Борисом ефимовым. Борис ефимов - патриарх советской карикатуры. Когда не до смеха

Борис Ефимович Ефимов
Иван Шилов © ИА REGNUM

Борис Ефимов за свою долгую жизнь успел побывать дореволюционным, советским и российским карикатуристом. Он видел Николая II, Гитлера, Сталина, обедал с Утесовым, пил водку с Ворошиловым, засвидетельствовал две мировые войны и три революции. С говорящей фамилией Фридлянд и репрессированным братом Борис Ефимов сумел дожить до почетных 108 лет. Николай Бухарин, на суде над которым он присутствовал, говорил, что «этот большой художник является в то же время очень умным и наблюдательным политиком». Возможно, именно это и помогло Борису Ефимову выжить и зарисовать всю историю страны в ХХ веке.


Борис Ефимович Ефимов

Миша и Боря

Будущий карикатурист родился в Киеве в семье обувщика Ефима Моисеевича Фридлянда 28 сентября 1900 года, застав аж четыре месяца XIX века. Позднее, когда быть Фридляндом в Советском Союзе станет небезопасно, Борис возьмет себе псевдоним в честь отца. Его старший брат тоже изменит фамилию, став прославленным публицистом и журналистом Михаилом Кольцовым, ложно обвиненным в шпионаже и расстрелянным в 1940-х. Пожалуй, мало кто повлиял на Бориса так сильно, как его брат.

Но на заре своей жизни маленький Борис еще ничего подобного не ожидает и только обижается на Мишу, когда в 1902 году во время фотосъемки старшему дали подержать ружье, а младшему досталась лишь сетка с мячом.

«Таково было первое, но далеко не последнее огорчение в продолжительной моей жизни», - пишет он.


Родные братья Борис Ефимов (слева) и Михаил Кольцов. 1908

Ефимов утверждал, что помнил себя с этого самого возраста: с двух лет. Сложно полагаться на рассказчика, спустя столько времени переосмысливающего события своей жизни, собственные мысли и чувства, но, с другой стороны, и причин не доверять Ефимову тоже не много. Да и известно, что у него была потрясающая память, и даже перевалив за сотню, художник все еще мог прочесть балладу Твардовского наизусть.

Фридлянды очень быстро переехали из красавца Киева в город Белосток, который мало вдохновлял малышей, и Ефимов так и не узнал, почему это произошло. Именно там они застали русско-японскую войну 1904-1905 годов. Чуждо звучащие слова «Порт-Артур», «Мукден», «хунхузы», «шимоза», «Цусима» пугали ребенка, в памяти запечатлелись солдаты в огромных маньчжурских папахах, фамилии царских генералов Куропаткина, Гриппенберга и Ренненкампфа, имена японских маршалов Ойяма, Того, Ноги, гибель броненосца «Петропавловск» с художником Верещагиным на борту.

«Разговоры взрослых об этих страшных событиях будоражили детское воображение. Однако впереди были события не менее страшные, но более близкие - революция 1905 года. Конечно, я, пятилетний мальчик, не мог уразуметь сути потрясавших страну событий, которые врывались в нашу жизнь днями беспорядков, уличной стрельбы, погромов и грабежей», - пишет Ефимов.


Борис Ефимов и Михаил Кольцов на больших военных маневрах под Киевом. 1935

Однажды отец, пытаясь понять, что происходит на улице, стоял у окна со ним на руках и успел пригнуться, когда револьверная пуля пробила стекло точно в том месте, где за секунду до того находилась голова Бориса.

Каша из Ришелье

Как раз когда царь Николай даровал стране конституцию, и была созвана первая Государственная дума, Борису и Михаилу пришла пора идти в школу. Ребята поступили в Белостокское реальное училище - среднее учебное заведение, где, в отличие от гимназии, не преподавали латинского и греческого. Предполагалось, что из них выйдут строители, инженеры или технологи, но свое призвание оба мальчика нашли в печати.

Ефимов говорит, что рисовать начал чуть ли не в пять лет. Ему было не интересно делать это с натуры, не любил изображать домики, деревья, кошек и лошадок - то, к чему обыкновенно тянутся дети. Из-под пера Бориса выходили фигуры и персонажи, созданные его собственной фантазией, «питавшейся обрывками разговоров взрослых, рассказами старшего брата и, больше всего, содержанием прочитанных исторических книг». Он даже завел себе для таких рисунков специальную толстую тетрадь, в которой, по его собственным словам, творилась «дикая каша» из Ришелье, Гарибальди, Дмитрия Донского, Наполеона, Авраама Линкольна и даже бога почему-то в образе бородача в камилавке.

Рисование, к слову, стало единственным предметом, которое Ефимов чуть не завалил - еле-еле вытянул на тройку, чем огорчил всех домашних. Но уже в школе его брат Михаил заметил талант младшего, и вместе они принялись издавать рукописный школьный журнал. Миша его редактировал, а Борис - разрисовывал. Как оказалось, это принесло свои плоды.


Борис Ефимов. Несокрушимый страж революции. 1932

Кровь и Николай

Борис Ефимов однажды видел Николая II. Это было в Киеве 1911 года, когда Борис сопровождал отца в поездке на малую родину. Мальчик с восхищением разглядывал город, который покинул в 4 месяца. И так случилось, что одновременно туда наведался и государь - открыть памятник деду, Александру II. Царя увидеть очень хотелось, хоть симпатий к нему одиннадцатилетний парень не питал - слишком свежи были в памяти разговоры взрослых о Ходынке, «кровавом воскресенье» и том, что Николай якобы отправился во французское посольство на бал сразу после этой трагедии, чтобы танцевать с женой посла.

Борис с отцом пробились в первый ряд многолюдной толпы, и мальчик отлично разглядел императора, ехавшего с августейшей семьей в большой открытой карете.

«К моему наивному удивлению, он был не в золотой короне и горностаевой мантии, а в скромном военном кителе. Снимая фуражку, он кланялся на обе стороны», - вспоминал Ефимов.

Киев был в праздничном, приподнятом настроении. Но спустя три дня город потрясло убийство Столыпина - его застрелили из браунинга в Городском оперном театре в присутствии императора во время спектакля «Сказка о царе Салтане». Смерть председателя Совета министров была окутана множеством загадок. Говорили, что царь его недолюбливал - уж больно Столыпин был умным, волевым, сильным политиком. Столыпин якобы все понимал и последние дни своей жизни был угнетен и мрачен. Это далеко не последнее событие не просто государственного, а, пожалуй, мирового значения, которое Ефимов засвидетельствует и о котором ему придется делать свои выводы.

Семейство чудом не оказалось в Германии в 1914-м. Как правило, они уезжали туда на лето, и ребята уже предвкушали очередную поездку, но скончался родственник, и они остались в стране. Борис Ефимов «как всегда» читал газеты, откуда и узнал, что в далеком сербском городе Сараево гимназист с курьезной фамилией Принцип застрелили на улице престолонаследника Австро-Венгрии Франца Фердинанда и его супругу. Началась Первая мировая война.


