Ушел из жизни актер алексей баталов. Алексей Баталов: как непросто складывалась личная и семейная жизнь любимца миллионов женщин Личная жизнь Баталова: две жены, две дочери

Эта смерть подытожила эпоху, когда о киногероях спорили в газетах, университетах, на работе и дома. Когда кино в России было больше, чем кино - оно не только считалось, но и было одним из важных жизненных ориентиров.

Кадр из фильма "Москва слезам не верит". Фото: kinopoisk.ru

Баталову посчастливилось выразить эту эпоху, а нам повезло с Баталовым: его лобастый, вихрастый, упрямый и принципиальный герой сопровождал судьбу многих поколений и ее несомненно формировал.

"Много нужно глубины душевной, дабы озарить картину, взятую из презренной жизни, и возвести ее в перл созданья", - писал в своей поэме Гоголь. Это для искусства правило непреходящее: есть личность - есть искусство. Баталов был личностью. Его душевные качества, его убежденность и жизненные принципы магическим образом сообщались его персонажам, давали им масштаб, энергию и его неповторимое, баталовское обаяние. Владимир Меньшов, автор оскароносного фильма "Москва слезам не верит", вспоминал, как выбор именно этого актера перевернул всю задуманную концепцию роли и как Гоша из "хамоватого мужика, говорившего всем колкости и гадости", превратился в "рабочего интеллигента", в "аристократа золотые руки", способного установить свои правила в жизни героини - на правах мужчины. Феминистки скандалят, завидев картину, и до сих пор, - но и они не могут не признавать притягательность героя, его внутреннюю силу и чистоту.

Алексей Баталов своим появлением произвел в нашем кино революцию. Не в одиночку, конечно: в эпоху "оттепели" отлитых в бронзе персонажей сменяли герои живые и думающие. Но сейчас уже трудно вообразить взрыв в умонастроениях общества, какой произвели первые роли Баталова: рабочий парень в фильме "Большая семья" и простой шоферюга в "Деле Румянцева". Пролетарскую простецкость не умеющих сомневаться персонажей - "своего парня" Бориса Чиркова или монументального Бориса Андреева - сменил человек размышляющий. И оказалось, что сомневаться и сопротивляться можно и нужно, что временем теперь востребован человек с самостоятельной жизненной позицией.

Баталов вернул нашему кино великую литературную традицию

Тихая, лирическая, камерная "Дама с собачкой" - картина, где молчания было больше, чем диалогов, - как ни удивительно, тоже несла в себе взрывное ощущение непривычной свободы. На этот раз - свободы чувств, права человека на свободу личной жизни. Герои противостояли замшелости общественных установлений и уже тем "революционизировали" умонастроения. Простая человеческая история, ее трактовка актерами Ией Саввиной и Алексеем Баталовым воспринимались как дуновение из иного мира. Более раскованного, открытого, естественного.

Приходила пора фильмов-диспутов, идеально вписавшихся в оттепельный мир поэтических вечеров в Политехническом, споров "физиков и лириков", театра "Современник", принципиально новых молодых героев. Символами времени стали Алексей Баталов и Иннокентий Смоктуновский в фильме "Девять дней одного года" - физики-ядерщики, романтики и прагматики, идущие навстречу опасностям как к вратам в новые эпохи. Кино уже не транслировало в массы официальные установки, а говорило с согражданами на равных - думая вместе с ними, сомневаясь и споря. Этот мощный рывок в будущее, свободное от предрассудков и сменившее веру на знание, Баталов воплощал идеально.

Он был больше, чем кинозвездой. Если в те же годы вся Америка делала макияж под Мэрилин Монро, зрители Советского Союза сверяли по Баталову свое сердце, мысли, жизнь. Разница принципиальна. "Девять дней..." в кинотеатрах посмотрели около 25 млн. человек, по опросам журнала "Советский экран" Баталов был признан актером года.

На самом деле ему повезло воплотить то неуловимое, что называют национальной идеей. В мировом кино таких персонажей тоже немного: во Франции таким был Жерар Филип, в Италии - Анна Маньяни, в США - Джон Уэйн. Баталов с его "простонародным" обаянием, но закваской истинного интеллигента вернул тогда нашему кино великую литературную традицию, заставившую мир предполагать в русских особую стать и сложность душевной организации. Традицию, наиболее полно выраженную Толстым, Чеховым, Буниным, а потом адаптированную к советским реалиям и, в сущности, уничтоженную. Герои Баталова как бы соединяли утонувшее в Лете прошлое с тем будущим, в которое шел, рискуя собой, его Гусев из "Девяти дней...". Они утверждали: может ломаться общественный строй, но национальный характер неуничтожим.

