"Горе от ума" – трагикомедия? Сочинение горе от ума грибоедов

Был талантливым драматургом, работы которого сегодня изучают в школе. Среди них и бессмертная работа Грибоедова Горе от ума. Несмотря на то, что автор пишет ее в начале девятнадцатого века, даже сегодня Горе от ума не теряет своей актуальности. Давайте порассуждаем об этом в нашем по произведению Грибоедова в 9 классе.

Работая над комедией, Грибоедов раскрыл пороки современного ему общества. Самое интересное, а может даже страшное, это то, что его персонажи живут и в наше с вами время.

Изучая работу Грибоедова Горе от ума, мы попадаем в дом к Фамусовым и здесь перед нами открывается то самое , куда входит Фамусов, Молчалин и Скалозуб. Эти образы актуальны и сегодня. Так — придерживается старых принципов, где важен страх и покорность. Он зависит от мнения других и считает, что дети должны учиться у своих отцов. В пример он приводит дядю-подхалима, который выслуживался перед императрицей, и прогибался, чтобы добиться высот в своей карьере. Получается что Фамусов, как и его дядя, считает движущей силой общества низкопоклонство, лесть и при этом приветствует протекционизм. Эти люди служат лишь для того, чтобы получать награды и повышения, чему и учит своих детей.

Ничуть не лучше Фамусова Скалозуб и Молчалин, для которых карьера и положение в обществе превыше всего. Чтобы красиво жить они готовы на подхалимство. Чацкий же представляет передовых людей того времени, которым противно невежество, жестокость, карьеризм и чинопочитание. В качестве своих жизненных приоритетов они берут гуманность, уважение ко всем, и прежде всего, к простому человеку. Эти люди знают, что за просвещением и наукой будущее. И без сомнения среди фамусовсого общества. Он, как тот воин в поле, что один среди врагов. Другие его не принимают и даже не пытаются понять, ведь проще всего назвать его сумасшедшим. В наше время о таких людях говорят белая ворона, и разве их нет среди нас?

Перечитывая строки комедии, в который раз убеждаешься, что работа писателя с созданными в ней образами бессмертна. Мы ежедневно видим скалозубов, фамусовых и молчалиных. Как и прежде, представители прогрессивной молодежи, подобно Чацкому, вынуждены испытывать горе от ума. Нам же остается лишь верить и надеяться, что таких людей, как Чацкий станет со временем больше. А это значит, что фамусовское окружение быстрее потерпит поражение. Ну а пока Фамусовым живется неплохо, тогда как честные и совестливые люди страдают, пытаясь изменить существующее общество. В этом наверное и заключается настоящее бессмертие произведения Грибоедова горе от ума.

Сочинение Горе от ума Грибоедов

4 (80%) 2 votes

Сочинение: Как меняется отношение Чацкого к Софье в ходе действия комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»? Грибоедов, Горе от ума. Каковы нравственные и жизненные идеалы фамусовского общества?

Гениальная пьеса посвящена жизни и нравам дворянского общества. А в центре повествования - человек, мировоззрение которого существенно отличается от системы взглядов тех, кто его окружает. Сочинение на тему «Грибоедов. "Горе от ума"» пишут школьники из года в год. Нравственную и художественную силу комедия не утратит никогда, а потому она является одним из тех великих произведений, которые следует не только читать, но и анализировать.

История написания

Пьеса Грибоедова «Горе от ума» создавалась около трех лет. В 1822 году произведение было завершено. Однако издано оно было лишь через семнадцать лет и в искаженном виде. Цензурные правки существенно изменили авторский текст. В оригинальном виде пьеса была опубликована значительно позже.

Представить русскую литературу без этого произведения довольно сложно. Непревзойденное сочинение «Горе от ума», образы которого олицетворяют пороки столичного общества, передает также оппозиционный дух, которым были охвачены наиболее продвинутые представители дворянства.

