Традиции эскимосов народов на рисунки. Питание и образ жизни эскимосов. Эскимосы в Канаде

Эскимосы – это удивительный народ, чья культура полностью приспособлена к условиям Крайнего Севера. Но что мы знаем о них ещё? Пожалуй, только то, что всю свою жизнь они ведут беспрерывную борьбу с суровой стихией. Сегодня мы предлагаем ознакомиться с удивительными фактами из жизни коренного народа, населяющего территории от восточного края Чукотки до Гренландии.

Мы уже привыкли к тому, что термин «эскимос» используется в нейтральном контексте. Однако в английском языке употребляется другое название народа – «инуиты». Причина этого заключается в том, что сами эскимосы воспринимают название своего народа как оскорбительный — в переводе он якобы означает «тот, кто ест сырое мясо».

Эскимосский поцелуй – это даже и не поцелуй, а просто взаимное прикосновение и небольшое трение носами. Предполагается, что на морозе эскимосы не целуются в губы потому, что могут примёрзнуть друг к другу. Но на самом деле у них не прикрыты одеждой только глаза и нос, поэтому с их помощью они и приветствуют друг друга.

Эскимосы питаются преимущественно продуктами, полученными в результате охоты и собирательства. Основу рациона составляет мясо моржей, белух, нерп, оленей, белых медведей, овцебыков, мясо и яйца птиц. Так как заниматься земледелием в арктическом климате невозможно, эскимосы собирают клубни, стебли, корни, водоросли, ягоды, которые можно найти в очень не больших количествах. Вегетарианцам в таких условиях пришлось бы очень тяжело. Инуиты считают, что диета, состоящая, в большинстве своём, из мяса, полезна и помогает сохранять тепло.

Традиционное снежное жилище эскимосов называется «иглу». Построенная из снежных «кирпичей» в форме полусферы иглу является лучшим вариантом для ночёвок в горах: по комфорту и надёжности с ней не сравнится никакая палатка. И, несмотря на то, что такое жилище сделано из снега, внутри царит приятное тепло. Иглу обычно имеет высоту около 2 м и диаметр 3-4 м.

Пожалуй, в любой культуре существуют свои специфические монстры и чудовища, о которых ходят легенды. Эскимосы боятся калупилука (Qalupalik или Kallupilluk) – призрака, который только и ждёт, чтобы утащить неосторожных людей на дно ледяного моря. При этом подобные страхи не лишены здравого смысла – провалиться в ледяную воду на севере равносильно смерти.

В 1912 году канадский этнограф и полярный исследователь Стефанссон Вильямур открыл «эскимосов-блондинов» на острове Виктория. Это стало одной из самых больших загадок в археологии Севера. Предположительно раньше на острове жило племя скандинавов, которое было вытеснено эскимосами.

В эскимосском языке есть свыше 75 слов для обозначения снега. В 1911 году антрополог Франц Боас указал, что у эскимосов есть 4 неродственных слова, обозначающих это белое вещество. Видимо, со временем это число возросло на несколько порядков.

Отсутствие железных доспехов у эскимосов в древние времена объясняется только одним совершенно очевидным параметром: им было не из чего их делать. А необходимость в защите была. Поэтому и делали доспехи из того, что было под рукой – из костей и клыков животных.

Контакт с другими культурами открыл эскимосам доступ к огнестрельному и другим видам современного оружия, однако традиционные оружия инуитов были, в основном, сделаны из дерева и камня. Главным оружием эскимосов для морской охоты был гарпун с поворотным наконечником.

Инуиты, по сути, живут аналогично полукочевым племенам, например, австралийским аборигенам. Бедные и заброшенные, многие из них страдают алкоголизмом. Суровые климатические условия способствуют развитию многочисленных заболеваний, поэтому тот факт, что эскимосы всё равно выживают и продолжают своё существование, не может не удивлять.

Гостевая статья

Эскимосы населяют северные части материков. Их можно встретить в Канаде, Гренландии, на Аляске. Общая численность народности равна 115 тысячам человек. Данный народ имеет свою самобытную культуру и множество обычаев, которые напрямую связаны с суровыми условиями проживания. В результате тысячелетий выживания в холодном климате эскимосы создали жилища, укрытые оленьими шкурами, в форме купола – иглу, жировые светильники, гарпуны с механизмом поворачивающегося наконечника и другие приспособления. Среди данной народности была распространена меновая торговля между соплеменниками, что повлекло возникновение имущественного неравенства.

Быт эскимосов

Традиционным жилищем эскимосов является иглу, которое представляет собой каркас из китовой кости и камней, обложенный шкурами оленей. Верхняя часть строения имеет вытяжное отверстие. Одежда представляла собой предметы из шкур животных и шерсти. Некоторые жители использовали для дополнительного утепления и красоты перья птиц. Быт обустраивается довольно скудно: минималистичная посуда и предметы интерьера делались из дерева или кожи обитателей моря. Ели эскимосы мясо, морских обитателей, коренья и морские водоросли.