И здесь нужно вспомнить о том, откуда пошла эта человеческая закваска. Племянник знаменитого актера Николая Баталова, сын мхатовских артистов Владимира Баталова и Нины Ольшевской, выросший в доме писателя Виктора Ардова в кругу таких людей, как Булгаков, Шостакович, Олеша, Мандельштам, Светлов, Раневская, Зощенко, с юности подружившийся с Анной Ахматовой и даже написавший ее портрет, Алексей Баталов не мог не пойти в актеры, в Школу-студию Художественного театра. И на киноэкране впервые появился уже в 16 лет - в фильме "Зоя". Его сразу полюбила кинокамера: ей здесь есть за чем наблюдать и что выявлять через взгляд героя и неуловимые изменения его мимики. Когда герой на экране вдруг становится тобою, сидящим в зале, и ты уже готов пройти вместе с ним его - наш! - путь испытаний и сомнений. Только такой актер из лицедея способен стать национальным героем и символом. И любую свою роль укрупнить до главной.

Такой феномен произошел, например, в военной драме "Летят журавли" - первом и пока единственном нашем фильме, увенчанном Золотой пальмовой ветвью Каннского фестиваля. Герой Баталова Борис появляется в начальном эпизоде картины, потом уходит на фронт и погибает. Но эти немногие кадры его лица сопровождают нас в течение всей картины, а потом и всей нашей последующей жизни. Такими важными для всех нас героями были созданные им образы в фильмах "Дорогой мой человек", "День счастья", воплощение обостренной совести Протасов в "Живом трупе", Павел Власов в горьковской "Матери", где он вступил в рискованное состязание со своим прославленным родственником Николаем Баталовым.

Свою последнюю настоящую роль он сыграл в фильме "Москва слезам не верит" более 35 лет назад. Он понимал, вероятно, что с быстро меняющимся временем уходит и его герой, на смену устремленности вперед приходит мазохистское копание в собственных язвах, а веру в пока не познанное вновь вытесняет вера в непостижимое. Наступала иррациональная эпоха пофигизма, с которой он так и не смог, не захотел найти общий язык. Потому что до конца жизни оставался верен таким понятиям, как служение идеалу, достоинство и профессиональная честь. Уже немногие могут вспомнить, чем был Алексей Баталов для народа и страны и за что ему должны быть благодарны новые, более свободные и умные поколения. Его фильмы теперь принадлежность киноклубов и киноархивов, их все реже показывают по телевидению - вероятно, потому, что язык надежды, которым они с нами говорили, становится все менее понятным и актуальным.

Но надежда и порыв к свету вернется по тем же законам, по которым заморозки сменяет оттепель. И взыскующий взгляд Алексея Баталова снова будет поверять наши души и их согревать.

Вконтакте

Одноклассники

Умер известный актер, режиссер театра и кино Алексей Баталов. Одна из самых известный ролей Баталова - Гоша в фильме «Москва слезам не верит». По словам друга семьи, он умер под утро 15 июня, во сне.

Алексей Баталов скончался рано утром в центральной клинической больнице восстановительного лечения санатория «Голубое» в Московской области. Смерть зафиксировали в шесть часов утра.

Родственники актера Алексея Баталова подтвердили, что артист умер в ночь на четверг, 15 июня.

«Да, мы подтверждаем, Алексей Владимирович скончался сегодня ночью», - сообщили в семье актера.

Актер Алексей Баталов завещал похоронить себя на Преображенском кладбище рядом со своей мамой. Об этом сообщил друг семьи Баталовых Владимир Иванов.

Известный советский и российский актер умер сегодня ночью на 89-м году жизни. По словам друга семьи, он скончался спокойно, во сне.

«Вчера к нему батюшка приходил, поговорили, причастился. Баталов достаточно бодрым был, общался. Вечером спокойно заснул», - рассказали близкие артиста.

Пока причиной указывают внезапную смерть. Вскрытие еще не назначено, его проведут, если этого захотят родственники Баталова.

Народный артист СССР Алексей Баталов в своих киноролях был воплощением русского интеллигента, его присутствие было очень важным обществу. Такое мнение высказал специальный представитель президента РФ по международному культурному сотрудничеству Михаил Швыдкой.

«Уход Баталова — это огромная потеря. Это был выдающийся советский, русский артист, совершенно замечательный, тонкий, изысканный человек. В советское время, когда торжествовали герои брутальные, он олицетворял невероятную человеческую тонкость и даже хрупкость. При этом в интеллигентской хрупкости была безусловная твердость, мужественность и высочайший романтизм», — подчеркнул Швыдкой.

Выдающийся артист Алексей Баталов в последние годы тяжело болел. Он редко появлялся на публике, в родном ВГИКе, где был художественным руководителем актерского факультета.

Народный артист СССР Иосиф Кобзон выразил соболезнования в связи с кончиной Алексея Баталова, который ушёл из жизни рано утром 15 июня в московской больнице. По словам депутата Госдумы, ему посчастливилось неоднократно видеться и общаться с таким прекрасным человеком, как Баталов.

Он был выдающимся артистом, он был прекрасным человеком. Мне посчастливилось с ним неоднократно общаться, - сообщил Лайфу Кобзон.

