Почему мы не помним себя в младенческом возрасте. Почему мы не помним наши сны (и еще несколько важных фактов о сновидениях)

Своё детство мы помним очень выборочно. Многое мы забыли. Почему? Учёные, похоже, нашли объяснение этому феномену.

По Фрейду

На детскую забывчивость обратил внимание еще Зигмунд Фрейд. В своей работе 1905 года «Три очерка по теории сексуальности» он, в частности, размышлял об амнезии, которая охватывает первые пять лет жизни ребенка. Фрейд был уверен, что детская (инфантильная) амнезия не является следствием функциональных расстройств памяти, а вытекает из желания не допустить в сознание ребенка ранние переживания – травмы, наносящие вред собственному «Я». Такими травмами отец психоанализа считал переживания, связанные с познанием собственного тела или основанные на чувственных впечатлениях от услышанного или увиденного. Фрагменты воспоминаний, которые все же могут наблюдаться в детском сознании, Фрейд называл маскирующими.

«Активация»

Результаты исследования ученых из Университета Эмори, Патриции Байер и Марины Ларкиной, опубликованные в журнале «Memory», подтверждают теорию о времени рождения детской амнезии. По мнению ученых, ее «активация» происходит у всех без исключения жителей планеты в семилетнем возрасте. Ученые провели серию экспериментов, участниками которых стали трехлетние дети, которых попросили рассказать родителям о самых ярких впечатлениях. Годы спустя исследователи вернулись к тестам: они вновь пригласили тех же самых детей и попросили их вспомнить рассказанное. Пяти-семилетние участники эксперимента смогли восстановить в памяти 60% происходящего с ними в возрасте до трех лет, в то время как восьми-десятилетние – не более 40%. Таким образом, ученым удалось выдвинуть гипотезу о том, что детская амнезия наступает в возрасте 7 лет.

Среда обитания

Канадский профессор психологии Кэрол Петерсон считает, что среди прочих факторов на формирование детских воспоминаний влияет среда. Подтвердить свою гипотезу он смог в результате масштабного эксперимента, участниками которого стали канадские и китайские дети. Им предложили вспомнить за четыре минуты самые яркие воспоминания первых лет жизни. В памяти канадских детей ожило вдвое больше событий, чем в памяти китайских ребят. Интересно также, что канадцы преимущественно вспоминали личные истории, в том время как китайцы поделились воспоминаниями, соучастниками которых была их семья или группа сверстников.

Без вины виноватые?

Специалисты медицинского центра при государственном исследовательском университете штата Огайо считают, что дети не могут совместить свои воспоминания с конкретным местом и временем, поэтому в более позднем возрасте восстановить эпизоды из собственного детства становится невозможно. Открывая для себя мир, ребенок не затрудняет себя привязкой происходящего к временным или пространственным критериям. По мнению одного из соавторов исследования Саймона Денниса, дети не испытывают необходимости запоминать события вместе с «накладывающимися обстоятельствами». Ребенок может помнить о веселом клоуне в цирке, но вряд ли скажет, что шоу начиналось в 17.30.

Долгое время считалось также, что причина забывания воспоминаний первых трех лет жизни кроется в невозможности связать их с конкретными словами. Ребенок не может описать произошедшее из-за отсутствия речевых навыков, поэтому его сознание блокирует «ненужную» информацию. В 2002 году в журнале «Психологическая наука» было опубликовано исследование о взаимосвязи языка и детской памяти. Его авторы Габриэль Симкок и Харлин Хейн провели серию экспериментов, в ходе которых пытались доказать, что дети, не научившиеся пока говорить, не способны «закодировать» происходящее с ними в воспоминания.

Клетки, «стирающие» память

Канадский ученый Пол Франкланд, активно изучающий феномен детской амнезии, не согласен с коллегами. Он считает, что формирование детских воспоминаний происходит в зоне кратковременной памяти. Он настаивает, что маленькие дети могут помнить своё детство, красочно рассказывать о происходящих событиях, участниками которых они были недавно. Однако со временем эти воспоминания «стираются». Группа ученых во главе с Франкландом предположили, что утрата младенческих воспоминаний может быть связана с активным процессом образования новых клеток, который получил название нейрогенез. По словам Пола Франкланда, ранее считалось, что образование нейронов приводит к формированию новых воспоминаний, но последние исследования доказали, что нейрогенез способен параллельно стирать информацию о прошлом. Почему же тогда люди не помнят чаще всего первые три года жизни? Причина в том, что на это время приходится наиболее активный период нейрогенеза. Затем нейроны начинают воспроизводиться с меньшей скоростью и оставляют нетронутыми часть детских воспоминаний.

