4. Собираемся в театр — правила поведения
5. Наши посещения театра.
Дети и театр
Зачем детям театр?
Современные родители стараются с детских лет приучать ребенка к искусству. Музыка, рисование, — все это дети осваивают, будучи еще малышами.
А театр? Нужен ли он детям? Театр — это мир волшебства. Ребенок попадает в мир сказки. Красивые и яркие декорации, приглушенный свет, музыка, добрые и злые герои. Малыши переживают вместе с героями спектакля, учатся у них добрым поступкам.
Когда родители вместе с ребенком посещают спектакли, это еще и сближает всех членов семьи. Ребенок наблюдает за происходящим на сцене, за реакцией взрослых. Потом дома за столом идет обсуждение спектакля, игры актеров. Такие моменты надолго остаются в памяти малыша и влияют на его воспитание.
С какого возраста лучше водить детей в театр?
Часто родители задают вопрос: с какого возраста лучше всего водить детей в театр. Совсем маленьким деткам еще сложно посещать такие мероприятия. Во-первых, большое скопление людей, во-вторых, новая обстановка, незнакомая, яркий свет, громкие звуки. Все это может напугать маленького зрителя. Специалисты рекомендуют посещать театр с детками в возрасте 3-х лет. Но если ребенок усидчив, наблюдателен, то можно немного раньше.
Выбирать спектакль для малышей лучше так, чтобы сюжет был знаком. Это могут быть спектакли »Колобок», »Репка», »Муха-Цокотуха». Продолжительность спектакля не должна превышать 40 минут.
Какой выбрать театр?
Когда мы покупаем ребенку книжку, то не берем первую попавшуюся. А смотрим на содержание, картинки. Так и с выбором театра и спектакля для детей.
Совсем маленьким детям лучше ходить с мамами в кукольный театр. Там маленький зал, людей немного, что не испугает ребенка. Дети любят игрушки. А тут игрушки разговаривают, поют, играют, превращаются. Это понравится малышам. В детские сады часто приезжают кукольные театры.
Что еще нужно учитывать, когда вы с малышами посещаете театр? Не покупайте билеты на первые ряды, чтобы малыш не испугался актеров или резких звуков. Ведь все, что на сцене происходит, малыш считает реальностью. И не оставляйте детей в зале одних, покупайте и себе билет. А вообще, лучше ходить на спектакли всей семьей.
Детям постарше уже можно смотреть музыкальные спектакли.
Собираемся в театр
1.Собираясь с ребенком в театр, сначала изучите репертуар, выбирайте наиболее подходящий по возрасту спектакль.
3.Расскажите ребенку о правилах поведения в театре:
- в театре нельзя громко разговаривать, бегать, кричать:
- нельзя вставать с места;
- если спектакль понравился, нужно поаплодировать актерам;
- во время спектакля нельзя есть в зале, шуршать бумажками от конфет. Если ребенок захочет пить, лучше взять с собой бутылочку с водой.
4. Собираясь в театр, наденьте ребенку чистую и красивую одежду, чтобы он чувствовал атмосферу праздника.
5. При входе в театр можно купить программку, чтобы ознакомиться с актерами. Потом ребенок будет их узнавать в других спектаклях.
6. В гардеробной нужно оставить верхнюю одежду, взять номерок. А привести себя в порядок, причесаться лучше не в холле, а в специальной туалетной комнате, где есть зеркало.
7. Когда вы пришли в театр, пусть ребенок обратит внимание на портреты актеров в коридоре, как красиво украшен театр.В зале обратите внимание на красивые люстры, высокие потолки. Если ребенок впервые в театре, ему это будет интересно.
8. В зал нужно входить немного раньше, чем начнется спектакль, чтобы потом не искать свои места и не отвлекать зрителей.
9. В театре есть буфет. Но в него можно сходить во время антракта или после спектакля. Лучше заранее покормить дома ребенка, чтобы театр не ассоциировался у него с наличием только буфета.
10. После просмотра спектакля не нужно бежать сломя голову за своими вещами. Просто спокойно выйти и подождать свое очереди в гардеробной.Пусть ребенок учится вести себя правильно в общественных местах.
После посещения театра спросите, понравился ли ребенку спектакль, кому из героев он больше симпатизирует и почему. Пусть ребенок учится выражать свои мысли вслух, учится говорить.
