Тайны вампирских могил. Тайна разрытой могилы

Невероятные факты

Мы склонны полагать, будто археологи - это "пыльные" эксперты, которые изучают людей и их культуру с помощью артефактов и человеческих останков.

Но иногда они больше похожи на древних сказителей, которые при помощи найденных древностей рассказывают интереснейшие сюжеты, волшебно переносящие нас в далёкие времена и места.

В историях, представленных ниже, мы перенесёмся в древние миры давно забытых детей. Некоторые истории трогают за душу, другие просто загадочны, а некоторые ужасны.

10. Возрождение Ориенса

В октябре 2013 года на одном из полей Лестершира, Англия, охотник за сокровищами с помощью металлоискателя обнаружил метровый гроб римского ребёнка . Чтобы не говорит о ребёнке в третьем лице, научное сообщество решило назвать его "Ориенс", что означает "восходить" (как Солнце).

Считается, что Ориенс был захоронен в 3-4 веках. Доподлинно неизвестно, сколько лет было ребёнку, но браслеты на руках позволяют предположить, что это была девочка .

Браслеты с руки девочки

Застёжка браслетов

Ориенс, должно быть, жила в богатой семье или её родные имели высокий социальный статус, потому как её нашли свинцовом гробе, который был редкостью в то время, особенно в вопросах детских захоронений.

Гроб внутри

Большинство детей тогда предавали земле, одев в саван (одежда для усопшего). От малышки осталось лишь несколько фрагментов костей. Тем не менее, археологам удалось собрать воедино некоторые подробности её жизни, в том числе и информацию об обществе, в котором она жила.

Они многое узнали, анализируя некоторые смолы, найденные в её гробу.

Молочные зубы Ориенса

По рассказам Стюарта Палмера (Stuart Palmer) из команды археологов Уорикшира (Archaeology Warwickshire ), присутствие ладана, оливкового масла, а также масла фисташковых орехов в почве, найденной в гробу, говорит о том, что Ориенса можно отнести к очень небольшому количеству римских захоронений людей с самым высоким статусом.

Девочка была похоронена по очень дорогим средиземноморским и ближневосточным обычаям.

"Гвозди", которые удерживали внутренние составляющие гроба

Смолы маскировали запах разлагающего тела во время проделывания загробных ритуалов, что, по мнению древних, облегчало переход к загробной жизни. С социальной точки зрения это говорит о том, что жители Римской Британии продолжали следовать континентальным обрядам захоронения, поэтому они должны были импортировать масла и смолы с Ближнего Востока.

9. Секреты ребёнка – певца

Почти 3000 лет назад семилетняя Tjayasetimu пела в хоре в храме фараонов Древнего Египта. Несмотря на то, что большинство секретов девочка унесла с собой в могилу, кураторы Британского музея, где в 2014 году была выставлена её мумия, сумели выяснить некоторые детали о ребёнке.

Доподлинно неизвестно, где она жила и работала, потому что Британский музей купил мумию у дилера ещё в 1888 году. Однако, тело Tjayasetimu невероятно хорошо сохранилось. В 1970-х годах в рамках проекта по реставрации были найдены иероглифы и рисунки под почерневшими от масел повязками на теле.

Инструменты, которыми, возможно, пользовалась Tjayasetimu

Благодаря надписям удалось выяснить её имя и должность. Имя Tjayasetimu, которое означает "богиня Исида победит их", защищает от злых духов. Её работа певицы в храме считалась очень важной для бога Амона.

Неизвестна и причина получения девочкой такой "должности": её голос или семейные связи. Известно лишь, что она была важной персоной, потому как тело мумифицировалось с золотой маской на лице.

Сканирование показало молочные зубы девочки

В 2013 году компьютерная томография показала, что её тело, в том числе лицо и волосы, до сих пор хорошо сохранилось. В связи с отсутствием признаков длительной болезни и травм, она, как полагается, умерла от непродолжительного по времени заболевания, такого как холера.

8. Загадка "канализационных" младенцев

В Римской империи детоубийство широко практиковалось с целью ограничить размеры семьи, потому как надёжных методов контроля над рождаемостью не существовало. Это помогало сохранить дефицитные ресурсы и улучшить жизнь других членов семьи.

К детям в возрасте до 6 месяцев в римском обществе вообще не относились как к людям.

В этом колодце было обнаружено захоронение

Тем не менее, даже зная этот факт, исследователи всё равно ужаснулись, когда в 1988 году в Ашкелоне, на южном побережье Израиля, сделали страшное открытие. Археологи обнаружили в древней канализации, находившейся под римскими банями, массовое захоронение почти 100 детей.

Развалины церкви в Ашкелоне

Большинство найденных костей были нетронутыми, и, по мнению учёных, дети были брошены в канализацию сразу после смерти. Учитывая общий возраст деток и отсутствие признаков заболеваний, причиной смерти почти наверняка служило детоубийство.

По этим костям эксперты определили, что погибшие были младенцами

Хотя римляне больше предпочтения отдавали детям мужского пола, исследователи не сумели найти доказательства того, что они намеренно убивали больше младенцев женского пола. Они не сумели найти этому подтверждение и при исследовании этой находки.

Некоторые эксперты отмечают, что баня над канализацией работала и как публичный дом. Они предполагают, что младенцы были нежелательными детьми женщин древнейшей профессии, которые там работали.

Некоторым младенцам женского пола, возможно, жизнь была сохранена, чтобы они впоследствии стали куртизанками. Несмотря на то, что в Римской империи древнейшей профессией занимались и женщины, и мужчины, всё-таки первые были более востребованными.

Древние археологические раскопки

7. Необычный ребёнок рабочих – металлистов

Около 4000 лет назад в доисторической Британии дети получали задание украшать ювелирные изделия и оружие золотыми, тонкими как человеческий волос, нитями. На некоторых экземплярах на одном квадратном сантиметре дерева располагалось более 1000 таких нитей.

Учёные обнаружили это после того, как в 1800-х годах в районе кургана Буш возле Стоунхенджа была найдена богато украшенная ручка деревянного кинжала.

Найденные тогда же в Буше кинжалы. Равнина Солсбери. Были обнаружены в самой богатой и в самой важной могиле бронзового века, среди всех, когда-либо найденных в Британии

Работа настолько ювелирная, что невооружённым глазом сложно разглядеть все детали. После проведённых исследований эксперты пришли к выводу, что, скорее всего, подростки и дети в возрасте до 10 лет были авторами такого чрезвычайного мастерства на ручке кинжала.

Без увеличительного стекла обычный взрослый человек не смог бы такое сделать, потому что его зрение не обладает достаточной резкостью. Уже после 21 года зрение человека постепенно начинает ухудшаться.

Хотя дети и пользовались простыми инструментами, у них было особое понимание дизайна и геометрии. Однако, за красивую ручную работу они платили высокую цену. Их зрение быстро портилось, миопатия настигала их в возрасте 15 лет, а к 20 годам они уже были частично слепы.

Это делало их непригодными для другой работы, поэтому они вынуждены были полагаться на свои общины.

6. Очень хорошие родители

Полагая, что к неандертальцам отношение со стороны некоторых учёных было не совсем объективное, археологи из университета Йорка решили переписать историю этих доисторических людей. До недавнего времени считалось, что дети неандертальцев проживали опасную, трудную и короткую жизнь.

Однако, команда вышеуказанных археологов пришла к другим выводам после того, как изучила социальные и культурные факторы жизни первых людей по находкам разных времен в разных местах по всей Европе.

"Мнение о неандертальцах меняется", - рассказывает Пенни Спайкинс (Penny Spikins), ведущий исследователь. "Отчасти из-за того, что они спаривались с нами, а это уже говорит о нашем сходстве. Но не менее важными оказались и последние находки. Существует принципиальное различие между суровым детством и детством, проведённом в суровых условиях".

Неандертальский ребёнок исследует своё отражение в воде. Неандертальский музей в Кропине, Хорватия

Спайкинс полагает, что дети неандертальцев были очень сильно привязаны к своим семьям, а семьи были сплочёнными. Он также отмечает, что детей обучали обрабатывать инструменты. В двух местах двух разных стран команда археологов обнаружила камни, которые были хорошо обработаны на фоне других, обладавших сколами.