Опытным путем

Для проверки своего предположения канадские ученые провели эксперимент на грызунах. Мышей помещали в клетку с настилом, по которому пускали слабые электрические разряды. Повторный визит в клетку приводил взрослых мышей в панический ужас даже по истечении месяца. А вот молодые грызуны охотно посещали клетку уже на следующий день. Ученым также удалось понять, каким образом нейрогенез влияет на память. Для этого у подопытных искусственно вызвали ускорение нейрогенеза, - мыши быстрее забывали о боли, которая возникала при посещении клетки. По мнению Пола Франкланда, нейрогенез, скорее, благо, чем зло, ведь он помогает защитить мозг от переизбытка информации.

Представьте, что вы обедаете с кем-то, кого знаете уже несколько лет. Вы вместе отмечали праздники, дни рождения, веселились, ходили по паркам и кушали мороженое. Вы даже жили вместе. В целом этот кто-то потратил на вас довольно много денег - тысячи. Только вы не можете вспомнить ничего из этого. Самые драматичные моменты в жизни - день вашего рождения, первые шаги, первые сказанные слова, первую пищу и даже первые годы в детском саду - большинство из нас ничего не помнит о первых годах жизни. Даже после нашего первого драгоценного воспоминания остальные кажутся далеко отстоящими и разрозненными. Как же так?

Эта зияющая дыра в летописи нашей жизни разочаровывает родителей и озадачивает психологов, неврологов и лингвистов уже много десятилетий. Даже Зигмунд Фрейд тщательно изучал этот вопрос, в связи с чем придумал термин «детской амнезии» более 100 лет назад.

Изучение этой табулы расы привело к интересным вопросам. Действительно ли первые воспоминания говорят о том, что с нами происходило, или же были составлены? Можем ли мы вспомнить события без слов и описать их? Можем ли мы в один прекрасный день вернуть недостающие воспоминания?

Часть этой головоломки проистекает из того факта, что младенцы, словно губки для новой информации, формируют 700 новых нейронных связей ежесекундно и владеют такими навыками обучения языку, что самые совершенные полиглоты позеленели бы от зависти. Последнее исследование показало, что они начинают тренировать свои умы уже в утробе.

Но даже у взрослых информация теряется со временем, если не предпринимается никаких попыток по ее сохранению. Поэтому одно из объяснений состоит в том, что детская амнезия просто является результатом естественного процесса забывания вещей, с которыми мы сталкиваемся в течение своей жизни.

Немецкий психолог 19 века Герман Эббингауз проводил необычные эксперименты на себе, чтобы узнать пределы человеческой памяти. Чтобы обеспечить своему сознанию совершенно чистый лист, с которого начать, он изобрел «бессмысленные слоги» - выдуманные слова из случайных букв, вроде «каг» или «сланс» - и принялся запоминать тысячи их.

Его кривая забывания показала обескураживающе быстрое снижение нашей способности вспоминать то, что мы узнали: оставленные в покое, наши мозги избавляются от половины изученного материала за час. К 30 дню мы оставляем всего 2-3%.

Эббингауз обнаружил, что способ забывания всего этого вполне предсказуемый. Чтобы узнать, отличаются ли чем-нибудь воспоминания младенцев, нам нужно сравнить эти кривые. Проделав расчеты в 1980-х, ученые обнаружили, что мы помним гораздо меньше от рождения до шести-семи лет, что можно было бы ожидать, исходя из этих кривых. Очевидно, происходит нечто совсем другое.

Что примечательно, для некоторых завеса приподнимается раньше, чем для других. Некоторые люди могут помнить события с двухлетнего возраста, тогда как другие - не помнят ничего, что с ними было до семи или даже восьми лет. В среднем расплывчатые кадры начинаются с возраста в три с половиной года. Что еще более примечательно, расхождения разнятся от страны к стране: расхождения в воспоминаниях доходят в среднем до двух лет.

Чтобы разобраться в причинах этого, психолог Ци Ван из Корнелльского университета собрала сотни воспоминаний у китайских и американских студентов. Как и предсказывают национальные стереотипы, истории американцев были длиннее, демонстративно эгоцентричнее и сложнее. Китайские истории, с другой стороны, были короче и по факту; в среднем они также начинались на шесть месяцев позже.

Такое положение дел подкрепляется другими многочисленными исследованиями. Более подробные и обращенные на себя воспоминания проще вспомнить. Считается, что в этом помогает самолюбование, поскольку обретение собственной точки зрения наделяет события смыслом.

«Есть разница между этими мыслями: «В зоопарке тигры» и «Я видел тигров в зоопарке, было одновременно страшно и весело», говорит Робин Фивуш, психолог из Университета Эмори.