Конфликт

Острые социально-политические проблемы затрагивает комедия «Горе от ума». Сочинение на одну из тем по предполагает изучение художественного конфликта. А здесь он не один. В начале произведения завязывается некий любовный конфликт. Затем автор комедии поднимает социально-политические вопросы. С одной стороны, прогрессивно мыслящий молодой человек. С другой - представители реакционного дворянства. Их время уходит, но передовым идеям в этом обществе места все еще нет. Столкновению двух чуждых друг другу социальных миров традиционно посвящены темы сочинений.

«Горе от ума» - произведение, обладающее открытым финалом. Кто победил? Чацкий? Или молчалины и фамусовы? Не дает четкого ответа на эти вопросы комедия «Горе от ума». Сочинение трагически погибшего дипломата и драматурга вот уже почти два столетия дает пищу для глубоких философских размышлений.

Проблематика

Само название комедии говорит о несчастье главного героя. Проблема Чацкого заключается в том, что он умен. Здесь, однако, ум является скорее синонимом к слову «вольнодумство».

Автор дает понять читателю, что все его персонажи, за исключением Чацкого, глупы. Но каждый из них не ведает об этом, полагая себя умным, а безумцем того, кто не желает разделять его взглядов. Сочинение на тему «Грибоедов. "Горе от ума"» может раскрывать вопрос о многозначности такого понятия, как ум. Ведь Фамусов и Молчалин полагают, что он есть не что иное, как умение приспосабливаться и извлекать меркантильную выгоду. Подхалимничать, совершать подлости и заключать браки исключительно по расчету - это своеобразный образ мыслей и жизненного уклада, которые царят в московском обществе, современном Грибоедову.

Спустя двести лет мало что изменилось в мировоззрении людей. А потому сочинение на тему «Грибоедов. "Горе от ума"» может отвечать на такие вопросы, как «Чем современна комедия русского классика?», «В чем заключается ее актуальность?».

Образ Чацкого

В русской литературе герой этот занимает особенное место. В произведении присутствует декабристский дух, столь актуальный для того времени. Автор уделяет внимание национально-историческим, социальным и политическим вопросам.

Но если закрыть глаза на события, в атмосфере которых была создана гениальная пьеса, а видеть в системе образов лишь характерные психологические типы, неизменно присутствующие в обществе, возникнет вопрос: «Способен ли подобный Чацкий вызвать симпатию сегодня?». Едва ли. Он остроумен и умен, независим в своих суждениях и искренен. Однако явись он сейчас пред теми, кто корпел в школьные годы над учебниками литературы, создавая сочинение на тему «Грибоедов. "Горе от ума"», его бы не поняли. Он лишь увидел бы недоуменный фамусовский взгляд.

Художественное своеобразие

Грибоедов совместил в своем произведении черты отмирающего классицизма и нового для того периода литературного направления - реализма. Не лишена пьеса также романтических особенностей.

Автор не игнорирует обязательные принципы классицизма. Сюжетная линия в произведении лишь одна, и все действия происходят в одном месте. Автор наделил своих персонажей говорящими фамилиями, что характерно для творчества Но романтическая исключительность Чацкого несвойственна этому литературному направлению. И, наконец, комедия обладает исторической достоверностью, что является признаком реализма.

Школьная программа предлагает различные темы сочинений. «Горе от ума» является уникальным в художественном плане произведением. Литературные приемы, которые в нем использованы, в работе над творческим заданием не должны остаться без внимания. Эта пьеса написана в переломный период в истории русской литературы. А потому и сочетает столь разные художественные формы.

Является ли герой комедии "Горе от ума" А.С.Грибоедова Чацкий положительным героем? Почему он "трагический персонаж, попавший в комические обстоятельства", одновременно и "передовой воин" и "всегда жертва"? И надо ли воспринимать как поражение бегство Чацкого из Москвы? В этой статье представлено сочинение-рассуждение на тему "Горе от ума" как обличительная комедия", которое поможет ответить на эти и многие другие вопросы.

