Чацкий против фамусовского общества (по комедии А.С.Грибоедова Горе от ума)

Борьба Чацкого с фамусовским обществом. Среди огромных богатств классической литературы комедия Александра Сергеевича Грибоедова «Горе от ума», законченная им в 1824 году, занимает особое место. Она полна молодости и све­жести, отличается живостью драматического действия, яркими и сочными характеристиками. Живые образы комедии, рассказы­вая о далёком прошлом, обращают читателя и зрителя к настоя­щему. Основной конфликт комедии - борьба нового, передового со старым, отжившим, «века нынешнего» с «веком минувшим». Борьба между Чацким, главным героем комедии, и московским дво­рянством идёт не на жизнь, а на смерть. В глазах современников Чацкий - новатор, «либералист» и вольнодумец. Этого предста­вители «века минувшего» ему простить не могут.

История жизни Чацкого в пьесе намечена отдельными штри­хами. Детство в доме Фамусова, затем служба в полку «назад тому пять лет», Петербург - «с министрами связь, потом разрыв», пу­тешествие за границу - и возращение к сладкому и приятному «дыму отечества». Чацкий молод, но за плечами у него уже много жизненных событий. Не случайно он так наблюдателен и хорошо понимает людей.

Автор неоднократно подчёркивает в комедии ум Чацкого, яс­ный, острый, отличающийся, впрочем, «несколько рассудочным подходом к жизни». Чацкий учился за границей. Кроме науч­ных истин, он там ещё набрался «новых правил». В эти годы беспокойная Европа всё ещё кипела страстями великих битв. Это была славная первая четверть XIX века после революции 1789 го­да во Франции, время революционных выступлений в Италии и Испании, национально-освободительной борьбы во всей Ев­ропе. Наш герой был, по всей вероятности, свидетелем этого и возвратился на родину полный мыслей о свободе личности, равенстве и братстве.

Но что его ждёт в Москве?

Его милая Софья, к которой он мчался «сорок пять часов, глаз мигом не прищурив, вёрст больше семисот…», полюбила другого, секретаря отца, Молчалина. Для Чацкого это тяжёлый удар, пото­му что его горячая, искренняя любовь глубока и постоянна. Кро­ме того, он чувствует себя оскорблённым выбором Софьи. Как могла она, умная, развитая девушка, отдать предпочтение Молча- лину, который не смеет даже «своего суждения иметь»?

Но, к сожалению, это не единственное разочарование, ожи­дающее Чацкого в Москве. Возвращаясь полный надежд домой, наш герой предвидел встречу с представителями фамусовского общества. «Жить с ними надоест», - говорит он Софье при пер­вом свидании, тут же утешая себя: «и в ком не сыщешь пятен». Но он был всё же уверен, что фамусовщина - это лишь осколок «века минувшего». Однако реальная действительность оказалась куда более мрачной. Даже старые друзья были заражены фаму- совщиной. Прежний друг Горич, совсем ещё недавно полный жизни, теперь «на флейте твердит «дуэт а-мольный» и жалуется на здоровье. Разговор с Репетиловым раскрывает Чацкому поверх­ность и пустоту либерализма многих, ничтожность собраний «либералистов», происходящих в Английском клубе. А общение с дру­гими представителями фамусовского общества стало для Чацко­го вообще драматичным. И это вполне закономерно. В обществе московских «тузов», где все живут, «на старших глядя», где це­нят лишь богатство и чин, где боятся правды и просвещения, Чацкий стоит на особом месте, за это многие дворяне ненавидят и преследуют его.

Что же отличает этого героя от его противников?

Ум, искренность, прямота - вот что отличает Чацкого от мно­гих его сверстников в московском обществе. Молчалин как будто умён. Если мы познакомимся с ним поближе, то увидим, что глав­ное в нём - хитрость, изворотливость, коварство. Скалозуб прям и откровенен, но зато он «слова умного не выговорил сроду». И лишь Чацкий соединяет в себе ум и честность - качества очень важные для настоящего человека.

Фамусовскому пониманию человека, «пусть плохонького», но богатого, который «не в войне, а в мире берёт лбом», Чацкий про­тивопоставляет свой идеал:

«Не требуя ни мест, ни повышенья в чин,

В науки он вперит ум, алчущий познаний».

