Что такое спортивная культура. Понятие и формы (модели) спортивной культуры. Специфические функции физической культуры


Содержание
1. Что понимается под физической культурой, влияние физической культуры и спорта на человека. 3
2. Основные оздоровительные системы физического воспитания и их роль в формировании здорового образа жизни, предупреждение профессиональных заболеваний. 8
3. Самомассаж, цель использования, требования предъявляемые к процедуре самомассажа. 16
Литература 19

1. Что понимается под физической культурой, влияние физической культуры и спорта на человека.
Физическая культура - сфера социальной деятельности, направленная на сохранение и укрепление здоровья, развитие психофизических способностей человека в процессе осознанной двигательной активности. Физическая культура - часть культуры, представляющая собой совокупность ценностей, норм и знаний, создаваемых и используемых обществом в целях физического и интеллектуального развития способностей человека, совершенствования его двигательной активности и формирования здорового образа жизни, социальной адаптации путем физического воспитания, физической подготовки и физического развития (в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 4 декабря 2007 г. N 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»).
Основными показателями состояния физической культуры в обществе являются:
1) уровень здоровья и физического развития людей;
2)степень использования физической культуры в сфере воспитания и образования, в производстве и быту.
Ученые подсчитали, что еще в середине XIX столетия из всей энергии, производимой и потребляемой на Земле, 96 процентов приходилось на мускульную силу человека, и домашних животных. В те времена лишь 4 процента энергии вырабатывали водяные колеса, ветряные мельницы и небольшое количество паровых машин. В наше время, то есть немногим более столетия спустя, мускульной силой производится только 1 процент энергии.
Существенно изменились условия жизни людей. Физический труд в ряде производств чуть ли не полностью оказался вытесненным механизацией и автоматизацией. Раньше люди вынуждены были много ходить, переносить тяжести, достаточно трудиться в быту - колоть и пилить дрова, носить из колодца воду. Теперь к их услугам быстроходный и комфортабельный транспорт, изнеживающие жилищные условия - лифты, центральное отопление, горячее водоснабжение. Вот и получается, что миллионы людей сейчас испытывают «мышечный голод». В известной степени комфорт может лишить человека здоровья, если не включить в свою жизнь, в свой быт необходимую двигательную активность.
С глубокой древности известно значение чистого воздуха и физических упражнений в борьбе за здоровье и долголетие. Отец медицины - древнегреческий ученый Гиппократ, проживший 104 года, проповедовал, что для продления жизни необходимы разумная гимнастика, свежий воздух, прогулки. Известный греческий писатель и историк Плутарх называл движения «кладовой жизни», а философ Платон утверждал, что «гимнастика есть целительная часть медицины». Римский ученый Галей неоднократно напоминал: «Тысячи и тысячи раз возвращал я здоровье своим больным посредством упражнений».
От греков и римлян высокая оценка значения физических упражнений для организма человека в основных чертах дошла до нашего времени. Врачи и ученые всех стран и народов рассматривают дозированную физическую нагрузку и вообще движения в различных формах как действенное средство оздоровления организма, предупреждения многих заболеваний, продления жизни.
Та самая автоматизация, которая намного облегчила физический труд, потребовала от современного человека огромного нервного напряжения. А известно, что хроническое умственное утомление, и особенно переутомление, при отсутствии физической активности прежде всего неблагоприятно воздействует на центральную нервную систему. Это в первую очередь характеризуется снижением возбудимости коры головного мозга. Малая подвижность приводит к тому, что поступление нервных импульсов из мышц в мозг сокращается, а значит, нарушается нормальная деятельность важнейших органов и систем, нарушается и нормальный обмен веществ.
Чрезмерная напряженная работа, выполняемая на фоне нервно-психического перенапряжения, и хроническое умственное переутомление без физической «разрядки» подрывают здоровье, вызывают наступление преждевременной старости, являются источником болезней, падения общей работоспособности.
Выдающийся врач и педагог, основатель дела физического воспитания в России П. Ф. Лесгафт писал, что несоответствие слабого тела и развитой умственной деятельности неизбежно окажет свое отрицательное влияние на человека: «Такое нарушение гармонии в постройке и отправлениях организма не остается безнаказанным - оно неизбежно влечет за собой бессилие внешних проявлений: мысль и понимание могут быть, но не будет надлежащей энергии для последовательной проверки идей и настойчивого проведения и применения их на практике».
И если в наш век атома и кибернетики умственный труд все больше вытесняет физический или тесно сливается с ним, это не значит, что пропорционально уменьшаются требования к физическому развитию. Как раз наоборот: напряженный умственный труд требует хорошей физической подготовки человека. Ведь занятия физкультурой и спортом укрепляют не только мышцы, но и нервы, стимулируют мысль, благодаря улучшению кровоснабжения мозга обеспечивают более надежную его работу. Человек, поставивший перед собой цель добиться успеха в науке, осуществит свою мечту скорее, если будет регулярно заниматься физическими упражнениями, удачно соединит «голову с руками».
Физические упражнения двояко влияют на психические функции. С одной стороны, они способствуют их развитию, а с другой - обеспечивают устойчивость умственной работоспособности........

Литература
1. Билич Г.Л., Крыжановский В.А. Биология. Полный курс. В 3-х т. – М.: ООО «Издательский дом «Оникс 21 век», 2002.
2. Биология. Для поступающих в вузы /А.Г. Мустафин, Ф.К. Лакгуева и др.; под ред. В.Н. Ярыгина. М.: высшая школа, 1997-2000.
3. Дубровский В.И. Лечебная физическая культура: Учебник для вузов. – М.- 2001.
4. Решетников Н.В. Физическая культура: Учебное пособие для среднего профессионального образования. М. - 2002.
5. Физическая культура студента. Учебник для вузов/Под ред. В.И.Ильинича.– М. - 2001.

Физическая культура

Берлин 1933 года: совместные подготовительные упражнения.

Физи́ческая культу́ра - сфера социальной деятельности, направленная на сохранение и укрепление здоровья, развитие психофизических способностей человека в процессе осознанной двигательной активности. Физи́ческая культу́ра - часть культуры, представляющая собой совокупность ценностей, норм и знаний, создаваемых и используемых обществом в целях физического и интеллектуального развития способностей человека, совершенствования его двигательной активности и формирования здорового образа жизни, социальной адаптации путем физического воспитания, физической подготовки и физического развития (в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 4 декабря 2007 г. N 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»).

Основными показателями состояния физической культуры в обществе являются:

  • уровень здоровья и физического развития людей;
  • степень использования физической культуры в сфере воспитания и образования, в производстве и быту.

Понятие «физическая культура» появилось в конце XIX века в Англии в период бурного становления современного спорта, но не нашло широкого употребления на Западе и со временем практически исчезло из обихода. В России, напротив, войдя в употребление с начала XX века, после революции 1917 года термин «физическая культура» получил свое признание во всех высоких советских инстанциях и прочно вошел в научный и практический лексикон. В 1918 году в Москве был открыт институт физической культуры, в 1919 году Всевобуч провел съезд по физической культуре, с 1922 года выходил журнал «Физическая культура», а с 1925 года и по настоящее время - журнал «Теория и практика физической культуры».

Уже само наименование «физическая культура» называет что-то очень важное. Физическая культура является частью общей культуры человечества и вобрала в себя не только многовековой ценный опыт подготовки человека к жизни, освоения, развития и управления во благо человека заложенными в него природой физическими и психическими способностями, но, что не менее важно, и опыт утверждения и закалки проявляющихся в процессе физкультурной деятельности моральных, нравственных начал человека. Таким образом, в физической культуре, вопреки её дословному смыслу, находят свое отражение достижения людей в совершенствовании своих как физических, так и в значительной мере психических и нравственных качеств. Уровень развития этих качеств, а также личные знания, умения и навыки по их совершенствованию составляют личностные ценности физической культуры и определяют физическую культуру личности как одну из граней общей культуры человека Социальные и биологические основы физической культуры.

На сегодняшний день рядом теоретиков оспаривается целесообразность использования термина «физическая культура». Одним из аргументов «против» является то, что в большинстве стран мира данный термин вообще отсутствует в научном лексиконе. Исключение составляют лишь страны восточной Европы, в которых развитие физической культуры и спорта более полувека велось по образу и подобию советской системы. В связи с этим, ведущими российскими учеными-теоретиками спорта высказываются подчас полярные мнения по поводу дальнейшего использования в науке понятия «физическая культура»: так, А. Г. Егоров полагает, что этот термин следует полностью заменить на принятое во всем мире понятие «спорт», в то время как Л. И. Лубышева считает научное определение физической культуры «шагом вперед» по сравнению с западной спортивной наукой.

В настоящим момент Л.И. Лубышева активно внедряет понятие "спортивная культура". Не вступая в прения. можно отметить, что данная позиция не является продуктивной, так как по мнению основных теоретиков данной области знаний (П.Ф.Лесгафт), нельзя принципиально путать понятия "физическая культура и физическое воспитание" и понятие спорт. По мнению данного учёного, молодёжь погубить три вещи: вино, азарт и спорт.

