Умирает зайчик мой привезли его домой. Вышел зайчик погулять. История самой маленькой драмы в русской литературе. Кто не спрятался

Всем с детства известно стихотворение «Раз, два, три, четыре, пять - вышел зайчик погулять…», однако не все знают, что написано оно в 1851 году, и уж точно мало кто слышал про автора - Федора Миллера.

Федор Богданович Миллер, поэт и переводчик, родился в Москве в 1818 году, сменил много профессий - от фармацевта до преподавателя.

Федор Богданович Миллер, 1818-1881.

В 1859 году начинает издавать юмористический , где пишет под псевдонимами Гиацинт Тюльпанов и Заноза. О популярности издания можно судить по авторам, где среди прочих - Владимир Даль, Антон Чехов, Борис Алмазов.

Являясь достаточно плодовитым поэтом, - только при жизни выходит 6 томов его произведений в виде стихов, былин, басен и переводов от Гейне до Шекспира - Федор Миллер вошел в историю русской литературы как автор произведения «Раз, два, три, четыре, пять - вышел зайчик погулять…».

Неизвестен год первого издания трагедии про зайчика, но в шестом томе антологии автора, вышедшем за год до смерти поэта, в 1880 году, в разделе детских стихов, на последних страницах печатается серия «Подписи к картинкам. Для детей первого возраста». Вот как выглядела вся серия стихотворений:

Подписи к картинкам. Для детей первого возраста. 1851. Из книги «Стихотворения. Ф.Б. Миллер». Том 6, 1880

Подписи к картинкам. Для детей первого возраста. 1851. Из книги «Стихотворения. Ф.Б. Миллер». Том 6, 1880

Подписи к картинкам. Для детей первого возраста. 1851. Из книги «Стихотворения. Ф.Б. Миллер». Том 6, 1880

Подписи к картинкам. Для детей первого возраста. 1851. Из книги «Стихотворения. Ф.Б. Миллер». Том 6, 1880

Широкую известность стихотворение получает при жизни автора, после публикации в школьных хрестоматиях.

Он и она. 1877

200 лет назад, в феврале 1818 года, родился русский поэт Фёдор Богданович Миллер, автор бессмертного «Раз, два, три, четыре, пять — вышел зайчик погулять…» — и едва ли он предполагал, до чего «догуляет» его зайчик

Текст: Дарья Крутоголова
Коллаж: ГодЛитературы.РФ

Сколько раз вы слышали этот незатейливый стишок? А сколько раз сами в детстве «рассчитывались» именно по нему? Тем удивительнее, что имя первоначального автора этой бессмертной оды невинно убиенному зайчику практически никому не известно. «Первоначального» — потому что история главного героя претерпела невероятные трансформации — из убитого в вылеченного, а потом и вовсе «реинкарнировались» в произведения разных писателей усилиями Юрия Левитанского.

Федор Миллер, «папа» самого известного зайчика русской литературы, родился в Москве, в немецкой семье. Кем только он не работал: фармацевтом, переводчиком, преподавателем… Чуть позже Федор Миллер обретает другие имена — Гиацинт Тюльпанов и Заноза — и любимое дело. Именно под этими псевдонимами он до конца своей жизни писал в собственный юмористический еженедельник «Развлечение». Кстати, именно в этом журнале издавались первые рассказы — тогда еще Антоши Чехонте. Но «Развлечение» появилось лишь в 1859 году, а на восемь лет раньше того времени Миллеру принес известность маленький «зайчик».

Появилась животинка впервые в «Подписях к картинкам: для детей первого возраста» — Федор Богданович создал эту книжку, скорее всего, под влиянием неожиданно широко известного в России сборника Генриха Гофмана , в переводе названного «Степка-Растрепка». «Подписи…» весьма нестандартны: Миллер причудливо переплел веселые истории с поистине жуткими. Например, дети-шалуны в стихотворении «Вот идет старик седой…» идут на корм рыбам в мешке, а мрачный аист читает им краткую нотацию, похожую на мораль классической басни. Вот и самого известного зайчика в России ни за что ни про что охотник попросту убивает… Читатели разных поколений не смогли смириться с таким печальным финалом и начали сами додумывать истории более жизнеутверждающий конец: зайчик и попросту оживает, и крадет рукавицы в больнице, и отказывается лечиться — в общем, активно живет и даже вредничает!

