Детская классическая музыка. Беседа с детьми подготовительной группы. Творчество Чайковского

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

Детская школа искусств № 8

г. Ульяновска

Методическая разработка

«Методический разбор пьес из

«Детского альбома» П.И.Чайковского»

преподаватель высшей квалификационной категории

по классу фортепиано

МБУ ДО ДШИ № 8

Чевачина Галина Александровна

201 6 г.

Аннотация

В работе представлена история создания самого известного и популярного сочинения для детей в тесной взаимосвязи с биографией композитора. В основной части работы даётся образная характеристика пьес и методические рекомендации преподавателям в работе над произведениями. .

1.Вступление……………………………………………..………….………….2-4

2.Основная часть………………………………………………………………5-20

3.Заключение…………………………………………………………………….20

4.Литература………………………………………………………………….20-21

«Методический разбор пьес из

«Детского альбома» П.И.Чайковского»

I . Вступление

Музыкальный язык очень хорошо умеет передавать чувства и настроения. Для того, чтобы «нарисовать» что-нибудь с помощью музыки или «рассказать» о чём-нибудь, композиторы прибегают к помощи обычного, словесного языка. Это может быть всего одно слово в названии пьесы.

Но это слово направляет нашу фантазию. Например, в пьесе «Песня жаворонка» небольшие фигуры триолями и форшлаги передают щебетание птиц.

Все названия и словесные пояснения к музыкальным произведениям называют программой. А музыка, у которой есть программа, называется программной музыкой. Все произведения сборника «Детский альбом» программные.

Первым выдающимся сборником музыки для детей в русской фортепианной литературе был «Детский альбом» П.И.Чайковского. Появление этого сборника не случайное явление в творческой биографии композитора. Чайковский много времени и сил отдал педагогической деятельности. Помимо работы в Московской консерватории он написал учебник по гармонии и перевёл несколько работ западноевропейских музыкантов, которые могли принести пользу в воспитании русской учащейся молодёжи.

«Детский альбом» отличается не только огромной художественной ценностью, но и чрезвычайно полезен для воспитания учащихся.

Вернувшись в Россию после заграничного путешествия весной 1878 г., Чайковский навестил в с. Каменке свою сестру Александру Ильиничну Давыдову, у которой было 7 детей. Пётр Ильич обожал своих племянников и племянниц, он с ними гулял, устраивал фейерверки, музыкальные спектакли, вечера с танцами, принимал участие в играх, наслаждался непосредственностью детей.

Чайковский часто слушал, как ребята занимались музыкой, особенно 7-летний Володя Давыдов. О своём племяннике он с большой теплотой писал Н.Ф. фон Мекк: «Ради его неподражаемо прелестной фигурки, когда он играет, смотрит в ноты и считает, можно целые симфонии посвящать».

Этому Володе Давыдову и посвятил П.И.Чайковский свой «Детский альбом «, который обогатил детскую музыкальную литературу.Цикл фортепианных пьес «Детский альбом», соч. 89 был написан П.И.Чайковским в мае 1878 г. и издан у П. Юргенсона в октябре того же года. На титульном листе первого издания полное название цикла: « Детский альбом. Сборник лёгких пьесок для детей (подражание Шуману). Сочинение П.Чайковского».

Действительно, можно проследить связь «Детского альбома»

П.И. Чайковского с аналогичным сочинением Р. Шумана «Альбом для юношества». Это выражается не только в выборе сюжетов («Марш солдатиков» – и «Марш деревянных солдатиков», «Первая утрата» – «Похороны куклы», «Народная песенка» – «Русская песня» и др.), но и в выборе средств музыкального воплощения. Оба композитора говорят с детьми удивительно ясно и просто и в то же время серьёзно, без всякого «подлаживания». Сборники очаровывают своей лиричностью. Подобно Шуману, Чайковский в большинстве пьес обогащает музыкальную ткань элементами полифонии. Но и в этих произведениях для детей композиторы не отступают от основных принципов своего фортепианного стиля. Поэтому «Детский альбом» Чайковского воспринимается как русская музыка, как серия картинок, посвящённая быту и жизни русских детей. Пётр Ильич стремился к тому, чтобы его музыка была живой и увлекательной, поэтому он проявлял интерес даже к внешнему оформлению издания пьес – к картинкам, к формату сборника.

Влияние Шумана на фортепианный стиль Чайковского просматривается в сходстве фактуры, ритма и динамики. В «Альбоме для юношества» и «Детском альбоме» пьесы интонационно запоминающиеся, доступные ребёнку, контрастные по характеру, но объединённые одной идеей. Каждая пьеса – маленький сюжет из жизни детей. Выстраиваясь вместе, они отражают целый мир. Программность сборников делает их понятными и интересными для начинающих пианистов. С необыкновенной чуткостью и тонким пониманием детской психологии композитор отразил в «Детском альбоме» жизнь и быт детей той среды, которая его повседневно окружала.

В «Детском альбоме» П.И.Чайковского 24 пьесы, не связанные единой тематикой. В каждой пьесе содержится конкретный сюжет, живое поэтическое содержание. В сборнике запечатлён широкий круг образов. Это картины природы – «Зимнее утро», «Песня жаворонка», игры детей – «Игра в лошадки», «Болезнь куклы», «Похороны куклы», «Новая кукла», «Марш оловянных солдатиков», обрисованы персонажи русских народных сказок – «Нянина сказка», «Баба-Яга», русского народного творчества – «Русская песня», «Мужик на гармонике играет», «Камаринская», песни других народов – «Старинная французская песенка», «Итальянская песенка», «Немецкая песенка», «Неаполитанская песенка», европейские танцы – «Вальс», «Мазурка», «Полька».

Произведения сборника написаны для детей, поэтому фактура, аппликатура, гармония, артикуляция, динамика и педализация учитывают исполнительские возможности ребёнка. Чайковский 19 пьес из 24 написал в мажорных тональностях, аккорды предназначены для детских рук, динамика от pp до f. Большинство пьес написано в простой двухчастной или трёхчастной форме.

Цель написания работы:

    Разобрать программные произведения русских композиторов для детей на примере «Детского альбома» П.И. Чайковского.

Задачи работы:

    проанализировать актуальность появления сборника;

    раскрыть образную характеристику пьес альбома;

II . Основная часть

    «Утреннее размышление»

В первой редакции пьеса называлась «Утренняя молитва», напоминает сарабанду – строгое четырёхголосие, ритмическая фигура – четверть с точкой – восьмая.

Светлое и серьёзное настроение как бы предупреждает, что рассказ о детях будет идти всерьёзном тоне. Пьеса написана в тональности соль-мажор. Характер спокойный, вдумчивый, фактура с элементами полифонии, форма расширенного периода с большим дополнением на тоническом органном пункте.

Артикуляция и динамика должны подчеркнуть выразительность пьесы. Важно добиться мягкого певучего звука legato во всех голосах.

Особо следует поработать над тоническим органным пунктом.

