Методическая копилка. Современные методы усвоения правописания слов с непроверяемыми написаниями

В начальной школе программой по русскому языку предусмотрено обязательное изучение слов, правописание которых правилами не проверяется. Работа по обучению учащихся таким словам носит название словарной работы. В словарную работу входит изучение школьниками семантики данных слов, их правописания и введение этих слов в пассивный, а затем в активный словарь учащихся.

Методы и приемы в обучении письму непроверяемых слов:

Метод языкового анализа - приемы звукобуквенного анализа, фонетического разбора, орфографического комментирования, устного проговаривания;

Зрительное запоминание – вместе с кинестетическим (речедвигательным, рукодвигательным): приемы зрительного диктанта, списывания с различными заданиями, проверки слов по словарику, использования плакатов или таблиц, выделения орфограмм цветным мелом, подчеркивания их в тетрадях, повторное письмо слов;

Сопоставление и противопоставление тематических групп заучиваемых слов (например, сопоставление названий домашних животных: «корова», «лошадь», «собака»), однокоренных слов («путешественник», «путешествие», «путешествовать»), форм слова («стакан-стаканы», «космонавт-космонавты»), сравнение по значению («машина-машинка-машинища», «деревня-город»), пример противопоставления («учебник, ученик-учитель») и т.п.;

Сопоставление зрительного и слухового образов (составов) слов: различные виды слуховых диктантов. В слуховом диктанте пишущий воспринимает звучащее слово, его звуковой состав он переводит в буквенный, графический комплекс и записывает;



Составление словосочетаний (синтез) с трудными словами, выработка словесных ассоциаций: «пальто» - «осеннее пальто», «надел пальто», «пальто велико»; «металл» - «холодный металл», «блестящий металл», «стул из металла» и т.п.;

Составление предложений с трудными словами, включение их в сочетания и изложения, устные рассказы, другие формы естественной речи;

Занимательные формы работы: включение трудных слов в словесные игры, кроссворды, ребусы; составление стихотворений с этими словами, юморесок, загадок, отгадывание загадок; проведение викторин, конкурсов: кто знает больше слов на букву «а», на букву «м», больше слов с безударными гласными и т.п.

Установлено экспериментально, что для успешного запоминания непроверяемых слов они должны повторяться после первого изучения: через две недели; еще через месяц 2 раза: затем через 2 месяца с целью контроля .

Однако в практике многих учителей используются словарные диктанты, которые проводятся устно в начале каждого урока. Такие устные диктанты, занимающие 2-3 минуты (и даже меньше), позволяют постоянно держать в памяти детей трудные слова, а также проверять их усвоение и работать над индивидуальными ошибками учащихся. Такие мини-диктанты могут варьироваться частично с записью слов, использованием карточек, хоровым произнесением и пр.

Одной из причин, затрудняющих усвоение «словарных слов», является то, что работа над непроверяемыми безударными гласными ведется на уроке изолированно, в отрыве от всей другой орфографической работы. Так, написание непроверяемых безударных гласных осваивается в отрыве от изучения проверяемых, хотя в основе их правописания лежит одно и то же умение: обнаруживать гласный в слабой позиции, т.е. в безударном положении.

Только опираясь на обобщенное умение ставить орфографическую задачу, можно вести дальнейшую работу над способами ее решения в зависимости от разновидности орфограммы.

К другой причине можно отнести то, что при знакомстве со «словарными» словами ребенку отводится, как правило, пассивная роль: слово предъявляется и анализируется самим учителем. Учащемуся предлагается лишь списать и заучить его. Однако механическое заучивание слов утомляет ученика и не формирует у него интереса к языку. Столь же неэффективно механическое выписывание слов при работе над ошибками.

Первым шагом в этой работе является введение нового слова. На этом этапе предполагается проведение многоплановой работы.

1.Предъявление слова.

В настоящее время используются следующие способы:

а) чтение загадки, отгадывание ее учащимися;

б) прослушивание грамзаписи и определение предмета, о котором идет речь;

в) рассматривание предметной картинки (из набора «картинный словарь»);

г) описание признаков предмета или предъявление слова-синонима.

Дети определяют, какое слово они будут изучать. Затем учащиеся начинают работать над так называемым «слуховым» образом слов.

2.Работа над «слуховым» образом слов.

В школьной практике распространен следующий способ подачи «словарного» слова: сначала учащиеся отгадывают загадку (или рассматривают картинку). Затем учитель поясняет: «Сегодня мы познакомимся с новым словом. Посмотрите, как оно пишется, запомните его написание. Теперь давайте разберем это слово!» Проводится звуковой анализ, выявляется безударный гласный и т.д.

Такой порядок работы неудачен, так как учащиеся пассивно знакомятся с новым словом, что снижает эффективность его восприятия.

Учащиеся проговаривают слово хором, затем по одному орфоэпически, без выделения слогов определяют «трудное» место.

Это очень важно для всей последующей работы, так как именно здесь самими детьми ставится орфографическая задача. Если в период обучения грамоте учащихся знакомили с признаками орфограмм (со слабыми позициями для гласных и согласных: для первых – положение без ударения, для вторых - положение в конце слова и перед другим согласным), то после орфоэпического произнесения дети сразу могут назвать в этом слове «трудное» место. Как известно, дети лучше запоминают то, что, как им кажется, они нашли сами. Если дети умеют определять «трудное» место в слове до начала письма, то процесс письма становится для них более осознанным.

3. Запись слова с «окошком» («дыркой»).

После того как дети определят ударный и безударный слоги, они записывают «словарное» слово в тетрадь. Важнейшее условие состоит в том, чтобы учащиеся, записывая слово, сами показали «трудное» место пропуском буквы - так называемым «окном», или «дыркой». Дети записывают слово, пропустив, например, букву безударного гласного и ставя ударение. Однако при такой форме записи важно соблюдать еще одно условие: вместо пропущенной буквы должен непременно ставиться какой-либо «сигнал опасности».

После проведения необходимой работы учащиеся самостоятельно вставляют нужную букву и еще раз записывают слово, предварительно проговорив его орфографически, т.е. как оно написано.

Специфическая форма записи слова с пропуском «трудного» места - это способ, предлагаемый детям для фиксации поставленной орфографической задачи. Важно, чтобы учащиеся при работе со словами с непроверяемыми написаниями учились прежде всего обнаруживать орфограмму, совершенствовали свою орфографическую зоркость. Такая же форма записи используется и при изучении орфограмм, подчиняющихся правилами: «Обнаружив «трудное» место, не пиши наугад, а оставь «окно» там, где надо решить орфографическую задачу, и лишь затем приступай к ее решению».

Иногда учителя предъявляют детям карточку, на которой слово записано с пропущенной буквой: «б.реза».

Этот прием не равноценен приему записи слова с «дыркой» самим учеником, так как школьник имеет дело с орфографической задачей, уже поставленной. Важно же, чтобы он ставил ее самостоятельно.

После того как учащиеся записали слово с «окном», они пытаются подобрать проверочное слово и определить нужную букву. Когда это сделать не удается, дети обращаются к авторитетному источнику.

Согласно традиционной методике, учитель сам показывает на доске, предъявляет его с выделенной орфограммой на карточке либо просит посмотреть в учебнике на соответствующей странице.

Здесь целесообразно внести некоторые усовершенствования.

4. Работа над «Азрительным» образом слова.

Ученики могут получить ответ на поставленный вопрос (о нужной букве), обратившись к орфографическому словарику. Это будет способствовать, во-первых, накоплению опыта работы со словарями, во-вторых, формированию умения не только ставить, но и решать орфографическую задачу самостоятельно. Для лучшего усвоения орфографического облика слова на этой стадии работы полезно использовать элементы этимологического анализа (если он помогает объяснить написание слова).

На этапе введения нового слова работа над непроверяемым написанием включает в себя: устное предъявление слова, постановку орфографической задачи, которая фиксируется пропуском соответствующей буквы, выбор способа решения и собственно решение орфографической задачи, в том числе, если это целесообразно, с использованием этимологического анализа. Завершающий шаг - запись слова, организованная так, чтобы обеспечить запоминание его орфографического облика.

