Литературно-исторические заметки юного техника. Краткая биография аркадия аверченко

После революции Россию покинуло немало замечательных поэтов и прозаиков. Одним из них был Аркадий Аверченко. Биография этого писателя довольно печальна, как и жизнь многих русских эмигрантов, вынужденных доживать свой век вдали от Родины.

Детство

Свои ранние годы сатирик отразил в созданном в неповторимом стиле произведении «Автобиография». С детства Аркадий Аверченко, биография которого, как и жизнь, завершилась довольно рано, вследствие тяжелого врожденного заболевания, имел плохое зрение. Он родился в Севастополе в 1881 году. Отец будущего писателя был купцом средней руки. Но получить достойное образование Аверченко не удалось. Виной тому был все тот же недуг. В некотором смысле сына севастопольского купца можно назвать самородком. Ведь пробелы в образовании он смог восполнить благодаря природным способностям, упорству и стремлению к знаниям.

Отрочество

Однако времени на обучение не так много было в юности у Аверченко. Биография его гласит, что жизнь этого человека сложилась таким образом, что уже в пятнадцатилетнем возрасте подростку пришлось зарабатывать себе на хлеб. Сначала он поступил в качестве писца в севастопольскую транспортную контору. Затем была служба на одной из шахт в Донбассе. Первый трудовой опыт в своем раннем творчестве отразил Аркадий Аверченко. Биография этого человека известна каждому, кто знаком с произведениями сатирика. Рассказы «Автобиография» и «О пароходных гудках» написаны в легком юмористическом стиле. Произведения Аверченко пусть и не обладают великой литературной ценностью, но созданы с тонкой сатирой, которую автор всегда умел направлять не только по отношению окружающим, но и к себе самому.

Донбасская шахта

На Брянском руднике будущий писатель оказался в шестнадцать лет. Здесь он проработал четыре года. И, безусловно, жизненный опыт и общение со служащими в шахтерской конторе не могли не послужить материалом для написания следующих рассказов. В произведениях «Молния» и «Вечером» отразил свою жизнь на руднике молодой писатель Аверченко. Биография этого человека, как уже было сказано, довольно коротка. Но вместе с тем весьма насыщенна. Всего за двадцать лет он сменил несколько городов, как русских, так и заграничных.

Харьков

В Аверченко покидает Донбасс. Он отправляется в Харьков, где и начинает свой творческий путь. В одной из местных газет в начале века появляется его первый рассказ. Произведение называлось «Как я застраховал свою жизнь». Но не этот рассказ своим литературным дебютом считал Аверченко. Краткая биография писателя, написанная им самим, говорит о том, что в харьковский период он совсем забросил службу и много времени уделял литературному творчеству. И именно в эти годы был написан рассказ «Праведник».

Работа в журнале

Около года герой нашего повествования трудился в харьковских сатирических журналах. Согласно воспоминаниям знакомых и близких, крайне невезучим человеком был Аркадий Аверченко. Биография (краткая) этого писателя не случайно изложена в книге Александра Века «Великие неудачники».

В журналах «Штык» и «Меч» Аверченко регулярно публиковал свои небольшие произведения, которые у читателей пользовались популярностью. Но отчего-то спустя год молодого писателя уволили со словами: «Вы ни к черту не годитесь, хотя и хороший человек». И он покинул Харьков, не выплатив денежные долги, которые у него странным образом появились за весьма короткий срок.

Петербург

В столице Аркадий Аверченко на первых порах работал преимущественно в третьесортных изданиях. Но здесь он, наконец, получил признание. В Петербурге удача улыбнулась ему. Сотрудники журнала «Стрекоза», который на тот момент терял своих подписчиков, решили однажды организовать новое периодические издание. Среди организаторов был Аркадий Аверченко.

Журнал этот назвали «Сатириконом». И главным редактором стал сам Аверченко. Биография и творчество писателя тесно связана с журналом. Именно здесь появились самые знаменитые рассказы. «Сатирикон» стал чрезвычайно популярен, прежде всего благодаря произведениям Аверченко. Во время работы в этом журнале писатель смог найти собственный стиль. Однако в рассказах, которые публиковались в «Сатириконе», присутствовала политическая направленность. Аверченко не раз подвергался судебному разбирательству. Однако на популярности его литературных творений это сказывалось самым благоприятным образом.

В 1911 году Аверченко путешествует по европейским городам. Поездку он организовывает вместе со своими коллегами. Путешествие по Европе вдохновляет его на написание сатирического очерка. Работу в журнале писатель совмещал с рецензированием громких театральных постановок. Но свои критические статьи он имел обыкновение подписывать различными псевдонимами.

Октябрьская революция

После государственного переворота все изменилось. «Сатирикон» был закрыт большевиками. Новая власть не приглянулась сотрудникам журнала. Что, впрочем, было взаимно. Внезапно из видного литературного деятеля в беглеца и политического преступника превратился Биография его после революционных событий была довольно насыщенной. Он публиковал рассказы, издавал книги. Однако интенсивного творческого подъема, который был характерен для петербургского периода, в его жизни больше не было.

Дабы попасть в родной город, писателю пришлось долго пробираться через украинские города, оккупированные немецкими войсками. В Севастополе он недолго проработал в местном журнале. Когда в город вошли большевики, ему чудом удалось попасть на последний пароход, отправляющийся в Константинополь.

Эмиграция

Первые годы за границей для Аверченко прошли плодотворно. В Константинополе было в ту пору немало русских. А в Париже, куда спустя несколько месяцев после эмиграции отправился Аверченко, он нашел единомышленников. Во Франции никто не ограничивал его свободы. Публикация антибольшевистской литературы тогда была в моде. И Аверченко написал несколько сатирических памфлетов, посвященных новой советской власти. Эти произведения были собраны в одном издании. И на них обратил внимание даже сам Ленин, назвав книгу «талантливой», а ее автора - «озлобленным белогвардейцем».

