История возникновения деда мороза для детей. Правдивая история деда мороза и снегурочки - maryikina каморка

ДЕД МОРОЗ (Морозко) — могучий русский языческий Бог, персонаж русских легенд, в славянских сказаниях — олицетворение русских зимних морозов, кузнец, сковывающий льдом воду, щедро осыпающий зимнюю природу искристым снежным серебром, дарящий радость зимнего празднества, а в случае надобности, в тяжелую годину защищающий русских от наступающих врагов вмораживающими в лед дотоле невиданными зимними холодами, от которых начинает ломаться железо.

Когда-то, еще до появления христианства на Руси, наши предки верили в то, что духи умерших охраняют свой род, заботятся о приплоде скота и хорошей погоде. Поэтому, чтобы наградить их за заботу, каждую зиму люди дарили им подарки. В канун праздника деревенская молодежь надевала маски, выворачивала тулупы и ходила по домам, колядовала. (Впрочем, в разных регионах существовали свои особенности колядования.) Хозяева одаривали колядующих едой.
Смысл как раз и заключался в том, что колядующие представляли собой духов предков, которые получали награду за неустанную заботу над живущими. Среди колядующих часто был один "человек", одетый страшнее всех. Как правило, ему запрещалось говорить. Это был самый старый и самый грозный дух, его еще часто называли просто Дедом. Вполне возможно, что это и есть прообраз современного Деда Мороза. Только сегодня он, конечно, подобрел и не приходит за подарками, а приносит их сам. С принятием христианства языческие обряды были, конечно, "упразднены", и поэтому существуют и по сей день. Колядующие изображают не духов предков, а небесных посланцев, что, согласитесь, практически одно и то же. Тут уже сложно сказать, кого считать Дедом, но "старшой" есть и сейчас.

Согласно другой версии, "прапрадедом" современного русского Деда Мороза был герой русских народных сказок Морозко или Мороз красный нос, хозяин погоды, зимы и мороза. Изначально его называли Дедом Трескуном и представляли маленьким старичком с длинной бородой и суровым как русские морозы нравом. С ноября по март Дед Трескун был полновластным хозяином на земле. Даже солнце его боялось! Он был женат на презлющей особе - Зиме. Деда Трескуна или Деда Мороза отождествляли также с первым месяцем года - серединой зимы - январем. Холоден и студен первый месяц года - царь морозов, корень зимы, ее государь. Он строгий, льдистый, ледяной, пора снеговеев. В народе про январь говорят и так: огневик и студень, снеговик и трескун, лютый и лютовей.

В русских сказках Дед Мороз изображается как взбалмошный, строгий, но справедливый дух зимы . Вспомните, к примеру, сказку "Морозко". Добрую трудолюбивую девушку Морозко поморозил-поморозил, да потом одарил, а злую да ленивую - заморозил насмерть. Поэтому, во избежание неприятностей некоторые северные народы и сейчас задабривают старика Мороза - в торжественные ночи бросают за порог своих жилищ лепешки, мясо, выливают вино, чтобы дух не злился, не мешал охоте, не губил посевов.

Деда Мороза представляли как седого старика с бородой до пола в длинной толстой шубе, валенках, шапке, рукавицах, и с посохом, которым он морозил людей .
Под влиянием христианства, жестоко и кроваво боровшегося со славянским язычеством (битва с религиозными конкурентами за прибыли), первоначальный образ Снежного Деда был искажен (как и всех прочих славянских богов), и Морозко стали представлять злым и жестоким языческим божеством, Великим Старцем Севера, повелителем ледяного холода и пурги, морозившим людей. Это нашло отражение и в поэме Некрасова «Мороз — Красный нос», где Мороз убивает в лесу бедную молодую крестьянскую вдову, оставляя сиротами её малолетних ребятишек.
По мере ослабления влияния христианства в России конца XIX - начала XX века, образ Морозко стал смягчаться. Впервые Дед Мороз появился на Рождество в 1910 году, однако не приобрёл широкого распространения.

А Вот того Деда Мороза которого мы с Вами привыкли видеть с ранних лет Появился уже в советское время , после отвержения идей христианства, был распространён новый имидж Деда Мороза: он являлся детям под Новый год и дарил подарки; этот образ создан советскими кинематографистами в 1930-х годах.
И заметте что только наш Дед Мороз на праздник приходит со своей божественной внучкой — Снегурочкой.
Современный собирательный образ Деда Мороза построен по мотивам агиографии Святого Николая, а также описаний древнеславянских божеств Позвизда (Бога ветра), Зимника и Карачуна.

