Тамара Синявская — биография, дети, первый муж. Самый загадочный блогер россии Кто был первый муж тамары синявской

Всем доброго дня! Я являюсь горячей поклонницей творчества Тамары Синявской и глубоко восхищаюсь ее талантом. Если вы никогда не слышали об этой удивительной женщине, не слышали ее чарующего голоса – вы многое потеряли и эту ошибку нужно срочно исправлять. В своей статье я постараюсь подробно рассказать о том, кто такая Тамара Синявская и о ее уникальном таланте.

О детстве и творческом пути

Будущая дива русской оперной сцены Тамара Синявская родилась в Москве 6 июля 1943 года. Росла Тамара в годы военные и голодные и заботилась о ней только мама. Об отце певицы ничего не известно и она сама о нем не упоминала ни в одном интервью, но зато всегда и охотно, с горячей любовью отзывалась о своей матери. Именно мама в свое время привела Тамарочку в Дом пионеров, где девочка начала учиться вокалу, параллельно выступая в Ансамбле песни и пляски.

Худруки ансамбля обратили внимание на необычный талант девочки и порекомендовали ей поступать после школы в училище при столичной консерватории. Тамара последовала совету. Учась вокалу уже профессионально, Синявская начинает петь в хоре Малого Театра, а заодно усваивать азы актерского и оперного мастерства.

Окончив училище, Тамара приходит стажером в Большой театр. Она поет перед комиссией, и ее члены оказываются настолько поражены певческими данными молодой исполнительницы, что ее берут, закрыв глаза на отсутствие консерваторского образования. За год Тамара добивается поразительных успехов – ее берут в основной состав. Дебютантка оказывается на одной сцене с такими звездами как Галина Вишневская, Александр Огнивцев, Ирина Архипова.


Признание к Тамаре Синявской пришло после исполнения партии Ольги в опере «Евгений Онегин». Роль досталась девушке случайно – основная труппа была на гастролях, и времени на поиски солистки не было. Пригласили Тамару, и она вступила настолько блистательно, что ее признали лучшей исполнительницей роли Ольги всех времен.

Первый успех не стал поводом для звездной болезни у Тамары Синявской. Она ежедневно и неустанно трудилась над совершенствованием своего таланта, расширением репертуарных возможностей. Только в первые несколько лет выступлений в Большом театре Синявская исполнила десяток разных партий, которые признаются лучшими в истории русской и мировой оперы. В Большом Театре Тамара Синявская проработает почти 40 лет и исполнит лучшие оперные партии в самых разных постановках. Фото, на которых Тамара запечатлена в разных амплуа, вы можете увидеть ниже.

Личная жизнь

С любовью всей своей жизни, Муслимом Магомаевым Тамара Синявская познакомилась во время поездки в Баку. И Муслим, и Тамара во время первой встречи были не свободны, поэтому волю вспыхнувшим чувствам не дали. Тамара сразу после возвращения из Баку уехала в Италию и думала, что ее внезапная симпатия угаснет и не разрушит ее брак. Но Муслим был настойчив: он звонил, обсуждал с любимой творческие планы, новую музыку. И крепость пала: вернувшись из Италии, Тамара развелась с супругом и вступила в новый брак с Магомаевым.

Синявская и Магомаев редко расставались, часто организовывали совместные выступления и гастроли. Их брак был крепким и счастливым, но, увы, в 2007 году Магомаева не стало. Тамара Синявская была безутешна, ведь мужа она любила безмерно. Почти три года она жила отшельницей, избегая общества и не желая ни с кем разговаривать. Время не исцелило рану, но все же позволило найти отдушину – Тамара решила заняться преподавательской деятельностью и также учредила конкурс молодых исполнителей имени своего покойного супруга. Вот такая история жизни ярчайшей звезды русской оперной сцены Тамары Синявской.

25 октября 2008 года ушел из жизни Муслим Магомаев. После трех лет затворничества Тамара Ильинична нарушила обет молчания и дала своё первое интервью.
На протяжении долгих 34 лет, если говорили: «Муслим Магомаев», непременно добавляли: «…и Тамара Синявская», и наоборот - в сознании меломанов эта блистательная пара была неразлучна и неразрывна, их семейный дуэт вызывал восторги и зависть на сцене и в жизни.



Описание их знакомства могло бы украсить завязку любого любовного романа. В Бакинской филармонии, которая носит имя деда Муслима Магомаева, певца подозвал поэт Роберт Рождественский, чтобы представить своей молодой спутнице. «Муслим!» - отрекомендовался мужчина, по которому сохли тогда все женщины страны. Красавица рассмеялась: «И вы еще себя называете? Вас весь Советский Союз знает!».

