Система образов горе от ума грибоедова. Система образов в комедии “Ревизор”
Героев комедии можно разделить на
несколько групп: главные герои, второстепенные, герои-маски и внесценические
персонажи. Все они, помимо отведенной им в комедии роли, важны и как типы,
отражающие те или иные характерные черты русского общества начала XIX
века.
К главным героям
пьесы можно отнести Чацкого, Молчалина, Софью и Фамусова. Сюжет комедии
строится на их взаимоотношениях. Взаимодействие этих персонажей друг с
другом и движет ход пьесы.
Второстепенные
герои
- Лиза, Скалозуб, Хлестова, Горичи и другие - тоже участвуют
в развитии действия, но прямого отношения к сюжету не имеют.
Образы героев-масок
предельно обобщены. Автору не интересна их психология, они занимают
его лишь как важные "приметы времени" или как вечные человеческие
типы. Их роль особая, ибо они создают социально-политический фон для развития
сюжета, подчеркивают и разъясняют что-то в главных героях. Их участие
в комедии основано на приеме "кривого зеркала". К героям-маскам
можно отнести Репетилова, Загорецкого, господ N и D, семейство Тугоуховских.
Автора не интересует личность каждой из шести княжон, они важны в комедии
лишь как социальный тип "московской барышни". Это воистину маски:
все они на одно лицо, мы не отличим реплику первой княжны от высказывания
второй или пятой:
3-я
. Какой эшарп cousin мне подарил!
4-я
. Ах! да, барежевый!
5-я
. Ах! прелесть!
6-я
. Ах! как мил!
Эти барышни смешны Чацкому, автору,
читателям. Но вовсе не кажутся смешными Софье. Ибо при всех ее достоинствах,
при всех сложностях ее натуры, она из их мира, в чем-то Софья и "стрекочущие"
княжны очень и очень близки. В их обществе Софья воспринимается естественно
- и мы видим героиню уже в несколько ином свете.
В отличие от княжон, которых Грибоедов
лишь пронумеровал, даже не сочтя нужным дать им имена в афише, их отец
имеет и имя, и отчество: князь Петр Ильич Тугоуховский. Но и он безлик,
и он маска. Ничего, кроме "э-хм", "а-хм" и "у-хм"
не произносит, ничего не слышит, ничем не интересуется, собственного мнения
начисто лишен... В нем доведены до абсурда, до нелепости черты "мужа-мальчика,
мужа-слуги", составляющие "высокий идеал московских всех мужей".
Князь Тугоуховский - вот будущее приятеля Чацкого, Платона. Михайловича
Горича. На балу сплетню о безумии Чацкого разносят господа N и D. Вновь
ни имен, ни лиц. Олицетворение сплетни, ожившая сплетня. В этих персонажах
сфокусированы все низменные черты фамусовского общества: безразличие к
истине, равнодушие к личности, страсть "перемывать косточки",
ханжество, лицемерие... Это не просто маска, это, скорее, маска-символ.
Герои-маски играют роль зеркала, поставленного
напротив "высшего света". И здесь важно подчеркнуть, что одной
из главных задач автора было не просто отразить в комедии черты современного
общества, но заставить общество себя в зеркале узнать.
Задаче этой способствуют внесценические
персонажи
, то есть те, чьи имена называются, но сами герои на сцене
не появляются и участия в действии не принимают. И если основные герои
"Горя от ума" не имеют каких-то определенных прототипов (кроме
Чацкого), то в образах некоторых второстепенных героев и внесценических
персонажей вполне узнаются черты реальных современников автора. Так, Репетилов
описывает Чацкому одного из тех, кто "шумит" в Английском клубе:
Не надо называть, узнаешь по портрету:
Ночной разбойник, дуэлист,
В Камчатку сослан был, вернулся алеутом,
И крепко на руку нечист.
И не только Чацкий, но и большинство читателей "узнавали по портрету" колоритную фигуру того времени: Федора Толстого - Американца. Занятно, к слову, что сам Толстой, прочитав в списке "Горе от ума", себя узнал и при встрече с Грибоедовым попросил изменить последнюю строчку следующим образом: "В картишках на руку нечист". Он собственноручно переправил так строку и приписал пояснение: "Для верности портрета сия поправка необходима, чтобы не подумали, что ворует табакерки со стола".
Система образов и принципы их изображения в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».
Успех ʼʼГоря от умаʼʼ, появившегося накануне восстания декабристов, был чрезвычайно велик. ʼʼГрому, шуму, восхищению, любопытству конца нетʼʼ, - так охарактеризовал сам Грибоедов атмосферу дружеского внимания, любви и поддержки, которой окружили комедию и ее автора передовые русские люди двадцатых годов.
По словам Пушкина, комедии ʼʼпроизвела неописанное действие и вдруг поставила Грибоедова наряду с первыми нашими поэтамиʼʼ. В мировой литературе не много можно найти произведений, которые, подобно "Горю от умаʼʼ, в короткий срок снискали бы столь несомненную всенародную славу. При этом современники в полной мере ощущали социально-политическую актуальность комедии, воспринимая ее как злободневное произведение зарождавшейся в России новой литературы, которая ставила своей главной задачей разработку ʼʼсобственных богатствʼʼ (то есть материала национальной истории и современной русской жизни) - и собственными, оригинальными, не заемными средствами. Сюжетную основу ʼʼГоря от умаʼʼ составил драматический конфликт бурного столкновения умного, благородного и свободолюбивого героя с окружающей его косной средой реакционеров. Этот изображенный Грибоедовым конфликт был жизненно правдив, исторически достоверен. С юных лет вращаясь в кругу передовых русских людей, вступивших на путь 6орьбы с миром самодержавия крепостничества, живя интересами этих людей, разделяя их взгляды и убеждения, Грибоедов имел возможность близко и повседневно наблюдать самое важное, характерное и волнующее явление общественного быта своего времени - борьбу двух мировоззрений, двух идеологий, двух жизненные укладов, двух поколений.
После Отечественной войны, в годы формирования и подъема общественно-политического и общекультурного движения дворянских революционеров-декабристов, борьба нового - нарождающегося и развивающегося - со старым - отжившим и тормозящим движение вперед - острее всего выражалась в форме именно такого открытого столкновения между молодыми глашатаями "свободной жизниʼʼ и воинствующими охранителями ветхозаветных, реакционных порядков, какое изображено в ʼʼГоре от умаʼʼ. Сам Грибоедов в широко известном, постоянно цитируемом письме к П. А. Катенину (январь 1825 года с предельной ясностью раскрыл содержание и идейный смысл драматической коллизии, положенной в основу ʼʼГоря от умаʼʼ: "...в моей комедии 25 глупцов на одного здравомыслящего человека; и данный человек разумеется в противуречии с обществом его окружающим, его никто не понимает, никто простить не хочет, зачем он немножко повыше прочихʼʼ.