Совершенно разное представление о службе имеют представи­тели двух лагерей. Для Фамусова образцом отношения к служеб­ным обязанностям является Максим Петрович, который «сгибал­ся вперегиб», если нужно было «подслужиться». У Чацкого на этот счёт противоположное мнение:

«Служить бы рад, прислуживаться тошно».

В противовес Фамусову и его окружению Чацкий лишён ари­стократического презрения к людям низшего звания. В своём мо­нологе «А судьи кто?» Чацкий гневно обрушивается на тех, кто «Грабительством богаты,

Защиту от суда в друзьях найдя, в родстве,

Великолепные соорудя палаты,

Где разливаются в пирах и мотовстве».

Он также обвиняет представителей «века минувшего» в косно­сти, отсутствии движения:

«А судьи кто? За древностию лет К свободной жизни их вражда непримирима,

Сужденья черпают из забытых газет Времён очаковских и покоренья Крыма».

Можно ещё много говорить о Чацком, но уже и сейчас по­нятно, что его противники не могут простить всех его обвини­тельных речей. Поэтому фраза, брошенная вскользь Софьей: «Он не в своём уме», пришлась очень кстати. Все с удовольствием поверили в сумасшествие Чацкого, так как хотели в это верить. Униженный и оскорблённый, Чацкий произносит свой последний монолог, в котором со всей силой негодования обрушивается на мир Фамусовых.

Своим произведением А. С. Грибоедов ответил на потреб­ность времени создать оригинальную, высокохудожественную, общественно значимую, социальную комедию. С тех пор про­шло уже очень много времени. Своё общественное значение комедия, безусловно, уже утратила, но художественное - нет. Театр не бывает пуст, когда на сцене идёт «Горе от ума», осо­бенно если в главной роли выступает замечательный актёр Вла­димир Меньшиков.


Один мудрец сказал: "Человек находится в зависимости от общества и нет такого великого гения, который всецело был бы свободен от его влияния". Мы не можем не согласиться с этим утверждением. Действительно, мы рождаемся, растем, развиваемся-все эти процессы становления человека не проходят без взаимодействия с окружающими нас людьми. Почему же на протяжении многих лет случаются столкновения интересов общества и человека? Люди мыслят, творят, создают что-то новое, привнося свой вклад в развитие окружающего мира.

Однако довольно часто этот вклад не воспринимается, как новый этап развития. Годы проходят, а жизнь остается прежней. Старые поколения сменяются новыми, с теми же привычками и устоями. Со временем некоторые люди начинают осознавать необходимость перемен. Вот тут и начинается конфликт.

Проблема взаимоотношения людей в обществе оказывается в центре сюжетов многих произведений великих писателей различных эпох. В середине 19 века этой теме свое творчество посвятил М. Ю. Лермонтов в лирических стихотворениях "Дума", "Выхожу один я на дорогу", "Нищий", в романе "Герой нашего времени", в поэме "Мцыри". В 20 веке к теме человека и общества обращался С. А. Есенин в стихотворениях "Русь Советская", "Все встречаю, все приемлю", "Мы теперь уходим понемногу".

В 18 веке проблему столкновения нового и старого мира рассматривал А. С. Грибоедов. Наиболее глубоко эта проблема раскрыта в комедии "Горе от ума".

"Горе от ума"- социально-политическая комедия. Грибоедов описал в ней правдивую картину русской жизни после Отечественной войны 1812 года. В чем же раскрывается основной конфликт? И почему проблема взаимоотношения человека и общества актуальна и в наши дни? Произведение показывает вечную борьбу старого и нового, которая с особой силой развернулась в то время не только в Москве, но и по всей России между двумя лагерями: передовыми, декабристски настроенными людьми "века нынешнего" и ярыми крепостниками, не желающими ничего менять, "века минувшего".