Впрочем, Тамара Синявская, а это была именно она, к тому времени и сама была широко известна в - чего уж греха таить - довольно узких кругах отечественных ценителей оперного искусства. Достаточно сказать, что ее, 20-летнюю девчонку, приняли в стажерскую группу Большого театра даже без высшего консерваторского образования (редчайший случай!), а ведь когда в первом туре объявили ее фамилию и возраст, по залу прокатился смешок: «О, скоро из детского сада будут в Большой приходить». Тем не менее всего через год Тамару перевели в основной состав.

Ее бархатистое, глубокое меццо-сопрано с возможностями контральто ввергало в экстаз публику Монреаля, Парижа, Осаки, многих других городов и стран, за три года она собрала три золота на международных конкурсах вокалистов. Кстати, на самом престижном - имени Чайковского - заранее было известно, что победа предназначена восходящей тогда звезде Елене Образцовой - за ее кандидатуру дружно проголосовали все советские члены жюри, но зарубежные так же категорично высказались за… Тамару Синявскую, и под их напором первую премию разделили.

После этого конкурса видный импресарио Зарович настойчиво приглашал молодую певицу в полугодичное турне по Америке, засыпал театр и Госконцерт телеграммами, а в ответ получал стандартные отписки: «Занята в репертуаре», хотя Синявская в это время пела только Ольгу в «Евгении Онегине» и мелочь типа «кушать подано». Видно, советские искусствоведы в штатском опасались, что красавица Тамара там, за океаном, в кого-нибудь влюбится и останется - дело-то молодое, но судьба предназначила ее Муслиму и вела их навстречу.

Дмитрий Гордон

…Тогда в Баку руководство республики решило показать приехавшим на Декаду русской литературы и искусства в Азербайджане гостям чудо-город на сваях под названием Нефтяные Камни. Паром, который туда курсировал, хлебосольные хозяева уставили столами с южными яствами, но когда он отчалил, первый секретарь республиканского ЦК Гейдар Алиев, к своему удивлению, обнаружил, что Магомаева на борту нет. «И Синявской тоже», - подсказал ему кто-то, и все стало ясно без слов. Вскоре после их свадьбы Тамаре позвонил Лемешев, и она воскликнула: «Тут есть человек, который давно мечтает выразить вам восхищение вашим талантом». Мэтр благосклонно принял от Муслима восторженные слова, а потом спохватился: «Простите, но почему вы в одной квартире?». Только потом уже вспомнил, что, проезжая мимо ресторана «Баку», видел шумную толпу и ему объяснили: «Там Магомаев женится».
…Они долго обращались друг к другу на вы: может, поэтому Тамара Ильинична (наверстывая упущенное?) даже на людях называла мужа игриво Мусиком, Митей, Кутей и Тяпой (хотя свое царственное имя предпочитала слышать целиком). Бывало, что они ссорились, и Муслим Магометович, хлопнув дверью, уезжал в Баку, но потом с восточной пышностью делал первый шаг к примирению: дарил цветы и представления в ее честь.
Их навсегда соединили любовь и музыка, и Магомаев, как никто, мог понять, что чувствовала его жена, когда ее, беспартийную, заочно разбирали на партсобрании за то, что исполнила на одном из праздничных телевизионных «Огоньков» песню: мол, так можно и до эстрады докатиться! Муслим один знал, что после «Кармен», где Тамара более трех часов пела и танцевала, она теряла два килограмма, а после других спектаклей - по килограмму…
Поднимая как-то на юбилее Муслима Магометовича тост, Мстислав Ростропович пошутил: «Мы с тобой оба - члены клуба несчастных мужей солисток Большого театра»… Не знаю уж, на что намекал маэстро, но Тамара Ильинична, которая слыла с юных лет душой компании, ради супруга-отшельника полюбила уединение, а чтобы потрафить его кавказскому воспитанию, она, дама с характером, публично осудила эмансипацию и, более того, вскоре после того, как Магомаев закончил карьеру, покинула Большой.

Последний спектакль она спела в 2002 году, в возрасте, когда другие примадонны еще и не думают уходить со сцены, а с 2007-го супруги не давали уже и концертов. Они не афишировали, что Муслим Магометович очень плохо себя чувствовал, перенес операцию на сосудах, но заботливая жена до его последнего вздоха была рядом… Сказки о таких парах обычно заканчиваются словами: «Они жили долго и счастливо и умерли в один день», однако на самом деле так не бывает. Овдовев, Синявская долго была безутешна, но собрала волю в кулак, чтобы никто не увидел на ее лице следы пролитых слез. У нее еще много дел: провести второй вокальный конкурс имени Магомаева, написать книгу… Все это необходимо, чтобы в памяти людской их любовь осталась не просто надолго - навсегда.

Признаюсь, Тамара Ильинична: давно хотел побеседовать с вами публично, тем более что вас несправедливо мало и на экране, и в прессе…
- Дима, а можно, как говорил Борис Саныч Покровский, я к вам сразу перпендикуляром выступлю? Меня на экране не мало, меня сейчас мало, и это, кстати, не вина телевидения и не упущение чье-то, а мое пожелание. Присутствовать на всеобщем обозрении я не хотела, и это мой первый после долгой паузы выход на люди…
- Спасибо…
- Плюс ко всему сегодня 25-е, а для меня этот день трудный. Три года назад я осталась одна, тем не менее, очень хорошо все взвесив, решила, что молчание это пора прервать.

