Александровская колонна. Александровская колонна или Александрийский столп, Александрийский Маяк - Семь Чудес Света Сколько весит александрийская колонна

Центральный монумент Дворцовой площади; памятник в , воздвигнутый в честь победы над Наполеоном. Общая высота этой колонны составляет 47,5 метра. Стиль ампир придает монументу особый шарм. Он входит в по версии нашего сайта.

Дворцовую площадь круглый год посещают туристы из разных стран и посетители из других городов России. Первое, что бросается в глаза, это, конечно же, Александровская колонна. Она органично дополняет архитектурный ансамбль Эрмитажа. Примечательно то, что этот монумент является самой высокой в мире свободностоящей триумфальной колонной.

По своему внешнему виду Александрийский столп, (так его ещё называют по стихотворению А. С. Пушкина «Памятник») напоминает триумфальные сооружения античности, в частности колонну Траяна в Риме. Автором проекта был избран Огюст Монферран - архитектор французского происхождения, спроектировавший Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге. Строительство колонны длилось 5 лет, начиная с 1829 года.

Изначально планировалось, что колонну будет венчать всадник, окруженный аллегорическими фигурами. Затем была избрана статуя ангела с крестом, вознесенным в небо. Одним из главных отличий Александровской колонны от Траянской стал цельный гранитный монолит колонны. Поверхность природного камня оставили гладкой, чтобы подчеркнуть его мощь и красоту.

Торжественное поднятие колонны состоялось в конце лета 1834 года. В нем были задействованы более 2000 солдат и 400 рабочих. На открытии триумфального монумента присутствовала царская семья.

Александровская колонна находится в нескольких минутах пешком от метро "Адмиралтейская".

Фото достопримечательности: Александровская колонна

Вид на Александровскую колонну из Арки Главного штаба


На Дворцовой площади Санкт-Петербурга высится уникальный монумент – колонна, увенчанная скульптурным изображением ангела с крестом, а в основании обрамленная рельефными аллегориями победы в Отечественной войне 1812-го года.

Посвященный полководческому гению Александра I, памятник носит название Александровской колонны, а с легкой руки Пушкина зовется «Александрийским столпом».

Возведение монумента пришлось на конец 20-х – начало 30-х годов ХIХ века. Процесс документировался, и потому каких-либо тайн в появлении Александровской колонны быть не должно. Но если тайн нет, очень хочется их придумать, не так ли?

Из чего сделана Александровская колонна

В сети полно уверений об обнаруженной слоистости в материале, из которого изготовлена Александровская колонна. Дескать, мастера прошлого, не умея механически обработать твердый , научились синтезировать гранитоподобный бетон – из которого и отлили монумент.

Альтернативное мнение еще радикальней. Александровская колонна вообще не монолитна! Она составлена из отдельных блоков, водруженных друг на друга подобно детским кубикам, а снаружи облицована штукатуркой с большим количеством гранитной крошки.

Есть и вовсе фантастические версии, способные посоперничать с заметками из палаты №6. Однако на деле ситуация не так сложна, а главное – весь процесс изготовления, транспортировки и установки Александровской колонны задокументирован. История возникновения главного монумента Дворцовой площади расписана чуть ли не по минутам.

Выбор камня для Александровской колонны

Огюст Монферран или, как он сам именовал себя на русский манер, Август Монферанд до получения заказа на монумент в честь победы в Отечественной войне 1812-го года строил Исаакиевский собор. Во время заготовительных работ в гранитном карьере на территории современной Финляндии Монферран обнаружил монолит размером 35 х 7 метров.

Монолиты такого рода – большая редкость и еще большая ценность. Так что нет ничего удивительного в бережливости архитектора, приметившего, но не пустившего в дело огромной гранитной плиты.

Вскоре у императора возникла идея памятника Александру I, и Монферран нарисовал эскиз колонны, памятуя о наличия пригодного материала. Проект был одобрен. Добычу и доставку камня для Александровской колонны поручили тому же подрядчику, который обеспечивал материалом строительство Исаакия.

