Справочный материал «Проверка читательских умений. Проверка читательских умений работать с текстом художественного произведения

Ф. И. ученика _____________________ ________________________________

Ветер и Солнце.

Однажды Солнце и сердитый северный Ветер затеяли спор о том, кто из них сильнее. Долго спорили они и, наконец, решились померяться силами с путешественником, который в это самое время ехал верхом по большой дороге.

– Посмотри, – сказал Ветер, – как я налечу на него: мигом сорву с него плащ.

Сказал – и начал дуть что было мочи. Но чем больше старался Ветер, тем крепче закутывался путешественник в свой плащ: он ворчал на непогоду, но ехал всё дальше и дальше.

Ветер сердился, свирепел, осыпал бедного путника дождём и снегом; проклиная Ветер, путешественник надел свой плащ в рукава и подвязался поясом. Тут уж Ветер и сам убедился, что ему плаща не сдёрнуть.

Солнце, видя бессилие своего соперника, улыбнулось, выглянуло из-за облаков, обогрело, осушило землю, а вместе с тем и бедного полузамёрзшего путешественника.

Почувствовав теплоту солнечных лучей, он приободрился, благословил Солнце, сам снял свой плащ, свернул его и привязал к седлу.

– Видишь ли, – сказало тогда кроткое Солнце сердитому Ветру, – лаской и добротой можно сделать гораздо больше, чем гневом.

(164 слова)

Отметь утверждения, соответствующие содержанию прочитанного текста.

Выполни задания.

1. Определи персонажей произведения.

а) Солнце, Ветер, путешественник;

б) Солнце, Ветер;

в) Солнце, Ветер, Лошадь.

2. Где, в каком месте происходят события, описанные в тексте?

a) на лесной тропинке;

б) в горном ущелье;

в) на большой дороге.

3. О чём затеяли спор Солнце и Ветер?

а) кто из них нужнее;

б) кто из них сильнее;

в) кого из них больше любят.

4. Подбери словосочетание, близкое по смыслу значению выражения дуть что было мочи.

а) из последних сил;

б) изо всех сил;

в) по мере возможности.

5. Восстанови последовательность действий путника в ответ на старания Ветра.

б) крепче закутывался;

в) надел свой плащ в рукава;

г) ворчал на непогоду;

д) подвязался поясом.

6. Восстанови последовательность действий Солнца.

а) выглянуло;

б) улыбнулось;

в) осушило;

г) обогрело.

Ответ: _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

8. Дай свою характеристику Солнцу. .

9. Выпиши из текста слова, помогающие понять, о чём главном нам хотел сказать автор.

Ответ: ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________

10. Определи жанр произведения. Свой ответ обоснуй.

Ответ: __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Схема анализа проверки читательских умений работать с текстом художественного произведения обучающихся 3 ____ класса

Количество обуч - ся в классе ______ Учитель______________________



Отметка «5»__________ чел _____%

Отметка «4» __________ чел. _____%

Отметка «3»__________ чел._____ %

Отметка «2»__________ чел. ____ %

Процент успеваемости: ______%

Процент качества знаний: ______%

Ключ к проверке:

13 -14 баллов – «5»

10 – 12 баллов – «4»

7 – 9 баллов – «3»

1 – 6 баллов – «2»

Задания с 1 - 6 оцениваются по 1 баллу, с 7 - 10 по 2 балла.

Наибольшее количество баллов - 14

Правильные ответы к заданиям по литературному чтению (для учителя)


Прочитай текст «Две лягушки» Л. Пантелеева. Выполни задания. Отметь утверждения, соответствующие содержанию прочитанного текста.

1. Где жили подруги-лягушки?

В погребе;
в канаве;
в лесу;
в парке.

2. Отметь черты, присущие настоящей лесной лягушке.

Храбрая;
трусиха;
сильная;
лентяйка;
соня;
весёлая.

3. В какое время суток подруги вышли погулять?

Днём;
вечером;
ночью;
утром.

4. Зачем лягушки забрались в погреб?

Чтобы полакомиться сметаной;
из погреба очень вкусно пахло;
лягушкам захотелось узнать, что в погребе.

5. Почему одна из лягушек утонула?

6. Храбрая лягушка продолжала барахтаться в горшке, потому что:

Решила доплыть до края горшка;
решила бороться до конца со смертью;
решила сбить масло из жидкой сметаны.

7. Как ты понимаешь выражение: Шалишь, лягушачья смерть ?

Играешь;
ничего у тебя не выйдет;
придумываешь;
фантазируешь.

Об опасности, которая может подстерегать в погребе;
о вкусных запахах из погреба;
о правилах поведения в сложных ситуациях;
о том, что никогда не нужно падать духом.

9. Составь план текста.

1) Проживание подружек в канаве.
2) ... .
3) ... .
4) ... .
5) Победа!

10. В какой из сборников можно было бы поместить это произведение?

«Сказочные истории»;
«Басни»;
«Рассказы о природе»;
«Рассказы о животных».

11. Какая из лягушек тебе понравилась и чем?

Проверка читательских умений работать с текстом

Правильные ответы к заданиям

Проверка уровня начитанности

1. Определи жанры, которые можно включить в раздел устного народного творчества.

Сказки;
летописи;
басни;
былины;
пословицы;
_______________

2. Определи жанр произведения.

