Встреча князя андрея с дубом. Образ и описание дуба в романе "Война и мир" Л. Н. Толстого

С целью составить наиболее полный портрет героя, Лев Толстой в своем творчестве обращается к разным граням личности. Это могут быть едва заметные движения лица, блеск глаз, или улыбка... Однако при описании важную роль играют не только эмоции, но и их внешние проявления. Писатель находит иные черты, которые способны показать читателям его «диалектику души». В статье остановимся на образе дуба из романа «Война и мир», помогающем приоткрыть душевное состояние Андрея Болконского.

Л. Н. Толстой. «Война и мир». Дуб

Андрей встречает это дерево на своем пути в Ростовых). У князя за плечами насыщенная по содержанию, хотя и небольшая по времени жизнь. Он уже видел все грани и мира, и войны и вынес твердое убеждение, что для него все в этом мире закончено. Увидев дерево, Болконский вновь вспоминает пройденный путь, но не меняет отношения к себе. Прелести весны не способны дать свежего дуновения новой жизни.

Однако именно дуб в «Войне и мире» становится ключевым аспектом в судьбе главного героя. Андрей не понимает, чему так может радоваться кучер Петр. Единственный, кого князь находит себе в союзники, - старый дуб, который старше берез, вероятно, раз в десять. Дерево еще больше утвердило Болконского во мнении о том, что он должен доживать жизнь, «ничего не желая и не тревожась».

Противостояние весеннему возрождению

Описание дуба в романе «Война и мир» помогает понять, почему Андрей его воспринял в качестве единственного союзника среди красоты сказочного весеннего леса. Это было огромное дерево с обломанными сучьями и корой. Между улыбающихся берез он стоял со своими несимметричными ветками, как страшилище, и один лишь не желал подчиняться весеннему обаянию. Тоже многое на своем веку повидал старый дуб. Война и мир принесли ему разочарование и раны, о которых свидетельствуют повреждения на его коре.

Толстой при описании этой картины ловко применяет один прием. Он показывает встречу двух родных душ, противостоящих общему веселью. Но все равно они остаются одинокими: Андрей - в жизни, дерево — в лесу. Ничего не изменится от того, что две родные души решили закрыться от других и от света. Ведь жизнь продолжается, неся новые впечатления и события, постепенно затмевающие любую грусть.

Наташа Ростова

Возродить Болконского к жизни смогла Наташа Ростова. Его поразило ее искреннее восхищение всем, что есть вокруг. Она так непосредственно радуется обычной ночи, что Андрей начинает задумываться над тем, что и неприметные с первого взгляда вещи могут окрылять человека. Когда Болконский возвращается из Отрадного, он видит, что на дворе лето уже вступило в свои права, и никак не может отыскать то дерево, с которым еще совсем недавно ему было так одиноко в царстве просыпающейся природы.

Переломный момент

Описание дуба в романе «Война и мир» очень важно, ведь данное дерево показано именно глазами князя Андрея. Толстой использует этот образ, чтобы приоткрыть героя, который о своих опасениях и тревогах не склонен говорить напрямую. Болконский только с Пьером позволяет себе немного пооткровенничать. И когда друга нет рядом, именно описание дуба в романе «Война и мир» дает нам возможность понять, что творится в душе Андрея и какие изменения в нем произошли. Герой, словно этот самый дуб, ожил под ласковым солнцем и начал, как снова повстречавшиеся на пути березы, радоваться летним дням. Своими восхищениями Наташа Ростова дала толчок тому, чтобы в князе вспыхнул огонек.

Болконский укрепился в своем мнении, когда опять увидел дерево. Оно как будто тоже радовалось жизни, и Андрей залюбовался им. Описание дуба в романе «Война и мир» теперь рисовало преображенного гиганта, раскинувшегося шатром сочной зелени, который млел, колыхаясь в солнечных лучах. Раны и болячки скрыла новая листва, и князь подумал, что, наверное, и его душевные раны могут зарубцеваться. А значит, он может с нового листа начать жизнь.

Целительная сила природы

Дуб из «Войны и мира» будто передает ступени возрождения персонажа. Увидев, как молодые листья пробиваются сквозь столетнюю кору, Болконский понимает, что может идти вперед и опираться при этом не на мрачные темные мгновения, а на светлые воспоминания. Князь Андрей осознает, что как раз восхищение жизнью и обновление позволяют двигаться к новым вершинам, а не скрывать свои таланты и молодость за «корой с болячками». Жить нужно не только для себя, а и для других, чтобы у них тоже появилась возможность в нем рассмотреть то лучшее, что он так долго прятал.