Борис Ефимов. «Нет бога, кроме бога, и Чемберлен пророк его». 1925

Поначалу всех, включая и самих Фридляндов, обуял патриотизм, люди хором пели «Боже, царя храни», затем сразу следовала «Марсельеза» и бельгийский гимн. Но пыл быстро испарился вместе с удачей русской армии. Уже летом 1915-го фронт опасно приблизился к Белостоку, русская армия отступала, в небе то и дело появлялись германские цеппелины. Жители рванули из города. Родители Фридлянды вернулись в Киев, старший Михаил отправился в Петроград, а Борис уехал в Харьков продолжать учиться, а заодно рисовать карикатуры, отправляя их брату в столицу. Там Михаил делал стремительную карьеру фельетониста. Борис Фридлянд ни на что особо не рассчитывал, как вдруг в 1916-м наткнулся на собственный шарж на председателя Госдумы Родзянко в довольно популярном журнале «Солнце России». Карикатура была подписана «Бор. Ефимов».

О том, что в 1917 году в столице наступила революция, Борис Ефимов узнал в Киеве, в театре, когда на сцену поднялся кто-то из администрации и зачитал текст об отречении государя. По словам Ефимова, зрители встретили это овацией и «Марсельезой».

Кольцов и Ефимов

После смены власти молодой художник довольно быстро принимается за работу на благо Советов. Он отправляется работать секретарем редакционно-издательского отдела Народного комиссариата по военным делам Советской Украины, где руководит выпуском газет, плакатов и листовок. И снова брат, журналист Михаил Кольцов, сыграл роль в его судьбе и карьере: он вернулся в Киев и попросил младшего сообразить карикатуру для своей газеты «Красная армия». И вот хобби превращается в острое орудие властей. С 1920 года Ефимов трудится карикатуристом в газетах «Коммунар», «Большевик», «Вiсти», после изгнания из Киева белополяков и петлюровцев он заведует художественно-плакатным отделом Киевского отделения УкрРОСТА и руководит агитацией Киевского железнодорожного узла. В 1922 году Борис Ефимов переезжает в Москву и становится самым юным сотрудником газеты «Известия», окончательно поселившись в мире политической сатиры.


Борис Ефимов. Плакат. 1969

Ефимова печатают в «Правде», а в 1924 году издательство «Известий» выпускает первый сборник его работ, предисловие к которому набросал герой Гражданской войны и член ЦК Лев Троцкий, которого восхитили остроумные художества.

Массовый и крайне популярный журнал «Огонек» начали выпускать в Москве в 1923 году. Инициатором издания был Михаил Кольцов. По словам Ефимова, именно ему, младшему брату, удалось убедить власти оставить это название - тогда Главлитом руководил Мордвинкин, с которым Ефимов работал в Киеве. Ефимов по наставлению брата помчался в Главлит на специально добытом по этому случаю мотоцикле и буквально «вырвал у него разрешение», так как очень боялся огорчить и разочаровать брата. В первом номере появилось стихотворение Маяковского «Мы не верим» о болезни Ленина.

Возможно, именно удача с выпуском иллюстрированного «Огонька» подвела черту под жизнью Михаила Кольцова. Однажды он рассказал брату, как его вызвал в ЦК Сталин. «При имени Сталина тогда еще не возникало панического страха»,- замечает Ефимов.

Иосиф Виссарионович заметил Кольцову в приватной беседе, что товарищи по ЦК замечают в «Огоньке» некий сервилизм по отношению к Троцкому, будто бы журнал уже скоро будет печатать о том, «в какие клозеты» ходит Лев Давыдович. О конфронтации двоих вождей давно было известно, но Кольцова все равно поразила открытость, с которой Сталин выражал свои мысли о действующем председателе Реввоенсовета республики. Тогда Михаил Кольцов сказал, что, по сути, получил строгий выговор от генсека.

«Увы, это было нечто большее, чем выговор… Но ясно это стало много лет спустя», - писал его младший брат.

Михаил Кольцов прожил всего 42 года, после чего его расстреляли по ложному обвинению в шпионаже. В декабре 1938 года Кольцова арестовали, отозвав из Испании, где он работал в «Правде» и также выполнял всяческие «неофициальные» задания партии.


Борис Ефимов. Приложили «ручку». 1982

Арест Кольцова стал сенсационным событием. Константин Симонов назвал это самым драматичным, неожиданным и «не лезшим ни в какие ворота» эпизодом. Потом привыкли. Ефимов оставался на свободе, но поспешно переходил на другую сторону улицы, чуть завидев знакомых - чтобы не ставить людей в неловкое положение необходимостью здороваться с братом «врага народа».

Кольцову предъявили самые стандартные для Большого террора обвинения. Его держали в Москве. Однажды в квартире Ефимова раздался звонок. На том конце провода ему пытались «передать привет от МЕК». «Вы поняли? - спросил незнакомый голос. - Не понял, - ответил я. - Не поняли? Что ж, тогда всего хорошего…». Ефимов положил трубку и пожал плечами. И лишь через полчаса его осенило: МЕК - это Михаил Ефимович Кольцов. Зачем же этот идиот-звонящий перемудрил с конспирацией? Ефимов заметался по квартире, надеясь, что телефон зазвонит снова. Но он молчал. Видимо, звонящий решил, что художник отлично его понял, но побоялся продолжить разговор. Так он упустил возможность хоть что-нибудь узнать о брате.

2 февраля 1940 года Михаила Кольцова расстреляли. Ефимов вспоминает, что при жизни брат, несмотря на острый ум и язык, даже в некотором роде восхищался Сталиным. По крайней мере, абсолютно искренне отдавал должное властной, впечатляющей личности «Хозяина», как его называл. Причем делал это отнюдь не из страха или угодничества.

«Не раз брат с неподдельным удовольствием, граничащим с восхищением, пересказывал мне отдельные замечания, реплики и шутки, которые ему доводилось от него слышать. Сталин ему нравился. И вместе с тем Михаил продолжал по своей «рисковой» натуре опасно испытывать его терпение. И дальше - больше. Кольцов писал фельетоны, по сравнению с которыми «Загадка-Сталин» был невинной робкой шуткой», - говорил Ефимов.

В 1939 году началась Вторая мировая война. На фоне таких катаклизмов горести и беды «отдельных людей» мало что значили, рассуждает Ефимов.

«Но «отдельным людям» вроде меня было от этого не легче», - говорит он.


Борис Ефимов, Николай Долгоруков. «Старая песня на новый лад!» 1949

Возможно, на опыте брата карикатурист научился, как себя вести не следует. Он и сам, как родственник «врага народа», ждал ареста. Нервы сдали, так что он в первые дни 1939 года отправился к главному редактору «Известий» Якову Селиху и прямо спросил, стоит ли ему писать заявление по собственному. Его не отпустили. «Мы о вас ничего плохого не знаем, кроме хорошего». Кроме того, за пределами узкого круга в Москве почти никто не в курсе, что публицист Кольцов и карикатурист Ефимов - братья. Так что публика ничего не заметит. Но и печатать Ефимова в «Известиях» отказались. Так что он всё же уволился и стал иллюстрировать произведения Салтыкова-Щедрина. Чтобы вернуться в профессию, ему потребовался личный протекторат Молотова.

Любимец и Хозяин

Личная трагедия Ефимова встроилась в политические процессы конца 1930-х. Ключевой фигурой в «деле об убийстве Горького» и последующей расправе над старой ленинской гвардией в тот момент был Николай Бухарин. Ефимов, конечно, знал его лично и считал человеком огромной эрудиции, блестящего ораторского дарования. Такой «любимец партии» при Сталине долго бы не прожил. И дело, конечно, было не в том, что первый призывал народ к обогащению в хороший момент, а второй выступал за всеобщую коллективизацию и, по сути, обнищание крестьян.