Семейные традиции

В большинстве семей эскимосов царит матриархат. Супруг входит в семью жены после заключения брака. В случае развода или кончины супруги он возвращается в свой дом. Считается, что родство по линии женщины – самое близкое. Селятся эскимосы семьями по 2-3 рядом. Обычно в одном жилище проживает одна семья. Очень сложно встретить многочисленное поселение из 10 и более домов.

Браки заключаются в юношеском возрасте. Супругов выбирают родители. Для заключения брака требуется согласие братьев и отца женщины. Обряд заключения союза проводится с имитацией похищения невесты. В поселениях эскимосов считается обычным уступать на время соплеменнику свою жену или обмениваться супругами. Весной есть определенный период, когда обмен женами приветствуется.

В семьях не встречается грубого отношения мужчин к женщинам. Это обусловлено тем, что женщину оберегает весь ее род. Супруги владеют имуществом раздельно, и в случае смерти одного из них право собственности переходит к старшему сыну.

Религиозные традиции

Эскимосов трудно отнести к определенному религиозному строю. Многие из них являются христианами. Религия в обычном понимании не свойственна народности и не является вероисповеданием в традиционном виде. Народ скорее не подвержен определенной вере, но имеет страх перед определенными силами или духами. Многие эскимосы верят в одушевленность окружающих вещей и наличие разума у животных. Часть туши недоеденного животного выбрасывается. Ритуальное выбрасывание делается для восстановления животного.

Довольно распространен среди северных народностей шаманизм. Укротители злых духов проводят определенные ритуалы, которые необходимы для борьбы с ними. Эскимосы верят, что дождь, это слезы умерших, северное сияние – игра покойных детей. Шаманы не только работали с духами, они исполняли роль духовных наставников, лекарей и заклинателей. Заклинания сопровождались ритуальными танцами с песнями и игрой на бубнах. Шаманами не становились, а рождались.

Погребальный обряд

До сих пор существует древняя традиция погребения покойного. Его одевали в новые одежды, связывали ремнями и укрывали шкурой. Это делалось, чтобы покойный не запомнил обратной дороги и не смог вернуться в мир живых. В жилище специально проделывался новый выход, через который выносили покойного. После погребения выходом не пользовались и заделывали. Покойника оставляли в тундре в специальном месте, разрезали одежду, ломали вещи и обкладывали камнями.

Материал нашел и подготовил к публикации Григорий Лучанский

Г.А.Ушаков

Пища эскимосов

«И в прежнее время, то есть до прихода европейцев, и теперь эскимосы питаются в основном мясом морских животных. Первое место среди них занимает морж, второе – тюлень (нерпа, лахтак) и третье – кит. Особенно лакомым считается оленье мясо, но его выменивают у соседей чукчей-оленеводов, и поэтому оно редко попадает в меню эскимоса. Кроме мяса этих животных, эскимосы едят мясо медведя, а в момент нужды – мясо песца и даже собаки.

Летом немалым подспорьем в питании служит мясо птиц. Эскимосы едят всех птиц, водящихся на Севере. Исключение составляют ворон и журавль, к которым относятся с предубеждением, но отнюдь не потому, что считают их «погаными». «Мясо очень крепкое», – говорят эскимосы, а они вообще предпочитают мясо мягкое, сочное и жирное. Но когда наступает голодовка, то и мясо ворона поедается с охотой, так как оно все же не крепче старых моржовых шкур, снятых с яранги, или ремней с упряжек и вкуснее мяса собаки, которыми приходилось питаться во время все более и более частых голодовок.

Вообще эскимосы не знают «поганых» зверей и птиц, которых нельзя было бы употреблять в пищу.

До своего знакомства с эскимосами я часто сталкивался с широко распространенным мнением, что они любят пить топленый жир. Среди известных мне эскимосов я не встречал ни одного такого любителя, И когда они слышали о таком мнении, то обычно говорили: «Врот!» (Врет!) – или же весело смеялись, принимая это за шутку.

Всякое мясо эскимосы охотнее едят, когда оно немного начинает издавать запах.

Кулинарные приемы эскимосов замечательно просты. Мясо в большинстве случаев едят сырым или замороженным, иногда – в вареном или сушеном виде.

В сыром виде в пищу идет и китовая кожа с прилегающим к ней слоем жира – «ман"так"». Большинству европейцев с непривычки «ман"так"» покажется неаппетитной, но на самом деле она обладает вкусовыми качествами, способными удовлетворить многих гурманов. По вкусу она несколько напоминает свежее сливочное масло, а еще больше – сливки. «Ман"так"» употребляется и в вареном виде. Тогда она менее вкусна и хрустит на зубах, как нежный хрящ. «Ман"так"», которая уже начинает издавать запах, называется «эквак».

