Почему нужно обязательно «нести свой крест», что это значит? Что значит «нести свой крест»

Нести крест Высок. Терпеливо и последовательно переносить испытания, страдания, превратности судьбы. Она не отходила от него ни на минуту, где могла, вливала слово утешения, чаще всего молилась и несла свой крест со смирением христианина (Герцен. Елена).

Фразеологический словарь русского литературного языка. - М.: Астрель, АСТ . А. И. Фёдоров . 2008 .

Смотреть что такое "Нести крест" в других словарях:

    нести крест - выдерживать, терпеть, нести свой крест Словарь русских синонимов … Словарь синонимов

    Нести крест свой - Нести крестъ свой. Ср. Тебя угнетаетъ сознанье, Что шатко общественный крестъ Ты несъ, получая даянье Съ пятнадцати прибыльныхъ мѣстъ. Некрасовъ. Современники. 2. Герои времени. Ср. Мой крестъ несу я безъ роптанья: И то, и это наказанье. М. Ю.… …

    нести крест свой - Ср. Тебя угнетает сознанье, Что шатко общественный крест Ты нес, получая даянье С пятнадцати прибыльных мест. Некрасов. Современники. 2. Герои времени. Ср. Мой крест несу я без роптанья: И то, и это наказанье. М.Ю. Лермонтов. Валерик. Ср. Где… …

    КРЕСТ - муж. крыж, две полосы или два бруска, один поперек другого; две черты напересечку одна другой. Крест бывает: прямой, косой (андреевский), равноконечный, длинный и пр. Крест есть символ христианства. По различию исповеданий, чтится крест… … Толковый словарь Даля

    Крест - У этого термина существуют и другие значения, см. Крест (значения). Эта статья или раздел нуждается в переработке. Пожалуйста, улучшите статью в соответствии с пр … Википедия

    Крест - - евр. цлав. Распятие. Крест. Распятие. Слово крест, лат. «крукс», первоначально обозначало вообще позорный столб или столб мучения, который мог иметь различную форму. У некоторых* древних народов преступников привязывали к столбу за руки над… … Словарь библейских имен

    КРЕСТ (БОЛЬШОЙ) - ♠ Испытание, из которого вы выйдете с честью. Железный проявите непреклонность и наберитесь терпения. Деревянный простота решений является залогом к успеху. Золотой вы обретете поддержку влиятельного человека. Серебряный вы найдете… … Большой семейный сонник

    крест - (иноск.) мирские бедствия, судьба Тяжел крест, да надо несть. Бог по силе крест налагает. Ср. Иному жизнь одна игрушка, Другому жизнь тяжелый крест. Кн. П.А. Вяземский. Заметки. См. нести крест … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

    Крест - Крестъ (иноск.) мірскія бѣдствія, судьба. Тяжелъ крестъ, да надо несть. Богъ по силѣ крестъ налагаетъ. Ср. Иному жизнь одна игрушка, Другому жизнь тяжелый крестъ. Кн. П. А. Вяземскій. Замѣтки. См. Нести крест свой … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

    Нести свой крест. Тяжелый крест - Так говорят о тяжелой судьбе, тяжелых страданиях кого либо. Выражение это возникло на основе евангельской легенды об Иисусе, несшем крест, на котором его должны были распять (Иоанн, 19, 17). Словарь крылатых слов. Plutex. 2004 … Словарь крылатых слов и выражений

Книги

  • Царский путь Креста Господня , . Многие люди часто задаются вопросами: почему с ними происходят те или иные неприятности, для чего им посылаются скорби? На эти вопросы отвечает книга «Царский путьКреста Господня». В ней… Купить за 396 руб
  • Царский путь Креста Господня, вводящий в Жизнь Вечную , . Многие люди часто задаются вопросами: почему с ними происходят те или иные неприятности, для чего им посылаются скорби? На эти вопросы отвечает книга "Царский путь Креста Господня" . В ней…

Многим известно выражение «нести свой крест». Значение фразеологизма люди, употребляющие его, тоже, наверное, представляют. Для тех же, кто не слышал о нем ни разу, а также хотел бы ознакомиться с историей его возникновения, и написана эта статья.

Путь Христа к Голгофе

Начнем с происхождения. Естественно, это выражение («нести свой крест») отсылает нас к библейской истории о том, как был осужден на смерть Сын Божий. Иисус, как известно, сам нес свой крест. Путь его был трудным и мучительным, но он все-таки осилил дорогу, испил горькую чашу до дна. Таково происхождение выражения «нести свой крест». Значение фразеологизма будет раскрыто далее.

Значение

Например, у человека не самый легкий период в жизни. Все как-то навалилось одновременно. Каждый из нас переживает такое состояние, когда жить не хочется. И тут друг или приятель, стараясь героя подбодрить, говорит ему: «Крепись, старик, нужно мужественно нести свой крест». Значение фразеологизма выясняется путем рассмотрения его происхождения.

В принципе, если прочитывать историю о Христа напрямую (не всю, разумеется, а только ту ее часть, где есть путь к Голгофе), то в общем, от такой поддержки можно совсем скиснуть. У Иисуса все закончилось плачевно: он донес орудие своих пыток, потом умер непристойной для того времени смертью на кресте (так заканчивали жизнь в те в далекие времена только рабы).

