Кто входит в водяное общество с примерами. Урок литературы на тему "М.Ю.Лермонтов "Герой нашего времени" ("Печорин и "водяное общество")

«Герой нашего времени» – социально-психологический роман, в котором автор ставил перед собой задачу раскрыть внутренний мир героя, «исследовать душу человеческую». Лермонтов - романтик, поэтому проблема личности - центральная проблема романтизма и, естественно, творчества поэта. Однако новаторство «Героя нашего времени» заключается в том, что конфликт личности и окружающего мира решается при помощи разнообразных средств, как романтических, так и реалистических.

Печорин главный герой романа, является социальным типом. Его традиционно вслед за Онегиным помещают в галерею «лишних людей».

В образах Печорина и Онегина много общего, начиная от деталей, черт характера, кончая ситуациями, в которые они попадают. Однако конфликт личности и общества в «Герое нашего времени» острее, чем в «Евгении Онегине», так как Печорин «бешено гоняется за жизнью», но ничего от нее не получает, а Онегин просто «плывет по течению».

Композиция романа подчинена основной задаче, которую ставил перед собой автор, – решение проблемы личности. В журнале Печорина центральной является повесть «Княжна Мери», в которой характер героя раскрывается изнутри, то есть Лермонтов использует такой художественный прием, как исповедь. Все художественные средства – портрет, пейзаж, диалоги, детали – носят психологический характер. В повести при помощи развернутой образной системы раскрывается тайна характера героя.

Лермонтов, как и многие романтики, противопоставляет личность и общество, причем он помещает своего героя в разные среды, сталкивает его с разными людьми. Мы можем видеть это в повестях «Бэла», «Тамань» и «Княжна Мери».

В психологической повести «Княжна Мери» личность Печорина противопоставлена «водяному обществу», показано отношение героя к этому обществу и обществу вообще. «Водяное общество» - это собирательный образ представителей местного и столичного дворянства, в поведении и жизни которых прослеживаются все характерные черты описываемой эпохи. Конфликт личности и общества воплотился не только в раскрытии характера главного героя, но и в изображении «водяного общества», их жизни, интересов, развлечений.

Печорин с легким презрением подмечает тщательно скрываемую зависть друг к другу, любовь к сплетням, интригам. Быт и нравы посетителей кавказских минеральных вод, над которыми иронизирует и сам автор, и главный герой, обусловлены историей, традициями. Образ «водяного общества» дается также параллельно с образом светского общества, о котором упоминает Печорин и которое уже не раз было объектом исследования в творчестве Грибоедова и Пушкина.

В целом все «водяное общество» противопоставлено Печорину. Однако все же можно выделить героев, которые не только противопоставляются Печорину, но и сопоставляются с ним.

Грушницкий является своеобразной пародией на Печорина. То, что у Печорина составляет суть характера, то у Грушницкого – поза, рассчитанная на то, чтобы произвести эффект, впечатление на окружающих. Грушницкий - антиромантический герой. Склонность к романтизации доведена у него до карикатурности. Он рисуется, часто ведет себя несоответственно ситуации. В быту он ищет романтических обстоятельств, а в истинно романтических ситуациях теряется. Участие Грушницкого в дуэли неблагородно, подло, но он не может отказаться от нее, так как очень самолюбив. В его образе много внешних деталей (шинель, костыль, хромота, кольцо с датой знакомства и именем Мери). Очевидно, образ Грушницкого создавался не без влияния образа Ленского: оба романтики, оба убиты на дуэли, оба моложе друга-врага.

Вернер – единственный мужской образ, который сопоставляется с Печориным, а не противопоставляется. Их сходство проявляется в отношениях с обществом, скептицизме, остроумии. Но наряду с общими чертами в их характерах много различий. Печорин «бешено гоняется за жизнью», Вернер же пассивен. Вернер – натура менее глубокая и сложная, чем Печорин. Перед дуэлью Печорин любуется природой, а Вернер спрашивает, написал ли он свое завещание. Во внешнем облике Вернера прослеживаются романтические черты, но он натура противоречивая.