Посреди поля чистого,
На закате красна солнышка,
На восходе ясна месяца
На заставу богатырскую
Собирались на походный совет
Славнорусские богатыри:
Думу думали, раздумывали,
По нарядам снарядились.

Сказка;
былина;
летопись;
...

3. Рассмотри репродукцию картины В. Васнецова «Богатыри». Персонажами какого жанра являются эти герои?



Сказки;
летописи;
былины;
...

4. Запиши имя одного из былинных героев.

5. Какие персонажи (2–3) тебе встречались чаще всего в сказках о животных.

6. Запиши традиционных героев (2–3) русских волшебных сказок.

7. Из какой сказки А.С. Пушкина к нам пришла поговорка: остаться у разбитого корыта?

«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»;
«Сказка о рыбаке и рыбке»;
«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».

8. Запиши 1–2 фамилии писателей-сказочников.

9. В какой из разделов книги можно поместить произведения писателей: Н.Н. Сладкова, В.В. Бианки, Е.И. Чарушина?

«О братьях наших меньших»;
«Делу время – потехе час»;
«Доброе братство дороже богатства».

10. С какими жанрами произведений Л.Н. Толстого ты знаком?

Сказки;
повести;
басни;
стихи;
...

11. Запиши 2–3 фамилии поэтов, чьи произведения о зиме ты читал.

12. Запиши название последней из прочитанных тобой книг.

Й класс

ВОРОБЕЙ

Я возвращался с охоты и шёл по аллее сада. Собака бежала впереди меня.
Вдруг она уменьшила свои шаги и начала красться, как бы зачуяв перед собой дичь.
Я глянул вдоль аллеи и увидел молодого воробья с желтизной около клюва и пухом на голове. Он упал из гнезда (ветер сильно качал берёзы аллеи) и сидел неподвижно, беспомощно растопырив едва прораставшие крылышки.
Моя собака медленно приближалась к нему, как вдруг, сорвавшись с близкого дерева, старый черногрудый воробей камнем упал перед самой её мордой – и весь взъерошенный, искажённый, с отчаянным и жалким писком прыгнул раза два в направлении зубастой раскрытой пасти.
Он ринулся спасать, он заслонил собой своё детище... но всё его маленькое тело трепетало от ужаса, голосок одичал и охрип, он замирал, он жертвовал собою!
Каким громадным чудовищем должна была ему казаться собака! И всё-таки он не мог усидеть на своей высокой, безопасной ветке... Сила, сильнее его воли, сбросила его оттуда.
Мой Трезор остановился, попятился… Видно, и он признал эту силу. Я поспешил отозвать смущённого пса и удалился, благоговея.
Да, не смейтесь. Я благоговел перед той маленькой, героической птицей, перед любовным её порывом.
Любовь, думал я, сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь.



(И.С. Тургенев )

Прочитай текст И.С. Тургенева «Воробей». Выполни задания. Найди утверждения, соответствующие содержанию прочитанного текста, и подчеркни их.

1. Где происходят события, описанные в тексте?

а) В лесу;
б) в саду;
в) в парке.

2. Почему молодой воробей выпал из гнезда?

а) Ветер сильно качал дерево;
б) воробышек пробовал летать;
в) другие птенцы вытолкнули его из гнезда.

3. На каком дереве было воробьиное гнездо?

а) На осине;
б) на берёзе;
в) на яблоне.

4. Почему старый черногрудый воробей камнем упал перед мордой собаки?

а) Ринулся спасать своё детище;
б) сорвался с ветки дерева;
в) хотел испугать собаку.

5. Восстанови с помощью цифр последовательность действий воробья, сорвавшегося с близкого дерева.

а) Ринулся спасать.
б) Упал.
в) Заслонил.
г) Прыгнул.

6. Как ты понимаешь выражение он жертвовал собою ?

а) Был готов отдать свою жизнь ради спасения птенца;
б) хотел умереть;
в) хотел отогнать собаку.

7. Запиши, о какой силе, сильнее воли воробья, говорит автор.

8. Подумай, какое выражение лучше других помогает понять главную мысль текста.

а) На смелого собаки лают, а трусливого кусают.
б) Счастье на стороне смелых.
в) Любовь сильнее смерти и страха смерти.

9. Восстанови с помощью цифр деформированный план прочитанного текста.

а) Отчаянный поступок старого воробья.
б) Возвращение с охоты.
в) Отступление Трезора.
г) Встреча с беспомощным воробышком.
д) Любовь сильнее смерти.

10. От чьего лица ведётся повествование?

11. Подумай, к какому жанру мы отнесём данный текст:

а) сказка;
б) басня;
в) рассказ.

ОТВЕТЫ К ЗАДАНИЯМ

Весна красна

Когда - то давным - давно собралась Весна - красна в гости в северные края . Всю зиму она провела вместе с перелётными птицами на тёплом юге , а как стало солнышко всё выше и выше на небе подниматься , тут она и решила лететь .

Просит Весна перелётных птиц гусей , лебедей : « Отнесите меня подальше на север , там меня ждут не дождутся и люди , и звери , и птицы , и разные крохотные жучки - паучки ». Но птицы побоялись лететь на север Там , - говорят , - снег и лёд , холод и голод , мы все замёрзнем и погибнем ». Сколько Весна ни просила , никто не хотел её в северные края отнести . Совсем она загрустила : что же , видно , придётся всю жизнь на юге прожить .