Искусная добыча гранита в карьере

Для изготовления и водружения на уготованное место колонны требовалось два монолита – один для стержня сооружения, другой – для постамента. Камень для колонны высекали первым.

Первым делом рабочие очистили гранитный монолит от мягкой почвы и всякого минерального мусора, а Монферран тщательно осмотрел поверхность камня на предмет наличия трещин и дефектов. Изъянов не нашлось.

Используя молоты и кованые зубила, работники грубо выровняли верхушку массива и сделали прорезные углубления для крепления такелажа, после чего пришла пора отделения фрагмента от природного монолита.

По нижней кромке заготовки под колонну высекли горизонтальный уступ на всю длину камня. На верхней плоскости, отступив от края достаточное расстояние, вдоль заготовки прорубили борозду в фут глубиной и полфута шириной. В этой же борозде вручную, при помощи кованых шлямбуров и тяжелых молотов пробурили скважины на расстоянии фута одна от другой.

В готовые скважины поместили стальные клинья. Чтобы клинья работали синхронно и дали ровную трещину в гранитном монолите, была использована специальная распорка – железный брус, уложенный в борозду и выравнивающий клинья в ровный частокол.

По команде старшего молотобойцы, расставленные по одному человеку на два-три клина, принялись за дело. Трещина прошла точно по линии скважин!

При помощи рычагов и кабестанов (лебедок с вертикальным расположением вала) камень опрокинули на наклонно выложенную постель из бревен и елового лапника.


Таким же способом был добыт и гранитный монолит для пьедестала колонны. Но если заготовка для колонны изначально весила примерно 1000 тонн, камень для пьедестала откололи в два с половиной раза меньшим – «всего» 400 тонн весом.

Длились карьерные работы два года.

Транспортировка заготовок для Александровской колонны

«Легкий» камень для пьедестала доставляли в Петербург первым, в компании нескольких гранитных валунов. Общая масса груза составила 670 т. Нагруженную деревянную баржу поместили меж двух пароходов и благополучно отбуксировали в столицу. Прибытие судов пришлось на первые дни ноября 1831-го года.

Выгрузка производилась с использованием синхронной работы десяти волокущих лебедок и заняла всего два часа.

Транспортировку большей заготовки отложили на лето следующего года. Бригада каменотесов тем временем скалывала с нее лишний гранит, придавая заготовке округлую форму колонны.

Для перевозки колонны построили судно грузоподъемностью до 1100 тонн. Заготовку в несколько слоев обшили тесом. На берегу для удобства погрузки соорудили пристань из бревенчатых срубов, забалластированных диким камнем. Площадь настила пристани составляла 864 квадратных метра.

В море перед пристанью выстроили бревенчато-каменный мол. Дорогу к пристани расширили, очистили от растительности и выходов камня. Особо прочные останцы пришлось взрывать. Из множества бревен устроили подобие мостовой для беспрепятственного перекатывания заготовки.

Передвижение подготовленного камня к пристани заняло две недели и потребовало усилий более чем 400-т рабочих.

Погрузка заготовки на судно не обошлась без неприятностей. Бревна, выложенные в ряд одним концом на пристань, другим – на борт судна, не выдержали нагрузки и переломились. Камень, однако, не ушел на дно: утонуть ему не дало судно, распертое между причалом и молом.


У подрядчика было достаточно людей и подъемной техники, чтобы выправить ситуацию. Однако начальство для верности вызвало солдат из близлежащей воинской части. Помощь нескольких сотен рук оказалась кстати: за два дня монолит подняли на борт, укрепили и отправили в Петербург.

Во время происшествия никто не пострадал.

Подготовительные работы

Чтобы избежать случайностей при выгрузке колонны, Монферран перестроил петербуржский причал так, чтобы борт судна прилегал к нему без зазоров по всей своей высоте. Мера оказалась успешной: переваливание груза с баржи на берег прошло безукоризненно.

Дальнейшее перемещение колонны велось по наклонным настилам с конечной целью в виде высокой деревянной платформы со специальной тележкой наверху. Тележка, передвигаемая на подкладных роликах, предназначалась для продольного движения заготовки.