Все женские образы, представленные в романе, также подчинены основной задаче, – раскрытию образа Печорина и показу его отношения к любви.Княжна Мери из всех женских образов обрисована наиболее полно. Как и Грушницкий, она увлечена романтизмом, она юна, умна, остроумна. Чистота и наивность княжны делает еще более очевидным эгоизм Печорина. История обольщения Мери является поводом для глубокого самоанализа и развернутых внутренних монологов в дневнике Печорина. В разговоре с Мери Печорин говорит о своей судьбе (отношениях с обществом, наклонностях, странностях характера).

Вера – самый неясный образ, очерчен неполно, а дан лишь намеками. Это единственный женский образ, который сопоставляется с Печориным. Именно во взаимоотношениях с Верой наиболее полно ощущается трагизм положения Печорина, его неспособность глубоко и истинно любить: даже Вера ему не нужна. Этим подчеркивается одиночество героя, неспособность его на истинное чувство, раскрывается внутренний конфликт героя. Романтическая ирония освещает отношения Печорина и Веры: Печорин загоняет лошадь, пытаясь догнать Веру, а потом засыпает сном Наполеона при Ватерлоо.

Кроме того, Лермонтов уделяет внимание большому количеству других, менее заметных, но также очень важных для создания более полной картины общества, героев, которые все без исключения подчинены принципу типизации, что говорит о реалистичности романа. При этом автор исходит из традиционных типов, опираясь на творческий опыт своих предшественников, Грибоедова и Пушкина.

Как только Печорин приезжает в Пятигорск, он знакомится с нравами семейств степных помещиков: «…петербургский покрой сюртука ввел их в заблуждение, но, скоро узнав армейские эполеты, они с негодованием отвернулись».

Тут же мы узнаем о женах местных начальников, «хозяйках вод»: «…они менее обращают внимание на мундир, они привыкли на Кавказе встречать под нумерованной пуговицей пылкое сердце и под белой фуражкой образованный ум».

Особый класс в «водяном обществе» составляют мужчины, статские и военные (капитан Драгунский, который своим участием в дуэли напоминает Зарецкого). Отдельно выделяется «водяная молодежь». Вообще трудно себе представить что-нибудь новое, что еще не было изображено в произведениях Грибоедова и Пушкина. Та же страсть к чинам, низкопоклонство, те же балы, сплетни, праздное времяпрепровождение, пустота, которые господствуют не как пороки общества, а как стихии общественной жизни. Все то же самое, только с той разницей, что там мы видели светское общество, а здесь провинциальное, которое всеми силами старается походить на столичное. На фоне всего этого нельзя не отметить, с какой иронией нарисованы не только конкретные образы, но и вся атмосфера.

Таким образом, «водяное общество» – не случайная тема в романе. Проблема личности, ее взаимоотношения с окружающими являются главной задачей всего творчества Лермонтова. В то же время он является продолжателем традиций русской литературы XIX века.

«Герой нашего времени» был задуман Лермонтовым как произведение острой социальной и психологической направленности.

Но он не мог не затронуть и тему общества, что делает роман социальным.

«Лишний человек» как продукт своей эпохи

Печорин многими литературоведами включен в категорию «лишних людей», как и Евгений Онегин. Композиция книги была выстроена в соответствии с целью, которой старался достичь Лермонтов - разобраться в проблемах личности.

В психологической главе «Княжна Мери» характер Григория Печорина вступает в столкновение с «водяным обществом». В этой повести мы видим, как он относится конкретно к этому обществу и всему миру в целом.

«Водяное общество» стало собирательным образом типичных представителей аристократического круга дворян. Их поступки и вся жизнь отражают особенности той эпохи. Борьба личности против социального окружения раскрывается не только в чертах характера Печорина, но и в картинах жизни «водяного общества», в его специфике, в описании его членов.

Григорий презрительно и демонстративно не присоединяется к обществу. Со стороны ему легко увидеть, насколько аристократы злобны по отношению друг к другу, как завидуют, сплетничают, совершают подлости. Весь быт и нравы, сложившиеся у обитателей минерального курорта, выстраиваются на основе истории и традиций, принятых в том кругу.

«Водяное общество» - зеркало того времени

Почти все посетители курорта противопоставлены главному герою, однако там есть и люди, которые чем-то сродни ему.

Грушницкий был искаженным изображением Печорина. То, что у Григория является врожденным, частью характера, у Грушницкого стало всего лишь позированием, призванным привлечь внимание, поразить окружающих. Своим стремлением к романтике он достигает противоположного эффекта - становится просто карикатурой, пародией на романтичного героя.

