Божества смерти в культурах разных народов. Славянская богиня смерти Мара. Самые знаменитые боги смерти Почему Бог сразу не истребил дьявола

Боги - это могущественные сверхъестественные высшие существа. И далеко не все из них несут добро и покровительствуют чему-то хорошему.

Существуют и темные боги. Они встречаются в самых разных народах и религиях, их часто упоминают в мифах. Сейчас следует вкратце рассказать о тех, которые считаются наиболее могущественными, сильными и властными.

Абаддон

Это имя темного бога хаоса, покровительствующего стихии разрушения. Когда-то он был ангелом. Некоторые считают, что он им является до сих пор, а любая демонизация Абаддона обеспечена его жестокой сущностью.

О нем упоминается в Откровении Иоанна. Абаддон предстает в образе полчищ саранчи, которые вредят противникам Бога, но не всему человечеству или небесам. По этой причине многие и считают его ангелом - якобы сила его разрушения имеет благие последствия, так как она используется для наказания виновных.

Но в большинстве источников Абаддон характеризуется как демон. Ранее он действительно служит губителем у Господа, но его страсть к убийствам и неуемным разрушениям привела к падению в пучину бездны.

Бафомет

Это темный бог, воплощение Сатаны, которому поклонялись тамплиеры. Его изображение использовалось как символ сатанизма.

Тамплиеры поплатились за свой фанатизм - в Бафомете дьявола увидела и церковь, а потому их, обвинив в ереси, сожгли на костре.

Изображается он с телом женщины, головой козла, парой крыльев, свечой на голове и раздвоенными копытами.

Кер

Это имя богини беды, покровительницы насильственной смерти. В Древней Греции ее считали мрачной дочерью владыки мрака и его жены - богини ночи. Кер выглядит как девушка с двумя парами рук, крыльями и алыми губами.

Но изначально керы - это души усопших, ставшие кровожадными, злыми демонами. Они приносили бесконечные страдания и смерть людям. Так что имя богини не случайно.

Согласно мифам, Кер издает страшный скрежет зубами от своей злобы, и перед несчастными людьми предстает, вся обрызганная кровью предыдущих жертв.

Эрида

Продолжая перечислять имена темных богов, нужно упомянуть и это. Эрида - покровительница борьбы, состязания, соперничества, раздора, споров и ссор. В древнегреческой мифологии ее воспринимали как богиню хаоса. Эрида - аналог Дискордии, имевшей место быть в римской культуре.

Она была дочерью Нюкты и Эреба, внучкой самого Хаоса, сестрой Гипноса, Танатоса и Немезиды. Эриду все ненавидят, ведь это она вызывает вражду и войну, возбуждает воинов и разжигает брань.

Согласно мифу, она стала причиной соперничества Геры, Афины и Афродиты. Именно это привело к Троянской войне. Эрида подбросила на свадьбе богини Фетиды и царя Фессалии Пелея яблоко с надписью «Прекраснейшей» - в знак обиды, поскольку ее не пригласили на торжество. Это породило спор, ведь все три девушки считали себя самыми превосходными.

Спор разрешил троянский царевич - Парис. Афродита соблазнила его обещанием дать в жены самую красивую девушку. Парис отдал то яблоко ей. Богиня отдала ему Елену - похищенную жену спартанского царя Менелая. Это стало причиной похода ахейцев на Трою.

Танатос

Это - имя темного бога смерти в греческой мифологии. Танатос является братом-близнецом бога сна Гипноса, обитает на самом краю света.

У него железное сердце, и его ненавидят боги. Он единственный, кто не любит дары. Его культ существовал только в Спарте.

Изображали его в образе крылатого юноши, держащего в руке погашенный факел. На ларце Кипсела он - черный мальчик, стоящий рядом с белым (это Гипнос).

Мом

Так звали сына Нюкты и Эреба, брата Гипноса. Мом - темный бог насмешки, глупости и злословия. Его смерть была крайне нелепой - он просто лопнул от злости, когда у него не удалось обнаружить у Афродиты ни одного недостатка.

Мом ненавидел людей и богов, помогавших им. Он злословил постоянно, а потому Зевс, Посейдон и Афина изгнали его с горы Олимп.

Следует отметить, что Мом упоминается в баснях, в трудах Платона, а Софокл сделал его действующим лицом своих сатировских драм, том которых был назван именем этого бога. К сожалению, ни одна строка до нас не дошла. Также Мом упоминался в трудах Ахея Эретрийского.

Кето

Богиня морской пучины, дочь инцеста - она родилась у Геи от ее собственного сына Понта. Одна из версий гласит, что Кета была очень красивой. Другая утверждает, что родилась она уродливой, страшной, старой женщиной, воплотившей в своей внешности все ужасы моря.

Мужем богини Кеты стал ее брат - Форкий. Инцест не привел ни к чему хорошему. Кета породила морских монстров - драконов, нимф, горгон, трех сестер граи и Ехидну. А они произвели свое потомство, которое оказалось еще более ужасающим.

К слову, согласно мифу, Андромеда была скормлена именно Кете.

Такхизис

Она - глава темных богов криннского пантеона. Изображается в образе 5-главого дракона, способного превращаться в настолько прекрасную соблазнительницу, что ни один мужчина не сумеет перед ней устоять. Также часто предстает в облике темной воительницы.

Такхизис является самой амбициозной из светлых и темных богов. И ее основная цель - нарушить полное господство над миром и царящий в нем баланс. Она изгнана с Кринна, а потому свои зловещие планы строит, обитая в Бездне.

Такхизис настолько ужасна, что ее имя не произносит никто. Даже глупцы и дети. Потому что одно его упоминание приносит разрушение, тьму и смерть.