Впервые Ефимов встретил Бухарина еще в 1922 году, когда тот был редактором «Правды». Ефимов по чистой случайности лично передал ему свою карикатуру, которую пытался там опубликовать. Бухарин оценил. Спустя какое-то время, когда у Ефимова вышел очередной сборник, один из пока еще вождей написал даже хвалебную рецензию, где назвал его блестящим мастером политической карикатуры.

«В нем есть одно замечательное свойство, нечасто, к сожалению, встречающееся: этот большой художник является в то же время очень умным и наблюдательным политиком».


Карикатура

Насчет своих перспектив Бухарин не обольщался, считает Ефимов. 2 декабря 1934 года Ефимов и другие сотрудники «Известий» сидели в кабинете у редактора. На столе Бухарина зазвонил телефон. Прослушав сообщение и положив трубку, Николай Бухарин помолчал, провел рукой по лбу и проговорил:

«В Ленинграде убит Киров». «Потом посмотрел на нас невидящими глазами и добавил каким-то странным безразличным тоном: «Теперь Коба нас всех перестреляет», - пишет Ефимов. Процесс над Бухариным он назвал историческим по своему цинизму.

Кошмарный сон

Это был не единственный громкий процесс века, на котором художник присутствовал, и не единственные исторические личности, которых ему удалось зарисовать с натуры. Он лицезрел и Гитлера, и Муссолини, зарисовки с Геринга и Риббентропа сделал с натуры в ходе Нюрнбергского процесса, куда его отправили вместе с Кукрыниксами. Даже здесь, считает Ефимов, на нем лежал отпечаток славы Михаила Кольцова.

Художник получил международное признание. Еще во время войны его карикатуры о втором фронте печатались и в британских газетах, например, «Дамоклов меч», который попал в Manchester Guardian. Более того, содержание этих карикатур пересказывалось по радио. Популярность в странах союзников обрел и знаменитый сборник карикатур «Гитлер и его свора». Там он изобразил «берлинскую шайку»: Геринга, Гесса, Геббельса, Гиммлера, Риббентропа, Лея, Розенберга и, конечно, самого фюрера. Читателям объясняли, например, что «идеальный ариец должен быть высок, строен и белокур», сопровождая это нелестными карикатурами на немецких вождей.

А весной 1947 года соавтором одной из работ Ефимова стал сам Сталин. Ефимова вызвали в Кремль, где его встретил Андрей Жданов. Он объяснил, что у Хозяина появилась идея ударить смехом по желанию США проникнуть в Арктику, так как оттуда якобы грозить «русская опасность», и товарищ Сталин тут же вспомнил о талантах Бориса Ефимова, чьего брата недавно расстреляли за измену родине.

«Не скрою, что при словах «товарищ Сталин вспомнил о вас…» у меня захолонуло сердце. Я слишком хорошо знал, что попасть в орбиту воспоминаний или внимания товарища Сталина смертельно опасно», - вспоминает художник.


Борис Ефимов, Николай Долгоруков. «Поджигателям новой войны следовало бы помнить позорный конец своих предшественников!» Н. Булганин. 1947

Сюжет карикатуры Сталин придумал сам: до зубов вооруженный Эйзенхауэр приближается к пустынной Арктике, а рядовой американец спрашивает у генерала, зачем ему понадобилась такая нелепость. Сделать нужно было немедленно.

«Я знал, что Хозяин не любит, когда не выполняют его указания. Когда ему доложат, что рисунок к сроку не получен, он, скорее всего, поручит товарищу Берии «разобраться». А Лаврентию Павловичу Берии понадобится не более сорока минут, чтобы выбить из меня признание, что я сорвал задание товарища Сталина по заданию американской разведки, на службе которой состою много лет», - говорит Ефимов. Но он успел.

Рисунок Сталину понравился, пусть он и внес несколько правок в текст. Ефимова снова вызвали к Кремль к Жданову. Последний сообщил, что вождь-де звонил уже и спрашивал, приехал ли Ефимов, и Жданов соврал, будто Ефимов уже полчаса как ждет в приемной.

«Фантасмагория, - подумал я. - Кошмарный сон. Сталин спрашивает Жданова обо мне».

Карикатура «Эйзенхауэр обороняется» была через два дня напечатана в «Правде».

И все-таки, несмотря на свой трепет и даже ужас перед «Хозяином», который так подробно и многократно описывает Ефимов в автобиографических заметках, честолюбие подстегнуло его пожаловаться Сталину лично в письменной форме, когда в 1949 году его не приставили к госнаграде. Все завершилось благополучно для художника, и награду он получил. Она стала далеко не последней. Пережив и развенчание культа, и хрущевскую оттепель, и брежневский застой, и перестройку, и ельцинские реформы, Борис Ефимов был награжден этим вечно меняющимся государством еще не раз. И пусть содержание карикатур Ефимова менялось с каждым строем, его стиль и внимание к деталям оставалось неизменным.


Борис Ефимов. НАТО. 1969

Когда не до смеха

Борис Ефимов 30 лет подряд возглавлял Творческо-производственное объединение «Агитплакат» при Союзе художников СССР. Считается, что именно он вместе с Дени, Моором, Бродаты, Черемных, Кукрыниксами создал такой феномен в мировой культуре, как «положительная сатира».

В августе 2002 года 102-летний художник возглавил отделение искусства карикатуры Российской академии художеств, а в 107-й день рождения, в 2007 году, Борис Ефимов был назначен на должность главного художника газеты «Известия». До конца своих дней он участвовал в общественной жизни, писал и рисовал. Борис Ефимов скончался в столице на 109 году жизни. Президент России Дмитрий Медведев направил его родным телеграмму с соболезнованиями.

«Ровесник XX века - Борис Ефимович Ефимов по праву считался классиком карикатуры», - говорилось в документе.

Конечно, назвать Ефимова ровесником двадцатого столетия придумал не Дмитрий Анатольевич. Это прозвище передавалось из уст в уста уже долгие годы.

«Мы часто говорим: история повторяется. И она, действительно, повторяется, как мне думается, не только в политических событиях крупного масштаба, но и в менее значительных вещах», - писал человек, который на своем веку - или в три своих века? - видел, кажется все.

Борис Ефимов считал, что чувство юмора - драгоценное свойство человеческого характера. Но оно в сто крат ценнее, когда людям совсем-совсем не до смеха.

Борис Ефимович Ефимов

Родился 28 сентября 1900 г. в г.Киеве. Отец - Фридлянд Ефим Моисеевич (1860 г. рожд.). Мать - Рахиль Савельевна (1880 г. рожд.). Первая супруга - Корецкая Розалия Борисовна (1900 г. рожд.). Вторая супруга - Фрадкина Раиса Ефимовна (1901 г. рожд.). Сын - Ефимов Михаил Борисович (1929 г. рожд.).

Борис Ефимов никогда не думал, что станет художником, хотя рисовать любил с детства. Способности к рисованию обнаружились у него рано, с 5-6 лет. На бумаге он предпочитал изображать не окружающую природу - дома, деревья, кошек или лошадок, а фигуры и персонажи, рожденные собственной фантазией, рассказами старшего брата и содержанием прочитанных книг. Очень скоро это ребяческое увлечение сменилось осознанным желанием переносить на бумагу смешное в повадках и характерах людей.