Вдруг она слышит голос откуда - то с вышины : « Не печалься Весна - красна , садись на меня , я тебя быстро на север доставлю ». Взглянула на верх , а по небу над ней плывёт белое , пушистое Облако . Обрадовалась Весна , забралась на Облако и полетела с Северные края . Летит да вниз , на землю , поглядывает . А там , на земле , ей все радуются , все её встречают . В полях пестреют проталинки , бегут ручьи , взламывают на речке лёд , а кусты и деревья в лесах и садах покрываются крупными , готовыми вот - вот уже раскрыться почками .

Полетела Весна - красна с юга на север на белом пушистом Облаке . А следом за ней потянулись в родные края несметные стаи перелётных птиц гусей , лебедей , и всякой крылатой мелочи : жаворонки , скворцы , дрозды , зяблики , пеночки , славки

Так с той поры люди и заприметили : как покажется в небе первое пушистое Облако , так , значит , на нём Весна - красна прилетела . Жди теперь со дня на день тепла , полой воды , жди с юга весёлых крылатых гостей

( Г . А . Скребицкий )

( 269 слов )

Прочитай текст «Весна-красна» Г.А. Скребицкого. Выполни задания.
    В какие края собралась Весна-красна в гости?
    в западные б) в восточные в) в южные г) в северные
    С кем провела Весна-красна зиму?
    Когда Весна-красна решила лететь в гости в северные края? Ответ выпиши:
_______________________________________________________________________________

    Кого просила Весна отнести её на север?

    Кто ждал Весну-красну на севере? Выпиши из текста:
_____________________________________________________________________________
    Почему птицы побоялись лететь на север? Восстанови с помощью цифр последовательность их доводов:
    Отчего совсем загрустила Весна? Возможны два варианта ответа:
    Весна-красна обиделась на птиц; Ей не хочется лететь на север с тёплого юга; Никто не хочет её в северные края отнести; Видно, придётся всю жизнь на юге прожить.
    Кто предложил Весне доставить её на север? Ответь кратко:_______________ Какие определения даны облаку в тексте? Ответь кратко_________________________
_______________________________________________________________________________
    Где происходят изменения с приходом весны? Продолжи ряд: В полях, _____________
_______________________________________________________________________________
    Какие птицы потянулись в родные края вслед за Весной?_________________________
_______________________________________________________________________________
    По какой примете, указанной в тексте, можно судить о приходе Весны? Ответь одним предложением:__________________________________________________
___________________________________________________________________
    Почему слова Весна и Облако написаны с большой буквы? Ответь кратко
_________________________________________________________________________
    Почему Весну называют Весна-красна? Ответ оформи 3-5 предложениями.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ответы:

Литература:

    Журнал «Начальная школа» №3 2014г.

Контрольные и проверочные работы за 2 класс по литературному чтению.


«proverka_chit.um_2_klass»

«Хорошее»

Проснулся Юрик утром. Посмотрел в окно. Солнце светит. Денёк хороший. И захотелось мальчику самому что-нибудь хорошее сделать.

Вот сидит он и думает: «Что, если б моя сестрёнка тонула, а я бы её спас!»

А сестрёнка тут как тут:

Погуляй со мной, Юра!

Уходи, не мешай думать!

Обиделась сестрёнка, отошла. А Юра думает:

"Вот если б на няню волки напали, а я бы их застрелил!"

А няня тут как тут:

Убери посуду, Юрочка.

Убери сама - некогда мне!

Покачала головой няня. А Юра опять думает: "Вот если б Трезорка в колодец упал, а я бы его вытащил!"

А Трезорка тут как тут. Хвостом виляет: "Дай мне попить, Юра!"

Пошёл вон! Не мешай думать! Закрыл Трезорка пасть, полез в кусты.

А Юра к маме пошёл:

Что бы мне такое хорошее сделать?

Погладила мама Юру по голове:

Погуляй с сестрёнкой, помоги няне посуду убрать, дай водички Трезору. В.А. Осеева

Задания к тексту.

1. Выбери правильный ответ.

Это произведение-….

а) сказка

б) рассказ

2.От чьего лица ведётся речь в этом произведении?

3. Сколько персонажей в этом тексте?

4. Почему Юре захотелось сделать что-то хорошее?

а) был хороший солнечный день.

б) хотел порадовать близких

в) хотел, чтобы похвалили

5. О чём сестра попросила Юру?

а) помочь сделать уроки

б) убрать посуду

в) погулять с ней

6. Что хорошее хотел сделать мальчик для няни?

а) Спасти няню, когда она будет тонуть.

б) Спасти няню от волков.

в) Помочь няне убрать в комнате.

7. Кто дал совет Юре о том, что хорошего можно сделать?

а) сестра

8. Укажи пословицу, которая определяет главную мысль произведения.

а) Видно сокола по полёту, а добра молодца по поступи.

б) За всё берётся, да не всё удаётся.

в) Любишь кататься, люби и саночки возить.

Вилы и вилки

Вилку изобрели позднее ложки. Почему? Догадаться нетрудно. Суп ладошкой не зачерпнёшь, а кусок мяса можно ухватить руками. Рассказывают, будто первыми с этой привычкой расстались богачи. В моду вошли пышные кружевные воротнички. Они мешали наклонять голову. Есть руками было непросто, вот и появилась вилка.