Наши посещения театра
Мы с Юлей, моей внучкой и дочкой Ксюшей тоже очень любим посещать спектакли. У нас в городе Тирасполе всего один театр драмы и комедии имени Н. С. Аронецкой. Мы уже много спектаклей посмотрели. От посещения театра остаются только положительные эмоции, улучшается настроение. В прошлом году на новогодние каникулы мы смотрели спектакль »Cнегурочка».
Осенью мы ходили на такие спектакли: «Жили-были ». Такими словами начинаются многие русские сказки. И этот спектакль был поставлен по трем русским сказкам — »Репка,» »Теремок »и »Курочка Ряба». Юным зрителям очень понравилась игра актеров, волшебная атмосфера сказок, которые они знают. Красочные костюмы артистов сделали спектакль незабываемым.
»Жили-были»
Еще мы смотрели »Кашу из топора «, » Дюймовочку », »‘- по сказке Пушкина. Сюжетом стала сказка о купце Остолопе и его работнике Балде. Это был яркий, остроумный спектакль, задуманный как балаганное действие актеров, скоморохов.
А в этом году на новогодние каникулы мы смотрели новую премьеру, современную постановку сказки », правда эту сказку было интереснее и понятнее смотреть детям старшего возраста и взрослым.
Но перед спектаклем на сцену вышли Дед Мороз, Снегурочка и домовенок Кузя, которые поиграли с детьми, провели конкурсы, спели песни.
А потом уже начался спектакль.
Спектакль был красочный, отличные декорации, танцы. Это был музыкальный спектакль. Здесь все закончилось не как в настоящей сказке про Красную Шапочку. Волку брюхо не вспороли охотники. Здесь победила любовь!
Вот сегодня о чем я хотела с вами поговорить — дети и театр. Посещайте с детьми театр, представления. Получайте эстетическое наслаждения от просмотров спектаклей.
Напишите, на каких спектаклях в последнее время вы были, что больше всего понравилось. Жду ваших комментариев.
Пономарева Валерия Сергеевна
Воспитатель, МБУ ДС № 120 "Сказочный", Самарская область, город Тольятти
Пономарева В.С. Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста на тему «Что такое театр?» // Совушка. 2017. N2(8)..02.2019).
Заказ № 27747
Цель: дать детям представление о театре. Познакомить с видами театра (драматический, кукольный, художественный)
Программное содержание:
- рассказать об истории создание театра
- познакомить детей с устройством театра, с профессиями людей, работающих в театре
- стимулировать их интерес к театральному искусству
- развивать умение различать эмоции людей по внешним проявлениям, совершенствовать умение управлять своими эмоциями
- обогатить словарный запас детей театральными терминами.
Оборудование: проектор, экран, мультмедийная презентация, кукла Кузя (домовенок), волшебный сундучок. «Говорящее» письмо, д/и «Гардероб», картинки- эмоции. Для изготовления билетов: готовые шаблоны и заготовки, цветные карандаши, салфетки, клей.
Ход занятия:
Педагог: здравствуйте, друзья! Снова вы вместе, а значит наше интересное и увлекательное путешествие продолжается. И сегодня, в гости к нам, придет наш старый знакомый - домовенок Кузя. Он прислал мне письмо, в котором сообщил, что приготовил для вас сюрприз.
Слышится плач, появляется Кузя (он расстроен, плачет)
Педагог : Здравствуй, Кузя! Что случилось? Почему ты плачешь?
Кузя: Здравствуйте, я так спешил к вам на сегодняшнюю встречу, такой сюрприз для вас приготовил, а теперь и не знаю, что мне делать?!
Педагог: Может ты, расскажешь нам, что случилось, а мы с ребятами, постараемся тебе помочь.
Кузя: Я приготовил для нашей встречи свой сундучок, в который положил очень удивительную и интересную сказку, чтобы показать ее ребятам. А когда сегодня, открыл сундучок, оказалось, что все мои сказочные герои разбежались. Они оставили мне «говорящее письмо»
Педагог: Давай, скорее свое «говорящее письмо», мы его послушаем и узнаем, куда же отправились наши сказочные герои.
Прослушивается аудиозапись, в которой сказочные герои сообщают Кузе и ребятам, что отправились в театр, чтобы посмотреть, что это такое и больше о нем узнать.
Педагог : Кузя, ну что ты так расстроился, ведь ничего страшного не случилось.