- У вас удивительный тембр, а вы никогда не пытались понять, откуда такой он неповторимый?
- Откуда, не знаю, просто помню, что у мамы моей был красивейший разговорный голос. Когда ее не стало, она очень долго мне снилась: будто я ей звоню и слышу в ответ: «Тамара!» - вот словно положила свой голос мне на связки, на ушко, на сердце, и я вздрагивала, когда слышала ее во сне.
- Мама пела?
- В церкви, на клиросе. У нее был альт - низкий голос, но она никогда не выступала профессионально, потому что судьба ей выпала совсем не артистическая, очень тяжелая. Всю свою жизнь, в общем-то, мама отдала мне.
- Вы москвичка?
- Да, причем коренная.
- Зачастую москвичам сложно выдерживать конкуренцию с провинциалами, которые прокладывают, даже прорубают себе дорогу локтями. Тяжело было вам удержаться в Большом театре?
- Я даже не понимаю, о чем вы говорите, потому что вообще на эту тему не размышляла. Я родилась, открыла рот, запела…
- …и все?..
- …и никогда не думала, как сложится у меня жизнь. Мечтала артисткой быть, учительницей, врачом, но не певицей - пела с ощущением, что так и надо, что все поют.


С Марией Каллас в Москве.

- Могли бы и драматической стать актрисой?
- Об этом, наверное, лучше спросить режиссеров, которые со мной работали в опере и видели на сцене… Некоторые приглашали в кино сниматься.
- У вас поразительные глаза…
- Спасибо, вы комплиментами просто меня обволакиваете.
- Сижу, знаете, и любуюсь, а какие конкретно роли вам предлагали в кино?
- Дезире Арто, например, в фильме «Чайковский» - помните, была такая оперная певица, с которой Петр Ильич был помолвлен? Потом ее Майя Михайловна Плисецкая сыграла (не знаю уж, по каким соображениям, видимо, так композиционно перестроился материал, хотя причинами я даже не интересовалась), а Владимир Гориккер, который в свое время снимал фильм-оперу «Каменный гость», сначала записал мою партию, меня не видя.
Под мой голос исполнять роль Лауры была приглашена (все время балерина со мной, так сказать, в паре) Ляля Трембовельская, характерная танцовщица Большого театра, а когда режиссер, уже после того, как начались съемки, со мной встретился, удивленно воскликнул: «Господи, где ж ты раньше была-то?! Вполне и сама могла бы сниматься». Но я же тогда вообще была маленькой - это 66-й год.

- Говорят, какое-то время вы подражать Лолите Торрес пытались…
- Да я всю жизнь не то что пыталась ей подражать, а была в нее влюблена. Сейчас немножечко это смешно, но тогда… Муслим, кстати, раздобыл ее фильм «Возраст любви» и на мое 33-летие мне подарил, потому что я ему просто прожужжала…
- …все уши…
- …все ушки тем, как мне хотелось бы снова увидеть картину уже в этом возрасте. Дело в том, что влюбилась в нее я в седьмом классе, когда весь Советский Союз от Лолиты был без ума (18 раз этот фильм смотрела, знала его наизусть). Господи, советские дети ей письма писали - помню, в какой-то газете опубликовали письмо 12-летнего мальчика: «Я хочу жениться на Лолите Торрес»… Поэтому я и попросила Муслима найти старую ленту - хотела проверить, не поменялся ли с годами вкус, но она и тогда мне понравилась..
- Сейчас вы пытались ее снова увидеть?
- Пыталась, но… В свое время озвучивала Лолиту Торрес Виктория Чаева, артистка, по-моему, радио - у нее, если вы помните старый дубляж, был красивый разговорный голос, и я, может, даже немного подражаю ей бессознательно. (Низким голосом): «Соледат Реалес отправляется на гастроли… Анна-Мария Росалес…». Она говорила, и тут же начинала петь Лолита Торрес, и получилось так…
- …органично?
- Очень, и вдруг несколько лет назад по НТВ снова показали «Возраст любви». Я приникла к экрану, но когда Торрес раскрыла рот, у меня внутри все угасло - в результате передубляжа незабываемый тембр исчез.


В роли Элен Безуховой в «Войне и мире»

Не знаю, какая актриса озвучивала эту роль, - может, она, если эти слова услышит, даже обидится, просто ее голос не соответствовал объему голоса певческого, он ударялся куда-то в стеночку. Исчезла магия того, как героиня говорила, - голос у нее, если помните, был немножечко «на груди». Дома у нас фильмотека большая, и когда эта картина попадается мне на глаза, я думаю: интересно, как же Лолита Торрес сейчас выглядит (смеется) ?

