Бах Иоганн Себастьян. Биография композитора. Иоганн Себастьян Бах: биография

(1685-1750)

Иоганн Себастьян Бах - великий немецкий композитор XVIII века. Прошло уже более двухсот пятидесяти лет со дня смерти Баха, а интерес к его музыке всё возрастает. При жизни композитор не получил заслуженного признания.

Интерес к музыке Баха возник почти сто лет спустя после его смерти: в 1829 году под управлением немецкого композитора Мендельсона было публично исполнено величайшее произведение Баха - «Страсти по Матфею». Впервые - в Германии - было издано полное собрание баховских сочинений. А музыканты всего мира играют музыку Баха, поражаясь её красоте и вдохновению, мастерству и совершенству. «Не ручей! - Море должно быть ему имя», - сказал о Бахе великий Бетховен.

Предки Баха издавна славились своей музыкальностью. Известно, что прапрадед композитора, булочник по профессии, играл на цитре. Из рода Бахов выходили флейтисты, трубачи, органисты, скрипачи. В конце концов каждого музыканта в Германии начали называть Бахом и каждого Баха - музыкантом. Иоганн Себастьян Бах родился в 1685 году в небольшом немецком городке Эйзенахе. Первые навыки игры на скрипке он получил от отца, скрипача и городского музыканта. Мальчик имел превосходный голос (сопрано) и пел в хоре городской школы. Никто не сомневался в его будущей профессии: маленький Бах должен был стать музыкантом. Девяти лет ребенок остался сиротой. Его воспитателем стал старший брат, служивший церковным органистом в городе Ордруфе. Брат определил мальчика в гимназию и продолжал обучать музыке. Но то был нечуткий музыкант. Однообразно и скучно шли занятия. Для пытливого десятилетнего мальчика это было мучительно. Поэтому он стремился к самообразованию. Узнав, что у брата в запертом шкафу хранится тетрадь с произведениями прославленных композиторов, мальчик тайком по ночам доставал эту тетрадь и переписывал ноты при лунном свете. Шесть месяцев длилась эта утомительная работа, она сильно повредила зрение будущего композитора. И каково же было огорчение ребенка, когда брат застал его однажды за этим занятием и отобрал уже переписанные ноты.

В пятнадцать лет Иоганн Себастьян решил начать самостоятельную жизнь и переехал в Люнебург. В 1703 году он закончил гимназию и получил право поступить в университет. Но Баху не пришлось использовать это право, так как нужно было добывать средства к существованию.

В течение своей жизни Бах несколько раз переезжал из города в город, меняя место работы. Почти каждый раз причина оказывалась одна и та же - неудовлетворительные условия работы, унизительное, зависимое положение. Но как бы ни была неблагоприятна обстановка, его никогда не покидало стремление к новым знаниям, к совершенствованию. С неутомимой энергией он постоянно изучал музыку не только немецких, но также итальянских и французских композиторов. Не упускал Бах случая и лично познакомиться с выдающимися музыкантами, изучить манеру их исполнения. Однажды, не имея на поездку денег, молодой Бах отправился в другой город пешком, чтобы послушать игру прославленного органиста Букстехуде.

Так же неуклонно отстаивал композитор своё отношение к творчеству, свои взгляды на музыку. Вопреки преклонению придворного общества перед иностранной музыкой, Бах с особой любовью изучал и широко использовал в своих произведениях народные немецкие песни и танцы. Прекрасно познав музыку композиторов других стран, он не стал им слепо подражать. Обширные и глубокие знания помогали ему совершенствовать и отшлифовывать свое композиторское мастерство.

Талант Себастьяна Баха не ограничивался этой областью. Он был лучшим среди своих современников исполнителем на органе и клавесине. И если как композитор Бах при жизни не получил признания, то в импровизациях за органом его мастерство было непревзойдённым. Это вынуждены были признать даже его соперники.

Рассказывают, что Бах был приглашён в Дрезден, чтобы участвовать в состязании со знаменитым в то время французским органистом и клавесинистом Луи Маршаном. Накануне состоялось предварительное знакомство музыкантов, оба они играли на клавесине. В ту же ночь Маршан поспешно уехал, признав тем самым неоспоримое превосходство Баха. В другой раз, в городе Касселе, Бах изумил своих слушателей, исполнив соло на педали органа. Такой успех не вскружил Баху голову, он всегда оставался очень скромным и трудолюбивым человеком. На вопрос, как он достиг такого совершенства, композитор ответил: «Мне пришлось усердно заниматься, кто будет так же усерден, достигнет того же».

