Блог татьяны гайдук. Сальвадор дали: двуликий гений эпатажа

Понять любого художника можно, лишь прочувствовав его картины. Произведения Дали чувствовать не рекомендуется: повредите психику. Все, что позволит сделать вам художник - это понять его место в искусстве, его вклад в живопись и, если вам повезет, он немного приоткроет вам дверцу в свою жизнь…

Начало пути...

Дали - титан искусства 20 века, и родился он именно тогда, когда век только начал вступать в свои «права». Появился на свет в Фигерасе, испанском городке, который немногим позже непременно станет фигурировать в его многочисленных картинах.

С детства Дали преследовала мысль о его ненужности, будто бы родители любили отнюдь не его, а его старшего брата, который умер за год до рождения Дали. К слову сказать, психологическое состояние ущербности не прошло даром для художника, многие исследователи уже потом отметят, что у Дали можно усмотреть ряд психических отклонений. На что сам маэстро ответил им еще до того, как те успели огласить свою мысль в слух: «Разница между мной и сумасшедшим в том, что я не сумасшедший». И непременно добавлял: «Великие психологи и те не могли понять, где кончается гениальность и начинается безумие».

Вот так, на грани безумия и гениальности и творил Сальвадор Дали. Его первые картины увидели свет на страницах учебников. Не думайте, что столь юного художника опубликовали. Нет, просто часто вместо того, чтобы слушать преподавателя, Дали рисовал на полях книг и тетрадок. Рисовал, надо сказать, уже тогда прекрасно…

Творческие искания

Талант Сальвадора развивал друг семьи, художник Рамон Пихо, уже потом в Мадриде Дали познакомился с теми, кто непременно оказал влияние на его творчество: киноавангардистом Луисом Бюнюэлем, поэтом Федерико Гарсиа Лорка, который, кстати, стал его лучшим другом. Для Дали началось новое время - время исканий. Он пробовал себя в импрессионализме, реализме. Однако все пути непременно вели художника к сюрреализму, течению, которое стало синонимом фамилии Дали.

В 1925 году Сальвадор пишет картину «Фигура женщины у окна», где изображает свою сестру Анну-Марию, смотрящую из окна их дома на залив в Кадакесе. Написано полотно в дотошном и забитом реалистическом стиле, однако мазок за мазком в картине пробивается дух нереальности сна. Тут присутствует и аура пустоты, одновременно с тем - чего-то невидимого, что притаилось за пространством картины. К тому же, художник великолепно создал атмосферу тишины.

С каждой новой работой Дали все больше вливался в волну сюрреализма. Он рисовал образы, знакомые разуму: людей, животных, здания, пейзажи - но позволял им соединиться под диктовку сознания. И часто сливал их в гротескной манере так, что, например, конечности превращались в рыб, а туловища женщин - в лошадей. Уже потом Дали назовет свой уникальный подход "параноидально-критическим методом".

Женщина всей жизни

Всем известно, что за великим мужчиной непременно стоит не менее великая женщина. В судьбе Дали ею стала Гала Элюар, жена французского поэта Поля Элюара. После первой же встречи Дали и Гала, которая, кстати сказать, была многим старше художника, оба поняли, что их жизненные пути не могут больше идти порознь: они должны быть вместе.

Гала стала для Сальвадора не просто женой. Великолепная любовница, преданная подруга, прекрасная натурщица и вдохновляющая Муза - это все Гала.

Женитьба на Гала пробудила в Дали неистощимый фонтан творчества. Начался новый период. В это время его личный сюрреализм стал преобладать над нормами и установками. Дали порвал с Бреттоном и другими сюрреалистами и громогласно провозгласил: «Сюрреализм - это я!». И… взялся за кисть.

Говорить о картинах гения, созданных в последующее время, можно сутки на пролет. Однако всю глубину и непостижимость творчества вы сами можете ощутить, только посмотрите на его полотна. Прочитайте вслух названия великих творений: «Геополитический младенец», «Загадка Гитлера», «Осенний каннибализм», «Частичное помрачение. Шесть явлений Ленина на рояле», «Сон, навеянный полетом пчелы вокруг граната за миг до пробуждения»…

Я могу продолжать, но стоит ли? Лишь раз взгляните на картины мастера. Равнодушия вы не проявите: вас либо раз и навсегда отвернет, вывернет наизнанку от его картин, или же вы получите истинное удовольствие, а позже - многие часы размышлений и анализа того, что же хотел сказать Дали…

… Человек-концерт, человек-фантазия, воплощение творчества и сюрреализма, дитя сладострастия и кисть собственного воображения. Его гению было тесто в целом мире. Он говорил: «Я благодарен судьбе за две вещи: за то, что я испанец и за то, что я - Сальвадор Дали». И что мы можем добавить?...

Сумасшедший маэстро, безумный гений, эксцентричный сюрреалист — все это о нем. Сальвадор Дали и экстраординарность — почти синонимы. Репродукции картин испанского художника разлетаются как горячие пирожки, его образ используют для фотосессий, а его единичные изобретения мечтают выпустить в тираж. Дали успел поработать сразу в нескольких областях: он внес свой вклад и в дизайн интерьеров, и в модную индустрию, и в… оформление конфет. Предлагаем вам вспомнить самые яркие работы гениального испанца (возможно, о некоторых вы даже и не догадывались).

Телефон-лобстер

Эскиз необычного телефонного аппарата художник придумал в 1935 году, а уже год спустя интересная задумка была воплощена в жизнь. Во многом этому поспособствовал британский миллионер Эдвард Джеймс — он спонсировал художника, столкнувшегося с нехваткой средств, в обмен на его работы (а к тому же был хорошим приятелем испанского гения).