Как «ман"так"», так и мясо вообще эскимосы варят в воде без соли и каких бы то ни было приправ. Обычно мясо вытаскивается из котла, лишь только хорошо прогреется, оно даже не успевает потерять сырой, кровяной цвет. Дичь варится таким же образом. Приготовляя к варке птиц, эскимосы не ощипывают их, а сдирают с них кожу. Потом кожа очищается от жира и выбрасывается, а жир идет на приготовление особого блюда, называемого «пуг"-нык"».

Во время своих поездок по острову мне часто приходилось отсиживаться от непогоды в эскимосских ярангах, питаясь «ман"так"». Когда свежей «ман"так"» не оказывалось, гостеприимные хозяева предлагали не менее вкусное блюдо – сушеное мясо, именуемое «ныфкурак"». На «ныфкурак"» идет мясо моржа, лахтака, нерпы и медведя. Способ приготовления очень прост. Из туши зверя вырезают вместе с позвонками ребра, между ними делают надрезы и вывешивают на солнце. Солнцу, слабому в этих местах, усиленно помогает ветер, и через три-четыре недели «ныфкурак"» готов. Особенно вкусным мне казался «ныфкурак"» из мяса лахтака. Морж и медведь слишком жирны, а жир на солнце приобретает неприятный горьковатый привкус.

Рыба, как и дичь, служит немалым подспорьем в питании эскимосов. Она, так же как и мясо, поедается большей частью в сыром или мороженом виде, реже – вареной и сушеной.

Из растений эскимосы употребляют и пищу листья ивы, луговой лук, сладкий съедобный корень и листья «нунивака», «сюк"-лъяк» (вид съедобного корня), «к"угылн"ик"» (щавель) и ягоды «ак"авзик» (морошку), «сюгак"» (голубику) и «пагунг"ак"» (шикшу).

Ягоды едят сырыми. Идут они и на приготовление лакомого блюда, о котором с восхищением отзывались мои спутники, но мне за отсутствием на острове оленей не удалось его испробовать. По описанию эскимосов, это блюдо нечто среднее между компотом и винегретом. Для его приготовления берется содержимое оленьего желудка и к нему подмешиваются ягоды – морошка, шикша или голубика. «Нык"нипих"тук"!» (Очень вкусно!) – говорили мои спутники, вспоминая об этом блюде. Не испробовав этого деликатеса, я не могу высказать своего мнения, но, несомненно, он необходим и полезен для эскимосов, так как здесь вообще очень мало растительной пищи.

Грибов эскимосы не едят, называя их «туг"ныг"ам сигутн"ат» – чертовы уши.

Из морских водорослей эскимосы употребляют в пищу морскую капусту, выбрасываемую на берег прибоем, но едят ее с интересной предосторожностью. Дело в том, что, по их убеждению, морская капуста может расти в желудке человека и этим вызывать боли. Предупредить такое явление, по мнению эскимосов, очень легко. Стоит только стеблем похлопать себя по голому животу, и тогда можно есть сколько угодно.

Любят эскимосы полакомиться различными морскими моллюсками. Собирают их в полосе прибоя или извлекают из желудка моржа. Мне не раз приходилось наблюдать во время охоты, как эскимосы, свежуя только что убитого моржа и распоров ему желудок, с удовольствием поедают извлеченных оттуда моллюсков».

«Все едят руками, нагибаясь над «к"аютак"ом» за каждым куском и делая своего рода слойки из ломтиков мяса и жира.

Полужидкие блюда, например, описанное выше угощение из ягод и содержимого желудка оленя, а у нас на острове – какую-нибудь кашу, едят без ложек. Кушанье выливается на «к"аютак"», и каждый погружает в него три пальца правой руки – указательный, средний и безымянный – и облизывает их. После насыщения хозяйка подает «вых"лъюк» – тряпку, и все вытирают губы и руки.

Посуда, как правило, не моется.

В настоящее время эскимосы привыкли к европейским продуктам и уже не могут жить без чая, сахара и табака, с трудом обходятся без муки. Но все же эти продукты являются второстепенными в их питании.

Чай эскимосы пьют до десяти раз в сутки, преимущественно кирпичный. Заваривают его очень крепким и редко дают воде вскипеть. Если вода нагрелась настолько, чтобы заварился чай, то этого достаточно. Когда же по недосмотру хозяйки вода закипит, то в нее опускают комок снегу, а иногда и холодный камень. Сахар употребляется только вприкуску.

