Надо ли завешивать зеркала после смерти. Народные приметы и суеверия: почему завешивают зеркала. Сколько дней закрывать зеркало, когда умер человек

- Что делать, если человек при смерти?

Принято пригласить в дом священника для совершения таинства исповеди, соборования и причастия. Эти таинства преподаются как знак примирения, чтобы человек мог облегчить свою совесть перед Богом и людьми. Соборование (его еще называют елеепомазанием) имеет целительную силу, а в случае кончины приготовляет человека к переходу в вечную жизнь. Очень важно пригласить для прощания близких людей и членов семьи.

- Как правильно вести себя дома, когда смерть близкого все же наступила?

Верующие переживают земную кончину с пасхальным чувством. Руки усопшему складывают крестообразно на груди, зажигают свечи. Молитвы на разлучение души и тела (их можно найти в любом молитвослове) задают торжественный тон всему происходящему. Над усопшим принято два дня читать псалмы. Перед тем, как предать тело земле, совершают чин отпевания. В нем все - зажженные свечи, цветы, благоухание ладана, песнопения – выражают христианское восприятие смерти как момента просвещения и расцвета души в мире духов. Важно понимать, что мы провожаем усопшего в вечную жизнь, и все эти внешние атрибуты предназначены для того, чтобы он предстал с ними перед Богом.

- А что все-таки происходит с душой после смерти?

Это великая тайна. В житиях святых встречаются разные описания. Традиционно считается, что в течение двух дней душа наслаждается относительной свободой и может переноситься в те места, которые ей были дороги при жизни, а на третий день переносится в миры иные. Души усопших чувствуют присутствие родителей, друзей рядом с их безжизненным телом, но, безусловно, не могут вступать с ними в общение. На 40-й день душа достигает небесных обителей, этот день иногда называют днем рождения на небе. До этого душа усопшего особо нуждается в молитвах. Поэтому православные христиане заказывают в Церкви сорокоуст, в течение 40 дней священник поминает имя усопшего за

Божественной Литургией. Это высочайшая форма молитвы, мы верим, что она может повлиять на посмертную участь души.

- И уже точно никогда не вернется на землю?

Учения о реинкарнации чужды духу христианства. Мы приходим в мир как личности (в этом уникальность любого человека), остаемся личностями и после смерти, а не превращаемся ни в черепаху, ни в баобаба.

- Что делать с телом умершего?

Главный смысл всего, что совершается, - достойно приготовить усопшего к встрече с Богом. Совершают омовение, одевают покойника в праздничные одежды, на лоб кладут венец с изображением Спасителя и молитвой «Святый Боже». В руки влагают свечу и крест. Обвивают погребальными пеленами (саваном). Гроб устанавливают под иконами. Обычно хоронят на третий день, хотя это не столь принципиально. Эти дни нужны для прощания близких с усопшим. К слову, в православии считается кощунством вскрытие и извлечение органов.

- Какие даты считаются традиционными для поминания?

Главные дни поминовения - 9-й, 40-й день, полгода и год. Обычно православные христианине в этот день заказывают поминальную службу в храме или над могилой. Зажженные свечи символизируют нашу веру в то, что наш Бог есть Свет, и усопшие переходят в обители Света. Распитие спиртных напитков на кладбище и на поминках многими верующими воспринимается как кощунство, я разделяю это мнение. Наши предки поминали своих близких сладким киселем или кутьей (рисовая каша с изюмом). Они готовятся не только как выражение сладости вечного блаженства, а как исполнение заповеди любви к ближнему - в память об усопших угощают пищей и подают милостыню.

- А как насчет стакана с водкой, который ставят перед портретом умершего, закрывая хлебом?

Это по-советски пошло. Даже если в этой жизни человек был любим именно за то, что был веселым собутыльником, кто знает, каким он предстанет в Царстве Небесном.

- Для чего, когда в доме кто-то умер, мы завешиваем в доме зеркала?

Обычай завешивать зеркала, телевизор, держать форточку открытой - народные приметы, но они имеют свой духовный смысл.

- Почему у православных христиан принято хоронить покойников в земле?

Христианский обряд погребения выражает веру в то, что, человек, сотворенный из праха земного, возвращается в землю, и, как зерно, вернется к жизни при общем воскресении.

Когда принято ходить на кладбище

На кладбище принято ходить также в Родительские субботы (слово «родители» в данном случае обозначают предков вообще, а не только отца и мать). Это Радоница (девятый день после пасхи), Мясопустная суббота (за неделю до начала Великого поста), Троицкая суббота (накануне пятидесятницы) и Дмитровская суббота - накануне дня памяти св. кн. Димитрия Донского (отмечается 8 ноября).