- Тамара Ильинична, а это правда, что вас слушала и даже хвалила великая Мария Каллас?
- Правда - просто я знаю о разговоре, который происходил, что называется, за кулисами конкурса Чайковского. У меня была знакомая переводчица (она со мной ездила в Бельгию, где я тоже получила Гран-при), и ее пригласили и на IV конкурс Чайковского переводить гостям - он у нас в 70-м году был сумасшедший.
В качестве почетных членов жюри там и Мария Каллас присутствовала, и Тито Гобби, а какая обойма певцов от Советского Союза тогда выставлялась!.. Ну, сами судите: Коля Огренич (царствие ему небесное!) и Женя Нестеренко разделили у мальчиков первое место, второе заняли, по-моему, Зураб Соткилава и Владик Пьявко, а на третьем был потрясающий баритон Витя Тришин (потом я как-то мало о нем слышала). У женщин третье место получила Дуся Колесник из Украины, второе не присуждали, а первое досталось нам с Еленой Васильевной Образцовой - видите, я все помню…
Как мне перевели, Каллас воскликнула: «Мне очень нравится эта девочка (извините, это не мои слова. — Т. С. ) - у нее роскошный голос и использована только треть дарования!». Ну и еще добавила, что у нее - то есть у меня - большое будущее: в таком, в общем, духе высказывалась. В гала-концерте, который проходил в Большом зале консерватории уже по окончании конкурса, я пела «Сегидилью» из «Кармен». Каллас сидела в шестом ряду в проходе, представляете? - а поскольку я обладала приличным, можно даже сказать, 200-процентным зрением, увидела, что она вместе со мной артикулировала, так что мы пели вдвоем.

Публикации раздела Музыка

Тамара Синявская. Благородная примадонна

Т амару Синявскую приняли на стажировку в Большой театр против всех правил: в очень юном возрасте, в 20 лет, и без консерваторского образования. Уже через год певица вошла в основной состав труппы и исполняла ведущие партии, а через пять лет - выступала в лучших оперных театрах мира.

Не танцовщица. Певица

Тамара Синявская родилась в Москве в 1943 году. Первыми концертными площадками юной артистки стали подъезды старых домов. Гулкое эхо разносило по этажам популярные песни из кинофильмов в ее исполнении. В конце концов соседи посоветовали матери маленькой певицы пристроить дочь в какой-нибудь кружок.

«Там очень красиво звучал голос, как в храме. Что греха таить, я даже сейчас, заходя в незнакомый подъезд, тихонько пробую голос. А тогда, чтобы меня услышала моя «публика» - ребятня, я давала «концерты» в своем дворе», - вспоминает Тамара Синявская.

Когда Тамаре Синявской исполнилось шесть лет, мама записала ее в танцевальную группу Ансамбля песни и пляски Московского городского Дворца пионеров. Но у девочки желания танцевать не было, и вскоре она бросила занятия. Будущая певица вернулась в ансамбль лишь спустя три года - теперь уже в его хоровой состав. Она получила богатый сценический опыт: коллектив часто участвовал в концертах и гастролировал.

По совету Владимира Локтева, руководителя ансамбля, в 1961 году Синявская поступила в Музыкальное училище при Московской консерватории имени Петра Чайковского . Параллельно пела в хоре Малого театра , изучая драматическое искусство. Чтобы сберечь голос, она бросила свои увлечения - лыжи и коньки, а мороженое ела только летом, когда в театре закрывался сезон. На выпускном экзамене в училище она получила пять с плюсом.

«Лучшая из Ольг» Большого театра

После выпускного 20-летняя Тамара Синявская втайне от матери пошла на конкурсное прослушивание в Большой театр . Это стало своего рода авантюрой, потому что она была слишком юна и не имела консерваторского образования. Однако молодую певицу пригласили в стажерскую группу.

«Наступила очередь выступать Синявской. Когда она подошла к роялю, все переглянулись и заулыбались. Начались перешептывания: «Скоро из детского сада начнем брать артистов!» - так молодо выглядела 20-летняя дебютантка. Тамара спела арию Вани из оперы «Иван Сусанин»: «Бедный конь в поле пал». Голос - контральто или низкое меццо-сопрано - прозвучал нежно, лирично, даже, я сказал бы, с какой-то взволнованностью. Певица явно входила в роль того далекого паренька, предупредившего русское войско о подходе врага».

Александр Орфенов, руководитель оперной труппы

Первой ролью Тамары Синявской стал Паж из оперы «Риголетто» Джузеппе Верди. Дебют прошел не совсем так, как хотелось бы артистке: от волнения она пропела свою единственную реплику в два раза медленнее, чем нужно. Когда труппа Большого театра уехала на гастроли в Милан, Синявской предложили исполнить первую большую партию - Ольги из оперы «Евгений Онегин» Петра Чайковского . Это выступление стало важным событием в карьере начинающей певицы: критики и коллеги Тамары Синявской признали ее «лучшей из Ольг». Сергей Лемешев (Владимир Ленский) позже говорил, что его герою много лет не хватало «именно такой прелестной Ольги», которая своим выступлением соединила замысел Пушкина и Чайковского.