Как пишет М. Р. Львов, «иногда написание, считающееся традиционным и непроверяемым, может быть проверено на основе знания этимологии и исторических изменений в фонетике русского языка» .

Обращение к истории слов может помочь детям в изучении орфографии отдельных слов. Учителя знают о возможности использования элементов этимологического анализа для решения орфографических задач, но прибегают к нему редко из-за отсутствия в собственной методической лаборатории необходимого материала.

При работе над так называемыми словарными словами определенную трудность для школьников представляет прочное запоминание орфографического облика слова. Известно, что запоминание облегчается вовлечением в процесс восприятия различных анализаторов. Следовательно, и упражнения должны опираться на различные виды памяти.

Хорошему усвоению правильного написания слова способствует использование системы списывания, разработанной психологом П. С. Жедек . Запоминанию слов способствует и привлечение мнемонических приемов.

К мнемотехнике можно отнести такие стихи, рассказы, рисунки, ребусы, группировки слов, которые, вызывая определенные ассоциации, помогают детям запомнить трудное слово. Эти приемы особенно полезны в тех случаях, когда не может помочь этимологическая справка.

С большим интересом дети относятся к рисункам, схемам, представлены в приложении Д.

Работу по запоминанию слова «ягоды» (ягода) можно начать с рассмотрения картинок с изображением малины, черники, земляники и т.п. Детям задается вопрос: «Как можно назвать все эти предметы одним словом? « (ягоды)

Учащиеся записывают слово с «окном». Для запоминания орфограммы предлагается рисунок: ягОды (букву «о» можно изобразить в виде какой-либо ягоды).

Традиционно слова с непроверяемыми написаниями, или так называемые «словарные» слова, усваиваются младшими школьниками путем механического запоминания их графического облика. Это объясняется прежде всего тем, что правописание таких слов основано на историческом принципе орфографии, в соответствии с которым морфемы родственных слов пишутся единообразно, но проверить их посредством современного литературного произношения нельзя, и поэтому их написание рекомендуется запомнить. С этой целью новое слово обычно записывается на доске или карточке, прочитывается, анализируется, несколько раз проговаривается орфографически, записывается в тетради, затем многократно повторяется на следующих уроках.

Такая методика, ориентируя учащихся на формальное заучивание этих слов, не обеспечивает достаточно быстрого и прочного их запоминания, о чем свидетельствуют устойчивые ошибки, допускаемые младшими школьниками как в заучиваемых словах, так и в словах, родственных изученным: «земл е ника», «п а года»; «к а ньки»; «пл а ток»,но «пл о точек»; «береза, но «б и резовый» и т.п.

Повышение эффективности усвоения слов с традиционным написанием психологи, передовые учителя связывают с изменением характера их запоминания: запоминание графического облика слов должно быть осмысленным, а не механическим. Осмысленность запоминания может быть достигнута на основе понимания учеником знания изучаемого слова, сущности и характера содержащейся в нем трудности, установления связи данного слова с ранее изученными словами, сообщения (учителем) и использования (учащимися) специальных приемов запоминания, активного включения «трудных» слов в речевую практику ребенка.

Интересно, что младшие школьники, стараясь облегчить себе запоминание непроверяемых написаний, нередко пытаются интуитивно, непроизвольно отыскать опору запоминания или в языке, или во внеязыковой действительности: «Восток пишется с «о», потому что там солнышко восходит».

Однако часто эти опоры бывают ложными: «М и дведь, его еще М и шей называют, М и шенькой»; «К а ньки - потому что мы на них на к а тке к а таемся, проверочное слово к а тится. «

Одним из средств, обеспечивающих правильность и прочность запоминания непроверяемых написаний, является этимологический анализ, в упрощенном варианте - этимологическая справка. Она содержит информацию о происхождении слова, его первоначальном значении, помогает «прояснить» исторический состав слова. Нередко обращение к истории слова позволяет мотивировать его современное правописание. Например, М А ЛИНА - в основу названия был положен признак плода ягоды, состоящего из малых частей. Слово «малина» образовано от слова «малый» - «маленький».

«Малина» - «малый» - «состоящая из маленьких частей».

Учитывая сказанное, можно считать, что в 1 классе целесообразно использовать этимологические справки в работе лишь с теми словами, обращение к истории которых позволяет выделить опорное написание, найти опору для запоминания их современного графического облика. В соответствии с этим в «Этимологический словарик» и были отобраны из программы слова с традиционными написаниями в историческом корне (береза, деревня, пенал). В то же время ряд слов содержит орфограммы в исторической приставке или суффиксе (народ, завод, ягода и др.).

Современная школа видит одну из главных задач в развитии речи и мышления учащихся. Одним из показателей умственного и речевого развития школьника служит богатство их словарного запаса. С помощью слова человеческое мышление связывается с объективной действительностью, так как слово обозначает предмет действительности и выражает понятие о нем. Слово как смысловая единица речи, как носитель значений, «представляет собой частицу знания, частицу обобщенного опыта, которая хранится в памяти и используется человеком в процессе мышления и речи» .

Чем богаче активный словарный запас учащихся, тем содержательнее и красочнее его устная и письменная речь. Подчеркивая значение развития «дара слова» для формирования мыслительной деятельности ребенка и для всего дальнейшего обучения, К.Д.Ушинский писал: «Дитя, которое не привыкло вникать в смысл слова, темно понимает или вовсе не понимает его настоящего значения и не получило навыка распоряжаться им свободно в устной и письменной речи, всегда будет страдать от этого коренного недостатка при изучении всякого другого предмета» . Обогащению словарного запаса, а следовательно, и речевому развитию может способствовать такая организация учебной деятельности, которая будет направлена на:

1) восприятие и осознание смыслового содержания изучаемых слов и однокоренных слов, оттенков значений этих слов, антонимических и синонимических отношений, сочетаемости слов и устойчивых оборотов;

2) развитие умения объяснить значение слов и особенности их употребления в речи;

3) формирование умения пользоваться словом в речи при построении собственного речевого высказывания (как устного, так и письменного).

Каждый ребенок по-своему понимает смысл, который закреплен за словом, обозначающим какой-то реальный или мыслимый «кусочек» действительности, но дать словесное объяснение значения слова для детей затруднительно. Это еще раз подтверждает, что словарные упражнения не должны быть направлены только к запоминанию определенного списка слов вне всякой связи с общей системой занятий по языку. У младших школьников необходимо воспитывать умение словесно формулировать смысл изучаемых слов, а значит, и словесно раскрывать содержание понятий, обозначенных в языке данными словами.

В русском языке, как известно, очень много слов с безударными гласными, не проверяемыми ударением, а также слов с непроверяемыми согласными. Написание таких слов не связано с произношением, не опирается на сопоставление и на живой звучащий язык, не регулируется применением правил. Следовательно, основной путь усвоения слов с непроверяемыми написаниями - запоминание их написания и в связи с этим подбор такой системы упражнений, которая позволит в короткие сроки качественно усвоить написание таких слов.

На каждом уроке русского языка учитель отводит время на так называемую «словарную» работу. Однако, как показывают контрольные работы, это не всегда даёт желаемые результаты. Основной причиной плохого усвоения школьниками слов с непроверяемыми написаниями является, на мой взгляд, неверное построение работы с такими словами. В учебниках русского языка Р.Н.Бунеева «словарных слов» очень много, но все они даются разрозненно, бессистемно. При изучении таким образом, написание слов у учеников в памяти не остаётся, при повторении ребёнок затрудняется вспомнить, какую же букву надо писать. Поэтому все слова надо давать не по отдельности, а группами, связанными по значению слов, или по темам, или по графическому сходству, контрасту, или по грамматическим темам. И изучать одну группу слов необходимо каждый день в течение учебной недели.

Программой начальных классов определен тот минимум слов, написание которых учащиеся должны усвоить. По системе Р.Н. Бунеева таких слов около 400. Мы вместе с учителем начальных классов И.А.Семёновой все слова распределили по небольшим группам и каждую из них изучаем с детьми четыре-пять уроков подряд. За это время работа со словами с непроверяемыми написаниями складывается из следующих компонентов:

  1. Первоначальное знакомство с группой слов, выявление общих черт этих слов.
  2. Упражнения, направленные на запоминание слов.
  3. Проверка усвоения написания группы слов.