Таким образом, встреча главного героя с дубом стала поворотным моментом, показавшим, что никогда не поздно начать жизнь с чистой страницы. А окружающие, быть может, ему в этом помогут. Ведь во время своего пробуждения Болконский вспоминает Наташу, Пьера и этот воскресший дуб.

В заключение

Итак, образ старого дерева в повествовании играет несколько ключевых ролей. Он не только открывает нам дверь во внутренний мир героя, но и сам является персонажем, благодаря которому князь Андрей Болконский находит путь возрождения к прекрасной новой жизни. Но образ дуба в то же время позволяет автору продемонстрировать читателям те качества и черты героя, которые через описание внешности показать бы не получилось.

Описание этого дерева любого заставит подумать о смысле жизни, переоценить какие-то моменты, вспомнить, что ничто не вечно на земле. Фрагмент встречи героя с дубом наводит на мысли о том, что человек обретает счастье лишь тогда, когда перестает бежать от него, когда открывается навстречу любви. Таков закон жизни.

На краю дороги стоял дуб. Вероятно в десять раз старше берез, составлявших лес, он был в десять раз толще и в два раза выше каждой березы. Это был огромный в два обхвата дуб с обломанными, давно видно, суками и с обломанной корой, заросшей старыми болячками. С огромными своими неуклюжими, несимметрично-растопыренными, корявыми руками и пальцами, он старым, сердитым и презрительным уродом стоял между улыбающимися березами. Только он один не хотел подчиняться обаянию весны и не хотел видеть ни весны, ни солнца.
"Весна, и любовь, и счастие!" - как будто говорил этот дуб, - "и как не надоест вам всё один и тот же глупый и бессмысленный обман. Всё одно и то же, и всё обман! Нет ни весны, ни солнца, ни счастия. Вон смотрите, сидят задавленные мертвые ели, всегда одинакие, и вон и я растопырил свои обломанные, ободранные пальцы, где ни выросли они - из спины, из боков; как выросли - так и стою, и не верю вашим надеждам и обманам".

Князь Андрей приказал остановить карету и затем вышел из нее.
- Иди, распряги лошадь, дай ей отдохнуть, - сказал Андрей кучеру. Он почувствовал вдруг, как необходимо ему побыть наедине с этим дубом, и, прежде всего, побыть наедине с собой, со своими мыслями, чтоб никто не мешал его размышлениям.
Кучер и лакей беспрекословно повиновались барину и отъехали на ближайший луг.
Князь Андрей осторожно подошел к дубу, провел рукой по его шершавой нагретой солнцем коре. Теперь, вблизи, Болконский в полной мере смог прочувствовать все то, чему дуб являлся олицетворением.
«Весна, любовь, женщины…кому все это нужно? Никому! Есть только иллюзия бытия, все так напрасно и так нелепо!» - со злостью подумал Болконский и оперся рукой на дуб, «Все, что говорил мне Пьер – вздор, чепуха, бред! Но он был так уверен в своих словах…» Андрей в задумчивости как бы обнял дуб взглядом, «Но, может быть, он все-таки прав? Бог действительно наблюдает за нами, любит нас и считает, что все его творения созданы для счастия на этой грешной земле? Но какое может быть счастие для этого дуба?! Когда - то он был молодым здоровым деревом, и все эти березы завидовали бушующей его зелени. Но что ж сейчас? Этот забытый, никому не нужный старик… и это мое будущее? И это будущее всех нас?» Андрей снова вспомнил уверенность, которая так и струилась во взгляде Пьера, «Нет, я должен дать шанс… черт, я ведь хочу чтоб Пьер оказался прав, но как это доказать, прежде всего, мне самому?»
Андрей задумчивым взглядом прошелся по всем сучкам и веткам этого дуба, и тут его озарило, он понял, что может провести некий эксперимент, который позволил бы ему проверить правдивость слов Пьера. Князю просто жизненно необходимо было в этом убедиться.
Андрей осмотрелся, проверил, не вернулись ли кучер с лакеем, но, внезапно, он почувствовал, как стыд начал жечь его сердце, ему вдруг стало стыдно того, что он собирался делать. Но упорство Болконского оказалось сильнее всех прочих чувств. Андрей решительно нагнулся к замеченному им ранее небольшому дуплу и опасливо засунул туда пальцы, проверяя, нет ли в нем белок или каких-нибудь других мелких грызунов. На счастье Болконского, дупло оказалось абсолютно нежилым, и князь, по-прежнему стыдливо озираясь, задрал полы камзола, спустил панталоны и принялся за дело.
«Боже, что же я делаю?! Это немыслимо! - думал про себя князь Андрей, интенсивно двигая тазом – Но останавливаться поздно!»
Прикрыв глаза, Болконский представил, что перед ним вовсе не старый ссохшийся дуб, а его молодая жена, которая в такие мгновения мало чем от него отличалась.
Покончив со своим грязным, богопротивным деянием, князь нежно провел по морщинистой коре дерева правой рукой, прислонился к дубу лбом и с горечью прошептал:
- Прости меня, не смог я… Ты, как и я… Прости… - повторил Андрей, надел панталоны и окликнул кучера.
Князь Андрей несколько раз оглянулся на этот дуб, проезжая по лесу, как будто он чего-то ждал от него. Цветы и трава были и под дубом, но он всё так же, хмурясь, неподвижно, уродливо и упорно, стоял посреди их.
"Да, он прав, тысячу раз прав этот дуб, думал князь Андрей, пускай другие, молодые, вновь поддаются на этот обман, а мы знаем жизнь, - наша жизнь кончена!" Целый новый ряд мыслей безнадежных, но грустно-приятных в связи с этим дубом, возник в душе князя Андрея. Во время этого путешествия он как будто вновь обдумал всю свою жизнь, и пришел к тому же прежнему успокоительному и безнадежному заключению, что ему начинать ничего было не надо, что он должен доживать свою жизнь, не делая зла, не тревожась и ничего не желая.