Вернер в этой главе стал единственным персонажем, сопоставляемым с Григорием. Они похожи в своем скептическом отношении к людям, похожи своим умом. Однако у них много и отличий. Вернер пассивно относится к жизни, а Печорин пытается испытать все удовольствия и страсти. Перед схваткой с Грушницким Григорий спокойно любуется пейзажем, а Вернера интересует, оставил ли тот завещание.

Все женские образы, выведенные Лермонтовым на страницах своей книги, помогают глубже раскрыть характер главного героя и показать, как он относится к любви.

Отдельно нужно рассмотреть в «водяном обществе» мужские персонажи - гражданские и военные. Особенную группу составляет молодежь на минеральных водах. Перед нами предстают люди, образы которых уже выводили в своих произведениях Пушкин и Грибоедов. Все те же страсти кипят здесь - желание добиться чина, преклонение перед деньгами и званиями, те же скучные танцевальные вечера, пустая болтовня, скука и сплетни.

Здесь это выглядит даже не как пороки, а как обычное времяпрепровождение. Разница с Пушкиным и Грибоедовым только в том, что Лермонтов показывает не высший свет столицы, а провинциальных дворян, которые всеми силами пытаются показать, что они - такой же столичный бомонд. Автор умело иронизирует, создавая образы своих героев и окружающую их обстановку.

«Водяное общество» является не просто случайным фоном для главного персонажа. Вопросы бытия, проблемы борьбы и дружбы личности, ее отношения с другими людьми стали приоритетной целью автора. Он стремится показать не статичного индивида, а динамично перемещающегося героя, переживающего бурные события.