А вот отношение Русской Православной церкви к Деду Морозу неоднозначное, с одной стороны как к языческому божеству и волшебнику (Богу иной религии, значит, религиозному конкуренту, противоречащему христианскому учению), а с другой стороны, как к непобедимой русской культурной традиции, с которой бороться — лишь себя позорить и выявлять свою слабость
Сказать однозначно, где живет русский Дед Мороз, сложно, так как существует масса легенд. Некоторые утверждают, что Дед Мороз родом с Северного полюса, другие говорят - из Лапландии. Ясно только одно, Дед Мороз живет где-то на крайнем Севере, где круглый год зима.

А Вот самое интересное это Происхождение Деда Мороза
Представьте себе, что предками Деда Мороза в одних странах считают местных гномов. В других - средневековых странствующих жонглеров, которые распевали рождественские песни, или бродячих продавцов детских игрушек. Существует мнение, что среди родственников Деда Мороза значится восточнославянский дух холода Трескун, он же Студенец, Мороз. Образ Деда Мороза складывался веками, и каждый народ вносил в его историю что-то свое. Но среди предков старца был, оказывается, и вполне реальный человек. В IV веке жил в турецком городе Мира архиепископ Николай . По преданию, это был очень добрый человек. Так, однажды он спас трех дочерей бедствующего семейства, подбросив в окно их дома узелки с золотом. После смерти Николая объявили святым. В XI веке церковь, где он был захоронен, ограбили итальянские пираты. Они похитили останки святого и увезли к себе на родину. Прихожане церкви святого Николая были возмущены. Разразился международный скандал. История эта наделала так много шуму, что Николай стал объектом почитания и поклонения христиан из разных стран мира.

И Все таки Святой Николай и есть Наш добрый Дедушка Мороз, Санта Клаус Праздник и день Почетания Святого Николая У всех народов значится 19 декабря.На 19 декабря принято дарить детям подарки, ведь так поступал сам святой. После введения нового календаря святой стал приходить к детям на Рождество, а потом и в Новый год. Везде доброго старика называют по-разному, в Англии и Америке - Санта-Клаус, а у нас - Дед Мороз.


А вот как выглядит наш традиционный облик Деда Мороза, согласно древнейшей мифологии и символики :

Борода и волосы - густые, седые (серебристые). Эти детали облика, кроме своего "физиологического" смысла (старец - седой) несут ещё и огромный символьный характер обозначая могущество, счастье, благополучие и богатство. Удивительно, но именно волосы - единственная деталь облика не претерпевшая за тысячелетия никаких значительных изменений.
Рубашка и брюки - белые, льняные, украшены белым геометрическим орнаментом (символ чистоты). Эта деталь практически потерялась в современном представлении о костюме. Исполнители роли Деда Мороза и костюмеры предпочитают закрыть шею исполнителя белым шарфом (что допустимо). На брюки, как правило, не обращают внимания или шьют их красными под цвет шубы (страшная ошибка! )
Шуба - длинная (по щиколотку или по голень), обязательно красная, расшитая серебром (восьмиконечные звёзды, гуськи, кресты и другой традиционный орнамент), отороченная лебединым пухом. Некоторые современные театральные костюмы, увы, грешат экспериментами в области цветовой гаммы и замены материалов. Наверняка многим приходилось наблюдать седовласого волшебника в синей или зелёной шубе. Если так, знайте - это не Дед Мороз, а один из его многочисленных "младших братьев ". Если шуба коротка (голень открыта) или имеет ярко выраженные пуговицы - перед вами костюм Санта Клауса, Пер Ноэля или ещё кого-то из зарубежных побратимов Деда Мороза. А вот замена лебединого пуха на белый мех хоть и не желательна, но всё же допустима.
Шапка - красная, расшита серебром и жемчугом. Оторочка (залом) лебединым пухом (белым мехом) с треугольным вырезом выполненным на лицевой части (стилизованные рога). Форма шапки - полуовал (круглая форма шапки традиционна для русских царей, дост
аточно вспомнить головной убор Ивана Грозного). Кроме вальяжного отношения к цвету, описанного выше, театральные костюмеры современности пробовали разнообразить украшение и форму головного убора Деда Мороза. Характерны следующие "неточности": замена жемчуга на стеклянные алмазы и самоцветы (допустима), отсутствие выреза за оторочке (не желательно, но встречается очень часто), шапка правильной полукруглой формы (это Владимир Мономах) или колпак (Санта Клаус), помпон (он же).