Когда Ван снова провела этот эксперимент, в этот раз опросив матерей детей, она обнаружила ту же схем. Так что если ваши воспоминания туманны, вините в этом своих родителей.

Первым воспоминанием Ван описывает поход в горы возле дома ее семьи в городе Чунцин, Китай, с матерью и сестрой. Ей было около шести. Но ее не спрашивали об этом, пока она не переехала в США. «В восточных культурах воспоминания детства не особо важны. Людей удивляет, что кто-то может такое спрашивать», говорит она.

«Если общество говорит вам, что эти воспоминания важны для вас, вы будете их хранить», говорит Ван. Рекорд по самым ранним воспоминаниям принадлежит маори в Новой Зеландии, культура которых включает сильный акцент на прошлом. Многие могут вспомнить события, которые происходили в возрасте двух с половиной лет».

«Наша культура может также определять то, как мы говорим о наших воспоминаниях, и некоторые психологи уверены, что воспоминания появляются лишь тогда, когда мы осваиваем речь».

Язык помогает нам обеспечить структуру наших воспоминаний, нарратив. В процессе создания истории опыт становится более организованным, и, следовательно, его проще запомнить надолго, говорит Фивуш. Некоторые психологи сомневаются, что это играет большую роль. Они говорят, что нет никакой разницы между возрастом, в котором глухие дети, растущие без языка жестов, сообщают о своих самых первых воспоминания, к примеру.

Все это приводит нас к следующей теории: мы не можем вспомнить первые годы просто потому, что наш мозг не обзавелся необходимым оборудованием. Это объяснение вытекает из самого известного человека в истории нейробиологии, известного как пациент HM. После неудачной операции по лечению его эпилепсии, которая повредила гиппокамп, HM не мог вспомнить никаких новых событий. «Это центр нашей способности учиться и запоминать. Если бы у меня не было гиппокампа, я не смог бы запомнить этот разговор», говорит Джеффри Фейген, изучающий память и обучение в Университете Сент-Джона.

Примечательно, однако, что он все еще был в состоянии изучать другие виды информации - как и младенцы. Когда ученые попросили его скопировать рисунок пятиконечной звезды, глядя на него в зеркало (сделать это не так легко, как кажется), он становился лучше с каждым раундом практики, несмотря на то что сам опыт был для него совершенно новым.

Возможно, когда мы очень молоды, гиппокамп просто не развит достаточно, чтобы создавать богатую память о событии. Детеныши крыс, обезьян и людей продолжают получать новые нейроны в гиппокампе в первые несколько лет жизни, и никто из нас не может создавать продолжительные воспоминания в младенчестве - и все указывает на то, что в момент, когда мы перестаем создавать новые нейроны, мы внезапно начинаем формировать долговременную память. «В младенчестве гиппокамп остается крайне недоразвитым», говорит Фейген.

Но теряет ли недосформированный гиппокамп наши долгосрочные воспоминания или же они вообще не формируются? Поскольку события, перенесенные в детстве, могут влиять на наше поведение спустя долгое время после того, как мы стираем их из памяти, психологи полагают, что где-то они должны оставаться. «Возможно, воспоминания хранятся в месте, которое уже недоступно для нас, но продемонстрировать это эмпирически очень сложно», говорит Фейген.

При этом наше детство, вероятно, полно ложных воспоминаний событий, которые никогда не происходили.

Элизабет Лофтус, психолог Калифорнийского университета в Ирвине, посвятила свою карьеру изучению этого феномена. «Люди подхватывают домысли и визуализируют их - они становятся словно воспоминаниями», говорит она.

Воображаемые события

Лофтус не понаслышке знает, как это происходит. Ее мать утонула в бассейне, когда ей было всего 16 лет. Несколько лет спустя родственник убедил ее, что она видела ее плавающее тело. Воспоминания затопили сознание, пока неделю спустя тот же родственник не позвонил и не объяснил, что Лофтус неправильно все поняла.

Конечно, кому понравится узнать, что его воспоминания ненастоящие? Чтобы убедить скептиков, Лофтус нужны неопровержимые доказательства. Еще в 1980-х годах она пригласила добровольцев для исследования и самостоятельно посеяла воспоминания.

Лофтус развернула сложную ложь о грустной поездке в торговый центр, где те заблудились, а потом были спасены ласковой пожилой женщиной и воссоединились с семьей. Чтобы сделать события еще более похожими на правду, она даже приплела их семьи. «Мы обычно говорим участникам исследования, что, мол, мы говорили с вашей мамой, ваша мама рассказала кое-что, что случилось с вами». Почти треть испытуемых вспомнила это событие в ярких деталях. На самом деле, мы более уверены в своих мнимых воспоминаниях, нежели в тех, что произошли на самом деле.