Кузя: Как, ничего страшного? Я никогда не был в театре и даже не знаю, что это такое?
Педагог: Ребята, а давайте вместе с Кузей отправимся в путешествие в волшебный мир театра. Кто знает, что такое театр? Для чего в него ходят люди? Выслушивает ответы детей, обобщает их . Правильно, театр - это красивое здание, где показывают спектакли, устраиваются различные постановки. Обращает внимание на экран.
Вот стоит дом, большой красивый, нарядный, старинный. Это и есть здание театра. Смотрите, перед ним - красочный яркий плакат. Что же это такое? (театральная афиша) . На ней с помощью рисунков, фотографий и разных слов содержится информация о предстоящих спектаклях. СЛАЙД №1-2
Давайте войдем в него и посмотрим, как устроен театр внутри. Смотрите, перед нами небольшое окошечко. Это - «Театральная касса», для чего она предназначена? (там продают билеты) А кто же это делает? (кассир) СЛАЙД №3
Ребята, кем же мы стали, теперь, когда купили билет? (зрителями) . А какие правила должны соблюдать в театре зрители? (не шуметь, не мусорить, не разговаривать и т.д.) . Может кто-то вспомнит самое первое правило зрителя? Куда должны пойти зрители сначала? (раздевалка, гардероб). В театре раздевалка называется гардероб. СЛАЙД №4
Сняв верхнюю одежду, мы направляемся… (ответы детей). Правильно, в зрительный зал. Заняв свое кресло, мы смотрим на самое главное место в зале … (сцену), где скоро будут играть свои роли... (актёры). А пока сцена еще закрыта театральным занавесом. СЛАЙД №5
Показ слайдов с использованием терминологии: зрительный зал, ложи, балконы, сцена, занавес, кулисы, рампа, задник, яма для оркестра и др.
Педагог: Молодцы, ребята. Прежде чем продолжить наше путешествие я предлагаю вам немного отдохнуть, и ты Кузя повторяй за нами.
Проводится физкультминутка «В театр мы идем»
С тобой гуляем весело,
В театр мы идем!
Шагаем мы на месте.
И песенку поем.
Ля-ля-ля-ля,
(4 хлопка)
В театр мы идем.
(Шаги на месте)
Ля-ля-ля-ля,
(4 хлопка)
Мы песенку поем.
(Шаги на месте)
Педагог: Мы познакомились с вами с внутренним устройством театра. Но в зависимости от того, какой вид спектакля показывают в театре, он так и называется. Есть кукольные театры, есть театры оперы и балета, есть драматические театры, есть театры мимики и жеста, есть детские театры, теневые и множество других. Сейчас вы посмотрите на слайды и определите, какой, где театр?
Демонстрируются сцены различных театральных постановок. Дети просматривают слайды, называют где - какой театр.
Кузя: Ой, как интересно, а как играют роли актеры в таких театрах?
Педагог: А это мы тебе сейчас покажем, правда, ребята? Представьте себя артистами разных театров и поздороваемся с другом, если мы артисты:
театра оперы (дети пропевают слово «Здравствуйте»)
театра мимики и жеста (здороваются жестами)
драматические артисты, исполняющие роль Мухи-Цокотухи и Комара
кукольного театра (берут кукол би-ба-бо, взаимодействуют с ними)
пальчикового театра (показывают, как играют с персонажами пальчикового театра)
Кузя: Ну, теперь я все знаю и про театр, и про артистов…
Педагог: Погоди, Кузя, не торопись. Театр - это праздник. Большинство людей ходит в театр, чтобы отдохнуть, развлечься, посмотреть спектакль. Но для некоторых людей театр - работа. Ведь в театре работают не только артисты, но и многие другие люди, без которых, не состоялось бы, ни одно представление! И профессии этих людей очень интересны и разнообразны. Скажите, ребята, если я сейчас хочу сыграть роль бабы Яги, могу я выйти на сцену? Почему? (Ответы детей)
Педагог: Правильно, ребята, ведь прежде, чем выйти на сцену мне надо надеть костюм и сделать соответствующий грим, прическу. Для этого в театре есть костюмеры, швеи. Прической актеров занимается парикмахер, а гример накладывает грим. А еще мы должны попасть в сказку, создать атмосферу сказки помогут декорации, которые изготовят художники. Они же поработают над изготовлением афиши, приглашающей нас в театр. И, конечно же, театру нужны музыканты. Осветители работают над тем, чтобы все происходящее на сцене было хорошо видно. А еще в театре есть звукооператор, бутафорщики, кассиры, билетеры, гардеробщики.
