Утро в сосновом лесу шишкин. История создания картины «Утро в сосновом лесу

Наверное, едва ли не самой знаменитой картиной русского художника-живописца является «Утро в сосновом лесу». Эта картина известна и любима многим с детства по обертке не менее любимых шоколадных конфет «Мишка косолапый». С популярностью этого произведения живописи могут поспорить лишь немногие картины русских художников.

Замысел картины в свое время был подсказан живописцу Шишкину художником Константином Савицким, который выступил в роли соавтора и изобразил фигуры медведей. В результате животные получились у Савицкого настолько удачно, что он расписался на картине вместе с Шишкиным. Но, когда картину приобрел Павел Михайлович Третьяков, он снял подпись Савицкого, и авторство осталось только лишь за Шишкиным. Третьяков посчитал, что всё в картине говорит о манере живописи и творческом методе, свойственных именно Шишкину.

На полотне изображена дремучая чаща соснового леса с упавшим сломленным деревом на краю оврага. Левая часть картины еще сохраняет полумрак холодной ночи дремучего бора. Мох покрывает вырванные корни дерева и упавшие сломленные ветки. Мягкая зеленая трава создает ощущение уюта и спокойствия. Но лучи восходящего солнца уже позолотили верхушки вековых сосен и заставили светиться утреннюю дымку. И хотя солнце пока еще не в состоянии развеять полностью этот ночной туман, скрывающий от взора зрителя всю глубину соснового бора, медвежата уже играют на сломанном стволе упавшей сосны, а медведица-мать их стережет. Один из медвежат, забравшись по стволу ближе к оврагу, встал на задние лапы и с любопытством оглядывается вдаль на свет дымки от восходящего солнца.

Мы видим не просто монументальное полотно о величии и красоте русской природы. Перед нами не только глухой дремучий замерший лес с его глубинной силой, а живая картина природы. Солнечный свет, пробивающийся сквозь дымку и колонны высоких деревьев, дает почувствовать глубину оврага за упавшей сосной, мощь вековых деревьев. Свет утреннего солнца еще как бы робко заглядывает в этот сосновый лес. Но уже чувствуют приближение солнечного утра животные — резвящиеся медвежата и их мать. Картина наполнена движением и жизнью благодаря не только этим четырем медведям, любящим уединение в бору, но и точно изображенному живописцем переходному моменту пробуждающегося раннего солнечного утра после холодной ночи. Расплывается умиротворённая улыбка леса: день будет солнечный. Зрителю начинает казаться, что уже и птицы заголосили свои утренние песни. Начинающийся новый день обещает свет и спокойствие!

И Константина Савицкого . Савицкий написал медведей , но коллекционер Павел Третьяков стёр его подпись, так что автором картины часто указывается один Шишкин.

Картина пользуется популярностью благодаря композиционному включению в пейзажное полотно элементов анималистической сюжетности. Картина детально передает состояние природы, увиденное художником на острове Городомля . Показан не глухой дремучий лес, а солнечный свет, пробивающийся сквозь колонны высоких деревьев. Чувствуется глубина оврагов, мощь вековых деревьев, солнечный свет как бы робко заглядывает в этот дремучий лес. Чувствуют приближение утра резвящиеся медвежата.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 3

    ✪ Утро в сосновом лесу, Шишкин - обзор картины

    ✪ Утро в сосновом бору - Шишкин - Наша картинная галерея!

    ✪ Учимся писать сочинение Часть 4 История одной картины "Утро в сосновом лесу "

    Субтитры

История

Замысел картины был подсказан Шишкину Савицким, который позже выступил в роли соавтора и изобразил фигуры медвежат. Эти медведи с некоторыми различиями в позах и количестве (сначала их было двое) фигурируют в подготовительных рисунках и эскизах. Животные получились у Савицкого столь удачно, что он даже расписался на картине вместе с Шишкиным. Сам Савицкий сообщил родным: «Картина продана за 4 тысячи, и я участник в 4-ю долю» .

Приобретя картину, Третьяков снял подпись Савицкого, оставив авторство за Шишкиным, ведь в картине, говорил Третьяков, «начиная от замысла и кончая исполнением, всё говорит о манере живописи, о творческом методе, свойственных именно Шишкину» .

Отзывы критиков

В описи галереи изначально (при жизни художников Шишкина и Савицкого) картина значилась под названием «Медвежье семейство в лесу» (и без указания фамилии Савицкого) .

Русский прозаик и публицист В. М. Михеев в 1894 году написал такие слова :

Уйдите взглядом в этот седой туман лесной дали, в «Медвежье семейство в лесу»… и вы поймете, с каким знатоком леса, с каким сильным объективным художником имеете дело. И если цельности вашего впечатления помешает что-нибудь в его картинах, то никак не деталь леса, а, например, фигуры медведей, трактовка которых заставляет желать многого и немало портит общую картину, где поместил их художник. Очевидно, мастер - специалист леса далеко не так силен в изображении животных.

