Балет лебединое озеро количество балерин. П.Чайковский «Лебединое озеро. XX век - наше время

Сейчас, когда балеты Чайковского составляют основу музыкальных театров мира, трудно даже представить себе, что его «Лебединое озеро» было принято в то время довольно сдержанно.

Знаменитый Петипа признавался, что ему было трудно работать над балетами Чайковского. Почему?

Чтобы понять это, надо немного углубиться в историю русского балета.

Н. Кузнецов «Портрет Чайковского»

Из истории русского балета

Первые балетные представления в России ещё не были балетом в полном смысле этого слова. 17 февраля 1672 г. , на масленицу, такое представление состоялось при дворе царя Алексея Михайловича в селе Преображенском близ Москвы. После исполнения куплетов, восхваляющих свойства души царя-батюшки, выступила танцевальная группа. Вот с этого выступления и начался в России балет.

В дальнейшем развитию танцевального искусства способствовал Петр I , который даже издал указ, согласно которому танцы стали обязательной частью придворного этикета, а дворянская молодежь обязана была обучаться танцам. Сухопутный шляхетный корпус, открытый в Петербурге в 1731 г., стал колыбелью русского балета: его выпускники должны были занимать высокие государственные должности, поэтому светское обхождение, в том числе и бальные танцы, входили в программу их обучения.

Танцмейстером корпуса с 1734 г. был Жан Батист Ланде , который и считается основоположником русского балетного искусства.

В 1738 г. он открыл первую в России школу балетного танца «Танцо́вальная Ея Императорского Величества школу» (ныне Академия русского балета имени А. Я. Вагановой). В специально оборудованных комнатах Зимнего дворца Ланде начал обучать танцам 12 русских мальчиков и девочек. Учеников набирали из детей простого происхождения. Обучение было бесплатным, воспитанники находились на полном содержании.

В царствование Елизаветы Петровны русский балет продолжал развиваться, но особую популярность он приобрёл во время правления Екатерины II . По случаю её коронации в московском дворце был дан балет «Радостное возвращение к аркадским пастухам и пастушкам богини весны », в котором участвовали и вельможи. Известно, что в придворном театре часто танцевал наследник престола Павел Петрович (Павел I ). В эпоху Екатерины II в России появился крепостной балет, состоящий из крепостных крестьян помещиков. Но и в это время балет ещё не был в таком виде, как мы понимаем его сейчас. Это были отдельные постановочные номера или танцы, которые показывались в антрактах оперы.

В. Баранов "Портрет Дидло"

Новых высот русский балет достиг в царствование Александра I , этим балет обязан Карлу Дидло , приехавшему в Россию в 1801 г.

Балет в это время был очень популярен в России. Об этом мы узнаем и из романа Пушкина «Евгений Онегин», роман этот не зря назван Белинским «энциклопедией русской жизни». Самыми известными балеринами того времени были ученицы Дидло Истомина и Телешова .

Блистательна, полувоздушна,
Смычку волшебному послушна,
Толпою нимф окружена,
Стоит Истомина. Она,
Одной ногой касаясь пола,
Другою медленно кружит,
И вдруг прыжок, и вдруг летит,
Летит, как пух от уст Эола,
То стан совьет, то разовьет,
И быстрой ножкой ножку бьет.

А.С. Пушкин «Евгений Онегин», гл.I

Очень любили балет и Николай I , и Александр II . Балетмейстер Мариус Петипа поставил несколько балетов на сюжеты русских сказок: «Конёк-горбунок», «Золотая рыбка». И вот в балет «приходит» П.И. Чайковский. Он сказал новое слово в каждом из жанров, в которых творил. И это новаторство часто было скрытым, поэтому и не сразу оцененным. Однако именно в балете реформаторская роль Чайковского является безусловной. Композитор обратился к балету в середине 70-х годов. К тому времени он был уже автором четырех опер, трех симфоний, двух квартетов и других сочинений. В письме к Римскому-Корсакову он признавался, что «давно хотел попробовать себя в этого рода музыке», несмотря на то, что серьёзные композиторы смотрели на балет свысока, оценивая балетную музыку как «низший род музыки».

Мариус Петипа

Балеты П.И. Чайковского

И действительно, ни один крупный русский композитор до Чайковского не обращался к сочинению балетов. Балеты, которые шли в Императорских театрах, не имели самостоятельной художественной ценности, так как не выходили за рамки иллюстрирования танцевальных номеров. Хотя именно эта тенденция создания партитур, учитывающих связь танцевальных номеров с развивающимся музыкальным сюжетом, уже намечалась во французском балете: «Жизели» Адана и «Коппелии» и «Сильвии» Делиба . От балета «Сильвия» был в восторге и Чайковский.Именно по этому пути и пошёл композитор, но ушёл далеко вперёд от французских композиторов: его балетные партитуры отличаются симфоническим развитием музыкальных образов, возможностью выражать сложные психологические состояния персонажей. Он даже сказал однажды: «... балет - та же симфония». Но балеты все-таки были в его понимании и в его музыкальном наследии совершенно особым явлением. Если сказать кратко – это воплощенная мечта о победе любви и добра. Все три его балета («Лебединое озеро», «Спящая красавица» и «Щелкунчик» ) основаны на сказочных сюжетах. Но в театральной практике его времени они были непривычны и новы.

История создания балета «Лебединое озеро» (1877)

«Лебединое озеро» - первый балет Чайковского. Его премьера прошла 4 марта 1877 г . на сцене Большого театра в Москве.

Это балет в IV актах. Либретто создано Владимиром Бегичевым и, предположительно, Василием Гельцером.