И далее Грибоедов показывает, как планомерно и неудержимо, все более и более обостряясь, нарастает ʼʼпротивуречиеʼʼ Чацкого с фамусовским обществом, как это общество предает Чацкого анафеме, которая носит характер политического доноса, - Чацкого объявляют во всеуслышанье смутьяном, карбонарием, человеком, покушающимся на ʼʼзаконныйʼʼ государственный и общественный строй; как, наконец, голос всеобщей ненависти распространяет гнусную сплетню о безумии Чацкого: "Сначала он весел, и это порок: "Шутить и век шутить, как вас на это станет!" - Слегка перебирает странности прежних знакомых, что же делать, коли нет в них благороднейшей заметной черты! Его насмешки не язвительны, покуда его не взбесить, но все-таки: "Унизить рад, кольнуть, завистлив! горд и зол!" Не терпит подлости: "ах! боже мой, он карбонарий". Кто-то со злости выдумал об нем, что он сумасшедший, никто не поверил и все повторяют, голос общего недоброходства и до него доходит, притом и нелюбовь к нему той девушки, для которой единственно он явился в Москву, ему совершенно объясняется, он ей и всем наплевал в глаза и был таков". Грибоедов рассказал в своей комедии о том: что произошло в одном московском доме в течение одного дня. Но какая широта в данном рассказе! В ней веет дух времени, дух истории. Грибоедов как бы раздвинул стены фамусовского дома и показал всю жизнь дворянского общества своей эпохи - с раздиравшими это общество противоречиями, кипением страстей, враждой поколений, борьбой идей. В рамки драматической картины столкновения героя со средой Грибоедов вместил громадную общественно-историческую тему перелома, обозначившегося в жизни, - тему рубежа двух эпох - "века нынешнего" и "века минувшего".
Отсюда - необыкновенное богатство идейного содержания комедии. В какой-либо форме и в какой-либо мере Грибоедов коснулся в ʼʼГоре от умаʼʼ множества серьезнейших вопросов общественного быта͵ морали и культуры, которые имели в декабристскую эпоху самое актуальное, самое злободневное значение. Это были вопросы о положении русского народа, придавленного гнетом крепостничества, о дальнейших судьбах России, русской государственности и русской культуры, о свободе и независимости человеческой личности, об общественном призвании человека, о его патриотическом и гражданском долге, о новом понимании личной и гражданской чести, о силе человеческого разума и познания, о задачах, путях и средствах просвещения и воспитания. На все эти вопросы откликнулся гений Грибоедова, и отклик данный был исполнен такой горячей гражданственно-патриотической страсти такого неукротимого негодования на зло и неправду, что комедия не могла не произвести самого глубокого и разительного впечатления как в передовых кругах русского общества, так и в лагере реакционеров.
Здесь, в данном обществе, действовали ʼʼзнатные негодяиʼʼ и мелкотравчатые подлецы, отъявленные мошенники и ʼʼзловещие старухиʼʼ, ханжи и доносчики, объединенные, как круговой порукой, непримиримой враждой к ʼʼсвободной жизниʼʼ, к культуре, к просвещению, к малейшему проявлению независимой мысли и свободного чувства. В этом мире без тени смущения меняли крепостных рабов на борзых собак, явным грабительством добывали богатства и почести, "разливались в пирах и в мотовствеʼʼ, а ученье считала ʼʼчумойʼʼ, зловредным и огнеопасным изобретением ʼʼокаянных вольтерьянцевʼʼ. Люди этого жестокого мира жили по заветам и преданьям ʼʼминувшего векаʼʼ - ʼʼвека покорности и страхаʼʼ. ʼʼМоральʼʼ их была основана на пресмыкательстве перед сильными и на угнетении и унижении слабых. Идеалом человека был для них удачливый вельможа блаженных феодальных времен - дядя Фамусова Максим Петрович, достигший ʼʼстепеней известныхʼʼ благодаря своему бесстыдному раболепству и шутовству в царском дворце.
Типичнейший представитель этого мира - сам Фамусов, воинствующий мракобес, ханжа и деспот, грозящий своим рабам сибирской каторгой. Под стать Фамусову все его родственники, приятели и гости.
В образе полковника Скалозуба Грибоедов воссоздал тип аракчеевца, тупого, самовлюбленного и невежественного ʼʼгерояʼʼ плацпарадных учений, шагистики и палочной муштры, заклятого врага свободной мысли. Этот ʼʼхрипун, удавленник, фагот, созвездие маневров и мазуркиʼʼ, гоняющийся за чинами, орденами и богатой невестой, воплощает в себе дух реакционного ʼʼпруссачестваʼʼ, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ искусственно насаждалось царизмом в русской армии и вызывала ненависть всего передового офицерства, хранившего суворовские и кутузовские традиции (в черновой редакции ʼʼГоря от умаʼʼ Скалозуб сам говорит о себе: ʼʼЯ - школы Фридриха...ʼʼ).
Резкими, типическими чертами очерчены и все остальные персонажи барской Москвы, выведенные в ʼʼГоре от умаʼʼ: властная барыня-крепостница старуха Хлёстова, графини Хрюмины, княжеское семейство Тугоуховских, Загорецкий - светский шулер, мошенник и доносчик, по всем данным - тайный агент политической полиции, Репетилов - ʼʼдушаʼʼ дворянского общества, шут, сплетник и пустозвон, затесавшийся, чтобы не отстать от моды, в круг каких-то псевдолиберальных болтунов, Платон Михайловича Горич - в прошлом приятель Чацкого, человек опустившийся, инертный, внутренне примирившийся с Фамусовским миром.
Как свой принят в данном мире ʼʼбезродныйʼʼ секретарь Фамусова - Молчалин. В его лице Грибоедов создал исключительно выразительный обобщенный образ подлеца и циника, ʼʼнизкопоклонника и дельцаʼʼ, пока еще мелкого негодяя, который сумеет, однако, дойти до "степеней известныхʼʼ. Вся лакейская ʼʼфилософия жизни" этого чинуши и подхалима, не смеющего ʼʼсвое суждение иметьʼʼ, раскрывается в его знаменитом признании:
Мне завещал отец:
Во-первых угождать всем людям без изъятья -
Хозяину, где доведется жить,
Начальнику, с кем буду я служить,
Слуге его, который чистит платья,
Швейцару, дворнику, для избежанья зла,
Собаке дворника, чтоб ласкова была.