Чехия

В 1922 году Аверченко переехал в Болгарию, затем в Белград. После этого прожил несколько месяцев в Праге. В Чехии он мгновенно обрел популярность. Однако вдали от родины его жизнь становилась все сложнее. В последний, поздний период он написал несколько произведений, посвященных ностальгии по России. Одно из них - рассказ «Трагедия русского писателя».

В 1925 году здоровье писателя резко ухудшилось. Ему сделали операцию, которая дала осложнение на сердце. В этом же году Аркадий Аверченко ушел из жизни. Русский писатель-сатирик похоронен на пражском кладбище. Последней его работой стал роман «Шутка Мецената». Это произведение было написано за два года до смерти автора, но издано в 1925 году.

Аверченко Аркадий Тимофеевич - автор сатирических рассказов. Его произведения получили широкую известность в России за несколько лет до революционных событий. А после он эмигрировал. Темы, которые он затрагивал в своих книгах, были актуальны в начале века. Чем интересны сегодня произведения, который создал Аверченко Аркадий Тимофеевич?

Краткая биография

Герой этой статьи изложил главные события своей жизни в одном из ранних рассказов. Аркадий Тимофеевич Аверченко - писатель, чьи произведения отличаются легким слогом и острой, но беззлобной сатирой. Он умел говорить о печальной стороне жизни с иронией. Доказательство тому - рассказ «Автобиография».

Аверченко Аркадий Тимофеевич родился в Севастополе. С детства он имел плохое зрение. В силу этого недуга образование получал дома. Отец был купцом и, согласно воспоминаниям писателя, мало времени уделял сыну, поскольку был обеспокоен вопросом о том, как бы быстрее разориться. Своих устремлений незадачливый предприниматель достиг.

Аверченко-младший тем временем стал жертвой педагогических экзерсисов старших дочерей разорившегося купца. Что, впрочем, пошло на пользу будущему писателю. В то время, когда его отец утратил последнюю надежду на улучшение семейного благосостояния, сын был в меру грамотным молодым человеком. А потому уже в пятнадцать лет поступил на службу в транспортную контору.

Начало творческого пути

Аверченко Аркадий Тимофеевич рассказы начал писать в годы службы на каменных рудниках. Здесь он также трудился в небольшой конторе. Глухой населенный пункт, в котором несколько лет провел Аверченко, изображен в его произведениях. Местные жители шахтерского городка пили как сапожники. Степной донецкий пейзаж нагонял тоску. Когда правление рудников было переведено в Харьков, Аверченко был столь окрылен, что написал небольшое литературное произведение. В последующие два года молодой писатель создал и опубликовал всего три рассказа.

Редакторская деятельность

Окрыленный литературным творчеством, Аверченко Аркадий Тимофеевич в 1905 году устроился на службу в харьковский сатирический журнал. В издательстве он редактировал, корректировал и рисовал карикатуры. И так он увлекся этой деятельностью, что был оштрафован генерал-губернатором на пятьсот рублей.

Несмотря на популярность у жителей Харькова, Аверченко пришлось покинуть этот славный город. Платить штраф он не желал, да и не имел возможности. А пререкаться далее с губернатором не имело смысла.

«Сатирикон»

В Петербурге карьера Аверченко пошла в гору. Статьи и заметки, которые он публиковал в «Сатириконе», были чрезвычайно популярны. В основании этого литературного журнала Аверченко принимал самое активное участие.

Сатириконовцы пользовались признанием и свободой творчества. Но лишь до тех пор, пока в стране почти не существовало цензуры. В 1917 году все изменилось. Аверченко Аркадий Тимофеевич был вынужден уехать в Севастополь, а затем и вовсе эмигрировать.

Автор сатирических произведений и сегодня остается одной из самых загадочных фигур в русской литературе. Споры ведутся и относительно даты его рождения, и болезни, в силу которой он так рано ушел из жизни. А главное, нет достоверных сведений о личной жизни писателя. Белые пятна в появились оттого, что интервью он всегда давал в довольно шутливой форме. Кроме того, он слишком долго входил в список запрещенных авторов.

Аркадий Аверченко в действительности не знал точной даты своего рождения. А главное, о личной жизни сатириконовца ничего не известно. Однако есть информация о его отношениях с известной в те времена актрисой Александрой Садовской. Этот роман был длительным, но все же они расстались.

О том, почему писатель так и не женился, он поведал своим читателям в рассказе «Бритва в киселе». Садовская была энергичной и деятельной дамой. Он - флегматичным и не особенно решительным человеком. Расстались они в 1915 году. Примечательно, что у актрисы было трое детей, и один из них родился в 1915 году - именно тогда, когда, согласно рассказам Аверченко, его отношения с Александрой Садовской достигли своего апогея. Более того, сын актрисы был участников прорыва Блокады, а после войны стал писателем.

Александра Садовская никому не рассказывала о своих отношениях с редактором журнала «Сатирикон». Но отзвуки этих отношений присутствуют в произведениях Аверченко. В рассказах «Окружающие», «Хвост женщины», «Обыкновенная женщина» герой долго и мучительно решает, сводить ли счеты со своим холостяцким образом жизни. А в последнем романе писателя «Шутка мецената» изображена женщина, которая по внешним данным напоминает Садовскую: пышнотелая, темноволосая, статная.

Является ли сын Садовской сыном прославленного сатирика, доподлинно неизвестно. Это лишь предположение его биографов. Однако есть сведения, что, даже находясь в эмиграции, Аверченко не прекращал интересоваться судьбой своей бывшей возлюбленной. И это при том, что Александра Садовская была в жизни сатирика далеко не единственной женщиной.

«Понять женщину легко, но объяснить ее трудно»

Эта фраза присутствует в одном из произведений Аверченко. К противоположному полу он всегда испытывал интерес, однако относился к нему несколько цинично. В своем творчестве петербургский холостяк утверждал идею мужской свободы. Дабы привлечь поклонниц, он тщательно следил за своей внешностью. Эта особенность вызывала порою критику коллег. Однако одна из поклонниц писателя призналась однажды, что человек, обладающий таким умом и чувством юмора, может выглядеть как угодно. Внешность для остроумного и обаятельного мужчины неважна.

