Основные типы и виды культурно-исторического наследия. Культурное наследие

Введение

В современном мире одним из важнейших направлений научного исследования становится обращение к проблемам культурного наследия. Культурное наследие - это сумма всех культурных достижений общества, его исторический опыт, сохраняющийся в арсенале общественной памяти. Такое наследие обладает вневременной ценностью для общества, так как к нему относятся различной давности достижения, которые сохраняют способность перехода к новым поколениям в новые эпохи.

Актуальность данной тематики обусловлена тем, что современная цивилизация осознала высочайший потенциал культурного наследия, необходимость его сбережения и эффективного использования. Город, в котором мы живем, внесен в список исторических городов России. А это значит, что памятники природы, истории и культуры Астраханского края составляют весомую долю в культурном и природном наследии мира, вносят важнейший вклад в устойчивое развитие нашей страны и человеческой цивилизации в целом, что и предопределяет высочайшую ответственность российского народа и государства за сохранение своего наследия и передачу его последующим поколениям.

Современные отечественные исследования разрабатывают новые методические подходы к охране культурного и природного наследия, которые соответствуют международному уровню. В перспективе астраханской практики охраны наследия - сохранение уникальных территорий с комплексной реставрацией памятников истории и культуры. Астраханское культурное наследие только тогда станет полноправной частью наследия мирового, когда общество осознает необходимость сохранения своего национального достояния, и в стране будет создано действенное охранное законодательство.

Кроме того, в последнее время большое внимание этой проблеме уделяют средства массовой информации, как печатные, так и электронные. Нашу страну из затяжного политического, экономического кризиса поднимает не политика, а культура, духовный настрой нашего народа.

Объектом исследования в данном случае являются памятники истории, культура Астраханской области.

Предметом исследования является анализ культурного наследия Астрахани и современного состояния памятников культуры.

Цель данной работы заключается в изучении культурного наследия и комплекса мер по его сохранению с точки зрения законодательства.

Представленная цель определила следующие задачи:

Изучить культурное наследие и его значение;

Исследовать историю развития Астраханского края;

Изучение культурных традиций края;

Изучение государственной политики в области охраны культурного наследия Астрахани;

Изучение культурного наследия Астраханского края в современных условиях.

Понятие и значение культурного наследия

Культурное наследие - это сумма всех культурных достижений общества, его исторический опыт, сохраняющийся в арсенале общественной памяти.

Такое наследие обладает для общества вневременной ценностью, так как к нему относятся результаты давности достижения, которые сохраняют способность перехода к новым поколениям в новые эпохи. Культурное наследие более широкое понятие, чем традиция. В нем сохраняется не то, что на том или ином этапе было создано в культуре общества, включая и то, что на время было отвергнуто и не привилось, но позднее может вновь найти свое место в обществе. Во всякой культуре существует некое динамическое соотношение традиционности; благодаря которой поддерживается стабильность и инноваций или заимствований, через которое общество изменяется. И то, и другое сосуществуют как разные стороны культурного организма, имеющего свою самобытность.

Диалектика культурного процесса состоит в постоянном переходе от прошлого к настоящему и будущему. Накопленному опыту противостоит повседневная практика, которая требует постоянной расшифровки прежнего опыта, его приспосабливания, отбора, интерпретаций и обогащения. В этом поле между прошлым и будущим, настоящем могут присутствовать как привязанность к привычным ритуалам, постоянно возрождающим прошлое, так и погружение в повседневность с ее практическими заботами или же ориентация на будущие достижения.

В многочисленных дискуссиях по проблемам культурного наследия, которые происходили в развивающихся странах, а в период «перестройки» широко развернулись и в нашей стране, выявилось несколько идейно-теоретических направлений. Так среди специалистов в гуманитарных науках нередко сказывается «классикасистое» отношение к наследию, которое ориентированно на тщательное поддержание и освоение «неумирающих сокровищ, имеющих непреходящее значение». В процессе профессионального изучения культуры прошлого возникает представление, что именно в компетентном и основательном изыскании, в обстоятельном описании прошлых достижений культуры и можно обрести смысл достигнутого. И то признание, которые получают такие изыскания в научном мире и на международной арене, то есть премии и награды, которые получают исследователи культурного наследия, служат зримым подтверждением обретенности прошлого.

Охрана и освоение культурного наследия, организация и поддержание музеев, библиотек, архивов и т.д. является важной частью деятельности общественных организаций и обязательной задачей государства.

В этом плане огромные усилия предпринимаются по линии ЮНЕСКО.

Ценности и смыслы, воплощенные в памятники прошлого, несомненно, становятся важным фактором новой культуры. При этом они не только должны сохраняться, но и воспроизводиться вновь и вновь раскрывая свой смысл для новых поколений. Заботиться приходится не только о сохранении, но и о восстановлении возрождений тех форм традиционного творчества, которые утрачены или полузабытья.

Нередко в ходе революционной логики прежних социальных структур возникают идейно-теоретические и политические течения, утверждающие безопасность прежнего культурологического достояния для нового общества. Происходит ниспровержение культурного наследия. Известные примеры такого подхода и культурного достояния можно найти в раннебольшевитской идеологии в период гражданской войны в России. Поздние такого рода идеи получили распространение в национализации леворадикального толка в ряде стран Азии, Африки, Латинской Америки.

Итак, обращение к культурному достоянию предстает как постоянная дилемма для общественного сознания в силу глубокой противоречивости самого прошлого. Другой источник этой противоречивости - наличие альтернатив в развитии общества, выбор которых требует согласования в сложившихся устоями. Каждая функция культурного наследия - поддержание стабильности и постоянства общественной регуляции. Те элементы культурного и социального наследия, которые передаются из поколения в поколение и сохраняются в течение длительного времени выделяются в состав самобытности.

Благодаря культурному наследию осуществляется передача социального опыта как от единого поколения к другому, входящие в жизнь, так и внутри общества между странами и народами. В этом смысле культурное наследие предстает как память общества, кладовая накопленного им опыта, хранительница времени, упорядочивающего этот опыт.

Таким образом, культурное наследие предстает как главный способ существования культуры. Человек за свою жизнь успевает освоить, перевести в свой внутренний мир лишь малую долю культурного наследия. Последнее остается после него для других поколений, выступая как общее достояние всех людей, всего человечества. Однако таковым оно может быть лишь при условии его сохранения. Поэтому сохранение культурного наследия столь естественно и необходимо, как сохранение природы.

Вначале выясним соотношение понятий «наследие» и «традиции».

Прежде всего отметим, что культурное наследие во многом определяется как воплощение традиции, передача которой способствует наделению смыслом прошлого и настоящего. Само же понятие «наследие» с древних времен в большей степени было связано с материальной сферой. Так, в словаре В. И. Даля наследие определяется как «имущество, переходящее по смерти одного владельца к иному, по родству, завещанию или закону» . Если обратиться к историко-культурному толкованию этого понятия, то в русском языке оно явно несет значение «оставление следа», «нахождение следа», «движение по следу», «наступание на след», «след предков». То, что оставляет свой след на долгие годы, как правило, отличается особой ценностью - эстетической, этической, художественной, духовной. Оно вышло за пределы повседневного, обыденного и стало вневременным, общезначимым. Даже если речь идет об архитектурном сооружении, фамильном доме, имеющем частный характер, или сохранившемся в веках предмете быта, можно сказать, что их культурная ценность заключена не столько в красоте (хотя и это может стать предметом значимости), сколько в историческом реализме, уникальности и неповторимости «осколков прошлых лет».

Е. Н. Селезнева предлагает различать два основных и взаимосвязанных понятия: «наследие» и «наследование» как соответственно «объектную» и «процессуальную» стороны исследования: «первое определение предполагает разработку морфологии культурного наследия, его структуры и динамики, что покажет возможности использования объектов прошлого в современной культуре... Наследование как социокультурный феномен в самом общем виде может быть представлено как процесс освоения многомерного социокультурного опыта: необходимого “набора” точек зрения на мир, картин мира, представлений, символов, традиций, стереотипов и образцов деятельности, позволяющих людям отрефлексировать свое представление о мире, данном конкретном социуме, уточнить свои ролевые функции в обществе, удостоверить собственную культурную идентичность» . При этом автор отмечает, что содержание понятия «культурное наследие» по-прежнему остается неопределенным, что и вызывает различные варианты его толкования.

Что касается понятия «традиция», то оно в большей степени связано с духовной, коммуникативной, вербальной сферами. Традиция заключается в знаниях, верованиях, обычаях, обрядах, фольклоре, характере социальных взаимосвязей. Однако в современном употреблении мы все чаще включаем духовные традиции в состав культурного наследия в целом. Понятие «культурное наследие» сегодня становится более широким и многозначным. Его употребление в эпоху инноваций оказывается более естественным, нежели использование понятия «традиция». Передача традиции и строгое следование ей - черта общества, которое избегает перемен и стремится к консервации существующего состояния (или даже возврату к идеалам предков). Поэтому в эпоху современных динамичных изменений политика сохранения традиций может выглядеть как анахронизм, в то время как забота о сохранении культурного наследия - отвечающей стремлению к движению вперед и бережному отношению к памятникам культуры. В то же время с утверждением понятия «культурное наследие» происходит и перенос содержательных акцентов: так, забота прежде всего направлена на памятники материальной культуры, что же касается языка, явлений духовной жизни, то их охрана оказывается делом не общества в целом, а лишь группы узких специалистов. (Например, в «Петербургской стратегии сохранения культурного наследия» сказано: «Предметы охраны культурного наследия - это ключевые элементы, параметры, характеристики среды, которые являются носителями исторической, архитектурной, художественной ценности. Наряду с отдельными объектами культурного наследия охраняются и главные градостроительные принципы. Наивысшую ценность представляют объемно-пространственный планировочный каркас, конфигурация центральных водных пространств, общегородской силуэт, панорамы рек, ансамбли главных площадей, перспективы основных улиц» . Этот документ показывает, что, несмотря на общее определение культурного наследия как «духовного, экономического, социального и культурного капитала», в большей части его объекты трактуются как связанные с материальной сферой, главным образом с обликом городов и областей.)