Покажу на примере изучение одной из групп.

Изучаем слова: СОРОКА, ВОРОНА, КОРОВА, ВОРОБЕЙ (1 класс)

1-й день (знакомство с группой слов)

На доске висят изучаемые слова, но они закрыты от учащихся.

Учитель: Сегодня мы начинаем изучать новую группу слов с непроверяемыми гласными. Давайте попробуем отгадать, что это за слова. Первое слово зашифровано в виде ребуса: 40 А. (сорока) Правильно. Сорока – это птица семейства вороновых, с белыми перьями в крыльях, издающая характерный крик – стрекотание. (вывешивается картинка с изображением сороки). Своё имя сорока получила от исходного слова сорка , передающего особенности её пения. Сороку называют стрекотуньей, трещоткой. А кого ещё можно назвать «сорокой»? (человека, который много говорит). Как же пишется это слово? (открывается написанное слово) Какую непроверяемую гласную надо запомнить в этом слове? (первую О) Прочитайте хором это слово орфографически, то есть по слогам, как пишется (СО-РО-КА). Запишите его в тетрадь, подчеркните безударную гласную, поставьте ударение.

Теперь отгадайте загадку:

Окраской – сероватая.
Повадкой – вороватая,
Крикунья хрипловатая,
Известная персона.
Кто она? (ворона)

Это птица с черно-серым оперением, родственная ворону. (вывешивается картинка вороны).

Ворона и ворон родственны слову вороной «чёрный». Птиц назвали так за чёрное оперение.

Вороной еще называют рассеянного и невнимательного человека. Как пишется это слово? (открывается слово). Какую букву надо запомнить? (первую гласную О) Прочитайте слово орфографически. Запишите его в тетрадь, подчеркните непроверяемую гласную, поставьте ударение.

Послушайте текст и скажите, о ком идёт речь. «Стоит Пеструха на зелёном лугу, траву жуёт-пережёвывает. Рога у Пеструхи крутые, бока толстые и вымя с молочком. Она хвостом помахивает: мух да слепней отгоняет. Поешь, поешь, Пеструха, повкуснее – молочко у тебя будет слаще. Придёт доярка тебя доить – надоит полное ведро вкусного, сладкого молока. (По Е.Чарушиной)»(корова) Это крупное рогатое домашнее животное, дающее молоко. (вывешивается картинка коровы) Своё название корова получила по наличию рогов: от латинского кор – «рог», корна –«рогатая». Как же пишется это слово? (открывается слово) Какую букву надо запомнить? (первую гласную О) Прочитайте слово орфографически, запишите в тетрадь, поставьте ударение, подчеркните безударную гласную.

И последнее слово – снова отгадайте загадку:

Маленький мальчишка в сером армячке
По дворам шныряет, крохи подбирает,
По полям кочует, коноплю ворует. (воробей)

Это маленькая птичка с коричневато-серым оперением, живущая обычно близ жилых строений. (вывешивается картинка) Воробей назван так по своему чириканью, от звукоподражательного вор – « воркует, издаёт переливчатые звуки». Как пишется это слово? (открывается слово) Какую букву надо запомнить в этом слове? (безударную гласную О) Прочитайте слово хором орфографи чески, запишите его в тетрадь, подчеркните гласную и поставьте ударение.

В 3-4 классах можно не открывать готовое слово, а дать возможность учащимся самим высказать свои предположения о написании того или иного слова и лишь затем открыть готовое слово. После знакомства с изучаемой группой слов учитель может задавать следующие вопросы и задания: «Что объединяет эти слова в одну группу? (в данном примере сочетание ОРО) Какое слово здесь «лишнее» и почему? На какие две группы можно классифицировать эти слова? (одушевленные-неодушевленные предметы, растения – животные, двусложные – трехсложные, с ударением на первый – второй слоги, начинаются на гласную – согласную букву и т.п.) Дома учащиеся новую группу слов записывают в индивидуальный «словарик», который дети заводят еще в период обучения грамоте и ведут его на протяжении всей начальной школы.

2 день (упражнения на запоминание слов).

На доске записана та же группа слов, но с пропущенными буквами, требующими запоминания.

с…рока
в…рона
к…рова
в…робей

Учащиеся вспоминают слова, с которыми познакомились на прошлом уроке. Прочитывают каждое из них орфографически и вставляют нужную гласную. Здесь же полезно провести упражнения в подборе однокоренных слов к изучаемому слову. Полезно записывать их столбиком или лесенкой, чтобы ярче выделялись те части слова., которые пишутся одинаково:

сорока ворона корова воробей
сорочий воронушка коровка воробушек
сорочонок воронёнок коровушка воробьиха
вороньё коровник воробьёнок
вороний коровёнка воробьиный

Такая форма записи поможет лучшему запоминанию правописания изучаемых слов. К подобранным однокоренным словам можно поставить вопросы и указать, к какой части речи они относятся.

Большую пользу приносят и упражнения в составлении словосочетаний с данными словами. Работу над словосочетанием можно усложнять по мере изучения программного материала, сочетая её с грамматическим заданием. Например, при изучении имени существительного можно предложить составить и записать словосочетание с изучаемыми существительными, употребляя их в творительном или предложном падеже, с предлогом или без, подчеркнуть окончания, указать склонение и падеж этих существительных.

Упражнения в составлении словосочетаний будут не только способствовать закреплению правописания слов с непроверяемыми орфограммами, но и помогут учащимся быстро выделять словосочетания в тексте, что окажет в свою очередь положительное влияние на грамотность детей.

В 3 день повтор изучаемых слов можно начать с отгадывания анаграмм.

На доске:

аоркос
рнооав
рокоав
йвореоб

Учащиеся, переставляя буквы в анаграмме, вспоминают «словарные слова». Затем ребята составляют предложения с изучаемыми словами. Работа может проводится как устно, так и письменно, носить коллективный и индивидуальный характер. Правильное составление предложений указывает на понимание учащимися значений слов, учит употреблять их в речи. На дом ученикам 2-3 классов, а ученикам 4-х класса и на уроке дается задание составить рассказ, используя изучаемые на данном этапе «словарные слова».

В 4 день продолжается работа с группой слов. Здесь уже можно давать предложения под диктовку с последующей проверкой. Например:

«Воробушки игривые, как детки сиротливые, прижались у окна. Зачирикал воробей веселей на крыше.

Ворона каркнула во всё воронье горло. Ворона ущипнула Дружка за хвост.

Корова Буренка паслась на лугу. Очень полезно пить коровье молоко.

Сорока любит всё яркое и блестящее. Сорока приносит вести.»

На этом этапе можно « словарную работу» проводить совместно с работой над развитием речи. Например, вместо предложений вспоминать и записывать под диктовку пословицы и поговорки: « Корова черна, да молоко у ней бело. Сметанку любить, коровушку кормить.

Сорока стрекочет – гостей пророчит.
Слово – не воробей, вылетит – не поймаешь.
Пуганая ворона и куста боится.»

Учитель может познакомить детей и с фразеологизмами и объяснить их значение:

«Стреляный воробей – о многоопытном человеке, которого трудно обмануть, провести;

Белая ворона – о том, кто резко отличается от других, не похож на окружающих;

Как корова языком слизала – что-нибудь быстро и бесследно исчезло;

Сорока на хвосте принесла – об известии, сведениях, неизвестно откуда взятых, полученных;

Трещит как сорока – говорит быстро, громко».

В 5 день изучения группы слов можно также дать разнообразные упражнения на закрепление написания слов: списать текст, вставить пропущенные буквы, отгадать кроссворд и т.д. Затем проводится проверка знаний учащихся. В качестве проверки написания слов с непроверяемыми написаниями используются как контрольное списывание, так и словарные слуховые диктанты, картинные диктанты, которые могут проводиться с целью текущей проверки за качеством усвоения написаний слов, так и с целью контроля. В последнем случае они приобретают вид контрольных словарных диктантов. На уроках закрепления пройденного материала необходимо повторять изученные за это время группы слов.

Ниже приводятся слова с непроверяемыми написаниями, предусмотренные программой по учебникам Р.Н.Бунеева, распределенные по группам.