Мука идет на приготовление «хавустак». «Хавустак» – это лепешка, сваренная в моржовом или нерпичьем жире. Хлеба эскимосы не пекут, но при случае едят его с большой охотой. «Хавустак» приготовляется следующим образом: мука заливается холодной водой, замешивается – и тесто готово. Если есть, кладут соду, если нет, прекрасно обходятся и без нее. Вот из такого теста делают лепешки и хорошо проваривают их в кипящем жире. Румяные с виду, эти лепешки тверды и безвкусны».

Из других «достижений» цивилизации среди эскимосов привилась водка. О «благотворных» последствиях проникновения водки в быт эскимосов говорить не приходится. Можно только приветствовать запрещение Правительством ввоза подобных продуктов в район Чукотки».

Табакокурение у эскимосов

«Другой не менее достойный продукт – тоже дар цивилизации – табак. От недостатка табака эскимосы теперь страдают не менее, чем от отсутствия мяса. Эскимос, не курящий и не жующий табак, – редкость. Мужчины поголовно не только курят, но и жуют его, женщины – преимущественно жуют. Жуют табак даже дети, и уже в десятилетнем возрасте едва ли на сотню ребятишек можно найти десятерых, не имеющих этой привычки. Мне много раз приходилось наблюдать, как эскимоски успокаивали плачущего грудного ребенка, засовывая ему в рот табачную жвачку. «Без табака рот сохнет», – оправдывают эскимосы свое пристрастие к нему».

Жилище эскимосов

Автор часто останавливался в эскимосских ярангах, которые воспринимались им как привычное жилище, поэтому он не дает подробного описания яранги, но обращает внимание на интересные детали. «В эскимосской яранге нет обеденного стола. Столовую посуду составляет одно узкое, продолговатое и мелкое деревянное блюдо – «к"аютак"» и широкий полукруглый женский нож – «уляк"». «К"аютак"» ставится прямо на пол, и вокруг него располагается вся семья. Проворно работая ножом, хозяйка нарезает на блюде мясо и жир тонкими ломтиками. Причем, первый и последний ломтики от каждого куска обязательно съедает сама.

Одежда эскимосов

«Основной материал, из которого делается одежда эскимосов, – олений мех. Для полярного климата это, безусловно, самый практичный материал. Одежда, сшитая из него, – легкая, мягкая, не стесняет движений и в самые сильные морозы прекрасно сохраняет тепло.

Все полярные путешественники сходятся на том, что мягкий, легкий, бархатистый мех северного оленя – лучший из всех мехов для одежды и спальных мешков.

Не менее ценное качество оленьего меха – его упругость, благодаря чему снег, набивающийся в шерсть во время метелей, не смерзается, как в любом другом мехе, и легко выбивается, поэтому одежда остается совершенно сухой.

Кроме того, эскимосы шьют одежду из тюленьих шкур, моржовых и тюленьих кишок и привозной хлопчатобумажной ткани, которую они начали использовать относительно недавно.

Шапки обычно носят лишь мужчины. Женщины зимой и летом чаще ходят с непокрытой головой. Самый распространенный вид головного убора – «насяпрак"» (малахай). По своему покрою он близок к шапке-шлему, но спереди более открыт. Обычно «насяпрак"» шьется из оленьего меха, как правило, снятого с головы животного. Оторочен он бывает преимущественно собачьим мехом, и только наиболее состоятельные эскимосы делают оторочку из меха росомахи.

Кроме «насяпрак"а», эскимосы носят «макакаки» и «насяг"ак"». Последние более распространены среди оленеводов-чукчей. Эти головные уборы , по существу, представляют собой разновидность «насяпрак"а»: «макакаки» несколько уменьшенная его копия, но верхушка у него срезана, так что сверху голова открыта. «Насяг"ак"» напоминает наш вязаный шлем, перед его опускается на грудь, а сзади он доходит до половины спины; под мышками он бывает перехвачен ременными завязками.

Летом, как правило, и мужчины шапок не носят, довольствуясь узким ремешком, придерживающим волосы.

Последнее время появились под общим наименованием «лък"-ик"» фуражки и кепки. Но большой необходимости в них нет, и они скорее являются роскошью и показателем материального благополучия.

Верхней одеждой мужчины служит «аткупик» (кухлянка). Девается она двойной: нижняя – «илюлик"» – надевается мехом внутрь прямо на голое тело, а верхняя – «к"аслъик"» – мехом наружу. Она имеет прямой покрой, напоминая рубаху без клиньев в подоле, с вырезом, в который можно только просунуть голову. К «илюлик"у» пришивается воротник (обычно из собачьего меха). Надевая «к"аслъик"», воротник выпрастывают поверх него. «Аткупик» достигает колен или даже закрывает их; подпоясываясь, эскимос высоко поднимает подол и собирает его в большую складку под поясок, который держится над самыми бедрами. Таким образом надежно прикрывается живот. Кроме того, складки заменяют карманы, эскимосы прячут в них трубку, кисет, спички, патроны, а в поездках даже бутылку с водой для намораживания льда на полозья нарты.