Сюжет балета построен на фольклорных мотивах, в основе - старинная немецкая легенда о прекрасной принцессе Одетте, превращённой в лебедя проклятием злого колдуна, рыцаря Ротбарта.

Прообразом для лебединого озера стал Воткинский заводской пруд, который находился напротив дома Чайковского, хотя в Германии распространено мнение, что прообразом является озеро, находящееся в предгорьях Альп в окрестностях города Фюссена. Существует также версия об озере в Лебедевой экономии Давыдовых (Черкасская область в Украине). Композитор часто бывал в имении Давыдовых (его сестры Александры), наблюдая за белоснежными птицами.

История постановок

Как мы уже отмечали, музыка балета первоначально не вызвала особого интереса, показалась сложной, а первая постановка балета вообще оказалась неудачной. Оригинальную хореографию создал Ю. Резингер , и она не имела успеха. Спектакль редактировался, и в 1894 г. был показан в постановке Л. Иванова . К 1895 г. для постановки в Мариинском театре было заново пересмотрено либретто (над ним работали М. Петипа и М.И. Чайковский, брат композитора). Эта версия в дальнейшем и стала классической. Но каждая постановка этого балета всегда имеет свои нюансы, поэтому из всех существующих редакций балета едва ли найдутся хотя бы две, имеющие полностью одинаковые театральные партитуры.

Сюжет балета



В старинной немецкой легенде рассказывается о прекрасной девушке, превращённой в белого лебедя.

Принц Зигфрид празднует своё совершеннолетие и в дворцовом парке замечает стаю лебедей, которая манит его за собой. На берегу озера среди девушек-лебедей он находит Одетту, королеву лебедей с короной на голове. Принц покорен её красотой, а её рассказ о преследованиях злым хозяином озера Ротбартом вызывает в нём возмущение и желание помочь ей. Зигфрид клянется Одетте в вечной любви. Но на балу, по велению матери, он должен выбрать себе невесту. Принц безучастен к претенденткам, но вдруг появляется Одиллия, и в ней Зигфрид видит Одетту – её он и выбирает. Но тут же Зигфрид понимает, что совершил роковую ошибку. Он бежит к озеру и молит Одетту о прощении, но та его не прощает. Тогда Зигфрид срывает с её головы корону, бросая вызов Ротбарту, олицетворяющему образ хозяина озера. Корона спасала Одетту от преследования, но принц надеется, что девушка-лебедь уйдет с ним в мир людей. Но бурные волны разбушевавшегося озера поглощают Одетту и Зигфрида.

Жизнь балета



На премьере балета в 1877 г. партии Одетты и Одиллии танцевала П. Карпакова , Зигфрида – А.Г. Гиллерт , Ротбарта – С.П.Соколов . А затем за длинную историю жизни балета его партии исполняли лучшие танцовщики мира, постановщиками были лучшие балетмейстеры мира, а дирижировали лучшие дирижёры. По мотивам балета сняты мультфильм, полнометражное аниме, кино- и телевизионные версии полного балета.

«Лебединое озеро» стало уникальным явлением мировой художественной культуры. Балет воплотил в себе все богатство романтического балета XIX в. и во многом определил развитие балетного театра в дальнейшем. И сейчас он является одним из самых востребованных спектаклей во всём мире.

П. И. Чайковский балет «Лебединое озеро»

Балет «Лебединое озеро» вот уже более века пленяет сердца поклонников классической музыки. Он по праву считается эталоном высокого искусства, а многие танцоры с мировым именем гордились тем, что им выпала такая удача – исполнить партию в этом спектакле. «Лебединое озеро» без доли преувеличения можно назвать жемчужиной русской классики, а П.И. Чайковского – великим композитором. В основу балета легла сказка рыцарской эпохи. Это трепетная и прекрасная история любви, наполненная множеством препятствий и испытаний, подстерегающих юных влюбленных.

Краткое содержание балета Чайковского «Лебединое озеро» и множество интересных фактов об этом произведении читайте на нашей странице.

Действующие лица

Описание

Одетта принцесса, превращенная в белого лебедя
Зигфрид молодой принц
Одиллия дочь Ротбарта, черный лебедь
Владетельная Княгиня мать Зигфрида
Ротбарт злой волшебник
Бенно друг принца Зигфрида
Вольфганг наставник Зигфрида

Краткое содержание


Действие балета начинается в старинном замке, во время празднования совершеннолетия наследника престола Зигфрида. Сюжет пропитан духом эпохи, этому во многом способствует обряд посвящения в рыцари, означающий, что наследник вступает во взрослую жизнь. Но он жаждет любви, и конечно среди гостей достаточное количество красоток, каждая из которых была бы счастлива оказаться рядом с ним. Принц же мечтает о светлом чувстве и как самый настоящий романтик, лелеет в душе образ идеальной возлюбленной.

Юный Зигфрид, благодаря вмешательству самой Судьбы, переносится на берег волшебного озера и знакомится с очаровательной девушкой, образ которой так долго преследовал его во снах и наяву. Ею оказывается Прекрасная Лебедь Одетта и пылкий юноша тотчас признается ей в своих чувствах и обещает хранить верность.

Но напрасно радуется наследник престола такой удаче, Судьба готовит для него настоящие преграды, препятствуя их взаимной любви и испытывает прекрасную пару ревностью и изменой. Обернувшись загадочным рыцарем и представ в замке принца с двойником Одетты, она заставляет влюбленного юношу, ослепленного эмоциями, нарушить все клятвы данные своей избраннице. Но даже пройдя через все преграды, влюбленным не суждено оказаться вместе, никто не в силах нарушить планы Судьбы, которая скрывает от Зигфрида его возлюбленную, оставляя его одного на берегу прекрасного волшебного озера.