Анализ повести «Княжна Мери». 1 урок. Запись от 11 мая. Действие начинается с описания прекрасного пейзажа, который передает чувства, мысли, да и духовный мир героя, и этим автор как бы нагнетает события. Мы видим героя вполне жизнерадостного, тонко чувствующего красоту природы. Место действия – Пятигорск. Экзотический пейзажа. Печорин - рассказчик Дневник Печорина демонстрирует его умение рассказать об увиденном и прочувствованном. Печорин чувствует красоту природы, умеет видеть е краски, слышать е звуки, любоваться ею, замечать совершающиеся изменения. Он вслушивается в ропот волн, любуется жизнью моря. Кроме того, он рассказывает о природе языком художника, раскрываясь, таким образом, перед читателями как талантливый человек. Слово Печорина точно, выразительно, лирично: «моя комната наполнилась запахом цветов, растущих в скромном палисаднике»… «Водяное общество» Общество съехавшихся для лечения на водах. Семейства помещиков и военные. Княгиня Лиговская с дочерью Юнкер Грушницкий Вера и ее муж Драгунский капитан Каков смысл жизни представителей «водяного общества»? Какое место занимает Печорин среди них? Так ли он далек от этого общества? Отношение Печорина к «водяному обществу» Скептик - тот, кто во всем сомневается, ко всему относится скептически, недоверчиво. Циник - человек, имеющий дeмoнстрaтивнo прeнeбрeжительное отношение к oпрeдeлнным нрaвствeнным традициям и этичeским ритуaлaм, кaк мeшaющим или избытoчным для рeшeния прaктичeских зaдaч. «Водяное общество» пошлость, грязные интриги. ничтожные интересы, мелочный эгоизм. корыстные расчеты Печорин благородный, страдающий от своих недостатков человек. Печорин уже настроен скептически, он подмечает все мелочи одеяния прохожих и сразу дает точную характеристику встречным. Он видит несколько «печальных групп», также принадлежащих «водяному обществу», которые с негодованием отвернулась от него, едва увидев армейские эполеты. Печорин встречает еще группу мужчин, но уже составляющих другой класс (класс военных), которые мечтают о столичных гостиных. Печорин не относит себя к этому классу, он символически обгоняет их, хотя по сути в нем есть что - то и от них, но он не ставит перед собой таких низких целей, он стремится к лучшему, он считает себя выше всех. Печорин довольно кратко описал первую встречу с «водяным обществом», однако очень содержательно и достаточно, чтобы понять его отношение; хотя черты общества изложены им очень доказательно, но все же полностью согласится с ним - значит быть «оглушенным» его красноречивой речью и полностью не осмыслить, что же представляет собой «водяное общество», каков смысл жизни его представителей, какое место занимает Печорин среди них, и, вообще, так ли он далек от этого общества, как нам кажется. Мы узнаем, что «водяное общество» составляют в основном семейства помещиков и военные. Они ведут обычный образ жизни, немного скучный, однообразный, расплывчатый и невыразительный, потому и назвал герой это общество водяным, из - за схожести свойств. Грушницкий. Печорин встречает Грушницкого - старого его знакомого и сразу дает ему точный портрет, слегка иронично, а потом и вовсе готов раскрыть все его пошлые черты. Грушницкий. Юнкер. Пародия на разочарованность Франт. Проблема современного поколения. ФРАНТ 1. Нарядно одетый человек, щеголь, модник. Ходит франтом: сапоги рантом. Поговорка. В своей одежде был педант и то, что мы назвали франт. Пушкин. Столичный франт со стеклышком в глазу. Некрасов. Здесь кажут франты записные свое нахальство, свой жилет. Пушкин. 2. О незаслуживающем уважения, одобрения человеке (пренебр.). Этот франт - приятель отъявлен мотом, сорванцом. Грибоедов. Иной франт, мало ему одной точки, возьмет и натыкает их целый ряд. Чехов. «На узкой дороге…» Печорин Грушницкий Желает произвести эффект своими речами Произносит готовые пышные фразы Способен на искренность Не способен на «возвышенное, глубоко действующее на чувства и воображение слово» Сложный человек, характер которого остается неясным даже после прочтения романа. Это обыкновенный юноша, которого нетрудно понять. В конце концов в нем побеждают злоба и ненависть. Отношение Печорина к Грушницкому. Печорин уже знает его будущее, он знает все «слабые струны» людей и умело ими пользуется, что все больше подчеркивает его индивидуализм и эгоизм. Трагедия Грушницкого. Грушницкий хоть и не идеален, но он привлекателен и симпатичен нам пока носит солдатскую шинель, пока им еще не совсем овладело самолюбие. Он верит в свое счастье с Мери, тем самым он все больше походит на романтика, но средства, которыми он собирается добиться цели, лишь унижают его, и он становится ничтожным. Его производят в офицеры, и он сливается с толпой, толпой поклонников княжны, так по капельке общество все больше разрастается и все больше притягивает к себе других, но не этот факт ужасен, а тот, что это «безликое» общество просто и бесцельно существует. На Грушницком новый мундир, новые эполеты и это делает его высокомерным. Грушницкий ведет с героем вполне толковый диалог, что задевает самолюбие Печорина: Грушницкий говорит почти его словами, тогда Печорин с легкостью входит в свою «роль» (конечно эта роль не суть его жизни, но как часто приходится к ней прибегать из зависти или презрения) и усмехается над ним, дразнит его, описывая княжну Мери, и тут же передразнивает Грушницкого, подделываясь под его тон. Но и этого ему мало, он не доволен собой, для него это редкий случай унять свою скуку. Своими поступками он попросту растрачивает свои силы, и приносит страдания другим людям. Но мы знаем, что он и сам глубоко страдает. Печорин очень самокритично относится к себе, что возвышает его в глазах читателя. Характер героя не столько сложен, сколько противоречив и неоднозначен: печальное ему смешно, смешное - грустно. Печорин не хочет тревожить себя воспоминаниями, он не желает жить прошлым, он живет настоящим, однако когда узнает о прибытии Веры, перед нами появляется второй Печорин. Его чувства борются с рассудком (этому свидетельствует внутренний монолог, который ведет герой, чувствуя ужасную грусть), но это всего лишь душевный порыв. И все - таки, попадая в очередные условия существования, Печорин ведет свою игру, участниками которой становятся: Грушницкий, Мери, княгиня Лиговская, Вера и ее муж Семен Васильевич - те самые представители «водяного общества», ставшие «жертвами» Печорина. Княжна Мери Мери - неглупая, молодая, хороша собой, она, конечно, не расчетлива и не особо разбирается в людях, но это не делает е менее романтичной и привлекательной. Она испытывает чувство сострадания ко всем несчастным и видит свое счастье в счастье своего возлюбленного. Она способна на «глубокое» чувство и это выделяет ее среди других, Она лишь дитя «водяного общества». Достигнув своей цели, она тот час же сольется с этим обществом. Игра Печорина с Мери. Злит Мери. Интригует. Совершает благородный поступок. Ухаживает. Берет власть над Мери, использует в своих целях. Печорин тоже несчастлив и об этом он лично говорит в исповеди к Мери: «Все читали на моем лице признаки дурных свойств - и они родились. Я был скромен - меня обвиняли в лукавстве: я стал скрытен. Я глубоко чувствовал добро и зло; никто меня не ласкал, все оскорбляли: я чувствовал себя выше их, - меня ставили ниже. Я сделался завистлив. Я был готов любить весь мир, молодость протекла в борьбе с собой и светом… Я сделался нравственным калекой: одна половина души моей не существовала, она высохла, испортилась, умерла, я ее отрезал и бросил…другая жила к услугам каждого ». Печорин берет власть над Мери, использует ее просто в виде орудия против Грушницкого, но этим он преследует и еще одну цель - ему нужна Вера, которую он все - таки любит. Печорин видит пищу в страданиях других, по - другому он не может жить, он не способен приносить себя в жертву, он не намерен преклонятся перед кем - либо, его жизненная энергия не находит применения в этой жизни, среди этого общества, и он причиняет боль окружающим. В дуэли с ним погибает Грушницкий. Для Печорина это всего лишь эксперимент, при этом он совершенно равнодушен к своей жизни… Надежды Мери о любви терпят крах: Печорин довольно холодно объясняется с ней и уезжает, а трагедия Мери - это такая же трагедия и для княгини. Печорин вмешивается в жизнь Веры и, может быть, разрушил бы е, если бы она не уехала. Он распоряжается судьбами людей, он переступает границы добра и зла. Автор не дает своей оценки ни Печорину, ни «водяному обществу». «Болезнь указана, а как ее излечить – это уж бог знает», - скажет Лермонтов в предисловии, которое было написано после всего романа. И что же если Печорин - «это портрет, составленный из пороков нашего поколения», то, может, «водяное общество» - это портрет, составленный из наших представлений о счастливой жизни? Тогда нам нужно изменить свои взгляды на жизнь; «многие упорны в отношении раз избранного пути, немногие - в отношении цели». Так Печорин всегда в действии, он ищет смысл жизни, его энергия не находит применения, его переполняют идеи, а «тот в чьей голове родилось больше идей, тот больше других действует…». А «водяное общество» - оно бездействует. Почему Печорин ведет дневник? Для Печорина при его одиночестве дневник, «журнал», - единственный «достойный собеседник», с которыми он может быть в полнее искренним. И еще одна ценность журнала: Это – душевная память Печорина. Жизнь его, кажется, разменивается на пустяки, и поэтому ему особенно важно увидеть смысл происходящих событий, сохранить их след, чтобы не оказаться в положении человека, состояние которого передана в стихотворении «И скучно, и грустно…».