    «Зимнее утро»

В пьесе запечатлена картина снежного, морозного зимнего утра и в то же время передаётся психологическое настроение ребёнка. Произведение начинается радостным Ре-мажором, который вскоре модулирует в параллельный минор, как будто радость омрачается пасмурной погодой.

Пьеса написана в простой 3-х частной форме. Взволнованным, напористым крайним частям контрастирует середина, где появляются умоляющие, жалобные интонации.

В начале пьесы последовательность из ниспадающих секунд в быстром темпе создаёт ощущение оживлённости, суеты только что начавшегося дня. А в середине ритмическая перегруппировка, звучание интервала увеличенной секунды и смена восходящего направления движения на ниспадающее создают впечатление жалобной интонации ребёнка. В репризе активные и умоляющие интонации как бы соединяются.

Фактура пьесы аккордовая. Педаль в первой части пьесы прямая, короткая: берётся на первую долю, а в середине – на первую долю каждого второго такта.

    «Мама»

В самом названии заключается смысл произведения, который подчёркивает авторская ремарка – «С большим чувством и нежностью». Поёт ласковая, нежная, светлая мелодия, поёт и вся фактура с «мелодизированным» нижним голосом. Работая над мелодией, надо добиваться красивого, глубокого, кантиленного звука (лучше извлекать его подушечкой слегка вытянутого пальца с лёгким объединяющим движением кисти на каждые три ноты).

В середине пьесы набегает «теневое облачко», появляются мелодические подголоски. Важно хорошо слышать мелодическую линию баса. Его необходимо учить отдельно и легато.

    «Игра в лошадки»

Это бойкое, изобразительное, солнечное скерцо задорно мальчишеское, с упрямым остинатным ритмом. Это темп маленькой токкаты, для которой характерен быстрый тем, лёгкость исполнения. Ученик может себя представить действующим лицом, скачущим на палочке или игрушечной лошадке. Вся пьеса должна звучать очень отчётливо и остро.

Пьеса написана в простой трёхчастной форм в виде токкаты с однотипным ритмическим пульсом, имитирующим цокот копыт скачущей лошади. Пьеса созвучна с миниатюрой Р.Шумана «Смелый наездник».

С начала до конца пьеса написана в четырёхголосном квартетном аккордовом складе. Ученику нужно помочь добиться звуковой стройности аккордов. Поэтому необходимо поработать над стаккато в медленном темпе: staccato исполняется мельчайшими движениями кисти при подобранных кончиках пальцев. Педагог должен проследить, чтобы ученик не делал никаких лишних движений, а при повторяющихся нотах пользовался двойной репетицией рояля.

Полезно поучить отдельно мелодию и аккомпанемент, можно также проработать в медленном темпе партию правой руки, играя её двумя руками.

При усилении звучности к пальцам «подключается» кисть, а затем и предплечье. При переходе к быстрому темпу нужно сохранять пианистические приёмы.

В средней части пьесы (с 25-го такта) ясно ощущается смена лада (сначала си-минор, а затем всё повторяется в ми-миноре). В аккордовой фактуре появляются подголоски. После набежавшей тени особенно светло и напористо в репризе звучит Ре мажор.

    «Марш деревянных солдатиков»

Эта пьеса представляет собой забавный марш, под звуки «игрушечного» оркестра с флейтами и барабанчиком словно отчеканивает шаг игрушечное войско деревянных солдатиков. Поэтому главные трудности в этой пьесе – ритмические. Всю пьесу надо играть предельно чётко, ровно, строго, в умеренном темпе. Сначала важно поучить пьесу в медленном темпе крепкими пальцами. Важно добиваться от ученика одновременного снятия рук на паузах, точного исполнения ритмического рисунка, обратить внимание на аппликатуру.

Пьеса написана в простой трёхчастной форме. Середина пьесы звучит затаённо и даже немного угрожающе, благодаря смене лада (ля-минор) и применению неаполитанской гармонии.

    «Болезнь куклы»

Чайковский написал цикл о куклах, в который вошли: «Болезнь куклы», «Похороны куклы», «Новая кукла».

Сколько у П.И.Чайковского живой наблюдательности, метких зарисовок капризной ребячьей психики с характерными переходами от печали к радости, от слёз к смеху и веселью.

«Болезнь куклы» – печальная пьеса: кукла болеет, страдает, стонет, жалуется. Работать с учеником надо над певучей мелодией, выразительным басом и гармониями следующими одна за другой. Можно поучить мелодию отдельно, без пауз в более подвижном темпе, чтобы лучше почувствовать её развитие. Гармонии по вертикали нужно собрать в аккорд, чтобы легче их было услышать.

На этой пьесе хорошо учить ребёнка запаздывающей педали. Брать её на четверть с точкой в партии левой руки и дослушать её вместе с мелодической нотой до конца такта, а потом плавно снять. И так в каждом следующем такте.

В музыке слышны и вздохи, и слёзы, и порывистое дыхание.

7.»Похороны куклы»

Первые потери маленького человека, серьёзные переживания, встреча со смертью созвучны с пьесой Р.Шумана «Первая утрата».

В торжественном траурном шествии, мрачном до-миноре звучит похоронный марш. Динамикой композитор изображает то приближение похоронного шествия, то удаление. Ритмическая фигура: половинная, восьмая с точкой, шестнадцатая и снова половинная – характерна для похоронного марша.

Мрачный характер музыки подчёркивается тяжеловесными аккордами и интервалами в аккомпанементе.

Ребёнку нужно объяснить, что в этой пьесе похороны кукольные и отнестись к ним нужно, как к игре.

    «Вальс»

Вальс – это парный танец, он основан на плавном кружении. Вальс один из любимейших жанров П.И.Чайковского. Этот вальс имеет черты и бального, и лирического настроения в I части, и становится характерным, блестящим во II части. А можно представить I часть как «улыбку ребёнка»,а II часть как «всхлипывание». Ведь только дети умеют и улыбаться, и всхлипывать одновременно.

Эта пьеса написана в сложной трёхчастной форме. Наряду с собственно вальсом в нём есть разделы с элементами характерного танца (в средней части). Чтобы раскрыть особенности произведения, нужно придумать образные сравнения. Например, представить новогодний праздник и детей, танцующих возле ёлки. Один весёлый танец следует за другим. На смену плавному, изящному вальсу, приходит танец маленькой балеринки, выделывающей затейливые па (такты 18-38), который сменяется неуклюжей и смешной пляской ряженых (такты 38-52).

Работу над вальсом лучше начать с аккомпанемента – легато, с чуть заметной опорой на бас.

При работе над мелодией нужно добиваться певучести и пластичности, обратить внимание на синкопы во 2 – 4 тактах.

В средней части надо помочь ученику ощутить полиметрию – сочетание трёхдольного вальсового аккомпанемента с двудольностью партии правой руки, ощутить двухголосие.

Выявлению танцевальности поможет педализация: соединение запаздывающей педалью баса с аккордами.