Фото:





Интересные факты

  • Этот сказочный балет, невероятно популярный в наши дни, буквально провалился на первой премьере. Глубоко расстроенный автор заявил, что его оценят, но позже и время этого произведения еще впереди. Это «позже» наступило уже через 18 лет с блистательными постановками Льва Иванова и Мариуса Петипа.
  • Кстати, вы слышали поговорку про «девятого лебедя в пятом ряду»? Она обозначает артиста, не добившегося успеха в карьере, который вынужден постоянно довольствоваться второстепенными ролями и массовкой.
  • Роли Одетты и Одиллии исполняются одной балериной.
  • Майя Плисецкая в течение 30 лет исполняла партию Одетты-Одиллии на сцене Большого театра.


  • В 1968г. новый сорт белой розы был назван «Лебединое озеро»
  • В своей версии известного балета, Мэттью Борн впервые заменил всех действующих балерин танцорами-мужчинами, что также принесло огромный успех и интерес публики. Данная версия снискала бурные овации на сценах США, Греции, Израиля, Турции, России, Нидерландов, Австралии, Италии, Кореи, Японии, Франции, Германии и Ирландии, а также была удостоена более 30 международных наград.
  • Американской публике балет «Лебединое озеро» впервые предстал в Театре Балета Сан-Франциско.
  • Британская постановка «Лебединого озера» Грэма Мёрфи в 2002 году основывалась на скандальном разрыве между Принцем Чарльзом и Принцессой Дианой.
  • Выход постановки Иванова и Петипа в 1894 году был отложен на длительное время по причине смерти императора Александра III и последующего официального траура.
  • Буквально за четыре года до того, как Чайковский получил этот заказ, он уже сочинил небольшой балет «Озеро лебедей» для детей, который был исполнен под чутким руководством композитора в 1871 году, в имении Каменка.


  • Работа над спектаклем длилась около года, причем с небольшими перерывами из-за того, что композитор также сочинял еще и Третью симфонию в этот период.
  • Многие почитатели творчества Чайковского гадают, что же могло вдохновить его на написание такой проникновенной и красивой музыки? Есть мнение, что это заслуга озера в Черкасской области, где обитают лебеди. Там как раз несколько дней отдыхал композитор, любуясь местной природой. А вот в Германии уверены, что в балете рассказывается именно о Лебедином озере, которое располагается поблизости города Фоссен.
  • Первоначально для премьеры в 1876 году была выбрана прима Анна Собещанская, но она сильно поссорилась с композитором, поэтому эту роль предложили Полине Карпаковой. Как оказалось, причина возникшего конфликта в том, что приму не устраивало отсутствие в 3 акте хоть одного сольного танцевального номера. Есть сведения, что Собещанская даже отправилась специально к М. Петипа и попросила вставить соло на его музыку в это действие. Если балетмейстер выполнил ее просьбу, то композитор наотрез отказался вставлять фрагмент не своей музыки. Вскоре Чайковский предложил уладить конфликт и написал все же ей соло, чуть позже к нему добавились и вариации.
  • Смета на премьерный показ «Лебединого озера» была очень мала и составила около 6.800 рублей.
  • Известный критик Герман Ларош отметил после премьеры музыку балета, но все, что касалось танцевальной стороны он назвал «скучным и бедным».
  • В прессе похвалу журналистов получила лишь работа художника Карла Вальца, который специально разработал технологию, обеспечивающую иллюзию тумана с помощью пара.
  • Исследователи предполагают, что в основе литературного первоисточника могут лежать: сказка «Лебединый пруд», «Похищенная вуаль» Мазуеса, а также немецкая старинная легенда.
  • Лев Иванов во время работы над постановкой балета переосмыслил костюмы танцовщиц, убрал лебединые крылья, чтобы освободить их руки, предоставив им возможность двигаться. Также ему принадлежит уже легендарный «Танец маленьких лебедей» из второго акта.


  • Лавры лучшей исполнительницы партии Одетты принадлежат Пьерине Леньяни, которая выполняла все танцевальные движения особо изящно, даже 32 фуэте. Впервые в этой роли она выступила на сцене Мариинского театра.
  • Многие жители бывшего СССР запомнили этот балет с весьма тревожными событиями в жизни страны, ведь во время августовского путча, произошедшего в 1991 году именно этот спектакль транслировали все телеканалы.
  • Во всеми любимом мультфильме «Ну, погоди!» (15 выпуск) показана пародия на Танец маленьких лебедей. Вообще, классическую музыку можно довольно часто услышать в

    В 1875 году П.И. Чайковский получил очень неожиданный заказ от дирекции императорских театров. Они предложили ему взяться за «Озеро лебедей», вот только, как правило, оперные композиторы в то время почти не работали в жанре балета, не считая Адана. Однако Петр Ильич не стал отклонять этот заказ и решил попробовать свои силы. Композитору предложили для работы сценарий В. Бегичева и В. Гельцера. Примечательно, что в его основе преимущественно были различные сказки и легенды, в которых встречаются девушки, превращенные в лебедей. К слову, несколько десятилетий назад императорская труппа уже обращала внимание именно на этот сюжет и даже было создано на заказ «Озеро волшебниц».

    Чайковский окунулся в работу с головой и очень ответственно подошел к каждому шагу. Композитору пришлось изучать полностью танцы, их очередность, а также какая именно музыка должна быть написана для них. Ему даже пришлось подробно изучить несколько балетов, чтобы отчетливо понимать композицию и структуру. Лишь после всего этого он смог приступить к написанию музыки. Что касается партитуры, в балете «Лебединое озеро» раскрываются два образных мира – фантастический и реальный, однако, подчас границы между ними стерты. Красной нитью через все произведение проходит нежнейшая тема Одетты.


