Загадка сфинкса значение. Сфинкс: древнейшая загадка

Великий египетский сфинкс выглядит как скульптура с человеческой (мужской) головой и туловищем льва длиной 73 метра. В высоту она достигает 20 м высотой. По периметру Сфинкс окружен рвом, ширина которого более 5 метров, а глубина - 2,5 метра.

Так ли ужасен Сфинкс?

Первоначально это и был образ египетского Сфинкса. Он пожирал путников и горожан, находясь поблизости Фив. Этот ужасный образ, возможно, перекликается, как ни странно, с символическим значением человеческих жертв для платы за охрану Вселенского порядка. Возможно, загадка Сфинкса и не подскажет ответ сама.

По одной из версий Сфинкс одушевлен. Это полубог и хранитель порядка Высшей силы, который реагирует на разрушительное поведение людей отрицанием и уходом в пустыню. Кстати, его имя и переводится как «Живой образ» или «Сущность».
По другой версии Сфинкс наблюдает за восходом Солнца, процессом движения планет. Но его работа сторожа Вселенной требует определенных жертв, и здесь раскрывается вторая часть, мрачная и ужасающая, с легендами, которые и сегодня помнят в Египте. Жертвы касаются человеческих жизней, и мифическая загадка Сфинкса уходит корнями в глубокие греческие сказания и записи путешественников, географов и ученых.

По третьей, встречающейся в греческой мифологии, Сфинкс - это жуткое крылатое чудовище с женской головой по имени Сфинго (корни слова «душить» прослеживаются в этом имени). Эта птица-львица обитала близ Фив, встречным путникам загадывала загадку, а тех, кто ответить не мог, заживо проглатывала. Загадка была простой: “Кто опирается утром на четыре конечности, в зените солнца на двух ногах, а на закате на трех?”

Эдип против Сфинкса - эпохальная битва разума

Воспетая в веках легенда о царе Фив, в частности ответ Эдипа на загадку Сфинкса, находит свое отражение в творчестве и эпосе, в живописи древности и мифах. Спаситель Фив Эдип шел пытать счастья в разгадывании загадки Сфинкса и намеревался получить руку овдовевшей царицы. По пути он встретил своего настоящего отца, который и подсказал ему отгадку. Загадка Сфинкса Эдипу и ответ на нее известны сейчас многим. Отвечая на вопрос Сфинкса, Эдип мудро решил, что чудовище спрашивает о человеке в разные периоды его жизни: младенец ползает на четвереньках, зрелый человек ходит на двух, а старость заставляет опираться еще и на трость. Поверженный Сфинкс утонул в море, а царь Эдип прослыл в веках как мудрый правитель. Ну и конечно ответ Эдипа на загадку Сфинкса учит воображению и логике. Он дает возможность размышлять и видеть за пределами обычных слов истинный смысл.

Раскрыта ли "загадка Сфинкса"?

Сегодня выражение «загадка Сфинкса» употребляется, конечно, аллегорично: имеется в виду сложная и неразрешимая задача. Однако и в прямом смысле вокруг скульптуры загадок сегодня не меньше, чем в древнем мире. Построенная ЮНЕСКО лаборатория находит их все больше. Одним из предположений ученых является версия о том, что скульптура была построена цивилизацией, которая исчезла задолго до нашей эры.

Датировать время постройки Сфинкса можно до 15 тысячелетия до н. э., в пользу этого говорят отсутствующие признаки цивилизации 5-7 тысячелетия до н.э в археологических исследованиях вблизи статуи. Сфинкс высечен из натурального камня в скале, поэтому невозможно найти точный и объективный метод датировки его возведения. Это значит, что египетский сфинкс загадки дарит и сегодня, а человечество бьется над их решением уже при помощи высокотехнологичных средств.

Как древние греки не заметили египетского сфинкса

Хотя наличие храмов и святилищ этого периода предполагает существование цивилизации в окрестностях скульптуры в период ее создания, данных о них нет, возможно, потому, что они жили в несколько других временных периодах - раньше, чем археологические исследования определили. Более древние поселения, как говорила предыдущая версия (создание Сфинкса в эпоху Хеопса, Джосера и Хефрена) и записи греческих ученых Геродота, Гекатея и Страбона, не упоминающие о Сфинксе, уже пользовались мифологическими упоминаниями о сущностях Сфинкса в разных ипостасях.