Штаны – «к"улъиг"ыт» – шьются из разного материала: оленьего меха, оленьих лапок и нерпичьих шкур, но по покрою все они одинаковы. Пояса на таких штанах нет, и стягиваются они не на талии, а на бедрах шнурком. Шнурком же стягиваются штаны и у щиколоток. Сзади они шьются несколько длиннее, спереди – короче, так что живот весь открыт. Никаких разрезов на штанах нет.

В зависимости от назначения и качества материала штаны делятся на «сюпак"ак"» – верхние, из оленьего меха, которые носят мехом наружу; «илыпх"аг"ык» – нижние, из того же материала, но сшитые мехом внутрь; «к"алнак» – верхние штаны из оленьих лапок; «тумк"ак"» – из нерпичьих шкур; «тунук"итылг"и» – из нерпичьих шкур, отделанные сзади вышивкой из красной и белой мандарки.

«Сюпак"ак"» и «к"алнак» носят только в холодное время года, «илыпх"аг"ык» – круглый год, а «тумк"ак"» – летом, «тунук"итылг"и» надевают только по праздникам. Это парадный костюм самых сильных борцов, так сказать, их отличительный признак…

Рукавицы, как правило, шьют с одним пальцем. Они не отличаются красотой, как и обувь эскимосов, предназначенная для зимних поездок и летней охоты, но не менее удобны и практичны. Зимой обычно носят «аг"илъюгык» – рукавицы из оленьих лапок шерстью вверх, а летом – не боящиеся воды «айыпх"атак» из нерпичьей шкуры. Фасон у тех и других одинаковый. Весной и осенью, когда нужно предохранить руки и от сырости, и от мороза, часто очень чувствительного, носят «аг"илъюгык». Тыльная сторона у них сшита из оленьих лапок, а передняя – из нерпичьей шкуры. Перчатки с пятью пальцами носят очень редко, больше по праздникам. Очевидно, они заимствованы у русских. Эскимосы их называют «ихыраг"ык», что дословно означает «ручники» («иха» – кисть руки).

В зимнюю дорогу эскимос надевает нагрудник – «манун"итак». Он обычно делается из нерпы или короткошерстного собачьего меха и предохраняет ворот от намерзания инея. В особенно холодное время надевают еще налобник – «к"агуг"итак"» – полоску из тонкого оленьего меха шириной в 3 – 4 сантиметра».

Обувь эскимосов

«В эскимосском языке насчитывается до двадцати терминов для обозначения разнообразных видов обуви. Обувь же вообще называется «камгыт». Судя по обилию названий, некогда эскимосская обувь была, вероятно, весьма разнообразна, Теперь же ассортимент ее значительно сократился. Современную обувь можно разделить на три основные группы: зимняя обувь, летняя обувь для морской охоты и сырой погоды, летняя обувь для сухой погоды и домашнего обихода.

Наиболее характерная деталь эскимосской обуви – ее подошва. Она всегда делается из лахтачьей шкуры. Шкура очищается от жира, вытягивается и высушивается. Дальнейшей обработке она не подвергается. Изготовленные из нее подошвы, намокнув, сильно садятся, и если подошва по размеру будет соответствовать ноге, то вскоре обувь станет негодной. Поэтому подошва всегда делается с большим запасом с каждой стороны. Загнув этот запас вверх (работа производится зубами), подошве придают форму корытца и в таком виде подшивают ее к голенищу. Намокнув и сев, она быстро теряет форму, но служит долго.

Особенно большой запас оставляют в летней обуви, предназначенной для сырой погоды.

Наиболее распространены в настоящее время «стулъюг"ык», «акугвиг"асяг"ык», «куильхихтат» и «муг"ник"ак». «Стулъюг"ык» шьют в виде короткого чулка, немного заходящего за щиколотку, перед и короткое голенище делают всегда из оленьих лапок. Голенище заправляют под штанину и туго стягивают шнурком последней, что исключает возможность попадания внутрь снега. В местных климатических условиях «стулъюг"ык» по праву можно считать идеальной зимней обувью. Это же название эскимосы присвоили и другому виду обуви, заимствованной ими, очевидно, у тунгусов и якутов, а именно – торбасам. От «стулъюг"ыка» они отличаются только более длинным голенищем, так что чулок закрывает колено. Эта обувь носится поверх штанов. Распространена она мало: для ходьбы и езды на нарте она неудобна, а при метели в голенище набивается снег.

Летом эскимосы преимущественно носят «куильхихтат» из нерпичьей шкуры с оставленной на ней шерстью. Голенища у них короткие, наверху имеется шнурок, который затягивается поверх штанины. Перед делается широким и от носка идет по прямой линии к щиколотке. Это позволяет надевать обувь, даже если, намокнув, она сильно ссохлась. Излишек переда завертывается в складку и затягивается оборой. «Акугвиг"асяг"ык» и «акугвыпагыт» очень между собой сходны. Только первые доходят до колена, и наверху их завязывают шнурком, а вторые выше колена и шнурка не имеют. Как те, так и другие шьют из нерпичьей шкуры, но шерсть с нее предварительно снимается. Перед так же широк, как и у «куильхихтат».