Интересно, что у нее был муж - Паладайн. Они вдвоем создали хаос и драконов. Но потом Такхизис обуяла ревность. Богиня хотела быть единственным создателем. И тогда она развратила драконов, лишив их благородства.

Это огорчило Паладайна, а Такхизис лишь развеселилась. Она ушла к Саргонассу - богу мести и ярости. И родились у них дети - богиня штормов и моря Зебоим, и повелитель черной магии Нуитари.

Моргион

Бог тлена, гниение и болезней, также известен как Крысиный Король и Черный Ветер. Он хочет, чтобы Кринн страдал. Моргион противостоит безболезненной смерти, безопасной жизни и здоровью. Бог уверен - выживет лишь сильнейший. И чтобы сохранить свое существование, надо страдать.

Моргион обособлен от других богов. Он жаждет заразить все вокруг ужасом и чумой. Бог желает, чтобы каждый испытает столько боли, сколько, вообще, возможно.

Это ужасное создание предстает перед своими жертвами в образе гниющего бесполого человеческого трупа с козлиной головой.

Хиддукель

Этот темный бог также известен как Принц Лжи. Он - повелитель хитрых сделок и богатства, нажитого нечестным путем. Принц Лжи покровительствует ворам, дельцам и торговцам. Согласно мифам, Хиддукель является единственным, кто способен обмануть саму Такхизис.

Принц всегда ищет пути для заключения сделки, взамен которой он получит душу смертного. У него это всегда удается. Хиддукель настолько хитер, что будучи истинным трусом, у него удается ладить со всеми богами. А все потому, что он мастерски переключает их внимание, если его вдруг начинают подозревать во вранье.

Он - предатель, покровитель сломанных весов. Хиддукель порабощает души отчаявшихся людей - тех, которые готовы добиться выгоды любым путем. Потому что он эгоистичен. И заботиться исключительно о себе. А потому призывает своих последователей стать точно такими же, и следовать по пути темного бога.

Чемош

Бог смерти на Кринне, Принц Кости и повелитель всей нежити. Обитает в холоде, всегда сопровождается белыми драконами, обожающими лед и долгий сон.

Также Чемош является Владыкой ложных искуплений. Своим жертвам он предлагает бессмертие, но взамен люди оказываются обреченными на вечное разложение.

Чемош искренне ненавидит жизнь и все одушевленное. Он уверен - это дар, который смертным дан напрасно. Именно поэтому он проникает вглубь их сердец, заставляя отказаться от своей оболочки.

Жрецы Чемоша являются самыми старшими и злыми. Их называют Мастерами Смерти. Являясь в черных мантиях, с белыми масками в виде черепов, они атакуют жертву заклинаниями, используя свои посохи.

Чернобог

Пришло время поговорить о темных богах славян. Один из них - это Черный Змей. Более известен как Чернобог. Он является повелителем Тьмы и Нави, покровителем зла, смерти, уничтожения и холода. Черный Змей - воплощение всего плохого, бог безумия и вражды.

Он выглядит как человекоподобный идол с посеребренными усами. Чернобог облачен в броню, его лицо исполнено яростью, а в руке - копье, готовое к нанесению зла. Он сидит на троне в Черном замке, а рядом с ним - Марена, богиня смерти.

Служат ему демоны-дасуни - дракон Яга, козлоногий Пан, демоница Черная Кали, колдунья Путана, Мазата и колдуны Маргаст. А войско Чернобога составляют ведьмы и волхвы.

Ему приносили жертвы перед военным походом. Все они были кровавыми. Чернобог принимал убитых коней, рабов, пленников.

Говорят, славяне его почитали потому, что считали, будто любое зло находится в его власти. Они надеялись получить от него помилование, примиряя его.

Морана

Это создание относится к самым темным богам мира. Морана - грозная и могучая богиня Смерти и Зимы, чистое воплощение зла, не имеющее семьи, и постоянно странствующее в снегах.

Каждое утро она пытается погубить Солнце, но всегда отступает перед его красотой и лучезарной мощью. Ее символами является черная луна, а также груды разбитых черепов и серп, используемый ей для рассечения Нитей Жизни.

Ее слуги - злые духи болезней. Ночами они бродят под окнами домов, шепча имена. Тот, кто отзовется - умрет.

Морана не принимает никаких жертв. Радость ей способны принести лишь сгнившие плоды, увядшие цветы, опавшие листья. Но главный источник ее сил - это угасание человеческой жизни.

Вий

Сын козы Седуни и Чернобога. Вий - это древний темный бог, являющийся владыкой подземного мира, царем Ада и покровителем мучений. Говорят, он олицетворяет все те страшные наказания, которые ожидают грешников после смерти.

Вий - это дух, который несет смерть. У него огромные глаза с веками, которые от тяжести не поднимаются. Но когда силачи открывают его взор, то он убивает своим взглядом все, что попадется в поле зрение, насылает мор, обращает все в пепел. Иначе говоря - Вий смертоносен.

Другие боги

В разных культурах существуют сотни различных персонажей. Всех богов перечислить нереально даже вкратце - выше было рассказано о наиболее ярких, колоритных. Также в список можно добавить:

  • Адрамелех. Является шумерским дьяволом.
  • Астарта. Финикийцы считали ее богиней похоти.
  • Азазель. Повелитель оружия.
  • Вил. Бог Ада в кельтской культуре.
  • Демогоргон. В греческой мифологии так звали самого Дьявола.
  • Евронимус. Имя принца смерти в Древней Греции.
  • Локи. Являлся тевтонским дьяволом.
  • Мастема. Иудейский Сатана.
  • Миктиан. У ацтеков был богом смерти.
  • Риммон. Дьявол в культуре сирийцев - тот, кому поклонялись в Дамаске.
  • Сехмет. В египетской культуре являлась богиней мести.