Слова с непроверяемыми написаниями, изучаемые в 1 классе.

группа 1 группа 2 группа 3 группа 4 группа 5
лимон рисунок сорока кросс сапоги
капуста картина ворона класс город
помидор карандаш корова тонна барабан
огород воробей суббота
осина
группа 6 группа 7 группа 8 группа 9 группа 10
обед яблоня ребята ещё баран
корзина яблоко девочка шёл собака
ягода рябина учитель что заяц
стакан учительница хорошо медведь
молоко ученик петух
ученица
группа 11 группа 12
диван картон
багаж топор
чемодан коньки
машина ветер

Слова с непроверяемыми написаниями, изучаемые во 2 классе.

группа 1 группа 2 группа 3 группа 4 группа 5
мороз Россия граждане артист овощи
погода Отечество гражданин театр береза
Москва народ работа рябина
город человек
улица
группа 6 группа 7 группа 8 группа 9 группа 10
алфавит ученик вдруг иногда только
язык учитель весело скоро столько
русский учительница громко потом сколько
тетрадь сначала
рассказ тогда
группа 11 группа 12 группа 13 группа 14
сегодня воробей ребята дорога
однажды собака мальчик карандаш
слева девочка ранец
вокруг трамвай

Запомнить большое количество слов с непроверяемыми написаниями и научиться писать эти слова без ошибок – одна из сложнейших задач, стоящих перед учащимися начальной школы.

По сравнению с традиционной методикой усвоения словарных слов С.Н.Лысенкова считает, что через словарную работу надо провести не только слова из словаря учебника, но и некоторые группы слов по некоторым изучаемым темам, трудно усваиваемым младшими школьниками.

Отобранные слова распределены на блоки, помещенные в таблицы по 5-8 слов. Приведем примеры таких блоков, чтобы стал понятен принцип распределения слов.

город огород ягоды завтрак зима коллектив

улица овощи земляника обед мороз коллекция

завод капуста малина ужин коньки милиция

магазин морковь черника посуда каток лекция

работа огурец смородина кастрюля салазки акция

машина горох крыжовник тарелка иней

помидор стакан лопата

Работа с одним блоком занимает неделю. В понедельник – знакомство. В течение недели – усвоение с помощью различных видов словарных диктантов, занимательных игр и мнемотехнических приемов. В последний день – контроль и проверка. При этом учащимся предлагается вспомнить и те слова, которые были усвоены ранее.

В последнее время интересной работой, имеющей важное значение для лингвистического развития учащихся и дающей положительные результаты при усвоении слов с непроверяемыми написаниями является этимологический анализ. Использование слова в речи требует понимания его точного смысла, умения связывать его с другими словами, правильно употреблять. Школьный этимологический анализ применяют для того, чтобы побудить у детей интерес к трудным словам, чтобы они легче усваивали их написание. В начальной школе такой анализ может быть не полным, а частичным, «упрощенным».

Ученикам нравится «разгадывать» всем вместе написание того или иного трудного слова. Так, в III классе, работая со словами телефон, телеграф, телевизор, телескоп, учащиеся узнают, что первая часть слов теле- пришла в русский язык из греческого языка и обозначает «далеко». Ребята легко и осознанно запоминают графический образ этих слов.

Работа по выяснению происхождения изучаемых слов делает процесс обучения увлекательным. В одном из рассказов К. Паустовского говорится о встрече с лесником, который любил искать словам объяснение и которому это занятие доставляло большую радость. «Найдешь слову объяснение и радуешься», - говорил он писателю. «Попробуем и мы догадаться, почему отдельные растения, птицы, животные называются именно так», - говорит учитель ребятам. Показывает цветные картинки с изображением гвоздики, малины, шиповника, синицы, медведя. Рассматривая рисунки, учащиеся делают выводы, свои первые «открытия»: «Гвоздику так назвали потому, что по форме она похожа на гвоздь, шиповник имеет шипы, малина как бы состоит из малых ягод, синица – синяя (в окраске ее оперения преобладает синий цвет), медведь любит мед и потому знает (ведает), где его искать». Читает ребята стихи Е. Серовой из цикла «Подскажи словечко»:

Все знакомы с нами:

Яркие, как пламя,

Мы однофамильцы

С мелкими гвоздями

Полюбуйтесь дикими

Алыми … (гвоздиками).

Но не всегда происхождение слова так ясно, так понятно. Очень часто о происхождении слова мы можем узнать только из особых книг, словарей.

Вот как можно провести работу со словом рябина, которое учащиеся часто пишут неверно.

Сначала дети отгадывают загадку:

Под ярусом – ярусом

Висит зипун с красным гарусом.

Ученики читают слово, написанное на карточке, сначала про себя, затем два раза вслух и наконец проговаривают его хором. После этого записывают его в тетрадях или в словариках. Учитель показывает цветной рисунок и говорит: «Слово рябина произошло от славянского слово ряб, что означало рябой, пестрый; ведь сочетание ярко-зеленых мелких резных листьев рябины и оранжево-красных ягод этого деревца вызывает такое ощущение, что в глазах рябит». С использованием разборных таблиц составляются и записываются слова с корнем рябин-. Разборные таблицы используются на уроке так: необходимые для работы части слова пишутся на кусочках белой плотной бумаги, сложенных вдвое и аккуратно склеенных внизу. Причем каждая морфема пишется чернилами одного цвета (например, приставки – зелеными, корни – красными, суффиксы – коричневыми, окончания – черными). В ходе объяснения и образования слова выбирает из всего «строительного материала» нужные морфемы и прикладывает к фланелеграфу, можно к магнитной доске. Слово как бы строится на глазах учащихся. Ученики лучше его запоминают.

Как мы назовем маленькую рябину? Что нам надо, чтобы образовать слово рябина? Как называют рябиновую рощу, заросли рябины? Что нужно, чтобы образовать слово рябинник? Сколько н надо писать в слове рябинник? Почему? Как мы назовем куст рябины? (Рябинный). Что потребуется для строительства этого слова? Сколько н надо писать в данном прилагательном? Почему? Как мы назовем варенье, приготовленное из ягод рябины? (Рябиновое). Что возьмем для этого слова?

В ходе беседы на доске и в тетрадях учащихся появляется следующая запись:

рябина ряб – пёстрый, рябой

рябинник

рябинный

рябиновое

На следующем уроке дети используют данные слова в предложениях:

Под рябиновым кустом цветик розовый цветет. Рябину называют осенней красавицей. Мама приготовила на зиму рябиновое варенье. За деревней растет целый рябинник.

Кроме того, в работе над словами с непроверяемым написанием можно использовать замену развернутого определения одним словом из словаря. Во время закрепления нового слова, опроса, самостоятельной работы учащиеся получают задания типа «Ответить письменно одним словом: комната для занятий в школе; человек, который едет в поезде; дорога с рядами деревьев по обеим сторонам; площадка, с которой производится посадка на поезд».

Другое задание: «1. Ответь на вопросы, ответы записать. Кто продает билеты в кассах? Какую единицу массы составляет тысяча граммов? Как называется группа лиц, объединенных общей работой, общими интересами? Как называется рисунок в книге? 2. При списывании вставить вместо точек нужные по смыслу слова.

1). Сообщение по телеграфу-… 2). Килограмм – это тысяча … 3). Смотр готовности войск - … 4). Рисунок в книге - … 5). Огородное растение, растущее кочаном, - … 6). Учреждения, в котором собирают, хранят и выдают книги - ….

Для учащихся, показывает практика, этимологический анализ – важное средство повышения грамотности. Это и понятно: при сознательном, интересном усвоении чего бы то ни было степень запоминания значительно повышается. Немаловажно и то обстоятельство, что всякая сознательная работа приносит человеку большее моральное удовлетворение, чем механическая. Порой на помощь учащимся приходят детские поэты со своими небольшими шутливыми стихами. Вот учатся дети писать правильно слово лимон.

На доске стихотворение Г. Сапгира «Ли-мон».

Что за ли ?

Что за мон ?

В звуках нету смысла.

Но едва шепнут?

- Лимон… -

Сразу станет кисло.

Две первые строчки легко запоминаются, и в перемену только и слышится: «Что за ли ? Что за мон ?» Значит, в этом слове ошибок не будет.

