Г x андерсен. Г.Х. Андерсен биография кратко для детей

Биография

Детство

Ганс Христиан Андерсен родился 2 апреля 1805 г. в Оденсе на датском острове Фюн . Отец Андерсена, Ганс Андерсен (1782-1816), был бедным башмачником, мать Анна Мари Андерсдаттер (1775-1833), была прачкой из бедной семьи, ей приходилось в детстве просить подаяние, она была похоронена на кладбище для бедных. В Дании существует легенда о королевском происхождении Андерсена, поскольку в ранней биографии Андерсен писал, что в детстве играл с принцем Фритсом, впоследствии - королём Фредериком VII, и у него не было друзей среди уличных мальчишек - только принц. Дружба Андерсена с принцем Фритсом, согласно фантазии Андерсена, продолжалась и во взрослом возрасте, до самой смерти последнего. После смерти Фритса, за исключением родственников, один лишь Андерсен был допущен к гробу покойного. Причиной этой фантазии явились рассказы отца мальчика, что он родственник короля. С детства будущий писатель проявлял склонность к мечтанию и сочинительству, часто устраивал импровизированные домашние спектакли, вызывавшие смех и издёвки детей. В г. отец Андерсена умер, и мальчику пришлось работать ради пропитания. Он был подмастерьем сперва у ткача, затем у портного. Потом Андерсен работал на сигаретной фабрике. В раннем детстве Ганс Христиан был замкнутым ребёнком с большими голубыми глазами, который сидел в углу и играл в свою любимую игру - кукольный театр. Это единственное своё занятие он сохранил и в юности.

Юность

В возрасте 14 лет Андерсен поехал в Копенгаген, мать отпустила его, так как надеялась, что он побудет там немного и вернётся. Когда она спросила причину, по которой он едет, покидая её и дом, юный Андерсен тотчас ответил: «Чтобы стать знаменитым!» Он поехал с целью устроиться на работу в театр , мотивируя это своей любовью ко всему тому, что с ним связано. Он получил деньги по рекомендательному письму полковника, в семье которого он устраивал в детстве свои спектакли. В течение года жизни в Копенгагене он пытался попасть в театр. Сперва он пришёл домой к известной певице и, от волнения заливаясь слезами, просил её устроить его в театр. Она, чтобы только отвязаться от назойливого странного долговязого подростка, обещала всё устроить, но, конечно, не выполнила своего обещания. Гораздо позднее она скажет Андерсену, что просто приняла тогда его за сумасшедшего. Ганс Христиан был долговязым подростком с удлинёнными и тонкими конечностями, шеей и таким же длинным носом, он являлся квинтэссенцией Гадкого Утёнка. Но благодаря его приятному голосу и его просьбам, а также из жалости, Ганс Христиан, несмотря на неэффектную внешность, был принят в Королевский театр, где играл второстепенные роли. Его всё меньше и меньше задействовали, а затем началась возрастная ломка голоса, и он был уволен. Андерсен тем временем сочинил пьесу в 5-ти актах и написал письмо королю, убедив дать деньги на её издание. В эту книгу входили также стихи. Ганс Христиан позаботился о рекламе и дал анонс в газете. Книга была напечатана, но никто её не покупал, она пошла на обёртку. Он не терял надежды и понёс свою книгу в театр, чтобы по пьесе был поставлен спектакль. Ему было отказано с формулировкой «ввиду полного отсутствия опыта у автора». Но ему предложили учиться из-за доброго к нему отношения, видя его желание. Посочувствовавшие бедному и чувствительному мальчику люди ходатайствовали перед королём Дании Фредериком VI , который разрешил учиться в школе в городке Слагелсе, а затем в другой школе в Эльсиноре за счёт казны. Это означало, что больше не нужно будет думать о куске хлеба, о том, как прожить дальше. Ученики в школе были на 6 лет младше Андерсена. Он впоследствии вспоминал о годах учёбы в школе как о самой мрачной поре своей жизни, из-за того что он подвергался строгой критике ректора учебного заведения и болезненно переживал по этому поводу до конца своих дней - он видел ректора в кошмарных снах. В 1827 году Андерсен завершил учёбу. До конца жизни он делал на письме множество грамматических ошибок - Андерсен так и не одолел грамоты.

Андерсен не соответствовал образу сказочника, окружённого детьми, рассказывающего им свои сказки. Его замкнутость и эгоцентричность вылилась в нелюбовь к детям. Когда знаменитый скульптор хотел изобразить знаменитого уже сказочника в окружении детей, тот разгневался настолько, что выгнал его взашей и сказал, что у него нет привычки беседовать с детьми. Он так и умер в полном одиночестве.

Творчество

Список известных сказок

  • Аисты (Storkene , 1839)
  • Ангел (Engelen , 1843)
  • Анне Лисбет (Anne Lisbeth , 1859)
  • Бабушка (Bedstemoder , 1845)
  • Бронзовый кабан (быль) (Metalsvinet , 1842)
  • Бузинная матушка (Hyldemoer , 1844)
  • Бутылочное горлышко (Flaskehalsen , 1857)
  • Ветер рассказывает о Вальдемаре До и его дочерях (Vinden fortæller om Valdemar Daae og hans Døttre , 1859)
  • Волшебный холм (1845)
  • Воротничок (Flipperne , 1847)
  • Всяк знай своё место! (“Alt paa sin rette Plads” , 1852)
  • Гадкий утёнок (Den grimme Ælling , )
  • Ганс Чурбан (Klods-Hans , 1855)
  • Гречиха (Boghveden , 1841)
  • Две девицы (1853)
  • Дворовый петух и флюгерный (Gaardhanen og Veirhanen , 1859)
  • Девочка со спичками (Den lille Pige med Svovlstikkerne , 1845)
  • Девочка, которая наступила на хлеб (Pigen, som traadte paa Brødet , 1859)
  • Дикие лебеди (De vilde Svaner , 1838)
  • Директор кукольного театра (Marionetspilleren , 1851)
  • Домовой у лавочника (1852)
  • Дорожный товарищ (Reisekammeraten , 1835)
  • Дочь болотного царя (Dynd-Kongens Datter 1858)
  • Дурень Ганс (Klods-Hans , 1855)
  • Дюймовочка (Tommelise , 1835) (см. также Дюймовочка (персонаж))
  • Есть же разница! (“Der er Forskjel!” , 1851)
  • Ель (Grantræet , 1844)
  • Жаба (Skrubtudsen , 1866)
  • Жених и невеста (Kjærestefolkene или Toppen og Bolden , 1843)
  • Злой князь. Предание (Den onde Fyrste , 1840)
  • Иб и Христиночка (Ib og lille Christine , 1855)
  • Истинная правда (Det er ganske vist! , 1852)
  • История года (Aarets Historie , 1852)
  • История одной матери (Historien om en Moder , 1847)
  • Как хороша! (1859)
  • Калоши счастья (Lykkens Kalosker , 1838)
  • Капля воды (Vanddraaben , 1847)
  • Колокол (Klokken , 1845)
  • Колокольный омут (Klokkedybet , 1856)
  • Красные башмаки (De røde Skoe , 1845)
  • Лесной холм (1845)
  • Лён (Hørren , 1848)
  • Маленький Клаус и Большой Клаус (Lille Claus og store Claus , 1835)
  • Маленький Тук (Lille Tuk , 1847)
  • Мотылёк (1860)
  • На дюнах (En Historie fra Klitterne , 1859)
  • На утином дворе (1861)
  • Немая книга (Den stumme Bog , 1851)
  • Нехороший мальчик
  • Новое платье короля (Keiserens nye Klæder , 1837)
  • О том, как буря перевесила вывески (1865)
  • Огниво (Fyrtøiet , )
  • Оле-Лукойе (Ole Lukøie , 1841)
  • Отпрыск райского растения (Et Blad fra Himlen , 1853)
  • Парочка (Kjærestefolkene , 1843)
  • Пастушка и трубочист (Hyrdinden og Skorsteensfeieren , 1845)
  • Пейтер, Петер и Пер (Peiter, Peter og Peer , 1868)
  • Перо и чернильница (Pen og Blækhuus , 1859)
  • Побратимы (Venskabs-Pagten ,1842)
  • Подснежник (отрывок) (1862)
  • Последний сон старого дуба (Det gamle Egetræes sidste Drøm , 1858)
  • Последняя жемчужина (Den sidste Perle , 1853)
  • Принцесса на горошине (Prindsessen paa Ærten , 1835)
  • Пропащая (“Hun duede ikke” , 1852)
  • Прыгуны (Springfyrene , 1845)
  • Птица феникс (Fugl Phønix , 1850)
  • Пятеро из одного стручка (Fem fra en Ærtebælg , 1852)
  • Райский сад (Paradisets Have , 1839)
  • Ребячья болтовня (Børnesnak , 1859)
  • Роза с могилы Гомера (En Rose fra Homers Grav , 1842)
  • Ромашка (Gaaseurten , 1838)
  • Русалочка (Den lille Havfrue , 1837)
  • С крепостного вала (Et Billede fra Castelsvolden , 1846)
  • Самое невероятное (Det Utroligste , 1870)
  • Свинопас (Svinedrengen , )
  • Снежная королева (Sneedronningen , 1844)
  • Соловей (Nattergalen , )
  • Сон (En Historie , 1851)
  • Соседи (Nabofamilierne , 1847)
  • Старый дом (Det gamle Huus , 1847)
  • Старый уличный фонарь (Den gamle Gadeløgte , 1847)
  • Стойкий оловянный солдатик (Den standhaftige Tinsoldat , )
  • Судьба репейника (1869)
  • Сундук-самолёт (1839)
  • Суп из колбасной палочки (1858)
  • Счастливое семейство (Den lykkelige Familie , 1847)
  • Тень (Skyggen , 1847)
  • Уж что муженёк сделает, то и ладно (Hvad Fatter gjør, det er altid det Rigtige , 1861)
  • Улитка и розы (Sneglen og Rosenhækken , 1861)
  • Цветы маленькой Иды (Den lille Idas Blomster , 1835)
  • Чайник (1863)
  • Чего только не придумают… (1869)
  • Через тысячу лет (Om Aartusinder , 1852)
  • Штопальная игла (Stoppenaalen , 1845)
  • Эльф розового куста (Rosen-Alfen , 1839)