Воспоминания современников

«Рассказы для выздоравливающих» Аркадий Тимофеевич Аверченко выпустил в 1910 году невероятным тиражом. А стало быть, и зарабатывал писатель достойно. Его коллеги, коренные петербуржцы, отмечали в нем способность располагать к себе собеседника. Аверченко, имея репутацию заядлого холостяка, поражал всегда безупречным внешним видом, несмотря на слегка провинциальный стиль в одежде.

Дабы поддерживать хорошее физическое состояние, согласно воспоминаниям знакомых и коллег, он ежедневно поднимал гири, напевая при этом партию из знаменитой оперы. К слову сказать, голоса и слуха главный сатириконовец не имел.

Болезнь, которая некогда лишила писателя возможности получить полноценное образование, напомнила о себе на чужбине. Аркадий Тимофеевич Аверченко ушел из жизни в 1925 году в Праге. Его здоровье было подорвано событиями, предвещавшими вынужденный отъезд из России. Большевики лишили его всего: друзей, Родины, работы, банковского счета.

Аверченко и новая власть

Большевистскую политику писатель назвал гнусным предательством всего того, что было в России. Свои взгляды он не преминул высказать в одном из очерков. Несовместимыми оказались новая власть и его творчество. Аверченко Аркадий Тимофеевич легко писал, был едок в оценках и поразительно наблюдателен. В рассказах он высмеивал человеческую глупость, жадность, лицемерие и хамство. Но новой власти не нужна была критика человеческих пороков. В большевистской России выжить мог лишь автор романтически-утопических произведений, прославляющих пролетарскую революцию.

Последние годы были для писателя плодотворными. Но творчество не приносило в его жизнь душевного спокойствия и гармонии. В Праге он испытывал нехватку русской литературы. Читал преимущественно местные газеты. Возможно, тоска по Родине оказала на душевное состояние писателя негативное влияние.

Аверченко умер на сорок пятом году жизни. В восьмидесятые годы впервые были опубликованы произведения антисоветского автора Аркадия Аверченко. Соотечественники о писателе вспомнили лишь спустя полвека после его смерти.

Аркадий Тимофевич Аверченко

Аверченко Аркадий Тимофеевич (1881/1925) - русский писатель, автор сатирических рассказов, фельетонов и пьес, раскрывающих сущность бытующих нравов. После революции 1917 г. жил за границей, где выходит в свет его сатира на советскую власть - «Дюжина ножей в спину революции», а также роман «Шутка мецената».

Гурьева Т.Н. Новый литературный словарь / Т.Н. Гурьева. – Ростов н/Д, Феникс, 2009, с. 5.

Аверченко Аркадий Тимофевич (1881-1925) - писатель, драматург, эмигрант. Родился в Севастополе. С 1907 г. жил в Санк-Петербурге, сотрудничал в юмористическом журнале "Стрекоза". С 1908 г. главный редактор журнала "Сатирикон". В России опубликованы книги: "Круги по воде" (1912); "Рассказы для выздоравливающих"; "Сорные травы" (1914); "Чудеса в решете" (1915) и др. После Октябрьской революции уехал на занятый белыми Юг. Сотрудничал в газетах "Приазовский край", "Юг". "Юг России" и др. С 1920 г. в эмиграции в Константинополе. С 1922 года жил в Праге. Умер в Праге, похоронен на Ольшанском кладбище

Использован материал с сайта "Русское зарубежье" - http://russians.rin.ru

Аверченко Аркадий Тимофеевич (15.03.1881-12.03. 1925), писатель, драматург, театральный критик. Родился в Севастополе. Сын мелкого торговца. По свидетельству Аверченко, из-за отсутствия в семье денег первоначальное образование получил дома с помощью старших сестер.

С 1908 - сотрудник, позже редактор юмористического журнала «Сатирикон», затем редактор «Нового сатирикона» (с 1913). В юмористических рассказах и фельетонах Аверченко высмеивал пошлость буржуазного быта (сб. «Веселые устрицы», 1910, и др.). Писал также юмористические пьесы-миниатюры, ставившиеся в театрах. После 1917 эмигрировал во Францию. Книга рассказов эмигрантского периода «Дюжина ножей в спину революции», 1921) имела шумный успех во всем русском мире.

Использованы материалы сайта Большая энциклопедия русского народа - http://www.rusinst.ru

Аверченко Аркадий Тимофеевич (1881 - 1925), прозаик. Родился 15 марта (27 н.с.) в Севастополе в семье купца. Получил домашнее воспитание, так как из-за плохого зрения и слабого здоровья не мог учиться в гимназии. Очень много и без разбора читал.

В пятнадцать лет поступил на работу младшим писцом в транспортную контору. Через год уехал из Севастополя и стал работать конторщиком на Брянском угольном руднике, где прослужил три года. В 1900 переехал в Харьков.

В 1903 в харьковской газете "Южный край" был опубликован первый рассказ Аверченко "Как мне пришлось застраховать жизнь", в котором уже чувствуется его литературный стиль. В 1906 становится редактором сатирического журнала "Штык", почти полностью представленный его материалами. После закрытия этого журнала возглавляет следующий - "Меч", - тоже вскоре закрытый.

В 1907 переезжает в Петербург и сотрудничает в сатирическом журнале "Стрекоза", позднее преобразованном в "Сатирикон". Затем становится постоянным редактором этого популярного издания.

В 1910 выходят три книги Аверченко, сделавшие его известным всей читающей России: "Веселые устрицы", "Рассказы (юмористические)", книга 1, "Зайчики на стене", книга II. "...их автору суждено стать русским Твеном...", - проницательно заметил В. Полонский.

Вышедшие в 1912 книги "Круги по воде" и "Рассказы для выздоравливающих" утвердили за автором звание "короля смеха".