Действие романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени», публиковавшегося в течение 1839–1840 годов в журнале «Отечественные записки» и описывавшего события, происходившие в эпоху реакции, наступившей после восстания декабристов, происходит на Кавказе. «Водяное общество», то есть людей, приехавших на минеральные воды, мы видим в самой большой части романа, которая называется «Княжна Мери». Она написана от имени главного героя Григория Александровича Печорина и составляет часть его дневника, так называемого «Журнала Печорина». Светское «водяное общество» Пятигорска и Кисловодска состоит из получивших отпуск и не поехавших домой или долечивающихся после ранения офицеров русской армии. Кроме того, оно представлено выходцами из светского общества двух российских столиц, которых московские и петербургские доктора отправили для лечения на только что открытые минеральные воды, а также «степных помещиков», их жен и дочерей.
А что же собою представляет главный герой романа Григорий Александрович Печорин? Читатели все ждали появления обещанного в названии героя, то есть личности, которая действительно совершит нечто героическое. Но М. Ю. Лермонтов в предисловии объяснил своим читателям, что слово «герой» он использовал в этом произведении в значении: человек, наиболее полно отражающий современные нравственные принципы. «Герой нашего времени», милостивые государи, точно портрет, но не одного человека, это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения в полном их развитии», – так пишет автор о главной фигуре своего романа.
Об особенностях изображения действительности автор в предисловии высказывается также весьма недвусмысленно: «История души человеческой… едва ли не интереснее и не поучительней истории целого народа». Следовательно, М. Ю. Лермонтов подчиняет все художественные особенности своего произведения задаче наиболее полного раскрытия «истории души» Григория Александровича Печорина. В том числе и систему образов романа. Каждый второстепенный персонаж романа обрисован так, чтобы оттенить по сходству или контрасту какие то грани характера главного героя. Так написан и собирательный образ «водяного общества», который мы видим глазами Печорина: «Пойду к Елисаветинскому источнику: там, говорят, утром собирается все водяное общество». Характеризуя основные черты этих людей, Печорин записывает в дневнике: «Они пьют – однако не воду, гуляют мало, волочатся только мимоходом; они играют и жалуются на скуку. Они франты… принимают академические позы… Они исповедывают глубокое презрение к провинциальным домам и вздыхают о столичных аристократических гостиных, куда их не пускают». Какая ирония звучит в этих словах Печорина, посвященных съехавшимся на воды людям!
Главный герой романа М. Ю. Лермонтова совершенно очевидно противопоставлен «водяному обществу» и относится к нему весьма скептически и отрицательно, так как состоит оно в основном из людей, подобных Грушницкому: не очень умных, занятых своей карьерой, своим положением в обществе, в общем, всем тем, «чем так счастлива самолюбивая посредственность». Ум Печорина подвергает осмеянию правила жизни и хорошего тона, принятые в «водяном обществе» Пятигорска.
Для того чтобы сделать характер героя еще ближе и понятнее читателю, а также проиллюстрировать мысль, что Печорин – недюжинный человек, который действительно страдает в атмосфере светских сплетен, интриг, клеветы и который не может найти своей жизни достойного применения, Лермонтов показывает нам, как значительно отличаются друг от друга главный герой и типичный представитель «водяного общества» Грушницкий.
Печорин красив и аристократичен: «Он был среднего роста, стройный, тонкий стан его и широкие плечи доказывали крепкое сложение… белокурые волосы, вьющиеся от природы, так живописно обрисовывали его бледный благородный лоб… усы его и брови были черные – признак породы в человеке… немного вздернутый нос, зубы ослепительной белизны и карие глаза». Грушницкий же просто «хорошо сложен, смугл и черноволос; ему на вид можно дать двадцать пять лет, хотя ему едва ли двадцать один год. Он закидывает голову назад, когда говорит, и поминутно крутит усы левой рукой, ибо правою опирается на костыль».

