«Сейчас нет дикторов с большой буквы. Назад в ссср: самые знаменитые женщины-телеведущие Диктор телевидения ссср

В те далекие времена, когда единственным источником визуальной связи с внешним миром было телевидение, этих женщин в каждом доме встречали как самых близких людей. Многие из них сильно изменились. Некоторых уже нет в живых.
Ангелина Вовк (72 года)
Первая ассоциация с именем этой телеведущей – фестиваль «Песня года», трансляцию которого не пропускали ни в одной семье. В 80-е годы Ангелина Вовк вела передачу «Спокойной ночи, малыши!». В те времена детская программа переживала тяжелые времена: вышестоящие органы требовали убрать Хрюшу из передачи – мол, почему маленька свинья должна учить советских детей. Тетя Лина убеждала руководство, что без Хрюши эфир невозможен.
Татьяна Веденеева (61 год)
Закончила ГИТИС. Еще во время обучения на первом курсе института, впервые снялась в кино. В 1975 году Веденеева сыграла в двух фильмах – «Здравствуйте, я ваша тетя», «Это мы не проходили». Работала в театре имени Маяковского. Дебютировала в качестве ведущей ночных эфиров. Программы «Спокойной ночи, малыши», «В гостях у сказки», по которым запомнилась Татьяна Веденеева, достались ей не сразу. За детскими передачами последовала программа «Утро».


Лариса Вербицкая (55 лет)
В 1987 году Лариса стала одной из первых ведущих зарождающегося утреннего вещания. Сегодня Лариса Вербицкая – единственная телеведущая на Российском телевидении, проработавшая в одной программе более 20 лет.


Светлана Моргунова (75 лет)
За долгую карьеру на телевидении Моргунова успела поработать в разных жанрах: вела программу «Время», знакомила зрителей с программой телепередач. Но славу Моргуновой принесли именно выпуски «Голубого огонька». Вместе с популярной ведущей Новый год встретило не одно поколение зрителей.


Татьяна Черняева (72 года)
Работала на Центральном телевидении с 1970 года, когда заняла должность помощника режиссёра. В 1975 году Черняева стала ведущей новой детской программы «АБВГДейка» и впоследствии совмещала эту работу с должностью руководителя редакции детских программ. Она говорила, что «АБВГДейка» - единственная неполитизированная программа на советском телевидении.


Анна Шатилова (76 лет)
Попала на ТВ случайно – учась на филологическом факультете педагогического института, она увидела объявление о наборе дикторов Всесоюзного радио и решила принять в нём участие. В 1962 году Шатилова была принята на Центральное телевидение СССР. Наставником Шатиловой был сам Юрий Левитан. В течение многих лет она вела главную информационную программу страны - «Время».


Татьяна Судец (67 лет)
На ТВ с октября 1972 года. Популярная ведущая, работала в дикторском отделе ЦТ. Вела программы: «Время», «Голубой огонек», «Умелые руки», «Больше хороших товаров», «Наш адрес - Советский Союз», «Песня года», «Спокойной ночи, малыши!».


Валентина Леонтьева
Проработала на Центральном телевидении 35 лет – с 1954 по 1989 годы. Валентина Леонтьева стала первой ведущей передачи «Спокойной ночи, малыши!». Дети называли ее тетей Валей, а родители «всесоюзной мамой», ведь она «укладывала спать» всех детей советской страны. С 1976 года Леонтьева вела популярнейшую детскую передачу «В гостях у сказки». Телеведущая умерла в 2007 году в возрасте 83 лет.


Юлия Белянчикова
Юлия Васильевна вела одну из первых передач на медицинскую тематику на отечественном ТВ – научно-популярную программу «Здоровье». Причем по специальности она вовсе не артистка и не телеведущая, а врач. Она оставалась бессменной ведущей программы более двадцати лет. За это время поток писем на передачу вырос с 60 тысяч в год до 160 тысяч. Умерла Юлия Белянчикова в 70-летнем возрасте в 2011 году


Анна Шилова
Первая ведущая первой «Песни года». Вместе с Игорем Кирилловым провела выпуски с 1971-1975 годы. Также была ведущей многих «Голубых огоньков». В 2001 году телеведущей не стало, она умерла в возрасте 74 лет.