С 1708 года Бах обосновался в Веймаре. Здесь он служил придворным музыкантом и городским органистом. В веймарский период композитор создал свои лучшие органные сочинения. Среди них известнейшая Токката и фуга ре минор, знаменитая Пассакалия до минор. Эти произведения значительны и глубоки по содержанию, грандиозны по своим масштабам.

В 1717 году Бах с семьёй переехал в Кётен. При дворе принца Кётенского, куда он был приглашён, не было органа. Бах писал, главным образом, клавирную и оркестровую музыку. В обязанности композитора входило руководить небольшим оркестром, аккомпанировать пению принца и развлекать его игрой на клавесине. Без труда справляясь со своими обязанностями, Бах всё свободное время отдавал творчеству. Созданные в это время произведения для клавира представляют собою вторую после органных сочинений вершину в его творчестве. В Кётене были написаны двухголосные и трехголосные инвенции (трехголосные инвенции Бах называл «синфониями»). Эти пьесы композитор предназначал для занятий со своим старшим сыном Вильгельмом Фридеманом. Педагогические цели руководили Бахом и при создании сюит - «Французских» и «Английских». В Кётене Бах закончил также 24 прелюдии и фуги, составившие первый том большого труда под названием «Хорошо темперированный клавир». В этот же период была написана и знаменитая «Хроматическая фантазия и фуга» ре минор.

В наше время инвенции и сюиты Баха стали обязательными пьесами в программах музыкальных школ, а прелюдии и фуги «Хорошо темперированного клавира» - в училищах и консерваториях. Предназначенные композитором для педагогической цели, эти произведения представляют, кроме того, интерес и для зрелого музыканта. Поэтому пьесы Баха для клавира, начиная со сравнительно нетрудных инвенции и кончая сложнейшей «Хроматической фантазией и фугой», можно услышать на концертах и по радио в исполнении лучших пианистов мира.

Из Кётена в 1723 году Бах переехал в Лейпциг, где остался до конца своей жизни. Здесь он занял должность кантора (руководителя хора) певческой школы при церкви Св. Фомы. Бах был обязан обслуживать силами школы главные церкви города и нести ответственность за состояние и качество церковной музыки. Ему пришлось принять стеснительные для себя условия. Наряду с обязанностями преподавателя, воспитателя и композитора были и такие предписания: «Не выезжать из города без разрешения господина бургомистра». Как и прежде, ограничивались его творческие возможности. Бах должен был сочинять для церкви такую музыку, которая бы «не была слишком продолжительной, а также… опероподобной, но чтобы возбуждала в слушателях благоговение». Но Бах, как всегда, жертвуя многим, никогда не поступался главным - своими художественными убеждениями. На протяжении всей жизни он создавал произведения, поразительные по своему глубокому содержанию и внутреннему богатству.

Так было и на этот раз. В Лейпциге Бах создал свои лучшие вокально-инструментальные композиции: большую часть кантат (всего Бахом написано около 250 кантат), «Страсти по Иоанну», «Страсти по Матфею», Мессу си минор. «Страсти», или «пассионы» по Иоанну и Матфею - это повествование о страданиях и смерти Иисуса Христа в описании евангелистов Иоанна и Матфея. Месса близка по содержанию «Страстям». В прошлом и месса и «страсти» представляли собою хоровые песнопения в католической церкви. У Баха эти произведения выходят далеко за рамки церковной службы. Месса и «Страсти» Баха - это монументальные произведения концертного характера. В их исполнении участвуют солисты, хор, оркестр, орган. По своему художественному значению кантаты, «Страсти» и Месса представляют собою третью, самую высокую вершину творчества композитора.

Церковное начальство было явно недовольно музыкой Баха. Как и в прежние годы, её находили слишком яркой, красочной, человечной. И действительно, музыка Баха не отвечала, а скорее противоречила строгой церковной обстановке, настроению отрешенности от всего земного. Наряду с крупными вокально-инструментальными произведениями Бах продолжал писать музыку для клавира. Почти в одно время с Мессой был написан знаменитый «Итальянский концерт». Позже Бах закончил второй том «Хорошо темперированного клавира», куда вошли новые 24 прелюдии и фуги.

Помимо огромной творческой работы и службы в церковной школе, Бах принимал активное участие в деятельности «Музыкальной коллегии» города. Это было общество любителей музыки, которое устраивало концерты светской, а не церковной музыки для жителей города. С большим успехом Бах выступал в концертах «Музыкальной коллегии» как солист и дирижер. Специально для концертов общества он написал много оркестровых, клавирных и вокальных произведений светского характера. Но основная работа Баха - руководителя школы певчих - приносила ему одни огорчения и неприятности. Средства, отпускавшиеся церковью на школу, были ничтожны, и певчие мальчики голодали, были плохо одеты. Невысок был и уровень их музыкальных способностей. Певчих нередко набирали, не считаясь с мнением Баха. Оркестр школы был более чем скромен: четыре трубы и четыре скрипки!

