Как сдавать отчет в росприроднадзор. Экологическая отчетность в росприроднадзор

Кто должен сдавать отчет в Росприроднадзор, кто относится к 4 классу?

В предыдущем выводе эксперта все подробно расписано. Необходимо уточнить, если ответ был не совсем понятен.

Из ответа следует, что плательщиками экологических платежей по НВОС являются организации и ИП:
– осуществляющие виды негативного воздействия на окружающую среду на объектах I – III категории опасности;
– осуществляющие размещение отходов (хранение и захоронение) – это специализированные организации;
– операторы по ТКО (твердо-коммунальные отходы).

Категория опасности присваивается при регистрации объекта в Росприроднадзоре. Критерии отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 28.09.2015 № 1029.

Поэтому экспертом в ответе был сделан вывод о том, что если организация или ИП не размещает отходы, не является региональным оператором и не использует объекты негативного воздействия на окружающую среду (I – III категории), плательщиками по НВОС общество и ИП не являются.

Эти оставшиеся лица только в уведомительном порядке (без расчета платы и подачи декларации) предоставляют в Росприроднадзор отчет об образовавшихся отходах.

Олег Долматов, заместитель руководителя Росприроднадзора

Светлана Губанова, главный специалист-эксперт отдела финансирования управления экономики и финансов Росприроднадзора

По общему правилу плату за загрязнение окружающей среды обязаны перечислять все организации, которые используют в своей деятельности объекты, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду.

Предприниматели и иностранные организации, занимающиеся бизнесом в России, исключением не являются: они тоже должны перечислять плату за загрязнение окружающей среды.

Организации и предприниматели не перечисляют плату за загрязнение окружающей среды, если ведут деятельность только на объектах IV категории опасности. Это объекты, на которых:
– есть стационарные источники выбросов загрязняющих веществ, но количество выбросов не превышает 10 тонн в год;
– отсутствуют выбросы радиоактивных веществ;
– нет сбросов загрязняющих веществ, которые образуются при использовании воды для промышленных нужд, в канализацию и в окружающую среду (в поверхностные и подземные водные объекты, на земную поверхность).

Главбух советует: чтобы не платить за загрязнение окружающей среды, убедитесь, соответствуют ли объекты, которые эксплуатирует ваша организация, IV категории опасности.

Специалисты Росприроднадзора присваивают категории опасности при регистрации объектов в государственном реестре. Новый объект нужно поставить на учет в течение шести месяцев после ввода в эксплуатацию. Чтобы узнать категорию опасности по старым объектам, обратитесь в Росприроднадзор .

Не путайте плату за загрязнение окружающей среды с экологическим сбором – это совершенно разные платежи.

Важно: плата за загрязнение окружающей среды не является налогом. Поэтому на нее не распространяются требования, установленные налоговым законодательством. Это следует из определения Конституционного суда РФ от 10 декабря 2002 г. № 284-О . В связи с этим обязанность по перечислению платы распространяется на организации (предпринимателей), применяющих любую из предусмотренных Налоговым кодексом РФ систем налогообложения. Это следует из пункта 3 статьи 346.1, пунктов и статьи 346.11, пункта 4 статьи 346.26, пункта 7 статьи 346.35 Налогового кодекса РФ, письма Минфина России от 11 июля 2007 г. № 03-11-04/3/262 .

Обязанность по внесению платы за загрязнение окружающей среды не зависит от права собственности на источник (объект) негативного воздействия. То есть плату должны перечислять те, кто фактически эксплуатирует такой объект. Например, арендаторы, организации, получившие объект в безвозмездное пользование, и т. п.

Правильность расчета платы и своевременность ее перечисления в бюджет контролирует Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор). Об этом сказано в постановлении Правительства РФ от 29 декабря 2007 г. № 995 .

Организация, которая эксплуатирует объекты негативного воздействия на окружающую среду, обязана зарегистрироваться в территориальном отделении Росприроднадзора. Для этого она должна подать туда заявку по форме , утвержденной приказом Минприроды России от 23 декабря 2015 № 554 . Заявку составляйте отдельно по каждому «негативному» объекту (п. 17–19 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23 июня 2016 № 572). Сформировать заявки можно на бумаге или в электронном виде на сайте Росприроднадзора. Методические рекомендации по заполнению заявок есть в приложении к приказу Росприроднадзора от 24 ноября 2016 № 756 .