Отрывки для заучивания наизусть из романа

"Война и мир" (два по выбору)

I. Небо Аустерлица

Что это? я падаю! у меня ноги подкашиваются» , - подумал он и упал на спину. Он раскрыл глаза, надеясь увидать, чем кончилась борьба французов с артиллеристами, и желая знать, убит или нет рыжий артиллерист, взяты или спасены пушки. Но он ничего не видал. Над ним не было ничего уже, кроме неба, - высокого неба, не ясного, но все-таки неизмеримо высокого, с тихо ползущими по нем серыми облаками. «Как тихо, спокойно и торжественно, совсем не так, как я бежал, - подумал князь Андрей, - не так, как мы бежали, кричали и дрались; совсем не так, как с озлобленными и испуганными лицами тащили друг у друга банник француз и артиллерист, - совсем не так ползут облака по этому высокому бесконечному небу. Как же я не видал прежде этого высокого неба? И как я счастлив, что узнал его наконец. Да! все пустое, все обман, кроме этого бесконечного неба. Ничего, ничего нет, кроме его. Но и того даже нет, ничего нет, кроме тишины, успокоения. И слава Богу!.. »

I. Описание дуба

На краю дороги стоял дуб. Вероятно, в десять раз старше берез, составлявших лес, он был в десять раз толще и в два раза выше каждой березы. Это был огромный в два обхвата дуб с обломанными, давно видно, суками и с обломанной корой, заросшей старыми болячками. С огромными своими неуклюжими, несимметрично-растопыренными корявыми руками и пальцами, он старым, сердитым и презрительным уродом стоял между улыбающимися березами. Только он один не хотел подчиняться обаянию весны и не хотел видеть ни весны, ни солнца.

"Весна, и любовь, и счастие!" - как будто говорил этот дуб. - И как не надоест вам все один и тот же глупый и бессмысленный обман. Все одно и то же, и все обман! Нет ни весны, ни солнца, ни счастья. Вон смотрите, сидят задавленные мертвые ели, всегда одинокие, и вон и я растопырил свои обломанные, ободранные пальцы, где ни выросли они - из спины, из боков; как выросли - так и стою, и не верю вашим надеждам и обманам".

Князь Андрей несколько раз оглянулся на этот дуб, проезжая по лесу, как будто он чего-то ждал от него. Цветы и трава были и под дубом, но он все так же, хмурясь, неподвижно, уродливо и упорно, стоял посреди их.

