Нить Ариадны: Путеводитель ~ Бельгия ~ Брюссель ~ Королевские Музеи Изящных Искусств. Королевские музеи изящных искусств в брюсселе Королевский музей изящных искусств брюссель часы работы

    Координаты … Википедия

    Координаты … Википедия

    Координаты … Википедия

    Столица Бельгии. Упоминается в 794 г. как Brocela с указанием, что селение расположено между болотами. Название от фламанд. brock болото, sela жилье, т. е. селение у болота. Совр. франц. Bruxelles (Брюссель, устар. Брюксель), фламанд. Brussel… … Географическая энциклопедия

    - (франц. Bruxelles, флам. Brussel) столица Бельгии, политический, экономический центр страны. Расположен на р. Сенна. Административный центр провинции Брабант. Население 169 тыс. чел. (1968), с пригородами свыше 1 млн. чел., около 10%… … Большая советская энциклопедия

    Базилика Базилика Сакре Кёр Basilique du Sacré Cœur (фр.) Basiliek van het Heilig Hart (нид.) … Википедия

    Координаты: 50°50′48″ с. ш. 4°21′09″ в. д. / 50.846667° с. ш. 4.3525° в. д … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Королевский дворец. Королевский дворец … Википедия

    Брюссельская ратуша Брюссельская ратуша ратуша, расположенная в историческом центр … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Брейгель. Питер Брейгель Старший Автопортрет с заказчиком («Художник и знаток») Имя при рождении … Википедия

Книги

  • Королевские музеи изящных искусств Бельгии. Брюссель , Елена Милюгина. Одна из самых значительных и своеобразных художественных коллекций Европы Королевские музеи изящных искусств Бельгии, расположенные в столице страны Брюсселе. Четыре из них: Музей старого…
  • Королевские музеи изящных искусств Бельгии, Брюссель , Милюгина Елена. Королевские музеи изящных искусств - это комплекс из шести музеев. При всем разнообразии представленных в коллекции живописных школ, Королевские музеи изящных искусств останутся для зрителей…

Королевский музей изящных искусств в Брюсселе обязан своим возникновением художественной политике Французской республики. Декретом от 14 Фрюктидора 1799 года было оповещено о создании коллекций в пятнадцати столицах департаментов Республики, в том числе и Однако же это намерение явно противоречило бесцеремонному разграблению художественных сокровищ, которому подверглась в числе других стран, завоеванных Наполеоном. Начиная с 1797 года бельгийской стороной прилагалось немало усилий возвратить увезенные сокровища, украсившие залы Лувра в Париже. Борьбу за возвращение бесценного национального достояния возглавил первый хранитель музея в Брюсселе Гильом Жак-Жозеф Босхарт (1737-1815) . Босхарт руководил Академией живописи, скульптуры и архитектуры в Брюсселе, мечтая о создании при ней картинной галереи. По его предложению музей при Академии сначала был помещен в 1798 году в бывшей церкви иезуитов, но в итоге занял так называемый дворец Старого двора. С упорством и энергией разыскивал он ценные произведения искусства среди секуляризованных имуществ церквей, много покупал у частных владельцев. Рискуя своим положением и наживая врагов в правящих кругах, Босхарт проявил колоссальную настойчивость в переговорах о возвращении картин из Франции, сам ездил в Париж, писал лично Наполеону, и в конце концов его усилия увенчались успехом. Уже в 1801 году в Брюссель были отправлены картины Рубенса «Поклонение волхвов», «Св. Франциск Ксаверий», «Коронование богоматери», «Смерть св. Ливина». В результате всего было получено из Франции более ста полотен. Среди приобретений преемников Босхарта следует отметить шедевр Я. Иорданса «Аллегория плодородия» (покупка 1827 г.) , «Оплакивание Христа» Петруса Кристуса (1844) , «Битва восставших ангелов» П. Брейгеля (1846) .

В 1834 году Министерство внутренних дел передало музею на хранение свою коллекцию современной живописи. Таким образом городская коллекция была соединена с государственным художественным собранием. В 1842 году, оцененная в миллион шестьсот сорок четыре тысячи франков, коллекция музея стала государственной собственностью, получив тогда наименование Королевского музея живописи и скульптуры, ныне измененное на Королевский музей изящных искусств.

Уже в 1882 году в музее было собрано пятьсот двадцать произведений, которые с трудом размещались во дворце Старого двора. Вскоре было принято решение о разделении коллекций, о переводе старой живописи, а также скульптуры во Дворец изящных искусств, предназначенный для выставок, концертов, конкурсов. Здание этого дворца было построено в духе классицизма по проекту архитектора А. Бала в 1875-1885 годах. До сих пор произведения искусства (включая XVIII в.) находятся в нем.