Но дальше всех в «вариативности» судьбы уже очень даже счастливого зайчика пошел поэт Юрий Левитанский. У него вышел целый сборник под названием «Сюжет с вариантами» — где простая фабула об охотнике и его жертве превращается в настоящий парад стилей разных авторов. Левитанский мастерски обыгрывает манеру каждого поэта — и зайчик обретает новые, неожиданные черты.
«Мой мальчик,
мой царевич,
мой звереныш» — именно так в представлении Левитанского окрестила бы зайку Белла Ахмадулина . А и вовсе бы дал ему истинно английское имя — Джон О. Грэй: стихотворение называется «Элегией на смерть достопочтенного зайца, эсквайра…». Бесконечная череда метафор, игры с ритмом и стилей, и от маленького зайчика осталась только оболочка — зато сколькими разными новыми оттенками заискрилась эта маленькая шкурка!

Просмотры: 0

… Наконец-то я нашёл и сам этот (давно полюбившийся, но лет 30 не смотренный!) мультик, и время для его просмотра, и сайт (спасибо КиноПоиску, а то в Рунете, по большей части, он не полностью). Сразу скажу (думается, и другие зрители-рецензенты со мной согласятся): если бы все 5 частей мультика были бы художественно равноценны, поставил бы ему 9 из 10. Увы, самой сильной, известной, запоминающейся, «пошедшей в народ» и до сих пор цитируемой оказалась 5-я часть «Опера», которую, вырывая из контекста фильма, уже столько лет используют/показывают наши телеканалы. Потому новые поколения зрителей и думают, что собственно мультик- это только его последняя часть «Опера» (сейчас проведу «ликбез» на Фейсбуке). В предыдущих рецензиях о «Пиф-паф, ой-ой-ой» сказано много, хорошо и правильно. Дабы не повторяться, сосредоточусь на некоторых важных деталях.

… Извините, но этот мультфильм всё-таки исключительно для взрослой публики, небольшую часть из которой составляют те, про кого он и снят и кто реально понимает весь гротеск, всю пародийность «постановок». Кстати, напомню, что в советские времена пародировать/высмеивать наше, советское искусство было как-то не принято. Поэтому такие пародии тогда и были огромной редкостью. Тот же любимый многими поколениями зрителей мультик «Фильм, фильм, фильм!»(младший брат нашего), вероятно, спасло только то, что он был весёлым, и тогдашний партийно-художественный худсовет, откровенно «поржав» над ним, решил-«Да пускай будет». Скорее всего, и в случае с нашим «зайчиком» (извините, свечку тогда не держал- чисто домысел!) сработал тот же «механизм». Учтём ещё то, что в проекте ТО «Экран», вообще-то редко работавшего над мультфильмами, были задействованы очень значимые и уважаемые деятели советского искусства, от режиссёров Гарри Бардина, Виталия Пескова и сценариста Юрия Энтина до настоящих «звёзд» той поры вроде Максима Дунаевского (после сериала про мушкетёров с его музыкой- чисто «неприкасаемый»!), Яна Арлазорова, певицы Жанны Рождественской и настоящего оперного певца, солиста Большого театра Вячеслава Богачёва ("Зайчик» в 5-й части). Забавно, что в части «экспериментальной постановки», музыку для которой (за исключением цитат из рок-оперы «Иисус Христос-Суперстар») написал Максим Дунаевский, он «простебал» не только ансамбль «Песняры» (на картинке), но и свой ансамбль «Фестиваль», с которым, похоже, и записывал саундтрек (официального подтверждения тому я пока не нашёл). Впрочем, в том же 1980-м году я видел в зале Воронежской облфилармонии рок-спектакль «Звёздный скиталец» группы Тамбовской филармонии «Молодые голоса» (впоследствии распалась на «Круиз», «ЭВМ» и «Альфу»): что-то близкое…

Но вот что самое главное и, увы, печальное. Наш мультик остаётся актуальным! Вся эта халтура, плагиат, псевдотворчество, высмеянные в нем, до сих пор живут и даже прогрессируют, прикрываясь «современным прочтением классики», «новаторством» и тому подобными оправданиями собственной бездарности и амбициозности. Первыми, кто обратил на это внимание советских граждан, были Ильф и Петров, показавшие во всей красе театр «Колумб». Наш мультик поддержал тему много лет спустя. Смотрите его, смейтесь, вникайте в него и боритесь со множеством современных российских «Колумбов», не имеющих никакого отношения к настоящему искусству!

Однозначно можно сказать, что это самая известная считалка. Ее знают все - от маленьких детей, до наших бабушек и дедушек. Самый классический вариант этой считалки:

Раз, два, три, четыре, пять,
Вышел зайчик погулять.
Вдруг охотник выбегает,
Прямо в зайчика стреляет.
Пиф - паф! Ой-ой-ой!
Умирает зайчик мой.

Есть длинные варианты:

Раз, два, три, четыре, пять,
Вышел зайчик погулять.
Вдруг охотник выбегает,
Прямо в зайчика стреляет.
Пиф - паф! Ой-ой-ой!
Умирает зайчик мой.
Привезли его в больницу,
Он украл там рукавицу.
П ривезли его в буфет,
Он украл там сто конфет.
Привезли его домой,
Оказался он живой.

