Финансы выражают денежные отношения возникающие между тест. Финансы как экономическая категория. Нужна помощь по изучению какой-либы темы

Сущность финансов как экономической категории в том, что финансы всегда имели денежную форму выражения.

Финансы выражают денежные отношения, возникающие между:

  1. предприятиями в процессе приобретения товарно-материальных ценностей, реализации продукции и услуг;
  2. предприятием и вышестоящими организациями при создании централизованных денежных средств и их распределении;
  3. государством и предприятием при уплате ими налогов в бюджетную систему и финансированием расходов ;
  4. государством и гражданами при внесении ими налогов и добровольных платежей;
  5. предприятиями, гражданами и внебюджетными фондами при внесении платежей и получении ресурсов;
  6. отдельными звеньями бюджетной системы;
  7. страховыми организациями и предприятиями и населением при уплате страховых взносов и возмещении ущерба при наступлении страхового случая;
  8. денежные отношения, опосредствующие кругооборот фондов предприятий.

Финансы отражают процесс движения денег в наличной и безналичной формах, кроме того, движение всех инвестиционных ценностей, заменяющих в какой-то определенный момент времени денежные средства (ценные бумаги , драгоценные металлы и камни, объекты вложения капитала).

Финансы - неотъемлемое связующее звено между созданием и использованием национального дохода страны (вновь созданная стоимость или стоимость валового внутреннего продукта за вычетом потребленных в процессе производства орудий и средств производства). Финансы воздействуют на производство, распределение и потреблениеи носят объективный характер. Они выражают определенную сферу производственных отношений и относятся к базисной категории.

По своему материальному содержанию финансы -это целевые фонды денежных средств, в совокупности представляющие финансовые ресурсы страны. Главное условие роста финансовых ресурсов - увеличение национального дохода. Хотя финансы относятся к базисной категории, они во многом зависят от проводимой правительствами финансовой политики.

Финансы - это прежде всего распределительная категория. С их помощью осуществляется вторичное распределение или перераспределение национального дохода.

Социально-экономическая сущность финансовых отношений заключается в исследовании, за счет кого государство получает финансовые ресурсы и в чьих интересах использует эти средства.

В современных условиях финансовые отношения подразделяют на:

  1. государственные финансы;
  2. финансы коммерческих организаций .

Основные признаки государственных финансов:

  1. денежные отношения между двумя субъектами (где нет денег, не может быть финансов);
  2. субъекты обладают различными правами , один из них (государство) обладает особыми полномочиями;
  3. в процессе этих отношений формируется государственный бюджет ;
  4. регулярное поступление средств в бюджет обеспечено законодательством.

Сущность финансов, как и любой экономической категории, выражается в их функциях.

Термин finansia возник в XIII-XV вв. В торговых рядах Италии и сначала обозначал любой денежный платеж.

Финансы это деньги и денежные отношения, связанные с формированием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в целях выполнения функций и задач государства и обеспечения условий расширенного воспроизводства.

Сущность финансов, закономерности их развития, сфера охваты­ваемых ими товарно-денежных отношений и роль в процессе обще­ственного воспроизводства определяются экономическим строем об­щества, природой и функциями государства.

Финансы - неотъемлемая часть денежных отношений, поэтому их роль и значение зависят от того, какое место денеж­ные отношения занимают в экономических отношениях. Однако не всякие денежные отношения выражают финансовые отноше­ния.

Финансы отличаются от денег как по содержанию, так и по выполняемым функциям.

Финансы - экономический инстру­мент распределения и перераспределения валового внутреннего продукта (ВВП) и национального дохода, орудие контроля за об­разованием и использованием фондов денежных средств.

Главное их назначение в том, чтобы путем образования де­нежных доходов и фондов обеспечить не только потребности государства и предприятий в денежных средствах, но и конт­роль за расходованием финансовых ресурсов.

По своему материальному содержанию финансы - это целевые фонды денежных средств, в совокупности представляющие собой финансовые ресурсы страны, главное условие роста которых - увеличение национального дохода. Следует разделять понятия - финансы и финансовые ресурсы, - поскольку сами по себе финансовые ресурсы не определяют ни сущности финансов, не раскрывают ни их внутреннего содержания, ни их общественного значения.

Финансы - это, прежде всего, распределительная категория.

С их помощью осуществляется вторичное распределение и перераспределение национального дохода.

Социально-экономическая сущность финансовых отноше­ний заключается в исследовании - за счет кого государство получает финансовые ресурсы и в чьих интересах использует эти средства.

В процессе исторического развития сущность перераспределительных процессов существенно изменилась. Это, прежде всего, выразилось в крупной доле средств, направляемых на социальные цели. В связи с требованиями научно-технической революции особенно возросли расходы на образование. Получили зна­чительное развитие внебюджетные социальные фонды.

Таким образом, финансы - это распределительная катего­рия.

Вместе с тем следует отметить, что распределительные про­цессы происходят не только через финансы, но и путем использо­вания цен и кредита.

Сущность финансов, как и каждой экономической категории, проявляется в их функциях. Финансы выполняют функции, ресурсо или фондообразующую, распределительную и контрольную и регулирующую. Эти функции выполняются финансами параллельно во времени, так как каждая финансовая операция включает, с одной стороны, формирование и распределение общественного продукта и национального дохода, а с другой - контроль за этим распределением.

Фондообразующая функция финансов заключается в формировании фондов денежных средств.

Распределительная функция финансов связана с распределением ВВП и его общей части - национального дохода. Без участия финансов национальный доход не может быть распределен.

Финансовые взаимоотношения создаются на стадиях распределения и перераспределения национального дохода. Первичное распределение осуществляется по месту возникновения национального дохода, т.е. в области материального производства. Распределение происходит посредством финансов на основе ряда параметров, устанавливаемых государством, ставки, нормы, тарифы, платежи, отчисления и т.д.

Контрольная функция финансов тесно связана с распределительной. Финансы осуществляют контроль на всех стадиях создания, распределения и использования общественного продукта и национального дохода. Основное назначение контроля - содействовать наиболее рациональному использованию централизованных и децентрализованных фондов денежных средств с целью повышения эффективности общественного производства.

Помимо распределительной и контрольной функций, финан­сы выполняют также регулирующую функцию. Эта функция связана с вмешательством государства через финансы (государственные расходы, налоги, государственный кредит) в процесс воспроиз­водства.

Функции финансов реализуются через финансовый механизм, представляющий собой часть хозяйственного механизма.

Фи­нансовый механизм включает совокупность организационных форм финансовых отношений в народном хозяйстве, порядок формирования и использования централизованных и децентра­лизованных фондов денежных средств, методы финансового планирования, формы управления финансами и финансовой системой, финансовое законодательство. В условиях углубления рыночных реформ применяется качественно новый финансо­вый механизм. Это касается взаимоотношений предприятий и населения с бюджетной системой, внебюджетными фондами, органами имущественного и личного страхования и др.

Итак, финансы представляют собой экономические отношения, связанные аккумулированием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в целях выполнения государством своих функций и задачи обеспечения условий для расширенного воспроизводства.

Следовательно, финансовая деятельность государства представляет собой деятельность государства по формированию, распределению и использованию централизованных и децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивающих его бесперебойное функционирование и развитие.