Они выглядели так, будто дети обучались у взрослых, как делать инструменты.

Хотя нет никаких убедительных доказательств этому заявлению, Спайкинс считает, что доисторические детки «играли в пикабу», подражая взрослым, потому что в такую же "игру" играли люди и большие обезьяны.

При изучении захоронений неандертальских младенцев и детей Спайкинс пришла к выводу, что родители предавали земле своё потомство с большой осторожностью, так как чаще находились сохранившиеся до наших дней останки детей, а не взрослых.

Команда археологов также подчёркивает, что есть свидетельства, подтверждающие факт заботы родителей в течение нескольких лет о своих больных или травмированных детях.

Древнейшие находки археологов

5. Бой скауты Древнего Египта

Чтобы узнать о том, как жили дети в городе Оксиринх Древнего Египта, историки исследовали около 7500 документов предположительно шестого века. В городе проживало более 25 000 человек, а сам он считался римским административным центром своего района, в котором процветала ткацкая промышленность Египта.

Более века назад были найдены артефакты времён существования Оксиринха, после анализа которых историки пришли к выводу, что в Древнем Египте активно работала молодёжная группа бойскаутов, известная как "гимназия", где молодые люди обучались тому, чтобы стать хорошими гражданами.

Мальчики на верблюде. Мозаика периода поздней античности, начало 6 века.

Мозаичный музей Great Palace в Стамбуле, Турция.

На обучение принимали мальчиков, родившихся в свободных египетских, греческих и римских семьях. Несмотря на "богатую" демографию, членство в гимназии ограничивалось 10-25 процентами семей города.

Для мальчиков, оставлявших заявки на обучение в гимназии, - это был переход ко взрослой жизни. Они становились полноценными взрослыми, когда женились в возрасте "слегка за двадцать". Девочки, которые вступали в брак в подростковом возрасте, готовились к своей роли, работая в родительских домах.

Мальчики из свободных семей, которые не попадали в гимназии, начинали работать, будучи детьми, по контракту в течение нескольких лет. Многие контракты были на работу в ткацком производстве.

Римский мальчик с причёской в египетском стиле. Боковая прядь волос отрезана и пожертвована богам перед предстоящей церемонией совершеннолетия. Первая половина второго века нашей эры. Музей истории культуры, Осло.

Историки обнаружили один ученический контракт, заключённый с девочкой. Но, как выяснилось, её случай был уникальным, потому что она была сиротой и вынуждена была погашать долги её покойного отца.

Дети рабов могли заключать такие же рабочие контракты, как и мальчики, родившиеся в свободных семьях. Но в отличие от последних, которые жили со своими семьями, дети рабов могли быть проданы. В таком случае они проживали со своими владельцами. Обнаруженные документы показали, что некоторые детки рабов продавались уже в возрасте двух лет.

4. Загадка "лосиного" геоглифа

В этой истории наше открытие прошлого вызвано любопытством относительно того, что же будет в будущем. Изображения, полученные из космоса в 2011 году, поведали о существовании гигантского лосиного геоглифа (нанесённый на землю геометрический узор) в Уральских горах, который, как предполагается, предшествовал известным в геоглифам Наски тысячелетнего возраста, найденных в Перу.

Тип кладки, известный как "каменный скол", говорит о том, что эта структура могла быть построена примерно в 3000 – 4000 гг. до н.э.

Геоглифы Наски

Структура около 275 метров в длину с двумя рогами, четырьмя ногами и длинной мордой, обращённой к северу. В доисторические времена геоглиф можно было разглядеть с соседнего хребта. Он выглядел как блестящая белая фигура на фоне зелёной травы. Сегодня это место покрыто почвой.

Археологи были поражены продуманностью конструкции. "Копыта лося были сделаны из мелких дроблёных камней и глины", - объясняет Станислав Григорьев, специалист Российской академии наук. "Стены были очень низкими, как я полагаю, а проходы между ними очень узкими. Также ситуация обстояла и в области морды: щебень и глина, четыре небольших широких стены и три прохода".

"Лосиный" геоглиф

Исследователи также обнаружили свидетельства наличия двух мест, в которых лишь единожды разжигали костры. Они полагают, что эти места использовались для проведения важных ритуалов.

Однако, много вопросов осталось без ответов, в особенности таких, как: кто построил этот геоглиф и почему. Нет никаких археологических доказательств того, что культура в тот период была настолько продвинутой, чтобы люди могли построить такую структуру в этом регионе.

Но эксперты полагают, что наиболее интересное открытие касается детей. Им удалось найти более 150 инструментов на месте, длиной 2-17 сантиметров. Они считают, что эти инструменты принадлежали детям, которые работали бок о бок со взрослыми в рамках общественного проекта.

То есть это был не рабский труд, а совместные усилия во имя достижения важной цели.

Археология: находки

3. Дети облаков

В июле 2013 года в высотной области региона Амазонас в Перу археологи обнаружили 35 саркофагов, каждый из которых был длиною не более 70 сантиметров. Небольшие гробы навели исследователей на мысль, что они принадлежат детям таинственной культуры Чачапоя, известной также как "воины облаков", потому что они жили в тропических лесах гор.

В период между 9 веком и 1475 годом, когда их территории были завоеваны инками, Чачапоя основывали деревни и фермы на крутых горных склонах, растили там свиней и лам, а также воевали между собой.

Их культура, в конечном счёте, была уничтожена заболеваниями, такими как оспа, которые принесли с собой европейские исследователи.

О Чачапоя и их детях известно очень мало, потому что они не оставили никакого письменного языка после себя. Однако, согласно испанским документам 1500-х годов, они были свирепыми воинами.

Педро Сьеса де Леон (Pedro Cieza de Leon), который вёл хронику истории Перу, так описал их внешний вид: "Они самые белые и самые красивые из всех людей, которых я видел в Индии, а их жены настолько прекрасны, что из-за их мягкости, многие из них заслуживают быть женами инков и жить в храме Солнца".

Но эти воины облаков всё же оставили кое-что после себя: мумифицированные тела в необычных и странных саркофагах, которые были найдены на высоких уступах с видом на долину. Глиняные гробы были расположены вертикально и по оформлению очень напоминали по декорированию людей: туники, украшения и даже трофейные черепа.

Но никому неизвестно, почему детей хоронили на их собственном кладбище отдельно от взрослых. Также непонятно, почему все маленькие саркофаги «смотрели» на запад, в то время как взрослые гробы были расположены иначе.

Загадочные археологические находки

2. Дары богам озёр

Древние деревни бронзового века раскинули свои просторы вокруг альпийских озёр Германии и Швейцарии. Когда некоторые из деревень были обнаружены в ходе раскопок 1970-х и 1980-х годов, археологи не могли нарадоваться, потому что они нашли более 160 домов возрастом 2600 – 3800 лет.

Это были дома вдоль прибрежной полосы озера, которые оказались затопленными. Чтобы защититься от подъёма уровня воды, жители часто переселялись на менее опасные территории, поближе к суше. Когда же условия улучшались, они снова возвращались.

Нынче эта история стала бы предметом журнальных расследований, а в годы моей служебной деятельности подобные случаи тщательно засекречивались.

Содержимое статьиПоказать

Странное дело.

Дали мне расследовать странную цепь исчезновений. 3 месяца в городе пропадали люди и росло число висяков, а это уж совсем плохо. Все пропажи, как под копирку. Обращаются родственники за розыском, а концов нет. В числе пропавших было двое грузчиков из разных магазинов, учительница истории, снабженец с велозавода и ещё человек пять. Люди, друг с другом никак не связанные. Пока я изучал списки пропавших, меня дёрнули к полковнику, а там уже паника. Пропал сын второго секретаря горкома. Ситуация истерическая. Мне в помощники присовокупили двух лейтенантов и велели ускорить розыск.