"Горе от ума" как обличительная комедия


"И точно, начал свет глупеть,
Сказать вы можете вздохнувши;
Как посравнить, да посмотреть
Век нынешний и век минувший..."
(А. С. Грибоедов)


I. Вступление. Комедия А.С. Грибоедова "Горе от ума" - "вечно острая, жгучая сатира".
II. Основная часть. "Горе от ума" как обличительная комедия, трагизм главного героя.

1) Представители реакционного фамусовского общества – выразители взглядов крепостников.
2) Пустое времяпрепровождение, чинопочитание, страх перед общественным мнением.
3) Преклонение перед всем иностранным, "рассудка нищета".
4) Стремление угодить, лицемерие, подобострастие, карьеризм, месть.
5) "Трагический персонаж, попавший в комические обстоятельства."

III. Заключение. Общественно-политическое и литературное значение комедии.

"Комедия "Горе от ума" есть и картина нравов, и галерея живых типов, и вечно острая, жгучая сатира". Огромная заслуга А.С. Грибоедова заключается в том, что ему удалось создать широкую сатирическую картину жизни и деятельности реакционного дворянского общества. В своей комедии автор коснулся множества серьезных вопросов морали, быта и культуры общества, имевших в декабристскую эпоху самое злободневное значение. Недаром критики того времени утверждали, что "Горе от ума" – первая в русской литературе "комедия политическая". Грибоедов затронул вопрос о положении русского народа, придавленного гнетом крепостничества, о свободе и независимости человеческого общества, вопрос, полностью отвечающий исторической действительности. Все это находит свое отражение в пьесе, содержание которой – столкновение умного, передового человека с обществом дворян-крепостников. В своей комедии драматург рассказал о том, что произошло в фамусовском доме в течение одного дня, наложившего отпечаток на каждого героя пьесы.

Грибоедов в "Горе от ума" разоблачил широкий круг конкретных явлений общественного быта крепостнической России, противопоставил два лагеря, два мировоззрения. Все представители фамусовского общества – рьяные защитники самодержавно-крепостнических порядков, восхищающиеся этими порядками, верностью москвичей дворянским традициям, старым устоям жизни. Они борются с передовыми людьми, которые посягают на этот крепостнический строй, ибо этот строй является основой их благополучия, обезвреживают их любыми методами, не скупясь даже на гнусную клевету. Что Фамусов, что Хлестова, "властная барыня", – все они не признают в крепостных людях человеческого достоинства, очень грубо и фамильярно разговаривают с ними, не считаясь с возрастом человека, распоряжаются своими слугами, как им заблагорассудится. Против таких крепостников и направляет Чацкий свой удар в обличительном монологе "А судьи кто?...", гневно обрушиваясь на помещика, променявшего преданных ему слуг на борзых собак, хотя эти слуги спасали его жизнь и честь.

В комедии непрестанно звучит осуждение безделья и пустого времяпрепровождения московских дворян-реакционеров, ведущих праздный образ жизни, чинопочитания. Больше всего эти помещики боятся общественного мнения. Так, например, смешон Фамусов в паническом страхе перед тем, "что станет говорить княгиня Марья Алексеевна", когда вдруг ей станет известно о событиях, происшедших в доме Фамусова. Из разговора Софьи с Лизой выясняется, что Фамусов ценит в людях лишь чины и богатство, да и сам он говорит, что хочет быть "тузом", "есть на серебре и золоте", "ездить цугом", "весь в орденах", "быть богатым и видеть детей богатыми", – и все это только потому, что он подписывает бумаги, не читая и боясь одного, "чтоб множество не накоплялось их". Скалозуб стремится к чинам. Он говорит: "Мне только бы досталось в генералы". А к этому, по его словам, ведут "многие каналы". Даже если путь его будет усеян трупами его же товарищей, все равно он пойдет к строго намеченной цели.