Под централизованными финансами понимают экономические отношения, связанные с образованием и использованием фондов денежных средств, аккумулируемых в государственной бюджетной системе и правительственных внебюджетных фондах.

Иными словами, к централизованным фондам денежных средств, или централизованным финансам, относятся те денежные средства государства, которые поступают в его распоряжение как властвующего субъекта. К таким фондам относятся: во-первых, денежные средства, аккумулируемые в государственной бюджетной системе; во-вторых, внебюджетные централизованные фонды государства; в-третьих, государственное страхование; в-четвертых, государственный, в том числе банковский, кредит.

Под децентрализованными финансами понимают денежные отношения, опосредующие кругооборот денежных фондов предприятий. То есть к децентрализованным финансам относятся финансы предприятий и организаций всех форм собственности, образуемые как за счет собственных ресурсов, так и бюджетными ассигнованиями, атакже отраслевые и межотраслевые внебюджетные фонды.

Финансы являются неотъемлемой частью денежных отношений, поэтому роль и значение финансов зависят прежде всего от того, какое место занимают денежные отношения в экономических отношениях.

Финансы - это экономический инструмент распределения и перераспределения валового внутреннего продукта (ВВП) и национального дохода, это орудие контроля за образованием и использованием фондов денежных средств.

Главное предназначение финансов - путем образования денежных доходов и фондов обеспечить не только потребности государства и предприятий в денежных средствах, но и контроль за расходованием финансовых ресурсов.

Финансы выражают денежные отношения, возникающие между следующими субъектами:

а) предприятиями в процессе приобретения товарно-материальных ценностей, реализации продукции и услуг;

б) предприятиями и вышестоящими организациями при создании централизованных фондов денежных средств и их распределении;

в) государством и гражданами при внесении ими налогов и добровольных платежей;

г) предприятиями, гражданами и внебюджетными фондами при внесении платежей и получении ресурсов;

д) отдельными звеньями бюджетной системы;

е) страховыми организациями, предприятиями и населением при уплате страховых взносов и возмещении ущерба.

Финансы также выражают денежные отношения, опосредующие кругообращение фондов предприятий.

Роль государства в аккумуляции, регулировании, распределении и использовании централизованных и децентрализованных денежных средств особенно возрастает в переходный период к рыночной системе хозяйствования. Что касается централизованных фондов, то в отношении них государство выступает как властвующий субъект и может обеспечить свои доходы через принудительную систему - налогов, пошлин, различных сборов, эмиссии денег и т.д.

Другое дело - децентрализованные фонды. В отношении них государственное регулирование выражается совсем по-иному. И уж совсем иное отношение должно быть к финансам частных предпринимателей, поскольку частные финансы - их состояния и динамика - подчиняются законам рыночной экономики.

Любая финансовая деятельность государства связана с расходами и доходами. В случае, когда расходы превышают доходы, государство для покрытия необходимых расходов вынуждено искать дополнительные источники денежных средств - банковский или государственный кредит, выпуск в обращение ценных бумаг и проч. Поэтому именно состояние финансов отражает процессы, происходящие в государстве, причем не только в области экономики и социальных процессов, но в сферах политики, демографии, экологии и т.д.

Без перераспределения финансовых средств невозможно провести практически ни одного мероприятие в государстве. Иными словами, проведение любых мероприятий в государстве связано с его финансовой деятельностью. И именно поэтому необходимы те правовые основы, которые бы регулировали проведение финансовой деятельности государства, поскольку осуществляется она, естественно, в правовой форме.

Без участия финансов не может быть распределен национальный доход, являющийся главным материальным источником денежных доходов и фондов. С учетом объемов национального дохода и его отдельных частей - фонда потребления и фонда накопления - определяются пропорции развития экономики и ее структура. Финансы, воздействуя на производство, распределение и потребление, носят объективный характер.

Как уже говорилось, состояние финансов отражает, определяет состояние экономики страны.

Основное условие роста финансовых ресурсов - увеличение национального дохода. Финансы и финансовые ресурсы - понятия не тождественные. Сами по себе финансовые ресурсы не определяют сущности финансов, не раскрывают их внутреннего содержания и общественного назначения. Финансы во многом зависят от финансовой политики государства. Сущность же финансов проявляется в их функциях. Назовем четыре функции финансов: распределительная, контрольная, регулирующая и стабилизационная и характеризуем каждую из них в отдельности.

Основные функции финансов две: распределительная и контрольная, которые осуществляются финансами одновременно. И это естественно, поскольку каждая финансовая операция означает распределение общественного продукта и национального дохода и контроль за этим распределением.

Распределительная функция финансов означает их участие в распределении национального дохода, заключающееся в создании так называемых основных, или первичных, доходов. Их сумма равна национальному доходу. Основные доходы образуются при распределении национального дохода среди участников материального производства и делятся на две группы: 1) зарплата рабочих и служащих, доходы фермеров, крестьян; и 2) доходы предприятий сферы материального производства.

Дальнейшее перераспределение национального дохода связано: а) с межотраслевым и территориальным перераспределением средств в интересах эффективного и рационального использования доходов и накоплений предприятий и организаций; б) с наличием не только производственной, но и непроизводственной сферы, в которой национальный доход не создается (здравоохранение, просвещение, социальное страхование и социальное обеспечение, управление); в) с перераспределением доходов между различными социальными группами населения. В итоге формируются вторичные, или производные доходы, доходы, полученные в отраслях непроизводственной сферы, налоги.

Следовательно, перераспределение национального дохода происходит между:

Производственной и непроизводственной сферами народного хозяйства;

Отраслями материального производства;

Отдельными регионами страны;

Формами собственности;

Социальными группами населения.

Конечная цель распределения и перераспределения национально дохода и ВВП, совершаемых с помощью финансов, - развитие производительных сил, создание рыночных структур экономики, укрепление государства, обеспечение высокого уровня жизни широких слоев населения. Роль финансов при этом подчинена задачам повышения материальной заинтересованности коллективов предприятий и организаций, а также работников в улучшении финансово-хозяйственной деятельности, достижении высоких результатов при наименьших затратах.

Контрольная функция. Финансы, являясь инструментом аккумуляции и использования денежных доходов и фондов, объективно отражают процесс распределения и перераспределения национального дохода и ВВП по соответствующим фондам, контролируют их расходование по целевому назначению.

Финансовый контроль в условиях перехода на рыночные отношения направлен на обеспечение динамичного развития общественного и частного производства, ускорение научно-технического прогресса, всемерное улучшение качества работы во всех отраслях народного хозяйства. Финансовый контроль охватывает как производственную, так и непроизводственную сферы. Он охватывает весь комплекс тех хозяйственных отношений, от которых зависят размеры фондов денежных средств и эффективность их использования.

Финансовый контроль - важное средство обеспечения законности финансовой и хозяйственной деятельности. Призванный предупреждать финансовые и экономические преступления, он стоит на страже товарно-материальных ценностей и денежных средств государства. Особое значение финансовый контроль приобретает в настоящее время, когда очень четко проявляется тенденция роста «беловоротничковой» экономической преступности.