22 марта 2016 года Центральное Телевидение отпраздновало свой 65-летний юбилей. Сегодня трудно представить, что были времена, когда вещание осуществлялось только на два города: Москву и Ленинград (Санкт-Петербург), было чёрно-белым, и все передачи шли в прямом эфире. Только с 1957-го началась трансляция на европейскую часть а со 2 ноября 1967-м - на всю территорию страны. Теми, кто общался с населением с голубого экрана, читал новости, вёл передачи и комментировал спортивные соревнования, были дикторы советского телевидения. Это были представители особой профессии и специально созданного отдела на ЦСТ, прекратившего своё существование в 1995-м.

Требование к профессии формировалось постепенно, на лучших примерах дикторов пятидесятых, ставших кумирами миллионов зрителей. Благодаря их таланту стали понятны требования к будущим соискателям работы на телевидении: хорошая дикция, грамотная речь, внешний вид и умение общаться с аудиторией, пусть присутствующей лишь незримо. В дальнейшем на работу будут приниматься только те, кто пройдёт конкурсные испытания из трёх туров, что сродни отбору в театральный вуз. Дикторы советского телевидения, на которых предстояло равняться, - это, прежде всего, Виктор Балашов и Игорь Кириллов, Светлана Жильцова и Валентина Леонтьева и Анна Шатилова.

Ныне здравствующий Виктор Балашов, 1924 года рождения, выпускник Школы-студии МХАТ - образец дикторского чтения. Прошедший Великую Отечественную войну, свою карьеру он начинал на радио, где дикция и звучание голоса играли очень важную роль. Работал вместе с легендарным Юрием Левитаном. Придя на телевидение в 1947-м, он до начала эфира разрабатывал связки, как профессиональный певец. Своим уникальным басовитым голосом объявлял важные для страны новости, став ведущим программы «Время». Ему выпала честь сообщить о полёте Юрия Гагарина, прочесть напутствие заболевшего Л. И. Брежнева космонавтам станции «Союз-Аполлон», первому международному экипажу. Проработавший на телевидении до 1996 года, является народным артистом России.

Дикторы - ведущие телевизионных передач

Работали дикторы в различных редакциях, и не только великолепно читали текст, но и вели разнообразные передачи, навсегда связав своё имя с их историей. Так, Владимир Ухин был бессменным ведущим детских выпусков «Спокойной ночи, малыши», Ангелина Вовк 18 лет вела итоговую «Песню года», Юрий Николаев ассоциируется с «Утренней звездой», а Светлана Жильцова и Александр Масляков - с тем КВНом, который начинался с песни «Берите в руки карандаш, мы начинаем вечер наш».

Парадоксально, что ни Александр, ни Светлана не были первыми ведущими КВНа, но именно они стали его символами. Передача, родившись из другой весёлой программы, стала единственной, в условиях прямого эфира, неподвластной и неподконтрольной начальству. Её закрытие в 1971 году по формальному поводу - команда Одессы вышла на игру с наклеенными усами и бородами - стало завершением свободолюбивых 60-х годов.

Светлана Жильцова попала на телевидение совершенно случайно, но этому предшествовали её многолетние занятия в студии художественного слова при Доме пионеров. Будучи студенткой иняза, она была приглашена на телевидение из-за знания английского языка. После неожиданной замены заболевшего ведущего детской спортивной программы, где в 40-минутной передаче она хорошо себя проявила, девушку пригласили в штат. Её отличали улыбчивость и правильная В те годы за речью в эфире следил педагог русского языка, у которого дикторы советского телевидения получали уроки. Александр Масляков пришёл в КВН в 1964-м, будучи ещё студентом, и остался верен этой игре до настоящего времени.

Иконы стиля

При отсутствии коммерческой составляющей телевидения, одежду для появления в эфире ведущие подбирали самостоятельно. Выезжая за рубеж, следя за модой и изыскивая возможности для приобретения качественных материалов, настоящими иконами стиля в СССР были именно советские дикторы телевидения. Женщины первыми продемонстрировали красоту и практичность кримпленовых костюмов, скромных, но изысканных украшений, великолепных причёсок от признанных мастеров. Анна Шатилова, Ангелина Вовк, привлекаемые к работе на телевидении до сих пор, демонстрируют безупречный вкус, и в зрелом возрасте вызывая восторженные отзывы.

