Зрительные (оптические) иллюзии. Иллюзии цвета и контраста. Цветовые иллюзии: картинки-обманки

Важнейшим свойством нашего глаза является его способность различать цвета. Одним из свойств, относящихся к цветному зрению можно считать явление смещения максимума относительной видности при переходе от дневного зрения к сумеречному.

При сумеречном зрении (низких освещенностях) не только понижается чувствительность глаза к восприятию цветов вообще, но и в этих условиях глаз обладает пониженной чувствительностью к цветам длинноволнового участка видимого спектра (красный, оранжевый) и повышенной чувствительностью к цветам коротковолновой части спектра (синий, фиолетовый).

Можно указать на ряд случаев, когда мы при рассматривании цветных объектов также встречаемся с ошибками зрения или иллюзиями.

Во-первых, иногда о насыщенности цвета объекта мы ошибочно судим по яркости фона или по цвету других, окружающих его предметов. В этом случае действуют также закономерности контраста яркостей: цвет светлеет на темном фоне и темнеет на светлом.
Великий художник и ученый Леонардо да Винчи писал: "Из цветов равной белизны тот кажется более светлым, который будет находится на более темном фоне, а черное будет казаться более мрачным на фоне большей белизны. И красное покажется более огненным на более темном фоне, а также все цвета, окруженные своими прямыми противоположностями."

Во-вторых существует понятие собственно цветовых или хроматических контрастов, когда цвет наблюдаемого нами объекта изменяется в зависимости от того, на каком фоне мы его наблюдаем. Можно привести множество примеров воздействия на глаз цветовых контрастов. Гете, например, пишет: "Трава, растущая во дворе, вымощенном серым известняком, кажется безконечно прекрасного зеленого цвета, когда вечерние облака бросают красноватый, едва заметный отсвет на камни." Дополнительный цвет зари - зеленый; этот контрастный зеленый цвет, смешиваясь с зеленым цветом травы и дает "безконечно прекрасный зеленый цвет".

Гете описывает также явление так называемых "цветных теней". "Один из самых красивых случаев цветных теней можно наблюдать в полнолуние. Свет свечи и лунное сияние можно вполне уравнять по интенсиности. Обе тени могут быть сделаны одинаковой силы и ясности, так, что оба цвета будут вполне уравновешиваться. Ставят экран так, чтобы свет полной луны падал прямо на него, свечу же помещают несколько сбоку на надлежащем расстоянии; перед экраном держат какое-нибудь прозрачное тело. Тогда возникает двойная тень, причем та, которую отбрасывает луна и которую в то же время освещает свеча, кажется резко выраженного красновато-темного цвета, и, наоборот, та, которую отбрасывает свеча, но освещает луна - прекраснейшего голубого цвета. Там, где обе тени встречаются и соединяются в одну, получается тень черного цвета."

Иллюзии, связанные с особенностями строения глаза.

Посмотрите на картинку (ниже), приблизившись вплотную к правому краю монитора

Слепое пятно.

Наличие слепого пятна на сетчатой оболочке глаза впервые открыл в 1668 г. известный французский физик Э. Мариотт. Свой опыт, позволяющий убедиться в наличии слепого пятна, Мариотт описывает следующим образом:

"Я прикрепил на темном фоне, приблизительно на уровне глаз, маленький кружочек белой бумаги и в то же время просил другой кружочек удерживать сбоку от первого, вправо на расстоянии около двух футов), но несколько пониже так, чтобы изображение его упало на оптический нерв моего правого глаза, тогда как левый я зажмурю. Я стал против первого кружка и постепенно удалялся, не спуская с него правого глаза. Когда я был в расстоянии 9 футов, второй кружок, имевший величину около 4 дюймов, совсем исчез из поля зрения. Я не мог приписать это его боковому положению, ибо различал другие предметы, находящиеся еще более сбоку, чем он; я подумал бы, что его сняли, если бы не находил его вновь при малейшем передвижении глаз".

Известно, что Мариотт забавлял английского короля Карла II и его придворных тем, что учил их видеть друг друга без головы. Сетчатая оболочка глаза в том месте, где в глаз входит зрительный нерв, не имеет светочувствительных окончаний нервных волокон (палочек и колбочек). Следовательно, изображения предметов, приходящиеся на это место сетчатки, не передаются мозгу.

Вот еще интересный пример. На самом деле круг идеально ровный. Стоит прищуриться и мы это видим.