Экранизации произведений

  • - «Ганс Христиан Андерсен. Сказки» - коллекционное издание мультфильмов:
    • Дикие лебеди
    • Навозный жук
    • Прыгун
    • Огниво
    • Русалочка
    • Что муж ни сделает, то и хорошо
    • Оле-Лукойе
    • Сундук-самолет
    • Стойкий оловянный солдатик
    • Цветы малышки Иды
    • Золотое сокровище
    • Профессор и блоха
    • Принцесса на горошине
    • Свинопас
    • Калоши счастья
    • Новое платье короля
    • Жених и невеста
    • Старый уличный фонарь
    • Бутылочное горлышко
    • Садовник и семейство
    • Гадкий утенок
    • Истинная правда
    • Суп из колбасной палочки
    • Спутник
    • Снежная королева (в двух частях)
    • Снеговик
    • Дюймовочка
    • Соловей
    • Ганс Чурбан

Оперы по сказкам Андерсена

  • Опера-притча «Гадкий утёнок», соч. 1996, - свободная оперная версия Льва Конова на музыку Сергея Прокофьева (ор.18 и ор.22) для сопрано-соло, детского хора и фортепиано. 1 Акт: 2 Эпиграфа и 38 картинок-мимолётностей, продолжительностью - 28 мин.
  • «The Ugly Duckling» Opera-Parable By Andersen For Mezzo-Soprano (Soprano), Three-part Childrens Choir And the Piano *

1 Act: 2 Epigraphs, 38 Theatrical Pictures * Length: Approximately 28 minutes * The opera version (Free transcription) Written by Lev Konov (1996) On music of Sergei Prokofiev: The Ugly Duckling, op. 18 (1914) And Visions Fugitives, op. 22 (1915-1917) * (Vocal score language: Russian, English, German, French)

Фотогалерея

Ссылки

  • Полное собрание сочинений Андерсена. Сказки на 7 языках с иллюстрациями, повести, романы, стихи, письма, автобиография, фотографии, картины. (рус.) (укр.) (белор.) (монг.) (англ.) (фр.) (исп.)