Еще одной известной ролью певицы стала партия Ратмира в опере «Руслан и Людмила» Михаила Глинки . Исполнив ее, Тамара Синявская стала солисткой основной труппы Большого театра.

Александр Орфенов, руководитель оперной труппы, вспоминал, что уже в этом юном возрасте Тамара Синявская выделялась среди своих сверстников «чувством высокого профессионализма»: «Дважды в одном сезоне Тамаре пришлось рисковать, выступая в тех партиях, которые хотя и были у нее «на слуху», но как следует она их не знала. Так, экспромтом, она исполнила две роли в опере Вано Мурадели «Октябрь» - Наташи и Графини».

Тамара Синявская в партии Ратмира («Руслан и Людмила»). Фотография: музей Большого театра / bolshoi.ru

Тамара Синявская в партии Любаши в опере «Царская невеста». Фотография: музей Большого театра / bolshoi.ru

Тамара Синявская в заглавной партии в опере «Кармен». Фотография: Георгия Соловьев / музей Большого театра / bolshoi.ru

В конце 60-х годов Тамара Синявская начала гастролировать с Большим театром. В Париже состоялся ее европейский дебют. Певица говорила, что столица Франции дала ей путевку в оперу. Также Синявская побывала в Канаде, Болгарии, Турции, Италии. Вскоре она начала побеждать в вокальных конкурсах. В 1969 году Синявская получила Гран-при и золотую медаль на Международном конкурсе вокалистов в Бельгии. Газета «Лё жур» писала: «Ни одного упрека нельзя предъявить Тамаре Синявской, обладающей одним из прекраснейших голосов, которые нам доводилось когда-либо слышать. С редкой музыкальностью и большим чувством она исполняет «Сегидилью» из «Кармен». Также безупречно ее французское произношение. Это поистине великое искусство!»

Спустя год Тамара Синявская победила на IV Международном конкурсе имени Петра Чайковского. Мнения жюри разделились: советские судьи отдали свои голоса певице Елене Образцовой, а иностранцы - Тамаре Синявской. В результате первое место пришлось делить на двоих. Параллельно с выступлением Тамара Синявская сдала выпускные экзамены в ГИТИСе.

«Ты моя мелодия»

Будущие супруги Тамара Синявская и Муслим Магомаев познакомились в 1972 году на декаде русского искусства в Баку. Они впервые встретились в филармонии, носящей имя деда Магомаева.

«На очередном концерте меня подозвал Роберт Рождественский и представил миловидной молодой женщине. Я назвал себя: «Муслим». Она улыбнулась: «И вы еще представляетесь? Вас ведь знает весь Союз».

Муслим Магомаев

В 1973–1974 годах Тамара Синявская стажировалась в миланском театре «Ла Скала». Муслим Магомаев звонил ей каждый день, влюбленные общались, Синявская слушала его новые записи. Именно в Италии, по телефону, она одной из первых услышала песню «Ты моя мелодия». Эту композицию написали для Муслима Магомаева Александра Пахмутова и Николай Добронравов.

«Может быть, самое главное - любовь?.. Да и интересов общих много. Особенно когда речь идет о музыке, о пении. Стоит Муслиму увидеть по телевизору чье-то выступление, которое вызывает эмоции, он тут же ко мне: «Ты слышала «это»?!» И начинается вечер «вопросов и ответов», восторгов или негодования».

Тамара Синявская

В 2003 году Тамара Синявская оставила Большой театр. Ее последней партией стала любимая роль Любаши из «Царской невесты» Римского-Корсакова . По словам артистки, лучше уйти со сцены на полгода раньше, чем на пять минут позже. Певица и сегодня ежедневно работает над своим голосом - поет любимые арии и романсы.

«Из благородной примадонны перешла в другое качество - педагога. Это совершенно другая профессия. Я себе не очень нравлюсь, так как я чувствую себя воспитательницей».

Тамара Синявская

С 2005 года Тамара Синявская заведует вокальной кафедрой ГИТИСа, где преподает классический вокал. Она руководит Фондом Муслима Магомаева, проводит конкурсы певцов и стипендиальные программы его имени.

Ольга Шаблинская, «АиФ»: Тамара Ильинична, вы случайно не азербайджанский чай пьете? Или жена певца Муслима Магомаева в принципе не может другого напитка употреблять?

Тамара Синявская:  Это, конечно, совпадение. В свое время, когда появились всякие добавки, мы все в чай намешивали, намешивали… Это было поначалу очень вкусно и интересно. А потом время расставило все на свои места, захотелось натурального вкуса. Москвичи все помнят «слона индийского», «цейлонский чай», но они, к сожалению, куда-то исчезли.