"Да, он прав, тысячу раз прав этот дуб, - думал князь Андрей, пускай другие, молодые, вновь поддаются на этот обман, а мы знаем жизнь, - наша жизнь кончена!" Целый новый ряд мыслей безнадежных, но грустно-приятных в связи с этим дубом, возник в душе князя Андрея. Во время этого путешествия он как будто вновь обдумал всю свою жизнь, и пришел к тому же прежнему успокоительному и безнадежному заключению, что ему начинать ничего было не надо, что он должен доживать свою жизнь, не делая зла, не тревожась и ничего не желая.

III. Описание дуба

"Да, здесь, в этом лесу был этот дуб, с которым мы были согласны,- подумал князь Андрей. - Да где он",- подумал опять князь Андрей, глядя на левую сторону дороги и, сам того не зная, не узнавая его, любовался тем дубом, которого он искал. Старый дуб, весь преображенный, раскинувшись шатром сочной, темной зелени, млел, чуть колыхаясь в лучах вечернего солнца. Ни корявых пальцев, ни болячек, ни старого недоверия и горя - ничего не было видно. Сквозь жесткую, столетнюю кору пробились без сучков сочные, молодые листья, так что верить нельзя было, что этот старик произвел их. "Да это тот самый дуб", - подумал князь Андрей, и на него вдруг нашло беспричинное весеннее чувство радости и обновления. Все лучшие минуты его жизни вдруг в одно и то же время вспомнились ему. И Аустерлиц с высоким небом, и мертвое, укоризненное лицо жены, и Пьер на пароме, и девочка, взволнованная красотою ночи, и эта ночь, и луна - и все это вдруг вспомнилось ему.

"Нет, жизнь не кончена в 31 год,- вдруг окончательно, беспеременно решил князь Андрей. Мало того, что я знаю все то, что есть во мне, надо, чтобы и все знали это: и Пьер, и эта девочка, которая хотела улететь в небо, надо, чтобы все знали меня, чтобы не для одного меня шла моя жизнь, чтоб не жили они так независимо от моей жизни, чтоб на всех она отражалась и чтобы все они жили со мною вместе!"

IV. Танец Наташи

Наташа сбросила себя платок, который был, накинут на ней, забежала вперед дядюшки и, подперши руки в боки, сделала движение плечами и стала.

Где, как, когда всосала в себя из того русского воздуха, которым она дышала,- эта Графинечка, воспитанная эмигранткой-француженкой,- этот дух, откуда взяла она эти приёмы, которые танцы с шалью давно бы должны были вытеснить? Но дух и приёмы были те самые, неподражаемые, неизучаемые, русские, которых и ждал от неё дядюшка. Как только она стала, улыбнулась торжественно, гордо и хитро-весело, первый страх, который охватил, было, Николая и всех присутствующих, страх, что она не то сделает, прошёл, и они уже любовались ею.

Она сделала то самое и так точно, так вполне точно это сделала, что Анисия Фёдоровна, которая тотчас подала её необходимый для её дела платок, сквозь смех прослезилась, глядя на эту тоненькую, грациозную, такую чужую ей, в шелку и в бархате воспитанную графиню, которая умела понять всё то, что было и в Анисье, и в отце Анисьи, и в тётке, и в матери, и во всяком русском человеке.


Встреча князя Андрея со старым дубом - один из главных, поворотных моментов в романе Л.Н.Толстого. После этой встречи у Андрея Болконского начинается новый этап в жизни, происходит изменение восприятия мира героя. Кроме того, встреча с дубом – это и перелом в прежней жизни, и начало новой, единой со всем народом, а потому счастливой.

Дуб символизирует психологическое состояние князя Андрея, отражая масштабные перемены, которые произошли в его душе.

Два раза встречался Андрей Болконский с дубом. И обе эти встречи были символичны.

В первый раз дуб выглядит угрюмо и мрачно: "С огромными своими неуклюже, несимметрично растопыренными корявыми руками и пальцами, он старым, сердитым, презрительным уродом стоял между улыбающимися березами. Только он один не хотел подчиняться обаянию весны и не хотел видеть ни весны, ни солнца".

Точно такие же чувства владеют и душой героя.

Князь Андрей тоже отличен от других, он контрастирует с гостями в салоне Анны Павловны Шерер, ему чужды те разговоры, которые ведутся в светском обществе.

Эта же апатия чувствуется и во внешнем облике дуба, также одиноко и дико растущего среди шумных щебечущих берез.