Оптическое воздействие цвета.

К этому воздействию относятся иллюзии или оптические явления, вызываемые цветом и изменяющие внешний вид предметов. Рассматривая оптические явления цвета, все цвета можно условно разделить на две группы: красные и синий, т.к. в основном цвета по своим оптическим свойствам будут тяготеть к какой-нибудь из этих групп. Исключение составляет зеленый цвет. Светлые цвета, например белый или желтый создают эффект иррадации, они как бы распространяются на расположенные рядом с ними более темные цвета и уменьшают окрашенные в эти цвета поверхности. Для примера, если через щель дощатой стены проникает луч света, то щель кажется шире, чем в действительности. Когда солнце светит сквозь ветви деревьев, ветви эти кажутся более тонкими, чем обычно.

Это явление играет существенную роль при конструировании шрифтов. В то время, как, например, буквы E и F сохраняют свою полную высоту, высота таких букв как O и G, несколько уменьшаются, еще больше уменьшаются из-за острых окончаний буквы A и V. Эти буквы кажутся ниже общей высоты строки. Чтобы они казались одинаковой высоты с остальными буквами строки, их уже при разметке выносят несколько вверх или вниз за приделы строки. Эффектом иррадации объясняется и различное впечатление от поверхностей, покрытых поперечными или продольными полосками. Поле с поперечными полосками кажется более низким, чем полес продольными, так как белый цвет окружающий поля проникает наверху и внизу между полосками и визуально уменьшает высоту поля.

Основные оптические особенности групп красных и синих цветов.

Желтый цвет зрительно как бы приподнимает поверхность. Она кажется к тому же более обширной из за эффекта иррадации. Красный цвет приближается к нам, голубой, наоборот удаляется. Плоскости, окрашенные в темно-синий, фиолетовый и черный цвета, зрительно уменьшаются и устремляются книзу.

Зеленый цвет - наиболее спокойный из всех цветов.

Так же нужно отметить центробежное движение желтого цвета и центростремительное синего.


Первый цвет колет глаза, во втором глаз утопает. Это воздействие увеличивается, если к нему добавить различие в светлоте и темноте, т.е. воздействие желтого увеличится при добавлении к нему белого цвета, синего - при утемнении его черным.

Академик С. И. Вавилов по поводу устройства глаза пишет: "Насколько проста оптическая часть глаза, настолько сложен его воспринимающий механизм. Мы не только не знаем физиологического смысла отдельных элементов сетчатки, но не в состоянии сказать, насколько целесообразно пространственное распределение светочувствительных клеток, к чему нужно слепое пятно и т. д. Перед нами не искусственный физический прибор, а живой орган, в котором достоинства перемешаны с недостатками, но все неразрывно связано в живое целое".

Слепое пятно, казалось бы, должно мешать нам видеть весь предмет, но в обычных условиях мы этого не замечаем.

Во-первых, потому, что изображения предметов, приходящиеся на слепое пятно в одном глазу, в другом проектируются не на слепое пятно; во-вторых, потому, что выпадающие части предметов невольно заполняются образами соседних частей, находящихся в поле зрения. Если, например, при рассматривании черных горизонтальных линий некоторые участки изображения этих линий на сетчатке одного глаза придутся на слепое пятно, то мы не увидим разрыва этих линий, так как другой наш глаз восполнит недостатки первого. Даже при наблюдении одним глазом наш рассудок возмещает недостаток сетчатки и исчезновение некоторых деталей предметов из поля зрения не доходит до нашего сознания.
Слепое пятно достаточно велико (на расстоянии двух метров от наблюдателя из поля зрения может исчезнуть даже лицо человека), однако при обычных условиях видения подвижность наших глаз устраняет этот "недостаток" сетчатой оболочки.