Это противоречие можно разрешить, если в состав культурного наследия духовные объекты будут включены на равных с материальными, а сохранение традиций будет осмыслено как важнейшая экзистенциальная, смысложизненная функция культуры. Для решения этой задачи необходимы разработка модели культурного наследия и анализ роли традиций в ее реализации.

Анализ феномена культурного наследия приводит к формированию его модели как динамической системы элементов и уровней социокультурных взаимодействий, включающей следующие основные структурные компоненты:

Предмет (объект) культурного наследия. К культурному наследию могут быть причислены достаточно разнородные объекты, как материальные, так и нематериальные.

1. Первый тип - материальное культурное наследие, которое включает в себя следующие виды:

Прежде всего это художественно ценные объекты, произведения искусства во всех его формах, которые вышли за пределы повседневного творчества и поднялись на уровень мировых шедевров. Наличие такого шедевра резко поднимает статус окружающего его места. Если в провинции хранится хоть одно произведение мирового уровня, оно становится сокровищем, оказывающим влияние и на сам город, возвышая его в ряду подобных. Приведем такой пример. в Астрахани в прошлом веке была обнаружена картина Леонардо да Винчи «Мадонна с цветком» (также известная как «Мадонна Бенуа»). Несмотря на то, что в городе она могла бы стать одним из ценнейших достояний культуры, она, конечно, была вывезена в Эрмитаж, где заняла свое достойное место среди сотен тысяч других экспонатов. Арт-объект мирового уровня должен соответствовать статусу его обладателя, хотя во многом жаль, что провинции не имеют права быть носителями подобных ценностей. Исключением являются объекты архитектуры, которые если и вывозились в столицы мира, то не столь часто, как картины (например, музей Пергамон в Берлине, Британский национальный музей в Лондоне, где можно увидеть вывезенные храмовые комплексы из центральной Азии, Индии, Китая, Греции, Рима, Египта).

Другой важнейший вид материальных объектов культурного наследия - исторические раритеты, объекты, не обладающие художественной ценностью, но выступающие предметом исторической ценности. В этом отношении важна не степень мастерства, с которой они были созданы, а степень их древности. Чем более длительная история, тем больше дань уважения. Такие объекты ценны, как места или предметы памяти (термин «места памяти» предложил французский историк Пьер Нора). Порой они обрастают своей мифологией, легендами, уходя от исторической фактичности, но и в этих случаях сохраняют свою значимость как то, что борется с забвением, тленом, смертью, неумолимым временем и делает историю интересной для современного поколения.

Третий вид материальных объектов культурного наследия - традиционные промыслы, занятия, уникальные достижения в профессиональной сфере, ставшие предметом гордости того или иного места (это может быть ювелирным делом, ковкой, технологией изготовления оружия и т. д.), а также результаты традиционных видов профессий (как художественные произведения, так и предметы быта).

Четвертый вид материальных объектов, самый масштабный, - это архитектурные сооружения. Он включает в себя как отдельные постройки, так и города и поселения в целом. Дизайн и композиция домов, сооружений в составе поселения также являются оригинальной чертой, которая представляет традиционную ценность. Поэтому важно сохранять не только отдельные фрагменты города (деревни), но по возможности и сам облик старого города, позволяющий осуществить связь времен и традиций.

2. Второй тип - духовное наследие, которое в свою очередь также подразделяется на различные виды:

Фольклор, народные традиции и обычаи;

Религиозное наследие - культовые места, храмы, изображения, верования и практики прошлого;

Интеллектуальное наследие - вербальные источники, запечатлевшие философскую, этическую, научную традицию прошлого;

Эстетическое духовное наследие - произведения нематериального искусства, в том числе литературы, театра, музыки и др.

Субъект культурного наследия. К нему могут быть отнесены человечество в целом, различные социальные группы (этносы, народы, отдельные сословия, страты, объединения, сообщества), а также отдельные личности, воспринимающие, сохраняющие, в ряде случаев и развивающие культурное наследие.

Механизмы сохранения культурного наследия. Во многом они зависят от типа общества (цивилизационной разновидности), но в целом можно выделить следующие их варианты: бессознательный - осознанный; ритуально-сакральный; нормативно-правовой, морально-аксиологический; воспитательно-обучающий; научно-преемственный, художественно-творческий, информационно-кодовый и др.

Формы сохранения культурного наследия могут быть вербальными и невербальными, материальными и духовными, консервативными и творческими, охранительными или запретительными и др.

Функции культурного наследия. К ним относятся прежде всего:

Репродуктивная (воспроизводство культуры);

Креативная (развитие культуры);

Аксиологическая (наполнение ценностями феноменов культуры и бытия человека);

Экзистенциальная (наполнение смыслом бытия человека в культуре, преодоление отчуждения Природе, страха смерти, конечности во времени, одиночества, обретение свободы и др.);

Этическая (формирование толерантности, уважения к Другому [в пространстве и времени] и др.)

Границы и уровни культурного наследия. Культурное наследие заключено в пространственно-временных границах, пределы которых простираются до известных субъекту артефактов или духовных феноменов (имеющих в отличие от материальных объектов расположенность не в пространстве и времени, а только во времени). Уровень культурного наследия связан с уровнем их субъекта и может быть массовым или элитарным. Это демаркация обусловлена тем, что границы массового и элитарного в пространстве самой культуры могут существенно не совпадать, и их учет принципиален для обозначения данного феномена. Так, феномены искусства (материального и нематериального) являются объектом культурного наследия в основном на элитарном уровне, предполагающем достаточную образованность и сформированность вкуса. Интеллектуальное наследие и исторические раритеты также в большей степени связаны с возможностями элит в их понимании и оценке. Что касается народных промыслов, традиционных занятий и их произведений, архитектурных построек, а также (в духовной сфере) фольклора, то они выступают объектами массового уровня и предполагают, что их носителями (субъектом) могут быть народ, этнос, профессиональные сообщества и т. д.

Графически предлагаемая модель культурного наследия может быть представлена следующим образом:

Важнейшей функцией культурного наследия выступает сохранение традиции и памяти о прошлом, что имеет смысложизненный, экзистенциальный характер. Однако что же формирует ценность самой традиции, является ли она значимой для современного человека, живущего в эпоху инноваций? Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к изучению феномена традиции с позиции аксиологического анализа.

Ценность традиции во многом выступает определяющей для жизнедеятельности социума, символизируя темпоральное единство человечества, коллективного существования, ограниченного временем. На первый взгляд роль традиции особенно значительна лишь на ранней ступени развития человечества. В историческом аспекте традиция, вероятно, выступает одним из самых ранних ценностных приоритетов общества, стремящегося к сохранению своего единства, упорядоченности и стабильности. Следование традиции первоначально имело смыслом выживание и продолжение жизни предков в истории потомков. Ее основанием выступает стремление к не ограниченному во времени существованию, осуществляемому через передачу генетической, энергетической и духовной информации. Ценность традиции тем самым выражает устремленность к «укоренению» во времени, в социальной истории.

Важным основанием формирования ценности традиции выступает страх перед новым, не существовавшим ранее. Это не только инстинктивный природный страх, но и экзистенциальный, метафизический по своей сути. Общество традиции - это общество коллективных решений и коллективной ответственности. Оно избавляет индивида от состояния выбора, позволяет ему гармонично включиться в социум, дает ощущение «свободы» от необходимости самому определять цели и средства деятельности.

Традиция формирует связь между поколениями и между членами общества. При этом ее важнейшей скрытой задачей является наполнение смыслом жизни умерших. Это в первую очередь необходимо для живущих, стремящихся продлить и упрочить свое бытие во времени, пространстве, в жизни других, в их поведении и ценностях. Традиция - это своего рода противостояние человека смерти, забвению. Это попытка самостоятельного решения проблемы обретения вечности без обращения к Абсолюту и мистическим силам. В этом отношении роль традиции предельно высока. Включение в процесс следования традиции наполняет смыслом и значимостью индивидуальное бытие личности. Человек начинает осознавать себя частью более значительного по сравнению с ним в отдельности целым, что неизбежно способствует повышению и его самооценки. Зачастую мы склонны видеть в традиционных формах мировоззрения незначительную ценность личностного, индивидуального. Это было бы справедливым, если бы мы рассматривали индивида вне целого, вне традиции. Следование освященному в веках правилу, ритуалу, этикету, церемониалу делает жизнь индивида больше, чем жизнь отдельной личности. Ценность рода, предков, тотема, от которых и «берет начало» отдельный индивид, становится основанием и для его личной значимости, даже если его роль в обществе предельно низка.