Действительно, если думать так, то все тускло. Но было же еще вознесение. Таким образом, Христос страдал не бессмысленно, не абсурдно, а ради великой цели - спасти все человечество, отдать себя в жертву за грехи людей.

Конечно, для того, кто хорошо знает русский язык, но не слышал ничего о библейской истории, выражение «нести свой крест» (значение фразеологизма - в процессе раскрытия) будет представляться только символом мужественного перенесения трудностей и страданий. Он будет именно такой смысл считывать из этого изречения, потому что окружающие его люди полагают именно так.

Очищающий огонь страданий

Но не все было так оптимистично для самого пророка. Когда Христос проповедовал, он свято верил в то, что говорил. Однако, пройдя сквозь все испытания, даже он засомневался в себе, в вере и даже в Боге. Недаром на кресте Иисус воскликнул: «Отец, зачем ты покинул меня!»

Об этой фразе написано много книг и разные исследователи стараются ее толковать и так и эдак. Но несомненно одно: она доказывает, что подвиг Христа дает некоторой эталон для человеческого мужества вообще. Потому что на самом деле, когда он нес крест и переживал жуткие страдания, он еще не знал, спасет ли его Отец или нет. Именно поэтому значение фразеологизма «нести крест» (выражение и образ страдающего пророка) призывает не роптать на судьбу, а стойко переносить ее удары, сколько бы они ни продолжались.

Страдания, боль, разнообразные горести обессмысливают существование - такова их природа. Человек должен противостоять утрате смысла и помнить о подвиге Христа, вне зависимости от того, верит он или нет. Пусть он представит, что Христос был простым сыном плотника, которого по ошибке (ложному доносу) распяли на кресте.

И тут значение фразеологизма «нести крест» (выражение это устойчивое в языке) приобретает не только бытовой, но и этический, высокоморальный смысл.

И все равно закончить надо как-то позитивно. Может быть, кому-то мало факта того, что Христос страдал значительно больше, когда совершал крестный путь. Таких читателей вполне можно понять.

Страдания как фактор развития личности

Страдание - важный фактор человеческого развития. Без него невозможна личностная зрелость. У страданий существует внерелигиозный смысл. Они помогают человеку выпиливать себя настоящего, отсекая все лишнее. И как любая другая, операция подобного рода очень болезненная.

На вопрос, о том, что значит «нести свой крест», можно ответить так: это значит молча переносить лишения, проблемы, горести, не ропща на судьбу. Другое дело - зачем? Ведь нужна же высшая цель, чтобы, идти дальше. А вот тут, в этом пункте, каждый человек сам делает свой выбор.

Каждый несёт свой крест

Нести свой крест — принимать посланные судьбой испытания покорно, терпеливо, без злобы, отчаяния, ненависти и зависти к окружающим, с осознанием того, что жизнь — не сахар, что всего в ней поровну — радостей и горечи, что черная полоса обязательно сменится светлой, а случившееся — это рок; от него не убежишь, не скроешься; не отчаиваться, не взирая на удары провидения, продолжать жить

Род проходит и род приходит, а земля пребывает вовеки. Восходит солнце, и заходит солнце, и спешит к месту своему, где оно восходит… Все реки текут в море, но море не переполняется: к тому месту, откуда реки текут, они возвращаются, чтобы опять течь… Что было, то и будет, и что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем (Книга Екклезиаста)

Происхождением фразеологизм «нести свой крест» обязан Новому Завету

14 Тогда была пятница перед Пасхою, и час шестый. И сказал Пилат Иудеям: се, Царь ваш!
15 Но они закричали: возьми, возьми, распни Его! Пилат говорит им: Царя ли вашего распну? Первосвященники отвечали: нет у нас царя, кроме кесаря.
16 Тогда наконец он предал Его им на распятие. И взяли Иисуса и повели.
17 И, неся крест Свой, Он вышел на место, называемое Лобное, по-еврейски Голгофа;
18 там распяли Его и с Ним двух других, по ту и по другую сторону, а посреди Иисуса
(Еванглие от Иоанна гл. 19)

30 и плевали на Него и, взяв трость, били Его по голове.
31 И когда насмеялись над Ним, сняли с Него багряницу, и одели Его в одежды Его, и повели Его на распятие.
32 Выходя, они встретили одного Киринеянина, по имени Симона; сего заставили нести крест Его.
33 И, придя на место, называемое Голгофа, что значит: Лобное место...
38 Тогда распяты с Ним два разбойника: один по правую сторону, а другой по левую

26 И когда повели Его, то, захватив некоего Симона Киринеянина, шедшего с поля, возложили на него крест, чтобы нес за Иисусом.
27 И шло за Ним великое множество народа и женщин, которые плакали и рыдали о Нем
28 Иисус же, обратившись к ним, сказал: дщери Иерусалимские! не плачьте обо Мне, но плачьте о себе и о детях ваших....,
32 Вели с Ним на смерть и двух злодеев
33 И когда пришли на место, называемое Лобное, там распяли Его и злодеев, одного по правую, а другого по левую сторону

21 И заставили проходящего некоего Киринеянина Симона, отца Александрова и Руфова, идущего с поля, нести крест Его
22 И привели Его на место Голгофу, что? значит: Лобное место
23 И давали Ему пить вино со смирною; но Он не принял
24 Распявшие Его делили одежды Его, бросая жребий, кому что взять
25 Был час третий, и распяли Его