В своей комедии Грибоедов устами Чацкого резко критикует воспитание молодежи в духе презрения к национальной культуре русского народа, к русскому языку, обличает "пустое, рабское, слепое подражанье". Чацкий восклицает: "Воскреснем ли когда от чужевластья мод? Чтоб умный, добрый наш народ. Хотя по языку нас не считал за немцев.". Поклонникам всего иностранного чуждо просвещение, они – ярые враги защитников науки. Скалозуб, "олицетворение тупой аракчеевской военщины", с удовольствием говорит: "Ученостью меня не обморочишь". Хлестова так отзывается об образовании: "И впрямь с ума сойдешь от этих, от одних. От пансионов, школ, лицеев...". Фамусов причину сумасшествия Чацкого видит в науке и просвещении:

"Ученье - вот чума,
Ученость - вот причина..."

В пьесе постоянно чувствуется стремление Грибоедова высмеять таких, как Молчалин, которые льстят при каждом удобном случае, льстят всем, кто сможет когда-нибудь быть полезным, и лестью, лицемерием, угодничеством они многого достигают. Молчалин непременно достигнет "степеней известных". Он определил для себя тактику, которая принесла ему свои плоды. Вот в чем она выражается: "Во-первых, угождать всем людям без изъятья - Хозяину, где доведется жить, Начальнику, с кем буду я служить, Слуге его, который чистит платья, Швейцару, дворнику, для избежанья зла, Собаке дворника, чтоб ласкова была". При разговоре со скалозубом у Фамусова в его речи появляются вкрадчивость, подобострастие. Открывается неприглядно нравственное лицо Молчалина, когда обнаруживается его лицемерие по отношении к Софье. Он униженно ползает перед ней на коленях потому, что может пострадать его карьера, а "любовника он принял вид в угодность дочери такого человека". В этом обществе ничего не стоит человека втоптать в грязь, возвести на него гнусную клевету. Софья случайно, а потом и намеренно, пускает слух о сумасшествии Чацкого, с молниеносной быстротой распространившийся в обществе. Когда к Чацкому приходит окончательное прозрение и разочарование, он произносит обличительный монолог, свои последние слова, не щадя ни Фамусова, ни ему подобных, ни себя, ни Софью. В этот монолог он собрал воедино все изъяны, все пороки этого ненавистного ему общества реакционеров-крепостников. Чацкий с болью и горестью произносит последние слова:

"Безумным вы меня прославили всем хором.
Вы правы: из огня тот выйдет невредим,
Кто с вами день пробыть успеет,
Подышит воздухом одним,
И в нем рассудок уцелеет."

Первоначально "Горе от ума" было названо автором "сценической поэмой", затем "драматической картиной", и окончательно – комедией. В произведениях этого жанра было принято изображать и осмеивать отрицательные черты и поступки людей, общественные пороки. Однако в пьесе "Горе от ума" сильны драматические мотивы, а главный герой – лицо не комическое, а трагическое. Чацкий переживает общественную трагедию и личную драму. Поэтому в произведении происходит органическое слияние комических, драматических и трагических направлений. И именно поэтому исследователи творчества А.С.Грибоедова называют пьесу "Горе от ума" трагикомедией. В финале поведение главного героя комично, но сам он при этом испытывает подлинные душевные страдания, "мильон терзаний". Чацкий – "трагический персонаж, попавший в комические обстоятельства". Он не является безусловно "положительным" персонажем, хотя смело и яростно обличает общественные пороки. Он выражает авторскую позицию, авторский взгляд на русское общество. Однако Чацкий стал обличителем в силу обстоятельств. Он приехал в Москву, в дом старого друга отца не для того, чтобы произносить пламенные речи и бороться со злом. Причиной его чрезвычайной взволнованности стала любовь к Софье. Он с нетерпением спешил встретиться с ней, о чем свидетельствует следующая реплика героя: "И день и ночь по снеговой пустыне, Спешу к вам, голову сломя".