Но сейчас появился натуральный азербайджанский чай, на котором я остановилась и который всем рекомендую, мне он очень нравится. Посмотрите, какой прекрасный цвет! Как древний коньяк, что ли… И Муслим очень любил чай…

Тамара Синявская и Муслим Магомаев, 1994 г. Фото: www.globallookpress.com

Оперный певец Хосе Каррерас говорил в интервью: «Вы даже не представляете, какие монстры певцы. Вся моя жизнь посвящена голосу. По большому счету, мой голос для меня - номер один в жизни. А все близкие уже на втором-двадцатом месте». А в жизни Тамары Синявской тоже на голос было все поставлено?

Хотелось бы. Но у меня воспитание другое, меня мама так воспитала, что ты не главная на земле. Вот и все, и я очень легко это принимала. И в театре, и дома. Всегда помнила, что рядом есть люди более талантливые, более взрослые, более умные, более совершенные. И мне так проще было жить. И до сих пор я так думаю. Я не боюсь, что корона, которую каждый из нас носит (про себя), возьмет и упадет. Она уже сыграла свою роль, поэтому за нее держаться не имеет смысла.

А кто у вас с Муслимом Магомаевым дома был звездой?

А как вы считаете?

Судя по тому, какая вы мудрая женщина, думаю, вы отдавали пальму первенства мужу.

Конечно. Я знала ему хорошо цену. И потом, тут не было никаких разговоров. Ну как? Мужчина есть мужчина, как женщина может быть рядом с мужчиной главной? Даже если ты так на самом деле считаешь, то считай про себя, не демонстрируй. А с другой стороны, я никогда не хотела быть главной. Я была просто женщиной рядом с Мужчиной.

Тамара Синявская и Муслим Магомаев, 2002 г. Фото: РИА Новости / Владимир Федоренко

— Золотые слова… Но, согласитесь, редко найдется такой мужчина, с которым это возможно - быть просто слабой женщиной.

Вы правы абсолютно! Не с каждым мужчиной захочешь быть женщиной. Если я чувствую, что человек слабее меня по многим параметрам, для меня он неинтересен уже. Мне нужно не то, чтобы смотреть снизу вверх… Но я знала, что можно поднять глаза к небу - и я его увижу.

Муслим Магометович снится вам?

Каждый день. Иногда - к сожалению… Потому что, когда просыпаюсь, мне очень тяжело. Встаю, и кажется, что сейчас Муслим попросит кофейку налить… Он был человеком удивительным, поэтому его не только любили, но и уважали…

На сцене и в жизни

После ухода из жизни Муслима Магомаева чем заняты ваши будни?

Раньше у меня были будни, занятые моей любимой работой, и были праздники, занятые любимой семьей. Сейчас у меня остались только рабочие будни. Они состоят из походов в институт, в котором я преподаю и заведую вокальной кафедрой.

Тамара Ильинична, вы и сегодня удивительно красивая, обаятельная, яркая женщина. Ясно, что миллион мужчин за вами ухаживают по сей день…

Я никогда никого, кроме Муслима, не видела. Да мне и неинтересно было, ухаживают за мной другие мужчины или не ухаживают. С почтением относятся - да. А другого отношения мне и не нужно было.

Тамара Синявская, 1986 г. Фото: РИА Новости / Владимир Вяткин

— Многие драматические артисты признавались, что если в жизни с партнером по сцене отношения плохие, то сыграть с ним любовную сцену очень сложно. Расскажите немного про оперную «кухню». Например, если партнер был вам чисто по-человечески несимпатичен, тяжело петь ему признание в «любви»?

Я не могу сказать «тяжело». Певец - он же идет на поводу у своего голоса. Когда поет и ему впереди си-бемоль брать надо, он будет об этом помнить, а не о том, любит он своего партнера или партнершу или нет. Голос от этого мало зависим. А вот если погода изменилась - все, уже немножечко голос может звучать по-другому.

Хотя в принципе желательно, чтобы партнеры хотя бы симпатизировали друг другу. Очень трудно петь с человеком, который тебе неприятен в жизни. Но все бывало. И тогда я докручивала себя, придумывала про партнера массу хорошего, разыскивала в нем это… Это и есть профессионализм.

Преемственность поколений

Сейчас много разговоров о том, что современная творческая молодежь думает только о деньгах и славе, которые для них важнее искусства… Ваши студенты - какие они? Чем отличаются от молодежи вашего поколения?