Королевские музеи изящных искусств (Бельгия) (фр. Musées royaux des Beaux-Arts de Belgique, нидерл. Koninklijke Musea voor Schone Kunsten van België) - музейный комплекс в Брюсселе и его пригороде Икселе. Содержит значительную коллекцию живописи и скульптуры, находящуюся в собственности бельгийского государства. В состав комплекса входят (в Брюсселе) Музей старинного искусства (полное наименование: фр. Musée royal d"art ancien à Bruxelles) Музей современного искусства (фр. Musée royal d"art moderne à Bruxelles) Музей Магритта (фр. Musée Magritte) Музей Fin de siècle (в Икселе) Музей Вирца (фр. Musée Wiertz) Музей Менье (фр. Musée Meunier).

Во время оккупации Австрийских Нидерландов французскими революционными войсками в 1794 г. в Брюсселе началась конфискация произведений искусства. Конфискованное складировалось и частью перевозилось в Париж. Оставшиеся художественные ценности послужили основой учреждённого Наполеоном Бонапартом в 1801 г. в Брюсселе музея, впервые открывшего свои двери публике двумя годами позже во дворце австрийского штатгальтера. В последующие годы некоторые произведения искусства из этой коллекции были отправлены в Париж. Все конфискованные ценности вернулись из Парижа в Брюссель только после низложения Наполеона. С 1811 г. музей поступил в собственность города Брюсселя. С возникновением при короле Вильгельме I Объединённого Королевства Нидерландов фонды музея значительно расширились. В 1835 г. король Леопольд I принял решение о создании теперь уже в бельгийской столице национального музея бельгийских художников. Семью годами позже городская и королевская коллекции были объединены и получили в 1846 г. название Королевских музеев живописи и скульптуры Бельгии. А за год до этого в музее возник отдел современного искусства. В 1887 г. открылось новое здание музея на Rue de la Régence / Regentschapsstraat, созданное по проекту Альфонса Балата, в котором разместился отдел старинного искусства. Собрание произведений XIX в. осталось на прежнем месте во дворце Габсбургов. Лишь почти через 100 лет к музею было пристроено здание для разросшейся коллекции искусства XX в.

Музей старинного искусства

Фламандская коллекция

В собрании Музея старинного искусства находится около 1 200 произведений европейского искусства, охватывающих период с XIV по XVIII вв. В основе коллекции - произведения фламандской живописи, почти все фламандцы представлены своими значимыми работами. Среди полотен «Благовещение» Робера Кампена, «Пьета» и два портрета Рогира ван дер Вейдена, несколько картин Дирка Боутса на религиозные темы, Петруса Кристуса и Хуго ван дер Гуса, несколько портретов и «Мученичество св. Себастьяна» Ганса Мемлинга, «Мадонна и дитя» и триптих лёвенского братства Св. Анны Квентина Массейса, «Венера и Амур» и два портрета донаторов Мабюза. В музее находятся 7 полотен Питера Брейгеля (Старшего) в т.ч. знаменитое «Падение восставших ангелов», а также «Поклонение волхвов», «Зимний пейзаж с конькобежцами и ловушкой для птиц…

.

© Philippe van Gelooven 2015

BOZAR

Это огромный центр изящных искусств, построенный в эпоху ар-деко, обладает не только обширными выставочными площадками, но и собственным концертным залом, кинозалом, лабораториями для художников, музыкантов и архитекторов. У центра нет собственной коллекции, но именно здесь проходят крупнейшие выставки Бельгии, среди которых уже состоявшиеся ретроспективы , и десятков других мастеров.

© Yannick Sas

© Mikaël Falke

Musée du Cinquantenaire

Музей Пятидесятилетия , или Музей истории искусства , - один из самых больших в Бельгии. Его история отсчитывается с XIX века, времени правления Леопольда II и времени создания и объединения всевозможных королевских коллекций. По эклектичному составу коллекций его можно сравнить с в Лондоне или в Вене . Здесь показывают произведения искусства и ремесел со всего света, от античности до модерна, включая обширный блок работ африканских мастеров из бывших колоний. При музее открыт большой парк, в котором можно прогуляться и посмотреть на павильон работы ведущего архитектора ар-нуво Виктора Орта.

Villa Empain / Fondation Boghossian

Villa Empain , построенная в 1911 году одним из основателей венского сецессиона Йозефом Хоффманом, расположена неподалеку от нынешнего центра Брюсселя. Роскошное здание с бассейном и садом в 1990-х купила семья ливанских ювелиров Богосян, полностью отреставрировала и решила не только показывать посетителям великолепный образец стиля ар-деко, но и проводить здесь разнообразные выставки. Экспозиции обычно перекликаются с духом виллы - ее архитектурой и мебелью той поры. Здесь выставляли уже многих классиков прошлого века, от до .