Таким образом, финансовый контроль - это регламентированная нормами права деятельность государственных, муниципальных, общественных и иных хозяйствующих субъектов по проверке своевременности и точности финансового планирования, обоснованности и полноты поступления доходов в соответствующие фонды денежных средств, правильности и эффективности их использования.

Другими словами, важнейшая задача финансового контроля - проверка точного соблюдения законодательства по финансовым вопросам, своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств перед бюджетной системой, налоговой службой, банками, а также взаимных обязательств предприятий и организаций по расчетам и платежам (Подробнее см. главу «Финансовый контроль, его сущность и виды»).

Контрольная функция финансов проявляется также через деятельность финансовых органов. Действенность финансового контроля, осуществляемого различными субъектами, в частности, органами государственной власти, местного самоуправления, аудиторами, аудиторскими фирмами, в большой степени зависит от их взаимодействия, координации совместной деятельности, а также от сотрудничества с правоохранительными органами.

Регулирующая функция финансов связана с вмешательством государства через финансы - государственные расходы, налоги, государственный кредит - в процесс воспроизводства. Государство воздействует на воспроизводственный процесс через финансирование отдельных предприятий и отраслей, социальных мероприятий и проведение налоговой политики.

Стабилизационная функция финансов заключается в обеспечении всех хозяйствующих субъектов и граждан стабильными экономическими и социальными условиями. Эту функцию финансы должны выполнять в условиях перехода и развития рыночных отношений.

Функции финансов реализуются через финансовый механизм, который включает совокупность организационных форм финансовых отношений в народном хозяйстве, порядок формирования и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств, методы финансового планирования, формы управления финансами и финансовой системой, финансовое законодательство. Особое значение имеет при этом фактор стабильности финансового законодательства, поскольку без этого невозможно осуществление инвестиционной политики.

Один из важных элементов финансового механизма - финансовое планирование, которое в первую очередь относится к бюджетному планированию.

В Российской Федерации разрабатывается перспективный финансовый план на базе бюджета на текущий год. Его целями являются следующие:

а) информирование законодательных (представительных) органов о предполагаемых среднесрочных тенденциях развития экономики и социальной сферы;

б) комплексное прогнозирование финансовых последствий разрабатываемых реформ, программ, законов;

в) выявление необходимости и возможности осуществления перспективных мер в области финансовой политики;

г) отслеживание долгосрочных негативных тенденций для своевременного принятия соответствующих мер.

Перспективный финансовый план разрабатывается на три года:

1-й год - год, на который составляется бюджет;

2-й и 3-й годы - плановый период, на протяжении которого прослеживаются реальные результаты данной экономической политики.

Финансы – это совокупность денежных отношений, необходимых для осуществления экономических, социальных и политических задач.

Финансы – это инструмент распределения и перераспределения валового внутреннего продукта (ВВП) и национального дохода, орудие контроля за образованием и использованием фондов денежных средств. Главное их назначение состоит в том, чтобы путем образования денежных доходов и фондов обеспечить не только потребности государства и предприятий в денежных средствах, но и контроль за расходованием финансовых ресурсов.

Финансы выражают денежные отношения, которые возникают между:

Предприятиями в процессе приобретения товарно-материальных ценностей, реализации продукции и услуг;

Предприятиями и вышестоящими организациями при создании централизованных фондов денежных средств и их распределений;

Государством и предприятиями при уплате ими налогов в бюджетную систему и финансировании расходов;

Государством и гражданами при внесении ими налогов и добровольных платежей;

Предприятиями, гражданами и внебюджетными фондами при внесении платежей и получении ресурсов;

Отдельными звеньями бюджетной системы;

Фондами предприятий.

Национальный доход страны – вновь созданная стоимость или стоимость валового внутреннего продукта за вычетом потребленных в процессе производства орудий и средств производства, служит главным материальным источником денежных доходов и фондов. Объем национального дохода определяет возможности удовлетворения общегосударственных потребностей и расширения общественного производства.

Без участия финансов национальный доход не может быть распределен.

Финансы влияют на:

1) уровень развития производственных сил в отдельных странах и возможности их воздействия на макроэкономические процессы в хозяйственной жизни;

2) состояние экономики страны, которое определяется состоянием финансов. В условиях постоянного экономического роста, увеличения ВВП и национального дохода финансы характеризуются своей устойчивостью и стабильностью; они стимулируют дальнейшее развитие производства и жизни граждан страны.

В условиях экономического кризиса, спада производства, роста безработицы состояние финансов резко ухудшается, что выражается в крупных бюджетных дефицитах, финансируемых за счет внутренних и внешних государственных займов, эмиссии денег, а также в увеличении государственного долга и расходов по нему. Поэтому первостепенная роль в экономических и социальных отношениях принадлежит состоянию реальной сферы производства, которая не может функционировать без финансовых отношений.

1.1 Финансы - экономические отношения, которые связаны с формированием, распределением, а также с использованием фондов и денежных средств для создания условий расширенного воспроизводства в экономике.

Финансы выражают денежные отношения, которые возникают между:

· предприятиями различных форм собственности при приобретении товарно-материальных ценностей, при реализации продукции, работ, услуг; отношения купли-продажи, обмена

· предприятиями и вышестоящими организациями при создании централизованных денежных средств и их распределении; между предприятием и вышестоящими органами холдинги, концерны по поводу перелива капитала.

· государством и гражданами при уплате налогов и других платежей;

· государством и предприятиями при уплате налогов, иных обязательных сборов, а также при финансировании из бюджета;

· предприятиями, гражданами, внебюджетными фондами при внесении платежей и получении ресурсов;

· отдельными звеньями бюджетной системы;

· страховыми организациями, предприятиями, населением при уплате страховых взносов, при возмещении ущерба при наступлении страхового случая.

Между предприятием и коммерческими банками по поводу получения и возврата кредитов

Между предприятиями и инвестиционными институтами по поводу формирования свободных денежных ресурсов и их использования инвестиционные фонды, пенсионные фонды и т.д.

Финансы являются одной из важнейших экономических категорий, отражающей экономические отношения в процессе создании и использования денежных средств. Их возникновение произошло в условиях перехода от натурального хозяйства к регулярному товарно-денежному обмену и было тесно связано с развитием государства и его потребностей в ресурсах.

Одним из главных признаков финансов является их денежная форма выражения и отражения финансовых отношений реальным движением денежных средств.

Реальное движение денежных средств происходит на второй и третьей стадиях воспроизводственного процесса – в распределении и обмене .

На второй стадии воспроизводства имеет место одностороннее движение денежной формы стоимости, а на третьей – двустороннее движение стоимостей, одна из которых находится в денежной форме, а другая в товарной.

Областью возникновения и функционирования финансов является вторая стадия воспроизводственного процесса, на которой происходит распределение стоимости общественного продукта по целевому назначению и субъектам хозяйствования, каждый из которых должен получить свою долю в произведенном продукте. Поэтому, важным признаком финансов как экономической категории является распределительный характер финансовых отношений .