Кстати, если верить красивой легенде, идея создания такого вот телефона родилась в ходе одной из дружеских посиделок, когда кто-то из собравшихся уронил лобстера… на телефон.

Дали неоднократно намекал на сексуальный подтекст в своей задумке — во время разговора губы говорящего должны находиться в районе половых органов омара. Кроме того, лобстер известен как отменный афродизиак. Всего мир увидели 11 копий изобретения — 5 цветных и 6 белых. Практически все они находятся в музеях, разбросанных по всему миру. А вот экземпляр, принадлежавший Джеймсу, в настоящее время выставлен на аукционе Christie’s. Его стоимость оценили в 850 000 фунтов стерлингов (более 68 миллионов рублей). Найдется ли покупатель, мы узнаем в сентябре. А пока посмотрим на еще одного лобстера, созданного Дали.

Платье с лобстером

Дали интересовали все сферы искусства, в том числе и мода. В 20-х годах прошлого века он встретил другого творческого человека с сумасшедшими идеями. Им оказалась легендарная итальянка Эльза Скиапарелли — новатор и революционер в модном мире.

Дизайнер и Дали создали несколько возмутительных (а теперь уже легендарных) предметов гардероба. Их фантазия задолго до Филипа Трейси и Стивена Джонса породила своеобразные головные уборы, в том числе шляпки в виде туфель и шляпки-таблетки, ставшие популярными благодаря Джекки Кеннеди. Позже они придумали сумки в виде яблок и перчатки с накладными ногтями. Но главные творения этого звездного тандема — платья. На самом известном из них изображен любимый Дали вареный лобстер в окружении листочков зелени. Возможно, оно бы и не стало таким популярным, если бы интересную вещь не решилась надеть никто иная, как Уоллис Симпсон — герцогиня Виндзорская, ради женитьбы на которой Эдуард VIII отрекся от престола (все же хорошо, что времена изменились, иначе мы бы не увидели пышную свадьбу Меган Маркл). Кстати, даже последняя коллекция Schiaparelli включала платья с изображением “родственников” омаров — крабов.

Диван-губы

Этот необычный предмет интерьера был создан специально для бутика Schiaparelli. Вдохновила Дали на его создание Мэй Уэст — одна из главных клиенток Эльзы и по совместительству секс-символ своего времени. Впрочем, спонсировал все удовольствие вновь Эдвард Джеймс. Дали не раз говорил, что диван непригоден для сидения — во-первых, он ужасно неудобен, во-вторых, негоже портить предметы искусства. И все же странная вещь вызывала у окружающих неподдельный интерес и восторг.

Да такой, что в 1974 году Сальвадор решил вернуться к работе над диваном, взяв себе в помощники многообещающего дизайнера Оскара Тускетса Бланка. Плод их творческого слияния хранится в комнате Мэй Уэст музея Фигераса (той самой, стилизованной под лицо актрисы). Ну а в 2004 году компания Бланка Bd Barcelona Design, обладающая эксклюзивными правами, начала массовое производство Dalilips (так назвали диван), добавив к “каноническому” красному варианту еще три цвета — черный, белый и розовый.

Но это еще не все. Если вы мечтаете заполучить первоначальную версию дивана, у вас есть шанс: ее, как и телефон-лобстер, выставили на аукцион. Стартовая цена составляет всего 400 000 фунтов стерлингов (более 32 миллионов рублей).

Пиджак-афродизиак

Дали работал над одеждой не только вместе с Скиапарелли, но и самостоятельно. Одно из модных изобретений Сальвадора — пиджак-афродизиак. Первая версия необычного наряда появилась в 1936 году — тогда его украшали порядка 80 стаканчиков с настоящим мятным ликером (и трудно же было не разлить все это дело!). Они крепились к пиджаку при помощи тонких соломинок, а в каждом из них лежала… мертвая муха (видимо, для правдоподобности).

К сожалению, этот вариант не сохранился, хотя его и пытались воссоздать по памяти для ряда художественных выставок. Зато более поздняя версия пиджака, в которой на смену стаканам пришли пронумерованные хрустальные рюмки, осталась не только в памяти современников испанского гения — Дали запечатлен в своем обмундировании на фотографии, которая хранится в архиве Би-би-си и считается одним из символов ХХ века.

Венера Милосская с ящиками

Диван-губы и телефон-лобстер не были единственными предметами интерьера, зародившимися в воображении Дали. Еще одна уникальная работа появилась в 1936 году. Как нетрудно догадаться, основой для нее послужила классическая Венера. Взяв за основу древнюю реликвию, Сальвадор воссоздал ее гипсовую копию, заведомо разделив тело женщины на ящики: один из них — в голове, другие в груди, животе и ногах. Художник еще раз напомнил о тайнах женского тела и его сексуальности.

В 1973 году Дали “переиздал” свою скульптуру. Новая Venus à la Giraffe получила длинную шею, из-за которой исчезли малейшие шансы добраться до ящика в голове (ох уж эти женские мысли), зато из ее живота, символизирующего плодородие, выходит длинный ящик, который невозможно закрыть.

В своих работах художник не раз обращался к теме женской сексуальности — на его эскизах были стулья и столы с женскими ногами и руками. Кстати, их воплотили в жизнь все в той же Bd Barcelona Design, как когда-то по эскизам гения был воссоздан столовый набор Mеnagеre с необычными вилками, ложками и ножами в виде улиток и растений.