Иррадиация

Явление иррадиации заключается в том, что светлые предметы на темном фоне кажутся увеличенными против своих настоящих размеров и как бы захватывают часть темного фона. Это явление известно с очень давних времен. Еще Витрувий (I в. до н. э.), архитектор и инженер Древнего Рима, в своих трудах указывал, что при сочетании темного и светлого "свет пожирает мрак". На нашей сетчатке свет отчасти захватывает место, занятое тенью. Первоначальное объяснение явления иррадиации было дано Р. Декартом, который утверждал, что увеличение размеров светлых предметов происходит вследствие распространения физиологического возбуждения на места, соседние с прямо раздраженным местом сетчатки.
Однако это объяснение в настоящее время заменяется новым, более строгим, сформулированным Гельмгольцем, согласно которому первопричиной иррадиации являются следующие обстоятельства. Каждая светящаяся точка изображается на сетчатой оболочке глаза в виде маленького кружка рассеяния из-за несовершенства хрусталика (аберрация, от латинского - отклонение), неточной аккомодации и пр. Когда мы рассматриваем светлую поверхность на тем- ном фоне, вследствие аберрационного рассеяния как бы раздвигаются границы этой поверхности, и поверхность кажется нам больше своих истинных геометрических размеров; она как бы простирается через края окружающего ее темного фона.

Эффект иррадиации сказывается тем резче, чем хуже глаз аккомодирован. В силу наличия кругов светорассеяния на сетчатке иллюзорному преувеличению могут при известных условиях (например, очень тонкие черные нити) подвергаться и темные предметы на светлом фоне - это так называемая негативная иррадиация. Примеров, когда мы можем наблюдать явление иррадиации, существует очень много, здесь нет возможности привести их полностью.

Великий итальянский художник, ученый и инженер Леонардо да Винчи в своих записках говорит о явлении иррадиации следующее: "Когда Солнце видимо за безлиственными деревьями, все их ветви, находящиеся против солнечного тела, на- столько уменьшаются, что становятся невидимыми, то же самое произойдет и с древком, помещенным между глазом и солнечным телом. Я видел женщину, одетую в черное, с белой повязкой на голове, причем последняя казалась вдвое большей, чем ширина плеч женщины, которые были одеты в черное. Если с большого расстояния рассматривать зубцы крепостей, отделенные друг от друга промежутками, равными ширине этих зубцов, то промежутки кажутся много большими, чем зубцы...".

На целый ряд случаев наблюдений явления иррадиации в природе указывает в своем трактате "Учение о цветах" великий немецкий поэт Гёте. Он пишет об этом явлении так: "Темный предмет кажется меньше светлого той же величины. Если рассматривать одновременно белый круг на черном фоне и черный круг того же диаметра на белом фоне, то последний нам кажется примерно на "/, меньше первого. Если черный круг сделать соответственно больше, они покажутся равными. Молодой серп луны кажется принадлежащим кругу большего диаметра, чем остальная темная часть луны, которая иногда бывает при этом различима".

Явление иррадиации при астрономических наблюдениях мешает наблюдать тонкие черные линии на объектах наблюдения; в подобных случаях приходится диафрагмировать объектив телескопа. Физики из-за явления иррадиации не видят тонких периферических колец дифракционной картины. В темном платье люди кажутся тоньше, чем в светлом. Источники света, видные из-за края, производят в нем кажущийся вырез. Линейка, из-за которой появляется пламя свечи, представляется с зарубкой в этом месте. Восходящее и заходящее солнце делает словно выемку в горизонте.

Еще несколько примеров.

Черная нить, если ее держать перед ярким пламенем, кажется в этом месте прерванной; раскаленная нить лампы накаливания кажется толще, чем она есть в действительности; светлая проволока на темном фоне кажется более толстой, чем на светлом. Переплеты в оконных рамах кажутся меньше, чем они есть в действительности. Статуя, отлитая из бронзы, выглядит меньше, чем изготовленная из гипса или белого мрамора.

Архитекторы Древней Греции угловые колонны своих построек делали толще прочих, учитывая, что эти колонны со многих точек зрения будут видны на фоне яркого неба и, вследствие явления иррадиации, будут казаться тоньше. Своеобразной иллюзии подвергаемся мы по отношению к видимой величине Солнца. Художники, как правило, рисуют Солнце чересчур большим по сравнению с другими изображаемыми предметами. С другой стороны, на фотографических ландшафтных снимках, на которых изображено и Солнце, оно представляется нам неестественно малым, хотя объектив дает правильное его изображение.
Заметим, что явление негативной иррадиации можно наблюдать в таких случаях, когда черная нить или слегка блестящая металлическая проволока на белом фоне кажутся толще, чем на черном или сером. Если, например, кружевница хочет показать свое искусство, то ей лучше изготовить кружево из черных ни- ток и расстилать его на белую подкладку. Если мы наблюдаем провода на фоне параллельных темных линий, например, на фоне черепичной крыши или кирпичной кладки, то провода кажутся утолщенными и сломанными там, где они пересекают каждую из темных линий.