На основании всего вышесказанного можно дать следующие определения: финансы – это денежные отношения, возникающие в результате распределения и перераспределения стоимости валового общественного продукта и части национального богатства в связи с формирование денежных доходов и накоплений у субъектов хозяйствования и государства, а также использованием их на расширенное воспроизводство, материальное стимулирование работающих, удовлетворение социальных и других потребностей общества.

Финансы – неотъемлемая часть денежных отношений, поэтому их роль и значение зависят от того, какое место денежные отношения занимают в экономических отношениях. Однако не всякие денежные отношения выражают финансовые отношения. Финансы отличаются от денег как по содержанию, так и по выполняемым функциям.

Деньги – это всеобщий эквивалент, с помощью которого прежде всего измеряются затраты, а финансы – экономический инструмент распределения и перераспределения валового внутреннего продукта (ВВП) и национального дохода, орудие контроля за образованием и использовании фондов денежных средств.

Сущность финансов как экономической категории находит практическое проявление через функции , которые финансы выполняют в обществе. Функции финансов показывают, каким образом реализуется общественное назначение финансов как инструмента мобилизации и использования централизованных фондов денежных средств. Финансы обеспечивают непрерывный процесс воспроизводства, включающий четыре стадии: производство, обмен, распределение, потребление.

Под функциями финансов понимается проявление присущих им свойств, т. е. их роли, которую они выполняют в системе экономических отношений. Функции финансов конкретизируют их сущность, раскрывают ее содержание.

Традиционно рассматривают следующие функции финансов: распределительную и контрольную.

Сущность финансов как особой сферы распределительных отношений проявляется прежде всего с помощью распределительной функции. Именно через эту функцию реализуется общественное назначение финансов – обеспечение каждого субъекта хозяйствования необходимыми ему финансовыми ресурсами, используемыми в форме денежных доходов специального целевого назначения.

Распределение национального дохода заключается в создании так называемых основных или первичных доходов. Их сумма равна национальному доходу. Основные доходы формируются при распределении национального дохода среди участников материального производства.

Они делятся на три группы:

а) зарплата рабочих, служащих; доходы фермеров, крестьян, других категорий работников, занятых в сфере материального производства;

б) доходы предприятий сферы материального производства;

в) доходы государства в виде косвенных налогов; поступлений от государственного имущества, угодий, услуг; изъятия части прибыли государственного сектора. Однако распределение национального дохода не ограничивается лишь его распределением между теми, кто его создавал, т.е. среди участников материального производства.

С помощью финансов распределительный процесс протекает во всех сферах общегосударственной жизни – в материальном производстве, сферах обращения и потребления .

В целом распределительная функция финансов позволяет:

Создавать целевые фонды денежных средств на уровне хозяйствующих субъектов, населения, государства, органов местного самоуправления;

Осуществлять внутрихозяйственное, внутриотраслевое, межотраслевое, межтерриториальное перераспределение, а также между производственной и непроизводственной сферами и социальными группами;

Создавать резервы на уровне хозяйствующего субъекта, государства, а также осуществлять накопления гражданами.

Контрольная функция проявляется в контроле за правильным распределением национального дохода по соответствующим фондам и расходованием их по целевому назначению.

Финансовый контроль охватывает производственную и непроизводственную сферы. Он нацелен на повышение экономического стимулирования, рациональное и бережливое расходование материальных, трудовых, финансовых ресурсов и природных богатств, сокращение потерь, пресечение бесхозяйственности и расточительства.

Одна из важных задач финансового контроля - проверка точного соблюдения законодательства по финансовым вопросам, своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств перед бюджетной системой, налоговой службой, банками, а также взаимных обязательств предприятий и организаций по расчетам и платежам.

Распределительная и контрольная функции – это две стороны одного и того же экономического процесса. Только в их единстве и тесном взаимодействии финансы могут проявить себя в качестве категории стоимостного распределения.

Расширенное воспроизводство - это непрерывное циклическое движение и расширение общественного богатства, воспроизводство рабочей силы и производственных отношений.

Расширенное воспроизводство предполагает несколько последовательных этапов (стадий), находящихся в тесной взаимосвязи:

1. Производство. Стадия производства предполагает непосредственное создание общественных продуктов, призванных удовлетворять человеческие потребности.

2. Распределение. Стадия распределения предполагает определение вклада каждого человека в создание произведенной продукции (товаров, работ, услуг).

3. Обмен. Стадия обмена предполагает встречную передачу одного продукта взамен другого.

4. Потребление. Стадия потребления предполагает приобретение продукта потребителем для удовлетворения своей потребности в нем.

Расширенное воспроизводство функционирует с помощью следующих инструментов:

1) различных экономических рычагов;

2) товарно-денежных отношений;

3) финансовых отношений;

4) кредитных отношений.

Наиболее важную роль в процессе расширенного производства играют:

1) государственные финансы;

2) финансы предприятий.

Государственные финансы - это один из блоков финансовой системы государства, основным назначением которого является мобилизация финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении государства, и использование их на цели финансирования общегосударственных нужд. Государственные финансы формируются за счет следующих источников:

1) обязательных налоговых платежей и сборов;

2) государственных пошлин;

3) доходов государства от реализации государственных предприятий;

4) доходов, получаемых за счет ведения предприятиями хозяйственной деятельности.

Государство мобилизует финансовые ресурсы для обеспечения выполнения возложенных на него функций, таких как:

1) ускорение темпов экономического роста, темпов роста валового национального продукта, развития научно-технического прогресса;

2) рационализация общественного производства;

3) обеспечение нужд расширенного воспроизводства;

4) перераспределение финансовых ресурсов из более благополучных отраслей и регионов в отстающие регионы для обеспечения выравнивания уровня их развития;

5) улучшение благосостояния и повышения жизненного уровня населения страны.

Финансы предприятий - это центральное звено финансовой системы государства, основное предназначение которого заключается в том, чтобы:

1) повысить уровень благосостояния предприятия, увеличив объемы денежных фондов;

2) рационально использовать средства денежных фондов, контролировать их целевое расходование с целью получения максимально возможной прибыли в процессе ведения производственной, финансовой, инвестиционной деятельности.

Роль финансов предприятия в расширенном производстве велика потому, что:

1) финансовые ресурсы предприятия в условиях рыночной экономики участвуют в процессе образования валового национального продукта;

2) предприятие - самостоятельный хозяйствующий субъект, в руках которого сконцентрирована большая часть финансовых ресурсов, в его обязанности входит уплата налогов в государственную казну.

По материальному содержанию финансы представляют собой финансовые ресурсы страны . Финансовые ресурсы - это совокупность целевых фондов, денежных средств государства и предприятий. Т.е. финансовые ресурсы складываются из следующих источников:

· средств, аккумулированных в государственной бюджетной системе;

· средств внебюджетных фондов;

· ресурсов предприятий (прибыль, остающаяся в распоряжении предприятий, амортизация).

Финансовая система РФ представляет собой совокупность различных сфер финансовых отношений, каждая из которых характеризуется особенностями в формировании и использовании фондов денежных средств, различной ролью в общественном воспроизводстве.

Общегосударственным финансам принадлежит ведущая роль: в обеспечении определенных темпов развития всех отраслей народного хозяйства; перераспределении финансовых ресурсов между отраслями экономики и регионами страны, производственной и непроизводственной сферами, формами собственности, отдельными группами и слоями населения.