ADAM

Музей в коммуне Иксель , будто паззл, до сих пор продолжает складываться из частных пожертвований, а начало ему было положено еще в конце XIX века. Сегодня в его коллекции более десяти тысяч произведений искусства разных веков, включая работы и , и , Энсора, Уорхола и . Есть и большое пространство для временных выставок, где показывают разнообразные экспозиции - от бельгийских и европейских символистов до фотографии.

Horta Museum

Дом-музей Виктора Орта , одного из родоначальников стиля ар-нуво в архитектуре, был открыт в 1969 году и, несмотря на «скучный» мемориальный статус, остается одним из самых посещаемых музеев города. Здесь можно увидеть мебель и декор той эпохи, личные вещи Орта и, конечно, полюбоваться работой самого мастера - Орта перестраивал свое жилище несколько раз, добившись едва ли не идеальных модернистских пропорций.

Van Buuren Museum

Дом-музей супругов ван Бюрен - это и прекрасный образец стиля ар-деко (он был построен в 1928 году по проекту самого банкира Давида ван Бюрена), и яркий пример эклектичного коллекционирования, столь любимого бельгийцами и сегодня. Дом, обставленный дизайнерской мебелью и декорированный предметами искусства разных времен, был в свое время настоящим салоном, где бывали и Элвис Пресли, и Жорж Минне. Сегодня здесь можно не только посмотреть на фантастические интерьеры и мебель, но и увидеть коллекцию живописи и скульптуры с шедеврами , Кеса ван Донгена и другие мастеров.

ING Art Center

Выставочное пространство одного из крупнейших банков элегантно вписалось в музейный квартал вместе с Королевскими музеями и BOZAR. Здесь, как и в венском , принадлежащем Банку Австрии, проходят масштабные выставки местных классиков, а также крупные сборные проекты. Например, тут уже были выставки абстракции из коллекции Музея Гуггенхайма, британского и американского поп-арта, ретроспектива классика современного искусства .

La Patinoire Royale

В этом большом неоклассическом здании, построенном в 1877 году в центре Брюсселя для королевских забав (здесь располагался каток для катания на роликах), сегодня находится один из самых крупных выставочных залов Бельгии. Уже много лет его для показа масштабных инсталляций и монументальных работ удачно арендует известная галеристка Валери Бак. И ей есть что показать: только в течение последних пары лет пространства заполняли произведения таких художников, как , и .

WIELS

Еще один центр современного искусства без собственной коллекции, но с регулярными и крайне занимательными временными выставками, а также большой программой арт-резиденций. Основная его задача - представить зрителям как молодых, так и уже известных художников со всего мира. В качестве резидентов тут уже побывали Рита Макбрайд, Дункан Кэмпбелл, Саймон Денни, Клара Лиден и другие.

© Wiels

Vanhaerents Art Collection

Семейную коллекцию современного искусства с 1970-х годов и до наших дней показывают в четырехэтажном индустриальном здании 1926 года. Его реконструкцию тринадцать лет назад проводило гентское бюро Robbrecht en Daem. Сегодня здесь показывают как постоянную экспозицию с работами Уорхола, и Кристиана Болтански, так и проводят временные выставки.

CENTRALE For Contemporary Art

Частный арт-центр, куда помимо больших выставочных пространств для временных выставок входят резиденции для молодых художников до 35 лет и мастерская с галереей для экспериментов CENTRALE.box. Экспозиции здесь собирают в основном из частных бельгийских коллекций современного искусства XX–XXI веков, поэтому чаще всего они пестрые как по составу, так и по темам - совсем как эклектичные местные собрания.

© Johan Dehon

CAB

Этот арт-фонд, расположенный на бывшем складе, построенном в эпоху ар-деко, устраивает две крупные выставки в год - они проходят с сентября по декабрь и с апреля по июнь. В качестве куратора выступают музейные и галерейные персоны из разных стран, а искусство, которое здесь выставляют, так же интернационально: рядом с домом Жана Пруве уживаются инсталляции Тони Мателли, скульптура Вильфредо Прието и живописные эксперименты группы .

MIMA

Этот частный музей открылся в 2016 году в районе Моленбек в здании бывшей пивоварни. В том же году строение, с крыши которого открывается потрясающий вид на центр Брюсселя, отметило свое столетие. Коллекционеры-энтузиасты, владельцы музея, на четырех этажах показывают самое разное искусство со всего мира с уклоном в мультимедийность и уличное искусство. Здесь уже прошли выставки шведского дуэта Akay & Olabo, голландца Бориса Теллегена, сборные международные экспозиции, посвященные граффити и стрит-арту.

Нравится