Творчество Ханса Кристиана Андерсена одно из самых значительных явлений в истории датской и мировой литературы XIХ века. Автор многочисленных произведений в различных жанрах, он достиг вершины в своих сказках, ибо необычайно велики гуманистическое, идейное и эстетическое значение этих сказок, раскрывающих мир больших и чистых человеческих чувств, глубоких и благородных мыслей.
Сказки Андерсена - одно из значительнейших явлений мировой литературы XIX века. Они занимают важное место в истории национальной культуры Дании, так как писатель вложил в них глубокий конкретно-исторический смысл. В его произведениях дана широкая критика датского общества 20—70-х годов XIX века.
Сказки Андерсена дороги и понятны людям разных возрастов, разных эпох, разных стран. Они способствуют формированию детского сознания, воспитывают в духе демократизма. Глубокое философское содержание видят в них взрослые.
Необыкновенная, увлекательная фабула соединяется в сказках Андерсена с высокими нравственными идеалами, простодушная наивность переплетается с глубокой жизненной мудростью, реальная действительность - с вдохновенным поэтическим вымыслом, благодушный юмор - с тончайшей иронией и сарказмом. Удивительное смешение забавного и серьезного, смешного и печального, обыденного и чудесного составляет особенность стиля Андерсена. Его сказки, подлинно демократические по всему строю мыслей и чувств, проникнуты верой писателя-гуманиста в грядущее торжество социальной справедливости, в победу доброго, истинно человеческого начала над силами зла.
Жизнь Андерсена проходила в странствиях. Страной, явившейся в глазах путешественника земным воплощением Эдема, стала Италия. Действие многих его сказок и историй разворачивается в Италии или переносится туда («Дюймовочка», «Русалочка» и др.). Будучи в Германии, беседовал он с Якобом Гриммом. Сказки братьев Гримм повлияли на его творчество: следы влияния особенно отчетливы в сказках «Большой Клаус и Маленький Клаус», «Огниво», «Голубой огонь». Жанр сказки стал для Андерсена универсальной формой эстетического постижения действительности. Именно он ввел сказку в систему «высоких» жанров.
Основная часть наследия Андерсена — его сказки и истории (сборники: «Сказки, рассказанные детям», 1835—1842; «Новые сказки», 1843—1848; «Истории», 1852—1855; «Новые сказки и истории», 1858—1872), сделавшие его имя всемирно известным.
«Сказки, рассказанные детям» (1835—1842) основаны на переосмыслении народных мотивов («Огниво», «Дикие лебеди», «Свинопас» и др.), а «Истории, рассказанные детям» (1852) — на переосмыслении истории и современной действительности. При этом даже арабские, греческие, испанские и иные сюжеты обретали у Андерсена колорит датской народной жизни.
Пользуясь народными датскими сюжетами и создавая новые оригинальные сказки, Андерсен внес глубоко актуальное содержание в свои произведения, отразил в них сложные противоречия современной ему действительности («Маленький Клаус и Большой Клаус», «Принцесса на горошине», «Новое платье короля» (любимая сказка Льва Толстого), «Калоши счастья» и др.).
В ранних сказках Андерсен особенно близок фольклорным источникам. «В первом выпуске,- писал он в автобиографии,- находились сказки, слышанные мною в детстве; я же только записал их». Но в действительности дело не ограничилось простой записью. Писатель преобразовал каждый сюжет, подчиняя его своей собственной художественной манере. С первых же строк в произведении развертывается стремительное действие и перед глазами читателя возникает живой образ героя. Андерсен сознательно подчеркивал в народных сказочных сюжетах социальный подтекст, еще более усиливал присущий народному творчеству оптимизм. Когда лихой солдат из сказки «Огниво» одолел злого короля и его советников, «весь народ закричал: «Служивый, будь нашим королем и женись на прекрасной принцессе!»
Маленький Клаус благодаря природному уму и находчивости решительно расправляется со своим мучителем - жадным и завистливым богачом Большим Клаусом, и в тоне автора чувствуется удовлетворение («Маленький Клаус и Большой Клаус»).
Необыкновенная сила самоотверженной любви Элизы к своим братьям помогает ей выдержать все испытания и одержать победу над злыми чарами. При этом среди врагов доброй девушки мы видим не только сказочную королеву-колдунью, но и обыкновенного католического епископа («Дикие лебеди»).
Творческий расцвет Андерсена, сделавший его королем сказочников, пришелся на конец тридцатых и сороковые годы. Появляются такие шедевры, как "Стойкий оловянный солдатик" (1838), "Соловей", "Гадкий утенок" (обе - 1843), "Снежная королева" (1844), "Девочка со спичками" (1845), "Тень" (1847), "Мать" (1848) и другие.
Иногда сказки превращаются в целые повести, в которых фольклорная основа сочетается со свободным вымыслом. В «Снежной королеве», как и в других сказках, высокая нравственная идея вытекает из самого сюжета. В сердце маленького Кая попадает осколок дьявольского зеркала. «Отражаясь в нем, все великое и доброе казалось ничтожным и скверным, все злое и худое выглядело еще злее, и недостатки каждой вещи тотчас бросались в глаза». Но Герда не может оставить друга в беде. Чтобы освободить его от колдовства, она выдерживает немыслимые испытания, обходит босиком полсвета. И когда мальчик и девочка вернулись из холодной Лапландии в родной дом, они почувствовали себя совсем взрослыми.
Размышления о собственной необыкновенной судьбе определили характер многих героев Андерсена — маленьких, беззащитных в огромном мире, средь закоулков которого так легко затеряться. Стойкий оловянный солдатик, Дюймовочка, Герда, Трубочист, Ромашка — эти и другие герои воплощают авторский идеал мужества и веры в добро.
Всемирно известная сказка «Стойкий оловянный солдатик» - печальная история беззаветной любви одноногого оловянного солдатика к картонной танцовщице полна глубокого гуманистического смысла. Награда Стойкому оловянному солдатику — возможность взглянуть на прелестную танцовщицу и сгореть то ли от огня печки, то ли от любви; гибель обоих воспринимается не как трагедия, а как торжество любви. Эта сказка звучит как гимн человеческому достоинству и самоотверженности. Игрушки ведут себя, как люди, они наделяются разумом и чувствами.
Своеобразие замечательных сказок Андерсена заключается в том, что он, с одной стороны, необычайно очеловечил, приблизил к жизни самые фантастические персонажи своих произведений («Дюймовочка», «Русалочка»). С другой стороны, он придал фантастичность обыкновенным, реальным предметам и явлениям. Люди, игрушки, предметы домашнего обихода и т. д. становятся героями его произведений, переживают невиданные волшебные приключения («Бронзовый кабан», «Штопальная игла», «Воротничок» и т. д.).
Неувядаемую прелесть придают сказкам андерсеновский юмор и живой разговорный язык. Необычайно велика в них и роль рассказчика. Сказочник выработал свою манеру повествования — непосредственно-наивную, мягко-ироничную. Его рассказчик умеет любоваться всем тем, что нравится детям, оставаясь при этом взрослым. Рассказчик является носителем этического идеала Андерсена, выразителем его кредо, образцом его положительного героя. Он раскрывает бедственное положение народа и осуждает его поработителей, он обличает пороки светского общества.
Андерсен становился европейской знаменитостью: его сказки сдали экзамен на вечность в столице мировой культуры - Париже. С тех пор Андерсен стал называть свои сборники "Новые сказки", подчеркивая, что они адресованы не только детям, но и взрослым. Ведь именно взрослые оценили философскую сатиру "Нового платья короля" и "Тени", антиобывательский пафос "Дюймовочки", поднятые проблемы искусства в "Соловье".Действительно, сказки Андерсена многожанровы. Так, "Штопальная игла", "Жених и невеста", "Воротничок", "Свинья-копилка", "Истинная правда" близки к басне; "Старый дом", "Девочка со спичками" по сути новеллы; "Новое платье короля", "Снежная королева" - философские притчи.
Андерсен не берет на себя миссию морализатора, хотя его сказки и истории в высшей степени поучительны. Они развивают в читателе неизменную любовь к жизни, мудрость по отношению ко злу, формируют то гармоничное состояние духа, которое и является залогом счастья. Философия жизни выражается в словах сказочника: «Нет на свете такого человека, которому бы хоть раз в жизни не улыбнулось счастье. Только до поры до времени счастье это скрывается там, где его меньше всего ожидают найти».
В России сказки Андерсена появились в середине 40-х годов 19в. благодаря профессору Петербургского университета П. А. Плетневу, опубликовавшему первые переводы. Это были сказки «Лист», «Бронзовый кабан», «Роза с могилы Гомера», «Союз дружбы». И вот уже более столетия они наводят на размышления не только детей, но и взрослых. Их герои, сюжеты, положения подарили нам афоризмы и поговорки, метафоры и аллегории, темы и философские обобщения... Голый король ("А король-то голый!"), гадкий утенок, ставший прекрасным лебедем, принцесса на горошине, бедный Кай, верная Герда, бессердечная Снежная королева, стойкий оловянный солдатик, нежная Дюймовочка... - в нашей культуре они стали устойчивыми образами, которые можно встретить в самых разных текстах: художественных, публицистических, критических, научно-популярных. Андерсену, как никому в мире, удалось в сказке выразить целую философию жизни, оттого его книги сопровождают нас от колыбели до мудрых седин.

Знаменитый датский сказочник Ханс Христиан Андерсен родился весенним, погожим днём 2 апреля 1805 году в Однесе, который находится на острове Фюн. Родители Андерсена были небогатые. Отец Ханс Андерсен был башмачником, а мать Анна Мари Андерсдаттер работала прачкой, и также была не из знатной семьи. С самого детства она бедствовала, прося подаяние на улице, а после смерти ее похоронили на кладбище для бедных.

Тем не менее, в Дании «ходит» легенда о том, что Андерсен имел королевское происхождение, ведь в своей ранней биографии он не раз упоминал о том, что в детстве ему приходилось играть с самим принцем датским Фритсом, который в итоге стал королём Федериком VII.