    «Новая кукла»

Это тонкая психологическая зарисовка – радость девочки по поводу замечательного подарка – новой куклы.

В основу пьесы положен жанр вальса. Лёгкость гибкого прерывистого движения мелодии создаёт атмосферу детского счастья.

Ощущение « взлетающей» мелодии к ноте « соль» шестого такта даёт возможность сыграть всё первое построение «на одном дыхании».

Ученику следует объяснить, что лиги в средней части не фразировочные, а штриховые, они отражают взволнованность и нетерпение.

Педаль брать короткую, на счёт «раз».

    «Мазурка»

Название польского народного танца «Мазурка» происходит от «мазур» – названия жителей Мазовии. Мазурка характеризуется трёхдольным размером и ритмом с частым смещением акцентов на вторую и третью доли тактов.

Отчётливое, точное прикосновение кончиков пальцев к клавиатуре рояля, небыстрый темп, ясное слышание гармонии, удобная аппликатура, педализация, помогающая отметить то сильную долю, то синкопу – это то, что поможет ученику выучить мазурку в нужном характере.

    «Русская песня»

«Русская песня» построена на подлинной народной мелодии «Голова ль ты, моя головушка», включенная композитором в его сборник – «50 русских народных песен для фортепиано в 4 руки».Это образец русскойнародной подголосочной полифонии, в которой четырёхголосие чередуется сдвух- и трёхголосием.

При неизменной мелодии музыка варьируется за счёт подвижного баса и подголосков.

При работе над пьесой нужно добиться того, чтобы ученик услышал сочетание голосов. Для этой цели двухголосие в одной руке надо поучить двумя руками.

    «Мужик на гармонике играет»

Пьеса чрезвычайно образна. Образ мужика на завалинке, пытающегося научиться играть на гармонике. Будто нехотя, неторопливо, с ленцой разводит мужик меха гармоники – он умеет, очевидно, играть только один этот мотив и бесконечно его повторяет. Развития здесь никакого нет.

По форме это тема вариациями. Завершается миниатюра многократным повторением основной своей гармонии – доминантсептаккорда, выполняющего роль тонального устоя. Несмотря на свою простоту, пьеса звучит свежо и живописно.

13. «Камаринская»

Эта пьеса приобрела наибольшую популярность. В ней Чайковский использует натуральную бытовую интонацию пляса.

«Камаринская написана в Ре мажоре, это тональность героя цикла, итог развития героя, формирование его как русского человека.

В «Камаринской» слышна народная песня – пляска с удалым, задорным характером.

«Камаринская» имитирует народные приёмы варьирования. В теме (12 тактов) в партии левой руки гудящий басовый звук «ре» и верхний голос напоминают звучание народного инструмента волынки, на которой можно сыграть одновременно и мелодию и тянущийся бас. Верхний голос звучит как переборы балалайки. Стаккато нужно играть очень коротко, «щипком».

Кульминация пьесы во второй вариации. Массивные аккорды, изложенные в двух октавах, звучат густо, насыщенно. Для достижения требуемой звучности их надо извлекать всей рукой, движением «от клавиши».Эта вариация по звучности напоминает гармонику.

Педаль прямая, короткая, на каждый аккорд.

14. «Полька»

Полька – танец изящный и весёлый с задорным юмором в крайних частях и с оттенком комической угловатости и неуклюжести в средней. В польке нужно добиваться лёгкого, изящного звучания. Необходимо поработать над аккомпанементом, добиваясь лёгкого стаккато с небольшими «уколами» басовых нот, стаккато лучше исполнять небольшим толчком «от клавиши».

15. «Итальянская песенка»

Написана в тональности Ре-мажор. Она создана как бытовая зарисовка во время путешествия за границу. В письме из Флоренции композитор написал, что однажды они с братом услышали десятилетнего мальчика, поющего трагическую песню под гитару. Пел он красивым густым голосом с такой теплотой, что задел за сердце Петра Ильича. И вот эта песня и вошла в сборник под названием «Итальянская песенка».

Пьеса написана в простой двухчастной форме. Светлая мелодия льётся спокойно, неторопливо.

Разучивая эту пьесу с учеником, надо заострить внимание на вальсовости музыкального образа. Необходимо отдельно работать над мелодией (в первой части подвижная, грациозная, а во второй – кантиленная) и аккомпанементом (лёгким, вальсовым, с чуть заметной опорой на бас).

Во второй части фактура усложняется.Мелодия и аккомпанемент переносятся в правую руку, а в левой на выдержанном басу появляется однообразное «механизированное» движение четвертей.

Нужно позаботиться о том, чтобы аккомпанемент в правой руке звучал очень тихо и не заглушал мелодию.

16. «Старинная французская песенка»

Это меланхолическая, задушевная песенка, словно память о далёком былом.

Пьеса написана в трёхчастной форме, в соль миноре. Мелодия в первой части должна звучать глубоко, протяжно. В левой руке два голоса.

Средняя часть начинается затаённо, на «виолончельном» стаккато аккомпанемента и затем быстро приходит к кульминации. В мелодии, несмотря на короткие лиги, необходимо стараться избегать дробления. Аккомпанемент лучше исполнять лёгкими движениями кисти, но крепкими пальцами. Перед кульминацией уместно сделать небольшое ritenuto и цезуру, чтобы после неё ещё проникновеннее прозвучала чудесная мелодия репризы.

17. «Немецкая песенка»

«Немецкая песенка» - весёлая, с «подпрыгивающей мелодией». В основу её положены интонации тирольской песни, а ритм напоминает старинный популярный в Германии и Австрии танец лендлер.

С учениками полезно поучить отдельно аккомпанемент: глубже брать бас и легче вторую и третью доли.Запаздывающую педаль брать на счёт «раз». «Немецкая песенка» написана в трёхчастной форме.

18. «Неаполитанская песенка»

«Неаполитанская песенка» насыщена суетливым оживлением итальянских площадей. Должна исполняться легко, точно соблюдая все штрихи.

Темпераментная, грациозная пьеса напоминает национальный итальянский танец тарантеллу – полную энергии, разгорающуюся весельем к концу. В мелодии и ритмике пьесы переданы характерные обороты итальянской народной музыки – повторяющиеся ритмы и интонации, акценты после пауз, имитация звуков народных музыкальных инструментов.

Распространённым недостатком исполнения является нечёткое звучание ритмической фигуры, типичной для кастаньет или гитары, – две шестнадцатые и две восьмые ноты, в которой вторая шестнадцатая не всегда звучит ясно.

Другим недостатком является тяжеловесность аккомпанемента, что значительно снижает выразительность исполнения пьесы. Для преодоления этих технических трудностей полезно поучить партию левой руки с кистевым движением вверх на акцентированную вторую долю такта. Исполняя мелодию, необходимо выполнять все указанные композитором штрихи: лиги, паузы, акценты.

