Как раскрасить платки растительными узорами. Художественные техники. Как нарисовать платок карандашом поэтапно

Причем, как показала практика, чаще всего меня получаются неудачные варианты.

Вот и сейчас стоит в углу, прислоненный к стене огромный подрамник — это будущий платок. Шелк, правда, искусственный, как раз кусок оставался 90 х 90. Будущий аксессуар ждет своего часа. А я пока рисунок для платка ищу. Искать особенно не надо, уже давно взяла у Линды Клявиной специально нарисованные узоры для платков — она их «раздает» любому желающему, правда, просит упомянуть создателя. Вот, упоминаю

Спасибо этому чудесному дизайнеру за такие красивые рисунки платков:

Следующий шаблон можно было бы поместить в пост , но я подумала, что добавив кайму по всему периметру, вы можете сделать его отличным платком!

Сразу предупреждаю: при нажатии открывается картинка ООООЧЕНЬ большого размера — вы даже можете ее поначалу не увидеть Смело копируйте к себе в папку, а потом уменьшите, чтобы рассмотреть детали.

Такой большой размер рисунка очень удобен для реального шаблона платка. Если, конечно, есть где распечатать (например, в небольшой типографии). У меня с моим недавним платком вышла история: я самостоятельно увеличивала рисунок, потом вырезала в программе 1\4 часть, чтобы выделить паттерн, увеличивала его, и только потом начинала переносить его — вручную! по клеточкам — на бумагу.

Вот собственно, сам процесс:

Прошу прощения за кусок торта не к месту Это я так творю, мне нужна подпитка

Шаблончик был такой:

А это его 1\4 увеличенная часть:


А «история» такова, что никак мне не удается постигнуть все хитросплетения этого замысловатого узора

Вот еще несколько оригинальных рисунков для платков, которые я почерпнула в шаблонах для татуировок Это кельтские узоры — очень они мне нравятся!

Роспись платков является одним из видов искусства, который в последние десятилетия был практически забыт, однако недавно вновь вернулся в мир моды. Раньше платки носили практически все – богатые, бедные, старые, молодые. А сколько приносила радости «ревизия» бабушкиного сундука, в котором хранились платки самых разнообразных расцветок, украшенные золотистой нитью!

Вот и сегодня в моду входят платки с узорами, но теперь они более стильные, к тому же разнообразие орнаментов и рисунков значительно выросло. Не даром же говорят, что новое – это практически всегда давно забытое старое. Не удержались мировые кутюрье, вспомнили про русский национальный аксессуар, который раньше был в доме у каждой модницы – платок с узором.

История

Платок – это женский традиционный головной убор. Однако раньше этот аксессуар использовался не только в качестве покрытия головы. Платок мог рассказать многое о своей обладательнице. Его расцветка, размер, рисунок и качество изготовления свидетельствовали о материальном и семейном статусе, эстетических вкусах, подчеркивали обыденность или праздничность всего наряда.

Несомненно, под влиянием моды и развития технологий, платки, как впрочем и другие предметы одежды, менялись. В древности платки были вышиты в ручную, к тому же они были, как правило, белого цвета. Орнамент для вышивки имел важное значение, так как каждый его элемент обладал уникальным трактованием.

Узор рассказывал о надеждах и желаниях девушки или женщины, которая его изобразила на своем платке. Многие свято верили, что вышитое ими обязательно сбудется. Голуби на платке были символом верной любви и своеобразным оберегом от измены. Алые розы вышивали в надежде на яркую жизнь и чистые чувства избранника. Лист барвинка – своеобразный приворот – вышивальщица верила, что благодаря такому изображению ее избранник будет виться вокруг нее, как барвинок. Розовые кисти должны были освещать судьбу, словно солнце в ясную погоду, а коричневые – защищали от темных сил. Зеленые листья и трава помогали обогатиться. Фиолетовый орнамент освещал жизненный путь, как путеводная звезда. Позже, когда появилась возможность окрашивать ткани в разные тона, появились цветные платки.