Февральскую революцию Аверченко встретил восторженно, но Октябрьскую - не принял. Осенью 1918 уезжает на юг, сотрудничает в газетах "Приазовский край" и "Юг", выступает с чтением своих рассказов, заведует литературной частью в "Доме Артиста". В это же время пишет пьесы "Лекарство от глупости" и "Игра со смертью", а в апреле 1920 организует свой театр "Гнездо перелетных птиц". Через полгода эмигрирует через Константинополь за рубеж; с июня 1922 живет в Праге, ненадолго выезжая в Германию, Польшу, Румынию, Прибалтику. Публикуется его книга "Дюжина ножей в спину революции", сборник рассказов: "Дети", "Смешное в страшном", юмористический роман "Шутка мецената" и др.

В 1924 переносит операцию по удалению глаза, после которой долго не может оправиться; вскоре резко прогрессирует болезнь сердца.

Скончался в Пражской городской больнице 22 января (3 марта н.с.) 1925. Похоронен в Праге на Ольшанском кладбище.

Использованы материалы кн.: Русские писатели и поэты. Краткий биографический словарь. Москва, 2000.

Русский сатирик

Аверченко, Аркадий Тимофеевич (15/27.03.1881, Севастополь - 12.03.1925, Прага) - русский сатирик, юморист, театральный критик. С 15 лет А. «служил младшим писцом в транспортной конторе», конторщиком на каменноугольных разработках Донбасса. В 1903 переезжав! в Харьков на службу в правление рудников. Печатается с 1903. С 1906 А. совершенно «забросил службу», редактор журнала «сатирической литературы и юмористики с рисунками» «Штык», а затем - «Меч». Переехав в Петербург, А. сотрудничает с журналом «Стрекоза», преобразованным в 1908 в «Сатирикон», ставший важнейшей вехой в творческой биографии А. В период общественной реакции «Сатирикон» остался единственным в России популярным журналом юмора и сатиры. В нем сотрудничали художники Н. В. Ремизов, Л. Бакст, И. Билибин, М. Добужинский, А. Бенуа, и О. Дымов, поэты Саша Черный, С. Городецкий, О. Мандельштам, В. Маяковский, писатели А. Куприн, JI. Андреев, А. Толстой, А. Грин, Тэффи. Произведения самого А. составляли едва ли не половину журн. В 1913 из-за конфликта с изд. А. и его сотрудники основали «Новый Сатирикон», который с начала Первой мировой войны включился в патриотическую кампанию («Четыре стороны Вильгельма» и др.). Приветствуя Февральскую революцию, Октябрьскую революцию А. встретил враждебно. Болезненно переживал бытовые неурядицы («Быт», «В ожидании ужаса» и др.). В августе 1918 «Новый Сатирикон» был закрыт. А. пробрался через охваченую гражданской войной Украину в Севастополь, где с июня 1919 сотрудничал в газете «Юг России», агитируя за Белое движение. В 1920 газета закрыта врангелевской цензурой. С ноября 1920 - в эмиграции (Константинополь, София, Белград, с 1922 - Прага). В 1921 опубликовал сборник памфлетов «Дюжина ножей в спину революции» с острой критикой большевизма, в 1923 - сборник эмигрантских рассказов «Записки Простодушного». Грустно высмеивал жизнь русской эмиграции («Осколки разбитого вдребезги» и др.). Сотрудничал в газете «Prager Presse». Роман «Шутка мецената» написан в 1923, вышел посмертно в 1925.

Н. А. Герулайтис.

Российская историческая энциклопедия. Т. 1. М., 2015, с. 70-71.

Писатель XX века

Аверченко Аркадий Тимофеевич - прозаик, драматург, журналист, критик.

Сын небогатого купца. Получил начальное домашнее образование. Есть сведения, что Аверченко обучался 2 года в севастопольской гимназии. С 15 лет начал зарабатывать себе на жизнь.

С 1896 по 1897 служит младшим писцом в транспортной конторе Севастополя. С 1897 работает конторщиком в Акционерном обществе Брянских каменноугольных копей и рудников. Вместе с правлением рудников затем перемещается в Харьков. 31 окт. 1903 в харьковской газете «Южный край» напечатан первый рассказ «Как мне пришлось застраховать жизнь». Сам же Аверченко своим литературным дебютом считал рассказ «Праведник» (Журнал для всех. 1904. № 4). В 1905 сотрудничал в «Харьковских губернских ведомостях». С 1906 редактирует журнал «Штык», с 1907 и журнал «Меч». Эти издания стали первой постоянной трибуной Аверченко, который вел почти все разделы под многочисленными псевдонимами.

1907 - переезд в Петербург, сотрудничество во второстепенных изданий, в т.ч. в журнале «Стрекоза». С 1908 группа молодых сотрудников «Стрекозы» начала издание нового юмористического журнала «Сатирикон». Для Аверченко работа в этом издании стала центральной вехой в творческой биографии. Продолжаются начатые в Харькове поиски собственных тем, стиля, жанра. Рассказы Аверченко подписывал настоящей фамилией. Под псевдонимами Фальстаф, Медуза Горгона, Фома Опискин Аверченко выступал с передовицами и фельетонами, за подписью Волк - с юмористической «мелочью», а под псевдонимом Ave сообщал о вернисажах, музыкальных вечерах, театральных постановках, вел знаменитый «Почтовый ящик». За острую политическую направленность некоторых материалов Аверченко подвергался судебному преследованию. Популярности Аверченко это не убавило. Слава и успех сопутствовали ему в эти годы - его произведения занимают около половины в каждом номере «Сатирикона», ежегодно издает по 2-3 сборников рассказов.