Здравствуйте, Владимир!
Прошу прощения за столь поздний ответ.
Вся жизнь человека находится под взором Господа. И не важно, беден он или живет сыто-пьяно, как пишите Вы. У каждого человека в этой жизни свой путь. Но цель верующего человека, по слову прп.Серафима Саровского - это стремление к святости, к богоуподоблению. Нужно стараться жить так, чтобы угождать Богу. Есть "Закон и пророки" (Лк.16,29), который мы должны соблюдать, который является для нас неким маяком в этом мире, взирая на который, мы следуем правильным курсом.
Что бы не происходило с нами в этой жизни, мы должны принимать как должное, нисколько не сомневаясь в промысле Бога. Возьмем, например, Иова Многострадального, кем он был? - Князем земли Уц (Иов.1,1), богатым человеком, но "был человек этот непорочен, справедлив и богобоязнен и удалялся от зла" (Иов.1,1). В разговоре с Богом сатана обращается к Господу со словами: "разве даром богобоязнен Иов? Не Ты ли кругом оградил его и дом его и все, что у него? Дело рук его Ты благословил, и стада его распространяются по земле; но простри руку Твою и коснись всего, что у него, - благословит ли он Тебя?" (Иов.1,9-11). После этого Иов теряет все - от детей, которых убивают Савеяне, до овец, которых убивает огонь с неба (Иов.1,15-16). После этих слов: "Тогда Иов встал и разодрал верхнюю одежду свою, остриг голову свою и пал на землю и поклонился и сказал: наг я вышел из чрева матери моей, наг и возвращусь. Господь дал, Господь и взял; да будет имя Господне благословенно! Во всем этом не согрешил Иов и не произнес ничего неразумного о Боге. " (Иов.20,21-22). Сатана вновь появляется пред Богом, и снова в разговоре об Иове между прочим говорит: "... кожу за кожу, а за жизнь свою отдаст человек все, что есть у него; но простри руку Твою и коснись кости его и плоти его, - благословит ли он Тебя? И сказал Господь сатане: вот, он в руке твоей, только душу его сбереги. И отошел сатана от лица Господня и поразил Иова проказою лютою от подошвы ноги его по самое темя его" (Иов.2,4-7). После этого жена бросает его, она предлагает ему:"И сказала ему жена его: ты все еще тверд в непорочности твоей! похули Бога и умри" (Иов.2,9); "Но он сказал ей: ты говоришь, как одна из безумных: "неужели доброе мы будем принимать от Бога, а злого не будем принимать? Во всем этом не согрешил Иов устами своими" (Иов.2,10). И так далее... Как видим, Владимир, человек верит в Бога, когда у него есть все; когда он теряет все, что имеет, он не перестает верить в Господа, и остается преданным Ему. Не будем забывать, "что страдание его весьма велико" (Иов.2,13).
Всё в этом мире промыслительно. Всё что происходит с нами происходит по Воле Господа.
По поводу смирения, я не раз отвечал на эту тему. Посмотрите, пожалуйста, ответы на вопросы, я думаю что ответ на Ваш вопрос (о смирении) Вы найдете.
О зеркалах. Глупости всё это о (зеркальных) вратах в тот паралельный мир. Почему закрывают зеркала на отпевании? Потому что это обычное суеверие, и оно ничего общего с христианством не имеет. Это обычное язычество, которое, к сожалению, проявляется еще в христианском мире. Есть в народе такое поверье, что если живой человек отразится в зеркале с умершим человеком (например, при прощании на кладбище), стоя рядом с гробом, то он вскоре умрет, т.к. отобразился в зеркале вместе с умершим. Но это - суеверие, глупость, если хотите. Это не есть учение Христовой Церкви. Это - вера не христианская, как я уже Вам сказал. Зеркала можно не закрывать, да и нужно не закрывать.
О книге мертвых. Я думаю, что если и существует "Книга мертвых", то только у Господа, Который есть не Бог мертвых, но живых (Мф.22,32).
Киево-Печерская Лавра - очень святое место, и как Вы счастливы, что можете молиться там.
С Уважением,
прот.Алексей

История эта произошла в 1980-х, когда москвичка Валентина Веснина была еще ребенком. После всего произошедшего Веснина уверена, что ей известно, каким путем покидают наш мир души усопших.

«Они уходят в зеркала! И попадают на тот свет через зеркальный тоннель, ведущий туда», — заверяет женщина.

«Вы, конечно, слышали о старинном народном обычае завешивать простынями, тряпками все зеркала в доме, где появился покойник, — продолжает Веснина, — А вы знаете откуда он взялся, этот обычай?».

«Мои родители - коммунисты. А значит, атеисты. Они жили и по сей день живут в одном подмосковном совхозе. К любым народным верованиям и суевериям относятся с большой иронией.

Когда умерла моя бабушка, они не стали завешивать простыней зеркало трельяжа, стоявшего в избе. Ясно помню, что старушка соседка сердито отчитала их за это. Но они проигнорировали ее упреки. Гроб с телом покойной стоял на столе прямо напротив трельяжа с высоким узким зеркалом.