Камень, вырубленный для пьедестала монумента, был еще осенью доставлен к месту установки колонны, накрыт навесом и отдан в распоряжение сорока каменотесов. Обтесав монолит сверху и со всех четырех боков, рабочие перевернули камень на песочную кучу – дабы исключить раскалывание глыбы.


После обработки всех шести плоскостей пьедестала гранитный блок водрузили на фундаментную основу. Фундамент для пьедестала опирался на 1250 свай, вбитых в дно котлована на одиннадцатиметровую глубину, опиленных по уровню и вмурованных в каменную кладку. Поверх четырехметровой кладки, заполнившей котлован, выложили цементный раствор с мылом и спиртом. Податливость растворной подушки позволила выставить монолит пьедестала с высокой точностью.

За несколько месяцев каменная кладка и цементная подушка пьедестала схватились и набрали требуемую прочность. К моменту доставки на Дворцовую площадь колонны пьедестал был готов.

Установка колонны

Установка колонны массой в 757 тонн – непростая инженерная задача даже сегодня. Однако инженеры двухсотлетней давности справились с решением проблемы «на отлично».

Расчетная прочность такелажа и вспомогательных конструкций была троекратной. Рабочие и солдаты, привлеченные к поднятию колонны, действовали с большим воодушевлением – отмечает Монферран. Грамотная расстановка людей, безупречная организация управления и остроумная конструкция лесов позволили поднять, выровнять и установить колонну менее чем за час. Еще два дня ушло на выправление вертикальности монумента.

Финишная обработка поверхности, а также монтаж архитектурных деталей капители и скульптуры ангелы заняли еще два года.

Стоит отметить, что никаких скрепляющих элементов между подошвой колонны и пьедесталом нет. Монумент покоится исключительно за счет свих исполинских размеров и отсутствия в Петербурге сколько-нибудь заметных землетрясений.

Ссылки на дополнительную информацию

Чертежи и другие документы о строительстве Александровской колонны в Петербурге:

А лександровская колонна украшает Дворцовую площадь с 1834 года: Николай I приказал возвести ее в честь победы Александра I над Наполеоном. Вместе с порталом «Культура.РФ» вспоминаем интересные детали из истории этого сооружения.

Александровская колонна, Санкт-Петербург. Фотография: meros.org

Первые эскизы Александровского обелиска

Степан Щукин. Портрет Александра I. Начало 1800-х. Государственный Русский музей, С.-Петербург

Евгений Плюшар. Портрет Огюста Монферрана. 1834.

Франц Крюгер. Портрет Николая I. 1852. Эрмитаж, Санкт-Петербург

В 1829 году Николай I объявил открытый конкурс эскизов монумента в память об Александре I. Огюст Монферран - его проект Александровской колонны впоследствии был реализован - сначала предложил установить на площади гранитный обелиск высотой 25 метров. При этом Монферран разработал сразу несколько проектов пьедестала памятника. На одном из эскизов он предлагал украсить пьедестал барельефами Федора Толстого, которые иллюстрировали события Отечественной войны 1812 года, и фигурой всадника, впереди которого летит двуглавый орел, а позади - богиня победы. На другом эскизе он изобразил фигуры слонов, поддерживающих обелиск.

«Передо мной предстала колонна Траяна»

Александровская колонна, фигура ангела

Александровская колонна, пьедестал

Однако ни один проект обелиска принят не был. Монферрану предложили создать что-то вроде Вандомской колонны в Париже или колонны Траяна в Риме. Как писал архитектор: «Предо мной предстала колонна Траяна как прообраз самого прекрасного, что только способен создать человек в этом роде. Я должен был стараться подойти как можно ближе к этому величественному образцу античности, как это было сделано в Риме для колонны Антонина, в Париже - для колонны Наполеона» .

У колонны Монферрана тоже было несколько вариантов оформления: кроме эскиза с фигурой ангела архитектор предлагал увенчать обелиск крестом, обвитым змеей, или установить наверху фигуру Александра Невского.