Образцом женственности и красоты на протяжении десятков лет оставалась Валентина Леонтьева, ведущая самой человечной передачи «От всей души», без которой не мыслилась ни одна рейтинговая программа на телевидении. Народная артистка СССР трудилась до 65 лет, сделав пластическую операцию, чтобы сохранить любимую работу.

Нестареющие ветераны

С закрытием отдела дикторов большинство ветеранов телевидения оставили любимую работу, продолжая трудиться в других направлениях. Великолепную карьеру сделала неподражаемая Екатерина Андреева, выпускница дикторской школы 1992 года, выделяющаяся среди коллег интеллигентностью и уважительным отношением к слову. Но есть и представители более старшего поколения, дикторы советского телевидения. Мужчины представлены нестареющим Игорем Кирилловым, начавшим свою деятельность в далёком 57-м. 30 лет он являлся бессменным ведущим программы «Время». Благодаря профессионализму и великолепному тембру голоса ему поручалось поздравление жителей страны с Новым годом, комментирование праздничных мероприятий с главной площади столицы, чем он продолжает заниматься и в настоящее время, работая в паре с неувядаемой Анной Шатиловой.

Дикторы советского телевидения стали неотъемлемой частью культуры страны, предметом гордости и уважения.

ФЕДОР САВИНЦЕВ сфотографировал дикторов советского Центрального телевидения, а АЛЕКСАНДРА ЗЕРКАЛЕВА спросила у них, отразилось ли на ТВ исчезновение их профессии


1. Анна Николаевна Шатилова и Игорь Леонидович Кириллов во время торжественного мероприятия в «Президент-отеле»



2.


Сейчас слово «диктор» стало нарицательным. И все, кто выходит в эфир, ведут передачу «Время», новости, − называются дикторами. Но это большая разница. Потому что диктор - это очень редкая профессия, очень интересная, созданная дикторами радио еще в тридцатых, наверное, годах. Это эпохальное радио: Высоцкая, Левитан. Они создали эту профессию, и они же по крупицам собирали, что такое человек у микрофона и как он должен вести себя у микрофона. Выпускали маленькие такие брошюрки. Там обязанности диктора состояли из очень многих пунктов. Сейчас телеведущий этих пунктов и не знает (как слышу, так и говорю) и этих норм не придерживается, говорит как бог на душу положит. Вот какая разница. Так что сегодняшнее телевидение - это телевидение телеведущего. Такого понятия, как диктор, нет, его исключили.


3. Анна Николаевна Шатилова - диктор ЦТ с 1962 года, съёмка проводилась во время торжественного мероприятия в «Президент-отеле», на котором Шатилова работала ведущей


Телевидение не стало другим, хуже не стало. И лучше не стало. Это просто веяние времени - то, что профессия диктора со временем переросла или переродилась в профессию так называемых телеведущих. Наверно, так и должно было случиться. Эти телеведущие должны владеть журналистским искусством, уметь писать, уметь сочинять тексты, но и, конечно, их исполнять. И вот это, к сожалению, ахиллесова пята сегодняшнего телевидения. Увы, порой талантливые, хорошие, грамотные тексты исполняются совсем не так, как того требует искусство телевидения. Не просто средство массовой информации, а именно искусство телевидения. А искусство требует все-таки высоченного исполнительского мастерства. Тележурналистика требует от журналиста естественного развития его природного артистизма. Это не театральность, а такая способность в своей манере, оригинально рассказывать об увиденном и услышанном, передавать свои переживания, свое отношение к тем событиям, о которых ты рассказываешь. Вот в этом артистизм природный, который развивается в том случае, если человек с молодых лет занимается ораторским мастерством.