Печорин – дворянин по происхождению – занимал довольно высокое положение в светском обществе. Княгиня Лиговская, например, после знакомства с ним выяснила, что она дружна с «полудюжиной его тетушек». За какую то «историю» он был выслан на Кавказ, но, вспоминая свою молодость, пишет, что она протекла «в бесплодной борьбе со светом». Общественное положение Грушницкого совсем не такое блестящее: «Грушницкий – юнкер. Он только год в службе. Приезд его на Кавказ – также следствие его романтического фанатизма».
Печорин обладает «сатанинской гордостью» и хотел бы, чтобы не скучать, облагодетельствовать целое человечество, ему скучно даже под чеченскими пулями, «бешено гоняется он за жизнью, ища ее повсюду», но, к сожалению, не находя применения своим «силам необъятным» и отчаянно скучая. Грушницкий же только принимает вид отверженного, непонятого и скучающего человека, потому что нынче модно казаться таким: «Он из тех людей, которые на все случаи жизни имеют готовые пышные фразы… и которые важно драпируются в необыкновенные чувства, возвышенные страсти и исключительные страдания. Производить эффект – их наслаждение».
Печорин пользуется успехом у женщин, история пребывания его на Кавказе включает целый список имен женщин, павших жертвой его чар: Бэла, Мери, Вера. Грушницкий хоть и способен нравиться «романтическим провинциалкам до безумия», соревнование за сердце Мери проигрывает Печорину. Заинтересовавшаяся поначалу им девушка позднее обращает свой взгляд на главного героя, после чего Грушницкий вместе с остальными сплотившимися вокруг него членами «водяного общества» Пятигорска объявляет Печорину настоящую войну и предлагает ему совершенно бесчестные условия дуэли, по которым герой должен встать под пулю с незаряженным пистолетом.
Печорин довольно циничный молодой человек. Ему доставляет удовольствие манипулировать другими людьми: подчинить своей воле и влюбить в себя княжну Мери, довести до бешенства Грушницкого, по своей прихоти почти разрушить судьбу Веры. Он довольно равнодушен к страданиям своих жертв, хотя его и посещает минутное раскаяние, когда он понимает, что он причина несчастья окружающих. В минуту объяснения с Мери он уже был готов броситься к ее ногам и просить руки этой девушки, он рыдает, когда его конь пал и ему не удалось догнать уезжающую к мужу Веру. Но все это, с его точки зрения, минутные слабости, так как основной жизненный принцип его таков: «Да и какое мне дело до несчастий и бед человеческих, мне, странствующему офицеру, да еще с подорожной по казенной надобности».
Грушницкий же не способен прогнозировать события, которые должны произойти, самонадеян и глуп, цель его жизни, как выясняется, «путеводительные звездочки» офицерских эполет, женитьба на Мери и карьера. Именно поэтому он так взбешен, когда Печорин расстраивает все его планы. У него не хватает мужества даже во время дуэли, когда Григорий Александрович предоставляет ему последнюю возможность извиниться или выстрелить в воздух.
Именно через сравнение образов Печорина и Грушницкого в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» мы понимаем разницу в масштабе личности этих двух персонажей. Понимаем, что «водяное общество» в романе стало для его создателя воплощением светского общества, которое не хочет принимать тех, кто хоть чуть чуть умнее, образованнее и порядочнее его представителей и кого сам поэт от души ненавидел.