Все прошения о помощи школе, поданные Бахом городскому начальству, оставались без внимания. Отвечать же за всё приходилось кантору.

Единственной отрадой были по-прежнему творчество, семья. Подросшие сыновья - Вильгельм Фридеман, Филипп Эммануил, Иоганн Христиан - оказались талантливыми музыкантами. Еще при жизни отца они стали известными композиторами. Большой музыкальностью отличалась Анна Магдалена Бах, вторая жена композитора. Она обладала прекрасным слухом и красивым, сильным сопрано. Хорошо пела и старшая дочь Баха. Для своей семьи Бах сочинял вокальные и инструментальные ансамбли.

Последние годы жизни композитора были омрачены серьёзной болезнью глаз. После неудачной операции Бах ослеп. Но и тогда он продолжал сочинять, диктуя свои произведения для записи. Смерть Баха осталась почти не замеченной музыкальной общественностью. О нем скоро забыли. Печально сложилась судьба жены и младшей дочери Баха. Анна Магдалена умерла десять лет спустя в доме призрения для бедных. Младшая дочь Регина влачила нищенское существование. В последние годы её тяжелой жизни ей помогал Бетховен.

Родился (21) 31 марта 1685 года в городе Эйзенах. В маленьком Бахе изначально была заложена страсть к музыке, ведь его предки были профессиональными музыкантами.

Обучение музыке

В десятилетнем возрасте после смерти родителей, Иоганн Бах был взят на воспитание своим братом Иоганном Кристофом. Он обучал будущего композитора игре на клавире, органе.

В 15 лет Бах поступил учиться в вокальную школу Имени Святого Михаила, в городе Люнебург. Там он знакомится с творчеством современных музыкантов, всесторонне развивается. Во время 1700-1703 начинается музыкальная биография Иоганна Себастьяна Баха. Им была написана первая органная музыка.

На службе

После окончания учёбы Иоганн Себастьян был направлен к герцогу Эрнсту на должность музыканта при дворе. Неудовлетворённость от зависимого положения заставляет его поменять работу. В 1704 году Бах получает должность органиста Новой церкви в Арндштадте. Краткое содержание статьи не даёт возможности подробно остановиться на творчестве великого композитора, но именно в это время им было создано много талантливых произведений. Сотрудничество с поэтом Кристианом Фридрихом Хенрици, придворным музыкантом Телемахом обогащало музыку новыми мотивами. В 1707 Бах переезжает в Мюльхузен, продолжает работать церковным музыкантом и заниматься творчеством. Власти довольны его работой, композитор получает вознаграждение.

Личная жизнь

В 1707 году Бах женился на своей кузине Марии Барбаре. Он снова решил сменить работу, став на этот раз придворным органистом в Веймаре. В этом городе в семье музыканта рождаются шестеро детей. Трое умерли в младенчестве, а трое в будущем становятся известными музыкантами.

В 1720 году умерла жена Баха, но уже через год композитор снова женился, теперь на известной певице Анне Магдалине Вильгельм. Счастливая семья имела 13 детей.

Продолжение творческого пути

В 1717 году Баха переходит на службу к герцогу Анхальт – Кётенскому, высоко ценившему его талант. За период с 1717 по 1723 появились великолепные сюиты Баха (для оркестра, виолончели, клавиры).

В Кётене были написаны Бранденбургские концерты Баха, английская и французская сюиты.

В 1723 году музыкант получает место кантора и учителя музыки и латыни в церкви святого Фомы, затем становится музыкальным директором в Лейпциге. Широкий репертуар Иоганна Себастьяна Баха включал в себя как светскую, так и духовую музыку. За свою жизнь Иоганн Себастьян Бах успел побывать руководителем музыкальной коллегии. Несколько циклов композитора Баха использовали всевозможные инструменты («Музыкальное приношение», «Искусство фуги»)

Последние годы жизни

В последние годы жизни Бах быстро терял зрение. Музыку его тогда считали немодной, устаревшей. Несмотря на это, композитор продолжал работать. В 1747 году он создаёт цикл пьес под названием «Музыка приношения», посвящённый прусскому королю Фридриху Второму. Последней работой стал сборник произведений «Искусство фуги», включивший в себя 14 фуг и 4 канона.