Когда бабушка умерла, мне было 8 лет. Однако я отлично помню всю ту кошмарнейшую жуть, которая случилась в нашем доме в день ее похорон. Пришли наши односельчане, чтобы проститься с покойной. Дом был полон людей. И вдруг одна из пришедших женщин страшным голосом закричала, указывая рукой на зеркало трельяжа.

Я посмотрела туда, куда она указывала. И обомлела! Вижу, зеркало как бы подернулось легкой молочной дымкой. А в дымке удаляется вовнутрь зеркала, в его, так сказать, «глубину» моя покойная бабушка.

Я видела ее со спины. На бабушке было то самое платье, в котором она лежала в этот момент в гробу, стоявшем на столе напротив трельяжа…

Вы даже не можете себе представить, что началось в нашем доме! Все, кто был в нем, увидели призрак покойницы, удалявшийся в зеркало, словно в некий тоннель, ведущий. Куда? Уверена, на тот свет… Вот вам и объяснение народного обычая завешивать зеркала в доме, где кто-то умер и еще не успел быть похороненным».

В народных традициях

Традицию завешивать зеркала соблюдают практически все люди, даже те, кто до конца не понял, зачем это делается. Что же касается народных объяснений, то сегодня существует несколько мнений того, почему надо закрывать зеркала, когда умирает человек.

Согласно первому мнению, душа, после того как выходит из тела, на протяжении определенного времени находится в помещении. И если она увидит себя в зеркале, она может испугаться.

Также существует поверье, что зеркало в неком роде играет роль дверей между двумя мирами. Если душа усопшего попадет в зеркало, то она застрянет там навеки, не имея никаких шансов на освобождение.

Еще считается, что зеркала имеют память, поэтому если там отразиться покойник, то его дух будет регулярно посещать дом в качестве привидения.

Зеркала в доме усопшего также связывают с судьбой живых людей. Так, если человек увидит в зеркале отражение покойника или его души, то это будет явным признаком того, что он вскоре тоже умрет.

Конечно, существует довольно много людей, которые не верят в такие суеверия. Но, несмотря на свое мнение, они все же предпочитают придерживаться традиций, чтобы уберечь себя от всех опасностей. Ведь, кто знает, что за собой несет смерть близкого и родного человека.

Любопытно, что нет никакого церковного предписания относительно закрывания зеркал, это чисто народная традиция, уходящая глубоко во тьму веков. При этом традиция эта очень устойчивая и выполняется повсеместно.

Закрывать зеркала в доме рекомендуют сразу после того, как человек умер. Но многих интересует вопрос о том, через сколько дней можно открывать зеркала. Считается, что снимать занавес можно сразу после того, как закончатся поминки. Но это мнение ошибочное. На похоронах происходит лишь погребение тела усопшего человека, но его душа до 40 дня продолжает пребывать на этом свете.

По истечении этого срока открывают зеркала. Держать их закрытыми дольше смысла нет.

Зеркало является порталом в потусторонний мир. Древние славяне считали зеркальное стекло символом двойственности человеческого мира. Специалисты утверждают, что в течение трехдневного срока душа человека после его физической смерти может возвращаться в дом. Если она отразится в зеркальном стекле, то навсегда останется неприкаянной, поэтому родственники покойника завешивают зеркала. Существует примета: если родственник увидит в отражении покойника, то усопший заберет его с собой в загробный мир.

Память

В древние времена такой предмет, как зеркало, изготавливался из наслоения ртути на поверхность стекла. Зеркало способно впитывать негативную энергетику покойника и создавать фантомов, которые навсегда останутся в жилище, пугая своим появлением домочадцев. Призрак способен причинить не только моральный, но и физический вред человеческому здоровью. Родственники покойника закрывают зеркала на 40 дней, чтобы душа умершего не осталась в зазеркалье.

Известны аномальные явления, когда зеркальная поверхность мутнела после смерти человека или покрывалась непонятными изображениями. В таких случаях необходимо сразу же уничтожить этот предмет, чтобы душа нашла свое пристанище.

Молитвенная сила

Вести церковную службу и молиться об усопшем строго запрещается при открытых зеркалах, поскольку отражение креста в зеркале искажается. Это считается святотатством.

Отсутствие зеркал в церкви объясняется тем, что сила молитвы не будет доходить до бога и впитается в зеркальную поверхность.