Создавая описанные выше типы обуви, эскимос заботился всецело о ее практичности, и надо признать, что он этого добился, хотя и в ущерб внешнему виду.

Зато не лишена изящества обувь, предназначенная для домашнего обихода и сухого времени года – «паяк"ык» и «муг"ник"ак». Эту обувь шьют из нерпичьей шкуры, перед делается из оленьего меха шерстью внутрь и украшается вышивкой».

Бытовые обычаи эскимосов

«На ночь эскимос раздевается догола. (Впрочем, в пологе он обычно сидит совершенно голый и днем.) Просыпаясь, он ждет, пока жена приготовит завтрак, и, только уделив достаточно внимания последнему, принимается за одевание. Всю одежду, отданную с вечера для просушки, по порядку подает ему жена. В первую очередь он натягивает штаны. Если он остается дома, то ограничивается одними «илыпх"аг"ык». Затем, натянув меховые чулки, эскимос обувается, и туалет закончен. Кухлянку надевает только при выходе из полога и подпоясывается кожаным ремнем – «тафси». На ремне всегда висит нож – «савик» – и несколько корольков стеклянных бус. Последние – про запас, для жертвы злому Духу.

Отправляясь на охоту, эскимосы берут с собой еще и большой охотничий нож – «стыгмик», который носят на бедре и прикрепляют деревянной застежкой к поясу штанов».

Астрономические знания эскимосов

По мнению автора, астрономические понятия эскимосов очень ограниченны. «Созвездия у них имеют свои названия: Большая Медведица – Северные Олени, Плеяды – Девушки, Орион – Охотники, Близнецы – Лук, Кассиопея – Медвежий След, Цефей – Половина Бубна».

Исчисление времени у эскимосов

Счисление времени ведется у эскимосов по луне, причем «единственной единицей времени является месяц – «танк"ик"» (луна). Понятия недели, года у них отсутствуют, ни один эскимос не знает, сколько ему лет.

Месяцев считается двенадцать, но так как лунный месяц имеет только 27,3 суток, то эскимосский месяц не представляет собой точно определенного периода времени, а постоянно передвигается. Из-за этого получается путаница, и нередко можно услышать, как двое стариков спорят, какой сейчас идет месяц. Спор большей частью разрешается обращением к жизни природы, которая, в сущности, и является истинным календарем эскимосов, что подтверждается названиями месяцев:

к"уйн"им к"алг"иг"вига – гон у домашних оленей – октябрь;

туп"тум к"алг"иг"вига – гон у диких оленей – ноябрь;

пынъиг"ам к"алг"иг"вига – гон у диких баранов, или ак"умак" – месяц сидящего солнца – декабрь;

канах"таг"ъяк – месяц инея в ярангах – январь;

ик"алъюг"вик – месяц рыболовной сетки – февраль;

назиг"ахсик" – месяц рождения нерп – март;

07.05.2018 Сергей Соловьев 2632 просмотров


Эскимосский чум. Фото: Константин Лемешев/ТАСС

Российские эскимосы проживают в Чукотском автономном округе Магаданской области. В России проживает менее двух тысяч эскимосов.

Происхождение эскимосов доподлинно неизвестно. Некоторые исследователи считают их наследниками древней культуры, которая была распространена ещё в первом тысячелетии до нашей эры по берегам Берингова моря.

Считается, что слово «эскимос» произошло от «эскиманцик», то есть «сыроед», «жующий сырое мясо, рыбу». Многие сотни лет тому назад эскимосы стали селиться на обширных территориях - от Чукотки до Гренландии. В настоящее время их численность невелика - по всему миру примерно 170 тыс. человек. Этот народ имеет свой язык - эскимосский, он относится к эско-алеутской семье.

Историческая связь эскимосов с другими народами Чукотки и Аляски очевидна - особенно она заметна с алеутами. Также большое влияние на формирование эскимосской культуры оказало соседство с другим народом Севера - чукчами.