Умер Иоганн Себастьян Бах 28 июля 1750 года в Лейпциге, но его музыкальное наследие остаётся бессмертным.

Краткая биография Баха не даёт полного представления о сложном жизненном пути композитора, о его личности. Подробно с его судьбой и творчеством можно познакомиться, прочитав книги Иоганна Форкеля, Роберта Франца, Альберта Швейцера.

Иоганн Себастьян Бах - немецкий композитор, органист-виртуоз, музыкальный педагог. За свою жизнь Бах написал более 1000 произведений.

Родился 31 марта 1685 года в городе Эйзенах, где прожил до десятилетнего возраста. Осиротев, он переехал в Ордруф, к своему старшему брату Иоганну Христофу, органисту.

Брат стал его первым учителем на клавире, органе. Затем Бах поступил учиться в певческую школу в городе Люнебург. Там он знакомится с творчеством современных музыкантов, всесторонне развивается. Во время 1700-1703 годов была написана первая органная музыка Баха.

Закончив учебу, Иоганн Себастьян был направлен к герцогу Эрнсту на должность музыканта при дворе. Затем его пригласили быть смотрителем в органном зале церкви города Арнштадт, после чего он стал органистом. За это время было написано множество произведений Баха. Позже он стал органистом в городе Мюльхаузен.

В 1707 году Бах женился на Марии Барбаре – своей кузине. Впоследствии у них родилось семеро детей, трое из которых умерли в детстве. Двое из выживших - Вильгельм Фридеман и Карл Филипп Эммануил - стали впоследствии известными композиторами.

Власти были довольны его работой, за издательство сочинения композитор получил вознаграждение. Однако, Бах снова решил сменить работу, став на этот раз придворным органистом в Веймаре.

Музыка Баха наполняется лучшими веяниями того времени благодаря учению у других композиторов. Следующим нанимателем Баха, высоко ценившим его талант, был герцог Анхальт-Кётенский. За период с 1717 по 1723 появились великолепные сюиты Баха (для оркестра, виолончели, клавиры).

В 1720 году умерла жена Баха, но уже через год композитор снова женился, теперь на певице. Счастливая семья имела 13 детей. Во время пребывания в Кётене были написаны Бранденбургские концерты Баха.

В 1723 году музыкант стал учителем при церкви, затем – музыкальным директором в Лейпциге. Широкий репертуар Иоганна Себастьяна Баха включал светскую, духовую музыку. За свою жизнь Иоганн Себастьян Бах успел побывать руководителем музыкальной коллегии. Несколько циклов композитора Баха использовали всевозможные инструменты («Музыкальное приношение», «Искусство фуги»).

Самое интересное из жизни Баха – биография кратко для детей. Известные цитаты Баха. Все самое лучшее из биографии и творчества Баха.

Бах – биография кратко для детей

И. С. Бах (1685-1750 гг.) – немецкий композитор, педагог, органист. За жизнь написал более тысячи музыкальных произведений.

Биография Баха кратко:

  • Родился 31 марта 1685 года.
  • Место рождения: г. Эйзенах, Германия.
  • Умер: 28 июля 1750 года.

В Эйзенахе в семье профессиональных музыкантов в 1685 году родился будущий великий композитор Иоганн Себастьян Бах. Мальчик был одарен музыкальным слухом, поэтому с детства, по воле родителей, обучался музыке. Семья всячески сопутствовала развитию сына – старший брат, к примеру, учил младшего братишку игре на органе.

С 15 лет Бах жил в Люнебурге , где обучался вокалу, игре на разных музыкальных инструментах. Там же будущей звезде немецкой классике удалось познакомиться с музыкальными звездами того времени – известными композиторами, на чьи работы Бах равнялся.

В 16 лет Бах, под влиянием музыки кумиров, создал первое музыкальное произведение , сделавшее мальчика популярным. С 1700 года создавал свои органные произведения, делая шаг за шагом на пути музыкальной карьеры к независимости и славе.

С 1705 года И. Бах пишет музыку для церковного хора своего города, получая материальное вознаграждение. Постепенно слава об одаренном юноше распространялась среди ближайших городков – на концерты к Баху приходит все больше публики, жаждущей услышать очередное гениальное органное произведение.

В 1708 году Бах устраивается на постоянную работу церковным капельмейстером и композитором, увеличивает круг профессиональных контактов, знакомиться с бо́льшим числом талантливых деятелей, собирая вокруг себя окружение, пронизанное творческой, созидательной энергией.