Пошли мы обходить родню пропавших. Два дня ушло на опросы, а результатов никаких. Двое грузчиков оказались между собой знакомы. Оба регулярно меняли работу, а зачастую попадали в поле зрения органов, как тунеядцы, ходили под странными кликухами Петвал и Евгонт. Выдавали себя за поэтов Серебряного века. Ещё была информация, что они собирались в каком-то заброшенном доме, где пьянствовали и читали стихи. Что за дом, узнать пока не удалось.

Городские слухи.

За завтраком жена поинтересовалась, чего это я такой хмурый и задумчивый. Пришлось обрисовать ситуацию, а в ответ она понесла какую-то дичь:

— Так вам дела не раскрыть. Вместо того, чтобы ходить по знакомым, лучше бы прислушались, что люди в народе говорят.

Я уточнил:

— И чего же говорят?

— А говорят, что есть на кладбище старуха, которая заманивает к разрытой могиле, а потом люди исчезают. По -моему, это имеет отношение к твоему расследованию.

Я хмыкнул:

— Три оперативника расследуют висяк, а бабы у подъезда его раскрыли.

Сарказм сарказмом, а всё же когда нет зацепок, ухватишься за любую версию. Отправил я лейтенантов на ревизию заброшенных домов, а сам потопал на кладбище. В домике с надписью «Сторож» были двое: мужик с бабой. Я предъявил удостоверение, мужик успел представится начальником.

— Да какой ты начальник? — закричала на него женщина.- Посмотрите на него, товарищ милиционер. Как его земля носит?

Кстати о земле, — встрял я. — У вас есть разрытая могила, на которую какая-то старуха экскурсии водит?..

Оба выпучились на меня. Первой отмерла женщина:

— При должности, а занимаетесь ерундой!

Я потребовал журнал учёта захоронений. Ругаясь меж собой, они выдали мне журнал, в котором были записи с датами, фамилиями и номерами участков.

Разрытая могила.

В теперешние времена повальной компьютеризации не представить того легкомысленного отношения к документам. А в 1978 году отношения к бумагам в народе ещё не устоялось. Пролистал на три месяца назад, когда начались пропажи, взял на вскидку дюжину захоронений и попросил у ругающихся:

— Проведите меня к этим могилам.

— Чего к ним водить? Не в музее поди! — ответили мне. — Идите по номерам. План кладбища на стене.

Я сверился с планом и пошёл. Все 12 могил были на краю кладбища. Одна из них, которая значилась за какой-то Стахеевой, оказалась разрыта. Я обрадовался возможности взгреть нерадивых работников кладбища. Составил акт, взял подписки о не выезде и запугал их ответственностью за головотяпство, чтобы знали впредь как себя вести. Заодно выяснил, что у гражданки Стахеевой родни нет и похоронена она за казённый счёт. Месяца три назад о ней спрашивали двое алкашей.

Вернувшись в участок я узнал, что мои лейтенанты нашли адрес заброшенного дома, в котором находился труп Стахеевой. Выехали мы туда и на втором этаже обнаружили тела пропавших. Зрелище жуткое! В полу выломано несколько досок, никакой мебели, а вдоль стен сидят трупы! И никаких других улик, кроме истлевшей книги, от которой частично сохранилась обложка, а листы рассыпались трухой. Кого подозревать?…

Помогли старые архивы.

Недаром жена у меня — библиотекарь! В городском архиве ей удалось нарыть исторические справки. Оказывается, промышленник Стахеев слыл чернокнижником. Кроме двухэтажного деревянного дома, он владел фабрикой и землями. В его аресте, расстреле и реквизиции принимали участие те, чьи фамилии в основном большинстве совпали с фамилиями обнаруженных в той комнате тел. Родословные из архива вскрыли то, что объединяло пропавших. Оба грузчика оказались внуками председателя комбеда Петнова, хотя и через разных жён. Училка- историчка была дочерью комиссара Пестковского, который руководил расстрелом. Снабженец с велозавода был сыном уполномоченного Рейтера, который изымал имущество купца. И такие же сведения по всем, чьи тела были найдены в том страшном доме.

— Мстит за отца, — сказала жена.

Но я не верил во всякую загробную муть, к тому же многое оставалось неясным. Где труп старухи? Почему могила разрыта? И где сын секретаря?

Вновь я пришёл к разрытой могиле. Стоя перед ней, как перед бездной, я спросил чуть ли не вслух:

— Чего ты хочешь? Может денег?

Нащупал в кармане железный рубль с профилем Ленина, бросил его в могилу. Рубль тогда ого сколько стоил! Но я про то не подумал, был словно в полусне. Вдруг … рядом оказалась неизвестная старуха.

— Ты чего сделал? — гневно воскликнула она. — Ты кого мне в могилу бросил? Ноги моей здесь больше не будет!

И пошла она прочь, а я смотрел, как зачарованный, на развевающийся по ветру кусок её истлевшего платка. В отделении меня встретил счастливый начальник и сказал:

— Нашёлся сын секретаря! Он гад на море уехал, а отца забыл предупредить! Закрывай дело!

В эпоху победившего материализма не принято было говорить о потустороннем. Я и закрыл дело, хотя после встречи со старухой уже представлял полную картину действий.

Месть старухи.

Петвал с Евгонтом услышали шум на втором этаже заброшенного дома. Поднялись, а там старуха вскрывает пол. Алкоголики напугали её до смерти. Потом сообщили в милицию о трупе, где и была установлена её личность. Родни у дочери промышленника Стахеева не оказалось и она была похоронена за госсчёт. Грузчики подумали, что бабка искала отцовский клад в заброшенном доме. Вскрыли доски, а нашли лишь истлевшую книгу. Полагая, что старуха отыскала драгоценности и была с ними захоронена, поэты разрыли могилу. Тут Стахеева восстала из государственного гроба и погрузила их в то же состояние морока, в каком и я сам был у могилы, когда бросил рубль. Пробужденная к загробному мщению, Стахеева начала преступную деятельность. Начиная с грузчиков и кончая остальными, она погружала жертв в сомнамбулическое состояние, приводила в заброшенный дом, где и умерщвляла. Так действовало проклятие из истлевшей книги, а разрытая могила служила точкой сбора потомков всех причастных к событиям революционной поры. Лишь профиль Ленина на монете помог мне прекратить цепь нелепых смертей и открыть тайну разрытой могилы.

(мистическая история из жизни)

Юрий Шатура. 57 лет.


За рекой Яузой на территории бывшей Немецкой слободы находится самый необычный некрополь Москвы — Введенское кладбище. Налет запущенности, присущий любому погосту, здесь особый — натуральный, живой, наполненный романтикой. Вдоль аллей и тропинок тянутся гипсовые вазы и мраморные распятия, надгробные плиты с готическими надписями и необычные часовни, скорбные женские фигуры и ангелы с опущенными крыльями. Есть особая прелесть в неспешных прогулках по Введенскому кладбищу. Протискиваясь меж оград и разбирая надписи на надгробьях, испытываешь не только скорбь и уныние, но и потребность поразмышлять, открыть книгу, познакомиться с историями жизни ушедших людей.

Памятный знак на стеле, установленной на месте захоронения французских солдат, погибших в войне 1812 года. Фото: Игорь Стомахин/сайт

Свое официальное название кладбище получило от Введенской горы, но в народе его чаще называли Иноверческим, или Немецким. Огражденный кирпичным забором участок площадью 20 гектаров стал кусочком Западной Европы на российской земле. Со времен Петра I здесь хоронили неправославных христиан — католиков, лютеран, англиканцев. Кладбищенская земля примирила не только представителей разных конфессий, но и тех, кто сражался друг с другом на полях брани. Пройдя через южные ворота, справа от центральной аллеи вы увидите огражденную цепью братскую могилу солдат наполеоновской армии. А слева от аллеи — обелиск в память о русских воинах, которые скончались от ран, полученных на Бородинском поле.