Трёхпалые перчатки или варежки - белые, расшиты серебром - символ чистоты и святости всего, что он даёт из своих рук. Трёхпалость - символ принадлежности к высшему божественному началу ещё с неолита. Какой символьный смысл несут современные красные варежки - неизвестно
Пояс - белый с красным орнаментом (символ связи предков и потомков). В наши дни сохранился как элемент костюма полностью утратив символьный смысл и соответствующую цветовую гамму. А жаль …
Обувь - серебряные или красные, шитые серебром сапоги с приподнятым носком. Каблук скошен, небольших размеров или полностью отсутствует. В морозный день Дед Мороз надевает белые, шитые серебром валенки. Белый цвет и серебро - символы луны, святости, севера, воды и чистоты. Именно по обуви можно отличить настоящего Деда Мороза от "подделки". Дад ороза никогда не выйдет к публике в ботинках или чёрных сапогах! В крайнем случае он постарается найти красные танцевальные сапоги или обычные черные валенки (что, безусловно, не желательно).
Посох - хрустальный или серебрённый "под хрусталь". Ручка витая, так же серебристо-белой цветовой гаммы. Посох завершает лунница (стилизованное изображение месяца) или голова быка (символ власти, плодородия и счастья).

И еще некоторые особенности Деда Мороза
1. Дед Мороз носит очень теплую шапку с меховой опушкой. Внимание: никаких бомбошек и кисточек!
2. Нос Деда Мороза - обычно красный. (Никаких дурных аналогий! Просто на крайнем севере ОЧЕНЬ холодно!) Но также допускается вариант синего носа в силу снежно-ледяного происхождения Дедушки.
3. У Деда Мороза борода до самого полу. Белая и пушистая, как снег.
4. Дедушка Мороз носит длинную толстую шубу на меху. Изначально, совсем давно, цвет шубы был синим, холодным, но под влиянием красных шубок "европейских собратьев" изменился на красный. Хотя на данный момент допускаются оба варианта.
5. Руки Дед Мороз прячет в огромные рукавицы.
6. Дед Мороз не носит ремней, а подвязывает шубу кушаком (поясом). В крайнем случае, застегивается на пуговицы.
7. Дед Мороз предпочитает исключительно валенки. И не удивительно, ведь при - 50?С (обычная северная температура воздуха) в сапогах даже у Снежного хозяина ноги отмерзнут.
8. С собой Дед Мороз всегда носит посох. Во-первых, чтобы легче было по сугробам пробираться. А во-вторых, по легендам, Дед Мороз, еще будучи "диким Морозко", этим самым посохом народ-то и "морозил".
9. Мешок с подарками - более поздний атрибут Хозяина зимы. Многие дети верят, что он бездонный. Во всяком случае, Дед Мороз никогда никого к мешку не подпускает, а сам достает из него подарки. Делает это он неглядя, но всегда угадывает, кто какой подарок ждет.
10. Дед Мороз передвигается пешком, по воздуху или на санях, запряженных тройкой. Любит также рассекать родные просторы лыжьим ходом. Случаев с использованием оленей не зарегистрировано.
11. Самое главное отличие русского Деда Мороза - его неизменная спутница внучка Снегурочка. Оно и понятно: в одиночестве да на крайнем севере, с тоски умереть можно! А с внучкой оно веселее. P.S. А еще Дед Мороз никогда не носит очки и не курит трубку!
Снегурочка, внучка деда Мороза
Нужно заметить, что Снегурочка - это чисто русское явление. Ни у одного заморского персонажа, символизирующего приход нового года, нет спутницы. Только наш Дед Мороз счастливчик.

Вот Такой он Даш Добрый Старичек Дедушка Мороз Которого мы так ждем каждый год и Которому загадываем желания, верим в сказку И ждем Чуда

Скоро Новый Год. Самым долгожданным его героем является Дед Мороз, он дарит подарки и несет детям радость. Мы привыкли к нему, но знаем о нем не так много.