Личная жизнь И. С. Баха

В 1707 году композитор женился на троюродной кузине, Марии Барбаре . В этом же году Бах меняет работу, переезжая с семьей в Веймар. Брак оказался на удивление удачным в первые года – жена родила композитору 6 детей, трое из которых, к сожалению, погибли в младенчестве. Дети от первого брака Баха также стали музыкантами.

В 1720 году умирает жена . Детей нужно было воспитывать, поэтому спустя год Бах вновь женится. Второй женой Баха стала молодая, ранее никому не известная певица, Анна Магдалина Вильгельм, которая стала звездой хора капельмейстера. Вторая жена родила Баху 13 детей.

С 1717 года Бах работал и творил под руководством герцога Анхальт-Кетенеского – нормальная практика для 18-19 ст. В период с 1717 по 1725 года рождаются сюиты, партии виолончели, композиции для оркестра.

В 1723 году Бах становится директором музыкальной школы в Лейпциге . Вплоть до конца жизни композитор был крайне востребованным – музыкальному таланту гения Баха всегда были рады зрители и покровители.

К концу жизни Бах постепенно терял зрение, поэтому последние фуги диктовал помощнику. Умер И. С. Бах 28 июля 1750 года в последнем городе, где работал, в Лейпциге.

Бах цитаты:

  • «Где есть благочестивая музыка, там всегда есть любезное присутствие Бога».
  • «Задача музыки – трогать сердца».

(Пока оценок нету)

Этого человека называют гением такого масштаба, что даже в наши дни он кажется кем-то фантастическим и непревзойденным. Невероятная философская глубина содержания сочинений Иоганна Себастьяна Баха поставили их на лидирующие места по значению среди истинных шедевров мирового искусства. После того как музыка этого поразительного композитора стала настоящим достоянием общественности, интерес к ней не меркнет, а наоборот, постоянно возрастает.

Даже те, кто недолюбливает классические серьезные произведения, отзываются о нем преимущественно в положительном ключе. Но мало кто знает, как именно сложилась его судьба. Давайте разберемся, кем же был этот человек, кроме того, что прославился в качестве величайшего органиста всех времен и народов.

Иоганн Себастьян Бах: биография упрямого младшего сына

Некоторые исследователи и эксперты считают, что творчество этого композитора стало своего рода подведением итогов. В сочинительстве он брал за основу все то, что было уже ранее изобретено до него. Композитор был отлично знаком с хоровой полифонией периода Возрождения, отменно ориентировался в течениях немецкой органической музыки, понимал особенности оригинального итальянского и германского скрипичного стиля. Обладая крайней степенью чувствительности ко всему необычному и новому, он, словно губка, впитывал в себя творческий опыт, чтобы выплеснуть его на окружающих новыми, оригинальными созвучиями.

Разбираясь, кто такой Бах, следует понимать, что творческое наследие его просто колоссально и совершенно необозримо. Он оставил после себя более тысячи произведений самых разнообразных стилей и направленности. Влияние его творчества на собственную работу отмечали Глинка, Брамс, Бетховен, Шостакович, Вагнер, Онеггер, Танеев и многие другие.

Кратко о знаменитом органисте

Пройдя свой земной путь от начала до конца, Иоганн Бах оставил действительно богатое наследие. Сперва он сам знакомился с творчеством таких выдающихся музыкантов, как Куперен, Вивальди или Корелли, и даже переписывал их, чтобы лучше осознать тонкую глубинную суть этой величественной музыки. Вопреки расхожему мифу, он не был забыт сразу после кончины. Его сочинения для клавесина регулярно публиковались и даже исполнялись. С того момента и до наших дней в церквях мира можно встретить исполнение вещиц для органа и многочисленные хоралы.

На заре девятнадцатого века немецкий музыкант и педагог Карл Фридрих Цельтер сам организовал и открыл Берлинскую вокальную академию под названием Singakademie, основной целью которой стала популяризация певческого наследия великого мастера. Главные жанры, в которых трудился композитор Бах: кантаты, хоралы, оратории, прелюдии и фуги, а также концерты и сюиты. Изобретать их творцу не пришлось, зато он смог развернуть сочинения до таких масштабов, что и в двадцать первом веке потомки могут оценить колоссальный размах и гениальность истинного творца.

Первые годы Иоганна

Род музыкантов Бахов был прекрасно известен, начиная с шестнадцатого столетия. Многие члены семьи были одарены в плане слуха и голоса. Церковные и светские власти тогда всячески приветствовали профессиональные занятия музыкой, а в Саксонии или Тюрингии в среде знати и аристократов было модно содержать у себя при дворе одного или нескольких представителей музыкальной братии. Иоганн Амброзий Бах, сын достаточно известного мастера клавесинной музыки, Христофора, появился на свет в Эрфурте, а вместе с ним родился и его брат-близнец. В семьдесят первом году семнадцатого века Бах перебрался в Эйзенах (Айзенах), где стал главным городским волынщиком и взял в жены прекрасную девушку по имени Мария Елизавета Лемерхирт.