Порой общество отнюдь не представляет собой лучшие творения природы; напротив -следствие полного ее искажения и порчи. Таким в комедии "Горе от ума" является фамусовское общество. Почему же оно испорчено? Ответ мы находим в жизненных устоях и привычках его представителей. Люди, создающие его, подвержены традициям своих предков. Эти люди глупые и корыстные, боящиеся просвещения и прогресса, мысли их устремлены лишь на приобретение почестей и титулов, богатства и нарядов. Все новое им чуждо, стремятся уничтожить вольнодумство, в учении они не видят смысла: "Забрать все книги бы да сжечь!"- говорит один из его главных представителей- Фамусов. Что больше всего ценит в людях фамусовское общество? Происхождение, число крепостных душ. К службе они относятся как к источнику личных выгод, службе "лицам", а не "делу", уважают лесть и низкопоклонство. Почему Софья- образованная, с сильным и независимым характером, горячим сердцем, мечтательной душой -использует свой острый ум для лжи, а любовь дарит недостойному человеку? Общество сделало ее представительницей общепринятых в этом кругу взглядов. Оно заставляет представителей молодого поколения проявлять свои негативные качества, подстраивает под себя, меняет, внушает свои идеалы. Для фамусовского общества привычно праздное существование, его интересы узки, распространяются лишь на сплетни да внешний вид. Такая жизнь прочно укрепилась в обществе, тверды его принципы. Но кто же противостоит традиционным устоям?

В борьбе с фамусовским обществом выступает Александр Андреевич Чацкий- представитель нового мыслящего русского дворянства, боец-декабрист, романтик. Что же составляет высшую цель его деятельности, стремлений? За что он ратует? Против чего выступает? Чацкий борется против крепостничества. Зависимость людей от крепостников он расценивает как рабство, его возмущает бесчеловечность тех, кто распоряжается чужими судьбами: "Или вон тот еще, который для затей/ На крепостной балет согнал на многих фурах/ От матерей, отцов отторженных детей..." Чацкий ответственно готовится к общественной жизни, он образован, умен: "Он славно пишет, переводит". Видит своё предназначение в служении народу, хочет видеть Россию грамотной, просвещенной. Но почему же он не находит себя в этом обществе? В попытке повлиять на представителей фамусовского общества, Чацкий понимает, что не сможет нарушить привычный уклад жизни этих людей. Ищет ли он выгоду в службе? Нет, к службе он относится серьёзно. Чацкий любит Родину, но не "государство царей, помещиков и чиновников", он не привык заискивать и преклоняться перед вышестоящим чином: "Служить бы рад, прислуживаться тошно". Удалось ли ему повлиять на старое общество, которое рабски копирует обычаи, повадки и наряды французов? Вскоре мы узнаем, что герой не обретает свободы, которую проповедует, но он не перестает стремиться к ней. Общество, старые его уклады, страшные порядки и обычаи ужаснули Чацкого, но не сломили его. Он не отказывается от своих убеждений, не перестает верить в лучшее.

Автор подводит нас к мысли, что человек-господин своей судьбы и своего назначения в обществе. Каждый из нас способен, подобно Чацкому, сделать шаг навстречу переменам, принести свой вклад в развитие государства, повлиять на его будущее. Сможем ли мы что-то изменить? Возможно, главное- прежде чем менять мир, общество к лучшему- нужно начинать с собственного развития, которое без влияния общества невозможно.

«Чацкий сломлен количеством старой силы, нанеся ей, в свою очередь, смертельный удар качеством силы свежей».

И. А. Гончаров

Среди огромных богатств классической литературы комедия Александра Сергеевича Грибоедова «Горе от ума», законченная им в 1824 году, занимает особое место. Она полна молодости и све­жести, отличается живостью драматического действия, яркими и сочными характеристиками. Живые образы комедии, рассказы­вая о далёком прошлом, обращают читателя и зрителя к настоя­щему. Основной конфликт комедии - борьба нового, передового со старым, отжившим, «века нынешнего» с «веком минувшим». Борьба между Чацким, главным героем комедии, и московским дво­рянством идёт не на жизнь, а на смерть. В глазах современников Чацкий - новатор, «либералист» и вольнодумец. Этого предста­вители «века минувшего» ему простить не могут.

История жизни Чацкого в пьесе намечена отдельными штри­хами. Детство в доме Фамусова, затем служба в полку «назад тому пять лет», Петербург - «с министрами связь, потом разрыв», пу­тешествие за границу - и возращение к сладкому и приятному «дыму отечества». Чацкий молод, но за плечами у него уже много жизненных событий. Не случайно он так наблюдателен и хорошо понимает людей.

Автор неоднократно подчёркивает в комедии ум Чацкого, яс­ный, острый, отличающийся, впрочем, «несколько рассудочным подходом к жизни». Чацкий учился за границей. Кроме науч­ных истин, он там ещё набрался «новых правил». В эти годы беспокойная Европа всё ещё кипела страстями великих битв. Это была славная первая четверть XIX века после революции 1789 го­да во Франции, время революционных выступлений в Италии и Испании, национально-освободительной борьбы во всей Ев­ропе. Наш герой был, по всей вероятности, свидетелем этого и возвратился на родину полный мыслей о свободе личности, равенстве и братстве.