5. Игорь Леонидович Кириллов - диктор ЦТ с 1957 года, съёмка проводилась во время торжественного мероприятия в «Президент-отеле», на котором Кириллов работал ведущим


Конечно, телевидение стало другим. Отсутствует целый отряд универсальных профессионалов. Кто умеет думать, тот поймет, что в этом ответе все сказано. Универсальных - можете выделить как-то это слово. Мы делали всё: мы читали новости, мы вели программы, мы вели концерты разные, мы писали тексты, снимали репортерские материалы, читали закадровый текст в самых разных передачах. Покажите мне сейчас хоть одного человека, который называется, извините, «звездой», хоть одного, который все это умеет, который сделает это на высоком уровне и, главное, грамотно.



7. Наталья Михайловна Андреева - диктор ЦТ с 1982 года, ныне - преподаватель МГУ, кафедра журналистики и телевидения. Ведет предмет «Мастерство телеведущего, техника речи и актерское мастерство»


Да, оно (телевидение) стало существенно другим. Телеведущий должен в первую очередь проявлять уважение к зрителю, показывать ему свое отношение. Особенно это нужно в наше достаточно суровое время, когда люди недополучают внимания, тепла какого-то человеческого. Даже если ты просто читаешь информацию, почему бы тебе не улыбнуться легкой улыбкой? Сейчас по большей части так: пришел, оттарабанил на свою зарплату и ушел. Или вот шоу сегодняшние: сидят, шутят друг с другом целый час в студии, что-то под нос себе бубнят, сами пошутили, сами посмеялись. Наплевать, понял меня зритель, не понял. Главное, что у меня есть поддержка: массовка там за кадром, соведущие такие веселые. Для чего нужны такие передачи, что они несут? Либо демонстрируют себя, какие они красивые и замечательные, либо работают друг на друга, но не на зрителя. Это, конечно, не значит, что хороших ведущих сейчас нет. Есть, но это огромная редкость. Сейчас нет таких дикторов с большой буквы, на которых равнялись, на которых хотели быть похожими. Потому что пропали с телевидения самые главные отличающие настоящего диктора вещи: доброжелательность по отношению к зрителю, культура слова и культура общения.



9. Виктор Петрович Ткаченко - диктор ЦТ с 1970 года, в 1981 году был уволен с ЦТ СССР за то, что в дружеских компаниях пародировал Брежнева, в 1988-1997 сотрудник Гостелерадио, ныне - преподователь в Первой национальной школе ТВ

10.


Конечно, телевидение стало другим. Изменилось, и не в лучшую сторону. Ну почему же нет дикторов − есть люди, по функциям похожие на дикторов. Мы же тоже не только дикторами были. И я, и мои коллеги вели другие какие-то передачи, большие, широкие. Просто название этой работы изменилось, и все. Конечно, плохо, что не появляется женщина-диктор и не объявляет следующее какое-то событие, которое будет на экране. Конечно, это было ближе к человеку, к слушателю; ближе к тому, кто сидит у телевизора. Телевидение было гораздо мягче, доступнее, понятнее и именно ближе − мне кажется, это слово очень подходит. А сейчас оно просто сумасшедшее. Бред происходит на экране. Я почти не смотрю телевизор сейчас. Иногда смотрю какие-то спортивные программы, новости − совсем редко.



11. Виктор Иванович Балашов - диктор ЦТ с 1947 года, ныне на пенсии

12.


Я считаю, что без диктора нет лица канала. Потому что все-таки, куда ни кинь, передачи разные, и хорошо, когда есть лицо, которое умеет от одной передачи перейти к другой, именно приглашая. Все рейтинги ведь в основном зависят от хорошего, среднего, прекрасного обывателя − в хорошем смысле этого слова. Для людей, которые на чем-то специализируются, уже давно есть свои отдельные каналы. А вот на федеральных каналах хотелось бы, чтобы было лицо. Несколько человек, которые приглашали бы, говорили бы вот об этой передаче доверительно, проникновенно, со своим отношением. Когда отдельный человек заинтересован в том, что он говорит, когда он переживает то, что говорит, это всегда заметно. С такого человека не переключатся на другой канал. Сейчас у людей мало того что клиповое мышление, еще и нет индивидуальности - того, за что я и вся наша старая школа всегда ратовали. У нас каждый канал имел свое лицо, а сами дикторы ассоциировались с конкретными каналами. Кроме того, наша работа была отчасти просветительская, мы завоевывали свою аудиторию. Сейчас говорят быстро, как пишут эсэмэски, всё сокращают, я ужасный противник этого всего. Слово, оно живое, к нему нужно обращаться с уважением, так же как и к человеку. Такое телевидение, которое у нас есть сейчас, соответствует своему времени. У него бешеный темп, даже пугающий иногда − может быть, как-то его стоит сбавлять. Может быть, нужно даже иногда делать передачи, немного расслабляющие.