Общегосударственные финансы органически связаны с финансами предприятий. С одной стороны главным источником доходов бюджета является НД , создаваемый в сфере материального производства. С другой - процесс расширенного воспроизводства осуществляется не только за счет собственных средств предприятий, но и с привлечением общегосударственного фонда денежных средств в форме бюджетных ассигнований и использования банковских кредитов.

Финансы - связывающее звено между созданием и использованием национального дохода. Они воздействуют на производство, распределение и потребление. Удовлетворяя потребности, связанные с развитием производства, финансы предприятия и домохозяйств обслуживают процесс смены формы стоимости (товарной, денежной).

«Денежные отношения» – более широкое понятие, тогда как финансы – лишь часть денежных отношений.

Денежные отношения, для которых общей характеристикой является возмездность (эквивалентность). Если ты платишь деньги – получаешь товар; если выполняешь определенную работу – получаешь заработную плату; если берешь деньги в кредит – платишь процент и т. п. Однако такая возмездность характерна не для всех денежных отношений. Выделяется особая группа денежных отношений, для которой характерным является преимущественно неэквивалентное движение денег . Именно эта группа денежных отношений и представляет собой финансовые отношения .

Обособление части денежных отношений в особую категорию «финансы» связано с появлением такого важного субъекта хозяйственной жизни, как государство . Государству для выполнения своих функций всегда были необходимы денежные средства, которые формировались в основном за счет перераспределения созданного продукта, через налоги. Само наличие государства обязывало граждан и хозяйствующих субъектов отдавать часть своих доходов на общие нужды. Так возникли денежные отношения, которые нельзя в полной мере назвать эквивалентными.

В результате перераспределения формировались не только централизованные фонды государства, но и децентрализованные денежные фонды хозяйствующих субъектов и граждан (домашних хозяйств). Фирмы, реализовав продукцию и уплатив налоги, получали денежные средства, которые они уже могли использовать по своему усмотрению. Граждане, работники, получив заработную плату и уплатив налоги, также получали в свое распоряжение денежные средства, которые использовали для удовлетворения своих потребностей.

Так происходило обособление части денежных средств и выделение особой группы денежных отношений, которая функционировала исключительно на стадии распределения и перераспределения совокупного продукта. Именно она и получила название финансов.

Таким образом, финансы как экономическая категория представляют собой часть денежных отношений, которые опосредуют неэквивалентное движение денег, возникают на стадии перераспределения созданного продукта и связаны с наличием государства как органа управления.

При этом необходимо иметь в виду следующие обстоятельств.

1.Финансы – это лишь часть денежных отношений, возникающих на стадии перераспределения созданного продукта.

2.Финансы, будучи категорией перераспределения, существенно отличаются от других стоимостных категорий, которые в условиях рыночного хозяйства также выполняют функции перераспределения (цена, кредит). Если такие денежные категории, как цена, заработная плата, прибыль , кредит , обусловлены системой экономических отношений и наличием товарного производства, то финансы как категория перераспределения, порождена самим фактом наличия государства.

3. Хотя финансы связаны с перераспределением созданного продукта, они оказывают свое влияние на весь ход воспроизводственного процесса, главным образом через налоги и государственное финансирование.

1) это денежные отношения, связанные с перераспределением созданного общественного продукта;

2) их наличие обусловлено существованием государства как органа управления;

3) это отношения, которые опосредуют преимущественно неэквивалентное денежное движение;

4) основой их существования и формирования является сфера материального производства ;

5) они оказывают существенное влияние на весь ход воспроизводственного процесса, главным образом через налоги и государственное финансирование.

Рыночная экономика привела усилению роли финансов в расширенном воспроизводстве . Во-первых, с возникновением новых хозяйствующих субъектов наряду с традиционными возникают новые группы финансовых отношений. Взаимосвязи между ними усложняются.

Во-вторых - финансы становятся самостоятельной сферой денежных отношений, приобретают некоторую обособленность. Деньги, как материальная основа финансов, выполняя функцию средства обращения становятся капиталом , т.е. самовозрастающейся стоимостью.

В-третьих, происходит снижение роли финансов на микро-уровне и увеличение значения финансов на макроуровне. Переход страны на новые экономические отношения вызвали значительный спад производства, безработицу, социальную и капиталистическую нестабильность, инфляцию и т.д. В этих условиях финансовая политика неустойчива, часть меняется. Вместе с тем вырисовываются следующие тенденции :

финансовые ресурсы концентрируются не только в бюджете, но и в других фондах - пенсионном, занятости, медицинского страхования; основной упор на налог привел еще большему спаду производства. Возникает необходимость совершенствования налоговой системы; финансирование народного хозяйства из бюджета уменьшилась с 60% до 12%, что свидетельствует о невмешательстве государства на экономику.

Функции финансов:

- Распределительная связана с распределением стоимости произведенного общественного продукта, формированием у субъектов экономических отношений доходов и накоплений, с созданием фондов денежных средств. В результате перераспределения образуются вторичные доходы.

Созданный в обществе валовый внутренний продукт (ВВП) за вычетом потребленных в процессе производства средств производства проходит первичное распределение , результатом которого является формирование доходов основных участников сферы материального производства. Однако этого недостаточно для того, чтобы общественное хозяйство в целом могло развиваться и нормально функционировать. Возникает необходимость перераспределения созданного продукта, которое обусловлено:

Наличием наряду с производственной непроизводственной сферы, в которой материальный продукт не создается (образование, здравоохранение, оборона и т. п.);

Дифференциацией доходов различных групп населения, которая неизбежна в условиях рыночной экономики;

Неравномерностью развития отдельных территорий и отраслей хозяйства.

В итоге перераспределения формируются доходы государства; доходы, полученные в отраслях непроизводственной сферы; население получает дополнительные денежные средства через социальные выплаты; территории и предприятия – дополнительные ресурсы для развития. Таким образом, вторичные доходы формируют конечные пропорции использования НД.

- Регулирующая функция финансов проявляется через воздействие государства на экономическое развитие (поведение хозяйствующих субъектов, развитие отдельных территорий и отраслей) посредством финансовых рычагов: налоги, гос. Расходы, соц. Выплаты,рефинансирование,тарифы, установление предельных цен на товары и услуги.

2. Контрольная функция проявляется уже в ходе распределения ВВП по соответствующим фондам и представляет собой контроль за тем, насколько правильно было осуществлено формирование этих фондов. Кроме того, контрольная функция проявляется в ходе проверки расходования средств по их целевому назначению.

Финансовый контроль осуществляется и в отношении хозяйствующих субъектов. Для частных предприятий он связан с контролем в части полноты и своевременности налоговых платежей, правильности отражения затрат на производство и реализацию продукции, формирования и использования доходов от предпринимательской деятельности. Для бюджетной сферы – это контроль за целевым использованием бюджетных средств, исполнением сметы расходов.

Финансы - это система экономических денежных отношений, связанных, главным образом, с перераспределением ВВП и формированием централизованных и децентрализованных денежных фондов. Финансы - система отношений, созданная государством, т.е. государство все отношения, связанные с финансами, регулирует само. При свободном рынке финансовые отношения охватывают только бюджет предприятия работают по своим, не подчиняющимся экономике законам, при регулируемой экономике часть отношений формируется непосредственно государством, часть – регулируется.