Пьеса написана в трёхчастной форме. Она представляет собой три периода, каждый из которых состоит из двух предложений. Второй период (20-й и 36-й такты) развивает первый, но звучит более лирично, мягко. Третий, наоборот, более темпераментно и ярко: меняется темп, динамика, фактура. Исполнение аккомпанемента этой части вызывает некоторые затруднения из-за его разбросанности. Необходимо объединить одним движением бас и аккорд (постоянно чередующиеся). Это позволяет избежать суетливости, тяжеловесности, придаёт игре точность и уверенность.

Повторяющиеся звуки мелодии после лиг должны звучать легко, но чётко. При исполнении пьесы необходимо избегать густой педальной звучности.

19. «Нянина сказка»

Среди ярких впечатлений детства, запечатлённых Чайковским, можно отметить образы народных сказок. Дело происходит поздним вечером. Пора уложить ребёнка в постель и «постращать». Вот тут и звучат оригинальные пьески: «Нянина сказка» и «Баба-яга» - очень редкий и выразительнейший пример фантастики Чайковского.

В этой пьесе можно представить себе няню-старушку, которая тут же в нашем воображении перевоплощается в образ фантастической колдуньи

(например, пушкинской Наины). Некоторая угловатость, «колючесть» изложения, ритмическая причудливость, замысловатая расстановка акцентов способствует созданию атмосферы сказочности, басовая линия напоминает о детских страхах.

Самобытный образ няниных сказок открывает новую страницу в романтике «детской», совсем иную, нежели у Мусоргского, и по экспрессии и по форме. В «Няниной сказке» необычные созвучия, что-то причудливое, фантастическое слышится в музыке.

Пьеса написана в трёхчастной форме.

«Нянина сказка» и «Баба-яга» - две симфонические мимолётности среди наглядных картин детского мира и лирических образов «Детского альбома».

20. «Баба-Яга»

Баба-Яга – это сказочный, фантастический образ. Сухое стаккато создаёт впечатление жёсткости и колючести, неразрывно связанных в нашем воображении с образом свирепой ведьмы. В музыке слышно как «Баба-яга» мчится за кем-то в погоню. И, кажется, веришь, как летит она над лесами и долами в своей ступе, «шестом погоняет, помелом след заметает».

Яростные наскоки восьмых, словно разбивающиеся об аккорды sforzando, придают этому образу оттенок тупости (аналогичное впечатление создаётся в «Избушке на курьих ножках» Мусоргского неуклонным возвращением к звуку «соль»).

Поучить стаккато с учеником на легато, а потом в медленном темпе портаменто.

Немалую выразительную роль играет гармонический язык пьесы. П.И Чайковский, как и Мусоргский, для характеристики Бабы-Яги применял тритон.

Пьеса написана в простой трёхчастной форме. Угловатое звучание начала произведения похоже на прихрамывающую походку сказочного персонажа. В движении восьмых в средней части чудится фантастический полёт, сопровождаемый «свистом ветра», штрих «стаккато» придаёт характеристику музыки зловещую причудливость.

21. «Сладкая грёза»

Эта пьеса написана в жанре романсовой лирики. Каждому ребёнку хочется, чтобы вечером мама рассказала или спела что-то очень приятное, тогда и сны будут сниться приятные. «Сладкая грёза» написана в трёхчастной форме.

Чтобы игра ребёнка не была статичной и монотонной, нужно научить его разбирать построение мелодической линии, ощущать взаимные тяготения звуков внутри фраз. Работая с учеником над мелодией 1-ой части, нужно объяснить ему характер основной интонации пьесы (первый двутакт), выражающей нежное душевное стремление. Показать устремлённость мелодии к звуку «ми», а потом лёгкий спад к половинной ноте «ля». Дальше работать над развитием мелодической линии. Все динамические оттенки Чайковский расставил сам: звук постепенно нарастает к 6-му такту каждого из двух предложений, а главная кульминация всего периода – во втором предложении (14-ый такт). Кульминацию нужно играть не только более ярким звуком, но и шире, как бы несколько расставив звуки. Ученику нужно объяснить смысл некоторых фраз, чтобы он уловил изменения основной интонации, которая то становится настойчивой и энергичной, то - несколько грустной.

Главная кульминация «Сладкой грёзы» находится во втором построении средней части. В средней части пьесы мелодия переходит в нижний «виолончельный» регистр, а потому должна звучать особенно насыщенно. Затем (в тактах 22 – 24, 31 – 32) мелодию ведут два голоса: «скрипичный» верхний и «виолончельный» нижний. Главная кульминация средней части способствует большей рельефности звучания репризы.

Аккомпанемент в пьесе проходит в среднем голосе. Он должен звучать очень мягко и ровно. Для этого необходимо в крайних частях партию левой руки поучить двумя руками: левая легато ведёт нижний голос, а правая мелким прикосновением к инструменту исполняет восьмые.

Педаль надо брать на каждую ноту мелодии, она служит средством окраски.

«Сладкая грёза» является превосходным материалом для овладения легато.

22. «Песня жаворонка»

«Песня жаворонка» – светлая, ясная, словно звенящая в лазури музыка передаёт ощущение пробуждающейся весенней природы. Для детей жаворонок – это птичка над полем, а для композитора – это символ полёта его фантазии, вдохновения. Это просветление Героя в «Детском альбоме». Возвращение в воспоминании к утру жизни, ведь жаворонок поёт рано утром. Это противовес «Зимнему утру». Эта пьеса – кульминация всего цикла. «Песня жаворонка» как бы пронизана «птичьим пением». Это живописная зарисовка со светлым и радостным настроением, и лишь во второй части в грации вальса слышится налёт грусти.

И так, Жаворонок – это сам композитор, певец и творец.

Пьеса написана в простой трёхчастной форме, сопровождение аккордовое, с подголоском в верхнем голосе. Фактура пьесы основана на небольших фигурах триолями и форшлагах, которые расположены в верхнем регистре. Непрерывная цепь форшлагов вызывает ассоциации с весёлым щебетанием птиц.

Работая с учеником над позиционной фигурой, нужно объяснить ученику, что три шестнадцатые должны быть направлены к восьмой, ритмически точно выигрываться и звучать чётко, рассыпчато, не скомкано.

Форшлаги надо проучить отдельно, чтобы они звучали очень ясно и звонко.

При работе над партией левой руки полезно поиграть её на легато, а затем в виде цепких коротких аккордов.

23. «Шарманщик поёт»

П.И.Чайковский, вспоминая полюбившуюся ему Италию с её шарманками и уличными певцами, написал пьесу «Шарманщик поёт», которая вошла в «Детский альбом». Эта пьеса написана на мелодию одной из песенок, напетую маленькой итальянской девочкой.

«Шарманщик поёт» – это музыкальная картинка, где странствующий музыкант с шарманкой и обезьянкой поёт свои песни, путешествуя по свету, а для композитора – это он сам, путешествующий в своих творениях по всему миру.

Пьеса написана в простой двухчастной форме В ритме вальса, как и «Итальянская песенка». Мелодия светлая, льётся спокойно, неторопливо. Чтобы ученик играл начальную мелодическую линию без разрыва и толчков, ему нужно показать подъём звуковой волны к ноте «ми».