Но что его ждёт в Москве?

Его милая Софья, к которой он мчался «сорок пять часов, глаз мигом не прищурив, вёрст больше семисот...», полюбила другого, секретаря отца, Молчалина. Для Чацкого это тяжёлый удар, пото­му что его горячая, искренняя любовь глубока и постоянна. Кро­ме того, он чувствует себя оскорблённым выбором Софьи. Как могла она, умная, развитая девушка, отдать предпочтение Молчалину, который не смеет даже «своего суждения иметь»?

Но, к сожалению, это не единственное разочарование, ожи­дающее Чацкого в Москве. Возвращаясь полный надежд домой, наш герой предвидел встречу с представителями фамусовского общества. «Жить с ними надоест», - говорит он Софье при пер­вом свидании, тут же утешая себя: «и в ком не сыщешь пятен». Но он был всё же уверен, что фамусовщина - это лишь осколок «века минувшего». Однако реальная действительность оказалась куда более мрачной. Даже старые друзья были заражены фамусовщиной. Прежний друг Горич, совсем ещё недавно полный жизни, теперь «на флейге твердит «дуэт а-мольный» и жалуется на здоровье. Разговор с Репетиловым раскрывает Чацкому поверх­ность и пустоту либерализма многих, ничтожность собраний «ли­бералистов», происходящих в Английском клубе. А общение с дру­гими представителями фамусовского общества стало для Чацко­го вообще драматичным. И это вполне закономерно. В обществе московских «тузов», где все живут, «на старших глядя», где це­нят лишь богатство и чин, где боятся правды и просвещения, Чацкий стоит на особом месте, за это многие дворяне ненавидят и преследуют его.

Что же отличает этого героя от его противников?

Ум, искренность, прямота - вот что отличает Чацкого от мно­гих его сверстников в московском обществе. Молчалин как будто умён. Если мы познакомимся с ним поближе, то увидим, что глав­ное в нём - хитрость, изворотливость, коварство. Скалозуб прям и откровенен, но зато он «слова умного не выговорил сроду». И лишь Чацкий соединяет в себе ум и честность - качества очень важные для настоящего человека.

Фамусовскому пониманию человека, «пусть плохонького», но богатого, который «не в войне, а в мире берёт лбом», Чацкий про­тивопоставляет свой идеал:

«Не требуя ни мест, ни повышенья в чин,

В науки он вперит ум, алчущий познаний».

Совершенно разное представление о службе имеют представи­тели двух лагерей. Для Фамусова образцом отношения к служеб­ным обязанностям является Максим Петрович, который «сгибал­ся вперегиб», если нужно было «подслужиться». У Чацкого на этот счёт противоположное мнение:

«Служить бы рад, прислуживаться тошно».

В противовес Фамусову и его окружению Чацкий лишён ари­стократического презрения к людям низшего звания. В своём мо­нологе «А судьи кто?» Чацкий гневно обрушивается на тех, кто

«Грабительством богаты,

Защиту от суда в друзьях найдя, в родстве,

Великолепные соорудя палаты,

Где разливаются в пирах и мотовстве».

Он также обвиняет представителей «века минувшего» в косно­сти, отсутствии движения:

«А судьи кто?

За древностию лет

К свободной жизни их вражда непримирима,

Сужденья черпают из забытых газет

Времён очаковских и покоренья Крыма».

Можно ещё много говорить о Чацком, но уже и сейчас по­нятно, что его противники не могут простить всех его обвини­тельных речей. Поэтому фраза, брошенная вскользь Софьей: «Он не в своём уме», пришлась очень кстати. Все с удовольствием поверили в сумасшествие Чацкого, так как хотели в это верить. Униженный и оскорблённый, Чацкий произносит свой последний монолог, в котором со всей силой негодования обрушивается на мир Фамусовых.

Своим произведением А. С. Грибоедов ответил на потреб­ность времени создать оригинальную, высокохудожественную, общественно значимую, социальную комедию. С тех пор про­шло уже очень много времени. Своё общественное значение комедия, безусловно, уже утратила, но художественное - нет. Театр не бывает пуст, когда на сцене идёт «Горе от ума», осо­бенно если в главной роли выступает замечательный актёр Вла­димир Меньшиков.