Чтобы сгладить противоречия, Церковь придумала: Иисус таки нёс крест, а когда изнемог, на помощь ему призвали Симона

Синонимы выражения «нести свой крест»

  • Терпеть
  • Страдать
  • Терзаться
  • Мучиться

Употребление крылатого выражения в литературе

«Ах, как они понимают друг друга. Нет, нелегко им нести свой крест. Угрюмая судьба их свела с невыносимым экземпляром » (Л. Зорин «Юпитер»)
«Умей нести свой крест и веруй. Я верую, и мне не так больно, и когда я думаю о своем призвании, то не боюсь жизни. » (Б. Акунин «Чайка»)
«Она, то есть я, говорит Треплову: «Я теперь знаю, понимаю, Костя, что в нашем деле? все равно, играем мы на сцене или пишем, ? главное, не слова, не блеск, не то, о чем я мечтала, а уменье терпеть. Умей нести свой крест и веруй. Я верую, и мне не так больно, и когда я думаю о своем призвании, то не боюсь жизни » (Е. Маркова «Отречение»)
«Что же, должен я развестись или нести свой крест? ..» («Ю. Безелянский «В садах любви»)
«Верушка притуманилась. - Каждый должен нести свой крест, Имре. Общество не прощает дезертирства » (Ю. Нагибин «Блестящая и горестная жизнь Имре Кальмана»)

Первоисточник этого выражения - Библия.
В Евангелии от Иоанна (оно мне нравится больше других) говорится о том, что Иисус сам нес крест, на котором его должны были распять (гл. 19, ст. 17): «И, неся крест Свой, Он вышел на место, называемое Лобное, по-еврейски Голгофа».
Иносказательноэто означает терпеливо выполнять свой долг, обязанности; мужественно переносить удары судьбы, ее невзгоды.

В детстве я услышала притчу на эту тему, которая очень мне понравилась:

Один человек пришел к Богу, и говорит:
- Госполь, я знаю, что каждый должен нести свой крест, но мой слишком тяжел для меня... Нет ли у тебя чего полегче?
- Хорошо, - ответил Бог, - пойдем, выберешь себе сам.
Зашли они в громадное помещение, где было очень много крестов - одни сплошные крести, всех видов и размеров. Мужик долго ходил, выбирал, примеривался, наконец выбрал один: ладный такой крест, удобный, легкий и совсем небольшой по размеру.
- Вот, этот крест как раз по мне! - сказал он Господу.
На что Бог ответил:
- Ты выбрал свой крест!

***
Есть на эту тему французская песенка:
Les croix
Mon Dieu, qu"il y en a des croix sur cette terre
Croix de fer, croix de bois, humbles croix familières
Petites croix d"argent pendues sur des poitrines
Vieilles croix des couvents perdues parmi les ruines



Et moi, pauvre de moi, j"ai ma croix dans la tête

Mon Dieu qu"il y en a sur les routes profondes
De silencieuses croix qui veillent sur le monde
Hautes croix du pardon dressées vers les potences
Croix de la déraison ou de la délivrance

Et moi, pauvre de moi, j"ai ma croix dans la tête,
Immense croix de plomb vaste comme l"amour
J"y accroche le vent, j"y retiens la tempête
J"y prolonge le soir et j"y cache le jour

Mais moi, pauvre de moi, j"ai ma croix dans la tête
Un mot y est gravé qui ressemble à "souffrir"
Mais ce mot familier que mes lèvres répètent
Est si lourd à porter que j"en pense mourir

Перевод:

Кресты
Господи, сколько же крестов на этой земле,
Кресты из железа, кресты из дерева,
Скромные привычные крестики,
Крестики из серебра, висящие на груди,
Старые кресты монастырей, потерянные среди руин...





Господи, сколько же их на дальних дорогах,
Тихих крестов, которые следят за миром,
Высокие кресты прощения, обращённые к виселицам,
Кресты безрассудства или избавления.

И я, бедная я бедная, у меня свой крест*
Огромный свинцовый, тяжёлый крест, широкий как любовь,
К нему я прицепляю ветер, им я задерживаю бурю,
Им я продлеваю вечер и в нём я прячу день.

И я, бедная я бедная, у меня свой крест
Слово на нём выгравировано, похожее на "страдать"
Но слово это привычное, что губы мои повторяют,
Так тяжело нести его, что я думаю, что от этого умру.

Еще притча на эту тему:

Шли два человека, каждый нес свой крест, но один постоянно роптал и просил у Бога облегчить ношу, а другой нес его со смирением, хотя сам склонялся под тяжестью креста.
Первый просил со слезами, и Господь всё более и более облегчал его ношу, крест становился всё меньше и меньше; а второй терпел.
И вот они подошли к глубокой пропасти. Тот, который нес тяжелый большой крест, положил его над пропастью и легко перешел на другую сторону, а у второго крест был настолько мал, что он не смог перейти по нему и упал в бездну...