Срок подачи заявок – в течение шести месяцев с начала эксплуатации объекта (п. 2 ст. 69.2 Закона от 10 января 2002 № 7-ФЗ). За нарушение этого срока Росприроднадзор выпишет штраф по Кодекса РФ об административных правонарушениях. Размер штрафа составит от 30 000 до 100 000 руб. – для организаций, от 5000 до 20 000 руб. – для руководителя.

О старых объектах негативного воздействия, которые вы эксплуатируете давно, сообщите в Росприроднадзор. Заявку подайте до 1 января 2017 года. Сделать это можно через личный кабинет .

В течение 10 рабочих дней на основании заявки отделение Росприроднадзора зарегистрирует объект негативного воздействия (п. 2 ст. 16.1 Закона от 10 января 2002 № 7-ФЗ). Свидетельство о постановке на учет вам вышлют на бумаге или в электронном виде. Форма свидетельства установлена письмом Росприроднадзора от 1 сентября 2016 № АС-03-00-36/17836 . Такой порядок следует из пункта 1.7 уведомления Росприроднадзора от 25 ноября 2016 и писем Минприроды России от 28 октября 2016 № 12-50/8692-ОГ , Росприроднадзора от 31 октября 2016 г. № АС-09-00-36/22354 .

Ситуация: нужно ли вносить плату за загрязнение окружающей среды, если единственный вид отходов, который образуется в организации, – бытовой и офисный мусор

Ответ на этот вопрос зависит от того, есть ли у организации объекты негативного воздействия на окружающую среду, и от категории опасности.

Сама по себе деятельность, в результате которой образуется бытовой и офисный мусор, не основание для постановки на учет в Росприроднадзоре. Если у организации нет объектов негативного воздействия на окружающую среду, регистрироваться в Росприроднадзоре она не обязана. Дело в том, что Росприроднадзор регистрирует не все организации подряд, а только те, у которых есть «негативные» объекты. Ведомство ставит на учет на основании заявок , которые организации должны подавать по каждому объекту. И если, например, офис, магазин, школа, детский сад и т. п. образуют и накапливают отходы, но не эксплуатируют «негативные» объекты, заявку им подавать не нужно. Следовательно, от платы за негативное воздействие они освобождены.

Другое дело, если организация эксплуатирует объекты негативного воздействия. Такие объекты нужно поставить на учет в Росприроднадзоре . А дальше все будет зависеть от того, какую категорию опасности присвоят этим объектам. Если объект отнесут к I–III категории, плату за негативное воздействие придется вносить. Если объекту присвоят IV категорию, платить за него не нужно. Такие разъяснения есть на официальном сайте Росприроднадзора и в письме Росприроднадзора от 22 ноября 2016 № АА-05-04-32/23821 .

Экологический сбор

Экологический сбор – это самостоятельный неналоговый платеж, который установлен Закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ (письмо Минфина России от 13 апреля 2015 г. № 03-02-07/1/20823). Какого-либо отношения к плате за загрязнение окружающей среды экологический сбор не имеет.

Этот сбор обязаны платить производители, а также импортеры товаров, которые после утраты ими своих потребительских свойств нужно утилизировать. От уплаты сбора освобождены производители и импортеры, которые самостоятельно обеспечивают утилизацию отходов. Это следует из положений пункта 7 статьи 24.2 и пункта 2 статьи 24.5 Закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ.

Отчет для малого и среднего бизнеса по отходам сдается всеми юрлицами и ИП на территории России, которые производят отходы. Отчетность сдается в уведомительном порядке не позднее 15 января последующего года и не включает статистические или бухгалтерские сведения.

За непредоставление отчета по отходам возможен штраф - до 250 000 рублей (иногда приостановка до 90 суток). Поторопитесь - скоро новый 2016 год!

Данный отчет еще известен как: отчетность об образовании отходов, экологическая отчетность малого бизнеса или отчетность для малого и среднего предпринимательства МСП.

Закон №89-ФЗ «Об отходах производства…» устанавливает, что в принципе нужно сдавать отчет для малого и среднего бизнеса. Реализация же производится в соответствии с «Порядком предоставления отчетности … по отходам» (приказ №30 Минприроды РФ от 16.02.2010).

Разберем подробнее, кому, как и в каком порядке нужно отчитываться.

Субъекты малого и среднего предпринимательства МСП

Отчетность МСП относится к большинству юридических и физлиц на территории России, которые классифицируются как субъекты малого/среднего предпринимательства (ст. 4 №209-ФЗ от 24.07.2007 «О развитии … предпринимательства в РФ»).