Даже если ваши воспоминания основаны на реальных событиях, они, вероятно, были слеплены и переработаны задним числом - эти воспоминания насажены разговорами, а не конкретными воспоминаниями от первого лица.

Возможно, самая большая загадка не в том, почему мы не можем вспомнить детство, а в том, можем ли мы доверять своим воспоминаниям.

Воспоминания из глубокого детства недоступны людям, как и память о моменте их появления на свет. С чем же это связано? Почему мы не помним, как родились? Ведь некоторые яркие впечатления как будто отпечатываются в подсознании и после остаются там навсегда, а такой психически и физически важный момент, как рождение, попросту стирается из "подкорки". Многочисленные теории из психологии, физиологии человека, а также идеи, почерпнутые из религии, помогут разобраться в столь загадочном явлении.

Мистические теории

Мировые верования в тайны мироздания и предлагают свое представление о том, почему человек не помнит, как он родился. Все дело в душе - именно в ней сохраняется вся информация о прожитых днях, эмоциях, успехах и провалах, которую человеческий мозг, как и его физическое тело, не может принять и, соответственно, расшифровать. На 10-й день существования эмбриона в него заселяется душа, но только на время, а за 30-40 дней до момента появления на свет она полностью внедряется в бренное тело. Почему мы не помним, как родились? Потому что телу недоступно восприятие информации, коей обладает душа. Энергетический сгусток словно защищает все данные от мозга, предотвращая тем самым возможность разгадки таинства создания человека. Душа бессмертна, тело - всего лишь оболочка.

Научные объяснения

Почему мы не помним, как рождались? С точки зрения науки данное явление объясняется сильным стрессом, сопровождающим родовой процесс. Боль, изменение частей тела, продвижение по родовым путям - все это является тяжелым переходом для ребенка из теплой, надежной материнской утробы в незнакомый мир.

Формирование памяти напрямую связано с ростом человеческого организма. Подсознание взрослого человека запечатляет моменты из жизни и хранит их, а у детей все происходит немного иначе. Эмоции и переживания, а также моменты, связанные с ними, сохраняются в "подкорке", но при этом стираются предшествующие им воспоминания, так как детский мозг, ввиду своей недостаточной развитости, просто не в состоянии хранить обилие информации. Вот почему мы не помним наше детство и то, как родились. Примерно с шести месяцев до полутора лет у ребенка появляется память: долгосрочная и краткосрочная. В таком возрасте он начинает узнавать родителей и близкое окружение, находит предметы по просьбе, ориентируется в своем доме.

Так почему мы не помним, как рождались? Еще одна трактовка отсутствия ранних детских воспоминаний объясняется тем, что младенец еще не может связать определенные события со словами, так как не умеет говорить и еще не знает о существовании самих слов. Отсутствие воспоминаний о детстве в психологии называется инфантильной амнезией.

Согласно мнению многих ученых, проблема памяти детей, скорее, не в том, что они не умеют создавать воспоминания, а в том, что подсознание ребенка сохраняет все пережитое им в Это объясняет и то, почему человек не помнит момент своего рождения, и то, что некоторые даже самые яркие моменты из жизни со временем стираются.

По Фрейду

Мировая знаменитость, благодаря которой были совершены значительные продвижения в медицине и психологии, создал свою трактовку того, почему мы так плохо помним детство. Согласно человек блокирует информацию о событиях из жизни, когда возраст еще не достиг трех-пяти лет, в связи с сексуальной привязанностью к одному из родителей противоположного ребенку пола, и агрессией к другому. К примеру, мальчик в раннем возрасте имеет сильную неосознанную связь с матерью, при этом ревнует ее к отцу и, как следствие, ненавидит его. Потому в более сознательном возрасте воспоминания блокируются подсознанием как негативные и противоестественные. Однако теория Зигмунда Фрейда не обрела признания в научных кругах, она так и осталась всего лишь односторонним взглядом австрийского психолога на отсутствие воспоминаний о детстве.

Теория Харка Хоуна

То, почему человек не помнит своего рождения, согласно исследованиям этого врача, напрямую связано со следующим: ребенок еще не отождествляет себя как отдельную личность. Потому память не может сохраняться, так как дети не знают, что именно из происходящего вокруг является их личным опытом, эмоциями и чувствами, а что - результатами жизнедеятельности посторонних людей. Для маленького ребенка все едино.