По мнению А. А. Исаева, вполне логично рассматривать физическую культуру как цель, а спорт как средство её достижения. Именно по этой причине широкое распространение приобретает дефиниция «спорт для всех», отражаемая все более предметно на международном уровне - в документах ЮНЕСКО, Совета Европы, МОК. «Спорт для всех» ставит физическую культуру на её законное место качественной характеристики, впитывая некогда принадлежавший ей деятельностные составляющие. Теоретики физической культуры советской школы, писал А. А. Исаев, активно сопротивляются процессу трансформации значения физической культуры, продиктованного изменением социально-политических доминант в развитии современной России. Данное обстоятельство, влияя на управленческие решения, заметно тормозит выработку адекватной переменам в обществе спортивной политики России. Такой подход является ключом к разрешению методологических противоречий, связанных с определением понятий «физическая культура» и «спорт» [прояснить ]

Средства физической культуры

Основным средством физической культуры, развивающими и гармонизирующим все проявления жизни организма человека, являются сознательные (осознанные) занятия разнообразными физическими упражнениями (телесными движениями), большинство из которых придуманы или усовершенствованы самим человеком. Они предполагают постепенность возрастания физических нагрузок от зарядки и разминки к тренировке, от тренировки к спортивным играм и соревнованиям, от них к установлению как личных, так и всеобщих спортивных рекордов по мере роста личных физических возможностей. В сочетании с использованием естественных сил природы (солнце , воздух и вода), гигиенических факторов, режима питания и отдыха и в зависимости от личных целей физическая культура позволяет гармонично развивать и оздоравливать организм и поддерживать его в отличном физическом состоянии длительные годы.

Составные части физической культуры

Каждый из компонентов физической культуры имеет известную самостоятельность, свою собственную целевую установку, материально-техническое обеспечение, различный уровень развития и объем личностных ценностей. Поэтому спорт в деятельностной сфере физической культуры выделяют особо, используя словосочетания «физическая культура и спорт», «физкультура и спорт». В этом случае под «физической культурой», «физкультурой» в узком смысле как раз и можно подразумевать массовую физическую культуру и лечебную физическую культуру .

Массовая физическая культура

Массовую физическую культуру образуют физкультурная деятельность людей в рамках процесса физического воспитания и самовоспитания для своего общего физического развития и оздоровления, совершенствования двигательных возможностей, улучшения телосложения и осанки, а также занятий на уровне физической рекреации.

Физическая рекреация

Рекреация (лат. - recreation, - «восстановление») - 1) каникулы, перемена в школе, 2) помещение для отдыха в учебных заведениях, 3) отдых, восстановление сил человека. Физическая рекреация - это двигательный активный отдых и развлечения с использованием физических упражнений, подвижных игр, различных видов спорта, а также естественных сил природы, в результате которых получается удовольствие и достигается хорошее самочувствие и настроение, восстанавливается умственная и физическая работоспособность. Как правило, занятия на уровне массовой физической культуры для здорового человека не связаны с очень большими физическими и волевыми усилиями, однако, они создают мощный дисциплинирующий, тонизирующий и гармонизирующий фон для всех сторон его деятельности.

Лечебная физическая культура

Другое, также неспортивное по целям, направление физической культуры образует лечебная физическая культура (двигательная реабилитация), использующая специально подбираемые физические упражнения и, как уже отмечалось, некоторые спортивные средства для лечения и восстановления функций организма, нарушенных в результате заболеваний, травм, переутомления и других причин.

Спорт

Адаптивная физическая культура

Специфичность этой деятельностной сферы выражается в дополняющем определении «адаптивная», что подчеркивает предназначение средств физической культуры для лиц с отклонениями в состоянии здоровья. Это предполагает, что физическая культура во всех её проявлениях должна стимулировать позитивные морфо-функциональные сдвиги в организме, формируя тем самым необходимые двигательные координации, физические качества и способности, направленные на жизнеобеспечение, развитие и совершенствование организма. Магистральным направлением адаптивной физической культуры является формирование двигательной активности, как биологического и социального факторов воздействия на организм и личность человека. Познание сущности этого явления - методологический фундамент адаптивной физической культуры. В Санкт-Петербургском Университете физической культуры им. П. Ф. Лесгафта открыт факультет адаптивной физической культуры, задачей которого является подготовка высококвалифицированных специалистов для работы в сфере физической культуры инвалидов . Помимо работы с людьми, имеющими отклонения в состоянии здоровья, адаптивная физическая культура направлена на использование двигательной активности для содействия социально-психологической адаптации, профилактику отклонений в социализации (например, в рамках этого направления разрабатывается использование средств физической культуры и спорта для профилактики наркозависимости).

Физическое воспитание

Под современным широким понятием «физическое воспитание» подразумевается органическая составная часть общего воспитания - учебный, педагогический процесс, направленный на освоение человеком личностных ценностей физической культуры. Иными словами, целью физического воспитания является формирование физической культуры личности, то есть той стороны общей культуры человека, которая помогает реализовать его биологический и духовный потенциал. Физическое воспитание, понимаем мы это или нет, начинается с первых же дней после рождения человека.

Основоположником научной системы физического воспитания (первоначально - образования), гармонично способствующей умственному развитию и нравственному воспитанию молодого человека, является в России русский педагог, анатом и врач Петр Францевич Лесгафт (1837-1909). Созданные им в 1896 году «Курсы воспитательниц и руководительниц физического образования» были первым в России высшим учебным заведением по подготовке специалистов физического воспитания, прообразом современной Санкт-Петербургской академии физической культуры имени П. Ф. Лесгафта. Выпускники академии получают высшее физкультурное образование и становятся специалистами в различных сферах физической культуры, в том числе и в области физического воспитания, то есть освоения людьми ценностей физической культуры. Применительно к работе в высших учебных заведениях такого специалиста называют преподавателем физической культуры, или преподавателем кафедры физического воспитания.

Следует различать термины «физкультурное образование» как профессиональную подготовку в специальных учебных заведениях и «физическое образование» в его первоначальном (по П. Ф. Лесгафту) смысле физического воспитания. В английском языке термин «physical education» может употребляться и в том, и в другом смысле. Следует также иметь в виду, что за рубежом не в ходу английский термин «en:physical culture » в смысле нашего широкого понятия «физическая культура». Там в зависимости от конкретного направления физкультурной деятельности используются слова «en:sport », «en:physical education », «en:physical training », «en:fitness » и др.

Физическое воспитание в единстве с умственным, нравственным, эстетическим и трудовым воспитанием обеспечивает всестороннее развитие личности. Причем эти стороны общего процесса воспитания в значительной мере проявляются и в самом организованном соответствующим образом процессе физического воспитания.

В высших учебных заведениях процесс физического воспитания студентов осуществляется на кафедре физического воспитания через учебную дисциплину «Физическая культура».

Цель физического воспитания достигается в решении взаимосвязанных оздоровительных, развивающих, образовательных и воспитательных задач.

К оздоровительным и развивающим задачам физического воспитания относятся:

  • укрепление здоровья и закаливание организма ;
  • гармоническое развитие тела и физиологических функций организма;
  • всестороннее развитие физических и психических качеств;
  • обеспечение высокого уровня работоспособности и творческого долголетия.

Считается, что для выполнения этих задач общее время учебно-тренировочных занятий по дисциплине «Физическая культура» и дополнительных самостоятельных занятий физическими упражнениями и спортом для каждого студента должно составлять не менее 5 часов в неделю.

Христианство о физкультуре

  • Христианство в 4 веке запретило Олимпийские игры и предало их Анафеме как языческие

См. также

Примечания

Литература

  • Федеральный закон о физической культуре и спорте в Российской Федерации

Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

1. Спорт – явление культурной жизни

Актуальность вопроса «Спорт - явление культурной жизни» обусловлена тем, что в настоящее время жизненно необходимо рассмотрение деятельности человека как носителя конкретных этнокультурных, этнопсихологических традиций. Занятия спортом - состязания, конкуренция, стремление к максимальным результатам, постоянный рост требований к физическим возможностям, нравственным и морально-волевым качествам человека дает возможность человеку адаптироваться к сложным жизненным условиям. Государственная поддержка физической культуры и спорта, физкультурно-спортивных организаций, спортивных сооружений, предприятий спортивной промышленности осуществляется в соответствии с программами развития физической культуры и спорта всех уровней, утвержденными в установленном порядке соответственно Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлениям федерального органа исполнительной власти в области физической культуры и спорта, Олимпийского комитета России, других физкультурно-спортивных организаций. Федеральный Закон РФ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» устанавливает правовые, организационные, экономические и социальные основы деятельности физкультурно-спортивных организаций, определяет принципы государственной политики в области физической культуры и спорта в Российской Федерации и олимпийского движения России.

Безусловно, спорт - явление культурной жизни. В нем человек стремится расширить границы своих возможностей, это огромный мир эмоций, порождаемых успехами и неудачами. Спорт - это собственно соревновательная деятельность и специальная подготовка к ней. Он живет по определенным правилам и нормам поведения. В нем ярко проявляется стремление к победе, достижению высоких результатов, требующих мобилизации физических, психических и нравственных качеств человека. Поэтому часто говорят о спортивном характере людей, успешно проявляющих себя в состязаниях.