По теории астрономов считается, что Сфинкс служил экваториальной меткой, указывающей с точностью положение Солнца в эклиптике. Существовавшая ранее теория египтологов о том, что скульптуре около 2,5 тысяч лет, мало чем подкреплена: даже в текстах Древних Царств о строительстве такого крупного объекта ничего не сказано. Возможно, потому, что его попросту уже не видели тогда под слоями песка.

Сфинкс - свидетель Атлантиды

Утверждают, что климат пустыни изменился около 11 тыс. лет назад, а на месте Средиземного моря существовала пустыня, поэтому исследования просто невозможно провести в таком масштабе, чтобы утверждать, точно ушла ли цивилизация на другой ареал, либо еще не раскопаны те слои грунта, в котором они могли бы быть обнаружены. В пользу версии о более древнем возрасте Сфинкса говорят и следы водной и ветреной эрозии на теле Сфинкса. Любопытно, что голова Сфинкса от таких воздействий природы не пострадала. Французские археологи выдвинули гипотезу о том, что дата создания Сфинкса совпадает со временем существования Атлантиды, а катастрофа, повлекшая изменение климата и превращение зеленого холма в безжизненную пустыню, соответствует предполагаемому времени Всемирного библейского потопа.

Особенности словоупотребления

Как имя собственное «Сфинкс» является существительным женского рода и, соответственно, не склоняется: Эдип разгадывает загадку Сфинкс . В качестве нарицательного слово «сфинкс» является существительным мужского рода и склоняется по второму склонению: В Египте можно увидеть величественное изваяние сфинкса .

Египетский сфинкс

Легенды о сфинксе встречаются в Древнем Египте (периода Древнего царства). Одна из самых больших монолитных статуй мира - изваяние сфинкса , которое охраняет пирамиды фараонов в Гизе . Предположительно образ египетского сфинкса был заимствован древними греками.

Греческий сфинкс (сфинга)

Предположительно образ сфинкса был заимствован древними греками из Египта. В греческой мифологии бескрылый египетский сфинкс обретает крылья грифона .

Крылатая душительница была послана к Фивам Герой за преступление фиванского царя Лая в отношении Хрисиппа . Она подстерегала путников, задавала им хитроумные загадки и убивала всех, кто не мог их отгадать. Гера наслала ее на Фивы. Узнав загадку от Муз , Сфинга уселась на Фикейской горе и стала задавать ее фиванцам.

Загадка Сфинкс звучала примерно так: «Кто имеет четыре ноги утром, две днем, три вечером, и бывает самым слабым, когда имеет больше всего ног?». Ответ таков: это ЧЕЛОВЕК. В младенческом возрасте он ползает, в расцвете сил он ходит на двух ногах, а в старости опирается на трость.

Есть версия, что она была побочной дочерью Лая, и он сообщил ей тайну изречения дельфийского бога , данного Кадму. От наложниц у Лая было много сыновей, и все они не могли ответить на вопрос и гибли .

По другому истолкованию, была морской разбойницей, блуждавшей по морям с войском и флотом, захватив гору, занималась разбоем, пока Эдип с войском из Коринфа не победил ее . По еще одному истолкованию, это амазонка , первая жена Кадма , укрепилась на горе Фикион и стала воевать с Кадмом .

Действующее лицо сатировской драмы Эсхила «Сфинкс» (фр.235-236 Радт), пьесы неизвестного автора «Сфинкс», комедии Эпихарма «Сфинкс». См. Сенека. Эдип 94-102.

Популярная культура

Американский писатель Говард Лавкрафт в своем творчестве приводил версию о миллионно-летнем возрасте египетского сфинкса, первоначально изображавшего жуткое чудовище. При фараоне Хефрене черты чудовища были сбиты с лица сфинкса и заменены чертами лица фараона.