В середине XIX века предприимчивые европейцы устремляются в Первопрестольную. На Введенском кладбище появляются могилы зарубежных банкиров, промышленников и купцов. Но во время Первой мировой войны иностранцы массово покидают Россию. Часть могил приходит в негодность, на некоторых плитах стираются имена. В первые десятилетия советской власти на кладбище хоронят российских священников, ученых и военных. После Великой Отечественной войны появляются могилы людей творческих профессий. Кого только здесь не встретишь! Деятели театра и кино — Рина Зеленая, Михаил Козаков, Люсьена Овчинникова, балерина Ольга Лепешинская, пианист Давид Лернер, спортивный комментатор Николай Озеров, оперная певица Мария Максакова, архитекторы братья Мельниковы, историк Сигурд Шмидт, композитор Эдуард Колмановский. На главной аллее покоится актер Геннадий Бортников, которого называли «русским Жераром Филиппом», а у южной стены похоронена народная артистка Татьяна Пельтцер — «счастливая старуха», как она именовала себя.

Могила балерины Ольги Лепешинской. Фото: Игорь Стомахин/сайт

Роковое свидание

Тишину Введенского кладбища нарушают пение соловьев и шелест вековых деревьев, шуршание осенней листвы и скрежет дворницкой лопаты. Впечатлительному человеку в этих звуках чудятся разговоры ушедших в мир иной. Это не удивительно: Введенское кладбище хранит множество тайн и преданий. Одна из легенд связана с выходцем из Шотландии генералом Гордоном — соратником Петра I, любителем выпить и подурачиться. В начале XX века из кладбищенской книги кто-то выдрал листы с указанием места, на котором находился надгробный камень шотландца, состоявшего на царской службе. С тех пор генерал бродит по аллеям в поисках утраченной могилы, стуча каблуками и пугая посетителей криками на гортанном гаэльском наречии.

Другая легенда говорит, что под кладбищенским Введенским холмом находится целый город, состоящий из множества подземелий и катакомб. Войти в подземную «Введенку» можно лишь через один из старинных склепов. Но что это за склеп и в какой части кладбища он расположен, не знает никто. Зато известна история священника, чья могила украшена беломраморным крестом и скорбной статуей ангела. По рассказам современников, батюшка обладал красивым драматическим баритоном. Однажды его, что называется, попутал бес. Поп устроился в оперу и стал петь на сцене. Успех был невероятный, но вскоре у мэстро пропал голос, а потом отнялись и ноги. Священник долго страдал, обвиняя себя в том, что предал Господа, и умер только тогда, когда вымолил себе прощение.

Самое печальное предание связано с историей супругов Леона и Софии Пло, похороненных в одной могиле. Муж занимался поставкой в Россию железа и чугуна, потрясающе красивая жена содержала перчаточный магазин на Кузнецком мосту. Однажды супругу показалось, что его благоверная тайно встречается с любовником. Леон заказал резчику фигуру из камня в виде полуодетой женщины, крадущейся на свидание. Когда композиция была готова, муж пришел домой и убил сначала жену, а потом — себя. Скульптуру установили в качестве надгробия. Привлекательная дама в неглиже когда-то сжимала в руках каменную розу, чьи лепестки падали на плиту. Розу отломали вандалы, зато теперь статуя всегда держит живой цветок, принесенный кем-то из посетителей.

Вампирка

Инженер Максимилиан Эрлангер привез в Россию первую паровую мельницу и построил в Сокольниках комбинат, который и сейчас выпускает ржаной и пшеничный хлеб. Усыпальница «мучного короля» построена по проекту архитектора Федора Шехтеля. Внутри — освещаемая лампадой фреска художника Петрова-Водкина. Христос в цветных одеждах разбрасывает зерно на вспаханном поле. Сюжет напоминает людям о том, что они должны сеять добрые дела. Икона считается чудотворной, и многие верят, что желания, написанные на стене склепа, обязательно сбудутся. Стены часовни исписаны карандашами и фломастерами. Люди обращаются к Иисусу с просьбами о хорошей работе и желании заработать большие деньги, об исцелении от пьянства и возвращении любимого.

Мавзолей мануфактурщика и «отца русского ситца» Людвига Кноппа выполнен в виде полуразрушенного античного портика. Однажды некий искатель приключений залез внутрь и наткнулся на мертвую руку, торчащую из-под земли. С тех пор склеп в народе называют «Вампирка». Вплоть до 1940-х годов на площадке перед портиком была установлена статуя Христа работы итальянского скульптора Рафаэлло Романелли. Приходя сюда, паломники приносили с собой воду и поливали руку Иисуса, указывающую вниз, на землю. Считалось, что стекшая вода приобретает чудодейственные целебные свойства.

Мавзолей Людвига Кноппа. Фото: Игорь Стомахин/сайт

В последние годы «Вампирка» стала сакральным местом для представителей субкультуры готов — парней и девушек с подведенными глазами, в высоких ботинках на шнуровке. Готы говорят об особой кладбищенской энергетике, которая придает им силы, об эстетике смерти и манящих тайнах загробной жизни. Судя по загадочным анаграммам, надписям со словом «Апокалипсис» и разбросанным голубиным перьям, здесь устраивают ритуальные оргии вроде «черных месс» и «балов Сатаны». Несколько лет назад на Введенском кладбище усилили охрану и снабдили участки системой видеонаблюдения. Готов стало меньше, но они все равно появляются, особенно в канун 1 ноября — Дня Всех святых и Хэллоуина. Кстати, 2 ноября, когда отмечается День всех усопших, представители римско-католической церкви во главе с кардиналом проводят на Введенском кладбище торжественную мессу и крестный ход.

Дверь в загробный мир

На могиле Георга Лиона и Александры Рожновой высится полукруглая колоннада с мозаичным панно — копией картины художника Арнольда Беклина «Остров мертвых». К кладбищенским воротам, расположенным среди холмов, подплывает лодка, в которой находятся двое — гребец и обернутая в белую ткань женщина. Символику расшифровать несложно. В изображении гор воплощается царство мертвых — Аид. Лодочник Харон перевозит душу, закутанную в саван, через реку Стикс.

Стоит увидеть и необычный памятник на могиле железнодорожного деятеля Христиана Мейена. Крест сварен из рельсовых полос, установленных на локомотивные колеса, надгробие украшено вагонными буферами и сцепными приборами. Не менее удивительное надгробие на могиле Аполлинария Васнецова выполнено в виде ласточкиного хвоста, напоминающего зубцы кремлевских стен. Васнецов был единственным художником, который выступил против разрушения Храма Христа Спасителя. В своих картинах он восстановил исторический вид московского Кремля — от эпохи Ивана Калиты до эпохи Дмитрия Донского. Недалеко от «ласточкиного хвоста», распустив крылья, сидит Птица Сирин. Эта работа скульптора Сергея Коненкова установлена на могиле писателя Михаила Пришвина. Запрокинув голову, сказочная птица поет вместе с деревьями и животными, о которых писал «певец русской природы».

Скульптура Птица Сирин — работа Сергея Коненкова на могиле писателя Михаила Пришвина. Фото: Игорь Стомахин/сайт

На надгробии винодела Филиппа де Пре можно прочитать сообщение, высказанное языком таинственной кладбищенской символики. Мраморное надгробие — это древнеримский храмовый портал. Слева и справа изображены ветки папоротника, олицетворяющие бесконечность. Шестиконечные звезды — гексаграммы — напоминают о шести днях сотворения мира. Одна звезда обрамлена венком из роз. Роза в погребальной традиции означает победу над смертью, быстротечность и бренность жизни. Говорят, что в ночь полнолуния между звездами высвечиваются лучи, образующие на мраморе яркий латинский крест. Вся композиция — не что иное как дверь для входа в загробный мир и выхода наружу в час воскресения.

Кандалы на могиле

Фердинанд Теодор фон Эйнем основал кондитерскую фабрику, знакомую нам как «Красный Октябрь» на Берсеньевской набережной, где сейчас размещаются модные заведения — галереи, театры, клубы. На своем московском предприятии порядочный немец учредил восьмичасовой рабочий день, открыл общежитие и кассу взаимопомощи, стал выплачивать пенсию лучшим работникам. Эйнем был честным промышленником и работодателем. В наши дни на его могилу приходят люди, которые хотят заниматься добросовестным бизнесом без взяток и «откатов».