Современники вспоминают его как веселого, остроумного, окруженного свитой поклонников, «прекрасно одетого господина, немножко полного, красивого и ленивого» (Лев Гумилевский). В этой атмосфере удачливости и довольства стали мелькать «пошловатые или поверхностные вещицы» (Михайлов О. С.11). В 1910 сб.: «Рассказы (юмористические)»; «Зайчики на стене»; «Веселые устрицы» (более 20 переизданий). После опубликования Аверченко статьи «Марк Твен» (Солнце России. 1910. №12) критики заговорили о связи юмора Аверченко с традицией Марка Твена (В.Полонский, М.А.Кузмин), другие сопоставляли его с ранним Чеховым (А.Измайлов). Бодрый, заразительный смех Аверченко звучал некоторым диссонансом с утонченно-изломанным эстетизмом декаданса. Аверченко выступал активным сторонником реализма и в своих непосредственных творческих декларациях: «До сих пор при случайных встречах с модернистами я смотрел на них с некоторым страхом: мне казалось, что такой художник-модернист среди разговора или неожиданно укусит меня за плечо, или попросит взаймы».

Аверченко затрагивал разные темы, но главный его «герой» - это быт Петербурга и жизнь его обитателей: писателей, мировых судей, ремингтонисток, городовых, коммивояжеров, горничных, недалеких и всегда у него очаровательных дам. Аверченко изобретательно издевается над глупостью, вызывая у читателя «ненависть к среднему, стертому, серому человеку, к толпе, к обывателю» (К.Чуковский).

В 1912 в Петербурге выходят в свет книги Аверченко «Круги по воде» и «Рассказы для выздоравливающих», после чего за А. закрепляется титул «короля смеха». Рассказы инсценировались и ставились в петербургских театрах. Однако примерно к этому времени относится и суровая критика «пустозвонства» (А.К.Воронский) и «сытого смеха» Аверченко. Революционно настроенной части российской интеллигенции претил «краснощекий юмор» Аверченко. Но многоперсонажный «театр абсурда» писателя давал богатую панораму русской жизни этих лет.

До 1913 Аверченко продолжал вести «Сатирикон», который был «чудесной отдушиной, откуда лил свежий воздух» (А.Куприн). Здесь, а затем и в «Новом сатириконе» сотрудничали в разное время художники Ре-Ми (Н.Ремизов), А.Радаков, А.Юнгер, Л.Бакст, И.Билибин, М.Добужинский, А.Бенуа, Д.Митрохин, Н.Альтман. Печатались мастера юмористической прозы - Тэффи, О.Дымов, поэты Саша Черный, С.Городецкий, О.Мандельштам, молодой В. Маяковский, а также А.Куприн, Л.Андреев, А.Толстой, А.Грин. В коллективных усилиях «Сатирикона» ощущалась цельная эстетическая программа. По замыслу сотрудников, их ж. «неустанно старался очищать и развивать вкус среднего русского читателя, привыкшего к полуграмотным распивочным листкам». Хлестко высмеивая бездарность, дешевые штампы («Неизлечимые», «Поэт»), Аверченко выступает поборником не просто талантливого, но жизненного, реалистического искусства. Высмеивает крайности романтизма («Русалка»), теоретические постулаты «нового» искусства («Аполлон»).

В 1913 из-за разногласий с издателем «Сатирикона» М.Г.Корнфельдом основные сотрудники выходят из состава редколлегии и основывают «Новый Сатирикон». С началом Первой мировой войны появляются политические темы. Редакция разделяет мнение правительства о необходимости единства нации перед опасностью внешнего врага. Публикуются патриотически ориентированные произведения Аверченко: «План генерала Мольтке», «Четыре стороны Вильгельма», «Случай с шарлатаном Кранкен» и др. Полны горечи очерки и фельетоны Аверченко, передающие то состояние развала, в котором находилась Россия накануне революции. В некоторых своих рассказах Аверченко бичует разгул спекуляции, лихоимства, нравственной нечистоплотности.

В военные и предреволюционные годы книги Аверченко активно издаются и переиздаются: Фома Опискин. «Сорные травы» (1914), «О хороших, в сущности, людях» (1914), «Одесские рассказы» (1915), «О маленьких - для больших» (1916), «Синее с золотом» (1917) и др. Особую страницу среди них представляют «детские» рассказы А. (сб. «О маленьких - для больших», «Шалуны и ротозеи» и др.).

Аверченко не огорчило падение романовской монархии («Мой разговор с Николаем Романовым»), но приход к власти большевиков вызвал его резкое неприятие («Дипломат из Смольного» и др.). В 1918 Аверченко уехал на занятый белыми войсками юг, сотрудничал в газете «Приазовский край», «Юг России». В памфлетах и рассказах этого периода обращается к белым генералам с призывом приблизить «час ликвидации и расчета» с большевиками. Подвергся репрессии со стороны врангелевской цензуры, распорядившейся закрыть газету «Юг России». В апр. 1920 Аверченко организовал собственный театр «Гнездо перелетных птиц». В окт. 1920 эмигрировал сначала в Константинополь, а затем, по его собственным словам,- «кубарем по Европам». В 1921 в Париже вышла книга памфлетов «Дюжина ножей в спину революции», где Аверченко сокрушался о гибели России. Его герои - дворяне, купцы, чиновники, военные, рабочие - с ностальгией вспоминают о прошлой жизни. В советской печати прозвучала резкая отповедь. Критик Н.Мещеряков писал: «Вот до какой мерзости, до какого юмора висельника дошел теперь веселый балагур Аркадий Аверченко». 22 нояб. 1921 в «Правде» была опубликована статья В.И.Ленина «Талантливая книжка», в которой Аверченко назван «озлобленным до умопомрачения белогвардейцем». Однако В.И.Ленин нашел книгу «высокоталантливой», отметив, сколь искусно «изображены» впечатления и настроения представителей старой, помещичьей и фабрикантской, богатой, «объевшейся и объедавшейся России». Среди эмиграции Аверченко отмечал «кипящий распад» («Осколки разбитого вдребезги», «Разговоры в гостиной» и др.). Некоторые рассказы, по мнению В.И.Ленина, «заслуживали перепечатки», что и выполнялось, поскольку часть произведений Аверченко продолжала выходить и после его эмиграции.

