С. Смысл названия комедии А. Грибоедова «Горе от ума

Название любого произведения является ключом к его пониманию, оно содержит указание (прямое или косвенное) на основную мысль, проблему, поставленную автором. Заглавие комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума”, пожалуй, позволяет увидеть в конфликте пьесы необычайно важную категорию, а именно - категорию ума. Источником подобного выражения, положенного в основу заглавия и первоначально звучавшего как “Горе уму”, восходит к русской пословице, в которой противостояние между умным и глупым заканчивалось победой дурака. Конфликт между умником и глупцом был важен и актуален для предшествовавших А. С. Грибоедову комедиографов, принадлежавших к школе классицизма (например, он присутствует в комедиях Мольера, Бомарше). В “Горе от ума” тот самый конфликт выглядит иначе, здесь он переосмыслен. Современники не могли не почувствовать этого, поэтому возникло несколько мнений, например И. А. Гончарова и А. С. Пушкина, о Чацком и о том, кто же по замыслу Грибоедова является носителем ума в комедии. Гончаров в статье “Мильон терзаний” писал: “Сам Грибоедов приписал горе Чацкого его уму, а Пушкин отказал ему вовсе в уме <...> Но Чацкий не только умнее всех прочих лиц, но и положительно умен”. Пушкин же действительно говорил в письме Бестужеву о том, что “умное действующее лицо” в комедии - Грибоедов, а Чацкий - это только “пылкий, благородный и добрый малый, проведший несколько времени с очень умным человеком (именно с Грибоедовым) и напитавшийся его мыслями, остротами и сатирическими замечаниями”. Итак, что же такое ум в комедии Грибоедова и кто является в ней умным человеком?

Ум теоретически является добродетелью. Для комедиографов раннего периода это качество никогда не являлось недостатком (Филинт, умный человек, - резонер в “Мизантропе” Мольера; положительными героями являются Стародум, Правдив в “Недоросле” Фонвизина и т. д.). Наоборот, высмеивались авторами глупцы (Митрофан у Фонвизина, например). Важно отметить, что именно соблюдение меры во всем считалось умом (поэтому для Мольера умник Альцест не является идеалом, достойным подражания). Умом, как и чувством меры, обладает как раз Молчалин, а не Чацкий. Ум Молчалина служит хозяину и основательно ему помогает, Чацкому же его ум (а “речь его кипит умом, остроумием”, как говорит И. А. Гончаров) только вредит, он сродни безумию для окружающих, именно он приносит ему “мильон терзаний”. Угодливый ум Молчалина противопоставляется странному и возвышенному уму Чацкого, но это уже вовсе не противостояние ума и глупости. В пьесе А. С. Грибоедова нет глупцов, ее конфликт строится на противостоянии разных типов ума. “Горе от ума” - комедия, перешагнувшая узкие рамки классицизма.