После переезда родителей в Белосток, Бориса определили в реальное училище, где учился и его старший брат. Там они вместе издавали рукописный школьный журнал. Брат Михаил (будущий публицист и фельетонист Михаил Кольцов) редактировал его, а Борис - иллюстрировал.

Первая карикатура Ефимова увидела свет в 1916 году в популярном в те годы иллюстрированном журнале "Солнце России". Позднее он вспоминал об этом событии так: "Будучи учеником пятого класса я, пользуясь фотографиями, смастерил шарж на председателя Государственной думы Родзянко и послал его в Петроград. Увидев рисунок напечатанным, я был потрясен..."

Вскоре семья переехала в Харьков. Родители остались, а брат уехал в Петроград. Борис вернулся в Киев, завершил обучение в реальном училище и в 1917 году поступил в Киевский институт народного хозяйства. Однако проучившись там год, он перешел на юридический факультет Киевского университета.

В 1918 году в киевском журнале "Зритель" появились шаржи на Блока, известных тогда актрису Юреневу, режиссера Кугеля, поэта Вознесенского. К тому же времени относится и серия цветных рисунков "Завоеватели" - своеобразная сатирическая летопись менявшихся в Киеве властей, сначала немецких, потом белогвардейских и петлюровских.

С установлением в Киеве Советской власти Борис Ефимов работает секретарем Редакционно-издательского отдела в Народном комиссариате по военным делам. В июне того же года в военной газете "Красная Армия" увидели свет его первые агитационные рисунки, снабженные ставшим впоследствии всемирно известным автографом "Бор.Ефимов".

С 1920 года Борис Ефимов работает в качестве художника-карикатуриста в газетах "Коммунар", "Большевик", "Вiсти", руководителем отдела изобразительной агитации ЮгРОСТА в Г.Одессе. Здесь он исполнил свой первый плакат на фанерном листе, на котором он изобразил побитого Красной Армией Деникина. Позднее Б. Ефимов был заведующим Изосекции отделения агитпунктов Юго-Западного фронта в Харькове. По возвращении в Киев он стал начальником художественно-плакатного отдела Киев - УкрРОСТА. Параллельно сотрудничал с газетами "Киевский пролетарий" и "Пролетарская правда".

Лучшие дня

В 1922 году Борис Ефимов переехал в Москву. С тех пор его работы стали печататься на страницах "Рабочей газеты", "Крокодила", "Правды", "Известий", "Огонька", "Прожектора" и многих других издания, выходить в отдельных сборниках и альбомах. В эти годы его главной специализацией стала политическая сатира. "Героями" его карикатур были: в 20-е годы многие западные политические деятели - Юз, Даладье, Чемберлен; в 30-е и 40-е - Гитлер, Муссолини, Геринг и Геббельс, которого он неизменно изображал в виде хромой мартышки; в последующие годы - Черчилль, Трумэн и другие. Иные карикатуры вызывали у изображенных на них персонажей такую яростную реакцию, что дело доходило до дипломатических протестов.

В 30-е годы в свет выходят альбомы карикатур "Лицо врага" (1931), "Карикатура на службе обороны СССР" (1931), "Политические карикатуры" (1931), "Выход будет найден" (1932), "Политические карикатуры" (1935), "Фашизм - враг народов" (1937), "Поджигатели войны" (1938), "Фашистские интервенты в Испании" (1938).

В полной мере "убойная сила" карикатур Ефимова проявилась в годы войны. Его работы публиковались в те годы на страницах "Красной звезды", "Фронтовой иллюстрации", а также во фронтовых, армейских, дивизионных газетах и даже на листовках, которые разбрасывались за линией фронта и призывали вражеских солдат сдаваться. В поисках сюжетов для своих работ Борис Ефимов неоднократно выезжал в действующую армию.

В годы войны он активно работал и в области плаката. Борис Ефимов был в числе тех советских писателей и художников (Моор, Дени, Кукрыниксы и другие), кто уже на шестой день нападения Германии на СССР создал мастерскую "Окон ТАСС". Как и в годы гражданской войны, плакаты, сделанные сразу по получении сводок с фронта или последних международных сообщений, вывешивались на улицах Москвы, вселяя в людей даже в самые трудные дни веру в Победу. Потом "Окна" тиражировались и выпускались в тылу - Пятигорске, Тбилиси, Тюмени.

Заслуги Бориса Ефимова в годы Великой Отечественной войны отмечены медалями "За оборону Москвы" и "За победу над Германией".

В послевоенное время Борис Ефимов продолжает активно работать в самых разных жанрах. В 1948 году выходит сборник его карикатур "Мистер Доллар", а в 1950 г. - альбом рисунков "За прочный мир, против поджигателей войны".

В 1954 году он избран членом-корреспондентом Академии художеств СССР, в 1957 г. - членом правления Союза художников СССР, в 1958 году ему присвоено звание "Народный художник РСФСР", а в 1967 году - "Народный художник СССР". С 1932 года является членом Союза художников. Неоднократно избирался членом правления и секретарем Союза художников СССР.

С 1965 года и на протяжении почти 30 лет Борис Ефимов возглавлял в качестве главного редактора Творческо-производственное объединение "Агитплакат" при Союзе художников СССР, оставаясь при этом одним из самых активных его авторов.

Всего за годы творческой деятельности Борис Ефимов создал десятки тысяч политических карикатур, агитационных плакатов, юмористических рисунков, иллюстраций, шаржей, а также станковых серий сатирических рисунков для зональных, групповых и всесоюзных художественных выставок. Вышло в свет десятки сатирических альбомов, а также целый ряд книг мемуарного характера, рассказов, очерков, исследований по истории и теории искусства карикатуры. Среди них: "40 лет. Записки художника-сатирика", "Работа, воспоминания, встречи", "Рассказы о художниках-сатириках", "Мне хочется рассказать", "Основы понимания карикатуры", "На мой взгляд", "Невыдуманные истории", "Школьникам о карикатуре и карикатуристах", "Рассказы старого москвича", "Ровесник века", "Мой век" и другие.

Б. Е. Ефимов - Герой Социалистического труда, трижды Лауреат Государственной премии СССР (1950, 1951, 1972), академик Академии художеств СССР, затем - Российской Академии художеств. Он награжден тремя орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, тремя орденами Трудового Красного Знамени, орденом "Знак почета", болгарским орденом "Кирилла и Мефодия" I степени, многими другими отечественными и зарубежными наградами.

Год 2000-й - год 55-летия Великой Победы - год своего 100-летия Борис Ефимов встретил по-прежнему влюбленным в жизнь, в прекрасное, книги, театр, спорт, компанию друзей, добрый розыгрыш, хороший анекдот.

Ефимов Борис Ефимович

Родился 28 сентября 1900 г. в г.Киеве. Отец - Фридлянд Ефим Моисеевич (1860 г. рожд.). Мать - Рахиль Савельевна (1880 г. рожд.). Первая супруга - Корецкая Розалия Борисовна (1900 г. рожд.). Вторая супруга - Фрадкина Раиса Ефимовна (1901 г. рожд.). Сын - Ефимов Михаил Борисович (1929 г. рожд.).