Урок 3 (продолжение)

Почему Бог сразу не истребил дьявола?

До восстания Люцифера против Бога не существовало лжи, обмана. Мысль о том, что можно говорить ложь, никогда не появлялась среди ангелов. Когда же Люцифер стал обвинять Бога, клевеща на Него, другие ангелы не могли понять, что это - грех. Ради них Господь не мог уничтожить первого грешника, не показав прежде всю тяжесть его греха.

Бог мог бы заявить, что сатана - обманщик, лжец, вор, разрушитель и убийца. Но сотворенные Господом ангелы должны были сами понять это. Создатель определил время, в которое зло должно было раскрыть себя до конца.

Свою ненависть к Богу сатана проявил при рождении Иисуса, воздействовав на ревнивый ум царя Ирода, побуждая его уничтожить Младенца в Вифлееме. Но Ироду показалось мало лишить жизни одного Иисуса, он предал смерти множество младенцев в возрасте до двух лет. Это - почерк сатаны: ненависть, злоба, насилие, убийство... Но план сатаны не удался: Христос остался жив.

Сатана не успокаивается и продолжает искать удобный момент для своего черного дела. После крещения дьявол, маскируясь под Ангела Небесного, приблизился в пустыне ко Христу. Сатана мог получить вечное наследство на земле, если бы ему удалось хоть в чем-то помешать Христу исполнить Его миссию спасения грешных людей. Но Христос одержал победу над всеми искушениями.

Побежденный сатана удалился, но ненадолго. Он вернулся - за этим последовала Голгофа. Вся его сила была направлена на то, чтобы помешать Христу восстановить владычество, утраченное человеком. Это был для человека последний шанс на выживание.

В конце концов, сатане удалось при помощи предательства предать Христа в руки кровожадной толпы, и Он умер на Голгофе. Бог отдал Своего Сына, и Сын отдал Свою жизнь, чтобы изменить нашу с вами судьбу. Созерцая Голгофский крест, вся Вселенная увидела, что сатана - источник лжи и человекоубийца. Его сущность была явлена окончательно, когда он привел к смерти невиновного Сына Божия. Крест раскрыл всем и другую истину: Христос является Спасителем нашего мира.

О Своей смерти на кресте, принесшей спасение людям, Иисус сказал: «Ныне суд миру сему; ныне князь мира сего изгнан будет вон; и когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе. Сие говорил Он, давая разуметь, какою смертью Он умрет» (Иоанна 12:31-32).

Сатана направляет все усилия на истребление тех, ради кого Иисус принял смерть на Голгофском кресте, а Христос умер за каждого: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Иоанна 3:16). Слово Божие говорит: «К вам сошел диавол в сильной ярости, зная, что не много ему остается времени» (Откровение 12:12).

Велика ненависть сатаны к Богу, Его последователям и каждому праведному закону. Не имея и капли любви и сострадания, он заставляет человека терпеть физические, умственные и душевные мучения.

Но Бог сильнее сатаны - Он одержал победу. И Он дает нам заверение: «Ибо Я - Господь Бог твой; держу тебя за правую руку твою, говорю тебе: «не бойся, Я помогаю тебе» (Исайи 41:13).

Чтобы отразить все нападки сатаны, - необходима сила, она сокрыта в Боге. Попросить Его о помощи вы можете в простых словах, например, так: «Дорогой Отец Небесный, я благодарю Тебя за победу, которую Сын Божий одержал над сатаной в этом мире. Я благодарю Тебя за обещание, что Иисус дарует мне победу над дьяволом и греховной моей жизнью. Я благодарю, что Ты слышишь мою молитву. Во имя Иисуса Христа. Аминь».

Мысли вслух:

Источником добра является Бог: «Бог есть любовь» (1 Иоанна 4:8).

- Источником зла является сатана: «Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины; когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи» (Иоанна 8:44).

- Зарождение зла произошло на небе: «И произошла на небе война: Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них» (Откровение 12:7). Христос сказал: «Я видел сатану, спадшего с неба» (Луки 10:18).

- Причина падения Люцифера - гордость: «От красоты твоей возгордилось сердце твое» (Иезекииля 28:17).

- Дьявол ввёл в грех первых людей на земле. Он и сегодня ищет свои жертвы: «Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища кого поглотить» (1 Петра 5:8).

- Любовь Бога сильнее злобы сатаны: «Не бойся, ибо Я с тобою; Я помогу и поддержу тебя» (Исайи 41:10).

Имена богов и богинь смерти привлекают внимание современников. Имена Смерти вызывают интерес человека. Каждое имя — это не просто сочетание звуков: Имя несет в себе смысловую нагрузку.
Откроется ли Истина человеку после смерти? Что означают имена богов Смерти? Равны ли им по значимости имена богинь Смерти? Что представляет собой Смерть, и какие системы мировоззрения существуют на этот предмет?

Имена богов смерти — Имена богинь смерти

Кали (санскрит: काली: ), также она известна как Калика (санскрит: कालिका) . Кали (Кала) в индуистской космологии означает «Черная тьма», также означает «Время» или «Смерть» (как Настало время). Таким образом, Кали является богиней времени и перемен. Различные Shakta Шакта, Тантрических верований, поклоняются ей как высшей реальности: (буквально «спасительница вселенной») — в значительной степени, Кали это доброжелательная богиня-мать.