Супруга родила мужу восьмерых детей, младшим из которых и оказался наш герой. 21 (31) марта 1685 году на свет появился восьмой ребенок Марии и Иоганна, который был именован родовым именем Иоганн Себастьян (Johann Sebastian Bach). Городок был довольно крупным, более пяти тысяч жителей, потому у отца всегда было много работы: он играл на торжествах, организовывал праздники, а также исполнял церковные гимны, как того требовала эпоха. Времени на детей у него особо не хватало, зато семейство ни в чем не нуждалось.

В 94-м году скончалась матушка мальчика, а спустя год еще и отец приказал долго жить. Десятилетнего сорванца забрал к себе старший брат Кристоф, который имел место в городке неподалеку. В Ордруфе его оформили в гимназию, а братец сам стал заниматься с ними игрой на клавире и органе. Тогда юному Йогану удалось познакомиться с творениями композиторов Франции и Германии, узнать о существовании таких мэтров, как Пахельбель или Якоб Фробергер.

Юность первого поклонника музыки

На заре нового века Кристоф отправил юношу в специальную школу пения Св. Михаила в городок Люнебург, что в Нижней Саксонии. В это время он изрядно поездил по стране, побывал в Любеке и Гамбурге, а также в Целле, где оказалась особо популярной музыка из Северной Франции. Как раз тогда же у полного мечтаний и надежд парня впервые появилась идея написать нечто свое, неповторимое и оригинальное, причем сочинительство давалось ему легко и непринужденно.

Композитор Бах тогда пел в хоре, играл на клавикорде, клавесине и школьном небольшом органе. Однако штудировать довелось не только предметы, напрямую связанные с музыкой. Пришлось осваивать латынь, математику, философию, географию, физику, иностранные языки и богословие. Впрочем, науки давались амбициозному юноше легко, а сам он решил во что бы то ни стало добиться выдающихся успехов во всем, что делал. Во время учебы Иоганн особенно проникся игрой своего великого современника органиста Дитриха Букстехуде.

После завершения учёбы Бах обратился к герцогу веймарскому Иоганну Эрнсту и получил место придворного музыканта. Чем ему пришлось заниматься на этом посту, доподлинно неизвестно, но считается, что он сочинял хоралы и прочие простенькие музыкальные произведения. Чуть больше полугода работы там сделали его знаменитым исполнителем почти на всю страну, но парню этого показалось мало. Когда он получил приглашение поработать в храме Св. Бонифация в Арнштадте (почти 200 километров от Веймара), он тут же согласился. Там стоял огромный высококлассный орган, настроенный по последнему слову техники.

Становление музыкального гения Баха

Как это ни прискорбно, но обычно талантливые люди во все времена очень сложно находили общий язык с властями и работодателями. Ни слава семейства Бахов, ни его связи не уберегли от последовавшего позже конфликта. Он выказывал крайнее недовольство уровнем подготовки певцов хора, да и всего остального тоже.

Интересно

Ходили слухи, что в пятом или шестом году восемнадцатого века музыкант Бах самовольно, никому ничего не сказав, бросил работу и отправился в Любек. Там давал концерты знаменитый Дитрих Букстехуде (дат. Diderik Buxtehude), популярный на то время органист, пожалуй, наиболее известный из всех музыкантов эпохи барокко. Биограф Иоганн Николаус Форкель пишет, что молодой человек прошлепал в расклеившихся туфлях по грязи более пятидесяти километров пешком, чтобы услышать игру мэтра. Однако многие современные исследователи считают этот факт недостаточно достоверным.

Все это повлекло неминуемые неприятности, чем тяготился музыкант. Его обвиняли в «странных хоралах», а также неумении управляться с коллективом, что имело под собой основу. У Иоганна действительно нехватало терпения отыскивать подход к каждому участнику, потому нередко вспыхивали конфликты и ссоры. В шестом году он решает окончательно оставить место и подыскать что-то получше, после чего через год устраивается в Мюльхаузен органистом при церкви Святого Власия. Тут был инструмент получше и еще побольше, а певчие в разы более качественнее обучены. К тому же тут платили вдвое выше, а это было для него чрезвычайно важно.