С другой стороны, традиция имеет ключевое значение для наделения определенной ценностью жизни Другого. Поскольку индивид наделяет значимостью традицию, идущую от предков, он осознает (или ощущает) себя частью некой целостности, в которую включены и другие ныне живущие. Те, кто следуют единым традициям, соединяются невидимыми, но чрезвычайно устойчивыми связями. Традиция как коллективный феномен способствует рождению ощущения и осознания своего единства с другими. Это, впрочем, не значит, что все, кто следует одной традиции, отличаются терпимостью и уважением по отношению к Другому. Традиция способствует восприятию Другого как «необходимого для меня» (в духовном или практическом смысле).

Можно заключить, что традиция - это, во-первых, ставший общим достоянием стандарт, найденные кем-то мудрые ответы на вечные вопросы и проблемы. Во-вторых, это способ нахождения смысла жизни и реального варианта обретения бессмертия (или долголетия) в жизни и ценностях своих потомков, свойственный человеку. И, в-третьих, это способ взаимодействия индивидов в обществе, позволяющий осознать ценность Другого для своего бытия.

Традиция имеет различные значения в таких социальных формах, как первобытное, традиционное или инновационное общества. В ранних, первобытных, формах общества традиция обладает высшей значимостью в связи с тем, что способствует сохранению достигнутого качества жизни и ее продолжению в памяти потомков, единению членов общества во времени и пространстве, регуляции всех видов отношений в коллективе, является основанием духовного комфорта его членов, не связанных со страхом и риском принятия собственных решений.

В традиционном обществе традиция выступает в форме духовного основания. Она проявляется в утверждении высшего авторитета предков, древних документальных источников, необходимости прецедента, отказа от нововведений и принятия нового только после многократной проверки. При этом традиция выступает своеобразным каналом связи, соединяющим живущего с умершими, потомков - с предками, индивида - с обществом. Традиция позволяет каждому занять определенное место в социуме, где ему будет гарантировано определенное отношение со стороны других. Традиция оказывается фактором, способствующим устойчивости положения личности в обществе, поскольку связывает его значимость с ценностью общества в целом, позволяет занять определенное место в социальных отношениях с гарантированными правами и обязанностями, оптимистически решать важнейшие смысложизненные вопросы, быть уверенным в будущем.

Ценность традиции в инновационном обществе выступает в качестве средства, источника, служащего основанием для движения к новому качеству. Стремление преодолевать традиции становится характерной чертой данного типа цивилизации, благодаря чему мы называем присущее ему мышление критическим. Но и здесь ступенями для подъема на новый уровень выступает все та же традиция. Особенно явно это проявляется в принципе преемственности, действующем в науке, философии, искусстве. Как известно, даже Исаак Ньютон говорил, что видел так далеко, «потому что стоял на плечах гигантов». Традиция и здесь выступает силой, поднявшей человека над самим собой, однако в отличие от традиционного общества он и сам старается продвигаться и развиваться в новом направлении.

Таким образом, можно заключить, что традиция как унаследованная информация о прошлом человека и человечества выступает важнейшим ценностным основанием бытия (как личного, так и социального), реализуя связь времен и формируя историю. Однако она является хрупкой, как и само бытие, может быть легко утрачена, потеряна, забыта. Она живет в различных документах, памятниках и артефактах прошлого, в том, что мы причислили к культурному наследию. Следовательно, сохранение этого наследия играет важнейшую смысложизненную, духовную и практическую роль для функционирования общества как единого организма, его развития и бессмертия.



Даль, В. И. Толковый словарь русского языка: современная версия. - М.: ЗАО ЭКСМО-Пресс, 2000. - с. 407.

Правительство Санкт-Петербурга. Постановление от 1 ноября 2005 года № 1681 «О Петербургской стратегии сохранения культурного наследия» // Интернет-ресурс. Режим доступа: http://www.gov.spb.ru/gov/admin/otrasl/c_govcontrol/proekt

Главным результатом деятельности людей в области культуры является создание духовных богатств, которые отражают широту и многообразие духовной культуры народов данной страны.

Что составляет духовное богатство общества?

Духовным богатством являются традиции и обычаи, моральные нормы, религиозные заповеди, ритуалы и праздники, книги, произведения искусства, школьные учебники, университеты и школы, научные журналы и конференции и многое такое, без чего человеческая жизнь не имела бы смысла. Вот что такое духовное богатство человечества.

Духовные богатства общества составляют культурное наследие страны, выраженное в материальных и нематериальных культурных ценностях.

    Советуем запомнить!
    Культурные ценности - ценности, имеющие историческое, художественное, научное или иное культурное значение: произведения искусства, книги, рукописи, архивные материалы, архитектура, скульптура и др.
    Культурное наследие - часть материальной и духовной культуры, созданная прошлыми поколениями, выдержавшая испытание временем и передающаяся следующим поколениям как нечто ценное и почитаемое.

Например, народные частушки, стихи А.С. Пушкина и научные теории - это нематериальная часть духовного богатства. Монастырь, местный краеведческий музей или рукописи стихов А.С. Пушкина - примеры материальной части культурного наследия нашей страны.

Слово «ценности» играет при определении культурного наследия ключевую роль. Неудачное стихотворение или некрасивое здание мы вряд ли будем ценить. Они не составляют духовных ценностей. Но лишь то, что сделано ладно, красиво, что нас вдохновляет и возвышает нашу душу, относится к духовным или культурным ценностям.

Сохранение культурного наследия

Культурные ценности, составляющие культурное наследие, являются достоянием народа. Они тщательно охраняются государством.

Охраной культурного наследия в России занимается Федеральная служба по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охраны культурного наследия - Росохранкультура. В стране уже долгие годы работает Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры. Это добровольная общественная организация, благодаря деятельности которой были сохранены сотни архитектурных памятников, усадеб. Членом общества может стать любой человек или организация.

Особо ценные культурные объекты страны включаются в мировое культурное наследие - Всемирное наследие.

Списки ценностей, являющихся Всемирным наследием, публикует ЮНЕСКО (Организация Объединённых Наций по вопросам образования, науки и культуры).

Списки Всемирного наследия ЮНЕСКО включают около тысячи памятников по всему миру Например, Московский Кремль и Красная площадь (Россия), Кентерберийский собор (Великобритания), исторический центр Рима (Италия), древний город Чичен-Ица (Мексика), Великая Китайская стена (Китай), пирамиды (Египет), статуя Свободы (США) и др.

Назовите культурные ценности, изображённые на фотографиях и вошедшие в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. В каких странах они находятся?

    Интересные факты
    В список Всемирного наследия ЮНЕСКО включены 24 российских природных и культурных памятника:

    • Московский Кремль и Красная площадь;
    • исторический центр Санкт-Петербурга и прилегающие группы памятников;
    • архитектурный ансамбль Кижского погоста;
    • исторические памятники Новгорода и окрестностей;
    • историко-культурный комплекс Соловецких островов;
    • белокаменная архитектура Владимира и Суздаля;
    • ансамбль Троице-Сергиевой лавры в городе Сергиеве Посаде;
    • церковь Вознесения в Коломенском (Москва);
    • леса Коми;
    • озеро Байкал;
    • вулканы Камчатки;
    • Алтайские горы;
    • западный Кавказ;
    • архитектурный ансамбль Ферапонтова монастыря;
    • историко-архитектурный комплекс Казанского кремля;
    • Куршская коса;
    • центральный Сихотэ-Алинь;
    • исторический центр города Дербента;
    • Убсунурская котловина;
    • ансамбль Новодевичьего монастыря (Москва);
    • природный комплекс заповедника «Остров Врангеля»;
    • исторический центр города Ярославля;
    • геодезическая дуга Струве;
    • плато Путорана.

    Создание, распространение, усвоение духовных богатств общества

    Известно, что новые идеи, произведения искусства, гениальные открытия создаются конкретными людьми. В нашей стране на ниве культуры трудится множество замечательных людей - настоящих энтузиастов, искренне и беззаветно преданных любимому делу. В их числе - деятели театрального искусства и кино, артисты, режиссёры, музыканты, художники, работники библиотек и музеев и др. Произведения выдающихся писателей-прозаиков, драматургов, поэтов могут оказывать влияние на общество не только в период их жизни, но продолжать влиять на души и умы миллионов людей в целом ряде поколений.

    Жизненный цикл любого произведения представляет собой длинный путь от вынашивания творческого замысла до его создания, опубликования.

    Например, создание книги - долгий процесс: написание, рецензирование, сдача в издательство, редактирование, публикация, распространение (продажа), каталогизация (зачисление в каталоги библиотек, в справочную литературу), обретение популярности (или нет), цитирование, критика и т.д.

    Мало создать произведение, необходимо донести его до общества. До тех пор пока оно не выставлено для всеобщего обозрения (картина, скульптура), не издано (литература, наука), не исполнено (музыка), не поставлено (театр, кино), оно не станет частью культуры. И конечно, не всё созданное станет духовным богатством народа.

    Таковым оно станет лишь тогда, когда будет усвоено людьми - через семейное воспитание и домашнее чтение, школьные уроки и практические занятия, посещение театров, музеев, библиотек, лекториев, концертов, выставок и т.д. Мы усваиваем, обучаясь и воспитываясь, приобщаясь к прекрасному и доброму

    Государство регулирует и направляет процесс создания, распространения и восприятия культурных ценностей. Оно создаёт школы и университеты для образования молодёжи, научные институты и лаборатории для создания новых идей и технологий, библиотеки и музеи для хранения культурных ценностей и т.д.

    Почему библиотеки были нужны людям в разные эпохи? А вам нужна библиотека?