Он думал о дочери Маше. Говорил, что не хочет умирать, потому что Маша останется без отцовской поддержки, - пояснил депутат Госдумы.

В январе 2017 года Баталов серьезно повредил ногу, перенес операцию. В феврале актер был госпитализирован, у него диагностировали осложнения после протезирования сустава. Баталов проходил реабилитацию, но в начале мая снова попал в Центральную клиническую больницу.

Актер Алексей Баталов был одним из последних романтиков, сказал президент «Золотой маски», актер Игорь Костолевский.

«Это очень печальная новость. Алексей Владимирович был, наверное, один из последних романтиков, последний представитель фантастического поколения МХАТовской школы, человек огромной культуры, очень большой души», — сказал он.

Костолевский рассказал о годах работы с Баталовым. «Мне довелось с ним работать на радио, я никогда этого не забуду: мы делали «Ромео и Джульетту», я играл Меркуцио. Я был молодой артист, я помню, с каким уважением, с какой деликатностью он относился ко мне, да и ко всем, — сказал он. — Это было какое-то незабываемое время».

Отметим, что о кончине народного актера СССР сообщили Михалкову, который в ближайшие дни будет заниматься организацией панихиды-прощания с Алексеем Баталовым. Также семье оказывают необходимую поддержку друзья, например, юрист Михаил Цивин помогает родственникам с решением вопросов о захоронении.

Алексей Баталов – талантливый советский и российский актёр, сценарист, режиссёр и преподаватель. Прославился благодаря гениальным ролям в фильмах «Летят журавли» и «Москва слезам не верит». Его киногерои стали гордостью отечественного кинематографа.

Народный артист СССР Алексей Владимирович Баталов родился 20 ноября 1928 года в городе Владимире в семье актеров Московского художественного театра Владимира Баталова и Нины Ольшевской. Помимо родителей известными актерами были дядя – брат отца Николай Баталов и его жена Ольга Андровская.

«Родители моей мамы, актрисы Нины Ольшевской, — замечательные врачи, почетные граждане города Владимира. К сожалению, в 1937 году они были арестованы. Дед попал во Владимирский централ и умер там, а бабушка отсидела десять лет. Тогда, конечно, я не понимал, что происходит в стране. Я был обычным счастливым ребенком.

Моего дядю, Николая Баталова, еще в 1916 году Станиславский пригласил в Московский Художественный театр. Именно благодаря дяде туда попали и другие родственники, в том числе и мой отец, Владимир Баталов.

Станиславский сначала обратил на него внимание благодаря обаянию старшего брата, Николая. Но потом именно Владимир Баталов стал помощником Станиславского, все время был рядом с ним. С мамой отец познакомился уже в театре. Когда в 1928 году на свет должен был появиться я, она поехала к родителям, домой. Поэтому место моего рождения — город Владимир», — рассказывал он.

В 30-х годах брак Владимира Баталова и Нины Ольшанской распался. Мать Алексея вышла замуж во второй раз, мальчик в пять лет попадает в семью Виктора Ардова. Женщина с сыном переезжает к Виктору, но жить в новой семье тяжело, ведь за стенкой проживает бывшая жена Ардова. Тем не менее матери Алексея удалось приобрести квартиру и переехать вместе с сыном в дом литераторов, где соседями была семья Мандельштамов.

Благодаря этой квартире и своим знаменитым соседям Алексей Баталов уже в детстве находился в обществе советской интеллигенции, видных представителей русской культуры, силой духа и талантом которых восхищался. В их доме бывали великие писатели и поэты: Анна Ахматова, Борис Пастернак, Иосиф Бродский и другие.

В 1941 началась Вторая мировая война, оставившая большой отпечаток на душе тринадцатилетнего Лёши. Его вместе с мамой эвакуировали в небольшой татарский городок Багульма. Там мать, верная своей профессии, организовала театр. Именно на сцене этого театра Леша впервые попробовал себя в качестве актера.

После войны парень вернулся в Москву. Там в 1950 году он выпустился из школы-студии МХАТ и 3 года после ее окончания работал в Центральном Театре Советской Армии. С 1953 года играл на сцене МХАТа, после с 1957 по 1975 работал в киностудии «Ленфильм».

На экране впервые Алексей Владимирович Баталов появился еще будучи школьником. Это были первые роли в биографии юного Леши Баталова. После дебюта в киноленте «Зоя» последовал десятилетний перерыв, после которого молодой актер сыграл свою первую главную роль в фильме «Большая семья».

Дальше биография и личная жизнь Алексея Баталова не развиваются столь стремительно. Следующую роль пришлось ждать целое десятилетие. Покинув Армейский театр, Баталов поучаствовал в работе И. Хейфица «Большая семья». Здесь он предстал перед зрителем в роли рабочего. Впоследствии режиссер приглашает героя на роли еще в нескольких своих фильмах. Судя по фильмографии актера, это сотрудничество можно считать продуктивным.