«Герой нашего времени» – социально-психологический роман, в котором автор ставил перед собой задачу раскрыть внутренний мир героя, «исследовать душу человеческую». Лермонтов - романтик, поэтому проблема личности - центральная проблема романтизма и, естественно, творчества поэта. Однако новаторство «Героя нашего времени» заключается в том, что конфликт личности и окружающего мира решается при помощи разнообразных средств, как романтических, так и реалистических.

Печорин главный герой романа, является социальным типом. Его традиционно вслед за Онегиным помещают в галерею «лишних людей».

В образах Печорина и Онегина много общего, начиная от деталей, черт характера, кончая ситуациями, в которые они попадают. Однако конфликт личности и общества в «Герое нашего времени» острее, чем в «Евгении Онегине», так как Печорин «бешено гоняется за жизнью», но ничего от нее не получает, а Онегин просто «плывет по течению».

Композиция романа подчинена основной задаче, которую ставил перед собой автор, – решение проблемы личности. В журнале Печорина центральной является повесть «Княжна Мери», в которой характер героя раскрывается изнутри, то есть Лермонтов использует такой художественный прием, как исповедь. Все художественные средства – портрет, пейзаж, диалоги, детали – носят психологический характер. В повести при помощи развернутой образной системы раскрывается тайна характера героя.

Лермонтов, как и многие романтики, противопоставляет личность и общество, причем он помещает своего героя в разные среды, сталкивает его с разными людьми. Мы можем видеть это в повестях «Бэла», «Тамань» и «Княжна Мери».

В психологической повести «Княжна Мери» личность Печорина противопоставлена «водяному обществу», показано отношение героя к этому обществу и обществу вообще. «Водяное общество» - это собирательный образ представителей местного и столичного дворянства, в поведении и жизни которых прослеживаются все характерные черты описываемой эпохи. Конфликт личности и общества воплотился не только в раскрытии характера главного героя, но и в изображении «водяного общества», их жизни, интересов, развлечений.

Печорин с легким презрением подмечает тщательно скрываемую зависть друг к другу, любовь к сплетням, интригам. Быт и нравы посетителей кавказских минеральных вод, над которыми иронизирует и сам автор, и главный герой, обусловлены историей, традициями. Образ «водяного общества» дается также параллельно с образом светского общества, о котором упоминает Печорин и которое уже не раз было объектом исследования в творчестве Грибоедова и Пушкина.

В целом все «водяное общество» противопоставлено Печорину. Однако все же можно выделить героев, которые не только противопоставляются Печорину, но и сопоставляются с ним.