Вилку, как и ложку, признали не сразу. Во-первых, от привычек избавиться нелегко.

Во-вторых, уж очень она поначалу была неудобной: всего два длинных зубца на малюсенькой ручке. Мясо норовило соскочить с зубцов, ручка - выскользнуть из пальцев.

А при чём здесь вилы? Да при том, что, глядя на них, наши предки додумались до вилки. Так что сходство между ними вовсе не случайное. И внешнее, и в названии.

(Из книги «Хочу всё знать»)

Задания к тексту.

а) сказка

б) рассказ

в) познавательный рассказ

2. Что появилось раньше?

3. Что мешали делать вошедшие в моду кружевные воротнички?

а) видеть соседа

б) наклонять голову и есть

в) видеть разнообразие блюд

4. Какое значение имеет в тексте слово привычка?

а) поведение, ставшее обычным

б) правильное поведение.

5. Кто изобрёл вилку?

а) учёные

б) наши современники

в) наши предки

6. В чём состоит сходство между вилами и вилкой?

а) внешний вид

б) название

в) внешний вид и название

7. Выбери из текста слово, которое имеет значение « настойчиво стремиться сделать что-нибудь»

а) появиться

б) хотеть

в) норовить

8. Как ты думаешь, что способствовало созданию вилки?

а) неудобства и трудности

б) желание прославиться

Просмотр содержимого документа
«prverka_chita._umeniy_2_klass_2_chetv»

ПРОВЕРКА ЧИТАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ

2 класс, 1 полугодие

Чьё сокровище лучше?

Жил на свете князь. Больше всего на свете любил он свои сокровища и то и дело их рассматривал. С него брали пример его сановники. Было у него их восемь.

Однажды князь решил устроить смотр сокровищ. Он велел сановникам принести самые редкостные диковины и обещал наградить обладателя лучшей вещи. В назначенное время все собрались, каждый показал свою диковину. Первый принес камень «глаз дракона; второй – череп теленка; третий – волшебный фонарь; четвертый желудок барсука; пятый – ботинки для воробья; шестой – крылья и лапки голубя-вертуна; седьмой – искусственное ухо для глухого. Ждут восьмого, а он все не идет. Наконец появился и поклонился князю:

Я опоздал, прости меня.

Не до извинений нам! Показывай свое сокровище!

Князь, моё сокровище самое обыкновенное…

Обыкновенное? Что еще такое? Показывай скорее…

Я оставил его перед воротами замка.

Ну так иди скорей за ним!

Да-да, сейчас!

Восьмой вассал вернулся со своим сокровищем. Это были четыре послушных мальчика и четыре прехорошенькие девочки.

Весь большой зал посветлел от сияния оживленных детских лиц. А сокровища князя и диковинки его слуг сразу потускнели.

М-да… - вздохнул князь. – Прекрасные дети! Рядом с ними наши редкости и драгоценности – все равно что мусор. Ты победил. Первая награда – твоя. Поздравляю!

И все княжеские вассалы склонили головы: зачем сокровища и диковины, если в жизни нет главного – семьи, детей?

Японская сказка (207 слов)

ПРОВЕРКА ЧИТАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ

РАБОТАТЬ С ТЕКСТОМ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ

1 полугодие

ФИ___________________________________________ класс______ Дата проведения___________________

Прочитай текст «Чьё сокровище лучше?». Выполни задания. Отметь утверждения, соответствующие содержанию прочитанного текста.

    Народу какой страны принадлежит эта сказка?

А) России Б) Японии В) Китая Г) Италии

    Определи персонажей произведения.

В) восемь сановников

Г) княжеские вассалы

    Выпиши, как в сказке по-другому названы княжеские сановники. (2 названия)

___________________________________________________________________

    Определи значения слова сановник в данном тексте.

А) лицо, имеющее высокий чин (должность)

Б) зазнавшийся работник, занимающий высокий пост

В) важный вид, солидный человек

Г) человек, внушающий уважение, почтение

    Какое значение вкладывает князь в слово сокровища ?

А) драгоценные камни

Б) редкостные диковинки

В) несметные богатства

Г) золото и серебро

    Кого обещал наградить князь? Выпиши ответ из текста.

    Какое сокровище представил князю восьмой вассал? Выпиши ответ из текста.

    Определи последовательность событий в тексте, связанных с восьмым вассалом.

А) победил Б) опоздал В) вернулся Г) оставил

    С чем сравнил князь редкости и драгоценности по отношению к детям?

____________________________________________________________________________

    Выпиши главную мысль сказки.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

Диагностика читательских умений

работать с текстом художественного произведения

учащихся 2 «___» класса МОУ СОШ № _______

п / п

ФИ

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Оценка

Просмотр содержимого документа
«kontr_rab_po_chteniyu_2_klass_2_chet»

Контрольная работа по чтению 2 класс, 2 четв.