    Важную роль в сохранении и распространении духовного богатства играют библиотеки (от греческих слов biblion - книга и theke - хранилище). В современном обществе они стали массовым явлением.

      Дополнительное чтение
      Библиотеки возникли в глубокой древности. В середине VII века до н. э. при дворе ассирийского царя Ашшурба-напала в Ниневии имелось большое собрание клинописных глиняных книг. В Древнем Египте существовали библиотеки при храмах. Но в Древнем мире наибольшую известность получила знаменитая Александрийская библиотека папирусных свитков.
      В средневековой Европе библиотеки создавались при крупных монастырях и соборах. В Древней Руси первая известная библиотека была основана в XI веке Ярославом Мудрым при Софийском соборе в Киеве. При Петре I в XVIII веке возникают светские библиотеки, при Петербургской академии наук и Московском университете.

    Как вы считаете, в чём значение библиотек в истории человечества? Какие современные крупнейшие российские библиотеки вы можете назвать?

    Другим хранителем духовного богатства общества является музей (от греческого слова Mouseion - дом муз). Музеи осуществляют хранение, изучение и популяризацию памятников естественной истории, материальной и духовной культуры.

      Дополнительное чтение
      Музеи появились ещё в Древнем Египте около 3500 лет назад. Своего расцвета они достигли в античной Греции, где считались местом созерцания, познания окружающего мира, раздумий и философских размышлений. Здесь собирались древние философы, поэты, музыканты, хранились произведения искусства и предметы культа. В эпоху Возрождения многие купцы и аристократы собирали коллекции монет, печатей, медалей, гобеленов, икон, скульптуры, живописи, редких книг, оружия. К этому времени относится создание одного из старейших в Европе музеев - галереи Уффици во Флоренции.

    Как вы считаете, в чём значение музеев в истории человечества? Какие музеи есть в вашем городе?

    История публичных (общественных) музеев в России берёт начало от Кунсткамеры, созданной Петром I в начале XVIII века.

    Сегодня в государственных музеях России находится на постоянном хранении 37 млн предметов, а посещаемость составляет около 80 млн человек ежегодно. Появились частные музеи.

      Подведем итоги
      Духовное богатство общества представляет собой результат длительного развития культуры конкретного народа. Оно включает материальные (музеи, дворцы, библиотеки) и нематериальные ценности (песни, идеи, теории).

      Основные термины и понятия
      Духовные богатства общества, культурные ценности, культурное наследие, Всемирное наследие.

    Проверьте свои знания

  1. Что является духовным богатством общества? Приведите конкретные примеры.
  2. Что такое культурное наследие? Как государство и рядовые граждане его сохраняют?
  3. Приведите примеры российских памятников, которые входят в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
  4. Объясните, зачем нужны библиотеки и музеи.
  5. Существует ли культурное наследие семьи? Аргументируйте свою точку зрения, приведите примеры.

Практикум

  1. Подумайте, какие музеи вы хотели бы посетить. В каких музеях вы уже побывали? Составьте список.
  2. Выберите один из 24 российских памятников, входящих в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, и подготовьте о нём устное сообщение.
  3. Подготовьте воображаемую экскурсию по вашему любимому музею: определите маршрут, выберите экспонаты, составьте сообщение о каждом. Оформите работу в виде компьютерной презентации.
  4. Напишите мини-сочинение на одну из тем: «Музей будущего», «Библиотека конца XXI века».

Культурное наследие - часть материальной и духовной культуры, соз­данная прошлыми поколениями, выдержавшая испытание временем и пе­редающаяся следующим поколениям как нечто ценное и почитаемое. Далеко не все из того, что создано руками и умом человека, удостаивается этого име­ни. Сегодняшняя мода не входит в культурное наследие, а прошлая часто попадает лишь в число музейных экспонатов. Если же к предметам одежды, бывшим в моде у дедушек и бабушек, возвращаются внуки, эти предметы становятся частью культурного наследия.

Культурное наследие - совокупность всех материальных и духовных куль­турных достижений общества, его исторический опыт, сохраняющийся в ар­сенале общественной памяти. Его основу составляют достижения различной давности, переходящие к новым поколениям в новые эпохи. Оно подразде­ляется на движимое, недвижимое и духовное. К недвижимому относятся па­мятники архитектуры и градостроительства; ансамбли; достопримечательные места; памятники археологии, истории, этнографии. К движимому - архео­логические находки; элементы недвижимых памятников, подвергшихся фраг-ментированию; этнологические материалы; предметы, связанные с истори­ческими событиями и лицами, а также с историей развития науки и техники; произведения искусства; редкие книги, манускрипты, инкунабулы; предме­ты нумизматики и филателии. К духовному наследию - фольклор; навыки ведения традиционного хозяйства; язык, обычаи; навыки традиционных ре­месел, искусство 24 .

21 Bennett W., Bird J. Andean Culture History. N.Y., 1960.

22 Steward J.H. Theory of Culture Change. Urbana, 1955.

23 См.: Lederman R. Globalization and the future of culture areas: Melanesianist Anthropology in Transition //
Ann. Rev. of Anthropology. 1998. Vol. 27. P. 427-449.

24 Габдрахманова З.М. Историко-культурное наследие (www.rubricon.com ).

Согласно законодательству РФ, культурное наследие включает следую­щие категории объектов:

памятники: произведения архитектуры, монументальной скульптуры и живописи, элементы или структуры археологического характера, надписи, пещерные жилища и группы элементов, которые имеют вы­дающуюся универсальную ценность с точки зрения истории, искус­ства или науки;

ансамбли: группы изолированных или объединенных строений, архи­тектура, единство или связь с пейзажем которых представляют выда­ющуюся универсальную ценность с точки зрения истории, искусства или науки;

достопримечательные места: дело рук человека или совместные творе­ния человека и природы, а также зоны, включая археологические дос­топримечательные места, представляющие выдающуюся универсаль­ную ценность с точки зрения истории, эстетики, этнологии или ант­ропологии.



Культурные ценности - имущественные ценности религиозного или светского характера, имеющие историческое, художественное, научное или иное культурное значение: произведения искусства, книги, рукописи, ин­кунабулы, архивные материалы, составные части и фрагменты архитектур­ных, исторических, художественных памятников, а также памятников мо­нументального искусства и другие категории предметов.

Культурное наследие различается по своей ценности на местное, регио­нальное, национальное и всемирное. Культурное наследие народов РФ - материальные и духовные ценности, созданные в прошлом, а также па­мятники и историко-культурные территории и объекты, значимые для со­хранения и развития самобытности РФ и всех ее народов, их вклада в миро­вую цивилизацию.

Памятники истории и культуры относятся к культурному наследию и являются достоянием народа. Они тщательно охраняются государством. Охрана памятников истории и культуры - система правовых, финансовых и иных мер, принимаемых государственными органами и направленных на выявление, учет, сохранение, реставрацию и использование памятников (включая обеспечение общественной доступности). Так, на Украине под охраной государства находится более 130 тыс. памятников разных видов; на базе некоторых из них функционируют 61 историко-культурный заповед­ник, в том числе 13 национальных. Кроме того, в 1 400 городах и поселках, а также восьми тысячах сел фонд исторических зданий превышает 70 тыс. объектов. В списке исторических городов и поселков городского типа - 401 населенный пункт. Только в Киеве - 2 148 памятников истории и культу­ры, в том числе 39 - международного значения. В реестр национального культурного достояния в городе внесено 380 памятников архитектуры, 23 - археологии, 25 - истории, 9 - монументального искусства.

Охраной объектов культурного наследия на уровне РФ занимается Мини­стерство культуры РФ, в его составе - специальное Управление по охране памятников. Существует отраслевой НИИ «Наследие». При Госстрое России существует институт реконструкции городов Инрекон. Он курирует и реали-зовывает программу исторических городов. В городах и районах функции охраны памятников выполняют отделы культуры. Однако «из 80 тыс. памят-

ников на территории России, - сказал Юрий Андрианов, заместитель дирек­тора Центра по охране памятников архитектуры Госстроя РФ, - 90% нахо­дится в ужасном состоянии. 25 тыс. памятников истории и культуры находятся на федеральном бюджете, т.е. под охраной государства. На всю страну по ли­нии Госстроя выделяется 180 млн рублей в год (данные на 2003 г.).

К охранным мероприятиям в археологии относятся: выявление объектов археологии и проведение историко-культурной экспертизы, выделение ох­ранных зон с установкой особого режима использования территории, пол­ный запрет любых работ, проведение которых может повлечь за собой раз­рушение памятников или нарушение сложившегося природно-археологи-ческого комплекса. Для выявления случаев естественно-природной угро­зы разрушения объектов археологии проводится мониторинг земель исто­рико-культурного значения,определе­ние способов устранения причин раз­рушения, проведение работ по консервации разрушающихся объектов или полного комплекса аварийно-спасательных раскопок.

Под защитой государства находятся все памятники и вновь выявленные историко-культурные объекты вне зависимости от форм собственности, уровня управления, степени сохранности и характера использования. Госу­дарство является гарантом сохранения историко-культурного наследия и обеспечивает соблюдение законности в этой сфере, а также определяет меры административной, уголовной и иной ответственности за уничтожение, хищение и нанесение ущерба памятникам и вновь выявленным объектам историко-культурного наследия.