Суеверия

Существуют различные суеверия о зеркалах в момент человеческой смерти:

  • Поверхности, которые отражают изображение, способны удваивать горе и трагедию. Поэтому в момент человеческой смерти родственники усопшего выливают всю воду и завешивают зеркальные предметы.
  • Считается, что этот предмет был дьявольским творением, потому что человек занимается самолюбованием, смотрясь в зеркало, и начинает гордиться своей внешностью, а это является смертным грехом. Сатана создал ловушку, в которую может угодить душа умершего и живого человека.
  • Человек, который первым посмотрит на свое отражение после отпевания умершего, умрет или тяжело заболеет. Чтобы этого не случилось, нужно поднести кошку к зеркалу, поскольку у этого животного девять жизней.
  • Нельзя смотреться в отражающие поверхности при соблюдении траура. Это расценивается как пренебрежительное отношение к семейному горю.
  • Во время смерти защита между зазеркальем и человеческим миром слабеет, поэтому злые духи могут беспрепятственно перейти в жилое помещение через открытую отражающую поверхность.
  • Если разбить стекло в течение сорокадневного траура, этот дом посетит еще одна смерть.
  • Рядом с покойником все время должны находиться близкие люди, поскольку недоброжелатели, обладающие экстрасенсорными способностями, могут целенаправленно поднести отражающий предмет к лицу покойника и воспользоваться его отражением при проведении магических ритуалов.

Если усопший скончался в больнице или вдали от своего дома, завешивать отражающие поверхности не стоит, так как душа находится недалеко от того места, где человек умирает.

Одним из наиболее загадочных и непонятных событий для человечества является смерть. О том, что происходит с человеком за её чертой, мы можем только предполагать. Страх перед неизвестным – естественная реакция, заставляющая даже самого отъявленного атеиста пусть и в минимальной степени, но придерживаться определённых правил поведения в процессе, до и после похорон. Традиции, которые соблюдаются во время проведения этого ритуала, одни из наиболее чтимых в мире. О том, как правильно вести себя, если в семье случилось подобное горе, знают не все. В нашу редакцию часто поступают просьбы разъяснить некоторые вопросы. Мы постараемся ответить на самые популярные из них с этической и религиозной точек зрения.

Для начала приводим наиболее распространенные суеверия, связанные с похоронами :

Закрывать в доме окна и двери;

Класть в гроб продукты, деньги и вещи(в последнее время мобильные телефоны);

Класть на лицо покойного блин, а потом съедать его, веря, что этим уничтожаются грехи усопшего;

Верить, будто человек, вернувшийся в дом после выноса тела и до возвращения с кладбища, непременно скоро умрет;

На поминках ставить "для усопшего" рюмку водки и хлеб;

Сохранять эту "поминальную рюмку" до сорокового дня;

Лить водку на могильный холм;

Прежде, чем опустить гроб, кидать в могилу металлические деньги, чтобы «откупить землю»;

Приделывать металлические рюмочки на памятник для поминания водкой;

Целовать свои пальцы и прикладываться ими к краю могилы;

Произносить: "Да будет тебе земля пухом";

Рассыпать по могиле хлебные крошки;

Разбрасывать по дороге к кладбищу еловые ветки;

Верить, что душа умершего может принимать облик птицы или пчелы;

Верить, что если усопший не отпет, то его душа остается на земле призраком;

Верить, что человек, случайно вставший во время отпевания между гробом и алтарем, непременно скоро умрет;

Верить, что погребальную землю, которую дают на заочном отпевании, нельзя хранить дома больше одного дня;

Верить, что кремация может послужить причиной болезней детей или внуков кремируемого;

Поминать только светлыми (беленькими) алкогольными напитками: водка, если вино, то только белое;

На помин души, обязательно готовить только те блюда, которые любил покойник;

На поминках есть только ложками (есть вилками «грех»).

Обычай не подавать к столу на поминках ножей и вилок, видимо один из современных суеверных обычаев, родился в советских столовых, где эти столовые приборы были не приняты и где проводились поминки. А уже потом из отсутствия родилась и "теория": чтобы не уколоть покойного. Есть мнение, что эта "традиция" появилась в середине 19 века в купеческой среде. Люди, разгоряченные "поминальным" алкоголем, переходили за столом к вопросу дележки наследства, а режеще-колющие предметы, т.е. вилки-ножи, приводили к серьезным травмам, поэтому был убраны из обихода поминок.

Верить, что если у покойного гроб длинный – к новому покойнику.

Верить, что покойник слышит до тех пор, пока священник не произнесёт над ним: «Вечная память…».

На поминках раздавать мыло – чтоб отмывался на том свете покойник.

Раздавать на поминках всем присутствующим носовые платки (считается, что вытираясь платком, вспоминаем покойного).

Разрезать на покойнике все «петли», включая брючный ремень, ошейник галстука и шнурок нательного крестика.

Верить, что если во время поминального обеда упадёт что-то со стола, то поднять упавшее – грех.

Хоронить детей подпоясанными, «чтобы они могли собирать за пазуху райские плоды».

После похорон 40 дней не убирать в доме.