    Буквально за год была готова партитура балета и он приступил к оркестровке. Таким образом, к осени 1876 года уже началась работа над постановкой спектакля, которую поручили В. Рейзингеру. К тому времени он уже несколько лет трудился на должности балетмейстера Большого театра. Вот только многие его работы, начиная с 1873 года потерпели фиаско.

"Лебединое озеро" балет Петра Ильича Чайковского в двух действиях и четырёх актах.
Либретто-Владимир Бегичев.

Пролог.

Лунная ночь,озеро,по берегу гуляет прекрасная принцесса Одетта.Вдруг тень огромной птицы закрывает лунный свет.Злой волшебник,Ротбарт,отвергнутый Одеттой, насылает злые чары на девушку,Одетта превращается в белого лебедя.Снять злые чары может только принц,полюбивший Одетту и сдержавший клятву вечной верности.

Действие первое
Картина первая

Вдали виднеется родовой замок Зигфридов,лужайка,речка,мост,на веранде придворная молодёжь празднует совершеннолетия принца,весёлые танцы и смех,пляски шута.Внезапно появляется владетельная принцеса,мать Зигфрида,вручает принцу в подарок арбалет и напоминает,что завтра,на балу,принц должен выбрать невесту.Веселье затихает,задумчивый принц видит стаю лебедей и вспоминает о подарке матери.

Картина вторая

Берег озера,принц следует за лебедями,прилетевшими на ночлег.Взяв в руки арбалет,Зигфрид прицеливается в лебедь и вдруг вспышка света,появляется Одетта.Умоляя о пощаде,она рассказывает историю колдовства Злого гения Ротбарта.Принц,очарованный необыкновенной красотой девушки,влюбляется в Одетту,обещает разрушить злые чары колдуна.Остальные лебеди,превратившись в красавиц,выходят на берег и танцуют для принца.В порыве любви,Зигфрид даёт клятву вечной верности Одетте, но Злой гений Ротбарт,притаившись в развалинах,подслушивает разговор.

Действие второе Картина третья

Замок,бал в честь принца,собираются невесты для принца,но Зигфрид сообщает матери,владетельной принцессе, что он не будет делать выбор.Все мысли принца о прекрасной Одетте.На балу появляется волшебник Ротбарт,с дочерью Одеттой.Поразительное сходство с Одеттой,принц очарован и приглашает Одилию на танец,в окне бьётся прекрасная лебедь,но принц ничего не видит.Мать Объявляет Одилию,невестой принца,злой волшебник заставляет Зигфида произнести клятву любви и верности.Гром,молнии,меркнет свет,принц видит в окне Одетту и понимает коварный обман Злого гения,но зло свершилось,Ротберт торжествует и исчезает с бала.В отчаянии, принц бежит на берег лебединого озера.

Картина четвертая

Берег озера,принц ищет Одетту,он в смятении,на рассвете девушка должна погибнуть от чар Ротберта. Зигфрид умоляет о прощении,он понял ошибку,давая клятву Одетте,он думал и видел Одилию.Девушка прощает его,но колдовство не проходит,Злой гений наслаждается страданиями влюблённых,он хочет погубить принца.Буря,молнии,чёрная свита лебедей налетает на белых,принц сражается в смертельной схватке с Ротбартом,он готов умереть ради любимой.На помощь принцу приходит Одетта,схватка добра со злом окончена,ничто не может победить настоящую любовь.Чары падают,волшебство разрушено,белая лебедь превращается в девушку.

Эпилог

Рассвет,Зигфрид и Одетта встречают восход солнца.Добро торжествует,любовь побеждает любое колдовство,Злой гений побеждён.

«Лебединое озеро» - балет Петра Ильича Чайковского в четырёх актах. Либретто Владимира Бегичева и, возможно, Василия Гельцера с дополнениями самого композитора.

Сюжет

В основу сюжета положены многие фольклорные мотивы, частично использованные до этого в различных литературных произведениях, а также оперных и балетных либретто.

Чары злого гения действуют днем, но с приходом луны белый лебедь превращается в прекрасную Одетту. Она не одинока, на озере её окружают заколдованные девушки-лебеди, назвавшие Одетту королевой лебедей. По легенде, слезы матери по похищенной злодеем дочери образовали волшебное «лебединое озеро». Заклятие может быть разрушено только верной любовью молодого человека, но если обет вечной любви нарушится, она навсегда останется лебедем. В четырёх картинах балета чередуются реальные и фантастические картины. Празднуя своё совершеннолетие в дворцовом парке, принц Зигфрид веселится среди друзей, однако пролетевшая над парком стая лебедей манит его за собой. В лесу, на берегу озера среди девушек-лебедей принц находит Одетту, королеву лебедей с короной на голове. Покорённый её красотой и потрясённый её рассказом о преследованиях злым хозяином озера Ротбартом, Зигфрид клянётся Одетте в вечной любви. На балу в замке, по велению матери Зигфрида, он должен выбрать себе невесту. Самые первые красавицы танцуют перед ним. Происходит чередование национальных танцев: испанский, неаполитанский, венгерский, польский (мазурка) - однако принц безучастен, пока не появляется Одиллия , в которой Зигфриду видится Одетта, ей он и отдаёт предпочтение. Поняв, что совершил роковую ошибку, Зигфрид бежит к озеру и молит Одетту о прощении, но не получает его. Срывая с головы Одетты корону (корона спасала Одетту от преследования), Зигфрид бросает вызов Ротбарту, хозяину озера, олицетворяющему в балете образ фатума . Принц надеется, что девушка-лебедь уйдёт с ним в мир людей. В сказке бурные волны разбушевавшейся на озере стихии поглощают Одетту и Зигфрида.