Особо ценные культурные объекты включаются в мировое культурное наследие, или всемирное наследие - выдающиеся природные и культурные ценности, составляющие достояние всего человечества. В 1972 г. ЮНЕСКО приняла Конвенцию об охране всемирного культурного и природного на­следия, к которой присоединилось большинство стран мира. Государства, на территории которых расположены объекты всемирного наследия, берут на себя обязательства по их сохранению.

С 1985 г. Китай присоединился к конвенции ЮНЕСКО по сохранению мирового культурного наследия, 23 объекта страны вошли в «Список миро­вого культурного и природного наследия», по этому показателю Китай за­нимает четвертое место в мире. Среди них 15 объектов являются памятни­ками культуры и архитектуры: Великая китайская стена, Императорский дворец «Гугун», каменные пещеры Могао, гробница Цинь Шихуана и ее погребальные статуи воинов и коней, стоянка древнего человека «Чжоуко-удянь», летняя резиденция «Бишушаньждуан», Цюйфу -родина Конфуция, древние архитектурные сооружения в горах Уданшань, дворец Потала, горы Лушань, древний город Пинъяо, Сучжоуские сады, древний город Лицзян, Летний императорский дворец «Ихэюань», Храм Неба в Пекине. Природ­ное наследие Китая, занесенное в «Список», это известные на весь мир за­поведники Улинъюань, Цзючжайгоу, Хуанлун и горы Тайшань, Хуаншань и Эмэйшань. По «Конвенции по сохранению мирового культурного и при­родного наследия» в местах, признанных памятниками мирового наследия,

должны быть поставлены специальные эмблема ЮНЕСКО и соответству­ющее пояснение. В 2004 г. в городе Лицзян провинции Юньнань был офи­циально открыт первый в Китае специальный парк мирового наследия, привлекающий множество отечественных и зарубежных туристов. Площадь парка составляет около 33 гектаров; он воспроизводит в миниатюре город Лицзян. На 27-й конференции ЮНЕСКО по мировому культурному насле­дию, проходившей в Париже, было решено включить живописную мест­ность, где одновременно протекают три большие реки провинции Юньнань, в каталог мирового культурного наследия, а также включить в этот каталог 13 минских могил в уезде Чанпин под Пекином и минскую гробницу Сяо-лин под Нанкином в качестве дополнительных памятников императорских захоронений династий Мин и Цин. Таким образом до настоящего времени в этот каталог уже вошло 29 достопримечательностей Китая. Китайское правительство принимает активные меры для усиления охраны и управле­ния культурно-историческими и природными объектами, которые внесены в список мирового культурного наследия ЮНЕСКО. Также в настоящее время во многих местах Китая развернулась активная работа по выдвиже­нию местных достопримечательностей в число культурных памятников мирового культурного наследия.

В 2003 г. Вена вошла в число 730 городов и других населенных пунктов земного шара, которые причислены к категории мирового культурного на­следия. Эта высокая и заслуженная честь оказана Вене не в последнюю оче­редь потому, что австрийская столица вот уже несколько веков считается музыкальной столицей мира. Бургомистру вручена специальная грамота ЮНЕСКО, подтверждающая новый статус.

Дни исторического и культурного наследия Москвы учреждены поста­новлением столичного правительства. Они будут отмечаться в городе еже­годно 18 апреля, в Международный день охраны памятников и достоприме­чательных мест, и 18 мая, в Международный день музеев. Цель этих меро­приятий - более широкий доступ и пользование граждан культурными ценностями, активизация пропаганды памятников истории и культуры. Таких памятников, принятых на государственную охрану, в Москве насчи­тывается свыше 3 тыс. Помимо этого в столице есть около 2 тыс. выявлен­ных объектов историко-культурного наследия и более 10 тыс. ценных объек­тов историко-градостроительной среды.

Выдающиеся архитектурные памятники культуры из всемирного наследия ЮНЕСКО

Установлено, что после включения туристических объектов в список все­мирного наследия их посещение вырастает на 30% в год. Всего в мировом списке 730 культурных и природных объектов. Причем, в Европе скон­центрировано 322 культурных объекта, больше чем в остальных районах мира (общая цифра по Европе вместе с природными составляет 375). ЮНЕСКО выделяет более 4 млн долл. в год для поддержания объектов все­мирного наследия 25 . Эти деньги расходуются не только на сохранение объек­тов на должном уровне, но и на их защиту, например, перенос дороги по­дальше от объекта, мелиорация земель, работа с почвой и др. На данный момент 175 стран-участниц ратифицировали «Конвенцию всемирного на­следия» ЮНЕСКО, которая является важным инструментом развития и реализации на практике туристских стратегий, политики и деятельности.

Основная проблема современной России заключается в том, что не раз­работаны сами стандарты того, какими должны быть органы охраны насле­дия. В одних регионах это госучреждения (как, например, в Москве), в дру­гих - научно-производственные центры. И подход к охране памятников у них, естественно, разный. Росохранкультура сегодня получила обширные полномочия в сфере согласования территорий охранных зон и проектов работ на объектах наследия, но не имеет достаточного количества сотруд­ников для осуществления этих полномочий на всей территории России 26 .

Составной частью борьбы за сохранение культурного наследия в прежние годы являлось краеведческое движение - массовое общественное движение в 1920 - начале 1930-х гг. в СССР, направленное на изучение и сохранение памятников культуры, истории и природы. В 1927 г. в СССР насчитывалось 1 763 краеведные организации. Краеведческое движение имело свои цент­ральные координирующие органы в Москве и Ленинграде, центральные и местные издания, проводило съезды и конференции. Базой краеведческого движения являлась провинциальная интеллигенция - учителя, агрономы, работники краеведческих музеев. Краеведческое движение было одной из мощных составляющих общего природоохранного движения. В 1937 г. крае­ведческое движение было официально распущено, многие краеведы как «враги народа» оказались в ГУЛАГе. В настоящее время краеведческого дви­жения в странах СНГ как такового не существует.

Культурное наследие часто идеализируется, пользуется авторитетом и ок­ружено ореолом. Положительные стороны преувеличиваются, а негативные преуменьшаются. В конечном итоге наследие становится фактором сплоче­ния нации, средством объединения в периоды кризисов и нестабильности.

АГЕНТЫ И ИНСТИТУТЫ КУЛЬТУРЫ

По аналогии с агентами и институтами социализации целесообразно различать агентов и институты культуры. Их можно также именовать субъек­тами культуры, если пользоваться философской терминологией.

В агенты культуры включаются: 1) только индивиды и группы, оказыва­ющие личное, непосредственное воздействие на формирование культурно-

25 Воронцова О. Будущее культурного туризма // Газета для путешественников (http://i-spb.ru ).

го потенциала личности, создающих, оценивающих или распространяющих культурную продукцию; 2) учреждения, способствующие созданию, разви­тию, распространению, изменению, сохранению и передаче культурных ценностей и продуктов. Тех и других, т.е. индивидов и учреждения имену­ют субъектами культуры. Нередко учреждения культуры выделяют в само­стоятельную категорию и называют институтами культуры. Поскольку тер­минология в данном случае еще не устоялась, оба наименования следует считать в равной мере употребимыми.

С социологической точки зрения к агентам культуры относят прежде всего большие социальные группы - этносы, национальные меньшинства, а также поколенческие и профессиональные группы, выступающие носи­телями субкультуры; малые социальные группы, в частности круги научной, технической и гуманитарной интеллигенции, группы поклонников музыки и др.; индивидов-писателей, музыкантов, меценатов, артистов, сказителей и т.д., создающих, распространяющих, исполняющих или спонсирующих художественные произведения; учреждения культуры (академии наук, шко­лы и вузы, министерства культуры и образования, галереи, библиотеки, ста­дионы, учебно-воспитательные комплексы, театры и др.).

В более развернутом виде классификацию агентов культуры следует стро­ить так: 1) большие социальные группы, прежде всего этносы, национальные меньшинства, а также поколенческие и профессиональные группы, высту­пающие носителями субкультуры; 2) малые социальные группы, в частно­сти круги научной, технической и гуманитарной интеллигенции, группы поклонников музыки и др.; 3) индивиды - писатели, музыканты, мецена­ты, артисты, сказители и т.д., создающие, распространяющие, исполняющие или спонсирующие художественные произведения.

К агентам культуры и институтам культуры следует относить учреждения и организации, создающие, исполняющие, хранящие и распространяющие художественные произведения, а также спонсирующие и обучающие насе­ление культурным ценностям, в частности, академии наук, школы и вузы, министерства культуры и образования, галереи, библиотеки, стадионы, учебно-воспитательные комплексы, театры и др. Таково первое, но не един­ственное понимание культурного института. Второе его значение выводит нас на устоявшиеся социальные практики. К примеру, цензура не всегда представлена, подобно музею или библиотеке, многоэтажным зданием или разветвленной организацией. Цензуру может осуществлять один-единствен­ный чиновник, уполномоченный государством отслеживать идеологическое направление литературы. В качестве цензора может выступать главный ре­дактор, научный редактор и даже сам автор. Как социальная практика цен­зура уходит своими корнями в глубокую древность. На протяжении истории она неоднократно меняла свои формы, оставляя неизменной главную функ­цию - идеологический (иногда моральный) контроль. Цензуру следует именовать социальной или культурной практикой.