И еще притча - вариация на ту же тему:

Однажды человек, постоянно недовольный своей жизнью, спросил у Бога:
- Почему каждый должен нести свой крест? Не можешь ли Ты дать мне крест полегче? Я устал от каждодневных трудностей!
И вот снится этому человеку сон. Видит он вереницу медленно идущих людей, и каждый несёт свой крест. И сам он тоже идёт среди этих людей. Устал он идти, и показалось человеку, что его крест длиннее, чем у других. Тогда он остановился, снял крест с плеча и отпилил от него кусок. Идти стало намного легче, и он быстро дошёл до места, куда направлялись все. Но что это? Перед ним глубокая пропасть, и лишь по другую её сторону начинается земля Вечного Счастья. Как же туда добраться? Вокруг не видно ни мостика, ни кладки.
Человек заметил, что люди, шедшие с ним, с лёгкостью переходили на другую сторону. Они снимали с плеч свой крест, перебрасывали его через пропасть, и переходили по нему, как по мостику. Только он не мог перейти. Его крест был слишком коротким. Человек горько заплакал, говоря: «Ах, если бы я знал»...
Проснувшись, он больше не просил у Господа крест полегче.

А вот притча о женщине, которая не желала нести свой крест.

Одной женщине очень не нравилась, та жизнь, которую ей приходилось вести. Она постоянно роптала на Бога, говоря: «Зачем, Бог, Ты заставляешь меня нести этот крест, я не хочу, мне не удобно. Нельзя ли мне дать что-то получше».
Ночью ей приснился сон. Идет она по городу и тащит на себе огромный крест. Идет и жалуется всем, как несчастна ее жизнь и что она не хочет нести этот крест и зачем Бог на нее возложил это бремя. Перед собой женщина увидела церковь и решила занести туда свой крест и сдать его священнику. Она зашла и вдруг увидела, что в церкви стояли другие разные красивые кресты. Она отставила к стене свой крест и пошла выбирать другой. Первый крест, который она увидела, был весь из чистого золота, он величественно сверкал на солнце, демонстрируя всем свое достоинство. Женщина решила, что вот он ее крест именно о нем она мечтала столько времени, именно он идеал ее воображения. Она подошла к кресту и стала примиряться, как взять его, но, сколько бы усилий она не прилагала, все они были тщетными. Крест оказался очень тяжелым. Все что удалось женщине - чуть-чуть качнуть крест и он всей своей массой повалился на нее, едва ли не раздавив ее.
Женщина отошла от этого креста, стерла со лба выступившую испарину и подумала: нет это не тот крест, который мне нужен, уж больно он тяжел для меня. Пойду, поищу, нет ли здесь что-нибудь другого более подходящего, легкого.
Ей сразу же в глаза бросился другой неплохой крест. На вид он был значительно легче первого, но не уступал ему по красоте. Он тоже блестел на солнце, потому что был весь измазан медом. «Какой прекрасный сладкий крест, - подумала женщина. – С таким крестом я никогда не пропаду, и буду жить как у Христа за пазухой».
Надеясь, что ее поиски наконец-то увенчались успехом, женщина энергично подошла к кресту и положила его себе на спину. Все бы ничего, но крест оказался скользким от меда, которым он был покрыт. Он так и норовил соскользнуть со спины, от этого ношение его было весьма затруднено. Бедная страдалица постоянно поправляла его, изрядно замарав свои руки. После долгих попыток женщине пришлось отказаться от медового креста, она поняла, что от сладкого креста жизнь слаще не становится. Но даже после того как она отставила этот крест в сторону ее проблемы не закончились вся ее одежда и руки были перепачканы вязкой массой. Теперь до чего бы она ни дотрагивалось прилипало к ней, оставляя грязные пятна на одежде. Руки очень быстро стали грязными из-за пыли, которая покрывала неказистую церковную утварь. «Что за дурная идея пришла мне в голову взять этот крест в свои руки, - думала женщина.- Наверняка здесь есть более достойные кресты, чем этот «замарашка».
Вглядываясь в полумрак церкви, она действительно увидела такой крест, который сразу позволил ей забыть две предыдущие неудачи. Этот крест не мог оставить равнодушным даже самого черствого человека. Он был весь от самого своего основания до макушки покрыт цветами. Такое разнообразие красок способно растопить самое каменное сердце. Женщина долга не решалась подойти к этому шедевру. Она смотрела на него издалека, воображая, как она пойдет с ним по городу, и как люди будут удивляться, и завидовать ей говоря: «Вот это красота. Надо же, как некоторым везет». Она представляла, как изменится ее дом, если она внесет туда этот прекрасный несравненный крест. А запах. Крест источал тонкий изысканный запах. В этом запахе женщина узнала все то дорогое и ценное к чему стремится каждый человек.
Наполненная грезами женщина подошла к цветочному кресту и уверено протянула свои измученные руки к своей мечте. Но боль пронзила ее тело, развевая сладкий туман в голове. Под цветами на кресте были острые ядовитые шипы, которые разрывали ее плоть, принося адское мучение. Женщина попыталась нащупать на кресте место, где бы не было шипов, но весь крест на всем протяжении был покрыт зловещими колючками. Не веря, что мечта ускользает из рук, женщина снова и снова пыталась ухватиться за крест и острые «когти» цветков все больнее впивались в ее тело и душу. Совсем обессиленная она рухнула на пол, истекая алой кровью.
Какой кошмар творился в голове мученицы. Все что раньше она строила в своем воображении, разрушилось за одну минуту. Рушились не только ее мечты, но и сам смысл жизни показался далеким и не понятным.
Грязное, окровавленное тело женщины отказывалось слушаться. Словно кадры немого кино пролетели в ее голове последние полчаса, которые женщина провела в церкви. Ей пришлось приложить не мало усилий, чтобы подняться и сделать первый шаг к двери.
Подойдя к стене, женщина взяла первый попавшийся крест и обреченно поплелась домой. Ее удивило, насколько удобен и легок этот крест для нее. Расположив его на своей спине, она уныло стремилась наружу, на свежий воздух. Лишь вздох свежего приятного воздуха позволил ей, наконец, до конца осмыслить то, что с ней произошло. Но самое большое потрясение с ней произошло оттого, что она увидела, что крест на ее спине это тот самый крест, с которым она пришла в церковь.
И не было для нее ничего ценнее и любимее чем этот крест.