Кали является женской формой Калы («черная, темная»). Кала в первую очередь означает «время», в честь того, что была первой, до сотворения самого света. Кали — это субъект «вне времени». Кали прочно ассоциируется с Шивой, и Shaivas получил мужскую Кала (эпитет Шивы), произошел от нее. Кали — Тьма, которая была до сотворения Света. В санскрит словаре, Shabdakalpadrum, говорится: कालः शिवः. तस्य पत्नीति — काली. калах śivaḥ. тасйа patnīti Кали — «Шива кала от его супруги Кали».

Другое название — Каларатри («черная ночь»), и Калика (относящихся ко времени ). Имя Кали может быть использовано как имя собственное, или как описание цвета.

Ассоциация Кали с темнотой стоит, в отличие от ее супруга Шива, который проявляется после ее создания, и который символизирует все остальное творение после того, как было создано время.

Яма (индуизм). Яма — это не бог и не богиня: это божество в индуистской традиции.

Яма (санскрит: यम) является владыкой смерти в индуизме (записано в Ведах) . Яма относится к раннему слою индо-иранской теологии. В ведической традиции Яма был первым смертным, кто умер и усмотрел путь к небесной обители. Таким образом, в силу старшинства он стал правителем усопших. В некоторых местах, однако, он уже рассматривается как бог смерти. Название Яма может дословно означать «близнец», а в некоторых мифах он (Яма) работает в паре с сестрой-близнецом Ями.

Яма содержит полную отчетность по действиям человека на земле, и на момент его смерти принимает решения, во что ему превратиться, в высший или низший организм: в зависимости от их действия на земле (карма). «Яма приходит в определенное время, и никто не может остановить его прихода и изменить сроки смерти».

Аид (ᾍδης), (Гадес) — Король подземного мира и Бог мертвых и скрытых богатств Земли. Его супруга — Персефона .

Аид и Персефона

Eго атрибуты — ключи Аида, шлем тьмы, и трехглавый пес Цербер. Визг совы был священным для него. Несмотря на то, что он являлся старшим братом Зевса, как хтонический (подземный) бог, он не входил в число олимпийцев. У него не было престола на Олимпе, но он очень известен как один из трех сыновей Кроноса — сын Кроноса и Реи.

Харон — перевозчик душ умерших в царство Аида

Название Плутон стало более распространенным в классический период афинской литературы. А его жена Прозерпина — богиня подземного царства. Так Аид и Персефона перекочевали в римскую мифологию — их имена Плутон и Прозерпина.

В славянской мифологии есть богиня Мара . Ее имя у различных славянских народов имеет варианты — Marzanna, Marzena, Морана, Морена, Мора . Она описывается как богиня смерти. Но это идея сезонной смерти и возрождения природы после зимы. «Мара» слово означает «призрак», «видение», «галлюцинация» . «Мора» от слова «Мор» — морить, умирать. Ее имя также связывают с колдовством и ночными видениями.

У славян сохранился народный обычай: в день весеннего равноденствия, в ознаменование окончания зимы, поджигать соломенное чучело Мары и пускать его по воде. Мара (Марена) — царица ночи, жена Кощея

Хель — богиня смерти и мира теней. В скандинавской мифологии, великанша Хель председательствует в царстве мертвых — «идти в царство Хель», значит умереть. Верховный бог Один посылает к ней тех, кто умирает от болезни или старости. Хель «[говорит] с властью, как повелитель подземного мира».

Анубис — бог с головой шакала, связан с загробной жизнью в древней Египетской религии. Anubis — сын Нефтиды и бога Ра; Жена Анубиса — богиня Anput; Его дочь — богиня Kebechet . Имя Анубиса было вокализовано в египетских манускриптах как Анапа .
Шакал был тесно связан с кладбищами в Древнем Египте, так как это был мусорщик, который угрожал раскрыть человеческие тела и съесть их плоть. Характерный черный цвет Анубиса «не имеет отношения к шакалу [само по себе], но с цветом гниющей плоти и с цветом черной почвы , символизирующей возрождение».

Его имена связаны с его погребальной ролью — он покровитель умерших и их могил. Он тот, кто находится в месте бальзамирования и связан с процессом мумификации. Анубис также посещает весы в загробной жизни во время «взвешивания сердца» на весах Истины. В Книге Мертвых Анубис показан как выполняющий измерения, которые определяют достоинства умершего.

Во времена фараонов и строительства пирамид, Анубис был самой важной фигурой мифологии — Бог мертвых, но во времена Среднего царства он был заменен на Осириса.
Когда появился культ Осириса и Исиды , бог Анубис потерял свое главенство, а стал проводником в царство мертвых.


Осирис , а также Usiris; с египетского языка его имя по-разному транслитерировалось — Асар, Асари, Aser, Ausar, Ausir, Wesir, Usir, Usire или Ausare. Осирис — египетский бог, как правило, определяется как бог загробной жизни, подземного мира мертвых. Он был старшим сыном бога земли Геба и богини неба Телемы, был братом и мужем Исиды. Он классически изображается в виде человека с зеленой кожей и с бородой фараона; отличительной особенностью является ношение короны Атеф с двумя большими страусиными перьями по бокам, и в руках держит символические знаки. Исида иногда изображается как богиня с короной, охватывающей луну.

Как правителя мертвых Асара иногда называют «королем жизни» , так как Древние египтяне считали смерть благословенной, а мертвых «живыми». Культ Осириса (главного бога регенерации и повторного рождения) вызывал сильный .