Во второй части усложняется фактура. Мелодия и аккомпанемент переносятся в правую руку, а в левой на выдержанном басу появляется однообразное движение четвертей (это напоминает равномерное движение руки шарманщика). С учеником нужно больше поработать над выразительностью мелодии и тихим звучанием аккомпанемента, не заглушающим мелодию.

24. «Хор»

«Детский альбом» Чайковского начинается «Утренним размышлением» и завершается пьесой «Хорал» (в первой редакции обе пьесы имели другие названия – «Утренняя молитва» и «В церкви»). Музыка «Утреннего размышления» исполнена светлого и серьёзного настроения, как бы предупреждая, что рассказ о детях будет идти в серьёзном тоне. «Хорал» звучит более сосредоточенно, сурово, печально.

Обе пьесы имеют много общего: спокойный, вдумчивый характер, фактуру с элементами полифонии, форму расширенного периода с большим дополнением на тоническом органном пункте. Сближает их и родство тональностей (Соль-мажор и ми-минор). В «Хорале» Чайковский обращается к канону вечернего богослужения. Эта пьеса звучит, как призыв искать «дорогу к храму». Чайковский обращается к детям с надеждой, что любые трудности в жизни можно преодолеть. Из жизненных конфликтов можно выйти с помощью близких людей – пьеса «Мама», обращению к искусству – «Вальс», в единении с народом – «Камаринская», и, наконец, в собственном творчестве – «Песня жаворонка».

Пьеса написана в двухчастной форме. Характер первой части по земному сосредоточенно углублённый. Аккордовая фактура. Работать с учеником нужно над стройностью аккордов, а для этого ребёнку объяснить, что надо в аккордах выделять верхний голос и бас.

Во второй части аккорды написаны в высоком регистре, а басы на тоническом органном пункте (звук «соль») звучат более напряжен (символизирует неумолимо уходящее время).

Музыка этой пьесы напоминает церковный канон «Господи, помилуй…» Педаль запаздывающая (желательно брать её не до дна).

III . Заключение.

Тонкие смысловые связи, существующие между крайними пьесами сборника «Утренняя молитва» и «В церкви» (названия в первой редакции), способствуют композиционной стройности и завершённости «Детского альбома». Его 24 пьесы – это словно зарисовка пёстрых впечатлений дня.

«Детский альбом» направлен как на формирование исполнителя, так и на воспитание личности ребёнка. Произведения, понятные для детей, являются проводниками во « взрослую» музыку.

«Детский альбом» П.И.Чайковского – это первый русский фортепианный сборник, написанный специально для детей.

«Детский альбом» входит в золотой фонд мировой музыкальной литературы для детей.

В одном из писем П И Чайковский писал: «Искусство одинаково способно тронуть душу и ребёнка и взрослого человека, потому путь к искусству к творчеству становится темой «Детского альбома». Через «Детский альбом» мы получили блестящие образцы пьес – как музыкально-образовательный материал для детей, но и мудрые уроки жизни для всех нас.

IV . Литература

1.Б.Асафьев Русская музыка о детях и для детей // Избранные труды, т.IV. М.: Академия наук СССР,1955 г.

2.П.И.Чайковский Письма к близким. Избранное. М,: Музгиз, 1955г.

3.А.Д.Алексеев История фортепианного искусства М.: Музыка 1988г.

4.А.Альшванг П.И.Чайковский – М,: Музгиз, 1959г.

5.Г.Г.Нейгауз «Записки педагога». М., 1961; 1982.

6.Г.Домбаев Творчество П.И. Чайковского. В материалах и документах. М.: Музгиз, 1958г.

7.П.И.Чайковский «Детский альбом» - фортепианный цикл из 24 пьес. Москва «Музыка» 1981г.

Ирина Чичина
Разбор пьесы «Марш деревянных солдатиков» из «Детского альбома» П. И. Чайковского

Музыкальный язык очень хорошо умеет передавать чувства и настроения. Для того, чтобы «нарисовать» что-нибудь с помощью музыки или «рассказать» о чём-нибудь, композиторы прибегают к помощи обычного, словесного языка. Это может быть всего одно слово в названии пьесы .

Первым выдающимся сборником музыки для детей в русской фортепианной литературе был «Детский альбом » П. И. Чайковского . В нем поместилась целая детская страна , большой мир ребенка, рассказанный в звуках.

«Детский альбом » отличается не только огромной художественной ценностью, но и чрезвычайно полезен для воспитания музыкальности детей.

«Детский альбом » , ор. 39 был написан П. И. Чайковским в мае 1878г . и посвящён своему любимому племяннику Володе Давыдову. Живя в гостях у своей сестры в Каменке, близ Киева, «родовом гнезде» большой дворянской семьи Давыдовых и часто, слушая игру любимца Володи, которому тогда было 6 лет, Пётр Ильич поражался бедности репертуара для начинающих. Он любил гулять со своими племянниками, устраивал фейерверки, музыкальные спектакли, вечера с танцами, принимал участие в играх, наслаждался непосредственностью детей. Тогда-то и задумал он создать альбом пьес для ребят .

На титульном листе первого издания полное название цикла : «Детский альбом . Сборник лёгких пьесок для детей (подражание Шуману) . Сочинение П. Чайковского ». Действительно, можно проследить связь «Детского альбома » П. И. Чайковского с аналогичным сочинением Р. Шумана «Альбом для юношества » . Оба композитора говорят с детьми удивительно ясно и просто и в то же время серьёзно, без всякого «подлаживания» . Сборники очаровывают своей лиричностью. «Детский альбом » Чайковского воспринимается как русская музыка, как серия картинок, посвящённая быту и жизни русских детей. Пётр Ильич стремился к тому, чтобы его музыка была живой и увлекательной, поэтому он проявлял интерес даже к внешнему оформлению издания пьес – к картинкам , к формату сборника.

В «Детском альбоме » П. И. Чайковского 24 пьесы , не связанные единой тематикой. В каждой пьесе содержится конкретный сюжет, живое поэтическое содержание, однако несколько относительно самостоятельных сюжетных линий можно отметить. В сборнике запечатлён широкий круг образов.

«Марш деревянных солдатиков » (№5, наравне с «Игрой в лошадки» (№3, относится к «игровым» пьесам детского цикла , это «игры мальчиков» . Пожалуй, это самые безоблачные, детские наивные пьесы «Альбома » .

«Марш деревянных солдатиков » представляет собой забавный марш , под звуки «игрушечного» оркестра с флейтами и барабанчиком словно отчеканивает шаг игрушечное войско деревянных солдатиков . Эта «игрушечность» подчеркнута очень тонкими средствами – тихое (piano) и даже очень тихое (pianissimo, в самом начале, исполнение. В этой миниатюре композитор рисует музыкальный образ точными и экономичными средствами выразительности– ощущение кукольности и деревянности передается четкостью ритмического рисунка, выверенностью штриха. Вся пьеса исполняется предельно чётко, ровно, строго, в умеренном темпе. Для фортепианной фактуры П. И. Чайковского характерна значительная роль аккордового типа изложения. Тесное расположение аккордов, согласованность ритма и штрихов образно передают слаженные движения солдатиков , идущих тесным строем под дробь барабанщика.