Источники

Ссылки

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Загадка сфинкса" в других словарях:

    Книжн. 1. Задачи, требующие большой сообразительности и остроумия для их решения. 2. Что л. непонятное, загадочное, неразрешимое. БМС 1998, 195 …

    Удар Лотоса 3: Загадка Сфинкса Жанр боевик Режиссёр Геннадий Байсак … Википедия

    Жанр боевик Режиссёр Геннадий Байсак … Википедия

    Сфинкса. Книжн. 1. Задачи, требующие большой сообразительности и остроумия для их решения. 2. Что л. непонятное, загадочное, неразрешимое. БМС 1998, 195. Сфинксова загадка. Книжн. Устар. То же. /i> Восходит к греческой мифологии. БМС 1998, 195.… … Большой словарь русских поговорок

    Книжн. Устар. То же, что Загадка сфинкса. /i> Восходит к греческой мифологии. БМС 1998, 195 … Большой словарь русских поговорок

    У этого термина существуют и другие значения, см. Сфинкс (значения) … Википедия

    Крупнейшая в СССР студия мультипликационных фильмов «Союзмультфильм» начала свою работу в Москве в 1936 году с создания мультфильма «В Африке жарко». За более чем 70 ти летнию историю студия выпустила более 1500 рисованных … Википедия

    Союзмультфильм *25 е, первый день, (1968) *38 попугаев, (1976) *38 Попугаев. А вдруг получится!, (1978) *38 Попугаев. Бабушка удава, (1977) *38 Попугаев. Великое закрытие, (1985) *38 Попугаев. Завтра будет завтра, (1979) *38 Попугаев. Зарядка для … Википедия

    Ж=*Жадный Кузя, (1969) *Железные друзья, (1960) *Жёлтик, (1966) *Желтый аист, (1950) *Желтый слон, (1979) *Живая игрушка, (1982) *Живые цифры, (1962) *Жизнь и страдания Ивана Семёнова, (1964) *Жил у бабушки козел, (1983) *Жила была курочка,… … Википедия

    Компьютерные игры # | A | B | C | D | E | F | G | H | I | J | K | L | M | N | O | P | Q | R | S | T | U | V | W | X | … Википедия

Книги

  • Загадка Сфинкса, или Хранитель бытия , Грэм Хэнкок, Роберт Бьювэл. В своей новой книге "Загадка Сфинкса, или Хранитель бытия" Роберт Бьювэл (автор книги "Секреты пирамид") и Грэм Хэнкок (автор книг "Следы богов", "Ковчег завета", "ТайныМарса")…

Мифическое животное с головой человека, лапами и телом льва можно увидеть вырубленное из монолитной скалы каменистого плато Гизы возле Каира. Расположенный рядом с гигантскими пирамидами Хеопса, Хефрена и Микерина, Большой сфинкс поражал путешественников Древнего мира своими размерами - 74 м в длину и 21 м в высоту. Необычный образ будил воображение, заставлял задуматься о его творцах. С какой целью свели они вместе облик человека и хищного льва? Чтобы отпугнуть грабителей и прочих недобрых людей от некрополя фараонов? Какую легенду хранит это каменное чудовище?

По-арабски он называется Абу эль-Хол, или «отец ужаса». Создали его примерно за 4500 лет до нашей эры и поставили «лицом» к Нилу. В то время он был ярко раскрашен. Следы той краски на нем можно обнаружить и сегодня. В первоначальном виде у Сфинкса была борода и змея. Некоторые ученые-египтологи полагают, что это портрет фараона Хефрена. Он сторожит свой некрополь. Однако другие ученые считают, что Большой сфинкс был создан гораздо раньше династий фараонов, об этом свидетельствуют негроидные черты его лица, которым только позднее придали сходство с Хефреном, на корпусе нет картушей с изображением имени фараона, и его возраст ученые определяют, как минимум, 12 тысяч лет.

Появившиеся позднее в этих местах мамлюки (в странах мусульманского Востока в Средние века и Новое время специально воспитанные для несения военной службы белые рабы), крайне негативно относившиеся к изображениям человека, стали упражняться на Сфинксе в прицельной стрельбе. Они отбили ему бороду, нос, испортили глаза. Остальные повреждения нанесли ветер с песком и жаркое иссушающее солнце. Сфинкса внимательно осматривал французский император Наполеон. Он побывал и внутри пирамиды и вышел потрясенный.