Раз, два, три, четыре, пять,
Вышел зайчик погулять.
Вдруг охотник выбегает,
Прямо в зайчика стреляет.
Пиф - паф! Ой-ой-ой!
Умирает зайчик мой.
Привезли его в больницу,
Он украл там рукавицу,
Привезли его в палату,
Он украл там шоколадку.
Привезли его на крышу,
Он украл там дядю Мишу.
Привезли его домой,
Оказался он живой!

Оптимистичный вариант:

Раз, два, три, четыре, пять,
Вышел зайчик погулять.
Вдруг охотник выбегает,
Прямо в зайчика стреляет.
Пиф - паф! Не попал -
Серый зайчик убежал!

Вариант без охотника:

Раз, два, три, четыре, пять,
Вышел зайчик погулять.
Что нам делать? Как нам быть?
Нужно заиньку ловить.
Снова будем мы считать:
Раз, два, три, четыре, пять.

Автор считалки

У считалки есть автор! Ее написал русский поэт Федор Богданович Миллер (1818 - 1881 гг.) в 1851 году. Он написал ее, как подпись к картинке в детской книжке. Это был просто стишок, но спустя годы, он стал очень популярен и стал использоваться, как детская считалка.

Исходный текст, который написал Федор Богданович, был следующим.

Старые народные считалочки для детей на русском языке. Все в детстве знали различные считалки, давайте вспомним и расскажем их своим детям. У нас собралась довольно большая коллекция детских считалок.

Детские считалки

НА ЗЛАТОМ КРЫЛЬЦЕ СИДЕЛИ

На златом крыльце сидели:

  • -царь,
  • -царевич,
  • -король,
  • -королевич,
  • -сапожник,
  • -портной.

Кто ты будешь такой?

Говори поскорей,

Не задерживай честный и добрых людей!

НА СТОЛБЕ СИДЕЛА ГАЛКА!

Начинается считалка!
На столбе сидела галка,
а на провод с 2 сторон
сели рядом 6 ворон.
6 ворон 7 галка
продолжается считалка
продолжается считалка
6 ворон 7 галка.

В поле суслики свистели
и скрипели коростели
в созревающем овсе.
Вдруг замолкли сразу все
и помчались кто куда,
опустели провода -
улетели 6 ворон
к воронятам в гущу крон.

И у галки есть смекалка -
поняла опасность галка.
Поняла опасность галка,
и у галки есть смекалка.
Коршун мчался с высоты,
галка спряталась в кусты,
галка спряталась в кусты.
Кто остался? Только ты!

ЗАЙЧИК

Раз, два, три, четыре, пять
Вышел Зайчик погулять.
Вдруг охотник выбегает -
Прямо в Зайчика стреляет:
Пиф-паф!
Ой-ой-ой!
Умирает Зайка мой...
Принесли его домой-
Оказался он живой!

ВЫШЕЛ МЕСЯЦ ИЗ ТУМАНА

Вышел месяц из тумана,
Вынул ножик из кармана:
"Буду резать, буду бить!
С кем останешься дружить?”

АТЫ-БАТЫ

Аты-баты, шли солдаты,

Аты-баты, на базар.

Аты-баты, что купили?

Аты-баты, самовар.

Аты-баты, сколько стоит?

Аты-баты, три рубля.

Аты-баты, кто выходит?

Аты-баты, это я!

ЗАЙЧИК

Раз, два, три, четыре, пять,

Вышел зайчик погулять.

Вдруг охотник выбегает,

Прямо в зайчика стреляет.

Пиф-паф!

Ой, ой, ой!

Умирает зайчик мой.

Привезли его в больницу,

Он украл там рукавицу,

Привезли его в палату,

Он украл там шоколаду.

Привезли его домой,

Оказался он живой.

ШИШЕЛ-МЫШЕЛ

Шишел-Мышел

Сел на крышу.

Шишел-Мышел

КТО НЕ СПРЯТАЛСЯ

Раз, два, три, четыре, пять!

Иду искать!

Кто не спрятался –

Я не виноват!

ТИШЕ, МЫШИ!

Тише, мыши!

Кот на крыше,

Еще выше!

Кот пошел

За молоком,

А котята:

Кувырком.

Кот пришел

Без молока,

А котята:

Ха-ха-ха!

ЕХАЛА МАШИНА

Ехала машина темным лесом

За каким-то интересом,

Инте-инте-интерес,

Выходи на букву «эс».

Буква «эс» не подошла –

Выходи на букву «а».

Буква «а» не хороша –

Выходи на букву «ша»!