Почему дети определяют, где мама и папа, если еще не умеют говорить и плохо запоминают моменты из детства

Ребенок легко ориентируется в своем доме и не путается, когда его просят показать, кто из его родителей мама, а кто папа, благодаря семантической памяти. Именно там хранятся важные для выживания человека воспоминания об окружающем его мире. За счет информации, содержащейся в долговременном "хранилище", ребенок быстро находит, где лежит любимое лакомство, в какой из комнат его накормят и напоят, кто у него мама или папа. Почему мы не помним, как родились? Этот момент можно объяснить тем, что подсознание данное событие из жизни трактует как ненужное и опасное для психики явление, сохраняя его в кратковременной, а не в

Исследование канадских психологов феномена инфантильной амнезии

Участие в опросе, проведенном врачами из Торонто, приняли 140 детей, возраст которых был от трех до тринадцати лет. Суть эксперимента заключалась в том, что всех участников опросили, предложив рассказать о трех самых ранних воспоминаниях. Результаты исследования доказали, что дети младшего возраста более отчетливо помнят моменты из раннего детства, а лица, чей возраст старше 7-8 лет, не могут вспомнить подробности пережитых жизненных ситуаций, о которых ранее рассказывали.

Пол Фрэнкланд. Изучение гиппокампа

Гиппокамп является частью мозга. Главная его функция - транспортировка и "архивация" человеческих воспоминаний. Канадский ученый П. Фрэнкланд заинтересовался его деятельностью и ролью в сохранении памяти о происходящем вокруг. Более подробно расмотрев данный "архиватор" мозга, ученый пришел к выводу, что то, почему мы не помним, как мы родились, а также то, каким было наше детство до 2-3 лет, трактуется следующим образом: каждый человек рождается с недоразвитым гиппокампом, что препятствует нормальному хранению получаемой информации. Для того чтобы гиппокамп начал нормально функционировать, требуются годы - растет человек, развивается и он. До этого момента детские воспоминания разбросаны по всем закоулкам коры мозга.

Даже когда гиппокамп начинает работать, он не в силах собрать всю информацию по закоулкам памяти и проложить к ней своего рода мостки. Поэтому так много людей, не помнящих свое детство ранее трехлетнего возраста, и так мало тех, кто помнит себя младше 2-3 лет. Данное исследование объясняет, почему мы не помним, как родились и выросли, до сознательного возраста.

Влияние окружающей среды на сохранение памяти ребенка

Учеными было обнаружено, что, помимо воспитательных факторов и генетической наследственности, на воспоминания о детстве влияет место, где проживает человек. В ходе эксперимента, в котором участвовали дети из Канады и Китая от 8 до 14 лет, был проведен четырехминутный опрос об их жизни. В итоге маленькие обитатели Поднебесной смогли за отведенное им время рассказать меньше, чем канадские ребята.

Какие воспоминания наиболее сильно отпечатываются в детском подсознании?

Дети менее восприимчивы к моментам из жизни, связанным со звуками, для них важнее те события, в которых они смогли что-либо увидеть и ощутить. Однако страх и боль, испытываемые человеком в младшем возрасте, чаще со временем замещаются другими, более позитивными воспоминаниями. Но случается и так, что некоторые индивидуумы лучше запоминают болевые ощущения, страдания и печаль, чем счастье и радость.

Стоит заметить, что в ребенок запоминает больше звуки, нежели очертания предметов. К примеру, слыша голос родной матери, плачущий малыш моментально успокаивается.

Существуют ли способы вытянуть воспоминания о детстве из глубин подсознания?

Психологи часто прибегают к погружению своих пациентов в состояние транса, дабы разрешить ту или иную проблему, как говорится, все наши страхи родом из детства. Попадая в прошлое, человек во время сеанса гипноза, сам того не подозревая, может рассказать о самых потаенных, глубинных воспоминаниях. Однако заглянуть в самые ранние моменты жизни удается далеко не каждому - согласно многочисленным экспериментам, подсознание словно сооружает непреодолимую стену, защищающую пережитые эмоции от чужих глаз.

Многие эзотерики также используют гипноз, чтобы помочь человеку узнать о его прошлых жизнях, воспоминаниях из детства и даже младенчества. Но данный способ получения информации не является научно подтвержденным, поэтому рассказы некоторых "счастливцев", познавших момент своего рождения, зачастую оказываются выдумками и профессиональным рекламным ходом.

Обычно (и хорошо если так) самые ранние воспоминания людей связаны с возрастом 3 года, изредка 2. Но как мы рождались, как ехали домой из роддома, в какое место положили грудничка и т. п., люди не помнят.

Конечно, не помнят люди и что было до рождения, как происходило зачатие, развитие плода, что было до зачатия, что было между жизнями, прошлые жизни.