В 1957 году в прокат вышла драматическая кинокартина «Летят журавли». Ее появление на Канском фестивале вызвало бурю положительных комментариев. Результатом стала первая премия и Золотая пальмовая ветвь. Партнершей Баталова по фильму стала Татьяна Самойлова. Военная мелодрама сделала Баталова звездой кино того времени и значительно увеличила армию его поклонников.

В дальнейшем Баталов исполнял самые разные роли – простых студентов, рабочих, солдат. Тем не менее, все его герои обладали общей чертой – интеллигентностью и силой духа. Отдельно стоит лишь главная роль в фильме «Дама с собачкой», снятом на основе одноимённой повести Антона Чехова. Картина заслужено завоевала множество наград, но актёру было нелегко справиться с образом Гурова.

Среди известных ролей Алексея Баталова – фильм Марка Донского «Мать» (1956) по одноименной повести Максима Горького; фильм Михаила Ромма «9 дней одного года» (1961); «Живой труп» (1969) Владимира Венгерова по одноименной пьесе Льва Толстого; «Бег» (1970) Александра Алова и Владимира Наумова по мотивам произведений Михаила Булгакова; «Чисто английское убийство» (1974) Самсона Самсонова; «Звезда пленительного счастья» (1975) Владимира Мотыля.

Новая волна всенародной любви хлынула на артиста в 1980 году после выхода на экраны фильма «Москва слезам не верит». Слесарь Гоша вернул на экраны созданный артистом персонаж рабочего-интеллигента и стал легендой советского кинематографа. До сих пор гордый и независимый «Гоша, можно Гога», мастерский воплощенный Баталовым в оскароносном фильме режиссера Владимира Меньшова, является секс-символом отечественного кино.

Также с 1975 году Баталов преподает актерское мастерство во ВГИКе, а с 1980 становится профессором и заведующим кафедрой.

В 2006 году Баталов последний раз появлялся на съемочной площадке. Тогда актер поучаствовал в съемках фильма-мюзикла «Карнавальная ночь 2, или 50 лет спустя!». С тех пор артист перевоплотился в писателя, представив сборник мемуаров.

Как режиссер Алексей Владимирович впервые проявил себя в 1960 году, когда взялся за экранизацию повести Гоголя «Шинель». Следующей работой была экранизация книги «Три толстяка». Последней работой Баталова в качестве режиссера была картина «Игрок» по повести Достоевского. Конец режиссерской деятельности сам Алексей объясняет переездом из Санкт-Петербурга в Москву.

Даже в преклонном возрасте Алексей Баталов занимался преподавательской деятельностью. К своей работе он всегда относился очень требовательно и был твёрдо убеждён, что актёр должен играть героев, которые способны учить и совершенствовать общество. В прессе иногда появлялись сообщения о довольно ограниченных материальных возможностях Баталова. Актёр трудился всю жизнь не столько ради денег, сколько из любви к искусству, а потому огромного капитала не нажил. Но актёр не переживал за себя и не жаловался, ведь он прожил яркую, интересную и достойную жизнь.

Первый брак Алексея Баталов был ранний. А потому и просуществовал недолго. Избранницей актера стала девушка, знакомая с детства. Звали ее Ириной Ротовой. Молодые люди поженились втайне от родителей. Но когда на свет появилась дочь Настя, актерская карьера Баталова начала стремительно набирать обороты. Времени на семью, на личную жизнь хватало все меньше и меньше. В конечном счете, Ирина и Алексей развелись.

Алексей Баталов и его дочь не общаются, что ясно из биографии, описаний личной жизни и его фото в публичном доступе. Сам артист откровенно признает, что считает себя ужасным отцом для Надежды, что и послужило причиной прохладных отношений с бывшей семьей. Несколько лет назад появились публикации о том, что все свое имущество актер завещал жене и младшей дочери. На возмущенные замечания Алексей Владимирович ответил тем, что у Надежды своя жизнь и что он в ней не участвует. Встречи со старшей дочерью – это редкость, происходят они не чаще раза в год.

Второй супругой в личной жизни Баталова стала артистка цирка. Брак с Гитаной Леонтенко оказался долгим и прочным. Однако горе не миновала эту артистическую семью. В 1968 году родилась дочь Маша, которая стала инвалидом вследствие родовой травмы. Жена актера оставила работу и посвятила всю свою жизнь больной дочери. Для Алексея Владимировича страшный диагноз ребенка стал тяжелым испытанием.

Повышенная забота о младшей дочери принесла результаты. Она смогла стать полноценным членом общества. Сам Алексей Баталов является почетным членом правления организации, помогающей инвалидам с ДЦП. Мария Алексеевна активно участвует в жизни детей-инвалидов, что стало в личной жизни и биографии Алексея Баталова важным фактом. Поскольку это свидетельствует о том, что все его усилия не пропали даром. Мария выучилась во ВГИКе на сценариста, написала книгу, создала сценарий, по которому был снят фильм. После чего она стала членом Союза писателей.