Описанные виды заданий и приемы работы имеют свои цели: сделать словарную работу основой для развития речи учащихся и повышения их грамотности, связать ее с различными видами работ по развитию речи и по изучению грамматики, сделать ее более интересной и привлекательной.

В последнее время популярностью пользуется способ, который позволяет запомнить непроверяемую букву в словарном слове интересно, с учетом психологической особенности мышления младшего школьника, точно подмеченной К.Д.Ушинским: «Ребенок мыслит образами».

Для этого нужно «оживить» букву, создать ее «образ» в конкретном слове. И тогда буква О в слове «автомОбиль» превратится в колеса, в слове «шОссе» - в дорожный знак. А в тетрадях учащихся появятся слова из привычных букв в сочетании с рисунком-буквой. Такой прием запоминания психологи называют мнемотехническим и считают самым интересным и наиболее тренируемым и лучшим для запоминания не смысловой информации. Непроверяемая буква в словарном слове соотносится с каким-либо предметом на основе ассоциации.

К сожалению, не к каждой букве можно придумать рисунок, отражающий смысловое значение слова или ассоциацию с этим словом. Поэтому в некоторых случаях для запоминания применяется прием «слово в слове». Например, слово «путешествие» можно запомнить так: учащиеся находят по заданию учителя слово «шест» и объясняют его лексическое значение. (Палка, посох, помогающий при ходьбе, особенно по неровной местности). Затем учащимся предлагается заранее написанное на доске стихотворение:

Шест в путеШЕСТвие возьмем, с шестом мы легче путь пройдем.

Можно использовать для запоминания и рифмованные строки. Например, для запоминания слова «хорошо»: «Хорошо, что хорошо пишется через три О: хОрОшО.

Обеспечить их качественное запоминание довольно сложно. Но если работу над непроверяемыми написаниями привести в систему и поэтапно проводить ее, можно облегчить усвоение детьми словарных слов и добиться хороших результатов в повышении грамотности учащихся.

На начальном этапе необходимо создать условия для наиболее яркого, полного восприятия слова, задействовав максимальное количество способов восприятия. Для запоминания дается сразу несколько слов, которые должны быть связаны между собой по каким-либо признакам.


Например: т релка

К стрюля

ст кан

Приемы работы и виды заданий для запоминания словарных слов:

1. Разгадать кроссворд.

2. Собрать слова из слогов:

ма за им ка

ран на вод ник

фель дам уче порт

1. Узнать слово по лексическому значению. Например: группа людей, занимающихся определенным общим делом (коллектив).

2. Разгадать загадки.

3. Найти среди записанных слов слова с непроверяемыми написаниями.

4. Объяснить значение слова: аллея - ?

5. Анаграммы: ОМОРЗ.

6. Найти на рисунке предметы, в названии которых есть непроверяемые написания.

7. Разгадать ребусы.

8. Объединить слова по каким-либо признакам (сорока, ворона, воробей).

9. Познакомить детей с этимологией слова.

10. Подобрать пословицы, поговорки, стихотворения с данными словами.

11. Составить новое словарное слово из букв, обозначающих орфограммы в словах: групп а, ве сна, весенн ий, ка рандаш, колл ектив → п е н а л.

12. Узнать слово по его синониму (антониму): медленно - … (быстро); здравствуй - … (до свидания); увлекательный - … (интересный).

13. Учить работе со словарями (орфографическим, толковым, словообразовательным, этимологическим).

На втором этапе нужно научить ребенка находить для изучаемого слова ассоциативный образ. Суть заключается в том, что трудная орфограмма связывается с ассоциативным образом, который вспоминается при написании слова. Например: береза - белая. Ассоциативный образ должен быть связан со словом каким-то признаком: по цвету, по форме, по звучанию, по назначению, по вкусу, по действию и др. Он должен иметь в своем написании не вызывающую сомнений букву, которая является в словарном слове сомнительной. Ассоциацию можно изобразить в рисунке.

Учитель не должен навязывать свой ассоциативный образ, а может показать образец его нахождения. Ценность заключается в том, чтобы каждый ребенок сам умел найти ассоциативный образ. После обсуждения и выявления правильности выбора ассоциации можно зафиксировать этот образ в авторской книжке ученика. Это блокнот, тетрадь, в которой ученики работают самостоятельно над творческими заданиями. Такие книги ученики ведут со второго класса.

Следующий образ – закрепительный. На нем осуществляется введение изучаемого слова в активный словарь учащихся для закрепления его написания. Учитель в течение недели составляет различные упражнения, в которые включает изученное слово, также сами дети предлагают свои задания.

Виды упражнений на данном этапе:

1. Запись слов в алфавитном порядке.

2. Запись слов цепочкой.

3. Подбор родственных слов.

4. Составление текста с данными словами.

5. Разбор слова: по составу, как часть речи, фонетический разбор.

6. Использование словарных слов для зрительного диктанта.

7.Включение слов в тексты для списывания (орфографическое проговаривание).

8. Восстановление деформированного текста:

м д в д е е и з л а л е и г в б р л г е о у

9. Группировка слов по схожести написания: -сс-; -оро-; -ете-.

10. Запись слов по какой-то теме. Например, по теме «Школа».

11. Выбор правильного ответа: п..ортрет (а/о), ко..ектив (лл/л ).

12. Составление статьи о слове.

13. Нахождение лишнего слова.

14. Выборочный диктант.

15. Словарный диктант.

16. Творческий диктант.

17. Подбор загадок, пословиц, поговорок, фразеологизмов.

18. Подбор синонимов, антонимов.

19. Списывание текстов с пропущенными буквами.

Последний этап – контрольно-оценочный. Цель этапа – диагностика качества запоминания. На этом этапе проводится проверочная работа, по анализу которой составляется таблица, где фиксируется, кто и как запомнил новые слова.

Эта таблица позволяет видеть картину усвоения каждого слова каждым учащимся и класса в целом. Также таблица помогает подобрать упражнения для коррекции индивидуально и фронтально.

Использование методики, разработанной Г.А.Бакулиной позволяет обеспечить качественное запоминание слов с непроверяемыми написаниями. Знакомство с новым словарным словом включает следующие этапы:

1. Выполнение задания логического характера и самостоятельное определение учащимися слов, с которыми предстоит познакомиться на уроке.

2. Работа над лексическим значением слова, этимологическая справка.

3. Нахождение слова в орфографическом словаре и его выписывание в тетрадь.

4. Введение слова в активный словарь учащихся.

Каждый этап предусматривает совершенствование целого ряда интеллектуальных качеств личности младшего школьника. Выполнение предлагаемых учащимся заданий способствует развитию внимания, памяти, мышления, речи и творческих способностей. Разнообразие предлагаемых Г.А.Бакулиной приемов способствует повышению познавательной активности и учебной мотивации детей. Разработки уроков русского с подробным описанием словарно-орфографической работы предлагаются в пособии «Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка», разработанном Г.А.Бакулиной для каждого учебного года начального обучения.


©2015-2017 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.

Слова с непроверяемым написанием

Иванова С.В.,

учитель начальных классов

ГБОУ гимназия № 540 города Санкт-Петербурга

Учащиеся начальных классов должны запомнить большое число слов с непроверяемыми орфограммами. Научить писать ребёнка эти слова без ошибок - одна из сложнейших задач, стоящих перед учителем. В работе по усвоению слов с непроверяемым написанием особую актуальность приобретает разнообразие методов и приёмов, способствующих прочному запоминанию правильного написания.

В основу формирования орфографических навыков при изучении слов с непроверяемыми написаниями должна быть положена активная учебная работа учащихся. Учитель руководит ею, имея в виду следующие условия, обеспечивающие эффективность этой работы: активизация умственной деятельности учащихся и их памяти, обучающий характер учебной деятельности, регулярность в работе над словами с указанными орфограммами.

Передовой опыт учителей и специально проведённые эксперименты свидетельствуют, что работу над словами с непроверяемыми написаниями можно рационализировать и не изучать их написание в «словарном порядке». Учитель-новатор С.Н.Лысенкова все слова с непроверяемыми орфограммами сгруппировала по темам. Над группой слов работа ведётся в течение недели, а иногда и больше.