С июня 1922 Аверченко жил в Праге, издал несколько сб., юмористический роман «Шутка мецената» (Прага, 1925). Трудно переживал разлуку с Россией: «...Тяжело как-то стало писать... Не пишется. Как будто не на настоящем стою» (из воспоминаний журналиста Л.Максима). Скончался в Пражской городской больнице от болезни сердца. Главные достижения Аверченко современная критика связывает со стихией юмористического. Н.А.Тэффи отмечала, что «он русский чистокровный юморист, без надрывов и смеха сквозь слезы. Место его в литературе свое собственное, я бы сказала - единственного русского юмориста».

Е.И. Колесникова

Использованы материалы кн.: Русская литература XX века. Прозаики, поэты, драматурги. Биобиблиографический словарь. Том 1. с. 10-13.

Далее читайте очерки:

Далее читайте:

Семёнов А.Н., Семёнова В.В. Концепт средства массовой информации в структуре художественного текста. Часть II. (Русская литература). Учебное пособие. СПб., 2011. Русская поэзия XX - XIX веков. Аркадий Тимофеевич АВЕРЧЕНКО .

Сочинения:

Восемь одноактных пьес и инсценированных рассказов. СПб., 1913;

Восемь одноактных пьес и инсценированных рассказов. СПб., 1911;

Рассказы. Т. 1, 11-е изд. Пг., 1916. Т. 2 - Зайчики на стене. 10-е изд., Пг., 1916. Т. 3 - Веселые устрицы, 24-е изд., Пг., 1916;

Осколки разбитого вдребезги. Л., 1926;

Записки театральной крысы / предисл. В.Мейерхольда. М.; Л., 1926;

Избранные соч. Т. 1-2. М., 1927;

Юмористические рассказы. М., 1964;

Избранные рассказы / предисл. О.Михайлова. М., 1985;

Кривые углы. Рассказы / предисл. П.Горелова. М., 1989.

Литература:

Евстигнеева Л.А. Журнал «Сатирикон» и поэты-сотириконцы. М., 1968;

Борисов Л. За круглым столом прошлого. Л., 1971;

Левицкий Д.А. А.Аверченко: Жизненный путь. Вашингтон, 1973;

Тэффи Н. Воспоминания. Париж, 1980;

Брызгалова Е.Н. Дореволюционная новеллистика. А.Аверченко // Жанрово-стилевые проблемы русской литературы XX в. Тверь, 1994. С. 42-47;

Молохов А.В. Аркадий Аверченко, страницы биографии // Россия и современный мир. 1995. №1. С.184-197;

Спиридонова А.Л. Бессмертие смеха. Комическое в литературе Русского зарубежья. М., 1999. С. 76-120.

Русский писатель, журналист, издатель.
Родился 15 (27) марта 1881 года в Севастополе.
Отец - неудачливый мелкий торговец; ввиду его полного разорения Аверченко пришлось доучиваться "дома, с помощью старших сестер" (из автобиографии). В 1896 году, пятнадцати лет от роду, поступил конторщиком на донецкую шахту; через три года переехал в Харьков на службу в той же акционерной компании.

Первый рассказ, Уменье жить, был опубликован в харьковском журнале "Одуванчик" в 1902 году. Серьёзной заявкой литератора явился рассказ Праведник, опубликованный в Санкт-Петербурге в "Журнале для всех" в 1904 году. В период революционных событий 1905-1907 Аверченко обнаруживает публицистический талант и предприимчивость, широко публикуя в недолговечных периодических изданиях очерки, фельетоны и юморески и выпустив несколько номеров быстро запрещенных цензурой собственных сатирических журналов "Штык" и "Меч".

Издательский опыт пригодился ему в 1908 году в Санкт-Петербурге, когда он предложил редакции зачахшего юмористического журнала "Стрекоза" (где еще в 1880 был опубликован первый рассказ Чехова) реорганизовать издание. Став секретарем редакции, Аверченко осуществил свой замысел: с 1 апреля 1908 года "Стрекозу" сменил новый еженедельник "Сатирикон". Как отмечал в статье Аверченко и "Сатирикон" (1925) А.И. Куприн, журнал "сразу нашел себя: свое русло, свой тон, свою марку. Читатели же - чуткая середина - необыкновенно быстро открыли его". Именно ориентация на читателя среднего класса, пробужденного революцией и живо интересующегося политикой и литературой, обеспечила "Сатирикону" его огромный успех. Помимо завзятых юмористов, таких, как Петр Потемкин, Саша Черный, Осип Дымов, Аркадий Бухов, к сотрудничеству в журнале Аверченко сумел привлечь Л. Андреева, С.Я. Маршака, А.И. Куприна, А.Н. Толстого, С. Городецкого и многих других поэтов и прозаиков. Постоянным сотрудником "Сатирикона" и вдохновителем всех журнальных начинаний был сам Аверченко; становлением писателя первой величины была сатириконовская карьера Н.А.Лохвицкой (Тэффи). Помимо журнала выпускалась "Библиотека Сатирикона": в 1908-1913 годах было опубликовано около ста названий книг общим тиражом свыше двух миллионов, в том числе и первый сборник рассказов Аверченко Веселые устрицы (1910), выдержавший за семь лет двадцать четыре издания.

В 1913 году редакция "Сатирикона" раскололась, и "аверченковским" журналом стал "Новый Сатирикон" (1913-1918). Редкий номер прежнего и нового издания обходился без рассказа или юморески Аверченко; печатался он и в других "тонких" журналах массовой циркуляции, таких, как "Журнал для всех" и "Синий журнал". Рассказы отбирались, дополнительно редактировались и издавались сборниками: Рассказы (юмористические). Кн. 1 (1910) - сюда были заодно "сброшены" ранее, еще до "Сатирикона" опубликованные вещи; Рассказы (юмористические). Кн. 2. Зайчики на стене (1911), Круги по воде (1912), Рассказы для выздоравливающих (1913), О хороших в сущности людях (1914), Сорные травы (1914 - под псевдонимом Фома Опискин), Чудеса в решете (1915), Позолоченные пилюли (1916), Синее с золотом (1917). Выработался комплексный тип рассказа Аверченко, необходимым и характерным свойством которого является утрировка, расписывание анекдотической ситуации, доводящее её до полнейшего абсурда, который и служит неким катарсисом, отчасти риторическим. Его гипертрофированные анекдоты не имеют и тени правдоподобия; тем успешнее используются они для мистификации и отстранения действительности, нужного "интеллигентной" публике (словцо "интеллигентный" было введено в широкий обиход при немалом содействии "Сатирикона"), которая во время "Серебряного века" старалась хоть немного ослабить мертвую хватку народнической идеологии: иногда для противодействия ей использовался даже доморощенный социал-демократизм, и следы его явственны в "Сатириконах".