"Необыкновенный успех комедии определили острый политический ее характер, злободневность в сочетании с блестящей художественной формой". А.С. Грибоедов знаменит как творец одного произведения, но роль его комедии столь значительна, что уже одно это произведение обессмертило имя его автора. Высокое драматургическое мастерство Грибоедова проявилось в умелом слиянии истории любви главного героя пьесы и истории его конфликта с московским дворянством, которые, тесно переплетаясь, соединяются в линию сюжета пьесы. В противоречиях жизни Грибоедов находит скрытую трагическую сущность. Комическое в произведении соединяется с трагическим. В финале пьесы все основные персонажи напоминают героев трагедии. Софья и Чацкий испытывают сильнейшие потрясения. Их страдания дополнены "маленькими" трагедиями Молчалина и Фамусова. Молчалин ждет наказания от хозяина, а Фамусов – возмездия от злонравной княгини Марьи Алексеевны. Грибоедов не только высмеивает фамусовский мир, но и показывает, что эти жалкие и убогие люди – несчастные жертвы, у них нет ума, нет Человеческого. В какой-то степени это трагические фигуры, потому что ущербны. Таким образом, драматургическое новаторство Грибоедова проявилось в создании нового жанра – трагикомедии.

>>Литература >>Литература 9 класс >>Литература 9 класс:А. С. Грибоедов «Горе От Ума»

Ни для кого не будет секретом, что Александр Сергеевич Грибоедов очень знаменитый и способный драматург, но его творчество в школах изучается недостаточно глубоко и серьезно. Самое известное произведение, которое нам дает школьная программа – это комедия А.С.Грибоедова. И в ней предоставлена картина нравов того времени, где четко прослеживается контраст молодого поколения и консерваторов постарше.
И хотя эпоха Грибоедова – это время перемен и со дня написания этой комедии сменилось не одно поколение, но человеческие ценности остались неизменными по сей день.

Автор описывает период, когда в обществе предстают перед глазами люди мудрые, правдивые и порядочные, как его герой Чацкий. Такие люди способны восстать против существующего порядка, старого общества лжи и эгоизма. Грибоедов относился именно к таким людям и выразил свои мысли и убеждения в своем герое в комедии «Горе от ума».
Безустанный борец с несправедливостью, враньем, самолюбием, разоблачитель обмана Чацкий и является главным героем комедии Грибоедова «Горе от ума». Но, наверное, общество еще не совсем было подготовлено к правде и поэтому Чацкому приходиться сложно, так как он оказался жертвой в неравной борьбе. Видно еще не настало время для перемен и поэтому Чацкому сложно бороться против старой силы. Он старается открыть Софье глаза на ложь и обман Молчалина, изобразить всю сущность фамусовского общества, его несправедливость и слепота.
А.С.Грибоедов написал прекрасное о борьбе двух поколений, которое оказало огромное воздействие на тогдашнее общество. С помощью тонкого юмора автор раскрыл в комедии всю ту несправедливость, ложь, произвол и невежество, которым было пропитано общество.


В комедии «Горе от ума» Грибоедов затронул вечную проблему отцов и детей и посмеялся над вещами, которые не так и веселы на первый взгляд. Но автор считает смех очень правильным оружием в борьбе против пороков устаревшего общества.
В произведении автор умело высмеивает такие людские недостатки, как ложь и притворство, иронично посмеивается над слабостью, глупостью и порочностью действующих лиц.
Эти отрицательные черты присущи и людям нынешнего поколения. Но при всех этих проблемах в произведении автор даёт нам надежду на «свет в конце тоннеля», благодаря таким образованным людям, как

Жил в настоящее время, то его назвали бы вундеркиндом. В семь лет мальчика отдали в Московский университетский пансион, а уже в одиннадцать лет он стал студентом словесного отделения философского факультета Московского университета. Но на этом Александр Сергеевич не успокоился, окончив учебу на философском факультете, он поступил на юридический факультет университета и получил диплом кандидата права.