Если стать к Сфинксу лицом, то справа видны руины небольшого храма, построенного из известняка и асуанского красного гранита. У него два входа, между которыми располагался большой зал с квадратными столбами. В его центре - каменный алтарь для пожертвований. Вполне возможно, этот храм построили для проведения торжественных церемоний по случаю юбилея фараона и прочих дворцовых празднеств. Не исключается, что храм возвели специально для поклонения самому Сфинксу. Никаких текстов на этот счет не сохранилось.

Но между лапами Сфинкса есть каменная стела, испещренная иероглифами. Частично их удалось расшифровать. Надпись гласила, что сфинкс по шею был засыпан песком. Однажды в этих местах охотился юный принц Тутмос. Он очень устал и не захотел возвращаться во дворец. Прислонившись к каменному Сфинксу, он неожиданно заснул. Во сне ему явился Сфинкс, который представился богом солнца Ра и предсказал ему большое будущее. Он пообещал принцу помочь взойти на престол, стать фараоном, если тот освободит его от песка. Тяжело ему, давит песок, не дает дышать. «Тутмос, сын мой, я твой отец Хепри Ра-Атум и, если ты освободишь меня от угнетающего песка, я сделаю тебя царем, и ты будешь носить на голове Белую и Красную короны».

Через несколько лет принц стал фараоном Тутмосом IV и вспомнил свой сон. Чтобы не гневить бога Ра, Тутмос распорядился очистить Сфинкса от песка. Так появились его лапы и нижнее основание. Были раскопаны и остатки храмов. Чтобы в дальнейшем песок не засыпал Сфинкса, вокруг него построили заградительные стены. В память об этом знаменательном событии между лапами Сфинкса и установили 4-метровую стелу из розового гранита, на которой записали эту легенду.

Некоторые ученые отождествляют Большого сфинкса с богом Гором, которого от бога Осириса родила богиня Исида. Но никаких других сведений на этот счет не обнаружено. Древнеегипетский Большой сфинкс является прародителем других многочисленных сфинксов. Позднее греки изображали их с женским лицом и крыльями.

«Цель создания сфинкса становится сегодня немного яснее. Атланты Египта построили его как грандиозное изваяние, величайшую памятную статую и посвятили ее своему светлому богу - Солнцу.» - Поль Брайтон.

«Груда булыжников, оставленная строителями Великих пирамид во время добычи камней, превратилась во времена Хефрена (Хеопса) в огромного лежащего льва с головой человека.» - И. Э. С. Эдвардс.

Эти отрывки иллюстрируют полярные мнения о Великом сфинксе: от мистического восприятия до холодного прагматизма. Статую, веками находившуюся в песке, всегда окутывал ореол таинственности, порождая спекуляции относительно возраста сфинкса, цели и способа его создания, существования внутри скрытых камер, а также о пророческом даре статуи и ее связи с не менее таинственными пирамидами.

Преимущественно подобные теории выдвигали отчаявшиеся египтологи и археологи, тщетно пытавшиеся в одиночку раскрыть секреты сфинкса. Вероятно, национальный символ древнего и современного Египта, стоящий, как часовой, на плато в Гизе, во все времена играл одну и ту же роль: век от века будоражил воображение поэтов, ученых, мистиков, путешественников и туристов. В сфинксе Гизы заключена вся сущность Египта.

Обращенная лицом к восходящему солнцу скульптура Великого сфинкса расположена на плато Гизы в 6 милях на запад от Каира на западном берегу Нила. Правительство Египта считает его воплощением бога Солнца, которого египтяне называют Хор-Эм-Ахет (Гор на небосклоне). Сфинкс занимает часть территории некрополя в древнем Мемфисе - резиденции фараонов, где расположены три крупнейшие египетские пирамиды - Великая пирамида Хуфу (Хеопса), Хафра (Хефрена) и Менкаура (Микерина). Памятник является самой большой из сохранившихся скульптур древнего мира - 241 фут в длину и 65 футов в высоту в наивысшей точке.