Финский гранит для русского памятника

Василий Тропинин. Портрет Самсона Суханова. 1823. Музей В.А. Тропинина и московских художников его времени, Москва

Пютерлахская каменоломня, отделение каменной глыбы от скалы. Литография из книги Огюста Монферрана. «Планы и детали памятника, посвященного памяти Императора Александра», 1836

Опрокидывание массива для стержня колонны в карьере. Литография из книги Огюста Монферрана. «Планы и детали памятника, посвященного памяти Императора Александра», 1836

Материал для своего памятника Монферран выбрал заранее: для Александровской колонны использовали гранит из Финляндии. Из одной скалы были вырублены и сама колонна, и камни для ее фундамента - самые большие из них весили более 400 тонн. Их вытесывали на протяжении двух лет - с 1830 по 1832 год - в Пютерлакской каменоломне. Там работали около 250 человек, а руководил ими известный каменотес Самсон Суханов.

Транспортировка на «Святом Николае»

Погрузка колонны на судно. Литография из книги Огюста Монферрана. «Планы и детали памятника, посвященного памяти Императора Александра», 1836

Доставка блоков для постамента Александровской колонны. Литография из книги Огюста Монферрана. «Планы и детали памятника, посвященного памяти Императора Александра», 1836

Передвижение блока для постамента Александровской колонны от набережной. Литография из книги Огюста Монферрана. «Планы и детали памятника, посвященного памяти Императора Александра», 1836

Перевозка заготовок для обелиска из Финляндии в Петербург была нелегкой задачей. Для транспортировки колонны по воде построили специальный бот «Святой Николай» грузоподъемностью более 1000 тонн. На его борт колонну загружали 600 солдат, при этом они едва не уронили монолит в воду. До Петербурга «Святого Николая» с колонной буксировали два парохода.

Сосновые сваи, цемент с мылом и шкатулка с монетами

Установка постамента на фундамент. Литография из книги Огюста Монферрана. «Планы и детали памятника, посвященного памяти Императора Александра», 1836

Поднятие колонны на эстакаду. Литография из книги Огюста Монферрана. «Планы и детали памятника, посвященного памяти Императора Александра», 1836

При закладке фундамента для установки колонны рабочие обнаружили сваи: за полвека до этого здесь планировали установить памятник Петру I Бартоломео Растрелли.

При установке колонны использовали инновационные инженерные разработки Августина Бетанкура, которые к тому времени уже были опробованы при строительстве Исаакиевского собора Огюста Монферрана. Здесь фундамент заложили по той же технологии, что и в Исаакии: в дно котлована вбили 1250 сосновых свай, на них положили каменные гранитные блоки. На фундамент поставили монолит весом 400 тонн, который стал основанием пьедестала. Монолит соединили с фундаментом особым раствором - в цемент были добавлены водка и мыло. Благодаря этому монолит можно было двигать, пока он идеально не «сядет». В центр фундамента вмонтировали памятную шкатулку с монетами, отчеканенными в честь войны 1812 года, и закладную доску.

«Монферран, Вы себя обессмертили!»

Александр Денисов. Подъем Александровской колонны. 1832

Л.П.-А. Бишебуа, А.Ж.-Б. Байо. Подъем Александровской колонны. 1834

Григорий Гагарин. Александрийская колонна в лесах. 1832

Самой сложной задачей, стоящей перед строителями, была установка колонны. Здесь также пригодились разработки, сделанные Августином Бетанкуром при строительстве Исаакиевского собора. Он сконструировал специальную подъемную систему из строительных лесов, кабестанов - механизмов для передвижения грузов - и системы блоков. Сначала колонну по наклонной плоскости подкатили на специальную платформу и закрепили на ней. Потом стали поднимать канаты, размещенные на вершине лесов. Эту операцию почти 40 минут выполняли около 2500 человек. Николая I настолько впечатлил торжественный подъем, что он воскликнул: «Монферран, вы себя обессмертили!» После установки колонны ее шлифовали, полировали и декорировали - на это потребовалось два года.