После похорон 40 дней не выключать свет в доме;

После похорон 40 дней не спать на кровати покойного;

Завешивать зеркала в доме, где есть покойник;

Можно ли смотреть телевизор после похорон?

Многие люди придерживаются такого правила: до тех пор, пока усопший находится в доме, нужно обязательно укрывать поверхности, которые способны что-либо отражать, например, зеркала, телевизор. Данное суеверие не имеет ничего общего с православными убеждениями, а относится к язычеству. Считается, что после смерти душа человека может быть затянута в зеркало и не в состоянии выйти оттуда, будет вечно скитаться, так и не найдя себе упокоения. После того, как покойного выносят из помещения, полотна можно снимать, но некоторые выдерживают их закрытыми в течение 9 и даже 40 дней.

Другие же источники утверждают, что завешивание зеркал - вообще достаточно объяснимый обычай. Когда в доме кто-либо умирал, то гроб с его телом ставился в самой большой комнате. У гроба усопшего постоянно читалась псалтирь, а молящиеся могли войти в любое время и молиться возле гроба. Соответственно в комнате все устраивалось так, чтобы все окружающее способствовало молитве. Зеркала, корешки книг, статуэтки или посуда в серванте, вазы и прочая мелочевка взгляд отвлекают, а следовательно, не способствуют настроению. Вот и стали в комнате, где читается псалтирь, все постороннее скрывать от глаз драпировками. Псалтирь давно не читают, зато вот зеркала завешивают во всех комнатах даже до 40 дней. Нормальный обычай, перешедший в суеверие.

К слову, просмотр телевизора после похорон усопшего – это отдельный вопрос. Важен не просто тот факт, что Вы смотрите телевизор, а то, что именно Вы смотрите. Просмотр увеселительных передач и развлекательных фильмов находится под запретом. Чаще всего выдерживается интервал в 9 дней. К тому же, из уважения к умершему, не стоит включать его на большой громкости. Смотреть, к примеру, новости, не запрещено.

Можно ли праздновать День Рождения после похорон?

Данный вопрос решается только тем, насколько важна для празднующих память и упокоение умершего человека. Церковь не устанавливает точные временные рамки траурных дней, но большее внимание в первые дни после случившегося рекомендует всё же обратить на молитвы и помин покойного.

Нормы этики также не дают противоположных рекомендаций по данному вопросу. Не стоит устраивать шумного торжества. Если всё же желание как-то отметить праздник есть (особенно, если именинник ребёнок), можно устроить его тихо и по-семейному, без громкой музыки и шумной вечеринки. Чтить память ушедшего близкого человека – одна из отличительных черт цивилизованного общества.

Можно ли заниматься сексом после похорон?

Православная церковь отвечает на данный вопрос следующий образом: траур по усопшему родственнику – это время, когда всё внимание родственников должно быть направлено на молитвы.

Этические соображения также рекомендуют проявить уважение к памяти и отказаться от этой затеи. Вполне возможно, человеку, скорбящему по потере, будет просто не до подобных утех. Наряду с этим, опять же, чётких временных границ запрета на секс не существует, посему, как только сердце смирится с потерей, и чувство скорби притупится, можно отвлечь себя подобным образом. Границы дозволенного каждый человек устанавливает для себя самостоятельно.

Можно ли пить после похорон?

Как утверждают церковные служители, распитие спиртных и алкогольных напитков, пусть даже с целью того, чтобы произошло поминовение усопшего – дело недопустимое и даже вредное для души поминаемого.

В досоветские времена на похоронах не было принято выпивать. Основной и самый благотворный помин – это молитва. В алкогольном поминовении нет никакого смысла. Единственное, что необходимо употреблять после похорон во время поминок – это кутья. Во всём остальном нет необходимости.

Как известно – алкоголь – это враг не только духовного здоровья и здоровья телесного, но и здравому смыслу. Нередко, во время поминальной церемонии по вине лишних градусов начинаются споры, а порой и потасовки между гостями, что по этическим соображениям совершенно не уместно на подобном мероприятии.

Можно ли слушать музыку после похорон?

Данный вопрос нередко задают люди, которые переживают утрату близкого человека. Здесь, как и с просмотром телевизора - всё зависит не от факта прослушивания музыки, а от характера прослушивания и смыслового содержания.

Всё, что можно назвать увеселительной музыкой во время траура лучше исключить. Допускается прослушивание мирной спокойной (лучше всего классической) музыки. Громко включать её также не стоит.

Также нередко практикуется прослушивание любимых композиций умершего человека. По этическим соображениям – это также является своеобразной данью памяти. Часто на похоронах звучит траурный оркестр. Это скорее отголоски советского времени. Правильнее всего с точки зрения религии всё же петь и слушать молитвенные песнопения.

Можно ли делать свадьбу сразу после похорон?