Логотип чупа-чупс

Завершает нашу подборку творений художника сладость, с которой мы сталкиваемся каждый (ну или почти каждый) день. Будучи великим изобретателем и креативщиком, Сальвадор просто не мог не оставить свой след в истории рекламы, маркетинга и оформления.

Производство знаменитого каталонского леденца на палочке началось в 1958 году, но только 11 лет спустя его создатель Энрик Бернат обратился за помощью в дизайне к своему соотечественнику и хорошему знакомому.

За весьма приличную сумму (скромностью художник не страдал) Дали изобрел логотип, который мы видим и по сей день практически в первозданном виде. Именно гений сюрреализма догадался разместить логотип на самом верху леденца, чтобы он был хорошо заметен и его было трудно повредить. Заказчик остался доволен.

«Сам я, когда пишу, не понимаю, какой смысл заключен в моей картине. Не подумайте, однако, что она лишена смысла! Просто он так глубок, так сложен, не нарочит и прихотлив, что ускользает от обычного логического восприятия» — сказал как-то художник …

Целая цепочка философских рассуждений отразилась и в самом творчестве Сальвадора Дали. Или, как еще говорят: «Творчество- это отображение жизни!»

Творчество и эпатаж, в котором жил и творил художник, дают возможность людям помнить его всегда.

Дорогостоящие картины не смущают ценителей искусства и коллекционеров, по сей день множество людей готовы выложить огромные суммы за творения каталонского художника.

Пожалуй, самый яркий и известный представитель сюрреализма , как в живописи, так и в жизни. Другими словами, жизнь была пропитана сюрреализмом не меньше, чем его работы!

Разнообразные сюжеты, те или иные стили и манера написания картин делают творчество Дали многообразным, интересным и уникальным. Каждая творческая натура стремится к развитию,всему новому, неизведанному и интересному, Сальвадор Дали не являлся исключением.

Искушение святого Антония, 1946 год, масло, холст

Родился будущий мистификатор в 1904 году в городе Фигерас, в Каталонии. Мать была глубоко верующим человеком, а отец – атеистом. Это сформировало некую многозначность в его характере. В детстве Дали был неуправляемым, заносчивым и нередко затевал драки без причин. Будущий гений сюрреализма имел фобии, например, панически боялся кузнечиков..

Неусидчивость, стремление всегда и во всех случаях высказать свое мнение, а также бурное воображение не позволило Сальвадору быть прилежным учеником, что в принципе свойственно многим творческим личностям. Этакий эмоциональный бунтарь…

Позже он скажет: «Еще в раннем детстве я приобрел порочную привычку считать себя не таким, как все, и вести себя иначе, чем прочие смертные. Как оказалось, это золотая жила!»

В Королевской академии изящных искусств, в которую его приняли, Дали продержался 5 лет, после чего его отчислили, якобы за высокомерное отношение к учителям. Вера в свою исключительность и уникальность была разрушительной на многих этапах жизни творца. Даже попытавшись восстановиться на учебе, продолжить обучение не получилось. Но познакомился и экспериментировал художник с такими техниками как дадаизм и кубизм , именно в академии

Изгнание из академии и непризнание его таланта никак не повлияло на самооценку Сальвадора Дали, он самостоятельно организовывал выставки, на которых вниманию зрителей представлял свои работы. Уехав в 1926 году в Париж, молодой художник знакомиться с Пабло Пикассо. Творчество Сальвадора Дали в 20-х годах имеет сильное влияния Пикассо, это было время для поиска собственного стиля написания картин.

«Плоть на камнях» 1926 год. Дерево, масло

Вдохновением для творческих людей обычно служат взаимодействия с любимыми людьми, ведь именно так можно получить многогранные эмоции, которые помогают создавать разнообразные шедевры. Гала (Елена Дьяконова ) стала Музой и объектом обожания Сальвадора Дали. Необузданная страсть руководила поступками женщины, которая ушла от мужа и полностью отдавшись в руки талантливого и не похожего на всех молодого человека.

Гала была старше своего избранника на целых 10 лет. Но для Дали она была всем — любимой женой и другом, матерью и кухаркой, менеджером и Музой. Он боготворил Гала и неустанно ее изображал то в образе Богоматери, то Еленой Прекрасной. Чтобы эпатажный художник мог спокойно творить, она отгородила его от бытовых забот, а также от поиска покупателей.

«Я люблю Гала больше, чем отца, больше, чем мать, больше, чем Пикассо. И даже больше, чем деньги!» так художник выразил свои чувства к своей любимой Музе

Гала приложила не мало усилий, чтобы картины лучше продавались и Дали смог стать известным. Масштабы славы постепенно приобрели совершенно другой уровень, работы художника начали узнавать.

Гала пережила с художником самые тяжелые годы, когда, например, были финансово критические дни в жизни супругов. Было даже так, что для того чтобы согреться и растопить камин, Дали использовал для топлива… собственные картины! Сжигал картины, во имя спасения…

Говорят, что после кончины Гала, не стало и прежнего Дали, он потускнел и потерял, как будто бы свою мистичность. Гала была ярким смыслом в его жизни

«Гала - единственная моя муза, мой гений и моя жизнь, без Гала я никто»

Постоянное стремление к совершенству и жажда славы

Самосовершенствование, развитие своего таланта и преобразование техники всегда были свойственны! Дали. Ничего не могло остановить художника, даже когда его исключили из списка сюрреалистов в 1936 году. Реакцией на исключение стала фраза: « Сюрреализм- это я!»
Смело и дерзко…

« Сюрреализм- это я!»