Российский актер Алексей Баталов умер в возрасте 88 лет. Скончался актер во сне в одной из московских клиник. За пять месяцев до смерти актер пережил операцию и проходил лечение.

Биография Алексея Баталова

Алексей Баталов – известнейший советский актер, кинорежиссер и сценарист, также занимается общественной и преподавательской деятельностью. В 1976 году удостоился звания народного Артиста СССР, а в 1989 стал Героем Социалистического Труда.

Родился Алексей Владимирович Баталов 20 ноября 1928 года в городе Владимир неподалеку от Московской области. В 5 лет родители мальчика разошлись и мать Леши, Нина Олышевская, вышла замуж второй раз и переехала вместе с сыном в Москву к новому мужу, знаменитому советскому писателю-сатирику Виктору Ардову.

Алексей Баталов за свою жизнь играл не мало ролей. На его счету более 30 ролей в кино, но больше всего Баталова знают за роль Гоши в известной киноленте «Москва слезам не верит».

В кино Алексей Владимирович дебютировал в 1944 году, получив роль в ленте Лео Арнштама «Зоя». Следующую роль Алексей получил только спустя 10 лет: начинающий киноактер сыграл главного героя в фильме «Большая семья» режиссера Иосифа Хейфица.

Позже Иосиф приглашает Алексея в другие свои кинокартины: Алексей также снимался в кинолентах «Дело Румянцева» 1955 года и «День счастья» 1964. Кинолента Хейфица «Дама с собачкой», в которой Баталов сыграл Гурова, была удостоена множества наград, не только отечественных, но и международных.

В 1956 году актер получил роль в экранизации произведения «Мать» Максима Горького. По-настоящему значимым для артиста стало участие в киноленте «Летят журавли», ставшей впоследствии легендарной. Баталов в роли не вернувшегося с войны солдата очень понравился публике.

Фильм «Девять дней одного года» принес в 1966 году артисту Государственную премию РСФСР. В последующие годы артист увлекся режиссурой и озвучиванием, поэтому не снимался в кино. Только в 70-х актер снова вернулся на экраны.

Тогда Алексей Владимирович снялся в кинокартинах «Бег» 1970 года, «Возврата нет» 1973г., «Звезда пленительного счастья» и «Рикки-Тикки-Тави», снятых в 1975 году.

Вновь влюбить в себя публику Алексею удалось в 1980 году, когда на экран вышел культовый фильм «Москва слезам не верит», в котором артист сыграл слесаря Гошу. Эта картина в 1981 удостоилась «Оскара» за «Лучший фильм на иностранном языке» и Государственной премии СССР.

Позже актера можно увидеть в работах «Скорость», «Время отдыха с субботы до понедельника», «Похороны Сталина», «Полтергейст-90». В 2006 актер сыграл самого себя в фильме-мюзикле «Карнавальная ночь 2, или 50 лет спустя», посвященному юбилею культового фильма «Карнавальная ночь».

Личная жизнь Алексея Баталова

Личная жизнь и первая жена, как и биография Алексея Баталова, интересуют широкую публику. Брак актера случился в 16 лет. Столь ранняя женитьба послужила причиной недолговечности брака. Невестой героя стала дочь живописца Константина Ротова, знакомая Баталову с детских лет. Алексей Владимирович считает, что причиной брака стала не любовь, а детская привязанность и дружба, проверенная годами. Кроме того, актер, наделенный природной стеснительностью, редко общался с противоположным полом. Ирина стала исключением. Так в личной жизни актера Алексея Баталова появилась жена в столь юном возрасте.

Ирина Ротова - первая жена Алексея Баталова

У Алексея Баталова и Ирины Ротовой родилась дочка Надежда. Навалившаяся популярность и стремительный карьерный рост не позволяли мужу и отцу проводить достаточно времени дома. Как следствие, через 3 года состоялся вполне предсказуемый развод. Алексей Баталов и его дочь не общаются, что ясно из биографии, описаний личной жизни и его фото в публичном доступе. Сам артист откровенно признает, что считает себя ужасным отцом для Надежды, что и послужило причиной прохладных отношений с бывшей семьей. Несколько лет назад появились публикации о том, что все свое имущество актер завещал жене и младшей дочери. На возмущенные замечания Алексей Владимирович ответил тем, что у Надежды своя жизнь и что он в ней не участвует. Встречи со старшей дочерью – это редкость, происходят они не чаще раза в год.

Вторая жена Баталова была цирковой наездницей с 4-х лет. Гитана Леонтенко поразила актера виртуозным исполнением номера. После продолжительного периода мимолетных встреч влюбленные решили сочетаться браком, что и произошло в 1963 году. Таким образом, в биографии и личной жизни Алексея Баталова появились еще дети.