Категория ума имеет отношение к философскому наполнению пьесы, присутствие такого пласта просто невозможно в комедии классицизма, ориентированной на уже заданные абсолютные истины. В своем произведении А. Грибоедов ставит вопрос о том, что же есть ум. Почти у каждого героя есть свой ответ, почти каждый толкует об уме (Фамусов: “Скромна, а ничего кроме проказ и ветру на уме”; Софья: “Остер, умен, красноречив, / Ах, если любит кто кого, / Зачем ума искать и ездить так далёко” и т. д.), но это высказывания разного ряда. У каждого героя свое представление об уме, которое он обосновывает по ходу появления в пьесе, поэтому комедия вовсе не сводится к четкому разграничению представителей высшего света и Чацкого на предмет выявления ума. Эталона ума нет в пьесе А. Грибоедова, поэтому нет в ней и победителя. “Комедия дает Чацкому только “мильон терзаний” и оставляет, по-видимому, в том же положении Фамусова и его братию, в каком они были, ничего не говоря о последствиях борьбы”. Чацкий отличается от окружающих не тем, что он умнее, а тем, что он человечнее, чувствительнее (“чувствителен, и весел, и остер”, как говорит Лиза). Для Чацкого существуют две взаимоисключающие категории: ум и чувство (он говорит Софье, что у него “ум с сердцем не в ладу”; описывая Молчали-на, он снова разграничивает эти понятия: “Пускай в Молчали-не ум бойкий, гений смелый, / Но есть ли в нем та страсть? то чувство? пылкость та?..” Чувство на поверку оказывается выше ума светского, изощренного (Чацкий в конце пьесы говорит: “Бегу, не оглянусь, пойду искать по свету, / Где оскорбленному есть чувству уголок!”, т. е. он убегает не для того, чтобы защитить свой одинокий ум, а чтобы забыть об оскорблениях, нанесенных его чувству). Любовная драма как бы становится выражением идейного одиночества героя. “Личное его горе случилось не от одного ума, а более от других причин, где ум его играл страдательную роль, и это подало Пушкину повод отказать ему в уме”. “Горе от ума” Чацкого состоит в том, что его ум резко отличается от ума, признанного в свете, а чувством (“У него есть и сердце, и притом он безукоризненно честен”), как говорит И. А. Гончаров в статье “Мильон терзаний”, он все-таки привязан к тому обществу, где вращается, завися в какой-то мере от мнений света.

Название пьесы А. Грибоедова “Горе от ума” содержит в себе необычайно важный вопрос: а что такое ум для самого Грибоедова. Ответа прямого на тот самый вопрос писатель не дает, и уже в этом обнаруживается переосмысление традиций классицизма. Назвав “умным” Чацкого, А. Грибоедов перевернул все с ног на голову, осмеяв старое понимание такого качества в человеке, как ум. А. Грибоедов показал человека, полного просветительского пафоса, постоянно наталкивающегося на нежелание понимать его, что проистекало именноиз-за традиционного понятия “благоразумия”, которое в “Горе от ума” связывается с определенной социальной и политической программой. Комедия А. Грибоедова, начиная с названия, обращена отнюдь не к Фамусовым, а к Чацким - смешным и одиноким (“один умный человек на 25 глупцов”), резонерством стремящихся изменить неподвластный быстрым изменениям мир. А. Грибоедов создал нетрадиционную для своего времени комедию. Он обогатил и психологически переосмыслил характеры героев и привнес в текст новые, непривычные для комедии классицизма проблемы. Однако хотя его метод близок к реалистическому, но писатель все же не достигает реализма во всей его полноте при показе характеров, быта, социальной среды и всех глубинных проблем, сокрытых в обществе того времени.

Комедия «Горе от ума» стала настоящим потрясением для русского общества. Грибоедов совместил бытовую комедию и политическую сатиру, что было прямым нарушением требований господствовавшего тогда классицизма. Это было первое проявление реалистического метода.

Грибоедов работал над комедией в около семи лет, и первоначально она называлась « Горе уму». Окончательное название приобретает ярко выраженный иронический характер. По сути Грибоедов подвергает сомнению ум главного героя. Какой же это ум, если от него одно горе? Конечно, Чацкий прекрасно образован, он «славно пишет, переводит» обладает блестящим и острым мышлением, смело критикует пороки общества. Это пылкий и искренний молодой человек, который прямо выражает свои взгляды. Вернувшись в Москву после трехлетнего отсутствия, Чацкий рассчитывает найти здесь прежнее к себе отношение. И поначалу ему действительно рады. Фамусов встречает его почти как сына, Репетилов видит в нем единомышленника, московские барыни - жениха для своих дочерей, но очень быстро своими страстными монологами главный герой настраивает против себя всех. Чацкий не понимает, что Софья, ради которой он вернулся в Москву, уже прочно стоит на позициях московского света, что она влюблена в другого и ей важно и дорого все, что Чацкий так безжалостно высмеивает. Именно Софья невольно становится источником сплетни о безумии Чацкого. Его презрительное отношение к общественному мнению, к засилью иностранцев, возмущение нравственным падением общества приводят в негодование гостей Фамусова, и они охотно принимают версию о сумасшествии героя. Обществу удобно видеть в Чацком безумца, такой Чацкий им не опасен, ведь все, о чем он говорит,- это всего лишь плод больного воображения. Но те, кто противостоит Чацкому не глупцы, они умны по-своему. Пьеса как раз и построена на столкновении различных типов ума - блестящего и критического, который «свет ругает наповал», и ума, «способного семейство обеспечить», и «награжденья брать, и весело пожить». Именно таким умом обладает Максим Петрович, Скалозуб, Молчалин, да и сам Фамусов. Второй тип ума ценится в фамусовском обществе, а такие, как Чацкий, только нарушают гармонию существования. Он чужой в этом мире, в этом обществе.