Здоровый образ жизни обладает широким позитивным спектром воздействия на различные стороны проявлений организма и личности человека. В поведении это проявляется в большей жизненной энергии, собранности, хорошей коммуникабельности; ощущении своей физической и психо-эмоциональной привлекательности, оптимистическом настрое, умении обеспечить свой полноценный и приятный отдых, целостную культуру жизнедеятельности. Состояние здоровья зависит от нормального функционирования всех органов и систем человека, а также от наличия или отсутствия болезней, морфологических изменений организма обучаемого. Эти данные можно выявить во время медицинского осмотра (диспансеризации). Физкультурно-спортивная деятельность, в которую включаются студенты - один их эффективных механизмов слияния общественного и личного интересов, формирования общественно необходимых индивидуальных потребностей. Возможности физической культуры в укреплении здоровья, коррекции телосложения и осанки, повышения общей работоспособности, психической устойчивости очень велики, но неоднозначны. Известно, что физическое развитие человека как процесс изменения и становления морфологических и функциональных свойств зависит и от наследственности, и от условий жизни, а также от физического воспитания с момента рождения. Таким образом, здоровый образ жизни, занятия физической культурой и спортом могут улучшить функционирование систем организма и активизировать рост тела. Моральное удовлетворение приносят те занятия по физической культуре и соревнования, на которых студенты достигают определенных результатов за счет систематических тренировок и честной борьбы с соперником. Поэтому в спорте нетерпимы любые проявления нечестности. Высокая социально-экономическая значимость физической культуры и спорта потребовала создать для этой сферы жизнедеятельности законодательные основы. Президентом Российской Федерации 27 апреля 2003 года были подписаны «Основы законодательства Российской Федерации о физической культуре и спорте». Этот документ направлен на то, чтобы обеспечить всестороннее развитие человека, утвердить здоровый образ жизни, сформировать потребность в физическом и нравственном совершенствовании, создать условия для занятий любыми видами физической культуры и спорта, организации профессионально-прикладной подготовки, профилактики заболеваний, вредных привычек и правонарушений. Гарантируются права граждан заниматься физической культурой и спортом (в том числе спортом как профессией), объединяться в организации физкультурно-оздоровительной и спортивной направленности, физкультурно-спортивные общества, федерации по видам спорта, ассоциации, клубы и иные объединения. Государство признает и поддерживает Олимпийское движение в России, его деятельность координируется Олимпийским комитетом, который является неправительственной независимой организацией и официально представляет Россию во всех мероприятиях, проводимых Международным Олимпийским комитетом. Система физической культуры направлена на то, чтобы организовать физическое воспитание населения с учетом интересов каждого человека, требований производства, образования и культуры народов Российской Федерации.

1.1 Компоненты физической культуры

Включенное в систему образования и воспитания, начиная с дошкольных учреждений, оно характеризует основу физической подготовленности людей - приобретение фонда жизненно важных двигательных умении и навыков, разностороннее развитие физических способностей. Его важными элементами являются «школа» движении, система гимнастических упражнении и правила их выполнения, с помощью которых у ребенка формируются умения дифференцированно управлять движениями, способность координировать их в разных сочетаниях; система упражнений для рационального использования сил при перемещениях в пространстве (основные способы ходьбы, бега, плавания, бега на коньках, на лыжах и др.), при преодолении препятствий, в метаниях, в поднимании и переноске тяжестей; «школа» мяча (игра в волейбол, баскетбол, гандбол, футбол, теннис и др.). Физическое развитие - это биологический процесс становления, изменения естественных морфологических и функциональных свойств организма в течение жизни человека (длина, масса тела, окружность грудной клетки, жизненная емкость легких, максимальное потребление кислорода, сила, быстрота, выносливость, гибкость, ловкость и др.). Физическое развитие тесно связано со здоровьем человека. Здоровье выступает как ведущий фактор, который определяет не только гармоничное развитие молодого человека, но и успешность освоения профессии, плодотворность его будущей профессиональной деятельности, что составляет общее жизненное благополучие.

Благодаря профессионально-прикладной физической культуре создаются предпосылки для успешного овладения той или иной профессией и эффективного выполнения работы. На производстве это вводная гимнастика, физкультпаузы, физкультминутки, послерабочие реабилитационные упражнения и др. Содержание и состав средств профессионально-прикладной физической культуры, порядок их применения определяются особенностями трудового процесса. В условиях воинской службы она приобретает черты военно-профессиональной физической культуры.

1.2 Оздоровительно-реабилитационная физическая культура

Она связана с направленным использованием физических упражнений в качестве средств лечения заболеваний и восстановления функций организма, нарушенных или утраченных вследствие заболеваний, травм, переутомления и других причин. Ее разновидностью является лечебная физическая культура, которая имеет широкий комплекс средств и методов (лечебная гимнастика, дозированная ходьба, бег и другие упражнения), связанных с характером заболеваний, травм или других нарушений функций организма (перенапряжение, хроническое утомление, возрастные изменения и др.). Средства ее используются в таких режимах, как «щадящий», «тонизирующий», «тренирующий» и др., а формами проведения могут быть индивидуальные сеансы-процедуры, занятия урочного типа и др.

Фоновые виды физической культуры. К ним относят гигиеническую физическую культуру, включенную в рамки повседневного быта (утренняя гимнастика, прогулки, другие физические упражнения в режиме дня, не связанные со значительными нагрузками) и рекреативную физическую культуру, средства которой используются в режиме активного отдыха (туризм, физкультурно-оздоровительные развлечения). Фоновая физическая культура оказывает оперативное влияние на текущее функциональное состояние организма, нормализуя его и способствуя созданию благоприятного функционального «фона» жизнедеятельности. Ее следует рассматривать как компонент здорового образа жизни. Она особенно эффекивна в сочетании с другими компонентами физической культуры и прежде всего с базовой. В качестве средств физической культуры используются: физические упражнения, естественные силы природы (солнце, воздух и вода, их закаливающее воздействие), гигиенические факторы (личная гигиена - распорядок дня, гигиена сна, режим питания, трудовой деятельности, гигиена тела, спортивной одежды, обуви, мест занятий, отказ от вредных привычек). Их комплексное взаимодействие обеспечивает наибольший оздоровительный и развивающий эффект.

2. Социальные функции спорта

2.1 Специфические функции спорта

Под функциями спорта понимают объективно присущие ему свойства воздействовать на человека и человеческие отношения, удовлетворять и развивать определенные потребности личности и общества.

Функции спорта можно условно подразделить на специфические (свойственные только ему как особому явлению действительности) и общие. К первым относят соревновательно-эталонную и эвристически-достиженческую функции. Ко вторым в настоящее время причисляют функции, имеющие социально-общественное значение, такие, как функция личностно-направленного воспитания, обучения и развития; оздоровительно-рекреативная функция; эмоционально-зрелищная функция; функция социальной интеграции и социализации личности; коммуникативная функция и экономическая функция.

Соревновательно-эталонная функция . Основу специфики спорта составляет собственно соревновательная деятельность, суть которой заключается в максимальном выявлении, унифицированном сравнении и объективной оценке определенных человеческих возможностей в процессе состязаний, ориентированных на победу или достижение высокого в личном плане спортивного результата или места в соревновании. Эталонная функция наиболее ярко выражена в спорте высших достижений, однако в той или иной мере она свойственна и спорту в целом, в том числе массовому общедоступному через систему специально организованных соревнований.

Эвристически-достиженческая функция . Для спорта характерна творческая поисковая деятельность, сопряженная с познанием человеком своих возможностей, наряду с изысканием эффективных способов максимальной реализации и их увеличения. Эта функция наиболее полно выражена в спорте высших достижений, так как на пути к ним необходимо постоянно совершенствовать систему подготовки, искать новые средства, методы тренировки, новые образцы сложнейших элементов техники и тактических решений ведения спортивной борьбы.

2.2 Общие функции спорта

К социально-общественным прежде всего относят функцию личностно-направленного воспитания, обучения и развития. Спорт представляет большие возможности не только для физического и спортивного совершенствования, но и для нравственного, эстетического, интеллектуального и трудового воспитания. Притягательная сила спорта, высокие требования к проявлению физических и психических сил представляют широкие возможности для личностно-направленного воспитания духовных черт и качеств человека. Существенно, однако, что конечный результат в достижении воспитательных целей зависит не только и не столько от самого спорта, сколько от социальной направленности всей системы воспитания и развития. Таким образом, воспитательные возможности спорта реализуются не сами по себе, а посредством системы воспитательно-направленных отношений, складывающихся в сфере спорта. Так как спорт включен в социально-педагогическую систему, он является также действенным средством физического воспитания, а благодаря занятиям профессионально-прикладными видами спорта становится важнейшим компонентом в трудовой и военной деятельности.