Часть урейа (священной змеи, защищающей от злых сил), его нос и ритуальная борода со временем разрушились. Борода сейчас хранится в Британском музее. Удлиненный элемент на лбу сфинкса является фрагментом царского головного убора. Хотя голова сфинкса тысячелетиями подвергалась губительному влиянию эрозии, следы краски, которой она была изначально покрыта, еще можно рассмотреть возле уха статуи. Считается, что когда-то лицо сфинкса было выкрашено в бордовый цвет. В небольшом храме, расположенном между его лапами, хранится дюжина расписанных стел, установленных в честь бога Солнца.

Сфинкс сильно пострадал от разрушительного воздействия времени, деятельности людей и загрязнения окружающей среды в наше время. По сути, от полного разрушения его спасло долгое пребывание в песках. За многовековую историю памятника было предпринято немало попыток реконструировать статую. Начались они еще в 1400 г. до н. э., во времена правления фараона Тутмоса IV.

Как-то после охоты фараон задремал в тени сфинкса, и ему приснилось, что огромный зверь задыхается от поглощающего статую песка. Во сне сфинкс поведал фараону, что если тот вытащит зверя и очистит его от песка, то получит корону Верхнего и Нижнего Египта. Сегодня между передними лапами сфинкса можно увидеть гранитную стелу, называемую Стелой снов, на которой записано предание о сне фараона.

Хотя скульптура была расчищена, вскоре она снова оказалась в песке. Когда в 1798 г. в Египте оказался Наполеон, сфинкс был уже без носа. Впрочем, нос исчез задолго до приезда Наполеона, что запечатлено на картинах XVIII в. Одна легенда гласит, что нос надломился во время бомбардировки з период турецкого владычества. Согласно другой версии вероятно, более правдоподобной), в VIII в. его сбил долотом суфий, который считал сфинкса языческим идолом.

В 1858 г. основатель египетской Службы древностей Огюст Мариэтт начал раскопки скульптуры, но расчистить удалось лишь часть. В 1925-1936 гг. французский инженер Эмиль Барез, действуя от лица Службы древностей, завершил раскопки сфинкса. И, вероятно, впервые со времен легендарного Древнего Египта скульптура стала доступна для всеобщего обозрения.

Загадку Великого сфинкса большинство египтологов предпочитают объяснять следующим образом: скульптура принадлежит Хефрену - фараону IV династии. Высеченное в камне изображение льва с лицом самого Хефрена создано в 2540 г., примерно в то же время, когда была возведена и расположенная неподалеку пирамида Хефрена. Однако до сих пор не найдено ни единой надписи, подтверждающей связь Хефрена со сфинксом, да и записей о времени и цели создания скульптуры тоже.

Учитывая грандиозность памятника, подобный факт кажется довольно странным и загадочным. Хотя не все египтологи согласны с традиционной версией, точно сказать, когда и кем сфинкс был возведен, пока не может никто. В 1996 г. детектив из Нью-Йорка, эксперт в области опознаний, пришел к заключению, что Великий сфинкс не похож на Хефрена, а больше напоминает его старшего фата Джедефра. Дискуссии по этому поводу продолжаются.

Нерешенность вопроса о происхождении и цели создания сфинкса дала почву для появления все новых и новых версий мистического характера, таких как теория британского оккультиста Поля Брайтона или версия американского медиума и провидца Эдгара Кейса, выдвинутая в 40-е годы XX в. Находясь в трансе, Кейс предрек, что под передними лапами сфинкса будет обнаружена камера, в которой хранится собрание рукописей о жизни тех, кто выжил после разрушения Атлантиды.

Великий сфинкс был высечен из мягкого известняка, оставшегося в карьере, из которого брали материалы для строительства пирамид. Лапы создавались отдельно из известняковых блоков. Одной из главных особенностей скульптуры является то, что ее голова не пропорциональна телу. Возможно, ее неоднократно переделывали, меняя лицо сфинкса по указанию каждого последующего фараона.