Согласно фантазии Андерсена, их дружба с принцем Фритсом продолжалась на протяжении всей жизни и до самой смерти Фритса. После смерти монарха только родственники и он был допущен к гробу покойного короля…

1816 год стал тяжёлым для молодого Андерса, у него умер отец и ему пришлось самому зарабатывать на пропитание. Трудовую жизнь он начал с подмастерья у ткача, после он работал помощником портного. Продолжилась трудовая деятельность мальчика на сигаретной фабрике…

С раннего детства Андерсен отличался эмоциональностью, вспыльчивостью и надмерной восприимчивостью, что приводило к физическим наказаниям в школах того времени. Такие причины заставили мать мальчика отдать его в еврейскую школу, где не практиковалось проведение разного рода экзекуций.

Поэтому Андерсен навсегда сохранил связь с еврейским народом, прекрасно знал его традиции и культуру. Он даже написал несколько сказок и рассказов на еврейские темы. Но, к сожалению, их не перевели на русский язык.

Юность

Уже в возрасте 14 лет мальчик отправился в столицу Дании Копенгаген. Отпуская его так далеко, мать очень надеялась, что он в скором времени вернётся обратно. Покидая свой дом, мальчик сделал своего рода сенсационное заявление, он сказал: «Я еду туда, чтобы стать знаменитым!». А также он хотел найти работу. Она должна быть ему по душе, то есть работа в театре, который ему так нравился, и который он очень любил.

Средства на поездку он получил по рекомендации человека, в доме которого он не раз устраивал импровизированные спектакли. Первый год жизни в Копенгагене не продвинул мальчика к мечте работать в театре. Он как - то пришёл на дом к известной (в те времена) певице и в растроганных чувствах начал просить ее помочь ему устроиться на работу в театр. Чтобы избавиться от странного и неуклюжего подростка, дама пообещала содействовать ему. Но так и не выполнила данного обещания. Спустя много лет она как - то признается ему, что в тот момент она приняла его за человека, у которого помутился разум…

В те годы сам Ганс Кристиан был долговязым, неуклюжим подростком с длинным носом и тонкими конечностями. По сути, он являлся аналогом Гадкого Утёнка. Но он обладал приятным голосом, которым излагал свои просьбы, и то ли поэтому, или просто из жалости, Ганса все-таки приняли в лоно Королевского театра, несмотря на все свои внешние недостатки. К сожалению, ему давали роли второго плана. Успеха в театре он не достиг, а с ломкой голоса (возрастной) его в скором времени и вовсе уволили…

Но Андерсен в то время уже сочинял пьесу, которая имела пять актов. Он написал королю ходатейственное письмо, в котором убедительно просил монарха дать деньги на издание его труда. В книгу входили также стихи писателя. Ганс сделал все, чтобы книга покупалась, то есть провёл рекламные акции в газете, анонсируя издание, но ожидаемых продаж не последовало. Но сдаваться он не хотел и понёс свою книгу в театр, надеясь поставить спектакль по своей пьесе. Но и тут его ожидала неудача. Ему отказали, мотивируя отказ полным отсутствием профессионального опыта у автора…

Тем не менее, ему дали шанс и предложили учиться. Потому что уж очень сильное у него было желание проявить себя неординарно…

Людьми, которые сочувствовали бедному подростку, была направлена просьба самому королю Дании, в которой они просили разрешить подростку учиться. И «Его Величество» прислушался к просьбам, разрешив Гансу учиться в школе, сначала в городе Слагельсе, а после в городе Эльсиноре, причём за счёт государственной казны…

Такой поворот событий, как ни кстати, подошёл талантливому подростку, потому что теперь ему не нужно было думать о том, как заработать на пропитание. Но наука в школе далась Андерсену нелегко, во - первых он был значительно старше учеников, с которыми учился, и испытывал некий дискомфорт по этому поводу. Также он все время подвергался нещадной критике со стороны ректора учебного заведения, по поводу которой он слишком переживал…. Очень часто он видел этого человека в своих кошмарных снах. После он скажет о годах, проведённых в стенах школы, что это была самая мрачная пора в его жизни…

Завершив свою учёбу в 1827 году, он так и не смог осилить правописание, и до конца жизни делал в письме грамматические ошибки… В личной жизни ему так же не повезло, он никогда не был женат и не имел своих детей…

Творчество

Первый успех писателю принёс фантастический рассказ под названием «Пешее путешествие от канала Холмен к восточной оконечности Амагера», который был опубликован в 1833 году. За это произведение писатель получил вознаграждение (от короля), которое позволило ему осуществить путешествие за границу, о котором он так мечтал…

Такой факт стал импровизированной стартовой площадкой для Андерсона и он начал писать много разных литературных произведений (в том числе и знаменитые «Сказки», которые его прославили). Ещё раз писатель делает попытку найти себя на театральных подмостках в 1840 году, но вторая попытка, как и первая, не приносит ему полной сатисфакции…

Но зато на писательском поприще он имеет определённый успех, издав свой сборник под названием «Книга с картинками без картинок». Также имели продолжение и «Сказки», которые в 1838 году вышли вторым выпуском, а в 1845 году появились «Сказки – 3»…

Он становится знаменитым писателем, причём известным не только в своей стране, а и в странах Европы. Летом 1847 года он смог впервые посетить Англию, где его встретили триумфально…

Он и дальше старается писать пьесы, романы, стараясь прославиться, как драматург и романист. В то же время он ненавидит свои сказки, которые и принесли ему истинную славу. Но тем не менее сказки из подего пера появляются снова и снова. Последняя сказка, которая была им написана, появилась в период Рождества 1872 года. В том же году по неосторожности писатель упал с кровати и сильно покалечился. Ему так и не удалось оправиться от полученных при падении травм, (хотя прожил после падения ещё целых три года). Скончался знаменитый сказочник летом 1875 года 4 августа. Похоронен он на кладбище Ассистэнс в Копенгагене...


Это краткая биография писателя. Конечно, в нескольких строчках невозможно рассказать о судьбе сложного, талантливого и необычайно чувственного и эмоционального человека.

Поэтому сегодня мне хотелось познакомить вас с одной удивительной книгой, которую можно найти в городских библиотеках. Она называется «Рассказы о великих писателях». Это книга для детей и их родителей. Красочное, яркое издание знакомит читателей с биографиями известных авторов. Среди них – Ханс Кристиан Андерсен. Оригинальная манера изложения рассказывает биографию писателя с помощью любимых им сказок. Предлагаю вам подробно познакомиться с первыми годами жизни самого известного в мире датчанина

Давным-давно…

Давным-давно в маленьком датском городе Оденсене жили-были башмачник Ханс Кристиан Андерсен и его жена Анн-Мари. Они ютились в тесной каморке, к которой примыкала не мене и кухонька. Жили они очень бедно, едва концы с концами сводили. Ханс Андерсен с утра и до вечеpa чинил чужие башмаки, а Анн-Мари, тоже с утpa до вечера, стирала чужое белье. Но Дания тогда была очень бедной страной. Ханс и Анн-Мари, хоть и работали много, однако получали за свою работу мало.

Впрочем, в их маленькой комнатке всегда было чисто и опрятно, а на стене у окна висела полка с книгами, потому что Ханс Андерсен очень любил читать.