Галерея типических образов стародворянской, барской Москвы, созданная Грибоедовым, включает в себя и тех, кто в комедии непосредственно не действует, но только упоминается в беглых характеристиках, которые дают им действующие лица. В их числе такие яркие, рельефные, законченные образы, как ʼʼчерномазенькийʼʼ завсегдатай всех балов и обедов, и крепостник-театрал, и мракобесный член ʼʼУченого комитетаʼʼ, и покойник камергер Кузьма Петрович, и влиятельная старуха Татьяна Юрьевна, и нахальный ʼʼфранцузик из Бордоʼʼ, и клубные друзья Репетилова, и много других - вплоть до княгини Марьи Алексевны, блюстительницы общественного мнения в фамусовском мире, именем которой знаменательно заканчивается комедия. Все эти лица не появляются на сцене, но, тем не менее, имеют весьма важное значение для раскрытия содержания ʼʼГоря от умаʼʼ, - и это составляют одну из новаторских черт комедии.
Социальная критика Грибоедова, развернутая в "Горе от умаʼʼ, по самой широте своей и конкретности была явлением исключительным в литературе начала XIХ столетия. В случае если сатирико-моралистические комедиографы, писавшие в традициях классицизма, следовали условным и абстрактным критериям, узаконенным его эстетикой, и осмеивали, как правило, какой-либо один, отдельно взятый социальный ʼʼпорокʼʼ или отвлеченную моральную категорию (к примеру, только лихоимство, только невежество, только скупость, только ханжество т. п.), то Грибоедов в своей комедии затронул и разоблачил в духе социально-политических идей декабризма широкий круг совершенно конкретных явлений общественного быта крепостнической России.
Злободневный смысл грибоедовской критики сейчас, конечно, не ощущается с такой остротой, с какой он ощущался современниками Грибоедова. Но в свое время комедия прозвучала, помимо всего прочего, именно злободневно. И вопросы дворянского воспитания в ʼʼпансионах, школах, лицеяхʼʼ, и вопрос о ʼʼланкартачных взаимных обученияхʼʼ, и дебаты о парламентском строе и реформе судопроизводства, и отдельные эпизоды русской общественной жизни в период после наполеоновских войн, нашедшие отражение в монологах Чацкого и в репликах гостей Фамусова, - все это имело самое актуальное значение, в частности в декабристской среде, именно в те годы, когда Грибоедов писал свою комедию.
Богатство и конкретность социального содержания, вложенного в ʼʼГоре от умаʼʼ, придает комедии значение широкой и целостной картины русской общественной жизни конца 1810 - начала 1820-х годов, изображенной во всей ее исторической точности и достоверности.
В свое время (в 1865 году) на это значение комедии обратил внимание Д. И. Писарев, утверждавший, что ʼʼГрибоедов в своем анализе русской жизни дошел до той крайней границы, дальше которой поэт не может идти, не переставая быть поэтом и не превращаясь в ученого исследователяʼʼ. И в этой связи Писарев совершенно справедливо заметил, что для того, чтобы писатель, поэт мог нарисовать такую достоверную и точную историческую картину, ему ʼʼнужно быть не только внимательным наблюдателем, но еще, кроме того, замечательным мыслителем; нужно из окружающей вас пестроты лиц, мыслей, слов, радостей, огорчений, глупостей и подлостей выбрать именно то, что сосредоточивает в себе весь смысл данной эпохи, что накладывает свою печать на всю массу второстепенных явлений, что втискивает в свои рамки и видоизменяет своим влиянием все остальные отрасли частной и общественной жизни. Такую громадную задачу Действительно выполнил для России двадцатых годов Грибоедовʼʼ .
ʼʼНатура всяких событийʼʼ - таков был, говоря словами Грибоедова, тот жизненный материал, который он изучал так внимательно, так досконально. Но он не распылил свою исследовательскою наблюдательность по необозримому множеству "всяких событийʼʼ, по деталям и мелочам быта. Нет, он собрал свое внимание как бы в один световой луч и направил его на те явления жизни, в которых с наибольшей полнотой и отчетливостью раскрылось самое существо основного общественно-исторического конфликта эпохи. Будучи действительно замечательным, глубоким и смелым мыслителем, вооруженным самыми прогрессивными идеями века, он выбрал из безграничного и пестрого материала окружавшей его реальной жизни именно то, в чем сосредоточился смысл его эпохи: борьбу, которая с небывалым ожесточением разгорелась между мертвящим ʼʼдухом рабстваʼʼ, проникавшим все и вся в аракчеевско-фамусовском мире, и живительным ʼʼдухом времениʼʼ, воодушевлявшим молодое поколение патриотов и свободолюбцев.
Продолжив обличительную антикрепостническую традицию, внесенную в русскую литературу великим революционером Радищевым, развивая и углубляя плодотворные традиции русской общественной сатиры XVIII века - сатиры Фонвизина, Новикова и Крылова, Грибоедов создал произведение, все содержание которого - свидетельствовало о его социально-политической направленности.
Недаром критика 1820 - 1830-х годов сразу же по всей справедливости оценила "Горе от умаʼʼ как первую в русской литературе ʼʼкомедию политическуюʼʼ. Сближая ее в данном смысле с комедией Бомарше ʼʼЖенитьба Фигароʼʼ, которая в свое время (в 1784 году) нанесла сильнейший удар абсолютизму и феодальным пережиткам в предреволюционной Франции, критика указывала, что ʼʼБомарше и Грибоедов... с равною колкостию сатиры вывели на сцену политические понятия и привычки обществ, в которых они жили, меряя гордым взглядом народную нравственность своих отечествʼʼ". А впоследствии историка В.О. Ключевский даже назвал
" ʼʼБиблиотека для чтенияʼʼ, 1834, т. 1, № 1, отд. VI, стр.
Размещено на реф.рф
44. Также и А. И. Герцен, говоря о социально-историческом значении ʼʼГоря от умаʼʼ, вспомнил в этой связи о комедии Бомарше, имевшей, по словам Герцена, значение "государственного переворота".
комедию Грибоедова ʼʼсамым серьезным политическим произведением русской литературы XIX векаʼʼ ".