Борис Ефимов никогда не думал, что станет художником, хотя рисовать любил с детства. Способности к рисованию обнаружились у него рано, с 5-6 лет. На бумаге он предпочитал изображать не окружающую природу - дома, деревья, кошек или лошадок, а фигуры и персонажи, рожденные собственной фантазией, рассказами старшего брата и содержанием прочитанных книг. Очень скоро это ребяческое увлечение сменилось осознанным желанием переносить на бумагу смешное в повадках и характерах людей.

После переезда родителей в Белосток, Бориса определили в реальное училище, где учился и его старший брат. Там они вместе издавали рукописный школьный журнал. Брат Михаил (будущий публицист и фельетонист Михаил Кольцов) редактировал его, а Борис - иллюстрировал.

Первая карикатура Ефимова увидела свет в 1916 году в популярном в те годы иллюстрированном журнале "Солнце России". Позднее он вспоминал об этом событии так: "Будучи учеником пятого класса я, пользуясь фотографиями, смастерил шарж на председателя Государственной думы Родзянко и послал его в Петроград. Увидев рисунок напечатанным, я был потрясен..."

Вскоре семья переехала в Харьков. Родители остались, а брат уехал в Петроград. Борис вернулся в Киев, завершил обучение в реальном училище и в 1917 году поступил в Киевский институт народного хозяйства. Однако проучившись там год, он перешел на юридический факультет Киевского университета.

В 1918 году в киевском журнале "Зритель" появились шаржи на Блока, известных тогда актрису Юреневу, режиссера Кугеля, поэта Вознесенского. К тому же времени относится и серия цветных рисунков "Завоеватели" - своеобразная сатирическая летопись менявшихся в Киеве властей, сначала немецких, потом белогвардейских и петлюровских.

С установлением в Киеве Советской власти Борис Ефимов работает секретарем Редакционно-издательского отдела в Народном комиссариате по военным делам. В июне того же года в военной газете "Красная Армия" увидели свет его первые агитационные рисунки, снабженные ставшим впоследствии всемирно известным автографом "Бор.Ефимов".

С 1920 года Борис Ефимов работает в качестве художника-карикатуриста в газетах "Коммунар", "Большевик", "Вiсти", руководителем отдела изобразительной агитации ЮгРОСТА в Г.Одессе. Здесь он исполнил свой первый плакат на фанерном листе, на котором он изобразил побитого Красной Армией Деникина. Позднее Б. Ефимов был заведующим Изосекции отделения агитпунктов Юго-Западного фронта в Харькове. По возвращении в Киев он стал начальником художественно-плакатного отдела Киев - УкрРОСТА. Параллельно сотрудничал с газетами "Киевский пролетарий" и "Пролетарская правда".

В 1922 году Борис Ефимов переехал в Москву. С тех пор его работы стали печататься на страницах "Рабочей газеты", "Крокодила", "Правды", "Известий", "Огонька", "Прожектора" и многих других издания, выходить в отдельных сборниках и альбомах. В эти годы его главной специализацией стала политическая сатира. "Героями" его карикатур были: в 20-е годы многие западные политические деятели - Юз, Даладье, Чемберлен; в 30-е и 40-е - Гитлер, Муссолини, Геринг и Геббельс, которого он неизменно изображал в виде хромой мартышки; в последующие годы - Черчилль, Трумэн и другие. Иные карикатуры вызывали у изображенных на них персонажей такую яростную реакцию, что дело доходило до дипломатических протестов.

В 30-е годы в свет выходят альбомы карикатур "Лицо врага" (1931), "Карикатура на службе обороны СССР" (1931), "Политические карикатуры" (1931), "Выход будет найден" (1932), "Политические карикатуры" (1935), "Фашизм - враг народов" (1937), "Поджигатели войны" (1938), "Фашистские интервенты в Испании" (1938).

В полной мере "убойная сила" карикатур Ефимова проявилась в годы войны. Его работы публиковались в те годы на страницах "Красной звезды", "Фронтовой иллюстрации", а также во фронтовых, армейских, дивизионных газетах и даже на листовках, которые разбрасывались за линией фронта и призывали вражеских солдат сдаваться. В поисках сюжетов для своих работ Борис Ефимов неоднократно выезжал в действующую армию.

В годы войны он активно работал и в области плаката. Борис Ефимов был в числе тех советских писателей и художников (Моор, Дени, Кукрыниксы и другие), кто уже на шестой день нападения Германии на СССР создал мастерскую "Окон ТАСС". Как и в годы гражданской войны, плакаты, сделанные сразу по получении сводок с фронта или последних международных сообщений, вывешивались на улицах Москвы, вселяя в людей даже в самые трудные дни веру в Победу. Потом "Окна" тиражировались и выпускались в тылу - Пятигорске, Тбилиси, Тюмени.

В архиве художника сохранились многочисленные отзывы самых требовательных критиков - бойцов с передовой. Приведем несколько таких отзывов:

"Уважаемый тов. Ефимов! Рисуйте побольше... Карикатуры - это оружие, могущее не только смешить, но и вызывать горячую ненависть, презрение к врагу и заставляющее еще сильнее драться и уничтожать проклятых гитлеровцев. Дукельский Илья. Полевая почта 68242."

"Ваше оружие, оружие советского художника, большая сила в борьбе против немецко-фашистских захватчиков. Если б знали вы, с каким нетерпением ожидаем мы, армейцы, каждый свежий номер газеты "Красная звезда"... П/п 24595. В. Я. Корниенко."

"С Новым годом, дорогой т. Ефимов! Группа фронтовиков Н-ской части шлет вам привет и поздравляет с Новым годом. Желаем успехов в вашей плодотворной и большой работе. Трудно передать, с каким нетерпением ждем каждой вашей карикатуры на тех, кто скоро падет под нашими ударами. Недалек тот день, когда мы на немецкой елке будем видеть повешенными главарей гитлеровской Германии. С приветом и добрыми пожеланиями фронтовики Леонтьев, Евсеев, Тлешов и др. П/п 18868."

В годы войны были работы Ефимова, вызвавшие международный резонанс - его карикатуры о втором фронте, печатались и в британских газетах. Более того, содержание этих карикатур пересказывалось по радио. Впрочем, с открытием второго фронта союзники все равно тянули до 5 июня 1944 года, т. е. до момента, когда исход войны был уже очевиден всем.

Заслуги Бориса Ефимова в годы Великой Отечественной войны отмечены медалями "За оборону Москвы" и "За победу над Германией".

В послевоенное время Борис Ефимов продолжает активно работать в самых разных жанрах. В 1948 году выходит сборник его карикатур "Мистер Доллар", а в 1950 г. - альбом рисунков "За прочный мир, против поджигателей войны".

В 1954 году он избран членом-корреспондентом Академии художеств СССР, в 1957 г. - членом правления Союза художников СССР, в 1958 году ему присвоено звание "Народный художник РСФСР", а в 1967 году - "Народный художник СССР". С 1932 года является членом Союза художников. Неоднократно избирался членом правления и секретарем Союза художников СССР.

С 1965 года и на протяжении почти 30 лет Борис Ефимов возглавлял в качестве главного редактора Творческо-производственное объединение "Агитплакат" при Союзе художников СССР, оставаясь при этом одним из самых активных его авторов.