Появление младенца не принесло ожидаемого счастья: маленькая Маша была больна ДЦП. Как предполагают близкие девочки, причиной страшной болезни стала врачебная ошибка.

Гитана завершила свою карьеру и полностью ушла в заботу о ребенке. Вскоре и сам отец сократил круг своего общения и старался все свободное время проводить с семьей.

Гитана Леонтенко - вторая жена Алексея Баталова

Повышенная забота о младшей дочери принесла результаты. Она смогла стать полноценным членом общества. Сам Алексей Баталов является почетным членом правления организации, помогающей инвалидам с ДЦП. Мария Алексеевна активно участвует в жизни детей-инвалидов, что стало в личной жизни и биографии Алексея Баталова важным фактом. Поскольку это свидетельствует о том, что все его усилия не пропали даром. Мария выучилась во ВГИКе на сценариста, написала книгу, создала сценарий, по которому был снят фильм. После чего она стала членом Союза писателей.

Похороны Баталова

Также стало известно о том, что Алексей Баталов просил похоронить его рядом с матерью на Преображенском кладбище. Похороны и прощание организовывает Никита Михалков. Прощание с актером пройдет 19 июня.

Алексей Баталов – талантливый советский и российский актёр, сценарист, режиссёр и преподаватель. Прославился благодаря гениальным ролям в фильмах «Летят журавли» и «Москва слезам не верит». Его киногерои стали гордостью отечественного кинематографа.

Завершив актерскую карьеру, он начал преподавать во ВГИКе, передавая все свои знания новому поколению.

Детство Алексея Баталова

Алексей Баталов появился на свет во Владимире, в творческой семье. Его родители – Владимир Баталов и Нина Ольшевская – работали в МХАТе. Все детские воспоминания будущего актёра были связаны в первую очередь именно с театром.


В 30-е годы родители Алексея развелись. Во второй раз его мама вышла замуж за писателя Виктора Ардова. Уже будучи взрослым, Баталов всегда с теплом и уважением отзываться об отчиме, ведь Ардов заботился о пасынке как о родном сыне, стараясь воспитать из него высокоморального человека. Кстати, известная комедийная актриса Анна Ардова приходится ему племянницей.


Новоиспеченному семейству сначала было нелегко, так как они жили рядом с первой женой Виктора. Но через несколько лет они купили новую квартиру и поселились в доме литераторов. В гостях у Ардовых часто бывали и звезды советского кино, и великие творцы: Анна Ахматова, Борис Пастернак, Осип Мандельштам. Несомненно, они повлияли на становление личности будущего актёра.


В 1941 году детство Алексея резко оборвалось – пришла война… Мать с сыном эвакуировалась в Бугульму (Татария). И даже там женщина не изменила своей профессии, самостоятельно организовав небольшой театр. 14-летний Алексей помогал матери, и постепенно взял на себя небольшие маленькие роли.

Образование Алексея Баталова

Алексей Баталов вырос в столь возвышенном артистическом окружении, что у него просто не могло возникнуть каких-либо сомнений относительно будущей профессии. Единственное, в чём он был не уверен, так это способности, ведь, считал он, без настоящего таланта на сцене театра делать нечего.


С окончанием войны семья возвратилась в Москву, где Алексей окончил школу и поступил в МХАТ. После выпуска в 1950 году он следующие три года работал в театре Советской Армии.

Профессиональное становление Алексея Баталова

Впервые Алексей Баталов появился на киноэкране ещё в школьные годы. В 1944 году он сыграл в фильме о советской партизанке Космодемьянской («Зоя» режиссёра Лео Арнштама). Следующая работа в кино последовала лишь через 10 лет, после ухода из армейского театра. Ей оказалась роль рабочего из киноленты «Большая семья» Иосифа Хейфица. Забегая вперед, отметим, что сотрудничество актера и режиссера оказалось весьма плодотворным: в 1955 году Баталов сыграл в фильме «Дело Румянцева», в 1960 – в ленте «Дама с собачкой», а в 1964 году на экраны вышла картина «День счастья». Хейфиц был режиссером всех этих работ.


В 1957 году Алексей Баталов и Татьяна Самойлова появились в главных ролях в военной мелодраме «Летят журавли». Удивительно эмоциональный фильм произвел фурор даже на Каннском фестивале, снискав главную награду – Золотую пальмовую ветвь.


В дальнейшем Баталов исполнял самые разные роли – простых студентов, рабочих, солдат. Тем не менее, все его герои обладали общей чертой – интеллигентностью и силой духа. Отдельно стоит лишь главная роль в фильме «Дама с собачкой», снятом на основе одноимённой повести Антона Чехова. Картина заслужено завоевала множество наград, но актёру было нелегко справиться с образом Гурова.