Оздоровительно-рекреативная функция проявляется в положительном влиянии спорта на состояние и функциональные возможности организма человека. Особенно это ярко выражено в детском и юношеском спорте, где благотворное влияние занятий спортом на развивающийся и формирующийся организм неоценимо. Именно в этом возрасте закладываются основы здоровья, прививаются навыки систематических занятий физическими упражнениями, формируются привычки личной и общественной гигиены. Спорт одновременно является и источником положительных эмоций, он нивелирует психическое состояние детей, позволяет снимать умственную усталость, дает познать «мышечную радость». Особенно велика его роль в деле ликвидации отрицательных явлений гиподинамии у детей. Большая роль отводится спорту и в работе со взрослым населением. Он является средством оздоровления, защиты от неблагоприятных последствий научно-технического прогресса с характерным для него резким уменьшением двигательной активности в трудовой деятельности и в быту. Спорт является одной из популярнейших форм организации здорового досуга, отдыха и развлечений. Особенно это ярко проявляется в массовом спорте, где не ставится цели достижения высоких спортивных результатов.

Эмоционально-зрелищная функция раскрывается в том, что спорт (многие его виды) несет в себе эстетические свойства, проявляющиеся в гармонии физических и духовных качеств человека, граничит с искусством. Особенно в этом плане привлекательны сложно координированные виды спорта, такие, как спортивная и художественная гимнастика, фигурное катание, прыжки в воду и др. Красота человеческого тела, технически сложные и отточенные движения, праздничное настроение - все это привлекает истинных поклонников спорта. Популярность спорта как зрелища характеризуется эмоциональностью и остротой восприятия, затрагивающего личные и коллективные интересы множества людей, а также универсальностью «языка спорта», понятного практически каждому.

Функция социальной интеграции и социализации личности. Спорт является одним из мощных факторов вовлечения людей в общественную жизнь, приобщения к ней и формирования у занимающихся опыта социальных отношений. На этом основана его важная роль в процессе социализации личности. Специфические спортивные отношения (межличностные, межгрупповые, межколлективные) так или иначе вовлекаются в систему социальных отношений, выходящих за рамки спорта. Совокупность этих отношений составляет основу влияния спорта на личность, усвоения ее социального опыта, как в сфере спорта, так и в более широком масштабе.

Коммуникативная функция. Гуманизация общества в настоящий период развития человечества делает спорт фактором развертывания международных связей, взаимопонимания и культурного сотрудничества народов, упрочения мира на земле.

Экономическая функция . Спорт имеет большое экономическое значение, выражающееся в том, что средства, вложенные в развитие спорта, сторицей окупаются прежде всего в повышении уровня здоровья населения, повышении общей работоспособности, продлении жизни человека. Развитие науки о спорте, материально-технической базы, подготовка кадров - все это способствует развитию детского и юношеского спорта, массового спорта и спорта высших достижений.

Экономическое значение имеют также финансовые средства, получаемые от спортивных зрелищ, эксплуатации спортивных сооружений. Однако это малая толика того, что вкладывают государство и общественные организации в развитие спорта. Основная ценность нашего общества - это здоровье. И в этом аспекте роль спорта неоценима.

Заключение

Спорт создал и новую культурную, в том числе художественную, среду, ибо спортивные сооружения - стадионы, дворцы спорта, манежи, площадки, треки, бассейны и т.п. - не только стали важными объектами архитектуры, но и оказали существенное влияние на всю организацию и планировку поселений. Большие надежды возлагались на спорт и в плане нравственного совершенствования общества. Конечно, никто не ожидал от спорта абсолютной чистоты и непогрешимости. Но были надежды, что дружеская расположенность участников соревнований, бескорыстность борьбы и ее благородные правила будут все в большей и большей мере определять спортивные отношения, а через них распространяться в качестве общечеловеческих ценностей и норм общения. Спортивная победа и ее творец - рекордсмен - воспринимались в качестве национальных символов, и казалось, что они в наиболее чистом виде воплощают нравственные ценности патриотизма, верности долгу и чести. Оставалось привить эти качества массовому сознанию, ориентированному на спорт, внедрить их средствами воспитания. Тем самым, предполагалось, будут решены многие проблемы социального, этического и эстетического плана. Пропаганда спорта в этом направлении действовала очень старательно и далеко не всегда безуспешно, что несомненно, следует поставить ей в заслугу. Но современный спорт вырос на иной почве, нежели античный, и не обнаруживает тенденции к потере своих функций, к исчезновению из пространства культуры как его древний предшественник. Наоборот, основные линии и формы развития современного спорта нашли в этом пространстве свое место и оказались весьма значительными в своем гуманистическом и эстетическом содержании.

Современный спорт переживает кризис и довольно глубокий. Но в кризисном состоянии находятся вся современная культура и цивилизация. Кризис спорта не есть его разрушение, а лишь несоответствие - и часто резкое - сложившихся организационных форм, методов деятельности и представлений о сущности и роли спорта новым социальным структурам, новому спектру общественных и индивидуальных потребностей, новым стандартам жизни.


Список литературы

1. Смирнов Н.Г. Физическая культура как фактор социального развития личности в современном российском обществе: Автореф. канд. дис., СПб., 1995.

2. Виноградов П.А. Основам Законодательства Российской Федерации «О физической культуре и спорте» - долгую жизнь // Теория и практика физической культуры, 1993, № 8.

3. Гибер Б.В. Новый этап в физкультурном движении. М.-Л., 1990.

4. Кулинко Н.Ф. История и организация физической культуры. - М.: Просвещение. 1982.

5. Виноградов П.А., Душанин А.П., Жолдак В.И. Основы физической культуры и здорового образа жизни. Москва., 1996.

6. Виноградов П.А., Физическая культура и здоровый образ жизни. Москва., 1990.

7. Визитей Н.Н., Образ жизни. Спорт. Личность. Кишинев.,1980.

8. Жолдак В.И. Социология физической культуры и спорта. Кн. I. Москва.,1992.


Кун Л. Всеобщая история физической культуры и спорта. - М.: Радуга, 1982. - 11.

Культура является наиболее сложным феноменом в современной на­уке. Об этом свидетельствует тот факт, что в отечественной и зарубежной теории культуры существуют сотни ее определений, а значит, нет ни од­ного адекватного. Наиболее распространенным является следующее определение понятия «культура» (БСЭ): (от лат. cultura - возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание), исторически определённый уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях.

Физической культуре как части общей культуры тоже трудно дать однозначное толкование, которое отражало бы всю многогранность этого социального явления. Поэтому в научной и методической литературе используется много определений понятия «физическая культура» каждое из них не лишено определенных недостатков.

В теории физической культуры наиболее используемым является следующее определение:

Физическая культура это часть общей культуры личности и общества, представляющая собой совокупность материальных и духовных ценностей, создаваемых и используемых для физического совершенствования людей (Б.А. Ашмарин, 1999).

Физическая культура доста­точно сложное социальное образование. В ее структуре можно вы­делить три относительно самостоятельных компонента (аспекта): деятельностный, ценностный и результативный. Рассмотрим их сущность.

1. Деятельностный аспект физической культуры заключается в том, что физическое совершенствование происходит только в ре­зультате оптимальной, целенаправленной двигательной активности человека. Причем не любой, а только такой, которая осуществля­ется по законам физического воспитания, т.е. по законам развития силы, выносливости, законам формирования техники движений, законам активного отдыха и т.д.

В отличие от многих других видов физической активности че­ловека, физкультурная деятельность имеет ряд принципиальных особенностей:

Во-первых, она обязательно содержит двигательный компонент, который в ней, как правило, является преобладающим.

Во-вторых, деятельность в сфере физической культуры пред­ставлена наиболее рациональными формами двигательных дейст­вий, имеющими свою конкретную методику занятий. При воспита­нии скоростных способностей, к примеру, методика будет сущест­венно отличаться от таковой при воспитании общей выносливости практически по всем параметрам.

В-третьих, физкультурная деятельность человека всегда направ­лена на совершенствование самого себя, например овладение ра­циональной техникой упражнения, развитие двигательных способностей, формирование правильной осанки, укрепление здоровья и т.д. Цели, лежащие вне самого человека, хотя и могут существо­вать и решаться параллельно, но ведущими при этом не являются.

2. Ценностный аспект физической культуры , как следует из оп­ределения, представлен обширной совокупностью материальных и духовных ценностей, специально созданных для эффективного фи­зического совершенствования человека.

Материальные ценности воплощены в физкультурно-спортивных сооружениях (стадионы, бассейны, залы), специальном обору­довании и инвентаре (гимнастические и легкоатлетические сна­ряды, лыжи, мячи, тренажеры и т.д.). Физкультурное занятие без таких предметных ценностей менее эффективно, либо просто не­возможно.

Духовные ценности физической культуры представлены исто­рически отобранными и апробированными на практике физиче­скими упражнениями , сконцентрированными в форме гимнастики, с ее громадным набором упражнений ; спорта, игры и туризма, ос­нованных на физической активности.

Кроме того, к духовным ценностям физической культуры по праву относятся накопленные практикой и наукой специальные физкультурные знания , отраженные в соответствующих теориях физической культуры и спорта, и содержащиеся в различных мето­дических пособиях, учебниках, монографиях, справочниках дости­жений, правилах соревнований и т.д.

