Пегги Ли (Peggy Lee) — история песни «Fever» (1958). Пегги Ли: Тернистый путь к славе Жизнь пегги
Пегги Гуггенхайм в своем личном музее в палаццо на Большом канале в Венеции. Около 1979 г. Фото: PL Gould/IMAGES/Getty Images
Всякий гость Венеции, плывущий Большим каналом, непременно бросит удивленный взгляд на амбициозно задуманное, но недостроенное палаццо. Семейство Веньер принялось возводить его в середине XVIII века, но денег хватило только на пышный фундамент и живых садовых львов. Потом кончились финансы, а вскоре и венецианская независимость. В палаццо Веньер деи Леони жили эксцентрики и путешественники; маркиза Казати устраивала футуристические балы и раскрашивала кусты в задорные цвета, точно героиня Льюиса Кэрролла; во Вторую мировую тут побывали на постое солдаты трех оккупационных армий. В 1949 году палаццо приобрела Пегги Гуггенхайм (1898-1979) для себя, своих собачек и своей коллекции, прожила в нем 30 лет и осталась здесь даже после смерти. Она похоронена прямо в саду рядом с четвероногими питомцами, а в доме по-прежнему размещается коллекция, ставшая частью художественной империи семейства Гуггенхаймов.
Русскоязычным читателям предлагается последняя прижизненная редакция мемуаров венецианской принчипессы Пегги. Начала она писать их в 1923 году, первую часть опубликовала в 1946-м, вторую — в 1960-м, а нынешняя редакция появилась в год ее смерти. Перед вами воспоминания богатой, импульсивной, любознательной, страстной и не очень счастливой женщины. Предками ее были евреи-эмигранты: один родился на конюшне, другой торговал на улице. Бенджамин, отец Пегги, владел фирмой, строившей лифты Эйфелевой башни, и утонул на «Титанике». Родственники своими странностями напоминали диккенсовских чудаков. Соседями были Рокфеллеры, Стиллманы и Гранты.
Искусство окружало героиню с раннего детства и всю жизнь. В пять лет парадный портрет Пегги и ее старшей сестры Бениты, рано умершей родами, написал мюнхенский маэстро Франц фон Лёнбах. Впоследствии Пегги четырежды переворачивала картину Джорджии О’Кифф, чтобы понять абстракционизм, и фотографировала непристойные помпейские фрески для последующих практических испытаний. Первый ее муж Лоуренс Вейл сделал предложение на Эйфелевой башне и показал все камни Венеции. Пегги носила головной убор, сделанный Верой Судейкиной, и серьги — фантазии Ива Танги и Александра Колдера, причем одновременно по одной, потому что равно уважала сюрреализм и абстракционизм. Кровать ей сделал тоже Колдер, в изголовье шевелились рыба и бабочка. В Париже ее семья обитала в маленьком небоскребе, построенном Жоржем Браком. Пегги пересекала Сахару во главе роскошного каравана, «иначе пустыню никак нельзя было увидеть».
Теорию искусствознания ей преподавал Сэмюэл Беккет (дружеское прозвище — Обломов) прямо в постели, в паузах между сексом и шампанским. Основной постулат его теории гласил: «Искусство — это живое существо». Собирать и выставлять художественные произведения Гуггенхайм стала с благородной целью: «Защитить искусство своего времени». В начале Второй мировой она держалась правила «покупать по картине в день», что, впрочем, было довольно выгодно.
Гуггенхайм П. На пике века: исповедь одержимой искусством / Пер. С. Кузнецовой.
М.: Ад Маргинем Пресс, 2018. 256 с.
Живыми существами оказались не только картины и статуи, но и их авторы — друзья, любовники и приятели Пегги. Василий Кандинский больше смахивал на брокера, чем на художника. У Ива Танги была жидкая шевелюра, которая вставала дыбом, когда он напивался, что случалось часто. Виктор Браунер стал настоящим художником, потеряв глаз. Пит Мондриан в 66 лет изу-мительно танцевал в ночных клубах. В Константине Бранкузи было поровну от хитрого крестьянина и божества. Альберто Джакометти вырезал греческие головы и носил их в карманах. Марк Шагал отличался скаредностью. Джексон Поллок — бесноватый алкоголик — мог быть и ангелом. Макс Эрнст, один из мужей Пегги, перечислял лагеря своих заключений, точно курорты, хотел жить в доме, где случилось 13 самоубийств, и обладал поразительным даром «предрисования» будущего.