Многогранность талантов Алексея Баталова: развитие карьеры

Алексей Баталов не ограничивал себя лишь одной сферой деятельности. С начала 60-х годов актёр начал увлекаться режиссурой. Всего он снял три киноленты: «Шинель» (1959 г.), «Три толстяка» (1966 г.) и «Игрок» (1972 г.). Самой успешной многие критики признают киноленту «Три толстяка», где Алексей выступил также актёром и постановщиком. Экранизация классического произведения отличалась трепетным отношением к авторскому тексту, а также присутствием многочисленных трюков без страховки. Сам Баталов сыграл роль канатоходца и самостоятельно выполнил чрезвычайно опасный трюк.

Алексей Баталов о фильме «Три толстяка»

Важное место в жизни Баталова занимали радиопостановки. Благодаря новому увлечению актёра появились всем известные радиоспектакли: «Герой нашего времени» Михаила Лермонтова, «Казаки» Льва Толстого, «Ромео и Джульетта» Уильяма Шекспира и многие другие.

С 1974 года актёр занялся озвучиванием мультфильмов. Его голос зрители могли слышать в известнейших советских мультфильмах: «Ежик в тумане», «Лягушка-путешественница», «Ключи от времени». С 1975 года Баталов преподавал во ВГИКе, а в 1980 году получил профессорскую степень и возглавил одну из кафедр.

Таким образом, можно смело заявить, что Алексей Баталов долгое время являлся одной едва ли не самым яркой фигурой в отечественном кинематографе. Так что кому-то может показаться странным, что в 1979 году гениальный актёр решился сыграть в, казалось бы, совсем заурядной мелодраме Владимира Меньшова . Тем не менее, фильм «Москва слезам не верит» со временем был разобран на цитаты и стал украшением отечественного кинематографа.


Режиссёр тщательно подбирал актёра на роль Гоши, но убедительным оказался лишь Алексей. Да и кто бы смог сыграть более естественно роль простого слесаря, непринуждённо знакомящегося в общественном транспорте с женщиной, строго воспитывающего молодое поколение, иногда выпивающего, но при этом способного влюбить в себя женщин всей страны? Другой актёр, иная манера или даже взгляд могли превратить этого искреннего персонажа в обычного хама. Вызывала восхищение и очаровательная Вера Алентова , супруга Меньшова, сыгравшая в ленте главную женскую роль – «железную леди» Екатерину Тихомирову.


В 1981 году «Москва слезам не верит» была удостоена премии американской киноакадемии. «Оскар» в номинации «лучший иностранный фильм» стал подтверждением гениальности ленты. На этом фильме Баталов практически окончил свою актерскую карьеру, посвятив время преподавательской деятельности и озвучке мультипликационных фильмов. Среди его последних актерских работ: «Скорость», «Зонтик для новобрачных», «Досье человека в мерседесе», «Полтергейст-90». Также Алексей Баталов появился с камео в ремейке фильма Эльдара Рязанова «Карнавальная ночь: 50 лет спустя».


Личная жизнь Алексея Баталова

Первый раз Алексей Баталов женился очень рано – ему едва исполнилось 16 лет. Наверное, именно поэтому брак оказался некрепким. Его избранницей стала девушка Ирина Ротова, дочь художника Константина Ротова, знакомая актёру с детства. Вскоре у молодой семьи родилась дочь Надя. Ее рождение совпало с карьерным взлетом Алексея: он постоянно трудился, а на жену с ребёнком времени не оставалось. Семейные узы не выдержали подобных испытаний и, когда дочке исполнилось три года, пара рассталась. К сожалению, отношения Баталова со старшей дочерью не сложились и впоследствии они практически не общались.

Этот союз оказался прочным, счастье омрачила лишь болезнь дочери Маши (1968 г.р.), которая страдала от ДЦП. Как полагали родители, девочка получила страшный недуг из-за врачебной ошибки при родах. Гитана вынуждена была оставить работу и посвятить себя ребёнку. И сам актёр постепенно отгородился от других людей и даже близких родственников. Всю жизнь он посвятил заботе о жене и дочери. Его усилия принесли достойные плоды. У Марии Алексеевны много достижений – она занимается благотворительностью, является членом Союза писателей, пишет сценарии; один из них был экранизирован («Дом на английской набережной»).

«Алексей Баталов. Я не торгуюсь с судьбой»

Смерть Алексея Баталова

Даже в преклонном возрасте Алексей Баталов занимался преподавательской деятельностью. К своей работе он всегда относился очень требовательно и был твёрдо убеждён, что актёр должен играть героев, которые способны учить и совершенствовать общество.

В прессе иногда появлялись сообщения о довольно ограниченных материальных возможностях Баталова. Актёр трудился всю жизнь не столько ради денег, сколько из любви к искусству, а потому огромного капитала не нажил. Но не переживал за себя и не жаловался, ведь он прожил яркую, интересную и достойную жизнь.


Последние полгода жизни он провел на больничной койке одной из московских клиник, восстанавливаясь после операции (в январе 2017 у него диагностировали перелом шейки бедра). О смерти актера стало известно утром 15 июня 2017 года. В 6:00 по московскому времени его сердце остановилось. Как сообщили близкие, Алексей Баталов умер во сне: вечером заснул и больше не проснулся. Ему было 88 лет.