Пьеса написана в простой трёхчастной форме. Середина пьесы звучит затаённо и даже немного угрожающе, благодаря смене лада (ля-минор) и применению неаполитанской гармонии. Но и эта по динамике часть не выходит за рамки звучности piano.

В репризе вновь восстанавливается первоначальная звучность, еще тише, чем в середине пьесы , словно «игрушечное» войско удаляется.

П. И. Чайковский при написании «Альбома » достиг своей цели, создав маленькие шедевры, запоминающиеся пьесы , близкие и понятные каждому ребенку.

Публикации по теме:

Дорогие коллеги,спасибо большое,что вы делитесь своими наработками, столько интересного, необычного материала можно встретить. Вот и я решила.

Здравствуйте, уважаемые коллеги. Совсем недавно, в нашей группе «Подсолнушки» (детки 2-3 года, прошло спортивное развлечение. Назвали мы.

Такую не замысловатую игру подсмотрела в социальной сети. Распечатала, вырезала, «заламинировала» скотчем и игра готова. Конечно, можно.

К Дню пожилого человека в моей группе (2-я младшая группа) был создан альбом "Мои бабушки и дедушки". В его создании активное участие принимали.

Музыкально-дидактическая игра «Танец-песня-марш» (старшая группа) Основной вид деятельности: музыкальная Продукт деятельности (результат): развитие памяти и музыкального слуха. Форма: интегрированная Длительность:.

Оформление деревянных лопаточек «Подарок любимой мамочке» Задачи: 1. Обучающая: учить создавать узоры по образцу, используя разнообразные.

Способности юного композитора проявились в раннем возрасте. Уже с 5 лет Чайковский свободно играл на фортепиано. А в восемь начал записывать свои первые музыкальные впечатления.

Мировую славу композитора и дирижера оставил после себя Петр Ильич Чайковский. Его жизнь полностью посвящена музицированию. Более 80 произведений написано композитором. Это оперы и балеты, симфонии и концерты для фортепиано, сюиты и струнные квартеты.

Ярким музыкальным языком обладает «Детский альбом» Чайковского. Содержаниецикла напоминает один день ребенка, с его играми и огорчениями. Фольклорность материла, удивительная мелодика сделали этот цикл востребованным и в наши дни.

Чайковский: «Детский альбом». История создания

Замысел композитора о написании детского цикла можно отнести к февралю 1878 года. Чайковский находился в заграничном путешествии. В одном из писем к знакомым он сообщает о желании создать небольшой сборник легких пьес для детского исполнения. По аналогии с «Альбомом для юношества» Шумана.

Опус был полностью окончен в мае 1878 года. Музыкальные номера связаны между собой в небольшие микроциклы. Глубину подтекста, сложный жизненный период скрыл под мелодичными интонациями Чайковский. «Детский альбом», история созданиякоторого связана с семьей сестры композитора, заслуживает того, чтобы называться шедевром...

Семья Давыдовых

Александра Ильинична, ее муж и дети всегда радовались приезду Чайковского в их дом. Село Каменка возле Киева - родовое поместье дворянской семьи Давыдовых. Сестра Чайковского, в замужестве Давыдова, с удовольствием принимала брата в этом большом, уютном доме.

Петр Ильич много времени уделял детям своей сестры. Он подолгу играл и гулял с ними. Умел рассказывать интересные истории о странах, в которых побывал. Со вниманием прислушивался к рассказам племянников о проведенном дне или разных событиях из их жизни.

Семь детей Александры Ильиничны наполняли поместье задорным смехом, веселыми играми. Под впечатлением от этой дружной семьи и был написан «Детский альбом». Он посвящен автором своему племяннику, Володе Давыдову.

«Детский альбом» Чайковского: содержание

Программное содержание цикла выстроено композитором в определенной последовательности. Искусствоведы логично делят опус на утро, день и вечер детского дня.

Игры, песни, танцы - просты и незатейливы пьесы Чайковского. «Детский альбом»по праву является источником вдохновения для детского творчества. Стихи, картины, в основе которых лежат миниатюры опуса, развивают детей. Позволяют интегрировать различные виды искусства, формируют целостное восприятие окружающего мира.

По неизвестной причине порядок миниатюр был изменен. Существуют отличия в рукописном варианте автора и печатном виде. Скорее всего, композитор, Чайковский Петр Ильич,не придал значения небольшим перестановкам. Поэтому «Детский альбом» печатается с изменениями до наших дней.

Непростой период жизни

В непростой жизненный период создавал Чайковский «Детский альбом». Все началось с его женитьбы на Антонине Милюковой. Она была студенткой консерватории и большой поклонницей композитора.

Их семейная жизнь не сложилась. Трудно сказать, почему. На этот счет есть разные версии. Известен факт, что Чайковский хотел покончить жизнь самоубийством в связи с этой неудачной женитьбой. Его нежелание жить именно с этой женщиной вынудило разорвать отношения.

Чайковский на полгода отправляется в заграничное путешествие. Именно там ему приходит мысль о написании альбома для детей. В работе и творчестве видел композитор выход из душевного кризиса.

Две версии «Детского альбома»

Существуют две версии трактовки «Детского альбома». Искусствоведы уверены, что трагичность некоторых миниатюр напрямую связана со сложными брачными отношениями автора.

Первая версия. Обычный день ребенка - с его играми, танцами, чтением книг и мечтательностью.

Вторая версия. Она символизирует человеческую жизнь. Пробуждение чувств и личности, размышления о религии и боге. и радость молодости сменяются первыми утратами, горем. Затем идут целые годы странствий по разным странам в желании восстановить Возвращение домой, размышления о смысле жизни и равноправии смерти. А в заключение - покаяние и подведение итогов, примирение с собой.

Номера «Детского альбома»

  1. «Утренняя молитва».
  2. «Зимнее утро».
  3. «Игра в лошадки».
  4. «Мама».
  5. «Марш деревянных солдатиков».
  6. «Болезнь куклы».
  7. «Похороны куклы».
  8. «Вальс».
  9. «Новая кукла».
  10. «Мазурка».
  11. «Русская песня».
  12. «Мужик на гармонике играет».
  13. «Камаринская».
  14. «Полька».
  15. «Итальянская песенка».
  16. «Старинная французская песенка».
  17. «Немецкая песенка».
  18. «Неаполитанская песенка».
  19. «Нянина сказка».
  20. «Баба-Яга».
  21. «Сладкая греза».
  22. «Песня жаворонка».
  23. «Шарманщик поет».
  24. «В церкви».

