Интервью с Валерием Кипеловым, лидером группы «Кипелов. Валерий Кипелов: "Проверяю песни на внучках". Интервью накануне гастролей в Израиле

Сегодня, 12.07.2013, Валерию Кипелову, рок-музыканту, бывшему солисту группы «Ария», автору популярнейшей песни «Я свободен» и основателю собственной группы «Кипелов», исполняется 55 лет. Сейчас он продолжает усиленно работать: дает концерты, выступает на различных фестивалях и готовится к записи нового альбома. «Труд» расспросил юбиляра о его планах в музыке и в жизни.

– Как идет работа над новым альбомом?

– Загадывать трудно, у нас и предыдущий альбом писался достаточно долго. Сейчас вообще проблемы с выпуском больших альбомов, поэтому мы, возможно, пойдём по другому пути и будем писать макси-синглы, то есть альбомы максимум по три песни. И таким образом ускорим этот процесс.

– Какие песни войдут в альбом?

– У нас есть баллада, оставшаяся со времен написания альбома «Жизнь вопреки». Музыкальный материал уже записан, но текста нет. Мы с Ритой (Маргаритой Пушкиной – автором многих песен «Арии» и «Кипелова» - «Труд».) очень щепетильно относимся к написанию текстов, и поэтому та песня так и не вписалась в альбом. Но, думаю, выйдет на одном из макси-синглов. Но финальный состав еще не определен. Мы сейчас переезжаем на новую базу – и уже там будем решать все вопросы.

– Вы работаете с кем-нибудь из иностранных музыкантов? Вообще, группа «Кипелов» рассчитывает на западную аудиторию?

– Предложения есть, причем достаточно много, но мы не рассчитываем на западную аудиторию. Многие наши коллеги, в том числе и группа «Ария», часто ездят за рубеж – в Германию, США, Финляндию... Но эти предложения строятся на том, чтобы петь для наших бывших соотечественников, меня это не устраивает. А чтобы завоевать западный рынок, надо петь на английском языке, и кто-то еще должен заниматься твоей раскруткой. Но зачем нам западная публика? Мы абсолютно русский коллектив, который работает для своей аудитории. Мы востребованы здесь, нас любят здесь. А так, в октябре, например, поедем в Израиль. Но эта поездка – скорее отдых, совмещенный с гастролями.

– Вы производите впечатление очень спокойного человека.

– Наверное, спокойствие – это признак опыта. Мне хочется быть примером для своих детей, для внучек, которые, кстати, уже достаточно взрослые барышни – одной 12, другой – четыре. После больших фестивалей, когда отдаешь огромное количество энергии, самый лучший способ восстановиться – заняться спортом. Я дал себе зарок каждый день полтора-два часа заниматься зарядкой. Пока его соблюдаю, может, если умирать буду, то дам себе какое-нибудь послабление. Природа дает спокойствие: дача, лес, озеро…

– Знаю, что интересуетесь футболом. Часто ли ходите на матчи?

– К сожалению, смотреть получается не часто. В свое время фан-клуб «Спартака» подарил мне абонемент на сезон, но выбраться так и не получилось. Правда, в последнее время внутренний чемпионат интересует меня все меньше. Есть неплохие футболисты, но когда я смотрю западные чемпионаты, то понимаю огромную разницу между нашей лигой и их, хотя я и огромный патриот. Какая там самоотдача! А здесь так мало ярких матчей, как будто футболисты даже играть не хотят. А те, кто хочет, уезжают за границу.

– Как вы относитесь к тому, что сейчас многие «металлические» группы оказались в разряде «неформат» и, чтобы выйти из него, начинают выступать на попсовых фестивалях и участвовать в разных телешоу?

– Я лично на телешоу не хожу – это не мое. Там все искусственно, всегда возникает ощущение, что гости что-то недоговаривают. Сидеть там, надувать щеки – зачем? Только время терять. Помню, меня однажды пригласили на программу, где обсуждали влияние алкоголя, выясняли, кто виноват – государство или сам человек. Это было интересно, мне было что сказать, но мою реплику в итоге вырезали. После этого я понял, что на подобные передачи ездить не буду.

Что касается попсовых фестивалей, то на них я тоже не выступаю, да нас и не приглашают. Была история, когда нас позвали на премию «Муз-ТВ», еще в 2004 году, когда она только зарождалась, и ребята еще не определились с форматом. Мы хотели выступить вживую, но нам не дали.

То, что металл стал неформатом, да, обидно. Такие группы не крутят по радио, разве что «Наше радио» иногда ставит что-то. Хотя мы и там стоим особняком. Но это, наверно, традиция: «Ария», я – мы постоянные участники «Нашествия». Но меня это не смущает: у поп-звезд целый штаб пиарщиков, имиджмейкеров, мы этим не пользуемся, у нас другие методы. От сердца к сердцу, что называется. Мы смотрим нашим зрителям прямо в глаза.

– Сейчас некоторые ваши коллеги идут в политику: Паук, например, стал кандидатом в мэры Москвы. У вас нет политических амбиций?

– Нет, не хочу. Каждый человек должен заниматься своим делом. Я глубоко убежден, что нашей стране не нужны потрясения. У меня есть масса претензий к Кремлю, но я понимаю, что у огромной страны – огромные проблемы, решение которых требует большого коллектива и большого опыта, и зачем в это лезть людям, которые ничего в этом не понимают, не знаю. Я не хочу лезть в политику. Когда ты в политике, ты не самостоятелен, а я очень дорожу своей свободой и тем, что надо мной нет начальников.