Текст сочинения:

Комедия Горе от ума дает общую карҭину всей русской жизни 1020-х годов XIX века, воспроизводиҭ извечную борьбу старого и нового, которая с большой силой развернулась в это время не только копирование запрещено в Москве, но и по всей России, между двумя лагерями: передовыми, декабристски настроенными людьми и крепостниками, оплотом старины.
Фамусовскому обществу, ҭвердо хранившему традиции века минувшего, противопоставлен в комедии Александр Андреевич Чацкий. Это передовой человек века нынешнего, точнее, того времени, когда, после Отечественной войны 1812 года, обострившей самосознание всех слоев общества России того времени, стали возникать и развиваться тайные революционные кружки, полиҭические общества. Чацкий в литературе 20-х годов XIX века это ҭипичный образ нового человека, положительного героя, декабриста по взглядам, общественному поведению, нравственным убеждениям, по всему складу ума и души.
Столкновение Чацкого человека с волевым характером, цельного в своих чувствах, борца за идею с фамусовским обществом было неизбежным. Это столкновение принимает постепенно все более ожесточенный характер, оно осложняется личной драмой Чацкого крушением его надежд на личное счастье. Его выпады против существующих устоев общества становятся все более резкими.
Если Фамусов защиҭник старого века, времени расцвета крепостничества, то Чацкий с негодованием революционера-декабриста говориҭ о крепостниках и крепостном праве. В монологе А судьи кто? он гневно выступает против тех людей, которые являюҭся столпами дворянского общества. Он резко высказывается против милых сердцу Фамусова порядков золотого екатерининского века, века покорности и страха, века лести и спеси.
Идеал Чацкого не Максим Петрович, надменный вельможа и охотник поподличать, а независимая, свободная личность, чуждая рабской приниженности.
Если Фамусов, Молчалин, Скалозуб рассматриваюҭ службу как источник личных выгод, службу лицам, а не делу, то Чацкий разрывает связи с министрами, уходиҭ со службы именно потому, что он желал бы служить делу, а не лакействовать перед начальством. Служить бы рад, прислуживаться тошно, говориҭ он. Он защищает право служить просвещению, науке, литературе, но это трудно в условиях самодержавно-крепостнического строя:
Теперь пускай из нас один,
Из молодых людей, найдется враг исканий,
Не требуя ни мест, ни повышенья в чин,
В науки он впериҭ ум, алчущий познаний;
Или в душе его сам Бог возбудиҭ жар
К искусствам ҭворческим, высоким и прекрасным,
Они тотчас: разбой! пожар!
И прослывет у них мечтателем! опасным!..
Под эҭими молодыми людьми разумеюҭся такие люди, как Чацкий, двоюродный брат Скалозуба, племянник княгини Тугоуховской химик и ботаник.
Если фамусовское общество с пренебрежением относиҭся ко всему народному, национальному, рабски подражает внешней кульҭуре Запада, особенно Франции, даже пренебрегая своим родным языком, то Чацкий стоиҭ за развиҭие национальной кульҭуры, осваивающей лучшие, передовые достижения европейской цивилизации. Он сам искал ума во время пребывания на Западе, но он против пустого, рабского, слепого под-ражанья иностранцам. Чацкий стоиҭ за единение интеллигенции с народом.
Если фамусовское общество оценивает человека по его происхождению и количеству крепостных душ, имеющихся у него, то Чацкий цениҭ человека за его ум, об-разованость, его духовные и моральные качества.
Для Фамусова и его круга свято и непогрешимо мнение света, страшнее всего что станет говорить княгиня Марья Алексевна! Чацкий отстаивает свободу мыслей, мнений, признает за каждым человеком право иметь свои убеждения и открыто их высказывать.
Он спрашивает Молчалина: Зачем же мнения чужие только святы? Чацкий резко выступает против произвола, деспотизма, против лести, лицемерия, против пустоты тех жизненных интересов, которыми живуҭ консервативные круги дворянства.
Духовные качества его выявляюҭся в подборе слов, в построении фразы, интонациях, манере говорить. Речь этого литературного героя это речь оратора, прекрасно владеющего словом, высокообразованного человека. По мере обострения его борьбы с фамусовс-ким обществом речь Чацкого все больше окрашивается негодованием, едкой иронией.