Советы перед покупкой

Платок поможет подчеркнуть индивидуальность обладательницы, оттенить цвет глаз или волос, скрыть недостатки или наоборот притянуть к себе внимание, поэтому перед покупкой лучше определиться, какого именно цвета и размера вам нужен платок, так как нередко от продавца во время примерки можно услышать только «вам отлично идет!», что иногда далеко от истины.

Цвет и рисунок

Перед покупкой определитесь, какого цвета платок вам необходим – при выборе оттенка обратите внимание на цвет ваших глаз (при совпадении платок отлично оттенит их), на одежду, с которой планируете его носить – подбирать лучше в тон, а если хотите выделиться из толпы, то вам подойдет контрастный или яркий аксессуар. Полным лучше избегать крупного орнамента.

Размер

Платки, размер которых меньше 90х90 сантиметров, удобно повязывать на сумке либо на шее, а также аккуратно обмотать запястье. Если же вы хотите носить платок на шее и в зоне декольте, то лучше подобрать платок большего размера, так как лишь изделия со стороной от 110 сантиметров дадут возможность его обладательнице воспользоваться разнообразными интересными вариантами для завязывания.

Модные производители платков и узоры

Среди всех шелковых платков, производимых в мире, первое место прочно удерживают аксессуары от – многие модницы следят за последними коллекциями дизайнеров данной торговой марки, чтобы пополнить свой гардероб новыми изделиями. Платки от отличаются сложнейшими узорами и неповторимым сочетанием ярких цветов. Обычно дизайнеры не применяют на своих изделиях горошек, клетку или животные принты, что выделят их из ряда других модных брендов. В этом сезоне на платках от можно встретить славянские, египетские или арабские мотивы. К тому же, несмотря на то, что год Лошади уже уступил место Синей Козе, производители этой торговой марки продолжают использовать тематику лошадей, лошадиных упряжек, скачек и бегов, что неудивительно – ведь именно с коней и начинается история этого бренда.

Также знамениты во всем мире, но особенно любимы на своей родине, наши российские павлопосадские платки. Их история насчитывает несколько столетий, и сегодня павловопосадские платки производятся в больших количествах и пользуются повышенным спросом. Художники постоянно работают над новыми эскизами, которые учитывают модные тенденции мирового уровня, а также восстанавливают узоры прошлого, которые были утрачены. Дизайнеры этого бренда в начале года приступили к выпуску аксессуаров преимущественно с крупным рисунком, изображения настолько четкие и качественные, что создается иллюзия объемного рисунка. К тому же, следуя модным тенденциям, разработаны коллекции в зеленой, рыжей и коричневой цветовых гаммах с яркими рисунками насыщенных цветов. Не так давно дизайнеры данной торговой марки создали специальную коллекцию, предназначенную для модниц, которые даже в суровые холода хотят выглядеть стильно – павловопосадские платки с мехом. Так, любительницы красивых платков смогут обзавестись экземплярами с опушкой из меха лисицы, песца и других животных.

Платки в этом сезоне невероятно женственны: с несимметричными геометрическими принтами, цветочными рисунками. Оттенки в цветовых гаммах изображений искусно подобраны. К тому же на платках мы можем увидеть неизменную фирменную деталь – символику .

Некоторые стилисты связывают качественно изготовленные платки от модных производителей с рукотворными бриллиантами, которым необходим соответствующий наряд, помогающий раскрыть их ценность. К счастью современный мир моды не ставит четких границ, благодаря чему есть огромное поле для творчества. Платки можно сочетать практически со всем: с пальто, классическими блузами и платьями, элегантно облегающими свитерами. Более того, если небрежно повязать платок на шее или на запястье, то он может стать отличным дополнением к молодежным джинсам и кедам.

Не бойтесь экспериментировать!

И так, рисуем платок в технике холодного батика.

Материалы:

Ткань - креп-сатин, белого цвета, размер приблизительно метр на метр. Ткань берем с запасом, т. е. готовое изделие будет где то 90х90 см.

Резерв - прозрачный фирмы Гамма

Краски - акриловые для шелка Silk, Гамма

Стеклянная трубочка для резерва

Тряпка, для удаления капли резерва с трубочки, и для сушки кистей.

Кисти - 3 беличьих кисти разного размера, №5 для мелких деталей, №12 для заливки крупных деталей, №24 плоская кисть для фона.

Карандаш, большой лист бумаги для рисунка, маркер для обводки рисунка.

Деревянная рама, или подрамник (я использую раздвижную раму)

Перед тем как натягивать ткань на раму, ее следует промыть в легком мыльном растворе, для того, чтобы смыть заводскую обработку ткани, потому как если ее не промыть, краска будет плохо растекаться. После высыхания ткани, ее следует слегка прогладить.

Для начала очень ровно позиционируем ее:

Затем прикрепляем ткань канцелярскими кнопками, делаем это начиная от середины к краям. Важно ткань натягивать очень ровно, чтобы не перекосить ее.

После того как ткань натянута, нам нужно сделать рисунок нашего платка в размер рамы. Можно сделать предварительный эскиз маленького размера, а затем увеличить его до размера платка. Я рисунок делаю без предварительного эскизирования, прямо на большом куске бумаги. Для того, чтобы рисунок был лучше виден, я обвожу его поверх карандаша перманентным маркером.

Затем подкладываем рисунок под ткань таким образом, чтобы он был хорошо виден сквозь нее. Если рисунок находиться слишком низко и не виден, то можно подложить книги или журналы, чтобы он был ближе к ткани.

Когда рисунок размещен под тканью, начинаем наносить резерв.

Наносим резерв тщательно, чтобы не было разрывов, иначе краска потечет. Когда прошли резервом весь рисунок, оставляем его высыхать. Высыхает где то за час. Если время на работу ограничено, то можно ускорить процесс сушки феном.

Когда резерв высох, начинаем непосредственно роспись. Перед тем как наносить краску, нужно смочить раскрашиваемую область чистой водой. Это нужно для того, чтобы краска текла более свободно, а так же для того, чтобы выявить те места, которые плохо пропитал резерв.

Роспись по ткани напоминает акварельную живопись, потому, как в акварели, мы постепенно вплавляем один цвет в другой, добиваясь неповторимых переходов и игры цвета. Я обхожусь без палитры, смешивая краски прямо на ткани. Новичкам такой фокус будет наверное сложен, поэтому советую воспользоваться пластиковой палитрой.

При нанесении краски следует учитывать вид ткани. На различной ткани краска ведет себя по-разному. Она может течь равномерно, либо больше по утку, либо больше по основе.

Наносить краску нужно аккуратно, чтобы не попасть другим цветом на уже прокрашенные области, так как исправить это уже не удасться.

По моей задумке цветы на платке будут светлее фона, я делаю их золотисто - оранжевыми, листья же будут темнее фона,я делаю их красно коричневыми.

Если все таки в некоторых местах резерв был нанесен плохо, и мы этого не заметили при смачивании ткани водой, в этих местах краска протечет на другую область рисунка. Нам этого не нужно, но так как фон предпологаеться довольно таки темным, то протечки можно особо не размывать. Но обязательно эти места вновь пройтись резервом, чтобы цвет темного фона не затек на светлые цветы. Если же вы делаете фон светлым, то как только краска протекла, ее нужно тут же размыть на сколько это возможно и место протечки пройтись резервом.

Постепенно, расписывая небольшие детали, переходим к росписи фоновой области. Необходимо помнить, что большую область нужно писать быстро, не прерываясь, чтобы краска текла равномерно и нигде не высыхала раньше времени, иначе можно получить некрасивые пятна и затеки.

Чтобы добавить интересный эффект "капель", посыпаем мокрую ткань в некоторых местах мочевиной. Мочевина продается в любом садово-огородном магазине. Есть какая то специальная присыпка для подобного эффекта, но стоит конечно на порядок дороже (не знаю как называется). Либо можно вместо мочевины посыпать крупной солью, соль создает "звездочки" более светлого цвета.

И так, мы закончили роспись. Если в каких либо местах цвет не настолько насыщенный как вам хотелось бы, можно добавить цвета, заново смочим нужные участки и усилить контраст.

После высыхания, ткань нужно аккуратно снять с рамы, вынув кнопки.

Рисунок закрепляем при помощи не очень горячего утюга с изнаночной стороны на средней температуре допустимой для даного типа ткани.

После закрепления рисунка, ткань нужно прополоскать в теплой воде с добавлением малого количества мягкого шампуня, это нужно сделать для того, чтобы избавится от жесткости ткани после утюжки.

После того как ткань прополощена и высушена, нужно ее опять прогладить и ровно обрезать в размер, а затем обработать края. Для тех кто не дружит со швейной машинкой, можно отнести платок в ближайшее ателье и за не большую плату вам там обработают край на оверлоке.

И вот наш платок готов!

Тема урока: «Мамин платок»

Учитель: Н.Н.Кузьмина

Класс: 3 – в

Изобразительное искусство


Куликов Иван Семенович. « Полевые цветы »


встречают, по уму провожают


Жили мужик, да баба. У них была дочка, да сынок маленький.

Доченька, - говорила мать, - мы пойдем на работу, береги братца!

Не ходи со двора, будь умницей - мы купим тебе …

платочек





В XIX в. нанесение узора на платки на Павлово-Посадской мануфактуре осуществлялось только вручную.

Деревянные формы для набивки узоров на павлопосадские платки назывались «цвéтки» и «манеры», для их производства использовали только твердые породы дерева (дуб, грушу, орех), а для большей прочности их склеивали из трех слоев дерева. С помощью «цвéток» на шерстяную или шелковую ткань наносили краски, для каждого цвета требовалась отдельная доска - «цвéтка».

Деревянные формы для набивки узоров на платки назывались «цвéтки» и «манеры». С помощью «цвéток» на шерстяную или шелковую ткань наносили краски, для каждого цвета требовалась отдельная доска - «цвéтка».



Самый популярный цветок в Павлово-Посадских узорах - это роза.

Часто в «букете» Павлово-Посадского платка художниками используется

цветок - лилия.

«Южная ночь»

«Солнечное лето»

«Вечерний сад»


Многокрасочные платки прославили Павловский Посад на весь мир. Роскошная роза стала символом павлово-посадского платка.

Обычный рисунок павлово-посадского платка - от крупного по краям к мелкому в центре.

По углам - крупные, броские цветы, к центру рисунок уменьшается, и середина заполнена исчезающее мелкими элементами




  • Определяем центр при помощи диагональных линий.
  • Размещаем узор в центре.


Мастер Украшения

Тёплые и холодные цвета.





  • Выбери расположение узора.
  • Выбери изображение на платке.
  • Преврати изображение в узор, для этого выбери цвет и ритм узора .


В традиционных рисунках платков всегда присутствовали древние языческие образы и символы, такие как певчие птицы, дерево жизни, образ лебедя. Позже в эти орнаменты виртуозно вписываются позаимствованные в Европе античные вазы и французские букетики, виноградная лоза и вазоны с крупными цветами. Так же в платке всегда присутствовала (как одно из направлений) тема восточных орнаментов – бобов и пейсли (или восточный огурец).



Район Павловского Посада (территория бывшего Богородского уезда) - один из старейших российских текстильных центров. В XVIII - первой половине XIX веков богородские платки и сарафанные ткани отличались особой красотой вытканного золотной нитью орнамента. Позднее здесь широко распространилось шелкоткачество, а с 1860-х годов начался выпуск шерстяных и полушерстяных платков, украшенных красочным набивным орнаментом.



Постепенно производство разрасталось и приобретало ярко выраженный национальный характер.



Изначально павловопосадские набивные платки были шерстяными и полушерстяными. Они были украшены традиционным красочным набивным орнаментом, возникшим в подмосковном городе Павловский Посад в 1860-1880-х годах.



Павловопосадская мануфактура - единственное из старинных российских платочных предприятий, сохранившихся по сей день. В XVIII - начале XX веков текстильная промышленность была чрезвычайно развита в Москве и Московской губернии.



В Павловском Посаде и близлежащих к нему сёлах располагались крупные фабрики и небольшие мануфактуры, продукция которых вывозилась в Москву и другие города, распространялась на ярмарках.



Одно из крупнейших предприятий России второй половине XIX века - фабрика, принадлежавшая Якову Ивановичу Лабзину (1827-1891) и Василию Ивановичу Грязнову (1816-1869). Основана она была ещё в конце XVIII века крестьянином села Павлова (с 1844 года - город Павловский Посад) Иваном Дмитриевичем Лабзиным, внуки которого к началу 1840-х годов числились уже в купеческом сословии.


Яков Иванович Лабзин (1827-1891)
Василий Иванович Грязнов (1816-1869)


Яков Иванович Лабзин (1827-1891) – купец-благотворитель. С 1849 г. он возглавлял платочную мануфактуру в г. Павловском Посаде Богородского уезда Московской губернии. Однажды он пришёл к местному святому Василию Грязнову за каким-то советом. Первое общение с Грязновым произвело на купца сильное впечатление, он увидел перед собой человека, живущего святой жизнью. Он предложил Василию стать его товарищем в деле, и тот согласился. Вскоре они стали друзьями.

Василий Иванович Грязнов (1816-1869) . Родился в простой семье в деревне Евсеево (в настоящее время Павлово-Посадский район), получил домашнее образование, унаследовал от родителей глубокую веру и любовь к Богу.

Но когда поступил работать на фабрику, наивный деревенский юноша окунулся в мир порока и страстей, начал пить вино, попал под воздействие дурной компании. Однако со временем он сумел перебороть свои слабости и стать на путь исправления.

После знакомства с купцом Я.И. Лабзиным и вступлением в дело Грязнов продолжил вести жизнь святого подвижника. Когда у него появилось больше денег, он тратил их на помощь бедным и на благоугодные дела. Василий вместе с Яковом Лабзиным и сестрами Якова строили школы и богадельни. Василий мечтал построить в городе Павловском Посаде мужской монастырь, но не успел. Благодаря Якову Лабзину и его сестрам в 1874 г. в Павловском Посаде был построен храм на месте захоронения святого Василия. В 1894 г. на месте храма был открыт Покровско-Васильевский монастырь.

Василий Иванович Грязнов канонизирован Русской православной церковью как святой в лике праведных – Праведный Василий Павлово-Посадский .



Небольшое шёлкоткацкое заведение быстро росло, расширяя и меняя свой ассортимент. В 1853 году Яков Иванович Лабзин (правнук основателя фабрики) и его родственник и компаньон Василий Иванович Грязнов (Яков Лабзин был женат на сестре Грязнова), объединив капиталы, основали собственный Торговый дом. Спустя три года они помимо ткацкого производства открыли и набивное.

Вплоть до 1860-х годов фабрика выпускала шерстяные, полушерстяные, хлопчатобумажные ткани и павловопосадские шали. Во второй половине XIX века уже преобладали популярные набивные шерстяные палантины и шали. Как раз в это время они широко входили в моду как незаменимый элемент костюма горожанок и сельских жительниц. Купчихи, мещанки, крестьянки щеголяли в накинутых на плечи или на голову палантинах и шалях с орнаментами в "восточном" духе либо с яркими цветочными композициями.

После Октябрьской революции фабрику национализировали, она рассталась с именами прежних владельцев и стала называться Старопавловской.

Изменения в жизни страны незамедлительно сказались на ассортименте. В 1920-х годах начались эксперименты с рисунком, возникли неожиданные для платочной тематики мотивы революции, успехов коллективизации и индустриализации. Но цветочные композиции по-прежнему оставались визитной карточкой павлово посадских платков.

Новые рисунки и орнаменты в русле классической для фабрики традиции были основной заботой художников того времени, среди которых выделялись Нил Постигов и Константин Аболихин, работавшие ещё до революции.



Павловопосадские художники создавали рисунки со сложными декоративными мотивами: причудливо переплетающимися, так называемыми "турецкими" огурцами, "опахалами", картушами, завитками; узорной, почти ювелирной разработкой каждого элемента. Рождались и натуралистичные, объёмно трактованные цветочные композиции садовых и полевых цветов: роз, пионов, ромашек, незабудок…



Павловопосадские платки являются признанными представителями русских народных промыслов. Шерстяные, шелковые, хлопчатобумажные платки Павлова посада ценятся во всем мире.
Предприятие выпустило более трехсот разных видов шарфов, шалей и палантинов, которые, несомненно, можно назвать настоящими русскими сувенирами.














Натуральные шерстяные, хлопковые и шелковые платки можно носить в любое время года.

Кроме того, художники-модельеры находят интересные решения с применением павловопосадских платков.
Такие предметы женской одежды, как те, что приведены ниже, могут стать визитной карточкой их обладательницы, а любой пасмурный день они сделают ярким и солнечным.








Подбитые мехом платки и жилетки, сшитые из павловопосадских платков - тёплые и стильные элементы костюма современной женщины, которая любит русский народный колорит. Всё это можно носить и с брюками, и с юбками, в праздники и в будни.

Все эти замечательные модели придумали и выполнили мастерицы Алёна , Валентина Давыдова (valentin-ka) , Ираида Соловей















Павлово посадский платок настолько узнаваем, что, кажется, трудно найти человека, никогда его не видевшего. Подмосковная павлово посадская шаль давно стала одним из символов русской традиционной культуры. Вспомним купчих в ярких шалях с полотен Кустодиева и Малявина. Рисунки на павловские платки наносили вручную, с помощью специальных деревянных досок: "манер" и "цветок".



Несмотря на то что в 1870-х гг. была куплена пирротина - машина, набивавшая узор на ткань, её применение имело серьёзные ограничения: механически печатались лишь павловопосадские платки небольших размеров четырёх-пяти цветов. С помощью досок узор набивали по частям, накладывая его до 400 раз, так как для каждой части (а их могло быть от 4 до 24) и каждого цвета (порой более 16) применялась своя доска. Этот трудоёмкий и длительный процесс требовал от набойщика высочайшего мастерства, ювелирной точности движений, не позволявшей рисунку сместиться.
Доски использовались долго, иногда в течение десятилетий, ибо спрос на шали с подобными узорами не падал. Ручная набивка павлово посадских шалей частично сохранялась почти до середины 1980-х гг. По краю павловопосадские платки украшались сетчатой шерстяной или шёлковой бахромой, которая до сих пор вяжется и пришивается надомницами вручную. На вязку бахромы одного платка у мастерицы уходит два часа – это семейная традиция, ее вяжут и мамы и бабушки и дети.



С 1970-х годов технология набивки платков значительно упростилась. Принцип нанесения рисунка остается прежним, но краска наносится печатниками на ткань не деревянными формами, а с помощью специальных шелковых или капроновых сетчатых шаблонов. Печать по шаблону позволяет наносить неограниченное количество цветов, получать на ткани тонкий изящный контур, точно совмещать отдельные элементы рисунка.

Печатные шаблоны готовятся с помощью уникальной установки прямого гравирования, наносящей под управлением компьютера капельки расплавленного воска на поверхность покрытой фотоэмульсией сетки.

Печатные краски готовятся на автоматической красковарке, где все процессы выполняются без участия человека. Здесь впервые в мире была внедрена плазмохимическая обработка ткани перед печатью вместо вредного хлорирования.



В музее платков можно увидеть всё разнообразие павловопосадских платков, от старинных классических образцов ручной набойки девятнадцатого века, авангардно-пропагандистских платков тридцатых годов прошлого века до современных платков и шалей выпускаемых предприятием в настоящее время.

За более чем двух вековое существование, Павловопосадская платочная мануфактура прошла огромный путь своего развития от крестьянской светлицы до современного конкурентоспособного производства, отвечающего всем мировым стандартам. Ее достижения неоднократно были отмечены на различных выставках, начиная от Малой Серебряной Медали на Московской выставке российских мануфактурных произведений, до Большой Золотой Медали на Всемирной выставке в столице Бельгии в Брюсселе.



Именно с рисунка (крока) начинается работа над каждым новым изделием. Все подготовленные кроки рассматриваются и утверждаются художественным советом, на который приглашаются заслуженные художники предприятия, представители Министерства культуры РФ и экспертного совета Московской области по народным художественным промыслам.



Как только рисунок утвержден, к работе над ним подключаются колористы. Их задача - подобрать рецепты печатных красок, добиваясь точного воспроизведения с помощью текстильных красителей авторского рисунка, выполненного гуашью.
Основная сложность работы колористов состоит в том, что истинный цвет будет виден только после обработки ткани паром.



Каждый рисунок печатается в нескольких цветовых вариантах - колоритах. В зависимости от сложности рисунка применяются различные способы его нанесения на ткань.



Печать осуществляется на печатных столах с автоматическими печатными каретками и многокрасочных печатных машинах. Самые ответственные операции выполняются вручную.


В цехе готовой продукции



Работа с бахромой



Работница мануфактуры демонстрирует готовое изделие


До того, как павлово-посадские платки стали неотъемлемой частью народного костюма крестьянства и купеческого сословия, они долгое время оставались модным аксессуаром дам благородных сословий. В начале 19 века этот элемент женского гардероба был настолько популярен, что существовал даже танец с шалью, в котором дамы могли демонстрировать свою благородную осанку. Платки того времени обычно декорировались турецкими орнаментами, чуть позднее в моду вошли так же и цветочные орнаменты. Их создание – особое искусство, бережно и ревностно хранимое художниками и мастерами набойного дела павловопосадской платочной мануфактуры.

«Однажды на балу у Орлова попросили одну из московских красавиц, жену его незаконного сына, протанцевать "pas de chele", - вспоминает Е. И. Раевская. - Она согласилась и, став посреди залы, будто невзначай, выронила гребень, удерживающий ее волосы. Роскошные, как смоль, черные волосы рассыпались по плечам и скрыли стан ее почти до колен. Все присутствующие вскрикнули от восторга и умоляли ее исполнить танец с распущенными волосами. Она только того и хотела; исполнила танец при общих рукоплесканиях". Появлению этого танца способствовало увлечение французского общества античной культурой. «Па-де-шаль -соло, танцуется с легким газовым шарфом в руках: танцующая то обмотывается им, то распускает его». Особое внимание обращалось на плавность и грациозность движения рук Танец с шалью требовал грации и изящества. Дама медленно поворачивалась к публике то лицом, то спиной, поднимая поочередно то правую, то левую руку сзажатым в ней концом шали. Каждое новое движение начиналось с вытянутого носка правой или левой ноги. В начале 19века это мог быть и парный танец, но впоследствии он стал сольным дамским танцем. Чтобы шаль была послушной, в ее концы вшивались тяжелые золотые, серебряные или кораловые шарики. Сначала танец назывался а-ля грек, новое название появилось ближе к 30-м годам. Это танец-импровизация, где особое значение имела игра с шарфом и движения рук. Дама выходила на середину зала и, подбрасывая вверх легкий шарф, ловила его, проделывая с ним различные грациозные движения. Все внимание приковывалось к плавности и красоте движений рук. В царствование Александра I воспитанниц женских учебных заведений начали обучать танцу с шалью. Так девушки демонстрировали свое изящество, грациозность и хорошую осанку. Эта традиция сохранилась до конца XIX века.



Сегодня многие дизайнеры обращаются к национальному стилю вообще и к павловопосадским узорам в частности. Секрет такой популярности в том, что эти платки передают особенности национального русского характера, напоминая о свойственной ему духовности.



Спустя столько лет павловопосадский платок продолжает жить и развиваться: восстанавливаются старинные узоры, заимствуются орнаменты других народов и культур. К примеру, в настоящее время пользуются популярностью платки и шали с «турецкими огурцами» и «бобами», позаимствованные у знаменитых индийских кашемировых шалей.



Это неудивительно, потому что настоящие, традиционные, качественные вещи найдут своих ценителей в любые времена, и павловопосадские платки тому подтверждение.

Фотохудожник Лара Кантур (Lara Kantur)




Рисунок павловопосадского платка. Почтовая марка России, 2013 г.

Оригинал записи и комментарии на