Эти эффекты наблюдаются и тогда, когда провода накладываются в поле зрения на четкий контур строения. Вероятно, явление иррадиации связано не только с аберрационными свойствами хрусталика, но также и с рассеянием и преломлением света в средах глаза (слой жидкости между веком и роговой оболочкой, среды, заполняющие переднюю камеру и всю внутренность глаза). Поэтому иррадиационные свойства глаза, очевидно, связаны с его разрешающей силой и лучистым восприятием "точечных" источников света. С аберрационными свойствами, а значит, частично и с явлением иррадиации связана способность глаза переоценивать острые углы.


Астигматизм глаза.

Астигматизмом глаза называется его дефект, обусловленный обычно несферической - (торической) формой роговой оболочки и иногда несферической формой поверхностей хрусталика. Астигматизм человеческого глаза был впервые обнаружен в 1801 г. английским физиком Т. Юнгом. При наличии этого дефекта (кстати, не у всех людей проявляющегося в резкой форме) не происходит точечного фокусирования лучей, параллельно падающих на глаз, вследствие различного преломления света роговицей в различных сечениях. Астигматизм резко выраженный исправляется очками с цилиндрическими стеклами, которые преломляют световые лучи только в направлении, перпендикулярном к оси цилиндра.

Глаза, совершенно свободные от этого недостатка, у людей встречаются редко, в чем легко можно убедиться. Для испытания глаз на астигматизм врачи-окулисты часто применяют специальную таблицу, где двенадцать кружков имеют штриховку равной толщины через одинаковые интервалы. Глаз, обладающий астигматизмом, увидит линии одного или нескольких кружков более черными. Направление этих более черных линий позволяет сделать вывод о характере астигматизма глаза.

Если астигматизм обусловлен несферической формой поверхности хрусталика, то при переходе от ясного видения предметов горизонтальной протяженности к рассматриванию вертикальных предметов человек должен изменить аккомодацию глаз. Чаще всего расстояние ясного видения вертикальных предметов меньше, чем горизонтальных.

Вариации восприятия оттенков

Два отмеченных квадрата, если лежат в одной плоскости выглядят почти одинакового оттенка (рис.А).

Если лист немного искривить, то создается иллюзия разности оттенков (рис.B).

Если квадраты будут лежать в параллельных плоскостях, то иллюзия изменения оттенка немного уменьшится (рис.C), и увеличится, если обозначить зоны (рис.D).

Кстати, тут следует отметить небольшую неточность в определении: в этих иллюзиях использован серый цвет, который является ахроматические и не имеет оттенков.)) То что в описании называется "оттенок" на самом деле тон (светлота). Если вы используете в иллюзии любой другой цвет, то все будет правильно.

Белые квадраты

Здесь вы можете наблюдать сразу две иллюзии. Иллюзию движения полосок относительно друг друга и обман оттенка (серо-белые квадратики имеют одинаковый цвет и оттенок, но выглядят отличными).

Иллюзия Knill и Kersten

На рис.1 квадраты кажутся одинаковыми. Сдвинем их вместе (рис.2) - оказывается они были разными.

Для усиления эффекта преобразуем квадраты в кубы, сохраняя оттенок фронтальной стороны (рис.3).

А потом, преобразуем кубы в цилиндры (рис.4), как видите, эффект "отличия" уменьшился.

Загадочный квадрат

Проделаем простой эксперимент: на верхнем рисунке изображен зеленый квадрат и четыре градиентных полоски. Сдвинем полоски к центру (средний рисунок). По мере приближения полос к центру, вы увидите грязь около их "мнимого" перечечения.

Посмотрите на нижний рисунок. Грязевое кольцо вокруг креста стало совсем явным. Хотя на самом деле никакой грязи нет. Цвет вокруг креста чисто белый. Таким образом вы видите на рисунке иллюзию контраста изображения.

Иллюзия Морон-Бур-Росса (Morrone-Burr-Ross illusion)

В каждом прямоугольнике правая часть (в треугольнике) кажется темнее, чем левая, хотя на самом деле, яркость одинаковая.

Иллюзия T-слияния

Серые вертикальные прямоугольники одного цвета и оттенка.