Утренний цикл

Утренний цикл состоит из пьес «Утренняя молитва», «Зимнее утро», «Игра в лошадки», «Мама». Чайковский «Детский альбом»писал под впечатлением от своих многочисленных племянников. Их распорядок дня, игры и забавы он передал в своем сочинении.

«Утренняя молитва» . С нее начинался и заканчивался день взрослых и детей. В музыкальной пьесе композитор использовал мелодику настоящей церковной молитвы. Чистотой и детской непосредственностью проникнута интонационная беседа ребенка с богом.

«Зимнее утро» . Встревоженная музыка суровой, неприветливой зимы звучит в пьесе. Туманное, холодное утро сменяется жалобными интонациями. Как будто ребенок выглянул в окно и увидел маленьких, нахохлившихся от мороза птичек.

«Игра в лошадки» . Озорная мелодия пьесы передает веселье проснувшегося ребенка, его желание играть и бегать. Точно изобразил композитор цокот копыт игрушечной лошадки. Сказочные препятствия, смена декораций во время игры нашли свое отражение в богатой гармонии пьесы.

«Мама» . Ласковая, певучая миниатюра рисует искренние чувства ребенка и мамы. Душевные переживания находят свое отражение в гибкой интонации. Мелодичным голосоведением передает общение с мамой музыка. «Детский альбом» Чайковскогопроникнут богатыми нюансами гармонизации и детских переживаний.

Дневной цикл

Дневной цикл состоит из игр и развлечений, танцев и песен. Энергичные, полные веселья пьесы сменяются первыми детскими потерями и горем. «Детский альбом» Чайковского, содержание его дневного цикла в частности, имеет четкое подразделение на игры девочек и мальчиков, на песни разных стран и танцы.

«Марш деревянных солдатиков» . Четкость, легкость, упругость мальчишеской игры отражена в пьесе. Игрушечное шествие солдатиков или целого войска рисует композитор строгим ритмическим рисунком.

«Болезнь куклы» . Переживание девочки об ее заболевшей кукле передано удивительными музыкальными средствами. В пьесе отсутствует целостность мелодии. Она постоянно прерывается паузами-вздохами.

«Похороны куклы» . Первое детское горе всегда глубоко и значительно. Искренние переживания, слезы композитор рисует с уважением к трагедии и личности ребенка.

«Вальс» . Детские переживания быстро сменяются веселым, живым танцем. Ощущение домашнего праздника, всеобщей радости передаетЧайковский. «Детский альбом» (вальс в особенности) наполнен легкими аккордами, напевной мелодией, которая увлекает в кружение танца.

«Новая кукла» . Радостью и счастьем проникнуто настроение миниатюры. Живой бег, взволнованное биение сердца передает музыка пьесы. Стремительная мелодия вобрала в себе целую гамму чувств - восторг, изумление, радость.

Песни и танцы

В этом подразделе дневного цикла собраны воедино русские песни и бальные танцы того времени. Они символизируют мечты детей, их разговоры, прогулку в деревню. Различными по звучанию танцами чередуются песни Чайковского. «Детский альбом»передает всю непоседливость детского возраста.

«Мазурка». Быстрый польский танец пользовался большой популярностью у русских композиторов. Шумными, живыми акцентами, ритмичностью проникнута мазурка. «Детский альбом» Чайковский задумывал как насыщенность внутренних переживаний и действий ребенка. Поэтому даже в подвижной мазурке прослушивается легкий переход на грусть и мечтательность.

«Русская песня» . Мелодия пьесы - обработка русской народной песни «Голова ль ты, моя головушка». Ладовые изменения с мажора на минор Чайковский отмечал как национальную особенность русских песен и применил их в своей обработке.

«Мужик на гармонике играет» . Эта пьеса - образная сценка из народной жизни. Веселая недосказанность гармонии создает впечатление неудачливого гармониста. Вариативные повторы придают юмористичность пьесе.

«Камаринская» . Это народная плясовая песня с вариациями. Чайковскому удалось точно передать звук волынки в басовом остинато, интонации игры на скрипке и аккордовые переборы гармоники.

«Полька» . Задорный чешский танец использовал в цикле Чайковский. Полька из «Детского альбома» легка, как бальный танец того времени. Грациозный мотив рисует девочку в нарядном платье и туфельках, которая танцует на носочках изящную польку.

Песни дальних стран

Этот раздел посвящен песням дальнего зарубежья. Колорит стран с легкостью передает композитор. Чайковский много путешествовал, он побывал во Франции и Италии, Турции и Швейцарии.

«Итальянская песенка» . В ней Чайковский точно передает аккомпанемент гитары или мандолины, столь любимых в Италии. Энергичная, игривая песенка напоминает вальс. Но в ней нет плавности танца, а есть южная оживленность и порывистость.

«Старинная французская песенка» . Грустный народный мотив звучит в пьесе. Задумчивая мечтательность была присуща средневековой Франции с ее менестрелями. Пьеса напоминает минорную балладу, сдержанную и задушевную.

«Немецкая песенка» . Галантная и веселая пьеса, гармония которой напоминает звучание шарманки. В «Немецкой песенке» встречаются интонации йодля. Такая манера исполнения песен свойственна жителям Альп.

«Неаполитанская песенка» . Звучание слышится в этой пьесе. Неаполь - один из городов Италии. Энергия ритма и живость мелодии передают горячность южан.

Вечерний цикл

Вечерний цикл напоминает детскую усталость после дневных забав. Это вечерняя сказка, мечты перед сном, Завершает «Детский альбом», как и начинает его, молитва.

«Нянина сказка» . Композитор рисует сказочный образ, весь проникнутый неожиданными паузами и акцентами. Светлая, спокойная мелодия переходят в тревогу и переживание за героев сказки.

«Баба Яга» . Мечтательность и детскую фантазию передает «Детский альбом» Чайковского. Баба Яга в пьесе словно летит в ступе под свист ветра - настолько резка, отрывиста мелодия миниатюры. Движение вперед и постепенное удаление сказочного персонажа передает музыка.

«Сладкая греза» . И снова спокойная задумчивость мелодии, красота и простота звучания миниатюры. Словно ребенок, глядя в окно на сочиняет свою незатейливую сказку в вечерних сумерках.

«Песня жаворонка» . Оживление перед сном и представление следующего, радостного утра. А с ним - и пение жаворонка с его трелями и высоким регистром.

«Шарманщик поет» . Протяжные звуки движение мелодии по кругу словно символизируют бесконечность движения жизни. Психологически сложный музыкальный образ пьесы напоминает о недетских мыслях в голове самого обычного ребенка.

«В церкви» . Начинает и заканчивает «Детский альбом» молитва. Такая арка обозначает подведение итогов дня (вечер) или настрой на хорошие поступки (утро). Во времена композитора обязательными были ежедневные молитвы. В них благодарили бога за проведенный день, просили милости и помощи в трудностях.