Выставки собирали миллионы людей, творчество художника признавал зритель, искренне восхищаясь холстами. Автобиография Дали, которую опубликовали на всеобщее обозрение, придала художнику величия и популярности. Он стал коммерчески успешен

Умер художник в 1989 году, в возрасте 84 года! Сальвадор Дали хотел, чтобы после смерти его тело заморозили, однако вместо этого его, согласно завещанию, забальзамировали и замуровали в пол театра-музея, где тело находится и по сей день. Дали завещал, чтобы посетители могли ходить прямо по нем, разглядывая его картины, весящие на стенах

Нестандартное решение по поводу своего захоронения, как впрочем и сама его эпатажная жизнь, Вы знали, что сам Дали был атеистом? Дали как то высказался о смерти так: «Смерть завораживает меня вечностью.»

Кстати, мало кто знает, что помимо картин, книг и короткометражных фильмов, Дали создал свою коллекцию ювелирных украшений . А началась ювелирная история еще в Америке в 1941 году. По разработанным эскизам Дали было создано 37 украшений. Он сам прорабатывал все до мелочей: выбор материала, формы, цвета. Все украшение, конечно же, сюрреалистические, но утонченные и завораживающие!

И упаковка для конфеты на палочке Chupa chups тоже его детище, расположение желтого цветка не сбоку, а прямо сверху.

Жизнь и творчество Сальвадора Дали удивляет по сей день не меньше людей. Всем своим поведением в кадре и за кадром, в картинах и в книгах, он явно хотел, чтобы нестандартность поведения и странноватые картины остались в памяти навсегда. Ну что же, ему это удалось!

«Когда я пишу картины, я чувствую себя сумасшедшим. Единственное различие между мною и сумасшедшим в том, что я не сумасшедший! »

А кто сказал, что разглядывая картину, нужно испытывать только положительные эмоции? Или дарить только радость в пределах маленького комфортного несуразного мирка?! И почему люди считают дурным всё то, чего не понимают? А как думаете вы? Всему есть место в этом мире, понятному и не очень >>> <<<

Видео- бонус: мое посещение Выставки Сальвадора Дали в музее в США/ штат Флорида

Друзья, чтобы статья не затерялась среди множества других статей в паутине интернета, сохраните ее в закладках. Так вы сможете вернуться к прочтению в любой момент.

Задавайтеваши вопросы внизу в комментариях, обычно, я отвечаюбыстро на все вопросы

Энди Уорхол как культурное явление: нелогичный успех или феномен поп-арта

Итак, после мы отправились в Фигейрос, который славен, прежде всего Театром-музеем великого Сальвадора Дали - мастера сюрреализма. Фигейрос - родной город Дали, он расположен в 40 км от Франции и считается вторым по посещаемости музеем Испании после мадридского Прадо.

На заглавном фото - площадь Гала-Сальвадор Дали с фасадом Театра-Музея и памятником руки Дали каталонскому философу Франсеску Пужольсу.

Под катом фотографии музея и много текста к ним. Не поленитесь, пожалуйста, прочитайте, т.к. возможно, это прольет свет на особенности творческого гения Дали и его шедевров.

01. Собственно памятник не только самому Пужольсу (его серый бюст установлен на голове Гомера), которого почитал Дали как философа, открывшего мир в Подсознательное. На заднем плане в виде фигуры с головой-яйцом Дали, предположительно, изобразил себя. Справа от фигуры памятник атому водорода - элемент образной системы Дали.

02. Инсталляция Дали - гигантская голова с телефизором во лбу. Возвышающаяся рядом скульптура - "Обелиск телевидения" Вольфа Фостеля:

03. Один из трёх памятников, посвящённых французскому живописцу Мейсонье, установленный на автомобильных шинах.

04. Водолаз в скафандре, символизирующий погружение в подсознание, рядом - фигуры с батоном хлеба - ещё одним излюбленным символом Дали.

Водолаз, возможно, отзывает зрителя, к одному событию в биографии Дали. Как-то по приглашению он читал лекции в таком виде в одном американском университете. Во время лекции что-то случилось с подачей кислорода, Дали начал задыхаться и только чудо в лице одного студента, догадавшегося как-то снять этот скафандр, спасло Дали от смерти.


05. Внутренний двор. Статуя-инсталляция Дали "Дождливое такси". Инсталляция представляет собой кадиллак, внутри которого при опускании монетки идёт дождь. На кадиллаке стоит фигура царицы Эсфири работы австрийского скульптора Эрнста Фукса, которая тянет столб из автомобильных шин. Венчает всю композицию Лодка Гала (по имени жены и музы Дали - Гала, или Елены Дьяконовой). Капли, падающие с нижей части лодки, по некоторым сведениям - презервативы, наполненные синей краской.

06. Лодка Гала, чёрный зонтик. Позади - геодезический купол музея.

07. Автомобиль - часто встречающийся иконографический элемент в творчестве Дали, в нём сочетается ископаемая материя и нечто из новейшей истории человека. Дали утверждал, что было сделано только 6 таких машин. и приписывал владение одной из них Аль Капоне (знаменитому "крёстному отцу"), объясняя разбитые стёкла в выставленном в музее экспонате. якобы как акт вандализма. По словам, художника, одна из машин принадлежала Рузвельту, одна - Кларку Гейблу и т.д. А эта 4-ая машина копия была подарена Дали своей жене Гала. Внутри кадиллака из сложного сплетения труб непрерывно капает дождь к большому удовольствию виноградных улиток, составляющих компанию парочке манекенов и их шофёру.