Сторонники новогоднего мифа твердят, что культ Деда Мороза - чуть ли не древнее всех религий, что он пришёл в нашу жизнь из славянской дохристианской мифологии. Доля истины в этом есть, только вот тот Мороз, который существовал в языческих традициях, был совсем не тем добродушным дедом... Находят этимологию нынешнего Деда Мороза в сказке Одоевского середины XIX века, но расхождения сказочного Мороза Ивановича с культом Деда Мороза нынешнего налицо. Разница хотя бы в том, что в педагогической сказке русского писателя Мороз Иванович является скорее весенним персонажем, но никак не зимним.

Правда в том, что культ Деда Мороза довольно молод. Он пробовал утвердиться в дореволюционной России по аналогии с западным культом Святого Николая, но, не успев окрепнуть, был сломан большевиками. Второе рождение образа произошло в конце 30-х годов, когда в идеологических соображениях было выгодно создать неоязыческий культ Деда Мороза. То есть Дед Мороз был возрожден как орудие пропаганды. Как пример: Дед Мороз на советских открытках 1944 года изображен с трубкой во рту. Что он делает? Изгоняет фашистов.

Откуда подарки?

Представление о том, что подарки в Новый Год приносит Дед Мороз - также достаточно молодо. Дети в конце XIX века были уверены, что ёлки приносит просто Мороз, старый Рупрехт (немецкое влияние культа), но ещё не Дед Мороз. Вообще, существовало представление о том, что тот, кого сегодня мы знаем под именем Деда Мороза, приносил только ёлки, подарки же под них клал не он. В согласии с рождественским елочным мифом, детям обычно говорилось, что подарки посылает младенец Иисус. Понятно теперь, почему в советское время подарки стал приносить сам дедушка Мороз, у которого для этих целей образовался волшебный мешок.

Великий Устюг?

История с родиной Деда Мороза - просто песня. Первым ПМЖ Деда Мороза считался Архангельск. Дедушка обосновался там по инициативе обкома ВЛКСМ, поддержанной тогда, в самом конце 80-х, директорами Архангельского морского торгового порта, военного Севмашзавода, других крупных предприятий. Проживал Дед Мороз и в Лапландии, а с 1998 года, по инициативе Юрия Михайловича Лужкова, Дед Мороз получил резиденцию в Великом Устюге.

Понятно, что борьба за то, чтобы называться родиной Деда Мороза выходит за рамки сказочного контекста, тут и производство, и атрибутика, и туризм. Деньги немалые. О чём по-настоящему стоит задуматься, так это о том, что Устюг - родина первого юродивого Христа ради, Прокопия Устюжского, а значит земля намоленная, с глубокой православной традицией.

Санта vs Дед Мороз?

На Западе как-то проще. Есть Рождество - один из главных христианских праздников. Семейный праздник. Туда же Арчи Ли, гениальный рекламщик "Кока-Колы", примешал культ Санта-Клауса. Он разносит подарки. Его можно помещать на этикетках (потому что изображения детей изображать запретили). Ладно.

У нас Дед Мороз приносит подарки не просто так. Его ещё и дозваться непросто. А потом стишки выученные зачитать. А потом ещё хоровод поводить, взявшись за руки. Хорошо, что кросс бежать детей не заставляют. Наш Дед Мороз только внешне похож на их Санта Клауса, но не больше. Наш Дед Мороз скорее похож на строгого отца или строгого деда. В его мифологии налицо причинно-следственная связь. Хорошо учился, выучил стишок - молодец, на подарок. В счёт идут и отметки в дневнике, и бабушки, переведённые через дорогу. Эдакий ветхозаветный принцип "око за око".

Традиция

Городской фольклор циничен и беспощаден. То количество шуток о пьяном Деде Морозе, которые бытуют из поколения в поколение, конечно, не на пустом месте появились. Это сейчас event-агенства могут предоставить Дедов Морозов на любой вкус, а раньше роль Деда Мороза исполняли соседи. Один на всех костюм - и пошли по по дворам и подъездам. В каждом доме ещё и нальют. А потом курсируют по усыпанным конфетти сугробам шутки про "Дед Мороз - красный нос", а потом снимают новогодние фильмы, где главный персонаж - жертва алкогольного делирия... Такая вот традиция.

Все мы с детства помним веселые встречи Нового года с приходом Дедушки Мороза и Снегурочки. Под ватными причиндалами и блестящей шапкой сказочного персонажа обычно скрывался кто-то очень знакомый, но хотелось думать, что действительно настоящий Дед Мороз пришел нас поздравить и раздать сладости. Откуда же появился он, из каких времен и кто его придумал?