Плутарх и другие отмечали, что жертвы Осирису были «мрачные, торжественные и скорбные …» (Исида и Осирис, 69), и что великий праздник тайны, отмечается в память о гибели бога, который, также как зерна посаженные в землю. «Смерть зерна и смерть бога одно и то же: зерновые отождествлялись с богом, который пришел с небес, чтобы быть хлебом, которым живет человек. Воскресение бога символизировало возрождение зерна» . Осирис воскрес из мертвых.

Индийские народы Северной Америки не имеют единой, унифицированной мифологии. Много различных племенных групп, каждая из которых имеет свою собственную теорию сотворения мира, появления первых людей, места человека во Вселенной, и жизни и дел богов и богинь. Однако, несмотря на огромное разнообразие мифических тем коренных американцев, в основе всех мифов лежит идея, что все духовные силы связаны с миром природы.

Индийские боги, богини, божества
Manitou — Верховный правитель и хозяин жизни
Agugux — Верховный бог и творец (Алеуты, Аляска)
Manibozho — Творец земли и смертных (Algonquin, Центральная Канада и северо-восток США)
Teoyaomqui — Бог мертвых воинов (Ацтеки, Центральная Мексика)

Человек – единственное существо, осознающее конечность своего бытия.
В каждой мифологической системе было место для бога смерти.
В разных культурах, в разных уголках земли его изображали по-разному, однако у всех этих божеств были схожие черты.

Оборванная нить

Функции бога смерти варьировались:
это могло быть существо, забирающее душу человека в момент умирания, проводник, сопровождающий душу в царство мертвых, и непосредственно властелин этого царства.
При этом следует заметить, что сам срок жизни человека обычно определялся другими богами, которых можно назвать богами судьбы.

Наиболее известные – древнегреческие мойры, одна из которых, Клото, прядет нить человеческой судьбы, другая – Лахесис, определяет длину этой нити, а третья – Атропос режет ее ножницами в нужный момент.

Таким образом, бог смерти не решает, кому жить, а кому умереть, он – всего лишь исполнитель.
Но при этом его могущество зачастую столь велико, что даже верховный бог не в силах навязать ему свою волю.

Смерть и сон

Поскольку древнегреческая мифология хорошо известна современному человеку, мы коротко расскажем о ее богах смерти.
Это властелин царства мертвых Аид, проводник душ в загробный мир. Гермес (он же – бог торговли, плутовства, обмана, воровства и красноречия, в общем, довольно многофункциональное божество), а также непосредственно бог умирания – Танатос.

Среди прочих богов Танатос не пользуется уважением, кроме того, считается, что он равнодушен к жертвам, приносимым человеком, ибо смерть, как известно, неумолима.

Танатос – брат Гипноса, бога сна.
Греки часто изображали их – смерть и сон – рядом, в виде белого и черного юношей.
Черный держал в руке погасший факел, символ закончившейся жизни.

«По мрачным полям царства Аида, заросшим бледными цветами асфодела, носятся бесплотные легкие тени умерших .
Они сетуют на свою безрадостную жизнь без света и без желаний .
Тихо раздаются их стоны, едва уловимые, подобные шелесту увядших листьев, гонимых осенним ветром .
Нет никому возврата из этого царства печали» ,
– так описывает царство Аида Николай Кун в книге «Легенды и мифы Древней Греции».
Малоприятное место, в которое жизнелюбивые греки совершенно не хотели попадать.

Сердце на весах

Древние египтяне почитали Анубиса, бога, которого изображали в виде человека с головой шакала.
Интересно, почему именно шакал стал символом подобного божества?

Шакал – мелкий хищник, по внешнему виду напоминающий волка.
Нельзя сказать, что это очень опасное для человека животное.
Однако есть особенности, делающие этого зверя одним из символов смерти.
Во-первых, в рационе шакала заметное место занимает падаль, во-вторых, этот зверь издает резкий вой, напоминающий вопль отчаяния, а в-третьих, шакал необыкновенно хитер и дерзок.

Анубис – проводник душ умерших в загробный мир, а также участник суда Осириса.
Именно Анубис держит в своих руках весы Истины, на одной из чаш которых лежит сердце покойника, а на другой – перо богини Маат, символ справедливости.
Если сердце человека столь же легкое, как и перо, то умерший отправляется в рай – прекрасные и плодоносные поля Иару.
Если же сердце тяжелее пера Маат, то покойника ждет незавидная участь – его пожрет Амат, чудовищный лев с головой крокодила, т.е. случится смерть после смерти, на этот раз окончательная и бесповоротная.

Сине-белая Хель

У древних скандинавов миром мертвых правила Хель, дочь коварного бога Локи и великанши Ангробды из Железного леса.
Выглядит Хель весьма непрезентабельно – высокого роста, половина тела – черно-синяя, половина – мертвенно-бледная.
В некоторых версиях мифа есть упоминание о том, что бедра и ноги Хель покрыты трупными пятнами. Очевидно, внешний облик Хель – как и, например, представление смерти в виде скелета – это перенесение черт трупа на образ самого бога смерти.

Царство Хель – Хельхейм – место довольно унылое:
там темно и холодно. Правда, не все умершие попадают в царство сине-белой Хель.

Скандинавская мифология создала образ так называемой Валгаллы – своеобразного рая для доблестных воинов.
Под руководством Одина они каждый день сражаются, убивая друг друга. Но лишь завершается битва – и павшие воскресают, чтобы, сев за один стол со своими победителями, начать пир.
Воины – люди, несущие смерть, но и сами рискующие своей жизнью, – в итоге как бы побеждают смерть, вечно умирая и воскресая.