На первом уроке дети знакомятся с новыми словами. Как известно, дети лучше запоминают то, что они нашли сами. После того, как они определят ударный и безударный слоги, записывают слова в тетрадь. Важнейшее условие состоит в том, чтобы учащиеся, записывая слова, сами показали трудное место. Для закрепления написания слов с непроверяемыми орфограммами на последующих уроках используют такие виды работ: выборочные диктанты, диктанты с использованием загадок, творческие диктанты (заменить развёрнутые определения одним словом), ребусы, составление словосочетаний, предложений, письмо сочинений-миниатюр.

Используя опыт Лысенковой С.Н., я сгруппировала словарные слова для учащихся 3 класса, обучающихся по традиционной программе.

Данный материал рекомендуется использовать в виде планируемого в структуре урока фрагмента развития речи учащихся (словарной работы) дли-тельностью от 7- 8 до 15 мин. В процессе работы у школьников формируется внимание к слову, к его значению и оттенкам значения, к его уместности в предложении и в тексте; вырабатываются быстрота и точность выбора слова. Систематическое использование данного материала на уроках не только повышает орфографическую грамотность, обогащает и активизирует запас слов ребёнка, но и постепенно формирует понятие о языке как функциони-рующей системе. Такой подход к работе над словарными словами повышает интерес к род-ному языку, обеспечивает наилучший развивающий эффект и мотивацию учения, снимает тормозящие факторы.

Словарные слова (1-я группа)

Слова: одежда, пальто, варежки, валенки, фуражка, платок, костюм.

1 урок.

Одежда - совокупность предметов, которыми человек покрывает тело: пальто, платье, брюки и др.

Пальто - верхняя одежда. Слово появилось во второй половине 19 века от латинского «пала» - верхнее платье.

Варежки - вязанные или сшитые рукавицы.

Валенки - зимняя обувь, сапоги, свалянные из шерсти.

Фуражка - головной убор с околышем и козырьком.

Платок - предмет одежды, кусок ткани, обычно квадратный, или вязаное, трикотажное изделие такой формы.

Костюм - одежда, платье. Мужской: пиджак, брюки. Женский: жакет и юбка.

2 урок.

Выборочный диктант.

Не одежда красит человека, а добрые дела. Зима на носу, майку на шубу пора менять, босоножки - на валенки. На чужой роток, не накинешь платок. Мама с бабушкой для Кати принесли пальто и платье. Снимай сей час же мой костюм.

На Павле была форменная железнодорожная фуражка. Маша схватила свои варежки и побежала на улицу.

3 урок.

1) На дворе мороз и стужа одеваться тепло нужно.

Это поймёт любой невежа зимняя нужна …… (одежда)

2) Две сестрёнки, две плетёнки из овечьей пряжи тонкой.

Как гулять - их надевать, чтоб не мёрзли пять да пять (варежки)

3) Лёг в карман и караулю рёву, плаксу и грязнулю.

Им утру потоки слёз, не забуду и про нос (платок)

4) Мужское и дамское верхнее платье, бывает театральный (костюм)

5) Не ботинки, не сапожки, но их тоже носят ножки.

В них мы бегаем зимой: утром - в школу, днём - домой (валенки)

6) Верхняя одежда, обычно ниже колен (пальто)

7) Головной убор с околышем и козырьком (фуражка)

4 урок.

Составьте словосочетания.

…дежда драповое

п..льто ворсистые

вал..нки пуховый

вар..жки гимназическая

фура..ка модная

пл..ток мужской

к..стюм шерстяные

5 урок.

Подбери и запиши синоним к словам.

1) платье, наряд, облачение - одежда

2) верхняя одежда - пальто

3) предмет зимней одежды для ног - валенки

4) одежда для рук в зимнее время года - варежки

5) носовой, головной, пуховый…. Платок

6) мужская одежда, женская одежда, театральная - костюм

7) форменный головной убор - фуражка

Словарные слова (2-я группа)

Слова: горох, урожай, помидор, картофель, морковь, пшеница, крестьяне.

1 урок.

Горох - растение семейства бобовых, а также его семена, зёрна.

Урожай - то, что уродилось (выросло, созрело) на земле к известному сроку.

Помидор - огородное растение семейства паслёновых, а также его округлый сочный плод красного или, реже, жёлтого цвета, томат.

Картофель - клубнеплод семейства паслёновых с клубнями, богатыми крахмалом, а также сами клубни.

Морковь - огородное растение, корнеплод с оранжевым сладковатым утолщённым корнем. На Украине морковь называют «морква».

Пшеница - хлебный злак, а также его зёрна, из которых приготовляют белую муку.

Крестьяне - те, кто занят обработкой земли, как основной профессией, земледельцы.

2 урок.

1. В огороде вырастаю. А когда я созреваю, варят из меня томат, в щи кладут и так едят. (помидор)

2.Есть красавица одна - и румяна, и стройна, хоть в землянке век живёт, а большой от всех почёт. Кто проходит близко - кланяется низко. (морковь)

3. В поле росла, под жерновом была, из печки на стол караваем пришла. (пшеница)

4. Испекли мы каравай, как собрали … (урожай)

5. Висят стручки - на концах крючки. (горох)

6. Синоним слова земледельцы. (крестьяне)

7. Что копали из земли, жарили, варили, что в золе мы испекли, ели да хвалили? (картофель)

3 урок.

Выборочный диктант.

Рассыпался горох на семьдесят дорог. Картофель - хлебу подспорье. Зёлен помидор не вкусен, млад человек не искусен. Урожай сам не придёт - за посевами нужен уход. В поле сажали пшеницу крестьяне . Держи хвост морковкой.

4 урок.

5 урок.

Письмо сочинения-миниатюры.

Крестьяне на своих огородах собирают урожай…….

Использовать все слова этой группы.

Словарные слова (3-я группа)

1 урок.

Слова: ветер, погода, горизонт, север, юг, запад, восток, заря.

Ветер - движение потока воздуха в горизонтальном направлении.

Погода - состояние атмосферы (ясность, облачность, осадки, температура воздуха, влажность) в данном месте в данное время.

Горизонт - 1) всё видимое вокруг наблюдателя пространство; 2) видимая граница неба и земной или водной поверхности. К истокам слова: слово горизонт восходит к греческим «горидзон» - предел, рубеж, «горидзо» - намечать границу.

Север - одна из четырёх сторон света и направление, противоположное югу.

Юг - сторона горизонта, противоположная северу.

Запад - одна из четырёх сторон света.

Восток - сторона, противоположная западу.

Заря - яркое освещение горизонта перед восходом и после захода солнца.

2 урок.

Выборочный диктант.

Предложения: Там вдали, за рекой, зажигались огни, в небе ясном заря догорала. Ветер, ветерок, ветрище , ты чего по свету рыщешь? Румяной зарёю покрылся восток. И север есть у нас, и юг. Сады цветут на юге, на севере снега вокруг - там холода и вьюги. Налево, до самого горизонта, тянется золотистое море поспевающей ржи. В тот год осенняя погода стояла долго на дворе. Мы вышли на станции метро «Юго-западная».

3 урок.

Диктант с использованием загадок, творческий диктант.

1. По полю рыщет, поёт да свищет, деревья ломает, к земле траву приклоняет (ветер).

2. Он и летом, и зимой - между небом и землёй. Хоть всю жизнь к нему иди - он всё будет впереди (горизонт).

3. Состояние атмосферы в данном месте в данное время (погода).

4. Сторона горизонта в направлении которой муравьи строят свой дом (юг)

5. Сторона, противоположная предыдущей (север).

6. Сторона горизонта, где восходит солнце (восток).

7. Сторона горизонта, где заходит солнце (запад).

8. Яркое освещение горизонта после захода солнца или перед восходом (заря).

4 урок.

1. Грамматический разбор предложения по членам предложения и частям речи.

Раскинулась м…я стр..на от сев..ра до юга.

2. Записать по памяти остальные слова из этой группы (запад, восток, погода, горизонт, заря, ветер).

5 урок.

Словарные слова (4-я группа)

Слова: дорога, шоссе, автомобиль, шофёр, метро, улица, трамвай.

1 урок.