Вот как обьясняет значение выражения Митрополит Кирилл:

Иисус сказал Своим ученикам: «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною, ибо кто хочет душу (то есть жизнь) свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет ее» (Мф. 16:24-25).

Говоря о Своих предстоящих страданиях, о Кресте и смерти, Господь одновременно подчеркивает, что непременным условием следования за Ним также является подъятие и несение человеком собственного креста. Почему вдруг возникает этот образ креста? Чем был крест в Римской империи? Это было орудие распространенного, но особого способа казни. Крест означал не только мучительную и страшную казнь, но был символом глубокого позора и унижения. Другими словами, крест являл собою полноту боли и человеческого страдания, образ соединения физических и нравственных мучений, знак самой смерти.

Однако в слове Спасителя крест удивительным образом вдруг предстает как некая заповедь человеку, как нравственный долг каждого, кто желает следовать за своим Господом и Учителем. Что же такое крест в евангельском понимании? Прежде всего это реальность, изначальная данность нашего существования, которая присутствует в жизни каждого человека и не зависит от его воли. Свой крест нет необходимости искать, его не нужно специально для себя придумывать, ибо он уже существует в нашей жизни.
Это страдание и боль, которые порождаются не зависящими от человека обстоятельствами, преодолеть которые он не в силах.

Взять крест - значит принять скорбные обстоятельства жизни, вытерпеть и превозмочь посланные испытания, не пасть под их бременем, не дать им раздавить себя. Когда человек обретает веру во Христа, она удивительным образом умножает его внутренние силы. Каким же образом?

Господь не просто говорит: «Возьми крест свой, и следуй за Мною», но «Отвергнись себя, и возьми крест свой...» Это очень важное условие обретения человеком внутренних духовных сил, необходимых для несения своего креста.
Способность человека нести крест есть не что иное, как выражение внутренней силы.

Ну... крест как бы уже есть, что прямо сказано в тексте, осталось только отказаться от себя, и тогда все будет. Честно говоря мне, как современному человеку и почти что психотерапевту, не совсем понятно, как это работает, ибо миллионы людей, отказавшихся от себя как раз ищут себя же для того, чтобы обрести необходимые ресурсы для "несения креста". Но несмотря на непонимание верю, что так и есть, ибо у каждого - свой путь. Кто=то отказывается от себя и несеткрест, кто-то - звезду Давида, а кто-то находит себя вместе с источником силы ибо все мы дети Божьи по образу и побобию, и в каждом все уже есть изначально...

Есть, оказывается, и другие мнения по поводу данного выражения. Довольно любопытные и нестандартные.

Например, вот это:
"Мир экстрасенсов"
У всех ли крест один? Оказывается, нет. Есть такие, чья жизненная задача в два раза сложнее, чем у других людей. Есть люди, несущие два своих собственных креста.
Это люди, родившиеся на границе знаков зодиака, или те, кто не знает даты своего рождения, или есть две даты рождения - истинная, и другая, указанная в документах.

У людей, несущих два креста жизненная задача намного сложнее, чем у всех остальных. Такие люди всегда живут в большем напряжении, как моральном, так и физическом, часто выбирают опасную работу, вступают в опасные связи, подвергаются большему риску в своей деятельности. Что посоветовать таким людям, чтобы жизнь их стала приятней, - заниматься несколькими делами, иметь массу увлечений, общаться с людьми разных интересов, тогда два креста не будут давить, повышая давление в душе и создавая опасные ситуации, их энергии станут реализовываться.

Елена Балдина:
Человек несет два креста в том случае, когда он не выполнил задачу в своей предыдущей жизни, а времени на ее выполнение нет, не успел, тогда на него пошел счет кармы--т.е- "вешают" предыдущую часть невыполненной задачи и новую.... Я таких людей знаю в реальной жизни....

Точка зрения тренера кафедры плавания Волгоградской физкультурной академии Михаила Чернова (отрывок из статьи Н. ПОЛЯКОВОЙ) .