Искажение цветов

На верхнем рисунке области 1 и 2 имеют одинаковый фон. Наложим поверх рисунка круги с градиентами, и как можете видеть на двух нижних рисунках, области 1 и 2 стали иметь различный оттенок.

На самом деле области 1 и 2 на всех трех рисунках имеют одинаковый цвет.

Квадраты

Квадрат А абсолютно равен по цвету квадрату Б, хотя из-за окружения кажутся совсем разными.

Змейка

На рисунке А все ромбики выглядят разного оттенка, хотя на самом деле, они одного оттенка. Это хорошо видно, если убрать часть фона, который вводит вас в заблуждение - см. рис.B.

Точки

Две точки совершенно одинакового цвета и оттенка, но кажутся различными из за различия фона.

Очередная вариация сетки

Горизонтальные тонкие линии окрашены равномерно, хотя создается иллюзия изменения оттенка по мере пересечения вертикальных широких полос разного тона.

Эффект Блока-Гафтера

Слева ромбы, справа их соединили в большой ромб, при этом, цвета не меняли .

Оптические иллюзии (зрительные иллюзии, оптический обман зрения) - ошибки в зрительном восприятии, вызванные неточностью или неадекватностью процессов неосознаваемой коррекции зрительного образа (лунная иллюзия, неверная оценка длины отрезков, величины углов или цвета изображённого объекта, иллюзии движения, "иллюзия отсутствия объекта" - баннерная слепота, и др.), а также физическими причинами ("сплюснутая Луна", "сломанная ложка" в стакане с водой). Причины оптических иллюзий исследуют как при рассмотрении физиологии зрения, так и в рамках изучения психологии зрительного восприятия.

Иллюзии восприятия цвета

Уже около ста лет известно, что когда на сетчатке глаза возникает изображение, состоящее из светлых и тёмных областей, свет от ярко освещённых участков как бы перетекает на тёмные участки. Это явление называется оптической иррадиацией. Одна из таких иллюзий описана в 1995 году профессором Мачассуасетского технологического института Эдвардом Адельсеном ("иллюзия тени Адельсона"). Он обратил внимание, что восприятие цвета существенно зависит от фона и одинаковые цвета на разном фоне воспринимаются нами как разные, даже если находятся близко и видны нами одновременно.

(третий и четвертый квадраты одинаковы по цвету)

(на пересечении «лепестков» можно заметить розовые точки. На самом деле их там нет)

(прямоугольники «А» и «Б» одинаковы по цвету)



(если смотреть на крест в центре поля, то в двигающейся пустоте через некоторое время можно заметить зеленую точку, которой на самом деле там нет)


(на пересечении меридиан и параллелей можно заметить мигающие черно-белые точки. на самом деле, они ВСЕ белые)




(если в течении 30 секунд смотреть на муху на правом прямоугольнике, а затем перевести взгляд на левую фотографию с коровой, то она приобретет натуральные цвета)


(лошади слева и справа одного цвета)



(на пересечении линий можно заметить мигающие черно-белые точки. на самом деле, они ВСЕ белые)


(на пересечении меридиан и параллелей можно заметить мигающие сине-белые точки. на самом деле, они ВСЕ синие)


(на пересечении линий можно заметить мигающие точки. на самом деле, их там нет)


(эффект объема)



(верхние и нижние кубики - одинаковой насыщенности)


(точки на гранях кубика одинаковой насыщенности)

(красные полоски в центре верхних двух квадратов и зеленые полоски в центре нижних двух квадратов одинаковой насыщенности)


(эффект объема)


(квадратик в центре не розового оттенка, а серого)


(точки слева и справа рисунка одинаковых оттенков)

(при непрерывном просмотре центра рисунка, яркие пятна через некоторое время пропадут, и квадрат полностью станет серым. обуславливается утомляемостью сетчатки)

(иллюзия, очень похожая на предыдущую. при непрерывном просмотре центра рисунка, серая дымка вокруг точки исчезнет. обуславливается утомляемостью сетчатки)


(при непрерывном просмотре центра рисунка, желтые точки через некоторое время пропадут. обуславливается утомляемостью сетчатки)

Иллюзии контраста - это искажения восприятия стимулов, являющиеся результатом противоположного, или контрастного, влияния окружающих их, или контекстуальных, стимулов, в которые они включены. Иллюзии контраста потому представляют особый интерес, что подчеркивают роль зрительного контекста в восприятии площади, длины, формы и пространственной ориентации.