3. Результативный аспект физической культуры включает в себя всю совокупность полезных результатов, которые человек приоб­рел в процессе деятельного использования ценностей физической культуры в своей жизни.

К ним можно отнести: полученные в процессе физкультурных занятий двигательные умения и навыки ; саму способность быстро овладевать новыми движениями, развитую в ходе занятий; возрос­шую физическую работоспособность; пропорционально развитое телосложение и осанку; физкультурные знания; нравственные и эстетические качества, возвышающие личность человека и т.д.

Таким образом, физическая культура одновременно существует в виде материальных и духовных ценностей, в форме двигательной деятельности, а также в качестве внутреннего достояния человека, воплощенного в его знаниях, умениях, навыках, физических спо­собностях и т.д. Стержневым, или говорят, системообразующим фактором в рамках трех рассмотренных аспектов физической куль­туры, безусловно, является деятельностный.

1.3.2. Структура физической культуры

Любое сложное общественное явление и каждая область человеческой деятельности всегда имеют исторически сложившуюся форму организации или структуру , под которой понимается, во-первых, состав того или ино­го явления, т.е. его компонентов (частей, видов), и, во-вторых, строе­ние - связи и отношения между этими компонентами, их внутренняя организация, упорядоченность.

Историчес­ки, в процессе удовлетворения личностных и общественных потребностей сформировались следующие структурные компоненты физической культуры:

1. Образовательная (Базовая) физическая культура;

2. Спортивная физическая культура (Спорт);

3. Рекреационная физическая культура;

4. Реабилитационная физическая культура;

5. Адаптивная физическая культура;

6. Профессионально-прикладная физическая культура.

Образовательная (Базовая) физическая культура обеспечивает о бщее «двигательное образование», или базовое физкультурное обра­зование, которое предполагает совершенствование природных, естествен­ных, а также формирование и развитие новых двигательных навыков и способностей на оптимальном для жизнедеятельности человека уров­не. Оно сопряжено с освоением минимума знаний, достаточного для по­вседневной жизни, для укрепления здоровья человека, развития его фи­зических способностей. Базовыми, непременными двигательными навыками являются ходьба , бег, прыжки, метания, плавание. В основе их формирования лежат естественные двигательные способности - сила, выносливость, быстрота, ловкость и гибкость.

Физкультурное образование стало первой специфической формой удовлетворения потребностей обще­ства и личности средствами физической культуры. Оно сформировалось в качестве органическо­го вида образования человека в целом в силу объективной потребности в систематической и целенаправленной физической подготовке подрастаю­щих поколений к практической деятельности, в необходимости овладевать знаниями, умениями, навыками. Оно является первым и необходимым условием формирования физической культуры каждого человека, поскольку направлено на овладение необходимым минимумом знаний и умений в области целенаправленного физического развития людей. В его содержа­ние входит совокупность знаний и связанных с ними двигательных навы­ков и умений, физических способностей, приобретенных в процессе самообра­зования, в семье, в учебных заведениях.

В процессе физкультурного образования осуществля­ется и физическое воспитание, т.е. формирование отношения к физиче­ской культуре. Воспитание (в широком смысле слова) включает в себя весь комплекс воздействия общества на личность, весь процесс формирования личности, подготовки ее к жизни, к труду. В более узком, собственно, педагогическом смысле слова воспитание - это воздействие на ум, чув­ства, волю человека с целью формирования у него мировоззрения, нрав­ственного облика, качеств, необходимых обществу. Оно находится в орга­ническом единстве с обучением, в процессе которого не только усваиваются знания, но и формируются убеждения, моральные качества, черты харак­тера. Другими словами, воспитание - это формирование отношения лич­ности к фактам, явлениям, видам деятельности. Отсюда физическое вос­питание есть формирование положительного и активного отношения к физической культуре как одному из средств и способов собственного гар­монического развития человека, формирование осознанной потребности в занятиях различными видами и формами физических упражнений.

Спортивная физическая культура (Спорт) удовлетворяет потребности личности в спортивной деятельности, в процессе которой раскры­ваются способности человека на предельных или околопредельных уровнях. Это своего рода лаборатория (или полигон), где моделируется, изучается и раскрывается возможность деятельности человека в экстремальных усло­виях. Каждый рекордсмен, чемпион исполняет роль первопроходца, по­казывающего остальным людям возможность достижения результата, ко­торый когда-то казался немыслимым. Люди находят в спорте один из способов самоутверждения, возможность победы над временем, соперни­ком, а главное - над самим собой.

Спорт дает возможность расширить масштабы общения людей, воз­можность сопереживания, эстетического и эмоционального восприятия, возможность решать общеполитические, социальные, педагогические, научные задачи. На межнациональном уровне он способствует установле­нию взаимопонимания народов разных стран.

Рекреационная физическая культура ( физи­ческая рекреация) удовлетворяет потребности людей в активном отдыхе, в удовольствии от двигательной деятельности, в общении. Характер производства оказывает одностороннее и вместе с тем весьма сложное и очень противоречивое влияние на человека. Неблагоприятное влияние труда на человека может проявляться в связи с воздействием про­изводственной среды (загазованность, шум, вибрация и т.п.), характером самого труда (тяжелый физический, монотонный), особенностью рабочей позы, воздействием метеорологических, географических условий и други­ми факторами. Все это неблагоприятно отражается на психике и самочув­ствии человека, вызывает необходимость смены вида деятельности, ак­тивного отдыха, релаксации.

Реабилитационная физическая культура ( двигательная реабилитация) обеспечивает ускоренное и наиболее эффективное лече­нии травм, восстановление или компенсацию с помощью физических упраж­нений временно утраченных или сниженных в процессе труда или спортивных занятий двигательных навыков и физических способностей.

Адаптивная физическая культура удовлетворяет потребности инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в реабилитации и адаптации к нормальной социальной среде , преодоление психологических барьеров, препятствующих ощущению полноценной жизни, а также сознанию необходимости своего личного вклада в социальное развитие общества. Физическая реабилитация и социальная адаптация осуществляются в реабилитационных центрах, физкультурно-спортивных клубах инвалидов, физкультурно-спортивных организациях.

Профессионально-прикладная фи­зическая культура обеспечивает формирование двигательных умений и навыков, способствующих освоению про­фессии, и развития профессионально важных способностей, а также способствует повышению производительности труда.

Совокупность всех этих форм функционирования физической культуры полностью удовлетворяет все личные и общественные потребности в фи­зической подготовке людей к разным видам производственно-трудовой, военно-профессиональной, боевой и бытовой деятельности, в укрепле­нии здоровья, восстановлении сил, во всестороннем и гармоническом развитии.

1.3.3. Функции физической культуры

Физическая культура является значимым общественным явлением и оказывает влияние на самые разные стороны жизни людей. Это свойство присущее физической культуре воз­действовать как на человека, так и на другие сферы общественной жизни называют «функцией физической культуры».

Функции физической культуры реализуются через активную деятельность человека, направленную на использование ее специ­фических ценностей.

Это могут быть: активные занятия физическими упражнениями с целью укрепления здоровья или высоких спортивных достижений; научные исследования, направленные на изучение психофизических возможностей человека; использование физических упражнений для повышения производительности труда: участие в спортивных мероприятиях в качестве зрителя и т.д. Все перечисленные виды деятельности объединяет то, что в результате происходят реальные изменения в человеке и в обществе.

Различают специфические функции физической культуры и общекультурные (общие).

1.3.3.1. Специфические функции физической культуры

Специфическими функциями физической культуры, являются только те, которые в полной мере свой­ственны лишь ей. Поэтому любой другой вид общей культуры не может заменить физическую культуру в ее специфических функ­циях. Таких специфических функций можно выделить три:

1 – функция физического воспитания;

2 – оздоровительно-рекреативная функция;

3 – соревновательно-достиженческая функция.

Функция физического воспитания. Физическое воспитание, как было сформулировано ранее, представляет собой специ­ально организованный процесс, сущностью которого является развитие двигательных способностей, обучение движениям, овладение физ­культурными знаниями и формирование потребности в физкуль­турных занятиях.

Основным средством целенаправленного воздействия на физическое развитие человека является физическое упражнение. Применение различных систем физических упражнений позволяет существенно улучшить многие морфофункциональные показатели орга­низма человека. Не менее важное значение для человека имеет и то, что в процессе физического воспитания происходит увеличение объема двигательных навыков, и овладение наиболее эффективными способами выполнения жизненно важных двигательных действий.

Таким образом, функция физического воспитания позволяет удовлетворить потребность людей в физическом совершен­ствовании.

Оздоровительно-рекреативная функция. Как известно, важной основой нормального функционирования человеческого организма является его двигательная деятельность, вызывающая обязательный расход мышечной энергии. Современная наука причину появления болезней ве­ка, особенно сердечно-сосудистых, связывает, кроме прочего, с гипокинезией, слабой двигательной деятельностью. Физическая культура является незаменимым средством удовле­творения естественных потребностей человека в двигательной дея­тельности, и в этом плане выполняет компенсаторную роль при дефиците мышечной активности.