В особенности ему нравились книги про всевозможные путешествия, и еще он обожал перечитывать сказки «Тысячи и одной ночи». Очень часто в голове башмачника истории о путешествиях причудливо переплетались со сказочными историями, и тогда Ханс Кристиан говорил жене мечтательно:

Эх, был бы у меня волшебный ковер-самолет, сел бы я на него и полетел за тридевять зе­мель, в дальние страны - посмотреть, какие там люди живут. - А зачем так далеко лететь-то? - не понимала своего романтика-мужа практичная жена. - везде люди одинаковые. Что здесь, что там.

Э-э, не скажи... - качал головой Ханс Кристиан. - Люди, наоборот, везде разные и по­тому живут. В Африке, положим, люди черные как сажа. А в Италии есть такой город - Венеция называется. Так там вместо улиц - каналы с водой, а вместо карет и повозок - лодки...

Ой, да полно тебе, Ханс, вздор молоть, - перебивала его Анн-Мари. - Это ж надо такое думать: люди черные, как сажа, а вместо повозок - лодки! Да я правду тебе говорю! - кипятился башмачник.

А жена его уже не слушала, вновь принима­лась за стирку чужого белья. Ханс Кристиан, вздохнув, снова принимался нить чужие башмаки.

У Ханса Кристиана Андерсена была заветная мечта - объехать весь свет, вначале вдоль, затем поперек. Но, увы, его мечта так и остала несбыточной. Потому что для дальних путешествий нужны были деньги - и немалые: поезда, корабли, дилижансы, гостиницы...

Самым дальним путешествием, совершенным «Хансом Кристианом, была поездка в соседнюю деревушку, где жили его бабушка и дедушка. С тех пор Ханс Андерсен больше никаких путешествий не совершал, а сидел дома и чинил обувь.

Общем, так и жил башмачник Ханс со своей он Анн-Мари день за днем, месяц за месяцем, год за годом. Пока однажды....

Рождение сказочника

Аист, наверное, принес в дом башмачника младенца. Голос у него был громкий, звонкий, а вот имени пока что не было никакого. Ханс Кристиан и Анн-Мари не придумали заранее, как назвать своего сына.

Мальчик появился на свет 2 апреля 1805 года. Ему еще предстояло получить имя, которое впоследствии будет известно всему миру. Но в этот далекий весенний день никто об этом не подозревал и не догадывался. В том числе, конечно же, и сам новорожденный.

А давай назовем его моим именем, - предложил башмачник, - тогда он точно полюбит книги и путешествия.

Давай, - согласилась жена.

А новоиспеченный Ханс Кристиан-младший тем временем с любопытством разглядывал мир, в ко­тором он появился: потолок, стены, пол... Он еще не знал, что за порогом этой комнаты лежит целый город под названием Оденсен, и что этот го­род находится в стране под названием Дания, страна, в свою очередь, располагается в Западной Европе, а Западная Европа расположена на огромном материке, и таких материков на Земле - шесть.

И если взлететь высоко-высоко, преодолев земное притяжение и верхние слои атмосферы, окажешься в открытом космосе. А там - тоже целый мир, который называется Солнечная система, и в нее, помимо Земли, входят еще восемь планет: Меркурий, Венера, Марс, Юпитер, Са­ри, Уран, Нептун и Плутон, но и это еще далеко не пределы мира. Далее располагаются спиральные, эллиптические, пекулярные и прочие галактики, которых ни много ни мало триллион триллионов (триллион, и кто не знает, - это единица с восемнадцатью нулями).

Короче говоря, мир бесконечен во времени пространстве.

Но маленький Андерсен, конечно же, этого пока не знал. А когда вырос и узнал, то написал сказку членом гороховом стручке, в котором родились горошины. А так как кроме своего стручка горошины больше ничего вокруг себя не видели, и решили, что это и есть весь мир и что этот мир зеленый.

Вот и новорожденный Ханс Кристиан-младший почти так же, как и горошины из сказки, решил, что весь мир - это маленькая комнатка, где он сейчас находится, а все люди в этом мире - мама, папа и он. И, надо сказать, его это вполне устроило. Поэтому он лежал и уже не плакал, а улыбался. Да, да, представьте себе. Все новорожденные первое время только и делают, что все время ревут, а вот Ханс Кристиан очень быстро понял, что в этом мире лучше улыбаться, а не плакать.

У нас с тобой, женушка, родился необыкновенный ребенок, - увидев, что его сын улыбается, тут же сделал вывод Ханс Кристиан-старший.

Не иначе как станет настоящим путеше» венником, переплывет все моря и океаны...

Началась жизнь Ханса Кристиана-младшего.

Время бойко пошло отсчитывать секундочки, минуточки и часы его жизни - тик-так-тик-так-так…

Время шло, а вместе с ним вскоре начал ходить и маленький Андерсен. И не только ходить, но и говорить. И не только говорить, но и слушать. Ханс Кристиан-старший был этому рад-перерад.

Еще бы, у него наконец-то появился слушатель, которому он мог часами всласть рассказывать и о дальних путешествиях и пересказывать любимые сказки «Тысячи и одной ночи».

За окнами мела метель, протяжно завывал ветер, а по знойной пустыне на своем верном верблюде Улюме скакал отважный принц Бахтияр, чтобы спасти прекрасную принцессу Гюзель, попавшую в лапы коварного визиря Фаиза... Ханс-Кристиан-старший рассказывал, а Ханс Кристиан-младший слушал, широко раскрыв глаза и рот... А потом, уже глубокой ночью, во сне маленький Андерсен видел, как принц Бахтияр въезжает в ворота аль-Хаббата, едет мимо многочисленных мечетей и минаретов, а на золотом поясе у него висит волшебный меч - подарок могущественного джин Бедраль-Дина.

- Ну что ты ребенку своими россказнями голову морочишь, - привычно ворчала на мужа Анн-Ма­ри. - Надо бы лучше учить его понемногу порт­няжному делу.

Анн-Мари мечтала сделать из сына портного.

Будешь хорошо шить и кроить, сынок, - вну­шала она маленькому Андерсену, - будет у тебя очень много заказов, а значит - и много денег.

Но Хансу Кристиану совсем не хотелось ни шить, ни кроить. Ему хотелось гулять по лугам, полям и лесам, которых в окрестностях Оденсе было и избытке.

Тем более что снова наступила весна.

И снова запели в лесу птицы, заквакали на болотах лягушки, зажужжали над цветами пчелы... Андерсен-младший любил гулять один. Уже в раннем детстве он отличался от своих сверстников. «Чем это, интересно? - удивитесь вы. - Ведь все дети одинаковы». А вот и нет. Когда другие дети смотрели в дождевые лужи, они видели лишь лужи, а Ханс Кристиан видел, как в лужах отражались облака, плывущие по небу.

Андерсен-младший смотрел на облака - и на те, что в лужах, и на те, что в небе - и думал... думал... думал... Он вообще был очень задумчивым мальчи­ком. Неудивительно поэтому, что свою самую-самую первую сказку Ханс Кристиан сочинил про... мысли.

Военная сказка

Шел 1813 год. В Европе продолжалась война. Дания воевала на стороне Франции, во главе которой стоял император Наполеон I.

«Шел солдат по дороге: раз-два! раз-два! Ранец за спиной, сабля на боку; он шел домой с войны» - так начинается сказка «Огниво», которую Ханс Андерсен напишет много лет спустя.

Наполеону требовались все новые и новые полки, чтобы продолжать войну. В один из новосозданных полков и записался добровольцем отец Андерсена. Домой он пришел в новой военной форме - в красном мундире с воротничком.

Ишь, вырядился, как петух! - накинулась на него жена. - На войну он, видите ли, собрался…

Не кричи, женушка, - примирительно сказал башмачник, а теперь уже солдат Ханс Кристиан- старший.