  • Коммерческие организации: юрлица, физлица (ПБОЮЛ), КФХ
  • Доля (субъектов, образований) РФ в уставном капитале не более 25%, доля иностранных юрлиц не более 49%
  • Средне-годовой штат: 100-200 сотрудников - средние предприятия, до 100 сотрудников - малые, до 15 человек – микро-предприятия
  • Выручка или балансовая стоимость за отчетный год не более: 2 млрд. рублей – средние предприятия, 800 млн. руб. – малые предприятия, 120 млн. рублей – микро-предприятия.

Отчеты СМБ от некоммерческих организаций не принимаются в связи с изменениями гражданского кодекса (п.3 ст. 50 ГК РФ). Это относится к потребительским кооперативам и общественным организациям (партии, профсоюзы, органы территориального управления).

Что включает отчет для малого бизнеса по отходам?

На предприятии должен вестись первичный учет отходов, который включает операции по образованию, обезвреживанию, передаче отхода другому лицу (как правило, перевозчику), по размещению отходов в местах захоронения (если таковое производилось).

Структурно отчет содержит несколько разделов:

  1. Общие сведения о предприятии
  2. Баланс образования отходов за год
  3. Перечень всех контрагентов, с которыми велось взаимодействие по отходам за год, включая сведения:
    • Конечный пункт передачи отходов (адрес полигона или кому передан отход)
    • Реквизиты договора с перевозчиком/юрлицом по обезвреживанию
    • Номер лицензии полигона или перевозчика отхода
  4. Приложения, обязательные из которых:
    • Копии лицензий на отходы субъекта СМБ (если требуется для данного вида обращения с отходами), а также перевозчика отходов
    • Копии договоров и актов-приемки (с печатью предприятия) на деятельность по обращению с отходами

Здесь можно посмотреть и скачать макет отчета для малого и среднего бизнеса в формате электронных таблиц:

Срок сдачи отчета по отходам - до 15 января последующего года

Даже если вы зарегистрировали ИП или ООО в середине текущего года, но ваша деятельность связана с производством отходов, вам полагается предоставить отчет МСП в период с 1 по 15 января в новом году.

Сдача отчетности по отходам в Росприроднадзор

Отчет для малого и среднего бизнеса по отходам подается в распечатанном виде плюс электронная версия в Росприроднадзор (территориальный орган по месту деятельности). Второй экземпляр отчета хранится на предприятии.

Обязательно нужно пронумеровать весь отчет, печатную версию подшить и заверить печатью за подписью руководителя.

Уведомительный порядок сдачи означает, что вам надо просто зафиксировать факт отправки. Зафиксировать отправку экологической отчетности можно тремя способами:

  1. получить уведомление об отправке на почте
  2. при личном посещении Росприроднадзора запросить номер входящего документа
  3. заполнить отчет малого и среднего бизнеса через веб-портал приема отчетности

Вероятность отказа снижается ближе к 3-му варианту подачи, т.к. когда документы приходят по почте, никто в Росприроднадзоре не читает состав документации (что возможно при личном посещении).

Для подачи через веб-портал нужно предварительно скачать Модуль природопользователя (http://rpn.gov.ru/node/721), в котором формируется весь отчет субъекта МСП.

Если же вы испытываете трудности с таким видом подачи отчетности, специалисты ЭкоПромЦентра всегда помогут вам.

Ответственность за отсутствие отчетности об образовании отходов

Если Росприроднадзор не имеет отчета по отходам, это является основанием для применения статьи 8.2 административного кодекса РФ «Несоблюдение экологических и санэпид требований при обращении с отходами производства и потребления».

Ответственность в форме штрафа составит:

  • 10-30 тыс. рублей – для должностных лиц
  • 30-50 тыс. рублей или приостановка до 90 суток – для предпринимателей ПБОЛЮЛ
  • 100-250 тыс. рублей или приостановка до 90 суток – для юрлиц

Поэтому сдавайте отчетность для малого и среднего бизнеса во время и в корректном виде. А если что-то не получается - !

Пожалуйста, репостьте наш материал:

Sp-force-hide{display:none;} .sp-form{display:block;background:#1b2a4b;padding:20px;width:100%;max-width:100%;border-radius:5px;-moz-border-radius:5px;-webkit-border-radius:5px;border-color:#000000;border-style:solid;border-width:1px;font-family:Arial, "Helvetica Neue", sans-serif;} .sp-form-fields-wrapper{margin:0 auto;width:690px;} .sp-form .sp-form-control{background:rgba(255, 255, 255, 1);border-color:rgba(0, 0, 0, 1);border-style:solid;border-width:1px;font-size:15px;padding-left:8.75px;padding-right:8.75px;border-radius:4px;-moz-border-radius:4px;-webkit-border-radius:4px;height:35px;width:100%;} .sp-form .sp-field label{color:rgba(255, 255, 255, 1);font-size:13px;font-style:normal;font-weight:bold;} .sp-form .sp-button{border-radius:4px;-moz-border-radius:4px;-webkit-border-radius:4px;background-color:#00cd66;color:#ffffff;width:100%;font-weight:bold;font-style:normal;font-family:Arial, "Helvetica Neue", sans-serif;box-shadow:none;-moz-box-shadow:none;-webkit-box-shadow:none;} .sp-form .sp-button-container{text-align:left;width:100%;}