Когда они приходят, я чувствую, насколько они еще не открыли глаза на эту жизнь. Они ее видят, во‑первых, через ящик телевизионный, во‑вторых, через Интернет. Что касается искусства, то студенты видят только поверхность айсберга, который называется «созданием человека, артиста, интеллигента». Моя обязанность педагога этому их учить. Мне так приятно, когда у моих студентов что-то начинает получаться. Я с ними провожу очень много времени. Часто устаю, если честно. Потому что первые результаты трудов и сил, которые ты вкладываешь, появляются не сразу. Не через год, не через два, не через три. А к концу 4‑го курса все, как под копирку, начинают соображать. Поэтому даже в пять лет обучения невозможно «уместиться», а тут у нас отняли целый год учебы. Может быть, актерству еще можно за такой срок обучить, и то вряд ли. Потом в процессе жизни люди будут набирать драматическое мастерство, если с ними рядом остается мастер и работают маститые, уже опытные артисты. А певцы - это совсем другое дело. Певец только к концу 4‑го курса вдруг начинает знакомиться со своим организмом.

Если бы они приходили в институт после колледжа (раньше их называли училищами), обучившись там хотя бы азам. Совершенствовать потом их навыки и развивать мастерство пять лет или даже четыре года - это было бы разумно. Но к нам берут очень молоденьких…

Тамара Синявская, 1987 г. Фото: РИА Новости / Александр Макаров

Голос формируется не раньше 17 лет, и то у девушек. А у некоторых юношей голос вообще созревает в 21-22 года. Это мутация, у них меняется гортань, вся их физика. Если этот человек обладает даром свыше, тогда за его голосом нужно сильно следить. И делать это должны педагоги. Но если у них отнимают целый год преподавания, то сделать это очень сложно…

У меня самой были прекрасные педагоги, которым я всю жизнь благодарна. Меня замечательно воспитывали, я получила хорошее образование в музыкальном училище при консерватории, затем заканчивала практически экстерном ГИТИС. Я там, конечно, приходящей студенткой была, потому что уже работала в Большом театре. Вся творческая жизнь, все поиски и труды труппы - все было у меня перед глазами. Я видела, как артисты живут, чем они дышат. Вся их жизнь проходила в Большом театре. Все остальное было как за стеклом, как нечто ненастоящее…

Театральные мастера говорят, что к каждому юному артисту нужен свой подход. С некоторыми можно только похвалой результата добиться, а на других надо прикрикнуть, и только тогда он начинает шевелиться.

Да, опытный мастер знает, на кого прикрикнуть, а кого погладить. То же самое и у меня в классе. Кому-то можно сказать: «Извини, дорогая, но ты дуреха». Но надо интонацию выбирать, чтобы она не ушла и крылышки не опустились у нее и больше девочка не заглянула в вокальный класс…

— А у вас самой какие были педагоги? Признайтесь, ругали Синявскую?

К сожалению, всем нравилось мое пение. А мне хотелось, чтобы меня ругали. Я хотела получить совет от своих педагогов, а они: «Ой, как хорошо, ой, как красиво!» Мне не хватало критики. Поэтому я стала искать педагога. И нашла в этом самом ГИТИСе, где сейчас сама преподаю. Это была Дора Борисовна Белявская - профессор, известный на всю Москву и вообще на весь Советский Союз. Потому что у нее были национальные кадры, как это тогда называлось. У нее учились девушки из разных республик. Когда я ей спела, она так внимательно посмотрела на меня… Я ей говорю: «Только очень вас прошу: не хвалите меня». И когда она мне сказала: «А за что вас хвалить, у вас есть недостатки», я ответила: «Ну все, я пришла туда, куда мне надо». (Смеется.) Я всегда любила, чтобы передо мной ставили трудные задачи.

Талантливая певица покорила сердца миллионов слушателей. Великий талант и всенародная любовь сделали из Тамары Синявской кумира, а ученые назвали в честь нее одну из малых планет Солнечной системы. Часто на просторах интернета можно найти такие запросы, как «Биография и дети Тамары Синявской», но мало кто находил именно нужную информацию.

Будущая певица родилась в Москве в русской семье. Мать обладала певческим талантом, но не смогла раскрыть его на сцене. Эта миссию взяла на себя дочь Тамара. В три года девочка поняла, что пение является любимым для нее занятием. Особенно привлекательно было петь в парадных подъездах, которые обладают хорошей акустикой.

Во дворе она проходила все парадные и пела в каждой из них, не обращая внимания на недоуменные глаза жильцов домов. Однажды матери маленькой певицы предложили отдать девочку в Дом пионеров, где бы она смогла профессионально заниматься пением. Мать так и поступила. Теперь Тамара пела и во дворах, и на улице, и в Доме пионеров. Уже в этом возрасте она набирала небольшую публику, приходящей в восторг от ее пения. Позже Тамара стала участницей детского коллектива Лосева, где юная артистка не только пела, но и занималась танцами.

Через некоторое время Тамара Синявская была переведена в хор, где получила огромный опыт в певческой деятельности и манере держаться на сцене. Этот коллектив был очень знаменитым. Он принимал участие во многих правительственных мероприятиях, а Тамара уже тогда считала сцену своим домом. Слава ансамбль распространялась на другие страны, и скоро он стал гастролировать по Чехословакии.