Литературные критики и обозреватели, жюри, присуждающие призы и премии, а также публичные библиотеки, школы и университеты также на­зываются культурными институтами, способствующими продвижению ли­тературы на рынок и распространению среди читателей. Культурными ин­ститутами выступают такие группы населения и явления, которые на пер­вый взгляд трудно причислить к ним. Например, в числе культурных

институтов называют английских дворецких, промышленных инструкторов, институты опекунства, частного образования, гувернерства.

Малые социальные группы, в свою очередь, подразделяются на: 1) доб­ровольные профессиональные ассоциации, объединяющие творцов культу­ры, способствующие их профессиональному росту, защищающие их права и способствующие распространению культурных ценностей. К ним в пер­вую очередь относятся творческие объединения типа союзов художников, писателей и композиторов; 2) специализированные объединения и кружки, например кружок петрашевцев или группа митьков; 3) круг поклонников

отдельных видов искусства, музыкаль­ной группы, определенного течения в искусстве, поклонники конкретного вида моды, приверженцы определен­ной религии (например, буддисты), религиозные секты и др.; 4) культурные среды, представляющие собой раз­мытое (неопределенное) множество людей, принадлежащих к интеллиген­ции и осуществляющих духовную поддержку либо культуре в целом, либо ее отдельным видам и направлениям; 5) семья, в которой происходит пер­вичная социализация и инкультурация человека.

Большие социальные группы подразделяются на: 1) этносы (племя, на­родность, нация), представляющие собой устойчивые межпоколенные общ­ности людей, объединенные совпадающей исторической судьбой, опреде­ленными традициями и культурой, особенностями быта, единством терри­тории и языка; 2) профессиональные группы создателей, исследователей, хранителей и исполнителей художественных произведений, в частности музыковеды, искусствоведы, краеведы, историки, этнографы, филологи, философы и физики, критики, цензоры, архитекторы, строители, реставра­торы; 3) непрофессиональные группы, в той или иной форме приобщенные к культуре, например, зрители, читатели, поклонники; 4) аудитории - чи­тательскую, зрительскую, массовую, специализированную, газетно-жур-нальную, научную, популярную, молодежную, пожилую, женскую и т.д.

Особую категорию агентов культуры составляют вкладчики - люди, ко­торые способствовали позитивным изменениям в культуре. Эта категория распадается на несколько групп: 1) создатели художественных произведе­ний - поэты, писатели, композиторы, художники; 2) меценаты, спонсоры, т.е. инвесторы культуры; 3) распространители культурных ценностей - из­датели, конферансье, лекторы, дикторы; 4) потребители культурных ценно­стей - публика, аудитория; 5) цензоры -литературные редакторы, главные редакторы, литературные цензоры, следящие за соблюдением правил; 6) организаторы - царь Петр, министр Фурцева, мэр Лужков и т.д.

В настоящее время на территории Российской Федерации расположено 26 объектов всемирного наследия:
16 объектов культурного (имеют в Списке всемирного наследия буквенное обозначение С - cultural) и 10 объектов природного (обозначаются буквой N - natural) наследия.

Три из них являются трансграничными, т.е. расположенными на территории нескольких государств: Куршская коса (Литва, Российская Федерация), Убсунурская котловина (Монголия, Российская Федерация), Геодезическая дуга Струве (Беларусь, Латвия, Литва, Норвегия, Республика Молдова, Российская Федерация, Украина, Финляндия, Швеция, Эстония)

Первые объекты - «Исторический центр Санкт-Петербурга и связанные с ним группы памятников», «Кижский Погост», «Московский Кремль и Красная площадь» - включены в Список всемирного наследия на 14-й сессии Комитета всемирного наследия, прошедшей в 1990 году в канадском городе Банфф.

14-я сессия Комитета всемирного наследия - 1990 (Банфф, Канада)

№С540 - Исторический центр Санкт-Петербурга и связанные с ним группы памятников

Критерии (i) (ii) (iv) (vi)
«Северная Венеция», с ее множеством каналов и более чем 400 мостами, - это результат величайшего градостроительного проекта, начатого в 1703 г. при Петре Великом. Город оказался тесно связанным с Октябрьской революцией 1917 г., и в 1924-1991 гг. он носил имя Ленинград. В его архитектурном наследии сочетаются столь различные стили как барокко и классицизм, что можно видеть на примере Адмиралтейства, Зимнего дворца, Мраморного дворца и Эрмитажа.
Информация об объекте:

№С544 - Кижский погост

Критерии: (i)(iv)(v)
Кижский погост расположен на одном из многочисленных островов Онежского озера, в Карелии. Здесь можно увидеть две деревянные церкви XVIII в., а также восьмигранную колокольню, построенную из дерева в 1862 г. Эти необычные сооружения, являющиеся вершиной плотницкого мастерства, представляют собой образец древнего церковного прихода и гармонично сочетаются с окружающим природным ландшафтом.
Информация об объекте:
на сайте музея-заповедника «Кижи»
на сайте Комиссии РФ по делам ЮНЕСКО
на сайте Центра всемирного наследия


№С545 - Московский Кремль и Красная площадь

Критерии: (i)(ii)(iv)(vi)
Это место неразрывно связано с наиболее важными историческими и политическими событиями в жизни России. Начиная с XIII в. Московский Кремль, созданный в период с XIV в. по XVII в. выдающимися русскими и иностранными зодчими, являлся великокняжеской, а затем и царской резиденцией, а также религиозным центром. На Красной площади, раскинувшейся у стен Кремля, возвышается собор Василия Блаженного - подлинный шедевр русской православной архитектуры.
Информация об объекте:
на сайте Музеев Московского Кремля
на сайте Комиссии РФ по делам ЮНЕСКО
на сайте Центра всемирного наследия

16-я сессия Комитета всемирного наследия - 1992 (Санта-Фе, США)

№С604 - Исторические памятники Великого Новгорода и окрестностей

Критерии: (ii)(iv)(vi)
Новгород, выгодно располагаясь на древнем торговом пути между Средней Азией и Северной Европой, был в IX в. первой столицей России, центром православной духовности и русской архитектуры. Его средневековые памятники, церкви и монастыри, а также фрески Феофана Грека (учителя Андрея Рублева), датируемые XIV в., наглядно иллюстрируют выдающийся уровень архитектурного и художественного творчества.
Информация об объекте:
на сайте Департамента культуры и туризмаНовгородской области
на сайте Комиссии РФ по делам ЮНЕСКО
на сайте Центра всемирного наследия

№С632 - Историко-культурный комплекс Соловецких островов

Критерий: (iv)
Соловецкий архипелаг, располагающийся в западной части Белого моря, состоит из 6 островов общей площадью более 300 кв. км. Они были заселены в V в. до н.э., однако самые первые свидетельства пребывания здесь человека относятся к 3-2-му тысячелетиям до н.э. Острова, начиная с XV в., стали местом создания и активного развития крупнейшего на Русском Севере монастыря. Здесь также расположены несколько церквей XVI-XIX вв.
Информация об объекте:
на сайте ФГБУК «Соловецкий государственный историко-архитектурный и природный музей-заповедник»
на сайте «Музеи России»

№С633 - Белокаменные памятники Владимира и Суздаля

Критерии: (i)(ii)(iv)
Эти два старинных центра культуры Центральной России занимают важное место в истории становления архитектуры страны. Здесь находится целый ряд величественных культовых и общественных зданий XII-XIII вв., среди которых выделяются Успенский и Дмитриевский соборы (Владимир).
Информация об объекте:
на сайте Комиссии РФ по делам ЮНЕСКО
на сайте Центра всемирного наследия

17-я сессия Комитета всемирного наследия -1993 (Картахена, Колумбия)

№С657 - Архитектурный ансамбль Троице-Сергиевой лавры в городе Сергиев Посад

Критерии: (ii)(iv)
Это яркий пример действующего православного монастыря, обладающего чертами крепости, что вполне соответствовало духу времени его формирования - XV-XVIII вв. В главном храме лавры - Успенском соборе, созданном по образу и подобию одноименного собора Московского Кремля, - находится гробница Бориса Годунова. Среди сокровищ лавры знаменитая икона «Троица» работы Андрея Рублева.
Информация об объекте:
на сайте Министерства культуры Московской области
на сайте Комиссии РФ по делам ЮНЕСКО
на сайте Центра всемирного наследия

18-я сессия Комитета всемирного наследия - 1994 (Пхукет, Таиланд)

№С634 rev - Церковь Вознесения в Коломенском (Москва)

Критерий: (ii)
Эта церковь была построена в 1532 г. в царском поместье Коломенское вблизи Москвы в ознаменование появления на свет наследника - будущего царя Ивана IV Грозного. Церковь Вознесения, являющаяся одним из самых ранних примеров выполнения в камне традиционного для деревянной архитектуры шатрового завершения, оказала большое влияние на дальнейшее развитие русской церковной архитектуры.
Информация об объекте:

на сайте Комиссии РФ по делам ЮНЕСКО
на сайте Центра всемирного наследия

19-я сессия Комитета всемирного наследия - 1995 (Берлин, Германия)

N 719 - Девственные леса Коми

Критерии: (vii) (ix)
В состав объекта наследия, покрывающего территорию 3,28 млн. га, включаются равнинные тундры, горные тундры Урала, а также один из самых крупных массивов первичных бореальных лесов, уцелевших в Европе. Обширная территория с болотами, реками и озерами, где произрастают хвойные породы, береза и осина, изучается и охраняется более 50 лет. Здесь можно проследить ход естественных природных процессов, определяющих биоразнообразие таежной экосистемы.
Информация об объекте:

на сайте Комиссии РФ по делам ЮНЕСКО
на сайте Центра всемирного наследия

20-я сессия Комитета всемирного наследия - 1996 (Мерида, Мексика)

N 754 - Озеро Байкал

Критерии: (vii) (viii) (ix) (x)
Расположенный на юго-востоке Сибири и занимающий площадь 3,15 млн. га, Байкал признан самым древним (25 млн. лет) и самым глубоким (около 1700 м) озером планеты. Водоем хранит примерно 20% всех мировых запасов пресной воды. В озере, которое известно как «Галапагосы России», благодаря древнему возрасту и изоляции сформировалась уникальная даже по мировым меркам пресноводная экосистема, изучение которой имеет непреходящее значение для понимания эволюции жизни на Земле.
Информация об объекте:
на сайте Фонда «Охрана природного наследия»
на сайте Комиссии РФ по делам ЮНЕСКО
на сайте Центра всемирного наследия

22-я сессия Комитета всемирного наследия - 1998 (Киото, Япония)

N 768rev -«Золотые горы Алтая»

Критерии: (x)
Алтайские горы, являющиеся главной горной областью на юге Западной Сибири, формируют истоки крупнейших рек этого региона - Оби и Иртыша. Объект наследия включает три отдельных участка: Алтайский заповедник с водоохранной зоной Телецкого озера, Катунский заповедник плюс природный парк Белуха, плато Укок. Суммарная площадь составляет 1,64 млн. га. Район демонстрирует самый широкий в пределах Центральной Сибири спектр высотных поясов: от степей, лесостепей и смешанных лесов до субальпийских и альпийских лугов и ледников. Территория является местообитанием исчезающих животных, таких как снежный барс.
Информация об объекте:
на сайте Фонда «Охрана природного наследия»
на сайте Комиссии РФ по делам ЮНЕСКО
на сайте Центра всемирного наследия

23-я сессия Комитета всемирного наследия - 1999 (Марракеш, Марокко)

N 900 - Западный Кавказ

Критерии: (ix) (x)
Это один из немногих крупных высокогорных массивов в Европе, где природа еще не подверглась существенному антропогенному влиянию. Площадь объекта примерно 300 тыс. га, он располагается на западе Большого Кавказа, в 50 км к северо-востоку от побережья Черного моря. На здешних альпийских и субальпийских лугах пасутся только дикие животные, а обширные нетронутые горные леса, простирающиеся от низкогорной зоны до субальпики, - также уникальны для Европы. Местность характеризуется большим разнообразием экосистем, высокоэндемичной флорой и фауной, и является районом, где некогда обитал, а позднее был реакклиматизирован, горный подвид европейского зубра.
Информация об объекте:
на сайте Фонда «Охрана природного наследия»
на сайте Комиссии РФ по делам ЮНЕСКО
на сайте Центра всемирного наследия

24-я сессия Комитета всемирного наследия - 2000 (Кэрнс, Австралия)

№С980 - Историко-архитектурный комплекс Казанского Кремля

Критерии: (ii) (iii) (iv)
Возникший на обитаемой с очень давних времен территории, Казанский Кремль ведет свою историю от мусульманского периода в истории Золотой Орды и Казанского ханства. Он был завоеван в 1552 г. Иваном Грозным и стал оплотом православия в Поволжье. Кремль, во многом сохранивший планировку древней татарской крепости и ставший важным центром паломничества, включает выдающиеся исторические здания XVI-XIX вв., построенные на руинах более ранних сооружений X-XVI вв.
Информация об объекте:
на сайте Государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника «Казанский Кремль»
на сайте Комиссии РФ по делам ЮНЕСКО
на сайте Центра всемирного наследия

№С982 - Ансамбль Ферапонтова монастыря

Критерии: (i) (iv)
Ферапонтов монастырь располагается в Вологодской области, на севере Европейской части России. Это исключительно хорошо сохранившийся православный монастырский комплекс XV-XVII вв., т.е. периода, имевшего огромное значение для формирования централизованного российского государства и развития его культуры. Архитектура монастыря своеобразна и целостна. В интерьере храма Рождества Богородицы сохранились великолепные настенные фрески Дионисия - величайшего русского художника конца XV в.
Информация об объекте:
на сайте ФГБУК «Кирилло-Белозерский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник»
на сайте Музея фресок Дионисия
на сайте Комиссии РФ по делам ЮНЕСКО
на сайте Центра всемирного наследия

№С994 - Куршская коса
Трансграничный объект: Литва, Российская Федерация

Критерий: (v)
Освоение человеком этого узкого песчаного полуострова, имеющего протяженность 98 км и ширину от 400 м до 4 км, началось еще в доисторические времена. Коса подвергалась также воздействию природных сил - ветра и морских волн. Сохранение этого уникального культурного ландшафта до наших дней стало возможным только благодаря непрекращающейся борьбе человека с процессами эрозии (закрепление дюн, лесопосадки).
Информация об объекте:
на сайте Национального парка «Куршская коса» (Россия)
на сайте Национального парка «Куршская коса» (Литва)
на сайте Комиссии РФ по делам ЮНЕСКО
на сайте Центра всемирного наследия

25-я сессия Комитета всемирного наследия - 2001 (Хельсинки, Финляндия)

N 766rev - Центральный Сихотэ-Алинь

Критерий: (x)
В горах Сихотэ-Алинь произрастают дальневосточные хвойно-широколиственные леса, которые признаны одними из самых богатых и оригинальных по видовому составу среди всех лесов умеренного пояса Земли. В этой переходной зоне, находящейся на стыке тайги и субтропиков, отмечается необычное смешение южных (тигр, гималайский медведь) и северных видов животных (бурый медведь, рысь). Территория простирается от самых высоких вершин Сихотэ-Алиня до побережья Японского моря, и служит убежищем для многих исчезающих видов, включая амурского тигра.
Информация об объекте:
на сайте Сихотэ-Алинского заповедника
на сайте Фонда «Охрана природного наследия»
на сайте Комиссии РФ по делам ЮНЕСКО
на сайте Центра всемирного наследия

27-я сессия Комитета всемирного наследия - 2003 (Париж, Франция)

N 769 rev- Убсунурская котловина
Трансграничный объект: Монголия, Российская Федерация

Критерии: (ix) (x)
Объект наследия (площадью 1069 тыс. га) находится в границах самой северной из всех бессточных котловин Центральной Азии. Его наименование происходит от названия обширного мелководного и очень соленого озера Убсунур, в районе которого скапливается масса перелетных, водоплавающих и околоводных птиц. Объект состоит из 12 разрозненных участков (в т.ч. в России семь участков, площадью 258,6 тыс. га), которые представляют все основные типы ландшафтов, характерных для Восточной Евразии. В степях отмечено большое разнообразие пернатых, а на пустынных участках обитают редкие виды мелких млекопитающих. В высокогорной части отмечены такие животные, редкие в глобальном масштабе, как снежный барс и горный баран аргали, а также сибирский козерог.
Информация об объекте:
на сайте Тувинского республиканского отделения Русского географического общества
на сайте Фонда «Охрана природного наследия»
на сайте Комиссии РФ по делам ЮНЕСКО
на сайте Центра всемирного наследия

№С1070 - Цитадель, Старый город и крепостные сооружения Дербента

Критерии: (iii) (iv)
Древний Дербент располагался на северных рубежах Сасанидской Персии, простиравшейся в те времена на восток и запад от Каспийского моря. Старинные укрепления, выстроенные из камня, включают две крепостные стены, которые идут параллельно друг другу от берега моря до гор. Город Дербент сложился между этих двух стен и сохранил до настоящего времени свой средневековый характер. Он продолжал быть важным в стратегическом отношении местом вплоть до XIX в.
Информация об объекте:
на сайте ГБУ «Дербентский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник»
на сайте Комиссии РФ по делам ЮНЕСКО
на сайте Центра всемирного наследия

28-я сессия Комитета всемирного наследия - 2004 (Сучжоу, Китай)

№С1097 - Ансамбль Новодевичьего монастыря (Москва)

Критерии: (i) (iv) (vi)
Новодевичий монастырь, расположенный на юго-западе Москвы, создавался на протяжении XVI-XVII столетий и являлся одним из звеньев в цепочке монастырских ансамблей, объединенных в оборонную систему города. Монастырь был тесно связан с политической, культурной и религиозной жизнью России, а также с Московским Кремлем. Здесь были пострижены в монахини и погребены представительницы царской фамилии, знатных боярских и дворянских родов. Ансамбль Новодевичьего монастыря является одним из шедевров русского зодчества (стиль «московское барокко»), а его интерьеры, где хранятся ценные коллекции живописи и произведений декоративно-прикладного искусства, отличаются богатым внутренним убранством.
Информация об объекте:
на сайте Богородице-Смоленского Новодевичьего монастыря
на сайте Комиссии РФ по делам ЮНЕСКО
на сайте Центра всемирного наследия