Скульптурное оформление колонны

Александровская колонна, фигура ангела. Фотография: hellopiter.ru

Александровская колонна, пьедестал. Фотография: невский.рф

Александровская колонна, пьедестал. Фотография: fotokto.ru

Фигуру ангела высотой почти пять метров выполнил скульптор Борис Орловский. В левой руке ангел держит крест, а правую возносит к небу. По замыслу Монферрана, фигура ангела должна была быть позолочена, но из-за спешки с открытием от этого решения отказались. На пьедестале колонны размещены изображения всевидящего ока, под которыми находятся двуглавые орлы, держащие в лапах лавровые гирлянды. Две крылатые женские фигуры держат табличку с текстом «Александру I - благодарная Россия», рядом изображены символы рек Висла и Неман. На других барельефах изображены аллегории Победы и Мира, Правосудия и Милосердия и Мудрости и Изобилия. Рисунки для оформления пьедестала выполнил сам Монферран, по ним художники сделали эскизы в натуральную величину, а скульпторы создали формы для отливки.

Самый высокий памятник из цельного гранита

Александровская колонна. Фотография: peterburg.center

Торжественная церемония открытия памятника состоялась 11 сентября 1834 года. Архитектор хотел отказаться от участия в церемонии, но Николай I настоял, сказав: «Монферран, ваше творение достойно своего предназначения, вы воздвигли памятник самому себе» . Для праздника на Дворцовой площади возвели специальные трибуны: на них разместилась императорская семья и другие именитые гости.

«И никакое перо не может описать величия той минуты, когда по трём пушечным выстрелам вдруг из всех улиц, как будто из земли рожденные, стройными громадами, с барабанным громом, под звуки Парижского марша пошли колонны русского войска... Начался церемониальный марш: русское войско прошло мимо Александровской колонны; два часа продолжалось сие великолепное, единственное в мире зрелище... Ввечеру долго по улицам освещенного города бродили шумные толпы, наконец, освещение угасло, улицы опустели, на безлюдной площади остался величественный колосс один со своим часовым».

Василий Жуковский

Ангел после революции

Реставрация Александровской колонны в 2002-ом году. Фотография: armycarus.do

Реставрация Александровской колонны в 2002-ом году. Фотография: petersburglike.ru

После революции фигуру ангела на Александровской колонне во время городских праздников маскировали красной тканью или воздушными шарами. Ходила легенда, что вместо нее планируют установить статую Ленина, однако этого не произошло. Ограду вокруг монумента в 1930-е годы переплавили на патроны. В годы Великой Отечественной войны Александровскую колонну замаскировали не полностью, как многие другие архитектурные памятники Ленинграда, а лишь на 2/3 высоты. Ангел получил осколочные «ранения». Колонну и территорию вокруг нее несколько раз реставрировали - в 1960-х, 1970-х и 2000-х годах.

11.09.2014

Издавались когда-то во времена советские в Москве и Ленинграде две очень схожих по тематике, объёму, формату и, соответственно, невеликой цене книжных серии. Московская звалась «Биографией московского дома» (потом её дополнила «Биография московского памятника»), питерская — не помню как. Знатоки называли её по цвету обложек «чёрной». В них можно было найти множество любопытнейших фактов, связанных с тем или иным домом (или, шире говоря, сооружением), но... только фактов. Легендарная, а тем более мистическая ипостаси были не в чести. Так почему бы сейчас не восполнить недостающее небольшими книжками с преданиями, связанными с тем или иным особняком или монументом?

Свято место пусто не бывает

Весьма увлекательной могла бы получиться книжка об одном из символов Петербурга - Александровской колонне на Дворцовой площади, открытой 180 лет назад, 11 сентября (по старому стилю 30 августа) 1834 года, в день перенесения мощей святого благоверного князя Александра Невского.

При выходе экскурсионных групп на Дворцовую гиды заученно выдают общеизвестную «объективку» о том, что высота сооружения, воздвигнутого по проекту Огюста Монферрана, - 47,5 метра, высота самой колонны - 25,6 метра, высота фигуры ангела - 4,5 метра, общий вес всего сооружения - 704 тонны, что колонна - самая высокая в мире из монолитных и прочее. Напоследок же добавляют: «А на вершине колонны установлена фигура ангела в натуральную величину...»