"Сатириконовцы" во главе с Аверченко чрезвычайно дорожили своей благоприобретенной репутацей "независимого журнала, промышляющего смехом", и старались не потакать низменным вкусам, избегая скабрезности, дурацкого шутовства и прямой политической ангажированности (во всех этих смыслах образцовым автором была Тэффи). Политической позицией журнала была подчеркнутая и несколько издевательская нелояльность: позиция очень выгодная в тогдашних условиях почти полного отсутствия цензуры, воспрещавшей лишь прямые призывы к свержению власти, зато позволявшей сколько угодно осмеивать любые ее проявления, в том числе и самое цензуру.

Февральскую революцию 1917 года Аверченко со своим "Новым Сатириконом", разумеется, приветствовал; однако последовавшая за ней разнузданная "демократическая" свистопляска вызывала у него возраставшую настороженность, а октябрьский большевистский переворот был воспринят Аверченко, вместе с подавляющим большинством российской интеллигенции, как чудовищное недоразумение. При этом его веселый абсурд приобрел новый пафос; он стал соответствовать безумию новоучреждаемой действительности и выглядеть как "черный юмор". Впоследствии подобная "гротесковость" обнаруживается у М.А. Булгакова, М. Зощенко, В. Катаева, И. Ильфа, что свидетельствует не об их ученичестве у Аверченко, а о единонаправленной трансформации юмора в новую эпоху.

Эпоха относилась к юмору сурово: в августе 1918 года "Новый Сатирикон" был запрещен, и Аверченко бежал на белогвардейский Юг, где публиковал в газетах "Приазовский край", "Юг России" и другие антибольшевистские памфлеты и фельетоны, а в октябре 1920 года отбыл в Стамбул с одним из последних врангелевских транспортов. Тогда же вырабатываются новые типы рассказов Аврченко, впоследствии составивших книги Дюжина ножей в спину революции (1921) и Смешное в страшном (1923): антисоветский политический анекдот и стилизованные под очерки, но при этом утрированные в обычной манере Аврченко зарисовки и впечатления быта революционной столицы и гражданской войны. Опыт эмигрантской жизни, нелепо и жалко копирующей быт и нравы погибшей России, отразился в книге Записки Простодушного. Я в Европе (1923), где при помощи обратной гиперболы (литоты) возникают гротескные образы лилипутского мирка, не лишенного сюрреалистического жизнеподобия. В сочинениях последних лет жизни Аверченко с новой силой проявляется детская тема - от сборника О маленьких - для больших (1916) до книг рассказов Дети (1922) и Отдых на крапиве (1924). Попытавшись написать повесть (Подходцев и двое других, 1917) и "юмористический роман" (Шутка Мецената, 1925), Аверченко создает квазимемуарные циклы полуанекдотических эпизодов, связанных более или менее карикатурными фигурами основных персонажей, т. е. опять-таки сборники рассказов и юморесок с оттенком личных воспоминаний.

В Стамбуле Аверченко, как всегда, совмещал творческую деятельность с организаторской: создав эстрадный театр "Гнездо перелетных птиц", он совершил несколько гастрольных поездок по Европе. В 1922 году поселился в Праге, где успел написать и опубликовать несколько книг рассказов и пьесу Игра со смертью, имеющую характер комедийного шоу.

Творчество А. Т. Аверченко

Традиции русской сатиры в прозе Аркадия Аверченко

Цель урока: представить творчество А. Т. Аверченко (1881—1925) с точки зрения продолжения традиций русской литературы.

Методические приемы: рецензирование, обсуждение сочинений; рассказ учителя; анализ текста, доклад ученика.

Ход урока

I . Чтение и обсуждение 2—3 сочинений по творчеству Бунина и Куприна

II. Слово учителя

Представление о литературной ситуации никогда не может быть полным без ее юмористических и сатирических страниц. В начале века постаревшая и поскучневшая «Стрекоза», в которой когда-то печатался юный Чехов, в 1908 году была преобразована группой молодых сотрудников этого журнала в новый журнал — «Сатирикон». Со временем (с 1913 года) он модернизировал свое название, став «Новым Сатириконом», но продолжил объединение замечательных художественных сил. В этом журнале сотрудничали художники Ре-Ми (Н. Ремизов), Л. Бакст, И. Билибин, М. Добужинский, А. Бенуа, Н. Альтман, талантливые и остроумные писатели — Саша Черный, С. Городецкий, Тэффи (Лохвицкая), А. Аверченко. В «Сатириконе» печатались А. Куприн, Л. Андреев, А. Толстой, А. Грин. «Гвоздем» каждого номера были произведения Аркадия Аверченко. Под забавными псевдонимами (Медуза Горгона, Фальстаф, Фома Опискин) он выступал с передовицами и злободневными фельетонами, писал о театре, о музыкальных вечерах, о художественных выставках, И лишь рассказы подписывал своей фамилией.

Аверченко — мастер юмористического рассказа. Лучшие из них, скорее, относятся к жанру сатирическому.

III. Беседа по рассказам Аверченко

Вопросы для обсуждения:

— Какие традиции русской литературы продолжает Аверченко?

— Какие ассоциации возникают при чтении его рассказов?

1. Рассказ «Виктор Поликарпович».