Для подобной оценки, в самом деле, имелись весьма веские основания. И не только потому, что ʼʼГоре от умаʼʼ является одним из самых замечательных памятников русской и мировой обличительно-сатирической литературы, но и потому также, что в комедии есть богатое позитивное, положительное содержание, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ, в свою очередь, приобрело столь же сильное общественно-политическое звучание, как и гневное разоблачение крепостнического мира.
ʼʼГоре от умаʼʼ, конечно, остается одним из шедевров карающей социальной сатиры. Но подлинная сатира не бывает односторонней, потому что писатель-сатирик, в случае если он стоит на передовых идейно-художественных позициях, всегда обличает зло и пороки во имя добра и добродетелей, во имя утверждения некоего положительного идеала - общественного, политического, морального. Также и Грибоедов в ʼʼГоре от умаʼʼ не только разоблачал мир крепостников, но и утверждал свой положительный идеал, исполненный глубокого общественно-политического смысла. Этот идеал нашел художественное воплощение в образе единственного истинного героя пьесы - Чацкого.
Как писатель национальный и народный, Грибоедов, естественно, не мог ограничиться одним изображением фамусовского мира, но непременно должен был отразить в своей исторической картине и другую сторону действительности - брожение молодых, свежих, прогрессивных сил, подрывающих твердыни самодержавно-крепостнического строя.
Эта задача также была блистательно выполнена Грибоедовым. Идейное содержание ʼʼГоря от умаʼʼ, конечно, не исчерпывается обличением порядков и нравов крепостнического общества. В комедии дана действительно широкая и во всех деталях верная историческая картина всей русской жизни в грибоедовское время - и теневых и светлых ее сторон. Комедия отразила не только быт и нравы стародворянской Москвы, жившей по ветхозаветным преданиям ʼʼвремен Очаковских и
" В. Ключевский. Курс русской истории, т. V, М., Госполитиздат, 1958, стр.248.
покоренья Крымаʼʼ, но и общественное брожение эпохи - ту борьбу нового со старым, в условиях которой зарождалось движение декабристов, складывалась в России революционная идеология.
Фамусовщина - это реакция, косность, рутина, цинизм, устойчивый, раз навсегда определенный уклад жизни. Здесь пуще всего боятся молвы (ʼʼгрех - не беда, молва нехорошаʼʼ) и замалчивают все новое, тревожное, не укладывающееся в норму и ранжир.
Размещено на реф.рф
Мотив ʼʼмолчанияʼʼ красной нитью проходит сквозь все сцены комедии, посвященные фамусовскому миру, где ʼʼМолчалины блаженствуют на свете". И в данный затхлый мир, подобно разряду освежительной грозы, врывается Чацкий с его тревогой, мечтами, жаждой свободы и думой о народе. Он - настоящий возмутитель спокойствия в кругу Фамусовых, Скалозубов и Молчалиных; им страшен даже его смех. Он открыто, во всеуслышание заговорил о том, что в их кругу усердно замалчивалось, - о вольности, о совести, о чести, о благородстве,- и его пылкую речь подхватила вся передовая русская литература XIX века.
Изображая Чацкого человеком умным и благородным, человеком ʼʼвозвышенных мыслейʼʼ и передовых убеждений, глашатаем ʼʼсвободной жизниʼʼ и ревнителем русской национальной самобытности. Грибоедов решал стоявшую перед прогрессивной русской литературой двадцатых годов проблему создания образа положительного героя. Задачи гражданственной, идейно направленной и общественно действенной литературы в понимании писателем декабристского направления вовсе не сводились лишь к сатирическому обличению порядков и нравов крепостнического общества. Эта литература ставила перед собой и другие, не менее важные цели: служить средством революционного общественно-политического воспитания, возбуждать любовь к ʼʼобщественному благуʼʼ и воодушевлять на борьбу с деспотизмом. Эта литература должна была не только клеймить пороки, но и восхвалять гражданские доблести.
Грибоедов ответил на оба эти требования, выдвинутые самой жизнью и ходом освободительной борьбы.
Возвращаясь к замечательно верной мысли Д. И. Писарева о том, что в ʼʼГоре от умаʼʼ дан почти научный анализ русской исторической действительности декабристской
эпохи, следует для полной ясности подчеркнуть, что Грибоедов вошел в историю и в нашу жизнь все же не как ученый-исследователь и не как мыслитель хотя бы и замечательный, но как гениальный поэт. Изучая действительность как пытливей аналитик, он отразил ее как художник, притом как смелый новатор.
Размещено на реф.рф
Он нарисовал свою точную и достоверную картину, пользуясь приемами, средствами и красками художественного изображения. Он воплотил смысл подмеченного и изученного им в художественных образах. И от этого нарисованная им картина идейной жизни в декабристскую эпоху оказалась гораздо ярче, глубже, объёмнее, нежели мог бы сделать это даже самый внимательный ученый-исследователь.
Когда правда жизни становится содержанием искусства, сила ее воздействия на мысли и чувства людей еще более увеличивается. В том-то и состоит ʼʼтайнаʼʼ искусства, что оно позволяет людям даже то, что им хорошо известно, увидеть яснее, отчетливее, а иногда - и с новой, еще не знакомое стороны. Явление жизни, всем видное, всем известное, даже примелькавшееся, будучи преображенным великой обобщающей силой искусства зачастую предстает как бы в новом свете, вырастает в своем значении, раскрывается перед современниками с такой полнотой, которая раньше была им недоступна.
ʼʼГоре от умаʼʼ, конечно, одно из самых тенденциозных произведений русской мировой литературы. Грибоедов поставил перед собою совершенно определенную нравственно-воспитательную цель и был озабочен тем, чтобы цель эта стала ясна читателю и зрителю комедии. Он написал ʼʼГоре от умаʼʼ, что6ы высмеять и заклеймить крепостнический мир, вместе с тем не менее важной задачей было для Грибоедова раскрыть перед читателем и зрителем свой положительный идеал, донести до них свои мысли и чувства, свои моральные и общественные идеи.
Грибоедов не отступил в "Горе от умаʼʼ перед открытой тенденциозностью, и она не нанесла никакого ущерба его созданию, ибо никакая правильная, исторически оправданная тенденция никогда не повредит искусству, в случае если она будет художественно претворена, в случае если она будет логично и естественно вытекать из существа и содержания положенного в основу произведения конфликта͵ из столкновения страстей, мнений, характеров.