Эскимосы традиционно занимаются охотой на пушного зверя, моржей и серых китов, сдавая государству мясо и мех. Фото: Константин Лемешев/ТАСС


Эскимосы издавна занимались китобойным промыслом. Кстати, именно они изобрели поворотный гарпун (унг`ак`), костяной наконечник которого отделяется от древка копья. Очень длительное время киты являлись основным источником пищи для этих людей. Однако постепенно поголовье морских млекопитающих заметно снизилась, поэтому эскимосы были вынуждены «переключиться» на добычу тюленей и моржей, хотя про охоту на китов они, конечно же, не забыли. Мясо эскимосы употребляли в пищу как в мороженом, так и засоленном виде, его также вялили и варили. Гарпун длительное время оставался основным оружием этой народности Севера. Именно с ним мужчины-эскимосы отправлялись на морскую охоту: на каяках или на так называемых байдарах - легких, быстроходных и устойчивых на воде лодках, каркас которых обтягивался моржовыми шкурами. Некоторые из этих лодок могли вместить человек двадцать пять или около четырёх тонн груза. Другие каяки, наоборот, сооружались на одного или двух человек. Как правило, добыча делилась между охотниками и их многочисленными родственниками поровну.

По суше эскимосы передвигались на собачьих упряжках - так называемых дугокопыльных нартах, в которые собаки запрягались «веером». В XIX веке эскимосы немного изменили технику передвижения - стали использовать также и короткие бескопыльные сани, в которых полозья изготавливались из моржовых клыков. Чтобы удобнее было ходить по снегу, эскимосы придумали специальные лыжи-«ракетки», которые представляли собой небольшую раму с закреплёнными концами и поперечными распорками, переплетёнными кожаными ремешками. Снизу они подбивались костяными пластинами.


Коренной житель Чукотки. Фото: Константин Лемешев/ТАСС


Охотились эскимосы и на суше - в основном отстреливали северного оленя и горного барана. Основным оружием (до появления огнестрельного) являлся лук со стрелами. Довольно долго эскимосов не интересовала добыча пушного зверя. В основном его били для того, чтобы сшить одежду для себя. Однако в XIX веке спрос на пушнину увеличился, поэтому «жующие сырое мясо», у которых к тому времени появилось огнестрельное оружие, начали активно отстреливать и этих животных, а их шкурки выменивать на различные товары, которые привозились с Большой Земли. Со временем эскимосы превратились в непревзойдённых охотников, слава об их меткости распространилась далеко за пределами тех мест, где они проживали. Приёмы добычи песца и лисицы у эскимосов очень похожи на те, которые применяют чукчи - также отменные охотники.

Ещё в XVIII веке эскимосы «подсмотрели» у чукчей технологию строительства каркасных яранг. Прежде они жили в полуземлянках с углублённым в землю полом, который выстилался китовыми костями. Каркас этих жилищ покрывался оленьими шкурами, затем его обкладывали дёрном, камнями, а сверху снова укладывались шкуры. Летом эскимосы сооружали лёгкие постройки четырёхугольной формы с односкатными крышами на деревянных каркасах, которые обтягивали моржовыми шкурами. На самом излёте XIX века у эскимосов появились лёгкие дощатые дома с двускатными крышами и окнами.
Считается, что именно эскимосы первыми стали строить снежные хижины - иглу, куполообразные постройки диаметром два-четыре метра и высотой примерно два метра из уплотнённых снежных или ледяных блоков. Свет в эти сооружения попадал либо непосредственно через снежные блоки стен, либо через небольшие отверстия, которые закрывались высушенными тюленьими кишками.

У чукчей эскимосы переняли и стиль одежды. В конце концов, они перестали шить одежду из птичьих перьев и стали изготавливать более качественные и тёплые вещи из шкур оленей. Традиционная эскимосская обувь - унты со вставной подошвой и косым голенищем, а также меховые чулки и нерпичьи торбаса (камгык). Эскимосская непромокаемая обувь делалась из тюленьих шкур. Меховые шапки и рукавицы эскимосы в повседневной жизни не носили, их надевали лишь во время длительных переездов или кочёвок. Праздничные одеяния украшались вышивкой или меховой мозаикой.


Эскимосы выступают перед участниками советско-американской экспедиции "Берингов мост" на острове Малый Диомид (США). 1989 г. Фото: Валентин Кузьмин/ТАСС


Современные эскимосы по-прежнему чтут старые традиции, в глубине души веря в духов, родство человека с животными и предметами, которые его окружают. А общаться с этим миром людям помогают шаманы. Когда-то в каждом селении проживал свой шаман, но теперь людей, способных проникать в миры духов стало поменьше. Ныне живущие шаманы пользуются огромным уважением: им приносят дары, их просят о помощи и благополучии, они являются главными фигурами чуть ли не на всех праздничных мероприятиях.
Одним из самых почитаемых у эскимосов животных всегда была касатка, её считали покровительницей морских охотников. Согласно поверьям эскимосов, касатка могла превращаться в волка, помогая охотникам и в тундре.