Если обратиться к истории, то придется совершить экскурс в далекое прошлое человечества, на тысячи лет назад. Оказавшись на севере евроазиатского континента, мы бы увидели народы, поклоняющиеся Варуну – творцу Вселенной. Главный судья людей, он был грозен, но справедлив. Все космические тела подчинялись этому божеству. По мере развития человеческого общества бог менял имена, у славян стал называться Сварогом. С появлением христианской религии «Дед» (Сварог) был переименован в Санта-Клауса потомками индоевропейцев. Так когда появился дед мороз на руси? Северные народности средневековой Руси почитали одного Бога – Николая Чудотворца – являвшегося тем же Святым Николаем (Санта-Клаусом) для христиан. Датировано первое упоминание примерно 3им веком нашей эры.

Зимой день, называемый солнцеворотом. Это 21 декабря. Наше светило поворачивает на лето после самой длинной в году ночи. Немного раньше христианами отмечается день Николая святителя. Наши предки «кликали мороз» с этого дня до Крещения. В русских народных сказках появляется новый персонаж – Дед Мороз. Он как прообраз древнего божества Варуна тоже судит людей по справедливости, награждая заслуживших ее и наказывая греховодников.

В руках у Деда Мороза посох, а на плече ель, украшенная звездами. Вместе с ним приходит на праздник и Снегурочка – это символ замороженной воды. В русской сказке девушка тает летом. А густая борода и волосы на голове Деда Мороза символизирует богатство и могущество. Белые рукавички на руках его обозначают святость, дары старика всегда бескорыстны и чисты. Пояс на его шубе – это символ связи нас с нашими предками. На ногах сапоги, обычно красного или белого (под серебро) цвета. На верху посоха у Деда Мороза находится голова быка – это обозначает власть над подлунным миром.

Резиденция сказочных персонажей находится ныне в городе Великий Устюг. Около этого города есть деревня Морозовица, где по легенде и поселился Мороз (не следует его путать с Дедом), младший брат Водолея. Дом дедушки Мороза построен из дерева. Остроконечная крыша здания возвышается над резиденцией. Есть небольшой зоопарк. Из Великого Устюга зимний владыка разъезжает в праздники по российским городам, к нему тоже приезжают экскурсанты посмотреть на место его жительства и на него самого.

Исторический облик Деда Мроза.
Деда Мороза представляли как седого старика с бородой до пола в длинной толстой шубе, валенках, шапке, рукавицах, и с посохом, которым он морозил людей.

Борода и волосы - густые, седые (серебристые). Эти детали облика, кроме своего “физиологического” смысла (старец - седой) несут ещё и огромный символьный характер обозначая могущество, счастье, благополучие и богатство.
Рубашка и брюки - белые, льняные, украшены белым геометрическим орнаментом (символ чистоты).
Трёхпалые перчатки или варежки - белые, расшиты серебром - символ чистоты и святости всего, что он даёт из своих рук.
Пояс - белый с красным орнаментом (символ связи предков и потомков, а также сильный оберег).
Обувь - серебряные или красные, шитые серебром сапоги с приподнятым носком. Каблук скошен, небольших размеров или полностью отсутствует. В морозный день Дед Мороз надевает белые, шитые серебром валенки.

Шапка - красная, расшита серебром и жемчугом. Оторочка (залом) лебединым пухом (белым мехом) с треугольным вырезом выполненным на лицевой части (стилизованные рога). Форма шапки - полуовал (круглая форма шапки традиционна для русских царей, достаточно вспомнить головной убор Ивана Грозного).

Посох - хрустальный или серебрённый “под хрусталь”. Ручка витая, так же серебристо-белой цветовой гаммы. Посох завершает лунница (стилизованное изображение месяца) или голова быка (символ власти, плодородия и счастья).

Дед Мороз появился у нас очень давно. Это реально существующий дух, здравствующий, между прочим, и поныне. Когда-то, еще до появления христианства на Руси, наши предки верили в то, что духи умерших охраняют свой род, заботятся о приплоде скота и хорошей погоде. Поэтому, чтобы наградить их за заботу, каждую зиму люди дарили им подарки. В канун праздника деревенская молодежь надевала маски, выворачивала тулупы и ходила по домам, колядовала. (Впрочем, в разных регионах существовали свои особенности колядования). Хозяева одаривали колядующих едой. Смысл как раз и заключался в том, что колядующие представляли собой духов предков, которые получали награду за неустанную заботу над живущими. Среди колядующих часто был один “человек”, одетый страшнее всех. Как правило, ему запрещалось говорить. Это был самый старый и самый грозный дух, его еще часто называли просто Дедом. Вполне возможно, что это и есть прообраз современного Деда Мороза. Только сегодня он, конечно, подобрел и не приходит за подарками, а приносит их сам. С принятием христианства языческие обряды были, конечно, “упразднены”, и поэтому существуют и по сей день;-) Колядующие изображают не духов предков, а небесных посланцев, что, согласитесь, практически одно и то же. Тут уже сложно сказать, кого считать Дедом, но “старшой” есть и сейчас.