Показ слайдов театральных профессий, с пояснением.
Педагог : А теперь, ребята, я предлагаю вам поиграть в игру, которая называется "Гардероб"
Игра «Гардероб» Педагог объясняет детям высказывание "Театр начинается с вешалки", рассказывает о таком месте театра, как гардероб и предлагает детям найти вещь каждого из посетителей театра, например, подобрать шляпу каждому персонажу: Красной шапочке, Деду Морозу, Коту в сапогах, почтальону Печкину.
Педагог: И еще одна игра, которая поможет узнать нам, что вы запомнили о театре и профессиях людей, которые здесь работают.
Словесная игра «Добавь слово»
В театр скорее приходите,
Здесь ждут всегда вас, юный…(зритель)
Мастерство плюс труд, плюс ум-
Сшит сценический …(костюм)
Почетна и завидна наша…(роль)
Не может без артистов режиссер.
И ветра вой, и детский крик
Озвучивает…(звукорежиссер)
И шут, и царь, и гренадер
А всех сыграл один…(актер).
Из гипса - арбуз, из картона - топор,
На сцене сложил реквизит… (бутафор)
Педагог: Но главная профессия в театре - режиссер. Его задача выбрать пьесу для постановки, распределить роли, научить актеров выразительно читать свою роль, вести диалоги, выражать свои эмоции.
Игра "Эмоции". Цель: уточнить знание детей об эмоциях, объяснить связь эмоции с выражением лица человека (мимикой), повторить названия частей лица человека, совершенствовать навыки изображающей деятельности, развивать воображение.
Ход игры:
Педагог объясняет, что актерам в театре необходимо уметь изображать различные эмоции. Они делают это с помощью выражения лица (мимики). Воспитатель раздает детям шаблоны лиц и предлагает изобразить любую эмоцию (страх, радость, гнев и тому подобное). Во время игры дети могут пользоваться зеркалами.
Кузя: Как мне понравилось, я столько узнал о театре. Только мы не сделали самого главного, не нашли моих друзей.
Педагог: Кузя, а кто они, твои друзья, как они выглядят?
Кузя: Они - куклы, которые знают много сказок и любят их показывать детям.
Педагог: Ребята, раз друзья Кузи - куклы, то, в каком театре их можно найти? (В кукольном) Правильно, конечно, в кукольном.
Кузя: Но у меня нет билета, чтобы попасть в кукольный театр.
Педагог: А мы с ребятами тебе поможем. Правда, ребята?
Педагог приглашает ребят за столы и предлагает им при помощи шаблонов для билетов, заготовки для работы, карандашей, клея сделать для Кузи билеты в театр. После выполнения задания, ребята вручают Кузе билеты.
Кузя: Спасибо большое, а зачем мне так много билетов.
Педагог: Кузя, просто мы отправимся вместе с тобой на кукольное представление и поможем тебе не потеряться в огромном мире кукольного театра и найти своих друзей. А теперь мы, ненадолго расстанемся, чтобы встретиться вновь и отправиться в кукольный театр.
(старший возраст)
Цель: Познакомить детей со знанием театра; посетить спектакль Осташковского народного театра; познакомить с актёрами, пообщаться с ними; подняться на сцену, пройти за кулисы, посетить гримёрку, побеседовать с режиссёром. Воспитывать у детей любовь к театру.
Предварительная работа: Прежде всего, прочла книгу «Что такое театр» под редакцией Оганесяна. А потом на основе этой книги, показала иллюстрации рассказа детям:
- Что такое театр?
- Когда и для чего придумали театр?
- Побеседовали о том, как устроен театр, какие помещения есть в нём, кто работает в театре.
Потом показала детям открытки разных театров мира.
В детской библиотеке, вместе с детьми, мы взяли книгу «Под цирковым шатром» - говорили о том, что цирк – это тоже театр. Рассмотрели иллюстрации и открытки о цирке, назвали различные цирковые профессии: жонглёр, акробат, клоун, фокусник и др.