Иллюзия, описанная в конце главы 2 как иллюзия Болдуина (см. рис. 2.12), и иллюзия Эббингауза, представленная на рис. 10.29, - важнейшие примеры стойких искажений восприятия, вызванных контрастом.

горизонтальная линии равны по величине

Два внутренних круга на А и на В (рис. 10.29) физически равны между собой. Однако площадь круга Л кажется больше благодаря тому, что он окружен меньшими по площади кружками, а площадь круга В - меньше, поскольку он соседствует с большими по величине кругами. (Вариант этой иллюзии описан в работе Stapel & Koomen, 1977.) Представленная на рис. 10.30 иллюзия Ястрова также иллюстрирует влияние контраста на восприятие величины.

Центральный круг на А благодаря окружающим его маленьким кружкам кажется больше, чем есть на самом деле. Идентичный ему по величине центральный круг на В кажется наблюдателю меньше, чем он есть на самом деле, поскольку его окружают большие по величине круги

Хотя обе фигуры идентичны, наблюдателю кажется, что 5длиннее, чем/1. Более короткая сторона А контрастирует с более длинной стороной В, в результате чего А воспринимается им как более короткая, а В — как более длинная

Нижняя искривленная фигура В кажется зрителю более длинной, чем верхняя фигура Л, хотя они и идентичны. На рис. 10.31 представлен пример иллюзии, создаваемой контрастом наклона, в которой вертикальные линии кажутся наклоненными в сторону, противоположную наклону окружающих их линий фона.

10.32. А — иллюзия В. Вундта (1896). Кажется, что горизонтальные

параллельные линии в середине изогнуты. В — иллюзия Геринга. Кажется, что горизонтальные параллельные линии в середине изгибаются — верхняя «выгибается» вверх, а нижняя «прогибается» вниз

Влияние контраста, приводящее к искаженному восприятию формы, иллюстрируется иллюзиями Вундта и Геринга (рис. 10.32).

В центральных кругах, окруженных наклонными линиями, — вертикальные прямые, которые благодаря фону кажутся наклоненными в сторону, противоположную наклону линий, образующих фон

Обе пары горизонтальных линий - параллельные друг другу прямые, но в иллюзии Вундта они кажутся «прогнувшимися» внутрь, а в иллюзии Геринга - наружу. Аналогичное искажение восприятия в результате контраста между двумя примыкающими друг к другу участками (рисунка) характерно и для иллюзии Фрейзера (рис. 10.33).

Очевидное влияние контраста между примыкающими друг к другу белыми и черными прямоугольниками искажает восприятие физически параллельных Друг другу фигур в иллюзии Мюнстерберга, представленной на рис. 10.34.

может только линейка, приложенная к основанию горизонтальных прямоугольников.

33. Иллюзия «витой веревки», или иллюзия Дж. Фрейзера (1908)

На фоне паттерна, образованного пересекающимися диагоналями, прямые линии кажутся изогнутыми. Свое название эта иллюзия получила потому, что ее можно испытать, глядя на витую веревку на фоне клетчатой текстуры

образованного чередующимися белыми и черными прямоугольниками, кажутся непараллельными

Иллюзии цвета и контраста

Для начала - проверка на дальтонизм

Нормальное зрение

Дальтонизм

Сколько здесь цветовых оттенков, не считая белого?

Четыре? На самом деле, всего два - розовый и зеленый. Несколько оттенков зеленого и красного только кажется.

Здесь всего три цвета: желтый, красный и синий.

А сколько цветных оттенков здесь?

Четыре? Неверно, всего три. На этой картинке розовый и оранжевый заменен черным:

Решетка Геринга

На пересечениях всех белых полос, за исключением того пересечения, на котором вы фиксируете взгляд в данный момент, видны маленькие серые пятна.

Другой вариант решетки Геринга

Видите на пересечении черных линий маленькие красные пятна?

Эффект решетки Геринга в душевой

Расфокусированная сетка Геринга

Если сетку Геринга расфокусировать, то черный точки на пересечениях (которые на самом деле отсутствуют и являются больным воображением нашего мозга) начинают хаотично появляться и исчезать. Поводите взглядом по рисунку и мигания будут чаще.

Сколько здесь оттенков красного?

Всего один.

Прыгающие цвета

При длительном рассматривании бирюзовые крестики начинают менять цвет на желтый, а черные квадратики краснеть.