Первую свою галерею Пегги открыла в 1938 году в Лондоне; эмоции посетителей «младшей Гуггенхайм» бывали такими, что на стенах оставались брызги крови. Значительная часть коллекции находилась во Франции, и ее с трудом удалось выручить из оккупации (ящики с картинами, накрытые брезентом, несколько месяцев стояли на вокзале Анси).
Во время войны Гуггенхайм открыла галерею «Искусство этого века» в Нью-Йорке; интерьер делал Фредерик Кислер. В зале сюрреализма были изогнутые деревянные стены, картины крепились на бейсбольные биты, свет включался и выключался каждые три секунды. В зале абстракционизма и кубизма вместо двух стен были ультрамариновые шторы, пространство напоминало цирковой шатер. Картины висели на нитях, будто парили в воздухе; скульптуры стояли на деревянных платформах, тоже подвешенных. Пол был бирюзовым, на окнах — экраны искусственного шелка. В коридоре стояло вращающееся колесо с семью работами Пауля Клее. Чтобы посмотреть репродукции Марселя Дюшана, нужно было подглядывать в дырку в стене и крутить колесо-паутину.
В 1947 году Пегги вернулась в любимую Европу. Выбор ее пал на Венецию. Друзья-художники Эмилио Ведова и Джузеппе Сантомазо помогли установить деловые связи с руководством биеннале, и в 1948-м коллекция Гуггенхайм экспонировалась в павильоне Греции. А через год она купила то самое палаццо Веньер. Люстрой здесь служила динамическая скульптура Колдера из битого фарфора и стекла. Кресла и диваны были обтянуты белым пластиком. Спальню сторожила обезьяна Фрэнсиса Бэкона. Ворота Клэр Фалькенштайн собственноручно спаяла из железных стержней и кусков муранского стекла. В саду восседал всадник с эрегированным фаллосом. Алан Ансен писал пьесы-маски для домашних вечеров…
Пегги Гуггенхайм родилась в самом конце XIX столетия, в эпоху поздних романов Генри Джеймса, и была похожа на его героинь, одержимых любовью к искусству, искусством любви, искусством и любовью.
(1920-05-26 )- Вествудское кладбище
Capitol Records
В 1952-1956 годах Пегги Ли сотрудничала с звукозаписывающей компанией «Decca Records», где в 1953 году записала свой первый альбом «Black Coffee». В дальнейшем она вернулась на «Capitol Records», где вплоть до 1972 года она почти ежегодно выпускала новый альбом. Ли также много занималась написанием песен, некоторые из которых прозвучали в мультфильме «Леди и Бродяга » (1955), где она сама озвучивала несколько ролей.
Наибольшую популярность Пегги Ли принесла её кавер-версия песни «Fever » , записанная в 1958 году, а также песня «Is That All There Is?» в 1969 году, за которую она получила свою единственную премию «Грэмми », хотя номинировалась на неё 12 раз.
В 1970-х Пегги Ли исполнила для «McDonald’s » известную для многих американцев одноимённую песню (Peggy Lee - «McDonald’s Theme Song» ), в дальнейшем песня звучала в телевизионной рекламе «McDonald’s».
После ухода из «Capitol Records» Пегги продолжала записывать свои альбомы на других студиях, последний из которых был выпущен в 1993 году. В 1995 году ей была вручена специальная премия «Грэмми » за Достижения всей жизни.
Последние годы
Последние годы жизни Пегги Ли страдала от диабета и передвигалась только в инвалидном кресле . Она умерла от инфаркта 21 января 2002 года в Лос-Анджелесе в возрасте 81 года. Семья певицы просила Американскую академию киноискусства включить её в список памяти на церемонии «Оскара », но те отказали, ссылаясь на недостаточный вклад в кино. Похоронили Пегги на Вествудском кладбище .