, были изложены основные сведения о техническом отчете по обращению с отходами (далее — Техотчет) и даны советы о том, как его заполнять. В настоящей статье, призванной дополнить указанную публикацию, остановимся на некоторых тонкостях и важных вопросах, связанных с составлением и представлением Техотчета, которые нам часто задают коллеги и с которыми мы сталкиваемся на практике. Также вкратце расскажем об изменениях в правилах составления Техотчета, которые запланированы в проектах Приказов Минприроды России, опубликованных в конце июля 2017 г.

ОТЧЕТНЫЙ ПЕРИОД

Один из самых часто возникающих вопросов — за какой период составлять Техотчет? В Методических указаниях по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденных Приказом Минприроды России от 05.08.2014 № 349 (далее — Методические указания), применительно к Техотчету речь идет об «отчетном периоде» . Но какой период считать отчетным ? Каждый календарный год? Год с даты выдачи документа об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (далее — Лимит)? Об этом ни в Методических указаниях, ни в Порядке разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденном Приказом Минприроды России от 25.02.2010 № 50 (в ред. от 25.07.2014; далее — Порядок утверждения НООЛР), ничего не сказано.

КСТАТИ

Аналогичных вопросов, связанных с заполнением формы № 2-ТП (отходы), декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду (далее — НВОС), отчетности субъектов малого и среднего предпринимательства в области обращения с отходами, не возникает! Там все очевидно: отчетный период — очередной календарный год. Это следует из текстов соответствующих нормативных правовых актов, из их сути, из утвержденных форм документов, из установленных законодательством сроков представления документации, привязанных к календарным датам.

В случае же определения отчетного периода для целей составления Техотчета все осложняется тем, как сформулированы сроки его представления: согласно п. 12 Порядка утверждения НООЛР Техотчет должен быть представлен (или направлен) в течение 10 рабочих дней со дня, следующего за датой истечения очередного года с даты утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение . То есть срок представления Техотчета не привязан к календарному году, а лишь к дате выдачи Лимита. Полагаем, указанное требование все-таки не дает явных оснований вести отчетный период с даты выдачи Лимита.

Но, ориентируясь на предписанные сроки представления Техотчетов, и многие экологи предприятий, и представители государственных органов делают вывод о том, что отчетным периодом является период в 365 (для високосных лет — 366) дней, начинающийся с даты выдачи Лимита. Такая позиция, например, нашла свое отражение в ответе Управления Росприроднадзора по Республике Коми от 16.06.2014 (на запрос от 04.06.2014), в котором сказано, что «если нормативы образования отходов и лимиты на их размещение утверждены 13.05.2014, то технический отчет оформляется за отчетный период 13.05.2014-13.05.2015 и направляется в течение десяти рабочих дней после окончания отчетного периода» .

Можно, конечно, принять такую позицию Росприроднадзора и — во избежание претензий этого надзорного органа — ею руководствоваться на практике. Но, по нашему мнению, это не будет соответствовать другим положениям законодательства.

Напомним, основной нормативный правовой акт, в соответствии с которым ведется учет в области обращения с отходами, — Порядок учета в области обращения с отходами (далее — Порядок учета), утвержденный Приказом Минприроды России от 01.09.2011 № 721 (в ред. от 25.06.2014). Согласно п. 3 Порядка учета материалы учета являются информацией в области обращения с отходами и используются в том числе при подготовке Техотчетов. Не случайно в письме Росприроднадзора от 02.06.2015 № АА-03-04-36/9244 «О направлении разъяснений» (далее — письмо № АА-03-04-36/9244) делается упор на Порядок учета как на основной источник сведений при составлении Техотчетов.