Всего за годы творческой деятельности Борис Ефимов создал десятки тысяч политических карикатур, агитационных плакатов, юмористических рисунков, иллюстраций, шаржей, а также станковых серий сатирических рисунков для зональных, групповых и всесоюзных художественных выставок. Вышло в свет десятки сатирических альбомов, а также целый ряд книг мемуарного характера, рассказов, очерков, исследований по истории и теории искусства карикатуры. Среди них: "40 лет. Записки художника-сатирика", "Работа, воспоминания, встречи", "Рассказы о художниках-сатириках", "Мне хочется рассказать", "Основы понимания карикатуры", "На мой взгляд", "Невыдуманные истории", "Школьникам о карикатуре и карикатуристах", "Рассказы старого москвича", "Ровесник века", "Мой век" и другие.

Б. Е. Ефимов - Герой Социалистического труда, трижды Лауреат Государственной премии СССР (1950, 1951, 1972), академик Академии художеств СССР, затем - Российской Академии художеств. Он награжден тремя орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, тремя орденами Трудового Красного Знамени, орденом "Знак почета", болгарским орденом "Кирилла и Мефодия" I степени, многими другими отечественными и зарубежными наградами.

Год 2000-й - год 55-летия Великой Победы - год своего 100-летия Борис Ефимов встретил по-прежнему влюбленным в жизнь, в прекрасное, книги, театр, спорт, компанию друзей, добрый розыгрыш, хороший анекдот.

В августе 2002 года возглавил отделение искусства карикатуры РАХ.
28 сентября 2007 года, в свой 107-й день рождения, он был назначен на должность главного художника газеты «Известия».
И в 107 лет Борис Ефимов продолжал работать. В основном он писал мемуары и рисовал дружеские шаржи, принимал активное участие в общественной жизни, выступая на всевозможных памятных и юбилейных встречах, вечерах, мероприятиях.
Борис Ефимов скончался в ночь на 1 октября 2008 года в Москве на 109 году жизни 1 октября 2008 года. Ему довелось застать последние дни девятнадцатого столетия, прожить весь двадцатый век и застать новое тысячелетие. Похоронен в колумбарии Новодевичьего кладбища.

От себя. Не знаю, насколько смешно было бойцам от карикатур Ефимова, но, при любом раскладе и отношении к его творчеству, идеологически всё было верно, т.к. дух бойцов, помимо прочего, держится не только на перловке с мясом, идеологическая подпитка была просто необходима, в т.ч. в подобной юмористической форме. Занятно было бы в 1-ю и 2-ю Чеченскую кампании в газетах лицезреть карикатуры и шаржи на Басаева, Радуева, Хоттаба и прочую нечисть. Но как же, они же в глазах лицемерной и двуличной мировой общественности борцы за свободу... А жаль.

28 сентября 1900 года родился знаменитый советский и российский художник-график, мастер политической карикатуры, Народный художник СССР, Герой Социалистического Труда Борис Ефимович Ефимов, который прожил 108 лет. В этой связи сайт решил разобраться в секретах долголетия, которые касаются каждого, кто хочет продлить свою жизнь.

С самого первого момента, когда человек понял, что смертен, началась его борьба за продление собственной жизни. Из поколения в поколение люди искали эликсир бессмертия или пытались раскрыть секрет вечной молодости. Искали и верили в истину библейских преданий, согласно которым, к примеру, патриарх Мафусаил прожил 969 лет, первый человек на Земле Адам - 930 лет, его сын Сиф - 912 лет, его внук Енос - 905 лет и так далее.

Впоследствии, как говорится в Библии, из-за возрастания греховности, продолжительность жизни человека сокращалась; и наконец, согласно Моисею, была установлена "в три срока и десять" (три раза по двадцать и десять, то есть семьдесят лет).

Двести лет без старости

По одной из легенд, богиня зари Эос влюбилась во внука царя Трои — Тифона и похитила юношу перед началом Троянской войны. Богиня вымолила у Зевса бессмертие для своего возлюбленного, но забыла выпросить для него вечную молодость. Не помог и божественный нектар, которым богиня кормила Тифона. Ее любимый состарился, стал немощным и со временем усох.

Устав ждать "милости от бога", за дело взялись различные целители и алхимики. Изготавливались и были опробованы в великом множестве самые экзотические эликсиры и снадобья. В их состав входили и толченые драгоценные камни, и благородные металлы, и редкие травы, и различные яды и так далее. Во многие рецепты эликсира молодости входила человеческая кровь. Так, в Древнем Риме старики прорывались на арену, где дрались гладиаторы, чтобы помазать свое тело свежей кровью раненых бойцов. Но были и совсем страшные случаи. Венгерская графиня Элжбет Батори, чтобы сохранить свою молодость, принимала ванны из крови девушек, но это не помогло душегубке — в отведенный для нее срок она скончалась от старости.

Большинство наших современников уверено, что поиск философского камня средневековыми алхимиками связан с их желанием превращать любой металл в золото. Но на самом деле, настоящей целью алхимиков было создание с помощью философского камня так называемого "золотого напитка", который излечивает от всех болезней и дарит вечную молодость.

Алхимик и врач Парацельс считал, что сера может продлить жизнь человека до 600 лет. Несмотря на то, что, по слухам, Парацельсу удалось изобрести "камень бессмертия", законы природы ему не удалось обмануть — умер он в 47-летнем возрасте. Всего лишь на десять лет пережил его великий врачеватель Авиценна, который тоже был одержим идеей найти средство для продления жизни и создал для этого многочисленные снадобья.

Российский ученый, нобелевский лауреат Илья Мечников утверждал, что природой отмерено человеку прожить не менее 150 лет.

Идеей персонального омоложения была одержима и правящая верхушка молодой советской власти. По решению Сталина, в Москве в начале 1930-х годов был создан Научно-исследовательский институт (НИИ), сотрудники которого работали над проблемой индивидуального бессмертия "отца народов". И когда академик Богомолец, руководивший этим научным учреждением, неожиданно умер в возрасте 65 лет, Сталин был вне себя от гнева, что обмануты его надежды.

В XX и XXI веках начался небывалый подъем в геронтологической науке. Большие надежды ученые возлагали на стволовые клетки и фермент теломеразы. В январе 1998 года мир облетела новость, что американские медики научились вводить в клетки ген теломеразы. Издания многочисленных СМИ были полны заголовками типа "Изобретены таблетки от старости", "Лекарство от старения доступно каждому" и так далее. Но эксперименты поубавили уровень эйфории. Ученым не удалось перенести успех, достигнутый в отдельно взятой клетке, на весь организм человека. Известно, что исследования в этом направлении все же продолжаются.

И вот - сенсация! Этой весной обнародовано открытие российских генетиков Института биологии из Республики Коми. Благодаря уникальной методике стимуляции защитных сил организма, уже через десять-двадцать лет появятся безопасные способы продления человеческой жизни до 200 лет. Причем, утверждают ученые, двухвекового рубежа люди будут достигать не одряхлевшими, а жизнерадостными, полными сил.

Наперегонки с веком

Человеческая жизнь - 200 лет! Научная фантастика - не более, - скажут пессимисты.

А почему бы и нет, - ответят оптимисты. Ведь и без вмешательства ученых некоторые из землян довольно прилично обогнали век.