Смысл названия комедии «Горе от ума» было бы заманчиво выразить в одной короткой, лаконичной, хлесткой фразе. Но вряд ли это возможно осуществить именно таким образом. Поясним сказанное.

Поиск идеи «Горя от ума»

Драматургия Александра Сергеевича Грибоедова в этой пьесе новаторская, многоплановая. Поэтому однозначно определить, кто из героев произведения (представляющих «старый век» или презентующих новый) выиграл, а кто проиграл, невозможно.

Пьеса несет в себе философский смысл и поэтому выгодно отличается от наигранных сцен из классической салонной драматургии XIX века. Грибоедов в ней отобразил полноценную модель русского «полусвета».

Название комедии «Горе от ума» обманчиво: хотя, по мнению самого автора, оно выражает идею произведения, однако этого не происходит. Дело в таланте Грибоедова. Фактически он сделал произведение на порядок глубже, чем сам сумел охарактеризовать его. Пояснить данную мысль можно лишь аналогией с… «Тихим Доном» Михаила Шолохова.

Грибоедов-художник сильнее Грибоедова-драматурга

Абстрагируемся от разности эпох. Важно другое: Шолохов-писатель оказался сильнее Шолохова-коммуниста (который клеймил позором Пастернака). Не стал Михаил Александрович в «Тихом Доне» раскрывать «правильность» комиссаров, но проникновенно поведал о А уже исходя из этого читатель увидел правдивую модель нездорового общества.

Возвращаясь же к произведению Александра Сергеевича Грибоедова, мы также можем с полным правом сказать: автор показал на порядок больше, чем сам сказал в упрощенной модели «25 дураков на одного умного».

Пьеса без победителей и побежденных

На насущные вопросы начала XIX века, поднятые в своем произведении дипломатом Грибоедовым, человеком, несомненно, проницательным, следует смотреть более широко. Цивилизационный конфликт старого с новым вырисовывает этого произведения смысл. «Горе от ума» представляет собой арену столкновения двух мировоззрений: старого, крепостническо-чиновнического (прошлого века), и нового, буржуазно-разночинского, рожденного в умах будущих декабристов после победы России над Наполеоном.

Действительно, Александр Андреевич Чацкий, высказывающий острые и разумные суждения после приезда из Европы, по ходу пьесы сталкивается со стеной непонимания московского аристократического общества.

Но для молодого человека больней всего то, что рушатся его надежды на взаимное чувство с молодой незамужней дочерью Фамусова Софьей Павловной. Кроме того, у него «не складывается с карьерой» и, очевидно, не сложится. Вы думаете, он проиграл окончательно? Вы полагаете, что слово «горе» сказано автором именно относительно Чацкого?

Да ведь и Фамусову не стать «тузом»!