13. Дина Анатольевна Григорьева - диктор ЦТ с 1975 года, ныне - преподаватель школы ЭКТВ в Останкино, ведет предмет «Мастерство телеведущего»

14.


На самом деле многие дикторы напоминали механических роботов, а эфир должен быть живым. Я всегда была за то, что ввели в телепрограммах, - за ведущих. Не могу сказать, что телевидение изменилось совсем уж в лучшую сторону: слишком много мусора. Но оно точно стало живее. Они стали говорить проще, свободнее, это замечательно. Но с этим всем утратилась культура речи. Мы за каждым словом следили, каждое слово смотрели в словаре, а сейчас у ведущих ошибка на ошибке, куча неправильных ударений. Зато информационное вещание стало гораздо свободней. Мы вообще всё писали под диктовку, у нас были службы специальные, которые проверяли всё, мы без них слова не могли сказать. То есть содержание стало таким вольным, но форма часто от этого страдает.



15. Валентина Николаевна Мокроусова - диктор Всесоюзного радио с 1980 года, ныне преподает в Московском институте телевидения и радиовещания «Останкино»


16. Анна Николаевна Шатилова, 1985

Основоположником советской школы спортивного радиорепортажа стал, конечно же, Синявский Вадим Святославович . Именно он когда-то провел первый урок гимнастики на всесоюзном радио. В 1935 году озвучил первый в истории Союза зарубежный репортаж с матча СССР – Турция. Однако Синявский освещал не только спортивные события. Его голос звучал в тот момент, когда в ноябре 1941-го советские войска отправлялись с Красной площади на передовую. В 1942-м Вадим Святославович едва не погиб. "Говорит Севастополь!" – лишь успел сказать легендарный диктор в эфир. Спустя мгновение его накрыло снарядом разорвавшейся поблизости мины.

Владимира Борисовича Герцика война тоже не обошла стороной. С 1941 по 1943-й артист и ведущий служил командиром химической роты Латышской стрелковой дивизии. В последние военные годы работал диктором, совершая опасные полеты в тылу врага с агитацией о сдаче в плен и с сообщениями для немецких войск.

Ольга Сергеевна Высоцкая по праву считалась одной из самых ярких ведущих середины XX века. В ее послужном списке есть и радионовости с фронтов, и прямые трансляции из Кремлевского дворца съездов, и трагические сводки "Совинформбюро". Ольга Сергеевна отличалась четкостью и ясностью речи, а также неповторимым талантом располагать к себе слушателей.

Самый известный диктор СССР вряд ли нуждается в отдельном представлении. В это сложно поверить, но когда-то 17-летний Юрий Левитан рассмешил приемную комиссию столичного вуза своим "окающим" Владимирским говором. Тогда-то ему и попалось на глаза объявление о наборе в группу радиодикторов. Упорный юноша решил испытать судьбу еще раз. К счастью, на прослушивании присутствовал сам Василий Качалов, которого не смутили особенности речи Левитана.

Игорь Леонидович Кириллов являлся диктором программы "Время" более 30 лет. С 1965-го до начала 80-ых именно он вел прямую трансляцию парадов с Красной площади. Трансляцию празднований 9 мая легендарный ведущий освещал и того дольше – до 2006 года. Сегодня Кириллов появляется на телевидении, периодически участвуя в передачах "Угадай мелодию", "Наше время", "Кто хочет стать миллионером" и многих других.

Шатилова Анна когда-то совершенно случайно прочла объявление о наборе в группу дикторов на Всесоюзное радио "Гостелерадио СССР" и решила попробовать свои силы. Уже через несколько лет ее пригласили работать на Центральное телевидение. Именно Анна Николаевна в 1963-м году в прямом эфире зачитала срочное сообщение ТАСС об убийстве Джона Кеннеди.