Домашнее образование позволило мальчику выучить английский, французский, немецкий и итальянские языки, а в годы учебы он овладел арабским, персидским и турецким языками. Кроме того, он был музыкально одарен, играл на фортепьяно и флейте, сочинял музыку.

Служение Александра Грибоедова

Во время Отечественной войны с Наполеоном Грибоедов добровольно записался на фронт корнетом (младшим по званию офицером) в гусарский полк. А впоследствии ушел в отставку и поступил в Коллегию иностранных дел, где в это время служил и А. С. Пушкин.

Не удивительно, что его назначают служить на Кавказ и вести дипломатические отношения с Турцией и Персией.

В итоге он становится жертвой заговора персидских фанатиков. Его гибель — это в некотором смысле символ того, как ограниченность и тьма убивает все живое и талантливое. Как культурный и одаренный человек, Александр Сергеевич Грибоедов смог бы для страны и будущего поколения оставить неизгладимое наследие, но не успел. С нами остались лишь его два вальса и знаменитая комедийная пьеса в стихах «Горе от ума».

Сочинение по «Горе от ума» Грибоедова

Его бессмертную комедию «Горе от ума» проходят в старших классах средней школы. Содержание известно всем, но каждый раз прочитывая ее, можно открыть что-то новое для себя, особенно в образе Чацкого. Автор показывает, как нравы, умы, взгляды людей разных социальных слоев и поколений сталкиваются друг с другом.

Там Фамусов, представитель аристократического московского общества, живет по принципу: чем богаче, тем лучше. Он ни во что не ставит моральные качества человека, своих слуг и крепостных он вообще не считает за людей, тем более равными себе. С сильными мира сего он лебезит и знает, как лестью к ним подобраться. Для единственной дочери он желает такого же жениха, как и он сам, так как для него важны не только деньги, но и положение в обществе.

Фамусовское общество

В школе, задавая сочинение по «Горе от ума» Грибоедова, часто содержание пьесы делят на несколько тем. Есть такая тема, как «Фамусовское общество», название которой уже стало нарицательным.

И сейчас людей, объединенных подобными идеями, называют «фамусовским обществом». Жизненные установки этого общества лишены свободы, для них важно уничтожать вольнодумство, покорно подчиняться начальству и быть материально обеспеченными. Лишь в деньгах они видят смысл жизни и уважают и ценят сильных мира сего. В своей ограниченности они не видят ничего предосудительного, наоборот, в образовании они замечают лишь недостатки, отрицательные стороны и всерьез считают, что оно мешает человеческому обществу.

Герой своего времени

Помимо «фамусовского общества» учителя дают задание написать сочинение по комедии «Горе от ума», где главный герой — Александр Андреевич Чацкий — противостоит этому социуму. Действительно, комедия начинается с приезда к Фамусовым их друга Александра Чацкого. Это блистательный человек с огромными знаниями и широкими взглядами. Молодой человек (он отсутствовал три года) приходит в этот дом лишь с одной целью — увидеть Софью — дочь Фамусова, в которую он был влюблен до отъезда, и которую любит до сих пор. Однако Софья встречает его несколько холодно. Сначала Чацкий не понимает в чем дело, но узнав истинную причину, остается в недоумении.

Софья Фамусова в комедии Грибоедова

Сочинение на тему «Софья. Горе от ума» любят писать девочки. Но не все из них до конца понимают, как образованная, остроумная Софья Фамусова (не зря же в нее влюбился главный герой) предпочла недалекого Молчалина Чацкому. Софья в комедии - это один из самых сложных персонажей. С одной стороны, она ближе всех по духу к Чацкому, с другой — она является причиной его бегства из «фамусовского общества».