08. Внутренний двор инсталлирован также статуями, сделанными на манер (а может сознательно) под статуи "Оскар", которые приветствуют своих зрителей. Здесь представлены гротескные чудовища между центральными окнами двора.

09. Эти скульптурные группы фантастических существ, возникающих из мрака, состоят из множества различных элементов: улитки, камни с мыса Креус, срубленные ветки, обломки горгулий из соседней церкви св. Петра, китового остова, каменного рога, выдвижных ящиков (также излюбленный символ Дали в работе с подсознанием) - вся эта скульптура представляет собой мужское начало.

10. "Обнажённая Гала, смотрящая на море, которая на расстоянии 18 метров трансформируется в портрет Авраама Линкольна". Здесь Дали выступает как новатор идеи двойного образа.

11. Авторская копия на ткани картины "Галлюциногенный тореро", здесь Дали снова прибегает к идее двойного образа.

12. Одна из многочисленных инсталляций Дали. Видна библейская тема в виде распятой фигуры. По краям бюста - каталонский хлеб причудливой формы, который виден во многих произведениях Дали, в том числе и во внешней отделке театра-музея.

13. Сцену муниципального театра (а раньше здесь находился именно театр, который был затем передан в дар Дали местными властями) венчает поразительный прозрачный купол, ставший символом Театра-музея и всего Фигейроса в целом. Архитектором этого "геодезического купола", напоминающего строение глаза мухи (излюбленное насекомое Дали в его работах как символ паранойи) стал Эмилио Пинейро. Купол уникален по своей конструкции, он создаёт игру зеркальных отражений и являет собой символ единства и монархии по мнению Дали.

14. "Призрак сексуальной привлекательности" (одна из первых сюрреалистичических работ Дали). Художник часто использовал такой приём - огромная помпезная рама и небольшое в сравнении с ней изображение. В нижней правой части Дали изобразил себя ребёнком в матросском костюмчике, разглядывающим огромное чудовище, мягкое и жёсткое одновременно. Этот образ для художника символизировал сексуальность. Фоном явялется гиперреалистическкий пейзаж мыса Креус. Следует отметить и значимое присутствие костылей, у Дали это символ смерти и воскрешения.

15. Зал Мэй Уэст. В центре популярная трёхмерная инсталляция, посвящённая этой американской актрисе. Глазами изображения служат увеличенные отретушированные фотографии картин пуантилистов с видами Парижа; нос - это камин с поленьями, знаменитый диван-губы. Другими элементами являются веер с часами, старинные ходики, два кувшина, Венера Милосская и шеей жирафа и выдвижными ящиками.

16. Чтобы вся композиция превратилась в трёхмерное изображение лица актрисы нужно подняться по ступенькам к верблюду и посмотреть в линзу, подвешенную к животу верблюда.

17. Также в этом зале: ванная комната на потолке, перевёрнутая верх ногами:

18. Слева - гигантский парик - волосы Мэй Уэст, он вошёл в книгу рекордов Гиннеса, как самый большой парик, заказанный Дали у одного известного парикмахера.

19. А вот собственно изображение, которое видят зрители через линзу, подвешенную к верблюду:

20. Дали был разносторонне одарённым человеком и пробовал себя также в оформлении витрин для различных магазинов. Это витрина носит название "Ретроспективный женский бюст". Этот бюст художник дополнил муравьями, кукурузными початками, лентой из старинного проекционного аппарата зоотропа, батоном хлеба с бронзовым чернильным прибором (намёк на профессию адвоката, коим был его отец) и фигурами из картины "Анжелюс" Милле, столь частыми в образной системе Дали. Роль постамента играет рука в чёрной перчатке и, вокруг которой обвивается другая рука из белого парафина. Завершают убранство витрины акулья челюсть, скелет летающей рыбы, реальная ложка с иллюзорной пластмассовой чашкой и многозначный рог носорога.

21. Во второй витрине Дали создаёт ансамбль образов, на фоне тех же фазаньих перьев выделяется жакет от Коко Шанель и скульптуры - "Цветок зла" в форме кувшина из стеклянной пасты со вставленными в него ступнями (одна - парафиновая, другая - анатомический муляж) и мифологические братья Диоскуры, Кастор и Поллукс. сыновья Зевса и Леды (здесь они представлены в виде 2 статуэток, круглые вершины которых сделаны со слепков попок младенцев). Следует отметить тот факт, что Дали сам всегда отождествлял себя Зевсом, а Гала - Ледой. Как известно из греческой мифологии - они были братом и сестрой. Так и Дали всю свою жизнь питал к Гала подобные чувства и считал кощунством нарушать их плотским желанием.

22. Дали утверждал, что вид на сцену или внутренний двор с инсталляцией "Дождливое такси" (как в данном случае) из окно галерей был одним из главных удовольствий, доставляемых ему Театром-музеем.

23. Одна из графический работ Дали. Меня привлекло в ней то, что Дали дерзко балансирует между мужским и женским, смело вплетаю в канву картины символы половой принадлежности.