Децентрализованные фонды - все фонды, создаваемые на уровне предприятия фонд накопления, фонд потребления, резервный фонд, амортизационный фонд.

Принципы организации финансов .

1.Принцип саморегулирования хозяйственной деятельности –предоставление предприятию полной самостоятельности в принятии решений о направлениях развития, исходя из имеющихся условий и наличия финансовых ресурсов у предприятия, или у собственника.

2Принцип самоокупаемости - предполагает, что средства, вносимые в какое-либо направление развития, будут окупаться за счет прибыли или других собственных ресурсов предприятия.

3 Принцип самофинансирования - предполагает не только рентабельную работу предприятия, но и формирование структуры денежных фондов , достаточных как для простого, так и для расширенного воспроизводства. Предприятие имеет право формировать не только собственные, но и внебюджетные фонды. Основные источники самофинансирования 1. прибыль 2. средства ремонтных фондов 3. внутренние финансовые резервы 4. паевые взносы 5. выпуск ценных бумаг и т.п.

4 Принцип деления оборотных средств на собственные и заемные - предполагается по техническому процессу, что связано с производством продукции и формированием чистой прибыли.

5 Принцип образования или наличия финансовых резервов - признак самостоятельности предприятия. Эти резервы создаются за счет чистой прибыли и включают в себя гарантийные резервы и резервы на восполнение собственных средств.

Организация управления финансами.

За финансовую работу на предприятиях, в соответствии с Гражданским Кодексом, отвечает директор данного предприятия, а за материальные издержки - собственник.

На крупных предприятиях создаются спец службы отдельно специалисты по оперативным, текущим и стратегическим денежным потокам. Задачи финансовой службы . 1. контроль за выполнением принятых решений 2. учет и анализ прошлого опыта и экстраполяция его на будущее 3. учет тенденций развития и возможных направлений изменений некоторых внешних факторов. Основная задача финансового менеджмента управление денежными потоками на предприятии и возможность балансирования управлением материально-техническими и денежными ресурсами.

Финансовый механизм - совокупность способов, методов организации финансовых отношений на предприятии.

Финансовые методы 1. планирование, 2. прогнозирование, 3. кредитование, 4. финансирование, 5. материальная ответственность, 6. стимулирование, и т.п. Прогноз - расчет определенных показателей при заданных параметрах. Финансовые рычаги 1. прибыль, 2. доход, 3. амортизация, 4. выручка и т.п.

СОБСТВЕННЫЙ КАПИТАЛ ПРЕДПРИЯТИЙ И КОРПОРАЦИЙ - 1. СК предприятий и корпораций. 2. Финансовые ресурсы и резервы. 3. Фонды.

Все теории экономического развития рассматривают капитал, как составляющую часть процесса воспроизводства. Капитал- как фактор производства. Капитал- совокупность стоимостей средств в денежно-натуральной форме, которые приносят или добавочный капитал, или прибавочную стоимость, или прибыль.

1.2.Финансовый рынок - это рынок денег, предоставляемых в пользование в различных формах. Финансовый рынок- механизм соотнесения спроса и предложения на денежные ресурсы. финансовый рынок = денежный рынок + рынок капиталов. Главная задача финансового рынка- перераспределение временно свободных денежных средств

Финансовый рынок предоставляет любому физическому или юридическому лицу экономический выбор, обеспечивая права собственности на товары, движимое и недвижимое имущество, предприятия. Эти права фиксируются в акциях и других ценных бумагах.

Финансовый рынок представляет собой организованную или неформальную систему торговли финансовыми инструментами. На этом рынке происходит обмен деньгами, предоставление кредита и мобилизация капитала. Основную роль здесь играют финансовые институты, направляющие потоки денежных средств от собственников к заемщикам. Товаром выступают собственно деньги и ценные бумаги. Финансовый рынок, таким образом, предназначен для установления непосредственных контактов между покупателями и продавцами финансовых ресурсов.

Финансовый рынок разделяется на денежный рынок и рынок капиталов.

На денежном рынке осуществляются операции по предоставлению и заимствованию свободных денежных средств предприятий и населения на короткий срок.

На рынке капиталов производится заимствование средств на длительные сроки.

Различия определяются назначением заемных средств. Денежный рынок обслуживает сферу обращения , капитал функционирует на нем как средство обращения и платежа. Рынок капиталов обслуживает процесс расширенного воспроизводства : капитал функционирует как самовозрастающая стоимость.

Когда денежный капитал создан и еще находится в сфере производства, он представляет собой чистый денежный капитал. Его передача в другие сферы хозяйства означает принятие им формы ссудного капитала. Рынок ссудных капиталов (как часть рынка капиталов) способен объединить мелкие разрозненные денежные средства, которые сами по себе не могут действовать как денежный капитал.

Роль рынка ссудных капиталов в экономике проявляется в трех основных направлениях:

1) предоставление ссудного капитала частному сектору, государству и населению, а также иностранным заемщикам;

2) аккумуляция свободного денежного капитала и денежных сбережений населения;

3) аккумуляция и сосредоточение фиктивного капитала.

Под фиктивным капиталом понимается накопление и мобилизация денежного капитала в виде различных ценных бумаг (вторая часть рынка капиталов), который в отличие от реального капитала (в форме денег, оборудования) представляет собой не стоимость, а лишь право на получение дохода.

Таким образом, национальный финансовый рынок складывается из трех сегментов :

1) денежного рынка (обращающихся наличных денег и других краткосрочных платежных средств - векселей, чеков и др.);

2) рынка ссудного капитала в виде краткосрочных и долгосрочных кредитов, предоставляемых заемщикам финансово-кредитными учреждениями;

3) рынка ценных бумаг, который делится на внебиржевой (первичный) и биржевой секторы, а также "уличный" сектор.

1. Рынок капиталов предоставляет необходимые средства для мобилизации народнохозяйственных сбережений. Инвестиционные интересы индивидуальных и институциональных инвесторов и государства, переплетаются на этом рынке. На финансовых рынках может совершаться трансформация срочности долговых требований и обязательств.

На рынке капитала продаются и покупаются финансовые инструменты и услуги со сроком обращения свыше одного года . Финансовые активы, продающиеся на рынке капиталов, менее ликвидны , обладают более высоким риском и должны обеспечивать более высокий уровень доходности. Рынок капитала подразделяется на рынок ссудного капитала и рынок долевых ценных бумаг . Если в качестве финансового инструмента выступают долевые ценные бумаги, то эти отношения носят характер отношений собственности, в остальных случаях это кредитные отношения.

(По сроку-) На денежном рынке осуществляется движение краткосрочных (до одного года) накоплений, на рынке капиталов – средне- и долгосрочных накоплений (свыше одного года).

- Рынок ценных бумаг является сегментом как денежного рынка, так и рынка капиталов, которые также включают движение прямых банковских кредитов, перераспределение денежных ресурсов через страховую отрасль, внутрифирменные кредиты и т.д. Главным финансовым инструментом на рынке капиталов служат акции, облигации корпораций и местных властей, залоговый кредит, а также средне- и долгосрочные казначейские обязательства правительства.