С помощью опре­деленных физкультурных программ возможно решение лечебных задач восстановления работоспособности, поддержания физиче­ской кондиции, увеличения физической работоспособности и т.д.

Все большую популярность и развитие получают рекреативные формы физкультурных занятий: массовые спортив­ные игры, различные виды туризма, плавание и купание, лыжные прогулки и т.д. Следовательно, в будущем рек­реативная направленность физической культуры неизменно будет возрастать. Большие перспективы , очевидно, ожидает в будущем также лечеб­ное направление в физической культуре.

Соревновательно-достиженческая функция. Соревновательная деятельность является неотъемлемой частью физической культуры. Основная цель данной деятельности – повышение личного спортивного достижения.

Для полного представления о функции достижения, в полной мере присущей лишь спорту, необходимо рассмотреть основные составляющие спортивной деятельности.

Спор­тивная тренировка развивает у человека, прежде всего саму спо­собность к проявлению не просто усилий, а именно максимальных усилий, специфичных для разных видов спорта (в метаниях – взрывной силы, в спринте – быстроты, в марафоне – предельной выносливости, в гимнастике – максимальной сложности и точности движений и т.д.).

А сами условия сорев­новательного сопоставления мастерства служат дополнительным стимулом для демонстрации максимальных усилий и тем самым побуждают спортсмена систематически совершенствовать необхо­димые способности, умения и навыки.

Разнообразные препятствия (вес поднимаемой штанги, дальность полета копья, время преодоления дистанции, побежденный в единоборстве соперник и т.д.). Преодоление пре­пятствий стимулирует спортивную деятельность, вызывает и обес­печивает максимальные напряжения. И в этом плане именно по­стоянное преодоление препятствий, будь то в тренировочной или соревновательной деятельности, даёт возможность спортсмену оценивать свои силы и соответственно их развивать.

Субъективным критерием ве­личины препятствия остается внутреннее ощущение эмоциональ­ного напряжения, степень утомления, ощущение борьбы с самим собой и т.п. И в этом смысле очевидно, что спорт – это, прежде все­го преодоление самого себя, своего внутреннего состояния. По­этому, кроме прочего, он по праву признается одним из эффектив­ных средств воспитания волевых качеств. И в обществе, пожалуй, нет лучшего средства для воспитания воли в сфере двигательной деятельности.

Следующим атрибутом спорта выступает компонент – достиже­ния. Спортивное достижение является, с одной стороны, целью спортивной деятельности, с другой – объективным выражением проявленного усилия и преодоленного препятствия и может высту­пать в различных величинах – от личного или коллективного дос­тижения, до национальных и мировых рекордов.

Хотя достижения в спорте и являются целью спортсмена, од­нако эта цель не представляется конечной. Истинная ценность дос­тижения заключается в стимулировании последующего достиже­ния. Кроме того, спортивные достижения, особенно в сфере большого спорта, получают общественное признание, служащее дополнительным фактором для их постоянного роста.

Способ существования спорта в обществе определяется наличием своеобразной формы, которая называ­ется соревнованием.

Соревнование как способ сопоставления сил и способностей многих людей, в настоящее время существует не только в спорте. Оно широко распространено и в других областях жизни (в труде, науке, искусстве и т.д.). Однако исключительно в спорте оно проявляется в наиболее полной мере и в наиболее чистом виде.

Идея соревнования предполагает проведение по обусловленным правилам сопоставление сил, способностей и результатов деятель­ности, в которой каждый участник стремится одержать победу.

1.3.3.2. Общекультурные функции физической культуры

Общие функции физической культуры образованы теми влияниями, которые она оказывает на другие общественные явления, на другие области действительности. Как известно, основными доминантными областями обществен­ной жизни являются: культура, производство (труд), быт, наука.

И тогда объективно существующие связи и отношения между этими сферами и физической культурой можно выразить в виде конкретных функций. В частности, «вклад» физической культуры в общую культуру с ее моралью, образованием, искусством можно обозначить в качестве функции духовного воспитания. Влияние физической культуры на трудовую деятельность человека (произ­водство) вполне корректно выражается экономической функцией. Использование физической культуры для удовлетворения ряда по­требностей в быту условно можно назвать функцией досуга. «Вклад» физической культуры в общую копилку науки характери­зует ее познавательную функцию.

Рассмотрим сущность отмеченных общекультурных функций физической культуры.

Функция духовного воспитания. Поскольку человек един во всех своих проявлениях , то его физкультурно-спортивная деятель­ность затрагивает не только нервно-мышечную систему, но и пси­хику, сознание, мышление, поведение, мораль, т.е. всю духовную сферу. Следовательно, наряду с двигательными способностями, воздействию подвергается также значительная гамма духовной сущности, что объективно отражается на умственных, нравствен­ных, эстетических и других качествах и способностях.

Следует при этом иметь в виду, что реальные воспитательные возможности физической культуры зачастую зависят не столько от ее специфических свойств, сколько от социальной направленности общей системы воспитания в обществе. Сама направленность (осо­бенно это относится к нравственному воспитанию) определяется, по меньшей мере, двумя группами факторов. С одной стороны, это господствующая в обществе мораль, со всеми её установками и воспитательными учреждениями, с другой – не менее значимой стороны, человека «воспитывает» сама реальная жизнь, ее прак­тика. И только при их принципиальном совпадении и однонаправ­ленности возможен ожидаемый эффект. В противном случае вос­питательный результат непредсказуем. Дело в том, что сама по се­бе физическая культура как средство и метод воспитания индифферента. С ее помощью можно воспитать прямо противоположные свойства и направленность личности: эгоизм и коллективизм, чув­ство сострадания и жестокость, порядочность и хамство.

Воспитательная роль физической культуры ярче всего проявля­ется в ее специфических свойствах и возможностях. Так, эстетиче­ские взгляды, вкусы, потребности у активно занимающихся физи­ческими упражнениями применительно к двигательной деятельно­сти, несомненно, будут совершеннее, чем у незанимающихся. При этом двигательная деятельность первых более целесообразна, эко­номична, результативна, красива. То же можно сказать и о таких качествах и способностях, как воля, внимание, двигательная па­мять, физическое трудолюбие и др., которые объективно приобре­таются человеком в процессе физкультурных занятий. В этом пла­не физкультурная деятельность совершенствует не только мышечно-двигательную систему человека, но и те его духовные качества и способности, которые при этом активно проявляются.

Таким образом, физическая культура с ее специфическими свойствами и возможностями может быть использована обществом в целях содействия духовному воспитанию личности.

Экономическая функция. Физическая культура является от­раслью народного хозяйства страны, требующей для своего разви­тия определенных финансовых затрат. Это распространенное мне­ние в общем-то далеко от истины. На самом деле физическая куль­тура выступает как одна из довольно выгодных сфер прибыльного капиталовложения в экономику (наряду с образованием и здраво­охранением).

В нашей стране получены многократно подтвержденные науч­ные данные, свидетельствующие о том, что обобщенный показа­тель работоспособности человека – производительность труда – у людей, систематически занимающихся физической культурой, по сравнению с незанимающимися выше в среднем на 3–5%. Кроме того, годовые потери рабочего времени по причине простудных заболеваний у них снижены в три раза (в год 3 дня против 10 дней). Случаи производственного и бытового травматизма у рабочих –физкультурников встречаются на 30–40% реже.

Исходя только из этих неполных данных ясно, что экономиче­ская ценность физической культуры довольно значительна, а ее возможности намного превышают соответствующие затраты госу­дарства.

В заключение отметим, что само воздействие физической куль­туры на экономику не ограничивается только прямым «переносом» физической работоспособности, развитой в процессе занятия, на трудовую деятельность человека. В стране существует немало предприятий, работающих непосредственно на нужды физической культуры, что связано в какой-то степени с непосредственным пе­рераспределением средств и рабочей силы, что, естественно, отра­жается на экономике и производстве.

Функция досуга. Как известно, досуг – это свободное от ос­новной работы время, используемое человеком для своего духов­ного и физического развития, самообразования, общественной дея­тельности и т.д. Более того, наличие свободного времени является абсолютно обязательным условием для занятий физической куль­турой. К счастью, в историческом плане оно постоянно возрастает. У человека появляется возможность часть свободного времени ис­пользовать для физкультурно-спортивных занятий.

Люди по-разному относятся к физической культуре. У одних – она становится обязательным компонентом их образа жизни , дру­гие используют ее эпизодически, в жизни третьих она практически отсутствует.

В настоящее время в сфере досуга физическая культура исполь­зуется в двух типичных направлениях. Это, условно говоря, «пер­вичное» и «вторичное» вовлечение людей в физическую культуру. Под «первичным вовлечением» следует понимать активные физкультурно-спортивные занятия, осуществляемые в двух основных формах:

1) организованные формы занятий (спортивные секции в кол­лективах, по месту жительства, в спортивных клубах, группы здо­ровья, ОФП, ритмической и атлетической гимнастики и т.д., т.е. там, где имеется преподаватель, методист, организатор);

2)самостоятельные занятия, когда человек не связывается ни с какой организацией, а сам выбирает себе вид занятий, его содер­жание и форму (утренняя гимнастика, лыжные или велосипедные прогулки, ходьба, бег, плавание, туризм и т.д.).