Дорога - узкая полоса земли, по которой движутся машины, идут люди. Чтобы проложить дорогу, нужно расчистить полоску земли от деревьев, кустарников, дёрна. Видимо, поэтому дорога образовалось от «дёргать» - продранное в лесу пространство, полоска земли, с которой выкорчеван лес.

Шоссе - дорога с твёрдым покрытием, предназначенная для движения безрельсового транспорта. Слово заимствовано из французского языка.

Автомобиль - самоходная машина с двигателем внутреннего сгорания для перевозки пассажиров и грузов. Автомобиль - слово, составленное из греческого местоимения «аутос», обозначающее «сам», и латинского прилагательного «любис», которое значит «подвижный». Автомобиль - «сам собою подвижный».

Шофёр - водитель автомобиля. Слово из французского языка.

Метро - городская электрическая ж/ дорога, обычно подземная. Слово из французского языка. Французские инженеры назвали парижскую ж/дорогу «метрополитен» - «столичная». Парижане сократили слово до метро.

Улица - два ряда домов и пространство между ними для проезда и прохода.

Трамвай - поезд, состоящий из одного или нескольких вагонов. Это английское слово: «трам» - вагон, «уэй» - дорога. Это слово из Бельгии.

2 урок.

1. Бежит, гудит, в два глаза глядит. А станет - ярко красный глазок глянет. (автомобиль)

2. Неживая, а идёт. Неподвижна, а идёт. (дорога)

3. Многолюден, шумен, молод, под землёй грохочет город. А дома с народом тут вдоль по улице бегут. (метро)

4. Дорога с твёрдым покрытием, предназначенная для движения безрельсового транспорта. (шоссе)

5. Из края города в другой ходит домик под дугой. (трамвай)

6. Водитель автомобиля (шофёр)

7. В два ряда дома стоят - 10, 20, 100 подряд - и квадратными глазами друг на друга все глядят. (улица)

3 урок.

Составление словосочетаний.

шофёр легковой

метро извилистое

шоссе жёлтый

автомобиль московское

улица оживлённая

дорога гладкая

трамвай опытный

4 урок.

Письмо сочинения-миниатюры.

Учитель предлагает 2 варианта начала.

1) Мы поехали на автовокзал в автомобиле. Быстро мчалась по шоссе машина…..

2) Мой брат получил шофёрские права. Теперь он может водить автомобиль….

5 урок.

Словарные слова (5-я группа)

Слова: растение, овёс, земляника, малина, яблоко, орех, росли, осина.

1 урок.

Растение - организм, обычно развивающийся в неподвижном состоянии и питающийся неорганическими и органическими веществами почвы и воздуха.

Овёс - яровой злак, зёрна которого обычно идут на корм лошадям, а также перерабатывают в крупу (овсянка, геркулес).

Земляника - многолетнее растение с белыми цветами, дающее душистые сладкие ягоды красного цвета.

Малина - кустарниковое растение со сладкими тёмно-красными ягодами, а также сами ягоды его.

Яблоко - плод яблони, чаще округлой формы с окраской кожицы от беловатой до зеленоватой, от жёлтой до красной.

Орех - 1) плод некоторых деревьев со съедобным ядром в твёрдой оболочке; 2) дерево, приносящее такие плоды, а также твёрдая древесина, идущая на столярные изделия.

Осина - лиственное дерево из семейства ивовых.

Росли - становиться больше, выше, длиннее в результате происходящих жизненных процессов.

2 урок.

1) Круглое, румяное, сочное и сладкое, очень ароматное,

Наливное, сладкое, тяжёлое, большое. Что это такое? (яблоко)

2) Бусы красные висят, из кустов на нас глядят.

Очень любят бусы эти дети, птицы и медведи. (малина)

3) Я в скорлупке крепкой, расту, друзья, на ветке. (орех)

4) Никто не пугает, а вся дрожит. (осина)

5) Дышит и растёт, а ходить не может. (растение)

6) В поле метёлкой, в мешке золотом. (овёс)

7) Я капелька лета на тоненькой ножке.

Плетут для меня кузовки и лукошки.

Кто любит меня, тот и рад поклониться

А имя дала мне родная землица. (земляника)

8) Становиться длиннее, выше - росли.

3 урок.

Выборочный диктант.

Вдоль ручья росли осинки. Растение - земли украшение. Овёс к лошади не ходит. В лесу пахнет спелой душистой земляникой. Малина от семи недуг. Для потехи грызи орехи. Яблоко от яблони недалеко падает.

4 урок.

Составь словосочетания.

Р..стение зелёное

Вёс стройное

з..мл..ника полезный

м..лина в лесу

ябл..ко стройная

Рех спелая

р..сли сладкая

Сина земляной

5 урок.

Запись слов под диктовку: осина, росли, орех, яблоко, малина, растение, овёс, земляника.

Словарные слова (6-я группа)

Слова: завтрак, обед, ужин, тарелка, посуда, стакан, кастрюля.

1 урок.

Завтрак - 1) утренняя еда; 2) пища, приготовленная для утренней еды.

Обед - 1) приём пищи обычно в середине дня; 2) пища, приготовленная для этой еды.

Ужин - 1) вечерняя еда; 2) пища, приготовленная для вечерней еды.

Посуда - 1) хозяйственная утварь для еды, питья, хранения припасов; 2) отдельный предмет из такой утвари.

Тарелка - 1) столовая посуда круглой формы с приподнятыми краями и широким плоским дном; 2) ударный музыкальный инструмент - два металлических диска.

Стакан - 1) стеклянный цилиндрический сосуд без ручки, служащий для питья;

2) цилиндрическая металлическая оболочка, корпус артиллерийского снаряда;

3) название различных деталей в форме полного цилиндра.

Кастрюля - металлическая посуда для варки пищи.

2 урок.

1)Я сверкаю боком гладким,

Угощаю соком сладким. (стакан)

2) Столовая посуда круглой формы с приподнятыми краями (тарелка)

3) Помогать я маме буду

С ней я вымою ……..(посуду)

4) Стоит толстуха - металлическое брюхо (кастрюля)

5) Утренняя еда (завтрак)

6) Пища, приготовленная для вечерней еды (ужин)

7) Перерыв в работе для приёма пищи (обед)

3 урок.

Выборочный диктант.

А посуда вперёд и вперёд по полям, по болотам идёт. Сварила бы баба щи, да кастрюли поди поищи! И чашки ушли, и стаканы , остались одни тараканы. Эй вы глупые тарелки , что вы скачете, как белки? Кормить завтраками. Всякому нужен и обед , и ужин.

4 урок.

Составьте словосочетания.

П..суда вкусный

К..стрюля обильный

Ст..кан эмалированная

Т..релка чистая

Завтр..к стеклянный

Бед глубокая

Уж..н утренний

5 урок.

Запись слов под диктовку, выдели зелёным цветом: тарелка, завтрак, стакан, обед, кастрюля, ужин, обед.

Словарные слова (7-я группа)

Слова : столица, Родина, народ, русский, Красная площадь, герой, патриот.

1 урок.

Столица - главный город государства, место пребывания правительства и правительственных учреждений.

Родина - 1) Отечество, родная страна; 2) место рождения, происхождения кого-либо, чего-либо, возникновения чего-либо.

Народ - 1) население государства; 2) нация, национальность или народность; 3) люди, группа людей.

Русский - относящийся к коренному населению России (к русским), к России; народ, составляющий коренное население России.

Красная площадь - площадь перед Кремлём в Москве, мощёная булыжником. Красная площадь - главная площадь столицы России - города Москвы, один из символов России.

Герой - 1) выдающийся своей храбростью, доблестью, самоотверженностью человек, совершающий подвиги; 2) главное действующее лицо литературного произведения.

Патриот - человек, преданный интересам какого-нибудь дела, горячо любящий что-нибудь.

2 урок.

Выборочный диктант.

Родина любимая - мать родимая. Москва - всемстолицам дорога. В песнях душа народа. Русский солдат не знает преград. На Красной площади парад, знамёна алые горят. Герой за славой не гонится. Он был патриотом своего народа.

3 урок.

Составь словосочетания.

П..тр..от златоглавая

Одина советский

ст..лица трудолюбивый

н..род любимая

…расная площадь главный

г..рой в Москве

4 урок.