Представители двух миров: Чацкий и Фамусов

Какое же автор дает последствиям конфликта описание? «Горе от ума» в финале содержит сцену, когда Александр Андреевич удаляется, питая обиду от «оскорбленных чувств». Однако не выглядит победителем и «управляющий в казенном месте» Павел Афанасьевич Фамусов, организатор «холодного, как лед», приема Чацкого в своем доме. Он также не является победившей стороной в конфликте. Ему достается свой «мильон терзаний». Фамусов в сложившейся иерархии не может «прыгнуть выше головы» в плане карьеры. У него весьма средние деловые качества (он ленив и не умеет работать с документами). Его единственная надежда - увеличить капитал семьи за счет брака дочери с полковником Сергеем Сергеевичем Скалозубом. Однако и это проблематично. Софья понимает идиотизм надуманной отцом пассии.

«Горе от ума» - рассказ о преддекабристской России

Таким образом, смысл названия комедии «Горе от ума» - совершенно в другом. Это не «горе» исключительно Чацкого от недооценки обществом его взглядов. (По ходу пьесы положительный герой сталкивается с 25 персонажами, являющимися апологетами старого бюрократического общества.) На проблему эту следует смотреть шире.

Это горе всей поствоенной крепостнической России, где «Чацкие» (будущие декабристы) уже поняли: следует менять социальную матрицу общества, разрушить карьерную лестницу, основанную на выслуживании и лести, начать развивать новые проекты в обществе. А общество (в том числе и аристократическое) продолжает жить «старой жизнью», разрешая свои мелкие меркантильные карьерные устремления, рождая Молчалиных.

Смысл произведения

Личность самого автора - ключ, определяющий его же произведения смысл. «Горе от ума» - попытка Грибоедова публично, резонансно, во весь голос проорать (здесь никак не обойтись без грубой прямоты) всему российскому обществу, что есть проблема в его развитии. Умница-дипломат чувствовал не только насущные вопросы «текущего дня», возможно, он предчувствовал грядущий раскол в обществе (который, как мы знаем из истории, привел к жестокой реакции во времена Николая I).

Вы думаете, его услышали? Даже Пушкин с иронией отнесся к не поняв его. Что тут говорить дальше?

«Горе от ума» - пьеса новаторская

Произведение делают великим яркие образы. «Горе от ума» - это не только 26 человек, которые появляются на сцене. Ведь есть еще и внесценические персонажи. Князь Федор, «ботаник и химик», двоюродный брат Скалозуба, наряду с «упражняющейся в расколах и безверьи» профессурой педагогического института - потенциальные союзники Чацкого.

Заслуживает уважения и то, что автор пытается донести смысл названия комедии «Горе от ума», полностью «взломав» старую драматургию. Грибоедов-новатор отошел при создании произведения от классицизма, его творение - вполне реалистично. Автор создает полноценную модель общества с 26 реальными, характерными персонажами вместо 5-6 (привычного круга персонажей классицизма). В конце концов, Александр Сергеевич не пользуется классическим александрийским стихом, а переходит на «вольный ямб».

Вместо заключения

Мы, рассуждая о пьесе, наконец подошли к возможности понять смысл названия комедии «Горе от ума». Заметьте, в произведение введены персонажи не идеальные:

  • вольнодумец, меланхолик, «забавный малый» (по рецензии Пушкина) Чацкий;
  • меркантильный отец семейства и чиновник со средними способностями Фамусов;
  • пронырливый карьерист и обманщик Молчалин;
  • самодовольный и недалекий служака - полковник Скалозуб;
  • запутавшаяся между желанием счастья и способная на подлость Софья;
  • все еще порядочная, но бесправная служанка Лиза.

Все они помогают читателю комедии найти в ней глубокий философский подтекст.

Определим же в «Горе от ума» главное - идею произведения. Можно ли утверждать, что Чацкий умен? И да, и нет. У него есть понимание динамики прогресса, но нет контакта с людьми. Будем откровенны: ему интеллектуально не по силам стать донором этих идей для общества.

Александру идейно противостоит Фамусов. Можно ли сказать, что он умен? И да, и нет. Он не понимает, что крепостническое государство движется к катастрофе, изо всех сил поддерживая изжившие себя порядки. Но глуп ли он? Вряд ли. Скорее всего, он просто живет сегодняшним днем. Кроме того, он, не в пример Чацкому, имеет определенный отец семейства, живет в гармонии с обществом, т. е. ориентируется в людях. Его дом для ближайшего сообщества аристократов является центром светской жизни.