Цикл для детей

Чайковский Петр Ильич стал одним из первых русских композиторов, который написал цикл фортепианных пьес для детского исполнения. Это технически несложные пьесы, доступные пониманию ребенка. Цикл полностью состоит из занимательных музыкальных миниатюр.

Каждая пьеса представляет собой цельное произведение. Проигрывая миниатюры из цикла, ребенок решает разные художественно-исполнительские задачи. Плавность и напевность сменяются отрывистым маршем, минорность грусти - радостным мажором.

Из 24 пьес состоит«Детский альбом» Чайковского. Содержаниецикла передает простоту и насыщенность детской жизни. Огорчение, веселье, игры, забавные танцы выстроены композитором в сюжетную линию.

Сотрудничество и творчество

В музыкальных школах, кружках вот уже более ста лет звучат пьесы Чайковского. Различие их интерпретаций зависит от музыкального образа, который вкладывает в миниатюры тот или иной исполнитель.

Яркая драматургия альбома позволяет сотрудничать с композитором. После прослушивания опуса дети создают картины, стихи, пьесы собственного сочинения. Творческий процесс позволяет полностью погрузиться в эмоционально-музыкальную интерпретацию «Детского альбома».

Цитата сообщения По страницам "Детского альбома" Чайковского. Музыка в картинках

Я уже обращалась к этому замечательному произведению здесь:

Сегодня все пьесы из этого альбома прозвучат в исполнении Камерного оркестра "Гнесинские виртуозы". Художественный руководитель и дирижер Михаил Хохлов. Видеоролики выполнены с использованием рисунков юных художников IV детского фестиваля искусств "Январские вечера" (2010)

В марте 1878 года П.И. Чайковский приехал в имение своей сестры Александры Ильиничны Давыдовой.

И мение А. И. Давыдовой
Сейчас музей П.И. Чайковского и А.С. Пушкина

В Каменку он свалился неожиданно, как снег на голову, и произвёл радостный переполох. Дети Александры Ильиничны устроили ему такой концерт, что пришлось затыкать уши. Опять дом огласился «сладостными, райскими» звуками. Пётр Ильич преуютно расположился в своей комнате и уже что-то строчил за письменным столом. Через несколько дней он проговорился:

Вот, эти пичуги, - он указал на детей,- непременно хотят, чтобы я написал «всё до капельки» в их альбом. Напишу, не бойтесь. Напишу, и всё сыграем!

И писал для «Детского альбома» и играл их с детьми.


Различные детские игры, танцы, случайные впечатления, нашли своё место в альбоме. Музыка как веселая, так и грустная ...

Утренняя молитва

Господи Боже! Спаси, обогрей:
Сделай нас лучше, сделай добрей.
Господи Боже! Спаси, сохрани!
Силу любви своей нам подари.

Зимнее утро

Морозит. Снег хрустит. Туманы над полями. Из хижин ранний дым разносится клубами. Отливом пурпурным блестит снегов сребро; Иглистым инеем, как будто пухом белым, Унизана кора по ветвям помертвелым. Люблю я сквозь стекла блистательный узор Картиной новою увеселять свой взор; Люблю в тиши смотреть, как раннею порою Деревня весело встречается с зимою... А.Майков

Мама

Мама, очень-очень
Я тебя люблю!
Так люблю, что ночью
В темноте не сплю.
Вглядываюсь в темень,
Зоpькy тоpоплю.
Я тебя всё вpемя,
Мамочка, люблю!
Вот и зоpька светит.
Вот yже pассвет.
Hикого на свете
Лyчше мамы нет!

Костас Кубилинскас

Игра в лошадки

На своей лошадке вихрем я лечу,
Я гусаром смелым очень стать хочу.
Милая лошадка, на тебе верхом,
Я скачу по лугу лихо с ветерком.

Новенькие, красивые солдатики так и притягивают к себе. Они совсем как настоящие, их и выстроить можно и отправить на парад. Вот и маршировать они умеют как настоящие, да так здорово, что прямо так и тянет маршировать с ними вместе.

Марш деревянных солдатиков

Мы деревянные солдаты,
Мы маршируем левой-правой.
Мы стражи сказочных ворот,
Их охраняем круглый год.
Мы маршируем чётко, браво.
Нам не страшны путей преграды.
Мы охраняем городок,
Где музыка живёт!

Играя, дети выдумывают самые невероятные истории. Глядя на них, свою историю придумал и Петр Ильич и рассказал ее детям, да не просто рассказал. Уместилась это история в три пьесы, которые дети и услышали.

Первая история рассказывала о девочке Сашеньке, которая очень любила играть со своей куклой. Но вдруг кукла заболела. Кукла лежит в кроватке, жалуется. Просит пить.

Болезнь куклы

Девочке очень жаль свою куклу. К ней вызывают доктора, но ничего не помогает. Кукла умерла.

За пьесой «Болезнь куклы» следуют «Похороны куклы».

На похороны пришли все, все игрушки. Ведь они так любили куклу! Маленький игрушечный оркестр провожает куклу: Обезьянка играет на трубе. Зайчик - на барабане, а Мишка ударяет в литавры. Бедный, старый плюшевый мишка, он совсем промок от слёз.

Похороны куклы

Куклу похоронили в саду, рядом с розовым кустом и всю могилу украсили цветами.И вот, однажды, в гости пришёл папин друг.

В руках у него была какая-то коробка.

- Это тебе, Сашенька! - сказал он.
-Что же там такое, -сгорая от любопытства, думала Сашенька.

Знакомый развязал ленточку, открыл крышку и протянул коробку девочке…

Там лежала прекрасная кукла. У неё были большие синие глаза. Когда куклу покачивали, глаза открывались и закрывались. Хорошенький маленький ротик улыбался девочке. Светлые кудрявые волосы ложились на плечи. А из-под бархатного платьица были видны белые чулочки и чёрные лаковые туфельки. Настоящая красавица!

Сашенька смотрела на куклу и не могла наглядеться.

- Ну. Что же ты? Бери, она твоя,- сказал папин друг.

Девочка потянулась и вынула куклу из коробки. Чувство радости и счастья переполняли её. Девочка порывисто прижала куклу к груди и закружилась с ней по комнате, словно в вальсе.

- Какое счастье, получить такой подарок! - думала Саша.

Новая кукла

Похолодели лепестки
Раскрытых губ, по-детски влажных, -
И зал плывёт, плывёт в протяжных
Напевах счастья и тоски.
Сиянье люстр и зыбь зеркал
Слились в один мираж хрустальный -
И веет, веет ветер бальный
Теплом душистых опахал.

И. Бунин

Вальс

Мазурка

"Я вырос в глуши, с детства, самого раннего, проникся неизъяснимой красотой характеристических черт русской народной музыки," - писал Чайковский. Детские впечатления композитора, его любовь к народной песне, пляске нашли отражение в трёх пьесах "Детского альбома": это "Русская песня", "Мужик на гармонике играет" и "Камаринская".

Камаринская

В Камаринской имитируется балалаечный наигрыш. И написана она в форме вариаций, очень характерной для русской музыки.