«Я РОС НА НАРОДНОЙ МУЗЫКЕ… НАРОДНАЯ МУЗЫКА – ОСНОВА ВСЕГО. ЭТО ВПИТАНО С МОЛОКОМ МАТЕРИ…»

Интервью с Валерием Кипеловым

Музыкант Валерий Кипелов и одноименная группа – крайне интересны для изучения со стороны специалистов от авторского права, юристов в области интеллектуальной собственности. «Ария» приобрела популярность в 80-е годы, и до сих пор «арийцы», как и группа «Кипелов», остаются стадионными коллективами. Тем не менее отечественные рок-группы со схожим путем успеха совершенно не похожи на них: все они строятся вокруг персоны автора-исполнителя, будь то Шевчук и ДДТ, Кинчев и «Алиса», Гребенщиков, и даже покойный Виктор Цой. У «Арии» же, как теперь и в группе «Кипелов», совершенно иной путь: они всегда были конгломератом творческих личностей – музыкантов, поэтов и, конечно же, Вокалиста с большой буквы. Именно поэтому правовое построение отношений внутри и вокруг флагманского коллектива отечественной метал-сцены так интересно.

– Валерий, здравствуйте! Скоро уже 15 лет, как вы ушли из группы «Ария». Теперь, когда вы возглавляете группу имени себя, проблем с названием коллектива возникнуть не может ни при каких обстоятельствах. А тогда, в 2002 году, была ли у вас возможность оставить название «Ария» за собой? Какие-то соглашения регулировали возможность вашего ухода из группы? По многочисленным слухам, бродившим в то время как в прессе, так и в тусовке, «Ария» должна была достаться вам, в то время как группа Дубинина и Холстинина могла бы называться, например, «Химера». Защищено ли название «Кипелов» сейчас каким-то образом?

– Да, название «Кипелов» и логотип сейчас защищены. А в то время я был далек от юридических тонкостей, тяжело было отбросить мысль, что я больше в этом коллективе работать не буду. Мы полагались на джентльменские договоренности с нашими коллегами и, насколько я знал, название «Ария» было зарегистрировано на отдельное ООО, и нас было пять участников и директор. Но в момент разрыва и ухода трех участников группы «Ария» никто не претендовал на название «Ария», и мы понимали, что «Ария» – это нечто большее, чем три участника. Да и большая часть песен была написана оставшимися двумя участниками коллектива. Но, по правде говоря, «Ария» – это вот те пять музыкантов коллектива. Каждый из нас внес свою лепту…

Да, на тот момент они перерегистрировали название «Ария» на себя. Мы в свою очередь тоже долго переживать не стали и начали работать. Ну а время все расставило на свои места.

– Первые предпосылки к расставанию с «Арией» стали появляться еще в середине 90-х, если верить истории группы. Вы же уходили уже в 1994 году, и альбом «Ночь короче дня» начал записывать Алексей Булгаков. Опять же, по слухам, не последнюю роль в вашем возвращении в «Арию» сыграл Александр Морозов (Moroz Records), который пригрозил разрывом контрактов с группой. Действительно ли тогда имела такое значение правовая сторона вопроса?

– У нас был определенный конфликт после поездки в Германию в 1994 году, в основном, между мной и В. Холстининым. Я не собирался никуда уходить, ему, видимо, не понравились мои какие-то самостоятельные шаги. В то время было сложное финансовое положение, и я работал по клубам с группой «Мастер». Это был временный проект, группа «Мастер» на тот момент не имела вокалиста. Все свои обязательства с «Арией» я выполнял, и мы тогда даже решили работать над новым альбомом. Но тут был приглашен А. Булгаков. Алексей был лидером группы «Легион» и выстраивать новые отношения оказалось непросто – по-видимому, они просто зашли в тупик достаточно быстро.

Был ли на самом деле такой договор с Морозовым, я не знаю, мне об этом сообщил В. Холстинин, сказав, что компания не хочет выпускать альбом с другим вокалистом. Таким образом, наши отношения вошли в новую фазу и продлились до 2002 года, чему я в общем был рад.

Я слышал некоторые композиции с вокалом А. Булгакова, и что-то мне нравилось, слышал саму песню «Ночь короче дня…».

Могу только сказать, что я на тот момент никуда уходить не собирался. Это была совершенно другая ситуация, нежели та, которая возникла в 2002 году.

– Насколько вообще на начальном пути вашей метал-карьеры (1985–95 годы) договорные обязательства влияли на судьбу артистов? Правда ли, что «Мелодия» продавала миллионными тиражами ваши пластинки, не платя ни копейки «арийцам»? Каким образом в то время строились ваши отношения с продюсером «Арии» В.Я. Векштейном?

– Векштейн был художественным руководителем, мы работали в Москонцерте и получали свою фиксированную ставку. Года с 88-го ситуация поменялась, ставки были аннулированы, и мы работали свои коммерческие концерты. Оплата за концерт обсуждалась с Векштейном и уже с ним решались эти вопросы.

Это был период, когда не было особых договоров, подписей, и даже об авторских мы тогда не рассуждали. Нас особо не волновало, чья песня, – юридическая сторона вопроса возникла уже чуть позже, когда мы начали подписывать договоры на выпуск СD. И, конечно, мы юридически на тот момент не были до конца готовы к правовым отношениям, поначалу возникали некоторые проблемы.

Что касается «Мелодии», то это был некий прорыв, когда на виниле издается диск metal-команды. Позже вышел и следующий альбом… Для нас это было определенной победой – выпуск альбома металлической команды и на виниле, и на «Мелодии».

Конечно, особых денег тогда мы не получили, но нас это мало волновало. Выход альбома на виниле уже говорил о статусе группы.

– Вернемся в середину 90-х. С ушедшим в 1995 г. из «Арии» гитаристом Сергеем Мавриным вы записали сольный альбом «Смутное время», на котором впервые прозвучал главный хит всех времен и народов «Я свободен». Расскажите историю создания этого альбома. Почему эти песни не попали в репертуар «Арии»? Кто не разглядел их потенциал? Не было ли у вас правовых ограничений для выпуска сольной пластинки в то время, как вы являлись действующим вокалистом «Арии»?

– Песня «Я свободен» не то чтобы не была замечена… Наверное, она выделялась в альбоме, по крайней мере для меня, но мы не думали, что эта песня станет хитом и прочее.