Вывод: у каждого из этих героев свой ум. Однако их направленность - полярно противоположная. Один понимает перспективные пути и не может их реализовать. Другой, в принципе, может (он при желании найдет слова, чтобы убедить свой «ближний круг»), но не считает прозападное мышление Чацкого верным, предпочитая «патриархальную старину».

Проблема же в том, что ум этих двух людей направлен на взаимное противостояние, а не на развитие общества. В этом суть идеи, заложенной в названии произведения. Верно говорил классик: «Проблема России - дураки и дороги!»

Я странен, а не странен кто ж? —
Тот, кто на всех глупцов похож...
А. С. Грибоедов

В грибоедовское время «ум» понимался широко — как интеллигентность, просвещенность. Понятия «ум», «умник», «умный» употреблялись в значении «вольнодумство», «вольнодумец», человек передовых убеждений, носитель новых идей, независимых свободолюбивых взглядов. Противоположный смысл придавался словам «глупец», «глупость», то есть отсталый, консервативный, реакционный.

Первоначально Грибоедов назвал свою комедию «Горе уму» — этим он хотел подчеркнуть драматическое положение ума в обществе мракобесия и косности. Высказывание самого Грибоедова о замысле и основном конфликте произведения помогает понять смысл заглавия пьесы: «В моей комедии 25 глупцов на одного здравомыслящего человека, и этот человек разумеется в противоречии с обществом, его окружающим, его никто не понимает, никто простить не хочет, зачем он немножко повыше прочих».

Уже в первом действии комедии определена та политическая обстановка, при которой в обществе нет и не может быть места думающим: «Ведь нынче любят бессловесных». В эпоху Александра I в России усилилась реакция, установился аракчеевский режим, когда нужны были не деятельные умы, а бессловесные, молчаливые исполнители, служащие «не делу, а лицам». Все оригинальное, самобытное, смелое душилось, все, кто осмеливались иметь собственное независимое суждение, казались властям просто сумасшедшими, их уделом было горе от ума.

Именно ум Чацкого — первопричина его столкновения с фамусовским обществом и его личной драмы. Лучшие человеческие качества Чацкого делают его в представлении окружающих сначала «чудаком», «странным человеком», а потом безумцем. Главный герой понимает «предназначенье века» и, будучи гражданином, патриотом, не может «в постыдной праздности влачить свой век младой». Он борется с обществом обличающим словом. Чацкий бросает в лицо фамусовскому обществу гневные, обличительные слова о бездумном подражании иностранцам, в презрении к родному языку, к народу, национальной культуре. Убеждения Чацкого глубоко выстраданы. Образ жизни московской столичной знати для него неприемлем. Чацкий прекрасно знает, что ждать перемен в высшем свете не приходится:

Что нового покажет мне Москва? Вчера был бал, а завтра будет два.

Прошедший век, которым так восхищался Фамусов, Чацкий называет «веком покорности и страха». В монологе «А судьи кто?..» он обрушивается на тех «негодяев знатных», которые меняют слуг на борзых собак, сгоняют для своих затей на крепостной балет «от матерей, отцов отторженных детей» и распродают их «поодиночке». Все выпады Чацкого против великосветской знати согреты горячей любовью к отчизне и к ее «умному и доброму» народу.

Среди гостей Фамусова Чацкий совершенно одинок. Для них, привыкших жить по заветам, оставленным им в наследство «веком минувшим», он чужой, мало того — «карбонарий». Чацкому в комедии противостоят Фамусов, Молчалин, Скалозуб. Каждый из них по-своему умен.