Грушницкий является своеобразной пародией на Печорина. То, что у Печорина составляет суть характера, то у Грушницкого – поза, рассчитанная на то, чтобы произвести эффект, впечатление на окружающих. Грушницкий - антиромантический герой. Склонность к романтизации доведена у него до карикатурности. Он рисуется, часто ведет себя несоответственно ситуации. В быту он ищет романтических обстоятельств, а в истинно романтических ситуациях теряется. Участие Грушницкого в дуэли неблагородно, подло, но он не может отказаться от нее, так как очень самолюбив. В его образе много внешних деталей (шинель, костыль, хромота, кольцо с датой знакомства и именем Мери). Очевидно, образ Грушницкого создавался не без влияния образа Ленского: оба романтики, оба убиты на дуэли, оба моложе друга-врага.

Вернер – единственный мужской образ, который сопоставляется с Печориным, а не противопоставляется. Их сходство проявляется в отношениях с обществом, скептицизме, остроумии. Но наряду с общими чертами в их характерах много различий. Печорин «бешено гоняется за жизнью», Вернер же пассивен. Вернер – натура менее глубокая и сложная, чем Печорин. Перед дуэлью Печорин любуется природой, а Вернер спрашивает, написал ли он свое завещание. Во внешнем облике Вернера прослеживаются романтические черты, но он натура противоречивая.

Все женские образы, представленные в романе, также подчинены основной задаче, – раскрытию образа Печорина и показу его отношения к любви.Княжна Мери из всех женских образов обрисована наиболее полно. Как и Грушницкий, она увлечена романтизмом, она юна, умна, остроумна. Чистота и наивность княжны делает еще более очевидным эгоизм Печорина. История обольщения Мери является поводом для глубокого самоанализа и развернутых внутренних монологов в дневнике Печорина. В разговоре с Мери Печорин говорит о своей судьбе (отношениях с обществом, наклонностях, странностях характера).

Вера – самый неясный образ, очерчен неполно, а дан лишь намеками. Это единственный женский образ, который сопоставляется с Печориным. Именно во взаимоотношениях с Верой наиболее полно ощущается трагизм положения Печорина, его неспособность глубоко и истинно любить: даже Вера ему не нужна. Этим подчеркивается одиночество героя, неспособность его на истинное чувство, раскрывается внутренний конфликт героя. Романтическая ирония освещает отношения Печорина и Веры: Печорин загоняет лошадь, пытаясь догнать Веру, а потом засыпает сном Наполеона при Ватерлоо.

Кроме того, Лермонтов уделяет внимание большому количеству других, менее заметных, но также очень важных для создания более полной картины общества, героев, которые все без исключения подчинены принципу типизации, что говорит о реалистичности романа. При этом автор исходит из традиционных типов, опираясь на творческий опыт своих предшественников, Грибоедова и Пушкина.

Как только Печорин приезжает в Пятигорск, он знакомится с нравами семейств степных помещиков: «…петербургский покрой сюртука ввел их в заблуждение, но, скоро узнав армейские эполеты, они с негодованием отвернулись».

Тут же мы узнаем о женах местных начальников, «хозяйках вод»: «…они менее обращают внимание на мундир, они привыкли на Кавказе встречать под нумерованной пуговицей пылкое сердце и под белой фуражкой образованный ум».

Особый класс в «водяном обществе» составляют мужчины, статские и военные (капитан Драгунский, который своим участием в дуэли напоминает Зарецкого). Отдельно выделяется «водяная молодежь». Вообще трудно себе представить что-нибудь новое, что еще не было изображено в произведениях Грибоедова и Пушкина. Та же страсть к чинам, низкопоклонство, те же балы, сплетни, праздное времяпрепровождение, пустота, которые господствуют не как пороки общества, а как стихии общественной жизни. Все то же самое, только с той разницей, что там мы видели светское общество, а здесь провинциальное, которое всеми силами старается походить на столичное. На фоне всего этого нельзя не отметить, с какой иронией нарисованы не только конкретные образы, но и вся атмосфера.

Таким образом, «водяное общество» – не случайная тема в романе. Проблема личности, ее взаимоотношения с окружающими являются главной задачей всего творчества Лермонтова. В то же время он является продолжателем традиций русской литературы XIX века.