24. Зал "Дворец ветра". Это помещение было особенно дорого Дали, потому что здесь впервые будучи 14 лет от роду, он выставил свои работы и получил много похвальных отзывов в прессе. Прежде всего в этом зале бросается в глаза восхитительная роспись на потолке. дали говорил, что эта картина таит в себе парадокс: глядящим вверх зрителям кажется, что они видят облака, небо и 2 поднимающиеся в воздух фигуры (Дали и Гала) - на самом деле это чисто театральный эффект, поскольку вместо неба мы видим землю, а вместо земли - море, воплощённое в изгибе залива Розас. И, добавляет Дали, в центре, на месте солнца зияет дыра, а в ней - глубокая ночь, и из глубины человеческого подсознания всплывает подводная лодка. Края картины - это элементы наиболее значимых работ Дали, его символы и знаки. (Здесь они не видны)

25. Вход в рабочую студию Дали. Справа - бюст Веласкеса - одного из излюбленных художников Дали, которым он всегда восхищался. Посередине - графический портрет Гала. На потолке - панно "Дворец Ветра" с элементами образной системы Дали (см. предыдущее фото).

26. Студия Дали. Его мастерская, посвящённая теме Вечно Женственного. В центре комнаты - "Обнажённая" Вильяма Адольфа Бугеро, известного как салонный и академический художник. Над скульптурой привлекает внимание своеобразная лампа в модернистском стиле с головой богини Фортуны с завязанными глазами, возвышающейся над всем на подвешенной к потолку спирали из чайных ложек.

27. В углу комнаты на мольберте 2 картины - "Галатея сфер" и "Портрет Гала с симптомами оносороживания", относящимися к периоду ядерного мистицизма.

28. Фортуна с ложками.

29. Спальная комната. На стене гобелен с картины "Постоянство памяти", находящейся в музее Современного искусства в Нью-Йорке. В своей автобиографии "Тайная жизнь Сальвадора Дали" художник так описывает реакцию Гала, впервые увидевшую это полотно: "Я пристально следил за лицом Гала и увидел, как её удивление переходит в восхищение. Это меня убедило, что новый образ производит впечатление, ведь Гала всегда безошибочно определяла настоящую загадку. Я спросил её:
- Думаешь, через 3 года ты вспомнишь эту картину?

Стоит её раз увидеть и уже не забудешь."

30. Картина Милле "Анжелюс". Элементы этой картины уже встречались на бюсте в оформленной витрине под названием "Ретроспективный женский бюст". Дали не зря ввёл их в своё произведение, но... использовал их несколько с иной целью. Дело в том, что художник изобразил на своей картине молящихся мужчину и женщину. Во время работы в поле они прервались и совершают привычный для того времени обряд молитвы. На заднем фоне виднеется церковь. Но Дали не был бы Дали, если бы в этой безобидной картине не углядел тайный смысл. Он провёл целые исследования и пришёл к выводу, что женщина, стоя в определённой позе, так как стоит самка-богомола, которая после спаривания со своим самцом, убивает его. Так вот Дали решил, что женщина и мужчина склонились перед половым актом, после которого участь мужчины предрешена.

31. Здесь приведены документальные исследования Дали по поводу своей теории о самке богомола и фигуры женщины на картине Милле.

32. "Если уж падает, так падает". Натюрморт в голландском стиле, купленный художником в париже и "далинизированный". Художник сделал из этого натюрморта аллегорию в знак своей признательности другу, каталонскому философу Франсеску Пужольсу. На полотне отчётливо видны изменения, внесённые Дали, и надпись на столе - фраза Пужольса - "Если уж падает, так падает". Этой фразой, давшей название картине, заканчивался обширный и сложный философский текст, который чрезвычайно заинтересовал Дали. По мнению некоторых художников, здесь Дали пророчески написал дату своей смерти (на циферблате растёкшихся часов) - 23.01.1989.

33. Зал "Ложа", посвящённый оптическим трюкам - стереоскопии, анаморфозу и голографии.

34. И ещё раз "Ретроспективный женский бюст" с фигурками из "Анжелюса" Милле и муравьями на лице. Дали считал такой женский бюст идеальным и приходил в ужас от пышных размеров бюста. Очевидцы даже утверждали, что Дали падал в обморок при виде огромного бюста.

35. Сцена театра-музея с огромным панно "Лабиринт" по мифу о Тесее и Ариадне. Эта работа была декорацией для серии Дягилевских балетов, с успехом проходившими в Нью-Йорке. Здесь театральность Дали наиболее очевидна: в центре бюст - это человек-гора (его голова откидывает такую же тень, какую откидывает гора) со сквозным проёмом в груди. Позади - пейзаж мыса Креус, неизменно присутствующего в картинах Дали. Под этой сценой похоронен создатель всего этого театра-музея. В маленькое тёмное помещение, смежное с женским туалетом, в тот день нас не пустили. Гроб Сальвадора Дали помещён в стене. А на ней маленькая белая надгробная плита с надписью: "Salvador Dali Domenech Marques de Dali de Pubol 1904 - 1989".

Ещё при жизни Дали был присвоен титул маркиза.

36.

37. "Портрет Бетховена, написанный с помощью 2 осьминогов и пальца ноги Дали". Дали брал 2 осьминогов, окунал их в краску и просто бросал на полотно, они ползали, извивались и оставляли свои причудливые следы на полотне. А Дали потом просто дорисовывал портрет.

38. Инсталляция Дали под геодезическим куполом.

39. Ещё раз инсталляция "Дождливое такси" и вид на сцену позади.

40. Башня Галатеи, сделанная Дали специально для Гала. На фасаде тот самый каталонский хлеб, который я уже упоминала. Яйца - отсылают к древнегреческому эпосу о том, что дети Зевса и Леды родились именно из яиц. Впрочем, у Дали их можно интерпретировать и как зарождение новой жизни и как его неразрывную, "однояйцевую" связь с Гала. Его вечной музой, после смерти которой жизнь его потеряла всякий смысл.