«Три медведя»

Во времена СССР кондитерская фабрика «Красный Октябрь » выпускала конфеты «Мишка косолапый», при этом картинка на фантике в общих чертах была взята с картины «Утро в сосновом лесу» . При этом «Красный Октябрь» выпускал шоколад «Три медведя», хотя на этикетке медведей было четыре . Конфеты пользовались популярностью и получили в народе неофициальное название «Три медведя», затем так стали называть и саму картину .

В культуре

  • В знаменитом новогоднем фильме «Карнавальная ночь » режиссёра Эльдара Рязанова , протагонист фильма Огурцов упоминает некую картину «Медведи на отдыхе» (возможно, отсылка к данной картине).
  • В серии «На привале» мультсериала «

Пожалуй, самая известная картина выдающегося русского пейзажиста И. И. Шишкина – «Утро в сосновом лесу». Картина была написана в 1889 году.

Считается, что замысел картины был подсказан Шишкину известным художником Савицким К. А. Рукой именно этого художника, кстати, были написаны медведица и играющие медвежата. Однако Третьяков, который приобрел полотно, решил закрепить за ним авторство Шишкина, поскольку считал, что основная работа сделана именно им.

Возможно, именно занимательный сюжет картины способствовал ее популярности, однако настоящая ценность полотна определяется точно переданным состоянием природы. Перед нами – не просто сосновый лес, а глухая чаща, которая начинает пробуждаться ранним утром. Солнце только-только всходит. Его смелые лучи уже позолотили верхушки огромных деревьев и проникли вглубь чащи, но над глубоким оврагом еще не рассеялся влажный туман.

Проснулись обитатели чащи – три медвежонка и медведица. Похоже, малыши сыты и довольны. Они беззаботно и неуклюже возятся на сломанном стволе упавшей сосны, а медведица внимательно наблюдает за их игрой, чутко реагируя на шорохи пробуждающегося леса. Могучая сосна, которую ураган когда-то выдернул с корнем, и медвежье семейство, резвящееся на нем, - все это рождает у нас ощущение глухости и отдаленности этого уголка дикой природы.

Картина «Утро в сосновом лесу» показывает, как умело Шишкин решает проблему взаимодействия цвета и света в живописи. Колорит заднего плана полотна – прозрачный, неопределенный, а переднего – глубокий, красочный, хорошо разработанный. В картине, которая заслуженно считается для многих поколений людей образцом пейзажа, в полной мере передано восхищение художника красотой и богатством первозданной природы.

Помимо описания картины И. И. Шишкина «Утро в сосновом лесу», на нашем сайте собрано множество и других описаний картин различных художников , которые можно использовать как при подготовке к написанию сочинения по картине, так и просто для более полного ознакомления с творчеством прославленных мастеров прошлого.

.

Плетение из бисера

Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.

«Утро в сосновом лесу» является, пожалуй, одним из самых известных полотен Ивана Шишкина. Первое, что привлекает и умиляет зрителей, смотрящих на шедевр, - это медведи. Без животных картина вряд ли получилась бы такой притягательной. А между тем мало кто знает, что нарисовал зверей вовсе не Шишкин, другой художник по фамилии Савицкий.

Мастер по медведям

Константин Аполлонович Савицкий теперь уже не так известен, как Иван Иванович Шишкин, имя которого знает, наверное, даже ребенок. Тем не менее Савицкий тоже является одним из самых талантливых отечественных живописцев. В свое время он был академиком и членом Императорской Академии художеств. Понятно, что именно на почве искусства Савицкий и познакомился с Шишкиным.
Оба они любили русскую природу и самозабвенно изображали ее на своих полотнах. Вот только Иван Иванович предпочитал больше пейзажи, на которых люди или животные, если и появлялись, то только в роли второстепенных персонажей. Савицкий же, напротив, активно изображал и тех, и других. Видимо, благодаря мастерству друга, Шишкин утвердился в мысли о том, что фигуры живых существ ему не слишком удаются.

Помощь друга

В конце 1880-х годов Иван Шишкин закончил очередной пейзаж, на котором необычайно живописно изобразил утро в сосновом лесу. Однако, по мнению художника, картине не хватало какого-то акцента, в качестве которого он задумал нарисовать 2-х медведей. Шишкин даже сделал наброски для будущих персонажей, но остался недоволен своей работой. Тогда-то он и обратился к Константину Савицкому с просьбой помочь ему с животными. Друг Шишкину не отказал и с радостью взялся за дело. Медведи получились на зависть. Кроме того количество косолапых увеличилось вдвое.
Справедливости ради стоит отметить, что сам Шишкин мухлевать вовсе не собирался и, когда картина была готова, указал не только свою фамилию, но и Савицкого. Оба приятеля были удовлетворены совместным творчеством. Но все испортил основатель знаменитой на весь мир галереи Павел Третьяков.