Или так:

Выходи на букву С,

а на буквочке звезда,

там, где ходят поезда.

Если поезд не пойдёт,

машинист с ума сойдёт.

Сорока-ворона

Сорока-ворона кашку варила, деток кормила.

Этому дала, этому дала, этому дала, этому дала.

А этому не дала.

Потому что дров не колол,

воду не носил, кашку не варил.

Шёл крокодил,

Трубку курил,

Трубка упала и написала:

Шишел-мышел,

Этот вышел.

Катилась апельсина До города Берлина,

Уроки не учила

И двойку получила.

В гараже стоят машины - Волга, Чайка, Жигули,

От какой берешь ключи?

На золотом крыльце сидели

Мишки Гамми, Том и Джерри,

Скрудж Мак-Дак и три утенка,

Выходи, ты будешь Понка!

Если Поночка уйдет,

Скрудж Мак-Дак с ума сойдет!

Начинаеся считалка,

На берегу сидела галка,

Две вороны, воробей,

Три сороки, соловей.

Раз, два, три, четыре, пять,

Будем в прятки мы играть.

Небо, звёзды, луг, цветы - Выходи из круга ты.

Раз, два, три, четыре, пять - Игры будем начинать.

Пчёлы в поле полетели.

Зажужжали, загудели.

Сели пчёлы на цветы.

Мы играем - водишь ты.

Утром бабочка проснулась,

Улыбнулась, потянулась,

Раз - росой она умылась,

Два - изящно покружилась,

Три - нагнулась и присела,

А четыре - улетела.

Бегал заяц по болоту,

Он искал себе работу,

Да работы не нашел,

Сам заплакал и пошел.

Аист-аист, аист - птица,

Что тебе ночами снится?

Мне болотные опушки,

Еще лягушки.

Их ловить, не изловить.

Вот и все, тебе водить!

Шла кукушка мимо сети,

А за нею малы дети,

Кукушата просят пить.

Выходи - тебе водить.

Прыг да скок, прыг да скок,

Скачет зайка - серый бок.

По лесоку прыг, прыг, прыг,

По снежочку - тык, тык, тык.

Под кусточек присел,

Схорониться захотел.

Кто его поймает, тот и водит.

Раз, два, раз, два,

Вот берёзка, вот трава,

Вот полянка, вот лужок

Выходи-ка ты, дружок.

Раз, два, три, четыре,

Пять, шесть, семь,

Восемь, девять, десять.

Выплывает белый месяц.

Кто до месяца дойдёт,

Тот и прятаться пойдёт.

Мы делили апельсин,

Много нас, а он один.

Эта долька - для ежа,

Эта долька - для стрижа,

Эта долька - для утят,

Эта долька - для котят,

Эта долька - для бобра,

А для волка - кожура.

Он сердит на нас - беда!

Разбегайтесь кто-куда!

Бубенчики, бубенчики,

Летели голубенчики

По утренней росе,

По зелёной полосе,

Сели на сарай.

Беги, догоняй.

Родились у нас котятя

Раз-два-три-четыре-пять,

Приходите к нам, ребята

Раз котенок - самый белый

Два котенок - самый смелый

Три котенок - самый умный

А четыре - самый шумный

Пять похож на три и два

Теже хвост и голова

Тоже пятнышко на спинке

Также спит весь день в корзинке.

Хороши у нас котята

Раз-два-три-четыре-пять

Приходите к нам, ребята

Высоко-превысоко

Кинул я свой мяч легко.

Но упал мой мяч с небес,

Закатился в темный лес.

Раз-два-три-четыре-пять,

Я иду его искать.

Раз, два, три, четыре, пять.

Мы решили поиграть,

Но не знаем, как нам быть,

Не хотел никто водить!

На тебя укажем мы:

Это верно будешь ты!

Ела Маша кашу,

Кашу не доела.

«Раз, два, три» - сказала

И картошку съела.

Кто три ложки возьмёт,

Тот и вон пойдет.

Раз, два, три.

На полянку выходи,

Хороводы заводи,

Кто остался,

Тот води.

Раз, два, три, четыре, пять,

Мы выходим поиграть.

Надо воду выбирать,

Топ, топ, топоты,

Водой точно будешь ты.

Раз, два, три, четыре, пять,

Негде зайчику скакать;

Всюду ходит волк, волк,

Он зубами – щелк, щелк!

А мы спрячемся в кусты,

Прячься, заинька, и ты.

Ты, волчище, погоди!

В даль бежит река лесная,

Вдоль неё растут кусты.

Всех в игру я приглашаю,

Мы играем - водишь ты!

Мы собрались во дворе,

Дело было в сентябре.

Раз, два, три, четыре, пять,

Мы решили поиграть.

Сколько будет два плюс три?

Если знаешь, то води!