Грибоедов в образах комедии воплотил свое представление о двух типах «ума». Чацкий — носитель настоящего ума — светлого, пытливого, ищущего истину. Ум фа-мусовцев — житейский, практический, пошлый, служит средством для личного преуспевания. Для Чацкого высшая ценность — «ум, алчущий познаний». Он превыше всего ставит в людях ум и оценивает их по уму. Такие же люди, как Молчалин и Фамусов, понимают «ум», как уменье жить, то есть приспосабливаться к жизни, тратить все свои интеллектуальные силы на то, чтобы «и награжденья брать, и весело пожить».

У людей фамусовского круга свои понятия о ценностях жизни, свои представления о том, как преуспеть в обществе, как продвинуться по службе.

Фамусов:

Вот, например, у нас уж исстари ведется, Что по отцу и сыну честь; Будь плохонький, да если наберется Душ тысячки две родовых, — Тот и жених.

Молчалин:

В мои лета не должно сметь Свое суждение иметь... Ведь надобно ж зависеть от других.

Репетилов убежден: «умный человек не может быть не плутом». Софья не раз высказывает сомнение в достоинствах и роли ума. «Зачем ума искать и ездить так далеко?» — спрашивает она, имея в виду Чацкого. Софья использует свой острый ум для откровенной лжи и распускания слухов. Именно ей Чацкий обязан сплетней о своем сумасшествии.

Все гости фамусовского дома с презрением относятся к наукам, просвещению. Недаром образованность и свободомыслие Чацкого принимается ими за сумасшествие. Источником всякого зла Фамусов считает просвещение: Материал с сайта

Ученье — вот чума, ученость — вот причина, Что нынче пуще, чем когда, Безумных развелось людей, и дел, и мнений.

У него даже есть рецепт того, как избавиться от этой «чумы»: «Уж коли зло пресечь: забрать все книги бы, да сжечь». Ему вторит Хлестова, проклиная все очаги просвещения — «пансионы, школы, лицеи, Петербургский институт». Скалозуб мечтает о том, чтобы в «лицеях и гимназиях» обучали «по-нашему: раз, два!..»

Необразованность, пренебрежение всяческими нравственными принципами, зависимость от мнений высшего света, общественная бесполезность — черты, которые объединяют в комедии всех членов фамусовского общества.

Создав образ Чацкого, Грибоедов показал, что ум — могучая сила в борьбе с косностью и деспотизмом. Именно такой ум расценивался в фамусовском обществе как безумие, сумасшествие. Грибоедов рассказал о горе вольнодумца, противостоящего косному обществу крепостников. Заглавие комедии указывает на неизбежность трагедии умного передового человека в обществе Фамусовых. Трагедия Чацкого — это трагедия лучших людей эпохи.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • горе от ума смысл названия сочинение
  • горе от ума смысл названия комедии грибоедова
  • сочинения горе от ума смысл названия комедии
  • почему комедию горе от ума назвали именно так?
  • каков идейный смысл образа чацкого