В 2008 году в ходе инвентаризации бесхозных захоронений и переучета документов на Введенском кладбище была найдена могила Люсьена Оливье — французского повара, державшего в Москве ресторан «Эрмитаж». Изобретатель знаменитого блюда, без которого не обходится ни один новогодний стол, прожил всего 45 лет. Рецепт своего чудо-салата мастер хранил в глубокой тайне и унес с собой в могилу. Часто у памятника, установленного на месте захоронения Оливье, появляются молодые люди и девушки. Студенты кулинарных вузов и техникумов приходят сюда перед экзаменами, чтобы заручиться поддержкой знаменитого гастронома.

Самое почитаемое захоронение на Введенском кладбище — могила врача Федора Гааза. Его девизом была знаменитая фраза: «Спешите делать добро!».

Гааз отказывался брать с бедных людей плату за терапию и одаривал нуждающихся собственной одеждой. Он добился открытия лазаретов для узников, отделения осужденных от подозреваемых, отмены стрижки наголо подсудимых-женщин. Федор Гааз изобрел кандалы нового типа — более легкие и отделанные внутри кожей. Все свои деньги «святой доктор» потратил на облегчение участи больных и заключенных. Хоронили его за счет полиции. За гробом шли десятки тысяч человек. На могиле установили надгробие в виде Голгофы — камень, символизирующий гору, а сверху — крест. Памятник опоясан цепями с милосердными «гаазовскими» кандалами. По традиции, сюда несут цветы те, кто освободился из мест лишения свободы, а также граждане, пострадавшие безвинно.

«Могилы вампиров» находят по всей Европе. Это могут быть захоронения с отрубленной головой или же с придавленным камнями телом, а могут быть просто останки, перевернутые лицом вниз. Любопытно, но первоначальная интерпретация всех подобных захоронений как «могил вампиров» была предложена даже не профессиональным ученым, а всего лишь рабочим, трудившимся на одном из раскопов.

Интерес ко всему загадочному и опрокидывание в прошлое нынешних представлений сделали свое дело: далеко не бесспорная версия стала общим местом в научных работах и в масс-медиа. Корреспонденты вместе с польскими историками решили проверить на прочность эту гипотезу.

В мировой прессе и даже в серьезных научных журналах регулярно появляются публикации о том, как археологи находят все новые и новые могилы вампиров. В 2009 году вампиршей итальянские криминалисты объявили женщину, чей череп с кирпичом в зубах нашли на острове Лаццаретто Нуово (Венеция) среди умерших во время эпидемии чумы в XVI веке. В 2011 году вампирами (причем едва ли не древнейшими в Европе) назвали двух мужчин из захоронений IX века в Килтешин (Ирландия).

Камни во рту, по мнению археологов, должны были не дать им восстать из могил и вредить живым существам. Но чаще всего могилы упырей находят на территории Польши: от Западного Поморья до Подкарпатья и от Кракова до Гданьска. Возможно, дело в том, что страх перед вампирами стал распространяться по Европе из славянского фольклора, и в Польше упыри преследовали людей чаще, чем в других местах (по крайней мере, так верили их жертвы).

Новое поколение польских ученых предложило иную, не менее любопытную гипотезу: многочисленные «могилы вампиров» возникли из-за методологических ошибок и домыслов археологов ХХ века, с легкостью подаривших все необычные захоронения кровососам. Авторы статьи в журнале World Archeology создали типологию странных могил и рассмотрели самые разные варианты их возникновения - от неумелости могильщиков до показательных казней преступников.

Живые и мертвые

Выяснение реального статуса колдунов, ведьм, оборотней и вурдалаков остается одним из наиболее интригующих вопросов истории и антропологии. До сих пор неясно, существовали ли они на самом деле (по крайней мере как люди, сознательно практикующие запретные магические обряды) или были просто больными невинными людьми, жертвами оговоров, фобий и психозов родственников и соседей. Достаточно вспомнить поражавшие многие страны массовые охоты на ведьм, жертвами которых становились тысячи людей.

Тот же вампиризм можно объяснить редким генетическим заболеванием крови (порфирией), симптомы которого вписываются в облик классического вурдалака. Больным противопоказан солнечный свет, кожа вокруг губ и десен высыхает, из-за чего резцы обнажаются до десен; порфирин оседает на зубах, окрашивая их в красный цвет.

Но, кем бы ни были ведьмы и вампиры на самом деле, их существование было бесспорным фактом психологии и духовной жизни людей Средневековья, которая, в свою очередь, влияла и на жизнь материальную. Реконструировать же истинные события истории и их психологические мотивы ученым приходится в том числе по таким объектам, как захоронения.




В Средние века на землях славян, как и в других частях Европы, церковь с ожесточением боролась с языческими погребальными обрядами. Славяне и германцы продолжали класть в могилу ценные вещи, которые пригодятся покойнику в загробной жизни. Во время ночных бдений над умершим они исполняли песнопения-заклинания сопровождая их ритуальными танцами. Священники относились к этому крайне негативно: ведь согласно христианскому учению душа человека отправлялась в рай или в ад, к Богу, а не в особый «мир мертвых», куда, по мнению простого народа, надо было обеспечить с помощью магических обрядов безопасный переход, чтобы покойник не навредил живым.

Однако даже с распространением христианства в широких массах европейцев (в том числе славян) сохранилось разделение мертвецов на «чистых», умерших естественной смертью, и «нечистых» - в эту категорию могли входить самоубийцы, утопленники, казненные, иноверцы, колдуны и некрещеные младенцы. Таких покойников хоронили за оградой церкви, на распутье или иным необычным образом - так как боялись, что те вернутся вредить миру живых.

Невыносимая легкость интерпретаций

В 1957 году историк Бонифаций Зилонка (Bonifacy Zielonka) опубликовал статью с описанием необычных захоронений в Куявии (северная Польша): женщины, закопанной лицом вниз, и обезглавленного мужчины (череп обнаружили между его ногами). Один из рабочих на раскопе решил, что перед ним могила ведьмы (стржиги) - и ученый согласился с этой версией! С легкой руки неизвестного работника лопаты такая интерпретация вошла в научный обиход.

Раскопки на древнем кладбище «вампиров» в польском Гливице

В 1960-е - 1990-е годы археологи описывали десятки подобных захоронений, но не стремились размышлять об их причинах. Короткое упоминание о том, что так хоронили опасных мертвецов, чтобы не дать им вернуться с того света, стало догмой и кочевало из одной монографии в другую. В то же время у историков нет доказательств того, что западные славяне в раннем средневековье верили в «живых мертвецов». С 1970-х годов все странные захоронения стали называть «антивампирскими».

Только в 2000-е годы археологи, объединив усилия с историками-медиевистами, стали уделять должное внимание социальному и юридическому контексту захоронений - правовой культуре Средневековья, изучению конкретных орудий казни и, главное, текстов (летописей и рассказов о судах и казнях преступников). Авторы статьи в World Archeology не дают окончательной и бесспорной интерпретации странных захоронений X-XIII веков, а предлагают коллегам и читателям вместе с ними подумать о том, кто, как и почему мог быть в них погребен.

Меры предосторожности, ошибки и преступления

Первые известные атипичные захоронения на территории Польши датируются X веком. До этого мертвецов западные славяне сжигали, а по кремированным останкам невозможно обнаружить странности в судьбах покойников. Археологи описывают три основных типа аномальных захоронений: покойник лежит ничком, он обезглавлен, и на трупе лежат камни.

Схемы некоторых аномальных захоронений: из Злоты Пинчовской, Стары Замека, Цедыни и Радома

Захоронения «лицом вниз» встречались по всей раннесредневековой Европе - у англосаксов, скандинавов и славян. В Польше хорошо известно захоронение молодой женщины из Гвяздово (западная Польша), обнаруженное еще в 1937 году. Ее похоронили ничком, головой на юг, повернув лицо к западу. В могиле лежало три височных кольца из свинца, бронзовое и серебряное кольца, и железный нож в кожаных ножнах.

Изобилие ценностей в сочетании с необычным способом расположения покойника стали для археологов загадкой. В фольклоре первые указания на такое обращение с мертвецами встречаются в XVI веке, а самый знаменитый текст («Трактат о стржигах») повествует о том, как в 1674 году один силезец после смерти превратился в стржигуна (демона), пьющего кровь.