В пункте 7 Порядка учета сформулировано следующее:

Извлечение
из Порядка учета

[…]
7. Данные учета обобщаются по итогам очередного квартала (по состоянию на 1 апреля, 1 июля и 1 октября текущего года), а также очередного календарного года (по состоянию на 1 января года, следующего за учетным) в срок не позднее 10 числа месяца, следующего за указанным периодом.
[…]

Обратите внимание: требование обобщать данные учета в области обращения с отходами с 13 мая по 13 мая каждого следующего года (как и за любой произвольный период, если он не равен календарному году или календарному кварталу) в законодательстве отсутствует. Поэтому если отчетным периодом считать 13 мая одного года — 13 мая следующего года, то для составления Техотчета просто не будет в наличии данных об учете отходов, а без этого корректно составить Техотчет не получится!

В такой ситуации можно использовать сведения учета образованных отходов за максимально близкий к установленному сроку представления Техотчета период — с 1 апреля по 1 апреля следующего года (поскольку данные учета должны обобщаться каждый квартал), но и отчетный период в этом случае, очевидно, окажется с 1 апреля по 1 апреля.

Но в утверждаемых Росприроднадзором Лимитах указаны лимиты на размещение отходов на каждый календарный год (а не, например, на период с 13 мая по 13 мая или с 1 апреля по 1 апреля), поэтому будет невозможно верифицировать сведения в Техотчете и выявить превышение лимитов в случае представления Техотчета за период с 13 мая по 13 мая (или с 1 апреля по 1 апреля).

Таким образом, Техотчет, составленный за период с 13 мая по 13 мая или с 1 апреля по 1 апреля, не будет соответствовать целям его составления , заявленным в пп. 7-8 Методических указаний:

. подтверждение соблюдения утвержденных нормативов образования отходов и лимитов на их размещение ;

. подтверждение заявленных в проекте нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (далее — ПНООЛР) видов, классов опасности и количества отходов , образовавшихся за отчетный период.

В связи с этим более логичным было бы считать отчетным периодом именно календарный год (а срок подачи — 10 рабочих дней со дня, следующего за датой истечения очередного года с даты выдачи Лимита, — это только срок подачи, и его, конечно, нужно соблюдать, пока в законодательстве не установлено иное).

Кстати говоря, подобная логика, весьма вероятно, скоро окончательно возобладает. Дело в том, что 19 и 27 июля 2017 г. соответственно были опубликованы проекты двух Приказов Минприроды России (на момент написания статьи проекты находились на стадии размещения текста проекта):

. «Об утверждении порядка разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение применительно к хозяйственной и (или) иной деятельности индивидуальных предпринимателей, юридических лиц (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), в процессе которой образуются отходы на объектах, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, и признании утратившими силу некоторых нормативных правовых актов Минприроды России» ;

. «О внесении изменений в Методические указания по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденные приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 5 августа 2014 года № 349» ,

согласно которым планируется установить единый срок представления Техотчетов — не позднее 1 февраля года, следующего за отчетным . При этом, очевидно, отчетным периодом станет календарный год.

«Справочник эколога» будет следить за судьбой указанных приказов и обязательно проинформирует читателей, когда они будут приняты в окончательном виде . А до тех пор и с толкованием понятия «отчетный период» сохраняется неопределенность, и срок подачи остается прежним.

Форма отчета МСП по отходам применяется субъектами малого и среднего предпринимательства для оповещения контролирующих органов о характере производимых отходов и используемых способах их утилизации. МСП-отчет (экология), образец которого един для всех предпринимателей и компаний , подается в целях выполнения требований закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ (п. 7,8 ст. 18). Как заполнить отчет МСП в Росприроднадзор, разъяснено в приказе Минприроды РФ от 16.02.2010 г. № 30. Форма сдается до 15 января (в регионах срок может быть иным) с приложением к ней документации, которой можно подтвердить отраженные в отчетном бланке сведения (договоры, акты, лицензии).

МСП-отчет (экология) – образец заполнения

В отчетном документе необходимо указать сведения, идентифицирующие субъект хозяйствования, характер отходов, объем их производства, переработки и утилизации. Обязательно приводится информация о контрагентах, с которыми заключены соглашения на размещение или разные формы использования отходного сырья.

Отчет СМП (Росприроднадзор), образец его, можно заполнить при помощи бесплатного программного обеспечения «Модуль природопользователя». Скачать эту программу можно на ]]> сайте Росприроднадзора ]]> . Сервис позволяет заполнить документ и распечатать его, скачать в формате Excel, сформировать отчет для отправки в контролирующий орган. МСП-отчет (экология), образец 2018 г., состоит из следующих частей:

    титульная страница;

    раздел 1, в котором приводится информация об отчитывающемся субъекте хозяйствования;

    раздел 2 – данные о контрагентах, которые оказывают услуги по размещению, переработке или обезвреживанию отходных масс (на каждого контрагента заполняется отдельный лист);

    раздел 3, в котором дается характеристика образованных отходов и отображается их объем, движение в отчетном интервале.