Рассмотрели журнал «Весёлые картинки», посвящённый цирку. Читали с детьми стихи, рассказы. Некоторые дети посетили цирковые представления, в г. Твери. Поделились своими впечатлениями, показали фотографии, билет, цирковые аксессуар: носы клоунские, косички, рожки и др. Для себя я брала книгу Юрия Длинского «Азбука театра» (50 маленьких рассказов).
Познакомились с книгой С. Образцова «Театр кукол». Она прекрасно иллюстрирована, дети много узнали о детском, кукольном театре в Москве – театре, который специально построен для детей. И увидели его, правда, только на фото.
Прочитали книгу Курчевского «Художники и куклы».
Затем мы собрали все свои куклы и куклы из других групп детского сада: рассмотрели их, поиграли. Сделали атрибуты: кассу, билеты. Всё это способствовало возникновению сюжетно- ролевой игры «Театр».
Мы показали детям спектакли на фланелеграфе «Кто сказал мяу», «Под грибком»; настольный театр «Заюшкина избушка», пальчиковый «Жихарка». Драматизировали с детьми сказку «Репка» и показали в младшей группе.
Дети вместе с воспитателями участвовали в создании кукол, декораций, масок для театральной зоны. Кроме того, у нас появилась специальная шкатулка с бусами, очками, усами, коронами и многими другими аксессуарами для принятия нужного образа.
На занятиях по познавательному развитию «Все работы хороши – выбирай на вкус» - рассказали о профессии актёра, балерины.
Ход экскурсии:
1. Ребята, посмотрите на это здание: оно обычное – как все вокруг него или особенное, отличающее от других? (Ответы детей).
2. А вы знаете, как называется это здание, что в нём находится? (Ответы детей).
3. А что такое театр, кто может объяснить? Кто из вас был в театре? Как называют взрослых и детей, которые приходят в театр?
Сегодня в театре будет много зрителей – это дети из разных садов нашего города, а также школьники. Они тоже будут смотреть спектакль – сказку. Название сказки можно узнать из афиши. Давайте подойдём поближе к афише и прочтём её. Что это? (афиша). Здесь написано, что спектакль называется «Лесная песенка». В нём участвуют артисты (читаем афишу), режиссёр спектакля Тихонов Сергей Евгеньевич. Время начала спектакля 10 часов 00 минут. Вот сколько сведений мы узнали о предстоящем спектакле. А помогла нам узнать…(афиша).
Чтобы попасть в театр. Что нужно обязательно иметь каждому зрителю (билет). Где можно приобрести билет? В театре касса называется театральной.
Посмотрите внимательно, может быть вы, догадаетесь, где находится касса?
Ты к окошку подойди,
Ему деньги протяни,
И окошечко в ответ
Отдаёт тебе билет.
А кто работает в кассе? У нас есть билеты, давайте посмотрим, что написано на билете, как вы думаете?
Теперь мы войдём в театр. При входе билеты отдадим билетёру.
Спектакль будет идти долго, больше часа. В верхней одежде нам будет жарко, не удобно сидеть. Куда должны пойти зрители сначала? В театре раздевалка называется - гардероб. (Повтор детьми). Все разделись, привели себя в порядок. И нам пора пройти куда…?
Да, в зрительный зал.
1. Что вы видите в зрительном зале?
2. Почему кресел так много?
3. Чего ещё много?
4. Что вы видите наверху с трёх сторон (это балкон, за ним тоже есть места для зрителей).
Самое большое театральное помещение это … (зрительный зал). Нравиться он вам? Оглядитесь повнимательнее, что делает зрительный зал красивым? (Стены, светильники). В центре потолка – большая люстра. У вас дома есть люстры? Они такие же, как эта? Зал большой и люстра огромная. Когда начинается спектакль, эта люстра будет светить? Правильно, в зрительном зале наступит темнота, а сцену будут освещать эти прожектора (показ). А теперь займём свои места.
Просмотр спектакля.
Ребята вам понравился спектакль? Я могла бы не задавать вам этот вопрос. Потому что вижу ваши довольные лица, весёлые глаза. А во время спектакля слышала ваш смех, как вы громко хлопали в ладоши артистам.
А хотите, теперь познакомится с самым главным человеком в театре. Это режиссёр театра – Сергей Евгеньевич.
Сергей Евгеньевич, почему Вас называют самым главным человеком в театре? (ответ).
Ребята, художнику требуется много труда, чтобы нарисовать такие большие, красивые декорации.