Почему мы не можем этого помнить и можно ли вернуть память о ранних событиях и прошлых жизнях? Да, можно. Например, я помню, знаю ряд своих прошлых жизней, а пара моих самых ранних воспоминаний - это появление первой жизни на земле и катаклизм (изменение, событие), в результате которого космос стал таким, каким он есть сейчас, — мёртвым. До этого сам космос был живой...

Но можно вспоминать, и это легко, и недавние прошлые жизни. Например, почти у всех (кому меньше 40) есть память о 2-й мировой. Почему же эта память заблокирована? Потому что энергетически она "лежит" вне нашей текущей личности. Как так?

Это просто. В энергетике есть тело, его можно назвать срединным. Которое формируется в течение нашей жизни. Это тело формируется всеми другими энергетическими телами — как "вышестоящими", так и "нижележащими". А также не энергетическими проявлениями психики человека. И конечно, окружением, социумом и т. п. Как это всё устроено и работает, я описал в своей книге, однако суть этой статьи не вошла в книгу, а рассказать хочется.

Так вот это "серединное" или "результирующее" энергетическое тело, обычно называется астральным. В нём хранится всё, чем мы считаем себя в текущей жизни. Все наши переживания, знания, умения... Всё.

Справедливости ради стоит уточнить, что то, что относится к прочим телам и существам психики, дублируется и в этих прочих компонентах человека. Однако в тех телах и существах текущая жизнь занимает мизерное пространство. А в астральном нет ничего, что не относится к текущей жизни. То есть "по умолчанию" нет, и без специальных занятий или вмешательства "судьбы" не появляется. И наше обычное сознание ассоциировано именно с этим энергетическим телом.

Поскольку оно формируется из опыта нашей жизни, то, пока не накоплено достаточно личного опыта, можно сказать, что и личности ещё нет. Тут же стоит оговориться, что личность есть, ибо есть душа и много всего ещё, но именно астральное сознание как самостоятельная единица формируется немного раньше, чем наши самые ранние воспоминания. Поэтому именно нашего обычного бодрствующего сознания до возраста примерно 3 лет ещё нет.

Дальнейшая привязка сознания к этому энергетическому телу осуществляется в процессе социализации и жизни в физическом мире с его мощнейшими материальными и эмоциональными сигналами.

И поскольку астральное тело сформировано в этой жизни, в нём нет ничего из других жизней и того периода, когда астральное тело ещё не было достаточно развито. И мы, естественно, не можем получить доступ к отсутствующим данным.

А например, кастанедовское первое внимание как раз расположено в этом теле. А второе внимание - это весь прочий энергетический мир.

После смерти это тело распадается за 40 дней. Конечно, это не душа человека, не его реальная личность. Это набор автоматизмов. Только и всего. Хотя там широчайший спектр этих автоматизмов — все наши переживания, все наши навыки и умения.

Хотите отличить "простые" школы магии от более продвинутых? Очень просто. Главная цель "простых" магов — продлить существование астрального тела более 40 дней после смерти или хотя бы "впечатать" своё астральное тело в энергетику младенца (ребёнка до 3 лет) до истечения 40 дней. Это основная цель магов, не умеющих и не знающих, как сделать своё астральное тело "не распадающимся", чтобы существовать как энергетическое существо независимо от тела.

Сразу хочу всех успокоить. Все эти вещи — с впечатыванием сформированной энергетики и прочим, происходят исключительно по желанию и плану души младенца (или уже не младенца). Если душе это не нужно, никакая энергетика не способна ничего сделать. Поэтому живите и ничего не бойтесь!


А как же с памятью прошлых жизней?

Это и просто и сложно. Просто, потому что нужно всего-то переключить внимание за рамки первого внимания. Это несложно. Например к ближайшему бессмертному энергетическому телу. То есть к буддхическому. Или к энергетике тела или к... но это уже выходит за рамки этой статьи.

Помните, у Кастанеды есть понятие "привратник"? Так вот это как раз и есть переключение внимания от астрального восприятия к другим энергетическим телам. Обычно это открывает память буддхического тела (не всю сразу). Человек при этом иначе вспоминает. Воспоминания при этом ярче и чётче, чем данные от физических органов чувств. Значительно! По сравнению с ними, даже отличное зрение поставляет мутную, расплывчатую и дёрганную (из-за скачков глаз) картинку.

Такое воспоминание разворачивается последовательно, как повторное переживание. То есть не что-то смутное, что вроде было так-то, а именно как полноценное последовательное повторное переживание событий потрясающей чёткости и яркости. Для такого типа воспоминания не существуют понятия "забыл" или "не могу вспомнить". Вспоминая газету, вы можете не только отчётливо видеть буквы, но и видеть текстуру бумаги, ворсинки и пр. в мельчайших деталях...