Альбомы
Знаменитые песни
Год | Название | Позиции в чартах | |
---|---|---|---|
US Pop | US AC | ||
1941 | «I Got It Bad and That Ain’t Good» | 25 | - |
1941 | «Winter Weather» (с Артом Лундом) | 24 | - |
«Blues in the Night» | 20 | - | |
«Somebody Else is Taking My Place» | 1 | - | |
«My Little Cousin» | 14 | - | |
«We’ll Meet Again» | 16 | - | |
«Full Moon» | 22 | - | |
«The Way You Look Tonight» | 21 | - | |
1943 | «Why Don’t You Do Right» | 4 | - |
1945 | «Waitin" for the Train to Come in» | 4 | - |
1946 | «I’m Glad I Waited for You» | 24 | - |
«I Don’t Know Enough About You» | 7 | - | |
«Linger in My Arms a Little Longer, Baby» | 16 | - | |
«It’s All Over Now» | 10 | - | |
1947 | «It’s a Good Day» | 16 | - |
«Everything’s Moving too Fast» | 21 | - | |
«Chi-baba, Chi-baba (My Bambino, Go to Sleep)» | 10 | - | |
«Golden Earrings» | 2 | - | |
1948 | «Manana» | 1 | - |
«All Dressed up with a Broken Heart» | 21 | - | |
«For Every Man, There’s a Woman» | 25 | - | |
«Laroo, Laroo, Lili Bolero» | 13 | - | |
«Talking to Myself About You» | 23 | - | |
«Don’t Smoke in Bed» | 22 | - | |
«Caramba! It’s the Samba» | 13 | - | |
«Baby, Don’t Be Mad at Me» | 21 | - | |
«Somebody Else is Taking My Place» (re-issue) | 30 | - | |
«Bubble Loo, Bubble Loo» | 23 | - | |
1949 | «Blum Blum, I Wonder Who I Am» | 27 | - |
«Similau (See-Me-Lo)» | 17 | - | |
«Bali Ha’i» | 13 | - | |
«Riders in the Sky (A Cowboy Legend)» | 2 | - | |
1950 | «The Old Master Painter» (с Мелом Тормом) | 9 | - |
«Show Me the Way to Get out of This World» | 28 | - | |
1951 | «(When I Dance with You) I Get Ideas» | 14 | - |
1952 | «Be Anything (But Be Mine)» | 21 | - |
«Lover» | 3 | - | |
«Watermelon Weather» (с Бингом Кросби) | 28 | - | |
«Just One of Those Things» | 14 | - | |
«River, River» | 23 | - | |
1953 | «Who’s Gonna Pay the Check» | 22 | - |
«Baubles, Bangles, and Beads» | 30 | - | |
1954 | «Where can I go Without You» | 28 | - |
«Let Me go, Lover» | 26 | - | |
1956 | «Mr. Wonderful» | 14 | - |
«Joey, Joey, Joey» | 76 | - | |
1958 | «Fever» | 8 | - |
«Light of Love» | 63 | - | |
«Sweetheart» | 98 | - | |
1959 | «It’s Okay, You Win» | 68 | - |
«My Man» | 81 | - | |
«Hallelujah, I Love Him So» | 77 | - | |
1963 | «I’m a Woman» | 54 | - |
1965 | «Pass Me by» | 93 | 20 |
«Free Spirits» | - | 29 | |
1966 | «Big Spender» | - | 9 |
«That Man» | - | 31 | |
«You’ve Got Possibilities» | - | 36 | |
«So, What’s New» | - | 20 | |
«Walking Happy» | - | 14 | |
1967 | «I Feel it» | - | 8 |
1969 | «Spinning Wheel» | - | 24 |
«Is That All There Is?» | 11 | 1 | |
«Whistle for Happiness» | - | 13 | |
1970 | «Love Story» | 105 | 26 |
«You’ll Remember Me» | - | 16 | |
«One More Ride on the Merry-Go-Round» | - | 21 | |
1972 | «Love Song» | - | 34 |
1974 | «Let’s Love» | - | 22 |
Настоящее имя известной певицы Пегги Ли – Норма Делорис Эгстром. Уроженка Джеймстауна, Северной Дакоты, США. Дедушка и бабушка Пегги – норвежские и шведские иммигранты. Будущая певица была седьмым ребенком Марвина Эгстрома, станционного смотрителя.
Когда Пегги Ли было 4 года ее мать умерла и девочка осталась на попечении спивающегося отца и избивающей ее мачехи (об этом Норма рассказала в песне One Beating Day в рамках автобиографического бродвейского шоу Peg, 1983).
«Если тебя не заводит, когда поет Пегги Ли - значит, ты мертвый, чувак» – Леонард Физер
Пегги Ли – биография, факты, фото
С 14-ти лет Пегги начинает работать: на железнодорожной станции, где работал ее отец, разносчицей молока на ферме и, наконец, выступала на радио WDAY города Фаpго, Северная Дакота, с чего начала свою карьеру певицы.
Пегги Ли и Фрэнк Синатра
Пегги Ли и Фрэнк Синатра
Менеджер радиостанции, Кен Кеннеди, предложил певице сценический псевдоним «Пегги Ли», под которым выступала на протяжении всей своей жизни.
В 16 Пегги уезжает в Лос-Анджелес (во многом повлияли ссоры с мачехой), но из-за проблем со здоровьем возвращается в родной город. Результатом лечения и операций стал глубокий, с хрипотцой голос, принесший ей известность.