Софья образована, умна, любит проводить время за чтением книг (особенно французских), не боится высказать свое мнение. Этим качеством она похожа на Чацкого, но, как говорится, любовь зла…

Сочинение «Горе от ума. Образы главных героев комедии»

Софья влюбляется в тихого Молчалина, думая, что он умен и скромен, похож на героев романов, но по неопытности принимает его двуличие за чистую монету, за настоящие чувства. Ведь Молчалину выгодно жениться на ней, у него все продумано и расписано. Девизом Молчалина является «умеренность и аккуратность». То, что Софья предпочла Молчалина Чацкому, становится понятно потом, после внимательного прочтения бессмертной комедии. Софья выросла в обществе, которое не могло не оставить на ней отпечатка. В ее кругу доминировал матриархат, женщины были главой семьи, поэтому на бессознательном уровне она остановила свой выбор на том, кем могла бы помыкать (тем более что он беден).

Сочинение по «Горе от ума» с позиции Софьи писать наиболее трудно, так как ее образ наиболее трагичен в пьесе. Довольно долго молодой девушке приходится защищать свою любовь, свои чувства от нападок Чацкого, который острит по поводу Молчалина. Именно она распространяет слух о сумасшествии Чацкого и горько потом раскаивается в содеянном. Лишь случай помогает ей разоблачить Молчалина, увидеть его низкую натуру. Однако и с Чацким она была бы несчастна, ее сильному характеру нужен муж, который стал бы ей во всем угождать и слушаться.

Сочинение на тему «Горе от ума. Чацкий» — это любимая тема школьников. Если и равняться на кого-то в комедии, то только на этого умного, образованного и остроумного человека. Вначале Грибоедов хотел дать своему герою фамилию Чадский от слова «чад», показывая, что он находится в чаду собственных идеалов и потрясений.

Характер Чацкого

Если присмотреться к характеру героя, то можно обнаружить у него такие качества, как вспыльчивость и даже некоторая бестактность (на это указывает ему Софья Фамусова). Горячность молодого человека можно отнести к юности и неопытности, к тому же он влюблен, и, как затем понимает, влюблен безнадежно. Обдумывая, как написать сочинение по «Горе от ума» (комедии Грибоедова), некоторые школьники резкий тон Чацкого оправдывают тем, что он видит безнравственность общества, в котором ему приходится жить. Его вовсе не смешит и не восхищает дядюшка Фамусова, падавший нарочно на приеме у императрицы. Наоборот, это вызывает в нем отвращение, высказывание «служить бы рад — прислуживаться тошно» становится его кредо. Среди дворян он не видит тех, с кого можно было бы брать пример, замечает, что московские дворяне посещают балы лишь с одной целью: завести полезные знакомства.

Темы школьных сочинений

Писать сочинение по комедии «Горе от ума» приходится всем старшеклассникам, зачастую отрывки из комедии включают в экзаменационные билеты или же детям предлагаю описать образ того или иного героя произведения Грибоедова. Поэтому важно разбираться в пьесе, знать наизусть отрывки из монологов Чацкого и Фамусова.

Современным школьникам неспроста предлагают тщательно изучить пьесу «Горе от ума». Темы сочинений этой бессмертной комедии на экзаменах включают в себя приблизительно следующее содержание:

  • «Век нынешний и век минувший».
  • «Чацкий и фамусовское общество — конфликт поколений».
  • «Фамусовская Москва».
  • «Автор и его герой».
  • «Герой и эпоха».
  • «Чацкий и Софья».
  • «Смысл названия комедии».
  • «Художественное новаторство А. С. Грибоедова».

Само название комедии «Горе от ума» пророческое. Для многих людей ум — это синоним счастья, но не все носители разума становились счастливыми, скорее, наоборот. Им пришлось столкнуться с невежеством и ограниченностью, а самих передовых из них зачастую объявляли сумасшедшими.