Джек-поводырь

Жители улицы Мира хорошо знают этого человека. Зимой и летом, в больших чёрных очках на испещрённом синими отметинками лице, он каждый день проходит по тротуару и тук-тук – постукивает своей резной палочкой. Человек в чёрных очках – бывший военный лётчик. От взрыва вражеского снаряда он лишился одной руки и обоих глаз. И вдруг, к удивлению прохожих, слепой лётчик появился без своей извечной палочки. Вместо неё он держал за поводок собаку. Джек уверенно вёл своего хозяина по улице. У перекрёстка Джек останавливался и выжидал, пока пройдут машины. Он обходил стороной каждый столб, каждую выбоину или лужу.

«Джек, на остановку!» – и собака послушно ведёт своего хозяина к автобусу. Если пассажиры автобуса сами не догадываются уступить место слепому. Джек выбирает из сидящих человека помоложе и тыкается носом ему в колени: мол, ты и постоять можешь, а моему хозяину стоять трудно … «Джек, в магазин!» - ведёт в гастроном.

– Джек теперь мне взамен глаз! – не нахвалится своим поводырем бывший лётчик.

1. Определи жанр произведения.

1) рассказ 2) басня 3) сказка 4) стихотворение

2. Почему жители улицы Мира хорошо знали этого человека?

1) он отличался от всех внешним видом

2) он всегда гулял с собакой

3) он гулял в одном и том же месте

3. По какой причине ослеп лётчик? Выпиши ответ из текста. ____________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________

4. Как ты понимаешь значение слова поводырь? __________________________________________________________________

5. Кто стал верным другом бывшего лётчика? ___________________________

6. Как ты понимаешь выражение «Джек теперь мне взамен глаз» ? ________________________________________________________________ ________________________________________________________________

7. Подбери синоним к слову выбоина - _______________________________

8. Как Джек помогал хозяину занять место в автобусе?

1) лаял на молодого человека

2) тыкался носом в колени пассажира помоложе

3) начинал рычать на пассажира

9. Восстанови последовательность событий рассказа.

Вместо палочки он держал за поводок собаку.

Джек ведёт к автобусу.

Каждый день проходит по тротуару, постукивая палочкой.

Он лишился одной руки и обоих глаз.

Бывший лётчик доволен другом.

10. Определи главную мысль текста. ______________________________________________________________

Просмотр содержимого документа
«pchu_igrayuschie_sobaki»

ФИ_______________________

ИГРАЮЩИЕ СОБАКИ

Володя смотрел на улицу, где грелась на солнышке большая собака Полкан.

К Полкану подбежал маленький Мопс и стал на него кидаться и лаять: хватал его зубами за огромные лапы, за морду и, казалось, очень надоедал большой и угрюмой собаке.

Погоди-ка, вот она тебе задаст!- сказал Володя.- Проучит она тебя.

Но Мопс не переставал играть, а Полкан смотрел на него очень благосклонно.

Видишь ли,- сказал Володе отец.- Полкан добрее тебя. Когда с тобою начнут играть твои маленькие братья и сестры, то непременно дело кончится тем, что ты их поколотишь. Полкан же знает, что большому и сильному стыдно обижать маленьких и слабых. (83 слова) (К.Ушинский)

1 .Вставь нужную цифру.

В этом произведении ____ главных героя (персонажа)

2. В какое время суток могли происходить события, описанные в тексте?

а) Утро; б) день; в) вечер; г) ночь.

3. Выпиши из текста слово, определившее твой выбор времени суток. ________________________________

4 .Объясни значение слова:

Угрюмый - ____________________________

5. Найди в тексте слово благосклонно . Отметь слово, близкое ему по смыслу:

а) доброжелательно; б) сурово; в) весело.

6 . Кто какой? Дай характеристику собак.

7. Восстанови с помощью цифр последовательность действий маленького Мопса:

Хватал зубами за лапы, за морду;
подбежал;
надоедал;
стал кидаться и лаять.

8. Найди в тексте и запиши слово, характеризующее действия Мопса по отношению к Полкану._________________________

9 . А что вы можете сказать о Володе, какой он? ____________________________________________________

Какое слово помогло определить твой выбор, выпиши его.

______________________________________________________

10 . Выпиши из тексте главную мысль.

____________________________________________________________________________________________________________

11. Подумай, к какому жанру мы отнесём этот текст:

а) сказка; б) рассказ; в) загадка. г) басня

Просмотр содержимого документа
«proverka_chit._umeniy_2_klass_4_chetv»

Прочитайте текст, ответь на вопросы, выполни задания.

Кукушка

Жила на земле бедная женщина. Было у неё четверо детей. Не слушались дети матери. Бегали, играли на снегу с утра до вечера. Одежду промочат, а мать – суши, снегу натащат, а мать – убери. И рыбу мать на реке сама ловила. Тяжко ей было. А дети ей не помогали. От жизни тяжёлой заболела мать. Лежит она и просит, детей зовёт: «Детки, пересохло горло, принесите мне водички».

Не один, не два раза просила мать. Не идут дети за водой. Наконец захотел старший есть, заглянул в чум, а мать посреди чума стоит, малицу надевает. И вдруг малица перьями покрылась. Берёт мать доску, на которой шкуру скоблят, а доска та хвостом птичьим становится. Напёрсток железный ей клювом стал. Вместо рук крылья выросли. Обернулась мать птицей и вылетела из чума.

– Братья, смотрите, смотрите: улетает наша мать птицей! – закричал старший сын.

Тут побежали дети за матерью:

– Мама, мы тебе водички принесли.