Музыкальная карьера
Альбом Пегги Ли и Бенни Гудмена
Перебравшись в Чикаго в 40-х, Ли начинает петь в Ambassador West Hotel, где ее замечает «Король свинга» Бенни Гудмен, искавший на тот момент замену своей вокалистке Хелене Форрест. С этого момента Пегги выступает вместе с оркестром Гудмена, в 1942-43 годах записывает хиты, в числе которых Somebody Else Is Taking My Place, после которого она проснулась знаменитой.
Американский джазовый журнал Down Beat в 1946 году называет Пегги Ли лучшей джазовой исполнительницей, а ее хиты в период 1940-1960-х годов стабильно попадают в десятку лучших.
Кроме приобретения статуса культового джазового исполнителя, Пегги Ли зарекомендовала себя как успешный композитор и сонграйтер. Большую часть своей карьеры Пегги проработала в коллаборации с лейблом Capitol Records, результатом которой стали такие популярные композиции, как I Don’t Know Enough About You (1946) и другие.
Кино и телевидение
В 1948 году Пегги вместе с вокальными исполнителями Джо Стаффордом и Перри Комо становится соведущей музыкального шоу Chesterfield Supper Club, радиостанции NBC, активно принимает участие в съемках «Шоу Джимми Дюранте».
В конце 40-х – начале 50-х Пегги Ли начинает свой путь в кинематографе, озвучивая и снимаясь в короткометражках и играя эпизодические роли в сериалах.
В 1952 году певица исполняет одну из главных ролей в мелодраме «Певец из джаза» (фильм получил номинацию «Оскар» в категории «Лучший саундтрек для музыкальных картин», но победителем не стал).
Пегги Ли и Дэнни Томас в фильме «Певец из джаза »
В 1955 году в «Блюзе Пита Келли» Пегги сыграла звездную роль второго плана – пьяную исполнительницу блюза Роуз Хопкинс, принесшую ей номинацию «Оскар» в категории «Лучшая роль второго плана».
В этом же году выходит культовый мультфильм компании Уолта Диснея – «Леди и Бродяга», для которого Пегги написала 6 песен и озвучила 4 персонажей.
В последующем Ли снялась еще в нескольких эпизодических ролях сериалов.
После смерти певицы родственники обратились к Американской академии киноискусства с просьбой включить Пегги в список памяти на церемонии «Оскар», но те отказали, аргументируя решение небольшим вкладом певицы в кинематограф.
Личная жизнь
Личная жизнь джазовой певицы сложилась не так успешно, как ее карьера. Всего у Пегги было 4 брака, и все закончились неудачно.
Пегги Ли с первым мужем Дейвом Барбуром
Пегги ли со вторым мужем Брэдом Декстером
Первым мужем Пегги в 1943 году стал гитарист джаз-оркестра Бенни Гудмена – Дейв Барбур. Из-за того, что Дейв, будучи еще бойфрендом Пегги, нарушил правило Гудмена по поводу отношений с женской половиной коллектива, он был уволен из оркестра. За ним последовала и Ли.
Пегги Ли с дочерью
В ноябре 43-го у них рождается дочь Ники, певица ненадолго оставляет карьеру и посвящает себя семье. Вместе со своим мужем записывает несколько хитов, в том числе Mañana (1948).
50-е годы считаются одними из самых успешных в карьере, но разочарованием в личной жизни. В результате пристрастия к алкоголю Дейва и плотных гастролей Пегги, их брак разваливается в 1951 году.
В январе 53-го Ли выходит замуж за актера Брэда Декстера, но уже в ноябре они разводятся. Следующие два брака с американским актером Дьюи Мартином (1956-1958 гг.) и актером Джеком Дель Рио (1964-1965 гг.) были чуть продолжительные, но не более удачные.
Сама Пегги придерживалась принципа, что переживания в личной жизни не должны мешать работе.
Пегги Ли с 3-м мужем Дьюи Мартином
Проблемы со здоровьем, начавшиеся еще в юном возрасте, сказались на организме Ли в будущем. Последние годы жизни, страдая от диабета, она не могла передвигаться без инвалидной коляски. Пегги Ли ушла из жизни от инфаркта в возрасте 81-го года 21 января 2002 в Лос-Анджелесе, похоронена на Вествудском кладбище.
Награды
Пегги Ли 12 раз была номинирована на музыкальную премию Американской академии звукозаписи «Грэмми»: впервые за кавер-версию песни Fever (1958), а заветную и единственную награду ей принесла композиция Is That All There Is? (1969).
В 1995 академия вручила Ли специальную премию «Грэмми» за «Достижения всей жизни».