Начало рассказа «Виктор Поликарпович» — реминисценция гоголевского «Ревизора»: «В один город приехала ревизия... Главный ревизор был суровый, прямолинейный, справедливый человек с громким, властным голосом и решительными поступками, приводившими в трепет всех окружающих».

(Справка: реминисценция — обозначение черт в художественном произведении, вызывающих воспоминание о другом произведении с помощью применения характерных образов, речевых оборотов, ритмико-синтаксических ходов. Реминисценция напоминает творческую манеру, мотивы и темы какого-либо автора и рассчитана на ассоциативное восприятие читателя). Сюжет рассказа напоминает сюжет пьесы Гоголя: «обыватели города жаловались на городового Дымбу, взыскавшего с них незаконно и неправильно триста рублей «портового сбора на предмет морского улучшения». Этот сбор был, конечно, обычной взяткой. Гоголевский город находится в такой глуши, из которой «хоть три года скачи, ни до какого государства не доедешь». У Аверченко: «Ближайшее море за шестьсот верст через две губернии». Современный ревизор — настоящий, он постепенно «выводит на чистую воду» чиновников — все выше и выше рангом, — по распоряжению которых взимался этот «портовый сбор». Мы уже видим его принципиальность и неподкупность, его решимость отыскать истину и наказать виновного. Наконец выясняется, что чиновник из Петербурга, «разработавший» проект морского сбора, сам Виктор Поликарпович. Пыл ревизора тотчас же угасает, а наказанным оказывается «стрелочник» — один городовой Дымба, да и то «за курение при исполнении служебных обязанностей».

2. Рассказ «Робинзоны».

В рассказе «Робинзоны» изображен бывший шпик Акациев, по пятам следующий за интеллигентом Нарымским и подсчитывающий, какие правила, инструкции и законы тот нарушил. Ситуация заимствована Аверченко у Салтыкова-Щедрина: герои оказываются на необитаемом острове. Условность положения подчеркивает его абсурдность. Акациев спасает тонущего Нарымского только потому, что насчитал около ста десяти тысяч нарушений, за которые «по возвращении в Россию» Нарымскому надо будет заплатить штрафы «или сидеть около полутораста лет».

3. Рассказ «Поэт».

Стиль многих рассказов Аверченко напоминает чеховский стиль — лаконичный, остроумный, меткий. Как и Чехов, Аверченко высмеивает глупость, пошлость, бездарность. Аверченко по-чеховски изобретателен по части сюжетов, порой он выстраивает их почти «из ничего». Например, в рассказе «Поэт» высмеиваются дешевые штампы, выдаваемые за творчество. Надоедливый и нахальный посетитель преследует редактора, предлагая свои вирши. Это становится каким-то наваждением. Графоман подсовывает свое «творение» («Хотел бы я ей черный локон / Каждое утро чесать...») в книгу, в карман пальто, посылает письмом. Редактор обнаруживает «стихи» в своих ботинках, в ящике с сигарами, в подушке и даже за обедом — внутри холодной курицы. Не выдержав, он пишет письмо издателю с просьбой об освобождении от редакторских обязанностей, а на обороте листа привычно уже находит все те же строчки.

4. Рассказ «Русалка.

Похожая тема и у другого рассказа — «Русалка». Рассказ тоже о поэте. Автор высмеивает оторванный от жизни романтизм, пародирует модернистские изыски. Поэт Пеликанов, мечтал встретить настоящую русалку, изъясняется штампами: «посеребренная лунная река», «безмолвная молы- ба», «печальные глаза... как звезды» Художник Кранц на ходу придумывает историю, несколько напоминающую и по стилю, и по завязке купринскую «Олесю»: «Однажды летом я охотился... Собственно, охота какая? Так, бродил с ружьем. Люблю одиночество. И вот, бродя таким образом, набрел я в один теплый летний вечер на заброшенный рыбачий домик на берегу реки...» Возвышенная лексика романтического начала («прекрасное безмолвие, запустение и одиночество», «умиление», «душная грозовая ночь», неизменные «Шиллер, Пушкин и Достоевский» — их читает герой) контрастирует со сниженными, грубыми словами прекрасной «русалки», которых она набралась от рыбаков.

Ее «печальные глаза» и «коралловые губки» прельщают героя ненадолго. Сначала его отпугивает запах рыбы («Я бы никогда не стал целоваться с окунем или карасем»), потом манеры: «пескарей она съела целиком, с головой и внутренностями», причесывалась обломком «рыбьего хребта с костями, в виде зубьев гребня, причем на этих зубьях кое-где рыбье мясо еще не было объедено». Наконец герой с облегчением сталкивает свою «прекрасную пленницу» обратно в воду. Эта история моментально излечивает от романтической белиберды поэта Пеликанова: «Пожалуй, я пойду домой. Нынче что-то сыровато».

5. Итоги обсуждения.

Продолжал традиции русской сатиры, русской литературы — Гоголя, Салтыкова-Щедрина, Чехова, Куприна, — Аверченко актуален не только для своего времени, но и для нашего: объекты сатиры не исчезли, они лишь немного трансформировались.

I II . Слушаем доклад (или реферат) заранее подготовленного ученика по политической сатире Аверченко («Дюжина ножей в спину революции»).

I V . Вопросы по творчеству А. Т. Аверченко (вопросы можно использовать в качестве индивидуальных заданий по карточкам)

— Какое название стал носить сатирический журнал «Стрекоза» с 1913 года?

— Под какими псевдонимами писал Аркадий Аверченко?

— В чем вы видите развитие гоголевских традиций в рассказе А. Т. Аверченко «Виктор Поликарпович»?

— Какие чеховские традиции продолжает А. Т. Аверченко?

— Что является предметом сатиры А. Т. Аверченко? Приведите примеры.

— Какие сатирические приемы использует А. Т. Аверченко в своих рассказах?

— Каковы политические убеждения А. Т. Аверченко? Как они отразились в его творчестве?

— В чем вы видите актуальность творчества А. Т. Аверченко?