Бывают и такие случаи, когда близкий человек навсегда покидает свою семью в момент, когда она готовится выдать замуж или женить одного из своих представителей. Чаще всего предсвадебные хлопоты влекут за собой трату больших денег и по сугубо рациональным соображениям свадьбу не отменяют, а на самом торжестве упоминают о гибели близкого и отдают дань его памяти. Ничего предосудительного в этом нет, всё зависит от эмоционального состояния брачующихся.

Православная традиция разрешает венчания и до наступления 40 дней. Если же затрагивать тему светской свадьбы – это событие мирское, и как все другие, может приравниваться к увеселительным мероприятиям. Отметить свадьбу можно, но без особых излишеств. Или перенести её хотя бы за временные рамки 9 дней.

Можно ли ехать в отпуск после похорон?

Запрета на поездки после похорон не существует. Напротив, если человек, потерявший близкого, сильно страдает по этому поводу, поездка вполне сможет его отвлечь от траурных мыслей и направить его в правильное русло. К тому же, отпуск у каждого проходит по-разному.

Всё, что имеет отношение к увеселительным мероприятиям (поход на дискотеки, в бары, на увеселительные концерты), лучше отменить.

С точки зрения православия, отпуск также не является формой неуважительного поведения по отношению к усопшему. Важно не забывать вести себя соответствующим образом и поминать ушедшего человека молитвой и добрым словом.

Можно ли делать ремонт после похорон?

Приметы, которые не относятся к православию, гласят то, что ремонт в доме, где жил умерший нельзя делать в течение 40 дней. Нельзя делать никаких изменений в интерьере. К тому же все вещи усопшего необходимо выбросить по истечении 40 дней.

Также есть суеверия, в которых говорится о том, что на постели, на которой умер человек, вообще нельзя спать его кровным родственникам.

С этической точки зрения, ремонт только освежит состояние скорбящих по потере людей. Поможет избавиться от напоминающих о человеке вещей. Хотя многие в память об ушедшем близком стремятся оставить себе кое-то из принадлежащего ему. По приметам, делать этого опять же не стоит. Посему ремонт будет хорошим решением во всех случаях.

Можно ли мыться сразу или на следующий день после похорон?

Есть такая примета, в которой говорится о том, что до тех пор, пока покойник находится в доме, пока он не похоронен, нельзя мыться, так вы поливаете его грязью. Некоторые соблюдают правило и дольше. Ничего общего с православным учением это суеверие не имеет. А вот ходить грязным в течение 9 или даже 40 дней очень сложно и совершенно негигиенично и неэстетично, поэтому стоит задуматься прежде, чем слепо выполнять все подслушанные где-то правила и приметы. Поверья поверьями, но здравым смыслом пренебрегать всё же не стоит.

Можно ли стричься после похорон?

Православная церковь не знает в своей истории данного суеверия, но люди считают и активно верят ту примету, что нельзя стричь волосы после похорон.

С эстетической точки зрения поводов для запрета этой процедуры не найти. Так что в случае необходимости или желания можно смело идти в парикмахерскую и стричься.

Вообще, что касается примет и всевозможных суеверий относительно смерти, зачастую они даже противоречат канонам православия. Церковь считает суеверия греховными отголосками языческого прошлого.

Можно ли убираться после похорон?

Пока покойник в доме нельзя убирать и выносить мусор. По поверьям считается, что умрут остальные члены семьи. Когда покойника вынесли из дома, необходимо тщательно вымыть пол. Делать это кровным родственникам запрещено. Православная церковь также отрицает этот пункт и считает его суеверием. Со стороны этической в уборке после похорон нет ничего предосудительного.

Стоит ли детям умершего участвовать в несения гроба?

Некоторые считают, что дети умершего, как самые близкие, после супруга или супруги, его родственники, не участвуют в несении гроба, чтобы не потерять молитвенного настроения и сосредоточенности в столь важную минуту их жизни. Это – заблуждение. Всё зависит от конкретной ситуации. Уходя, родственники берут с собою земли с могилы, чтобы не бояться покойника. Вернувшись домой, землю кладут в рукомойник и водою с этой земли умываются. Обычай умываться, придя с похорон, непременно соблюдается в наши дни и в городской среде.

Можно ли беременным женщинам посещать кладбища?

Есть еще поверье, что беременным нельзя ходить на кладбище. На самом деле некоторые женщины весьма эмоциональны, и визит на кладбище, а зачастую и сопутствующая истерика, вредно сказываются на ребенке.

Раздача одежды и вещей покойного после похорон: можно ли?