В ʼʼГоре от умаʼʼ воплощена целая система идейных взглядов в связи с самыми острыми, самыми злободневными темами и вопросами современности, но выражены эти взгляды с величайшим художественным тактом - не в форма прямых деклараций и сентенций, но в образах, в композиции, в сюжете в речевых характеристиках, короче говоря - в самой художественной структуре комедии, в самой ее художественной ткани.
С этим связан важный вопрос о том, как Грибоедов решил основную проблему ʼʼформировавшегося художественного реализма - проблему типичности.
Задача создания типического характера в типических обстоятельствах, которую ставит перед собой реалистическое искусство, предусматривает вскрытие смысла того явления социально-исторической действительности, на котором остановилось внимание художника. В ʼʼГоре от умаʼʼ типична сама общественно-историческая ситуация, поскольку она верно н глубоко отражает конфликт, вполне характерный для данной эпохи. Именно в связи с этим типичны и все человеческие образы, созданные Грибоедовым. В этой связи нужно остановиться прежде всего на образе Чацкого. В индивидуальном и особенном воплощении его характера ярко и отчетливо выражено существо той новой, прогрессивной общественной силы, которая в грибоедовское время вышла на историческую сцену с тем, чтобы вступить в решительную борьбу с реакционными силами старого мира и победить в этой борьбе. Художник-реалист зорко разглядел в окружавшей его действительности эту тогда еще только назревавщую силу и понял, что ей принадлежит будущее.
Во времена Грибоедова дело освободительной борьбы осуществляли немногие ʼʼлучшие люди из дворянʼʼ (по характеристике В.И. Ленина), далекие от народа и бессильные без поддержки народа. Но их дело не пропало, потому что, как сказал Ленин, они ʼʼ...помогли разбудить народʼʼ", потому что они подготовили дальнейший подъем революционного движения в России.
Система образов и принципы их изображения в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума». - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Система образов и принципы их изображения в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»." 2017, 2018.
Недоросль
Анализ произведения
Пьеса была задумана Д. И. Фонвизиным как комедия на одну из главных тем эпохи просвещения - как комедия о воспитании. Но впоследствии замысел писателя изменился. Комедия «Недоросль» - первая русская социально-политическая комедия, и тема воспитания связана в ней с важнейшими проблемами XVIII века.
Основные темы;
1. тема крепостного права;
2. осуждение самодержавной власти, деспотического режима эпохи Екатерины II;
3. тема воспитания.
Своеобразие художественного конфликта пьесы в том, что любовная интрига, связанная с образом Софьи, оказывается подчиненной социально-политическому конфликту.
Основной конфликт комедии - борьба просвещенных дворян (Правдин, Стародум) с крепостниками (помещики Простаковы, Скотинин).
«Недоросль» - яркая, исторически точная картина русской жизни XVIII века. Эта комедия может считаться одной из первых в русской литературе картиной социальных типов. В центре повествования находится дворянство в тесной связи с крепостным сословием и верховной властью. Но происходящее в доме Простаковых - это иллюстрация более серьезных общественных конфликтов. Автором проводится параллель между помещицей Простаковой и высокопоставленными вельможами (они также, как Простакова, лишены представлений о долге и чести, жаждут богатства, раболепствуют перед знатными и помыкают слабыми).
Сатира Фонвизина обращена против конкретной политики Екатерины II. Он выступает как непосредственный предшественник республиканских идей Радищева.
По жанру «Недоросль» - комедия (в пьесе множество комических и фарсовых сцен). Но смех автора воспринимается как ирония, направленная против действующего порядка в обществе и в государстве.
Система художественных образов
Образ госпожи Простаковой
Полновластная хозяйка в своем имении. Правы или виноваты крестьяне, решение это зависит только от ее произвола. Она о себе говорит, что «рук не покладает: то бранится, то дерется, на том дом и держится». Называя Простакову «презлой фурией», Фонвизин утверждает, что она вовсе не исключение из общего правила. Она неграмотна, в ее роду считалось, чуть ли не грехом и преступлением учиться.
Она привыкла к безнаказанности, простирает свою власть от крепостных до мужа, Софьи, Скотинина. Но сама является рабой, лишенной чувства собственного достоинства, готовой пресмыкаться перед сильнейшим. Простакова - типичная представительница мира беззакония и произвола. Она - пример того, как деспотизм уничтожает человека в человеке и разрушает общественные связи людей.
Образ Тараса Скотинина
Такой же рядовой помещик, как и его сестра. У него «всякая вина виновата», никто не может лучше, чем Скотинин, обдирать крестьян. Образ Скотинина - пример того, как «скотская» и «животная» низменность берут верх. Он еще более жестокий крепостник, чем его сестра Простакова, и свиньям в его деревня живется намного лучше, чем людям. «Разве дворянин не волен, поколотить слугу, когда захочет?» - поддерживает он сестру, когда она обосновывает свои зверства ссылкой на Указ о вольности дворянской.
Скотинин позволяет своей сестре играть собой, как мальчиком; он пассивен в отношениях с Простаковой.
Образ Стародума
Он последовательно излагает взгляды «честного человека» на семейную мораль, на обязанности дворянина, занятого делами гражданского правления и военной службой. Отец Стародума служил при Петре I, воспитал сына «по-тогдашнему». Образование дал «по тому веку наилучшее».
Стародум вею свою энергию, все свои знания решил посвятить своей племяннице, дочери умершей сестры. Он зарабатывает деньги там, где «не променивают их на совесть» - в Сибири.
Он умеет властвовать собой, не делает ничего сгоряча. Стародум - это «мозг» пьесы. В монологах Стародума получают выражение идеи просвещения, которые исповедует автор.
Сочинение
Идейно-нравственное содержание комедии Д. И.
Произведение новаторское и по проблемати-ке, и по стилю, и по композиции, «Горе от ума» стало первой рус-ской реалистической комедией, отразившей наиболее существен-ные общественно-политические и нравственные проблемы эпохи. Впервые в русской драматургии была поставлена задача показать не образы-маски, соответствующие традиционным амплуа комедий классицизма, а живые, реальные типы людей — современников Грибоедова. «Портреты, и только портреты входят в состав комедии и трагедии, в них, однако, есть черты, свойственные многим другим лицам, а иные — всему роду человеческому… Карикатур ненави-жу, в моей картине ни одной не найдешь», — писал автор о своих героях. На этом принципе реалистической типизации основана система образов «Горе от ума». В ней нет четкого деления персона-жей на положительных и отрицательных, как в произведениях классицизма. По словам Гончарова, «вся пьеса представляется ка-ким-то кругом знакомых читателю лиц», в котором «и общее и де-тали, все это не сочинено, а так целиком взято из московских гости-ных и перенесено в книгу и на сцену».