Местный священник приказал разрыть могилу и переложить покойника лицом вниз, но на следующую ночь он снова встал из могилы и забил до смерти своего сына. Только когда у трупа отрубили голову, он перестал беспокоить общину.

Впрочем, напоминают археологи, за столь живописными источниками нового времени можно забыть о том, что в Средние века головой вниз хоронили людей, с которыми в жизни случилось нечто постыдное и которые, буквально, не могли глядеть соседям в глаза. Так, например, похоронили французского короля Пипина Короткого.

Идентичным образом поступали для того, чтобы спастись от сглаза покойника. Наконец, нельзя сбрасывать со счетов и промахи могильщиков, в спешке предававших трупы земле. То есть страх перед тем, что покойник вернется с того света пить кровь живых, не является самой вероятной причины захоронений лицом вниз.

Обезглавленные трупы на территории Польши находили очень часто: это и черепа без скелетов, и скелеты без черепов, и могилы, где череп подвергался перезахоронению. Например, в Дембчино (Западное Поморье) нашли останки женщины лет 50 без головы. Ее череп, скорее всего, выкопали из земли и перезахоронили лицом вниз по соседству.

В Калдусе (Куявия) обнаружили двойную могилу: мужчину, которого, судя по рубцам на позвонках, обезглавили, а у женщины рядом с ним были сломаны ключицы. Конечно, отрубание головы в фольклоре и даже в письменных источниках описывается как одна из важных мер, не дающих опасному мертвецу восстать из могилы.

Однако, пишут ученые, и тут есть более обыденные объяснения: головы очень часто отрубали преступникам. Во многих могилах на черепах есть характерные отверстия, сделанные острым инструментом: скорее всего, отрубленные головы сначала вывешивали на кольях и столбах.

Так, в Средние века одновременно наказывали преступника и устрашали тех, кто мог бы последовать его примеру. Даже деревянный кол в могиле, по данным стратиграфии, был не орудием борьбы с вампирами, а средством устрашения народа - насадив на него голову, шест втыкали в землю на вершине холма, где находилось кладбище (захоронение в Волине, Западное Поморье).

Захоронение из Цедыни (реконструкция художника)

Наконец, могилы с камнями - в Польше их нашли более двадцати, датируются они X-XIII веками. В таких захоронениях камень обычно находили на месте черепа (могила из Цедыни, на иллюстрации) или на разных частях тела покойного. О побивании камнями, как наказании за ведовство, пишут скандинавские источники, но польские тексты об этом молчат.

Вполне возможно, что камни были призваны не выпускать мертвецов из могил, однако есть и более прозаическая версия: камень удерживал повернутую в сторону голову покойника, заставляя его «смотреть» на восток (как того требовали христианские погребальные обряды). Все может объясняться и еще проще: камни могли защищать могилы от грабителей и диких животных (радомское захоронение, на иллюстрации).

Страхи и мифы

История «могил вампиров», их популярности в научном мире, а потом и в масс-медиа, говорит о том, насколько часто людям присуще «опрокидывать» собственные страхи и любимые мифы в прошлое. В том же ряду - поиск изображений инопланетян на наскальной живописи и храмовых фресках. Люди средневековья жили очень непростой жизнью, и у них было множество собственных страхов: перед голодом и болезнями, рыцарями и разбойниками, дьяволом и адом, сглазом и проклятием, ведьмами и кровососами.

Переход в мир иной был одной из точек, где фокусировались эти страхи, а также средства борьбы с ними. Только недавно ученые начали понимать, что обращение современных представлений в прошлое не только искажает историю, но и дает куда более бедную и блеклую картину былого, чем оно являлось на самом деле.




Метки:

6 198

Столетиями историки и искатели сокровищ стремятся найти место погребения самого известного завоевателя в истории. Новые результаты предлагают убедительные доказательства того, что оно, наконец, обнаружено.

Чингисхан, завоеватель и правитель 13 века, создал самую большую по территории империю, которая на момент его смерти простиралась от Каспийского моря до Тихого океана. С тех пор уже 800 лет безуспешно ищут место его захоронения. Завоевав большую часть Средней Азии и Китая, его армия несла смерть и разорение, но одновременно возникли новые связи между Востоком и Западом. Один из самых ярких и безжалостных лидеров в мировой истории, Чингисхан перекроил мир.

Жизнь завоевателя вошла в легенды, а его смерть окутана туманом мифов. Некоторые историки полагают, что он погиб от ран, полученных в бою. По версии других – в результате падения с коня или болезни. А место его захоронения так и не смогли отыскать. Для защиты от разорителей могил в то время были предприняты величайшие меры предосторожности. Искателям гробниц не за что было зацепиться из-за скудости изначальных исторических источников. Согласно легенде, по ходу продвижения похоронного кортежа Чингисхана убивали всякого, кто попадался на пути, чтобы скрыть место захоронения завоевателя. Убили также строителей гробницы, как и тех воинов, которые их убивали. По одному источнику, 10-тысячная конница утрамбовала могилу, сровняв ее с землей; по другому – на этом месте высадили лес и изменили русло реки.

Ученые продолжают спор по поводу фактов и вымысла, поскольку летописи сфальсифицированы и искажены. Но многие историки уверены, что Чингисхана предали земле не одного: предполагается, что его близких похоронили вместе с ним в обширном некрополе и возможно – с сокровищами и трофеями его многочисленных завоеваний.

Немцы, японцы, американцы, русские и британцы устраивали экспедиции по поиску его могилы, затратив на них миллионы долларов. Все безрезультатно. Местонахождение гробницы оставалось одной из самых неразрешимых загадок.

Междисциплинарный исследовательский проект, объединивший ученых США и монгольских научных работников и археологов, получил первые обнадеживающие свидетельства расположения места захоронения Чингисхана и некрополя семьи императора в отдаленной горной территории на северо-западе Монголии.

Команда обнаружила фундаменты крупных строений периода 13 – 14 веков в местности, исторически ассоциировавшейся с данным захоронением. Ученые также нашли большое число артефактов, в том числе наконечники стрел, керамические изделия и разнообразные стройматериалы.

«Цепочка выстраивается весьма убедительно», — заявил в эксклюзивном интервью Newsweek исследователь и главный эксперт проекта от National Geographic Альберт Лин (Albert Lin).

800 лет горный хребет Хэнтэй, где находится это место, был запретным районом – так решил сам Чингисхан еще при жизни. Если находка подтвердится, это станет едва ли не главнейшим событием для ареологии за многие годы. С помощью беспилотников и проникающих вглубь земли радаров, а также благодаря стараниям тысяч людей, тщательно проверявших данные со спутников и фотографий, команда обследовала горный хребет – детально отснятую местность площадью 4 тысячи квадратных миль.

В поисках ключей к разгадке тайны места захоронения Чингисхана Лин и его команда тщательно просмотрели большие объемы спутниковых снимков высокого разрешения и создали 3-D реконструкции радарных сканов в лаборатории Калифорнийского института телекоммуникаций и информационных технологий Калифорнийского университета в Сан-Диего. В ходе беспрецедентного открытого проекта тысячи интернет-волонтеров отсмотрели спутниковые снимки с 85-тысячным разрешением, пытаясь идентифицировать невидимые простому взгляду структуры или необычные образования.

«Невозможно отрицать того, что Чингисхан изменил ход истории. И все же я не могу представить себе другую историческую фигуру подобного масштаба, о ком бы мы знали столь мало», — говорит Лин, который все еще не раскрывает в полной мере результатов работы команды, поскольку экспертная оценка пока не поступила. И все же за академической сдержанностью нельзя не почувствовать эмоционального возбуждения. «Любые археологические результаты по этой теме проливают свет на важный сегмент нашего общего исторического наследия, с которого теперь сброшена завеса тайны».