Изначально его называли Дедом Трескуном и представляли маленьким старичком с длинной бородой и суровым как русские морозы нравом. С ноября по март Дед Трескун был полновластным хозяином на земле. Даже солнце его боялось! Он был женат на презлющей особе - Зиме. Деда Трескуна или Деда Мороза отождествляли также с первым месяцем года - серединой зимы - январем. Холоден и студен первый месяц года - царь морозов, корень зимы, ее государь. Он строгий, льдистый, ледяной, пора снеговеев. В народе про январь говорят и так: огневик и студень, снеговик и трескун, лютый и лютовей.

В русских сказках Дед Мороз изображается как взбалмошный, строгий, но справедливый дух зимы. Вспомните, к примеру, сказку “Морозко”. Добрую трудолюбивую девушку Морозко поморозил-поморозил, да потом одарил, а злую да ленивую - заморозил насмерть. Поэтому, во избежание неприятностей некоторые северные народы и сейчас задабривают старика Мороза - в торжественные ночи бросают за порог своих жилищ лепешки, мясо, выливают вино, чтобы дух не злился, не мешал охоте, не губил посевов.

Сказать однозначно, где живет русский Дед Мороз, сложно, так как существует масса легенд. Некоторые утверждают, что Дед Мороз родом с Северного полюса, другие говорят - из Лапландии. Ясно только одно, Дед Мороз живет где-то на крайнем Севере, где круглый год зима. Хотя в сказке В.Ф.Одоевского “Мороз Иванович” Мороз красный нос по весне перебирается в колодец, где “и летом студено”.

Позже у Деда Мороза появилась внучка Снегурка или Снегурочка, героиня многих русских сказок, снежная девочка. Да и сам Дед Мороз изменился: стал приносить детям подарки под Новый год и выполнять сокровенные желания.
Образ Снегурочки уникален для русской культуры. В западной новогодней и рождественской мифологии нет женских персонажей.

Как видно, происхождение русского Деда Мороза в корне отличается от европейского Санта Клауса. Если Санта Клаус был реальной исторической личностью, которую за добрые дела возвели в ранг святых, то русский Дед Мороз - скорей языческий дух, персонаж народных поверий и сказок. Несмотря на то, что современный образ Деда Мороза сформировался уже под влиянием европейского новогоднего персонажа, большинство характерных русских черт осталось. И по сей день русский Дедушка Мороз ходит в длинной шубе, валенках и с посохом. Он предпочитает передвигаться пешком, по воздуху, или на санях, запряженных резвой тройкой. Его постоянная спутница - внучка Снегурочка. Дед Мороз играет с детьми в игру “Заморожу”, и прячет в новогоднюю ночь подарки под елкой.

Дед Мороз и РПЦ
Отношение Русской Православной церкви к Деду Морозу неоднозначное, с одной стороны как к языческому божеству и волшебнику, а значит противоречащему христианскому учению, а с другой стороны, как к русской культурной традиции. В 2001 году епископ Вологодский и Великоустюжский Максимилиан заявил, что РПЦ поддержит проект «Великий Устюг — Родина Деда Мороза», только если Дед Мороз примет крещение.
Мифологический образ
Кто он такой - наш старый друг и добрый волшебник российский Дед Мороз? Наш Мороз - персонаж славянского фольклора. На протяжении многих поколений восточные славяне создавали и хранили своеобразную “устную летопись”: прозаические предания, эпические сказания, обрядовые песни, легенды и сказки о прошлом родной земли.
У восточных славян представлен сказочный образ Мороза - богатыря, кузнеца, который сковывает воду “железными морозами”. Сами Морозы часто отождествлялись с буйными зимними ветрами. Известно несколько народных сказок, где Северный ветер (или Мороз) помогает заблудившимся путникам, указывая дорогу.
Белорусский брат Деда Мороза - Зюзя, или бог Зимы — представляется как дед с длинной бородой, который живет в лесу и ходит босиком.
Наш Дед Мороз - образ особенный. Он отражен в древнеславянских сказаниях (Карачун ( Карачун (Корочун) — день зимнего солнцестояния - 21 декабря. ), Позвизд( Позвизд — согласно источникам конца XVII века славянский бог ветра, хорошей и плохой погоды. Брат Догоды . ), Зимник), русских народных сказках, фольклоре, русской литературе (пьеса А.Н. Островского “Снегурочка”, поэма Н.А. Некрасова “Мороз, Красный нос”, стихотворение В.Я. Брюсова “Царю Северного полюса”, карело- финский эпос “Калевала”).
Позвизд - славянский бог бурь и непогод. Стоило ему тряхнуть головой - на землю валил крупный град. Вместо плаща влачились за ним ветры, с полы его одежды падал хлопьями снег. Стремительно носился Позвизд по небесам, сопровождаемый свитой бурь и ураганов.