В комедиях классицизма действие обычно основывалось на «лю-бовном треугольнике», который составляли герои с четко опреде-ленной функцией в сюжете и характером. В эту «систему амплуа» входили: героиня и два любовника — удачливый и неудачливый, отец, не догадывающийся о любви дочери и горничная, устраи-вающая свидания влюбленных — так называемая субретка. Некое подобие таких «амплуа» есть и в комедии Грибоедова.
Чацкий должен был бы играть роль первого, удачливого любов-ника, который в финале, успешно преодолев все трудности, благо-получно женится на своей возлюбленной. Но развитие действия комедии и особенно ее финал опровергают возможность такой трактовки: Софья явно предпочитает Молчалина, она дает ход сплетне о сумасшествии Чацкого, что вынуждает Чацкого покинуть не только дом Фамусова, но и Москву и, вместе с тем, расстаться с надеждами на взаимность Софьи. Кроме того, в Чацком есть и чер-ты героя-резонера, который в произведениях классицизма служил выразителем идей автора.
Молчалин подошел бы под амплуа второго любовника, тем более, что с ним связано еще и наличие второго — комического — «любов-ного треугольника» (Молчалин — Лиза). Но на самом деле оказыва-ется, что именно он удачлив в любви, к нему Софья испытывает осо-бое расположение, что больше подходит под амплуа первого любовника. Но и здесь Грибоедов уходит от традиции: Молчалин яв-но не положительный герой, что обязательно для амплуа первого любовника, и изображается с негативной авторской оценкой.
Грибоедов отказывается от традиции и в изображении героини. В классической «системе амплуа» Софья должна была бы стать идеальной героиней, но в «Горе от ума» этот образ трактуется весь-ма неоднозначно. С одной стороны, это незаурядная личность, сильный, крупный характер. Она, конечно, во многом отличается от московских барышень, подобных княжнам Тугоуховским. Как справедливо заметил Гончаров, Софья обладает прекрасными свойствами души, а остальное — воспитание.
Даже ее предпочтение Молчалину, явно уступающему Чацкому в благородстве и уме, честности и культуре и многих других заме-чательных качествах, вполне объяснимо. Ей, как и пушкинской Татьяне, довелось обмануться в своих ожиданиях. Ведь выбор ее пал на человека, необычного для ее круга, что потребовало немало-го мужества и самостоятельности. Воображение девушки наделило «бессловесного» Молчалина всеми качествами идеального героя, а он до поры до времени успешно скрывал свое истинное лицо и под-линные интересы.
В то же время, этот выбор можно объяснить и стремлением по-велевать, так роднящим Софью с ее отцом. «Муж-слуга», идеал мо-сковских дам, вполне мог бы устроить и Софью. Во всяком случае, резкий и независимый характер Чацкого явно ей не по душе, и именно она начинает сплетню о сумасшествии Чацкого. Так что об-раз Софьи получился очень многогранным, неоднозначным, а в финале ее ждет не счастливый брак, а глубокое разочарование.
Также отклоняется автор от норм классицизма в изображении субретки — Лизы. Как субретка она хитра, сообразительна, находчи-ва и достаточно смела в отношениях с господами. Она весела и не-принужденна, что однако, не мешает ей, как и положено по амплуа, принимать активное участие в любовной интриге. Но при этом Гри-боедов наделяет Лизу достаточно необычными для такой роли чер-тами, роднящими ее с героем-резонером: она дает четкие, даже афо-ристичные характеристики другим героям, формулирует некоторые важнейшие позиции фамусовского общества («грех не беда, молва не хороша», «и золотой мешок, и метит в генералы» — о Скалозубе).
Фамусов в «системе амплуа» играет роль благородного отца, не догадывающегося о любви дочери, но, меняя традиционный финал, Грибоедов лишает этого персонажа и возможности благополучно завершить развитие действия: обычно в конце концов, когда все раскрывалось, благородный отец, заботящийся о счастье дочери, благословлял влюбленных на брак и все заканчивалось свадьбой.
Ничего подобного в финале «Горе от ума» не происходит. О ре-альном положении вещей Фамусов так ничего и не знает до самого конца. Но и там он все же остается в счастливом неведении об ис-тинных пристрастиях своей дочери — он считает, что Софья влюб-лена в Чацкого, а о Молчалине как предмете воздыханий дочери, он даже не помышляет, иначе все закончилось бы куда хуже, пре-жде всего для Молчалина. Ведь помимо того, что подразумевает амплуа благородного отца, образ Фамусова включает черты типич-ного московского «туза», крупного начальника, барина, который не привык к тому, чтобы его подчиненные позволяли себе и куда меньшие вольности — недаром же Молчалин так боится проявле-ния к нему симпатий со стороны Софьи, несмотря на все предосто-рожности девушки.
Все участники этого «треугольника» так сильно вышли за рамки своего амплуа именно потому, что, создавая реалистические обра-зы, Грибоедов не мог наделить их каким-то стандартным набором черт. И как полнокровные, живые образы они стали вести себя со-всем не так, как предусматривали правила классицизма.
С точки зрения общественного конфликта система образов коме-дии построена на антитезе «века нынешнего» и «века минувшего». Чацкий, единственный из сценических персонажей, противопос-тавлен фамусовскому обществу. Он является типичным представи-телем той части русского общества первой четверти XIX века, кото-рая несла в себе новые взгляды, мысли, идеалы и настроения — «века нынешнего» — как после появления комедии стали называть молодое поколение дворян. В дальнейшем этих людей часто соотно-сили с декабристами, участниками восстания 14 декабря 1825 года. «Фигура Чацкого… появляется накануне возмущения на Исаакиевской площади; это декабрист» (А.И. Герцен).
В образе Чацкого действительно нашли отражение идеалы, нра-вы и дух декабристской части общества той эпохи. Подобные ему люди не могли смириться с жизнью, которую заполняют «обеды ужины и танцы». Они требуют свободы личной и общественной, стремятся к идеалам просвещения, образования, подлинной национальной культуры.
Прежде всего, Чацкий похож на декабристов по своим взглядам. Главное, что сближает их, — это протест против крепостничества (монолог «А судьи кто?»). Как и декабристы, Чацкий говорит о не-обходимости службы делу, «а не лицам». Протест против системы фаворитизма, выступление против авторитетов прошлого — «судей решительных и строгих» — сочетается у Чацкого с утверждением права человека на свободный выбор призвания. Он с большой симпатией говорит о людях, которых в обществе Фамусова называют «мечтателями, опасными» людьми.