Надеюсь, Вы не заскучали с Дали;)
От себя могу сказать, что Дали, хоть и не самый любимый мною художник, но гений и потрясающе трудоспособный человек. Прожить вот так жизнь, словно каждый день играешь сюрреалистическую пьесу, понятную лишь одному тебе, это не так уж просто.

В следующем посте испанская Таррагона - уютный городок в Каталонии!

Сальвадор Дали родился 11-го мая 1904 года в Фигерас — маленьком городке на севере Каталонии, в семье нотариуса.

У Дали был брат по имени Сальвадор. Он был на три года старше и умер в раннем детстве. В честь этого ребенка безутешные родители окрестили Дали тем же именем. С этих пор вся жизнь его будет отмечена присутствием несуществующего двойника.

Большая часть юности Дали прошла в семейном домике возле моря в Кадакесе. Здесь мальчик с богатым воображением общался с местными рыбаками и рабочими, вбирая в себя мифологию низших слоев общества и изучая суеверия своего народа. Возможно, это повлияло на его талант и стало предпосылкой вплетения мистических тем в его искусство. Третьим ребенком в семье Дали была девочка, родившаяся в 1908 году. Анна Мария Дали стала для Сальвадора Дали одним из лучших друзей детства, а впоследствии она позировала для многих его работ. По словам Анны Марии, их дом был такой же, как и все остальные и детство художника проистекало довольно-таки беззаботно, за исключением такого трагического события, как смерть матери в 1921 году, которая явилась огромным эмоциональным потрясением и тяжелым ударом для Сальвадора.

Ранние произведения Дали достаточно красноречиво свидетельствуют о его таланте, и семья Пичёт, с которой родители Дали поддерживают дружеские связи, советуют отцу юного дарования обучать его рисунку.

В 1924-1926 годах он продолжает своё художественное образование в Мадридской академии Сан-Фернандо, увлекается идеями анархизма, интересуется современными французскими мастерами, прежде всего символистами, а затем фовистами, кубистами и футуристами, работает в их манере. Дружит с Гарсией Лоркой, Р. Альберти, Д. Олонсо, Л. Бунюэлем. В этот период он вместе с режиссером Луисом Бюнюэлем поставил два сюрреалистических фильма - "Андалузский пес" и "Золотой век" .

В конце 1920-ых годов произошли два события, сформировавшие творческую манеру Дали - он открыл для себя работы Зигмунда Фрейда и познакомился в Париже с французскими сюрреалистами, искавшими способы выразить "высочайшую реальность" человеческого подсознания. Под сюрреализмом понимается - направление в искусстве, сформировавшееся к началу 1920-х во Франции. Отличается использованием аллюзий и парадоксальных сочетаний форм. Вскоре он становится одним из самых выдающихся представителей этого направления в искусстве. Яркая театральность и способность поражать в сочетании с технической виртуозностью делают его противоречивой фигурой

В 1929 происходит знакомство с Галой родилась в Казани в 1894 году. До знакомства с Сальвадором была замужем за Полем Элюаром. Дали узнает в ней далекое видение, появления которого он ждал и готовился к этому с детства, и он безумно влюбляется в нее. Женитьба на Гале пробудила в Дали неистощимую фантазию и новую неисчерпаемую энергию. В его творчестве начался плодотворный период. В это время его личный сюрреализм полностью превозобладал над нормами и установками остальной группы и привел к полному разрыву с Бретоном и другими сюрреалистами. Теперь Дали никому не принадлежал и утверждал: "Сюрреализм - се муа" .

В 30-х годах он разрабатывает новый способ исследования живописных сюжетов, который называет параноидально - критическим методом. Этот метод - единственная возможность получить то, что он называл иррациональным знанием, и пояснить его. Художник был твердо убежден, что для того, чтобы освободить глубоко запрятанные мысли, был необходим разум сумасшедшего или кого-нибудь, кто из-за своего так называемого сумасшествия не был бы ограничен стражем рационального мышления, то есть сознательной частью разума с ее моральными и рациональными установками. Человек, находящийся в таком бреду, утверждал Дали, не был ничем ограничен или скован и потому просто был вынужден быть сумасшедшим. Однако, как уверял Дали своих зрителей, разница между ним и сумасшедшим была в том, что он не сошел с ума, следовательно, его паранойя была связана с критической способностью. Это парадоксальное утверждение стало фундаментом творчества Дали и создало ощущение бесспорной констатации и двусмысленности в его работах.

В период второй мировой войны, Дали с Галой живут в США. За годы, проведенные в Америке, Дали нажил состояние. При этом, как утверждают некоторые критики, он поплатился своей репутацией художника. В среде художественной интеллигенции его экстравагантности рассматривались, как кривляния с целью привлечения внимания к себе и своему творчеству. Во время своего пребывания в Америке участвовал в многочисленных коммерческих проектах: в театре, балете, в области ювелирных украшений, моде и даже издавал газету в целях саморекламы.

В 1941 Дали начал отходить от сюрреализма, чтобы создать более универсальный художественный стиль, и заявил, что он намерен "стать классическим". Его интерес сместился от личных наваждений к вселенским темам. Дали черпал вдохновение в работах великих мастеров эпохи Возрождения, в то же время, смотря в будущее.