Вторая встреча князя Андрея и дуба состоялась уже при других обстоятельствах. В душе Андрея Болконского произошли кардинальные изменения. Встреча с дубом пришлась на самые лучшие моменты жизни князя – он видел небо над Аустерлицем, когда "над ним не было ничего уже, кроме неба, - высокого неба, не ясного, но все-таки неизмеримо высокого, с тихо ползущими по нем серыми облаками", это открытия о жизни и боге, сделанные Пьером и всколыхнувшие душу князя Андрея, услышанный разговор Наташи о красоте лунной ночи, разбудивший дремавшее в нем желание быть счастливым.

Этим изменениям в душе Андрея Болконского созвучны изменения во внешнем облике дуба.

Теперь он полон жизненных сил и раскинул ветви навстречу миру, как бы обнимая его: "Старый дуб, весь преображенный, раскинувшись шатром сочной, темной зелени, млел, чуть колыхаясь в лучах вечернего солнца. Ни корявых пальцев, ни болячек, ни старого горя и недоверия - ничего не было видно. Сквозь столетнюю жесткую кору пробились без сучков сочные, молодые листья, так что верить нельзя было, что это старик произвел их".

Переменам в душе князя Андрея способствовали пережитые им разочарования. Он разочаровывается в своем кумире – Наполеоне, он глубоко переживает смерть Лизы, чувствуя перед ней вину и понимая, что уже нельзя ничего исправить.

Герой понимает, что только новая жизнь с новыми идеалами и новыми стремлениями может все изменить. Он понимает, что ранее он жил только для себя. Он хотел совершить подвиг, мечтал о славе. Теперь же, увидев обновленный дуб, князь Андрей проводит параллель между собой и этим могучим деревом. Он переживает внутреннее преображение, обновление и переосмысление жизненных основ.

Эпизод встречи князя Андрея с дубом имеет важное значение для раскрытия образа героя. Это новая ступень в жизни, переход от жизни для себя, к жизни, в которой он чувствует свое единство со всем народом.

Обновлено: 2012-04-17

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

/ / / Анализ эпизода встречи князя Андрея со старым дубом (по роману Толстого «Война и мир»)

Ни один эпизод грандиозного произведения Льва Толстого «Война и мир» нельзя назвать лишним. Ведь в каждой строке, в каждом предложении заложен свой, определенный смысл. Не исключением является и анализ эпизода встречи со старым дубом. Его можно назвать переломным моментов в жизни данного героя.

Увидевшись с дубом, Андрей Болконский совершенно меняет свое мировосприятие, он становится единым со своим народом. Дуб на страницах романа становится своеобразным символическим образом. Он передает эмоциональное и душевное переживание князя Андрея.

Первая встреча представляет нам дуб, как отрешенное от всего мира растение, которое не желает радоваться природе, которое неуклюже и даже уродски растопырило свои ветви. В таком же состоянии находится и главный герой в обществе А.П. Шерер. Он совершенно не заинтересован теми разговорами, которые затевают собеседники. Присутствующие настолько надоели Болконскому, что находиться среди них ему было противно.

Вторую встречу князя Андрея с дубом можно назвать совершенно противоположной. Теперь, могучее дерево казалось оживленным, наполненным жизнью, соком, свежестью и невероятной силой, которая давала толчок активному росту для новых ветвей и зеленой кроны. В дубе происходили перемены. Внутри него невиданный источник позволял дереву тянуться вверх и раскидывать могучие ветки. Тоже самое творилось и с Болконским.

Что же было толчком к такому заряду энергии? Это и бой при Аустерлице, и знакомство с Пьером, который поведал интересные рассказы о боге и вечной жизни. Также, в памяти героя остались слова Наташи, которая так вдохновлено желала улететь высоко в небо. К таким душевным переменам подключились и жизненные разочарования, которые не могут проходить бесследно. Поражение Наполеона, который был кумиром многих людей, полностью обесценило военачальника в глазах окружающих. Негативный отпечаток в памяти оставила и смерть Лизы, которая неожиданно покинула землю.

Все эти события и подтолкнули Болконского к глубоким раздумьям, в результате которых Андрей понял, что все это время жил лишь ради себя, ради славы. А теперь, увидев изменившийся дуб, князь решает поменять и себя, свое внутреннее восприятие окружающей действительности.

Анализ данного эпизода показывает читателям переломный момент в жизни Андрея Болконского. Он решается забыть про эгоистичные жизненные цели и начинает думать о других.