Чтобы попасть в горы Хэнтэй, надо ехать на восток от столицы страны – Улан-Батора, минуя ослепительную конную статую Чингисхана, до шахтерского города Баганур. Разрушающийся город предстает во всей прелести пост-советского диккенсовского кошмара: 10-мильные отвалы указывают на то, что здесь самые большие открытые разработки угля, принадлежащие правительству Монголии. К северу от города – развалины советской военной базы, вызывающие постапокалиптические ассоциации из фильмов ужасов. Но покинув город, вы попадаете в долину реки Хэрлэн, родину монголов, и вашему взору предстает чудесная панорама. Она находится на одном из основных степных путей Средней Азии, соединяющих восток и запад – от Каспия до Японии и северного Китая – в обход пустыни Гоби, наводившей ужас на Марко Поло и других путешественников.

Такое местоположение и приемлемый климат способствовали тому, что степь стала привлекательным местом для проживания кочевников. В отличие от других регионов страны, где температура может резко упасть до -40 градусов по Цельсию, а летом достигать +38, климат в этих долинах, как правило, мягкий. Ритуальные памятники и места погребения встречаются по всей территории. Археологи находят могильники поверх могильников других племен, которые использовали эти же ритуальные площадки в другие эпохи.

Монгольские семьи до сих пор живут в юртах, традиционных местных шатрах, сохраняя образ жизни кочевников. Голубое небо сливается с горизонтом, и белые пятна юрт на просторе ландшафта выглядят как парусники посреди зеленого моря.

Со стороны может показаться, что пасторальная картина пастбищ мало изменилась со времен Чингисхана. Однако для кочевников изменения ощутимы. Десятилетие суровых зим, сменяемых засушливым летом, подорвало источник существования зависимых от своих стад скотоводов, составляющих треть населения страны. Десятки тысяч человек переехали в городские трущобы, а тысячи других в поисках средств существования занялись нелегальной добычей золота. Здесь их называют ниндзя за то, что со своими большими зелеными промывочными лотками за спиной они напоминают мультяшных Черепашек Ниндзя. В то же время экономика Монголии – самая быстро растущая в мире, государство стремится выстроить свое благосостояние на основе угля, меди и золота, запасы которых оцениваются в 1,3 триллиона долларов.

Приглядевшись, замечаешь, что и удаленную долину перемены не обошли стороной. На юрте, куда мы зашли за советом, спутниковая тарелка, а подле нее мотобайк и китайский грузовичок.

53-летний пастух и охотник Алтан Хуяг (Altan Khuyag), проявляя традиционное монгольское гостеприимство, предложил нам чашку чая с молоком и настаивал на том, чтобы мы остались на ночь. Среди кочевников гостеприимство – жизненно важная черта уклада степняка. Когда я спросил о Чингисхане, он обмакнул палец с кольцом в чашу с водкой и щелчком стряхнул каплю в небо – в знак поклонения Тэнгри, богу голубых небес. Еще два обмакивания и щелчка, как своеобразное ритуальное подношение. В Монголии имя Чингисхана окружено суевериями, а тема поисков места его погребения часто приводит к жарким дебатам. Здесь многие почитают его наравне с богом.

«Он за нами наблюдает. Благодаря ему мы сегодня живем хорошо», — говорит Алтан, втянув голову в плечи, будто ощущая внимание свыше. Он, как и многие местные жители, считает, что Чингисхан похоронен в горах Хэнтэй – такое мнение разделяют как древние, так и современные историки, но до сих пор этому не было физического подтверждения – пока Лин и его монгольские партнеры не сделали своего открытия.

Алтан дважды обозначил координаты, но он уверен, что могилу завоевателя необходимо оставить в покое. «Я не думаю, что люди должны искать его гробницу, потому что если ее откроют, наступит конец света».

Это может, как минимум, привести к геополитической напряженности, так как многие китайцы считают Чингисхана своим, а Китай – своей собственностью. На самом деле, в Китае возвели громадный мавзолей для копии пустого гроба Чингисхана, и этот памятник пользуется популярностью у китайцев, некоторые из которых почитают его как своего полубожественного предка.

«Если в Монголии отыщут гробницу Чингисхана, это будет иметь огромный геополитический резонанс, — говорит Джон Мэн (John Man), автор труда “Чингисхан: жизнь, смерть и возрождение”. – Многие в Китае считают, что Монголия, подобно Тибету, должна быть частью Китая, как это было при Хубилае (монгольский хан, основатель монгольского государства Юань, в состав которого входил Китай — википедия). Если Китаю удастся получить права на горнорудные работы в Монголии и завладеть этой промышленностью, тогда гробница Чингисхана может оказаться в центре политических амбиций, каких доселе мир еще не видывал».

Родившись в знатной семье, Чингисхан – или Тэмуджин, как впоследствии он назывался, прожил жизнь, ставшую легендарной. Ребенком он оказался изгоем после убийства отца и изгнания его семьи. Но он выжил и стал выдающимся воином и тактиком, которому удалось объединить враждующие племена и стать завоевателем в тогдашнем мире. В то же время, он изменил общество, ввел алфавит и единую денежную единицу, став одним из самых влиятельных людей прошлого тысячелетия.

Во время завоевательских походов его солдаты грабили и насиловали, а у Чингисхана было много потомков, хотя ими считались лишь законные сыновья. Утверждают, что у его сына Джучи было 40 сыновей, а у его внука Хубилая – 22. Генетическое исследование 2003 года выявило одну и ту же Y-хромосому у 16 миллионов мужчин, которая принадлежала мужчине, жившему тысячу лет назад. Из чего многие делают вывод, что это наверняка ДНК Чингисхана, хотя тому, естественно, нет достоверного подтверждения, так как его останки пока не обнаружены.

Тем не менее, влиянию Чингисхана нет аналогов. Менее чем за 20 лет он завоевал тысячи миль территорий от Тихого океана до Каспийского моря, а награбленные в походах богатства привозил в Монголию. Трофеи в качестве вознаграждения делились между солдатами. Считается, что после смерти знатных людей, предметы роскоши укладывали вместе с ними в могилы, так как по поверью они нужны им были и в загробной жизни. Но мало что из этих сокровищ было когда-либо обнаружено. Как будто они попали в Монголию и растворились.

«Люди думают, что гробница [Чингисхана] доверху наполнена золотом и серебром, ценностями, богатством, добычей его великих завоеваний», — сказал профессор Уламбаяр Эрденебат (Ulambayar Erdenebat) во время нашей встречи в Национальном университете Улан-Батора, где он возглавляет отдел археологии. Между нами на столе лежит прозрачный хрустальный пояс, и Эрденебат осторожно расправляет каждую складку черного сукна под ним.

«Это уникальный экспонат. Такого больше нет нигде во всем мире. Мы нашли его в гробнице, принадлежащей знатному человеку 13 века, вероятно из племени Чингисхана», — объясняет Эрденебат. Потом он открывает небольшую ювелирную коробочку и аккуратно выкладывает золотой орнамент, затейливо гравированный элементами толщиной в нить и устланный рубинами и бирюзой. Он медленно открывает шкаф с другими ценностями: нашему взору предстают чаша из чистого серебра, золотые кольца, застежки и серьги – все предметы датированы временем Чингисхана.

Десятилетиями экспедиции срывались из-за недоступности страны. После падения династии Цин Монголия провозгласила независимость в 1911 году, хотя Китай все еще считает ее частью своей территории. Став близким союзником Советского Союза, Монголия при поддержке Москвы в 1924 году вновь объявила о своей независимости. Дружба с Москвой, тем не менее, препятствовала археологическим исследованиям, так как советские власти преследовали и наказывали ученых за изучение истории Чингисхана из опасения, что его фигура может стать символом оппозиции, добивавшейся большей независимости от Москвы.

В начале 60-х годов прошлого столетия восточногерманско-монгольская экспедиция обнаружила черепки, гвозди, плитки, кирпичи и то, что они посчитали фундаментом храма в священной горной местности. На вершине были найдены сотни каменных курганов, а на высшей отметке – железные доспехи, наконечники стрел, жертвоприношения, но никаких следов захоронения.