Но Анн-Мари еще больше разошлась:

А о нас с Хансом ты подумал? Или ты только о своем Наполеоне думаешь?!

Да при чем тут Наполеон? - пытался успо­коить разбушевавшуюся жену Ханс Кристиан-старший. - Я как раз и хочу, чтобы у нас было побольше денег. Смотри, сколько мне заплатили далеров за то, что я пойду воевать. - С этими словами он выложил на стол монеты. - Вот, бе­ри, все это тебе и Хансу.

Да что мне толку в этих деньгах, если ты вер­нешься калекой! - продолжала бушевать Анн- Мари.

А тут еще пришла мать Ханса Кристиана-старшего и тоже накинулась на сына:

Вот до чего довела тебя тяга к бродяжничест­ву! Ты готов оставить семью, лишь бы только по­бродяжничать.

Ханс Кристиан-старший заметно смутился. Мать попала в самую точку. Да, помимо того, что он хо­тел хоть как-то обеспечить свою семью, ему еще хотелось исполнить свое заветное желание - увидеть другие страны. Хотя бы в качестве солдата-завоевателя.

А Ханс Кристиан-младший в это время сидел в своем уголке и смотрел оттуда то на отца в красном мундире, то на мать, то на бабушку. Он мало что понимал из разговора старших. Kто такой этот Наполеон? И почему отцу надо обязательно уходить на какую-то войну? Нет, что такое война, Ханс Кристиан, конечно же, знал. Война - это когда живущие в разных странах люди убивают друг друга. Но вот зачем они это делают?

«Зачем вообще нужно ходить на войну и кого-то убивать?.. - недоумевал Андерсен. - Не лучше ли пойти в театр и посмотреть там интересную пьесу?»

Совсем недавно Ханса Кристиана-младшего водили в театр на спектакль под названием «Дева Дуная». Спектакль произвел на мальчика огромное впечатление. Он сидел на своем месте, и затая дыхание, и не сводил глаз со сцены. С того дня Андерсен полюбил театр на всю жизнь.

Много позже он напишет в одной из своих книг о первом в своей жизни посещении театр, «Душа моя загорелась. Помню, как целыми простаивал я перед зеркалом, набросив на себя передник наподобие рыцарского плаща» А еще Ханс Кристиан познакомился с расклеищиком театральных афиш и стал помогать ему расклеивать по городу афиши. Когда Андерсен расклеивал афиши, ему казалось, что таким образом хоть чуточку, да приобщается к волшебному миру театра.


А дома Ханс Кристиан мастерил всевозможных кукол и сам шил им костюмы из обрезков ткани. Так что теперь у него имелся свой собственный маленький театр, в котором он был и директором, и режиссером, и актером. Все куклы говорили его голосом и разыгрывали пьесы его сочинения.

Ханс Андерсен и сейчас был занят этим увлекательным делом, пока не пришел отец и не начались разговоры о войне и смерти.

«Смерть?.. А что такое смерть?.. - думал Ханс Кристиан-младший. - Почему ее все так боятся? »

Впрочем, смерть, как и война, недолго занимала мысли мальчика, и он снова занялся своими иг рушками. По улицам Оденсе под барабанную дробь - трам-тара-рам! трам-тара-рам! - маршировали солдаты. Они готовились идти на войну. Присоединился к ним и Ханс Кристиан-старший. Он старался держаться бодро и весело, но на душе у него скребли кошки - целая стая черных кошек. Он думал о своей жене, о сыне, о матери, которых он оставлял в Оденсе. «Ничего, ничего, - мыс­ленно подбадривал себя Ханс Кристиан-стар­ший, - вот совершу какой-нибудь подвиг в сра­жении, стану офицером, и тогда мы все заживем богато и весело».

Но мечтам Андерсена-старшего так и не суждено было сбыться.

Он хотел поймать сразу двух зайцев - и как-то облегчить материальное положение семьи, и даль­ние страны повидать. Но, как известно, кто пого­нится за двумя зайцами, тот ни одного не поймает. Так случилось и с Хансом Кристианом-старшим. Полк, в котором он служил, ни разу не участвовал в сражениях. Не удалось ему ни стать офицером, ни попутешествовать в солдатской форме. Зато, правда, он не был убит, как тысячи других солдат наполеоновской армии.

Но вот беда: плохая пища и трудная походная жизнь вконец расстроили и без того слабое здоро­вье Ханса Кристиана. Домой он вернулся совер­шенно больным человеком. И сразу же слег.

«Кха-кха-кха...» - надсадно кашлял бедны и башмачник днем и ночью, потому что у него была чахотка. В наше с вами время чахотку умеют лечить, а в то время не умели, поэтому Андерсен-старший покашлял-покашлял еще немножко да и... умер.

Спустя много-много лет Андерсен-младший напишет сказку про бравого солдата, который преодолеет все беды и невзгоды и найдет свое счастье. Весь народ закричит ему: «Служивый, будь нашим королем и возьми в жены прекрас­ную принцессу!» Солдата посадят в королев­скую карету, все будут кричать «ура». Прин­цесса согласится выйти за солдата замуж. Свадебный пир будет продолжаться целую неделю.

Но это - в сказке. А в жизни - бывшего сол­дата Ханса Кристиана-старшего положили в со­ломенный гроб (потому что не было денег на деревянный) и отнесли на кладбище. Так ма­ленький Андерсен в первый раз воочию увидел, что такое смерть.

Таким было детство сказочника… О его нелегкой судьбе вы сможете узнать из книг о писателе, что есть в городских библиотеках. Здесь вы также можете найти издания его необыкновенных сказок, которые и по сей день читает весь мир.

(1805- 1875)

Биография Ганса Христиана Андерсена прочно связана с Данией, именно в этой стране, в семье бедного башмачника, родился великий сказочник 2 апреля 1805 года. Мальчик рос не общительным, у него не было друзей, и единственным его увлечением был кукольный театр. Любовь к этому занятию Андерсен пронес через все свое детство и юность. Его отец, Ганс Андерсен, умер, когда мальчику исполнилось всего 11 лет, и в таком юном возрасте он вынужден был думать о своем пропитании. В течение трех лет, проведенных им в родном городе Оденсе после смерти отца, Ганс Христиан сменил несколько работ - был учеником ткача, портного, а затем рабочим на фабрике, выпускавшей сигареты.

В 1819 году, достигнув 14-летнего возраста, Андерсен покидает родные места и направляется в столицу Дании - Копенгаген. Несмотря на юные годы, это был целеустремленный человек, полный здоровых амбиций, который на вопрос матери о цели его отъезда ответил, что хочет стать знаменитым.

Запасшись письмом с рекомендациями полковника из Оденсе (в его доме мальчик неоднократно устраивал кукольные представления), юный Ганс Христиан ставит перед собою очень сложную задачу - стать актером Королевского театра. После долгих и упорных его просьб, с которыми он обращался в дирекцию театра, жалость к этому нескладному долговязому подростку победила, и Андерсен был принят на работу. Однако во всех спектаклях ему доводилось играть лишь незначительные роли, потому что из всех артистических талантов будущий писатель обладал лишь голосом приятного тембра. Но и он вскоре испортился из-за гормональной перестройки организма, и Андерсен был уволен.

В этот период времени Ганс Христиан пишет пьесу, которая печатается на казенные деньги, но книга не вызывает интереса ни у читателей, ни администрации театра.