Его международная известность продолжала расти, основываясь как на его яркости и его чутье общественного вкуса, так и на его невероятной плодотворности в живописи, графических работах и книжных иллюстрациях, а также как дизайнера в ювелирных работах, одежде, костюмах для сцены, интерьеров магазинов. Он продолжал удивлять публику своими экстравагантными появлениями. Например, в Риме он предстал в "Метафизическом кубе"

Начиная примерно с 1970 года Дали стали беспокоить мысли о смерти и бессмертии. Он верил в возможность бессмертия, включая бессмертие тела, и исследовал пути сохранения тела, чтобы вновь родиться. Однако более важным было сохранение работ, что стало его основным проектом. Дали направил на это всю свою энергию. В 1974 году в Фигерасе был открыт Театр-музей Сальвадора Дали, над проектом создания которого он работал на протяжении более чем 10 лет.

Признание важной роли Галы в своей жизни Дали постоянно выражал в своих работах. Ее влияние, как музы и натурщицы, было очень важным для большинства его картин. В конце 1960-х благодарность Дали приняла более ощутимую форму: он купил для нее замок в Пубол, неподалеку от Фигераса, украсив его своими картинами и снабдив всеми удобствами и сделав роскошным. Гала была необходима физически и морально, поэтому, когда она умерла, в июне 1982 года, художник понес тяжелую утрату. После её смерти его здоровье начало резко ухудшаться. Дали почти прекратил появляться в обществе. Он ушел с головой в работу. Последние годы своей жизни художник провел в полном одиночестве в замке Галы в Пуболе, куда Дали переехал после ее смерти. В 1984 году Дали получил серьезные ожоги во время пожара в замке, после чего его здоровье еще более ухудшилось. Сальвадор Дали, Маркиз Пубол, умер 23 января 1989 года от остановки сердца. Сальвадор Дали, со свойственной ему при жизни странностью, лежит непохороненный, как он и завещал, в склепе в своем Театре-музее Дали в Фигерасе. альвадор Дали писал: «Я благодарен судьбе за две вещи: за то, что я испанец и за то, что я - Сальвадор Дали».

Он оставил свое состояние и свои работы Испании.

О картине Сальвадора Дали «Предчувствие гражданской войны»

Возвращению Дали в Испанию после лондонской выставки сюрреалистов в 1936 году помешала гражданская война, начавшаяся с восстания генерала Франко и верных ему войск против народного правительства. Правительство было вынуждено бежать в Валенсию, а затем, когда городу стала угрожать опасность, - в Барселону, каталонскую родину Дали.

Страх Дали за судьбу своей страны и ее народа отразился в его картинах, написанных во время войны. Среди них - трагическая и ужасающая "Мягкая конструкция с вареными бобами: предчувствие гражданской войны" .

Два огромных существа, напоминающие деформированные, случайно сросшиеся части человеческого тела устрашают возможными последствиями своих мутаций. Одно существо образовано из искаженного болью лица, человеческой груди и ноги; другое — из двух рук, исковерканных как бы самой природой, и уподобленной тазобедренной части формы. Они сцеплены между собой в жуткой схватке, отчаянно борющиеся друг с другом, эти существа-мутанты вызывают отвращение как тело, разорвавшее само себя.

Существа эти изображены на фоне пейзажа, написанного Дали в блестящей реалистической манере. Вдоль линии горизонта, на фоне невысокой горной гряды, расположены мини-изображения неких старинных по виду городков.

Низкая линия горизонта гиперболизирует действие фантастических существ на первом плане, одновременно она подчеркивает необъятность небосвода, заслоняемого огромными облаками. И сами облака своим тревожным движением еще больше показывают трагический накал нечеловеческих страстей.

О картине Сальвадора Дали «Постоянство памяти»

В 1930 - е годы Дали постоянно отображал образ пустынного берега, этим он выражал пустоту внутри себя. Эта пустота заполнилась, когда он увидел кусок сыра камамбер в один из вечеров 1931 года… В 1931 г. была написана одна из самых значительных живописных работ 20 столетия - «Постоянство памяти» . Со временем Мягкие часы превратились в символ Дали и его творчества. Итак, работа «Постоянство памяти». В пространстве на фоне мыса Креус помещена напоминающая амёбу голова, на профиле с длинными ресницами расплываются карманные часы, слева виден охристого цвета цоколь, с которого тоже стекают часы. У заднего края постамента стоит мёртвое дерево, на единственной ветке которого висят ещё одни мягкие часы. Контрастом к этим аморфным приборам в начале постамента расположены закрытые карманные часы, по которым ползают муравьи. Муравьи да муха, сидящая на светло - голубом циферблате, - единственные живые существа на этой мрачно - меланхолической картине.

Каждый механизм показывает собственное время, так как реальное время в мире грёз Дали значения не имеет, наше прошлое сохраняется только в памяти. Одним словом, всё созданное человеком оказывается на картине Дали преходящим, устойчивы только вечные мотивы пейзажа: скалы на заднем фоне, которые потому и сверкают так ярко. В них и покоится настоящее постоянство памяти. Но содержание картины глубже. Художник утверждает, что каждое тело обладает собственным временем, которое зависит от его развития и его энергетического состояния, а не от времени, измеряемого с помощью часов, так как оно приспосабливается к внешним обстоятельствам.

Идея этой картины возникла у Дали после ужина, когда он наблюдал за остатками расплывающегося камамбера и тотчас спроецировал его аморфные формы на пустынный пейзаж картины, над которой работал. Когда Нала впервые увидела картину, она, как говорят, воскликнула: «Тот, кто это увидит, не забудет уже никогда!». 70 лет исполнилось этой картине, интерес к ней не угасает, и «завтра», то есть в будущем, думаю, этот интерес сохранится.

Картина стала символом современной концепции относительности времени. Спустя год после экспозиции в парижской галерее Пьера Коле картина была куплена нью-йоркским Музеем современного искусства.