Многие считают, что одежду покойного нельзя раздавать в течение сорока первых дней. Но это суеверие. Раздавать одежду покойного(как милостыню за него), или на память близким личные вещи лучше сразу же после его смерти или сразу по кончине. Более того, именно в первые сорок дней – необходимо усиленно творить милостыню и раздавать вещи усопшего, чтобы умилостивить Бога – Праведного Судию, который совершит предварительный суд над душой в сороковой день. Друзьям же, на память о друге, могут остаться книги или некоторые сувениры, напоминающие об усопшем. Тем более если было на то завещание или воля новопреставленного, делать это нужно как можно скорее. Новопреставленным умерший считается до сорокового дня. Когда хоронит жена мужа, то она чтобы выйти повторно замуж, должна расстегнуть нижнюю пуговицу у рубашки покойного. Когда кто-либо умирает, то ему собирается «походный» узелок: луковица, железная чашка, пшено или рис, деревянная ложка, нитки с иголкой. Всё это отдаётся нуждающимся для того, чтобы пригодилось покойнику на том свете.

Что нужно класть в гроб покойного? Устоявшиеся суеверия и церковные рекомендации.

Одно из самых распространенных суеверий - в руку покойнику надо обязательно вложить платочек, а крест положить в левую руку: «На том свете его Бог ругать будет, а он будет платочком слезы вытирать, а правой рукой креститься». Во время чтения псалтири под книгу сито подкладывают – чтоб грехи умершего «просеять». Некоторые, когда читают Псалтирь по покойнику, ставят хлеб и воду. Этот обычай народный, восходящий к язычеству, и никаких оснований в канонах и преданиях Церкви не имеет. Поэтому ставить воду и хлеб при чтении Псалтири по покойному не следует. Некоторые кладут в гроб покойного палку или хворостину. Этот обычай, как и большинство околоцерковных поверий, идет от незнания. В прошлые времена, чтобы сделать гроб по росту человека, покойного измеряли «смерком», то есть длина «смерка» соответствовала росту умершего. Этот «смерок» и клали в гроб с покойником. Никаких религиозных символов «смерок» не имеет, поэтому класть в гроб никаких палок не надо.

Чем следует заканчивать поминальную трапезу?

Существует обычай, заканчивать поминальную трапезу вкушением киселя с молоком. Некоторые батюшки рекомендуют в настоящее время в постные дни коровье молоко заменять соевым молоком. (Однако, это входит в противоречие, что нельзя использовать соевые продукты, потому, что они все геномодифицированные).

Еще одно суеверие: Суеверы следят, какой ногой священник вступит в дом, где находится покойник: если правой, то хорошо, если левой – плохо. Пока покойник лежит а доме, бросают в кадку с водой для питья нож, чтобы покойник ночью не напился воды из этой кадки. В течение времени пока в доме находится покойник, не дают взаймы чего-либо из продуктов, а равно не дают никому из дома огня.

Если умирает хозяин или хозяйка дома: Если умирает хозяин или хозяйка, то все двери и выходы завязывают красным шнурком или ниткой, чтобы хозяйство не пошло за хозяином.

Суеверия о гробе и табуретках: Когда гроб выносят для прощания, его ставят на табуретки. Как только его поднимают, надо их быстро схватить и перевернуть вверх ногами. - "чтобы на эти табуретки не лег очередной гроб". Табуретки, на которых стоял гроб, можно поправить только прикосновением сидения к земле, это опять делает табуретки пригодными для эксплуатации, или же наоборот, в зависимости от региона, - спешат сесть на этот стул, чтобы "все беды умерли".

Забота о близком человеке даже после его смерти: В некоторых местах, после похорон по три ночи к ряду зажигают в том доме, где лежал покойник, восковую свечу, кладут два хлеба и два яблока, ставят кружку воды или по рюмке водки на каждом огне для души усопшего, чтобы покойник мог приходить в свой дом и есть в течение трёх дней.

Как не спугнуть ангела-хранителя?

В некоторых местах считается, что после смерти человека, его ангел-хранитель пребывает в доме усопшего ещё сорок дней, и поэтому, в течение этого срока, крестьяне во многих местах не садились под божницу (там пребывает ангел). А в сороковой день одна или две бабы традиционно провожали ангела (по другим поверьям – душу умершего) с хлебом, солью и пивом. (сорт пива выяснить не удалось).

Суеверия о том, нужно ли оставлять покойного человека в помещении одним хотя бы на миг: Покойника никогда одного не оставляют: ни когда он лежит, ни когда умирает. Объясняют этот обычай тем, что по правую сторону от тела незримо стоят достойные Богу, а слева - черти "и тянут душу: этот - себе, а этот вот - себе". Присутствие живых людей помогает праведникам "перетянуть" душу покойного. Слёзы, если их проливают над умершим, мешают спокойному уходу и заставляют умирать «трудно». О тех, кто поддаётся безудержной скорби в таких обстоятельствах, говорят, что они «приплакивают умирающего назад». Им предрекают в будущем расплату за такой эгоизм – они потеряют речь, или слух, или другой дар, или их постигнет какое-либо иное несчастье. Поэтому, иногда приглашают за вознаграждение, так называемых плакальщиц, и они плачут за всю родню. Некоторые плакальщицы настоящие артистки профессионалы.