– Как ты думаешь, что означает фраза «Нести свой крест»? – спросил меня Михаил Петрович.
– Ничего хорошего, по-моему. Вспоминается Иисус Христос, идущий на Голгофу и несущий огромный крест, на котором он будет распят...
– А вот и нет. Дело в том, что суть человеческой конструкции – это как раз крест. Вертикальная линия – позвоночник, который на Востоке называют еще «антенной мира». А горизонтальная – плечи, руки. И все жизненно важные органы находятся как раз на протяжении или пересечении этого «креста». Поэтому нести свой крест – это идти, выпрямив позвоночник и развернув плечи, то есть добившись, чтобы форма креста была правильной. И желательно, чтобы вертикальная линия, то есть сам позвоночник, действительно стремилась вверх, а этого можно добиться только в том случае, когда вся фигура человека будет подтянутой, летящей, направленной ввысь. Ведь предназначение людей – это соединение земли и неба... Когда же человек идет ссутулившись, то он блокирует главные энергетические каналы, пережимает питание многим органам, а со временем начинает болеть.
– Все чудесно, но большинство людей, развернув плечи и гордо подняв голову, ходят по улицам нечасто. А прыгать от восторга им хочется и вовсе редко – придавливают к земле всевозможные проблемы, отрицательные эмоции...
– Ага, начнем с ключевого – как настроиться на позитив? Мы привыкли думать, что даже мелкий негатив – это плохо. А на самом деле – это просто «вешки» на нашей дороге жизни, которые показывают или лишний раз подтверждают, что в том направлении не надо двигаться, опасно. Зачем же рыдать и корить себя, если ты просто сделал шаг или несколько не в ту сторону? Ну, заблудился, бывает, прими этот результат и иди дальше, в другую сторону. Это касательно жизненных результатов. Второй момент – боль. Мы избалованы и считаем, что любая боль – это тоже плохо. А на самом деле организм просто сигналит: «Не делай так, мне некомфортно, опасно!». Мы же «затыкаем» его обезболивающими таблетками. Организму ничего не остается, как работать в аварийном режиме, а потом раз – и инфаркт, инсульт, язва, диабет, гипертония... И как один все пациенты, приходя к врачу, утверждают: «Да вроде ничего не болело, а тут...» Когда в уме и теле больше ясности – это корни безопасности!

***
А вот еще. Для меня это высказывание - настоящее откровение:

Когда человек... идет прямым путем, для него и креста нет. Но когда отступит от него и начнет бросаться то в ту, то в другую сторону, вот тогда являются разные обстоятельства, которые и толкают его опять на прямой путь. Эти толчки и составляют для человека крест.
Преподобный Амвросий Оптинский (1812-1891).

Мне последнее мнение импонирует больше всего. Как-то сразу легко и просто ложится на весь мой жизненный опыт и полученные знания, и не вызывает ни сомнений, ни желания опровергнуть...