Хорошевцев Евгений Александрович на сегодняшний день является одним из самых популярных дикторов современной России. Его называют "Официальным голосом Кремля" и он сообщает нам о самых важных политических событиях.

Какой была частная жизнь народных любимиц, улыбавшихся нам с экрана

«Мы просто хотели поинтересоваться, кто сегодня ведет, Ниночка или Валечка ?» Фраза из культового фильма Никиты Михалкова «Пять вечеров» - свидетельство обожания, которое испытывали телезрители к первым дикторам ТВ в конце 50-х. Дикторы были наперечет, их знали лучше, чем артистов. Невозможно было представить, что их, таких родных, может коснуться трагедия.

Нина Кондратова стала жертвой разъяренного быка

Среди самых первых и самых любимых теледикторов была Нина Кондратова (та самая «Ниночка»). Очень теплая и искренняя, дружелюбная и тактичная, она никогда не играла на экране, оставалась сама собой, несмотря на то, что окончила в 1950 году актерский факультет ГИТИСа.

Казалось, впереди у Кондратовой - долгая и счастливая творческая биография. Но тут вмешалась судьба. В 1965 году Нина вела передачу с ВДНХ. Рассказывая перед микрофоном о коровах и быках - рекордсменах одного из хозяйств, 43-летняя Кондратова неосторожно подошла слишком близко к животным. Испугавшись стрекочущих камер и множества людей, один из быков вырвался из загона и помчался прямо на Нину. Один удар острого рога - и красавица ведущая осталась без глаза...

Казалось, это был конец карьеры. Телевизионное руководство хотело отправить женщину на пенсию по увечью, но потом было решено оставить ее на работе - такое мастерство, каким обладала Кондратова, дорогого стоит. К тому же зрители, узнав о трагедии, забросали телевизионные редакции мешками писем, поддерживая свою любимицу. Возможно, этот факт и помог ей остаться на телевидении. Ей изготовили искусственный стеклянный глаз, почти не отличающийся от настоящего.

Кондратова еще какое-то время вела программы, а затем стала диктором- консультантом.

Валентину Леонтьеву разлюбил собственный ребенок


Такой же популярностью, как Нина Кондратова, пользовалась еще одна телеведущая - Валентина Леонтьева («Валечка»). На телевидение она пришла в возрасте чуть за 30, в 1954 году, – вначале ассистировала режиссеру, затем стала диктором. После небольшого перерыва в карьере (вместе с мужем-дипломатом Леонтьева некоторое время жила в США) вернулась на голубой экран.

Валентина Михайловна или, как чаще ее звали дети, тетя Валя, долгое время вела детские передачи - «Спокойной ночи, малыши!», «Умелые руки» и «В гостях у сказки». Мягкий, подкупающий голос, располагающий образ, подчеркнутая интеллигентность и доброжелательность сделали ее передачи невероятно популярными.


Эти качества Леонтьевой обеспечили высочайшие рейтинги программе «От всей души», которую Валентина Михайловна придумала и выпустила в большую эфирную жизнь в 1972 году. Передачу можно назвать предтечей нынешней программы «Жди меня». Там тоже встречались люди, не видевшие друг друга долгие годы, - родные, сослуживцы, разлученные друзья и влюбленные.

Вся страна плакала перед телеэкранами, а Валентина Михайловна объясняла успех передачи просто: «Надо душу отдать». Она не спала ночей перед выходом программы, проникалась судьбой каждого своего героя или героини и помнила всех, о ком сняла 52 сюжета.

В то время как Леонтьева соединяла чужие семьи, ее собственная рушилась вдали от заплаканных глаз телезрителей. Журналисты много писали о том, что единственный сын Валентины Михайловны Дмитрий с детства недополучал от мамы внимания, которое она щедро дарила всем остальным детям Советского Союза. Валентина Михайловна почти все время пропадала на работе – Дима чаще видел маму по телевизору, чем дома. Впоследствии Леонтьева очень жалела, что «не додала» единственному сыну любви. Но было уже поздно.