Ангел-хранитель наблюдает за человеком с неба, из «оконца Божьего терема», которое людям видится как звезда, и каждое дело земное вверенного ему человека записывает в книгу небесную; когда же человек умирает, небесное оконце захлопывается и люди могут увидеть, как падает звезда "с выси небесной на грудь земную" – это ангел летит за душой усопшего. Отсюда поверье – если увидишь падающую звезду и, пока она не погасла, успеешь загадать желание, оно непременно исполнится, так как ангел на этом своем пути никому и ни в чем не отказывает и исполнит желание, или, по другому поверью, донесет просьбу до Господа. Милое суеверие, если бы только заменить загадывание желания звезде-ангелу на молитву.

Старые поверья о смерти колдунов: Колдуны, как полагают, умирают, всегда в страшных мучениях, так что раньше в деревнях, бывало, разбирали крышу в доме, чтобы облегчить его душе расставание с телом. После смерти колдун «не давал покоя» до тех пор, пока его, подобно утопленникам, не пригвождали к земле осиновым колом.

Об отпевании самоубийц: Случается, священник отказывается совершать Церковное поминовение и погребение по обрядам Православной Церкви из-за того, что покойный был самоубийца. Здесь нужно помнить, что лишаются христианского погребения умышленные самоубийцы, убитые разбойники или убитые на поединке. От них следует отличать людей, лишивших себя жизни по неосторожности (непреднамеренное падение с высоты, потопление в воде, отравление несвежей пищей, нарушение правил техники безопасности на производстве и тому подобное). Сюда же относится самоубийство, совершенное в результате психического расстройства, под воздействием больших доз алкоголя и так далее. Но долг любви позволяет близким родственникам просить Бога о прощении такого человека в домашней молитве.

Священники комментируют отпевание самоубийц таким образом: «Самоубийством является самовольное лишение себя жизни в состоянии отчаяния, крайнего уныния, уязвленной гордости, потери всякого смысла жизни. Общей духовной почвой всех проявлений этого смертного греха является неверие и отсутствие надежды на Бога. Человек совершает самоубийство в состоянии тяжелой духовной болезни. Ничего общего с этим не имеет такое высокое проявление любви к Богу и людям, когда человек жертвует своей жизнью за веру, отечество, людей. «Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас. Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих. Вы друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедую вам» (Ин.15:12-14). Святые мученики жертвовали своей жизнью, имея великую любовь и преданность Богу. История знает много примеров, когда христиане имели выбор, но предпочли смерть. Священномученика Игнатия Богоносца в узах везли в Рим, чтобы предать на съедение диким зверям. По дороге в столицу империи он узнал, что римские христиане намерены добиваться отмены царского приговора о смертной казни. В письме он просил не делать этого. Известны слова его письма, в которых выразилось его великое желание стать жертвой ради Иисуса Христа: "Я Его пшеница и буду смолот зубами зверей, чтобы быть Ему чистым хлебом". Он отказался от возможности остаться живым. От полноты веры он хотел уйти из этой жизни и соединиться с Христом. Во время гонений в очень трудном положении были целомудренные девицы, которые из любви к Христу избрали путь чистой и девственной жизни. Гонители, направляемые диаволом, стремились поразить их в самое сердце подвига – обесчестить. Преследователи хотели ввергнуть их в ту самую грязь, в которой они сами жили (языческий мир в то время был сильно развращен). Никифор Каллист рассказывает о двух антиохийских девах, которые по совету матери бросились в воду, чтобы избежать позора. До нас дошли и другие примеры. Нельзя не увидеть в этих поступках проявления жертвенности ради нравственной чистоты, а не отчаяния и неверия. Не все из них канонизированы. Прославляя некоторых из них, Церковь учитывала святость их предшествующей жизни».

Отслужение панихиды об умершем младенце: Некоторые просят отслужить панихиду об умершем младенце. По младенцу панихиды служить не следует, достаточно поминать его на литургии. Панихида служится о прощении грехов усопших, а младенец еще не имеет грехов. За Божественной литургией, на проскомидии приносится жертва о всех, в том числе и о святых, поэтому за литургией и надо поминать умерших младенцев.

Множество суеверий языческо-советского толка существует на кладбищах: нельзя говорить "спасибо", можно "благодарю". Нельзя говорить "до свидания", иначе скоро «свидишься», надо молвить: «прощай», хотя в данном случае, сколько не прощайся свидание все равно обеспечено.

С похоронами человека связано еще немало суеверий, но многие из них были порождены либо из древних традиций и искажены, либо созданы исходя из норм этических соображений, либо взяты из религиозных убеждений.

Придерживаться данных норм или нет – зависит только от вас и ваших близких.