История постановок

Сценическая история спектакля складывалась трудно. Премьера прошла 20 февраля (4 марта ) года на сцене московского Большого театра в исполнении артистов императорской труппы. Оригинальная хореография принадлежала балетмейстеру Венцелю Рейзингеру . Балет делился на четыре акта - по одной картине в каждом. Первой исполнительницей партий Одетты и Одилии стала Полина Карпакова . На четвёртом представлении главную партию впервые исполнила Анна Собещанская .

Постановка Рейзингера успеха не имела и была признана неудачной. В 1882 году балетмейстер Иосиф Гансен возобновил и частично отредактировал старый спектакль. 17 февраля 1894 года в концерте, посвящённом памяти П. И. Чайковского, была впервые показана «лебединая» картина II акта балета в постановке Льва Иванова (главные партии исполнили Пьерина Леньяни и Павел Гердт).

Премьера целого спектакля состоялась 15 (27 ) января года в Мариинском театре . Балетмейстером Петипа совместно с М. И. Чайковским были заново пересмотрены либретто и, совместно с композитором Рикардо Дриго - партитура. Петипа принадлежали хореография I акта, III акт (за исключением венецианского и венгерского танцев) и апофеоз; Льву Иванову - II акт, венецианский и венгерский танцы III акта и IV акт.

Версия Петипа-Иванова стала классической. Она лежит в основе большинства последующих постановок «Лебединого озера», за исключением модернистских. Чаще всего используется каноническая хореография второго, «лебединого», акта Иванова и «чёрного» pas d’action (нередко преобразованный в pas de deux принца Зигфрида и Одиллии) Петипа. Однако влияние петербургской постановки на всю последующую судьбу балета гораздо шире механического воспроизведения отдельных её элементов. По сути, в ней были заложены основные традиции, определяющие подход новых балетмейстеров к авторскому тексту П. И. Чайковского. Свободный пересмотр либретто и столь же свободная перекомпоновка партитуры с пополнением её фрагментами небалетной музыки П. И. Чайковского прочно вошли в театральный обиход.

На сегодняшний день из всех существующих редакций балета едва ли найдутся хотя бы две, имеющие полностью одинаковые театральные партитуры. Наиболее радикальными в этом отношении версиями считаются венская постановка Рудольфа Нуреева и версия Владимира Бурмейстера , а наиболее распространённые замены заключаются в возвращении в III акт вариаций главных героев, написанных Чайковским для pas de six и pas de deux Собещанской и включение в 4-ю картину дуэта на музыку второй вариации из pas de six . «Лебединая» картина Льва Иванова наиболее точно восстановлена в оригинальном спектакле Джона Ноймайера «Иллюзии – как „Лебединое озеро“» ().

Постановки

XIX век

Большой театр

  • 20 февраля (4 марта ) года - балет в четыре актах, балетмейстер Венцель Рейзингер , дирижёр-постановщик Степан Рябов (Одетта и Одиллия - Полина Карпакова , затем - Анна Собещанская)
  • 13 (25 ) января года - возобновление балета в новой редакции, балетмейстер Йозеф Ганзен по спектаклю Рейзингера, с частичными изменениями хореографии.
  • 28 октября (9 ноября ) года - возобновление балета, балетмейстер Гансен (Одетта - Лидия Гейтен)

Пражский театр

  • 9 февраля 1888 года - II акт, балетмейстер - Августин Берже (Одетта - Джульетта Пальтриньери)

Мариинский театр

  • 17 февраля 1894 года - II акт (в концертной программе «Памяти П. И. Чайковского») балетмейстер Лев Иванов (Одетта - Пьерина Леньяни , принц Зигфрид - Павел Гердт)
  • 15 (27 ) января года - полная постановка балета в новой драматургической и музыкальной редакции в трех актах, четырёх картинах; либретто М. И. Чайковского , музыкальная композиция Р. Е. Дриго и М. И. Петипа , балетмейстеры Петипа (1-я картина 1-го акта, 2-й акт, им же осуществлена предварительная разработка танцев и мизансцен 3-его акта) и Иванов (2-я картина 1-го акта в версии 1894 г., венецианский и венгерский танцы во 2-м акте, 3-й акт по планам Петипа); мужская вариация в pas d’action 2-го акта - А. А. Горского , с 1914 г. в его же постановке исполнялся испанский танец во 2-м акте.