Любовь и смерть

В синтоизме – традиционной религии Японии – о загробном мире рассказывается следующее.
Идзанаги и Идзанами – божественные супруги – создали землю и всех, кто ее населял.
Идзанами родила на свет других богов:
богиню солнца Аматэрасу, бога луны Цукиеми, бога ветра Сусаноо.
Но когда на свет появился бог огня Кагуцути, он опалил свою мать, и та тяжело заболела, а затем, оставив мужа и детей, отправилась в Еми, страну вечного мрака.

Идзанаги был безутешен.
Он отправился вслед за женой, чтобы найти и вернуть ее в мир живых. Путь был долог, и чем дальше бог шел, тем меньше видел – вокруг сгущалась тьма. И, наконец, когда глаза его ничего не могли различить во мраке, он услышал голос Идзанами. И этот голос сказал, что он пришел слишком поздно.

Идзанаги хотел в последний раз взглянуть на свою супругу и, хотя та просила его не делать этого, зажег огонь.
То, что он увидел, заставило Идзанаги содрогнуться:
его некогда прекрасная супруга превратилась в чудовище, которое окружали не менее уродливые твари. Эти порождения Еми бросились на него, так что бедный бог едва унес ноги.
Вернувшись в мир, где светило солнце, Идзанаги провел очистительный обряд, чтобы царство мертвых более не имело над ним власти.

Этот японский миф, напоминающий своим сюжетом историю об Орфее и Эвридике, демонстрирует нам веру древнего человека во всемогущество смерти – даже бог не в силах освободить возлюбленную из царства мрака. Мало того, само пребывание в Еми превращает богиню в чудовище – так же, как смерть и разложение превращают красавиц в отвратительные трупы.

Интересно, что схожий миф об уходящей в подземное царство богине есть и у аборигенов Новой Зеландии маори.
Очевидно, тема поисков супруги в царстве смерти – один из универсальных мифологических сюжетов, порожденный горькой реальностью, в которой смерть зачастую разлучает любящих.

«Стильная» преисподняя

Если мы перенесемся на другой конец света – в Америку, то увидим, что здешнее божество смерти во многом схоже с вышеописанными.
В мифологии ацтеков Миктлантекутли – владыка загробного мира Миктлан – изображался в виде окровавленного скелета или человека с черепом вместо головы.

Это жуткое существо не чуждо своеобразной эстетики:
его голова украшена перьями совы, а на шее ожерелье из человеческих глаз.
Спутники бога – летучая мышь, паук, сова… и супруга, Миктлансиуатль.

Ее также изображали в виде скелета или женщины с черепом вместо головы. Эта экстравагантная дама одета в юбку из гремучих змей.

Живет супружеская чета в доме без окон, расположенном в самой нижней, девятой преисподней Миктлана.
Чтобы попасть к ним в гости, умерший проделывал нелегкий путь, длившийся четыре дня.
Ему необходимо было пройти между двумя горами, которые могли обрушиться на него в любую секунду, спастись от змеи и крокодила, преследующих его, пересечь восемь пустынь, взойти на восемь гор, стерпеть ледяной ветер, мечущий в него камни и острые обсидиановые лезвия.
И лишь потом, выйдя на берег подземной реки, умерший встречал проводника – маленькую собаку с рубиновыми глазами.
На ее спине он пересекал реку, за которой начинались владения Миктлантекутли.

Покойник приносил богу смерти дары – то, что родственники положили в его могилу. Миктлантекутли оценивал щедрость покойника и определял его место в одной из девяти преисподних.
И ни в одной из них ничего хорошего покойника не ждало.

Этой участи избегали лишь погибшие в бою воины (а также принесенные в жертву пленники), которые попадали в мир, напоминающий скандинавскую Валгаллу.
Кроме того, отдельный мир с неплохими жилищными условиями существовал для утопленников, считавшихся избранниками бога воды. Особое обиталище – «дом маиса» – было у женщин, умерших во время родов. По ночам они возвращались на землю в виде призраков, тревожа живых и предвещая беду.

Увы, тех, кто ушел навеки, в земном мире не особенно жаждут видеть.

Текст: Эмилия ГАЛАГАН

Журнал Тайны XX века

В разных религиях мира есть божества, которые непосредственно связаны со смертью. В одном случае - это проводники душ в другой мир, в другом - подземные божества и правители загробного мира, а в третьем - тот, кто забирал душу человека в момент смерти. Интересно, что все эти существа управляли мертвыми, но никак не определяли, сколько же человеку жить.

Для человека смерть, как и рождение, является важнейшей составляющей жизни. Именно поэтому боги смерти являются важной составляющей религии и мифологии, могущественными и властными. В некоторых культах верующие даже поклоняются им. О самых известных богах смерти и пойдет речь.

Аид и Танатос. Древнегреческая мифология известна многим. Бог подземного царства в ней - Аид, являлся братом самого Зевса. Ему после разделения мира досталось подземное царство, которое он и стережет. Проводником сюда является Гермес, который вообще довольно многогранное божество. Существовал у греков еще и бог умирания - Танатос. Но его другие обитатели Олимпа не особенно уважали, считая равнодушным к жертвам человека. Танатос являлся братом бога сна, Гипноса. Греки часто изображали смерть и сон рядом, как черного и белого юношей. У Танатоса в руках был погасший факел, символизирующий конец жизни. А царство самого Аида описывали, как мрачные поля с бледными полями. Там обитают бесплотные невесомые души, которым жалуются на унылую жизнь без света и желаний. И в этом царстве раздаются тихие стоны, как шелест увядших листьев. Вернуться же из царства печали Аида нет никакой возможности. Неудивительно, что греки боялись попадать сюда. Мрачный Аид считался олимпийским богом, поднимаясь наверх по делам. Его женой была Персефона, дочь Зевса и Деметры. Отец разрешил ей две трети жизни проводить на земле. С царством мертвых и Аидом связано немало легенд. Тут и Сизиф, который за свой обман смерти был приговорен вечно поднимать один и тот же камень. А Орфею в знак признания его талантов Аид даже разрешил забрать свою Эвридику. Были у Аида и свои бессмертные помощники - чудовища и божества. Самым известным из них является Харон, который перевозил умерших через реку Стикс.