В легендах древних славян существовал и другой персонаж - Зимник. Он, как и Мороз, представлялся в виде старика небольшого роста, с белыми волосами и длинной седой бородой, с непокрытой головой, в теплой белой одежде и с железной булавой в руках. Где он пройдет - там жди жестокой стужи.
Среди славянских божеств выделялся своей свирепостью Карачун - злой дух, сокращающий жизнь. Древние славяне считали его подземным богом, повелевавшим морозами.
Но со временем Мороз менялся. Суровый, в компании Солнца и Ветра разгуливающий по земле и насмерть морозивший встретившихся на пути мужиков (в белорусской сказке “Мороз, Солнце и Ветер”), он из грозного постепенно превращается в справедливого и доброго деда.

Коляда — празднество зимнего солнцестояния (21-25 декабря), солнцеворот .

Считалось, что в этот день рождается маленькое ярое солнце в образе мальчика — Хорса. Новое солнце завершало ход старого солнца (старого года) и открывало ход следующего года. Пока солнце еще слабое, на земле господствуют ночь и холод, доставшиеся от старого года, но с каждым днем Великий Хорс (как упоминается в «Слове о полку Игореве») растет, и солнце крепнет.
Наши предки встречали солнцестояние колядками, носили на шесте коловрат (восьмиконечную звезду) — солнце, надевали на себя личины тотемных зверей, которые связывались в сознании людей с образами древних богов: медведь -Велес, корова — Макошь, козел — веселая и одновременно злая ипостась Велеса, конь — солнце, лебедь — Лада, утка- Рожаница (прародительница мира), петух — символ времени, восхода и захода солнца, и так далее.

Масленица - это праздник , посвященный проводам зимы и радостному приветствию весны.

Фактически это была встреча Нового года, только в начале весны 23 марта - до XVв. Поскольку этим праздником провожали зиму и встречали новое лето, отсюда и Летоисичисление, и Новолетие. То есть Масленницей встречали фактический новый год, приходом нового лета. А Колядой встречали рождение нового солнца.
У Северных народов до сихпор празднуется встреча нового солнца, праздник Хейро.
Хэйро - праздник северных народов, связанный с появлением солнца после долгой полярной ночи. Продолжительность полярной ночи на широте Дудинки составляет полтора месяца. Она заканчивается в середине января, когда диск солнца появляется над горизонтом. На традиционном празднике окончания зимы люди выражают благодарность за прожитую зиму, просят у духов плодородия, благополучия в семье. Праздник символизирует начало новой жизни. Люди в этот день собираются возле ритуального костра и, взявшись за руки, водят хороводы. Так встречали светило северные народы сотни лет назад, так приветствуют его и сейчас.

А у славян Хорс, созвучно, не правда ли?

Мой мир больше никогда не станет прежним... Если боитесь разочароваться в самом главном празднике в году, то ни за что не читатйте текст под катом. Я серьезно.

Сказочных новогодних персонажей придумали давным-давно и не в России — подавляющее большинство светских обрядов и традиций имеют в основе своей древние зловещие ритуалы.