N 1023rev - Природный комплекс заповедника Остров Врангеля

Критерии: (ix) (x)
Объект наследия, расположенный за Полярным кругом, включает гористый остров Врангеля (7,6 тыс. кв. км) и остров Геральд (11 кв. км) вместе с прилегающими акваториями Чукотского и Восточно-Сибирского морей. Поскольку данный район не был охвачен мощным четвертичным оледенением, здесь отмечается очень высокое биоразнообразие. Остров Врангеля известен благодаря огромным лежбищам моржа (одни из крупнейших в Арктике), а также наибольшей во всем мире плотностью родовых берлог белого медведя. Этот район важен как место нагула серых китов, мигрирующих сюда со стороны Калифорнии, и как место гнездования для более чем 50 видов птиц, многие из которых отнесены к редким и исчезающим. На острове зафиксировано более 400 видов и разновидностей сосудистых растений, то есть больше, чем на любом другом арктическом острове. Некоторые из встречающихся здесь живых организмов - это особые островные формы тех растений и животных, которые широко распространены на континенте. Около 40 видов и подвидов растений, насекомых, птиц и зверей определены как эндемичные.
Информация об объекте:
на сайте ФГБУ Государственный природный заповедник «Остров Врангеля»
на сайте Комиссии РФ по делам ЮНЕСКО
на сайте Центра всемирного наследия

29-я сессия Комитета всемирного наследия - 2005 (Дурбан, ЮАР)

№С1187 - Геодезическая дуга Струве
Трансграничный объект: Беларусь, Латвия, Литва, Норвегия, Республика Молдова, Российская Федерация, Украина, Финляндия, Швеция, Эстония

Критерии: (ii) (iii) (vi)
«Дуга Струве» - это цепь триангуляционных пунктов, протянувшаяся на 2820 км по территории десяти европейских стран от Хаммерфеста в Норвегии до Черного моря. Эти опорные точки наблюдений были заложены в период 1816-1855 гг. астрономом Фридрихом Георгом Вильгельмом Струве (он же - Василий Яковлевич Струве), который произвел таким образом первое достоверное измерение большого сегмента дуги земного меридиана. Это позволило точно установить размер и форму нашей планеты, что стало важным шагом в развитии наук о Земле и топографического картирования. Это был исключительный пример сотрудничества в научной сфере между учеными разных стран и между правящими монархами. Первоначально «дуга» состояла из 258 геодезических «треугольников» (полигонов) с 265 основными триангуляционными пунктами. В объект всемирного наследия вошли 34 таких пункта (наиболее хорошо уцелевших к настоящему времени), которые маркированы на местности самым разным образом, как то: выдолбленные в скалах углубления, железные кресты, пирамиды из камней или специально установленные обелиски.
Информация об объекте:
на сайте Санкт-Петербургского общества геодезии и картографии
на сайтеЗемельного департамента Министерства окружающей среды Эстонии
на сайтеДепартамента картографии Финляндии
на сайте«Всемирное наследие Норвегии»
на сайте Комиссии РФ по делам ЮНЕСКО
на сайте Центра всемирного наследия

№С1170 - Исторический центр Ярославля

Критерии: (ii) (iv)
Исторический город Ярославль, расположенный приблизительно в 250 км к северо-востоку от Москвы при впадении реки Которосль в Волгу, был основан в ХI в. и впоследствии развился в крупный торговый центр. Он известен своими многочисленными церквями ХVII в., и как выдающийся образец осуществления реформы городской планировки, проведенной по указу императрицы Екатерины Великой в 1763 г. по всей России. Хотя город и сохранил ряд замечательных исторических построек, в дальнейшем он был реконструирован в стиле классицизма на основе радиального генерального плана. В нем также сохранились относящиеся к ХVI в. сооружения Спасского монастыря - одного из старейших в Верхневолжском регионе, возникшего в конце ХII в. на месте языческого храма, но со временем перестроенного.
Информация об объекте:
на сайте Официального портала города Ярославля
на сайте Комиссии РФ по делам ЮНЕСКО
на сайте Центра всемирного наследия

34-я сессия Комитета всемирного наследия - 2010 (Бразилиа, Бразилия)

N 1234rev - Плато Путорана

Критерии: (vii) (ix)
Этот объект совпадает своими границами с Путоранским государственным природным заповедником, расположенным в северной части Центральной Сибири, в 100 км за Полярным кругом. На части этого плато, включенной в Список всемирного наследия, сохранился полный набор субарктических и арктических экосистем, сохранившихся в условиях изолированной горной цепи, в том числе - нетронутая тайга, лесотундра, тундра и системы арктических пустынь, а также первозданное озеро с холодной водой и речные системы. Через объект пролегает основной путь миграции оленей, что являет собой исключительное, величественное и все более редко встречающееся явление природы.
Информация об объекте:
на сайте ФГБУ «Объединенная дирекция заповедников Таймыра»
на сайте Фонда «Охрана природного наследия»
на сайте Комиссии РФ по делам ЮНЕСКО
на сайте Центра всемирного наследия

36-я сессия Комитета всемирного наследия - 2012 (Санкт-Петербург , Российская Федерация)

N 1299 - Природный парк «Ленские столбы»

Критерии: (viii)
Природный парк «Ленские столбы» образуют редкой красоты скальные образования, которые достигают в высоту около 100 метров и располагаются вдоль берега реки Лена в центральной части республики Саха (Якутия). Они возникли в резко континентальном климате с разницей в годовой температуре до 100 градусов по Цельсию (от -60°C зимой до +40°C летом). Столбы отделены друг от друга глубокими и крутыми оврагами, частично заполненными заиндевевшими обломками горной породы. Проникновение воды с поверхности ускоряло процесс промерзания и способствовало морозному выветриванию. Это вело к углублению оврагов между столбами и их рассредоточению. Близость реки и её течение являются для столбов опасными факторами. На территории объекта встречаются останки множества разнообразных видов Кембрийского периода.
Информация об объекте:
на сайте ГБУ Республики Саха (Якутия) Природный парк «Ленские столбы»
на сайте Фонда «Охрана природного наследия»
на сайте Комиссии РФ по делам ЮНЕСКО
на сайте Центра всемирного наследия

38-я сессия Комитета всемирного наследия - 2014 (Доха, Катар)

№С981 rev - Болгарский историко-археологическийкомплекс

Критерии:(ii) (vi)
Объект находится на берегах реки Волги южнее впадения в нее реки Кама и к югу от столицы Татарстана города Казань. Он содержит свидетельства существования средневекового города Болгар, древнего поселения народа волжских булгар, который существовал в период с VII по XV вв. и был в XIII в. первой столицей Золотой Орды. Болгар демонстрирует историко-культурные взаимосвязи и преобразования в Евразии в течение нескольких веков, которые сыграли определяющую роль в формировании цивилизаций, обычаев и культурных традиций. Объект представляет собой важное свидетельство исторической преемственности и разнообразия культур. Он является символическим напоминанием о принятии в 922 г. волжскими булгарами ислама и остается священным местом паломничества татар - мусульман.
Информация об объекте:
на сайте Болгарского государственного историко-архитектурного музея-заповедника «Великий Болгар»
на сайте Комиссии РФ по делам ЮНЕСКО
на сайте Центра всемирного наследия

37- сессия Комитета всемирного наследия - 2013 (Пномпень, Сиемреап, Камбоджа)

№C1411 - Древний город Херсонес Таврический и его хора

Критерии: (ii) (v)

Объект представляет собой руины древнего города, основанного греками-дорийцами в V веке до н. э. на северном побережье Черного моря. Объект включает шесть элементов, в их числе развалины города и сельскохозяйственные угодья, разделенные на несколько сотен прямоугольных участков одинакового размера, служивших для выращивания винограда; продукция виноградников предназначалась на экспорт и обеспечивала процветание Херсонеса вплоть до XV века. На территории объекта находятся несколько комплексов зданий общественного назначения, жилые кварталы и памятники раннего христианства. Здесь также встречаются руины поселений каменного и бронзового веков, римские и средневековые башенные укрепления и системы водоснабжения, а также исключительно хорошо сохранившиеся виноградники и разделительные стенки. В III веке н. э. Херсонес был известен как наиболее успешный центр виноделия на Черном море и служил связующим звеном между Грецией, Римской империей, Византией и народами северного побережья Черного моря. Херсонес является выдающимся примером демократической организации земледелия в окрестностях древнего города, отражающей городскую социальную структуру.

Информация об объекте:

41- сессия Комитета всемирного наследия - 2017 (Краков, Польша)

№N1448rev - Ландшафты Даурии

Критерии: (ix) (x)

Расположенный на территории Монголии и Российской Федерации, этот объект является уникальным примером экосистемы даурской степи, которая начинается на востоке Монголии и простирается через российскую Сибирь до северо-восточной границы Китая. Циклический климат с чередованием характерных влажных и сухих периодов способствовал появлению большого разнообразия видов и экосистем, важных для всего мира. Представленные здесь различные типы степей такие, как влажные луга, лесные и озёрные районы, служат местом обитания таких редких видов фауны, как даурский журавль и дрофа, а также миллионов редких и уязвимых перелетных птиц, находящихся под угрозой исчезновения. Парк также является важным участком на миграционном пути монгольского дрездена.

Информация об объекте:


№C1525 - Успенский собор и монастырь острова-града Свияжск

Критерии: (ii) (iv)

Успенский собор расположен на острове-граде Свияжск и является частью одноименного монастыря. Расположенный на слиянии рек Волги, Свияги и Щуки, на перекрестке Шёлкового пути и реки Волги, Свияжск был основан Иваном Грозным в 1551 году. Именно с этого форпоста Иван Грозный начал завоевание города Казани. Месторасположение и архитектура монастыря Успения свидетельствует о существовании политической и миссионерской программы, разработанной царём Иваном IV с целью расширить территорию Московского государства. Фрески собора относятся к числу редчайших примеров восточной православной настенной живописи.

Информация об объекте: