Адыгейская народная сказка лиса и журавль читать. Русская народная сказка «Лиса и журавль. Журавль и цапля — русская народная сказка

Лиса и журавль - короткая поучительная русская народная сказка с глубоким смыслом. Сказку Лиса и журавль можно читать онлайн или скачать текст в формате PDF и DOC.
Главные герои сказки Лиса и журавль наглядно демонстрируют поведение людей, заставляют читателя задуматься и взглянуть на себя со стороны. Сказки о животных, олицетворяют реальные черты характера и пороки людей.
Краткое содержание сказки начинается с того, что Журавль и лиса породнились - стали кумовьями, этот факт обязывал их дружить и обменяться гостеприимством. Лиса первая пригласила в гости журавля, и приготовила для него манную кашу. Но, вместо радушного приема, лиса приготовила угощение с подвохом. Учитывая то обстоятельство, что у журавля длинный клюв, она специально положила кашу в тарелку и размазала ее по краям. Журавль как ни старался, каши поесть не смог, смекнул в чем дело но виду не показал. Он деликатно поблагодарил радушную хозяйку и пригласил к себе в гости. Не понятно на что рассчитывала лиса, то ли, она считала, что журавль ничего не понял, то ли сыграли такие пороки как, безнаказанность, наглость и бесстыдство, но она довольная отправилась в гости в надежде на теплый прием. Журавль отплатил ей тем же, налив угощение в кувшин с узким горлышком. Лиса как не старалась залезть мордой в кувшин, ничего не выходило. Ушла с гостей голодная, и обиженная, с тех пор дружба у журавля и лисицы врозь.
Если проанализировать сказку Лиса и журавль то можно выявить мораль и главный смысл сказки. Во первых, изначально дружба лисы и журавля является маловероятной, надуманной, навязанной, ведь это абсолютно два разных индивидуума. Поведение лисы четко указывает на такие человеческие пороки как: жадность, бесстыдство, безнаказанность, грубость, дерзость, жеманность, лицемерие, жестокость, ханжество, лицемерие, хитрость. В принципе от лисы этого вполне можно ожидать, ведь в русских народных сказках она является олицетворением всех отрицательных качеств. Журавль напротив, показал себя с положительной стороны и проявил такие качества как: сдержанность, вежливость, тактичность, благодарность (он не стал демонстрировать свое недовольство хозяйке, и не показал виду, что обижен ее поступком). Но, пригласив лису в гости, и отплатив ей тем же, журавль раскрывается как натура злопамятная, мстительная и обидчивая. Прочитайте сказку детям, и обсудите с ними, правильно ли поступил журавль, наказав лису за ее поведение?
Читать сказку про Лису и журавля не только очень интересно, но и поучительно. Эта небольшая короткая сказка может стать хорошим поводом для беседы с детьми, о настоящей дружбе и правильном поведении в разных жизненных ситуациях. Сказка учит тому, что прежде чем объявлять кого-то другом, нужно узнать достойный ли он человек, совпадают ли ваши интересы, подходите ли вы друг другу. Ведь на примере лисы и журавля видно, что их дружба изначально ничего хорошего не обещала, отношения были формальными, можно сказать они улыбались друг другу сквозь зубы. Еще сказка учит тому, если уже вы пригласили кого-то в гости, то должны встретить его на высшем уровне, с почестями и уважением.
Основной смысл и мораль сказки Лиса и журавль - не поступать с другими так, как не хотел бы что-бы поступали с тобой. Ищи себе настоящих проверенных друзей, не обманывай ни себя, не других. А уж если обхитришь кого то, то знай, что обязательно найдутся те, кто умнее и хитрее тебя в сто раз и готовы отблагодарить тебя тем же.
Сказка Лиса и журавль наглядный пример многих народных пословиц : Гусь свинье не товарищ, Две кошки в мешке дружбы не заведут, Скатерть со стола и дружба слыла, Не сошлись обычаем, не бывать дружбе, Как аукнется, так и откликнется, Не рой другому яму сам туда попадешь, Мягко стелет, да жестко спать.

Лиса и журавль.

Русская народная сказка для детей от 3 лет.


    Подружилась лиса с журавлем. Вот и вздумала однажды угостить его. Пошла журавля в гости звать:
      - Приходи, журавль, приходи дорогой! Уж как я тебя угощу!
      Пришел журавль в гости, а лиса наварила манной каши, размазала по тарелке, подала и потчует:
      - Кушай, журавль, кушай, дорогой! Сама стряпала.
      Журавль хлоп-хлоп носом по тарелке, стучал-стучал - ничего не попадает!
      А лисица в это время лижет да лижет кашу, так всю сама и скушала. Скушала и говорит:
      - Не взыщи, журавль! Больше угощать нечем.
      - Спасибо, лиса, и на этом! Приходи теперь ты ко мне в гости.
      На другой день приходит лиса к журавлю, а журавль приготовил окрошку, налил в кувшин с узким горлышком и говорит:
      - Кушай, лисынька! Больше угощать нечем.
     Лиса начала вертеться вокруг кувшина: и так зайдет, и этак, и лизнет его, и понюхает - ничего не может достать: не лезет голова в кувшин!
      А журавль меж тем клюет, да клюет, все и поел.
      - Ну, не сердись лиса! Больше подчевать нечем.
      Досадно стало лисе: думала, что наестся на целую неделю, а домой пришла голодная.
      С тех пор у лисы с журавлем и дружба врозь.

Лиса и журавль (русская сказка)

Лиса с журавлем подружились. Вот вздумала лиса угостить журавля, пошла звать его к себе в гости:
- Приходи, куманек, приходи, дорогой! Уж я тебя угощу.

Пошел журавль на званый пир. А лиса наварила манной каши и размазала по тарелке. Подала и потчевает:
- Покушай, голубчик-куманек, – сама стряпала.
Журавль стук-стук носом по тарелке, стучал, стучал – ничего не попадает! А лисица лижет себе да лижет кашу, так все сама и съела.
Кашу съела и говорит:
- Не обессудь, куманек! Больше потчевать нечем.
Журавль ей отвечает:
- Спасибо, кума, и на этом. Приходи ко мне в гости.
На другой день приходит лиса к журавлю, а он приготовил окрошку, наклал в кувшин с узким горлышком, поставил на стол и говорит:
- Кушай, кумушка. Право, больше нечем потчевать.Лиса начала вертеться вокруг кувшина. И так зайдет, и этак, и лизнет его, и понюхает-то – никак достать не может: не лезет голова в кувшин.
А журавль клюет себе да клюет, пока все не съел.
- Ну, не обессудь, кума! Больше нечем угощать.

Взяла лису досада. Думала, что наестся на целую неделю, а домой пошла – несолоно хлебала. Как аукнулось, так и откликнулось.
С тех пор и дружба у лисы с журавлем врозь.

Русская народная сказка.

Русская народная сказка «Лиса и журавль»

Цели:

    углубить понимание детьми содержание сказки;

    учить оценивать персонажей по их поступкам и мотивам поступков;

    знакомить со старинными русскими обычаями;

    развивать у детей осознанность чтения вслух;

    формировать гибкость и скорость чтения в зависимости от поставленной задачи;

    развивать память, внимание, мышление, умение объяснять смысл пословиц;

    расширять словарный запас, речь учащихся;

    воспитывать умение дружить, милосердие.

Оборудование:

    на доске пословицы о дружбе, взаимовыручке;

Учебный материал:

    "Лиса и журавль". Русская народная сказка;

Ход урока

I. Организационный момент

II. Речевая разминка.

Закончите фразу:

Кто хочет …(разговаривать),

Тот должен … (выговаривать)

Всё … (правильно) и …(внятно),

Чтоб было всем … (понятно).

III .Работа над чистоговоркой.

Послушайте чистоговорку. Повторите её хором, чётко проговаривая звуки.

Са-са-са – в лесу бегает лиса.

Со-со-со – у Вовы колесо.

Ос – ос –ос – на поляне много ос.

Усь – усь-усь – на лугу пасётся гусь.

Су-су-су – было холодно в лесу.

Ши-ши-ши – веселятся малыши.

Ша-ша-ша – очень груша хороша.

IV .Работа над скороговоркой.

Сидел воробей на сосне,

Заснул и свалился во сне.

Если бы он не свалился во сне,

До сих пор бы сидел на сосне.

V . Сообщение темы урока.

Представьте, что сказки вас просят:

А сейчас

Вы, друзья,

Узнайте нас!

Колотил да колотил по тарелке носом.

Ничего не проглотил

И остался с носом…

(Лиса и журавль)

Дети отгадывают.

Правильно. Эту сказку мы прочитаем сегодня.

Прежде чем вы познакомитесь с содержанием сказки, проверьте, правильно ли вы понимаете значение слов.

На доске:

Покумиться – стать кумовьями. Кум и кума – люди, крестившие ребёнка.

Потчевать – угощать.

VI .Работа по содержанию текста.

Учитель читает сказку.

Дети слушают (без текста).

VII . Подготовка к чтению текста.

    Отработка произношения гласных: а-у, а-о, ы-и, э-а, и-о, ауоэ, аиуоэ.

    Сочетание гласных и согласных.

    Чтение «пирамидки» из ключевых слов.

Дети читают сначала медленно, потом бодро.

Кум

Каша

Гости

Лисица

Журавль

Голубчик

Аукнулось

Откликнулось

4.Чтение трудных слов.

По – дру - подружи-подружились

С-съе-съедена

Ок-окро-окрошка

Ау-аук-аукнулось

От-отклик-откликнулось

В-вр-врозь

Физкультминутка.

Как у нашего у Яшки

С петухами есть рубашка.

Как гулянье на селе,

Так выходит Яшка в ней.

Лишь увидит он подруг,

Всем поклонится вокруг.

Любит Яшка поплясать

И себя показать.

Руки в боки подопрёт

И в присядочку пойдёт.

Ножками потопает,

Сам себе похлопает.

VIII . Чтение текста детьми.

1.Упражнение «Губы».

К плотно сжатым губам по команде учителя читать «про себя» дети прикладывают палец левой руки и читают текст.

Найдите слова, которые можно считать выражением главной мысли.

2. Упражнение «буксир».

Учитель читает текст, варьируя скорость чтения, дети следят. Учитель внезапно останавливается, дети продолжают читать.

3.Упражнение «Чтение с ошибкой».

Учитель читает, делая «ошибки» в словах, дети исправляют ошибки.

4.Чтение вслух парами «наперегонки».

5.Проверка техники чтения.

IX . Обобщение изученного.

Какая лиса? Соедините слова стрелками .

На доске:

пронырливая лиса обманщица

вредная добрая

лукавая хитрая

глупая злая

искренняя коварная

умная насмешливая

Какой журавль? Соедините слова стрелками.

На доске:

Умный журавль выдержанный

Вредный догадливый

Спокойный злопамятный

Глупый угрюмый

Прочитайте пословицу. Как вы понимаете её смысл?

Был бы друг будет и досуг.

Разучите стихотворение:

Эта рыжая плутовка

И коварна, и хитра.

Быстрых зайцев ловит ловко,

Кур ворует со двора.

- Какие загадки про лису вы знаете?

Рыжая хозяюшка из лесу пришла.

Всех кур пересчитала, с собой унесла. (Лиса).

X . Итог урока.

XI . Домашнее задание. Чтение и пересказ сказки.

Русская народная сказка о том, как дружили хитрая лиса и журавль. Пригласила рыжая проказница журавля в гости и решила угостить его кашей, которую тоненько размазала по блюдцу. В ответ журавль предложил ей угощение в кувшине с узким горлышком. Мораль рассказа: не делай подлости другому, сам не получишь того же.

Сказка Лиса и журавль скачать:

Сказка Лиса и журавль читать

Лиса с журавлем подружилась. Даже кумой ему стала, когда у медведицы появился медвежонок.

Вот и вздумала однажды лиса угостить журавля, пошла звать его к себе в гости:

Приходи, куманёк, приходи, дорогой! Уж как я тебя угощу!

Идёт журавль на званый пир, а лиса наварила манной каши и размазала по тарелке. Подала и угощает:

Покушай, мой голубчик куманек! Сама готовила.

Журавль хлоп-хлоп носом, стучал-стучал, ничего не попадает. А лисица в это время лижет себе да лижет кашу - так всю сама и слизала. Каша съедена; лисица и говорит:

Не обессудь, любезный кум! Больше угощать нечем!

Спасибо, кума, и на этом! Приходи теперь ко мне в гости.

На другой день приходит лиса, а журавль приготовил окрошку, выложил в кувшин с маленьким горлышком, поставил на стол и говорит:

Кушай, кумушка! Правда, больше нечем угощать.

Лисица начала вертеться вокруг кувшина, и так зайдет и этак, и лизнет его и понюхает; всё ничего не достаёт! Не лезет голова в кувшин. А журавль меж тем клюет себе да клюет, пока все поел.

Не обессудь, кума! Больше угощать нечем.

Взяла лису досада: думала, что наесться на целую неделю, а домой пошла, как несолоно хлебала. Как аукнулось, так и откликнулось. С тех пор и дружба у лисы с журавлем врозь.