По стилевым чертам можно определить, что вряд ли изменения производились после периода Позднего царства, который закончился около 2181 г. до н. э. Вполне вероятно, что первоначально голова изображала барана или сокола и была переделана в человеческую позднее. Восстановительные работы, проводимые на протяжении тысячелетий, чтобы сохранить голову сфинкса, также могли преобразовать или изменить пропорции лица.

Любое из этих объяснений могло стать причиной изменения размеров головы по сравнению с телом, тем более если предположить, что Великий сфинкс значительно старше, чем считает традиционная наука.
В последнее время ведутся оживленные споры относительно датировки памятника. Автор одной из версий Джон Энтони Уэст первым обратил внимание на то, что поверхность сфинкса подвергалась воздействию сил природы - и в большей степени пострадала от водной эрозии, чем от ветра и песка.

Впрочем, другие сооружения на плато не испытали подобного сияния. Уэст обратился к геологам, и профессор Бостонского университета Роберт Шох, изучив последние находки, подтвердил, что это результаты водной эрозии. Хотя сегодня климат Египта засушливый, около 10 000 лет назад здесь было влажно и дождливо. Уэст и Шох пришли к выводу, что для ого чтобы подвергнуться водной эрозии, сфинкс должен был существовать 7000 - 10 000 лет назад. Египтологи отвергли теорию Шоха, сочтя ее некорректной. Они утверждали, что частые некогда обильные грозовые дожди в Египте прекратились задолго до появления сфинкса.

Серьезный подход к делу рождает вопрос: почему же на плато Гиза не было обнаружено других следов водной эрозии, которые могли бы подтвердить теорию Уэста и Шоха? Не мог дождь лить только над сфинксом. Уэста и Шоха также критиковали за то, что они не учли высокий уровень промышленного загрязнения местной атмосферы, которое последние сто лет оказывало разрушающее воздействие на памятники Гизы.

Автором другой версии о времени создания и предназначении сфинкса является Роберт Бьювел. В 1989х. он опубликовал работу, в которой выдвинул гипотезу о том, что три Великие пирамиды в Гизе вместе с Нилом создают на земле своего рода трехмерную голограмму трех звезд пояса Ориона и расположенного поблизости Млечного Пути.

Опираясь на версию Грэма Хэнкока, изложенную в знаменитой книге «Следы богов», Бьювел выдвинул теорию о том, что и сфинкс, и расположенные поблизости пирамиды, и всевозможные древние рукописи являются составными частями некой астрономической карты, связанной с созвездием Ориона. Он пришел к выводу, что наилучшим образом положению звезд такая гипотетическая карта соответствовала в 10 500 г. до н. э., отбросив версию о том, что сфинкс был создан в более древние времена.

Существует множество легенд о необычных явлениях, тем или иным образом связанных с Великим сфинксом. Исследователи государственного университета Флориды, университета Васеда в Японии и Бостонского университета с помощью сверхчувствительной техники нашли ряд аномалий в атмосфере над этим местом. Впрочем, эти явления могли носить и природный характер. В 1995 г. во время ремонтных работ на парковке возле статуи было обнаружено несколько туннелей и ходов, два из которых уходили глубоко под землю рядом со сфинксом. Бьювел предположил, что ходы были созданы одновременно со статуей.

В 1991 - 1993 гг. группа исследователей под руководством Энтони Уэста, изучая следы эрозии на монументе с помощью сейсмографа, обнаружила нечто странное: в нескольких метрах под поверхностью земли между лапами статуи, а также с другой стороны скульптуры сфинкса были найдены дыры, полости или камеры правильной формы. Однако на проведение дальнейших исследований экспедиция разрешения не получила. Возникает вопрос: может, в предсказании Эдгара Кейса относительно собрания рукописей есть крупица правды?

Сегодня великая статуя рушится от ветров, влажности и каирского смога.

В 1950 г. началась разработка крупномасштабного и дорогостоящего проекта реставрации и сохранения памятника. Первые попытки восстановить памятник привели к еще большему его разрушению, поскольку для реставрации сооружения использовался цемент, несовместимый с известняком. За шесть и даже более лет реконструкции использовали около 2000 известняковых блоков, применяли различные химические вещества, но старания были тщетны. К 1988 г. обвалились блоки левого плеча сфинкса.