Сколько цветов?

Зеленая каемка серых кружков - это ваше восприятие сильного контраста. Ее там нет. На рисунке всего 3 цвета.

Следящие за взглядом

Удивительным образом желтые точки появляются только в том месте, куда вы смотрите.

Пурпурные точки

Видите пурпурные точки в центре цветочков? Если некоторое время смотреть только на одну из этих точек, то все остальные постепенно исчезают.

Парящие лепестки

Лепестки цветков как бы парят над зеленой подложкой.

Смещенные квадраты

Синие квадраты в местах пересечения красных и зеленых клеток выглядят смещенными, хотя сторона квадрата совершенно прямая. Кстати эту иллюзию смещения видят далеко не все люди. Дальтоники, например, видят прямые стороны квадратов! Иллюзия объясняется контрастным переходом цветов.

Сдвиг строки

При рассмотрении этой картинки создается иллюзия горизонтального смещения каждой строки по отношению к окружающим строкам.

Синие кружки

Если смотреть некоторое время в центр изображения, то синие кружки начнут менять насыщенность цветового оттенка.

Хроматизм

Если смотреть на пересечение квадратов, то в какой то момент времени пересечение окрасится в красный оттенок.

Окружности мерцаний

Сосчитайте белые и черные точки на окружностях.

Спираль

Промежутки между желтым цветом в спирали имеют голубоватый оттенок (на самом деле оттенок чисто серого цвета). При этом, плотность оттенка к центру увеличивается (на самом деле плотность цвета везде одинакова).

Серые на цветном

В зависимости от фона, серые квадратики кажутся ярче или темнее окрашенными, хотя, на самом деле, все квадраты имеют один цвет и оттенок, как на квадратике справа от картинки.

Неоновая иллюзия

Видите желтый цвет в центре квадратов? На самом деле его там нет, там все чисто белого цвета.

Сетка

Видите серые полоски по диагоналям? На самом деле никаких полосок на рисунке нет.

Яркие точки

Смотрите некоторое время на один из рисунков и вы увидите, что перекрестки с отсутствующими точками светятся белым (левый рисунок) или наоборот, очень темные (правый рисунок).

Розовая точка

Вы думаете точка посередине розовая? На самом деле она серая!

Мигающие точки

Передвигайте взгляд вдоль картинки и вы увидите, как синие точки начнут мигать как лампочки. Иллюзия основана на классической сетке Геринга.

Сколько муравьев?

Беглым взглядом посмотрите на картинку не считая муравьев. Каких муравьев больше? Красных или белых? Теперь сосчитайте...

Ахроматический контраст

Круги имеют один и тот же оттенок серого.

Хроматический контраст

В окружении зеленого цвета серый цвет кажется сиренево-розовым, а в окружении красного - сине-зеленоватым.

Полосы Маха (краевой контраст)

Плавный переход цвета воспринимается как полосы. На границе белого видна еще более белая полоса, а на границе черного - еще более черная. Причиной возникновения данной иллюзии является латеральное торможение в сетчатке.

Иллюзия Вертгеймера-Коффки

Часть кольца на белом фоне кажется более темной. Если же убрать карандаш, то иллюзия исчезает.

Сравнение яркости

Левый и правый внутренние квадратики имеют одинаковую яркость, хотя кажется, что левый квадратик светлее.

Иллюзия T-слияния

Серые вертикальные прямоугольники одного цвета и оттенка.

Змейка

На рисунке А все ромбики имеют разный оттенок, хотя на самом деле, они одного оттенка. Это хорошо видно, если убрать часть фона, который вводит вас в заблуждение - см. рис.B.

Видите шахматную доску с черными и белыми клетками?

Серые половины черных и белых клеток одного оттенка.

Серый цвет воспринимается, то как черный, то как белый.

Константность цвета

Посмотрите внимательно на доску. С ней все в порядке?

Белые клетки в тени и черные на свету - одного цвета!

Однако глаза этого не замечают. Мозг видит черные и белые клетки независимо от освещенности!

Эффект Блока-Гафтера

Слева ромбы, справа их соединили в большой ромб, при этом, цвета не меняли.

Иллюзия Морон-Бур-Росса

В каждом прямоугольнике правая часть (в треугольнике) кажется темнее, чем левая, хотя на самом деле, яркость одинаковая

Цветные окружности

Все желтые окружности имеют одинаковый размер.