Наряду с этим Чацкий, как и декабристы, считает необходимым развивать просвещение. Этого «век минувший» боится смертельно, потому что человека развитого, умного невозможно заставить жить по предписанным ему правилам, он свободен в своем выборе. Вот почему просвещение, по мнению фамусовского общества, основа всех новых и очень опасных веяний. «Ученье — вот беда», — гово-рит об этом Фамусов.
Вопрос об истинном просвещении тесно связан с проблемой на-циональной культуры. Чацкого волнует «Смешенье языков: фран-цузского с нижегородским», преклонение перед всем иностранным, которое царит в русском обществе. А главное для него, как и для декабристов, преодолеть пропасть, которая разделяет образован-ных русских людей и народ. «Чтоб умный, бодрый наш народ хотя по языку нас не считал за немцев», — требует Чацкий.
В реальной жизни людей, подобных Чацкому, было не очень много. Грибоедов сохраняет такую же ситуацию и в своей комедии. В сценическом действии присутствует лишь один его единомыш-ленник — Репетилов, но и тот оказывается мнимым соратником Чацкого, только подчеркивающим одиночество главного героя. Это образ-пародия. Суть этого характера выражена в словах: «Шумим, братец, шумим».
Из комедии мы знаем, что образ мыслей Чацкого разделяют князь Федор («химик и ботаник») и брат Скалозуба, который, оставив служ-бу, занялся в деревне чтением книг. Они входят в состав внесцениче-ских персонажей комедии, которых даже больше, чем сценических. Они необходимы для раскрытия всей истинной широты конфликта, а также помогают уточнить позиции сценических персонажей и мо-гут относиться как к «веку нынешнему», так и к «веку минувшему». Так почтенный камергер Кузьма Петрович или дядя Фамусова Мак-сим Петрович — внесценические персонажи, наиболее успешно во-площающие в жизнь мораль и идеалы фамусовского общества: уме-ние «подслужиться», чтобы занять высокое место в обществе и пользоваться всеми подобающими ему привилегиями. «Известная» Татьяна Юрьевна помогает составить представление о влиятельных дамах, имеющих «полезных» друзей и родных.
На сцене «век минувший» представляет фамусовское общество. Среди них выделяются отдельные фигуры: московский «туз», круп-ный начальник Фамусов; мелкий служащий из его ведомства Мол-чалин; полковник Скалозуб, представляющий армию. Гости на балу у Фамусова составляют самостоятельную группу, без которых «гале-рея типов» фамусовской Москвы была бы неполной, но очерчены они не так подробно. Здесь мы видим своеобразный «контингент невест» (шесть княжон и Графиня внучка) и «счастливую» семейную пару: »мужа-слугу» Платона Михайловича Горича и его супругу Наталью Дмитриевну; «остаток екатерининского века» — влиятельную мос-ковскую барыню Хлестову и плута и мошенника Загорецкого, прези-раемого всеми, но необходимого, поскольку он «мастер услужить». Каждый из этих персонажей — своеобразный характер со своими неповторимыми особенностями. Но всем им присущи общие черты, которые позволяют объединить их в одну группу.
Это достаточно замкнутое общество, в которое могут войти только самые высокопоставленные и богатые люди. Их благополучие опи-рается на крепостное право — ведь благодаря владению богатыми имениями они могут «награжденья брать и весело пожить». В фаму-совской Москве принято не только поддерживать такой порядок ве-щей, но и оценивать в соответствии с ним других людей. «Будь пло-хонький, да если наберется душ тысячки две родовых, — тот и жених», — так говорит Фамусов о претенденте, достойном руки его дочери. Очевидно, что в этих оценках не последнюю роль играют и чины, получить которые помогает родство и протекция. Главное в службе для этих людей, разумеется, не дело — им никто здесь и не занимается, — а те выгоды, которые сулит служебное положение. Ради чина они готовы унижаться, прислуживаться, как это делает Молчалин. Достигнув «степеней известных», как Фамусов, можно уже не утруждать себя делами — «подписано — так с плеч долой». Материал с сайта
В армии существует такой же «порядок»: «каналы», благодаря которым полковник Скалозуб добился высокого чина, очевидно, аналогичны — ведь во время войны 1812 года он отсиживался в тылу, а подвиги совершали другие, которые погибали и тем самым помогали открыть «вакансии» для людей, подобных персонажу грибоедовской комедии.
История Скалозуба демонстрирует и подлинное лицо патриотиз-ма фамусовского общества; истинному чувству здесь нет места, есть только показной порыв: «Кричали женщины ура! И в воздух чепчи-ки бросали». Зато какое преклонение царит в этом обществе перед всем иностранным! Это касается и мод на наряды, и стремления ще-гольнуть в обществе французскими словечками, правда, в результа-те получается «Смешенье языков: французского с нижегородским».
Мода на все иностранное и иностранцев дошла до того, что даже воспитание и образование детей доверено весьма сомнительным педагогам — «числом поболее, ценою подешевле». Это не удиви-тельно, ведь хорошее, настоящее образование, как и подлинная культура, фамусовскую Москву не интересует, а серьезно пугает. Ее основные занятия и интересы — это «обеды, ужины, и танцы», вовремя которых можно не только приятно провести время, но и со-ставить нужные знакомства, подыскать выгодных женихов для до-черей, протекцию для сыновей, а еще посплетничать за спиной у своих же знакомых.
Но, несмотря на внешнюю суету, жизнь фамусовской Москвы те-чет очень однообразно. Она консервативна настолько, что спустя три года, во время которых Москва пережила наполеоновское на-шествие, Чацкий не находит здесь, практически, никаких измене-ний: «Что нового покажет мне Москва? Вчера был бал, а завтра бу-дет два». Энергия фамусовского общества собирается только для сохранения своих основ, борьбы с инакомыслием — ощутив в Чац-ком того, кто нарушает покой, размеренный ход привычной жизни, фамусовское общество объявляет ему войну и применяет самое страшное свое оружие — сплетню. Силу ее понимают все. Но как только враг повержен и изгнан, «стихия» возвращается в свои бере-га, а Чацкого готовы даже пожалеть — по крайне мере, на словах.