В настоящее время не прекращаются попытки отреставрировать статую под чутким надзором Высшего совета по древностям. Реставраторы пытаются восстановить разрушенное плечо, используя часть подпочвы. Таким образом, сегодня все внимание сосредоточено на сохранении памятника, а не проведении раскопок и дальнейших исследований. Нам же остается только ждать. Пройдет еще немало времени, пока Великий сфинкс раскроет свои секреты.

Б.Хотон
"Великие тайны и загадки истории"

Загадка Сфинкса cокрыта в мифологическом образе существа с телом быка, лапами льва, крыльями орла и головой человека. Ответ на эту загадку – сам человек, дитя четырех стихий.

Четыре элемента Сфинкса суть четыре ипостаси человеческой сущности. На какой из этих сфер более всего сконцентрировано сознание зависит исход мистического пути постижения истины и преодоления препятствий, раз за разом возникающих на каждом новом витке духовной эволюции.

  • Бык – это земля и знак зодиака телец;
  • Лев – огонь и знак зодиака – лев;
  • Орел – воздух и знак скорпиона;
  • Человек – вода и знак водолея.

Сфинкс приобрел в древней Греции ореол свирепого чудища, убивающего каждого, кто не сможет дать ответы на его вопросы. Архетип чудища – Тень, темная сторона личности, состоящая из подавленных желаний, которые становятся только сильнее с каждой попыткой найти спасение от них в бегстве. Единственно возможный благоприятный исход пролегает через возобладание духа над телом. Победа человека над его внутренними демонами в форме жажды и страха - это правильный ответ, данный Сфинксу - ответ в пользу власти сознания над инстинктивными порывами.

Иисус сказал: Блажен тот лев, которого съест человек, и лев станет человеком. И проклят тот человек, которого съест лев, и лев станет человеком. (Евангелие от Фомы)

Загадка Сфинкса – это экзамен на чистоту духа, который должен сдать каждый на пути к знанию. Для чего тебе нужно то, что ты ищешь? Твои мотивы исходят от чистого духовного начала или из животной природы?

Птица – принцип действия и символ святого духа – посланника творца, отправленного с целью воплотить на земле божественную идею. Орел в загадке Сфинкса – знак священного творческого импульса, выраженного в акте созидания. Его способность парить над землей связывает его с высшим миром духовной и космической сферы. Крылья – метафизическая суть способности сознания возвысится над сферой инстинктов и нужды.

Бык – материальная форма земной природы. Земля – плодородная почва, способная реализовывать идеи в реальности. Тело – отражение души, по этой же аналогии: результат творчества – отражение самого автора. В загадке Сфинкса бык фигурирует, как принцип объемной формы. В метафизическом смысле, это глина, из которой руки творца лепят тело первого человека – космического Адама.

Тело наделено инстинктивным сознанием, которое обеспечивает существование в условиях дикой среды. Бык – это инстинкты и символ земного начала в человеке, знак физической материи, как фундамента и природной мощи, с которой все живое стремиться к жизни.

Лев – символ стихии огня и знак активного обжигающего пламени. Эта огромная энергия испепеляет слабых духом. Лев в загадке Сфинкса обозначает желания и астральную сферу. Его царственная природа оборачивается для человека и другой стороной, взращивая гордыню – главный порок и главное испытание, преграждающее путь к истине. Тот же, кто покорит льва, обуздав свою страсть и спесь, станет властителем собственной жизни и возымеет право идти по дороге, называемой Путем постижения Великой Истины.

Сфинкс. Археологический музей в Дельфах.

Таким образом, загадка Сфинкса предстает перед каждым духовным искателем. И ее суть – первый этический урок, исход которого определит, возможен ли дальнейший путь. Этот урок – смирение, ибо только кроткий духом сможет не разбиться о подводные камни гордыни, поддавшись искушению блистательного мира формы, и только покорившийся своей судьбе сможет, не дрогнув, посмотреть в глаза самому устрашающему из чудищ подземелья собственного ума.