Цветовое искажение

Иллюзия Манкера. Красные полоски на верхнем левом и правом рисунке одного цвета. На нижних рисунках зеленые полоски одного цвета.

Звезды

Цвет звезды А равен цвету темной части звезды B.

Каратисты

Взгляните на верхний рисунок. Оттенок тени каратистов разный. На самом деле цвет тени одинаков, что хорошо видно на нижней картинке.

Красные кубики

Красные кубики вверху выглядят более темными, чем нижние. На самом деле цвет и оттенок одинаков. Иллюзия вызвана контрастом кубиков и фона.

Цвет фигур кажется более ярким и насыщенным, если фигуры окантованы черными рамками

Цвет фона в той части рисунка, где иероглифы не обведены белым, кажется более насыщенным

Центр рисунка ярче?

Цвет по краям и в центре рисунка одинаковый.

Какая клетка ярче?

Клетки А и В одинакового цвета.

Искажение цветов

На верхнем рисунке области 1 и 2 имеют одинаковый фон. Наложим поверх рисунка круги с градиентами, и как можете видеть на двух нижних рисунках, области 1 и 2 стали иметь различный оттенок. На самом деле области 1 и 2 на всех трех рисунках имеют одинаковый цвет.

Иллюзия Knill и Kersten

На рис.1 квадраты кажутся одинаковыми. Сдвинем их вместе (рис.2) - оказывается они были разными. Для усиления эффекта преобразуем квадраты в кубы, сохраняя оттенок фронтальной стороны (рис.3). А потом, преобразуем кубы в цилиндры (рис.4), как видите, эффект "отличия" уменьшился.

Плетенка

Градиент цвета создает иллюзию объемности изображение. "Плетенки" будто повисли над оливковым фоном.

Павлин

Расцветка обоих павлинов одинаковая.

Одинаковые цвета

Зеленый, красный и синий цвета - одни на весь рисунок, хотя выглядят по разному.

День и ночь

Правая девочка выглядит темнее, чем левая, хотя на самом деле, они одинаковые.

Изменение цвета

Смотрите на квадрат в центре, цвет фона которого отличен от остального фона. Через некоторое время вы увидите, что цвет фона смежных квадратов изменился на более светлый, хотя он одинаков, по отношению к периферийным квадратам.

Яркое на темном

Серый фон под красной точкой выглядит светлее, чем под синей. На самом деле, светлее серый фон под синей точкой!

Золотые квадратики

Квадраты выглядят разного оттенка. Каждый квадрат залит градиентом оливковым цветом. Левая сторона более темная, правая - более светлая. Один большой квадрат, в котором находятся маленькие, также залит градиентом, только более расширенной гаммой цветов. Но все маленькие квадраты одинакового цвета.

Оттенки красного

Здесь четыре оттенка красного.

А здесь - три.

Двойственный зеленый

Зеленый фон везде одинаков, хотя кажется, что в центральном квадрате цвет более насыщенный.

Восприятие глубины

Посмотрите на картинку. Не кажется ли вам, что переход градиентов создает иллюзию объема (глубины)?

Чужие

Все ромбики состоят из четырех маленьких ромбиков с одинаковым градиентом. Но при взгляде на картинку, создается иллюзия, что часть ромбиков оранжевая, часть фиолетовая.

Цвет лошадей

Возможно, вам покажется странным, но лошади совершенно идентичны как по цвету, так и по оттенку. Можете смело проверить! А выглядят разными из-за иллюзии, возникающей за счет контраста фона.

Желтый и еще желтее

Посмотрите на анимированную картинку. Квадраты появляются с периодичностью 1 раз в секунду. Каждый новый квадрат выглядит более желтым, чем предыдущий. На самом деле цвет квадратов идентичный. Они совершенно одинаковые. А вот переход градиента с желтого на красный и создает этот эффект.

Серо-зеленые кружочки

Все кружки одинакового цвета - серые. Хотя в левой области рисунка из-за контрастного фона выглядят зеленоватыми.

Сетки

Черные точки в сетках мерцают разными цветами.

Три цвета

На этой картинке использовано всего 3 цвета: салатовый, лиловый и желтый.

Цветовое восприятие

Рамки вокруг синих квадратов кажутся оранжевыми, вокруг желтых - сиренево-фиолетовыми. На самом деле цвет рамок одинаков.