Благодаря ходатайству, перед датским королем Фредериком VI, биография Ганса Христиана Андерсена отмечена годами учебы в школе города Слагелса и в Эльсионоре. Несмотря на продолжительное обучение, за которое платила казна, Ганс Христиан так и не стал грамотным и до конца своей жизни делал при письме много ошибок.

Спустя два года после завершения образования, в 1829 году выходит фантастическое произведение писателя - «Пешее путешествие от канала Холмен к восточной оконечности Амагера», сразу сделавшее его известным. Вплоть до 1833 года Андерсен, получающий пособие от короля, мало занимается сочинительством. Он на время покидает пределы своей маленькой Родины и отправляется в путешествие. Зато последующие годы стали очень плодотворными для творческой деятельности писателя. В 1835 году выходит его книга под названием «Сказки», которая приносит ему всемирную известность. Спустя три года сборник сказок был переиздан, следующий выпуск этой книги был осуществлен в 1848 году.

Не переставая писать сказки, к которым он относился довольно презрительно, Андерсен не терял надежды снискать славы драматурга и романиста, но эти его многочисленные попытки не увенчались успехом. Поэтому биография Андерсена «ограничивается лишь» званием великого сказочника.

Последняя сказка была создана знаменитым сочинителем в 1872 году, в тот же период времени писатель, упав с кровати, получил серьезные травмы и больше не занимался творчеством.

Датская литература

Ганс Христиан Андерсен

Биография

АНДЕРСЕН, ГАНС-ХРИСТИАН (Andersen, Hans Christian) (1805−1875), датский сказочник, автор более 400 сказок, поэт, писатель, драматург, эссеист, автор мемуарных очерков Сказка моей жизни (Mit livs eventir).

Мать была прачкой. Она мечтала, чтобы сын стал удачливым портным, и научила его шить, кроить и штопать. Отец считался невезучим сапожником и плотником. Больше всего ему нравилось мастерить детские игрушки «из чего подвернется», увлеченно распевать песни, читать сыну сказки из Тысячи и одной ночи и разыгрывать с ним сцены из комедий датского драматурга Гольберга. Навсегда поразил воображение Андерсена и его сумасшедший, доброжелательный дед, большой умелец вырезать из дерева фигурки неведомых крылатых зверей и людей с птичьими головами.

Его бабушка по материнской линии работала в госпитале для душевнобольных, где маленький Андерсен проводил долгие часы и с увлечением слушал рассказы обитателей больницы. Под конец жизни он написал: «Меня сделали писателем песни отца и речи безумных».

Не успев записать сына в городскую школу, родители отдали его на обучение к вдове перчаточника, но после первой порки он взял свой букварь и гордо ушел.

Благодаря спектаклю Абеллино - страшный бандит, который показывала в Оденсе копенгагенская труппа, Андерсен полюбил театр. Три месяца с помощью отца, который сколотил ему специальный ящик для представления, он придумывал свою первую пьесу, вырезая из чурбачков кукольных артистов, шил костюмы из лоскутков, учился водить на веревочках своих персонажей.

Он так и не закончил начальной школы, а читать и писать научился только к десяти годам. В одиннадцать лет получил подарок - том пьес Шекспира и начал разыгрывать сцены из Макбета.

После смерти отца семья едва сводила концы с концами, и двенадцатилетнего Андерсена отдали в подмастерья, сначала на суконную фабрику, затем на табачную. Вскоре из Копенгагена в Оденсе приехала труппа, которой для спектакля срочно требовался статист, и Андерсен получил бессловесную роль кучера, уверившись, что театр - его призвание. В 1819 четырнадцатилетний Андерсен, заработав немного денег и купив первые в жизни сапоги, отправился завоевывать Копенгаген.

Благодаря помощи покровителей он посещал балетную школу, получал бесплатные уроки латыни, немецкого и датского языков, принялся всерьез за изучение мировой драматургии и поэзии. И постоянно сочинял, живя по углам и впроголодь. Мечтам о театральной карьере пришел конец после приговора актера Линдгрена: «Чувств у Вас много, но актера из Вас никогда не получится».

Преодолевая отчаяние, принялся за трагедию Разбойники в Виссенберге. Первый акт опубликовала газета «Арфа», и он впервые получил литературный гонорар. Вдохновленный удачей, взялся за трагедию Альфсоль.

К этому времени его начинают привечать копенгагенские знаменитости, в том числе физик Эрстед, директор театра Й. Коллин, поэт Раабек, знаменитый драматург Эленшлегер. Благодаря стараниям Й. Коллина получил королевскую стипендию и в 1822 отправился в Слагельсе, где был зачислен во второй класс латинской гимназии, где у него не сложились отношения с ее ректором. Много пишет, и его стихотворения Вечер и Умирающее дитя удостаиваются высокой оценки критики. В 1828 поступил в Копенгагенский университет, где среди начинающих университетских поэтов единодушно был признан первым, по окончании обучения сдал два экзамена на звание кандидата философии.

В 1829 вышла первая романтическая проза Андерсена - Путешествие пешком от Хольмен-канала до восточного мыса острова Амагер, где автор пародировал себя в виде «тощего кота в плаще поверх ночной рубахи». Родоначальник датского водевиля, эссеист Гейберг позже назвал книгу музыкальной фантазией. Актерское начало, помогающее Андерсену мысленно перевоплощаться в своих персонажей, принесло долгожданные плоды. Его водевиль Любовь на Николаевой башне (1829) имел шумный успех. В 1831 отправился в первое путешествие по Германии, итог которого - эссе-размышление Теневые картины (1831) и сборник стихов Фантазии и эскизы. За два года вышли 4 сборника стихов. В 1833 подарил королю Фредерику цикл стихов о Дании и получил небольшое пособие для путешествия по Европе. Началась его «эра странствий». В Париже познакомился с Генрихом Гейне, в Риме - со знаменитым скульптором Торвальдсеном, здесь же начал писать свой первый роман Импровизатор.

После Рима отправился во Флоренцию, Неаполь, Венецию, написал эссе о Микеланджело и Рафаэле. В Англии завязывается дружба с Чарльзом Диккенсом. Во Франции сблизился с Виктором Гюго, познакомился с О. де Бальзаком и Александром Дюма. На стихи Андерсена писали романсы Шуман и Мендельсон.

Андерсен подолгу вынашивал каждый замысел, но писал сравнительно быстро, зато помногу раз переписывал и правил, мучаясь жестокими сомнениями. А датская критика обвиняла его в небрежности и подражательстве, литературной неряшливости и убогости сюжетов. При этом жил он весьма бедно, так как доход ему приносили лишь небольшие литературные заработки.

Помимо поэтических сочинений, путевых заметок и философских эссе, создает романы Импровизатор (1835), принесший ему европейскую известность, Всего лишь скрипач (1837), Быть или не быть (1857). Признание получили его комедия Первенец и остро социальная мелодрама Мулат.(1840). Долгая и счастливая судьба выпала на долю пьес-сказок Дороже жемчуга и злата, Бузинная матушка, Оле-Лукойе.