Я не навязывал эту песню для исполнения в группе «Ария», мы даже почти не говорили об этом, тем более что у «Арии» много своих песен, более лиричных… По результатам совместной работы нам с Сергеем просто хотелось сделать что-то самостоятельное, итогом этой работы стал альбом, вышедший в 1997 году. Чем-то мы довольны, чем-то нет, наверное, некоторые вещи сейчас слушать смешно с позиции лет… Я думаю, что тогда и был заложен первый камень, который положил начало группе «Кипелов».

– В ваших группах, что в «Арии», что в «Кипелове», песни пишут все, кроме барабанщика. Каким образом определяется, чьи композиции группа принимает в работу, а какие откладываются на потом?

– Все решается коллегиально, кто бы что ни принес, мы стараемся вместе работать. Единственное могу сказать, что у нас происходит не так, как у некоторых западных команд, когда из 80 песен, представленных для альбома, выбирается только 10. У нас столько песен приносят, сколько в альбом и нужно.

Все решаем сами, главное, чтобы это было выдержано в стилистике группы. Что касается барабанщика, то, да, он не сочиняет песен, но у него есть масса других достоинств, и мы совершенно нормально к этому относимся. Конечно, если бы он сочинял, было бы здорово, но, тем не менее, он участвует в творческом процессе, что-то предлагает…

– Из-под вашего пера в «Арии» выходили в основном баллады, однако сольная работа представила вас прекрасным композитором и боевых треков. Почему же такая особенность была в «Арии»? Это был заказ аудитории или невозможность написать балладу другими участниками группы?

– Трудно сказать… наверное, это зависит от периодов в жизни. В «Арии» в основном, писали Грановский, Большаков, Холстинин, Дубинин, я иногда писал, но до «Арии» я вообще не сочинял песен, скажем, работая в «Лейся, песня!». Спустя какое-то время, как говорится, жизнь заставила, и я уже пробовал свои силы в написании не только баллад, но и «боевиков». Наверное, я набирался опыта…

– Авторами песни «Возьми моё сердце» значатся все участники «Арии», кроме барабанщика. И это не единственный случай. Как определяется авторство песен в «Кипелове», в «Арии» тех лет, когда все музыканты вкладываются в создание трека? Ведь гитарист может придумать вступительный рифф, соло и т.д., но при этом вокальная мелодия и гармония придумана вами. Между соавторами заключаются какие-то соглашения для дальнейшего определения дохода? Варьируется ли этот доход от вклада каждого соавтора в песню?

– Исторически, еще со времен «Арии», у нас как-то сложилось, что авторство принадлежит тому, кто сочинил мелодию и гармонию… А что касается риффа или аранжировки, то это тоже очень важно и иногда это делает свое дело… Но вот у нас сложилось так. В основном, все остальное делаем вместе, правда, бывает по-разному, но тем не менее у нас так.

– Из-за большого количества авторов исполняемого вами материала (как музыки, так и текстов) не возникало когда-либо сложностей с живым исполнением тех или иных песен? Одно время говорили, что в концертные альбомы не удавалось включить некоторые песни пера А. Большакова («Встань, страх преодолей», «Воля и разум»).

Есть, например, песня «Беспечный ангел», музыка к которой была написана группой Golden Earing, с ней тоже возникали проблемы при выпуске…

– «Кипелов» славится своим исполнением народных песен, как в тяжелой обработке, так и с народными ансамблями. Откуда увлечение подобной музыкой? Ожидать ли аудитории новых треков в таком ключе?

– Я рос на народной музыке, дома у меня всегда играл патефон и звучали Шаляпин, С. Лемешев, Русланова. Это было впитано с молоком матери, семья у меня поющая, песни звучали всегда и везде. А я вставал на табуреточку и пел для гостей русские народные песни. Всегда есть чему поучиться у народа. Народная музыка – это основа всего. И кстати, «Косово поле» – новая наша песня, ведь многие подумали, что это какая-то народная песня. Это неплохо, и любовь к народному творчеству останется со мной до конца моих дней.

– Кроме народных песен в рамках группы «Кипелов» можно услышать и кавер-версии западных рок-хитов. У вас был опыт работы в клубном проекте «Назад в будущее» в 90-х, где также исполнялись каверы. А «Ария» в 99-м году приобрела новую жизнь и стадионы новых поклонников с кавером «Беспечный ангел». Как вы в целом относитесь к исполнению песен других артистов, ведется ли какая-то правовая работа в этом направлении? Обусловлен ли выбор тех или иных каверов возможностью «очистки» прав на исходный трек для работы?

– Ну вот уже упоминалась песня «Беспечный ангел», она перешла к нам по наследству и исполняют ее и «Ария», и «Кипелов», и С. Маврин и, возможно, С. Терентьев. А что касается каверов, то крайне редко мы исполняем их, скорее, как исключение, либо это связано с «зелеными концертами», либо еще какой-то особый случай.

Был в свое время проект «Назад в будущее», исполнялись каверы, никаких проблем с авторством не возникало…

– Ваш преемник по «Арии» Артур Беркут был вовлечен в судебные тяжбы из-за сольного исполнения «арийских» песен, по сути, каверов. Вы не сталкивались с подобными инцидентами?

– Нет, со мной никто на эту тему не судился, если возникают вопросы, то у нас есть такая негласная договоренность, и мы стараемся не исполнять песни, которые нам не принадлежат. Бывают случаи, когда песня принадлежит двум авторам: одному – участнику группы «Ария», другому – участнику группы «Кипелов», но до судов у нас дело никогда не доходило.

– Валерий Кипелов известен как серьезный артист, который не участвует в проектах, которые ему не близки. В то же время вас нельзя назвать и затворником: дуэты с Галаниным, Тарьей Турунен, участие в проекте Маргариты Пушкиной «Династия посвященных». Каким-то образом вы привлекаете юристов при участии в этих проектах? Договоры с соисполнителями, контроль качества и за продвижением фонограмм?

– Это также является исключением – все эти совместные выступления, что касается, например Тарьи, то каких-либо особых договоров мы не подписывали, а то, что спели вместе, я рад.

Что касается Сергея, то это было сделано по дружбе, как жест доброй воли, никаких денег и договоров. Не всегда в этом процессе участвуют деньги, обязательства.

С группой «ПикНик» я также исполнял эти песни добровольно, по собственному желанию и без привлечения юристов.

– На каком основании строится ваше сотрудничество с ФК «Спартак»? Все мы слышали гимн многократных чемпионов России в вашем исполнении, а ведь были и предыдущие эксперименты в этом направлении. Услышим ли мы еще со сцены «Давай поднимем в небо наш красно-белый флаг!»? Расскажите историю появления этих треков.

– Мне позвонил Евгений Хавтан, и это была «проба пера», что касается гимна «Спартака». Он сказал, что есть идея записать гимн для ФК.Спартак.. Он продемонстрировал мне демо, которое, по-моему, было спето группой «Тараканы», причем спето неплохо, задорно, я не знаю, почему оно не прошло… и я согласился попробовать свои силы. Ничего подобного я ранее не делал, и было интересно.

Я не удивлен, что это не стало основным гимном. Я не знаю судьбу этого гимна, и у меня нет даже записи…

Позднее позвонил Виктор Дробыш и вышел с тем же предложением, сказав, что он сочинил гимн, немного другой, как и просил ФК.Спартак., более распевный и мелодичный. Никаких договоров и особых условий также не было. ФК.Спартак. был моим любимым клубом, и я с удовольствием согласился…

– Сейчас «Кипелов» работает над новым материалом. Одна из новых песен – «Косово поле» – уже взорвала Интернет. Как вы относитесь к тому, что поклонники знакомятся с вашим творчеством по записям с телефонов true-fans-only? Не преследуете ли вы распространение подобных пиратских записей? Например, на концертах ряда популярных рок-групп действует запрет на фото- и видеосъемку в зале.

– На самом деле, мы с этим смирились, так как глупо бегать за фэнами и запрещать, сейчас у каждого есть по нескольку телефонов, фотоаппаратов – это так же, как ветер запретить, он дует и дует. И когда появляются записи – это иногда, может, не очень приятно, но с другой стороны это мобилизует тебя – любая твоя неточность налицо, все это заставляет задуматься, что и как ты делаешь на сцене.

– Продолжая разговор о дальнейших планах группы «Кипелов», скажите, новый альбом увидит свет на материальных носителях или интернет-пиратство убило CD?

– Трудно загадывать, будет ли это полноценный альбом или мы ограничимся выпуском сингла. Мне как-то ближе история с CD, т.к. с Интернетом я не особо дружен. Были даже мысли вообще отказаться от выпуска альбома, и новые песни люди будут слушать только на концертах. Причем, ведь одно исполнение от другого может отличаться, может быть спето с разным настроением… это интересно. Но я думаю, в ближайшее время мы поймем ситуацию.

Беседовал Тимофей Щербаков

*** АРХИВНЫЙ МАТЕРИАЛ - 2007 ГОД *** В истории рок-культуры было немало случаев, когда причиной возникновения новых коллективов становился распад старых групп или же уход отдельных их музыкантов. Но есть и случаи, когда благодаря таким распадам получались составы, которые составляли достойную конкуренцию прототипам, а иногда и превосходили их. Ярким примером такого развития событий стала группа Кипелов, фронтмен которой, покинув Арию, главную-метал группу нашей страны, быстро создал свой проект, незатейливо назвав его своим именем. И вот уже на протяжении пяти лет группа занимает ведущие позиции на отечественной метал-сцене, радуя поклонников на концертах старыми «арийскими» хитами, а также новыми композициями с альбома «Реки Времен». Валерий Кипелов - бессменный лидер коллектива, один из лучших голосов в отечественном металле, согласился ответить на наши вопросы прямо в автобусе по дороге от гостиницы к рязанскому клубу «Кратер», где должен был вскоре начаться его концерт.

. К моменту его создания все его авторы имели за плечами несколько лет работы в других сетевых и печатных изданиях. За тот период мы подготовили и опубликовали большое количество материалов, однако часть из них в силу разных причин в настоящее время либо недоступна в Сети, либо доступна не полностью. Пятилетие нашего ресурса - самый подходящий момент, чтобы оглянуться назад и снова представить их вниманию читателей. Зачем? Во-первых, потому что некоторые из этих бесед имеют большое значение для нас лично. А во-вторых, мы знаем, что к ним есть интерес со стороны публики...)

Откуда взялась ваша манера ТАК петь? Какой вокалист был для вас ориентиром?

Вообще вокалистов было очень много, много ориентиров. Это и Брюс Дикинсон, и Оззи Осборн… Я брал ото всех понемногу.

«…Я свободен, словно птица в небесах!» Чувствуете ли вы себя свободнее после ухода из Арии?

Песня была написана до распада группы Ария и никак с этим не ассоциируется. Ну, я, конечно же, стал более свободен, но и ответственности стало больше. Раньше я себя чувствовал одним из музыкантов, а теперь вся ответственность лежит на мне.

Какие трудности возникали у вас при создании своего проекта?

Основная проблема заключалось в том, что в связи с набором нового состава надо было сработаться с новыми музыкантами. Алексей Харьков (бас) с нами никогда до этого не играл, а с Сергеем Мавриным мы играли, но очень давно. Надо было спеться, сыграться, обкатать новый материал.

Можно ли сейчас сказать, что нынешний состав полностью работоспособен и оптимален? Он вас устраивает полностью?

Да, мне нравится наш состав. Меня он полностью устраивает.

С появлением группы Кипелов фанаты изменились?

Нет, не изменились, если только их стало больше.

Это для вас плюс?

Скорее всего. Еще наши поклонники стали старше, «те, кому за …», так сказать. И все благодаря песне «Я свободен».

Какие плюсы выделите от участия Виктора Смольского в вашем проекте? Его кандидатура была выбрана случайно?

Нет, его кандидатура была не случайна. Еще когда я был участником группы Ария, мы с Rage давали совместные гастроли. Тогда мы уже были знакомы с Виктором Смольским. На время записи альбома «Реки времен» нам нужен был достойный гитарист, который смог бы заменить Сергея Маврина (он занялся своим сольным проектом). Смольский по всем критериям полностью подошел. Мы с ним сотрудничали весь 2005 год, он совмещал работу в двух группах.

А с другими гитаристами поработать не собираетесь?

Нет. А зачем? Сейчас пока меня все устраивает.

В альбом Реки Времен вошли все задуманные композиции?

Нет, не все. Какие-то композиции остались у Сергея Маврина, он их использует в своем творчестве. В альбом вошло столько композиций, сколько нужно для полноценного альбома.

В этом году группе 5 лет. Чего ожидать?

В лучшем случае мы запишем новый альбом, выпустим ему в поддержку сингл и проведем тур по стране. Если что-то не успеем, то мы дадим большой концерт в Москве и будем работать над новым материалом.

Что для вас изменилось за эти 5 лет?

Да фактически ничего не изменилось. Как я уже говорил, стало больше ответственности.

Насколько большое влияние вы уделяете текстам ваших песен? Важно ли для вас, о чем вы поете?

Да, мы уделяем текстам огромное значение. Именно поэтому задержался альбом «Реки времен». Когда я был еще в группе Ария, мы запросто могли выкинуть какой-нибудь материал. Теперь же мы так не делаем, доводим до конца все свои идеи. На альбоме «Реки времен» осуществились практически все замыслы.

Нет ли желания заняться какой-нибудь другой деятельностью?

Нет, никогда не было такого желания. Я профессионально занимаюсь музыкой вот уже 27 лет. Мне это вовсе не надоело, не приелось. Я буду заниматься музыкой всю жизнь, т.е. проект Кипелов будет существовать до тех пор, пока хватит сил.

Как семья относится к вашей музыкальной деятельности?

За столько лет относились по-разному. Были и похвала, и критика. Да и что вы хотите? Когда мы надолго уезжаем, кому это понравится? Но сейчас уже проще, дети выросли. Они занимаются своим любимым делом, внучке шесть лет. Сейчас мы стали полностью независимы, над нами никто не стоит. У нас теперь нет таких длительных туров, мы можем прервать гастроли в любой момент, когда посчитаем, что это необходимо.

Самый успешный альбом в вашей творческой жизни?

Самый успешный альбом? В группе Ария их было не так уж и мало, каждый альбом по-своему хорош. На данный момент из своего творчества могу выделить два: «Кровь за кровь» (всегда был моим любимым альбомом) и, конечно же, мне сейчас нравится единственный альбом группы Кипелов «Реки времен».

Как вы относитесь к критике?

Нормально отношусь к той критике, из которой можно сделать выводы, полезные для творчества. Я очень самокритично отношусь к своему творчеству. Поэтому самый крутой критик для меня - это я.

Узнают ли вас фанаты на улице?

Да, иногда узнают. И порой они просто достают. Я против этого. Бывают случаи, когда фанаты приезжают в район, где я живу, ломятся в дверь за полночь, расписывают подъезды.

Как вы относитесь к тому, что подростки создают себе кумира?

Не стоит создавать себе идолов, которым ты поклоняешься непрекословно, не замечая их изъянов. У меня таково не было, хотя любимой музыки было очень много. Я запросто мог сидеть часами и слушать полюбившуюся песню. В то время многие боготворили The Beatles, собирали их пластинки, фотографии. Но со мной никогда этого не было. Я не создавал себе кумира.

Ходите ли вы на рок-концерты? Последний концерт, который вы посещали?

Хожу, но нечасто. Последний раз был год назад, в феврале, когда приезжали Judas Priest, это одна из моих самых любимых групп.

Кого из российских вокалистов вы можете выделить?

Даже не знаю. Из нашего тяжелого направления, из тех, кого я знаю и слушаю - это вокалист группы Эпидемия Максим Самосват - он действительно перспективный музыкант. А еще хочу отметить вокалиста группы Маврик Андрея Лефлера, он еще молод, я думаю, у него все получится, если он не заболеет звездной болезнью.

Как вы думаете, почему в России так мало достойных вокалистов?

Потому что молодые люди считают, что тот багаж, которых у них уже есть - этого достаточно, они не хотят дальше учиться. А сейчас очень модно альтернативное направление, где значение вокалиста не главное. В наше время вокалист был всегда самым известным человеком в группе, его значение никогда не было второстепенным. Выделяли, конечно, и барабанщиков, гитаристов, но вокалист всегда был лидером.

С каких лет вы носите длинные волосы?

Еще в школе я много раз пытался отрастить волосы. Тогда были очень серьезные времена, нам этого не разрешали. Когда в старших классах я играл в ансамбле Лейся Песня, то много раз возникало желание отрастить волосы, но концепция коллектива не позволяла.

А желание постричься как Брюс Дикинсон не возникало?

Так радикально - никогда. А вообще я стригу волосы регулярно, но так, чтобы они были просто хорошими и на внешнем виде это не отражалось.

В книге Сергея Лукьяненко «Дневной Дозор» песню «Я свободен» назвали гимном Темных. Вы согласитесь с этим?

Да, я в курсе, мне Маргарита Пушкина зачитывала. Я не считаю нас чем-то темным. Наше творчество напротив направленно на то, чтобы пробуждать свет в сердцах.

Как вам Рязань? С чем ассоциируется Рязань?

В первую очередь Рязань ассоциируется с Сергеем Есениным, потому что это его родина.

А рязанские поклонники?

Поклонники запоминаются своей активностью. (В этот момент автобус с группой КИПЕЛОВ подъезжает к служебному входу «Кратера», и толпа фанатов скандирует «Ки-пе-лов!!!», Валерий улыбается: активность поклонников доказана еще до начала концерта).

Официальный сайт группы Кипелов: http://www.kipelov.ru

Интервью: Александр “SUMRAK” Нефедов, Светлана Колоколенкова
Фото: Наталья "Snakeheart" Патрашова
25 марта 2007 г.
Изначально интервью публиковалось в газете о рок-музыке "PRO рок", №13, 2007
(с) сайт

28.09.2006

26 сентября в ДК «Зеленоград» состоялся большой сольный концерт группы «Кипелов». Поклонники тяжелой музыки из Зеленограда, Москвы и Московской области энергично и шумно поддерживали своих любимцев, зал Дворца Культуры, отвыкший от рок-н-ролльной удали, сотрясался, но выстоял. Перед концертом Валерий Кипелов дал интервью нашему корреспонденту Алексею Коблову.

— С чего началась группа «Кипелов»?
- Можно сказать, что у нас разные точки отсчета. Если считать от первого концерта, то первый концерт группы «Кипелов» состоялся 11 октября 2002 года в Питере, во Дворце Спорта, на Малой арене. А репетировать мы начали где-то в июле, у меня 12 июля день рождения. Я считаю, что начало - все-таки октябрь. Первый концерт, вот с этого момента можно и считать. (Прим. автора: на официальном сайте www.kipelov.ru указано 11 сентября 2002 года).

- Получается, что вы работаете уже около четырех лет?
- Да, четыре года.

- За это время у вас менялся состав, а вышла только одна «номерная» пластинка?
- Да, это было как раз год назад. В октябре появился альбом «Реки Времен». Просто в связи с тем, что менялись музыканты, на которых, понятно, делалась ставка, это и Маврин, и Терентьев, я могу сказать, что, в принципе, материал долго готовился, и они к этому альбому приложили руку, участие, мы с Терентьевым в свое время делали аранжировки такой песни, как «Дыханье Тьмы», с Мавриным - его песня «Пророк» вошла в этот альбом. Так что их участие там тоже было. Но так случилось, нас судьба развела.

- Вы до сих пор играете на концертах песни из репертуара «Арии»?
- Да, играем. В основном те, которые или по авторству принадлежат мне, либо они нейтральные, не принадлежат теперешнему составу «Арии», например, «Воля и Разум». «Встань, Страх Преодолей» - это песня Большакова на стихи Елина. Вообщем, есть такие песни, которые исполняют до сих пор и они, и мы.

- У вас по этому поводу не было никаких конфликтов?
- Ну, были какие-то определенные конфликты. На концертах мы эти песни играем, а когда спустя год после образования группы «Кипелов» вышел наш концертный альбом, там возникли проблемы по авторству. Поскольку поэт Александр Елин передал права на песню «Воля и Разум» и на все другие, которые ему принадлежали, и которые он написал для группы «Ария», Продюсерскому Центру Игоря Матвиенко - вот здесь возникли проблемы. У нас была своя схема оплаты, и все это немножко из-за денег приключилось. Как-то разрулили эту проблему.

- Вы поддерживаете отношения с кем-то из музыкантов «Арии»?
- (Глубоко вздыхает). Нет. Из нынешнего состава - нет.

- А с теми, кто раньше играл?
- Да, и с Грановским, хотя мы не так часто видимся, с Андреем Большаковым - в большей степени, мы чаще встречаемся. Он помогал нам и в поддержке концерта, который проходил у нас в Москве, в Лужниках, в мае, помогал нам с информацией, размещал в своих изданиях информацию о группе, и, вообще, морально поддерживал, даже принимал непосредственное участие в шоу. Он вместе с Юрием Соколовым помогал нам с шоу, очень хотелось, чтобы все это было достойно сделано. Поэтому роль его большая.

- Вас называют одним из лучших голосов на российской рок-сцене. Я знаю, что вы пели в советское время в вокально-инструментальных ансамблях. Вам это как-то помогло?
- Да, пять лет пел в ВИА «Лейся, Песня!». С 1980 по 1985 год.

- Вы не любите про это вспоминать?
- Нет, почему, я всегда об этом говорю, я это не скрываю. Многие свое участие в ВИА как-то вуалируют, считают, что это была попса, популярная музыка. Я абсолютно нигде и никогда это не скрывал, никаких сведений о себе, поскольку для меня это был огромный опыт. Благодарен этой группе, за пять лет я даже не могу сосчитать количество концертов, которые мы сыграли. Тогда же не было никаких фонограмм, все играли вживую.

- Так вы, возможно, и в Зеленограде с «Лейся, Песня» выступали?
- Сто процентов.

- Наверное, на танцплощадках?
- Нет, на танцплощадках мы не играли никогда. Играли именно в этом Дворце Культуры в начале восьмидесятых. Я благодарен тому, что мы тогда познакомились с Колей Расторгуевым. Пять лет мы с ним жили вместе в одном гостиничном номере и вместе работали.

- А сейчас вы с ним общаетесь?
- Общаемся постоянно, дружим.

- Наверное, у тогдашней эстрады кастинг был пожестче, чем сейчас?
- Я бы не сказал, что пожестче. Тогда не решали деньги. Были какие-то достаточно известные группы: «Веселые Ребята», «Поющие Сердца», много-много вокально-инструментальных ансамблей. Они все принадлежали к каким-то филармониям. И деньги там, в принципе, ничего не решали. Мы пришли в уже готовый коллектив «Лейся, Песня», он был достаточно известен, раскручен, они массу шлягеров выпустили к тому времени. Немножко все это пошло вниз, потому что восьмидесятые годы - это начало расцвета рок-музыки, появились несколько другие группы. Но мы успешно работали, за пять лет я не помню, чтобы у нас были концерты, на которых не было аншлагов. Мы работали по три, а то и по пять концертов в день, рекорд у нас был - семь концертов за один день. В месяц мы играли порядка пятидесяти-шестидесяти концертов. Сейчас, конечно, это какие-то запредельные цифры, никто в это не верит. И это огромный был опыт, который нигде не приобретешь. Поэтому молодые группы могут просто нам завидовать. На самом деле, при теперешнем положении вещей такое количество концертов, такой опыт сложно приобрести.

- Вы и сейчас много работаете, как группа «Кипелов»?
- Много работаем, много гастролируем. Сейчас, в среднем, концертов восемь-десять в месяц, бывает по-разному, это в среднем.

- А за рубежом вы выступаете?
- Нас туда, на самом деле, не очень тянет. Мы выезжали и выезжаем, но скорее мы рассматриваем это в качестве какого-то отдыха. В Израиль почти каждый год ездим.

- То есть, основные поездки - это Россия и бывшие республики Советского Союза?
- Да, конечно. Достаточно серьезных предложений, чтобы куда-то поехать в большой тур за рубеж нет. Как правило, все группы об этом шумят, но они работают в клубах, и для своих бывших соотечественников, в Германии, в прибалтийских странах, в Швеции, в Финляндии. Я знаю, многие наши группы выезжают, но я не знаю, нам здесь больше нравится. Кроме того, мы не поем по-английски. Условия у нас здесь совсем другие, поэтому мы себя чувствуем вполне нормально, поем на понятном языке, для своих. Я не вижу смысла ездить туда.

- Валерий, что вам нравится в кино, в музыке, за последнее время и вообще?
- Я, все-таки, предпочитаю отечественные фильмы. С огромным удовольствием пересматриваю старые фильмы, очень люблю их, с нашими великими артистами: Евстигнеевым, Леоновым, Куравлевым. Сейчас появляются вроде бы неплохие фильмы, но все это либо подражание Голливуду, либо упор сделан на «экшн», на съемки, на компьютерную графику. Посмотрел я «Мастер и Маргарита», есть у меня определенные претензии к тому фильму. Хотя человек, который за это взялся, Бортко, вот его фильм «Собачье Сердце» мне больше понравился. Я считаю, что в нем он целиком и полностью отразил все. С «Мастером и Маргаритой» вопрос спорный, поскольку такое произведение отразить в кинематографе - это так сложно.

Из музыки - у меня, честно говоря, такое удручающее впечатление. Если я слушаю какие-то группы - да, все научились здорово играть, все здорово записываются, я имею в виду зарубежные команды, не наши, не отечественные. У нас у всех это большая проблема. Я не слышал ни одной группы, которая была бы записана на уровне тех, западных команд, даже сравнивая со Швецией, с Финляндией, а не с первым эшелоном. Все здорово играют, у всех аранжировки классные, но так, чтобы «вставило», по большому счету… Такое впечатление, что есть какой-то определенный застой.

Интересные группы появляются, вот мне «Muse» очень нравится, хотя это совсем отличается от того, чем занимаемся мы. Я жду нового альбома Оззи Осборна. Обещали его к концу года, интересно, чем старик порадует, потому что он не так часто делает альбомы. А если делает, то делает по-настоящему. Могу сказать, что из последних концертов мне очень понравился «Judas Priest», я давно мечтал сходить, увидеть их вживую. Причем это одна из команд, на которую всегда ориентировались, и «Ария», и, теперь, мы. Это были «Iron Maiden», «Judas Priest», Оззи Осборн - вот, пожалуй, эти три коллектива, мы всегда пытались работать в этом же стиле, делать аранжировки, мы много чему учились у них. Последний альбом Брюса Дикинсона мне очень понравился, больше, чем «Iron Maiden», скажем так. Мне больше нравится его сольное творчество. А так, чтобы «ах!», как раньше было, выходит альбом, все ждут его - сейчас такого, к сожалению не получается. Одна, две, три песни максимум, потом - все не очень интересно. Так же могу сказать по поводу последнего альбома «Iron Maiden», все, что уже было миллион раз, все повторяется. Ничего нового. Да, все хорошо спето, сыграно, люди профессиональные, что говорить. Но музыка уже стала неинтересной.

Поэтому с тревогой я заглядываю в будущее, поскольку нам предстоит сейчас садиться записывать альбом, точнее, работать над ним, записывать пока рано. Хотелось бы, чтобы в музыкальном плане он был не хуже, чем, по крайней мере, тот альбом, который мы сделали год назад. Этого очень бы хотелось, я вот сейчас слышал, вышел новый альбом группы «Ария» - ну, тоже есть свои проблемы, как и у всех у нас. К сожалению, мы чего-то достигли, а чего-то - не можем, в плане, хотя бы даже звукозаписи. Но попробуем его, все-таки записать там, за границей, потому что, к сожалению, здесь не получается нормальной записи.

- Спасибо. Удачи вам.
- Спасибо. Счастливо.

Фоторепортаж с концерта группы «Кипелов», фото Олега Беликова .

Благодарим за помощь в организации интервью администрацию Дворца Культуры и директора группы «Кипелов» Рину Ли.

26 августа на День города в Курган с концертом приехала рок-группа "Кипелов" . Музыканты за последние два года уже третий раз посещают Зауралье. После выступления лидер группы, бывший солист и основатель легендарной "Арии" Валерий Кипелов поделился с своими размышлениями о творчестве, новых планах, политике, ситуации на Украине и в Крыму.

Вопрос : Валерий Александрович, спасибо, что уделили время и смогли пообщаться с нами после концерта. Скажите, что нового происходит в вашем творчестве? Осенью этого года вы заканчиваете альбом под названием "Звезды и кресты ". Какова его идея?

Валерий Кипелов : Альбом "Звезды и кресты" так называется неслучайно, есть такая песня в этом альбоме. Люди, услышав такое название, сразу начинают выдвигать различные версии, мол, я ударился с головой в религию или еще что-то. В этой песне говорится о том, что мы принимаем нашу Родину такой, какая она есть , со звездами и крестами . Знаете, сейчас модно отрицать социалистическое прошлое и вечное противостояние "белых" и "красных". А мы говорим о том, что Россия - наша Родина, и мы ее принимаем со всем. Она и со звездами, и с крестами нам одинаково близка. Альбом совсем не концептуальный, не все песни на эту тему, они там совершенно разные. Каждый для себя там найдет что-то полезное. Кто не любит тему патриотизма, он найдет там для себя другие темы для размышлений.