Сергей Евгеньевич, нам очень понравился Ваш спектакль и костюмы артистов. Кто изготовляет такие красивые костюмы? (Ответ).
Куда мы пришли теперь? Что вы видите? Чей это костюм? Посмотрите, а это чей костюм? Костюмов много, потому что ролей много и для каждой роли нужен свой костюм. А кто шьёт костюмы? Портнихе нужно потрудится, чтобы костюмы понравились и артистам, и зрителям. А хранит все костюмы и выдаёт их артистам - костюмер. (Повтор детьми). Костюмер следит, чтобы все костюмы были в порядке, стирает их и гладит, развешивает их на вешалки. Ребята, нравится вам путешествовать по театру? Хотите продолжить путешествие?
Сергей Евгеньевич, куда вы нас ещё хотите пригласить?
Дети, вам понравилось в гостях у артистов? Сейчас много нового узнали о театре? А какой сегодня праздник? (Ответы).
Да сегодня праздник для всех кто работает в театре. Мы поздравляем Вас всех с Днём театра. Желаем творческих удач, хороших спектаклей и много – много зрителей. Ребята приготовили для Вас всех подарки. Спасибо Вам всем. С праздником! До свидания! Нам пора.
С понятием «Театр» я столкнулась в школьные годы, где с удовольствием смотрела постановки наших ребят. Меня поражало и до сих пор удивляет как может поменяться человек на сцене, войдя в роль! Меняются его жесты, образ и даже голос становится другим. Я всегда, замечая происходящие в человеке, изменения думала: «А ведь это талант! ТАЛАНТ с большой буквы!»
Я работаю педагогом в детском саду. Часто у нас ставят театрализованные постановки. Рассказывая детям, что их ожидает театр, я наблюдаю за действием этого волшебного слова. А ведь и правда -волшебное! Почему? Да потому что я вижу, как на лицах появляются улыбки, загораются искорки веселья в их глазах. Дети могут не спросить: «Какой театр?», «Как он называется?», но всегда спросят «А когда он будет?» Но самое неповторимое - это атмосфера театра: приятно наблюдать за занавесом, как дети входят в зал, рассаживаются на стулья, рассматривают украшенную сцену и затихают в предвкушении волшебной сказки.
Никогда не отказываюсь от предложенной роли. С интересом вхожу в образ, сама додумываю мельчайшие детали. Могу сказать, театр - это мое хобби. С помощью сцены узнаю людей и их характеры, учусь разбираться в людях, с помощью сцены я учусь дарить детям то, чего в современной суетливой жизни им так не хватает - тепла, любви и счастья. Многие считают, что театральное искусство - это иллюзорный обман, который заставляет людей поверить в то, что ты кто-то иной. Я же с полной уверенностью могу сказать, что театр - это возможность создавать образы, характеры, отдельные жизненные ситуации и разбираться в них.
Да, театр занимает много времени и сил. А какой труд стоит за каждым спектаклем, сколько душевных и физических сил вложено в каждый жест и взгляд актёра? Вместо того, чтобы посмотреть телевизор или просто покопаться в интернете, приходится идти на репетиции, зубрить роль, думать о недостающих деталях образа (где взять костюм, подходящую к нему обувь, парик, как сделать гримм…) Но, несмотря на это, я понимаю, что не могу жить без творчества. Выступая в театре, я получаю огромное удовольствие от того, что мои усилия приносят результаты. Я неподдельно счастлива, когда дети оценивают мое видение образа, мое исполнение, мои затраченные силы. Как они вскакивают со стульчиков, подсказывая мне, что делать, как себя вести. Они поют и танцуют, плачут и смеются, любят и переживают, горюют и радуются. Вроде бы одна минута игры на сцене- но она дороже всех жертв, принесенных ради нее. Участвуя в спектакле, я чувствую, что живу, что моя игра может быть интересна другим людям в моей трактовке. Театр для меня-это много эмоций и выплеск адреналина!
Лично для меня, театр - это действие, которое захватывает сразу и остаётся надолго.
Театр - это мир живого слова, живой музыки, живой души. Как это необходимо детям в наше время, заполненного техническими новинками! Для них-это как глоток чистого воздуха. С помощью театра мы обогащаем наши души, расширяем кругозор. Театр выступает в качестве источника информации об окружающем мире, о жизни, дающего повод для работы мысли.