После распада Советской империи возглавляемая японцами экспедиция, организованная на средства газеты Иомиури Симбун, высадилась с вертолета на вершину этой горы. Событие было сильно разрекламировано, но результаты оказались нулевыми. В 2001 году экспедиция под руководством бывшего продавца ширпотреба из Чикаго Мори Кравица (Maury Kravitz) обследовала местность, но власти запретили приближаться к самой горе. На участке под названием Стена подаяния (Almsgiver’s Wall) обнаружили могилу солдата сторожевого поста 10 века, но экспедицию пришлось отозвать после серии инцидентов, в связи с чем одна газета написала о том, что «проклятие» гробницы Чингисхана «снова дает о себе знать».

Некоторые археологи предположили, что сотни каменных пирамидок, обнаруженных в 1960-х годах, на самом деле являются могилами. Но Лин и его монгольские партнеры провели геофизические исследования и установили, что данная теория не представляет научной ценности.

Используя современные инновационные технологии, недоступные исследователям прошлого, команда решила отсеять факты от вымыслов. Это чем-то напоминает голливудскую киноэпопею, совмещение мира хайтека Джейсона Борна (Jason Bourne) с технологией Technicolor в «Индиане Джонсе».

Лин, чье восхищение Чингисханом возникло во время его собственной экспедиции по Монголии в 2005 году с целью изучению его наследия, по счастью оказался ученым-технарем в этом продолжающемся приключении. «Мне повезло. Я ученый и инженер, который столкнулся с этой необычной 800-летней загадкой, — говорит он. — Мне показалось, что быстро развивающиеся технологии способны открыть новую научную главу в затерянном мире мировой истории».

Лин связался с Международной ассоциацией монгольских исследований и Монгольской академией наук. Три года назад экспедиция при поддержке калифорнийского университета из Сан-Диего и National Geographic Society получила разрешение на обследование горного хребта и долины, годе родился Чингисхан. Лин особо подчеркивает, что их подход основан на сохранении в нетронутом виде территории родовых захоронений за счет применения неинвазивных технологий.

«Надеемся, в поиске свежих данных мы откроем новую главу в продолжающемся процессе признания заслуг нашего прошлого», — заявил профессор Цогт-Очирин Ишдорж, главный исследователь проекта.

По ходу поиска рукотворных предметов или материалов древней эпохи энтузиазма у участников прибавилось, когда на радаре появились очертания фундамента крупного строения. Тогда в этот район направили небольшие команды ученых-полевиков и археологов для обследования находки на месте с помощью высокотехнологичного оборудования – радара, магнетометров и беспилотников.

Их усилия были вознаграждены, когда они обнаружили наконечники стрел, керамику, кровельную плитку и кирпичи, что предполагало человеческую деятельность в этом отдаленном пустынном районе. Все это вызвало волнительный трепет у исследователей. «Когда мы расширили территорию поиска и присмотрелись, как следует, мы разглядели сотни артефактов по всей местности. Стало ясно – здесь есть что-то очень важное», — говорит археолог Фред Хиберт (Fred Hiebert), действительный член National Geographic и еще один главный исследователь проекта.

Результаты радиоуглеродного анализа всех вдохновили и оказались очень обнадеживающими, они указывали на время жизни и смерти Чингисхана. «Датировка материалов ряда образцов указывает на 13-14 века, хотя полный анализ еще не завершен», — говорит Хиберт.

Если первоначальные и весьма интригующие результаты подтвердятся, это станет первым научным свидетельством в 800-летней истории спекуляций о местоположении гробницы Чингисхана, одной из старейших исторических загадок.

«Благодаря науке мы должны заполнить пробелы в историческом знании – это очень важно для понимания нашего прошлого и сохранения будущего», — говорит профессор Шагдарын Бира (Shagdaryn Bira), всемирно известный эксперт по данной теме и участник проекта.

«Мы нашли нечто, вероятно подтверждающее данные легенды. И это чрезвычайно важно», — добавляет Лин.

Пока рано заявлять о каких-то открытиях. Следующие шаги будут не такими простыми. Перемещение по территории сильно ограничено, и она находится под тщательным контролем правительства. Сейчас команда работает в тесном контакте с властями в отношении всех находок.

«Мы не собираемся вести раскопки на участке, — говорит Лин. – Считаем, что он должен быть взят под защиту как объект всемирного наследия ЮНЕСКО. Тогда появится уверенность, что он не будет разграблен или разрушен». Такого мнения придерживаются и другие ученые проекта, а также монгольские власти.

«В душе каждого этот участок уже считается важнейшим местом монгольского наследия», — говорит Ойюнгерель Цедевдамба (Oyungerel Tsedevdamba), министр культуры Монголии.

Власти неспроста проявляют беспокойство, так как разграбление могильников представляет нарастающую проблему – по стране разъезжают посредники и платят местным жителям за раскопки мест погребения. Похищенные артефакты затем вывозятся из страны и продаются на рынках Гонконга и Китая, говорит профессор Эрденебат из Национального университета Улан-Батора.

Вернувшись к шкафу, Эрденебат достает из него потертую картонную крышку, на которой можно разглядеть кость. «Это все, что осталось от захоронения, недавно разоренного в провинции Баянхонгор (Bayankhongor). Забрали все, что посчитали ценным, а оставили кости, предметы обуви и одежды», — говорит он, выкладывая сморщенный кожаный ботинок 13 века рядом с берцовой костью его владельца.

«Невозможно оценить, сколько могил разграблено, но счет может идти на тысячи. Ясно, что положение все ухудшается, — говорит Эрденебат. – Вот провинция Баянгол (Bayangol). Там было несколько тяжелых зим и засуха летом, стада начали вымирать. Пастухам ничего не остается делать, как раскапывать захоронения в поисках золота. Это вопрос выживания».

На улицах Улан-Батора особенно заметно, что Монголия все еще находится во власти чингисомании, которая началась с падением Советского Союза, когда монголы стали воссоздавать собственную идентичность. Многие монголы видят в Чингисхане отца современной Монголии, и что особенно важно – символ своей независимости. Международный аэропорт в столице носит имя Чингисхана, есть также отель с его именем. Университет и ряд популярных энергетических напитков, а также с десяток брендов водки – на всем имя завоевателя.

Визит в несколько лавок древностей подтверждает правоту властей в отношении черных копателей. Хозяева заведений слишком назойливы в своем желании продать добытые сомнительным путем реликвии. В одном из магазинов, приютившемся на удачно названной Туристической улице в центре Улан-Батора, хозяин предлагает золотой предмет более тонкой работы, чем из коллекции Эрденебата. На бирке цена – 35 тысяч долларов. Продавец утверждает, что ее извлекли из могилы в провинции Хэнтэй. Есть также элегантное стремя с выгравированными драконами – оно, возможно, принадлежало генералу Чингисхана. Оценивается в 10 тысяч долларов. Бронзовый кувшин для воды той же эпохи стоимостью 30 тысяч долларов. Самый дорогой предмет – за 180 тысяч долларов – трехдюймовая гравюра лошади культуры кочевников хунну, извлечена в долине Хэрлэн, родине монголов.

«Наши главные покупатели – китайцы», — объясняет владелец. – Они присылают монголов из Внутренней Монголии приобретать вещи для своих новых музеев. На прошлой неделе некто предложил 80 тысяч долларов за лошадь хунну, но я отказал». Затем он по собственной инициативе дал совет, как вывезти эту вещь контрабандным путем: «Если хотите купить эту лошадь, повесьте ее на шею как ожерелье, и никакая таможня Вас не остановит».

В центре столицы Чингисхан восседает подобно Аврааму Линкольну рядом с резиденцией правительства. За городом стальная статуя весом 250 тонн изображает его верхом на боевом коне, как будто он решил снова проехать по степи. Туристы могут подняться на лифте внутри статуи и выйти на площадку между ног, чтобы окинуть взором его владения. «У каждого государства есть герой-символ. Он символ нашей нации, — говорит Баттулга Халтмаа (Battulga Khaltmaa), бывший чемпион мира по дзюдо, а ныне министр промышленности и сельского хозяйства, воздвигший этот сверкающий монумент. – Я установил эту статую в ознаменование 800-летия монгольского государства и чтобы передать историю Чингисхана… молодым поколениям, и пусть они гордятся своим прошлым».
Оливер Стидз (Oliver Steeds)