Это - одна из самых известных шуток о сооружении, увековечившем победу в Отечественной войне 1812 года. Первоначально, правда, на этой «точке» - свято место пусто не бывает - планировалось возведение памятника Петру I работы старшего Растрелли: сваи под его фундамент были обнаружены при подготовительных работах. Насчёт ангела - изваял его скульптор Орловский - разговор особый.

Но внедрение нового сооружения в городской фольклор началось сразу же. Вполне естественно, что, созерцая на открытии колонны высоченную фигуру Николая I, кто-то обронил коротенькую формулу: «Столб столба - столбу» . То есть, в переводе, памятник, сооружённый Николаем I в честь Александра I. Обратим попутно внимание на то, как почтили память «благословенного» столицы: Северная - чисто военным монументом, Первопрестольная - общедоступным садом возле Кремля.

И куда «Роснефть» смотрит?

И, разумеется, в числе первых появилась легенда о том, что при первом же сильном порыве ветра гранитный колосс немедленно обрушится - колонна, как известно, держится исключительно под действием собственной 600-тонной тяжести. Через подобные искусы проходили многие великие творцы: Филиппо Брунеллески и Матвею Казакову пришлось лично доказывать прочность спроектированных и сработанных ими куполов. Монферрану лезть «на верхотуру» не потребовалось: он просто каждое утро, чуть ли не до дня смерти, прогуливался с собачкой прямо под колонной...

В числе первых появилась версия и о том, что Александровская колонна изготовлена, что называется, из отходов. То есть на пьедестале была якобы установлена одна из «лишних» колонн Исаакиевского собора. И никому-то не приходило в голову просто прикинуть, даже на глаз, что максимальная высота колонн собора - всего-то семнадцать метров, а весят они почти впятеро меньше.

Известно, что при закладке фундамента в основание монумента была заложена шкатулка со 105 монетами, отчеканенными в честь победы в Отечественной войне 1812 года. Там же находится медаль из платины с изображением Александровской колонны. Так сказать, оригинал проекта - неужели Монферран предвидел грядущие революционные бури? Правда, опыта Гюстава Курбе, по предложению которого была уничтожена Вандомская колона в Париже, в Северной Пальмире никто повторять не захотел. В самые «лютые» годы ангела просто закрывали фанерными щитами. В годы перестройки в питерской прессе немало писали о том, что на вершине колонны якобы предполагалось установить то ли статую Ленина, то ли бюст Сталина... Но все эти «версии», скорее, тоже относятся к числу поздних городских легенд.

А шкатулка с монетами в воображении местных обывателей немедленно превратилась в ящик с отборным шампанским. (И опять-таки никто не подумал о том, что, согласно правилам виноделия, шампанское длительному хранению не подлежит.) В конце же ХХ века, сообразно с техническим прогрессом, родилось предание о том, что якобы под Дворцовой площадью залегает огромное нефтяное (!) озеро, а Александровская колонна - не более чем огромная затычка. И стоит только колонну убрать, как прямо перед Зимним дворцом ударит фонтан столь ценимых ныне углеводородов. И куда только «Роснефть» смотрит?

По лесенке по винтовой

В воспоминаниях тогдашнего французского посла в Петербурге есть упоминание о том, что первоначально Монферран якобы предполагал пробить в толще ствола колонны - для доступа к её верхнему ярусу - узенькую винтовую лестницу. Вследствие чего родилось предание о том, что на самом деле колонна - полая. Этот фольклор - уже из разряда чистых анекдотов: и Монферран - не только талантливый архитектор, но и способный инженер, и император - чистый технарь по образованию, не могли не понимать, что в этом случае век колонны, особенно в петербургском климате, будет очень недолгим...

Самой же популярной оказалась легенда о том, что лицу четырёхметрового ангела на вершине колонны приданы черты сходства с лицом Александра I. Что тут скажешь? Только то, что на Дворцовой площади (в отличие от многих других смотровых точек Северной столицы) нет биноклей и подзорных труб. А мне как-то - с помощью девятикратной немецкой оптики - пришлось убедиться в том, что, во-первых, у ангела, вопреки церковным канонам, под одёжками вполне отчётливо просматривается женская грудь (кто не верит - смотрите соответствующие сайты с крупной фотосъёмкой в Интернете). А во-вторых, ничего общего с августейшим оригиналом черты ангела не имеют. И, выходит, более верна версия о том, что лик небесного вестника Орловский лепил по памяти с лица умершей совсем молодой поэтессы Елизаветы Кульман...