Уже в детстве девочка была очень разносторонней. Детской мечтой была профессия врача. Этому во многом способствовала клиника, находящаяся вблизи от дома. Запах оттуда привлекал юную артистку, а игры часто носили название «доктор Синявская».

Зимний период больше всего привлекал маленькую Тамару, так как она любила кататься на лыжах и коньках. Вместе с подружками она часто посещала кино и напевала песни и кинофильмов. А после того, как увидела на большом экране актрису из Аргентины Лолиту Торрес, заветной мечтой стала профессия артистки.

В старших классах школы Тамара, наконец, определилась с профессиональным выбором. Она отдала предпочтение театру и поступила в музыкальное училище, которое ей посоветовал руководитель коллектива Локтев. Здесь ее талант довели до уровня мастерства отличные преподаватели.

Коренная москвичка смогла совместить учебу с работой, и начала подрабатывать в хоре Малого академического театра, где выступала на одной сцене с кумирами всей страны. Их энергетика стала мощным толчком для последующей карьеры будущей оперной певицы.

Музыка

После дебютного выступления с цыганским хором, опытные мастера сразу же заметили выдающееся дарование и дали сольные партии в последующих партиях в «Александре Невском» и «Москве». После получения диплома с отличием, Тамаре рекомендовали пойти стажироваться в Большой театр, где набиралась группа практикантов.

Исключительный талант Тамары дал возможность пройти успешно прослушивание, несмотря на то, что у певицы был очень юный возраст, и не было образования, которое получается только в консерватории. На сцене Большого театра певица познакомилась с выдающимися деятелями искусства и культуры.

Через некоторое время Тамара смогла войти в основной состав коллектива. На этом москвичка не остановилась и решила параллельно продолжить обучение в ГИТИСе, где знаменитые преподаватели превратили ее голос в настоящую редкость.

В театре режиссер Борис Покровский решил помочь актрисе в борьбе с робостью и дал ей роль пажа в опере. После этой роли все поняли, что она отлично играет роли и женские, и мужские.

Настоящим триумфом стала поездка в Милан. Там в составе основного коллектива Тамара Синявская исполнила главную роль Ольги в спектакле «Евгений Онегин». Высокую оценку она получила из уст знаменитого мэтра Сергея Лемешева, которому на тот момент было 70 лет.

За большую сценическую работу в течение сорока лет Тамара Синявская исполнила множество первых ролей и стала настоящей примадонной. Ее наградили званием лучшей русской вокалистки итальянской школы, что позволило приобрести фанатов, как в России, так и за рубежом. Бархатный меццо-сопрано стали слушать во многих странах и определять по ней знаменитую приму театра.

Тамара Синявская могла исполнить партии на французском и итальянском языке, но русскую душу всегда отмечали даже зарубежные критики. Особенно это почувствовали в опере «Царская невеста», эту роль ценители назвали лучшей ролью певицы.

1970 год стал знаковым в судьбе оперной певицы и принес ей мировую славу. Это поспособствовала высшая награда на конкурсном фестивале, посвященном русскому композитору Чайковскому. После этой яркой победы зарубежные представители предложили многочисленные роли на иностранных площадках, но Тамара не представляла жизни без Большого театра.

Оперную карьеру певица закончила в 2003 году, когда был ее певческий взлет. Позже она дала комментарий по поводу своего ухода. Она решила, что не стоит дожидаться слов о том, что у нее карьерное долгожительство.

Личная жизнь

Несмотря на яркую карьерную жизнь, поклонников интересует именно биография Тамары Синявской. Замужем певица была два раза. И первый, и второй муж были творческими людьми. Первым мужем был артист балета Сергей. Семья не заводила детей.

Вторым мужем был знаменитый на всю страну певец с очаровательным голосом и восточным колоритом, покорившим оперную певицу, Муслим Магомаев. Новости об этом браке разлетелись в миг. Вместе они прожили больше 30 лет. Фанаты часто интересуются темой биографии Тамары Синявской, но детей в браке с Муслимом не было. После его смерти певица долгое время не выходила на публику.

Тамара Синявская сегодня

Сейчас часто слышатся новости по поводу многочисленных скрытых частей биографии Татьяны Синявской. Сегодня Тамара является преподавателем в том самом ГИТИСе, куда сама когда-то поступала. Детьми для москвички стали студенты, которым она посвятили всё свое время. Так, уйдя со сцены осталась в дружеских отношениях с искусством и занимается им по сей день.

Дискография

Дискография певицы поистине великая, несомненно, она бы пополнялась еще, если бы не уход сцены. Первая роль была исполнена в 1970 году, когда Тамара раскрыла свой талант в «Евгении Онегине». Поистине, русский характер певица показала всему миру в постановке 1973 года «Царская невеста». Также в репертуар певицы вошли такие оперы как «Иван Сусанин», «Князь Игорь», «Борис Годунов». Лирическую нотку в дискографию внесло исполнение стихотворений из цикла песен знаменитой Марины Цветаевой.