– Ку-ку, ку-ку, ку-ку! Поздно, сынок, не вернусь я.

Так бежали за матерью дети много дней и ночей по камням, по болотам, по кочкам. Ноги себе в кровь изранили. Где побегут, там красный след остаётся.

Навсегда бросила детей мать-кукушка. И с тех пор не вьёт себе кукушка гнезда, не растит сама своих детей, а по тундре с той поры красный мох стелется.

Вопросы и задания:

1. Определи жанр произведения.

1) рассказ 2) басня 3) сказка 4) стихотворение

2. Сколько детей было у матери?

1) трое

2) двое

3) четверо

3. Почему заболела мать?

1) простыла

2) заразилась

3) от тяжёлой жизни

4) запиши свой вариант ответа

4. О чём просила мать своих детей? Выпиши ответ из текста.

_______________________________________________________________

5. Подбери синоним к слову чум.

_______________________________________________________________

6. В какую птицу превратилась мать?

_______________________________________________________________
7. Как ты думаешь, какой народ сочинил это произведение?

1) русские

2) азербайджанцы

3) ненцы

4) запиши свой вариант ответа

8. Где происходили события?

1) в степи

2) в лесу

3) в пустыне

4) в тундре

9. Восстанови с помощью цифр деформированный план прочитанного текста.

Превращение в птицу.

Навсегда бросила детей мать-кукушка.

Мать просит пить.

Не слушались дети матери.

Тяжело заболела мать.

 Мать улетает.

Дети просят вернуться.

10. Определи главную мысль текста.

_____________________________________________________________

Просмотр содержимого документа
«proverka_chit_umeniy_3_klass»

Проверка читательских умений 2 четверть

Цель: проверить уровень читательской компетентности.

Пчела и муха.

Вот какую притчу рассказал однажды старец Паисий Святогорец.

На лугу росло множество цветов. Здесь были и белые благоухающие лилии, и гиацинты, и высокие синие ирисы. И маленьким цветочкам тоже нашлось место в траве. Ветер наклонял их, весело колыхал траву и листья, и аромат разносился далеко-далеко!

Над поляной, над цветами трудились пчёлки. Они собирали сладкий нектар, чтобы подкормить молодняк в улье и запастись едой на долгую холодную зиму.

Сюда-то и прилетела муха. Она недовольно жужжала и оглядывалась.

Одна маленькая пчёлка, оказавшаяся здесь в первый раз, вежливо спросила муху:

– Не знаете ли вы, где здесь белые лилии?

Муха насупилась:

– Не видела я здесь никаких лилий!

– Как? – воскликнула пчёлка. – Но мне говорили, что на этом лугу должны быть лилии!

– Цветов я тут не видела, – пробурчала муха. – А вот недалеко, за лугом, есть одна канава. Вода там восхитительно грязная, а рядом столько пустых консервных банок!

Тут к ним подлетела пчёлка постарше, державшая в лапках собранный нектар. Узнав, в чём дело, она сказала:

– Правда, я никогда не замечала, что за лугом есть канава, но я столько могу рассказать о здешних цветах!

– Вот видишь, – сказал отец Паисий. – Бедняжка муха только и думает о грязных канавах, а пчёлка знает, где растёт лилия, где – ирис, а где – гиацинт.

И люди так же. Одни похожи на пчёлку и во всём любят находить что-то хорошее, другие – на муху и во всём стремятся увидеть только дурное. А ты на кого хочешь быть похожим?

(235 слов) (М. Алёшин)

1. В какое время года происходят события, описанные в тексте? (Возможны два верных ответа.)

2. Множество каких цветов росло на лугу?

a) Лилии, гиацинты, ирисы;

б) лилии, гиацинты, ирисы, тюльпаны;

в) лилии, гиацинты, ирисы, маленькие цветочки.

3. Определи персонажей произведения.

______________________

4. Что делали на поляне пчёлки?

Ответ: _____________________________________________________________________________

5. Каким словом характеризует действия пчёл автор?

а) Трудились;

б) весело летали;

в) грелись на солнце.

6*. Почему маленькая пчёлка не знала, где растут белые лилии?

Ответ: __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7*. Почему муха не видела на лугу лилий? (Возможны два ответа.)

а) Она оказалась на лугу в первый раз;

б) лилии её не интересовали;

в) её интересовала только грязная канава.

8*. Восстанови деформированный план прочитанного произведения.

а) «А ты на кого хочешь быть похожим?»

б) Ароматная поляна.

в) Диалог маленькой пчёлки с мухой.

г) Сбор нектара.

д) Каждый видит только то, что его интересует.

9*. Составь план текста из трех пунктов.

Ответ: _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

10. Охарактеризуй пчёлок. (Какие они?)

Ответ: __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

11. Охарактеризуй муху. (Какая она?)

Ответ: __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________12*. Ответь на вопрос автора: «А ты на кого хочешь быть похожим?» Почему?

Ответ: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Просмотр содержимого документа
«ptitsy_2_klass_kizhevatova»

Формирование читательских навыков на уроках литературного чтения в начальной школе

Место работы: МБУ «Школа №71» г.о.Тольятти

Учитель начальных классов

Фамилия, имя______________________________________ класс 2 « »

Прочитай внимательно текст.