Обычные акции , кроме указанного права совладения имуществом и получения доли дохода пропорционально числу акций, обеспечивают их владельцу еще право голоса в принятии важнейших решений и право быть избранным в руководство корпорации. Доходы по обычным акциям выплачиваются из чистой прибыли, то есть после уплаты налогов, в зависимости от массы прибыли и ее распределения. Недостатком обычных акций считается то, что выплаты дивидендов производятся в последнюю очередь после выплаты процентов по привилегированным акциям.

Привилегированные акции дают право на получение фиксированного дохода при выпуске дивиденда, обычно исчисляемого в виде процента к номинальной стоимости акции, но не дают право голоса . Их привилегия заключается в том, что выплачиваемый процент не зависит от распределения прибыли и выплачивается из чистой прибыли перед выплатой дивидендов по обычным акциям.

Основной функцией рынка ценных бумаг является распределение денежных средств, перелив капитала из одной отрасли в другую через инструменты рынка (ценные бумаги). Посредством механизма эмитирования, размещения, купли-продажи ценных бумаг формируются необходимые инвестиционные источники для модернизации и расширения всех сфер общественного воспроизводства. Ценные бумаги и выпускаются прежде всего с целью мобилизации и более рационального использования финансовых ресурсов предприятий и сбережений населения.

Функционирование рынка ценных бумаг носит в большой степени спекулятивный характер. Государство участвует в перераспределении капитала, выступая через свои кредитные учреждения и как продавец, и как покупатель ценных бумаг. Банки, страховые компании, инвестиционные и пенсионные фонды, осуществляя операции с ценными бумагами, накапливают уже реальный капитал, субсидируя государство, предприятия и население.

Так как не все ценные бумаги ведут свое происхождение от денежных капиталов, то рынок ценных бумаг не может быть в полном объеме отнесен к финансовому рынку. В той части, в какой рынок ценных бумаг основывается на деньгах как на капитале, он называется фондовым рынком (как составная часть финансового рынка). Фондовый рынок образует большую часть рынка ценных бумаг.

Часто понятия рынка ценных бумаг и фондового рынка считаются синонимами. К ценным бумагам фондового рынка относятся товарные и валютные фьючерсы, биржевые опционы и др.

К общерыночным функциям рынка ценных бумаг относятся:

1) коммерческая (получение прибыли);

2) ценовая (формирование рыночных цен);

3) информационная (доведение до участников необходимой информации);

4) регулирующая (создание правил торговли и участия в ней).

К специфическим функциям рынка ценных бумаг относятся:

1) перераспределительная функция, которая может быть разбита на три подфункции:

Перераспределение денежных средств между отраслями и сферами рыночной деятельности;

Перевод сбережений (населения) из непроизводительной в производительную форму;

Финансирование дефицита государственного бюджета на неинфляционной основе, т. е. без выпуска в обращение дополнительных денежных средств;

2) функция страхования ценовых и финансовых рисков (хеджирование).

Государственное регулирование финансового рынка является одной из самых важных задач государства. Грамотный контроль финансовых рынков обеспечивает успешное развитие и функционирование экономики страны.

Существует две модели регулирования финансового рынка: первая предполагает доминирование государственных органов и лишь небольшая часть полномочий передается объединениям профессиональных участников рынка - саморегулирующимся организациям (СРО). Вторая наоборот, предполагает передачу основных функций саморегулирующимся организациям, а государство оставляет за собой право контроля и возможность вмешаться в любой момент.

В Российской Федерации регулирование финансового рынка и регулирование рынка финансовых услуг в большей степени обеспечивает государство, и в частности, Федеральная Служба по Финансовым Рынкам (ФСФР). Как такого полноценного закона о финансовых рынках не существует, но о полномочиях Федеральной Службы по Финансовым Рынкам и управлению по финансовым рынкам можно судить по Постановлению Правительства РФ от 29 августа 2011 года «О некоторых вопросах государственного регулирования в сфере финансового рынка Российской Федерации ». В данном Постановлении говорится, что ФСФР является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков (за исключением банковской и аудиторской деятельности.

Помимо ФСФР и управления по финансовым рынкам к государственным органам по регулированию финансового рынка также относятся Центральный Банк, Министерство финансов, Федеральная антимонопольная служба.

Совместно с развитием государственного регулирования финансового рынка происходит становление негосударственных форм контроля финансовых рынков . В частности, отметим создание СРО НП ЦРФИН (Центр Регулирования внебиржевых Финансовых Инструментов), который появился в 2011 году с целью создания и систематизацииединых правил и требований к брокерам на валютном рынке FOREX-услуг (от англ. FOReign Exchange - рынок межбанковского обмена валют по свободным ценам).

Отсутствие единого и полного закона о финансовых рынках в России подталкивает его участников к проявлению самостоятельной активности и приведению рынка к цивилизованному облику, в том числе, осуществлению контроля за финансовыми рынками в своей отдельной сфере

2. Денежный рынок обеспечивает покрытие дефицита госбюджета и дает возможность корпорациям и домохозяйствам получать доход на их временно свободные денежные средства. Вместе с рынком среднесрочных и долгосрочных банковских кредитов он образует финансовую часть рынка капиталов.

Выделяет следующие виды денежных рынков:

1) дисконтные рынки – рынки, на которых продаются и покупаются векселя . Их значение заключается в обеспечении равномерного притока денег в экономику;

2) рынок межбанковских кредитов, на котором коммерческие банки кредитуют друг друга; Рынок межбанковских кредитов – рынок, где временно свободные денежные ресурсы кредитных учреждений привлекаются и размещаются банками между собой, преимущественно в форме межбанковских депозитов на короткие сроки. Межбанковские кредиты предоставляются в форме продажи излишка средств коммерческого банка на резервном счете в центральном банке сверх определенной законом величины обязательных резервов и в форме сделок «РЕПО» (продажа ценных бумаг с условием обратного выкупа).

3) рынок евровалют – часть денежного рынка, на котором осуществляется торговля краткосрочными финансовыми инструментами, номинированными в евровалютах. Евровалюта – общее понятие для обозначения валют, которые имеют хождение вне страны-эмитента, то есть широко используются на международных рынках при кредитных, депозитных и иных операциях;

4) рынок депозитных сертификатов. Депозитные сертификаты представляют собой свидетельства о крупных срочных вкладах в банках и являются ценной бумагой.

3 Валютный рынок – это такой рынок, на котором товаром являются объекты, имеющие валютную ценность. К валютным ценностям относятся: иностранная валюта); ценные бумаги, фондовые ценности и другие долговые обязательства, выраженные в иностранной валюте; драгоценные металлы. На валютном рынке фактически происходит обмен денежной единицы одной страны на денежную единицу другой страны.

4. Страховой рынок – рынок, на котором объектом торговли выступает специфическая финансовая услуга - страховая защита финансовых рисков . Главная особенность в том, что процесс аккумулирования и использования средств разорван во времени. Страхование всегда привязано к возможности наступления страхового случая, т.е. страхованию присущ обязательный признак - вероятностный характер отношений. Использование средств страхового фонда связано с наступлением и последствиями страховых случаев. Такая особенность страхования, как возвратность средств страхового фонда приближает его к категории кредита.