Бумажный образец заполнения отчета МСП за 2018 год обязательно должен иметь указание на код электронного идентификатора документа. Получить этот шифр можно после отправки документа в электронном виде.

Бланк отчета МСП за 2018 год формируется по следующему алгоритму:

    Программа Росприроднадзора скачивается на компьютер, устанавливается.

    На вкладке «Реестр» создаются карточки предприятий (субъект хозяйствования, от имени которого составляется отчет, и его контрагенты, отражаемые в отчетной форме). Предприятий можно добавлять столько, сколько требуется для формирования отчета.

    Чтобы заполненный отчет МСП, образец которого будет создан программой автоматически, содержал данные о лицензиях, необходимо в карточку предприятий внести сведения по разрешительной документации, лицензиям. Можно указывать лимиты, реквизиты договорной документации, актов приемки-передачи.

    На следующем этапе открывается вкладка «Отчеты», на которой выбирается нужный документ – бланк МСП-отчет (экология).

    Титульная страница заполняется автоматически на основании ранее внесенных сведений в карточку предприятия.

    Как заполнять МСП-отчет по отходам далее – перейти на вкладку «Сведения о движении отходов», нажать кнопку «Рассчитать». Если в программе имеется информация по расчету НВОС, основные параметры будут сразу подтянуты в отчет. При отсутствии расчетных данных можно ввести все сведения вручную. Для этого надо нажать кнопку «Подставить отходы».

    В отчет надо внести данные по контрагентам. Для этого предназначена вкладка «Сведения об организациях».

Когда форма отчета МСП 2019 будет содержать все необходимые данные, отчет надо закрыть – на титульной странице ставится галочка в ячейке «Отчет закрыт». После этого действия документ считается готовым к сдаче. Его можно сохранить в Excel, чтобы распечатать. Отчет следует отправить через интернет в Росприроднадзор.

Как заполнить отчет МСП 2019 в части, касающейся объема отходов:

    в документе обязательно должно быть указано кодовое обозначение вида образуемых в процессе деятельности отходов с расшифровкой по каталогу ФККО (утв. приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 N 242);

    вписывается присвоенный конкретному виду отходов класс опасности.

В отчете надо показать, сколько за истекший год было образовано или получено от других субъектов хозяйствования отходов. Далее указывается, что с этими отходами было сделано – отправлены они были на собственные полигоны, обезврежены, переданы третьим лицам на захоронение или хранение, использование, обезвреживание.

При составлении записи о передаче любого объема отходного сырья контрагентам, надо вписывать наименования предприятий и реквизиты соглашений, на основании которых совершена сделка. В последней строке отражается совокупный объем накопленных отходов (даже если они полностью были переданы третьим лицам, надо указать, сколько было образовано отходов за отчетный год).

Первый квартал и следующий за ним месяц апрель – время экологической отчетности 2018 года для природопользователяей, предприятий иной сферы, предпринимателей. Экологическое законодательство весьма динамично, поэтому предлагаем вашему вниманию подробный обзор видов отчетов с указанием их сроков и особенностей. В статье рассматривается экологическая отчетность 2018 федерального уровня и регионального на примере Нижегородской области. Для удобства виды отчетов по экологии приведены в хронологическом порядке.

Обращаем внимание, что в статье представлена отчетность, направляемая в Росприроднадзор и в Росстат, касающаяся коммерческих предприятий и предпринимателей.

Федеральная экологическая отчетность 2018

В 2018 году нужно сдавать порядка 10 видов отчетов в области природопользования в зависимости от профиля предприятия. Допускается предоставление информации в традиционном бумажном виде либо посредством электронных ресурсов. В последнем случае это можно выполнить через модуль природопользователя (он доступен бесплатно на сайте Роприроднадзора) либо портал госуслуг.

Отчет субъектов МСП – до 15 января 2018 года

Порядок представления экологической отчетности расписан в приказе федерального Минприроды от 16 февраля 2010 г. № 30. Отчетность носит уведомительный характер, ее обязаны направлять представители малого и среднего бизнеса, в ходе работы которых появляются отходы, либо они их используют, обезвреживают, размещают, передают другим субъектам предпринимательства, получают от последних, утилизируют.

В документах отражается объем отходов, их вид, код по классификатору, класс опасности. Прилагаются копии договоров о передаче отходов, лицензии у принимающей стороны, если организация или ИП сами не занимаются транспортировкой и захоронением/утилизацией отходов. Отчет субъектов МСП направляется в ТУ Росприроднадзора.