  • По не поддающимся проверке данным, старейшим жителем нашей планеты являлся гражданин Китая Ли Чунг-ян (Цинъюна), родившийся в 1680 и умерший в 1933 году в возрасте 253 лет. Как утверждали его родственники, он всегда занимался зарядкой и дыхательными упражнениями, что по-видимому и стало причиной столь продолжительной жизни, но самым важным, чему учил своих родных Ли Цинъюн, это оставаться спокойными, "сердце нужно держать в покое и спать как в последний раз", говорил он.
  • Репортер каирской газеты "Аль-Ахбар" нашел долгожителя, которому, по его заверениям, 195 лет. Ибрагим аль-Карими, который якобы родился еще в XVII веке, помнит строительство и открытие Суэцкого канала.
  • 186 лет прожил долгожитель Золтан Петраж в Венгрии;
  • 185 лет прожил его соотечественник Петр Зортай (1539 - 1724);
  • 185 лет жил и основатель аббатства в Глазго - Кэнтигерн, известный под именем святого Мунго, скончавшийся 13 января 614 года;
  • 180 лет прожил вождь племени Махаммад Афзия (Пакистан), утверждают, что его отец умер в возрасте более 200 лет;
  • 180 лет прожила также осетинка Тэнсе Абзиве и ровно столько же житель Грозненской области Арсигири Хазитиев;
  • 180 лет было и мистеру Йорату, подданному ее величества королевы английской;
  • 177 лет прожила его верная жена Мэрфи Йорат;
  • 170 лет - албанец Худие, за это время его потомство достигло двухсот человек.
  • Сенсацию принесла и недавняя перепись населения во Вьетнаме. В уезде Кунхол провинции Нгетинь обнаружили женщину, которой исполнилось 142 года. Долгожительница Нган Тхи Куанг родилась в 1847 году. Она трижды вступала в брак и пережила троих своих мужей.
  • В грузинском селе Сачино была похоронена прошлой весной самая, как считается, старая жительница планеты: согласно документам, 132-летняя Антиса Хвичава.

Российские долгожители

В России тоже встречаются жители, и немало, которые празднуют свой вековой юбилей и живут дальше долго и счастливо. Предостаточно долгожителей есть на Кузбассе. В области примерно 100 жителей, которые уже отпраздновали сотый день рождения. Среди них, возможно, и живет самый старый человек России. Ее имя Анищук Екатерина Трофимовна. В январе 2012 года ей исполнилось 109 лет. Ну, а предыдущим самым старым жителем России был Магомед Лабазанов, житель Дагестана. Его не стало осенью 2012 года. Он умер на 123-м году жизни. Дедушка Магомед два раза был женат. При жизни Магомед Лабазанов с радостью делился секретами своей долгой жизни. Это правильный образ жизни. Дедушка никогда не курил и не пил. И кроме этого, ел в меру. Особо любил кукурузные лепешки, сыворотку, фрукты, овощи и зелень. Родственники называют главной причиной долголетия своего отца, деда и прадеда - физическую активность, движение и труд. У мужчины было от двух жен: 4 сына, 9 внуков, а также 12 правнуков.

Кстати, в списках долгожителей немало людей, которые связали свою жизнь с научной или публицистической деятельностью. В России довольно много знаменитостей, которых не стало в преклонном, почтенном возрасте (стоит отметить, что человек считается долгожителем, если он отметил свой 90-й день рождения). Так, советский военачальник, министр обороны СССР Соколов Сергей Леонидович скончался в возрасте 101 года. Советский актер Николай Анненков прожил до 100 лет. Мастер политической карикатуры Борис Ефимов умер на 109-м году жизни. Русская балерина Марина Семенова умерла, когда ей был 101 год, во столько же лет не стало и хореографа Игоря Моисеева. До 96 лет дожил советский русский писатель, поэт, баснописец, драматург, публицист, общественный деятель, автор текстов гимнов Советского Союза и Российской Федерации, председатель Союза писателей РСФСР Сергей Владимирович Михалков. Ныне здравствует и плодотворно трудится замечательный советский русский актер Владимир Михайлович Зельдин. В феврале нынешнего года Народный артист СССР отметил свой 101-й день рождения.

И вечная весна

Увеличение продолжительности жизни человека в наш современный век — это заслуги не только стремительного развития науки, техники и медицины. Это еще и внутреннее эволюционное развитие нашей цивилизации, ее нравственная, интеллектуальная сторона. Ведь человеческий разум находится в постоянном поиске, преодолевая все новые и новые вершины познания и достижений.

Используя исторический материал о продолжительности жизни человека, можно смело сделать вывод, что человек стал жить дольше; примерно на 50% увеличилась продолжительность жизни в течение последнего столетия. В каменном веке она составляла около 20 лет, в средние века - до 30 лет. В конце XIX века в среднем люди жили около 35 лет, а к началу ХХI века продолжительность жизни составила уже 70 - 75 лет. Человечество стало жить дольше в два раза! Согласитесь, выглядит впечатляюще, не правда ли?

ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения) разработала возрастную классификацию:

Долгожители, понятие вполне определенное, - это не просто люди пожилого возраста. Существуют четкие возрастные границы, перешагнув которые, пожилой человек считается долгожителем.

Правда, в разных странах эти границы определены по-разному. И все же общий мировой возраст для признания долгожителем - 90 лет. В свою очередь, в США это 85 лет, а в России долгожителем также принято считать человека, достигшего 90-летнего рубежа.

Исследования, проведенные современными учеными-генетиками, выявили, что на нашей планете 5% населения - это носители генетической комбинации, предсказывающей им экстремально долгую жизнь.

Но для того, чтобы стать долгожителем, одного здорового генома недостаточно, на продолжительность нашей жизни влияет много факторов, таких как: образ жизни, до сих пор не побежденные болезни, постоянные стрессы, экологические бедствия и многое другое.

Вот что рассказывал, к примеру, о секретах своего долголетия проживший 108 лет знаменитый советский и российский художник-график, мастер политической карикатуры, Народный художник СССР, Герой Социалистического труда Борис Ефимович Ефимов.

"Просыпаюсь около 6 утра. Находясь еще в постели, делаю "велосипед" - кручу поднятыми ногами 12 раз по шесть оборотов. Потом встаю и делаю 450 приседаний. Все это разгоняет кровь, держит в тонусе мышцы. В течение дня стараюсь чередовать труд и отдых. С молодости стараюсь давать нагрузку не только мышцам тела, но и мозга".

За свою жизнь Борис Ефимов создал десятки тысяч политических карикатур, агитационных плакатов, юмористических рисунков, иллюстраций, шаржей. Художник всегда обладал отличной памятью - на своем 105-летии зачитал наизусть огромную балладу Твардовского, а потом еще и свои куплеты.

Народный артист СССР, полный кавалер ордена "За заслуги перед Отечеством" Владимир Михайлович Зельдин уверен, что секрет долголетия заложен не только в генах, но и в умении жить медленно. Если много работаешь - дольше спи. Это восстановит силы. Нужно ежедневно гулять. Кушать Зельдин советует часто, но понемножку (детскими порциями). Владимир Михайлович почти не ест мяса. Из спиртного может пригубить коньячок и только.

Смотрите на "ТВ Центре" документальный фильм "Владимир Зельдин. Обратный отсчет"

До сих пор его интересуют женщины. Чувство влюбленности к милым дамам, считает он, подпитывает жизнетворной энергией.

Много общается с молодыми людьми. Позитивные эмоции, которые исходят от Владимира Зельдина, заряжают окружающих.