Проработав лишь год, Бах пошел дальше и вернулся в Веймар на место придворного музыканта, но уже с более приемлемой оплатой труда. В седьмом году ему посчастливилось лично познакомиться с великим скрипачом эпохи — Иоганном Паулем фон Вестхофом, который оказал на молодого человека и на его сочинительство колоссальное влияние. Его игра подтолкнула начинающего композитора к написанию партий для скрипичных соло и сонат. Это был период максимального расцвета таланта мастера, его «звездный час».

Капельмейстер, кантор хора и прусский король

Однако природный дар постоянно требовал движения, а старый хозяин никак не желал отпускать своего любимца. Произошел конфликт и однажды Баха даже арестовали за регулярные прошения об отставке. В семнадцатом году светлейший князь Ангальт-Кётенский позвал Иоганна на место капельмейстера, и тот согласился. Правда, новый хозяин был кальвинистом (протестантом), в среде которых было не принято исполнение утонченных произведений на богослужениях, потому писать и исполнять пришлось исключительно светскую музыку.

В двадцать третьем он снова оставил службу и переехал в Лейпциг, где ему было предложено место кантора хора Святого Фомы, а также преподавательская должность там же. Спустя шесть лет, вплотную занявшись светской музицированием, Иоганн стал не просто членом, а начальником Музыкальной коллегии (Collegium Musicum), мирского коллектива, что два раза в неделю давал концерты в кофейне Циммермана. В сорок седьмом информация о Бахе уже разошлась по всему миру, потому его позвал ко двору прусский король Фридрих II, для которого композитор написал множество фуг и концертов.

Творчество органиста-виртуоза

Несмотря на лишения и утраты, а этого в судьбе практически каждого человека всегда хватает, жизнь Баха сложилась далеко не самым худшим способом. Он оказался чрезвычайно плодовит творчески и успел накропать более тысячи самых разнообразных музыкальных произведений во всех известных на то время стилях и жанрах. Он с легкостью сочинял как светскую, так и церковную музыку, перерабатывал и доводил до совершенства чужие произведения, а также через время переделывал свои.

  • Органное творчество композитора в мире известно более всего. Он умудрился сочинить музыку для этого инструмента в традиционном и свободном стиле: пассакалии и прелюдии, токкаты, фуги и фантазии.
  • Иоганн Себастьян написал множество творений, которые легко исполнялись на популярном в те времена клавикорде и клавесине, настолько они оказались универсальны. Причем большинство из этих сочинений в наши дни применяются для обучения молодых музыкантов, к примеру, инвенции или «Хорошо темперированный клавир».
  • Не стоит думать, что Бах сочинял свои музыкальные изыски только для каких-то конкретных инструментов. Ансамбли тоже не минули его внимания, потому среди его произведений можно найти множество и для оркестра с разными солирующиими. Сонаты, концерты, пьесы для скрипки, виолончели и даже лютни – все это стало достоянием потомков.

Сам мэтр Иоганн чрезвычайно долго руководил реализацией кантат в церкви. Проживая в Лейпциге, он написал не менее трех циклов таких произведений на год, то есть по одной на любое воскресенье какого угодно месяца, чтобы они ни разу не повторялись. Вокальные сочинения на этом не заканчиваются: пассионы и страсти, магнификат и оратории, а также мессы в огромных количествах.

Все это дает лишь слабое представление о «плодовитости» композитора. К примеру, только к вокальным произведениям можно отнести больше ста восьмидесяти хоралов, а это всего один подраздел из множества категорий разностороннего творчества Баха.

Наследие потомкам

Впервые работы о частной жизни и таланте композитора были опубликованы только во втором году девятнадцатого века. Этим занялся биограф Иоганн Форкель, буквально влюбленный в эту необычную музыку. Его книга базировалась на рассказах знакомых, приятелей и сыновей известного композитора, а также на его обширном некрологе. Органист середины девятнадцатого столетия Роберт Франц написал и выпустил в печать несколько полноценных книг о судьбе мэтра.

Существует книга, которую называют одной из самых великих мистификаций двадцатого века. Она носит длинное название «Хроника жизни Иоганна Себастьяна Баха, составленная его вдовой Анной Магдаленой Бах». Но к супруге композитора трактат не имеет совершенно никакого отношения. Он принадлежит перу британской писательницы Эстер Мейнелл (Esther Meynell).

Не помешает отметить, что современные исполнители произведений этого выдающегося сочинителя разделились на два «враждующих» лагеря. Первые отдают предпочтение исполнению исключительно на тех же инструментах и при тех же условиях, что и при жизни мэтра, а вторые всячески пропагандируют прогресс, потому играют музыку на современных инструментах, к примеру, с применением синтезатора или электронных барабанов.