Упорхнувшие орлы

Иные времена - иные песни. Настоящим курьёзом смотрится ненадолго мелькнувшее в конце минувшего века в информационном потоке предположение, что Александровская колонна выточена вовсе не из цельного куска финского гранита, заранее приглянувшегося Монферрану на одном из рудников, а из отдельных, плотно пригнанных друг к другу каменных «блинов».

А вот к появившемуся сравнительно недавно обычаю надо отнестись серьёзнее. В соответствии с ним жених должен обнести невесту вокруг колонны столько раз, сколько детей они желают иметь. Доктору Фрейду и его ученикам было бы о чём поразмышлять.

Но вместе с тем легенды и предания, сколь неотразимы бы они ни были, ни к чему серьёзному не обязывают. В отличие от строгой и совсем необаятельной реальности. К чертам которой, в частности, относятся многочисленные мытарства с огромными трудами восстановленной ограды монумента: бронзовые орлы с неё, как ни стараются бдительные стражи их Эрмитажа (на балансе которого находится колонна), продолжают пропадать. И особенно «урожайными» на пропажи были годы, когда на Дворцовой заливали каток.

Ничуть не менее интересны, чем легенды, и многие страницы реальной истории колонны. К примеру, её подъём - благодаря созданному Августином Бетанкуром механизму - занял менее двух часов. Весьма любопытный момент: памятник, созданный французом в честь победы русских войск над соотечественниками, был поднят по проекту его тёзки, обрусевшего испанца...

А при недавней реставрации столпа - почти двести лет спустя! - был воплощён подлинный замысел архитектора: растрескавшуюся кирпичную абаку (завершение колонны) заменили гранитной.

Не сомневаюсь: и реставрация эта когда-нибудь станет легендой.

Центром композиции ансамбля Дворцовой площади является знаменитая Александровская колонна-монумент, посвященный победе в Отечественной войне 1812 года.

Победа была одержана в период царствования Александра I , монумент создавался в его честь и носит имя императора.

Возведению колонны предшествовал официальный конкурс проектов. Французский архитектор Огюст Монферран, руководивший в это же время постройкой Исаакиевского собора в Санкт – Петербурге, предложил два проекта.

Первый проект, эскиз которого хранится в наши дни в библиотеке Института инженеров путей сообщения, был отклонен императором Николаем I .

Император Николай I

В соответствии с ним предполагалось возведение монументального гранитного обелиска высотой 25.6 метров. Лицевую грань должны были украсить барельефы с изображениями событий войны 1812 года. На пьедестале с надписью “Благословенному - благодарная Россия”, предполагалось установить скульптурную группу-всадник на коне, попирающем ногами змею.Коня ведут две аллегорические женские фигуры, за всадником следует богиня Победы, впереди всадника – летящий двуглавый орел.

Огюст (Август Августович) Монферран

Второй проект О.Монферрана, который и был утвержден императором 24 сентября 1829 года, предусматривал установку монументальной триумфальной колонны.

Александровская колонна и Главный штаб. Литография Л. Ж. Арну. 1840-е гг.

В Александровской колонне воспроизведен тип триумфального сооружения эпохи Античности (Знаменитая колонна Трояна в Риме), но она является крупнейшим в мире сооружением подобного рода.

Сравнение Александровской колонны, колонны Траяна, колонны Наполеона, колонны Марка Аврелия, и так называемой "колонны Помпея"

Монумент на Дворцовой площади стал самой высокой колонной, изготовленной из монолитного блока гранита.

Огромный монолит для изготовления ствола колонны был выломан в Пютерлакском карьере близ Выборга. Добыча и предварительная обработка производились в 1830-1832 годах.

Вырубленная гранитная призма значительно превосходила по размерам будущую колонну, ее очистили от земли и мха и мелом очертили необходимую форму.