Есть и необычные способы работы с такой памятью. Вы можете, вспоминая, как ехали на работу, выйти по дороге из транспортного средства и посетить другое место и узнать, что там происходило тогда, когда вы ехали на работу... Есть и другие интересные возможности...

Вхождение в яйцеклетку, внутриутробное развитие, рождение, первые дни жизни

"Занятие началось с того, что... Болела немного голова в районе висков... виделись большие глаза стрекозы по бокам головы... эта конструкция не пропала, а вся втянулась в другое завихрение — воронку, диаметром у начала 8 см. При этом в памяти был навязчивый звук «в-щ-щ-щ» - как будто что-то всасывалось.

Я стала внутри этой воронки темно-серого цвета. Я была у начала, а к концу, она сужалась и как бы растворялась, и дальше был свет. Такой свет я видела раньше, и сейчас, как и тогда, наступило чувство полного счастья.

Я стала двигаться к свету, воронка осталась позади, я двигалась в этом свете дальше. Все дальше и дальше, и свет стал сгущаться, становился все более белесоватым, окутывал меня. Я продолжала движение и вдруг обнаружила себя плотным большим шаром, из материи. И наступили сильные тактильные

ощущения: ощущение себя распирающим шаром и в то же время как будто на него что-то давило. Это очень неприятное ощущение часто было у меня в детстве во время болезней (частые ангины, грипп, простуда). Для меня, летящей в свете и испытывающей счастье, это было новое и суперстрессовое

состояние.

Я оставалась в этом состоянии минут 5-7. Это очень долго, т. к. в детстве я испытывала его по несколько секунд. И потом это неприятное состояние прошло само собой. Я всё еще была шаром, но мне было комфортно. Я-шар начала расти и чувствовала, что больше ничего не давит. Потом я увидела картинку, как будто я ручкой трогаю что-то мягкое и пластичное перед собой на небольшом расстоянии и мне, находящейся там, это понравилось и развеселило меня. Несколько раз я провела по этой пластичной штуке рукой и затем решила попробовать ножкой. Круг обзора был небольшой - видела только перед собой. Было светло-серо и мутновато-непрозрачно.

Потом наступило ощущение, что я ещё подросла, и то, что тогда было передо мной на расстоянии, стало давить на меня, а я упиралась в это. Чувствовала, как будто ноги и голова согнуты, и я упираюсь затылком, шеей и спиной в это, и было тесно и неприятно. Чувство растерянности сменилось мыслью, что я могу из этого выйти вперёд, и тогда впереди я увидела свет, и меня как будто вынули оттуда, и телом я почувствовала то ли прохладу, то ли мокроту.

Мне стало забавно... люди, которых я видела в этой комнате, я знала, что они воспринимают меня по-другому, а я-то всё понимаю, осознаю и ощущаю.


Потом ощутила, что я лежу прямо, руки прямо, немного тесно и неудобно. Вижу, как белые стены и потолок сходятся в углу. И наступило чувство, что всё вокруг просто, очень просто и неинтересно. Нет волшебства, которое мне смутно припоминалось. Как будто раньше было «волшебно», а здесь всё «просто». И я почувствовала, что могу кричать. Было приятно чувствовать, как выходит крик, чувствовать горло или связки. Затем поняла, что мне дают что-то жидкое. Оно приятно льётся через пищевод и наполняет желудок (я их явственно чувствовала). Я закрыла глаза и почувствовала дремоту, и она была приятной. Я её физически ощущала областью вокруг глаз и висков, и осознавала её, и наслаждалась ею.

Вообще, почему именно 13 считается несчастливым числом сказать довольно трудно, вернее вариантов ответа довольно много, но никому неизвестно какой из них более точен. Самым первым и древним вариантом происхождения недоверия и страха к числу 13 считается еще древнее время, когда люди только учились считать. Человек сразу догадался, что считать по пальцам проще всего, так и появился счет чисел до 10ти. Почему число 13 считается несчастливым Затем получилось к заветной десятке прибавить еще 2 руки, и получилось число 12. А дальше варианты счета древнего человека подходили к концу, и начиналась страшная и пугающая неизвестность. Соответственно число 13 это переход к неизвестности, а неизвестность часто сравнивается со страхом смерти. Есть и более поздние варианты происхождения суеверий в религии и нумерологии, связанных с этим числом. Например, в некоторых вариантах науки нумерологии число 13 считается прототипом идеального числа «дюжины», поэтому символизирует завершенность и даже совершенство. Поэтому иногда считается что, прибавляя числа к 12ти, вы выступаете против признания совершенства, гармонии и завершенности идеального мира, чем естественно навлекаете на себя неудачи организованные вселенной и даже Божью немилость. Кроме того всем известный 13 аркан, давно признанной самой мудрой колодой карт ТАРО, также называется «смерть», а его числовое значение также неожиданно равно 40 (вы же еще помните сколько будет 4+0).