Вопрос : Слышал, что и по жанрам альбом получился очень разноплановым.

Валерий Кипелов : Я анализировал тут, в альбоме есть три баллады - это, наверное, впервые за всю мою практику. Мало того, одна из них - такой почти стопроцентный блюз. Блюз - это маленько, конечно, не то, что привыкли слышать от группы "Кипелов". Но тут есть канва, которая, может быть, даже в чем-то повторяет предыдущий альбом "Жить вопреки". Почему бы не попеть о человеке, о его проблемах , и, в основном, все песни нового альбома с позитивным финалом. И нам в связи с этим хотелось бы пожелать людям, чтобы все надеялись на лучшее всегда.

Вопрос : А сейчас в какой стадии находится работа над альбомом?

Валерий Кипелов : Альбом этот мы уже практически заканчиваем, в самом ближайшем будущем мы его доделаем, обложку закончим. Мои музыканты порой в таких вещах знают больше меня. Они меня в курс дела вводят в самый последний момент, чтобы не травмировать раньше времени (смеется - прим.ред. ). В альбоме также люди найдут и экстремальную музыку, и мягкую музыку, и те же баллады. Элементы мистики там тоже есть. Мне сын мой сказал недавно, что мы играем в стиле патриотического зашквара .

Вопрос : И как вы отреагировали?

Валерий Кипелов : А я с интернетом на "вы" и особо не читаю, что пишут про меня и нашу группу. Я был очень потрясен, что это за такой зашквар политический. Вообще, мы никогда не скрывали того, что мы любим свою Родину и считаем, что ничего в этом зазорного нет. Это все звучит в стиле "патриоты", а патриотизм, как некоторые говорят, это последнее прибежище негодяя. Я так не считаю. Я думаю, что патриотизм - это вполне нормальное явление , наше человеческое чувство.

Вопрос : Для многих сейчас патриотизм ассоциируется с Крымом. И вы совсем недавно были с концертом там. Что вы скажете о настроениях крымчан после возвращения в состав России и о ситуации на Украине?

Валерий Кипелов : Мы совсем недавно были на байк-шоу в Крыму, мы там играем уже четвертый раз. Первые сольные концерты у нас были в Севастополе и Симферополе. Это было в 2014 году. А начиная с 2015 года, мы каждый год посещаем байк-шоу. Мы приезжаем туда с огромным удовольствием . Я знаю, что сейчас много шума вокруг Саши Залдостанова - что лишили грантов и прочее. Я не хочу влезать в эти политические "что", "кто" и "чего". Нам важно, что мы встречаемся там со своими поклонниками , которые любят нашу музыку. И когда мы пели "Косово поле", я видел эти глаза в толпе, я слышал, как они подпевают , и это значит, что мы на правильном пути и делаем правильное дело. А все эти экономические и политические аспекты - нас это как-то мало волнует. Бог потом рассудит, кто был прав, а кто нет.

Вопрос : У вас есть друзья с Украины?

Валерий Кипелов : Мы в Крыму встречались с ребятами из Мариуполя, они в прошлом году тоже на байк-шоу приезжали - муж с женой, жена тогда была беременна. Я им тогда пожелал, чтобы роды замечательно прошли, чтобы они на этом не останавливались. Они приехали, показали фото. Мариуполь - это та часть Украины, которая находится под контролем войск Порошенко. И несмотря на это, мы отлично пообщались , отлично поговорили. И самое главное, знаете что? Между простыми и нормальными людьми этой вражды нет . Я считаю, что это очень здорово раздувается, особенно с той стороны. Я не вижу негатива между людьми, может, он есть где-то в интернете. Люди отвечают колкостью на колкость, жестокостью на жестокость . Я считаю, что вот этого нельзя допускать, и кто бы что ни говорил, мы все равно братские народы, Русь - это наша общая родина, и для нас, и для белорусов, и для украинцев, вообще для славян . У моих ребят из группы очень много знакомых с Украины, даже с западной Украины, и они до сих пор отлично общаются, и нет у них никакой неприязни друг к другу, потому что музыка - едина, и абсолютно не важно, что там происходит в политике.

Вопрос : Вы уже третий раз в гостях в Кургане. Как вам город, что успели узнать о нем?

Валерий Кипелов : Нас тут в Кургане утром встретили люди, я был поражен энтузиазмом и задором. Две девушки - одна архитектор, вторая - художник. Они создали памятник, который у вас открыли недавно, памятник основателю города Невежину. Вот если все такие в Кургане, то я завидую вашему городу. Это не для красного слова, но на таких людях и держится наша страна . Я так понял, что было в Кургане такое время, когда стали разбегаться отсюда специалисты, конкретно из Российского научного центра восстановительной травматологии и ортопедии имени Илизарова, мы были там в прошлом году. Сейчас этот центр возрождается, потому что руководители постепенно подтягивают специалистов обратно. Если так дело и дальше пойдет, то я сам с удовольствием туда приеду и полечу свои больные суставы. Мне в следующем году 60 лет будет, поэтому суставы начинают сдавать. Благодаря Илизаровскому центру я, может, лет еще хотя бы пяток попою.

Еще про Курган знаю, что у вас здесь замечательные озера . И по составу воды они ничем не хуже знаменитого Мертвого моря. Знаю про новые БТР, которые выпускает "Курганмашзавод". В свое время я служил в армии на Урале, в Нижнем Тагиле. У вас так меняется тут климат, я даже куртку с собой взял - днем может быть жарко, а к вечеру резко похолодает. Также знаю, что про Курган одно время в период "девяностых" была негативная информация, все эти Солоники (известный киллер Александр Солоник - прим.ред. ), бандиты, но я считаю, что позитива все равно больше, чем негатива.

И я смотрю вот на местных людей, они - замечательные и душевные люди , и у нас, на самом деле, в стране много таких городов, в которых вот этот самый неистребимый русский дух существует.

За помощь в подготовке интервью благодарит организатора концерта - мясокомбинат "Велес".