Всемирную славу и любовь читателей принесли Андерсену его сказки. В мае и декабре 1835 появились два первых выпуска Сказок, рассказанных для детей. Третий сказочный сборник вышел в апреле 1837. (Everi, fortalte for born, кн. 1−3, 1835−1837). В сборники вошли хорошо известные русскому читателю сказки Огниво, Принцесса на горошине, Русалочка, и др. С этого времени регулярно публиковались сборники, которые назывались просто Сказки. Расцвет творчества приходится на вт. пол. 1830−1840-х, когда были написаны знаменитые сказки Снежная королева, Стойкий оловянный солдатик, Гадкий утенок, Девочка со спичками, Тень, Мать, Соловей и др. Восприняты и оценены они были далеко не сразу, автора критиковали за ошибки в правописании и новаторство в стиле, за то, что его сказки якобы легковесны для взрослых и недостаточно назидательны для детской аудитории. Зато физик Эрстед сразу после выхода первого выпуска сказок пророчески заметил: «Вот увидите, „Импровизатор“ прославит Вас, а сказки сделают Ваше имя бессмертным». Л. Н. Толстой, прочтя сказку Пятеро из одного стручка, отозвался о ней так: «Какая озорная и мудрая сказка. Одной такой хватит, чтобы остаться в истории литературы». Один из парадоксов сказок Андерсена состоит в том, что даже самые печальные и трагические из них обладают удивительным свойством дарить надежду и лечить душу. Олицетворением самоотверженной любви стала для миллионов людей андерсеновская Русалочка, символ Копенгагена, где ей поставлен памятник. Актуальной вновь и вновь оказывается сказка Новое платье короля, высмеивающая холуйско-рабскую психологию верноподданничества, порождающую культ ничтожных, «голых» королей. Или магическая ирония Калош счастья и насмешливая ассоциативность, тонкий юмор и образность Свинопаса и Принцессы на горошине и Веселого нрава. В лучших сказках высокая поэтика органично переплетается с бесшабашной насмешливостью, а романтическая ирония - с мистикой. Таковы сказки Тень, Стойкий оловянный солдатик, Огниво, Буря перемещает вывески. Уникальность Андерсена в том, он наделил дивным даром не только Русалочку. Он разглядел и с убедительностью воспел силу духа земных хрупких девчонок. Таких, как Герда из Снежной королевы или Эльза из Диких лебедей, чей бескорыстный героизм и жертвенность затмевают деяния даже могучих героев. Ибо вершат их неприметные слабосильные малышки, чьи души пронизывает и двигает великая самоотверженная любовь, увлекающая за собой миллионы детских сердец. Андерсен с достоверностью наделил неодушевленные предметы человеческими свойствами. А главное - душой, тем самым открыв для своего читателя ранее неведомый, безмерный мир, пробудив «чувства добрые» к цветам и деревьям, стершейся монетке и обглоданной щепке, к разгильдяю-троллю или домовому-неудачнику. О бессмертии созидательного начала и реальности чудес повествует притчево-многомерная сказка Лен. Это история голубого цветка, пришедшего из Древнего Египта, чьи невесомые лепестки подобны крыльям мотылька. С чудесным цветком происходит множество превращений. Вот его высохшие стебли распяты и вытянуты в нити. Из нитей возникает одежда, согревающая в стужу, дарящая прохладу в жару. Но одежда изнашивается. Однако и тряпка годится для мытья полов и стирания пыли. А когда превращается в труху, то из нее творят бумагу. Бумага превращается в книги - вместилища мудрости и света. И даже если книги попадают в огонь, то зола и пепел, удобряющие поля, снова порождают мириады голубых цветов. Все повторяется сначала, славя непобедимость ликующей жизни. Пример сказки, равной высокой, светлой трагедии, сказка-притча Мать. Смерть похитила у матери ребенка. Дабы узнать дорогу к похитительнице, мать дарит свои глаза озеру. Прижав к груди, согревает замерзший терновник, так, что он начинает зеленеть и расцветать. Свои прекрасные черные волосы она отдает в обмен на седые космы старухи-привратницы, чтобы войти в волшебный сад смерти и спасти свое дитя. Интересовала Андерсена и проблема истинного и ложного в искусстве, о чем повествует сказка Соловей. Оригинальность сказок Андерсена в том, что, вопреки литературным традициям, он использовал в своих историях элементы разговорного языка, сочетал воображаемое с универсальным, взятым из народных легенд, а также в особенностях описания пейзажей - одухотворенных, динамичных и одновременно точных. В сказках «датчанина с впалыми щеками» мы встречаем библейских героев и персонажей из мифов Древнего Египта, Тристана с Изольдой и тех, о ком повествует Коран. Здесь органично слились Запад и Восток и присутствует таинство, которое трудно объяснить, а дано постичь лишь душой. Одни из лучших в мировой литературе детские сказки - они адресованы в равной мере и взрослым, что осознавал и сам автор. Жизнь Андерсена невозможно представить без любви, чаще всего безответной. Последняя и самая глубокая любовь пришла к нему осенью 1843, когда в Копенгаген приехала знаменитая оперная певица Иенни Линд. Казалось, вот оно, столь долгожданное «созвучье душ». Но и эта встреча обернулась для Андерсена душевной болью, и всю жизнь он прожил холостяком. За два месяца до смерти узнал из английской газеты, что его сказки принадлежат к числу наиболее читаемых во всем мире. Умер 4 августа 1875 в Копенгагене. Шведский писатель и драматург Август Стриндберг сказал о нем так: «Мы в Швеции говорим просто Андерсен. Без инициалов. Ибо знаем лишь одного Андерсена. Он принадлежит нам и нашим родителям, он наше детство и наша зрелость. Равно как и наша старость». В связи с 200-летием со дня рождения 2005 объявлен ЮНЕСКО годом Андерсена.

Ганс-Христиан Андерсен родился в семье прачки и сапожника-плотника, в городе Оденсе (остров Фюн) второго апреля 1805 года. Его детство прошло с рассказами и песнями отца и вырезными фигурками его деда. Мать научила его швейному мастерству. После просмотра спектакля Абеллино «Страшный бандит», он начал придумывать свою первую пьесу, делая для нее кукольных артистов. Письму и чтению обучился к 10 годам, начальную школу закончить не смог.

Когда Гансу исполнилось 12 лет, его отец умер. И мальчику пришлось идти помощником сначала на суконную а потом на табачную фабрику. Заработав немного денег, четырнадцатилетний Христиан отправился в Копенгаген в 1819г.. Там он получал уроки балета, латыни, немецкого и датского языка. Также начал углублять свои знания в мировой поэзии и драматургии. Живя в голоде и бедности начинает писать свою первую трагедию «Разбойники в Виссенберге». За публикацию первого акта в газете «Арфа», получил свой первый гонорар. После чего начал писать трагедию «Альфсоль». В Это время стает знаменит среди копенгагенских знаменитостей. За содействия Й. Коллина ему достается королевская стипендия. 1822 - был принят во второй класс латинской гимназии в Слагельсе. В те годы очень много пишет, а его стихи «Умирающее дитя», «Вечер» очень высоко оценивают критики.

1828 год – зачислен в Копенгагенский университет и получил звание кандидата философии. Первая романтическая проза Ганса вышла в 1829. Большой триумф ему приносит его водевиль «Любовь на Николаевой башне» 1829. В 1831 написал «Теневые картины» и сборник стихов «Фантазии и эескизы». В 1833 сотворил для короля Дании Фредерика цикл стихов. В Риме начинает писать «Импровизатор»1835 - первый роман. После этого написал эссе о Микеланджело и Рафаэле, «Всего лишь скрипач» 1837, «Быть или не быть» 1857, «Мулат» 1840. С 1835 по 1837 мир увидели его три выпуска Сказок. В 1843 встретил свою последнюю и самую сильную любовь оперную певицу Иени Линд. Но их встреча не принесла ничего хорошего для сердца Андерсена. Он умирает холостяком 4 августа 1875 г. в Копенгагене.

Произведения

Снежная королева