ПОЧЕМУ нельзя фотографировать спящих людей?

Есть такое мнение, что спящих фотографировать нельзя. Но почему?
Суеверные люди предполагают, что фотографирование спящих людей забирает у них жизненную энергию, что может привести к дальнейшей смерти.
Раньше, в древности, как, впрочем, и сейчас, суеверные люди верили в то, что душа человека во сне покидает тело. Сон – это «малая смерть». Считалось, что спящих нельзя переносить или перекладывать на другое место, ибо душа могла не найти дороги назад. Нельзя было рисовать и портрет спящего человека. Полагалось, что это может привести к болезни, разлуке, или вызвать измену. С появлением фотографии это поверье было перенесено на фотографирование.
Кроме того, создание бесшумной фототехники было достаточно непростым делом. Обычно во время фотографирования фотоаппарат издавал шум, который мог разбудить спящего. Во время фотографирования в помещении обычно срабатывает фотовспышка. Свет ее может разбудить спящего.
Из разумных объяснений, единственное, из-за чего не стоит фотографировать спящего, – некорректность подобного поступка. Если вы получите согласие человека на его фотографирование в состоянии сна – пожалуйста, иначе – стоит ли это делать? Ведь во сне человек беззащитен и не контролирует свое тело.

Что будет если съесть три ложки соли?

От такого количества соли у человека обычно случается тошнота и рвота, после этого сильная жажда. Но если выпить воды, то соль ее задержит, а вследствии этого начинаются сильные отеки. Кроме того при большой дозировки соли повышается давление и очень сильно возрастает нагрузка на печень и почки.
Умереть человек от 3 ложек соли скорее всего не сможет, но последствия будут печальными.

ПОЧЕМУ мы иногда видим летающие бесцветные мушки?

В среде медиков эффект мельтешения объясняют деструкцией стекловидного формирования в органе зрения. Что оно собой представляет? По своей сути оно является неким прозрачным веществом, напоминающим студень. Располагается внутри глаза и влияет на качество зрения человека.

В результате некоторых событий может произойти утолщение волокон внутри тела, что приведет к потере его прозрачности. Данное состояние как раз и называется деструкцией, из-за которой происходит появление «мушек».

ЧТО будет если отсканировать зеркало?

Подобрали зеркало без оправы. Его размеры: длина 30 см, ширина 20 см. Осторожно уложили на поверхность стекла сканера и прикрыли крышкой. Выбрали указателем мыши «новое сканирование» и задали желаемые параметры. Всё! Картинка готова.

Мы видим тёмный прямоугольник. На нём хорошо заметны следы от небольших царапин и потёртостей, которые были на зеркале. Как оказалось, ничего фантастического. Почти как картина известного художника Малевича. Только у нас не квадрат, а чёрный прямоугольник.

ПОЧЕМУ мы не помним как родились?

Каждый из нас хранит в памяти многие события детства, однако даже при большом желании мы не можем запомнить все. Никто из взрослых людей не может вспомнить момент своего рождения и первые годы жизни. Наши воспоминания обрываются примерно с 3-7 лет. Такое явление психологи назвали амнезией детства. Термин «младенческая амнезия» ввел Зигмунд Фрейд в 1899 году. По мнению Фрейда, взрослые не способны запоминать события первых 3-5 лет своей жизни, так как в течение первых лет жизни ребенок испытывает агрессивные и часто сексуальные побуждения в отношении своих родителей. Но это идея носила односторонний характер и не прижилась.

ПОЧЕМУ нас раздражает звук собственного голоса в записи?

Каждый звук, который мы слышим – это колебания, распространяющиеся по воздуху. Внутреннее ухо “ловит” эти колебания и “вливает” их в голову через наружный слуховой проход, где они приводят в движение барабанные перепонки. Потом эти вибрации проникают во внутреннее ухо и превращаются в сигналы, которое достигают слухового нерва в мозгу, где и расшифровываются.

Однако внутреннее ухо улавливает не только те колебания, что поступают снаружи через слуховой проход. Оно воспринимает и те вибрации, которые возникают внутри организма. Поэтому когда вы говорите сами, то слышите комбинацию из этих двух видов вибраций. А звук в разных средах передаётся по-разному.

Этим и объясняется несоответствие, которое так раздражает, когда слышишь собственный голос в записи.