Запиши однокоренные слова:

Герой - геройский, героиня.

Народ - народный.

Красная площадь - красивая.

Русский - обрусеть.

Родина - родители.

Патриот - патриотизм.

Столица - столичный.

5 урок.

Запись под диктовку: герой, Родина, народ, столица, патриот, Красная площадь, русский.

Словарные слова (8-я группа)

Слова: мебель, картина, диван, кровать, комната, квартира.

1 урок.

Мебель - предметы для сидения, лежания, размещения вещей и других потребностей быта.

Картина - 1) произведение живописи в красках на холсте, доске, бумаге; 2) то же, что кинофильм; 3) то, что можно видеть или представлять себе в конкретных образах; 4) устное или письменное живое и яркое изображение.

Диван - мягкая мебель для сидения и лежания, со спинкой и ручками или валиками.

Кровать - предмет мебели для спанья - длинная рама с ножками и двумя боковыми спинками, на которую кладут матрац и постельные принадлежности.

Комната - отдельное помещение для жилья в квартире, в общежитии, а также отдельное служебное помещение.

Квартира - 1) жилое помещение в доме, имеющее отдельный вход, обычно с кухней, передней;2) помещение, снимаемое у кого-нибудь для жилья; 3) место временного расположения войск, а также вообще временного расположения членов какого-нибудь отряда, рабочей группы.

2 урок.

1) Если ты устал играть, то ложишься ….(на кровать)

2) Он работе первый враг, он лентяям очень рад:

Отдохнут пускай на нём, ну а дело подождёт.

Как на нём легко сидится, и приятно, сладко спится!

Спинка мягкая, подушки….. Что ещё для счастья нужно? (диван)

3) Произведение живописи, нарисованное красками (картина)

4)Нагулявшись, со двора я бегом спешу…куда?

И куда приходит мама, папа с Колей и сестрой?

Где мы красим, белим, моем, клеем на стену обои?

Как зовётся этот дом где мы всей семьёй живём? (квартира)

5) Предметы комнатной обстановки (мебель)

6) Отдельные помещения в квартире для жилья (комнаты)

3 урок.

Выборочный диктант.

В квартире над ними жил мальчик Андрюшка. По комнате всей раскидал он игрушки. Незнайка и Козлик очутились в комнате. Здесь была необходимая мебель и посуда. На стене висела картина в чёрной широкой раме. Незнайка лежал на кровати , утопая в перине, а Козлик расположился на диване.

4 урок.

Составьте словосочетания.

Меб..ль благоустроенная

К..ртина деревянная

Д..ван офисная

Кр..вать масляная

Комн..та кожаный

Кв..ртира чистая

5 урок.

Составьте мини-сочинение со словами этой группы.

Словарные слова (9-я группа)

Слова: город, завод, работа, магазин, библиотека.

1 урок.

Город - крупный населённый пункт, место большого поселения людей, административный, промышленный, торговый и культурный центр.

Завод - крупное промышленное предприятие, на котором производят какую-либо продукцию: автомобили, велосипеды, станки, суда (автомобильный, судостроительный заводы) или разводят животных (конный, рыбоводный заводы).

Работа - 1) занятие, труд; 2) служба в каком-нибудь предприятии, учреждении как источник заработка; 3) продукт труда, готовое изделие; 4) качество, способ исполнения (превосходная работа)

Магазин - здание или помещение для торговли каким-нибудь товаром.

Библиотека - 1) учреждение, собирающее и хранящее произведения печати и рукописи для общего пользования; 2) название книг определённой тематики (библиотека учителя); 3) место, помещение, комната для хранения книг: книгохранилище.

2 урок.

1) Живей отгадайте, девчонки, мальчишки -

Светланы, Татьяны, Артёмы и Кости;

Где ваши друзья живут добрые - книжки?

Куда вы частенько приходите в гости? (библиотека)

2) Величав, красив и молод, за плотиной вырос…..(город).

3) Трубы - громады, корпуса чуть ниже,

Мы выпускаем КамАЗы и Ижи

Как назовёшь ты такие дома,

Где может работать мама твоя? …. (завод)

4) Я беру в руки корзину,

Чтоб ходить по …. (магазину)

5) Каков мастер - такова и ….. (работа).

3 урок.

Выборочный диктант.

Без охоты нет работы. В магазине побывали, куклу Барби увидали. В библиотеке для ребят на полках книги в ряд стоят. Москва - всем городам мать. На нашем заводе брак не в моде.

4 урок.

Составление словосочетаний.

город умственная

завод школьная

работа древний

магазин автомобильный

библиотека продуктовый

5 урок.

Диктант по памяти. Расположить слова в алфавитном порядке.

Словарные слова (10-я группа)

Слова: ракета, месяц, корабль, космос, космонавт.

1 урок.

Ракета - 1) летательный аппарат, двигающийся под воздействием реактивной силы, возникающей при отбросе массы сгорающего ракетного топлива (боевые ракеты); 2) применяемый для фейерверков и сигнализации снаряд с гильзой, начинённой пороховым составом, который после выстрела ярко светится в воздухе (сигнальная ракета); 3) быстроходное речное пассажирское судно на подводных крыльях.

Космос - мир, вселенная.

Космонавт - тот, кто совершает полёты в космическое пространство.

Корабль - 1) морское, военно-морское судно; 2) летательный аппарат большой мощности (космический корабль).

Месяц - 1) единица исчисления времени, равная 1/12 части года или 30 (31) суткам; 2) то же, что луна.

2 урок.

1) Чудо-птица - алый хвост - полетела в стаю звёзд (ракета)

2) То блин, то полблина, то та, то эта сторона (месяц)

3) Ходит город-великан на работу в океан (корабль)

4) Он не лётчик, не пилот, он ведёт не самолёт,

А огромную ракету. Дети, кто, скажите, это?

5) Назовите по-другому вселенную.

3 урок.

Выборочный диктант.

12 апреля 1961 года взлетел ввысь космический корабль «Восток-1». На нём впервые в мире в космос полетел человек. Корабль облетел вокруг Земли. Управлял кораблём лётчик-космонавт Юрий Алексеевич Гагарин. До самого последнего мгновения Знайка надеялся, что увидит ракету. Над лесом месяц проглянул и выплыл понемногу.

4 урок.

Р..кета военный

К..смос сигнальная

К..см..навт молодой

К..раб..ль отважный

Мес..ц безграничный

5 урок.

Запись слов под диктовку. Зелёной ручкой выделить орфограммы.

Словарные слова (11 группа)

Слова : потом, вокруг, орудие, металл, молоток, топор, ремонт.

1 урок.

Потом - спустя некоторое время, после.

Вокруг - со всех сторон, поблизости, вблизи, невдалеке, по соседству, кругом,

около, на окружности круга.

Орудие - техническое приспособление, при помощи которого производится

работа или какое-нибудь действие.

Металл - химически простое вещество (или сплав, обладающий особым блеском,

Ковкостью, хорошей теплопроводностью и электропроводностью).

Молоток - 1) инструмент для забивания чего-либо, для ударов - металлический

или деревянный брусок, насаженный под прямым углом на рукоятку

(сапожный молоток)

2) ручная машина ударного действия с механическим приводом

(отбойный молоток)

3) о деятельном и настойчивом, упорном человеке (переносное знач. - парень-молоток)

Топор - насаженное на рукоятку металлическое орудие для рубки с лезвием и

Ремонт - исправление повреждений, замена элементов, починка.

2 урок.

Выборочный диктант.

Сначала думай, а потом делай. Что напишешь пером, то не вырубишь топором. Дому требуется капитальный ремонт. Вокруг тебя добрых людей много. С высотки стреляло дальнобойное орудие. У Дмитрия был металл в голосе (фразеологизм; строго, требовательно, сурово). Без молотка и пилы не видеть избы.

3 урок.

Расположить слова в алфавитном порядке.

потом, вокруг, орудие, металл, молоток, топор, ремонт

4 урок.

Составь словосочетания.

молоток сельскохозяйственное

топор текущий

орудие драгоценный

металл «да около»

ремонт сапожный

вокруг говори

потом острый

5 урок.

Составить предложения со словами этой группы.