К примеру, нарядные ёлки, ставшие символом нового года. У ранних кельтов ель считалась обиталищем лесного духа, требовавшего кровавых жертв — внутренностей людей и животных, которые друиды регулярно развешивали на ветвях дерева. Когда окрепшая христианская церковь запретила жертвоприношения, народы Европы заменили внутренние органы шарами из дерева, которые в дальнейшем стали стеклянными, а кишки — тряпочными и бумажными гирляндами. И вот она, нарядная, на праздник к нам пришла…

Добрый дедушка Мороз и его западный прототип Санта Клаус произошли от древнего и злобного кельтского божества, Великого Старца Севера, повелителя ледяного холода и пурги. Он тоже ходил по домам с холщовым мешком, но не раздавал подарки, а собирал жертвоприношения, которые ему недодали в течение года. Визит Старца с мешком не предвещал ничего хорошего: как правило, после его ухода в доме оставались только обледеневшие трупы. Для того чтобы оградить свой поселок от ужасного визита, друиды приносили свирепому божеству общую жертву — в мороз раздевали и привязывали к дереву юную девственницу. Именно ее замерзший, покрытый инеем труп и стал прообразом веселой Снегурочки, сопровождающей Деда Мороза.

В привычном для нас облике доброго и симпатичного старичка Дед Мороз появился лишь в 1840-м году в рассказе князя Владимира Одоевского «Мороз Иванович». Это была литературная обработка народной сказки «Морозко» — вот там-то как раз и шла речь о недобром старике, очень напоминавшем кельтского Великого северного старца, который не понравившуюся ему ленивую девушку насмерть заморозил (в смягченном варианте писателя ленивице достается не смерть, а всего лишь ожерелье из сосулек). Персонаж «Морозко» народ представлял также в виде старца, который своим посохом управлял кончиной всего живого. В зимние солнцестояния этого дедулю надо было умилостивить. Ублажали его все той же юной девственницей, которую привязывали к дереву (не обязательно к ели) и оставляли замерзать в дикий мороз.

Если за день «Снегурочка» застывала — значит, жертва принята. И мешок Деда Мороза тоже поначалу был предназначен для сбора подношений. А посохом своим мерзкий старик колотил непослушных детей или запугивал их страшными сказками. Если проанализировать сказку «Морозко» на соответствие древним языческим обрядам, то всё- всё подтверждается. При внимательном чтении, в этой небольшой сказке, можно узнать много интересного - сказка наглядно показывает обряд, сродни тому, что проводили кельты, принося в жертву девственниц Старцу Севера.

А вот герои сказки: «типовой набор» многих русских сказок. Дед, дочка, мачеха и сводная сестра. Почему мачеха, а не мать. Скорее это уже более поздняя трансформация, а вначале могла быть и мать. Дело в том, что исходя из христианского мировоззрения, сложно объяснить, как родная мать могла отправить свое дитя на смерть, а мачеха очень даже способна! И вот зима. Трескучие морозы. Время Старца Севера. Дед погоревал, но дочку повез, видать знал о подобных вещах, лишних вопросов не задавал. Привез он девушку в лес и оставил под елкой.

Елка… ну не спроста она в сюжет введена. Ель — священное дерево у кельтов. Вечнозеленое. Дерево, в котором живут духи или боги. Наша новогодняя елка — то самое жертвенное дерево, у которого кельты совершали и человеческие жертвоприношения. Итак, жертву оставили замерзать у священного дерева. А старик спокойно отправился домой. По поводу разговоров девушки и Морозко, это уже скорое литературные прикрасы, дабы как-то объяснить счастливое спасение. Интересно другое. Мачеха справляет тризну по жертвуемой девушке, с чего это вдруг, она же ее любила? Блины жарит, непременный атрибут поминок. И уж совсем нелогично выглядит приказ старику ехать во второй раз в лес, забирать «останки». Ну и путь себе валяются, дикие животные растащат и следов не останется. Значит нужно, причем обязательно.

Ответ у кельтов! Они навещали жертву, смотрели через какой-то промежуток времени, жива она или нет. Если еще жива — то бог жертву не принял и ему могли преподнести новую девушку. Что и мы видим в сказке Морозко, когда мачеха взамен падчерицы, отправляет свою дочь, которую бог уже принял. Конечно, народ придал некоторую литературность, объяснив спасение одной добротой, а гибель другой «неуважением к старшим». Но это уж спустя века, когда, наверное, и про обряд этот забыли, а сказка осталась.

Кстати, почему в роли подобного посланника выступает, как правило, девочка, это легко объяснимо. Земельный надел по традиции, отмерялся по количеству мужчин в семье, женский рот в лютую годину мог оказаться лишним, поэтому и жертвовали в первую очередь тем, кто для семьи представлял наименьшую ценность. Увы!