5. Рынок золота и драгоценных металлов - это рынок, на котором происходит купля-продажа драгоценных металлов (прежде всего золота), как с целью накопления и пополнения золотого запаса страны, так и для организации бизнеса и (или) промышленного потребления. Многофункциональность рынка золота связана, во-первых, с его незаменимостью в качестве сырья для отдельных видов производства и, во-вторых, с тем, что оно является в долгосрочном плане наименее рискованным и высоколиквидным средством резервиования.

Существует несколько способов классификации финансовых рынков в зависимости от того, с каких позиций рассматриваются финансовые сделки.

1. По принципу возвратности:

    рынок долговых обязательств (например, облигаций) – здесь деньги предоставляются в долг на время.

    и рынок собственности (например, акций) – здесь покупают и продают право на получение дохода от вложенных денег. Покупатель, получивший право, становится совладельцем организации, продавшей это право. Сделка оформляется некоторым документом, называемым обычно ценной бумагой.

2. По характеру движения ценных бумаг:

    первичный – здесь продаются и покупаются ценные бумаги новых выпусков. Он способствует росту капитала и рациональному распределению источников нового инвестирования.

    и вторичный – здесь обращаются ранее выпущенные ценные бумаги. Вторичный рынок ценных бумаг обеспечивает свободный переток финансовых средств между хозяйственными субъектами.

3. По форме организации финансовые рынки подразделяются на организованные (биржи) и распределенные (уличная торговля).Современный уличный рынок – это распределенная компьютеризированная сеть брокеров и дилеров.

При выявлении участников финансового рынка необходимо выделение основных:

1.Инвесторы (в роли которых могут выступать государство, юридические и физические лица, располагающие финансовыми ресурсами, направляемыми на рынки с целью последующего извлечения прибыли);

2.Распорядители – к ним относят специализированные финансовые структуры, такие как банки, страховые компании, посредники на фондовом рынке, которые осуществляют мобилизацию финансовых ресурсов инвесторов и обеспечивают их распределение среди пользователей за соответствующую плату, составляющую их комиссионное вознаграждение;

3.Пользователи - государство, юридические, физические лица, приобретающие на различных основаниях необходимые им финансовые ресурсы и оплачивающие право на их использование.

Макроэкономические задачи финансовых рынков заключаются в обеспечении оперативного распределения финансовых ресурсов; мобилизации временно свободных денежных средств, с последующим их использованием в интересах, как непосредственных участников соответствующего рынка, так и экономической системы общества в целом; обеспечении децентрализованного регулирования экономики на отраслевом и территориальном уровнях.

Функции финансового рынка можно условно разделить на общерыночные, присущие любым видам рынка, и специфические, характерные только для финансового рынка.

К общерыночным функциям следует отнести:

Обеспечение финансовым рынком взаимодействия продавца и покупателя, что способствует продвижению свободных денежных средств от их владельцев к потребителям.

Ценовая функция: происходит формирование рыночных цен на финансовые инструменты и услуги;

Регулирующая функция: на финансовом рынке устанавливаются свои правила распространения информации, правила торговли, порядок разрешения споров;

К специфическим функциям финансового рынка относят:

Мобилизация временно-свободных денежных средств и способствование их превращению в капитал;

Эффективное распределение аккумулированного капитала между конечными потребителями. Рынок выявляет спрос на конкретные виды финансовых активов, что способствует его удовлетворению;

Минимизация коммерческих и финансовых рисков. Риск заключается в том, что ожидаемый доход от инвестиций не будет получен, или, еще хуже, в результате неудачных инвестиций будет потерян сам капитал. Поэтому финансовый рынок выработал свой собственный механизм защиты от рисков – операции хеджирования , которые позволяют в условиях нестабильности рыночной конъюнктуры минимизировать потери от неблагоприятного изменения цен. Суть операций хеджирования состоит в покупке или заключении контрактов с фиксированными ценами с отложенным сроком исполнения ].

Таким образом, выполняя свои функции, финансовый рынок в целом способствует ускорению оборота капитала, активизирует экономический рост, создает дополнительную прибыль и способствует увеличению национального дохода.

Важнейшие характеристики, присущие всем финансовым рынкам.

1. Ликвидность . Под ликвидностью понимается свойство, способность финансового средства превращаться в деньги М1. При определении степени ликвидности обычно учитывают, во-первых, время, за которое можно превратить данное финансовое средство в деньги, а, во-вторых, затраты, связанные с таким превращением.

2. Риск . Риск связан непосредственно с возможностью не получить вложенных в финансовые активы денег. Различают два вида риска: риск невыполнения платежных обязательств заемщиком и рыночный риск. Рыночный риск обычно связывают с колебаниями рыночных курсов фи­нансовых инструментов.

3. Доходность обычно определяется в виде годового процента отдачи от вложенной в финансовый инструмент суммы денег.

Контроль и надзор в сфере финансовых рынков в России осуществляет Федеральная служба по финансовым рынкам

Основными из этих элементов, которые определяют состояние и развитие как финансового рынка в целом, так и отдельных его видов, являются спрос, предложение и цена.

Механизм функционирования финансового рынка направлен на обеспечение его равновесия, которое достигается путем взаимодействия отдельных его элементов. В основном это равновесие в условиях экономики рыночного типа достигается за счет саморегуляции финансового рынка и частично - за счет государственного его регулирования. Однако в реальной практике абсолютное равновесие финансового рынка, т.е. полная сбалансированность отдельных его элементов, достигается крайне редко.

Общие принципы формирования механизма функционирования финансового рынка в целом.

1. Основную роль в системе основных элементов финансового рынка играет цена на отдельные финансовые инструменты (финансовые услуги). Именно этот элемент отражает сбалансированность спроса и предложения на рынке, состояние его равновесия, степень удовлетворения экономических интересов всех его участников.

2. Цены на финансовом рынке определяются прежде всего уровнем доходности отдельных финансовых инструментов, в основе которого лежит средний уровень процентной ставки (или средняя норма доходности на вложенный капитал). Уровень процентной ставки служит не только критерием выбора альтернативных направлений осуществления финансовых операций, но в значительной степени определяет объем этих операций или деловую активность отдельных хозяйствующих субъектов на финансовом рынке.

3. Особенностью формирования цен на финансовом рынке является существенное воздействие на этот процесс обращающегося на нем спекулятивного капитала . Это порождает не только реальный спрос на отдельные финансовые инструменты со стороны хозяйствующих субъектов, но и спрос спекулятивный, не связанный с реальными потребностями развития экономики.

5. Высокая роль информации об уровне цен на отдельные финансовые.

6. Биржевая котировка цен осуществляется на основе заявок клиентов брокерам на покупку или продажу отдельных финансовых инструментов.

8. формы осуществления государственного регулирования цен . Такими механизмами являются:

Установление уровня учетной ставки,- нормирование резервов коммерческих банков, -регулирование денежного оборота путем эмиссии денег,- регулирование объема эмиссии и доходности государственных ценных бумаг (в первую очередь, - облигаций) и другие.