ЧТО ЗНАЧИТ «НЕСТИ СВОЙ КРЕСТ»? Нести крест свой – это значит выбирать не то, что получается, не то, что легче, а то, что лучше. То, что Богу угодно, то, что по совести, то, что приносит пользу ближнему. Несение креста – это дело прежде всего внутреннее. Господь больше всего обличал внешнее, показное благочестие, фарисейство. Царствие Божие внутрь вас есть (Лк. 17, 21). Разбойников было два со Спасителем на Голгофе, физически они страдали одинаково, а главное – вера, смирение, покаяние – то есть спасение – было внутри. Можно нести свой крест в мыслях, в чувствах. Это очень важная часть нашей духовной жизни – борьба с помыслами. Не осуждать никого даже в мыслях, а молиться. Не распускаться, не капризничать, не раздражаться, а терпеть. Не ругать даже погоду... Не обижаться, а принимать укоры и каяться. Не говорить лишнего, а молчать. Не упрямиться, а уступать. Не унывать, а радоваться. Выбирать все время, постоянно благую часть, которая не отымется (Лк. 10, 42), уйдет с нами в будущую жизнь. Когда мы не злимся, не даем сдачи, не огрызаемся, не надуваемся, даже не думаем ничего в свою защиту, не осуждаем про себя никого, когда мы страдаем, терпим – пусть даже самое малое, - это очень много. Мы не оставляем своего креста. Мы живем. Каждый миг этого страданья – это как чистое золото души, как драгоценные крупицы святости - жизни христианской, евангельской, небесной – уже на земле. Жаль, что мы помолчим-помолчим – а потом всё и выскажем. Потерпим-потерпим, - а потом сорвемся. Вроде не думаем, не осуждаем, изо всех сил стараемся во всем видеть хотя бы долю своей вины, - а потом опять накатывают старые и новые обиды, и жалко себя, и так очевидны немощи ближнего… И – бросили терпеть, и не думать, не говорить, и все труды насмарку, все одним махом разрушено, креста уже нет. Возгордился – и сошел со креста. Осудил – и сошел со креста. Бросил терпеть – и сошел со креста. Можно очень долго терпеть, а потом сойти со креста мгновенно. Дьявол, конечно, все время хочет сделать так, чтобы мы сошли со креста. Так и Спасителю говорили: Сниди со Креста (Мф. 27, 40). Всё для этого делает: лишь бы только раздражились, осудили, ослабили, оставили пост, молитву, хранение ума, сердца, языка…Кайся – и снова бери крест. Другого пути нет. Несение креста – как сама жизнь – может быть только постоянным. Поэтому апостол Павел заповедовал нам: Всегда радуйтеся. Непрестанно молитеся. О всем благодарите (1 Сол. 5, 16-18). Крест можно нести только с Божией помощью. Потому батюшка Николай Гурьянов просил: «Господи, помилуй, Господи, прости, Помоги мне, Боже, крест мой донести». Крест нужно донести до конца. Претерпевый до конца, той спасен будет (Мф. 10, 22). Верный в мале, и во мнозе верен есть (Лк. 16, 10). Жизнь протекает в мелочах вроде бы, но сам выбор – это главное в течении нашей жизни. Из этого выбора она вся и составляется – как из минут составляются годы и вся жизнь, это и определяет ее качество. Благой выбор – это путь жизни. Когда мы несем свой крест, мы действительно живем, мы идем путем Жизни Вечной. Крест – это путь на Небо. Крест – Животворящий. Быть верным своему кресту бывает очень трудно. Даже когда требуется малое наше страдание – например, промолчать на какую-то напраслину, на недоверие, на холодность, равнодушие, раздражение, или ответить спокойно, доброжелательно, – бывает трудно. Проглотить, потерпеть. Не физическое страдание – а всего лишь вот такое страдание души – оно может быть очень велико, даже если речь не идет о чем-то важном: какая-то обидная, может быть очень обидная (для нас) мелочь (если смотреть на нее со стороны). Это незлобие – это несение креста. Но даже если и «клевета ядовитая» (по Лермонтову), даже если явная несправедливость: тебе, допустим, приписали какие-то низкие намерения, которых у тебя не было, у тебя были даже какие-то высокие соображения – и это можно стерпеть, понести как крест, как страдание, остаться яко нем не отверзаяй уст своих (Пс. 37, 14). Смириться, сказать себе: а разве не было такого, что ты думал нечто дурное, а никто об этом и не догадался? Да сколько угодно! Но эта несправедливость тебя устраивала? Понеси и другую. Разве не было такого, что ты когда-то думал, говорил о ком-то, воспринимал кого-то хуже, чем они есть? Наверняка это было, теперь ты можешь почувствовать, каково им это было. Даже предательство, любой чужой грех можно понести по-христиански, обратив на себя: вот какую боль причинял я, делая так, и еще хуже, ближнему. Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов (Гал. 6, 2). Ни один человек не относится к тебе хуже, чем ты есть, потому что ни один человек не заглядывал, не мерил твою бездну греховную – один Господь о ней знает. Какая же любовь Божия: знать это всё про нас, до дна – и все таки любить нас куда больше, чем мы любим друг друга, терпеть, прощать без конца… Страдать за нас! И прежде всего – страдать от нашей нелюбви: к Богу, друг к другу, от нашей безграничной неблагодарности. Крест – это правда, это мудрость. Грех, гордость – это принятие дьявольской лжи, это глупость. Крест – это то, что выше всех земных соображений, земной справедливости. Он поднимается и нас поднимает над землей. До него тянуться надо. Крест – это чудо, это неземное на земле, в самых простых обстоятельствах, в посте. Это небесные плоды земных усилий. Страсти невозможно уговорить, убедить, ущипнуть – можно только плоть распять со страстьми и похотьми (Гал. 5, 24). Страсть чревоугодия распинается постом. Гордость – смирением, терпением. Это мучительно для гордости. Но иначе с ней не справиться. Только несением креста. Без поста, без креста нет истинной веры. «Русский народ – один из тех немногих народов, которые любят сущность христианства, крест, - писал французский историк Леруа-Волье, - он не разучился ценить страдание; он воспринимает его положительную силу, чувствует действенность искупления и умеет вкушать его терпкую сладость». Радости, удовольствия, комфорт, которые в наше время возведены в ранг высших ценностей жизни, - они ведь на самом деле ничего не стоят, они ничего не создают, они потребляются – и всё. А создает, строит жизнь несение креста, препятствует распространению зла, именно оно не дает ему хода – тем, что не дает сдачи, не передает зло дальше, не умножает его, а гасит в себе, страдая. Отвергнуться