2-ТП (воздух) – до 22 января 2018 года

Форма направления сведений и порядок установлены приказом Росстата от 4 августа 2016 г. № 387. Есть на балансе стационарные источники выбросов? Нужно направить в ТУ Росстата информацию об охране атмосферного воздуха.

2-ТП (водхоз) – до 22 января 2018 года

Аналогично отчету 2-ТП (воздух), порядок установлен приказом Росстата под номером 387 и также сдается в ТУ. Он касается водопользователей с суточным водопотреблением от 50 кум. м в зависимости от профиля деятельности.

4-ОС – до 25 января 2018 года

Если есть очистные сооружения, вы платите за негативное воздействие на природу, реализуете мероприятия, направленные на охрану окружающей среды, то нужно отчитаться о тратах в этой области. Отчетность регулируется приказом Росстата (как и по формам 2-ТП воздух и водхоз) и направляется в ТУ Росстата.

2-ТП Отходы – до 1 февраля 2018 года

Ранее этот вид отчетности регулировался приказом Росстата от 28 января 2011 г. № 17. С 2017 года данный нормативный акт утратил силу в связи с подписанием врио руководителя Росстата Г.К. Оксенойтом приказа от 10 августа 2017 г. № 529.

Документ утверждает новую форму 2-ТП Отходы. Именно им нужно руководствоваться при сдаче экологической отчетности за 2017 год.

Отчет по экологии сдают юрлица и ИП в территориальное управление Росприроднадзора, в частности, в Нижегородской области таким органом является Департамент Росприроднадзора по ПФО.

В отчетность включается информация об образовании отходов (ТКО и производственных), их обработке, утилизации, перевозке и размещении. Единица измерения – тонна. Предполагается указание наименования отходов, их кода, класса опасности. Всего отчет 2-ТП Отходы за 2017 год занимает 4 страницы Exel.

Декларация по плате за НВОС – до 10 марта 2018 года

Отчет обязаны предоставлять юрлица и ИП, в процессе работы которых образуются отходы, а также деятельность которых оказывает отрицательное воздействие на окружающее. Исключение составляют объекты IV категории опасности, а именно обладающие одновременно следующими критериями:

  • Объем выбросов в атмосферу из стационарных источников составляет не более 10 т ежегодно. Выбросы не содержат радиоактивные вещества и вещества I и II классов опасности;
  • Не выполняются сбросы загрязняющих веществ в систему водоотведения и в окружающую среду;
  • Проектная тепловая мощность энерго-, газо- или парооборудования на предприятии не превышает 2 Гкал/час;
  • Оборудование используется в научно-исследовательских целях (организации опытного производства, НИИ, опытно-конструкторское бюро).

Декларация предоставляется в ТУ Росприроднадзора по месту нахождения объектов негативного воздействия. Если они располагаются в разных регионах, то нужно подготовить декларации по каждому объекту и направить в соответствующее ТУ.

В декларации указывается расчет суммы платы, которую нужно внести в бюджет, за выбросы, сбросы и размещение отходов.

Декларация о подлежащих в последующем утилизации товарах, реализуемых в РФ, – до 1 апреля 2018 года

Декларация сдается в ТУ Росприроднадзора по месту регистрации производителя или поставки импортной продукции. Порядок декларирования установлен постановлением Правительства от 24 декабря 2015 г. № 1417.

Основание для включения товаров в декларацию – первичная учетная или таможенная документация. В декларации указываются наименование товара, его код согласно общепринятой классификации, масса (в кг) и кол-во.

Отчет о выполнении нормативов ликвидации отходов от применения продукции – до 1 апреля 2018 года

Форму должны заполнить и сдать в ТУ или центральный аппарат (в случае импорта товара) производители продукции и ее импортеры. Обязанность по выполнению нормативов утилизации и сдаче соответствующей отчетности установлена правительственным постановлением от 8 декабря 2015 г. № 1342.

Отчитываться необходимо за продукцию, которая включена в федеральный перечень товаров, которые нужно утилизировать после применения/эксплуатации. Информация о товаре и его упаковке предоставляется на отдельных листах. В отчетности отражаются наименование товара, его код, наименование и код в ТН ВЭД ЕАЭС, вес (кг), кол-во, реквизиты документов, подтверждающих факт утилизации, кол-во отходов, в том числе и за которые нужно будет уплатить экологический сбор.