Содержимое

В большом списке плеяды талантливых российских актеров Алексей Баталов занимает особое место. Он был самобытным, интеллигентным и талантливым. Его Гоша из культового фильма “Москва слезам не верит” Владимира Меньшова стал для многих женщин воплощением всех мужских достоинств. Но актер всю жизнь любил единственную женщину. Умер Алексей Баталов в возрасте 88 лет 15 июня 2017 года.

Среда, сформировавшая талант


Родился Алексей Баталов в городе Владимир Московской области 20 ноября 1928 года. Когда мальчику было 5 лет, родители развелись. Мать Нина Ольшевская со временем вышла замуж за сатирика Виктора Ардова и переехала с сыном к нему в Москву. Поначалу было непросто — в квартире рядом жила бывшая жена Ардова. Со временем они приобрели свою квартиру и переехали в дом литераторов, где часто встречались с Борисом Пастернаком и Анной Ахматовой.

С началом войны Леша с мамой были эвакуированы в Татарстан. Там Нина организовала небольшой театр, а 14-летний Алексей помогал ей во всем. У него там были сыграны первые небольшие роли. Когда война закончилась, они вернулись в Москву, где Баталов доучился в школе и поступил во МХАТ — творческая среда семьи предрешила этот выбор.В 1950 году учеба оказалась позади и молодой актер поступил в Театр Советской армии и проработал там три года. В 1954 году состоялся его кинодебют — фильм “Зоя”. Следующую роль пришлось ждать пока Иосиф Хейфиц предложил ему сняться в своем фильме “Большая семья”. Позже они еще встречались на съемках фильмов “Дело Румянцевых”, “День счастья”, Дама с собачкой”. За последнюю роль Гурова Баталов был отмечен множеством российских и зарубежных наград.

Гоша, он же Гога, он же Жора


Но настоящий успех и слава пришли после фильма “Летят журавли”. Фильм «Девять дней одного года» в 1966 году стал поводом получить Государственную премию РСФСР. После этого Алексей Владимирович больше времени стал уделять озвучиванию и режиссуре. В 70-х он снова вернулся на экраны. Картины “Бег”, Звезда пленительного счастья” позволили зрителям вновь встретиться на экране с любимым актером. А в 1980 году вышел знаковый для него фильм “Москва слезам не верит”, получивший “Оскар” в номинации “Лучший фильм на иностранном языке”. Затем была Госпремия СССР. Но это была не кульминация — впереди ждали такие грандиозные работы, кк фильмы “Похороны Сталина”, “Скорость”, ремикс на “Карнавальную ночь”, где Баталов сыграл самого себя.

Личная жизнь Баталова: две жены, две дочери


В жизни Алексея Владимировича были два брака. Первый скоротечный — ему было всего 16, когда пришло решение жениться на подруге детства Ирине. Она была дочерью К. Ротова, известного живописца. У них родилась дочь Надя. Но этот период совпал с началом активной актерской карьеры. Юный муж не мог разрываться и уделять время театру, кино и жене с дочерью. Сам Баталов признавался, что был для Наденьки никудышным отцом. Брак предсказуемо закончился через 3 года. И отношения больше не складывались — Баталов не общался с женой и дочерью. Они встречались самое большее раз в год.

Может в наказание или для возможности исправить эту ошибку была у Баталова вторая дочь — Машенька. Она родилась в браке с цирковой наездницей Гитаной Леонтенко. Они поженились в 1963 году и у пары родилась дочь с диагнозом ДЦП. Говорят, это следствие врачебной ошибки. Девочка требовала повышенного внимания и Гитана вскорости отошла от карьер полностью посвятив себя воспитанию дочери. Отец также старался как можно больше времени уделять Маше. И это принесло свои плоды. Несмотря на такой страшный диагноз, она смогла стать полноценным членом общества, окончить ВГИК, стать писательницей и сценаристом. Ее приняли в Союз писателей России.

От чего умер Баталов?

Умер Алексей Баталов в возрасте 88 лет во сне. И хоть возраст был солидным, никто не ожидал этого. За 5 месяцев до этого Алексей Владимирович пережил операцию по протезированию сустава после повреждения ноги, проходил реабилитацию в центральной клинической больнице восстановительного лечения санатория “Голубое” и шел на поправку.

В ночь на 15 июня 2017 года Баталов спокойно умер во сне. Причина — внезапная смерть. Друзья рассказали, что накануне к нему приходил батюшка. Они долго беседовали, актера причастили после исповеди. А он уснул и не проснулся — смерть во сне считается легкой и даром за достойно прожитую жизнь. Прощание со всенародным любимцем прошло 19 июня при участии и помощи Никиты Михалкова. Похоронили Алексея Владимировича рядом с мамой на Преображенском кладбище.