XX век - наше время

В России

Большой театр
  • 1901 год - перенос петербургского спектакля Петипа и Иванова с частичным пересмотром хореографии, балетмейстер А. А. Горский , художники Александр Головин и Константин Коровин (Одетта и Одиллия - Аделина Джури , Зигфрид - Михаил Мордкин)
  • 1920 год - новая постановка, балетмейстер Александр Горский, режиссёр В. И. Немирович-Данченко , художник Константин Коровин (второй акт), дирижёр Андрей Арендс (Одетта - Елена Ильющенко , Одиллия - Мария Рейзен)
  • 1937 год - возобновление постановки Горского с новой четвёртой картиной, балетмейстеры Евгения Долинская (восстановление 1-3-го картин) и Асаф Мессерер (новая постановка 4-й картины) дирижёр Юрий Файер (Одетта и Одиллия - Марина Семёнова , Зигфрид - Михаил Габович , Ротбарт - Пётр Гусев)
  • 1969 год - Большой театр, балетмейстер Юрий Григорович , художник Симон Вирсаладзе , дирижёр Альгис Жюрайтис (Одетта и Одиллия - Наталья Бессмертнова , Зигфрид - Николай Фадеечев)
Театр им. Кирова / Мариинский театр
  • 1933 год - балет в трёх актах и четырёх картинах, новая постановка с сохранением основных фрагментов хореографии Петипа и Иванова; либретто В. В. Дмитриева , музыкальная композиция Б. В. Асафьева , балетмейстер А. Я. Ваганова , режиссёр С. Э. Радлов , дирижёр Евгений Мравинский . Партия героини впервые поделена на двух балерин (Одетта - Галина Уланова , Одиллия - Ольга Иордан , Зигфрид - Константин Сергеев)
  • 1945 год - возобновление постановки Петипа и Иванова в новой хореографической и режиссёрской редакции, балетмейстер Ф. В. Лопухов (, декорации - Б. И. Волкова, костюмы Татьяны Бруни (Одетта и Одиллия - Наталья Дудинская , Зигфрид - Константин Сергеев, Ротбарт - Роберт Гербек)
  • 8 марта 1950 года - новая редакция спектакля Петипа и Иванова, балетмейстер К. М. Сергеев - спектакль сохраняется в репертуаре Мариинского театра по настоящее время
Малый театр оперы и балета / Михайловский театр
  • 1958 год - возобновление постановки Петипа и Иванова в первоначальной версии 1895 г., балетмейстеры Лопухов и К. Ф. Боярский (Одетта - Вера Станкевич , Одиллия - Татьяна Боровикова)

В последующие годы спектакль неоднократно переделывался и возобновлялся в отдельных частях

  • 2009 год - возобновление московской постановки А. М. Мессерера 1957 г., хореография Петипа, Иванова, Горского, Мессерера, постановка и новая хореографическая редакция - М. Г. Мессерер - спектакль сохраняется в репертуаре Михайловского театра по настоящее время
Московский музыкальный театр
  • 1953 год - Московский музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко , балетмейстеры Владимир Бурмейстер и Пётр Гусев (постановка 2-го акта по Льву Ива́нову, Одетта и Одиллия - Виолетта Бовт) - спектакль сохраняется в репертуаре театра по настоящее время

За рубежом

Почтовая марка Казахстана, 2009 год, 180 тенге

  • 1911 - Нью-Йорк, балетмейстер Михаил Мордкин (он же - исполнитель партии Зигфрида), Одетта и Одиллия - Екатерина Гельцер
  • 1925 - Белград, балетмейстер А. Фортунато
  • 1928 год - Тбилиси, балетмейстер Р. Баланотти
  • 1934 - Лондон, балетмейстер

Конечно, вы знаете мелодию, которой начинается балет. Но речь сегодня пойдет не только о музыке.



«Лебединое озеро». Она, словно музыкальный поводырь, вводит нас в мир, где на берегу таинственного озера родилось чувство прекрасной королевы лебедей Одетты и юного принца Зигфрида, а злой волшебник Ротбарт и его дочь Одиллия - двойник Одетты изо всех сил стараются погубить их любовь. Принцесса Одетта чарами злого волшебника превращена в лебедя. Спасти Одетту может только человек, который полюбит ее, даст клятву верности и сдержит эту клятву. Принц Зигфрид во время охоты на берегу озера встречает девушек-лебедей. Среди них находится лебедь Одетта. Зигфрид и Одетта полюбили друг друга. Зигфрид клянется, что он всю жизнь будет верен Одетте и спасет девушку от чар волшебника. Мать Зигфрида - Владетельная принцесса - устраивает в своем замке праздник, на котором принц должен выбрать себе невесту. Полюбив Одетту, принц отказывается от выбора невесты. В это время в замке появляется Злой волшебник под видом рыцаря Ротбарта со своей дочерью Одиллией, похожей на Одетту. Обманутый этим сходством, Зигфрид избирает невестой Одиллию. Злой волшебник торжествует. Поняв свою ошибку, принц спешит на берег озера. Зигфрид молит Одетту о прощении, но Одетта не может избавиться от чар волшебника. Злой волшебник решил погубить принца: поднимается буря, озеро выходит из берегов. Видя, что принцу угрожает смерть, Одетта бросается к нему. Для спасения любимого она готова на самопожертвование. Одетта и Зигфрид побеждают. Гибнет волшебник. Буря стихает. Белый лебедь становится девушкой Одеттой.


Легенда? Конечно, но Пётр Ильич Чайковский, сочиняя балет «Лебединое озеро», искал в этом сказочном сюжете мысли и настроения, близкие ему и его современникам. Так родилось произведение, где, следя за происходящим на сцене, вы видите во взаимоотношениях героев, в их отчаянии и надежде, в попытке отстоять своё право на счастье столкновение сил добра и зла, света и тьмы… Одетта и принц Зигфрид олицетворяют первые, Ротбарт и Одиллия - вторые.

П.И. Чайковский уже был, несмотря на свою молодость, известным композитором, когда начал писать балет «Лебединое озеро». Его проникновенный лиризм стал основанием для того, чтобы в историю музыки «Лебединое озеро» вошёл как альбом задушевных песен без слов.


О чем думал композитор, когда писал музыку «Лебединого озера»? О тех ли русских сказках, где живут «красны девушки-лебёдушки», что слышал в детстве. Или вспоминал стихи из «Царя Салтана», любимого своего поэта Пушкина: ведь и там величавая птица, спасенная князем Гвидоном, «полетела над волнами и на берег с высоты опустилася в кусты, встрепенулась, отряхнулась и царевной обернулась». А может быть, перед его мысленным взором возникли картины того счастливого времени, когда он гостил в Каменке - имении своей любимой сестры Александры Ильиничны Давыдовой и устраивал там с ее детьми домашние спектакли, одним из которых было «Лебединое озеро» и к которому Чайковский специально сочинил музыку. Кстати, тема лебедей, написанная им тогда, вошла в партитуру его нового балета.