Анубис и Осирис. Анубис для древних египтян считался проводником в мир умерших. Его изображали в виде человека с головой шакала. И нельзя сказать, что это животное для символа бога было выбрано наугад. Дело в том, что шакал внешне является мелким хищником, от которого угрозы первоначально не ждешь. Но животное действительно может символизировать смерть. Шакалы питаются мертвечиной, их вой напоминает вопли отчаявшихся, также это очень хитрое существо. До появления культа Осириса именно Анубис являлся главным божеством Западного Египта. Осирис же являлся отцом этого проводника и царем загробного мира. Вместе со своим сыном он судил умерших. Анубис держал в своих руках весы Истины, на одну из чаш которых клали сердце человека, а на другую - перо богини Маат, символизирующее справедливость. Если сердце оказывалось таким же легким, то умерший попадал на прекрасные и плодоносный райские поля. В противном случае его пожирал чудовищный монстр Амат - лев с головой крокодила. И это уже означало окончательную смерть. По одной из легенд Осирис был фараоном Египта, научив людей земледелию, виноделию и садоводству. Убитый своим братом, Сетом, Осирис был собран по частям и воскрешен Ра. Но божество решило не возвращаться на землю, оставив ее своему сыну Гору. Осирис же выбрал для себя царство мертвых.

Хель. В мифологии древних скандинавов царством мертвых правила Хель. Она была дочерью хитрого бога Локи и огромной великанши Ангробды. В мифах рассказывается, что Хель унаследовала от своей матери высокий рост. Это была богиня наполовину темно-синей, а на половину - мертвенно бледной. Неслучайно ее еще называли Сине-белой Хель. Говорили, что бедра и ноги богини были покрыты трупными пятнами и оттого разлагались. Это было связано с тем, что смерть представлялась в виде скелета, на образ Хель переносились черты трупа. Ее царство является унылым местом, где холодно и темно. Считалось, что Хель получила власть над царством мертвых от Одина. Туда попадают все умершие, за исключением героев, забранных валькириями в Вальхаллу. Там воины сражаются, убивают друг друга и воскрешают снова и снова. Так они показывают победу над смертью. Самое известное упоминание о богине встречается в мифе о Бальдре. После смерти он оказался пленником Хель. Он почти смог вырваться из царства мертвых, но хитрый Локи помешал этому. Древние скандинавы считали, что когда состоится Последняя битва - Рагнарек, Хель поведет армию мертвецов штурмовать небеса.

Идзанами. В синтоизме этой богине приписывают власть над творением и смертью. Вместе со своим мужем Идзанаги она создала землю и всех ее обитателей. После этого Идзанами родила нескольких других богов, которые смогли управлять миром. Вот только Кагуцути, бог огня, опалил свою мать, и та после тяжелой болезни отправилась в страну вечного мрака, Еми. Не помогли даже мольбы и слезы любимого. Но Идзанаги не смог жить без нее и отправился за любимой. Но во мраке он услышал голос жены, которая сказала ему, что уже поздно изменить что-либо. Тогда Идзанаги зажег факел, чтобы в последний раз посмотреть на любимую. Вместо нее он увидел чудовище, истекающее гнем и окруженное монстрами. Порождения тьма набросились на Идзанаги, тот еле успел бежать, закрыв проход в царство мертвых скалой. Интересно, что этот миф чем-то схож на сказание об Орфее и Эвридике. Поиски своей любимой в царстве мертвых - это вообще популярный в мифологии сюжет. В реальности люди часто расстаются из-за смерти одного из супругов. Вот и появляются мифы о том, как почти удалось вернуть любимых из царства мертвых.

Миктлантекутли. В Южной Америке царство мертвых и ее властелин изображались похожим в других культурах образом. У ацтеков богом загробного мира был Миктлантекутли, который выглядел, как окровавленный скелет или же просто человек с черепом на месте головы. Жуткий образ сопровождался стильными совиными перьями на голове и ожерельем из глаз людей на шее. Сопровождают бога летучая мышь, сова, паук и жена Миктлансиуатль. Ее изображали похожим образом, к тому же у нее была еще и юбка из гремучих змей. А живет пара в доме без окон, расположенном на дне Преисподней. Чтобы попасть к ним в гости, умершему приходилось проделывать четырехдневное путешествие. И путь был нелегким - между рушащимися горами, по пустыням, преодолевая ледяной ветер и спасаясь от змей и крокодилов. А на берегу подземной реки умерший встречал проводника в виде небольшой собачки с рубиновыми глазами. На своей спине она и перевозила души во владения Миктлантекутли. Покойник отдавал богу те дары, которые ему положили в могилу родные. По степени богатства подарков Миктлантекутли и определял, на какой уровень преисподней отправить новичка. Надо сказать, что ничего хорошего там не было. Только погибшие в сражении воины и принесенные в жертву пленники попадали в особый мир, наподобие Вахаллы. Отдельный загробный мир был у утопленников, которых считали гостями бога воды. Да и у женщин, скончавшихся во время родов, было свое обиталище.