ПТИЦЫ

В одной хорошенькой российской деревеньке было столько садов, что вся она казалась одним большим садом. Деревья цвели и благоухали весною, а в густой зелени их ветвей порхало множество птичек, оглашавших окрестность звонкими песнями и веселым щебетаньем; осенью уже появлялось между листьями множество розовых яблок, желтых груш и сине-пурпуровых слив.

Но вот несколько злых мальчиков, собравшись толпою, разорили птичьи гнезда. Бедные птицы покинули сады и больше уже в них не возвращались. Прошла осень и зима, пришла новая весна; но в садах было тихо и печально. Вредные гусеницы, которых раньше птицы истребляли тысячами, разводились теперь беспрепятственно. Они поедали на деревьях не только цветы, но и листья. И вот обнаженные деревья посреди лета смотрели печально, будто зимою.

Пришла осень, но в садах не было ни розовых яблок, ни желтых груш, ни пурпуровых слив; на ветках не перепархивали веселые птички; деревня не оглашалась их звонкими песнями.

по К. Д. Ушинскому

Выполни задания.

1.Где происходят действия рассказа?

а) в городке

б) в деревеньке

в) в посёлке

2.Какие деревья росли в садах?

а) яблони, груши, сливы

б) яблони, абрикосы, вишни

в) яблони, каштаны, вишни

3. Выбери верное, на твой взгляд, значение слова благоухали в данном тексте.

а) росли большими

б) росли высокими

в) приятно пахли

4.Почему птицы покинули сады?

а) мальчики разорили их гнезда

б) им было нечего есть

в) их выгнали из сада

5. Какой вред нанесли гусеницы садам?

а) поедали цветы на деревьях

б) поедали листья на деревьях

в) поедали цветы и листья

6.Как выглядели в садах обнаженные деревья? Выпиши предложение из текста.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7.Выбери из пословиц ту, которая больше других раскрывает смысл данного текста.

а) Плохой поступок к хорошему не приведет.

б) Человека красит голова, а не шапка.

в) Хорошему человеку везде хорошо, а худому везде худо.

8. В какой книге ты посоветуешь другу искать это произведение?

а) Стихи
б) Басни
в) Рассказы
г) Сказки

9. Восстанови последовательность событий в данном тексте. Запиши напротив каждого предложения соответствующую цифру.

а) Птицы покинули сады._________

б) Разорили птичьи гнезда_______

в) На ветках не перепархивали птички________

г) Деревья цвели и благоухали________

Таблица ответов

задания

ответы

И вот обнаженные деревья посреди лета смотрели печально, будто зимою.

9 правильных ответов – «5»

8-7 правильных ответов-«4»

6 правильных ответов – «3»

5 и менее – «2»

Анализ проверки читательских умений во 2 « » классе

от ________________2015 года

Количество в классе________уч.

Количество, выполнивших работу______уч.

Отсутствующие:

Получившие «2»

Результативность:

На «5»______________уч.

На «4»______________уч.

На «3»______________уч.

На «2»______________уч.

Успеваемость:

Количество______________уч.

Процент_________%

Анализ допущенных ошибок:

    Нахождение ответов на вопросы в тексте(вопросы № 1,2,4, 5,)__________уч.

    Умение выписывать из текста ответы на вопросы(вопрос № 6)____________уч.

    Способность делать самостоятельные выводы(вопросы №3 ,7, 8)_______________уч.

    Выстраивание последовательности событий (вопросы №9)____________уч.

Учитель____________________________________________________________

ЖАЛЕЙКИН И ЛЯГУШОНОК

ЖАЛЕЙКИН И ЛЯГУШОНОК

Под кочкой, в сыром болотце, заметил Жалейкин маленького, слабенького лягушонка.

Бедный, несчастный малыш! - воскликнул Жалейкин. - Как же плохо тебе, бедняжке, в этом грязном болоте! Темно, сыро, холодно! Но ты не унывай! Я спасу тебя, у меня дома тебе будет хорошо и уютно!

Дома Жалейкин посадил лягушонка в самую красивую расписную шкатулку, постелил на дно мягкую сухую вату, выставил шкатулку на тёплое солнышко и весело рассмеялся от радости.

Помни, лягушонок, мои заботы! Будешь жить теперь в теплоте, сухости и чистоте. Не то что в твоём грязном болоте!

А лягушонок не радуется, а лягушонку не до веселья. Ему очень плохо, он чуть жив. Он перегрелся на солнце, засох и запутался в вате.

Как увидел его Жалейкин, так и заревел! Всего лягушонка облил слезами. И вовремя: ещё немножко - и лягушонок бы околел!

Помчался Жалейкин с лягушонком к болоту. Тому самому, где и сыро, и грязно, и холодно. Но где лягушонку так же хорошо, как Жалейкину в своей тёплой и чистой комнате. (155 слов)

Выбери верный ответ:

1) в луже

2) в реке

3) в сыром болотце

2. Как решил спасти?

1) унести к себе домой

3)отпустить в речку

1)на вату в коробку

2) на вату в шкатулку

3) на стол

4) Лягушонок на солнышке...

1) радовался

3) был чуть жив, засох.

5) Лягушонка спасло...

1) слезы Жалейкина

Выбери верный ответ:

1. Где заметил Жалейкин лягушонка?

1) в луже

2) в реке

3) в сыром болотце

2. Как решил спасти?