Личная жизнь Иоганна: смерть Баха и память о нем на века

По странной закономерности, талантливые в чем-то одном люди зачастую лишаются судьбой иных возможностей и преимуществ. Потому нередко личная жизнь знаменитостей складывается не лучшим образом, однако мэтру Баху повезло – у него с этим не возникло никаких проблем.

Жены и дети

Работая органистом в городке Мюльхаузене на севере Германии, Иоганн стал часто посещать своего дядю Михаэля Баха. Там он сошелся на короткой ноге со своей кузиной Марией Барбарой, в которую сразу же влюбился. Свадьба состоялась в поселке Дорнхайме семнадцатого октября седьмого года. Об этом браке мало что известно, однако супруги были довольны друг другом и у них появилось на свет семеро деток, выжили из которых только четверо.

  • Катарина Доротея.
  • Вильгельм Фридеман.
  • Карл Филипп Эммануил.
  • Готфрид Бернгард.

В 1720 году, как раз в тот момент, когда мужа не было дома, Мария неожиданно скончалась, о чем он узнал только спустя пару недель, когда вернулся. Историки считают, что здоровую и крепкую женщину могла погубить инфекция или же осложнения при очередной беременности.

Не став долго предаваться страданиям, уже в двадцать первом году Иоганн Себастьян встретил молодую и ослепительно прекрасную Анну Магдалену, дочку трубача и певицу с ангельским сопрано. В начале декабря того же года была сыграна свадьба. В браке появилось на свет тринадцать детишек, хотя выжить удалось только шестерым.

  • Готфрид Генрих.
  • Елизавета Юлиана Фредерика.
  • Кристоф Фридрих.
  • Христиан.
  • Каролина.
  • Регина Сюзанна.

Брак считался вполне счастливым, жена во всем помогала мужу, а когда он неожиданно стал слепнуть, записывала под его диктовку ноты и партитуры. После кончины отца, дети перессорились за наследство и разъехались в разных направлениях.

Смерть шедеврального музыкального классика: в память о немецком композиторе

Начиная с тридцатого года зрение Баха постоянно ухудшалось. Если сразу этому можно было не придавать значения, то уже к пятидесятому году композитор понял, что слепнет. Он не прекращал писать музыку, поочередно диктуя ее то своей супруге, то зятю Альтникколю. В том же году из Лондона в Лейпциг прибыл прославленный офтальмолог того времени Джон Тейлор и Иоганн Себастьян согласился на операцию.

Однако это ничего не дало, как и повторная процедура. Смерть Баха застала всех врасплох – 28 июля 1750 года он последний раз вдохнул воздух и скончался. Похоронили великого человека в церкви Johanniskirche (Святого Иоанна), службе при которой он отдал почти тридцать лет своей жизни. Вскоре следы захоронения были утрачены, а нашлись лишь на заре нового двадцатого века, при перестройке и расширении храма. Во время Второй мировой церковь была полностью разрушена, а останки композитора перезахоронены в монастыре Святого Фомы.

Этому знаменитому человеку посвящено колоссальное множество литературных произведений и исследований историков. В 1999 году режиссер Козаков снял телефильм «Ужин в четыре руки» с актером Евгением Стебловым в главной роли, а в 2003-м на экраны вышла художественная кинокартина «Иоганн Бах и Анна Магдалена» режиссера Джона-Луиса Гильермо. В честь Баха установлены памятники в Лейпциге, Кётене, Ансбахе, Веймаре и других городах. С его изображением выпускались юбилейные монеты и почтовые марки.

Интересные факты об Иоганне Себастьяне Бахе

Этот замечательный композитор происходил из действительно музыкального семейства. Более пятидесяти родственников мэтра так или иначе были связаны с мелодичными созвучиями.

Он был чрезвычайно темпераментным и вспыльчивым, но быстро отходил. В порыве гнева он мог бросаться предметами, ломать и крушить мебель, рвать ноты, а через минуту уже с улыбкой рассказывать жене какие-то пустяки.

За свои частные занятия со знатными аристократами композитор никогда не брал плату, считая это своим долгом, если ученик был талантлив, и просто отказываясь от уроков, если ему казалось, что природного дара недостаточно.

Слух Баха – притча во языцех. Лишь единожды услышав любую мелодию, он мог с легкостью повторить ее без единой ошибки.

За время своего жизненного пути, отмерянного провидением, Иоганн Себастьян восемь раз менял место жительства, перебираясь из города в город по зову службы и собственного сердца.