Сатана. В иудаизме, христианстве и исламе это главный противник небесных сил. У этого бога есть немало имен, самые известные - Люцифер, Дьявол, Мефистофель, Веельзевул, Шайтан. Библия рассказывает, что Сатана был изначально ангелом, совершенным и мудрым. Но обитатель Эдема возгордился и пожелал быть равным самому Богу. Тогда его низвергли на Землю вместе с друзьями, которые стали демонами. Именно Сатана и виновен в изгнании людей из рая, соблазнив Еву вкусить запретный плод познания. А в иудаизме Сатана всего лишь ангел-обвинитель, который позволяет человеку сделать выбор. Это божество отождествляется с дурными наклонностями и ангелом-смерти. Пасть Сатаны часто считалась входом в ад, попасть туда означало быть сожранным Дьяволом. Общепринято считать, что именно Сатана и руководит адом, куда попадают все грешники. А забиралась жизнь у людей с помощью посланных Богом ангелов смерти. Самими известными из них считались Абаддон и Азраил.

Эрешкигаль. Название этой богини дословно обозначает «великая подземная госпожа». У шумеров Эрешкигаль являлась хозяйкой подземного царства Иркаллы. Ее старшей сестрой была Инанна (Иштар), богиня любви и плодородия, а мужем - Нергал, бог подземного царства и солнца. У Эрешкигаль в подчинении было семь судей подземного мира. Существовал в Вавилоне и посвященный богине храм, в Куте. У шумеров Иштар олицетворяла весну и лето, а Эрешкигаль - осень и зиму, то есть смерть и увядание. Позднее ее наделили властью и над загробным миром и смертью. Одна из самых известных песен об Эрешкигаль говорит о ее коварстве, о том, как она заставила Иштар пожертвовать своим супругом. Есть и известный миф о том, как она вступила в брак с Нергалом. Эрешкигаль отказалась присутствовать на пире небожителей. Чтобы наказать ее, в царство мертвых был послан воинственный Нергал. Но он не только не покарал ее, но и взял богиню в жены, оставшись с ней в Иркалле.

Оркус и Плутон. У древних римлян первоначально богом смерти считался Оркус. Еще у этрусков он считался мелким демоном, но затем его влияние расширилось. Его изображали бородатым и крылатым веществом, который забирает человеческие души в свое царство. Ставший загробным правителем, Оркус вобрал в себя черты другого подобного божества, Дис Патера. А позже он сам стал частью образа бога Плутона. Плутон являлся римским вариантом Аида, вобрав многие его черты. Он считался братом Юпитера и Нептуна. Плутон считался гостеприимным богом, вот только никого обратно не отпускал. Сам бог появлялся на поверхности земли редко, исключительно для выбора очередной жертвы. Говорили, что Плутон ищет на земле трещины, чтобы лучи солнца не могли бы осветить его мрачное царство. А ездит он на колеснице, запряженной четверкой черных лошадей. Женой же его считается богиня растений Прозерпина, которая царит с ним в подземном мире.

Санта Муэрте. Если о большинстве религий мы говорим в прошедшем времени, то Санта Муэрте распространена и сегодня. Этот культ присутствует главным образом в Мексике, но встречается и в Америке. Люди поклоняются одноименному божеству, которое и является воплощением смерти. Этот культ родился на основе смешения мифов аборигенов Мексики и католицизма. Для местных жителей вполне естественно поклоняться подобным божества, что проявляется в праздновании «Дней Мертвых» даже среди католиков. Поклонники Санта Муэрта полагают, что обращенные к ней молитвы доходят, и она может исполнять желания. В честь божества строят часовни. Само оно представляется, как женский скелет в платье. Жертвоприношениями же являются сигареты, шоколад и алкогольные напитки. Наиболее фанатичные верующие даже совершают в честь богини ритуальные убийства. Бедных людей эта религия привлекает тем, что перед Санта Муэрте все равны, в том числе и преступники. Власти Мексики объявили культ сатанистским, проводя репрессии против его поклонников. Да и представители католической церкви объявили, что у этой религии нет ничего общего с христианством. Но число последователей Санта Муэрте все равно растет.

Барон Самди. Это божество присутствует в религии вуду. Барон Самди связан не только с мертвыми и смертью, но и с сексом и появлением на свет детей. Изображают божество в виде стильного скелета, на котором красуется черные фрак и цилиндр. Он выглядит, как будто гробовщик. Да гроб к тому же является еще и его символом. На Гаити на каждом новом кладбище полагается посвящать первую могилу именно Барону Самди. Он может вселяться и в людей, делая их помешанными на еде, алкоголе и сексе. Барон Самди считается также покровителем бандитов. А празднование Дня мертвых на Гаити превращается по сути в бенефис божества. У его могилы собираются паломники. Они распевают в его честь песни, курят и пьют крепкий ром. Крест же на могиле Барона вовсе не христианский, а символ перекрестка дорог.

Яма. В буддистской традиции это божество отвечает за судьбу умерших и распоряжается адом. Мир Ямы именуется «небесами без сражений» - это первый уровень, который никак не связано с нашей жизнью и ее проблемами. В Китае считается, что Бог Смерти Яньло-ван живет в подземном мире Юду. В его руках щетка и книга с судьбами умерших. Сам правитель имеет лицо лошади и голову быка. Стражники приводят к Яньло-вану души людей, а он вершит суд. Добродетельные удачно перерождаются, а грешники попадают в ад или перерождаются в других мирах. В Китае Яньло-вана рассматривают больше, как чиновника, нежели как божество. У тибетцев роль Яма играет Шиндже, владыка смерти. Он занимает центральное положение в описании жизни после смерти. Легенды гласят, что Шиндже сидит в самом центре ада и определяет дальнейшие судьбы душ.