Таким образом, «в группе двадцати лиц отразилась, как луч све-та в капле воды, вся прежняя Москва, ее рисунок, тогдашний ее дух, исторический момент и нравы». Но вместе с тем, человеческие типы, составляющие эту Москву и показанные нам Грибоедовым, в чем-то оказываются не зависящими ни от времени, ни от места, ни от социального строя. В них есть то, что относится к вечным явле-ниям жизни. И если верно, что всякое новое дело «вызывает тень Чацкого», то всегда найдется и Фамусов, который, что бы ни случи-лось, скажет только: «Ах! Боже мой! что станет говорить княгиня Марья Алексевна!».
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском
На этой странице материал по темам:
- карикатур ненавижу в моей картине ни одной не найдешь
- амплуа благородный отец характеристика
- сочинение ве нвнешный минувший из комедии горе от ума
- невзгода от ума
- образ михаила платоновича горича из горе от ума.
Тема:Образ Чацкого в системе образов комедии «Горе от ума»
Цели урока:
- продолжать формирование навыков анализа драматического произведения, стимулировать самостоятельность учащихся в поиске ответов на поставленные вопросы;
- развивать навыки сопоставительного анализа, умения выделять главное, обобщать, делать выводы, развивать речь учащихся;
- воспитывать нравственные качества учащихся (совесть, долг, честность).
Ход урока
I. Организационный момент урока.
Слово учителя:
Здравствуйте, ребята! Пожелаем друг другу успехов. Сегодня мы с вами продолжим изучение комедии “Горе от ума”, будем говорить о представителях фамусовского общества, увидим, насколько различными могут быть мнения молодого поколения на те или иные вещи.
II. Проверка домашнего задания.
Вопросы:
III. Беседа по ранее изученному материалу
Вопросы:
- К какому направлению принадлежит комедия? Почему? Вспомните – 4 действия, прототипы героев, живой язык, 3 единства, говорящие фамилии;
- В каком явлении и действии появляется Чацкий? Закономерно ли это?;
- Почему в I действии так много места отводится описанию дома Фамусова?;
- Кого бы вы отнесли к “веку нынешнему”, а кого к “веку минувшему”? Что для них является главным, мы с вами могли узнать из презентации;
- Кому из героев вы симпатизируете? Какими нравственными качествами обладает этот персонаж?
IV. Изучение новой темы
1/Характеристика главного героя по плану
- Личная драма Чацкого.
- Против чего протестует Чацкий; каковы его собственные идеалы?
- Одинок ли Чацкий?
- Кто Чацкий – победитель или побеждённый?
- Значение образа Чацкого.
1.Слово учителя (запись темы в тетрадях)
Итак, в центре наших взглядов - Чацкий Александр Андреевич – умнейший человек, который должен был стать героем своего времени. Грибоедов первым в русской литературе сумел создать реалистический образ положительного героя, воплотившего в своем мировоззрении реальные черты человека XIX века. Чацкий и еще один молодой человек по фамилии Молчалин являются современниками. И как не им являться опорой и надеждой своей страны. Вот только какие пути они изберут? Что является для них главным? Нужны ли они обществу?
1 Чацкий взволнован, оживлён, счастлив. Его появление вызывает симпатии. Но он не знает, что Софья его не любит.
Что вызывает гнев Чацкого? | Что провозглашает Чацкий? |
||
Крепостное право; жестокость помещиков. | Гуманность, уважение к простому русскому человеку. |
||
Карьеризм, чинопочитание. | Службу делу, а не лицам. |
||
Невежество. | просвещение |
||
Рабская мораль, безгласие. | Свободу мысли и высказываний. |
||
Пренебрежение к национальной культуре | Уважение к национальным нравам, языку; развитие национальной культуры. |
- Чацкий в борьбе со старым миром.
: Казалось бы порок не наказан, и добродетель не торжествует в комедии. Однако читатель твёрдо убеждён в моральной победе Чацкого над старым миром.
- Чтение фрагмента статьи И.А. Гончарова «Мильон терзаний» о Чацком.Слайд 7
- Слово учителя о значении образа Чацкого.
Значение образа Чацкого не только в разоблачении старого мира, но и в утверждении новых, декабристских идеалов. У Чацкого они ясно выражены: он требует освобождения закрепощённой личности, уважения к простому народу, развития науки и национальной культуры, свободы мнений, свободного выбора профессий, справедливой оценки человека по его качествам.
- Одинок ли Чацкий?
С первого взгляда кажется, что Чацкий совершенно одинок. Но если вчитаться в пьесу, можно увидеть, что за Чацким стоят его единомышленники. Кроме двоюродного брата Скалозуба, князя Фёдора и профессоров Педагогического института, «упражняющихся» «в расколах и безверьи», к ним относятся и те студенты, которые обучались у этих профессоров.
Итак, круг единомышленников Чацкого шире, чем кажется на первый взгляд.
- Чацкий – образ типичный. Таких людей, как он, в русской жизни было не так уж много, протестовало меньшинство, но Грибоедов понял, что за такими людьми – будущее, и создал образ передового человека первого периода освободительного движения в России.
4. Работа класса с таблицей.
Ребята работают с таблицей “ Сопоставительная характеристика Чацкого и Молчалина” (подводят выводы 2 учащихся).
Сопоставительные признаки | ||
Происхождение | ||
Воспитание, образование | Свободное, в доме Фамусова | |
Жизненные ценности | “ И награжденья брать и весело пожить” |
|
Отношение к Софье | “ И вот любовника я принимаю вид в угодность дочери такого человека” |
|
Отношение к фамусовскому обществу | Не приемлет мораль фамусовского общества |
Физминутка (проводит учитель).
5. Обобщение по всей теме
Выводы. Жить так, как Молчалин, неприемлемо (постоянно угождать всем, быть нечестным, постоянно обманывать и т.п.). “Служить бы рад, прислуживаться тошно”, - такова позиция Чацкого. Естественно, мы видим различия между этими представителями молодого поколения. Человек сам выбирает тот путь, которому он будет следовать…
V. Итоги урока.
Вопросы:
- Почему представители фамусовского общества не принимают Чацкого?
- Кто является “настоящим” искренним человеком в комедии?
- Кто из героев комедии нам должен быть ближе?
- Какие ассоциации у вас возникают с именами Чацкого и Молчалина?
- Чем запомнился вам сегодняшний урок? Помогут ли знания, приобретенные вами на уроке, написать сочинение, если таковая тема будет заявлена?
VI. Домашнее задание:
- анализ монолога Чацкого (из последнего действия) письменно.характеристика образа Чацкого на основе монологов
- статья уч.с.152-157
VII.Выставление мотивированных оценок учащимся за урок.