Отчет об имеющихся технологических агрегатах по утилизации мусора – до 1 апреля 2018 года

Порядок регулируется постановлением Правительства от 30 декабря 2015 г. № 1520. Информацию обязаны предоставлять в ТУ Росприроднадзора юрлица и ИП, ведущие работу в области обращения с отходами от использования товаров.

В информации отражаются следующие сведения:

  • Наименование агрегата;
  • Дата его выпуска;
  • Производитель;
  • Назначение агрегата;
  • Его тип;
  • Мощность (тонн в год);
  • Указание вида отходов;
  • Коды отходов;
  • ОКТМО;
  • Адрес установки оборудования;
  • Информация об эксплуатирующей компании.

Отчет о местах для сбора отходов, образующихся при использовании готовой продукции, – до 1 апреля 2018 года

Сдается при условии, если эти места организованы юрицами и ИП, лицензированными на работу по обращению с отходами от использования товаров. Порядок и форма представления отчетности в Росприроднадзор определяются вышеуказанным постановлением № 1520. В информации отражаются наименование, адрес и координаты места, его назначение, вместимость площадки, срок накопления, вид и код отходов, информация об эксплуатирующей организации.

Уплата экологического сбора и представление расчета его суммы – до 15 апреля 2018 года

Правила взимания, уплаты, возврата экологического сбора установлены постановлением Правительства России от 8 октября 2015 г. № 1073. Обязанность по его уплате, а равно и представлению отчетности, вменена производителям и импортерам продукции, которую нужно утилизировать после использования. Такой перечень утвержден на законодательном уровне распоряжением Правительства от 24 сентября 2015 г. № 1886-р. Форма расчета суммы определена в приказе Росприроднадзора от 22 августа 2016 г. № 488.

Платежи и расчет по ним направляются в Росприроднадзор или его ТУ.

Региональные отчеты по экологии на 2018 год

Установлена отчетность для субъектов МСП, работающих в области обращения с отходами и подлежащих региональному надзору. Она предоставляется в бумажном варианте с 8 февраля по 8 марта согласно приказу Минэкологии Нижегородской области от 3 февраля 2016 г. № 53 непосредственно в региональное ведомство либо в его межрайонные отделы.

Юрлица и ИП, в процессе работы которых образуются отходы (в том числе ТКО), обязаны представлять сведения в региональный кадастр отходов. Срок направления отчета – до 1 марта. Нормативно-правовая база:

  • Приказ Минэкологии Нижегородской области от 15 декабря 2011 г. № 990;
  • Постановление регионального правительства от 25 июля 2008 г. № 306.

Санкции при непредставлении отчетов по экологии или нарушении их сроков

Законодатель мотивирует организации и ИП сдать вовремя отчетность методом кнута – грозит штрафными санкциями при нарушении порядка.

Рычагов воздействия у контролирующих органов достаточно:

  • Ст. 13.19 КоАП РФ. Непредставление информации либо ее представление по истечении установленного срока расценивается как нарушение порядка сдачи статотчетности и карается штрафными санкциями на юрлиц до 70 тыс. рублей, должностных – до 20 тыс. рублей;
  • Ст. 8.5 КоАП РФ. Согласно этой норме, нарушение расценивается как намеренное сокрытие либо искажение экоинформации. Штраф – до 6 тыс. рублей для ответственного лица в организации и до 80 тыс. рублей – на само предприятие;
  • С. 8.2 КоАП РФ. Затрагивает Субъекты МСП, при работе которых создаются отходы. Санкции – до 30 тыс. рублей на ответственного сотрудника, до 250 тыс. девяноста суток – на организацию, до 50 тыс. рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток - для ИП;
  • С. 19.7 КоАП РФ. Если проверяющий расценит как непредставление сведений, если их сдача предусмотрена законом, то нарушителя ждет самое «мягкое» наказание – до 500 рублей на должностной лицо, до 5 тыс. рублей – на юридическое.

Региональным КоАП Нижегородской области за нарушение порядка представление экологической отчетности в Минэкологии предусмотрена ответственность по ст. 5.17. Она предусматривает штраф до 10 тыс. рублей на сотрудника предприятия. В отношении организации региональный законодатель более суров, чем федеральный – штраф может достигать 100 тыс. рублей с минимальным порогом 50 тыс. рублей.

Заказать экологическую отчетность в ГК «Потенциал»

И это станет одним из самых эффективных решений для организации и ИП. Обратившись к нам заблаговременно и заключив договор, вы будете уверены в сдаче всех необходимых отчетов по экологии за 2017 год в сроки, в полном объеме, достоверно.

Звоните, заказывайте экологическую отчетность 2018!