1) унести к себе домой

2) посадить на солнечную полянку

3)отпустить в речку

3. Куда посадил Жалейкин лягушонка?

1)на вату в коробку

2) на вату в шкатулку

3) на стол

4) Лягушонок на солнышке...

1) радовался

2)запутался в вате, но был рад

3) был чуть жив, засох.

5) Лягушонка спасло...

1) слезы Жалейкина

2) возвращение в сырое болотце

Предварительный просмотр:

1.Где жили подруги-лягушки?

а) в погребе;

Б) в канаве;

В) в лесу;

Г) в парке;

2.Отметь черты, присущие настоящей лесной лягушке .

а) храбрая;

Б) трусиха;

в)сильная;

г) лентяйка;

д) соня;

Е) весёлая;

3. В какое время суток подруги вышли погулять?

а) днём;

б) вечером;

г) ночью;

Д) утром;

4.Зачем лягушки забрались в погреб?

А) чтобы полакомиться сметаной;

Б) из погреба очень вкусно пахло;

В) лягушкам захотелось узнать, что в погребе;

5.Почему одна из лягушек утонула? ____________________________________________________.

6.Храбрая лягушка продолжала барахтаться в горшке, потому что :

а) решила доплыть до края горшка;

б) решила бороться до конца со смертью;

Г) решила сбить масло из жидкой сметаны;

7.Как ты понимаешь выражение : Шалишь, лягушачья смерть?

А) играешь;

Б) ничего у тебя не выйдет;

В) придумываешь;

Г) фантазируешь;

8. О чём главном хотел сказать нам автор?

А) об опасности, которая может подстерегать в погребе;

Б) о вкусных запахах из погреба;

в) о правилах поведения в сложных ситуациях;

Г) о том, что никогда не нужно падать духом;

9.Составь план текста .1) Проживание подружек в канаве.

2)____________________________________________________________________ .

3) ____________________________________________________________________ .

4)____________________________________________________________________ .

5)Победа!

10. В какой из сборников можно было поместить это произведение ?

А) « Сказочные истории»;

Б) « Басни»;

В) « Рассказы о природе»;

Г) « Рассказы о животных».

11.Какая из лягушек тебе понравилась и чем?_____________________________________________________.

Две лягушки.

Жили- были две лягушки. Были они подруги и жили в одной канаве. Но только одна из них была настоящая лесная лягушка – храбрая, сильная, весёлая, а другая – ни то ни сё: трусиха была, лентяйка, соня. Про неё даже говорили, будто она не в лесу, а где-то в городском парке родилась. Но всё-таки они жили вместе, эти лягушки.

И вот однажды ночью вышли они погулять. Идут себе по лесной дороге и вдруг видят- стоит дом. А около дома погреб. И из этого погреба очень вкусно пахнет: плесенью пахнет, сыростью, мохом, грибами. А это как раз то самое, что лягушки любят.

Вот забрались они поскорее в погреб, стали там бегать и прыгать. Прыгали, прыгали и нечаянно свалились в горшок со сметаной. И стали тонуть. А тонуть им, конечно, не хочется.

Тогда они стали барахтаться, стали плавать. Но у этого глиняного горшка были очень высокие скользкие стенки. И лягушкам оттуда никак не выбраться. Та лягушка, что была лентяйкой, поплавала немножко, побултыхалась и думает: « Всё равно мне отсюда не вылезти. Что ж я буду напрасно барахтаться? Уж лучше я сразу утону».

Подумала она так, перестала барахтаться – и утонула.

А вторая лягушка – та была не такая. Та думает: « Нет, братцы, утонуть я всегда успею. Это от меня не уйдёт. А лучше я ещё побарахтаюсь, ещё поплаваю. Кто знает, может быть, у меня что-нибудь и выйдет».

Но только - нет, ничего не выходит. Как ни плавай - далеко не уплывёшь. Горшок узенький, стенки скользкие – не вылезти лягушке из сметаны. Но всё-таки она не сдаётся, не унывает.

« Ничего,- думает,- пока силы есть, буду бороться. Я ведь ещё живая – значит, надо жить. А там – что будет».

И вот из последних сил борется наша лягушка со своей лягушачьей смертью. Уж вот захлебнулась. Уж вот её ко дну тянет. А она и тут не сдаётся – знай себе лапкам работает. Дрыгает лапками и думает: « Нет! Не сдамся! Шалишь лягушачья смерть…»

И вдруг – что такое? Вдруг чувствует наша лягушка, что под ногами у неё уже не сметана, а что-то твёрдое, что-то такое крепкое, надёжное, вроде земля. Удивилась лягушка, посмотрела и видит: никакой сметаны в горшке уже нет, а стоит она на комке масла.

« Что такое? – думает лягушка. – Откуда здесь взялось масло?» Удивилась она, а потом догадалась: ведь она сама лапками своими из жидкой сметаны твёрдое масло сбила.

« Ну вот, - думает лягушка, - значит, я хорошо сделала, что сразу не утонула».

Подумала она так, выпрыгнула из горшка, отдохнула и поскакала к себе домой – в лес.

А вторая лягушка осталась лежать в горшке. И никогда уж она, голубушка, больше не видела белого света, и никогда не прыгала, и никогда не квакала.

(Л. Пантелеев)