Ходили слухи о том, что Дмитрий ставил прочерк в графе «мать», заполняя документы. Говорили, что ей так и не удалось наладить с ним отношения – до конца жизни. Сын даже не приехал на похороны матери – последние годы она жила у сестры в небольшом поселке в Ульяновской области. Более того - в конце жизни Валентина Михайловна была госпитализирована с переломом шейки бедра, и знакомые утверждали, что это дело рук ее сына. Сам Дмитрий Виноградов отрицает все, что на эту тему пишут и говорят, называя обвинения в черствости и вражде с матерью выдумкой журналистов. Кто знает, как обстояло дело на самом деле?

Анна Шилова страдала из-за сына

Анна Шилова начинала почти одновременно с Кондратовой и Леонтьевой. Вообще-то она собиралась быть актрисой и даже успела сняться в небольших ролях. Но еще в 20 лет, в 1947 году, Анне поставили жестокий диагноз – туберкулез позвоночника. Дело шло к инвалидности, и с актерской профессией пришлось распрощаться. Но молодая женщина не смирилась с судьбой. Она не только упорно лечилась, но и решилась на крутой поворот – в 1956 году прошла конкурс на телевидении. Тогда на одно место диктора «налетало» до 500 претендентов.


Анна Николаевна сумела победить болезнь и стала иконой стиля для телезрителей почти на 40 лет. Ее считали эталоном советского телевидения – она была одновременно сдержанной и очень обаятельной. Шилова придавала неповторимую интонацию «Голубым огонькам», которые постоянно вела вместе с Игорем Кирилловым . Зрители были уверены, что они женаты.

На самом деле о личной жизни Анны Николаевны известно мало. Фамилию ей подарил студент ВГИКа Юниор Шилов , с которым они поженились очень рано, в 1945 году.

Анна Шилова страстно хотела иметь ребенка – ее первая беременность была неудачной. И вот родился сын Алексей . По некоторым источникам, он тоже работал диктором на ТВ. Но из-за алкоголизма карьера не сложилась.

В последние годы Анна Николаевна боролась со страшной онкологической болезнью и одновременно, как могла, поддерживала своего единственного сына. Говорят, что он в пьяном угаре поднимал на мать руку.

Шилова ушла из жизни в 2001 году. Через год в этой же могиле похоронили и Алексея.

В роду у Татьяны Судец все мужчины умирали молодыми


Эстафету старших коллег в 1972 году приняла 25-летняя Татьяна Судец . Она входила в каждый дом в образе ведущей детской передачи «Спокойной ночи, малыши!» Ей довелось быть «тетей Таней» в компании Хрюши и Степашки более 25 лет. Впрочем, Татьяне были по плечу и другие передачи – она работала в дикторском отделе, вела программы «Время», «Москва и москвичи», «Голубой огонек», «Песня года».

После того как Советский Союз приказал долго жить, Татьяну Судец поспешили назвать «говорящей головой» - в числе многих других опытных дикторов она попала в «черный список» и ей предложили уволиться.

А потом ней произошло самое страшное, что только может представить себе женщина, - в 1992 году погиб 24-летний сын Андрей . Молодого человека убили какие-то подонки, позарившись на его одежду. Поначалу юношу считали пропавшим – его тело нашли только через месяц.

За полтора года до этого одна знакомая напророчила Татьяне: «Ты потеряешь мужчину и будешь по нему долго страдать», на что Судец рассмеялась и ответила: «Из-за мужчины? Никогда!». Об этом предсказании она вспомнила, когда потеряла сына.

Татьяна с детства верила в судьбу, в предначертания, и знала, что в их роду по материнской линии погибают или рано умирают все мужчины. Так, у ее деда было четыре сына – все они очень рано умерли, сам дед скончался, когда бабушка Тани была на втором месяце беременности. За 8 лет до гибели сына Судец потеряла брата – тот погиб совершенно нелепо, его зарезал пьяный сосед, обидевшийся на то, что спешивший в больницу к отцу Владимир не дал ему позвонить по телефону – сказал, что некогда.

Сегодня в жизни Татьяны Александровны самые главные люди - дочь Дарья и внуки Кирилл и Анна . Она по-прежнему много работает - занимает должность Президента Межрегионального общественного фонда «Русская традиция», преподает в школе телевидения при МАГМУ.