себя, взять крест свой (Мк. 8, 34) – этот евангельский призыв – это важнейшая тайна жизни, открытая нам Господом. Господь, Творец жизни, открыл нам, как она Им устроена. Истина эта не очевидна для нас, грешных людей, она противоположна тому, что видится снаружи, тому, что видит плотское мудрование, так называемый «здравый смысл». «Здравый смысл» считает, что чем больше человек приобретает, получает, тем больше он имеет, тем он богаче. Но имеет ведь не он сам, это всего лишь его окружает, это то, что вне него: одежда, мебель, деньги… Даже пища, которую он съедает, не проникает в его душу, а только в тело, а человек-то ведь – это прежде всего его душа. А душа его обогащается по-другому. Она устроена иначе. Она устроена по-евангельски. Об этом знает Господь, ее Создатель. И Он говорит нам, что когда человек заботится о приобретении благ, душа его, то есть он сам, беднеет, пустеет, остается ни с чем. Но вот когда мы отвергаемся себя, преодолеваем, отдаем что-то, забывая о себе, не считаем, что «имеем право на свой кусочек счастья», не думаем о человеческой «справедливости» (недостижимой для нас в силу нашего неведения – несравнимости для нас людей), - то тогда с душой происходит чудо, открытое нам Господом: душа обогащается, наполняется, оживает, крепнет, светлеет, приближается к Богу. Мы несем свой крест – и потому уподобляемся Спасителю, наш малый крест соединяется с непобедимым Крестом Господним, таинственно берет его силу. То есть всё происходит наоборот по отношению к тому, как видит жизнь мiр сей, прелюбодейный и грешный (Мк. 8, 38). Он страдает от эгоизма – и на него-то и надеется, за него-то и держится, никак не хочет, не решается от него отвергнуться. Боится, что потеряет себя. И теряет все больше и больше. Бояться не нужно, раз Сам Господь призывает нас к этому. Он – податель всякого блага. Он поможет. Будь что будет. Великое дело – решимость. Не бойся потерять – найдешь. Отвержение себя – это тайна любви. Любовь – это тайна. Настоящая любовь – это самопожертвование: другой для тебя важнее, чем ты сам. И тогда-то и начинаешь по-настоящему быть. Без любви тебя нет в этом мiре, ты замкнут на себе, ты потребитель. Без любви нет человека, нет семьи, нет Церкви, нет страны. Любовь – это жизнь, без любви ее нет, жизнь не имеет никакого смысла. Пост учит нас отвергаться себя, не делать всё только для себя, для своего удовольствия, по-своему, не потакать себе даже по мелочам, начиная с выбора блюд. Не отвлекаться на всякие ненужности – например, посмотреть, кто идет за окном (какая разница? Ну, допустим, Павел Иванович Чичиков – тебе какое дело?) Пост вроде бы отнимает у нас что-то: этого не ешь, того не делай… А на самом деле он куда больше нам дает – причем, самое главное: укрепляет душу, учит ее отвергаться себя. И мы потом опытно открываем для себя, как много дает это святое время. Как говорил мудрый Гоголь, еще в Петербурге воспевший Великий пост: «Я своих скорбных минут ни за какие счастливые не отдам». Это можно даже детям объяснять: когда ты сам съел яблоко или конфету, – порадовался твой рот, твое тело. Но когда ты отдал, подарил яблоко или конфету другому, даже если тебе самому хотелось бы это съесть, – порадовалась твоя душа. А душа наша важнее, чем тело, и радости ее выше, радостнее. Душа – главное в нас. Бывает и иной крест - болезней, невзгод, скорбей, несправедливых обид. И его тоже можно нести, а можно тащить. Можно благодарить за испытания Бога или, по крайней мере, раз за разом повторять: «Достойное по делам моим приемлю». И можно без конца малодушествовать, роптать, твердить без умолку: «За что мне все это?!». Забывая, что каков бы ни был посланный нам крест, все одно - древо, из которого он сделан, выросло на почве нашего сердца. И о том забывая, что из орудия казни претворил его Господь в орудие спасения. Не только Свой Крест, стоявший некогда на Голгофе, но и каждый из наших маленьких, едва приметных крестиков. Путь христианина – это всегда крестоношение. Это не путь удобства и комфорта. Что мы носим на груди? Никакой другой знак, а именно крест Христов. И он каждый день напоминает нам, что дорога к нашему воскресению лежит только через крест. Мы часто ропщем, не выдерживая тяжести жизненных трудностей, но Господь Сам знает, что нам по силам и что мы можем понести, что нам будет полезно в данное время. Я думаю, лучше об этом расскажет одна христианская притча о крестах. Решил один человек, что у него слишком тяжелая жизнь. И обратился к Богу с такой просьбой: «Господи, мой крест слишком тяжел, и я не могу его нести. У всех людей, которых я знаю, кресты гораздо легче. Не мог бы Ты заменить мой крест на более легкий?» И сказал Бог: «Хорошо, Я приглашаю тебя в хранилище крестов: выбери себе крест сам». Пришел человек в хранилище и стал примерять себе кресты. И все они кажутся ему слишком тяжелыми и неудобными. Перебрав все кресты, он заметил у самого входа крест, который показался ему меньше других, и сказал Богу: «Позволь мне взять этот крест, он кажется мне самым подходящим». И тогда Господь ответил ему: «Ведь это и есть твой крест, который ты оставил у дверей, перед тем как стал мерить все остальные». Пост – Великий не только по продолжительности, но и по своему духовному содержанию, по своей духовной глубине. Крест открывает нам суть поста: это очень малое, совсем посильное для нас лишение, но по сути – участие в великом: в страданиях Спасителя. Высшее страдание, драгоценнее всех человеческих страданий, и самых острых, как страдание оскорбляемой любви (например, любви матери, оскорбляемой детьми), – это страдание Спасителя, несоизмеримое ни с каким нашим, человеческим страданием, даже самым сильным. Страдания ребенка за родителей. Страдание невиновного за виноватого. Страдание чистого за грехи грешника. Страдание родителей, видящих, как их дети делают глупости, от которых потом будут страдать… Таковы наши отношения с Богом постоянно, только неизмеримо сильнее. Как же нам нужно благоговейно лобызать Крест Господень – Крест Его страдания за нас, страдания чистейшего, непостижимого, не смешанного ни с чем греховным, ни с какой нашей человеческой слабостью души. Крест выносится нам на поклонение посреди поста – напоминая и о том, что пост – это подвиг, и о том, что впереди – Воскресение. Священник Николай Булгаков