С помощью специальных приспособлений - гигантских рычагов и воротов, глыбу опрокинули на подстилку из елового лапника. После того, как монолит был обработан и приобрел необходимые очертания, его погрузили на бот «Святой Николай», построенный по проекту корабельного инженера полковника Гласина.

Водным путем монолит был доставлен в столицу 1 июля 1832 года. Огромные камни для фундамента будущего памятника были вырублены из той же скалы, вес некоторые из них составил более 400 тонн. В Санкт-Петербург камни доставили по воде на барке специальной конструкции.

Тем временем для будущей колонны подготовили подходящее основание. После того, как в декабре 1829 года было утверждено место для колонны, под фундамент забили 1250 сосновых свай. В центре фундамента, состоящего из гранитных блоков, заложили бронзовую шкатулку с монетами, отчеканенными в честь победы 1812 года.

На фундамент установили 400-т тонный монолит, который послужил основанием пьедестала. Следующим, не менее сложным этапом стала установка колонны на каменный пьедестал. Для этого потребовалась специальная система лесов, особые подъемные устройства, труд двух тысяч солдат и четырехсот рабочих и всего 1 час 45 минут времени.

После установки колонны ее окончательно обработали и отполировали, на пьедестале были закреплены барельефы и декоративные элементы.

Высота колонны вместе со скульптурным завершением 47.5 метров. Колонна имеет капитель дорического ордера с прямоугольной абакой из кирпичной кладки с бронзовой облицовкой.

Выше на цилиндрическом пьедестале - установлена фигура ангела с крестом, попирающего змею. Эта аллегория победы России в Отечественной войне создана скульптором Б.И.Орловским.

Бронзовые горельефы пьедестала выполнены скульпторами Свинцовым П.В.и И.Леппе по эскизам Д.Скотти.

На горельефе со стороны здания Главного Штаба изображена фигура Победы, заносящая в книгу Истории памятные даты: «1812, 1813, 1814».

Со стороны Зимнего дворца - две крылатые фигуры с надписью: «Александру I благодарная Россия». С двух других сторон на горельефах изображены фигуры Справедливости, Мудрости, Милосердия и Изобилия.

Горельеф со стороны Зимнего дворца

Отделка монумента продолжалась 2 года, торжественное открытие состоялось в день святого Александра Невского - 30 августа 1834 года. На церемонии открытия присутствовала царственная семья, дипломатический корпус, представители русской армии и стотысячное войско.

Для прохода войск на Дворцовую площадь по проекту О. Монферрана был построен Желтый (Певческий) мост через мойку.

Так же по проекту О. Монферрана была создана декоративная бронзовая полутораметровая ограда, окружавшая Александровскую колонну.

Ограда была декорирована двуглавыми и трехглавыми орлами, трофейными пушками, копьями и древками знамен. Полностью работы по оформлению ограды завершились в 1837 году. В углу ограды размещалась караульная будка, где нес круглосуточную вахту одетый в парадную гвардейскую форму инвалид.

Монумент прекрасно вписался в ансамбль Дворцовой площади, благодаря своим абсолютным пропорциям и размерам.

Из окон Зимнего дворца Александровская колонна и арка Главного Штаба предстают торжественным «дуэтом».

В годы Великой Отечественной войны монумент был укрыт лишь на две трети и на одном из крыльев ангела остался осколочный след. Более 110 следов от осколков снарядов было обнаружено на рельефах постамента.

Полная реставрация памятника с использованием лесов проводилась в 1963 году и к 300-т летнему юбилею Санкт-Петербурга в период с 2001 по 2003 годы.

Составитель статьи: Паршина Елена Александровна.

Использованная литература:
Лисовский В.Г.Архитектура Петербурга,Три века истории.Славия.,СПб.,2004
Пилявский В.И.,Тиц А.А.,Ушаков Ю.С.История русской архитектуры-Архитектура_С.,М.,2004,
Новопольский П.,Ивин М.Прогулки по Ленинграду-Гос.изд.детск.лит.РСФСР,.Л.,1959

© Е. А. Паршина, 2009