Наверное, воздействовало на композитора все - и то, и другое, и третье: таково уже было в то время состояние его души. Но нам важно еще одно обстоятельство - композитор-симфонист, он писал такую партитуру балета, где музыка не иллюстрировала эпизоды либретто, но организовывала сценическое действие, подчиняла себе мысль хореографа, заставляла его формировать развитие событий на сцене, образы их участников - действующих лиц, их взаимоотношения в соответствии с замыслом композитора. «Балет - та же симфония», - скажет Петр Ильич позже. Но, создавая балет «Лебединое озеро», он уже тогда мыслил именно так - в его партитуре все взаимосвязано, все лейттемы «сплетены» в тугой узел, называемой музыкальной драматургией.



К сожалению, в 1877 году, когда состоялась премьера «Лебединого озера» на московской сцене, хореографа, который бы понял автора и поднялся до уровня его мышления, не оказалось. Тогда балетмейстер Большого театра Юлиус Рейзингер добросовестно пытался своими сценическими решениями проиллюстрировать литературный сценарий, написанный драматургом В. Бегичевым и танцовщиком В. Гельцером, используя музыку по традиции - в качестве ритмической основы. Но московский зритель, пленённый мелодиями Чайковского, ходил в Большой театр не столько смотреть балет, сколько слушать его волшебную музыку. Наверное, поэтому и спектакль, несмотря ни на что, достаточно долго - до 1884 года.

Своего второго рождения «Лебединое озеро» ждало почти десять лет - до 1893 года. Оно состоялось уже после кончины великого автора: на вечере его памяти петербургский хореограф Лев Иванов показал второй «лебединый» акт в своей постановке.

русский артист балета Иванов Лев Иванович - балетмейстер и балетный педагог...

Скромный балетмейстер Мариинского театра, всегда второй после всесильного мэтра Мариуса Петипа, он обладал поистине уникальной музыкальной памятью: по рассказам очевидцев, Иванов мог, прослушав один раз сложное произведение, тут же точно воспроизвести его на фортепиано. Но ещё более редким даром Иванова была его способность к пластическому видению музыкальных образов. И всем сердцем любя творчество Чайковского, он глубоко и тонко прочувствовал эмоциональный мир его балета и создал, действительно, зримую танцевальную симфонию - аналог «задушевным песням» Чайковского. Прошло уже более ста лет с того времени, а «лебединую картину», сочинённую Ивановым, всё ещё можно видеть в спектакле любого хореографа, независимо от его постановочной концепции в целом. За исключением, конечно, откровенно модернистских.


Ценность гениального решения Иванова сразу понял Мариус Петипа и предложил ему совместно поставить балет полностью. По его указанию, дирижёр Ричард Дриго подготовил новую музыкальную редакцию, а брат композитора Модест Ильич переработал либретто. Так родилась знаменитая редакция М. Петипа и Л. Иванова, которая живёт на сцене до сих пор. Главный балетмейстер Московского Большого театра Александр Горский также неоднократно обращался к этому произведению Чайковского. Его последняя постановка 1922 года обрела признание и занимает своё достойное место на современной сцене.

В 1969 году в Большом театре зрители увидели ещё одну постановку «Лебединого озера» - своеобразный итог раздумий над партитурой Чайковского выдающегося мастера Юрия Григоровича.



Сейчас «Лебединое озеро» - один из самых знаменитых и любимых зрителем балетов. Он обошел, наверное, все балетные сцены мира. О нём размышляли и размышляют и, видимо, еще будут размышлять, силясь постичь тайны и философские глубины музыки, сочиненной Чайковским, представители многих поколений хореографов разных стран. Но самый белый лебедь, рожденный фантазией великого композитора, всегда останется символом русского балета, символом его чистоты, величия, его благородной красоты. И не случайно именно русские балерины, выступая в роли королевы лебедей Одетты, остались в памяти людей, как прекрасные легенды - Марина Семенова, Галина Уланова, Майя Плисецкая, Раиса Стручкова, Наталия Бессмертнова…



Мастерство артистов балета России признано во всем мире. Одной из лучших балетных трупп страны уже много лет является балет Музыкального театра имени К.С.Станиславского и Вл.И.Немировича-Данченко. Этот самобытный, никому не подражающий коллектив имеет свое лицо и пользуется любовью зрителей как в России, так и за рубежом.

В самом центре Москвы, на большой Дмитровке (Пушкинской улице), находится здание Академического музыкального театра имени К.С.Станиславского и Вл.И.Немировича-Данченко. Театр с гордостью носит имена своих основателей - выдающихся режиссеров Станиславского Немировича-Данченко. Великие мастера вошли в историю мирового искусства как преобразователи драматического и музыкального театра. Реализм, высокие гуманистические идеалы, гармония всех выразительных средств театра - вот что отличало постановки Станиславского и Немировича-Данченко. Новаторству и традициям своих основателей театр стремится быть верен и сегодня.



В 1953 году поистине революционный переворот в понимании полотна Чайковского совершил спектакль, показанный на сцене Московского музыкального театра имени К.С.Станиславского и Вл.И.Немировича - Данченко Владимиром Бурмейстером.



Это было поистине новое слово в прочтении старого шедевра классического наследия, о чем и написала в своей рецензии великая Галина Уланова: «Лебединое озеро» в Театре имени К.С.Станиславского и Вл.И.Немировича - Данченко показало нам, как плодотворны, могут быть искания художников в области старого классического балета, где, казалось, всё раз и навсегда установлено».