Во всех этих формах занятий, носящих абсолютно доброволь­ный характер, человек волен ставить перед собой любые цели: раз­вивать двигательные способности, поддерживать физическое состоя­ние, оптимизировать его, компенсировать дефицит физических на­грузок, развлекаться, общаться и т.д. Иначе говоря, активная физкультурно-спортивная деятельность в сфере досуга позволяет удовлетворять разнообразные индивидуальные интересы и потреб­ности людей и, в конечном счете, быть важным средством самораз­вития и самовыражения.

«Вторичное вовлечение» представляет собой опосредованное «потребление» физической культуры через различные средства массовой информации. Это чтение спортивной печати, радиоре­портажи, просмотр спортивных телепередач, посещение стадионов, бассейнов в качестве зрителя, т.е. это все то, что связано со спор­тивным зрелищем. При этом также удовлетворяются некоторые познавательные, эстетические, коммуникативные и культурно-раз­влекательные запросы людей. Причем доля «вторично вовлечен­ного» в физическую культуру населения намного превышает коли­чество активных физкультурников. И хотя «пассивные» формы по­требления физической культуры не идут, по своей реальной пользе ни в какое сравнение с активной физкультурной деятельностью, их нельзя считать бесполезной тратой времени.

Познавательная функция. Получение нового знания явля­ется специфической функцией науки. Определенный положитель­ный «вклад» в общую копилку знаний о человеке вносит физиче­ская культура и ее отрасль – физкультурно-спортивная наука.

Вполне очевидно, что уровень познавательных возможностей человека в немалой степени зависит от его двигательной активно­сти. Двигаясь, человек изучал окружающий его мир, самого себя, природу. Оставаясь неподвижным, он заранее обеднял своё познавательное развитие. Не случайно поэтому, что многие географиче­ские открытия сделаны путешественниками.

Познавательная роль физической культуры в процессе постиже­ния действительности проявляется в двух основных аспектах: лич­ностном и социальном.

1. Личностный аспект обусловлен, прежде всего тем обстоя­тельством, что в процессе физкультурно-спортивной деятельности человек познает самого себя, свои физические и волевые качества, двигательные возможности, осваивает закономерности и принципы их эффективного развития, знакомится с другими людьми, окру­жающей его природой и т.п. При этом он осваивает технику дви­жений, совершенствует тактику спортивной борьбы и многое дру­гое. Происходит развитие интеллектуальных и творческих способ­ностей, прирастает сумма знаний, связанных с двигательной дея­тельностью.

2. Социальный аспект познания заключается в том, что физ­культурная и особенно спортивная практика раскрывает обществу пределы человеческих возможностей, ранее ему неизвестных. Об этом можно судить по динамике мировых рекордов. Спорт высших достижений является своеобразной моделью для познания воздей­ствия максимальных физических и психических нагрузок на орга­низм человека. Активно развивающаяся физкультурно-спортивная наука вносит заметную лепту в общую науку , особенно в плане изучения двигательных возможностей человека. Она открывает совместно с практикой новые формы двигательной деятельности, ищет все более эффективные средства и методы физической подго­товки людей. Будучи апробированы в спорте, они используются в других областях жизни, при подготовке летчиков, подводников, космонавтов и др. Равным образом, открытые закономерности в спорте высоких достижений, рано или поздно реализуются также в массовом спорте и других формах физической культуры.

Таким образом, познавательная функция физической культуры заключается в накоплении, распространении и передаче от поколе­ния к поколению знаний о человеке, его возможностях, средствах и методах физического совершенствования людей.

Кроме рассмотренных выше функций физической культуры в ее сфере реализуются также функции, свойственные общей культуре, но по своему содержанию находящиеся на стыке общих и специ­фических функций: коммуникативная – как область межчеловече­ских и интернациональных контактов, как сфера общения людей; информационная – в которой физическая культура выступает носи­телем информации о способах, путях и средствах достижения фи­зического совершенства; нормативная – содержащая различные критерии, тесты и нормы физической подготовленности, таблицы мировых рекордов, спортивные классификации и т.д.

Контрольные вопросы:

1. В чем заключаются деятельностный, ценностный и результативный аспекты физической культуры?

2. Назовите основные компоненты (виды) физической культуры.

3. Перечислите отличительные признаки базовой физической культуры.

4. Раскройте понятие рекреационная физическая культура.

5. Какие потребности личности удовлетворяют те или иные компоненты (виды) физической культуры?

6. Что понимают под специфическими функциями физической культуры?

7. В чем заключаются общекультурные функции физической культуры?

8. Раскройте содержание соревновательно-достиженческой функции.

Физическая культура студентов представляет собой неразрывную составную часть высшего гуманитарного образования. Она выступает качественной и результирующей мерой комплексного воздействия различных форм, средств и методов на личность будущего специалиста в процессе формирования его профессиональной компетенции. Материализованным результатом этого процесса является уровень индивидуальной физической культуры каждого студента, его духовность, уровень развития профессионально значимых способностей.

Содержание физической культуры студентов, стратегия приоритетных направлений в её развитии подвержены активному влиянию социально-экономических факторов. Государственная политика в области высшего образования определяет социальный заказ на будущего специалиста и степень его физической готовности. Существенным недостатком содержания физической культуры студенческой молодежи 80-х годов является её несомненный консерватизм, унитарность и выраженная деперсонализация (неспособность человека к личностному самовыражению в отношениях с другими людьми). Поэтому, на современном этапе перехода вузов Российской Федерации на многоуровневую систему образования, остро встала проблема поиска новых нетрадиционных подходов, позволяющих повысить её эффективность.

Закон Российской Федерации "Об образовании" предоставляет широкие возможности для переосмысления ценностей физической культуры студентов, в новом спектре осветить её образовательные, воспитательные и оздоровительные функции. Этот закон определяет содержание физической культуры студентов как самостоятельную сферу деятельности в федеральном социокультурном пространстве, выделяя при этом её образовательные приоритеты.

Перед студенческой молодежью сегодня обществом поставлена глобальная социально-экономическая задача по интегрированию отечественного культурного потенциала в мировое сообщество. Однако её реализация по силам только специалистам новой формации, отвечающим по целому комплексу профессиональных и личностных качеств современным требованиям. Помимо глубоких профессиональных знаний по избранной специальности такой специалист должен обладать: высокими физическими кондициями и работоспособностью, личной физической культурой, духовностью, неформальными лидерскими качествами. Он должен не бояться конкуренции, уметь принимать самостоятельные решения, т.е. быть творчески мыслящей, активной и высоконравственной личностью. Наметившаяся сегодня стратегия развития физической культуры студентов, выражаемая в тенденции отхода от унитарной концепции, либерализации и последовательной гуманизации педагогического процесса является гарантом формирования специалиста новой формации.

Структура физической культуры студентов включает три относительно самостоятельных блока: физическое воспитание, студенческий спорт и активный досуг. Для деятельности студентов в сфере физического воспитания приоритетными являются образовательные аспекты.

Целью физического образования является удовлетворение объективной потребности студентов в освоении системы специальных знаний, приобретении профессионально значимых умений и навыков. В соответствии с 12 статьей "Основ законодательства Российской Федерации о физической культуре и спорте" в круг обязанностей специалистов, работающих в сфере студенческой физической культуры входит проведение мероприятий по формированию потребностей студентов в здоровом образе жизни и самосовершенствовании. Гуманистическая направленность педагогического процесса предполагает целенаправленную интеграцию биологических и социальных потребностей, интеллектуальных и нравственных аспектов при реализации генетически обусловленных природных задатков каждого студента на протяжении его обучения в вузе.

Таким образом, создаются объективные предпосылки к преодолению односторонности и фрагментарности подготовки специалистов в вузе, приданию педагогическому процессу комплексного, целостного характера. Объективным критерием эффективности этого концептуального подхода является существенное сокращение сроков социально-психологической адаптации студентов к обучению в вузе, повышение их социальной активности, качественное повышение учебно-познавательной продуктивности, повышение духовности личности каждого студента.

Студенческий спорт представляет собою обобщенную категорию деятельности студентов в форме соревнования и подготовки к нему с целью достижения предельных результатов в избранной спортивной специализации. Это требует от студента проявления максимальных психофизических кондиций, мобилизации его резервных возможностей.

Занятия спортом выступают формой самовыражения и самоутверждения студента, определяя его образ жизни, общекультурные и социально-значимые приоритеты. На передний план в спорте выдвигается стремление к успеху, поощряется стремление личности к реализации своих возможностей в рамках определенного спортивного сценария. Результатом сопряженной учебной и спортивной деятельности студентов является формирование социально значимых качеств: социальной активности, самостоятельности, уверенности в своих силах, а также честолюбия.