Название любого произведения является ключом к его пониманию, оно содержит указание (прямое или косвенное) на основную мысль, проблему, поставленную автором. Заглавие комедии А. С. Грибоедова "Горе от ума", пожалуй, позволяет увидеть в конфликте пьесы необычайно важную категорию, а именно - категорию ума. Источником подобного выражения, положенного в основу заглавия и первоначально звучавшего как "Горе уму", восходит к русской пословице, в которой противостояние между умным и глупым заканчивалось победой дурака. Конфликт между умником и глупцом был важен и актуален для предшествовавших А. С. Грибоедову комедиографов, принадлежавших к школе классицизма (например, он присутствует в комедиях Мольера, Бомарше). В "Горе от ума" этот конфликт выглядит иначе, здесь он переосмыслен. Современники не могли не почувствовать этого, поэтому возникло несколько мнений, например И. А. Гончарова и А. С. Пушкина, о Чацком и о том, кто же по замыслу Грибоедова является носителем ума в комедии. Гончаров в статье "Мильон терзаний" писал: "Сам Грибоедов приписал горе Чацкого его уму, а Пушкин отказал ему вовсе в уме <...> Но Чацкий не только умнее всех прочих лиц, но и положительно умен". Пушкин же действительно говорил в письме Бестужеву о том, что "умное действующее лицо" в комедии - Грибоедов, а Чацкий - это только "пылкий, благородный и добрый малый, проведший несколько времени с очень умным человеком (именно с Грибоедовым) и напитавшийся его мыслями, остротами и сатирическими замечаниями". Итак, что же такое ум в комедии Грибоедова и кто является в ней умным человеком?Ум теоретически является добродетелью. Для комедиографов раннего периода это качество никогда не являлось недостатком (Филинт, умный человек, - резонер в "Мизантропе" Мольера; положительными героями являются Стародум, Правдив в "Недоросле" Фонвизина и т. д.). Наоборот, высмеивались авторами глупцы (Митрофан у Фонвизина, например). Важно отметить, что именно соблюдение меры во всем считалось умом (поэтому для Мольера умник Альцест не является идеалом, достойным подражания). Умом, как и чувством меры, обладает как раз Молчалин, а не Чацкий. Ум Молчалина служит хозяину и основательно ему помогает, Чацкому же его ум (а "речь его кипит умом, остроумием", как говорит И. А. Гончаров) только вредит, он сродни безумию для окружающих, именно он приносит ему "мильон терзаний". Угодливый ум Молчалина противопоставляется странному и возвышенному уму Чацкого, но это уже вовсе не противостояние ума и глупости. В пьесе А. С. Грибоедова нет глупцов, ее конфликт строится на противостоянии разных типов ума. "Горе от ума" - комедия, перешагнувшая узкие рамки классицизма.Категория ума имеет отношение к философскому наполнению пьесы, присутствие такого пласта просто невозможно в комедии классицизма, ориентированной на уже заданные абсолютные истины. В своем произведении А. Грибоедов ставит вопрос о том, что же есть ум. Почти у каждого героя есть свой ответ, почти каждый толкует об уме (Фамусов: "Скромна, а ничего кроме проказ и ветру на уме"; Софья: "Остер, умен, красноречив, / Ах, если любит кто кого, / Зачем ума искать и ездить так далёко" и т. д.), но это высказывания разного ряда. У каждого героя свое представление об уме, которое он обосновывает по ходу появления в пьесе, поэтому комедия вовсе не сводится к четкому разграничению представителей высшего света и Чацкого на предмет выявления ума. Эталона ума нет в пьесе А. Грибоедова, поэтому нет в ней и победителя. "Комедия дает Чацкому только "мильон терзаний" и оставляет, по-видимому, в том же положении Фамусова и его братию, в каком они были, ничего не говоря о последствиях борьбы". Чацкий отличается от окружающих не тем, что он умнее, а тем, что он человечнее, чувствительнее ("чувствителен, и весел, и остер", как говорит Лиза). Для Чацкого существуют две взаимоисключающие категории: ум и чувство (он говорит Софье, что у него "ум с сердцем не в ладу"; описывая Молчали-на, он снова разграничивает эти понятия: "Пускай в Молчали-не ум бойкий, гений смелый, / Но есть ли в нем та страсть? то чувство? пылкость та?.." Чувство на поверку оказывается выше ума светского, изощренного (Чацкий в конце пьесы говорит: "Бегу, не оглянусь, пойду искать по свету, / Где оскорбленному есть чувству уголок!", т. е. он убегает не для того, чтобы защитить свой одинокий ум, а чтобы забыть об оскорблениях, нанесенных его чувству). Любовная драма как бы становится выражением идейного одиночества героя. "Личное его горе произошло не от одного ума, а более от других причин, где ум его играл страдательную роль, и это подало Пушкину повод отказать ему в уме". "Горе от ума" Чацкого состоит в том, что его ум резко отличается от ума, признанного в свете, а чувством ("У него есть и сердце, и притом он безукоризненно честен"), как говорит И. А. Гончаров в статье "Мильон терзаний", он все-таки привязан к тому обществу, где вращается, завися в какой-то мере от мнений света.