Права на сочинение "Чацкий против фамусовского общества (по комедии А.С.Грибоедова Горе от ума)" принадлежат его автору. При цитировании материала необходимо обязательно указывать гиперссылку на

Комедия "Горе от ума" дает общую картину всей русской жизни 10-20-х годов XIX века, воспроизводит извечную борьбу старого и нового, которая с большой силой развернулась в это время по всей России, а не только в Москве, между двумя лагерями: передовыми, декабристски настроенными людьми и крепостниками, оплотом старины.

Фамусовскому обществу в комедии, твердо хранившему традиции "века минувшего", противопоставлен Александр Андреевич Чацкий. Это передовой человек "века нынешнего", точнее, того времени, когда после Отечественной войны 1812 года, обострившей самосознание всех слоев общества России того времени, стали возникать и развиваться тайные революционные кружки, политические общества. Чацкий в литературе 20-х годов XIX века - это типичный образ "нового" человека, положительного героя, декабриста по взглядам, общественному поведению, нравственным убеждениям, по всему складу ума и души. Столкновение Чацкого - человека с волевым характером, цельного в своих чувствах, борца за идею - с фамусовским обществом было неизбежно. Это столкновение принимает постепенно все более ожесточенный характер, оно осложняется личной драмой Чацкого - крушением его надежд на личное счастье. Его взгляды против существующих устоев общества становятся все более резкими.

Если Фамусов - защитник старого века, времени расцвета крепостничества, то Чацкий с негодованием революционера-декабриста говорит о крепостниках и крепостном праве. В монологе "А судьи кто?" он гневно выступает против тех людей, которые являются столпами дворянского общества. Он резко высказывается против милых сердцу Фамусова порядков золотого екатерининского века, "века покорности и страха - века лести и спеси".

Идеал Чацкого не Максим Петрович, надменный вельможа и "охотник поподличать", а независимая, свободная личность, чуждая рабской приниженности.

Если Фамусов, Молчалин, Скалозуб рассматривают службу как

Источник личных выгод, службу лицам, а не делу, то Чацкий разрывает связи с министрами, уходит со службы именно потому, что он желал бы служить делу, а не лакействовать перед начальством. "Служить бы рад, прислуживаться тошно", - говорит он. Он защищает право служить просвещению, науке, литературе, но трудно в этих условиях самодержавно-крепостнического строя:

Теперь пускай из нас один, Из молодых людей, найдется враг исканий, Не требуя ни мест, ни повышенья в чин, В науки он вперит ум, алчущий познаний; Или в душе его сам бог возбудит жар К искусствам творческим, высоким и прекрасным, Они тотчас:-разбой! пожар! И прослывет у них мечтателем опасным...

Под этими молодыми людьми разумеются такие люди, как Чацкий, двоюродный брат Скалозуба, племянник княгини Тугоуховской - "химик и ботаник".

Если фамусовское общество с пренебрежением относится ко всему народному, национальному, рабски подражает внешней культуре Запада, особенно Франции, даже пренебрегая своим родным языком, то Чацкий стоит за развитие национальной культуры, осваивающей лучшие, передовые достижения европейской цивилизации. Он сам "искал ума" во время пребывания на Западе, но он против "пустого, рабского, слепого подражанья" иностранцам. Чацкий стоит за единение интеллигенции с народом.

Если фамусовское общество расценивает человека по его происхождению и количеству крепостных душ, имеющихся у него, то Чацкий ценит человека за его ум, образованость, его духовные и моральные качества.

Для Фамусова и его круга свято и непогрешимо мнение света, страшнее всего - "что станет говорить княгиня Марья Алексеевна!"

Чацкий отстаивает свободу мыслей, мнений, признает за каждым человеком право иметь свои убеждения и открыто их высказывать. Он спрашивает Молчалина: "Зачем же мнения чужие только святы?"

Чацкий резко выступает против произвола, деспотизма, против лести, лицемерия, против пустоты тех жизненных интересов, которыми живут консервативные круги дворянства.

Духовные качества его выявляются в подборе слов, в построении

Фразы, интонациях, манере говорить. Речь этого литературного героя - это речь оратора, прекрасно владеющего словом, высокообразованного человека. По мере обострения его борьбы с фамусовским обществом, речь Чацкого все больше окрашивается негодованием, едкой иронией.