В сфере активного досуга реализуются, главным образом, биологические потребности студентов в двигательной активности, здоровом образе жизни, получении удовольствия от занятий различными формами физической культуры. Высокая вариативность выбора студентами формы активного досуга подвержена сильному влиянию флуктуации культурных и социальных факторов, синергично взаимодействующих с биологическими запросами личности.

Трехкомпонентная структура физической культуры студентов определяет специфику выделения дифференцированных целей и педагогических задач каждого её структурного блока. Тем не менее, это не является существенным препятствием к определению генеральной цели физической культуры студентов: целенаправленного формирования гармонично развитой, высоко духовной и высоконравственной личности, квалифицированного специалиста, овладевшего устойчивыми знаниями и навыками в сфере физической культуры.

Занятия по физическому воспитанию строятся таким образом, чтобы обеспечить максимальный профессионально-прикладной эффект при воспитании предприимчивости, оригинальности мышления, настойчивости, честолюбия, интуиции, способности идти на риск.

Стратегия приоритетных направлений государственной политики в сфере физкультурного образования студентов, отражающая возрастание количество сверхсложных систем и технологий, информатизацию всех сфер жизни общества, определяет новые требования к творческой подготовке будущего специалиста, его готовность к высокопроизводительному труду. Их реализация связана с раскрытием психофизических возможностей студенческой молодежи, гармоническим развитием ее физических, интеллектуальных и духовных сил путем использования физических упражнений, различных видов двигательной активности, рационального питания, природосообразного режима труда и отдыха. Используемая с этой целью физкультурная деятельность связана с физическим упражнением, сущность которого отражает целенаправленно выполняемые двигательные действия, включающими как моторно-исполнительные (операционные механизмы ), так и познавательные, проектно-смысловые и эмоционально-оценочные аспекты. Таким образом, свои развивающие и формирующие функции физическая культура студентов наиболее полно реализует в системе физического воспитания, направленного на решение следующих основных задач:

  • всестороннее развитие физических способностей и на этой основе укрепление здоровья и обеспечение высокой работоспособности;
  • овладение техникой двигательных действий различных видов спорта;
  • овладение специальными знаниями, формирование потребности систематически заниматься физическими упражнениями;
  • обеспечение необходимой физической подготовленности в соответствии с требованиями избранной профессии;
  • освоение организаторских умений и навыков по проведению самостоятельных форм занятий физической культурой.

Одной из важнейших задач в преподавании учебной дисциплины "Физическая культура" является внедрение в молодежную среду ценностей физического воспитания, которое рассматривается как базовый фактор физкультурного образования, способствующий общему и профессиональному развитию личности.

1.4. Ценности физической культуры и спорта

Рассматривая физическую культуру в ценностном аспекте, следует выделять следующие группы ценностей:

  • интеллектуальные (знания о методах и средствах развития физического потенциала человека),
  • двигательные (лучшие образцы моторной деятельности, достигаемые в процессе физического воспитания и спортивной подготовке),
  • технологические (комплексы методических руководств, практических рекомендаций, методики оздоровительной и спортивной тренировки, формы организации физической активности, ее ресурсного обеспечения),
  • интенционные (сформированность общественного мнения, престижность физической культуры в обществе),
  • мобилизационные (способность к рациональной организации бюджета времени).

Физическая культура и спорт воспитывают у студентов потребность в организации здорового стиля жизни, что тесно связано с воспитанием их ценностного отношения к предмету путем развития клубной деятельности (объединяющей студентов по интересам), способствуя активизации их творческой деятельности в овладении навыками продуктивной самостоятельной работы. Это предусматривает создание физкультурного пространства (инфраструктуры физической культуры), способствующей объединению студенческого актива, привлечению из студенческой среды волонтеров, участвующих в организации массовых физкультурных мероприятий (спортивных вечеров, массовых соревнований), в целом обеспечивающих усиление роли различных форм студенческого самоуправления, развития демократических основ творческой самореализации студенческой молодежи.

Спорт, создающий ценности спортивной культуры, всегда являлся мощным социальным феноменом и средством успешной социализации. Об этом свидетельствуют и научные данные, и примеры жизненного пути многих выдающихся спортсменов. По данным социологических опросов современной молодежи, спортсменов, становится ясно, что именно спорт оказал значительное влияние на их представление об общественной жизни и мире в целом.

При правильной организации спортивной деятельности она может стать серьезным и действенным средством формирования социальной активности и здорового образа жизни и стиля детей и молодежи. Однако современная система физического воспитания при всем ее зачастую хаотичном многообразии форм не смогла привлечь основную массу детей и молодежи к занятиям различными упражнениями. Это не позволило использовать в качестве основного средства физического воспитания самое главное достижение спортивной культуры.

Taк, из социологических данных известно, что подавляющее большинство школьников и студентов хотели бы заниматься спортом, однако их желание искусственно сдерживается организационно-управленческими и программно-методическими недоработками и недооценкой спорта как эффективного инструмента развития личности подрастающего человека, который вступает в социальную жизнь.

Люди, прошедшие школу спорта, убеждены, что спорт помог им воспитать веру в свои силы и возможности, а также умело ими воспользоваться. Спорт учит идти на разумные жертвы ради достижения цели. Уроки, усвоенные юными спортсменами на спортивном поле , затем, как правило, помогают им в жизни. Многие из спортсменов утверждают, что спорт сделал из них человека, способного быть личностью. Посредством спорта реализуется принцип современной жизни - "рассчитывать на самого себя". Это означает, что достижение успеха в любом виде деятельности зависит, прежде всего, от личных индивидуальных качеств: честолюбия, инициативы, трудолюбия, терпения, волевых качеств и трезвой оценки своих возможностей. Успешно развить эти качества можно, прежде всего, в спортивной деятельности. Однако эффективность социализации личности в спорте во многом зависит от того, какие ценности спортивной культуры осваиваются человеком, как организован процесс спортивного воспитания.

Спорт вырос в социально значимое явление, поскольку его ценностный потенциал обеспечивает прогресс развития и общества, и личности. Рассматривая спорт как часть общей культуры, мы выделяем в структуре его ценностей три важнейших компонента:

  • общекультурный;
  • социально-психологический;
  • специфический.

Общекультурный компонент ценностей спортивной культуры составляют социальные процессы правового, экономического, политического, информационного и образовательного полей социального пространства.

Социально-психологический компонент ценностей спортивной культуры обеспечивается уровнем общественного сознания, общественного мнения, интересов, мотивов, ценностных ориентаций людей, а также уровнем взаимоотношений, которые выстраиваются в сфере спорта ("тренер-спортсмен", и "спортсмен - спортивный коллектив" и т.д.).

Специфический компонент ценностного потенциала спортивной культуры выражается в способности спорта удовлетворять потребности человека в физическом совершенствовании, социализации, формировании здоровья, самореализации и повышении социального престижа личности в обществе путем достижения высокого результата, победы, рекорда. Осваивается данная группа ценностей путем спортивного совершенствования и воспитания.

В целом освоение ценностей спортивной культуры возможно только в процессе организации активности человека в сфере спорта.

Однако на сегодняшний день к занятиям спортом привлечено не более 10% населения России. Тем самым не используется в полной мере ценностный потенциал спортивной культуры. В то же время тревожно звучит сигнал педагогов и социологов о демографическом кризисе, отсутствии национальной идеи в российском обществе, духовном и физическом неблагополучии страны. В связи с этими обстоятельствами перед образованием ставится задача формирования жизнеспособной личности. Жизнеспособность - это стремление человека выжить, не деградируя в ухудшающихся условиях социальной и культурной среды, воспроизвести и воспитать жизнестойкое в биологическом и социальном плане потомство, стать индивидуальностью, сформировать смысложизненные установки, самоутвердиться, найти себя, реализовать свои задатки и творческие возможности, преобразуя при этом среду обитания, делая ее более благополучной для жизни, не деформируя и не уничтожая ее.

Это интегральное качество человека, обладающего совокупностью ценностных ориентаций, личностных установок, разносторонних способностей, базовых знаний, позволяющих ему успешно функционировать и гармонично развиваться в изменяющемся социуме. В личностном контексте жизнеспособность проявляется в высоком уровне социальной активности, направленной, прежде всего, на формирование самого себя в соответствии с заданными целями личностного и профессионального самоопределения.

Вопросы для самоконтроля

Дайте определение и раскройте содержание основных понятий физической культуры и спорта:

  1. "физическая культура",
  2. "физическое воспитание",
  3. "спорт",
  4. "физическая рекреация",
  5. "двигательная реабилитация",
  6. "физическая подготовка",
  7. "физическое развитие",
  8. "физические упражнения".
  9. История развития физической культуры в Древнем мире.
  10. История развития физической культуры в СССР.
  11. История развития физической культуры в России.
  12. Цели и задачи физической культуры в высшем учебном заведении.
  13. Физическая культура студентов: структура, характеристика.
  14. Охарактеризуйте деятельность Российского студенческого спортивного союза.
  15. Интеллектуальные ценности физической культуры и спорта.
  16. Двигательные ценности физической культуры и спорта.
  17. Технологические ценности физической культуры и спорта.
  18. Интенционные ценности физической культуры и спорта.