Другое животное, к которому с особым уважением относились и относятся эскимосы, - морж. Примерно в середине лета наступал период штормов, и охота на море временно прекращалась. В это время эскимосы устраивали праздник в честь моржа: тушу животного вытаскивали из ледника, шаман начинал неистово бить в бубен, созывая всех жителей посёлка. Кульминация праздника - совместное застолье, где основным блюдом было мясо моржа. Часть туши шаман отдавал духам воды, призывая их присоединиться к трапезе. Остальное доставалось людям. Череп моржа торжественно водружался на жертвенное место: предполагалось, что это дань главной покровительнице эскимосов - касатке.

Многие промысловые праздники сохранились у эскимосов до сих пор - осенью, например, отмечаются "проводы кита", весной - "встреча кита". Фольклор эскимосов достаточно разнообразен: всё устное творчество делится на два вида - унипак и унипамсюк. Первое - это непосредственно «весть», «новость», то есть рассказ о недавних событиях, второе - героические предания и рассказы о событиях далёкого прошлого, сказки и мифы.

Любят эскимосы и петь, причём их песнопения также делятся на два вида - общественные песни-гимны и «песни для души», которые исполняются индивидуально, но непременно в сопровождении бубна, который считается семейной реликвией и передаётся из поколения в поколение - до тех пор, пока полностью не выйдет из строя.

Джек Лондон называл их «дети мороза». Эскимосы - группа коренных народов Гренландии, Канады, Аляски и Чукотки. Их осталось около 150 000 человек на Земле. «Моя Планета» - об отличиях культур и парадоксах национальной самобытности.

Они могут одолжить чужую жену
Если постоянная жена больна или у нее маленький ребенок, удобно поменять ее на молодую и сильную женщину, с которой легче перемещаться. Ведь в пути женщина должна не только выполнять супружеский долг, но готовить еду, всячески помогать главе семьи и разделять дорожные тяготы. Для обмена женами на несколько дней существует специальный термин - «ареодярекпут».


Они называют интернет путешествием
В начале XXI века эскимосы познакомились с интернетом, и этот термин понадобилось перевести на их язык. Эксперты выбрали слово ikiaqqivik - «путешествие сквозь слои». Раньше так называли ритуал шамана, который в поисках ответа на какой-либо вопрос «путешествовал» сквозь время и пространство.

Они обнюхивают друг друга при встрече
Традиционное приветствие эскимосов, используемое в основном родственниками или влюбленными, называется «куник». Выглядит это так: один из здоровающихся прижимает нос ко лбу или щекам второго и втягивает воздух - как будто нюхает, вдыхает знакомый запах. Говорили, что обычай возник потому, что на сильном морозе губы замерзают - не поцелуешься, и даже называли это эскимосским поцелуем. На самом же деле это приветствие является чисто дружеским и обусловлено тем, что у встретившихся на холоде нижняя часть лица может быть закрыта.

Они соревнуются в перетягивании нити ушами
В программу Всемирных эскимосских олимпийских игр входит особое соревнование - перетягивание нити ушами. На двух концах нити делаются петли. Противники усаживаются лицом к лицу, на ухо каждому надевается петля. И как другие перетягивают руками канат, они ушами (а скорее - головой и даже наклонами туловища) пытаются перетянуть нить, пока кто-то не откажется от дальнейшего состязания из-за боли. Надо сказать, не каждое ухо способно такую борьбу выдержать.

Они рискуют жизнью ради горстки мидий
Однообразная еда иногда настолько надоедает, что эскимосы решаются на крайне опасное мероприятие - подледный сбор мидий. На поверхности арктических морей почти круглый год - толстый слой льда. Надо поймать короткое время отлива, когда под огромным ледяным пластом образуется полое пространство, прорубить в нем отверстие, спуститься и собрать с него урожай мидий.
Дело это действительно рискованное. У сборщиков есть не больше получаса, чтобы покинуть ледяную пещеру до прихода волны - если не успеть, гибель неминуема. Кроме того, лед, повисающий при отливе практически в воздухе, может обвалиться на отчаянных сборщиков. И все ради горстки мидий, которые съедаются в один присест.

Их женщины используют вместо прокладок мох и водоросли
Эскимосские женщины в качестве средств защиты в критические дни используют шкурки пушных зверьков, мох-ягель и тонкую древесную стружку, изготавливающуюся из ольхи. Те, кто проживает рядом с морем, предпочитают водоросли.

Их дети боятся Калупилука
В любой культуре существуют свои специфические монстры и чудовища, которыми пугают детей, если они не пойдут сейчас спать. Эскимосы боятся Калупилука (Qalupalik или Kallupilluk) - призрака, который только и ждет, чтобы утащить неосторожных людей под лед, на дно моря.

Они кладут на могилы плееры
Обычай оставлять покойнику его любимые вещи существует у многих северных народов. Отправляя умершего к «верхним людям», живые «отправляли» с ним все то, что, по их мнению, могло пригодиться в иной жизни. Прежде это были ножи, поделки из моржового клыка, теперь - современная бытовая техника. Чаще всего - видеокассеты и плееры.