Упрямый Третьяков

Именно Третьяков приобрел у Шишкина «Утро в сосновом лесу». Однако 2 подписи на картине меценату не понравились. А поскольку после покупки того или иного произведения искусства Третьяков считал себя единственным и полноправным его обладателем, он взял да и стер имя Савицкого. Шишкин принялся было возражать, но Павел Михайлович остался непреклонен. Он сказал, что манера письма, и в том числе и касательно медведей, соответствует манере Шишкина, а Савицкий здесь явно лишний.
Полученным от Третьякова гонораром Иван Шишкин поделился с другом. Однако он отдал Савицкому только 4-ую часть денег, объяснив это тем, что наброски к «Утру» он делал без помощи Константина Аполлоновича.
Наверняка, Савицкому было обидно подобное обращение. Во всяком случае больше он не написал в паре с Шишкиным ни одного полотна. А медведи Савицкого в любом случае действительно стали украшением картины: без них «Утро в сосновом лесу» вряд ли получила бы такое признание.

«Три медведя» - картина, названная так в простонародье, она имеет официальное название - «Утро в сосновом лесу». Полотно написано маслом в 1889 году, размеры его 139 х 213 (довольно большое), хранится оно в Государственной Третьяковской галерее. Подпись под картиной только Ивана Шишкина.

Самая тиражируемая картина

Официальное название больше соответствует самой картине, так как медведей на полотне четыре, а не три. Но нет на территории СНГ человека, который не знал бы это произведение, и именно под названием «Три медведя». Картина невероятно популярна, можно утверждать, что, говоря современным языком, это самая раскрученная картина. Этому способствовали фантики самых покупаемых и вкусных в советские времена конфет, скатерти, покрывала и настенные коврики, повторяющие сюжет. И именно медведи, изображенные на первом плане, в широких слоях населения пользуются славой, а прекрасно изображенный утренний лес служит как бы фоном.

Не совсем удачное соавторство

А мишек-то нарисовал другой художник - Савицкий Константин Аполлонович (1844 - 1905), жанровый живописец, академик, друг Шишкина. Савицкий убедил Шишкина в том, что картине не хватает динамики, а животные на первом плане восполнят недостаток. Искусствоведы пишут, что медведи Шишкину не удавались, а Савицкому - наоборот. И, действительно, косолапые получились так хорошо, что, с обоюдного согласия, друзья под картиной поставили свои подписи. Но у Третьякова с Савицким в то время были какие-то трения, и, покупая картину для своей галереи, он потребовал убрать подпись Савицкого. Очевидно, желание коллекционера было законом, и осталась только подпись Шишкина, а гонорар получил он один и, вероятно, с соавтором не поделился, потому как друзьями быть они перестали.

Остров, покрытый соснами

Вот какая "изнанка" у полотна «Три медведя». Картина такая прекрасная, спокойная, благостная. Конечно, Третьяков был знатоком и тонким ценителем живописи, и лес, изображенный непревзойденным мастером, представлял для покупателя истинную ценность, а медведи даже не понравились. Да и специалисты в восторге от подсмотренного Шишкиным на острове Городомля (озеро Селигер) пейзажа, гениально перенесенного на полотно.

Известная в народе как «Три медведя», картина действительно замечательно передает состояние природы. При первом взгляде понятно, что это именно утро. Изумительно изображен туман, пронизанный лучами восходящего солнца.

Королева пейзажей

Гениальный пейзажист, влюбленный в Шишкин очень часто рисовал сосны. Разные, в любое время года, освещенные солнцем и покрытые снегом, они прекрасны.

На его полотнах видны мельчайшие иголочки, чувствуется шероховатость коры, кажется, сосновый запах идет от картин Ивана Ивановича. «Три медведя» - изображающая глушь бора. Кажется, можно услышать потрескивание стволов вековых сосен, а как чувствуется глубина обрыва, расположенного за правым медвежонком. И бесконечность леса изображена гениально. И туман, по краям еще синий, в центре уже освещенный солнцем. А медвежонок, нарисованный справа, кажется, залюбовался прекрасным утром. И природа еще не совсем проснулась, и веет утренней прохладой. Гениальное произведение, шедевр. Может быть, ему и не надо было динамики.

В результате - полная гармония

Справедливости ради надо сказать, что медведи никак не портят полотно, они очень хорошо вписались в него. Картина «Три медведя», описание которой было приведено выше, очень органична, и невозможно представить ее без этих добродушных представителей дикой природы. Возможно, благодушие, исходящее от матери-медведицы с тремя медвежатами, объясняется отсутствием вблизи человека. И этот покой животных тоже подчеркивает глубину чащи леса. «…И свежий мох под лапами примят, трещат под тяжестью сухие ветки…» - замечательные слова поэта о картине. Утро, тишина, согласие в растительном и животном мире, в природе вообще - картина действует очень успокаивающе: «…и лишь взгляну на эту красоту, и знаю, что - Спасет, Согреет!»