Владимир Зельдин говорит о себе как о верующем в Бога человеке. "Дело не в том, чтобы часто ходить в церковь. Совесть - вот высший судья. Существует в хорошем смысле нравственный покой, который влияет на сердце и на организм".

Образ жизни Владимира Михайловича Зельдина еще раз подтверждает исследования ученых о том, что долгожителей объединяет их качества характера. Они оптимистичны - всегда надеются на лучшее, имеют легкий характер, незлопамятны и миролюбивы. Большинство из долгожителей трудолюбивы, но в то же время умеют отдыхать, они пропагандируют простое отношение к жизни и демонстрируют веселый нрав.

Рецепты долголетия

В той главе приведены несколько рецептов долголетия тех людей, которые в разных странах мира преодолели столетний рубеж. В них: философия жизни и практические советы. Можно воспринимать их серьезно, а можно и с юмором. Можно их придерживаться, а можно жить так, как живется, и попробовать обогнать век без чужих подсказок. Многие вам лета!

  • Не смотрите на календарь. Пусть каждый день будет праздником!
  • Секрет молодости — в движении.
  • Даже если вы чувствуете ненависть, держите ее в себе. Ни при каких обстоятельствах не делайте окружающим больно.
  • Продолжайте верить в любовь.
  • Каждый день делайте что-то приятное для себя.
  • Продолжайте идти вперед и никогда не сдавайтесь.
  • Жизнь — это радость. Здесь все зависит от человека. Будьте довольны. Вам не обязательно все время быть "счастливым", просто будьте довольны.
  • Мыслите позитивно.
  • Не стоит изнурять себя строгими правилами насчет обеда и сна. Ешьте и спите, когда хочется, а не когда нужно.
  • Не стоит уходить на пенсию раньше 65 лет.
  • Не слишком заботьтесь о накоплении материального. Помните: когда придет время, вы не сможете ничего забрать с собой на ту сторону.
  • Найдите свой пример для подражания и попытайтесь достичь большего.
  • Занимайтесь тем, что вам нравится.
  • Уходите, пока вы еще на коне.
  • Когда вы смеетесь над собой, вы не даете другим смеяться над вами.
  • Возраст — это не болезнь.
  • Постарайтесь каждый день находить время, чтобы вздремнуть.
  • Спите спокойно, постарайтесь не беспокоиться и наслаждайтесь приятными сновидениями.
  • Не вмешивайтесь в чужие дела и не ешьте вредную пищу.
  • Пусть у вас будет хороший аппетит, множество друзей и мало свободного времени.
  • Очень важно сохранять пытливый ум.
  • Будьте внимательным, активным и культурным человеком. Не пляшите под чужую дудку.
  • Не курите, не пейте и не сдавайтесь.
  • Живите одним днем и ловите волну.
  • Делайте то, что должны делать. Не размышляйте, просто делайте.
  • Не стоит умирать, даже если вам очень этого хочется.

Когда известному карикатуристу Борису Ефимову исполнилось только 100 лет, об этом взахлеб писали все газеты.

Он пережил революцию, Гражданскую и Отечественную войны, словом, все эпохи минувшего века. Через пять лет Борис Ефимович отпраздновал следующий юбилей. 28 сентября 2008 года ему уже 108! Корреспондент "РГ" встретился с художником-долгожителем и задал ему несколько вопросов.

Я уже не рисую

Российская газета: Откройте секрет: как вам удалось дожить до столь почтенного возраста? Придерживаетесь ли вы каких-то особых диет или методик?

Борис Ефимов: Нет, ни в коем случае. Мне нравится один анекдот. На Кавказе чествуют долгожителя, который рассказывает о том, что он ведет здоровый образ жизни, не пьет и не курит. Вдруг с задних рядов раздаются пьяные крики. Старожил говорит: "Не обращайте внимания, это мой старший брат опять напился".

РГ: Вы ровесник века, на ваших глазах приходили и уходили политические лидеры, деятели искусства и науки... Менялись государственный строй, законы, правила жизни, стиль общения, мода... Какой период вашей жизни самый интересный?

Ефимов: Интересен был сам век. В каждом десятилетии было что-то свое. Сейчас трудно выделить какой-то один период, десятилетие. Нужно рассматривать эпоху в целом.

РГ: Рисуете ли вы сейчас?

Ефимов: Нет. Уже не рисую. Период активности закончился уже давно. Но я продолжаю работать, правда на другом поприще. Я пишу книги, благо мне есть о чем рассказать. Например, книга воспоминаний "О временах и людях", написанная в соавторстве с Виктором Фрадкиным. Кстати, она как раз и может являться подробным, развернутым ответом на первый вопрос. В ней и рассказывается о людях и временах, которые они наполняли. Там есть рассказы и о политических деятелях, и об актерах, и о писателях, и о моих коллегах-художниках, например о Кукрыниксах, Эрнсте Неизвестном, Зурабе Церетели.

Кроме того, есть и другие книги воспоминаний: "Ровесник века", "Десять десятилетий" и прочие.

РГ: Чем вы еще занимаетесь, как проводите время, какие книги читаете?

Ефимов: Я читаю разные книги, но есть и одна любимая, которую я готов перечитывать бесконечно. Это роман Александра Дюма "Граф Монте-Кристо".

РГ: Кто из сегодняшних персонажей мировой политики наиболее образен?

Ефимов: Сейчас нет таких ярких персонажей, какими были те же Гитлер, Муссолини, Тито, которых можно было высмеять, подметив какую-то одну или несколько деталей их поведения, внешности.

РГ: Следите ли вы за нынешней ситуацией с жанром карикатуры в стране? Есть ли сегодня у вас последователи?

Ефимов: Хорошие карикатуристы конечно же есть. Это, например, Владимир Мочалов, Игорь Смирнов.

Но нужно отметить, что политическая карикатура как жанр прекратила свое существование. То, что мы видим сейчас, - это "почеркушки".

Разгневавший Сталина

РГ: Вы сами искали персонажей для карикатур, ведь вы были в контексте происходящего, или всякий раз был заказ от властей?

Ефимов: Искал сам. Читал газеты, слушал радио, смотрел кинохронику, потом появилось телевидение. Я сам выбирал темы. Но конечно же были и заказы, в том числе, например, лично от Сталина. Но можно сказать, что 90 процентов сюжетов я выбрал самостоятельно.

РГ: Вмешивались ли власти в творческий процесс, не указывали ли на какую-то деталь, которую нужно подчеркнуть?

Ефимов: Да, такое случалось. Например, можно вспомнить такой случай. Я нарисовал карикатуру на японских милитаристов. Чтобы подчеркнуть их политические экспансионистские амбиции, я наделил их длинными зубами. Тогда Сталин позвонил главному редактору "Правды" Льву Мехлису и возмутился. Дескать, это оскорбляет национальное достоинство японского народа.

Другой пример уже из более поздних времен. В 1979 году премьер-министром Великобритании стала Маргарет Тэтчер. Я нарисовал карикатуру с ее изображением. Этот рисунок был вывешен в окнах агитпропа по всей Москве и в других городах. Это вызвало негодование власть имущих, так как выглядело не совсем дипломатично.

РГ: Тяжело ли вам осознавать, что ваши сверстники уходят один за другим?

Ефимов: Конечно. Это большая трагедия, очень трудно видеть, что ты остаешься один.