Многие годы замечательный мастер был главным балетмейстером Музыкального театра. По праву В.П.Бурмейстер вошел в историю советского балета как яркий, самобытный мастер, обладающий своим неповторимым почерком. Среди его лучших спектаклей: «Лола», «Эсмеральда», «Снегурочка». «Виндзорские проказницы», «Берег счастья», «Жанна д’Арк», «Штраусиана». Вершиной творчества Бурмейстера стало создание новой, оригинальной редакции «Лебединого озера».


Творческий путь В.П.Бурмейстера начался в Московской мастерской драматического балета, которой руководила Н.С. Гремина. В конце двадцатых годов В.Бурмейстер блистал на эстраде как неповторимый исполнитель венгерских и особенно испанских танцев. Затем Бурмейстер стал артистом Московского художественного балета, в дальнейшем этот коллектив вошел в состав Музыкального театра. Большое влияние оказала на Бурмейстера встреча с Владимиром Ивановичем Немировичем-Данченко. Молодой хореограф стал искать на балетной сцене правду чувств, искренность переживаний. Именно Немирович-Данченко предложил Бурмейстеру создать новую редакцию «Лебединого озера». Работа, начавшаяся как экспериментальная, шла не один год. В постановочную группу вместе с В.П.Бурмейстером входили: тонкий знаток русского классического балета П.А.Гусев, дирижер В.А.Эндельман, художник А.Ф.Лушин. Каждый из них внес свой вклад в успех спектакля. Хочется вспомнить и то, что помощь в восстановлении первоначальной редакции партитуры балета оказали научные сотрудники музея П.И.Чайковского в Клину.


25 апреля 1953 года на сцену вышли: В.Бовт (Одетта - Одиллия), А.Чичинадзе (Принц), А.Сорокин (Шут), А.Клейн (Злой волшебник Ротбарт), О.Берг (Владетельная принцесса). В спектакле так же участвовали М.Редина, Э.Кузнецова, Э.Власова, М.Салоп, О.Шелков, Л.Якунина, Г.Труфанов. И.Еленин и другие.

Успех превзошел все ожидания. «Лебединое озеро» в Музыкальном театре стало большим событием в театральной жизни Москвы.

Так, О.Лепешинская в газете «Правда» писала о смелом и своеобразном решении спектакля В.Бурмейстером. Известная балерина отмечала свежесть, новизну, выдумку в сценическом воплощении музыки. «Балетмейстер творчески подошел к восприятию классических традиций «Лебединого озера», умело при этом используя опыт, накопленный советским балетным театром в создании реалистичного спектакля. В.Бурмейстер создает целеустремленное сквозное действие на протяжении всего балета, подчиняет отдельные эпизоды общему замыслу».

Композитор А.Спадавеккиа восхищается мастерством В.Бовт: «Она создает внутренне насыщенный, впечатляющий образ. Особо хочется отметить уверенную технику и чистоту формы ее танца».

В «Известиях» была помещена восторженная статья М.Семеновой. Здесь читаешь такие слова: «В новой постановке «Лебединого озера», более осмысленной, чем прежние, многое радует смелыми решениями, интересными находками и творческим режиссерским прочтением партитуры».

«Театр одержал большую победу, впервые за его существование создана такая грандиозная хореографическая постановка», - это цитата рецензии М.Плисецкой, которая сама выступала в спектакле в партии Одетты - Одиллии, ее партнером был артист Большого театра Ю.Кондратов. Характерно, что в спектакле танцевали солисты других балетных трупп. Это артисты Ленинградского театра оперы и балета имени С.М.Кирова, О.Моисеева, А.Осипенко, С.Кузнецов, балерина театра «Эстония» Х.Пуур.

В 1976 году партию Принца на сцене Музыкального театра танцевал Мишель Брюгель, солист парижской Гранд - опера, где в 1960 году Бурмейстер повторил свою постановку «Лебединого озера». Танцевал в Москве и другой солист Гранд - Опера - Аттилио Лабис. Еще одна интересная деталь истории. Когда Музыкальный театр показывал «Лебединое озеро» в Париже, дирижировал Г.Рождественский.

Гранд-Опера


Спектакль стал хорошей школой для нескольких поколений артистов. Заветной мечтой каждой танцовщицы и танцовщика является исполнить центральные партии «Лебединого озера».

Вот уже более 40 лет невозможно представить афишу Театра имени Станиславского и Немировича-Данченко без «Лебединого озера».

На афишах прошлых лет мы читаем имена тех, кто танцевал Одетту - Одиллию и Принца. Это С.Виноградова, В.Ермилова, Э.Власова, Г.Камолова, М.Агатова, Н.Лаврухина, В.Собцева, А.Ханиашвили, М.Салоп, М.Лиепа, В.Пашкевич, А.Николаев, А.Новиченок, В.Федянин, Ю.Григорьев, В.Артюшкин, С.Баранов, М.Крапивин, Г.Крапивина, В.Тедеев, М.Дроздова, В.Петрунин, М.Левина, Л.Шипулина.

М . Лиепа (принц Зигфрид) и Е.Рябинкина (Одиллия)

В 1992 году состоялась премьера нового оформления спектакля, сделанного художником В.Арефьевым.

Спектакль знаком любителям балета многих стран. Его видели во Франции, Японии, Китае, Италии, Чехословакии, Португалии, Венгрии, Сирии, Иордании, Индии, Испании…

Можно с уверенностью сказать - «Лебединое озеро» в постановке В.П.Бурмейстера выдержало испытание временем. Спектакль не кажется постаревшим. Наполнено бьётся его творческий пульс, он продолжает радовать сердца и души зрителей.